Железная дорога некрасов проблема. «Железная дорога». Анализ. О поэтичности стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога"

Стихотворение «Железная дорога» написано Некрасовым в 1864 году и напечатано в журнале «Современник». Николаевская железная дорога строилась с 1942 по 1952 гг. и позволила проделать путь, на который раньше тратилась целая неделя, за сутки. Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги Москва-Петербург своеобразно: он прочертил дорогу на карте под линейку, по лесам и болотам. Цена такого проекта – человеческие жертвы и работа в невозможных условиях.

Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость. Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г., при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.

Литературное направление, жанр

Некрасов считается певцом гражданской лирики, поэтом реалистического направления. В целом стихотворение носит обличительный характер и действительно является образцом гражданской лирики. Но его первая часть – прекрасное лирическое стихотворение.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 частей. Они объединены сюжетом, образом лирического героя-рассказчика и его соседей по вагону: генерала с сыном Ваней, чей диалог о строителе дороги является эпиграфом.

Первая часть – описание осенней русской природы, которую рассказчик видит из окна поезда. В природе нет безобразья, она совершенна.

Вторая часть контрастирует с первой. Это монолог рассказчика, проявляющий несовершенство общества. Ване рисуется картина страданий строителей железной дороги – русского народа. Рассказчик описывает сонм бедняков, умерших при строительстве, так что впечатлительный мальчик даже робеет. Основная мысль содержится в последних трёх строфах: нужно уважать трудолюбивый народ, потому что он многое вынес и благодаря этой выносливости придёт к счастливому будущему. Некрасов точно подмечает менталитет народа, способного веками терпеть страдания. Сегодня фраза «Жаль только – жить в эту пору прекрасную Уж не придётся - ни мне, ни тебе» приобрела ироническое значение «никогда», которое Некрасов в свои стихи не вкладывал.

Третья часть – это возражения отца-генерала. По его мнению, народ, склонный к пьянству, не способен создать ничего великого, а может только разрушать. Папаша предлагает показать Ване светлую сторону.

В четвёртой части рассказчик сообщает Ване, что после строительства дороги наградой рабочим была бочка вина и прощение недоимки, которую насчитали каждому хитрые подрядчики.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем в первой части, который в остальных частях чередуется с трёхстопным с укороченной последней стопой. Этот ритм лучше всего передаёт стук колёс поезда. Чередование женской и мужской рифмы в первой строфе, описывающей природу, сменяется чередованием дактилической и мужской в одних строфах и женской и мужской в других. Рифмовка в стихотворении перекрёстная.

Тропы и образы

Первая часть написана в лучших традициях пейзажной лирики. Природу характеризуют эпитеты славная осень, здоровый, ядрёный воздух, лёд неокрепший, речка студёная, ясные, тихие дни . Некрасов пользуется яркими сравнениями: лёд похож на тающий сахар, в листьях можно выспаться, как в постели.

Для описания голода как первопричины народных несчастий Некрасов использует олицетворение. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами контрастируют со страшной картиной смерти: дороженька, столбики, Ванечка – и косточки русские . Истинное мастерство проявил Некрасов, описывая портреты несчастных. Невозможно забыть высокорослого, больного белоруса. Особенно трогательна такая деталь: даже после смерти привидение белоруса механически долбит мёрзлую землю лопатою. Привычка к труду доведена у народа до автоматизма. Вторая часть заканчивается символическим образом широкой ясной дороги и прекрасной поры.

В третьей части, монологе генерала, почти нет тропов. Речь генерала ясна, однозначна и лишена образов, в ней преобладает логика. Только эпитет светлая сторона неконкретен, чем спешит воспользоваться рассказчик.

В четвёртой части, сохраняя краткий и логичный стиль генерала, лирический герой описывает «светлое будущее» рабочих.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»

Открытый урок по литературе на тему:

«Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»

Выполнила: учитель

русского языка и литературы

Хусеева Ц.Н.

Яшкуль, 2012

Конспект урока литературы в 7 классе.

«Н.А.Некрасов. Стихотворение « Железная дорога».

Тип урока: Комбинированный.

Цель: Проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова, определить его тему и идею.

Задачи:

Образовательные : Научить анализировать прочитанное:

Определять тему и идею произведения;

Выделять композиционные части;

Видеть средства художественной выразительности в тексте.

Повторить пройденное.

Развивающие: Развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы.

Воспитательные : Воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.

Методы : частично-поисковый и репродуктивный

Формы : коллективная и индивидуальная

Методические приемы : чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя, индивидуальная беседа, работа со словом, работа по вопросам, анализ стихотворения, составление плана, эвристическая беседа.

Средства обучения : портрет Н.А.Некрасова, учебник литературы, тетрадь, индивидуальные карточки с тестами.

Структура урока :

1 этап - организационный

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Организация внимания

2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний.

Проверка домашнего задания

Актуализация ранее полученных знаний

Постановка учебной цели.

3 этап - обучающий

Организация процесса восприятия, осознания и осмысления текста стихотворения.

4 этап - закрепление и первоначальный контроль изученного материала

Тестирование

5 этап - подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Ход урока

1 этап.

Орг.

Момент .

2 этап.

3 этап.

Слово учителя.

Тема урока: Картины подневольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога».

Цель нашего урока: проанализировать это стихотворение, определить его тему и идею.

Главной темой своего творчества Николай Алексеевич Некрасов сделал судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к простому крестьянину, человеку труда. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862 году.

История создания стихотворения.

Стихотворение было опубликовано в 1865 году. Некрасов говорил, что, то было время надежд, которым не суждено было сбыться. В 1961г. Александр 2 отменил крепостное право, официально народ был освобожден, но от последствий многовекового рабства невозможно было избавиться сразу. Некрасов считал, либеральные реформы Александра 2 обманом и высказал свое негативное отношение к реформам в таком стихотворении, как «Железная дорога». В этом стихотворении Некрасов воспроизводит картины строительства железной дороги между Петербургом и Москвой 1842-1852 гг. Руководить строительством Николай 1 поручил графу П. А. Клейнмихелю, деспоту и казнокраду. Чтобы щегольнуть перед царем быстротою стройки, Клейнмихель не щадил здоровья и жизни рабочих.

Откройте учебники. Работаем с текстом

- С чего начинается стихотворение «Железная дорога»?

- Что такое эпиграф?

Посмотрите на эпиграф Некрасова.

- Чем он необычен?

-Что обычно в качестве эпиграфа?

- А что у нас?

- Как вы считаете, каково его значение?

- Какова его роль?

Какое значение имеют ремарки?

Что такое ремарка? В пьесе: пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения, действующих лиц, их внешнего вида.

Как построено стихотворение?

Стих «Железная дорога»

План:

1) Осенний пейзаж

2) «Правда» поэта

- царь – голод

- песнь мертвецов

- белорус

- мысли о будущем народа.

3. Мнение генерала «народ-варвар»

4. «Светлая сторона» жизни

-Внимательно прослушаем 1 часть.

(чтение 1части наизусть)

- Что представляет собой 1 часть?

Запишем в тетрадь:

1 часть. Осенний пейзаж.

1. Почему Некрасов начинает свою поэму с описания тихой благодатной картины природы?

2. Что же вам показалось особенным в этом пейзаже?

-Какова лексика 1-й части?

3) - С помощью, каких изобразительно- выразительных средств создается это радостное настроение необыкновенной осени?

- Какие средства вы знаете?

Давайте найдем их в тексте.

4)

Всюду родимую Русь узнаю…

Почему родимая, а не родная Русь, ведь это слова синонимы?

5. Определите размер.

6. Впервые образ железной дороги появляется в конце 1 главы:

Быст р о ле ч у я по р ельсам ч угунным,

Д ум аю д ум у свою…

В песенной напевности 4-стопного дактиля явно прослушивается ритм движения поезда, усиливаемый аллитерацией и ассонансом. (Звук «у» создает монотонность, тяжесть, душевную тяжесть.)

Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием.

Ассонанс (фр. Ассонанс - созвучие)- повтор в строке, в строфе, в фразе, порой даже в прозаическом фрагменте однородных гласных звуков.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Так еще ни слова не сказав о том, кто построил дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, о народе, о труде.

Перейдем ко 2-й главе.

-Что можно сказать о построении 2ч?

Вторая глава – центральная в произведении. Это своеобразный поэтический ответ Некрасова на утверждение генерала, что дорога была построена графом Клейнмихелем.

1. Какой ценой была построена дорога? Кто тот всемогущий «царь», согнавший людей на эту стройку? Почему поэт не желает «держать» Ваню в «обаянии» , обмане?

2. Возражая генералу, поэт просит разрешения «показать» Ване правду. Почему не рассказать?

3. Труд этот, Ваня, был страшно громаден –

Не по плечу одному!

Кто же, по мнению поэта, истинный строитель дороги?

4. Кто согнал на этот «громадный » труд тысячи людей? Почему поэт называет голод «царем»?

(Картина)

5. Многие – в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Как вы понимаете прозвучавшие строки?

6. Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские…

Сколько их? Ванечка, знаешь ли ты?

Внезапно преображается лунный пейзаж, в нем все больше и больше проступают мрачные, трагические краски. Родная сторона прекрасна, но и печальна. Почему же теперь «рельсы чугунные» Некрасов называет «дороженькой»? Почему в одной строфе так много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, столбики, косточки (не кости!), Ванечка?

7. Чтение «Песни мертвецов».

Начинается страшное. Как в балладах (Жуковского, Лермонтова) – мертвецы встают из могил

Это живописное видение поэта. Перед нами художник, рисующий жизнь в картинках, обращенных к нашему сердцу и разуму . Мчится по рельсам поезд. Но что это? Стук колес? Вой ветра за морозными стеклами? Чу! Прислушайтесь, - словно говорит поэт. Сперва нам видна тень странной толпы, упавшая на вагонные стекла. А потом и сами мертвецы побежали по сторонам дороги, обгоняя поезд. Светлая лунная ночь наполняется стонами, звоном ржавых лопат, скрежетом зубов, песней-плачем. Краски сменяются звуками, страшными. Почему для столь мрачной картины поэт избирает лунную ночь?

8. Не ужасайся их пения дикого!

С Волхова, с матушки Волги, с Оки,

С разных концов государства великого-

Это все братья твои – мужики!

Откуда пришли на строительство дороги эти «мирные дети труда»? Почему так внезапно поэт обрывает это «пение дикое»?

9. Поэт называет мужиков-крестьян братьями Вани. Это генеральского-то сына?

10. Почему поэт, чувствуя, что Ваня напуган страшным рассказом, так горячо убеждает мальчика:

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,

Ты уж не маленький, волосом рус…

11. Опишите портрет простого человека, белоруса?

12. Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять…

Вновь противоречие? Что же тут перенимать? Эту бессмысленную работу?

13. Почему 2 глава завершается восторженными словами во славу народного труда?

14. Обратите внимание на предпоследнюю строфу главы. В 4-х строках повторяется четырежды одно и то же слово: «вынес», «вынесет», но одинаков ли смысл этих глаголов?

15. Вдумайтесь в сочетание «дорогу железную»: Поэт делает ударение на слове «железная», он подразумевает переносный смысл.

16. «Вынесет все, что Господь ни пошлет!» Почему поэт употребил будущее время глагола?

III глава. 1) Что мы слышим? Что это предвещает?

2) Открывается пробуждением Вани. Оказывается, толпа мертвецов лунной морозной ночью – это … «сон удивительный». В чем начинает уверять мальчик отца?

3) . Поверил ли генерал словам сына?

4). Да, генерал не поверил в Ванин сон и решает в споре с поэтом, внушившем мальчику правду об истинных строителях дороги, высказать свою точку зрения. Подумайте, в чем заключается эта убежденность генерала. Как он относится к народу? Ведь облачил же он Ваню в простонародный кучерский армячок. Каким он видит народ?

3. Можно ли согласиться с генералом?

4. Поэт пытается возражать генералу, говоря, что все он рассказывал не для него, а для Вани. Мы вместе с поэтом становимся словно соучастниками напряженной схватки за душу ребенка. Кто победит в этой борьбе: поэт или генерал?

4 часть. Окончание работ.

« Светлая сторона» жизни.

Как построена 4 часть стихотворения?

И вот «почтенный» лабазник (торговец)- купец едет смотреть свои работы. Вглядитесь, как он обрисован поэтом. С каким чувством изображает его Некрасов? Сравните его с портретом несчастного белоруса.

Каков заработок?

Как народ откликается на поздравления лабазника?

Вот вам и «светлая сторона» жизни – замученные люди искренне радуются.

Подведем итог: О чем стихотворение?

Определим главную тему произведения

(Самостоятельно)

Тема: родины и судьбы народа- труженика .

- -Какая основная идея стихотворения?

Идея: Истинный строитель дороги

Народ- труженик.

Сделайте вывод

-Почему стихотворение посвящено детям?

С. Маршак: «…не для того, чтобы напугать или разжалобить читателя, была написана Некрасовым «Железная дорога». Стихи эти суровы и трезвы. Посвященные детям, они зовут растущих людей к действию, к деятельности. Они говорят о будущем, когда народ, который «вынес и эту дорогу железную», вынесет все – и «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»

Слова Чуковского: « Самые мрачные строфы «Железной дороги » вовсе не те, где изображаются бедствия людей, а те, где поэт говорит об их терпимости, их всегдашней готовности смиренно прощать своих мучителей».

Поэт показал Ване удручающую картину примирения народа со своими угнетателями, торжества толстого подрядчика и «грамотеев-десятников».

Тесты.

Взаимопроверка

Рефлексия. Подведем итог урока.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

Каких результатов достигли?

Выучить наизусть отрывок из ч. 2 последние 3 строфы.

С эпиграфа.

Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата) которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Обычно в качестве эпиграфа пословица, цитата, а здесь отрывок из разговора в вагоне, разговор мальчика с отцом. Этот разговор построен как сцена из пьесы: обозначены действующие лица, их реплики предваряются авторскими ремарками.

Эпиграф играет роль повода для написания стихотворения. Стихотворение является как бы ответом на разговор, спорит с утверждением эпиграфа, что дорогу построил граф Петр Андреевич Клейнмихель.

Кто строил дорогу?

Проверка справедливости этого мнения становится главной поэтической задачей стихотворения.

По ремаркам можно судить об участниках разговора: Ваня одет в кучерский армячок, это народная одежда, а он сын генерала (папаша в пальто на красной подкладке, то есть в генеральской шинели). Таким образом, кучерский армячок лишь маскарад, подделка под народность либерального «папаши».

4 части.

Это пейзаж осенней природы.

Ощущаем трепетное чувство поэта к природе, которая излечивает душу.

Поэт создаёт прекрасную осеннюю картину самыми «простыми» красками. У Некрасова воздух здоровый, ядреный (свежий), речка студеная, лед, как тающий сахар; увянувшая трава у леса напоминает мягкую постель, в которой можно выспаться. Эта славная осень вливает в душу поэта бодрость, силы. Поэту всё отрадно видеть: ковер из осенних листьев, морозные ночи. Он восхищается красотой природы, глубоко любит свою родину.

Поэт нашел для своего описания самые безыскусные, «народные» слова, которые придали этому пейзажу удивительную красоту и убедительность:

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Лексика создает радостное настроение.

Эпитеты – усталые силы

Студеная речка, морозные ночи

Ясные, тихие дни.

Метафора - употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства между предметами (осень славная, воздух здоровый, ядреный,

Безобразье в природе)

Олицетворение - воздух бодрит

Сравнение - лед, как тающий сахар; лес, как мягкая постель;

Листья, как ковер

Повтор - славная осень!

Инверсия – на речке студеной;

Лечу я; по рельсам чугунным.

Поэт называет родину родимой Русью по-народному. Та в народных песнях пелось о матери. Матушка родимая – та, что родила тебя и вырастила. Немного позже Некрасов скажет в своей поэме: «Матушка - Русь».

3-х ст. дактиль- трехсложный размер стиха, в котором ударение падает на 3 слог.

Итак, Железная дорога, по которой едет поэт, становится поэтическим образом его родной земли, родины. Но, любуясь красотой этой земли, поэт не может не думать о страданиях ее народа.

Ваня умен, пытлив, любознателен, вероятно, поэту понравилось его умное лицо, добрые глаза, он так и говорит о нем, «умный Ваня», верит, что семена правды упадут на благодатную почву.

Показать правду – значит правильно ответить на вопрос о подлинном строителе железной дороги.

Поэт употребляет эпитет «громадный», характеризуя огромные масштабы стройки. Такой труд был не под силу одному человеку, будь то Клейнмихель или даже сам царь. Народ – вот истинный творец железной дороги.

По приказу царя Николая 1 крестьяне были согнаны со всех уголков России на возведение дороги, и вместе с тем на железную дорогу устремились толпы мужиков, задавленных нуждой, разоренных помещиками. Их гнал голод, который подчинил себе людей помимо их воли. Он не щадит ни старых, ни малых. Поэт выстраивает этот образ как символическую неизбежность, преследующую обездоленного человека. Страшные, полные безысходности слова поэта о царе-голоде приводят к печальным размышлениям: армия, рабочие артели каменотесов и ткачей, тяжкий крестьянский труд – всем «водит» голод, в таком труде нет ничего возвышенного, лишь один страх - не умереть бы с голоду.

Люди возродили эти глухие места, вдохнули жизнь в дорогу, но для себя обрели «гроб» - смерть. Такой прием в литературе называется антитезой – противопоставлением. Труд на этой гибельной дороге поэт называет «страшной борьбой»- с болезнями, голодом, нуждой.

Под ковром желтых листьев, под кочками моховых болот чудятся поэту»косточки русские»- в этих словах поэта глубокое сочувствие к погибшим, отсюда и образ дороженьки. Некрасовский стих звучит как народная песня о людском горе и страданиях.

Не только потому, как отмечали дети, чтобы разглядеть эти тени. Некрасов хорошо знал народные преданья, поверья, в которых лунная ночь была непременным фоном потусторонних сил.

Поэт тревожится, что Ваня будет напуган этой песней и решает сам вступить в разговор о народной стройке. Со всех концов Руси потянулся народ на железную дорогу: с Волхова, с Оки и матушки Волги. Поэт дополняет слово «Волга» эпитетом «матушка», ведь великая река была поэтической родиной Некрасова.

Некрасов старается убедить «умного Ваню» в том, что крестьяне-творцы материальных благ, хочет, чтобы Ваня видел в этих русских людях братьев.

Генерал, отец Ваня, считает, что ребенок не должен знать правды, нужно беречь его впечатлительную душу. У поэта другое мнение: лучший учитель – тяжелая, неприкрытая правда, от которой не закроешься перчаткой, нужно знать самую горькую правду, чтобы стать гражданином «отчизны любезной», любить народ, научить его бороться за свое счастье.

Поэт, создавая образ белоруса, обращает наше внимание на то, что работа для него несчастного стала наказанием, забрала у него все силы: он, как бесчувственный робот, «тупо молчит», «механически ржавой лопатой/мерзлую землю долбит».

Нет, поэт убежден: любой труд благороден. Человек должен сделать свой труд привычной, основой жизни.

Поэт верил: труд-вершитель благополучия на земле.

«Вынес достаточно русский народ»- перенес, испытал много трагедий, войн, потрясений, страшных эпидемий, голод.

«Вынес и эту дорогу железную»- построил, завершил ценой собственных жизней.

В первоначальном варианте вместо слова «достаточно» было: «татарщину», то есть монголо-татарское иго (1243-1480). Можно догадываться о причинах такой замены: «татарщина» - дела далекого исторического прошлого, между тем как в строительстве железной дороги участвовали и татары, страдавшие вместе с русским, так зачем же их задевать этим словом, как бы способствуя тем самым национальной розни?

Железная- бездушная, немилосердная дорога, погубившая тысячи жизней.

Некрасов уверен, что и грядущие испытания, ниспосланные Богом, народ выдержит с достоинством.

Мы слышим паровозный свисток, который сыграл традиционную роль петушьего крика, предвещающего утреннюю зарю и разгоняющего призраков, которые теперь спешат скрыться из мира живых. Таковы славянские, и не только славянские, представления на этот счет. У Шекспира именно так исчезает призрак отца Гамлета.

Ваня говорит, что видел во сне, как пятитысячная толпа мужиков предстала перед Богом и Он указал: «Вот они – нашей дороги строители!»

Нет, захохотал, словно дивясь наивной выдумке ребенка.

По мнению генерала, народ ничего не может сотворить великого, разве что печные горшки. Генерал ругает народ, будь то «славянин, англосакс или германец, не умеет творить, он лишь способен разрушать».

Нет, великие зодчие, художники, простые безвестные мастера и таланты – это народ.

Поэт так долго и убедительно показывал картины народной жизни, да и Ваня проникся этой верой в народ, что перестал «закрываться перчаткою», а начинает смело возражать отцу, призывая на помощь Бога: это Он указал на истинных героев железной дороги.

4 часть продолжает словно оборванную на полуслове 3 часть: «Рад показать»- ответ лирического героя генералу. Эта часть построена с помощью приема иронии. «Светлая сторона»- описание окончания тяжелых работ.

Окончание работ:

Мертвые в землю зарыты, больные в землянках, живые у конторы…

В слове «почтенный» сквозит нескрываемая авторская ирония: у кого власть да деньги, у того почет. Толстый, плотный, маленький, «красный как медь». Лицо сытое, лоснящееся от жира. А белорус обрисован тусклыми темными красками. Лабазник-ярок! Синий кафтан дорогого сукна, красное лицо! В описании белоруса видно глубокое сочувствие поэта, сострадание, то купец нарисован с явным презрением, отвращением и насмешкой.

Ничего, еще должны остались выплатить недоимку (не уплаченную в срок часть налога) подрядчику.

Купец «прощает» им недоимку, милостиво «дарит» этот долг, угощает бочкой вина. Затем рабочие впряглись «на радостях» в телегу, посадили в нее лабазника и с криками «ура» помчали его по дороге.

Остается безрадостное, тягостное впечатление

О Родине, о природе, о труде, о мужиках тружениках, о строительстве железой дороги, о будущем, о судьбе

Кто истинный строитель дороги?

Будущее России Некрасов связывал с молодым поколением, отдающим себя борьбе и труду во имя счастья народа.

Ответы:

Н.А. Некрасов. «Железная дорога»

Тесты

1. Стихотворение «Железная дорога» можно отнести к:

1). Пейзажной лирике

2). Философской лирике

3) Гражданской лирике

2. Какие интонации вы услышали в этом стихотворении?

1). Повествовательные, описательные

2). Разговорные, описательные, повествовательные

3) Разговорные, описательные.

3. Ведущей в стихотворении является тема:

1) Родины и судьбы народа-труженика

2) Труда и природы

3) Будущего Родины и природы

4. Какие изобразительно- выразительные средства не использовал Некрасов в первой части?

1) Эпитет 2) Метафора

3) Гипербола 4) Сравнение

5. Как реагирует генерал на рассказ Вани об « увиденном сне»?

1) удивился

2) захохотал

3) возмутился

Произведение Николая Алексеевича Некрасова 1864 года отражает насущные проблемы царской России, описывает бедственное положение крестьян и использование их труда в тяжелых работах. Стихотворение посвящается детям, а в самом эпиграфе перед произведением с иронией говорится о роли П. А. Клейнмихеля в строительстве. «Железная дорога» Некрасова на потеряла социальную остроту и сегодня, поэтому Многомудрый Литрекон всем советует обратиться к оригинальному тексту стихотворения.

Произведение посвящено строительству первой железной дороги в России. Соответствующий указ был издан Николаем I в 1842 году. Она должна была соединить Москву и Петербург. Работы под руководством графа П. А. Клейнмихеля были завершены в рекордно короткие сроки — в 1852 году.

Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» появилось в журнале «Современник» в 1864 году. Произведение стало ключевым в гражданской лирике того времени. Поэта интересовало в большей степени не то, какие блага принесла новая дорога его отечеству, но то, какой ценой это строительство далось россиянам.

Произведение представляет собой диалог между генералом и его сыном, Ванечкой, а также рассказчиком-автором, который возражает «папаше» по поводу того, что дорога строилась в хороших условиях.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Железная дорога» относится к гражданской лирике. Оно написано дактилем, в нем используется мужская и женская рифма, с перекрестным способом рифмовки (abab).

Направление данного стихотворения – реализм. Повествование ритмично, как будто созвучно перестукиванию колес уходящего вдаль поезда. Мы видим перед собой реальную жизнь сотен тысяч крестьян, которым по причине жуткой бедности приходилось трудиться в поте лица, зарабатывая при этом копейки и по непонятной причине оказываясь в долгу перед начальством.

Данное стихотворение относится к немногим произведениям XIX века с социальной направленностью, где о жизни простого народа рассказано с сочувствием.

Образы и символы

Первым и самым главным образом данного произведения является железная дорога. Она стала причиной невыразимой боли русского народа, заставила страдать ни в чем не повинных людей. Сотни мертвецов восстают и идут вслед за поездом, в котором едут генерал и Ванечка вместе с рассказчиком.

Образ несчастного белоруса является собирательным образом крестьянина, чья жизнь была обречена на муки и страшную смерть в землянках. Автора восхищает привычка русского мужика к труду, он уважает работу простого народа. Первые три главы посвящены тому, как обстояли дела при строительстве дороги на самом деле.

Когда же барин просит показать «светлую сторону», то автор не отказывается, а, напротив, с удовольствием и иронией демонстрирует, как лабазник отмерил рабочим бочку вина и простил недоимку. Купец выступает в образе «благодетеля», который на самом деле люто ненавидит народ и пользуется своей властью, эксплуатируя невежественных и беспомощных людей.

Темы и настроение

  • Стихотворение передает нам тяжелые страдания рабочих строительстве в России 19 века, демонстрирует бессовестное поведение чиновников, показывает жестокую эксплуатацию народа. Это и есть основная тема произведения . Общество того времени — медаль с двумя сторонами, на которых изображены русские люди, но с одной стороны простые крестьяне, а с другой – элита. Эти стороны противоположны и никогда не пересекаются, как будто народ живет в одной плоскости, а его хозяева – на другой. Это социальное расслоение тяготило Некрасова, и не зря, ведь оно и стало главной причиной революции 1917 года.
  • Настроение стихотворения, в целом, смешанное: ужас смерти и гнета, непосильного труда перекликаются с итогом работы – готовой железной дорогой, по которой теперь бегают поезда, но мало кто знает подлинную историю данного строительства, истинную цену, которую русскому человеку пришлось за него заплатить.
  • Также очевидна тема социального неравенства . Мы видим перед собой два противоположных класса – рабочие и крестьяне против господ. Им никогда не понять друг друга, потому что они не могут поменяться местами. Ванечка родился с серебряной ложкой во рту, его будущее – такое же положительное, как мнение его отца о строительстве железной дороги. А вот крестьянские дети обречены на безрадостную и нищую жизнь, тяжкий труд и раннюю смерть. И этого никак не изменить, пока общественный строй остается таким же непроницаемым для перемен.
  • Кроме того, поэт затрагивает тему бегства от реальности . Элита скрывается от реалий жизни народа за иллюзиями о том, что те или иные действия совершаются магическим образом. Рассказчик призывает читателя помнить о том, что большая и долгая работа никогда не дается так легко, как описывает генерал. Нужно приложить огромные усилия, чтобы достичь желаемого результата.

Проблемы

Проблематика произведения богата и насыщенна.

  • Судьба народа. Эта основная проблема раскрывается через описание бедствий, через которые приходится пройти обычному человеку, чтобы заработать на хлеб. При этом его еще и обманут в конце, так и не дав платы за его труд.
  • Бесправие. Людям некуда пожаловаться, негде найти управу на купцов и чиновников, которые расхищают средства, выделенные на строительство.
  • Коррупция. Правительство предусмотрело достойную оплату труда рабочих, но исполнители и местные подрядчики разворовали эти средства, оставив людей ни с чем.
  • Историческая память. Люди охотно помнят и чтят громкие имена и точные даты, но начисто забывают о тех, чьими усилиями генералы и другие чиновники добились результата.
  • Невежество и рабство народа. Строители дороги не знали, как защитить свои права, и вскоре забыли об обмане, получив вино. Их состояние только подкрепляет тиранию господ и провоцирует новые злоупотребления властью, ведь люди не выражают недовольства, их все устраивает.

Основная идея

Произведение «Железная дорога» явственно показывает, что творцами всего великого как на Руси, так и в Европе являются простые мужики. Это и есть главная мысль произведения. Тем не менее, все почести и заслуги достаются и приписываются помещикам, подрядчикам, господам, которые жестоко обращаются с рабочими, эксплуатируют их и обманывают, приписывая несуществующие долги.

Читатель, по мнению поэта, должен понимать, что на самом деле без труда простого мужика не было бы создано многое из того, что окружает нас в повседневной жизни. Смысл авторского предостережения заключается в том, что если мы забудем о том, кому на самом деле мы обязаны строительством той же самой железной дороги, то предадим самих себя и свою сущность.

Средства художественной выразительности

Среди тропов и выразительных средств можно выделить сравнения («около леса, как в мягкой постели, выспаться можно», «лед. .. словно как тающий сахар лежит», «листья. .желты и свежи лежат, как ковер», «. .. почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь»), эпитеты («славная осень», «здоровый, ядреный воздух»), гиперболы («труд этот, Ваня, был страшно громаден»), олицетворение («свисток оглушительный взвизгнул»), метонимия («а по бокам-то все косточки русские»), обобщения («немец уж рельсы кладет», «видишь, стоит, изможден лихорадкою, высокорослый, больной белорус»), метафоры («чудо искусства», «скопище пьяниц»).

Таким образом, перед нами предстает картина бесправного крестьянского труда, где, находясь под гнетом крепостного права, простым мужикам приходится гнуть спины, чтобы построить дорогу на радость своим господам. Хотя помещики и находятся в выигрышном положении, получая себе все лавры и заслуги, заработанные их подчиненными, на самом деле они предстают перед нами как низкие, подлые люди, недостойные того, чтобы остаться в веках, недостойные считаться истинными благодетелями. Гораздо больше для процветания нашей Родины сделали русские мужики, рабочие и крестьяне, память о которых мы должны по велению автора сохранить в своих сердцах и пронести через века.

Ваня (в кучерском армячке).
Папаша! кто строил эту дорогу?

Папаша (в пальто на красной подкладке),
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!

Разговор в вагоне

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!

Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..»

Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.

В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный,-
Ваня сказал,- тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
«Вот они — нашей дороги строители!..»
Захохотал генерал!

«Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?

Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?

Вот ваш народ — эти термы и бани,
Чудо искусства — он всё растаскал!»-
«Я говорю не для вас, а для Вани…»
Но генерал возражать не давал:

«Ваш славянин, англо-сакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Впрочем, Ванюшей заняться пора;

Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону…»

Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался…
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку —
Брал ли на баню, лежал ли больной:
«Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди ты!..» Махнули рукой…

В синем кафтане — почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно…
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
«Ладно… нешто … молодца !.. молодца !..

С богом, теперь по домам,- проздравляю!
(Шапки долой — коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И — недоимку дарю !..»

Кто-то «ура» закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
С песней десятники бочку катили…
Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..

Анализ поэмы «Железная дорога» Некрасова

Подавляющая часть творчества Некрасова посвящена простому русскому народу, описанию его бед и страданий. Он считал, что настоящий поэт не должен уходить от действительности в романтические иллюзии. Стихотворение «Железная дорога» — яркий пример гражданской лирики поэта. Оно было написано в 1864 г. и посвящено строительству Николаевской железной дороги (1843-1851 гг.).

Железная дорога между Петербургом и Москвой стало грандиозным проектом. Он значительно поднимал авторитет России, сокращал отрыв от развитых европейских стран.

При этом строительство велось отсталыми методами. Труд государственных и крепостных крестьян был фактически рабским. Государство не считалось с жертвами, на тяжелой физической работе в невыносимых условиях погибло множество людей.

Вступление к произведению – тонкая ирония Некрасова. Строителем железной дороги генерал называет не бесправную массу рабочих, а графа Клейнмихеля, прославившегося своей жестокостью.

Первая часть поэмы – лирическое описание прекрасного вида, открывающегося перед глазами пассажиров поезда. Некрасов с любовью изображает пейзаж «родимой Руси». Во второй части происходит резкая перемена. Рассказчик показывает сыну генерала страшную картину строительства железной дороги, которую предпочитает не видеть высшее общество. За движением к прогрессу стоят тысячи крестьянских жизней. Со всех концов необъятной Руси крестьян собрал здесь «настоящий царь» — голод. Титанический труд, как и многие масштабные российские проекты, буквально устлан костями людей.

Третья часть – мнение самоуверенного генерала, символизирующего собой тупость и ограниченность высшего общества. Он считает, что безграмотные и вечно пьяные мужики не имеют никакой ценности. Важны лишь высшие творения человеческого искусства. В этой мысли легко угадываются оппоненты взглядам Некрасова на роль творца в жизни общества.

По просьбе генерала рассказчик показывает Ване «светлую сторону» строительства. Работы закончены, погибшие похоронены, время подводить итоги. Россия доказывает миру свое прогрессивное развитие. Император и высшее общество торжествуют. Начальники строительных участков и купцы получили значительную прибыль. Рабочие награждены… бочкой вина и прощением накопленных штрафов. Робкий возглас «ура!» подхвачен толпой.

Картина всеобщего финального ликования невероятно горька и печальна. Многострадальный российский народ опять обманут. Символическая цена грандиозной стройки (треть годового бюджета Российской империи), унесшей тысячи жизней, выразилось для простых рабочих в бочке водки. Они не могут оценить настоящее значение своей работы, и поэтому благодарны и счастливы.

Урок литературы в 6 классе.

Учитель Пикалова М.А.

Н. А. Некрасов

(1821-1877)

Анализ

стихотворения «Железная дорога».

Петропавловка, 2006г.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания. (сообщения учащихся о писателе)
  1. Сообщение темы и цели.

Сегодня мы будем анализировать стихотворение Некрасова «Железная дорога». Наша задача сегодня на уроке -проследить движение поэтической мысли от первой строки до последней, понаблюдать за введение в стихотворение антитез, эпитетов, сравнений, языковых особенностей.

3. Анализ стихотворения

В феврале 1842г. был подписан указ о постройке первой крупной магистрали Москва – Петербург. Началось строительство и к 1852г. оно было закончено. Первая железная дорога в России стала сенсацией. Пётр Андреевич Клейнмихель, главноуправляющий путями сообщения при Николае 1, деспот, который не щадил здоровья и жизни рабочих, чтобы щегольнуть перед царём быстротою стройки. Когда Некрасов писал стихотворение, по всей стране прокладывали железные дороги, и всюду рабочие испытывали гнёт. В стихотворении Некрасов поднимает вопрос, злободневный не только в 60-е годы19 века, но и позднее, вплоть до нашего времени. А какой это вопрос,- ответить предстоит вам после разбора стихотворения. Стихотворению «Железная дорога» предпослан эпиграф.

Давайте прочитаем его. Что узнали из эпигрофа?

Почему разговор генерала с Ваней изъят из стихотворения и вынесен в эпиграф? (В эпиграфе главная проблема стихотворения.)

Слушаем первую часть стихотворения (чтение первой части наизусть учителем)

Вопрос: каким настроением она проникнута?

Как можно озаглавить первую часть?

Возьмите карандаш и подчеркните художественные средства, которые автор использует при описании осени.

На ваш взгляд: используемые эпитеты часто встречались вам раньше при чтении стихотворений об осени, или они новые свежие?

Почему поэтизирует самые простые вещи: «кочи», «болота…», «пни?»

Лексика создаёт радостное настроение, но есть слово, которое выбивается из этого светлого, умиротворённого ряда. Найдите это слово. Прочитайте всю фразу. О чём она говорит?

В четвёртой строфе появляется словосочетание «родимая Русь» со времён Петра1 её гордо стали называть Россия, а у Некрасова упорное «Русь» и эпитет «родимая.» Почему? (Русь – называли в древности, - связь времён, оттенок, - выражает народное чувство.)

Давайте прочитаем последнюю строчку, в которой явно прослеживается ритм движения поезда, и ответим на вопрос: за счёт чего это создаётся? (аллитерация, ассонанс).

Прочитаем вторую часть. Задание: как можно озаглавить? Словарная работа: цинга, обаяние.

Возражая генералу, поэт просит разрешение «показать» Ване правду. Почему не «рассказать», а «показать»?

Уже с первых строф поэт вступает в спор с генералом. Докажите это строчками из текста. («Не по плечу одному».)

А какая антитеза введена во вторую часть?

Внезапно преображается лунный пейзаж: в нём всё больше и полнее проступает мрачные, трагические краски. Да, родная сторона прекрасна, но и печальна.

Волшебством поэтической фантазии поэт вызывает к жизни яркие картины. В тени, набежавшей на стёкла морозные, чудится толпа мертвецов: в перестуке колёс, в лязге вагонов – топот и скрежет зубов. Светлая лунная ночь заполняется стонами, звонов ржавых лопат, звуками песни, плача. Стены вагоны словно раздвигаются, исчезают совсем, и возникает широкая панорама Руси: безбрежная картина народного горя, страданий забитой и угнетённой страны.

Почему в стихотворении соседствуют строки «Мы надрывались под зноем, под холодом…» и «любо нам видеть свой труд.»?

Прочитайте предпоследнюю строфу и ответьте на вопрос: какое значение слова «железный» всплывает в вашем сознании при чтении этих строк?

Верит ли поэт в будущее народа? Подтвердите это строчками из текста.

Третья часть. Прочитаем её, озаглавим и ответим на вопрос: какой взгляд на народ у генерала?

Спор о строителях железной дороги, по сути, спор о роли народа в истории

Четвёртая часть

Разбирая 2 и 3 части, мы почувствовали веру Некрасова в торжество народа, пусть пока и далекое. Казалось, тема исчерпана. Но есть еще часть. Зачем она?

Прочитаем её, озаглавим и ответим на вопрос: что добавляет она к сказанному о народе? Почему «светлая картина» кажется такой безотрадной?

Зачитайте описание подрядчика, сравните его с больным белорусом из 2 части. В чём смысл такого сопоставления?

Как осчастливил купец рабочих?

Автор показывает страшную картину примирения народа со своими угнетателями. Но последнее слово остаётся за автором. На его вопрос генералу ответить нечего. Как следует прочитать последнюю фразу? Какое слово выделить?

Итог.

Так какой же вопрос поднимает Некрасов в стихотворении? (О роли народа в истории)

Домашнее задание:

Почему стихотворение посвящено детям?

Почему в конце стихотворения многоточие? И что этим хотел сказать автор?

Дома вы продолжите исследовать стихотворение, ответив на 12, 13 вопросы, стр.220.