Юные кадеты в белой армии. Система воспитания, построенная на лучших традициях. Учреждение кадетских корпусов в России

Молодость наша сгорела дотла И мы ее, в общем, не видели, Но вспомнят котда-нибудь ваши дела И нас, которых обидели... Мы воевали с тринадцати лет. Об этом рассказывать надо ли? И в будущем с гордостью скажут: кадет Это из тех, что не падали. М. Надеждин,
Кадет Владикавказского кадетского коопуса.

Перед революцией в России существовал 31 кадетский корпус, представляющие из себя полувоенные средние учебные заведения. Каждый корпус был обыкновенно разбит на три роты. Первая рота, в которую входили старшие классы (6-ой и 7-ой), считалась строевой. Эта рота была вооружена винтовками и в ней кадеты, юноши 16-17 лет, знакомились с основами военного дела. Численность такой роты каждого корпуса была около 100 человек, т. е. во всех корпусах России, в строевых ротах, в октябре 1917 года было приблизительно 3000 человек. Цифра для России более чем мизерная, меньше чем капля в море, при чем распыленная по воем ее необъятным просторам.

Их было очень немного, но тем не менее, говоря о тех «окаянных», как их назвал Бунин, днях, нельзя обойти молчанием то, что им пришлось пережить и что ими было содеяно. Без них некоторые страницы истории Белой борьбы потеряли бы свою особенную красочность и героичность.

Александр Амфитеатров, известный писатель и журналист, до революции крайне левого направления, в конце 20-ых годов писал:
«Не знал я вас, господа кадеты, честно признаюсь, и только теперь осознал всю глубину вашего подвижничества».

Октябрьскую революцию я лично встречал в Москве, в стенах 2-го Московского кад. корпуса. Восстание большевиков в Москве началось, как известно, 26 октября по ст. ст., почти на неделю позднее чем в Петрограде. Там к этому времени вое уже было кончено. Временное Правительство свергнуто и власть перешла в руки большевиков.

У нас в корпусе мы это почувствовали только в субботу 27-го октября. На большой перемене, когда мы выстроились идти на завтрак, командир нашей третьей роты, полк. Возницын, объявил, что так как в городе беспорядки, никто из кадет в отпуск отпущен не будет. Для нас, кто собирался в отпуск, это было большое разочарование. Попервоначалу мы, расстроенные этим малыши, эту новость о этой точки и восприняли. После завтрака как всегда, были уроки. Но тем не менее чувствовалось, что что-то происходит и надвигается что-то новое, что нарушит нормальное течение нашей жизни. Наши офицеры между собой о чем-то тихо, но возбужденно говорили. У входа в корпус были поставлены парные часовые с винтовками, из кадет 1-ой роты, которые лихо, по ефрейторски отдавали честь каждому проходящему офицеру. После обеда группа старших кадет на дворе корпуса к чему-то приготовлялась, переносила куда-то ящики с патронами. Мы, первоклассники, предоставленные более чем когда-либо самим себе, висели на окнах и с интересом и завистью наблюдали за происходящим.
Москва, как известно, сопротивлялась большевикам дольше чем Петроград. Бои с переменным успехом продолжались больше недели. В Москве против большевиков выступили юнкера Алексеевского и Александровского училищ, кадеты и только часть находящегося в Москве молодого офицерства и студенчества. Большинство интеллигенции и даже офицерства предпочло занять выжидательную позицию...

Три Московских корпуса, а рядом с ними и Алексеевское училище находились в Лефортове, т. е. довольно далеко от Кремля и центра Москвы, где в главном решался исход борьбы с большевиками. Здесь, в Лефортове, пришлось создать отдельный очаг борьбы, что раздробило и ослабило силы боровшихся против большевиков.
Наша первая рота приказание директора корпуса, ген. Свинцицкого, — кадетам оставаться нейтральными — не исполнила. Вечером наша 1-ая рота, связавшись с кадетами других корпусов, по команде своего вице-фельдфебеля Слонимского выстроилась в сборном зале и обратилась к директору за разрешением идти на помощь уже выступившим против большевиков юнкерам. Последовал категорический отказ. Он сказал, что он не в праве это сделать, что он отвечает перед родителями за жизнь вверенных ему кадет. Несмотря на это вице- фельдфебель приказал разобрать винтовки и со знаменем во главе повел роту к выходу из корпуса. Там, загородив собою дверь, директор еще раз пытался их уговорить не идти. Но он был вежливо поднят правофланговыми кадетами и отнесен в сторону.
И кадетская рота, состоящая из юношей 16-17 лет, прошла как на параде, в последний раз мимо своего директора.
Это было грубое, небывалое в стенах корпуса, нарушение дисциплины. Но как было им поступить, когда в России в тот момент, кроме этой зеленой молодежи увы, никого другого не нашлось?.. Думаю, это понимал и наш директор и в душе одобрял кадет. С кадетами ушел и мой отделенный воспитатель, полк. Матвеев, уже немолодой, строгий, но справедливый, всегда подтянутый офицер. Больше я его никогда не видел, в корпус он не вернулся. После победы большевиков, он с группой кадет пробрался на Дон и, как рассказывали видевшие его там, погиб в Кубанском походе.

Я хочу еще добавить, что в ночь с субботы на воскресенье у нас кроме того исчезло больше десятка кадет 2-ой роты, т. е. мальчишки 14-15 лет. Как говорили, они ночью опустились по водосточной трубе вниз и тоже отправились на помощь юнкерам.

Так было не только в Московских корпусах, подобное происходило во всех корпусах России: и в Одессе, и в Киеве, и в Симбирске, и в Омске и в др. Как следствие — ненависть большевиков к кадетам и террор, принимавший иногда чудовищные размеры. Анатолий Марков в своей книге «Кадеты и юнкера» пишет:
«В первые дни большевизма, осенью и зимой 1917 года, все кадетские корпуса на Волге были разгромлены, а именно: Ярославский, Симбирский и Нижегородский. Красногвардейцы ловили кадет в городах и на станциях железных дорог, в вагонах, на пароходах, избивали их, калечили, выбрасывали на ходу поездов из окон и бросали в воду».

В Ташкенте октябрьские дни были особенно кровавыми. Там, как и повсюду, строевая рота кадет Ташкенцев присоединилась к юнкерам и вместе с ними обороняла Ташкентскую крепость от большевиков. Как месть за это была. жестокая расправа: большевиками был вырезан весь персонал корпуса и оставшиеся младшие кадеты. Началась Белая борьба.

Мы видим кадет и на Дону, и с Корниловым в Кубанском походе, и под Орлом, и на Волге у Каппеля, и в Сибири у Колчака, и на подступах к Петрограду у Юденича, и на Перекопе у Врангеля. Они шли в первых рядах и о всех них осталась добрая слава. Их безымянные могилы разбросаны повсюду, где велась борьба с большевиками.
Их не нужно было призывать и мобилизовать — они сами шли. И если из-за малолетства их не хотели принимать, то упрашивали. Чтобы выглядеть старше, говорили басом, при- бавляли себе года, убеждали, что у них в роду все маленького роста и старались не показать виду, что винтовка им слишком тяжела!

2-ое ноября ст. от. 1917 года считается днем зарождения Белой армии. В этот день, т. е. через неделю после большевистского переворота, ген. Алексеев прибыл в Новочеркасск к Каледину и приступил к организации борьбы с большевиками. Кадеты одни из первых откликнулись на его призыв. Первой частью, сформированной Алексеевым, был Юнкерский батальон, состоявший из двух рот: первой — юнкерской и второй — кадетской, под командой штабс-капитана Мизерницкого.
Батальон был сформировал в течение двух недель и уже 27-го ноября от. ст., этот батальон принял участие в бою за Ростов. В нем почти полностью погиб взвод кап. Донского, состоявший из кадет Орловского и Одесского корпусов. Найденные после боя трупы были изуродованы и исколоты штыками. Так в первом бою Добровольцев пролилась первая кровь русских кадет-мальчиков.

Прославившие себя партизаны Чернецова и Семилетова в те дни защищали подступы к Новочеркасску. Это тоже была зе- леная молодежь — кадеты, гимназисты, студенты. Их было очень немного и они несли большие потери.
Каждый день в Новочеркасске раздавался траурный похоронный звон. Это хоронили русских юношей. За гробами обыкновенно шли или генерал Алексеев или атаман Каледин. Как-то раз у открытой могилы генерал Алексеев сказал:
«Я вижу памятник, который Россия поставит этим детям: на голой скале разоренное орлиное гнездо и убитые орлята. А где же были орлы?»

Эти трагические слова останутся навсегда памятником подвига молодости и преступного равнодушия большинства старшего поколения.
Ген. Деникин, касаясь этого же вопроса, тоже с горечью пишет:
«Напор большевиков (в те дни) одерживали несколько сот офицеров, гимназистов, кадет, а панели и кафе Ростова Новочеркасска были полны здоровыми, молодыми офицерами, не поступавшими в армию.»

В феврале 1918 года маленькая добровольческая армия вышла в свой 1-ый Кубанский поход. В станице Ольгинской ген. Корнилов сделал смотр юнкерскому батальону и произвел всех юнкеров в прапорщики, а кадетам старших классов дал звание «походных юнкеров».
Под ст. Выселки (3-го марта) Партизанскому отряду, который впоследствии был назван Алексеевоким, пришлось выдержать тяжелый бой. Селение было взято, но полк понес тяжелые потери. Ген. Богаевский, позднее Донской атаман, который тогда командовал этим полком, потом в своих воспоминаниях писал:
«Особенно жалко мне было нескольких мальчиков — кадет Донского корпуса, погибших в этом бою... Какими молодцами шли они в бой! Для них не было опасности, точно эти дети не понимали ее. И не было сил остановить их в тылу, в обозе. Они все равно убегали оттуда в строй и бестрепетно шли в бой.»
В том же походе в том же полку, 17 марта 1918 г., умирал от ран кадет 5-го класса Донского корпуса, Алексей Тихонов, 15-ти лет. Его последние слова (со слов присутствующей при этом сестры милосердия) были:«Я знаю, что я скоро умру, но смерть за веру, за Россию можно с радостью принять».

А вот выдержка из дневника полк. Зайцева:
«В стан. Веселой добровольцев нагнал небольшой отряд. В этом отряде было 4 офицера, 6 кадет и 9 донских казаков. Он проделал с большим риском путь из Новочеркасска.» Как видим и здесь были кадеты!
В январе 1918 года в Екатеринодаре был сформирован отряд под командой полк. Лесевицкого, получивший название «Отряд Спасения Кубани.» Пятый взвод этого отряда назывался «кадетским». Он состоял из кадет Владикавказского корпуса и других корпусов. По началу этот отряд защищал Екатеринодар. Но большевиков было чересчур много, а их чересчур мало, пришлось отступать. Встретив Добровольческую армию, идущую на Екатеринодар, отряд влился в нее. Потери были большие. В его рядах геройски отдали свою жизнь кадеты:
Георгий Переверзев — 3-го Московского корпуса,
Сергей Озаровский — Воронежского,
Данилов — Владикавказского и многие, многие другие, имена которых не сохранились.
Но они записаны у Господа Бога...
Потом, уже в эмиграции, кадет К. Фиалковский писал родителям Переверзева:
«Георгий участвовал в боях до и во время 1-го Кубанского похода. В бою под Екатеринодаром 27 марта 1918 года, в числе многих других, пал смертью храбрых. Ввиду того, что г. Екатеринодар нами взят не был и мы отступили от него, тело Георгия вывести из боя мы не смогли и оно осталось около Самурских казарм. Мы были с ним в роте, в которой были все кадеты и чувствовали себя как братья. На нем, как и на многих других, был отпечаток какого-то предчувствия, чего-то неизбежного. Он был как-то особенно кроток и добр в отношении к окружающим. Я лично видел его мертвым, убит он был в грудь, пуля попала в сердце, так что лицо обезображено не было, только на губах застыла кровь. Не печальтесь, он пал за святое дело.»

Так погиб Георгий Переверзев, ему было только 15 лет. В ноябре 1917 года атаман Оренбургского Казачьего войска, А. И. Дутов, сформировав отряд своих казаков, взял в руки власть в Оренбурге. Строевая рота Оренбургского Неплюевского кад. корпуса полностью, во главе со своим вице-фельдфебелем Юзбашевым, присоединилась к этому отряду, в его рядах принимала участие во многих боях, несла большие потери и показала исключительную стойкость. После оставления казаками Оренбурга, кадеты, соединившись с юнкерами Оренбургского училища, пошли через степи на Юг и, пробившись к Волге, вышли на соединение с Добровольцами.
Там кадеты Оренбуржцы впоследствии составили почти целиком команду бронепоезда «Витязь».

Нужно сказать, что бронепоезда в Гражданской войне играли очень важную роль, поэтому их команды составлялись из особенно верных и стойких людей, главным образом из учащейся молодежи. Наиболее прославившиеся бронепоезда Добровольческой армии были — «Слава Офицера» и «Россия», команды которых главным образом состояли из кадет.

В 1917 году, когда появилась угроза, что Псков может быть занят немцами. Псковский кад. корпус был эвакуирован в Казань. Во время октябрьского выступления местных большевиков, псковичи, как и московские кадеты, присоединились к казанским юнкерам и вместе с ними сражались против красных.
Потом мы видим старших кадет псковичей у Каппеля и в других частях Сибирской Белой армии. Одному кадету Псковичу удалось даже создать свой партизанский отряд, который с успехом действовал в тылу у красных.
Когда Казань оставлялась белыми, все остававшиеся кадеты-псковичи, всех возрастов, выступили походным порядком на Иркутск. У Колчака в Сибири была большая нехватка в офицерах, а потому нужно было спешно повысить производительность юнкерских училищ. Лучшие и наиболее верные кадеты для военных училищ давали кадетские корпуса. Было решено выпуски в них тоже ускорить. В то время на территории Белой Сибири находилось 6 кад. корпусов: 1-ый Сибирский, Иркутский, Хабаровский, Оренбургокий-Неплюевокий, 2-ой Оренбургский и Псковский. По окончании учебного 1918-1919 года, было приказано кадетам, перешедшим в 7-ой класс, немедленно продолжать занятия, для того, чтобы закончить курс корпуса к Рождеству 1919 года, явление небывалое в истории Российских корпусов. Для других средних учебных заведений такого распоряжения отдано не было.

Летом 1919 года, когда Вороиеж был занят дивизией ген. Шкуро, много кадет Воронежского корпуса, скрывавшихся в городе, пошли добровольцами к пришедшим белым. Из этих вновь поступивших, уже в первых боях были убиты кадеты- воронежцы:
Гусев, Глонти, Золоторубов, Селиванов и Гроткевич.

Ген. Туркул в своих воспоминаниях тоже пишет о кадетах и гимназистах:

«Кадеты пробирались к нам со всей России...
Мальчуганы умудрялись протискиваться через все фронты. Они добирались до Кубанских степей из Москвы, Петербурга, Киева, Иркутска, Варшавы. Сколько раз приходилось допра- шивать таких побродяжек, загорелых, оборвышей в пыльных, стоптанных башмаках, исхудавших белозубых мальчишек. Они вое желали поступить добровольцами, называли своих родных, город, корпус или гимназию, где учились.
— А сколько тебе лет? —
— Восемнадцать, — выпаливает пришедший, хотя сам что называется от горшка три вершка. Только головой покачаешь.
Мальчуган, видя что ему не верят, утрет грязный пот со щеки, перемнется с ноги на ногу.
— Семнадцать, господин полковник. —
— Не ври, не ври! —
Так доходило до четырнадцати. Все кадеты, как сговорились, объявляли, что им по семнадцати.
— Но почему же ты такой маленький? — спросишь иной раз такого орла.
— А у нас рослых в семье нет. Мы все такие малорослые... Вспоминаю какие пополнения приходили к нам на походе. Одни мальчуганы. Помню, под Бахмутом, у ст. Ямы, с эшелоном 1-го батальона пришло до сотни добровольцев... Смотрю, а из вагонов посыпались как горох самые желторотые молокососы, прямо оказать — птенцы...

Мне очень не хотелось принимать их в батальон — сущие дети... Я. послал их на обучение... Не хотелось разбивать их по ротам, не хотелось вести детей в бой. Они узнали, вернее почуяли, что я не хочу их принимать. Они ходили за мной по пятам, упрашивали, все божились, что умеют стрелять и наступать...
Со стесненным сердцем я приказал разбить их по ротам, а через час, под огнем пулеметов и красного бронепоезда, мы наступали на ст. Ямы, и я слушал звонкие голоса моих удалых мальчуганов. Ямы мы взяли. Только один из нас был убит. Это был мальчик из нового пополнения. Я забыл его имя. Мальчик в скатанной солдатской шинели, на которой были капли дождя, лежал в колее на дороге...
Сколько сотен тысяч взрослых, больших, должны были бы пойти в огонь за свое отечество, за свой народ, за самих себя, вместо этого мальчугана. Тогда бы ребенок не ходил с нами в атаки...».
У ген. Туркула был двоюродный брат, Павлик Туркул, кадет Одесского корпуса. Когда отряд ген. Дроздовского шел из Румынии на Дон к ген. Корнилову, Павлик бежал из дому и присоединился к Дроздовцам. Во 2-ом Кубанском походе он был ранен и стал инвалидом, но остался в строю. Много позднее, направляясь в тыл в отпуск, он попал в плен к красным партизанам. Они его избили, пытали, а потом еще живым спустили под лед. Был декабрь 1919 года. О его кончине рассказал крестьянин — подводчик, который его вез в тыл.

Кадеты, как я уже говорил, были вкраплены почти во вое части Белой армии. Д. Ф. Пронин, который прямо со школьной скамьи пошел добровольцем — артиллеристом, в сборнике очерков «Седьмая Гаубичная, 1918-1921», касаясь среды, куда он попал, пишет:

«Компания собралась довольно разношерстная: юнкер Сергеевского артиллер. училища, два. кадета, два студента, два пленных красноармейца, — из мобилизованных большевиками пермяков, два ставропольских хуторянина. Всех объединяла ненависть к коммунизму, а жизнь полная опасности спаяла их всех в компактную массу номеров и ездовых 4-го орудия нашей батареи».

В одном из очерков Пронин между прочим описывает судьбу и все злоключения попавшего к ним кадетика:

«Появился он на батарее вскоре после запятил нами Сум. Был кадетом Полтавского корпуса, и вместе со многими своими одноклассниками присоединился к наступающей Добров. Армии... Кадета звали Карпинский. Ему было лет 13-14. Это еще ничего, но ростом-то он был маленький и выглядел еще моложе своих лет. Батарея, очевидно, не была первой частью, куда он пытался поступить. Его отсылали домой, жалея и не желая принимать на себя ответственность и заботы о ребенке. Когда он появился у нас, то тщательно прятался от командира и офицеров. Он не числился на довольствии и солдаты, жалея мальчика, подкармливали его из своих котелков.»

Начальство узнало о кадетике, когда батарея была уже далеко от его дома. Так он и остался при батарее. В Крыму он, подросший и возмужавший, был переведен в команду конных разведчиков. В бою против конного корпуса Жлобы, Карпинский сам захватил пулемет и доброго коня для себя. Разорвавшимся снарядом его сбросило с коня. Отряхнувшись, он сел обратно. На вопрос командира:— «Ранило тебя?» — он лихо ответил: — «Никак нет, господин полковник, только воздухом сшибло.» —

25 января 1920 года происходит эвакуация белыми Одессы. Большая часть, не желающая оставаться у большевиков, не попала на корабли. Им пришлось отступать, в пешем порядке, к румынской границе.
Огромный город, где только офицеров было больше 20 тысяч, дал отряд в 600 человек активных бойцов, под командой полк. Стесселя, который и прикрывал отход. Вместе с ним отступали и около 400 кадет Одесского и Киевского корпусов. Среди кадет многие были младших классов, в возрасте от 12 до 14 лет. Около селений Кондель и Зельц большевики большими силами преградили путь белым. Произошел бой, который открыл дорогу Добровольцам. Защита левого фланга была поручена кадетам, под командой кап. Ремерта. На этот участок боя большевики направили главный удар. После жестокой артиллерийской и пулеметной подготовки, большевики просили на кадет свою кавалерию. Это был решительный момент.

Прорыв кавалерии нес полный разгром белых. Но этого не произошло, кадетские ряды не дрогнули. Дружными залпами они встретили несущуюся кавалерию. Не ожидая такого отпора, красная кавалерия, неся большие потери, отступила. Бой продолжался с небольшими перерывами от 9 часов утра до 6 часов вечера. Все попытки большевиков поколебать кадетские ряды остались безрезультатны.

В своем приказе от апреля 1920 года Военный представитель Юга России в Румынии, ген. Геруа, касаясь этого боя, писал:

«Мужество и доблесть кадет, понесших в этих боях огромные потери, ставит их в ряды опытных воинов. От имени Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России благодарю доблестных героев-кадет за полное самоотверженности и мужества участие в боях под Канделем и Зельцем... Верю, что, проявив столько мужества в юношеском возрасте за дело страдающей Родины, кадеты впишут свои имена золотыми буквами в историю возрождения России.»
Подлинно подписал
генерал-лейтенант Геруа.

Я тоже четырнадцатилетним мальчишкой проделал с Партизанским Алексеевским полком поход от Орла до Новороссийска, а потом и Крымскую эпопею. За боевую историю нашего полка через его ряды прошло много молодежи и среди нее кадет различных корпусов. Много их, начиная о 1-го Кубанского похода, отдало свою жизнь за белое дело в рядах Партизанского Алексеевского полка. Из немногих уцелевших, в 1919 году (это был год, когда я попал в полк) большинство уже стало офицерами.
Особенно живо сохранился в моей памяти, много для меня сделавший, Жорж Иванов, кадет 3-го Московского корпуса. Он был на несколько лет старше меня и меня, маленького кадета, к тому же тоже кадета Московского корпуса, взял под свое покровительство. В октябре 1917 года Жорж, будучи кадетом 6-го класса, 16-ти лет, принимал участие в боях с большевиками в Москве. Потом бежал на Дон к генералу Алексееву. В 1-ом Кубанском походе был ранен — левая рука была перебита и высохла и он остался инвалидом на всю жизнь, но тем не менее остался в отрою. Исключительно храбрый, в Крыму при Врангеле, он в неполные 20 лет был произведен в Штабс-капитаны.
Летом 1920 года ген. Врангелем было отдано распоряжение всех учащихся, находящихся в армии, отправлять в школы для продолжения образования. Под это распоряжение попал и я, и к моему большому огорчению мне пришлось расстаться со ставшим для меня родным Алексеевским полком...
В сентябре я был отправлен в Сводно-кадетскую роту при Константиновском военном училище, которое находилось в Феодосии. Там я встретил кадет, не преувеличивая, со всех концов России, съехавшихся туда из полков Белой армии. Там были кадеты из Петрограда, Москвы, Пскова, Сум, Симбирска, Нижнего Новгорода, Одессы, Варшавы, Ташкента и др. От подростков до великовозрастных с усами семиклассников.
В Крыму ген. Врангелем из Полтавского и Владикавказского кадетских корпусов был сформирован Крымский кад. корпус. В него были позднее влиты кадеты из Феодосии, активно принимавшие участие в Гражданской войне.

Позднее, в Белой Церкви (Югославия) у нас в Крымском корпусе на Почетной мраморной доске (на мрамор денег не было, была раскрашенная под мрамор доска) были написаны имена 46- ти Георгиевских кавалеров, героев Гражданской войны, учившихся в этом корпусе.
В Крымский корпус я попал в 3-ий класс, моими одноклассниками были мальчики 13-15 лет. В моем отделении не менее половины были приехавшие с фронта. Среди них три георгиевских кавалера.

«На кадетских дрожжах и поднималось пышное тесто корпуса офицеров Российской Императорской Армии. Кадетские корпуса прививали любовь к Родине, армии и флоту, создавали военную касту, проникнутую насквозь лучшими историческими традициями, вырабатывали тот слой русского офицерства, на крови которого создавалась российская военная слава».

Кадет – писатель Двигубский

На вопрос: « Кто же первыми встал на пути революционной вакханалии?», можно ответить однозначно – русская военная молодежь. Воспитанные на твердых принципах и заветах честного служения Вере, Царю и Отечеству, кадеты приняли большевистский переворот октября 1917г. как предвестник гибели всей России. Действительно, в кадетской среде не могло быть людей, мыслящих иначе – предателей там не было. Кадетские корпуса являлись лучшими в России школами государственного и национального воспитания, питомцами которых можно было всегда гордиться. Но борьба с красной чумой началась для кадет гораздо раньше 1917 года.

Ещё в революцию 1905 года, когда тлетворные брожения проникли практически во все гражданские учебные заведения, кадетские корпуса оставались спокойными островами порядка, дисциплины и преданности среди революционной бури. Так, в одном из корпусов нашлись два кадета, которые позволили себе в разговоре с товарищами выразить некоторое сочувствие происходящим событиям. Директор корпуса отдал их под суд кадетской чести, но даже его – офицера хорошо знавшего кадетские традиции и среду, поразил приговор суда, который гласил: смертная казнь! Безусловно, никто его не привел в исполнение, но эти два кадета были настолько поражены мнением своих товарищей, что раскаялись и дали торжественное обещание навсегда отказаться от своих заблуждений, и стали достойными офицерами. В том же году, кадеты одного из столичных корпусов по их единодушной просьбе приняли участие в вооруженном разгоне революционеров-манифестантов.

Красный флаг, развевавшийся вместо русского национального с октября 1917 года, кадеты принимали за то, чем он был на самом деле – грязной тряпкой, под которой грабили, убивали и насиловали. Трогательны и тяжелы факты спасения корпусных знамен. Те корпуса, которые в первые же месяцы революции эвакуировались в районы белых армий, взяли свои знамена с собой, а оставшиеся в полосе красных сделали все от них зависящее, чтобы святыни не попали в руки советов. Знамена вывозили тайно и с большим риском для жизни.

Во всех городах, где были военные училища и кадетские корпуса, буквально с первых дней большевистского переворота началась вооруженная борьба за Белую Россию. В Москве к юнкерам Александровского училища присоединились кадеты трех корпусов. Ничто не могло остановить горячих сердец этих маленьких патриотов! Так, старшие кадеты 2-го Московского корпуса построившись под командой своего товарища вице-фельдфебеля Слонимского, обратились к директору корпуса с просьбой разрешить идти на помощь юнкерам и кадетам двух других корпусов. На это последовал категорический отказ. Тогда Слонимский приказывает разобрать винтовки и со знаменем ведет роту на выход. Директор был вежливо отстранен с пути...

В Петрограде в эти же дни сражались почти все военные училища. Морской кадетский корпус был, подвергнут нападению большевиков одним из первых, и оказал достойное сопротивление. Ярославский, Симбирский и Нижегородский корпуса были разгромлены красногвардейцами. Кадет убивали, калечили, бросали на ходу из поездов и в воду. Уцелевшие мальчики приняли активное участие в дальнейших боях с красной армией. Кадеты Оренбургского корпуса впоследствии почти целиком составили команду бронепоезда «Витязь». Практически поголовному избиению подвергся персонал и кадеты Ташкентского корпуса за участие вместе с юнкерами в вооруженном сопротивлении.

О том, какими путями и, через какие тернии пробивались эти дети в Белые армии, должны быть еще написаны книги и поставлены фильмы. Первые отряды добровольцев, которые начали борьбу на Дону, были в большинстве своем составлены из кадет и юнкеров. В то время, когда здоровые и сильные мужчины превращались в зверей-красногвардейцев или просто выжидали в стороне, русские мальчики шли в бой за поруганное Отечество. На одних из похорон генерал Алексеев сказал: « Я вижу памятник, который Россия поставит этим детям, и этот памятник должен изображать орлиное гнездо и убитых в нем орлят...».

Большое число кадет приняло участие и покрыло себя славой в легендарном Ледяном походе. О них всегда говорили с отеческой любовью и грустью... С винтовкой выше себя ростом, уходя с головой под воду при любых переправах вброд, они безропотно сносили все тяжести похода. На всех фронтах Гражданской войны кадеты выделялись лихостью и отвагой, равняясь на старших товарищей и, стараясь им ничем не уступать. Поэтесса Снасарева-Казакова, посвятила прекрасные строчки кадетам погибшим под Иркутском:

Как звезды, были их глаза –
Простые русские кадеты;
Их здесь никто не описал
И не воспел в стихах поэта.
Те дети были наш оплот,
И Русь поклонится их гробу;
Они все там до одного
Погибли в снеговых сугробах...

В знаменитой Дроздовской дивизии Добровольческой Армии всех кадет, гимназистов и реалистов шутливо называли «баклажками». Именно дети откликнулись поголовно на призыв защищать Родину от большевистской чумы. Они всегда набавляли себе года и старались выглядеть старше и солиднее – лишь бы быть зачисленными в армию. Генерал Туркул вспоминал о том, сколько раз ему приходилось опрашивать этих милых, исхудавших и оборванных мальчиков, пробивавшихся из всех уголков России. Большинству было по 14-15 лет. Что звало их в ад войны? Что заставляло убегать от родителей и подвергать себя смертельной опасности? А ведь красная армия была порой куда ближе белой... Может жажда приключений и подвигов? Мечты о славе и авантюризм? Безусловно, все эти предположения смешны и оскорбительны для их памяти. Просто это были – РУССКИЕ КАДЕТЫ, которые не собирались жить в коммунистической помойке, которые любили Россию и готовы были нести ответственность за всё в ней происходящее.

Ничто так не иссушало душу и не рвало сердце, как лежащий убитый ребенок в военной форме. Вот рядом винтовка и фуражка, на груди, залитой кровью, маленький крестик, а за поясом любимая книга или тетрадь со стихами Пушкина и Лермонтова, переписанными по кадетской традиции. Как не хотелось порой их ставить в строй, который всегда диктовал свои суровые законы! Казалось, что все будущее России находится здесь в армии, с винтовкой, а не с ручкой в руках и не за школьной партой. А сотни тысяч здоровых и взрослых людей занимались сбережением своей еще упитанной в те времена человеческой шкуры. Никогда не забыть боя белого бронепоезда, а точнее бронеплощадки с несколькими бронепоездами красных. Когда большинство команды и сам командир были убиты, площадка стала отходить и среди «... обваленных и обгоревших мешков с землей, острых пробоин, тел в тлеющих шинелях, среди крови и гари, стояли почерневшие от дыма мальчики-пулеметчики и безумно кричали «ура». Один вдумчивый англичанин, бывший во время Гражданской войны на юге России, писал, что « в истории мира он не знает ничего более замечательного, чем дети-добровольцы белого движения. Всем же отцам и матерям, отдавшим своих детей за Родину, он должен сказать, что их дети принесли на поле брани святыню духа и в чистоте юности легли за Россию. И если люди не оценили их жертв, и не воздвигли им еще достойного памятника, то их жертву видел Бог и принял их души в свою райскую обитель...». Свой весомый вклад в дело защиты Отечества внесли и южнорусские корпуса. Первая кадетская кровь в боях с красной армией пролилась под Ростовом возле Балабановой рощи в 1917 году. Здесь были убиты кадеты-одесситы Надольский и Усачев, ранены – Поляков, Шенгелая и Думбадзе. Как забыть одного из малышей-кадет, который после боя вел пленного красноармейца и попал ногой в стрелку линии трамвая вывихнул себе ногу, но с колоссальным мужеством переносил боль, а сдав пленного, сел на рельсы и горько заплакал…Но в 1-ом Кубанском походе Добровольческой Армии произошел казалось невероятный случай героизма, который вряд ли имеет аналоги в военной истории. Кадет-одессит Кикодзе продолжал идти в атаку с …оторванными артиллерийским снарядом ногами, волочась по пахотному полю на руках и крича «Ура!».

В 1920 году при эвакуации Одессы, часть войск Добровольческой Армии, а также масса беженцев с детьми отходили к границам Румынии под натиском красных. В составе отступавших находились и несколько сот кадет Одесского Великого Князя Константина Константиновича кадетского корпуса, а также ряда других корпусов. 31 января разгорелся бой отряда полковника Стесселя с превосходящими силами красных в составе пехотной дивизии и кавалерийской бригады Котовского под Канделем. Бой был необходим для спасения беженцев, женщин и детей. В составе отряда было всего 600 бойцов. Левый фланг был поручен сводному составу кадет под командой капитана Ремерта. Именно на левый фланг был направлен главный удар красных. Но ни жестокий артиллерийский и ружейно-пулеметный огонь, ни бешеные атаки красной кавалерии не могли сломить кадет. Дружные залпы и твердые штыки постоянно встречали кавалерию знаменитого бессарабского уголовника. Успех левого фланга позволил всему отряду перейти в контрнаступление и отбросить красных. Бой длился с перерывами с 9 часов утра до 18 часов вечера.

Киевскому Владимирскому кадетскому корпусу удалось избежать разгрома и расформирования. Однако уже в первые дни революции левый писатель Амфитеатров поместил в газете «Киевская мысль» статью под названием «Волчонки», в которой травил киевских кадет за то, что они не надели красных бантов на общем параде в честь революции, не опозорив ими своих белых погон. Правда, в эмиграции он прозрел, прочтя книгу Зурова «Кадеты», и публично покаялся, признавшись, что «не знал я вас, господа кадеты, честно признаюсь, и только теперь осознал глубину вашего подвижничества». С освобождением Киева Добровольческой Армией генерала Деникина в 1919 году большинство кадет сразу ушли на фронт. Одна из батарей была полностью укомплектована киевскими кадетами. Возможно, некоторые киевляне узнают дорогие им имена – Сергей Якимович, Полиновский, Левицкий, Порай-Кошиц, Бережецкий, Захаржевский. Также, бесстрашно сражались с большевиками кадеты Сумского и Полтавского корпусов. Великий Князь Константин Константинович, ведавший в свое время всеми военно-учебными заведениями России, известный поэт под псевдонимом «К.Р.» и человек пользовавшийся огромной любовью всех кадет и юнкеров, написал прекрасные строчки:

«Кадету»
Хоть мальчик ты, но сердцем сознавая
Родство с великой воинской семьёй,
Гордися ей принадлежать душой.
Ты не один: орлиная вы стая.
Настанет день, и, крылья расправляя,
Счастливые пожертвовать собой,
Вы ринетесь отважно в смертный бой,
Завидна смерть за честь родного края.

В парижском предместье Сент-Женевьев-де-Буа, на знаменитом кладбище русских эмигрантов, есть и кадетский участок. Белые березы и белые кресты, а на каждой могиле белого камня – цветной погон кадетского корпуса, который окончил усопший. Не забудь поклониться, прохожий!

Счастлива и имеет право на существование та страна, которая может воспитать таких сыновей, какими были русские кадеты.

Что общего у композитора Сергея Рахманинова, путешественника Николая Пржевальского, фельдмаршала Михаила Кутузова, конструктора Александра Можайского и адмирала Федора Ушакова? Все они были выпускниками кадетских корпусов, существовавших в Российской империи.

Сегодня мы являемся свидетелями возрождения традиционного военного воспитания молодежи, и слово "кадет" снова становится частью нашего лексикона. В связи с этим интересно узнать, что означает этот термин и какова история российских военных корпусов для юношества.

Значение слова "кадет"

В 1905 году в Российской империи была образована Партия конституционных демократов, членов которой называли кадетами. Однако есть и другое толкование этого слова.

Речь идет о воспитанниках военно-учебных корпусов, появившихся в России во время царствования Анны Иоанновны. Сам же термин заимствован из французского языка и означает в переводе "младший". А если точнее, то, согласно гасконскому диалекту, кадет - это маленький капитан.

Во Франции так называли юных дворян, зачисленных на военную службу, однако еще не произведенных в офицеры. Со временем этот термин перешел в другие европейские языки, включая русский.

Учреждение кадетских корпусов в России

В Московском царстве отпрыски дворянских семей получали офицерский чин, пройдя солдатскую службу в Семеновском или Преображенском полках. Петровские реформы потребовали другого подхода к подготовке командного состава армии.

Поэтому в 1731 году указом императрицы Анны Иоанновны был основан первый Шляхетский кадетский корпус, куда зачисляли обученных грамоте дворянских детей. Воспитанники, кроме военных предметов и строевой подготовки, изучали гуманитарные и точные науки, иностранные языки, обучались танцам, фехтованию и верховой езде.

Первый устав нового военно-учебного заведения был составлен на основе уставов таких же корпусов в Дании и Пруссии. Кадет - это был не просто ученик. С первого дня он попадал в особый мир, где все подчинялось высшей цели - служению Отечеству.

Все воспитанники проживали вместе под постоянным надзором офицеров, которым вменялось в обязанность прививать им необходимые для будущей военной службы качества.

В конце каждого года в присутствии генералов, государственных чиновников и министров проводили публичные экзамены. Нередко на них присутствовала сама императрица.

Выпускникам кадетского корпуса присваивалось звание унтер-офицера или прапорщика, после чего они направлялись служить в кавалерийские или пехотные полки.

Элитарность без снобизма

До конца XVIII века в Российской империи были основаны четыре кадетских корпуса, а в следующем - уже двадцать два. При поступлении сына родители давали расписку в том, что добровольно отдают его в обучение на пятнадцать лет без права на временный отпуск. Кадет это знал, но готов был идти на жертвы.

С одной стороны, корпуса были элитарными военно-учебные заведениями, где учились отпрыски знатных семей, великие князья и даже наследник престола, будущий Александр II.

С другой, воспитанниками кадетского корпуса могли стать также сыновья простых офицеров. Причем мальчики из небогатых семей и те, чьи отцы погибли или были ранены на войне, имели преимущества при поступлении.

Невзирая на происхождение, воспитанник мог быть отчислен за неуспеваемость или лень. В то же время прилежание поощрялось приглашением «на пироги» в семьи офицеров-наставников, походами на городские ярмарки или театральные спектакли.

Кадеты в Белой армии

К началу Первой мировой войны в России существовало уже тридцать кадетских корпусов. Их воспитанникам вскоре предстояло пройти через тяжелые испытания, защищая свои убеждения перед лицом смерти. Важно отметить, что ни одно из этих военно-учебных заведений не изменило присяге.

Более того, огромное количество юных кадетов пополнило ряды Белой армии. Для них барон Врангель в Крыму основал новый корпус, за чьи парты село более сорока молодых Георгиевских кавалеров.

Современник вспоминал, что для революционеров кадет - это был самый ненавистный символ. Вместе с остатками Белой армии эти мальчики-герои отправились в эмиграцию. Позднее во Франции и Сербии были открыты русские военные корпуса, таким образом кадетское движение продолжало существовать.

Суворовцы, нахимовцы, кадеты

В военных парадах, проводимых в Советском Союзе, обязательно участвовали воспитанники Суворовских и Нахимовских училищ - подтянутые, не по годам серьезные подростки, избравшие для себя карьеру офицера.

Эти училища были образованы в 1943 г. по принципу дореволюционных кадетских корпусов. Они давали возможность детям погибших на фронтах Великой Отечественной войны солдат и офицеров получить вместе с аттестатом о среднем образовании военное обучение, которое впоследствии помогло бы им связать свою жизнь с армией.

Суворовское и Нахимовское училища существуют в России и сегодня. Наряду с ними в последние годы в разных регионах страны основано немало кадетских корпусов. Главная особенность этих военно-учебных заведений - ранняя профессиональная ориентация по профилю конкретного рода войск.

Продолжать ли обучение после окончания корпуса с целью получения офицерского звания или нет, решают сами кадеты. Значение этой формы образования, ее авторитет и престиж растут с каждым годом. В немалой степени тому способствуют давние традиции кадетского движения в России.


Троекратным “Ура!” встретили воспитанники подготовительной группы “Радуга” детского сада № 13 “Теремок” поздравления с Днем защитника Отечества. В преддверии самого мужского праздника здесь состоялась торжественная церемония посвящения дошколят в кадеты.

Мероприятие началось очень ярко: белые рубашки и оранжевые береты маленьких кадет создавали праздничную атмосферу. Когда дети стали показывать свое мастерство, маршируя по залу с различными переходами то в одну колонну, то в две, четко следуя командам наставника, — это было завораживающее зрелище.
Присутствующие в зале гости: начальник отдела образования Ирина Романова, заместитель начальника управления по делам ГОиЧС Владимир Антонов, председатель Новочебоксарского отделения ВДПО Елена Павлова, родители воспитанников замерли, словно боялись нарушить четкие движения малышей.
Дети готовились целый год: осваивали строевой шаг, узнавали, что означает каждое слово клятвы юных кадет, учились применять ее в жизни. С каждой минутой становилось ясно, что это нечто большее, чем просто праздник.
Когда дошколята наизусть исполнили от начала до конца сначала гимн России, затем — Чувашии, стало понятно, что патриотизм для них не просто слово. Педагогам и родителям удалось заложить в них то самое отношение ко всему родному, которое и принято называть патриотизмом. Ведь защитники
Отечества бывают не только на войне. Зачастую мы забываем, что патриотизм — это система жизни с особым отношением к своему дому, городу, друзьям и старшим товарищам.
Поздравить юных кадет с принятием присяги пришли их старшие товарищи — ученики 11-го класса школы № 10. “Кадетского лицея имени Героя Советского Союза Михаила Кузнецова”, — с гордостью поправляют меня ребята.
Максим Николаев, Дмитрий Шуряшкин и Виталий Юдин рассказали, что часто бывают в детских садах города, общаются с будущими кадетами. “Мы взяли над ними шефство и поэтому личным примером будем показывать, какими должны быть кадеты, — говорят старшеклассники. — Когда приходили в прошлый раз с показательным выступлением, малышам очень понравилось наблюдать, как мы разбирали автомат. Просили потрогать оружие. Даже девочки участвовали”.
В своем выступлении заведующая детским садом № 13 Валентина Гусарова поблагодарила родителей, что они поддержали начинание педагогов в воспитании истинных патриотов города, страны.
Заместитель начальника управления по делам ГОиЧС Владимир Антонов отметил: “Вижу, у вас глаза горят. Желаю вам расти смелыми, сильными. Уверен, что из вас получатся достойные спасатели и защитники нашей Родины”.
Когда слова клятвы были произнесены и стихли фанфары, мы попросили одного из юных кадет Максима Хотенова рассказать, зачем это нужно. “Я хочу стать настоящим защитником нашей Родины и своей семьи. Буду много тренироваться и хорошо учиться. Так принято у кадет. А быть кадетом очень ответственно!” — сказал он.

1 часть. Введение..........................стр.2

2 часть. Глава 1. Как все начиналось.............. стр.3

А). Кадетское движение в 19 веке............. стр.4

Б). На чужбине.................. стр.7

В) Возрождение кадетских корпусов........ стр. 10

Г) Кадеты вчера. ............... стр. 12

Глава 2. Кадеты сегодня.............. Стр. 15

3 часть. Заключение................. . стр.17

Список использованной литературы.......... . стр.18

Приложения................... . стр. 19

1 Ч а с т ь

В В Е Д Е Н И Е

Великий полководец Александр Васильевич Суворов сказал: «.Истинную свою славу

я видел в служении моему Отечеству»

Нас всех объединяет одно – боль, тревога и ответственность за будущее России,

долг каждого гражданина перед Отечеством – единственной, уникальной для

человека Родиной, данной судьбой, завещанной предками.

Чувство патриотизма для каждого россиянина подвергается в данное время

серьезным испытаниям. Изменилось Отечество.. Изменились идеалы общества..

Пересматривается прошлое нашей Родины, тревожит и пугает неопределенностью

В это сложное время возникла острая необходимость в патриотическом воспитании

молодежи. В связи с этим с середины 90-х годов начали создаваться кадетские

корпуса, кадетские школы-интернаты, а в августе 2001 года по постановлению

главы Муниципального Образования Приозерский район, комитет образования издал

приказ: « В средней школе № 1 впервые в истории Ленинградской области создать

кадетский класс»

Тем не менее, создание кадетского класса, это не изобретение чего-либо

нового, а просто возвращение к истокам. Являясь ученицей кадетского класса, я

поставила перед собой задачу рассмотреть, как развивалось кадетское движение

в прошлом, найти его сходства и различия с современным кадетским движением.

Тема моего реферата очень актуальна. Сегодня, как никогда, страна нуждается в

образованных, честных и мужественных людях, последовательных в своих

поступках, самостоятельно мыслящих, принципиальных борцах, одержимых своими

идеями, а не в приспособленцах, податливых чужому мнению, эгоистичному

расчету. Но где же почерпнуть столь высокие идеи и принципы, как не в

2 Ч а с т ь

Глава 1. Как все начиналось

Прежде, чем начать рассказ о современном кадетском движении, давайте перенесемся

в прошлое. Ведь именно тогда кадетами (от французского «младший воин») стали

называть во Франции малолетних дворян, определяющихся на военную службу.

Понятие это перекочевало в воинственную Пруссию, где король-воин Фридрих

Великий сформировал первую в истории роту кадетов. Почти одновременно в России

возникли подобные военные учебные заведения. Петр 1, «прорубив окно в Европу»,

и многое, позаимствовав оттуда, открыл в Москве Школу математических и

навигационных наук для сыновей «дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских

и других чинов» 1.

После смерти царя-реформатора начатое им дело по подготовке молодых людей к

службе заглохло. Учеба за границей также себя не оправдала, денег требовалось

много, ученики долго жили вдали от дома, теряя связь со своей страной, да и

ленивых и нерадивых среди них было предостаточно. Тогда задумались: а нельзя

ли перенести зарубежный опыт на русскую почву?

Русский посол в Пруссии граф П. И. Ягужинский изучил организацию Берлинского

кадетского корпуса и предложил Анне Иоанновне создать кадетские корпуса. В 1731

году императрица Анна Иоанновна поручила генерал-фельдмаршалу Миниху учредить

«Корпус кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей от 13 до 18 лет»

. Так в России в 18 веке появились первые кадетские корпуса – Сухопутный

Шляхетный, Морской Шляхетный, Артиллерийский и Инженерный Шляхетный, Пажеский

корпус для подготовки пажей к придворно-военной службе и их филиалы.

Рыцарской Академией называли в 18 веке Сухопутный кадетский корпус –

единственный в то время (для моряков был Морской кадетский корпус). Из стен

этих двух кадетских корпусов вышло немало выдающихся полководцев и

флотоводцев. И неудивительно, ведь корпуса в то время были единственными

военными учебными заведениями. Руководителями их назначались особо доверенные

люди – боевые генералы и адмиралы, показавшие себя с хорошей стороны в деле

обучения войск. Российские монархи осуществляли лично постоянный контроль над

деятельностью кадетских корпусов, и это понятно – кадетские корпуса готовили

своих питомцев к офицерскому поприщу, а известно, каков офицерский корпус,

таковы в стране и вооруженные силы. Поэтому руководителями кадетских корпусов

выбирались лучшие генералы и адмиралы.

В 1778 году Императрица Екатерина Великая основала в Москве первый Московский

именной указ: « Нашему генерал-поручику Михайле Голенищеву-Кутузову

всемилостивейше повелеваем быть Главным Директором Кадетского корпуса под

собственным нашим началом»

До 1805 года управление корпусами осуществлялось непосредственно через

императорскую канцелярию. Лишь во времена екатерининского чиновника И. И.

Бецкого появился Совет, который разрабатывал стратегию развития первого

корпуса, осуществлял контроль над должностными чинами. В последующие времена

директора кадетских корпусов опирались на очень приблизительные установки,

заложенные в Уставе, что приводило к различному уровню управления кадетскими

учреждениями. Весь жизненный уклад в корпусе определял генерал-директор, его

знания, опыт, культура ложились в основу всей организации корпуса,

отсутствовала единая организационная структура управления, единые требования

к образовательному процессу, не были разработаны нормативно-правовые

документы и т. д. (к сожалению, на этом этапе мы находимся и сегодня).

На рубеже 18-19 в.в. были сформулированы основные обязанности кадета. Вот

некоторые из них:

Кадет есть будущий слуга Отечества и защитник его от врагов внешних и

внутренних

Каждому кадету надлежит быть благочестивым, правдивым во всем,

беспрекословно подчиняться начальникам, быть храбрым и терпеливо переносить

все тяготы, которые бывают подчас неизбежны

Кадет обязан строго и точно соблюдать военную дисциплину и порядок, каждый

кадет должен иметь и вне корпуса бравый и молодецкий вид.

А). Кадетское движение в 19 веке

Настал девятнадцатый век. Непрерывные захватнические войны, которые вел

Наполеон, привели к тому, что и другие страны стали увеличивать численность

своих войск. В этих условиях и Россия не могла поступить иначе. Потому с

высочайшего повеления Императора Александра 1 в 1813 году был создан 1-й

Сибирский кадетский корпус. А в царствование Николая 1 с 1825 по 1855 год

было открыто еще восемь корпусов: Оренбургский–Неплюевский, Нижегородский,

Полоцкий,

Петровский-Полтавский, Орловский, Воронежский, 2-й Московский и Владимирский

Киевский кадетские корпуса.

Все кадетские корпуса представляли собой интернаты, рассчитанные на 100 –

1000 воспитанников и разделенные на роты учеников приблизительно одинакового

возраста. Кадеты обучались всем основным предметам. Первые семь лет

воспитанники изучали русский язык, несколько иностранных языков, математику,

физику, а также Закон Божий. Специальные преподаватели учили их танцам и

правилам поведения в светском обществе. Весь курс обучения длился девять лет.

Два последних старших класса были посвящены исключительно военной подготовке

и только после окончания этих старших классов кадеты производились в офицеры.

Сеть кадетских корпусов расширялась и совершенствовалась. На какое-то время

их сменили военные гимназии, но затем военным заведениям вновь вернули

название кадетских корпусов. Однако, все эти изменения не коснулись главного:

кадетов всегда воспитывали на любви к Богу, сыновней преданности России,

бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании семейного долга.

При Александре 2 было создано еще девять кадетских корпусов по всему

протяжению Российской Империи в различных местностях и различных условиях

жизни: 3-й Московский, Вольский, Ярославский, 2-й Оренбургский, Псковский,

Тифлисский, Николаевский и Александровский, Симбирский кадетские корпуса.

Особое внимание во все времена уделялось организации приема в кадетские учебные

заведения. Основой его служил конкурсный отбор, тщательное медицинское

освидетельствование, система комплектования по вакансиям. Объем знаний по

разным учебным предметам, требуемый от поступающих в кадетские корпуса,

определялся Главным Управлением военно-учебных заведений. Всего в корпусах к

концу 19-го века содержалось около одиннадцати тысяч воспитанников: из них

казеннокоштных – 74,2%, стипендиатов – 12,5%, своекоштных – 10,4% и экстернов –

2,9%. В Пажеский корпус принимались дети потомственных дворян, в Финляндском

корпусе числились потомственные дворяне – 34%, сыновья личных дворян – 34%,

духовного звания – 4% и других сословий – 28%, а в остальных кадетских корпусах

– потомственных дворян – 66%, сыновей личных дворян – 24%, купцов – 3%, казаков

– 5% и прочих сословий – 2%. К 1917 году изменяется принцип комплектования по

сословному признаку, открывая возможность для поступления детям практически их

всех социальных групп.

Позднее, при Александре 3, в штат кадетских корпусов был введен штат

офицеров-воспитателей. Личный состав кадетского корпуса подразделялся на роты

и отделения. Число учащихся в классе составляло 35 человек. Постепенно

корпуса стали превращаться в казармы, где главное место занимала строевая

подготовка. С 1889 года и до конца 19-го века в учебный план входили такие

предметы, как Закон Божий, русский и славянский языки, немецкий язык,

математика, естественная история, физика, космография, география, история,

законоведение, чистописание, рисование, строевое обучение, гимнастика,

фехтование, танцы, ежедневное гимнастическое занятие в течение 15-ти минут,

говоря современным языком – физзарядка.

Кадетские корпуса в России были ни с чем не сравнимым особым миром, из

которого выходили крепкие духом, сплоченные между собой образованные и

дисциплинированные будущие офицеры, воспитанные в идеях непоколебимой

преданности Царю и Родине. В течение всего срока обучения кадеты были на

полном государственном обеспечении, носили военную форму, основным законом

для них был воинский устав.

Но наибольшее значение и развитие кадетские корпуса получили в начале

прошлого столетия, когда в 1900-м году, волею императора Николая 2, во главе

Военно-учебных заведений Империи встал Великий Князь Константин

Константинович, со званием их Главного Начальника, а с 1910 года и до дня

своей кончины в 1915 году – Главного Инспектора. Являясь одним из наиболее

культурных людей России того времени, человеком большой гуманности, и обладая

даром привлекать к себе сердца молодежи, которую он и любил, и понимал,

Великий Князь открыл ей свое большое сердце и посвятил ей лучшие силы своей

исключительно красивой души. Кадеты быстро оценили его идеи и его заботы о

них, и ответили на них такой беспредельной любовью, таким доверием, что

Великий Князь быстро заслужил звание Отца всех кадетов. Богу угодно было

уберечь Великого Князя от всех трагических потрясений, которые выпали на долю

нашей Родины в дни недоброй памяти революции и последовавшему за ней крушению

года, в самом расцвете своих сил, но память о нем продолжала жить в среде

кадетов, которые свято чтут Заветы Константина Константиновича и все, что

связано с воспоминаниями о Великом Князе.

Главным стремлением Великого Князя на посту Главного Начальника военно-

учебных заведений было уничтожение в корпусах казарменно-казенного духа и

замена его заботливым, любовным и чисто отеческим воспитанием. Это привело к

тому, что отношения между кадетами и офицерами-воспитателями в корне

изменились, и состав этих последних был заменен новым типом воспитателя по

призванию, заботливого и внимательного опекуна и руководителя. Этот новый

внесенный в воспитание военного юношества незабвенным Великим Князем, привел

к тому, что во время революции и в течение гражданской войны кадетская семья

без колебаний нашла для себя правильную дорогу и доблестно исполнила свой

долг в рядах воинов Белых Армий.

Революция 1917 года и захват власти большевиками нанесли ряд тяжелых ударов

кадетским корпусам, которые новая власть не без оснований рассматривала как

среду враждебную и чуждую новым порядкам. С самого начала было сделано все

возможное, чтобы разрушить установившийся быт, уничтожить старые порядки и

превратить корпуса в гимназии военного ведомства, а в дальнейшем, или их

полностью уничтожить, или сделать из них военные школы для будущих красных

командиров. Повсеместно кадеты ответили на эти меры сопротивлением. Во многих

корпусах строевые роты часто вместе со вторыми ротами, соединяясь с военными

училищами, приняли вооруженное участие в противодействии местным

большевистским выступлениям для захвата власти. Не только кадеты строевых

рот, но и младшие 12-ти и 13-ти-летние мальчики устремились туда, где

организовывалась вооруженная борьба против Советской власти, и, скрывая свой

слишком юный возраст, прибавляли себе годы, чтобы добиться приема в

добровольческие части. На всех фронтах гражданской войны остались

бесчисленные могилы кадет, отдавших свои юные жизни делу борьбы против

насилия и надругательства над всем, что было для них дорого и свято.

Революция и большевизм привели к тому, что за период 1917-1918 гг. погибли

почти все военные училища и 23 кадетских корпуса из числа 31, существовавших

в России до марта 1918 года. Судьба многих из них была трагична и

сопровождалась гибелью многих кадетов и юнкеров, как это было в Петрограде и

Москве, в Ярославле, Симбирске, Нижнем Новгороде, Оренбурге, и во многих

других местах, где военная молодежь принимала участие с оружием в руках в

противодействии захвату власти местными большевиками.

Б). На чужбине.

Настали тяжелые времена. Старое государство, Российская Империя, было

разрушено, а новое не было еще создано.

В областях, занятых белыми армиями сохранилось лишь несколько кадетских

корпусов, в составе которых находилось также много прикомандированных кадетов

почти всех корпусов из других областей России. Остались в том или ином виде,

или же были восстановлены на территории Украины под именем «войсковых бурс»

при гетмане Скоропадском, корпуса Владимирский, Киевский, Сумский, Одесский и

Петровский-Полтавский. Открылись снова Донской и Владикавказский корпуса, а в

Сибири и на Дальнем Востоке – 1-й Сибирский (Омский),

Хабаровский и Иркутский. Крушение белых фронтов и юга России в конце 1919 и в

20-х гг. положило конец существованию кадетских корпусов на русской земле,

заставило командование приступить к их эвакуации, далеко не всегда успешной и

к устройству спасенных кадетов в Югославии.

Первоначально в Югославии (в то время называвшейся Королевством Сербов,

Хорватов и Словенцев, сокращенно «С.Х.С.») обосновалось три кадетских корпуса

– Русский, Крымский и Донской. Хронологически первым прибыл в г. Сараево

корпус, создавшийся из остатков Одесского и Киевского кадетских корпусов,

второй роты Полоцкого. Через Босфор и Салоники, спасшиеся морским путем

Одесские, Киевские и Полоцкие кадеты вместе с сопровождавшими их офицерами и

преподавателями с их семьями были приняты в Югославии. Вскоре туда же прибыли

через Варну младшие классы Киевского кадетского корпуса, спасенные из Одессы

благодаря мужеству и самоотверженности двух кадетов пятого класса.

Десятого марта 1920 года по приказу российского Военного Агента Киевская и

Одесская группы были сведены в одну, сначала под названием Русского сводного

кадетского корпуса, во главе которого был поставлен директором генерал-

лейтенант Б. В. Адамович, бывший начальник Виленского военного училища. А в

«Русского кадетского корпуса в Королевстве С.Х.С.». Корпус пробыл в Сараево

с уже находившимся там Крымским кадетским корпусом, предназначенным к

закрытию.

На долю других кадетских корпусов, попавших в зарубежье, выпала иная судьба.

Петровский-Полтавский кадетский корпус, переживший те же волны борьбы и

эвакуирован во Владикавказский кадетский корпус, только что восстановленный

на старом месте после разгрома, но не прошло и полугода, как развал на фронте

и отступление армий снова поставили на очередь вопрос об эвакуации. Ранней

весной 1920 года оба корпуса походным порядком по Военно-Грузинской дороге

пробрались в Кутаиси в Грузии, а оттуда, спустя короткое время, в Батуми.

Кадеты были переведены из Батуми в Крым. По прибытии в Крым оба корпуса были

размещены в Орланде и соединены в одно учебное заведение с наименованием

Сводный Полтавско-Владикавказский кадетский корпус.

В то же время в городе Феодосии, в Крыму, при Константиновском военном

училище образовался интернат молодежи, откомандированной из частей армий еще

по приказу генерала Деникина, в своем большинстве не имеющей родителей, или

не знавшей об их местопребывании. В составе интерната были также кадеты

Сумского и других кадетских корпусов, а заведующим был князь П. П. Шаховской.

При эвакуации Крыма интернат

был вывезен в трюме парохода «Корнилов», а по прибытии в Константинополь был

перевезен на пароход «Владимир» и целиком влит в Крымский кадетский корпус, в

составе которого и остался в дальнейшем. Эвакуация Крымского кадетского

неизвестности пребывания на рейде Босфора пришло, наконец, известие о том,

бухту Бакар, на территории Королевства С.Х.С., а оттуда был перевезен в

года, после чего был закрыт по решению Державной Комиссии. В течение 9-ти лет

своего существования в зарубежье, Крымский корпус выпустил из своих стен

свыше 600 кадетов с аттестатом зрелости.

Помимо корпусов в Югославии, явившихся преемниками и продолжателями традиций

и истории Российских Императорских кадетских корпусов, во Франции в Версале,

1930 года, Корпус-лицей имени Императора Николая 1. Корпус-лицей существовал

на частные пожертвования. С июня 1938 года Шефом Корпуса-лицея состоял Князь

Гавриил Константинович, сын покойного Августейшего Начальника Военно-учебных

заведений в России. Через ряд лет после Второй Мировой войны это учебное

заведение было вынуждено прекратить свое самостоятельное существование.

Нельзя также обойти молчанием судьбу других кадетских корпусов, продолживших

свое существование в других областях России. После 1917 года в Сибири и на

Дальнем Востоке в тех или иных условиях смогли существовать до 1922 года

Омский(1-й Сибирский), Хабаровский и Иркутский кадетские корпуса, в составе

которых было много прикомандированных кадетов из европейской России, особенно

из приволжских городов. В 1922 году с Русского острова (Владивосток) в

трагических условиях были вывезены в Шанхай последние остатки Омского и

Хабаровского корпусов. В России остались и не могли быть вывезенными 3-я рота

Омского корпуса и большая часть 2-й и 3-й роты Хабаровского. Судьба их

осталась неизвестной. В исключительно тяжелых условиях кадеты оставались в

Шанхае до 1924 года, после чего их удалось перевести в Югославию, где они

были включены в Русский кадетский корпус в городе Сараево.

Такова очень краткая и очень неполная судьба последних имперских российских

кадетских корпусов. Первые месяцы пребывания корпусов в Югославии

ознаменовались тяжелой борьбой за существование: корпуса не имели никакого

имущества, не было ни учебных пособий, ни белья, ни одежды, питание было

скудное и недостаточное. Многие официальные и частные лица стали делать

подарки и денежные пожертвования. Но совершенно исключительное место в

истории корпусов и в жизни кадетов в Югославии занял Король-Рыцарь Александр 1.

Благодарное чувство и преданность Королю-Рыцарю Александру 1 свято сохранялись

в сердцах кадетов, и весть о его мученической кончине в 1934 году была принята

в корпусе как горестное известие о потере отца, защитника и покровителя.

В). Возрождение кадетских корпусов

С началом Гражданской войны в России кадетские корпуса были закрыты. Но и

новая Советская армия нуждалась в хорошей подготовке красных командиров. И с

конца 30-х гг. начали создаваться спецшколы для подготовки подростков к

поступлению в военные училища. За четыре года обучения школы давали

законченное среднее образование, знакомили с техникой и основами ее боевого

применения. Эти спецшколы напоминали прежние кадетские корпуса, и путь многих

военачальников начинался именно здесь. По-настоящему же кадетские корпуса

стали возрождаться во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг.

Основанные в 1943 году суворовские военные училища создавались по типу старых

кадетских корпусов и в этом традиционном для России виде они просуществовали

до 1956 года. Первоначально девять суворовских училищ, по 500 человек в

каждом, были созданы для ребят, оставшихся без родителей. Срок обучения

составлял 7 лет, принимали в училище мальчиков с десяти лет. Для ребят с

восьми до десяти лет работали приготовительные классы. Здесь пригодился

веками проверенный опыт кадетских корпусов. Сначала в училищах обучались

преимущественно дети-сироты, но позднее порядок приема был пересмотрен –

стали приниматься дети военнослужащих и те ребята, кто решил посвятить свою

жизнь военному делу. Но с 60-х гг. начали сокращаться вооруженные силы,

уменьшилась численность офицерского корпуса, и училища стали

расформировываться. Теперь туда принимали юношей в возрасте 15-16 лет, а срок

обучения сократился до двух лет.

В различных областях государственной, военной, общественной деятельности сегодня

успешно трудятся сотни выпускников суворовских училищ. Среди них: министр

иностранных дел Игорь Иванов, генерал армии Константин Кочетов, герой-афганец

генерал-полковник Борис Громов, космонавты Владимир Джанибеков и Юрий Глазков,

известный спортсмен Юрий Власов и многие-многие другие.

После распада Советского Союза в России остались действующими шесть суворовских

военных училищ, одно нахимовское военно-морское военное училище и одно

военно-музыкальное. В последующие годы к ним добавились суворовское военное

училище в городе Ульяновске и новые кадетские корпуса в Санкт-Петербурге:

Ракетно-артиллерийский кадетский корпус, Военно-космический кадетский корпус,

Кадетский корпус федеральной пограничной стражи в Царском Селе, Кадетский

корпус железнодорожных войск в Петродворце, Морской кадетский корпус в

Кронштадте. Осенью 2002 года открылся кадетский корпус МВД.

Вновь Петербург стал ведущим центром России по начальной военной

подготовке молодежи к государственной службе. Выпускники кадетских корпусов,

как и прежде, отличаются высоким уровнем образованности, а также

целеустремленностью, ответственностью, чувством подлинного товарищества.

Традиции, заложенные в стенах кадетских корпусов царской России, поддерживаются

и умножаются современными кадетами Санкт-Петербурга – кадетской столицы и их

коллегами в других городах и регионах.

Возрождение кадетских образовательных учреждений в современной России

началось в 1992 году. У истоков этого процесса стояли энтузиасты, офицеры

запаса, бывшие суворовцы, которым удалось наладить связь с кадетами

зарубежных российских корпусов. Процесс этот непростой, и понимание сущности

данного процесса далеко неоднозначно. Но несмотря на трудности, по решению

региональных властей и ведомств, во всей России к настоящему времени уже

создано более пятидесяти кадетских учебных заведений (см. приложение, таблица

Первые кадетские корпуса как учебные военные заведения нового типа стали

робко появляться сначала в Новочеркасске и Новосибирске, затем в Воронеже и

Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. К 2000 году кадетские корпуса уже

были воссозданы в Краснодаре, Кронштадте, Оренбурге, Омске, Калининграде и

Кемерово. Только в Красноярском крае создано целых шесть кадетских корпусов,

создаются кадетские корпуса в Нижнем Новгороде, Ростове Великом, Мурманске,

Твери, Орле, Волгограде и Екатеринбурге. На сегодняшний день только в столице

уже действуют Первый, Второй и Третий Московские кадетские корпуса, Морская

кадетская школа и Морская Навигационная школа, а в недалеком будущем в каждом

округе столицы появится по кадетскому корпусу, и это не считая кадетских

классов при обычных общеобразовательных школах. Интерес к кадетскому движению

огромен, востребованность в кадетских корпусах высокая. Еще более тридцати

регионов заявили о своей готовности создать подобные учебные заведения.

Конечно, кадетские корпуса не панацея от всех социальных проблем, но ряд

задач, и очень важных, могут быть решены через них.

Исходя из вышесказанного, со всей определенностью можно констатировать, что в

начале третьего тысячелетия в России создается новый тип учебных учреждений,

направленных на решение потребностей общества в 21 веке, то есть идет процесс

выработки новой системы национального образования. И от правильного решения

этой задачи будет в значительной мере зависеть будущее России. Совершенно

новым в этом процессе является то, что кадетские учебные учреждения создаются

не только при Министерстве Обороны РФ и при других силовых структурах, а в

своем большинстве образуются, прежде всего, в системе Министерства

Образования Российской Федерации, хотя ранее подобные учебные учреждения

создавались только при военных ведомствах. Поэтому дело это государственное и

самоотверженных энтузиастов. Нужна единая государственная политика в данном

вопросе. Нужны такие согласованные действия Министерства Образования,

Министерства Обороны и других заинтересованных силовых структур, министерств

и ведомств России, чтобы решение по всем сопутствующим этому возрождению

проблемам принимались на самом высоком уровне. Наверное, настало время,

следуя традициям российской истории, подумать о попечительстве над кадетскими

корпусами со стороны Правительства Российской Федерации и даже Президента –

может быть, тогда этот процесс получит должное внимание. Настало время

понять, что сегодняшние кадеты – это завтрашние защитники нашего Отечества,

ученые, строители, юристы, экономисты, предприниматели, врачи и учителя.

Поэтому вопросы воспитания наследников будущей России нужно решать и на

государственном уровне, и на уровне регионов. Только при консолидации всех

здоровых сил государства и общества можно дать детям такое воспитание и

образование, которое позволит им строить великую Россию в 21 веке.

Г). Кадеты вчера .

«Ты будешь тверд, как сталь, и чист, как золото. Ты будешь относиться с

уважением к слабому и сделаешься его защитником. Ты будешь любить страну, в

которой родился. Ты не отступишь перед врагом. Ты не будешь лгать и останешься

верным данному слову. Ты будешь щедр и будешь всем благоволить. Ты везде и

всюду будешь поборником справедливости и добра против несправедливости и зла».

Так звучали Заветы Мальтийских рыцарей, которые в 1759 году повторили в

России, в Петербурге, юные воспитанники Пажеского корпуса

– привилегированного военно-учебного заведения для сыновей заслуженных

родителей. Пажеский корпус был учрежден в последние годы царствования

Императрицы Елизаветы Петровны с особым режимом обучения и воспитания. Но

должность пажа существовала в России со времен Петра 1 (с 1711 года), который

перенял ее из правил дворцового этикета стран Западной Европы.

Кем были пажи, и чем они занимались? Паж – придворное звание. Оно

присваивалось юношам знатного происхождения, назначенным для несения службы

при высочайшем дворе. В начале это были, в основном, дети иностранцев,

перешедших на службу к русскому царю. Для молодых дворян придворная служба

составляла первую ступень в достижении звания рыцаря.

Однако, в течение почти полувека, эти пажи не имели никакого специального

образования и были зачастую вопиюще невежественны. Это обстоятельство привело

правительство к мысли о необходимости создания нового для России учебного

заведения, где пажи получали бы необходимые знания и навыки дворцовой службы.

По велению Императрицы Елизаветы Петровны проект статуса Пажеского корпуса

подготовил швейцарец барон Феодор Генрих Шуди, состоящий секретарем знатного

вельможи И. И. Шувалова. В своем проекте барон впервые предлагал замену

личных слуг пажей казенными (для их равенства), четкую регламентацию всей

жизни воспитанников. Дежурства во дворце должны были чередоваться с днями

обучения разным наукам: этикету, танцам, фехтованию, иностранному языку,

географии.

Предложения барона Шуди были в основном приняты и изложены в инструкции,

подписанной гофмаршалом Сиверсом.

Со временем, система обучения в Пажеском корпусе была несколько изменена: в

ней появились новые предметы, такие, как русский язык, каллиграфия,

математика, философия, мораль, естественное и народное право, юриспруденция,

военные науки и верховая езда.

В 1762 году Екатерина 2, желая поднять уровень образования и воспитания

пажей, вводит новые требования в корпусе. Во-первых, для поступления в корпус

требовался высочайший приказ о зачислении. Во-вторых, на это имели право

только сыновья и внуки полных генералов от инфантерии, кавалерии и

артиллерии. В понятие «паж» стало входить благородное происхождение. Был

составлен план обучения пажей. В пажеском корпусе видели профессиональную

придворную военную и гражданскую школу, имеющую цель готовить придворных

должностных лиц, офицеров для армии и гражданских чинов.

В 1785 году Пажеский корпус был преобразован и вошел в состав учебных

заведений Российской Империи. Уже на первом этапе эта придворная школа дала

государству немало выдающихся лиц. Среди них С. Р. Воронцов, О. П.

Козодавлев, А. П. Тормасов, Д. С. Дохтуров, А. Н.

Оленин, А. Д. Балашев. Среди первых

кавалеров Святого Георгия – выпускники корпуса: князь С.А. Меньшиков, И.И.

Марков, А.С.Кологривов, И.А. Веньяминов и другие. В таком виде корпус

просуществовал 12 лет.

С вступлением на престол Павла 1 начались реформы, показывающие намерения

государя преобразовывать Пажеский корпус в военно-учебное заведение. Однако

эти намерения так и остались намерениями.

года он повелел преобразовать корпус в военно-учебное заведение и именовать

его «Пажеский Его Императорского Величества корпус».

Таким образом, Пажеский корпус был образован в 1759 году как придворная

школа, а в 1802 году получил статус военно-учебного заведения по типу

кадетских корпусов.

Пажеский корпус стал привилегированным военно-учебным заведением, цель

которого - дать сыновьям заслуженных родителей общее и военное образование,

а также соответствующее воспитание.

В 1810 году Пажескому корпусу был пожалован Воронцовский дворец (Садовая улица,

26) – памятник истории и архитектуры 18 века, построенный в 1749-1757 гг. по

проекту великого Ф.Б.Растрелли .

Почти за 160-летнюю историю существования Пажеского корпуса этот адрес был

самым известным. Пажи стали наследниками Мальтийских рыцарей. В 1798-1801 гг. в

этом здании находился Капитул (администрация) Мальтийского ордена. На

территории дворца в период царствования Павла 1 по его распоряжению были

построены два храма: Мальтийская капелла (католическая церковь) и Православная

церковь. Эмблемой Мальтийского ордена был белый крест. В память о Мальтийских

рыцарях и их заповедях, Мальтийский крест был взят в качестве символа и эмблемы

Пажеского корпуса. Каждому поступавшему в корпус вручалось Евангелие и Заветы

Мальтийских рыцарей.

На всем протяжении учебы пажей окружали вдумчивые наставники и педагоги.

Среди них генерал Цезарь Кюи, он преподавал курс фортификации. Но был еще и

известным композитором, музыкальным критиком, членом «Могучей кучки».

Преподаватели давали глубокие знания по предметам обучения и обеспечивали

широту взглядов воспитанников.

По окончании корпуса пажи получали выпускной нагрудный знак – белый

Мальтийский крест и кольцо, которое снаружи было стальным, а изнутри

позолоченным с выгравированным именем своего владельца.

В декабре 1902 года Пажеский Его Императорского Величества корпус торжественно

отметил свой столетний юбилей. Военно-учебному заведению было пожаловано знамя

с надписью «1802-1902». За свою продолжительную историю из стен прославленного

учебного заведения выпущено множество выдающихся лиц России. Среди них:

генерал-фельдмаршал граф А.И.Шувалов (выпуск 1720 года), полководец генерал

А.А.Брусилов (выпуск 1872 года), полковник П.И.Пестель (выпуск 1811 года) –

вождь декабристов, историки Н.Н.Шильдер (выпуск 1860 года) и А.Н.Оленин (выпуск

1766 года) и многие другие.

1917 год внес существенные изменения в ход истории России. 150-летний юбилей

пажи отмечали уже вне стен родного корпуса, на чужбине.

Почему мальчишки шли учиться именно в Пажеский кадетский корпус? Что

заставляло их служить Отечеству с малых лет? Ответ прост: они любили свою

Родину, верили Царю, готовы были умереть за идею в любой момент.