Генрих Сапгир презентация к уроку по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему. Генрих сапгир - биография, фотографии Произведения генриха сапгира

РАО "Норильский никель" планирует выпустить документарные дисконтные облигации до конца года, сообщил "Интерфаксу" первый заместитель генерального директора РАО "Норильский никель" Дмитрий Зеленин. По его словам, одним из финансовых консультантов "Норильского никеля" по выпуску облигаций является инвестиционная компания "Русские фонды".
Как сообщил "Интерфаксу" вице-президент компании "Русские фонды" Валерий Радченко, РАО "Норильский никель" намерено выпустить в декабре документарные дисконтные облигации сроком 3 месяца двумя траншами по 250 млн. рублей. Однако это не окончательное решение по размерам выпуска облигаций будет принимать совет директоров РАО, который состоится в период с 12 по 15 ноября. В. Радченко заявил, что доходность облигаций "Норильского никеля" будет определяться за несколько дней до начала размещения, так как за это время могут произойти существенные подвижки на рынке. Если бы размещение ценных бумаг "Норильского никеля" происходило в настоящее время, то доходность составила бы примерно 37%, отметил он. В настоящее время компания "Русские фонды" проводит консультации с ФКЦБ о регистрации выпуска облигаций и с ММВБ о соответствии ценных бумаг требованиям листинга биржи для создания возможности приобретения их нерезидентами со счетов C. По мнению вице-президента "Русских фондов", облигации РАО "Норильский никель" будут "одним из самых интересных инструментов на рынке, так как наиболее всего отвечают требованиям инвесторов и выгодно отличаются от бумаг "Газпрома" и "Лукойла" по своей структуре. Кроме того, кредитная история РАО "Норильский никель" не вызывает никаких споров." "Интерфакс". ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ Еще лет пятнадцать РАО "НН" будет первым РАО "Норильский никель" намерен сохранить лидерство на мировом рынке палладия до 2015 года, исходя из цен на этот металл и объемов производства предприятия. Об этом сообщил первый заместитель генерального директора РАО Юрий Котляр на конференции по рынку драгметаллов и камней в Москве во вторник. По его словам, специалисты прогнозируют, что на рынке платиноидов до 2010 года ожидается устойчивый дефицит металла, что позволит "Норильскому никелю" получать стабильную прибыль от реализации. "РАО "Норильский никель" получает от работы с драгметаллами около $1 млрд. в год", подчеркнул Ю.Котляр. Руководство РАО, отметил Ю. Котляр, планирует в ближайшее время частично перенести переработку драгметалльного сырья с АО "Красцветмет" (Красноярский край) на АО "Приокский ЗЦМ"(Рязанская обл.). Также "Норильский никель" разрабатывает программу создания собственного аффинажного производства для получения солей платины, которые непосредственно могут использоваться в производстве катализаторов. Генеральный директор АО "Приокский ЗЦМ" Алексей Драенков сообщил на конференции, что предприятие разработало новую технологию получения спутников платиноидов, которая является самой дешевой из существующих. Также специалисты завода разработали технологию восстановления платины и родия из солей, что позволяет сократить процесс получения готовой продукции и значительно снизить затраты. Кроме того, первый заместитель генерального директора РАО сообщил, что специалисты "Норильского никеля" разработали программу предоставления товарных кредитов в виде платиноидов для производства автомобильных катализаторов в рамках экологической программы г. Москвы. РАО "Норильский никель" видит одним из условий предоставления таких кредитов приобретение контрольных пакетов в компаниях, производящих катализаторы. РАО "Норильский никель" является монопольным производителем в России основных металлов, используемых в производстве автомобильных катализаторов. "Интерфакс". БУДЕТ ПРАЗДНИК Есть что тратить 15 ноября Дому спорта города Кайеркана исполняется 15 лет. Спортивный праздник, посвященный этому юбилею, обещает быть хорошо профинансированным. Постаралась Администрация г. Норильска. А что до интересности и красочности - это уж как получится. В. ШИЛОВСКИЙ. НАЛОГИ Экологически не чисто В начале недели сотрудники отдела Федеральной налоговой полиции в ТАО задержали руководителя ремонтно-строительной фирмы "Эколог", которая на протяжении многих лет занималась восстановительными работами в Дудинском морском порту. Скорее всего фирма давно попала в поле зрения полицейских - одновременно с задержанием изъята документация "Эколога". Возбуждено уголовное дело. Н. ЕФИМОВ. СЕВЕРНЫЙ ЗАВОЗ Ледовое побоище Эпопея с танкером, который должен доставить в Хатангу топливо, продолжается. Сначала туда шло германское нефтеналивное судно, которое скачало топливо в танкер ледового класса "Санкт-Петербург". Постоянные задержки заставили поставщиков искать судно усиленного ледового класса, которое нашлось в Латвии. "Рундуле" приняла на борт груз, и 5 ноября караван судов в составе двух атомных ледоколов ("Арктика", "Таймыр") и двух речных ("Авраамий Завенягин", "Капитан Мецайк") вышел, наконец, из Диксона. Однако где-то на трассе из-за ледового сжатия "Мецайк" получил повреждения, и его, кажется, решили отправить назад в Диксон. По оперативным данным, в ночь на 9 ноября танкер и "Завенягин" находились в бухте Спартак - в 30 км восточнее мыса Челюскина. Н. ЕФИМОВ. ПРОВЕРКИ НА ДОРОГАХ У норильских водителей "отказывают тормоза" За несколько дней ноября (особенно в выходные - праздничные) водители просто оголтело нарушали правила дорожного движения - мчались с запрещенной скоростью по трассам, игнорировали знаки, не уступали дорогу пешеходам и прочее. За неделю было задержано в пьяном виде 20 шоферов, из них 9 управляли авто в таком состоянии в праздничные дни. Нарушители за рулем совершили 23 ДТП, в которых пострадали 10 жителей промрайона, в том числе несколько детей. Так на ул. Б. Хмельницкого через пешеходный переход перебирался ученик второго класса школы № 5, а водитель машины "ВАЗ-2104" наехал на пацана и тут же скрылся с места происшествия. Ребенок получил травму головы, а шофер "Жигулей" в этот же день был задержан сотрудниками ГИБДД, его ждет суровое наказание. Пострадала шестиклассница этой же школы у дома № 25 на Ленинском пр. После наезда "ВАЗ-2110" с переломом голени она оказалась в больнице. А вот трое взрослых пешеходов попали под колеса по своей вине. В пьяном виде они решили форсировать дорогу перед близко идущим транспортом. На перекрестке ул. Бегичева - Михайличенко попал под "Жигули" сотрудник таксофирмы "ТВЭН", на перекрестке ул. Талнахской-Орджоникидзе угодил под "Волгу" 40-летний неработающий норильчанин, а на ул. Комсомольской под "ГАЗ-3129" выбежал слесарь "Сибтехмонтажа". Все были нетрезвые. Все получили различные травмы. В выходные дни зарегистрированно четыре угона автомобилей, три из них найдены, а "ВАЗ-2105" красного цвета, госномер Ж 3992 КЯ, угнанный от дома № 69 на ул. Талнахской, до сих пор в розыске. Очевидцев, знающих что-либо о местонахождении пропавшего авто, просят позвонить по тел.: 02 или 22-42-91. П. ПАЩЕНКО. ПРОИСШЕСТВИЯ Не взрываем, так горим В праздничные дни по линии управления ГО и ЧС было все тихо и спокойно, в промрайоне никаких особых происшествий не зарегистрировано. Зато накануне Дня примирения в дежурную часть милиции позвонил некто и сообщил о заминировании ПТУ-58, что на ул. Лауреатов, 87. Десятки специалистов разных служб эвакуировали из здания более 600 человек и провели проверку. Через час был дан отбой, взрывчатых веществ в училище не было обнаружено. Позвонивший "минер" "вычислен" и задержан. И еще, 6 ноября, ранним утром в 5 часов 36 минут, в квартире на ул. Талнахской, 75, живьем сгорела 40-летняя безработная женщина. Дружки- собутыльники спасти ее не смогли. Причина трагедии - неосторожное обращение с огнем. П. ПАЩЕНКО. КРИМИНАЛ Следствие закончено. Все только начинается Прокуратура г. Норильска утвердила обвинительное заключение в отношении бывших руководителей АО "НК" граждан Карагодова, Цырульника и других лиц, обвиняемых в совершении хищений денежных средств в крупных размерах путем злоупотребления служебным положением. Дело передано на рассмотрение в федеральный суд г. Норильска. Обвиняемые, которым была временно изменена мера пресечения в связи с ухудшением здоровья, вновь водворены в камеры норильского СИЗО, где им предстоит ожидать судебного процесса. Т. ЕГОРОВА. ТЕАТР Адъютант(ша) его превосходительства В Норильском Заполярном театре началась работа над новым спектаклем. Режиссер Семен Сапгир прибыл в наш город, не привлекая внимание широкой общественности, еще в конце октября. И уже несколько дней труппа репетирует "Корсиканку" (таково название будущей премьеры) на сцене. "Корсиканка" - та самая проанонсированная "Адъютантша его превосходительства". В ходе работе над спектаклем пьеса Иржи Губача получила новое имя, которое, на мой взгляд, ясно указывает на главное действующее лицо. "Корсиканка" (в главных ролях: Л. Сорокин и Н. Валенская, заняты также: В. Решетников, А. Глушков, С. Ребрий, А. Ксенюк, В. Кузьменко и С. Лавров) заявлена как "комедия в 2-х действиях". А Семен Сапгир, ставивший разноплановые спектакли, все-таки более известен как комедийный режиссер. Что ж ожидаем премьеры. А до нее читайте в "Заполярке" интервью с С. Сапгиром. Т. КРЫЛЕВСКАЯ. ТУСОВКИ Молодость for ever В пятницу в 19 часов КДЦ "Гармония" станет местом собрания школьной элиты города Кайеркана. Все дело в том, что региональный союз молодежи и подростков "Юниор" совместно с клубом "Островок" и при поддержке Северной партии проводит в "Гармонии" данс-шоу программу "Молодость for ever", посвященную всемирному Дню молодежи. Но не стоит полагать, что это будет банальная дискотека. Во-первых, оргкомитет мероприятия (а это сплошь "островитяне") подготовил массу любопытных конкурсов, во-вторых, в гостях на данс-шоу побывают танцевальные коллективы: ребята из школы Малько, ансамбль "Самоцветы". А в-третьих, все должно увенчаться составлением формулы вечной молодости, немного и немало. И в-четвертых, вход на party строго по пригласительным, которые были вручены самым активным и творческим представителям учащейся молодежи Кайеркана. Т. КРЫЛЕВСКАЯ. ВЫСТАВКИ Мы себя еще покажем 11 и 12 ноября в Московском Всесоюзном Выставочном Центре (бывшая ВДНХ) проходят дни Красноярского края. В одном из павильонов представлена экспозиция, рассказывающая о природе, истории и промышленности края. На выставке в качестве гостей и участников присутствуют специалисты АО "Норильский комбинат" и Федерации профсоюзов АО "НК". В. ШИЛОВСКИЙ.

Вторая жена поэта-шестидесятника, писательница Кира Сапгир, вместе со своим адвокатом Юлией Вербицкой проведет пресс-конференцию по ситуации с продажей предметов из архива ее бывшего мужа

Пресс-конференция назначена на пятницу, 20 октября 2017, на 12:00. Она пройдет в помещении Третейского суда на улице Гиляровского, дом 7.

Речь на встрече с журналистами пойдет о скандальном споре вокруг архива поэта-шестидесятника Генриха Сапгира, в который помимо книг, документов и фотографий входят подаренные и купленные им произведения художников-нонконформистов - живопись и графика. Там есть или по крайней мере раньше были работы Оскара Рабина, Владимира Немухина, Эрика Булатова и многих других ныне известных друзей-художников, чьи работы на рынке стоят дорого. По текущим ценам счет идет на многие миллионы рублей.

Причиной для вывода спора о наследстве в публичное пространство послужило то, что Кира Сапгир неожиданно обнаружила на московском аукционе вещи из архива бывшего мужа, часть предметов из которого принадлежит ей. Выставлены они были без ее ведома и согласия.

Ранее архив хранился в квартире на улице Академика Абрикосова в Москве, часть которой перешла по наследству Кире Сапгир. Но когда она попыталась попасть в квартиру, сделать этого не смогла. Сторона истца описывает произошедшее так: «Находящийся в квартире мужчина, представившийся Александром Грибовым, сообщил через дверь, что он также является наследником, но открывать дверь и возвращать Кире какое-либо имущество, в том числе совместно нажитое в браке с Генрихом Сапгиром не будет и не собирается. По-видимому, итогом действий Грибова является продажа совместного архива, что, безусловно, станет предметом судебных разбирательств. Тем более что дело по квартире уже в суде и первое слушание в Тверском суде состоится 19.10.2017 г.».

Теперь восстанавливать свои права бывшая жена поэта будет в суде. А помогать ей будет адвокат Юлия Вербицкая (Линник).

Генрих Сапгир (1928–1999) - известный поэт-шестидесятник, один из деятелей неофициального искусства, самиздатовец, ученик Евгения Кропивницкого, друг Рабина, Немухина, Холина, других художников и поэтов лианозовской группы и не только. В СССР он был автором десятков книг детских стихов, выполнял переводы, писал сценарии к мультфильмам. Например, на его стихи и музыку Татьяны Островской написана песня «Про красную мышь и зеленую лошадь» в прекрасном фильме «Приключения Петрова и Васечкина». Сапгир умер 18 лет назад. По информации из открытых источников, у него было три жены: Римма Иосифовна Сапгир (дочь - Елена), Кира Александровна Сапгир (дочь - Мария) и Людмила Станиславовна Родовская.

Сегодня мы расскажем, кто такой Генрих Сапгир. Стихи для детей принесли этому автору наибольшую известность. Речь идет о русском писателе, поэте, сценаристе и переводчике. Он родился в 1928 году, 20 ноября, в Бийске (Алтайский край).

Биография

Генрих Сапгир является сыном московского инженера. На Алтае его отец был в командировке. Вскоре он возвратился в Москву вместе с семьёй. Наш герой с 1944 года стал участником литературной студии художника и поэта Евгения Кропивницкого. Организация работала при московском Доме пионеров. С конца пятидесятых годов вокруг Евгения Кропивницкого и Оскара Рабина - его ученика, сформировался круг близких по духу художников и поэтов. Впоследствии это объединение было названо лианозовской школой. Именно детским творчеством занялся в советские годы Генрих Сапгир. Сказки его полюбились маленьким читателям. Кроме того, в этот период он создал сценарии классических мультфильмов, в частности, «Паровозика из Ромашкова». Как детский писатель наш герой много путешествовал. В 1979 г. принимал участие в работе над неподцензурным альманахом «Метрополь». Первая публикация более «взрослых» стихов за границей произошла в 1968 г. В СССР они вышли в 1989-м, во времена перестройки. Выступал также в качестве переводчика. В первую очередь в этом качестве он проявился работой с произведениями Овсея Дриза, Джима Кэйтса и немецкой конкретной поэзией. Участвовал в создании антологии «Самиздат века». Является составителем поэтического раздела. В период перестройки вошел в состав Союза писателей Москвы. Был участником ПЕН-клуба. Вступил в объединение ДООС. Умер в от сердечного приступа. Он направлялся на презентацию антологии «Поэзия безмолвия». Там планировалось его выступление. Жена - Сапгир Кира Александровна - литератор. Родилась она в 1937 году. Девичья фамилия Гуревич.

Творчество

Генрих Сапгир относился к редкому типу авторов протеического склада. На протяжении своего творческого пути он все время менялся и непрерывно искал новые формы для высказывания. В ранних произведениях он зачастую обращался к социальной сатире. Она отличалась у автора изящными игровыми формами. Далее можно проследить, как постепенно изменился поэт Генрих Сапгир. Стихи его начали наполняться пейзажной лирикой и даже гражданственностью. Автор безупречно владел традиционными методами создания поэзии, в частности, сонетным, однако разрабатывал экспериментальные формы. Критики называли его классиком русского авангарда современности. Является автором множества книг. Если рассматривать поздний период творчества автора, он органично сочетает многообразие выразительных средств с лаконизмом. Также в произведениях нашего героя присутствуют стремление к экстатическому состоянию духа, искренний неожиданный пафос, ирония, гротеск, точность деталей, безоглядный эксперимент. Поэт является последователем таких гениев, как Владимир Маяковский и Велимир Хлебников.

Премии

Генрих Сапгир является лауреатом Пушкинской премии РФ. Он награжден на Тургеневском фестивале малой прозы. Также он получил премии от журналов «Стрелец» и «Знамя».

Издания

В 1962 году вышла книга автора «Сказка звёздной карты». В 1970 г. появилось произведение «Зверятки на зарядке». В 1993 г. публикуется «Библиотека новой русской поэзии». В 1995 г. в свет выходят «Смеянцы». В 1997 г. издается книга «Летящий и спящий». В 1999 г. появляется произведение «Армагеддон», а также собрание сочинений. Перу нашего героя принадлежат следующие произведения: «Лошарик», «Лето с ангелами», «Неоконченный сонет», «Книга азбук, считалок, загадок и стихов», «Планета детства», «Складень», «Леса-чудеса», «Четыре конверта». Писатель является автором перевода книги «Белое пламя» (Овсей Дриз). Его стихотворения также упоминаются в нотных изданиях. Является автором текстов песен: «Приключения жёлтого чемоданчика», «В гостях у гномов», «Голубой слонёнок», «Дед Мороз и серый волк», «Золушка», «Принцесса и людоед», «Шарик-фонарик», «Ничуть не страшно», «Тайна жёлтого куста», «Змей на чердаке», «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», «Смех и горе у Бела моря».

Сценарист

Генрих Сапгир активно работал и в этом качестве. В частности, он выступил автором сценария следующих произведений: «Лягушонок ищет папу», «Медвежонок на дороге», «Главный Звездный», «Мой зеленый крокодил», «Как стать большим», «Легенда о Григе», «Паровозик из Ромашкова», «Не в шляпе счастье», «Ничто не забыто», «Пугало», «Солнечное зернышко», «Сладкая сказка», «Я нарисую солнце», «Край земли», «Ослик Плюш», «Удивительный китёнок», «В тридесятом веке», «Ветерок», «Самый уважаемый», «Волшебные фонарики», «Небылицы в лицах», «Первые встречи», «Спасибо», «Как козлик землю держал», «Утренняя музыка», «И мама меня простит», «Наша няня», «Птичий праздник», «Сказка о жадности», «Чуридило», «Не любо — не слушай», «Серебряное копытце», «Мой приятель светофор», «Принцесса и людоед», «Пирог со смеяникой», «Мороз Иванович», «Сладкий родник».

Из книги судеб. Родился 20 ноября 1928 года в Бийске Алтайского края, сын московского инженера, бывшего на Алтае в командировке и вскоре возвратившегося с семьёй в Москву.

С 1944-го - участник литературной студии поэта и художника Евгения Кропивницкого при одном из московских домов пионеров. С конца 50-х вокруг Кропивницкого и его ученика художника Оскара Рабина сформировался тесный круг эстетически близких поэтов и художников, получивший впоследствии название «лианозовской школы» (неподалёку от подмосковной станции Лианозово жил Рабин).

В советские годы Генрих Вениаминович много работал для детей: ему принадлежат сценарии классических мультфильмов «Лошарик», «Паровозик из Ромашкова», «Про Фому и про Ерёму», «Синеглазка», «Как ослик грустью заболел» и множества других; что называется, на слуху песня на его слова - «Зелёная карета» (перевод с идиш, стихи Овсея Дриза), а также песенки из мульфильмов «Приключения жёлтого чемоданчика», «В гостях у гномов», «Голубой слонёнок», «Дед Мороз и Серый Волк», «Золушка», «Принцесса и людоед» и целого ряда других.

В 1979 году Генрих Сапгир участвовал в альманахе «Метрополь». Первые публикации «взрослых» стихов Сапгира: за границей - в 1968-м, в СССР - в 1989-м. Выступал также как переводчик (прежде всего, выдающегося еврейского поэта Овсея Дриза, немецкой конкретной поэзии и американского поэта Джима Кэйтса).

Составитель поэтического раздела антологии «Самиздат века» (1998), на основе которого создан Интернет-проект «Неофициальная поэзия».

Лауреат Пушкинской премии Российской Федерации, премий журналов «Знамя» (1993) и «Стрелец» (1995, 1996), премии «За особые заслуги» Тургеневского фестиваля малой прозы (1998).

В годы перестройки стал членом Союза Писателей Москвы (с 1988-го), хотя к идее Союза Писателей относился отрицательно. Был членом ПЕН-клуба с 1995-го; перед самой смертью вступил в группу ДООС (в 1999-м).

Умер 7 октября 1999 года от сердечного приступа в московском троллейбусе по дороге на презентацию антологии «Поэзия безмолвия», где он должен был выступать.

Как пишут литературоведы, Генрих Вениаминович удачно сочетал юмор и иронию, пародию и сатиру, бытовые эпизоды анекдотического характера и фантасмагорию в таких своих книгах, как «Стихи» (1987), «Московские мифы» (1989), «Черновики Пушкина» (1992), «Избранное»...

Фрагменты к биографии поэта

Время - несомненно лучший судья, определяющий прочность того или иного произведения искусства, литературы. Я невольно подумал об этом вновь, раскрыв выпущенную в России более года назад и добравшуюся до меня совсем недавно книгу стихов Генриха Сапгира «Складень» 1 . Поэзия его - для детей и взрослых, - межвозрастная граница между которыми представляла собой всегда размытое пространство, была в равной мере насыщенна элементами игры, света, доброты... Московский авангард (конца 50-х - начала 60-х годов), одним из лидеров которого он оказался, условно обозначался как «барачная поэзия»...

Важен, впрочем, не термин, а суть его: в Слове или группах Слов Генрих Сапгир искал и находил некие новые рессурсы, энергия его творчества уводила читателя в такие зоны восприятия мира, где, казалось бы, известные вещи, понятия и представления менялись, варьировались, обнажались по-новому, а попытки определить это, указать литературные координаты и происхождение его творчества уходили в бездны, где лишь на поверхности находились имена Кропивницкого или Холина, а гораздо глубже - Хармса, Хлебникова... Сапгир, впрочем, всегда выламывался из каких-то схем, которые ему подбирали критики и литературоведы, как-то незаметно смешивал все карты, оставляя своих интерпретаторов с носом.

Чтение его стихов - удовольствие. Однако определить, в чём именно, я, положа руку на сердце, сказать не возьмусь. Как, в самом деле, определить - чем нам может нравиться то или иное облако, дерево, птица, яблоко?.. Тем более - мелькнувшая тень, звук капель дождя, хруст снега...

Поэзия Сапгира соткана из постоянной игры персонажей и вещей, их теней, ощущений, которые они вызывали, представлений о том, с чем ассоциировались. Не вообще, не у кого-то, а - у него. В «Складне», томе объёмом более чем в 900 страниц, сложенном из сборников со стихами от 1958-го до конца девяностых, то есть фактически до тех, что он написал незадолго до смерти, всё это просматривается ясно, очевидно, и если я не цитирую сейчас ничего, то - умышленно, ибо для иллюстрации того, о чём идет речь, мне пришлось бы цитировать очень много. Учитывая же, что тексты Сапгира не являют собой в наше интернетное время особого труда в нахождении, то есть остаются потенциально доступны для желающих (книги, вышедшие из-под типографского станка всё же - иное дело!), я оставляю возможность поиска на личное усмотрение каждого. Однако и для тех, кто знаком с поэтическим творчеством этого мастера немного, и для тех, кто знает его довольно хорошо, надо будет сделать исключение. Это касается стихотворения, которое он почему-то не включил ни в одну из известных своих книг и которое, очень подозреваю, осталось по сей день неопубликованным...

в младенце сидело
зло
оно сжимало
пухлые нежные кулачки
топотало
розовыми ножками
(все в перевязочках)
рот -
шире лица:
дай!
земля намазана небом
толстый пирог -
за горизонт
ешь - не хочу...
но когда оставались
последние крохи
старик взвыл:
Боже мой! Боже!
меня сожрало
зло

Напечатанное на пишущей машинке на отдельном листке со словами: «На память Лене», оно хранится у давно живущей во Франции его дочери от первого брака, журналистки Международного французского радио Елены Генриховны Сапгир (для меня, по дружбе, - Лены) - не путать c её однофамилицей, сотрудничающей с газетой «Русская мысль»...

Получив любезное разрешение на публикацию «Зла», я узнал от Лены довольно любопытную историю этого текста. Отец, рассказала она, подчас проявлял особую щедрость, - услышав от кого-либо из знакомых или друзей тёплый отзыв на то или иное своё стихотворение, мог сделать широкий жест: «Ну, я тебе его посвящаю!».

Однако, когда она попросила очень понравившееся «Зло» посвятить ей, отец неожиданно проявил несвойственную ему сдержанность, явное нежелание... Почему? Прямо об этом он не высказывался, но, как предполагает Елена, возможно, самой идее «подарить зло» ему мешал некий психологический, подсознательно-мистический барьер. Тем не менее, подарок этот он всё же сделал. Нет, не вручив страничку со «Злом» прямо в руки побывавшей у него в гостях дочери, но, ничего не сказав, вложив в журнал со своей новой публикацией, который она взяла с собой, улетая из Москвы в Париж. Дата рядом с подписью свидетельствует - это было 14 августа 1995 года.

Во время пожара, случившегося у Лены в январе 2005-го года, который, среди многого, унёс часть вещей, связанных с памятью об отце (погибла тогда в огне и его пишущая машинка), а вот - не посвящённое, но подаренное ! - «Зло» уцелело. Метафора в данном случае, конечно, без горечи.

Впервые Францию Генрих Сапгир смог увидеть осенью 1987 года. Встречи с близкими, с друзьями были исключительно тёплыми, радостными. Имевший большую мастерскую в Париже художник Вильям Бруй организовал там авторский вечер поэта 27 ноября. Стихи же, которые Сапгир приготовил для чтения, друзья решили выпустить отдельной книжечкой. Замысел был двойной: запечатлеть памятное событие и, за счёт продажи сборника, поддержать автора финансово. Тетрадку объёмом в 42 страницы назвали предельно скромно: «Стихи 87». Типографская работа была выполнена в издательстве «Синтаксис» Марии Розановой (Синявской). Однако подарок снабдили шуткой: вместо «Синтаксиса» в выходных данных сборника указали несуществующее издательство «Афоня». «Афоней» реально была Елена Афанасьева, известная в творческих кругах русских парижан высокопрофессиональная наборщица, работавшая в то время у Розановой. Рисунок для обложки «Стихов 87» выполнил русский парижанин, график Виталий Стацинский.

Говоря о Елене Афанасьевой, следует отметить: она взялась за «Стихи 87» не просто «за компанию», но оказалась инициатором акции - Генриха Сапгира знала давно, была с ним дружна с 1968 года!..

Издательство «Афоня», между тем, оказалось указано и в другом сборнике поэта: «ЛИЦА СОЦА», вышедшем в Париже в 1990 году. Издателем этой небольшой книжки (которую, естественно, набрала Е. Афанасьева, а оформил Алексей Хвостенко) значится также Ассоциация русских художников и издателей. Никаких других книг в Париже под маркой Издательство «Афоня», кроме этих двух, сапгировских, не было. Тем не менее, поскольку де-факто оно оказалось указано (а по русской пословице: написанное пером - не вырубить топором ), мне думается, что при составлении справочников по истории печати русской эмиграции во Франции забывать о нём, даже при мифическом его статусе, не нужно. У библиофилов, по меньшей мере, будет одним вопросом меньше.

Какие тиражи имели «Стихи 87» и «ЛИЦА СОЦА»? Согласно Елене Афанасьевой - каждая отпечатана в количестве, не превышающем 100 экземляров.

1. Г. Сапгир, «Складень», изд. Время, М., 2008 г.

Первая публикация: «Литературный европеец», 148, Франкфурт-на-Майне, 2010.

Материал для «45-й параллели» предоставлен автором эссе.

Иллюстрации:

портрет поэта работы Дмитрия Савицкого;

Генрих Сапгир на даче у художника Вильяма Бруя

во время своего первого приезда во Францию в 1987 году

(снимок из личного архива Е. Сапгир);

оригинал стихотворения «Зло»;

обложки некоторых книг для детей.

Генрих Вениаминович Сапгир (20.11.1928) – российский поэт. Читать мальчик начал очень рано и много, не всегда понимая то, о чем читал. Писать юный Генрих тоже попробовал еще в детстве, в первых классах школы. Занимался в литературной студии поэта Арсения Альвинга.

Сапгир был одним из тех, кто вернул в стихи для малышей поэзию. В 1960-е годы в Москве жило-было издательство, выпускавшее книжки для самых маленьких. Оно так и называлось – «Малыш». В этом издательстве жил-был главный редактор по имени дядя Юра, а если по-взрослому – Юрий Павлович Тимофеев. Он-то и попросил как-то раз поэта Генриха Сапгира: «А напиши-ка ты для нас стихи!»

– О чем? – спросил Сапгир.

– О чем угодно. Ну, например, о том, что на дворе апрель.

– А если апрель, то можно я напишу про котов?

– Хорошо, – сказал дядя Юра.

И получились такие стихи:

Мяу! Наконец тепло. Весна.

В апреле кошкам не до сна.

Не понимаю, как в апреле

Ребята могут спать в постели.

Гуляли бы себе по крышам

Под месяцем большим и рыжим.

И после этого детские стихи посыпались у Сапгира, как яблоки с яблони, если её потрясти. Широкую известность обрели герои стихотворных сказок поэта – Лошарик, Людоед и Принцесса, смеянцы из страны Хохотании, паровозик из Ромашкова. Плодотворной была работа Сапгира с замечательным сказочником Г. Цыферовым над сценариями к мультфильмам «Лошарик», Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Лягушонок ищет папу».

Детские стихи Генрих Сапгир писал так, чтобы было интересно самому, чтобы понравилось взрослым, чтобы обрадовались дети. Это доказывает, что написанные им стихи работают 365 дней в году. Каждый день. И даже вечером, и даже ночью…

Книги:

«Леса-чудеса»

«Часы»

«Стихи»

«Нарисованное солнце»

«Мой друг зонтик»

«Загадки с грядки»

«Цирк»

«Как ослик грустью заболел и другие сказки»