История создания опять за спиною родная земля. Анализ стихотворения опять за спиною родная земля. только не надо говорить "нашла бы в инете". нету там. III. Сообщение темы и целей урока



















1 из 18

Презентация на тему: Гамзатов Расул Гамзатович

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Гамзатов Расул ГамзатовичРодился 8 сентября 1923 года в селении Цада Хунзахского района Дагестанской АССР, в семье народного поэта Дагестана, лауреата Госпремии СССР, Гамзата Цадасы. Учился в Аранинской средней школе и в Аварском педучилище, после окончания которого работал учителем, помощником режиссера Аварского Государственного театра, заведующим отделом и собственным корреспондентом аварской газеты «Большевик гор», редактором аварских передач Дагестанского радиокомитета. В 1945 - 1950 гг. Расул Гамзатов учился в Московском литературном институте имени М. Горького, после окончания которого (в 1951 году), был избран Председателем правления Союза писателей Дагестана, где проработал вплоть до своей кончины в ноябре 2003 года.

№ слайда 4

Описание слайда:

Гамзатов Расул Гамзатович Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет. Потом его стихи начали печатать в республиканской аварской газете «Большевик гор» Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году. Ему было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей СССР. С тех пор на аварском и русском, а также на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки его поэтических, прозаических и публицистических книг, таких как «В горах мое сердце», «Высокие звезды», «Берегите друзей», «Журавли», «У очага», «Письмена», «Последняя цена», «Сказания», «Колесо жизни», «О бурных днях Кавказа», «В полдневный жар», «Мой Дагестан», «Две шали», «Суди меня по кодексу любви», «Сонеты» и многие другие, которые получили широкую популярность у любителей его творчества.

№ слайда 5

Описание слайда:

Гамзатов Расул Гамзатович Стихи и поэмы Расула Гамзатова переводили на русский язык такие мастера пера, как Илья Сельвинский и Сергей Городецкий, Семен Липкин и Юлия Нейман. Особенно плодотворно работали с ним его друзья-поэты: Наум Гребнев, Яков Козловский, Яков Хелемский, Владимир Солоухин, Елена Николаевская, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Юнна Мориц, Марина Ахмедова и другие. Сам Расул Гамзатов перевел на аварский язык стихи и поэмы Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко, Блока, Маяковского, Есенина, стихи поэтов Пушкинской плеяды, арабского поэта Абдул Азиз Ходжи и многих других.

№ слайда 6

Описание слайда:

Гамзатов Расул Гамзатович Многие стихи Расула Гамзатова стали песнями. Они привлекли внимание многих композиторов Дагестана, Кавказа, России и других республик. Издательство «Мелодия» неоднократно выпускало пластинки и диски с песнями на стихи поэта. Тесно работали с Гамзатовым широко известные в стране композиторы: Ян Френкель, Оскар Фельцман, Полад Бюль-Бюль-оглы, Раймонд Паулс, Юрий Антонов, Александра Пахмутова, Готфрид Гасанов, Сергей Агабабов, Мурад Кажлаев, Ширвани Чалаев и многие другие.Исполнителями этих песен стали известные певцы и артисты: Анна Герман, Галина Вишневская, Муслим Магомаев, Марк Бернес, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Сергей Захаров, София Ротару, Рашид Бейбутов, Вахтанг Кикабидзе, Дмитрий Гнатюк, Муи Гасанова, Магомед Омаров и другие. Стихи декламировали такие известные артисты, как Михаил Ульянов, Александр Завадский, Яков Смоленский, Александр Лазарев и другие.

№ слайда 7

Описание слайда:

Гамзатов Расул ГамзатовичЗа выдающиеся достижения в области литературы Расул Гамзатов отмечен многими званиями и премиями Дагестана, России, Советского Союза и мира: народный поэт Дагестана, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, Лауреат Государственных премий РСФСР и СССР, лауреат международной премии «Лучший поэт ХХ века», лауреат премии писателей Азии и Африки «Лотос», лауреат премий Джавахарлала Неру, Фирдоуси, Христо Ботева, а также премий имени Шолохова, Лермонтова, Фадеева, Батырая, Махмуда, С. Стальского, Г. Цадасы и др.

№ слайда 8

Описание слайда:

Гамзатов Расул ГамзатовичИмел ряд государственных наград: четыре ордена Ленина, орден Октябрьской революции, три ордена Трудового Красного знамени, орден Дружбы народов, орден «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени, орден Петра Великого, болгарский орден Кирилла и Мефодия, многие медали СССР и России. 8 сентября 2003 года в день 80-летия поэта за особые заслуги перед отечеством президент России Владимир Путин вручил ему высшую награду страны – орден Святого апостола Андрея Первозванного.

№ слайда 9

Описание слайда:

Семья Расула ГамзатоваЕго семья: жена Патимат, скончалась в 2000 году, три дочери и четверо внучек. Отец умер в 1951 году, а мать - в 1965 г. Двое старших братьев пали в сражениях Великой Отечественной войны. В Махачкале живет его младший брат Гаджи Гамзатов - академик Российской академии наук.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Расул Гамзатов «ЖУРАВЛИ»Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю эту полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. Они до сей поры с времен тех дальних Летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса? Сегодня, предвечернею порою, Я вижу, как в тумане журавли Летят своим определенным строем, Как по полям людьми они брели. Они летят, свершают путь свой длинный И выкликают чьи-то имена. Не потому ли с кличем журавлиным От века речь аварская сходна? Летит, летит по небу клин усталый – Летит в тумане на исходе дня, И в том строю есть промежуток малый – Быть может, это место для меня! Настанет день, и с журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле, Из-под небес по-птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле.

О моей РодинеЯ видел мир. И спросят если, Меня наивностью дивя, Скажи: "А родственники есть ли В иных державах у тебя?" – Я с крыши горского аула, Сквозь даль, которой нет конца, Увижу турка из Стамбула, Похожего на моего отца. Где бедной улицы теснина Утихла на закате дня, Он, повстречавшись, как на сына, Взглянул с надеждой на меня. Умеют маленькие капли Большое солнце отражать, Я помню женщину на Капри, Что на мою похожа мать. Она на берегу стояла И вслед рукой махала нам, Когда мы утром от причала Навстречу двинулись волнам. Мне стал Париж родней и ближе, Когда осеннего числа Гвоздики алые в Париже Мне девушка преподнесла. И я не скрою, я не скрою, Что, воевавшую в маки, Могу назвать своей сестрою Всей родословной вопреки. Не зря к родне своей я рвался, Одолевал девятый вал. Я первым обнял африканца, Что цепи рабства разорвал. За то, что счесть родни не в силе, Благодарю свою страну. И если бы меня спросили: "Ответь, ты не был ли в плену?" –Скажу: "Не чаяли души мы В народах родственных сторон. И чехи дружбой нерушимой Меня сумели взять в полон. Солдата русского могила Красна от казанлыкских роз, – Меня Болгария пленила Любовью искренней до слёз. Земля как будто стала шире. И тем горжусь, что в наши дни Всё больше в неспокойном мире Моей становится родни".

Описание слайда:

Современник Р. Гамзатова, русский поэт Роберт Рождественский так охарактеризовал его:Современник Р. Гамзатова, русский поэт Роберт Рождественский так охарактеризовал его: «Поэт он огромный, сделавший знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы. Сердце его мудрое, щедрое, живое. Я видел его во многих выступлениях, где он оставался гражданином, мудрецом, шутником. С врагами он сражался без жалости, бил их мудростью. Поэт он не только дагестанский, но и русский поэт. Его всегда называют в числе любимых поэтов». Эти слова наиболее полно описывают значение личности и творчества Гамзатова в культуре второй половины ХХ века.


Источник: Характер гордый твой не стёрся, И в речи образность живёт. О, как люблю я сердцем горца Тебя, мой маленький народ!
Источник:
Характер гордый твой не стёрся, И в речи образность живёт. О, как люблю я сердцем горца Тебя, мой маленький народ!
Источник:
Характер гордый твой не стёрся, И в речи образность живёт. О, как люблю я сердцем горца Тебя, мой маленький народ!
Источник:
Тема. Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля...» Цель: познакомить с биографией и творчеством дагестанского поэта; охарактеризовать особенности творчества писателя. Ход урока

    Орг. момент
Учитель: - Добрый день, ребята! Я рада вас видеть.
    Подготовка к восприятию. Актуальность.
Учитель: - В последнее время мы все чаще видим по телевидению горькие новости, которые связывают с народами Кавказа. Часто звучат такие слова как «Дагестан», «дагестанцы»... И мне становится больно и обидно за народ, который позорят бандиты, прикрывающиеся религией и различными лозунгами, ради своих властолюбивых и материальных интересов. Ведь издревле народы Кавказа славились своими законами радушия и гостеприимства, уважением к старшим. И сейчас в противовес призывам, отождествляющим весь этнос с бандитами, хочется чаще слышать добрые слова о народах, живущих в нашей необъятной стране, в нашем «большом общем доме».
Подготовленный ученик: Культура объединяет народы. Наша задача - проследить развитие культуры, литературы, в том числе народов России. В состав РФ, кроме русского народа, входит много народов и народностей, для которых Россия - родина, большой общий дом. Поэтому мы интересуемся и изучаем литературу других народов.
    Определение темы урока и постановка целей.
Учитель: - Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего нашего урока? (Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством Расула Гамзатова - народного дагестанского поэта.) Учитель: - Какие цели вы поставите для себя на этом уроке?
4.Учитель: - Откроем тетради, запишем число, тему урока. - Ребята, скажите, а зачем нам изучать творчество дагестанского поэта? (У каждого народа своя культура, традиции, взгляды на мир. Мы соседи. Чтобы лучше понять этих людей, мы обращаемся к культуре, творчеству народов России).
- Что же нам нужно сделать, чтобы понять, узнать поэта Р. Гамзатова? Давайте составим план, запишем его в тетрадь.
    Биография поэта. Эпоха Фото Творчество.
    Итак, сегодня мы познакомимся с биографией Р. Гамзатова, поговорим о его творчестве, прочтем некоторые стихи. А кто нам лучше всего сможет рассказать о личности дагестанского поэта? (его современники) Давайте послушаем воспоминания Сергея Владимировича Михалкова и Самуила Яковлевича Маршака о поэте.
Подготовленный ученик: « Высокоталантливый сын малочисленного аварского народа Расул Гамзатов прославил свой родной Дагестан и занял почетное место в семье лучших поэтов великой России. Умение говорить о самом главном, добром и сокровенном, говорить возвышенно и просто - все это присуще только самым большим, самым талантливым поэтам. И таким поэтом был Расул Гамзатов». (из воспоминаний Сергея Михалкова)
Подготовленный ученик: «Горец, сын малочисленного аварского народа, он сумел раздвинуть в своей поэзии национальные, территориальные границы и стать известным далеко за пределами родного края. В поэзии искренность, живость, яркая образность, ирония, мудрые размышления высокогорного горца». (Самуил Маршак) Учитель: -Как характеризуют в своих воспоминаниях Гамзатова его современники? (Гамзатов говорил о самом главном, сокровенном возвышенно и в то же время просто, искренне) Ярким примером этих слов является стихотворение «Родина горца». Послушайте, пожалуйста, строки из этого стихотворения. Читает подготовленный ученик наизусть. В большой семье, в крестьянской сакле скромной, Под солнцем, плывшим в утреннем дыму, Родился в Дагестанской автономной Мальчишка, не известный никому. Он рос над облаками снеговыми, Где у людей бесстрашные сердца, И, как ягненок рожками своими, Гордился родом своего отца. Играя с ним, его не раз в ту пору Бросали в небо с возгласом «ура» Два старших брата, каждый из которых Был крепким и плечистым, как гора... ...И с крыши мать не раз сгоняла сына, Когда он там порой стоял один, На бедра руки положив картинно, Напоминая глиняный кувшин... ...О всех его делах не понаслышке Известно мне. Скажу вам, не тая, Я очень близок этому мальчишке, Ведь тем мальчишкой был когда-то я.
    Так Расул Гамзатов вспоминает свою малую родину, близких и дорогих ему людей. Как назывался аул, в котором родился поэт, кем был его отец?
Подготовленный ученик: Расул Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в маленьком высокогорном аварском ауле Цада. Его отец Гамзат славился своей мудростью, честностью и умением высмеять острым словом человеческие пороки, недостатки общества. Расул рос как все аульские мальчишки, но когда стал знаменитым поэтом, он не оторвался от Дагестана.
Учитель: -Гамзатов не оторвался от Дагестана; он говорил, что Дагестан - это республика, у которой есть три сокровища. Что же это за сокровища? Подготовленный ученик: Великий поэт Р. Гамзатов сказал: «Дагестан не просто пестро-экзотическая страна, не просто красивые холмы и гранитные скалы, не только снежные вершины и белые облака. Дагестан - это республика, у которой есть три сокровища. Первое сокровище - земля, горы, равнины. Бесценна для горцев каменистая земля. Трудна на ней жизнь. Самая крепкая клятва горца: «Клянусь этой землей».
Подготовленный ученик: Второе сокровище - реки, родники, озера, море. Недаром в Дагестане говорят: «Очаг - это сердце дома, а родник - сердце аула». Третье сокровище - люди. И самым крупным алмазом в этом сокровище Расул Гамзатов считает дружбу трудолюбивого, мужественного дагестанского народа с другими народами.
Учитель:
    О каких сокровищах говорил Расул Гамзатов? Давайте послушаем строки из стихотворений поэта, чтобы почувствовать отношение автора к Родине и своему народу.
Подготовленный ученик: ...Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны
И слова, превращенные в стих,
Только бурку лесов подари мне
И папаху вершин снеговых!


...Характер гордый твой не стерся И в речи образной живет. О как люблю я сердцем горца Тебя, мой маленький народ!
Учитель:
    Ребята, о чем эти стихи?
(гордится Дагестаном, посвящает ему стихи)
    как относится поэт к своему народу?
(любит свой народ сердцем горца, т. е. сильным, отважным, открытым сердцем)
Учитель:
    Расул Гамзатов в своих стихах пишет не только о гордости своим народом, но и о горе, которое объединяет людей. Ярким примером тому - стихотворение «Журавли».
Каждое литературное произведение имеет свою историю. Находясь в Японии, Р. Гамзатов увидел известный памятник белым журавлям в Хиросиме. Ему рассказали историю о девочке по имени Садако, ставшей жертвой ядерной бомбардировки. Лучшая подруга посоветовала сложить тысячу бумажных журавликов, чтобы справиться с лучевой болезнью. В Японии журавль символизировал счастье и долголетие. Отсюда возникло и поверье - если загадать желание и сложить тысячу "цуру" (бумажных журавликов), оно обязательно исполнится. И тогда, вместо того, чтобы сдаться перед смертельной бедой, или просто разочароваться, она стала делать журавликов. Люди были поражены ее мужеством и терпением.
Садако умерла 25 октября 1955 года, и на её похороны прилетело больше тысячи бумажных журавликов. Тысячи журавликов, соединенных невидимыми ниточками.
Поэт был потрясен этой историей. Здесь же, в Японии, он получил известие о смерти матери. Гамзатов летел в Москву, думал о смерти матери, вспоминал об отце, о братьях, погибших на войне. И та девочка с бумажными журавликами не выходила из памяти. Тогда и родилось стихотворение, которое начиналось такими строчками: Мне кажется порою, что джигиты , С кровавых не пришедшие полей, Не в землю эту полегли когда-то, А превратились в белых журавлей.
    Потом слово «джигиты» было исправлено на «солдаты»? Почему?
Стихотворение увидел в журнале «Новый мир» певец Марк Бернес. Он значительно переработал стихотворение, показал его Яну Френкелю, который написал музыку. Давайте вместе послушаем эту прекрасную песню.
Презентация к песне «Журавли».
    Что вы почувствовали, когда слушали песню? Каким вы видите лирического героя?
Во многих уголках России есть памятники в виде улетающих журавлей. Многие стихи Гамзатова стали песнями, которые исполняли известные певцы и артисты: Анна Герман, Муслим Магомаев, Марк Бернес, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Вахтанг Кикабидзе и др.
Гамзатов писал вдохновенно о многом, это не только стихи о Родине, о войне, но и о том, что он видит и что чувствует: о любви, долге, философские размышления. Р. Гамзатов прожил 80 лет. И в день своего восьмидесятилетия 8 сентября 2003 г. за особые заслуги перед отечеством был награжден высшей наградой страны - орденом Святого апостола Андрея Первозванного, выдаваемой за особые государственные заслуги. 3 ноября 2003 г. сердце поэта остановилось. Похоронен он в пригороде Махачкалы, рядом с могилой жены. Имя великого дагестанского поэта навсегда останется в памяти людей. Учреждена премия и стипендия имени Р. Гамзатова, ему поставлен памятник в Махачкале. Каждый год 8 сентября проводятся памятные дни под названием «Белые журавли». - Пришло время подвести итог. Мы сегодня не мало узнали о Гамзатове.
    На доске записаны предложения, но они не закончены. Продолжите их, пожалуйста.
    Гамзатов родился в … Стихи, услышанные сегодня... Темы... Стихотворение «Журавли» было написано под впечатлением от...
5. Рефлексия. 1.Сегодня я узнал...
    Было интересно.. Я почувствовал... Урок дал мне для жизни...
Д/з:
    Узнать, какие стихотворения Р. Гамзатова стали песнями. Выучить наизусть любое стихотворение Р. Гамзатова.

Опять я здесь, но по бугру и около Теперь течет один ручей с вершин. Мальчишка детства моего далекого! Нет никого, остался я один.

По свету кочевать случалось мне, Меня три дня пленяла заграница. А на четвертый день я, как во сне, Все видел дом родной, родные лица.

Меня пленяли первые три дня Чужая речь и стон чужого моря. А после слышался мне храп коня, И птичий гам, и речь родных нагорий.

Опять за спиною родная земля, И снова чужая земля за рекою. Граница отчизны - не лес, не поля. Граница отчизны - граница покоя.

Но вновь возвращаюсь я издалека, Друзьям пожимая горячие руки. Граница отчизны - не мост, не река. Граница отчизны - граница разлуки.

Ты говоришь, что Африка темна. С тобою спорить стану я едва ли, Но темною могла б не быть она, Когда бы свет пред ней не заслоняли.

Не обвиняй народы никогда За то, что не дано им полной мерой… Пред тем как созидались города, О них сказанья родились в пещерах.

Для чего мне золото и камни, Что навечно спрятаны в горах? И звезда на небе не нужна мне, Коль не светит, прячась в облаках.

Ты хоть много проживи, хоть мало, Но тебе скажу я, не тая: Если боль других твоей не стала, Прожита напрасно жизнь твоя.

Я ночью, бывало, с трудом волочу О камни разбитые ноги, А мама в окне зажигает свечу, Чтоб я не сбился с дороги.

С тех пор истоптал я немало дорог, В грозу попадал и в метели, И всюду далекой свечи огонек Помогал мне дойти до цели.

Встречал беду и радость на дороге я, Смеялся, плакал я, но время мчалось, И горем оборачивалось многое, То, что сначала радостью казалось.

Печали становились вдруг победами, Улыбкой - слезы… Мы напрасно спорим: На свете нет иль, может, нам неведома Граница между радостью и горем.

Замер орел, распростершийся в небе, Словно крылами весь мир он объемлет, Руки пошире раскинуть и мне бы, Всех вас обнять, населяющих землю.

Всех вас, живущих на этих просторах, Всех, кто смеется, горюет и плачет. Песни такие бы спеть, от которых Камни становятся шерстью ягнячьей. …….

Мы на земле и наши тени тоже. Они у самых наших ног, в пыли Мы топчем тень, а затоптать не можем. Мы вместе с ней сойдем с лица земли.

Часов и дней безжалостно теченье Мы - люди, мы стареем, что ни час. Хоть рядом с временем мы только тени, С лица земли оно стирает нас.

Ты перед нами, время, не гордись, Считая всех людей своею тенью. Немало средь людей таких, чья жизнь Сама источник твоего свеченья.

Будь благодарно озарявшим нас Мыслителям, героям и поэтам. Светилось ты и светишься сейчас Не собственным, а их великим светом.

Я вижу детство, что прошло давно, С улыбкой и слезинкой на реснице. Я сколько бы ни звал его, оно Вновь не придет ко мне, не возвратится.

Я вижу старость, вижу впереди Молчащую в предчувствии тревоги, Я сколько б ни кричал ей: «Уходи!» - Стоит, седая, на моей дороге.

То, что проходит, тем мы не владеем, Лишь нынешнее нам принадлежит, Пока мы о прошедшем сожалеем, Жизнь день грядущий в прошлый превратит.

Обкрадывая нас бесцеремонно, Не оставляет время ничего. И судей нет над ним, и нет закона, Карающего это воровство.

«Что же молчишь ты, заброшенный дом, Или меня узнаешь ты с трудом? Дом, возведенный руками отца, Что своего не встречаешь птенца?»

Камни сказали: «Пойми наконец, Что нам за радость, неумный птенец, Если под крышу родного гнезда Гостем ты на день влетишь иногда».

И спросит дом родной на старой улице, Когда замру я у его крыльца: «Где твой отец?» Отвечу - дом нахмурится, Как сын, узнав о гибели отца.

И спросит дом родной на старой улице: «Куда ты братьев дел, ответь скорей!» Отвечу я - и дом родной нахмурится, Как старец, потерявший сыновей.

«Поведай, весна, чем красна, чем богата?» «Ну, что расскажу я, чудак человек, Меня все равно не поймешь никогда ты, Покуда в предгорьях не выпадет снег!»

«О юность, я знаю, скрываешь ты что-то, Похвастай весельем, богатством своим!» «Чудак, все равно не поймешь ничего ты, Покуда и вовсе не станешь седым!»

И снова наступило утро раннее, Но солнца нет. Туман покрыл поля, И, за ночь постарев от ожидания, Насупилась промокшая земля.

Коснулась тень лица ее сурового. Земля как мать, которая сынка Ждала, ждала живого и здорового, А возвратился конь без седока.

Я брожу по скошенному лугу, По камням земли моей родной. Друга детства, дорогого друга, Как в былые годы, нет со мной.

Я один, со мною по соседству Нету никого и ничего. С кем же говорю я? Может, с детством, Может, с тенью друга моего.

Увенчанная белою папахой, Порой бывает голова пустой. Порой бывает трусом, и от страха Дрожит владелец сабли золотой.

Кто полными владеет закромами, И у того бывает жизнь пуста. И песня с немудреными словами Бывает настоящей неспроста.

«Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком незнаком, Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?» - Спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком незнаком, Что я могу сказать о нем плохого?»

Я не ложусь один, ко мне на грудь, Как женщина, склоняется тревога. То радость, то печаль спешат ко мне прильнуть, И страх, как пес, ложится у порога.

Я не один встаю в начале дня. Сначала просыпается тревога. Встают печаль и радость до меня, И страх уже скребется у порога.

Писателей мертвых издатели чтят, Готовят их книги потомно. Поэтов живых издавать не спешат, Живых печатают скромно.

Я жив и поэтому скромен и тих. Боюсь, потребую лишку: За счет посмертных томов моих При жизни издайте книжку.

Ночь нудна, как длинная повесть. Ночь темна, как нечистая совесть. Как надоедливый гость эта ночь - Медлит и не уходит прочь.

Ночь у ворот, в доме спят глубоко, Друг мой идет, он еще далеко. Жду я, не сплю я всю ночь напролет. Утро наступит, друг мой придет.

Что ветром разносит в щепу или клочья, Что гибнет от вихрей, немногого стоит. В труху превращается то, что не прочно: Подгнившее дерево, слово пустое.

Не плачьте о том, что ненастье калечит, О том, что погибло в борьбе мимолетной, И ветер не властен над ценностью вечной: Над лесом, и садом, и песней добротной.

Плод бессонниц моих и забот, Книга, вот я беру тебя в руки. Так, наверно, ребенка, рожденного в муке, Мать впервые на руки берет.

Чем ты будешь, концом или славой? Я держу тебя перед собой. Так солдат гимнастерки обрывок кровавый Поднимает, как знамя, - и в бой!

Были плечи у меня белей, Отчего же нынче почернели? Черный цвет - остаток светлых дней Грело солнце - плечи загорели.

Были волосы мои черней, Отчего же нынче побелели? Белизна осталась от ночей Черных, освещенных еле-еле.

Со мною смерть поссориться не жаждет. Она давно уж, перейдя на «ты», Плыла за мной по морю не однажды, Гналась в горах, чтоб сбросить с высоты.

Ты хочешь знать глубину морей, Что нам не сдаются на милость, Спроси у любви, потому что ей И там бывать приходилось.

Вершины дальних гор в снегу, как в извести, Я помню: в детстве пятеро дружков, На том бугре и от него поблизости, Мы пили воду многих родников.

Опять я здесь, но по бугру и около Теперь течет один ручей с вершин. Мальчишка детства моего далекого! Нет никого, остался я один.

По свету кочевать случалось мне, Меня три дня пленяла заграница. А на четвертый день я, как во сне, Все видел дом родной, родные лица.

Меня пленяли первые три дня Чужая речь и стон чужого моря. А после слышался мне храп коня, И птичий гам, и речь родных нагорий.

Опять за спиною родная земля, И снова чужая земля за рекою. Граница отчизны - не лес, не поля. Граница отчизны - граница покоя.

Но вновь возвращаюсь я издалека, Друзьям пожимая горячие руки. Граница отчизны - не мост, не река. Граница отчизны - граница разлуки.

Ты говоришь, что Африка темна. С тобою спорить стану я едва ли, Но темною могла б не быть она, Когда бы свет пред ней не заслоняли.

Не обвиняй народы никогда За то, что не дано им полной мерой… Пред тем как созидались города, О них сказанья родились в пещерах.

Для чего мне золото и камни, Что навечно спрятаны в горах? И звезда на небе не нужна мне, Коль не светит, прячась в облаках.

Ты хоть много проживи, хоть мало, Но тебе скажу я, не тая: Если боль других твоей не стала, Прожита напрасно жизнь твоя.

Я ночью, бывало, с трудом волочу О камни разбитые ноги, А мама в окне зажигает свечу, Чтоб я не сбился с дороги.

С тех пор истоптал я немало дорог, В грозу попадал и в метели, И всюду далекой свечи огонек Помогал мне дойти до цели.

Встречал беду и радость на дороге я, Смеялся, плакал я, но время мчалось, И горем оборачивалось многое, То, что сначала радостью казалось.

Печали становились вдруг победами, Улыбкой - слезы… Мы напрасно спорим: На свете нет иль, может, нам неведома Граница между радостью и горем.

Замер орел, распростершийся в небе, Словно крылами весь мир он объемлет, Руки пошире раскинуть и мне бы, Всех вас обнять, населяющих землю.

Всех вас, живущих на этих просторах, Всех, кто смеется, горюет и плачет. Песни такие бы спеть, от которых Камни становятся шерстью ягнячьей. …….

Мы на земле и наши тени тоже. Они у самых наших ног, в пыли Мы топчем тень, а затоптать не можем. Мы вместе с ней сойдем с лица земли.

Часов и дней безжалостно теченье Мы - люди, мы стареем, что ни час. Хоть рядом с временем мы только тени, С лица земли оно стирает нас.

Ты перед нами, время, не гордись, Считая всех людей своею тенью. Немало средь людей таких, чья жизнь Сама источник твоего свеченья.

Будь благодарно озарявшим нас Мыслителям, героям и поэтам. Светилось ты и светишься сейчас Не собственным, а их великим светом.

Я вижу детство, что прошло давно, С улыбкой и слезинкой на реснице. Я сколько бы ни звал его, оно Вновь не придет ко мне, не возвратится.

Я вижу старость, вижу впереди Молчащую в предчувствии тревоги, Я сколько б ни кричал ей: «Уходи!» - Стоит, седая, на моей дороге.

То, что проходит, тем мы не владеем, Лишь нынешнее нам принадлежит, Пока мы о прошедшем сожалеем, Жизнь день грядущий в прошлый превратит.

Обкрадывая нас бесцеремонно, Не оставляет время ничего. И судей нет над ним, и нет закона, Карающего это воровство.

«Что же молчишь ты, заброшенный дом, Или меня узнаешь ты с трудом? Дом, возведенный руками отца, Что своего не встречаешь птенца?»

Камни сказали: «Пойми наконец, Что нам за радость, неумный птенец, Если под крышу родного гнезда Гостем ты на день влетишь иногда».

И спросит дом родной на старой улице, Когда замру я у его крыльца: «Где твой отец?» Отвечу - дом нахмурится, Как сын, узнав о гибели отца.

И спросит дом родной на старой улице: «Куда ты братьев дел, ответь скорей!» Отвечу я - и дом родной нахмурится, Как старец, потерявший сыновей.

«Поведай, весна, чем красна, чем богата?» «Ну, что расскажу я, чудак человек, Меня все равно не поймешь никогда ты, Покуда в предгорьях не выпадет снег!»

«О юность, я знаю, скрываешь ты что-то, Похвастай весельем, богатством своим!» «Чудак, все равно не поймешь ничего ты, Покуда и вовсе не станешь седым!»

И снова наступило утро раннее, Но солнца нет. Туман покрыл поля, И, за ночь постарев от ожидания, Насупилась промокшая земля.

Коснулась тень лица ее сурового. Земля как мать, которая сынка Ждала, ждала живого и здорового, А возвратился конь без седока.

Я брожу по скошенному лугу, По камням земли моей родной. Друга детства, дорогого друга, Как в былые годы, нет со мной.

Я один, со мною по соседству Нету никого и ничего. С кем же говорю я? Может, с детством, Может, с тенью друга моего.

Увенчанная белою папахой, Порой бывает голова пустой. Порой бывает трусом, и от страха Дрожит владелец сабли золотой.

Кто полными владеет закромами, И у того бывает жизнь пуста. И песня с немудреными словами Бывает настоящей неспроста.

«Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком незнаком, Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?» - Спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком незнаком, Что я могу сказать о нем плохого?»

Я не ложусь один, ко мне на грудь, Как женщина, склоняется тревога. То радость, то печаль спешат ко мне прильнуть, И страх, как пес, ложится у порога.

Я не один встаю в начале дня. Сначала просыпается тревога. Встают печаль и радость до меня, И страх уже скребется у порога.

Писателей мертвых издатели чтят, Готовят их книги потомно. Поэтов живых издавать не спешат, Живых печатают скромно.

Я жив и поэтому скромен и тих. Боюсь, потребую лишку: За счет посмертных томов моих При жизни издайте книжку.

Ночь нудна, как длинная повесть. Ночь темна, как нечистая совесть. Как надоедливый гость эта ночь - Медлит и не уходит прочь.

Ночь у ворот, в доме спят глубоко, Друг мой идет, он еще далеко. Жду я, не сплю я всю ночь напролет. Утро наступит, друг мой придет.

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.