Стур сасаниды. Сасанидская империя. Общественный строй сасанидского Ирана

). Свое название династии получила по имени Сасана, отца Папака - первого царя Парса из рода Сасанидов. Основателем государства Сасанидов стал сын Папака Ардашир I , важнейшими представителями - Шапур I, Шапур II , Кавад I, Хосров I Ануширван , Хосров II Парвиз. В 7 веке государство Сасанидов было завоевано арабами.

Основание династии

В 224 году Ардашир I разгромил в битве при Ормиздакане войско парфянского царя Артабана V, положив конец существованию Парфянского царства, и в 226/227 году короновался в Ктесифоне, провозгласив себя шахиншах («шаха шахов»), наследником древних Ахеменидов. При Ардашире I и Шапуре I (правил в 239-272) Сасаниды установили свою власть над всей Персией и присоединили к своему государству обширные области к западу и востоку от нее. В 3 веке в государстве Сасанидов сохранялся ряд полусамостоятельных областей: Сакастан (Систан), Керман, Мерв, а также автономные города типа полисов. Успехи Сасанидов во внешней политике, и в частности победы над Древним Римом, способствовали усилению власти персидского монарха, который принял титул шахиншах («шаха шахов»).
При образовании государства Сасаниды опирались на зороастрийское жречество. Зороастризм стал государственной религией Персии. Конец 3 - начало 4 веков стали периодом ослабления государства Сасанидов, неудач в борьбе с Римом, ряд восточных областей стали самостоятельными государствами. Шахиншах Шапур II (правил в 309-379) восстановил и упрочил власть Сасанидов в некоторых ранее утраченных областях, в противоборстве с Римской империей отвоевал спорные районы Месопотамии и Армении, что было подтверждено мирным договором 387 года. С начала 5 века Сасаниды в основном поддерживали мирные отношения с Византией .
При Шапуре II усилилась власть царя и зороастрийской церкви. Существовавшие ранее в государстве Сасанидов полунезависимые царства и владения знати в 4-5 веках потеряли признаки самостоятельности. В 5 веке цари местных династий Армении, Кавказской Албании, Иберии были заменены наместниками Сасанидов. Строительство новых «царских» городов сопровождалось процессом утраты автономии городами-полисами. Концентрация власти в руках высших представителей сановной знати, военачальников и жречества сопровождалась нарастанием в 5 веке социального и политического кризиса. Во второй половине 5 века происходили восстания в Закавказье, в частности, в 571-572 годах - в Армении. До середины 5 века Сасаниды успешно боролись с объединениями восточных кочевых племен (хиониты), но войны с эфталитами завершились поражением и гибелью шахиншаха Пероза (правил в 459-484); были потеряны области к востоку от Мерва.

Кризис династии

В начале 490-х годов началось маздакитское движение, под влиянием которого произошли изменения в системе управления, социально-политической структуре и культуре государства Сасанидов. К послемаздакитскому времени относится укрепление феодальных отношений при сохранении рабства. Внутри сельской общины в ходе имущественной и должностной дифференциации выделялся слой азатов-дехкан - мелких и средних землевладельцев. В зависимость от них попадали бедные общинники. В 5 веке наряду с подушной податью и налогом на сельскохозяйственную продукцию (от шестой части до трети урожая) сельские жители облагались дополнительными сборами и несли повинности. Раздел имущества крупной земельной знати во время маздакитского движения способствовал развитию хозяйства сельских общинников, но наибольшие выгоды извлекли азаты-дехкане. В 5 веке экономическое положение большинства общинников резко ухудшилось.
При Хосрове I Ануширване (правил в 531-579) часть старой знати оказалась в зависимости от материальной помощи государства и шахиншаха, стремившихся не допустить возрождения политического засилья знати. В этот период возросла роль бюрократического аппарата и чиновничества. Налоговые реформы Кавада I (правил в 488-496, 499-531) и Хосрова I установили фиксированный поземельный налог хараг (харадж), подушную подать (гезит), от которой были освобождены сословия воинов, духовенства, писцов. В 6 веке государство Сасанидов добилось новых успехов во внешней политике: в 558-568 годах были разгромлены эфталиты, завоеван ряд областей к юго-западу от Амударьи, частью утраченных к 480-м годам при Перозе. Около 570 года был завоеван Йемен, около 589 года разгромлены вторгшиеся тюрки.
С начала 6 века Сасаниды втянулись в войны с Византией. Война Хосрова II с Византией (с 602) началась успешно, персидские войска заняли ряд восточных провинций Византии, но в начале 620-х годов византийцы одержали ряд побед, что привело к свержению Хосрова (628). Длительная война привела к истощению материальных ресурсов государства Сасанидов, резкое увеличение налогов подорвали политическую и экономическую стабильность. В 628-632 годах на престоле сменилось около десятка монархов. При Йездегерде III (правил в 632-651/652) государство Сасанидов было завоевано арабами. Решающее поражение персы потерпели в 642 году под Мехавендом, после которого государство Сасанидов практически распалось. Около десяти лет Йездигерд III оказывал сопротивление захватчикам, пытаясь организовать отпор арабам на востоке страны, но в конце концов был убит в окрестностях Мерва.

САСАНИДЫ

Династия иранских шахов в 224–651 годах, при которой Иран стал великой мировой державой.

Важнейшие представители династии:

Ардашир I,

Хосров I Ануширван,

Хосров II Парвиз.

Династия Сасанидов, сыгравшая большую роль в истории Ближнего и Среднего Востока, происходила из Парса. Свое название она получила по имени Сасана, который считается отцом Папака - первого правителя Парса из рода Сасанидов. Сын Папака Ардашир I (ум. в 241 году), основатель царской династии, воспитывался в семье правителя крепости Дарабджирд и после его смерти унаследовал Дарабджирдское княжество. Тем временем Папак в результате удачных походов расширил пределы своих земель, а затем, собравшись с силами, сверг и убил Гочихра - прежнего правителя Парса. После смерти Папака на престол взошел его старший сын Шапур. Вскоре он погиб, и историки так и не смогли установить обстоятельств его гибели. По одной версии, он погиб при обвале здания, по другой - в его смерти следует винить Ардашира. Как бы то ни было, Ардашир стал преемником своего брата, но не успокоился на этом. Талантливый полководец и мудрый правитель, он поставил перед собой цель свергнуть власть парфянских царей и возродить былое величие Персии.

Основным препятствием на пути усиления Персии в то время была феодальная раздробленность. Во многих областях сидели полунезависимые, а порой и полностью самостоятельные правители, которых поздняя персидская традиция именует катак-хватаями - «домовладыками». Официально они назывались шахами (царями), тогда как парфянский государь носил титул шахиншаха - царя царей.

В 20-х годах III века, когда Парфянское государство было истощено борьбой с Римом и внутренними смутами, Ардашир (римские источники называли его Артаксерксом) поднял восстание и через несколько лет лишил власти последнего парфянского владыку - Артабана V. Произошло это в 227–229 годах.

В образовавшейся Сасанидской державе официально существовало различие между Ираном (Эраншахр) и не-Ираном (Ан-Иран), первоначально подразумевавшее этнические и религиозные различия между иранцами (персами, парфянами, мидийцами и т. д.), исповедовавшими зороастризм, и неиранскими народами и племенами, придерживавшимися иных культов. Однако несколько позже к Ирану стали относить все страны и области, входившие в состав державы Сасанидов, включая и Месопотамию, где персы не составляли большинства населения.

Объединение иранских земель под единой властью способствовало появлению единого языка. Среднеперсидское наречие (пехлеви) вытеснило значительную часть местных говоров, а также греческий и арамейский, игравшие немалую роль в культурной жизни. Впрочем, пехлеви был скорее языком межнационального общения, языком, на котором велись переговоры и издавались указы. Наряду с ним мирно существовали языки и наречия различных народов, входивших в состав державы Сасанидов. В древнем Эламе, например, население говорило на особом языке, который позднее стал называться хузистанским.

Борьба Ардашира с Артабаном была трудной, поскольку на стороне парфянского царя, в частности, выступил армянский царь, принадлежавший к той же династии - Аршакидов. Не исключено, что под знаменами Артабана сражались и другие шахи, не заинтересованные в появлении централизованной власти. Ардаширу приходилось преодолевать нешуточное сопротивление местных правителей, поэтому процесс формирования Сасанидского государства растянулся на несколько десятилетий и завершился уже в правление сына и наследника Ардашира Шапура I (241–272).

Именно при нем в состав Сасанидской державы были включены Армения, основная часть Хорасана, северо-запад Месопотамии, которая и стала центральной областью державы Сасанидов. Шапур стал первым Сасанидом, носившим официальный титул «царя царей (шахиншаха) Ирана и не-Ирана», тогда как его отец именовался просто шахиншахом. Шапур I получил прекрасное воспитание, прежде чем стать шахиншахом, он в течение нескольких лет был правой рукой своего отца, участвовал вместе с ним в сражениях и помогал претворять в жизнь его реформы. Во времена правления Шапура I окончательно оформляются все символические установления, возвеличивавшие власть иранских шахиншахов. Это устойчивые виды монетного чекана, рельефы, изображающие сцены введения шахиншахов во власть соответствующими божествами, выбитые на скалах в Накш-и-Рустам, а также огромное количество чаш, кувшинов и кубков, на которых изображалась официальная жизнь шаха и его двора. Этой утварью сасанидские владыки Ирана жаловали свое окружение и правителей крупных областей. При Шапуре I в Иране появился известный пророк Мани (ок. 210–276), который стал основателем новой религии - манихейства, но господствующим оставался зороастризм.

После смерти Шапура I трон занимали три шаха, не оставивших заметного следа в истории Ирана, зато правление Шапура II (310–379) стало «золотым веком» Сасанидов. В 399 году шахиншахом стал внук Шапура Йездегерд I (399–420), который известен тем, что поддерживал мир с Византией и ослабил гонения на христиан. Своей толерантной политикой он нажил себе множество врагов и умер, возможно, не своей смертью.

Из скудных и противоречивых свидетельств источников можно сделать вывод, что Иран на рубеже V–VI веков переживал острейший социальный кризис. Господство родовой знати и зороастрийского духовенства, выражавшееся в существовании вышеупомянутой сословной системы, вызывало все большее недовольство среди широких слоев населения. Все это вылилось в мощное социальное движение, которое по имени его главы Маздака принято называть маздакитским. Маздак был иранцем (отец его также носил иранское имя - Бамдад) и, по-видимому, принадлежал к жреческому сословию, но именно с ним в первую очередь вступил в конфронтацию.

Движущие силы маздакитского движения были различными: в него включились широкие слои населения Ирана (не только иранские народы, но и преобладавшие в центре державы сирийцы, а также евреи). Не случайно поздние источники, например Фирдоуси, особо подчеркивают, что среди приверженцев Маздака были бедняки, надеявшиеся улучшить свое положение. Выражая интересы этой части населения, Маздак выдвинул лозунг имущественного и социального равенства и возвращения к почти исчезнувшим древним общинным порядкам.

Очевидно, ведущую роль в движении играла крестьянская верхушка, стремившаяся выйти на широкую общественную арену и потеснить родовую знать. Сам Маздак, по-видимому, чем дальше, тем больше подпадал под влияние своих радикальных сторонников, но на первом этапе их роль еще не была ведущей. Именно поэтому шахиншах Кавад принял учение Маздака. Родовая знать (азимы в арабских источниках) и зороастрийское жречество устроили дворцовый переворот в 496 году. Однако Кавад через три года с помощью белых гуннов, а также своих сторонников, прежде всего крестьян, вернул себе престол. Последовали репрессии, что, очевидно, способствовало усилению радикальных сторонников Маздака, и это уже не устраивало Кавада. Сам он, по-видимому, настолько запутался в своих взаимоотношениях с разными религиозными группами, что инициативу перехватил его сын Хосров. Он пользовался поддержкой крестьян (его мать была простолюдинкой) и сумел привлечь на свою сторону зороастрийское жречество. В конце концов Хосров задушил восстание, точнее, разгромил его радикальное крыло во главе с самим Маздаком. Последний и его сторонники подверглись жестокой казни (их зарывали живыми в землю). Все это происходило еще при жизни Кавада в 528–529 годах.

В выигрыше оказалась крестьянская верхушка, получившая равные права со старой родовой знатью. Пройдет сто лет, и именно выходцы из крестьян окажутся основным слоем крупных и средних землевладельцев в Иране, виновниками начавшейся в VII веке феодальной раздробленности, позволившей арабам легко сокрушить и завоевать Иран.

Зороастрийское жречество сохранило свою силу. Старые сословия уцелели, хотя в действительности только духовное сословие во главе с верховным жрецом (мобедан-мобедом) сохранило свою силу. Военное сословие - оплот родовой знати было практически уничтожено. Военная и административная реформы Хосрова I (правил в 531–579 годах) подкрепили эти перемены законодательно. Главой военного ведомства стал сам шахиншах. На службу в армии стали усиленно привлекать представителей крестьянства. Реформы Хосрова I укрепили шахскую власть, но абсолютной она не стала, что доказывает и восстание Бахрама Чубина (начало 90-х годов VI века), и события 20– 30-х годов VII века. Если в первом случае мы видим попытку переворота, во главе которого встал представитель одного из старых знатных родов, то в событиях, произошедших после убийства Хосрова II Парвиза в 628 году, видна роль и новых условий, формировавшихся в Иране в процессе усиления феодалов крестьянского происхождения.

Завершающий период государственной централизации приходится также на правление Хосрова I. При нем государство было разделено на четыре большие части (куст): западную, восточную, северную и южную. Иначе северный куст именовался также хуст-е-Капкох (Кавказский) и куст-е-Атурпатакан (по названию одной северной области). Кусты делились на марзпанства (в пограничных районах) и на останы, которые, в свою очередь, состояли из тасуджей. Объединение всех полномочий в руках правителя куста, непосредственно подчиненного шахиншаху и назначаемого из особо доверенных лиц, должно было укрепить центральную власть. Эта схема действовала недолго, и уже с конца VI века стала проявляться тенденция к обособлению останов и марзпанств.

Большое значение имела налоговая реформа Хосрова I, установившая постоянные ставки земельных податей (хараг) независимо от урожая, но в зависимости от площади обрабатываемой земли. Кроме того, была установлена регулярная подушная подать (гезит) для всего податного населения (рам), размер которой зависел от зажиточности.

В результате политики, рассчитанной на укрепление центральной власти, возросла роль дабиров - чиновничества, которое стало рассматриваться как особое сословие.

Такие реформы временно укрепили государство, но не могли воспрепятствовать центробежным тенденциям, возникшим в новых условиях феодализации иранского общества, которые и стали основной причиной ослабления государства Сасанидов.

Внешняя политика Ирана строилась на отношениях с ближайшими соседями. Поэтому нам неизвестны факты сношений Сасанидов с европейскими государствами, хотя основной враг Ирана Рим (Византия) проводил активную политику по всей Европе. В то же время отношения Ирана с Римской империей и ее наследницей всегда так или иначе увязывались с политикой обеих сторон в отношении арабских княжеств, Эфиопии, государств Кавказа и восточных соседей Ирана (Кушанского государства, белых гуннов и тюрок).

Сасаниды унаследовали основные проблемы внешней политики от Парфянского царства. Прежде всего, борьбу с Римом за Сирию и Закавказье и с Кушанским царством - за Средний Восток. Война с Римом началась уже при основателе династии, и ее первый этап завершился в 244 году признанием двойного (Риму и Ирану) подчинения Армении. Также Шапур I вел войны с кушанами на востоке. По итогам следующей войны в 260 году римский император Валериан потерпел поражение и попал в плен к Шапуру I. Менее успешно складывались отношения с арабами. Правитель Пальмиры Оденат, союзник Рима, нанес персам ряд поражений. Успехи Пальмиры, выступившей уже против Рима, дорого ей стоили - в 272 году император Аврелиан уничтожил это государство. Преемники Шапура I продолжали его политику, но поражения персов в войнах с императорами Каром и Галерием (283, 298 годы) привели к потере части Месопотамии и (по договору 298 года) прав на Армению, где под эгидой Рима закрепился Аршакид Трдат Великий.

Особо активной внешняя политика Ирана была при Шапуре II (309–379), который упорно вел войны с Римом и кушанами, фактическими союзниками Рима. На стороне последнего были Армения и некоторые арабские правители, персов же поддерживали Албания (государство в Закавказье) и хиониты. Вопрос о последних остается нерешенным, но есть основания отождествить их с белыми гуннами (эфталитами) - соседями и соперниками Кушанского царства. Войны на западе шли с переменным успехом и привели к разорению Армении и Месопотамии. Уже после смерти Шапура II, в 387 году, между Римом и Ираном был заключен договор о разделе Армянского царства, а на востоке Шапур к концу своего правления сокрушил Кушанское государство, западные владения которого перешли к Сасанидам. Это привело, однако, к конфронтации Сасанидов с их недавними союзниками - белыми гуннами, которые надолго стали главным противником Ирана на востоке.

После раздела Армении византийско-иранские отношения некоторое время оставались мирными и даже дружественными. Прокопий Кесарийский отмечает, что император Аркадий (377–408), правивший Восточной Римской империей, сделал шаха Йездигерда I (399–420) эпитропосом (опекуном) своего сына. Положение изменилось при Бахраме V Гуре (420–438), которому пришлось воевать и с Византией, и с белыми гуннами. Бахрам V в этой ситуации проводил политику притеснений христиан в Сирии и Закавказье, что привело уже при его преемнике Йездигерде II к мощному восстанию в Армении (451).

Для Ирана и Византии Закавказье имело важное значение и как барьер против гуннских племен Восточной Европы. Опасность со стороны последних иногда приводила к единым действиям обеих держав на Кавказе, например к соглашениям о совместной охране Дербентского и Дарьяльского проходов. Но такие отношения не были стабильными, военные действия между Ираном и Византией в Месопотамии происходили очень часто на протяжении всего V века. Однако во второй половине V века основное внимание Сасанидов было сосредоточено на востоке, где Йездигерд II (438–457) и его преемник Пероз (457–484) вели упорную борьбу с белыми гуннами. Пероз даже попал к ним в плен (482). Этим воспользовались в Закавказье, где восстание армян в 483–484 годах поддержали грузинский царь Вахтанг и кавказские албанцы. Восстание удалось подавить обычным методом - привлечением на сторону Ирана части местной знати, но военные поражения на востоке и другие внешнеполитические осложнения способствовали углублению социального кризиса в Иране, проявившегося позднее в движении Маздака. Сын Пероза, Кавад (449–531), два года провел в качестве заложника у белых гуннов. Позднее в войнах с Византией этот шах пользовался их поддержкой.

Война Ирана с Византией велась с перерывами более тридцати лет, с переменным успехом для обеих сторон. Хосров I (531–579) пытался захватить Сирию и Западную Грузию, но в конечном счете успеха не добился, и мир 561 года сохранил прежние границы между державами. После этого Византия и Иран занимались внутренними проблемами, но втайне готовили новую войну.

Хосров I в 563–567 годах окончательно разгромил белых гуннов, которые вели борьбу с недавно возникшим Тюркским каганатом. Византия, со своей стороны, пыталась заключить союз с тюрками, для чего на Алтай в 568 году отправилось посольство Земарха. Известно, что на обратном пути персы в районе Прикубанья устроили послам засаду, но им удалось ее избежать с помощью местных союзников Византии.

Крупнейшим успехом Сасанидов стал захват Йемена и вытеснение оттуда эфиопов, союзников Византии. А затем началась новая война с Византией (572), не закончившаяся до смерти Хосрова I. При преемниках Хосрова византийское правительство заключило союз с Тюркским каганатом на востоке и кочевниками в Предкавказье. В итоге после ряда поражений персидских войск в 591 году был заключен невыгодный для Ирана мир. Внук Хосрова I, Хосров II Парвиз (591–628), смог удержаться на престоле при поддержке Византии, тогда как его противник Бахрам Чубин пользовался помощью тюрок. Такие мирные промежутки в византийско-иранских отношениях были исключениями, вызванными чрезвычайными обстоятельствами. Два государства оставались непримиримыми конкурентами в борьбе за гегемонию в Передней Азии. Хосров II использовал убийство императора Маврикия (539–602) Фокой (ум. в 610 году) как предлог для начала новой большой войны с Византией. Эта война продолжалась до убийства Хосрова II в результате придворного заговора в 628 году. Первоначально персы одержали ряд побед, захватили Сирию, Финикию, Палестину, центральную часть Малой Азии, дважды подходили к Константинополю и даже овладели Египтом. Однако силы шахиншаха были истощены, и закрепить эти успехи он не смог. Император Ираклий (575–641) заключил (согласно ал-Масуди) союз с хазарами и другими северокавказскими племенами, нанес персам ряд поражений, разорил вместе с хазарами Закавказье и угрожал столице Ирана Ктезифону. Преемник Хосрова II, его старший сын Кавад II (правил в 628 году), участник заговора против отца, вынужден был просить мира. Две державы в результате войны, продолжавшейся более четверти века, были доведены до крайнего истощения и не могли противостоять молодому арабскому халифату, в 630-х годах начавшему свои завоевательные походы.

Государственной религией сасанидского Ирана был зороастризм, что также показывает преемственность между Сасанидским и Парфянским государствами. Именно при Сасанидах была кодифицирована Авеста - сложный комплекс зороастрийских текстов разного времени. Произошло это, очевидно, в III–IV веках (в основном стараниями жреца Тансара).

Христианские общины появились в пределах Ирана еще в парфянский период. При Сасанидах число христиан, особенно в областях с арамейским населением и в Хузистане, росло, несмотря на отдельные периоды гонений. После осуждения патриарха Нестора на Эфесском соборе 431 года его сторонники бежали в пределы Сасанидского государства, и несторианская церковь, как гонимая в Византии, пользовалась покровительством со стороны шахиншахов.

Месопотамия издавна служила пристанищем для иудейских общин. Здесь был разработан «Вавилонский талмуд» - один из двух вариантов этой священной книги иудаизма.

В восточных же областях Ирана получил распространение буддизм. Таким образом, в пределах державы Сасанидов встретились крупнейшие мировые религии.

Следствием взаимодействия зороастризма и христианства (при некотором влиянии других религий) явилось манихейство, связанное с деятельностью Мани (ум. в 276 году), по преданию - отпрыска парфянской династии Аршакидов. Шапур I сначала разрешил Мани проповедовать, но позднее пророк был схвачен и зверски казнен. Однако учение Мани распространилось по всему Ирану, а оттуда проникло в Европу и Центральную Азию, вплоть до Китая. Манихейство оказало влияние на Маздака и его последователей.

При Сасанидах возникла значительная религиозная зороастрийская литература на среднеперсидском языке (пехлеви). Этот язык сложился на основе говоров Парса, под влиянием индийского и парфянского наречий и впервые в истории иранских языков стал по-настоящему литературным. Активное его употребление несколько затруднялось тем обстоятельством, что при использовании письма на основе арамейского шрифта в среднеперсидском языке часть слов писалась в форме арамейских идеограмм, которые люди, знавшие письмо, как полагают, должны были произносить по-ирански. Число таких идеограмм было достаточно велико, и, что самое главное, ими обозначались наиболее употребительные глаголы, союзы и т. д. Такая сложность, естественно, затрудняла распространение письма, и знание грамоты было в сасанидском Иране уделом образованных сословий - духовенства и чиновников.

Тем не менее, к концу сасанидского времени сложилась значительная литература на среднеперсидском языке, которая включала не только зороастрийские тексты («Денкарт», «Бундахишн»), но и светскую литературу различного содержания и происхождения. Впрочем, и содержание «Денкарт» и «Бундахишн» было не только религиозным. В «Бундахишн», например, вошли мифы о легендарных царях древнего Ирана (Пишдадидах, Кайанидах и др.), о сотворении мира и т. д.

В последний период правления Сасанидов возникли и исторические сочинения, которые назывались «Хвадай-намак» («Книги владык»). В оригинале они до нас не дошли, но их содержание пересказывали ранние арабские историки (Табари, Хамза аль-Исфагани и др.), в свою очередь пользовавшиеся арабским переводом Ибн Мукаффы. Стихотворное изложение некоторых отрывков «Хвадай-намак» имеется у Фирдоуси. Эти сочинения содержали, прежде всего, историю сасанидских царей, и изложение велось по годам их правления. В качестве большой преамбулы давалась и предшествующая история иранцев, легендарная и полулегендарная (в том числе сведения об Ахеменидах и Аршакидах). Наиболее ценными являются последние «Хвадай-намак», посвященные Сасанидам V - начала VII веков.

Существовали и другие исторические произведения, прежде всего биографии (Ардашира I, Маздака, Бахрама Чубина и т. д.). Из них сохранилась первая - «Карнамаки Артахшири Папакан» («Книга деяний Ардашира, сына Папака»), написанная в начале VII века. Эта книга излагает легендарную биографию основателя династии Сасанидов. Исторически достоверного в ней немного, но это сочинение представляет ценность как памятник языка и исторической литературы.

При Сасанидах возникла и художественная литература как таковая. Она питалась богатейшим иранским эпосом, который нашел отражение в исторических трудах и мог предоставить сюжеты для самостоятельных произведений. Цикл сейстанских сказаний о Рустаме бытовал в Иране в разных вариантах. Один из них впоследствии вошел как часть своеобразной антологии иранского эпоса в упомянутые «Хвадай-намак» и сохранился в пересказе Фирдоуси и других новоперсидских поэтов. Другой вариант сказания (возможно, северо-западного происхождения) известен из пересказа «отца армянской истории» Мовсеса Хоренаци. Дошли до нас и отрывки среднеазиатских версий.

На иранской почве перерабатывались произведения, пришедшие из Индии и других стран, например «Хазар афсане» («Тысяча сказок»), переложенная с одного из индийских языков на среднеперсидский. Позже ее арабский перевод стал основой знаменитой «Тысячи и одной ночи».

При дворе сасанидских правителей находились исполнители древних сказаний (их пересказывали в музыкальном сопровождении). Известны их имена: Барбуд, Саркаш и др. (современники Хосрова I). В сасанидский период появились ранние варианты таких популярных при арабах книг, как «Синдбад-намэ», «Калила и Димна» и др.

В Иране в ту пору высокого уровня достигли переписка и оформление рукописей. Многие образцы сохранялись в некоторых областях (например, в Фарсе) еще в X веке, и их видели арабские ученые. По описаниям последних, такие рукописи содержали не только тексты, но и богатые иллюстрации, в том числе портреты сасанидских владык.

Значительное развитие получило право. Существовали специальные школы правоведов, комментировавшие юридические акты с учетом мнений юристов разных эпох. Сохранился один памятник такого рода - «Матагдани хазар датастан» («Книга тысячи решений»), составленный в последние годы существования Сасанидского государства.

Возникла и научная литература (медицинская, географическая и т. д.). При Хосрове I в Иране нашли убежище сирийские и греческие врачи, основавшие в Гундешапуре медицинскую школу. На персидскую медицину большое влияние оказала индийская наука врачевания.

От богатой географической литературы сасанидского времени в оригинале сохранился небольшой осколок - трактат «Шахрастаниха-йе Эран» («Города Ирана»). Следы влияния этой литературы видны на примере «Армянской географии» VII века, а также в трудах арабских географов IX–X веков. Иранские ученые знали труды древнегреческих и индийских географов, использовали их, но имели свою систему географического понимания мира, который они делили на четыре части: Хорбран - Запад, Хорасан - Восток, Бахтар - Север и Нимруз - Юг. Здесь персы отличились от греков, у которых сложилось представление о трех частях света: Европе, Азии и Ливии (т. е. Африке). Тем не менее, иранцы-географы заимствовали у греков деление на климаты, позже использованное и арабскими географами.

С сасанидским Ираном связано совершенствование индийской игры в шахматы и изобретение новой игры, ставшей затем популярной на Востоке, - нардов (триктрака).

Высокого уровня достигли в Иране строительная техника и архитектура. Об этом свидетельствуют развалины столицы, Ктесифона, ряд памятников в Фарсе и других областях Ирана. Один из самых величественных памятников Сасанидов находится на территории России - это крепостные сооружения Дербента, достроенные в основном в VI веке.

Сасанидские цари запечатлели свои деяния в рельефах, часть которых дошла до наших дней. Часто мы находим изображения владык Ирана вкупе с персонажами иранского эпоса. Показательно знаменитое изображение пленного императора Валериана, стоящего на коленях перед Шапуром I, сидящим на коне. На других рельефах имеются изображения царских приближенных (глав зороастрийского жречества, сановников и т. д.). Высокого развития достигла в сасанидском Иране чеканка по серебру, образцы которой в виде чаш и других предметов имеются в собрании Эрмитажа и других музеев. Сохранились высокохудожественные образцы чеканки золотых и серебряных монет практически всех сасанидских царей. На лицевой стороне изображается шахиншах Ирана с надписью вроде «поклоняющийся Ахура-Мазде, владыке, царь царей Ирана, происходящий от богов». На монетах изображались и царские короны (согласно письменным источникам, у каждого правителя была особая корона).

Культура сасанидского Ирана замечательна и тем, что она оказала огромное влияние на формирование арабской культуры. Сама же сасанидская цивилизация представляла собой сложный синтез культуры иранских народов с элементами индийской, арамейской, греческой культур, что и позволило ей занять почетное место в истории человеческой цивилизации.

Борьбе с римлянами силы парфян истощились, в собственной Персии, где, по старым воспоминаниям, народные чувства высказывались всего сильнее, вспыхнуло восстание . Ардешир Бабегхан (прозванный греками Артаксерксом) из магийского семейства Сасанов, производившего себя от древних повелителей Персии, стал во главе борьбы против царя Ардабана и принял в 226 г. после Р. Х. титул "царя царей". После двух сражений последний царь парфян был взят в плен и убит, царство парфян уничтожено. только в Армении и Бактрии продолжали существовать побочные линии Арзакидов. С основанием господства С. наступила реакция против всего иноземного и, насколько возможно было, полнейшее восстановление древнеперсидского быта. Особенно вновь оживилась религия Зороастра: в большом собрании магов, образовавших в новоперсидском государстве могущественную знать, это учение было вновь утверждено . Для римлян С. скоро сделались столь же опасными врагами, какими были прежде Арзакиды. Уже Александр Север должен был воевать против них, затем Валериан, около 260 г., против Сапора I. Галерий - около 300 г. против Нарзеса. Констанций и Юлиан - около 360 г. против Сапора II. В течение 400 лет С. - величайшая династия, какая когда-либо владела Персией, - успешно боролись с римлянами и византийцами, но при Ездегерде III после сражений при Кадезии (636) и Нехавенде (642) Персия покорена была арабами. Имена наиболее выдающихся царей династии С. еще и теперь живут в преданиях персидского народа как прославленные представители персидской нации. Сасаниды оставили много памятников архитектуры и надписей. многочисленные монеты С. (см. соотв. ст.) служат источником для восстановления некоторых исторических дат. Некоторые из С., особенно Хозрой Ануширван, способствовали процветанию культуры и образования и даже положили начало философии в Персии. Большая часть литературных памятников этого времени, написанных на языке пехлеви, уничтожена магометанами.

Определение слова «Сасаниды» по БСЭ:

Сасаниды — иранская династия, правившая в 3-7 вв. на Ближнем и Среднем Востоке. происходила из Парса (см. Фарс). названа по имени Сасана, по-видимому, отца Папака — первого царя Парса из рода С. Сын Папака Ардашир I, основатель государства С., в 224 разбил парфянского царя Артабана V, положив т. о. конец существованию Парфянского царства, и в 226/227 короновался в Ктесифоне . При Ардашире I и Шапуре I (правил в 239-272) был объединён Иран и присоединены обширные области к З. и В. от него. В 3 в. в государстве С. ещё сохранялся ряд
«царств»: Сакастан (Систан), Керман, Мерв и др., а автономные города типа полисов. Успехи С. во внешней политике, и в частности победы над Римом, упрочили государство С. и привели к усилению центральной власти шахиншаха («царя царей»).
Уже при образовании государства С. опирались на иранское жречество . Зороастризм стал государственной религией, зороастрийская церковь — одной из главных политических и экономических сил страны. Конец 3 — начало 4 вв. — период временного внутреннего ослабления государства С., неудач в борьбе с Римом. в это время от государства С. отпал ряд областей на Востоке. Шапур II (правил в 309-379) восстановил и упрочил власть С. в некоторых ранее утраченных областях. в войнах с Римской империей спорные районы Месопотамии и около 4 / 5 Армянские царства отошли к С. (по договору 387). с Византией до начала 6 в. С. в основном поддерживали мирные отношения . В 5 в. цари местных династий Армении, Албании Кавказской, Иберии были заменены наместниками С. При Шапуре II усилилась власть царя и зороастрийской церкви. Строительство новых
«царских» городов сопровождалось утратой автономии старыми городами. Некоторые существовавшие ранее «царства» и полузависимые владения знати в 4 и 5 вв. исчезают. Концентрация власти в руках высших представителей сановной знати, военачальников и жречества сопровождалась усилением эксплуатации иранской общины и нарастанием в 5 в. социального и политического кризиса. во 2-й половине 5 в. происходили восстания в Закавказье, в 571-572 — в Армении. До середины 5 в. С. успешно боролись с объединениями восточных и северных племён (хионитами и др.), но войны с эфталитамизавершились поражением С. и гибелью царя Пероза (правил в 459-484).
С. потеряли области к В. от Мерва. В начале 90-х гг. 5 в. началось Маздакитское движение, после которого происходят глубокие изменения в системе управления, социально-политической структуре и культуре государства С. К послемаздакитскому времени относится начало развития (или укрепления) феодальных отношений при сохранении важного значения рабовладельческого уклада. Внутри общины в ходе имущественной и должностной дифференциации выделялся слой азатов-Дехкан, из среды которых постепенно вырастали мелкие и средние землевладельцы. в зависимость от них попадали разорявшиеся члены общины и её рабы. В 5 в. наряду с подушной податью и налогом на с.-х. продукцию (от 1 / 6 до 1 / 3 урожая) крестьяне облагались различными сборами и несли повинности.
Раздел имущества знати во время маздакитского движения способствовал развитию крестьянского хозяйства, но наибольшие выгоды извлекли азаты-дехкане. В 5 в. экономическое положение большинства общинников резко ухудшилось. При Хосрове I Ануширване (правил в 531-579)

САСАНИДСКАЯ ПЕРСИЯ

Империя Сасанидов (перс. ) — государство, образовавшееся на территории современных Ирака и Ирана в результате падения власти табаристанской династии Аршакидов и прихода к власти персидской династии Сасанидов.

Существовало с 224 по 651 год. Сами Сасаниды называли свою державу Эраншахр (— Eranshahr) «Государством иранцев (ариев)».

Династия Сасанидов была основана Ардаширом I Папаканом после победы над парфянским царём Артабаном V (перс. Ardavan) из династии Аршакидов. Последним сасанидским шахиншахом (Царём царей) был Йездигерд III (632—651), потерпевший поражение в 14-летней борьбе с Арабским халифатом.

В середине VII века империя Сасанидов была уничтожена и поглощена Арабским халифатом.

Ардаш́ир (ок. 180—241 по Р. Х.) — первый шаханшах Ирана в 224—241 гг. из династии Сасанидов.

Согласно зороастрийскому своду «Денкард», по повелению Ардашира верховный первосвященник Тусар (или Тансар) собрал сохранившиеся списки книг Авесты и изучив их, установил канон маздаясны, религии по учению Заратуштры.

Известно послание Тусара к царю Табаристана, с увещанием признать Арташира законным государем Ирана.

Верховным жрецом у Ардашира был Тансар, или Тосар (пехлевийское письмо допускает двоякое прочтение). Он носил титул эрбад, которым при парфянах величали, видимо, ведущих сановников зороастрийской церкви. (Рядовые священнослужители именовались на протяжении всего сасанидского времени просто «мог» — словом, восходящим к древнему магу — “маг”.) Тансару в качестве сторонника Ардашира предстояло выполнить трудную задачу. Ведь если Аршакиды, захватывая власть, претендовали на роль борцов за веру против неверных Селевкидов, то Сасанидам следовало оправдать свержение своих единоверцев. Мы можем проследить, как они пытались достичь своих целей, по дошедшему до нас письму, написанному самим Тансаром Гушнаспу- правителю Табаристана на севере Ирана. Эту область было трудно покорить силой, и Тансар от имени Ардашира написал Гушнаспу письмо, чтобы убедить его добровольно подчиниться новой власти. Дошедшее до нас письмо является ответом на одно из писем Гушнаспа. В нем Тансар отвечает на многочисленные, полные сомнений вопросы и опровергает одно за другим критические замечания, высказанные северным правителем. В религиозной сфере правитель Табаристана Гушнасп обвинил Ардашира “в отречении от традиций, которое, может быть, и верно с мирской точки зрения, но не хорошо для дела веры” (Тансар-наме, 36). На это обвинение Тансар выдвигает двойное возражение. Во-первых, пишет он, не все старые порядки хороши, а поскольку Ардашир “более щедро наделен добродетелями, чем прежние правители... то его обычаи лучше старых”. Во-вторых, утверждает он, вера пришла в такой упадок после разрушений, учиненных Александром, что при Аршакидах уже нельзя было точно знать старые “законы и обряды”, а потому вера “должна быть восстановлена человеком правдивым и здравомыслящим... потому что до тех пор, пока вера не истолковывается разумно, она не имеет прочной основы”. Ардашир притязал, таким образом, на получение полного права делать такие изменения, какие ему заблагорассудится, и изменения эти одинаково одобрялись Тансаром, невзирая на то, были ли это нововведения или же восстановление старых порядков.

То, что притязаниям Ардашира отважно противились некоторые его единоверцы, видно из протестов правителя Табаристана Гушнаспа против “излишних кровопролитий, которые совершаются по приказу Ардашира среди тех, кто выступает против его решений и указов” (Тансар-наме, 39). На это Тансар отвечал, что люди стали нечестивыми, а поэтому их самих следует обвинять в казнях и убийствах, а не Царя царей. “Кровопролития среди людей такого рода, даже кажущиеся чрезмерными, мы считаем жизненно важными и здравыми, живительными, подобно дождю для земли... потому что в будущем основы государства и религии будут этим всесторонне укреплены...” (Тансар-наме 40).

Остается, однако, неясным, какие именно религиозные мероприятия Ардашир, по признанию Тансара, проводил в жизнь путем кровопролитий. Существует несколько источников по истории ранних Сасанидов, и можно найти в них разные меры, которыми Ардашир и персидские жрецы могли бы ущемить и рассердить своих зороастрийских единоверцев. Так, вместо прежнего братства местных общин была создана единая зороастрийская церковь под прямым и авторитарным управлением Персии; это сопровождалось установлением единого канона авестийских текстов, одобренных и утвержденных самим Тансаром. Это событие описывается в пехлевийском сочинении Динкард следующим образом: “Его Величество Царь царей Ардашир, сын Папака, следуя Тансару как своему религиозному руководителю, повелел, чтобы все разрозненные учения были доставлены ко двору. Taнcap встал во главе и выбрал те, которые были достоверными, а остальные исключил из канона. Он издал такой указ: впредь верны только те сочинения, которые основываются на религии поклонения Мазде, потому что отныне нет недостатка в точном знании относительно их” (Динкард 412, 11—117; Zaehner, 1955, с. 8). В другом месте в том же сочинении предсказывается, что не будет мира в иранских землях до тех пор, “пока не признают его, эрбада Тансара, духовного вождя, красноречивого, правдивого, справедливого. А когда они признают и подчинятся Тансару... эти земли, если они пожелают, обретут спасение вместо отхода от зороастрийской веры” (Динкард 652, 9—17).

Царь Табаристана отказался подтвердить полномочия Ардашира, и последний решил утвердить свою власть силой оружия. Так начинается многовековая война Персии против табасаранского народа.

В 226 г. Арташир был торжественно коронован и принял титул царя царей (шаханшаха). Однако, чтобы стать во главе Ирана, Арташиру пришлось покорить 80 царьков и захватить их области. Молодое государство родилось и росло в войнах. Он последовательно продолжал свои завоевания. В действительности Ардашир I захватил Мидию, территорию Иранского, или Южного, Азербайджана, Сакастан (Систан), Хорасан и Мервский оазис.

Во главе государства стоял шаханшах, который принадлежал к царствующей династии Сасанидов. Престолонаследие не имело ещё строгих законов, поэтому шах стремился назначить своего наследника при жизни, но и это не спасло от больших затруднений при наследовании. Престол шаханшаха должен и мог быть занят лишь представителем рода Сасанидов. Иначе говоря, род Сасанидов считался царским. Родовое наследование. Наиболее высокое положение в государстве занимали шахрдары — самостоятельные правители областей, цари, находившиеся в подчинении у Сасанидов.

После гибели парфянского царя Артабана войну сасанидам объявляет его брат Валарш из табаристанской династии Аршакидов.

Согласно Мовсесу Хоренаци, во время царствования албанского царя Валарша «...толпы хазир (хазар) и басил (барсил), соединившись, прошли через врата Чора под предводительством царя своего Внасепа Сурхапа, перешли реку и рассыпались по эту сторону ее (в страну гуннов)». Им навстречу вышел Валарш во главе многочисленного войска и, обратив их в бегство, преследовал до Чора, где и погиб «от руки могущественных стрелков».

После гибели Валарша престол занимает его сын, Хосров, «на третьем году царствования албанского царя Артабана». Как известно, последней албансий Артабан V, о котором здесь идет речь, провозгласил себя царем в 213 г. Хосров занял престол сразу же после гибели своего отца Валарша «на третьем году» царствования Артабана V, как подчеркивает Хоренаци, т. е. в 216 г.

Хосров (211—259) царствовал 48 лет. После падения династии Аршакидов в 226 году вёл успешные войны с Арташиром I Сасанидом..

Отсюда следует, что первое вторжение барсил с хазарами в Албанию, сведения о котором сохранил Мовсес Хоренаци, имело место, по-видимому, около 215/6 г, т.е. приблизительно за 10 лет до того момента, когда) согласно Агафангелу, при этом же царе Хосрове впервые появляются в Албании и гунны.

Разве эти не те «...толпы хазир (хазар) и басил (барсил), которые ворвались в Албанию и обосновались в местности, которая вошла в историю, как страна гуннов (гъунарин вилаят)»?

Итак, согласно Агафангелу, царь Хосров из табаристанской династии Аршакидов, на следующий год после гибели последнего царя Артабана V (213 - 224) и захвата власти в Иране основателем новой династии Сасанидов Ардаширом I (224 - 241), т. е., по-видимому, около 225 г., «... собрал войска албан, открыл ворота албан и твердыню Чора; он (Хосров) вывел войско гуннов (Гъуннарин вилаят) для того, чтобы напасть на оккупированную землю персами... Быстро прибыло (к нему) в поддержку много сильных и храбрых отрядов конницы албан, лпинов, чилбов, каспиев и других (указаны топонимы местностей) из тех областей, чтобы отомстить за кровь Артабана».

Через 10 лет, в 225 г., гунны (т. е. те же самые хазары и барсилы) вновь появились в Закавказье, но на этот раз уже в качестве наемников Хосрова в созданной им коалиции против первого сасанидского шаха Ардашира I (Агафангел).

В 259 году был убит руками Анака из рода Аршакидов, которого он приютил, в заговоре, организованном Арташиром Сасанидом, в Кавказской Албании великий сын албанского народа Хосров из табаристанской династии, основателей парфянского государства Аршакидов.

Анак, подкупленный персидским царем, убил албанского царя Хосрова и за это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую (Греция). Там мальчик был крещен с именем Григория (имя св. Григория в язычестве было - Сурен) и получил христианское воспитание. Вступив в брак, он скоро расстался с женой: она поступила в монастырь, а Григорий отправился в Рим и вступил там в услужение к сыну Хосрова, Тиридату (286—342 гг.), желая усердною службою загладить вину своего отца. Тиридат вернул себе отцовский престол. За исповедание Христианства Тиридат велел бросить Григория в ров, чтобы он погиб там от голода. Здесь Григорий прожил 13-14 лет, прокармливаемый благочестивою женщиной.

Хосров свою жизнь отдал за свободу и независимость албанского народа. Тому подтверждением являются, раскиданые по всему Табасарану безымянные кладбища с наспех поставленными необтесанными плитами над могилами непрошеных «чужеземных гостей».

Успешное развитие Дербента в албанский (античный) период было прервано в середине III века нашей эры походом персидского царя Шапура I. В одном из наиболее значительных древних храмов Ирана была обнаружена сасанидская надпись, в которой сообщается, что "кони и люди Шапура" дошли "до Албанских ворот, там где Шапур, царь царей, с конями и людьми, сам... разрушения и пожарища... учинил..."". Варварские последствия этого похода персидского царя Шапура I оставил следы в памяти моего маленького табасаранского народа. При упоминании города Дербента и по сегодняшний день мой народ вспоминает имя этого варвара и город называют «Шагьур» - «Шапур».

В первом десятилетии IV в. барсилы (хазары) под предводительством своего вождя, названного в «Истории Тарона» Зеноба Глака «царем севера Тедрехоном», через Дербентский проход вновь вторглись в Албанию, но на Гаргарейской равнине (местность вблизи села Гариг- Гьаргъярин хирар) были разбиты албанским царем Трдатом III (Агафангел, Хоренаци).

Особую активность внешняя политика Ирана приобрела при Шапуре II (309-379), который вел упорные войны с Римом и Кушанами, фактическими союзниками Рима. Шапур к концу своего правления сокрушил Кушанское государство, западные владения которого перешли к Сасанидам.

Шапур II (дата рождения неизвестна, ум. 379) — царь Персии с 309 года. За своё 70-летнее правление вёл неоднократные войны с Римской империей, которые завершились присоединением к государству Сасанидов множества территорий

В научной литературе развернута полемика на счет Кушанов. Вот, кто они

такие Кушаны.

Буршаг - одно из древнейших сёл Агула, (Агульский район) самое высокогорное село, расположенное у подножья вершины Джуфа-дага (3015 м) в долине Кушан, конечный населенный пункт которой - Кушан-дере. Жители села Буршаг говорят на весьма своеобразном кушанском диалекте агульского языка. Вместе с соседними сёлами Арсуг и Худиг, расположенными в долине Кушан, Буршаг образует оригинальный культурный, языковой и географический анклав, выделяющий их среди агулов.

Территория Буршага граничит с тремя районами: Табасаранским, Кайтагским и Дахадаевским. Близкое соседство с табасаранцами и даргинцами наложило свой отпечаток на быт, нравы и обычаи буршагцев. Традиционно жители с. Буршаг имели родственные связи не только с соседними агульскими сёлами, но нередко с табасаранами и с даргинцами.

Сведения о жителях Кушан-дере - кушанах, "рукIушанах” (как их называют соседние табасараны) упоминаются в древних источниках, в частности в источниках Х века Абу Хамида ал-Гарнати.

У Ираншахра не было прочного мира и с северными соседями — гуннами, хазарами и албанами. Иран к этому времени захватил всю прибрежную часть Каспийского моря т. е. великая, древняя Кавказская Албания была расчленена на мелкие марзбаны. При шахиншахе Бахрам Гуре в 425 г. было отбито вторжение гуннов.

Политическая обстановка в это время на Кавказе следующая: Основная политическая линия, осуществляемая сасанидским режимом в Албании, как и раньше, заключалась в усилении зависимости от империи и обеспечении защиты северных рубежей. Охрана кавказских проходов имела, безусловно важное значение не только для Ирана, но и для Византии. Учитывая это обстоятельство, Византия еще в 442 г. заключила специальный договор с Ираном, согласно которому обязалась за охрану Албанского прохода ежегодно выплачивать Сасанидам определенную сумму "золота".

А для укрепления Дербендского прохода Сасаниды восстановили пять рядов оборонительных стен, тянувшихся от гор до самого моря и разместили здесь сторожевые отряды. А в это время рвались в Албанию хазары, с юга наступают арабы, несущие новое и всепобеждающее учение пророка Мухаммеда.

Таваспары упоминаются в "Истории Егише" в связи с событиями около 450 г., когда армянский князь Васак Сюни, перешедший на сторону Ирана призвал на свою сторону в борьбе с гуннами за контроль над "крепостью при воротах гуннов" в стене, перегораживающей проход через Кавказский хребет между владениями албанов и гуннов, «липнов и чилбов, ват, гав, гнивар и хырсан, и хечматак, и пасык, и посых, и пюкован, и все войска Таваспарана, горного и равнинного, всю неприступную страну гор».

Войска Таваспарана не перешли на сторону армянского князя и князь Васак Сюни был разбит в Таваспаране.

В с. Асккан Ярак, Кондик есть довольно обширные кладбища, где есть даже армянские захоронения. Вот вам и ответ, для полного раскрытия темы истории Табасарана.

Война с персами возобновилась в 459 г. при шахиншахе Перозе. Он послал правителю гуннов в жёны вместо обещанной царевны рабыню. Обманутый гуннский вождь убил часть иран-ских послов, а остальных, изувечив, выслал с грозным предупреждением. Война закончилась унизительным для Ирана перемирием. Пероз нарушил его и вторгся в гуннские пределы, но потерпел поражение и погиб, однако в памяти соотечествен-ников он остался «Храбрым». Преемник его Валаш заключил мир с гуннами, обязавшись два года платить им дань. Лишь через 20 лет, в результате войн 503—513 гг., Ираншахр покончил с гуннской угрозой.

В 623 г. византийский император Ираклий (610-641) собрав огромное войско вступил в Албанию, где он намеревался провести зиму. Вот что писал по этому поводу Моисей Каланкатуйский: "Когда греческая армия прибыла в несметном количестве, она расположилась лагерем близ быстрого потока, на окраине села Каганкайтук. Она попрала и опустошила прекрасные виноградники и поля, через которые проходила. Ираклий сам возглавляет ромейское войско, и война приобретает иной характер. Весь следующий год император занят подготовкою воинов, а в апреле 623 г. вместо движения на Ктесифон, ожидаемого Хосровом, он начинает поход в Атур-патак-ан до Ганзака (Кондик-Гъванжикк), где чуть было не взял в плен самого Хосрова. Отсюда он отступил в Албанию и взял её столицу Партав. Весною 624 г. персы заняли теснины, ведущие из Албании в Иран, но Ираклий обошёл их более длинным путем через долины. Шахрабараз шёл за ним по пятам, но ромеи ввели их в заблуждение обманным манёвром и разбили, после чего отступили на зимние квартиры в Понт.,

В 627 г. Ираклий встретился со своими новыми союзниками - хазарами и заключил с ними договор. По сведениям Моисея Каланкатуйского "хазары с несметными полчищами производили набеги по стране нашей (Албании-Табасарану) по повелению Иракла". Вторгшись в страну, хазары первый удар обрушили на Дербенд. После продолжительной осады они разрушили его "дивные стены, для построения которых цари персидские изнурили страну нашу, мобилизуя архитекторов и изыскивая много различных материалов". При взятии города хазары столь жестоко обошлись с его жителями, что среди населения Албании (Табасарана) началась паника. Масса людей, побросав свои жилища и имущество, устремилась в столицу страны Партав, но страх перед "хищными волками" был настолько велик, что народ стал искать укрытия в неприступных горах. Однако хазары, взяв Партав и "сведав о происшедшем, преследовали бегущих и догнали часть их". Что касается сасанидского табасараншаха в Албании (Табасарана) Семы Вштниса (ставленник Персии), то он "взяв с собой все свое имущество и похитив многое из страны, спасся и бежал в страну персидскую".

В 628 г. после убийства Хосрова II к власти пришел его сын Шируйа (Кавад II), который немедля освободил всех заключенных, содержавшихся по приказу его отца в дворцовой тюрьме, в т.ч. и католикоса Виро.

Кавад II — шахиншах Ирана и ан-Ирана, из династии Сасанидов, правил несколько месяцев в 628 году. Сын Хосрова II, от его жены Марии, византийской принцессы. Вступил на трон, свергнув своего отца Хосрова II-го, из-за того, что тот решил передать трон своему младшему сыну Марданшаху от брака с его любимой женой Ширин. Вступив на престол, остановил войну с Византией с уступкой почти всех некогда завоёванных на Ближнем Востоке и Палестине земель. Был убит спустя год, вероятно, отравлен царицей Ширин.

Его смерть стала катализатором бунтов и восстаний в Иране, что привело к ослаблению Сасанидской державы и, спустя 23 года, к окончательному падению. Вернувшись после 25-летней ссылки на родину, разгромленную хазарами и брошенную на произвол марзбаном, он стал единственной реальной политической силой. Чтобы предотвратить окончательньй развал страны, Виро, с одной стороны, обращается за помощью к Ирану, втянутому в борьбу за престол, а с другой, - в марте-апреле 629 г. прибывает в ставку сына хазарского кагана Шата, возглавившего в свое время поход хазар в Албании. Однако хазары, поняв двусмысленную политику Виро, прервали переговоры и подвергли Албанию новым, еще более разрушительным набегам. Посоветовавшись с влиятельными людьми страны и высокопоставленными должностными лицами, Виро вновь прибыл в лагерь Шата близ Партава. Но нищета и болезни, вызванные грабежами и разрушениями, сделали свое дело. Говоря словами Моисея Каланкатуйского, Албания была захвачена "тремя полководцами - Голодом, Мечом и их помощником Смертью". Тысячи людей, в т.ч. католикос Виро становятся жертвами эпидемии. Однако немного спустя, т.е. в 630 г., внутренние распри, начавшиеся в Тюркском Каганате и положившие конец господству тюрков на Северном Кавказе, покончили и с господством хазар в Албании. Это событие, а также значительное ослабление в результате ирано-византийской войны обеих воюющих сторон способствовали восстановлению политической самостоятельности Албании; к власти приходит династия Михранидов, первым представителем которых стал правитель Гирдимана Вараз-Григор (628-642), получивший титул князя Албании еще при Хосрове II.

Михраниды— династия правителей в Кавказской Албании с конца VI по начало VIII вв. Михраниды, являвшиеся изначально владетелями области Гардаман (не исключено, что это селение Хив - одно из древнейших табасаранских селений, история которого до сих пор мало изучена. По данным, на месте нынешнего селения находился город Гардашан-Гъердешан на западе Кавказской Албании, в первой трети VII века усилиями великого князя Джеваншира сумели фактически воссоздать Албанское царство. Михран происходил из табаристанского знатного рода Михранидов, восходившего к Аршакидам. Главным представителем этой династии был Джаваншир Михрани (636 - 680).

В 628 году Император Ираклий со своим войском приходит в область Гардман, крестит Вараза Григора и всячески способствует строительству церквей по всей стране. Вараз Григор первым из Мехранидов получает титул князя всей Албании. Ослабленный войнами с Византией, Иран с большим трудом сдерживает натиск арабов. В битвах с арабами участвуют и албанские войска, возглавляемые Джеванширом. Албанский историк Моисей Каланкатуйский сообщает, что Джеваншир семь лет со своим отрядом участвует в этих войнах против арабов и показывает себя храбрым воином и талантливым военачальником. В 636 году происходит очень важная для арабов битва между персами и арабами у древней столицы Сасанидов - Медаине. Вместе с 80-тысячной армией из Атропатены, под командованием сасанидского военачальника Рустама в сражении участвует и Джеваншир со своим отрядом. Персидская армия терпит поражение, а отряд Джеваншира отходит в Атропатену. Приняв участие еще в нескольких сражениях Джеваншир понимает, что дни Сасанидской державы сочтены и в том же году возвращается на родину в Албанию. Как пишет албанский историк, «в продолжении семи лет храбрый Джеваншир воевал в этих тягостных войнах. Получив 11 тяжелых ран, он простился с ними» и «вспомнив о самодержавии прежних албанских царей,… он задумал никому не подчинять своей участи». Когда в 639 году остатки разбитых арабами сасанидских войск вторгаются в страну, Джеваншир ведет с ними затяжную войну. Историки отмечают проявленное им в этих сражениях мужество: «он лично поразил известного Гегмази, предводителя армии. Сам он и войско его с мечами в руках производили в них (персах) страшную свалку. Взяв у них много пленных, лошадей, мулов и много добычи, они возвратились. В горах они столкнулись еще раз и в этот день победа удалась ему. Персы хитростью захватывают в плен родных Джеваншира и вновь вторгаются в пределы Албании. В конце концов Джеванширу удается окончательно разбить персов. Эти события происходили в с. Кондик (ГЪВАНЖИКК) Хивского района.

В верхней стороне с. Кондик местность называется «Иран даграр» (Озера Ирана), а ущелье -«Джевенжин гъяр» (ущелье Джеваншира). При попытке в обход села Кондик (Гъванжикк) пройти в с. Журас (село не существует -уничтожено в те годы), албанский принц Джеваншир во главе табасаран встретил персов, где произошло кровавое побоище. Кровь текла рекою, свертывая в равнинной местности, создавая озера. Персы были загнаны в это ущелье. Эта местность и по сегодняшний день называется «Иран даграр»- (Озера Ирана)), а ущелье -«Джевенжин гъяр»- (ущелье Джеваншира).

После этого Джеваншир женится на дочери сюникского князя. Однако, долго Джеванширу поддержать самостоятельность Албании не удается. В 654 году арабы под командованием Салмана ибн-Рабия, полководца халифа Османа, вторгаются в Албанию. За Дербентом путь им преграждают хазары. Когда арабы выходят за пределы Дербента, население города запирает за ними ворота, а «хазарский хакан встретил их со своей конницей», и четыре тысячи арабов оказываются перебитыми. При халифе Али междоусобицы сильно ослабляют халифат, и Джеваншир, воспользовавшись этим, перестает платить ему дань. Независимости Албании теперь непосредственно угрожают хазары и византийцы. Джеваншир вынужден искать пути сближения с Византией. Он обменивается с византийским императором Константином II письмами и несколько раз с ним встречается. Джеваншир предлагает Константину II принять албанский народ под свое покровительство и византийский император с большой радостью принимает это предложение. Он шлет Джеванширу от византийского двора драгоценные дары, называя Джаваншира властителем Гардмана и князем Албании. Как пишет албанский историк: «Он послал ему в дар великолепные подарки - серебряные престолы с вырезанными позолоченными спинками, златотканые одежды, жемчугом осыпанный меч со своей поясницы… Он отдал ему из рода в род все села и пределы агванских царей». Политика сближения с Византией в это время, очевидно, была оправдана. Через два года после заключения договора с Византией Албания подвергается нашествию хазар. Хазары доходят до Куры (Кюрар), где объединенные войска албан наносят им поражение и заставляют их уйти за пределы Албании. Через несколько лет хазары внезапно повторяют свой набег и на этот раз доходят до Аракса. Джеваншир вынужден идти на переговоры с хазарами. На берегу Куры происходит его встреча с хазарским правителем. Встреча завершается заключением мирного договора, по которому хазары возвращают пленных, а Джеваншир берет в жены дочь хазарского хакана. Ослабление Византии в борьбе с арабами позволяет Джеванширу выйти из под ее зависимости и, как пишет албанский историк, «подчиниться игу властителя Юга». В 667 году он отправляется на переговоры в столицу халифата. Халиф встречает его с торжественностью, соответствующей его рангу и официально признает его князем Албании. Через три года после этого Джеваншир получает приглашение от халифа приехать в Дамаск, на этот раз в качестве посредника в его переговорах с императором Византии. Джаваншир блестяще справляется с обязанностями посредника. Обе договаривающиеся стороны удовлетворены результатами переговоров. После этого халиф соглашается с предложением Джеваншира снизить подати, которые были наложены на Албанию, на одну треть. Халиф подчиняет Джеванширу княжество (Сюник?) и просит принять в управление Атропатену.

Атропате́на (или Мидия Атропатена, Малая Мидия;— историческая область на северо-западе современного Ирана. Примерно соответствует территории Иранской провинции Азербайджан. Входило в парфянское царство.

От последнего предложения Джеваншир отказывается. Великий сын албанского народа Джеваншир умирает в 669 г. от тяжелых ран, нанесенных ему одним из участников этого заговора. При нем жил и работал выдающийся албанский историк Моисей Каланкатуйский, автор «Истории страны Алуанк», посвященного истории Кавказской Албании.

Из сообщения самого Мовсеса Каганкатваци известно, что он был уроженцем области Утик, села Каланкатуйк, от названия которого и происходит его имя. Очевидно, по указанию Джеваншира им была написана «История Албании», в которой, кроме трудов предшествовавших ему историков, были использованы материалы дворцовых архивов, предоставленные в его распоряжение. Все события, которые описаны в книге происходили в Табасаране и Агуле. В этом сочинении сохранились два интересных сообщения, которые в сущности не оставляют сомнений в том, где располагался Лпинк. Согласно первому сообщению, хазары якобы с целью отомстить за смерть Дживаншира вторглись в Албанию: «...великий князь гуннов Алп-Илитуер... вторгся в страну Алуанк и стал опустошать (области) у подножия великих Кавказских гор и поселения гавара Капалак, как бы мстя за кровь Джуаншера. Сам он во главе своей многочисленной дружины пролетел через долины и, переправившись через реку Куру, перешел в гавар Ути, и стал сгонять людей и скот из того гавара, грабил и угонял всех в полон. Затем все они (гунны) возвратились и расположились лагерем в долине у пределов Лпинка».

В результате падения власти парфянской династии Аршакидов и прихода к власти персидской династии Сасанидов. Существовало с 224 по 651 год. Иногда в отношении государства Сасанидов применяется термин империя. Династия Сасанидов, отложившись от парфян, вновь создала персидскую державу, боровшуюся с Римом и Византией. Цари Сасанидов приняли титул шахиншаха - царя царей.

Полнее всего древнеиранская культура сохранилась в провинции Парса. При Аршакидах, когда Парсой управляли различные мелкие князья, произошло усиление ее феодальной раздробленности. В одном из княжеств, Стахре (Истахре), правил дом Безренджи. Жрецом в храме Анахиты в Стахре служил Сасан, представитель знатного рода, женатый на княжне из дома Безренджи. Ему наследовал сын Папак, использовавший свое положение для возвышения своего сына Ардашира, который и стал основателем династии Сасанидов. Это произошло между 224 и 226 н.э., после того как был разгромлен последний парфянский царь Артабан V. По-видимому, Ардаширу I удалось восстановить древние границы Ирана, но реальное расширение державы началось при его прямом наследнике Шапуре I, когда рубежи государства продвинулись до западных районов Китая и включали также Закавказье и Пенджаб. Шапур I боролся с римлянами, и ему даже удалось пленить римского императора Валериана. С тех пор Сасаниды вели постоянные войны с Римом, а потом и с Византией.

При Сасанидах в Иране получили развитие города и укрепилась центральная власть. Тогда же появилась официальная религия – зороастризм, утвердилась четырехступенчатая система административного деления, стратификация общества на четыре сословия. В эпоху Сасанидов в Иран проникло христианство, против которого, однако, выступило зороастрийское жречество, и появились такие оппозиционные религиозные движения, как манихейство и маздакизм.

Самым известным шахом династии Сасанидов был Хосров I Ануширван (букв. «с бессмертной душой»; годы правления 531–579), чья слава сохранялась на протяжении многих веков после падения государства Сасанидов. Хосров I был великим реформатором и проявлял большой интерес к науке и философии, причем в такой степени, что многие древние неиранские источники сравнивали его с платоновским «царем-философом».

Непрерывные войны с Византией посеяли семена последующего упадка Сасанидов. Первая крупная битва была проиграна арабам при Кадиссии в 637. С гибелью в Хорасане в 651 Йездегерда III, последнего из Сасанидов, закончился доисламский период истории Ирана.

Цари династии Сасанидов

Сасаниды