Арабы в 6 веке. Аравия к началу VII в. Арабские завоевания и арабский халифат (VII-X вв.). Сирийская Арабская Республика

Вопросы и задания.

1. Какое влияние природные условия Аравийского полуострова оказали на деятельность и быт населения?

Природные условия аравийского полуострова оказали на деятельность и быт населения большое влияние. Почти всю территорию аравийского полуострова занимают пустыни и степи, которые пригодны для кочевого скотоводства. Климат сухой и жаркий, дожди выпадают редко. На юге и западе Аравии находятся оазисы (там есть вода и плодородная почва), поэтому оседлые арабы занимались там земледелием - выращивали ячмень, финиковые пальмы, виноград, плодовые деревья, сахарный тростник, хлопчатник. Также, для земледелия были пригодны прибрежные районы. На пересечении торговых путей возникали относительно крупные города, где развивались ремесло и торговля. Особенно местные мастера славились обработкой кож и изготовлением оружия. На юге Аравии добывали золото, собирали ладан и другие ароматические смолы.

2. Расскажите о занятиях арабов. Объясните, почему занятия влияют на образ жизни.

Большинство населения полуострова составляли кочевники (бедуины), которые занимались скотоводством и торговлей, а также грабежом торговых караванов или их охраной (чаще всего всем одновременно).
В оазисах люди занимались земледелием и научились строить сложные оросительные сооружения, для возделывания земли использовали разнообразный металлический инвентарь. Занимаясь земледелием, люди были привязаны к плодородной почве и воде, поэтому вели оседлый образ жизни. Там же развивалось оседлое скотоводство, ремесло и торговля.
То, чем кочевники могли торговать, они привозили на продажу в крупные города, расположенные вдоль берега Красного моря. На нем рано возникли крупные торговые пункты: Мекка, Ясриб и др. Сюда, в Мекку, Таиф и Ясриб, Медину. Торговля способствовала созданию городов, которые располагались на пересечении торговых путей. На юге Аравии добывали золото, собирали ладан и другие ароматические смолы. В крупных городах развивались ремесло и торговля. Особенно местные мастера славились обработкой кож и изготовлением оружия.
Занятия зависели от природных условий той или иной местности и влияли на образ жизни арабов. Именно занятие определяло то, как они вели хозяйство, а также влияло на уровень культурного и общественного развития. Все это определяло их образ жизни. Например, бедуины занимались скотоводством. А, поскольку пастбищ часто не хватало, они вели кочевой образ жизни. Кроме того, скотоводство не всегда давало достаточно средств к существованию, и бедуины при случае грабили соседей, а также купеческие караваны.

3. Расскажите о верованиях древних арабов.

В большинстве своём арабы были язычниками. Они знали иудаизм и христианство – религии, проповедующие единобожие. Общеаравийской святыней была Кааба (в переводе с арабского - куб) в Мекке. В углу этого большого кубического здания находился «чёрный камень», который, по преданию, Бог даровал Адаму. В Южной Аравии поклонялись Луне. На Севере – бетилам – вертикально стоящим камням, символизирующим предков. Арабы очень почитали умерших предков.

4*. Что вы можете сказать о народе, создавшем такие строки: «Первенство нам обеспечили наши предки, бывшие среди первых в похвальных делах»?

Об этом народе можно сказать то, что арабы чтили своих предков, воспевали их героические деяния. Арабы почитали умерших предков. Никогда бедуин не проезжал мимо места погребения, не прибавив камня или ветки к той груде, которая уже покрывала могилу. Уважение к предкам - характерная черта арабов. Для них было большим несчастьем умереть вдали от своего племени. Уважение к предкам - излюбленная тема староарабских поэтов: "Первенство нам обеспечили наши предки, бывшие среди первых в похвальных делах." (Хассан ибн Сабит)

Арабы в VI-VII веках. Возникновение ислама и образование единого государства

Презентация подготовлена учителем ФГОУ

сош № 4 МОРФ Латыповой О.Ш.


Цель урока:

Раскрыть основы процесса разложения раннефеодальных отношений и возникновения государства у арабов. Способствовать осознанию учащимися роли ислама в объединении арабских племен.

План урока:

Общественный строй и верования арабов

Мухаммед - основатель ислама

Основные положения ислама



В центральной части Аравийского полуострова расположены сухие степи, переходящие в песчаные и каменистые пустыни. По берегу Красного моря высятся скалистые горы. К востоку

от них много цветущих оазисов. На юге полуострова земли наиболее плодородны, что положительно сказывалось на жизни и благосостоянии людей.

Природа Аравийского полуострова


Населяли Аравию арабы, что в переводе означает «пустынники, жители пустыни». Они кочевали с табунами лошадей, стадами

овец, коз и одногорбых

верблюдов.

Арабы-бедуины

Для бедуинов разведение верблюдов было жизненно важным, поскольку

обеспечивало их мясом,

молоком, шерстью, позволяло кочевать по песчаным степям.

Караван пустыни


Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы, где жили оседлые арабы.Здесь еще в 1-м тысячелетии до н. э. люди научились строить сложные оросительные системы. .

Жителей оазисов окружала богатая растительность:

высокие финиковые пальмы, тамариксы, смоковницы,

посевы пшеницы и фруктовые сады.В оазисах возникали города


Самым крупным из них был город Мекка. Состоятельные горожане жили здесь в больших каменных домах. Дважды в году - летом и зимой - они снаряжали караваны в соседние страны. Мекка была центром

караванной торговли.

Весной здесь проводились

ярмарки. Бедуины

пригоняли скот и

обменивали его на хлеб,

ткани, оружие, посуду.

Во время этих ярмарок

наступал мир, запрещались

ссоры и столкновения

Ярмарки в Мекке


Бедуины делились на племена и роды, которые

враждовали из-за пастбищ. Каждое племя поклонялось своим богам. Племена возглавлялись вождями. В случае голода вожди кормили бедняков, которые считали племя своей семьей. Вожди владели большими пастбищами. Усобицы их только разоряли.

Арабы в национальной одежде


Общественный строй и верования арабов

Центром объединения арабов стала Мекка -район развитого земледелия, ремесла и торговли. В результате оживленной торговли в городе накопились огромные богатства. Постоянные торговые

связи мекканцев с другими

аравийскими племенами

способствовали

распространению их влияния

на всю Аравию.

Мекканский храм Кааба был

местом поклонения для многих,

в том числе и кочевников-

бедуинов.

Кааба. Гравюра


Общественный строй и верования арабов

Храм Кааба расположен в центре Мекки. Это здание почти кубической формы (от арабского «кааба» произошло современное понятие «куб»), высотой 15 м

Углы Каабы ориентированы на стороны света. В восточный угол Каабы вмонтирован Черный камень, окаймленный серебряным ободом, - главный предмет поклонения в Каабе. В Каабу ведет дверь, сделанная из чистого золота, которая весит 286 кг.

Кааба


Общественный строй и верования арабов

Объединение арабских племен было ускорено борьбой с внешними врагами. В конце 6 века Иран захватил южную часть Аравийского полуострова, а Византия укрепилась на севере. Арабская торговля была нарушена. Арабские племена не могли объединиться без единой веры. Богом всех арабов стал Аллах, который воспринимался как создатель мира и людей. Пророком и истолкователем воли Аллаха стал Мухаммед.

Рождение пророка Мухаммеда. Миниатюра XIV в.


Мухаммед - основатель ислама

Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье.В 6 лет Мухаммед осиротел. В юности он занимался

караванной торговлей. Когда Мухаммеду было 40 лет, в месяце рамадане (по лунному арабскому календарю) произошло важное событие. Ночью на горе Хире около Мекки Мухаммед общался с Аллахом (верховным богом арабов), после чего начал публично проповедовать открывшиеся ему истины - Коран.

Пещера Хирана, где Мухаммед получил первое откровение


Мухаммед - основатель ислама

Мухаммед стал проповедывать новую религию. Он утверждал, что нет других богов, кроме всемогущего единого Бога -

Аллаха, а себя называл «посланником Бога» - его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. В проповедях Мухаммед обличал «несправедливо наживающих богатство», призывал богачей помогать бедным и сиротам

Проповедывающий Мухаммед


Мухаммед - основатель ислама

Ислам- «покорный Аллаху». Коран – « чтение», священная книга мусульман. Коран состоит из 114 глав,

называемых суры.Сунна -

рассказы (хадисы) о поступках

и изречениях Мухаммеда

Мусульманин (от араб,

«муслин») - уверовавший.

Страница из Корана

Рукопись Корана VII в


Мухаммед - основатель ислама

Влиятельная мекканская знать отнеслась враждебно к проповеди Мухаммеда. Опасаясь за свою жизнь, в 622 году

Мухаммед со сторонниками переселился в соседний оазис, позднее названный в его честь Медина - «город Пророка». Год стал начальной датой мусульманского летоисчисления Укрепившись в Медине, по­сланник Аллаха приступил к созданию нового государства.

«Мечеть пророка Мухаммада»


Мухаммед - основатель ислама

В «город пророка» стали стекаться сторонники новой религии. Они захватили ряд караванов и дорог. Знать предприняла поход на Медину, но потерпела поражение.

В 630 году знать подписала

договор с Мухаммедом и

большинство арабов приняли

ислам и признали власть

Мухаммеда, который

стал главой арабского

государства и мусульманской

церкви. На Аравийском

полуострове образовалось

арабское государство.

Пророк Мухаммед.

Французская гравюра 17 в.


Основные положения ислама

1)Верить то, что существует один единственный Бог – Аллах, а Мухаммед –пророк его.

2) Ежедневно совершать пятикратную молитву.

3) Соблюдать главный пост в течении месяца всем, кроме

детей и больных, от рассвета до заката.

4)Тратить пятую часть дохода или добычи на милостыню.

5) Совершить, если это возможно, хотя бы один раз в жизни паломничество в священные города -Мекку и Медину.

Мухаммед в Мекке


Основные положения ислама

На основе Корана разработаны правила поведения, предписанные Аллахом для всех случаев жизни -шариат. Шариат в переводе с арабского означает «путь, который Бог указывает человеку».

Мусульманская мораль

предписывает верующему:

не убивай, не кради,

уважай старших.

Коран запрещает играть в

азартные игры, пить вино,

закрепляет главенствующую

роль мужчины и

имущественое неравенство

Ангел Джабраил объявляет Мухаммеду,что он-пророк.


Основные положения ислама

Основные течения ислама

Шииты

Сунниты

Признают только Коран

Имам – глава государства

Имамами могут быть только потомки Али (Мухаммеда) по наследству

Признают Коран и Сунны. Халиф – глава государства Халиф может избираться

мусульманской общиной.

Аравия в начале VII века


Благодаря главным мусульманским святыням в Мекке и Медине (область Хиджаз) и, одновременно, удаленности Аравийского полуострова от политического центра Халифата (Багдада) представители местной родовой и племенной элиты, а также религиозные лидеры становятся с конца VIII века фактически независимыми от власти багдадских халифов. Вместе с тем экономическое и религиозно-политическое значение Хиджаза определяло стремление династий, правивших в Багдаде, а затем — в Каире, сохранить здесь свое господство.

В это время Оман, восточная область Аравии, становится центром последователей религиозно-политического движения хариджитов. Здесь утверждается династия Ааль ал-Джуланда. В Бахрейне закрепляются воинственные карматы (представители одного из крайних течений в шиизме), стремившиеся завоевать соседние территории (под карматскими лозунгами неоднократно вспыхивали антихалифские восстания на юге Ирака.) На территории современного Йемена возникают государства во главе с династиями Зийадидов, Йафуридов и Зейдитских имамов.

Традиционный «башенный» дом в горных районах Аравийского полуострова

С начала XI в. к власти в Египте приходят Фатимиды, которых признают династии южной Аравии - Сулайхиды и Наджахиды. Впоследствии их земли занимают соперники - Зурайиды и Хамданиды, а затем Махдиды.

В 70-х гг. XII в. в Йемен вторгаются войска Айюбидов (правителей Египта из числа потомков Салах ад-Дина (Саладина)). Господство Айюбидов в Йемене продолжается до 1229 г., когда здесь воцаряется династия Расулидов. К середине XV в. Расулиды, враждовавшие с зейдитскими имамами, теряют свое положение в регионе. Спустя несколько лет большая часть Южного Йемена переходит под власть династии Тахиридов.

В начале XVI в. Аравийский полуостров попадает в сферу интересов Португалии и Османской империи. Правители Омана из династии Йарубидов энергично сопротивляются европейскому проникновению.

Пустыня Руб аль-Хали, Аравийский полуостров


В XVIII в. активную завоевательную политику проводят Албусаиды, пытавшиеся, оспаривать у португальцев и голандцев контроль над торговлей в Персидском заливе. Во второй половине XVIII в. в эту борьбу включаются Великобритания, Франция, а также ваххабиты Центральной Аравии. В итоге преобладающим в Персидском Заливе становится английское влияние, и британской Ост-Индской компании удается получить исключительные права на торговлю.

В XVIII в. в центральной аравийской области Неджд зарождается новое мусульманское религиозно-политическое движение - ваххабизм. Создателем государства ваххабитов был правитель маленького эмирата Дирийя (в области Неджд) Мухаммад ибн Сауд (1735 - 1765). Он стал основателем династии Саудидов, правящей и по сей день в Саудовской Аравии.

В начале XIX в. власть Саудидов распространяется на всю центральную Аравию. Им удается установить контроль над священными городами ислама Меккой и Мединой. Однако в 1818 г. государство Саудидов уничтожают вторгшиеся в Аравию войска османского наместника Египта Мухаммада Али.

После 1840 г., когда египетские войска вынужденно покидают Аравию, Саудиды восстанавливают свое государство. Новой столицей возрожденного государства (вместо разрушенной египтянами Дирийи) становится город Эр-Рияд.

Во второй половине XIX в. территорию государства Саудидов захватывают правители княжества Шаммар (Северная Аравия) - Рашидиды. Но в начале XX века Саудиды под руководством энергичного молодого эмира Абдель-Азиза ибн Абд ар-Рахмана (Ибн Сауд - будущий первый король Саудовской Аравии) освобождают Неджд от власти Рашидидов.

Во второй половине XIX - начале XX вв. колониальная политика Великобритании в регионе становится все более агрессивной. Она распространяет свое влияние на территорию Южного Йемена. Главным опорным пунктом англичан на юге Аравии становится построенный ими город и стратегически важный порт Аден. С эмирами и шейхами южных районов Йемена англичане заключают договоры о «дружбе», а впоследствии - о протекторате.

В годы Первой мировой войны (1914 - 1918) Великобритания ведет активную агентурную деятельность в регионе. Во время боевых действий против турецких войск на фронте между Египтом и Палестиной англичане пытаются поднять против турок местное арабское население.

С помощью и под политическим давлением Англии в 1916 г. в Хиджазе происходит антитурецкое восстание во главе с династией Хашимитов (правителями Мекки). После войны при поддержке Великобритании в Ираке и Трансиордании у власти оказываются представители этой династии.

В центральной Аравии после Первой мировой войны борьбу за объединение Аравии продолжают Саудиты. В 1926 году они наносят поражение Хашимитам в Хиджазе и занимают эту важнейшую область со священными городами Меккой и Мединой.

В 1927 г. эмир Абдель-Азиз ибн Абд ар-Рахман (Ибн Сауд) провозглашается королем «Хиджаза, Неджда и присоединенных областей», а с 1932 г. новое государство начинает называться Саудовской Аравией.


Литература:

. Васильев А. М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство саудитов в Аравии М., 1967.
Васильев А. М. История Саудовской Аравии. М., 1982.
Котлов Л. Н. Йеменская Арабская Республика. Справочник. М., 1971.
Луцкий В. Б. Новая история арабских стран. М., 1965.
Ан-Наубахти, ал-Хасан ибн Мусса. Шиитские секты. Пер. с араб. и коммент. С. М. Прозорова. М., 1973.
Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII - XV веках. Ленинград, 1966.
Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. Пер. с араб., введение и коммент. С. М. Прозорова. М., 1984.

  • В чём причины появления ислама?

§ 8.1. Аравия и её обитатели

К юго-востоку от азиатских владений Византии жили племена арабов. Прежде мало кому известные, в VII веке они заставили о себе заговорить и в Азии, и в Европе.

Арабы относятся к числу семитских народов. С историей их родственников - евреев, ассирийцев и финикийцев - вы уже знакомы из курса истории Древнего мира. Арабы осознавали своё родство с евреями, считая своим предком Измаила - сына библейского Авраама.

Арабы издавна населяли Аравийский полуостров. Почти всю его территорию занимают пустыни и степи. Часть их пригодна для кочевого скотоводства. Кочевники-бедуины (что значит «степняки») передвигались в поисках пастбищ со стадами верблюдов, овец и лошадей.

    Без верблюда большая часть Аравии была бы вообще недоступной для человека. Бедуин питался молоком и мясом верблюда, изготавливал одежду и жилище из верблюжьей шерсти, верхом на верблюде сражался с врагами. Лошадей, далеко не столь неприхотливых, обычно имели только богатые люди.

Положение бедуина было ненадёжным, пастбищ не хватало. Скотоводство не всегда давало достаточно средств к существованию, и бедуины при случае грабили соседей, а также купеческие караваны.

Для земледелия были пригодны только прибрежные районы, особенно расположенные вдоль побережья Красного моря и на юге полуострова. Здесь проходил важный торговый путь, соединявший Византию с Восточной Африкой и Индией. В оазисах вдоль этого пути возникли города, крупнейшим торговым центром была Мекка. Благосостояние жителей зависело от караванной торговли.

  • Найдите на карте этот торговый путь.

Арабы - и бедуины, и земледельцы, и торговцы - делились на племена, а те, в свою очередь, на роды. Племена постоянно враждовали друг с другом за пастбища, и это усугублялось обычаем кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстило всё племя. Вожди руководили племенем во время войны, разбирали споры между соплеменниками. Вожди и их близкие родственники относились к числу наиболее богатых членов племени.

Племенная вражда особенно болезненно ощущалась в трудные времена. Так было в конце VI - начале VII века, когда борьба Византии с Ираном сильно расстроила аравийскую торговлю. Лишь объединение арабов могло решить эту проблему, обратив вовне энергию, с которой арабы уничтожали друг друга.

Кааба. Изображение XVIII в.

В большинстве своём арабы были язычниками. Они поклонялись солнцу, луне и звёздам, почитали камни причудливой формы, верили в добрых и злых духов. Разные племена почитали разных богов. Общеаравийской святыней была Кааба (в переводе с арабского - куб) в Мекке. В углу этого большого кубического здания находился «чёрный камень», который, по преданию, Бог даровал Адаму. Вокруг Каабы располагались идолы различных божеств.

В первые века нашей эры в Аравии распространились иудаизм и христианство - первые монотеистические религии в истории (монотеизм в переводе с греческого - единобожие). Проникновение монотеистических религий в Аравию свидетельствовало о том, что язычество всё менее удовлетворяло арабов. Но их путь к признанию единого Бога лежал не через приобщение к иудаизму или христианству, а через создание новой веры.