Константин Чмаров покинул пост директора филиала госкорпорации «Роскосмос» на Восточном. Министр правительства Амурской области по строительству космодрома Восточный Константин Чмаров: Восточный станет серьезной базой для Дальнего Востока

27 апреля состоится первый запуск с нового космодрома Восточный ракеты-носителя "Союз-2.1а". В чем основная идея новой космической гавани РФ, почему первой полетит именно ракета "Союз" и какие были проблемы при строительстве космодрома, рассказал в интервью ТАСС директор филиала ГК "Роскосмос" на космодроме Восточный Константин Чмаров.

– Константин Васильевич, какова была основная идея, согласно которой обосновывалась необходимость создания нового космодрома, и почему именно в Амурской области?

– Основная идеология нового космодрома – возможность проведения независимой космической политики, возможность доступа в космическое пространство с территории Российской Федерации. Амурская область – наиболее привлекательное и рациональное место размещения нового космодрома. Это дает региону возможность дальше развиваться и сохранять имеющийся потенциал.

– Какие еще точки рассматривались в качестве потенциальных для размещения космодрома? Почему выбор пал именно на Амурскую область?

– До шести возможных точек размещения космодрома рассматривалось на первоначальном этапе. Две – в европейской части страны, две – в Сибири, и две на Дальнем Востоке. Оценка производилась по 15 параметрам, и по большинству из них Амурская область опередила конкурентов. Прежде всего, текущее местоположение космодрома было выбрано из-за того, что это южная точка нашей страны, которая позволяет выводить полезную нагрузку в космос с меньшими затратами. Кроме того, регион богат энергетикой: здесь располагаются Зейская и Бурейская гидроэлектростанции, т. е. регион производит больше электроэнергии, чем потребляет. В нем достаточно развита транспортная инфраструктура.

– Почему выбрали "Союз", а не новую ракету типа "Русь-М"?

– Экономика рациональности. Да, изначально предполагалось создать стартовый комплекс под ракету-носитель "Русь-М", и достаточно много было сделано по проектированию данной ракеты, но в связи с определенными условиями, в том числе экономическими, предпочли идти по более практичному пути – создать стартовый стол для наиболее используемой ракеты "Союз" в виде ее модернизированной версии "Союз-2". Это отработанная, надежная ракета.

– Какие изменения произошли в проекте по сравнению с 2007 годом?

– В 2007 году был опубликован Указ президента Российской Федерации, а проектирование велось в 2008-2012 годах. Такой период проектирования позволил своевременно вносить в схему строительства космодрома необходимые изменения. Некоторые первоначально планируемые задачи, в силу обстоятельств, изменились. В частности, перед нами встал вопрос импортозамещения, введения этапности строительства объектов космодрома. Например, тот же аэродром. Он нужен, естественно, но его можно построить на следующем этапе. У нас есть Благовещенск, на крайний случай – военный аэродром Украинка. Рациональное планирование работ и распределение денежных средств вносили определенную корректировку в проект космодрома.

– Какие непредвиденные проблемы возникли во время строительства?

– В связи с тем, что было тесное взаимодействие с правительством Амурской области, вопрос землеотвода (перевод земли под нужды космодрома) очень быстро решился, да и другие вопросы по проектированию и созданию решались довольно слаженно. Основные проблемы, которые мы не предвидели, – это необходимость импортозамещения в области поставки оборудования. Да, немного жизнь нас поправила, мы закупили свое, российское оборудование. Каких-то других непредвиденных серьезных проблем у нас не было. Основные проблемы возникали, как известно, в процессе строительных работ из-за проблем самой строительной отрасли. Недостатки были связаны с недостаточно эффективной организацией взаимодействия между строительными организациями, генподрядчиками и субподрядчиками, генподрядчиком, заказчиком и проектировщиком. Субподрядчик, не рассчитавшись с рабочими, уходил со стройки… Никто не мог предвидеть, что при нормальном бюджетном ассигновании будут происходить такие ситуации.

– Константин Васильевич, какую должность сейчас занимаете? Можно ли назвать вас начальником космодрома?

– Директор филиала госкорпорации "Роскосмос" на космодроме Восточный. Есть эксплуатирующая организация – ЦЭНКИ, есть филиал госкорпорации, который создан 1 апреля. Рассматривается вопрос создания структуры государственного испытательного космодрома. Это поручение президента Российской Федерации. Все должно быть вовремя. Будет проведен пуск ракеты космического назначения, проведут анализ, посмотрят на организационные вопросы, которые нужно изменить. Организационная структура создается под решаемые задачи, когда в ней появится необходимость. В начале строительства вообще никакой структуры не было на космодроме, вопросы создания и строительства решались непосредственно Роскосмосом и правительством Амурской области. Потом появилась Дирекция космодрома, потом ЦЭНКИ, теперь филиал госкорпорации. Задачи появляются – организационная структура изменяется.

Беседовал Дмитрий Струговец

В корпорации «ВНИИЭМ» Чмаров стал директором по наземной космической инфраструктуре двух космодромов - Восточный и Плесецк. Таким образом, круг его обязанностей расширился. Как рассказал Константин Васильевич по телефону, предложение о смене места работы ему поступило около года назад. Но сразу принять его он не мог, так как необходимо было закончить дела.

«Это было летом 2017 года, во время подготовки космических аппаратов. Поступило такое предложение, причем довольно настойчивое. Я сказал, что вернемся к разговору в течение года, так как мне надо выполнить дела. То есть плановая такая замена или, как говорят, ротация у военных. Это абсолютно нормальный производственный процесс. Я перешел в корпорацию "ВНИИЭМ", которая занимается изготовлением космических аппаратов. Сейчас я нацелен на реализацию четкой мощной космической программы. К сожалению, не могу сказать по ряду причин что это за программа», - рассказал Константин Чмаров.

К своим обязанностям в новой должности Чмаров приступил с 23 апреля. 20 числа он последний день работал директором филиала госкорпорации «Роскосмос» на Восточном. В этот же день, 20 апреля, еще как руководитель филиала, он принимал участие в видеоконференции с Дмитрием Рогозиным, который возглавляет комиссию по созданию космодрома, созданную указом президента.

«Дмитрий Олегович знал, что я перехожу на другое место. И руководитель Роскосмоса знал. Это абсолютно правильное решение, и я его принял самостоятельно, потому что не секрет, что в декабре уже будет 10 лет как я работаю здесь. Если говорить военным языком, то был приказ министра обороны - командир части должен был находиться в должности от 2 до 5 лет, чтобы показать себя. А тут уже 10-й год. Нужно человеку менять сферу деятельности, тем более изначально у меня стояла определенная задача - развернуть и обеспечить строительство космодрома. Первый этап закончен, сейчас там другие задачи», - объяснил Константин Васильевич.

В Роскосмосе информацию и кадровых перестановках подтвердили. Исполняющим обязанности директора филиала назначен Генрих Генрихович Орловский. Ранее Орловский занимал должность начальника отдела организации эксплуатации космодрома, подготовки и проведения пусков филиала госкорпорации «Роскосмос» на космодроме Восточный. Как сообщил Константин Васильевич, по планам, именно Генрих Орловский станет новым директором филиала госкорпорации «Роскосмос» на космодроме Восточный. Его кандидатура, представленная руководству госкорпорации Чмаровым, одобрена.

«Я представил его соответствующим образом, он получил подтверждение полномочий и соответственно руководит филиалом. Но у меня осталось очень много дел в Амурской области. Я остался руководителем восточного отделения Академии космонавтики. У нас большое внимание эта академия к себе привлекает, особенно со стороны Якутии, студенческие вопросы - то есть много таких вопросов, которые надо выполнять. Так что от Амурской области далеко не уйду», - подытожил Константин Чмаров.

Что касается пусков с Восточного в 2018 году, то по словам Константина Васильевича, ранее никто не менял: с амурского космодрома в этом году по-прежнему запланированы два запуска.

С года Константин Чмаров занимал должность министра по строительству космодрома Восточный. В июле 2011 года распоряжением губернатора он заместителем председателя правительства Амурской области - министром по строительству космодрома Восточный. Филиалом Роскосмоса на космодроме Восточный он с 2016 года.

Константин Чмаров очно окончил три высших учебных заведения: Ленинградский военный институт им. А.Ф. Можайского, военную академию Генерального штаба, военную академию им. Ф.Э. Дзержинского.

За годы службы в вооруженных силах он прошел все должности: от инженера отделения на стартовом комплексе «Буран-Энергия» до начальника штаба - первого заместителя начальника космодрома Плесецк. При этом Константин Чмаров получил досрочно звание полковника.

Константин Васильевич на ключевых постах прошел службу во всех объединениях военно-космических сил ВС России. Он кандидат военных наук, блестяще защитивший диссертационное исследование военной академии Генерального штаба, говорится на сайте областного правительства.

Как сообщает пресс-служба областного правительства, Константин Чмаров – один из бывших руководителей космических войск, который после трагического происшествия на космодроме Плесецк (гибели солдата), лично написал рапорт об увольнении в запас. В настоящее время он находится в запасе ВС в звании и генерал-майора. Он был назначен на должность заместителя генерального директора научно-производственного объединения «Орион». При этом с 2007 года Константин Васильевич совмещал руководящую должность с преподавательской деятельностью в Московском государственном техническом университете им.Н.Э.Баумана.

С назначением Константина Чмарова на должность министра по строительству космодрома Восточный у Приамурья появился реальный шанс в запланированные сроки ввести в действие современный космический кластер, который губернатор Олег Кожемяко называет одной из точек роста социально-экономического потенциала региона.

Это объясняется тем, что за плечами Константина Чмарова не только большой опыт практической работы в сфере космонавтики, но и фундаментальные знания теоретических основ. Он очно окончил три высших учебных заведения: Ленинградский военный институт им. А.Ф. Можайского по специальности «Инженер-механик по эксплуатации двигательных установок и конструкции космических аппаратов», военную академию Генерального штаба по специальности «Государственное и военное управление». Затем, в военную академию им. Ф.Э. Дзержинского Константин Чмаров поступал на общих основаниях, отказавшись от льгот. Он стал единственным студентом из всех выпусков академии, который окончил обучение досрочно — всего за два года.

Константин Чмаров стал непосредственным участником одной из самых уникальных космических операций последних двадцати лет — запуска космического комплекса «Буран». Он лично командовал боевым расчетом по заправке комплекса.

В звании капитана один из немногих младших офицеров вооруженных сил Константин Васильевич был награжден орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени. За 32 года службы в вооруженных силах он прошел все должности: от инженера отделения на стартовом комплексе «Буран-Энергия» до начальника штаба – первого заместителя начальника космодрома Плесецк. При этом Константин Чмаров получил досрочно звание полковника.

Константин Васильевич на ключевых постах прошел службу во всех объединениях военно-космических сил ВС России. Он кандидат военных наук, блестяще защитивший диссертационное исследование военной академии Генерального штаба. Теперь Константин Чмаров курирует строительство космодрома Восточный.

Место строительства нового российского космодрома в Амурской области будет определено в 2009 году, в 2013 году с него начнутся запуски спутников, а в 2018 — экипажей космонавтов. Предполагается, что Восточный станет эксплуатироваться в интересах Министерства обороны и для различных программ международного сотрудничества в космической сфере.

Космодром Восточный до сих пор не дает покоя амурчанам. Вот и решено было обсудить самое насущное на расширенном совещании в Заксобрании. На все волнующие вопросы ответил министр по строительству космодрома [видео]

Изменить размер текста: A A

О космодроме Константин Васильевич сказал уже очень много , но накануне решил вновь поднять эту тему, рассказал и ответил на вопросы…

… о недочетах

На сегодняшний день на космодроме трудятся 4000 человек. Из них 1400 - амурчане. Да, есть обиженные, в том числе и по зарплате. Но все они обеспечены жильем и питаем. Практически всем предоставляется соцпакет. Грешат, к сожалению, только наши субподрядчики, родные, амурские, которые мудрят не только с соцгарантиями, но и с зарплатой. Но сейчас эти вопросы решаются.

x HTML-код

Константин Чмаров о недочетах на космодроме Восточный. Ирина ЗРАЖЕВСКАЯ

Не так давно министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев сказал, что темпы строительства космодрома Восточный недостаточны. А вы что думаете по этому поводу? - поинтересовался депутат Заксобрания Юрий Ширин .

Комментировать слова Ишаева я не могу, - ответил Константин Чмаров. - Единственное, что могу сказать, - да, как и на любой стройке, на строительстве космодрома нормальный рабочий беспорядок. Это хорошо, что к стройке столько замечаний. Это значит, что она идет, движется. Хуже, когда их совсем нет. А то у нас сдается какой-нибудь крупный объект, а его потом не принимают в эксплуатацию. А такие замечания на начальном этапе позволяют заказчику и генподрядчику активнее работать над ними.

… о работниках

Сейчас на космодроме трудятся 4000 человек. В этом году они должны освоить 31 миллион рублей, но ведь понятно, что сделать это таким количеством работников нереально, - заметил гендиректор ОАО «Буреягэсстрой» Геннадий Кузнецов .

Это верно, - согласился министр по космодрому Восточный. - Но до конца года число работников должно увеличиться до 8 - 10 тысяч человек.

… о налогах

За четыре месяца 2013 года в область поступило 92 миллиона рублей налогов. Это на порядок выше первых четырех месяцев прошлого года, когда было заплачено 9,5 млн рублей. И значительно выше показателей последних четырех месяцев прошлого года. Тогда выплатили 63 млн рублей. Сейчас мы цепляемся буквально за все. В том числе за транспортный налог, налог на прибыль, заставляя организации платить все до копеечки.

…о перспективах

Амурская область имеет очень много объектов федерального значения: две гидроэлектростанции построили, сейчас строят третью, провели трубопровод, проводим газопровод, БАМ построили. Но что область имеет от этого? От ГЭС - высокие тарифы на электричество, от нефтепровода - опасность заражения территории, единственное - от БАМа остался только стук колес. Не получится ли так же с космодромом? - спросил зампред комитета Заксобрания по бюджету, налогам, экономике и собственности области Анатолий Белоногов .

x HTML-код

Константин Чмаров о перспективах космодрома Восточный. Ирина ЗРАЖЕВСКАЯ

…о климате

Изменится ли из-за космодрома климат? - спросила депутат, гендиректор ОАО «Димское» Людмила Валова . - Стоит ли мне волноваться за урожай?

Влияние аэропорта на экологию намного существеннее, чем космодрома, - ответил министр Чмаров. - Так что принципиальных изменений климатических условий не будет. В Плесецке , например, после пуска иногда проходил дождь. Будет ли так в Приамурье, сейчас пока не известно. Но вот с сельским хозяйством все будет хорошо, не волнуйтесь. Кстати, 4 июня в Амурскую области съедутся лучшие экологи, специалисты из МГУ . Они изучат влияние космодрома на экологию Приамурья, все посмотрят, замерят, рассчитают. Все результаты будут оглашены.

Константин Чмаров / Фото: Пресс-служба Амурской области

28 апреля состоялся первый запуск с нового космодрома Восточный ракеты-носителя "Союз-2.1а". В чем основная идея новой космической гавани РФ, почему первой полетит именно ракета "Союз" и какие были проблемы при строительстве космодрома, рассказал в интервью ТАСС директор филиала ГК "Роскосмос" на космодроме Восточный Константин Чмаров.



- Константин Васильевич, какова была основная идея, согласно которой обосновывалась необходимость создания нового космодрома, и почему именно в Амурской области?

– Основная идеология нового космодрома – возможность проведения независимой космической политики, возможность доступа в космическое пространство с территории Российской Федерации. Амурская область – наиболее привлекательное и рациональное место размещения нового космодрома. Это дает региону возможность дальше развиваться и сохранять имеющийся потенциал.

– Какие еще точки рассматривались в качестве потенциальных для размещения космодрома? Почему выбор пал именно на Амурскую область?

– До шести возможных точек размещения космодрома рассматривалось на первоначальном этапе. Две – в европейской части страны, две – в Сибири, и две на Дальнем Востоке. Оценка производилась по 15 параметрам, и по большинству из них Амурская область опередила конкурентов. Прежде всего, текущее местоположение космодрома было выбрано из-за того, что это южная точка нашей страны, которая позволяет выводить полезную нагрузку в космос с меньшими затратами. Кроме того, регион богат энергетикой: здесь располагаются Зейская и Бурейская гидроэлектростанции, т. е. регион производит больше электроэнергии, чем потребляет. В нем достаточно развита транспортная инфраструктура.

– Почему выбрали "Союз", а не новую ракету типа "Русь-М"?

– Экономика рациональности. Да, изначально предполагалось создать стартовый комплекс под ракету-носитель "Русь-М", и достаточно много было сделано по проектированию данной ракеты, но в связи с определенными условиями, в том числе экономическими, предпочли идти по более практичному пути – создать стартовый стол для наиболее используемой ракеты "Союз" в виде ее модернизированной версии "Союз-2". Это отработанная, надежная ракета.

– Какие изменения произошли в проекте по сравнению с 2007 годом?

– В 2007 году был опубликован Указ президента Российской Федерации, а проектирование велось в 2008-2012 годах. Такой период проектирования позволил своевременно вносить в схему строительства космодрома необходимые изменения. Некоторые первоначально планируемые задачи, в силу обстоятельств, изменились. В частности, перед нами встал вопрос импортозамещения, введения этапности строительства объектов космодрома. Например, тот же аэродром. Он нужен, естественно, но его можно построить на следующем этапе. У нас есть Благовещенск, на крайний случай – военный аэродром Украинка. Рациональное планирование работ и распределение денежных средств вносили определенную корректировку в проект космодрома.

– Какие непредвиденные проблемы возникли во время строительства?

– В связи с тем, что было тесное взаимодействие с правительством Амурской области, вопрос землеотвода (перевод земли под нужды космодрома) очень быстро решился, да и другие вопросы по проектированию и созданию решались довольно слаженно. Основные проблемы, которые мы не предвидели, – это необходимость импортозамещения в области поставки оборудования. Да, немного жизнь нас поправила, мы закупили свое, российское оборудование. Каких-то других непредвиденных серьезных проблем у нас не было. Основные проблемы возникали, как известно, в процессе строительных работ из-за проблем самой строительной отрасли. Недостатки были связаны с недостаточно эффективной организацией взаимодействия между строительными организациями, генподрядчиками и субподрядчиками, генподрядчиком, заказчиком и проектировщиком. Субподрядчик, не рассчитавшись с рабочими, уходил со стройки… Никто не мог предвидеть, что при нормальном бюджетном ассигновании будут происходить такие ситуации.

– Константин Васильевич, какую должность сейчас занимаете? Можно ли назвать вас начальником космодрома?

– Директор филиала госкорпорации "Роскосмос" на космодроме Восточный. Есть эксплуатирующая организация – ЦЭНКИ, есть филиал госкорпорации, который создан 1 апреля. Рассматривается вопрос создания структуры государственного испытательного космодрома. Это поручение президента Российской Федерации. Все должно быть вовремя. Будет проведен пуск ракеты космического назначения, проведут анализ, посмотрят на организационные вопросы, которые нужно изменить. Организационная структура создается под решаемые задачи, когда в ней появится необходимость. В начале строительства вообще никакой структуры не было на космодроме, вопросы создания и строительства решались непосредственно Роскосмосом и правительством Амурской области. Потом появилась Дирекция космодрома, потом ЦЭНКИ, теперь филиал госкорпорации. Задачи появляются – организационная структура изменяется.

Беседовал Дмитрий Струговец.