Неизвестная Чусовая. Старая утка о молодой Каменке. Особый уральский язык

Многие, наверное, не раз слышали пословицу «На Урале три дыры: Шаля, Гари, Таборы». Из года в год люди цитируют данное высказывание. А мы, жители села Таборы, в принципе, никогда и не спорили с этим. Просто жили да поживали себе спокойно. Но и не принимали это высказывание как факт!

К нам в «дыру» приезжают люди с разных областей, не считая Свердловскую: из Московской, Воронежской, Липецкой… А ехать к нам есть зачем! Красивый край, чистый воздух, леса, богатые ягодами и грибами. Охота, рыбалка — всем этим можно насладиться в Таборинском муниципальном районе, которому в 2015 году исполнилось 90 лет. Несколько лет назад Таборы гостеприимно встретили Эдуарда Росселя , бывшего губернатора Свердловской области. Часто наш район посещают многие известные представители органов власти, например, Виктор Шептий, Сергей Бидонько и многие другие. Для нас не в диковинку встретиться с министрами разных отраслей.

Таборинский муниципальный район расположен в восточной части Свердловской области. Включает три сельских поселения. Численность населения — 3121 человек.

О наших проблемах слышат, видят их, помогают по возможности. В прошлом году к нам в Таборы приезжали коллеги из другой газеты, находящейся в Екатеринбурге. «Мы думали, у вас медведи ходят по дорогам», — сказали нам они. Каково было их удивление, когда они ехали по отличной асфальтированной дороге, по железобетонным мостам. Побывав в самом районном центре, они просто удивились. Облицовка домов, отремонтированные здания Дома культуры, библиотеки, образовательных учреждений — всё заслуживает полного восторга. Практически в каждом доме есть свой автомобиль, где-то даже и по два.

Наш район славится ещё и тем, что здесь родились два Героя Советского СоюзаВладимир Григорьевич Рыжов и Иван Петрович Евлашов , в честь них названы улицы села Таборы.

Юлия Фирулёва, директор газеты «Призыв». Фото: «Призыв»

2 ноября 2016 года газета «Призыв» отметила свой 85-летний юбилей. Подумать только, первый номер газеты вышел в 1931 году. С тех пор поменялось лишь название газеты, но как и прежде, в газете рассказывается обо всём, что происходит на нашей территории.

В редакцию я пришла работать в феврале 2014 года. Четвёртый год открываю двери своего рабочего кабинета с радостью и предвкушением чего-то нового, неизвестного. Каждый мой рабочий день не похож на предыдущий. Я точно знаю, что сегодня вновь познакомлюсь с необычным и интересным человеком и напишу о нём в районной газете «Призыв».

Газета «Призыв» издаётся с 1931 года. Тираж — 730 экземпляров. Выходит один раз в неделю. В штате три человека. Распространяется на территории Таборинского муниципального района.

  • Опубликовано в №201-202 от 27-28.10.2017
17 мая 2016, 23:49

Во первых строках, хочу сказать, что уральский язык существует и это есть факт. И главное в нем даже не слова - а интонация.

Кстати, говоря об "уральцах" - я говорю про Средний Урал, про Свердловскую область, про Екатеринбург (и пусть там Челябинск не примазывается, они не "уральцы", а "южноуральцы", и пусть жалуются куда хотят).

Пал Петрович Бажов

Вот так вот я с легкостью сразу же поссорилась с соседями)) А точнее - наехала. И это главное. На Урале инотонация должна быть С НАЕЗДОМ. С наскоком. С вызовом.

На Урале все слегка наездное. Даже радость.

Знаете, что такое ТИСКИ по-уральски?

Это когда кто-то так рад вас видеть, что одной рукой обхватывает вас за шею и начинает гнуть к земле. И кричать надо при этом - "В ТИСКИИИИ!" То есть тут ближе не к известной столярной конструкции, а к слову "тискать". Но - брутально. По-уральски.

Щас будут ТИСКИИИИ! Уральские парни. Особенно тот, что в красной футболке.

Вот выражение "больно" в значении "очень". "Больно хорош!" - это много где говорят. А вот "Ты тут не больно-то!" - это уже уральское. Мол, граждане, вы чего тут выступаете?

А еще мы говорим быстро. "Мы грим бстр". Так правильнее.

Еще Даль писал: Кто не узнает при первой встрече уральского казака по резкой скороговорке его».

А еще мы "окаем". ПозвонИшь или позвОнишь - это же пытка для уральца. Какое там -ться и -тся. Тут вся душа твоя просит сказать позвОнишь.

И еще мы любим сокращения. "Магаз" - это повсеместно. Но в 1992-м году в Москве меня дети не поняли, когда я сказала "магаз" (а мы так говорили каждый день - "Мне после школы еще в магаз зайти надо!"). Отсюда же "гастрик".

"Сига" - это "сигарета". Сигу скурил - остался ЧИНАРИК. А если приходится гасить сигарету раньше, чем ты ее скурил, то ты ее ЗАЧИНАРИВАЕШЬ.

"Сотка" - это "сто рублей". "Полтос" - пятьдесят.

"Однерка" - это единичка. "Поехать на однерке" = "Поехать на трамвае маршрута №1".

А если вы запачкали куртку, то вы ее не запачкали. Вы ее ЗАВАЛИЛИ.

Причем завалить туфли можно. А вот пол - нет. Как его завалишь - если он и так внизу? Запачкали пол - берете ВИХОТКУ и моете.

Типично уральское выражение - "КАТАТЬ ВАТУ" (заниматься бесполезным, бессмысленным делом, бездельничать).

Ну, и производное от него существительное - ВАТАКАТ (уральск., негативн., пренебрежительное).

Великий уральский глагол - БАРАГОЗИТЬ. Хлесткое слово, смачное.

Вот что выдает гугл - "регион. вести себя шумно, буйно, неподабающе".

Употребляется в двух значениях:

1) в позитивном, когда субъект действия - первое лицо (множественное или единственное), т.е. говорящий: "Пойдем, побарагозим!" ("Пойдем, здорово проведем время, пошумим, выпьем вина, потанцуем... не найдем себя утром!"), "Отлично побарагозили!"

2) в негативном, как правило, когда субъект действия - второе лицо, те. "очень противная сторона": "Ты чё барагозишь тут?" ("Ты чё шумишь/ хамишь/ обостряешь?").

Очень близко к "барагозить" - слово ВАЙДОСИТЬ. "До пяти утра какие-то колдыри на лавочке вайдосили!" Но "вайдосить" это, наверное, просто "разоряться, шуметь". Наездного в этом слове мало.

Типичный уральский вопрос: "ЧЁКАВО?" Емкий такой, мол, какие новости, что происходит, как поживаете, хау ду ю ду, в общем))

Прекрасное уральское восклицание: "Не, ну чё началось-то, нормально ж сидели!" (мол, господа, все ведь было чин-чинарем, зачем вы подняли тему Украины/ вакханалии вокруг праздника Победы/ абортов/ коррупции/ неравенства полов/ прививок/ ГМО - словом, всего того, что приводит к холиварам, конфликтам, ссорам между старыми друзьями и влюбленными людьми, а так же к телесным повреждениям различной степени тяжести). Употребляется тогда, когда надо пресечь опасную тему на корню и разрядить обстановку.

А знаете, что у нас называется РАСТЯЖКАМИ?

Это не имеет никакого отношения к спорту, к деформации кожи после беременности, и даже к военному делу - тоже не имеет.

Это вот что.

А знаете ли вы, что такое "сися стрельца "? Ахаха. Так вот.

На самом деле это "пластиковая бутылка пива ", 1,5 или 2 литровая" (и вовсе не часть тела стрельца-мутанта).

"Сися" или "сиська пива" (как правило - дешевого) - это целая культура. Сисю "в одной лицо", конечно, не выпьешь. Покупка и распитие сиськи - это дело коллективное.

Когда ты заходишь такая вся "на лабутенах, ах, и в восхитительных штанах", а окружающие смотрят на тебя неодобрительно ("чё она понтуется-то?" - как сказала мне одна кандидат филологических наук про нашу общую знакомую), есть простой способ сбавить пафос - "да вы чё, я девушка простая, от сиськи "Стрельца" не откажусь!". И всё, ты вовсе не "эта, на лабутенах", а "нормальная девчонка с Уктуса".

Кстати. А помните шоу "За стеклом" (да, да... это было не только до "ДОМ2", но даже до шоу "Дом", который вел, прости господи, Николай Басков в белом пальто)? Так вот там была такая девушка с Урала - Марго.

Я помню, когда вокруг шоу шли бурные дискуссии, обсуждали и странный лексикон Марго. В частности, типичное уральское прилагательное "ФИОЛЕТОВО". Марго, которая демонстрировала в шоу грудь и даже занималась сексом на проекте - было "фиолетово" до мнения окружающих. Попросту - все равно, наплевать, без разницы.

А что такое "ЛЯПКИ" знаете? Это догонялки ("салочки" - как это называли барышни XIX века). Все уральские дети играли в детстве в ляпки.

СВОРОТКА или СВОРОТОЧКА - поворот. "Вот там за мостом свороточка будет, туда рули!" Опять же "своротка" - хлесткое слово. А "поворот" - мягкое. Пусть так в Перми говорят (и все забыть никак не могут, что когда-то, да, когда-то мы были частью Пермской губернии - только было это при царе Горохе и пусть пермяки много о себе не мнят).

ПОСЮДА - по этой стороне улицы, этим путем.

ПОТУДА - по противоположной стороне улицы, другим путем.

"Передайте за АБОНЕМЕНТЫ!" - а не за билеты. И, ад, увы, но у нас тут повсеместно "Оплачивают ЗА ПРОЕЗД!" фу(((

МЯША - это то, что у нас на дорогах с октября по декабрь, и с марта по май. В этом году мяша, доложу я вам, была вообще знатная.

КОЛДОБИНА (или нецензурный вариант "колдо*бина") - ямы, ухабы на дороге. "Как мяша сошла весной - все колдобины повылазили!" (типичн., уральск., водительск.).

Если вы хотите встретиться в районе ЖЭДЭ (т.е. железнодорожного вокзала), то скорее всего вы хотите встретиться ПОД ВАРЕЖКОЙ.

То есть здесь.

Почему "под варежкой"? Потому что вот.

Мало кто помнит, что вообще-то монумент называется Памятник войнам Уральского добровольческого танкового корпуса.

Вот встретились вы под варежкой около жэдэ, куда вы поедете? Может быть, в НЕРЕЗИНОВУЮ. А может быть - В САД... То есть на дачу.

Да. "Все в сад!"

А сад у вас где? В Шале? Под Арамилью? Мало кто, кстати, знает, что Арамиль - женского рода. Может быть в Сосьве?

Ударения, род и число в названиях уральских населенных пунктов - великая головоломка.

На Урале три дыры: Шаля, Гари, Таборы!

А это знаете, что такое?

Это РОССЕЛЬБАН. Так у нас называют "Кольцовский тракт" - трассу от города до Аэропорта "Кольцово" (это если вы все-таки в "нерезивновую" хотите за 2 часа попасть, на не за 27-30), построенную при самом "долгосидевшем" губернаторе Свердловской области - Росселе.

Из Википедии об Эдуарде Эргартовиче Росселе.

По национальности немец. До 11 лет говорил на немецком языке и плохо знал русский. Отец, столяр мебельной артели Эргарт Юлиусович, родившийся в Киевской области и проживавший в поселке Бор Горьковской области, был расстрелян в 1938 году по приговору Комиссии НКВД и Прокуратуры (статьи 58-6 «Шпионаж» и 58-11 «Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению контрреволюционных преступлений»).

Ну, поняли? Россель немец. По-немецки как трассы называют? "Бан" (bahn). Вот поэтому-то и Россельбан.

Нормальный, в общем, был губернатор. Пока с ума не сошел.

Ну, а уж если мы заговорили про бывшего губернатора, то в теме об уральском языке нельзя не упомянуть нынешнего мэра Екатеринбурга - Евгения Ройзмана.

Если оставить в сторону политику и тот факт, что мэр в Екатеринбурге после введения института сити-менеджера - что-то навроде английской королевы и реальных полномочий не имеет, то могу посоветовать чтение блога (и фейсбука) Ройзмана всем тем, кто хочет оценить типичную уральскую интонацию.

Я не люблю стихи Ройзмана, но то, что он мастер слова - отрицать не стану.

Вот он тут недели две-три назад писал про пьянство. То ли рассказ, то ли зарисовка, то ли эссе на заданную тему. Вот кусочек этого "полотна".

СЁМКА

Ирининого отца в деревне звали Вадя Кислый. Никчемный мужичонка, неработь, а выпить любил. А выпив, пытался веселиться. Но как-то у него криво выходило. Вот и прозвали Кислым. А маму, Нину Семеновну, все уважали. С утра до ночи работала, бригадиром была на свинарнике. Весь дом одна тянула. А когда Ирина родилась, все вроде ничего, а ножки кривые. Ходила за ней, как могла, и в школу весь первый класс на руках таскала. Потом уж, позднее, операцию сделали Ирине, стала сама ходить, выучилась на фельдшера, ну и работала у нас в деревне. Зарплату получала, да пенсию по инвалидности. Да за электричество ей государство доплачивало. От первого мужа родила дочку. А от второго - сына, Семку. Тогда уже пировала, и семейная жизнь не задалась.
А на соседней улице семья поселилась. Отец, мать и две дочери. Родители то работяги, а дочки – гулены. Обменяли свою трешку в Березовском на квартиру в нашей деревне, да им еще и денег доплатили.
А дочери эти путались с таджиками. Ирина с одним и познакомилась, который помоложе. А тот еще и друга привел, которому за пятьдесят. Так Ирина стала жить с молодым, а который старик, тот стал жить с ее дочерью. Чуть не втрое старше. А Семка в это время уже школу заканчивал. И все это на его глазах разворачивалось. Старик сестру то через некоторое время в город увез. А у Ирины с молодым такая любовь, каждый день пируют. До того запировались, что Нину Семеновну-то Ирина совсем забросила, та уж не ходила, гангрена началась, ноги почернели, отняли обе,а потом и вовсе померла. Соседи Ирине пеняли, что мать-то не в чести померла.. Поперву таджик то работал. А потом бросил. А зачем ему? Баба пусть работает. Требовательный стал, машину она ему купила, кредитов набрала. Таджик то еще по пять тысяч домой каждый месяц отсылал, семья у него там и пятеро детей. Мало того, пьяный дурной был, Ирину поколачивал, да орал на всю деревню. Сёмка уехал в город, поступил в техникум, жил в общаге. А когда подошло время, попросился в армию. А после армии пришел домой. А куда ему еще идти? А мать дочку родила от таджика. Да неудачно как-то, ДЦП, даже не сидит. Живут плохо, все пропивали с таджиком, огород забросили, и от электричества их отцепили.

"Неработь", "гулены", "работяги" - слова такие краткие, увесистые.

И еще одна черта (которую часто можно подметить в текстах того же Ройзмана и вообще - уральцев) - то, что англичане называют understatment, т.е. "недостаточно сильное высказывание". "Пировала" - в значении "пила без просыху", "гуляла" - в значении "вела себя как проститутка", "пошумели" - в значении "барагозили так, что в Артемовском слышно было".

И еще об интонации.

Вот фрагмент из Бажова.

У Настасьи, Степановой-то вдовы, шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там, серьги и протча по женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой, как он еще жениться собирался.

Настасья в сиротстве росла, не привыкла к экому-то богатству, да и нешибко любительница была моду выводить. С первых годов, как жили со Степаном, надевывала, конечно, из этой шкатулки. Только не к душе ей пришлось. Наденет кольцо... Ровно как раз впору, не жмет, не скатывается, а пойдет в церкву или в гости куда – замается. Как закованный палец-от, в конце нали посинеет. Серьги навесит – хуже того. Уши так оттянет, что мочки распухнут. А на руку взять – не тяжелее тех, какие Настасья всегда носила. Буски в шесть ли семь рядов только раз и примерила. Как лед кругом шеи-то и не согреваются нисколько. На люди те буски вовсе не показывала. Стыдно было.

Это, если кто не узнал, "Малахитовая шкатулка" (хотя как тут не узнаешь?).

"Буски", "надевывать" - это все наше, уральское. И мы до сих пор так говорим.

И интонация одинаковая, эдакая задушевная, что у Ройзмана, что у Бажова. "Совпадение? Не думаю!"

Вот, кстати, очень популярный ролик "Уральских пельменей" про регистрацию брака.

Смотреть лучше с 1:45. По степени задушевности речь "тети из ЗАГСа" - типично уральская. И, кстати, это пародия не из пальца высосана. Это они Кировский ЗАГС высмеивают. Я знаю, что говорю, у меня там брат женился. Все примерно так и было. И "поклонитесь родителям", и "стихи известного уральского поэта".

ПЕРЕКРЫТЬСЯ - это тоже значит "знатно побарагозить". "Город ноныча перекроется!"

Это значит, что танцуют - все.

От Елизавета...

До Эльмаша.

Эльмаш, кстати, многие путают с Уралмашем. Собственно, они находятся рядом - на севере города, за ЖЭДЭ. Только Уралмаш - слева (то есть занимает Северо-Запад), а Эльмаш - справа (Северо-Восток). И не вздумайте сказать на Эльмаше что-то в духе "у вас на Уралмаше!". Эльмаш - место куда более конкретное, чем Уралмаш. Там могут сразу без разговоров бутылкой по башке.

Короче, если город танцует, бухает и тусит - то он перекрылся. А человек в полном угаре (от веселья или двух сись "Стрельца" в одно лицо) - ПЕРЕКРЫШКА.

А утром можно ЗАЛИПНУТЬ дома. Вату покатать... Прийти в себя. Кстати. Если ты ЗАЛИП (в смысле - находишься длительное время) где-то - то так и говори "залип на раёне". А если ты употребляешь глагол ЗАЛИП в значении "не можешь оторваться" - надо говорить "Залип за фильм!"

Удивительное дело, но в Екатеринбурге, как и Питере, говорят "поребрик". И "батон". И "пенал" (кухонный шкаф). И "кура" с "гречей".

Но при этом как в Москве - "ларёк" (и еще "киоск") и "ластик" (хотя еще и "стёрка"). И "обезьянник" (а не "аквариум" - это про КПЗ, если что).

И вот вам фоточек ночного:)рга. А тот, кто оскорбляется на слово ":)рг" или губешки там в курячью попу складывает - тот приезжий. Из "нерезиновой", или по крайней мере - из Аремовска, потому что настоящим екатеринбуржцам "не в лом" сказать:)рг... емко, хлестко и с наездом. На крайний случай "Екат".

В общем, надеюсь, было не сильно МУТОРНО и вам понравилось.

"На Урале три дыры – Шаля, Гари, Таборы". Некоторые деревни Свердловской области одними из первых появились на Урале. Старше Таборов оказался Пелым, основанный в 1592 году.

Первым в области появился городок Строгановых на реке Чусовой в 1574 году. Считалось, что он был на месте деревни Каменки в Уткинской слободе. "Красиво расположилась на высоком левом берегу деревня Каменка. Это очень старая деревня, использованная, как крайний форпост русской колонизации, ещё в 16 веке", - писал в 1936 г. Ф.П. Опарин в путеводителе "Река Чусовая".

В нашем веке ему вторит А. Иванов в книге "Message: Чусовая". В путеводителе-лоции "Река Чусовая" Е. Тамплон отмечает год основания Каменки – 1574, казённой пристани – 1726.

В прошлый раз мы выяснили, что пристани там и в помине не было, а пильную мельницу построили к 1729 году. На речке Каменке стояла деревня Фомина, которая появилась не ранее 1662- 1680 гг.

До Каменки добраться проще, чем до Пелыма, и мы снова отправились к ней. На подходе к камню Кукушкину видны очертания деревянных башен древнего городка на вершине. Городок был построен для съёмок фильма "Семён Дежнёв".

Пусть это всего лишь декорации, первое впечатление незабываемо. Будто ты в XVI веке, в строгановском острожке! Выйдем на вершину грозного бойца и очутимся в тех временах.

*** УТКА-ГОРОДОК НА ЧУСОВОЙ – ВОСТОЧНАЯ ГРАНИЦА СТРОГАНОВЫХ ***

Строгановы в своё время поддержали опричнину и получили от Ивана Грозного в 1558 году пермские земли со льготой на 20 лет. Царь в 1568 году дал Якову Строганову Жалованную грамоту на всю Чусовую, от устья до верховьев. Да пойди, возьми землю голыми руками!

Хан Кучум уступать не собирался. В 1571 году он разорвал даннические отношения с Россией. Последовали нападения на Пермские земли, были разгромлены ратники воеводы А. Лыченицына в 1572 году. В следующем году русский посланник Чебуков был убит сыном Кучума Маметкулом, который выспрашивал при нападениях у людей Строгановых, "куде идти ратью в Пермь".

Царь потребовал личных объяснений и вызвал Якова и Григория Строгановых в Александровскую слободу в марте 1574 года. 30 мая Иван Грозный дал Строгановым Жалованную грамоту на земли по Тоболу, Иртышу, Оби и другим рекам, "где пригодитца для береженья и охочим на опочив, крепости делати и сторожей с вогняным нарядом держати".
Тоже на 20 льготных лет.

Строгановых подталкивали к походу в Сибирь. В Пермской летописи её составитель Василий Шишонко пишет:

"После нападения сибирского салтана брата Маметкула 20 июля 1573 года на Чусовские городки, Строгановы, собравши своих людей и наёмных казаков, послали на недоброжелательных соседей, живущих вверх по Чусовой, вогуличей и остяков, в отмщение их бунтовства, учинить на их жилища нападение;

Те посланные многих бунтовщиков побили и жилища их в пепел обратили, жён и детей в полон побрали и дошедши до реки Утки, которая впала в реку Чусовую, остановились…

Невдолге на тех завоёванных вогульских местах поселили они Строгановы своих крестьян до той помянутой речки Утки – почему в данной им Строгановым жалованной грамоте та речка Утка тогда Межевою и названа;

Понеже тогда, за сопротивлением сибирцев и вогуличей, далее оной речки Утки по Чусовой, заселение иметь им Строгановым было опасно".

В марте 1578 г. истекал 20-летний срок льготы на земельные владения по Каме и Чусовой, и к Строгановым прибыл Иван Яхонтов с помощником для составления "книг сошного письма". В переписи 1579 года Яхонтов описал вотчины Строгановых по Чусовой "до Гулких [вогульских] улусов и до Утки реки".

"В летописи Яхонтова 1579 года Каменской слободы нет, зато есть Утка-городок, поставленный на правом берегу Утки в месте, где она впадает в Чусовую", - говорит уральский краевед Рудольф Кашин.

Утка Межевая была восточной границей освоенных владений Строгановых, дальше Яхонтов никаких земель не описывает.

Итак, самым старым поселением Свердловской области является деревня Баронская. Она стоит на месте Утки-городка, основанного около 1574 года.

Утка-городок дал возможность осуществить поход в Сибирь. Первый этап похода Ермака достаточно подробно описан в Строгановской летописи, кроме неверной даты начала - 1 сентября 1581 года.

Согласно Кунгурской летописи, Ермак с дружинниками после зимовки в урочище Ермакова городища спустился по Сылве в Чусовской городок,

"с усть Чусовой, взявши у Максима Строганова запас... в 87-м году июня в 12 день поидоша по Чусовой вверх до Тагильского волока з боем".
Первый поход Ермака в Сибирь начался 12 июня 1579 года.

А как же наш "каменский острожек"? Получается, не он Утка-городок?

Дело в том, что Уток на Чусовой много. Село Слобода стоит на берегу Чусовой в устье реки Утки, текущей на север из района Нижних Серёг. Ещё есть Утка Демидова, Утка Межевая. "Утиные" названия даны древними хозяевами Реки Теснин.

На коми-зырянском слово "ут" говорит о "низине, затопляемой в половодье", а на чусовском диалекте манси устаревшее слово "утя" означает речку, воду.

Речка Каменка – не та Утка. А главное, деревня Каменка стоит не на правом берегу Чусовой, а на левом.

А есть утки – непроверенные известия. Они могут перелетать из уст в уста, из газеты в газету, называясь модным словечком – фейк.
Когда утки веками летят по летописям, справочникам и путеводителям, появляясь в XХI веке – это грандиозный исторический фейк!

Каким образом вместо городка на Утке Межевой в историю попал "каменский острожек"?

*** РОЖДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕЙКА ***

Поход Ермака описывается не только в Строгановской летописи, но и в Есиповской, и в описании С.У. Ремезова. Между описаниями есть разночтения не только в датах.
Самое худшее связано с конъюнктурным переписыванием истории. Не секрет, что Строгановы потом долго были в опале у царского двора.

В.И. Сергеев в труде "К вопросу о походе в Сибирь дружины Ермака" показал, что "С.У. Ремезов в своей летописи игнорировал факты, указывавшие на связь Ермака со Строгановыми…

Он следовал за дьяком тобольского архиепископа Саввой Есиповым, который преднамеренно устранил фамилию Строгановых из Есиповской летописи при описании похода, чтобы возвеличить "патрона" сибирской епархии".

Не только Есипов и Ремезов "устраняли" Строгановых из истории.
Борьба Демидовых со Строгановыми за влияние на Чусовой продолжается по сей день!

Иначе не объяснить то, что на "строгановских землях", ниже устья Межевой Утки и деревни Баронской установлен памятник Демидову (в Харёнках). Или, как его называют, "памятник коню Демидова".

Как объяснить, что Мамин-Сибиряк, уроженец Висимского завода, который бывал в Усть-Утке, в очерке "Бойцы" описал деревню Усть-Утку, назвав её пристанью Каменкой:

"Каменка – одна из нижних чусовских пристаней, раскинула свои полтораста бревенчатых изб по крутому правому берегу в углу, который образовала с Чусовой бойкая горная речка Каменка".
Заметьте, что писатель говорит о "нижней" пристани, и на правом берегу Чусовой.

Дмитрий Наркисович взял Пермскую летопись Василия Шишонко о походе казаков Ермака вверх по Чусовой, переименовав Утку Межевую в Каменку.

Не забыл он и деревню Баронскую на правом берегу Утки:
"За рекой Каменкой, на низком отлогом берегу, приткнулась маленькая деревушка, точно она сейчас вылезла из воды своими двумя десятками избушек и теперь сушится на солнечном пригреве".

Но её название писатель не привёл. Упоминание Утки-городка выдало бы Строгановых.
А может, писатель следовал традиции называть притоки Чусовой, по которым шли вверх к волокам "за Камень" – "каменками"? Уже не узнать.

*** ЛЕТЯТ УТКИ ***

"Утка" об острожке на речке Каменке разлетелась по справочникам и путеводителям, сохраняя дату основания Утки-городка – 1574 год.

Моей первой туристской книжкой был путеводитель "Маршруты выходного дня по окрестностям Свердловска" Р. Рубеля и Е. Масленникова, издания 1969 года.

"В селе Каменке в 18 веке была большая оживлённая пристань, откуда барки спускались вниз по Чусовой. В большом деревянном доме на высоком берегу останавливался Д.Н. Мамин-Сибиряк. Здесь он работал над очерками "По Чусовой", - пишут авторы.

В Каменке на здании конторы висела табличка о Мамине-Сибиряке, которую потом сняли. По той причине, что отправлялся писатель с караванами на самом деле от пристани Усть-Утки, которую сам же Каменкой и назвал.

На въезде в деревню Усть-Утку красуется деревянная стела с датой её основания – 1579 год. На деле это первая дата упоминания Утки-городка в переписи Яхонтова.

Позже городок на Утке Межевой был переименован в деревню Баронскую, в связи с известным титулом Строгановых.

Пристань-судоверфь Усть-Утка была построена для Нижнетагильского горного округа лишь в 1771 году.

*** СТАРИННЫЙ ОСТРОГ В ФИЛЬМЕ "СЕМЁН ДЕЖНЁВ" ***

Вернёмся на вершины Кукушкина камня и полюбуемся киношным острожком. В 1983 году Свердловская киностудия снимала в этих местах фильм о первопроходце Семёне Дежнёве. Воспроизводили Великий Устюг начала XVII века.

Уральский режиссер Николай Гусаров пригласил Алексея Булдакова на роль Дежнёва, Иван Краско сыграл купца Гусельникова. На съемки "Семена Дежнева" было выделено 460 тысяч рублей. Этих денег по ценам 1980-х хватило и на декорации, костюмы, изготовление оружия, и на большие экспедиции в разные концы страны.

"Я вспоминаю о тех годах с удовольствием. Тогда регулярно снимались исторические фильмы. Это было интересно и в познавательном, и в художественном плане", - сказал Гусаров.
До 1989 года сохранялся настоящий городок-крепость, с башнями и церковью, построенный по историческим описаниям. Многие постройки теперь разрушены.

В 2003 году Николай Гусаров рассказал об одном эпизоде из съемок фильма:
"Три героя должны были пуститься вперед на трёх конях. Однако на съёмки привели только двух. И тогда третьего коня, Буяна, попросили у одного из жителей Каменки, "кривого одноглазого Гены".

Когда все было готово, и прозвучало "Внимание! Мотор! Поехали!", два коня пустились вскачь, а Буян не сдвинулся с места. Гена тогда сказал, что его конь понимает только матом.
Стыдно стало ему, вокруг находились женщины, дети. Буяна пришлось ругать, и съемки успешно продолжились".

"У нас тогда вторым режиссером была очень интеллигентная женщина, - вспоминал Гусаров.
Она все время говорила: "Гена, ободряй его словами, ободряй!"

Ассистент художника по костюмам Т.Ю. Крутова поделилась с Ю.А. Горбуновым воспоминаниями о том, как строился "острог с крепостной стеной, теремами, баней, казачьей избой - каменские же плотники и строили по рисункам и эскизам киношников.
Как шила она парку из оленьих шкур для Семёна (Алексей Булдаков) и костюм для его "якутской жены" Абакаяды (Маргарита Борисова) с целым набором всевозможных украшений - головным кожаным ободом, височными подвесками, серебром пояса, запястий и нагрудных монист".

А ещё на вершинах Кукушкина камня сохранился дивный уголок леса и живописные скалы, заснятые Прокудиным-Горским ещё в 1912 году. Добро пожаловать в Каменку!

©Михаил Латышев

Источники:
1. Новый претендент на самое старое поселение области. Версия Рудольфа Кашина. Областная газета от 29.03.2014
2. Юрий Дунаев. Как "постарела" Каменка. Новая еженедельная газета (Первоуральск), № 21 от 03.06.2010
3. Ю.А. Горбунов. Река Чусовая. Деревня Каменка. Уральский следопыт №9 за 2015г.
4. В. И. Сергеев. К вопросу о походе в Сибирь дружины Ермака. Вопросы истории, № 1, 1959г
5. "Третий конь понимал только мат". "Новости кино" 26.08. 2003г.

26.03.2017 21:05:01

"На Урале три дыры – Шаля, Гари, Таборы" - есть такая поговорка про удалённые поселения Свердловской области. Некоторые из них одними из первых появились на Урале! Старше Таборов оказался Пелым, основанный в 1592 году. Какое же поселение Свердловской области самое старшее, самое первое?

Первым в области появился Утка-городок Строгановых на реке Чусовой в 1574 году. Считалось, что он был на месте деревни Каменки в Уткинской слободе. Это в пяти верстах от села Слобода ниже по течению реки.

"Красиво расположилась на высоком левом берегу деревня Каменка. Это очень старая деревня, использованная, как крайний форпост русской колонизации, ещё в 16 веке", - писал Ф.П. Опарин в путеводителе "Река Чусовая" в 1936 г.
Message: Чусовая". Е.Тамплон в путеводителе-лоции "Река Чусовая" отмечает год основания Каменки – 1574, а казённой пристани – 1726 год.

В прошлый раз мы выяснили, что пристани там и в помине не было, а пильную мельницу построили лишь к 1729 году. На речке Каменке и правда, была деревня Фомина, но она появилась в 1662- 1680 годах. Так был ли здесь Утка-городок, строгановский острожек?Семён Дежнёв". Пусть это всего лишь декорации, первое впечатление незабываемо. Будто ты в XVI веке, в строгановском острожке! Выйдем на вершину грозного бойца и очутимся в тех временах.vertical-align: middle; margin: 5px auto; display: block;" title="Декорации к фильму Семён Дежнёв.. Автор: Михаил Латышев" src="http://www.aziko.ru/images/NR83447b730c27f13b96886677502d2654.jpg" alt="Декорации к фильму Семён Дежнёв..

УТКА-ГОРОДОК НА ЧУСОВОЙ – ВОСТОЧНАЯ ГРАНИЦА ВЛАДЕНИЙ СТРОГАНОВЫХ

Строгановы в своё время поддержали опричнину и получили от Ивана Грозного в 1558 году пермские земли со льготой на двадцать лет. Царь в 1568 году дал Якову Строганову Жалованную грамоту на всю Чусовую, от устья до верховьев. Да пойди, возьми землю-то голыми руками!

Хан Кучум уступать не собирался. В 1571 году он разорвал даннические отношения с Россией. Последовали нападения на Пермские земли, были разгромлены ратники воеводы А. Лыченицына в 1572 году. В следующем году русский посланник Чебуков был убит сыном Кучума Маметкулом. Маметкул выспрашивал при нападениях у людей Строгановых, "куде идти ратью в Пермь".

Царь потребовал личных объяснений и вызвал Якова и Григория Строгановых в Александровскую слободу в марте 1574 года.

30 мая Иван Грозный дал Строгановым Жалованную грамоту и на земли по Тоболу, Иртышу, Оби и другим рекам, "где пригодитца для береженья и охочим на опочив, крепости делати и сторожей с вогняным нарядом держати". Тоже на двадцать льготных лет.

Так Строгановых подталкивали к походу в Сибирь. В Пермской летописи её составитель Василий Шишонко пишет:

"После нападения сибирского салтана брата Маметкула 20 июля 1573 года на Чусовские городки, Строгановы, собравши своих людей и наёмных казаков, послали на недоброжелательных соседей, живущих вверх по Чусовой, вогуличей и остяков, в отмщение их бунтовства, учинить на их жилища нападение;

те посланные многих бунтовщиков побили и жилища их в пепел обратили, жён и детей в полон побрали и дошедши до реки Утки, которая впала в реку Чусовую, остановились…

Невдолге на тех завоёванных вогульских местах поселили они Строгановы своих крестьян до той помянутой речки Утки – почему в данной им Строгановым жалованной грамоте та речка Утка тогда Межевою и названа;

понеже тогда, за сопротивлением сибирцев и вогуличей, далее оной речки Утки по Чусовой, заселение иметь им Строгановым было опасно".


vertical-align: middle; margin: 5px auto; display: block;" title="Река Утка Межевая – граница владений Строгановых. Вид на деревню Баронскую.. Автор: Михаил Латышев" src="http://www.aziko.ru/images/NR32f053677a7116e9dfc32fe4c9ecba16.jpg" alt="Река Утка Межевая – граница владений Строгановых. Вид на деревню Баронскую..

Двадцатилетний срок льготы на земельные владения по Каме и Чусовой истекал в марте 1578 года. По этому случаю к Строгановым прибыл Иван Яхонтов с помощником для составления "книг сошного письма". В переписи 1579 года Яхонтов описал вотчины Строгановых по Чусовой "до Гулких [вогульских] улусов и до Утки реки".

"В летописи Яхонтова 1579 года Каменской слободы нет, зато есть Утка-городок, поставленный на правом берегу Утки в месте, где она впадает в Чусовую", - говорит уральский краевед Рудольф Кашин.

Утка Межевая была восточной границей освоенных владений Строгановых, дальше Яхонтов никаких земель не описывает.

Вот и ответ. Самым старым поселением Свердловской области является деревня Баронская! Именно она стоит на месте Утки-городка, основанного около 1574 года.с усть Чусовой, взявши у Максима Строганова запас... в 87-м году июня в 12 день поидоша по Чусовой вверх до Тагильского волока з боем". Первый поход Ермака в Сибирь начался 12 июня 1579 года.

А как же наш "острожек" в деревне Каменке? Получается, он вовсе не тот самый Утка-городок?

Дело в том, что Уток на Чусовой много! Село Слобода стоит на берегу Чусовой в устье реки Утки, текущей на север из района Нижних Серёг. Ещё есть Утка Демидова, Утка Межевая. "Утиные" названия даны древними хозяевами Реки Теснин.

На коми-зырянском слово "ут" говорит о "низине, затопляемой в половодье", а на чусовском диалекте манси устаревшее слово "утя" означает речку, воду.

Речка Каменка – не та Утка, ведь деревня Каменка стоит не на правом берегу Чусовой, а на левом!

vertical-align: middle; margin: 5px auto; display: block;" title="Вид с Кукушкина камня на Чусовую.. Автор: Татьяна Латышева" src="http://www.aziko.ru/images/NRa705e696279c1fda8369f70a655d05d3.jpg" alt="Вид с Кукушкина камня на Чусовую..

А ещё есть такие "утки" – непроверенные известия. Они могут перелетать из уст в уста, из газеты в газету, называясь модным словечком – фейк. Когда утки веками летят по летописям, справочникам и путеводителям, появляясь в XХI веке – это грандиозный исторический фейк!

Каким образом вместо городка на Утке Межевой в историю попал "каменский острожек"?

РОЖДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕЙКА

Поход Ермака описывается не только в Строгановской летописи, но и в Есиповской, и в описании С.У. Ремезова. Между описаниями есть разночтения не только в датах. Самое худшее связано с конъюнктурой и переписыванием истории. Не секрет, что Строгановы потом долго были в опале.

В.И. Сергеев в труде "К вопросу о походе в Сибирь дружины Ермака" показал, что "С.У. Ремезов в своей летописи игнорировал факты, указывавшие на связь Ермака со Строгановыми…

Он следовал за дьяком тобольского архиепископа Саввой Есиповым, который преднамеренно устранил фамилию Строгановых из Есиповской летописи при описании похода, чтобы возвеличить "патрона" сибирской епархии".

И не только Есипов и Ремезов "устраняли" Строгановых из истории.

Борьба Демидовых со Строгановыми за влияние на Чусовой продолжается по сей день!

Иначе не объяснить то, что на "строгановских землях", ниже устья Межевой Утки и деревни Баронской установлен пафосный памятник Демидову (в Харёнках). Или, как его ещё называют в народе, "памятник коню Демидова".

Почему Д.Н.Мамин-Сибиряк в очерке "Бойцы" описал Усть-Утку и назвал её зачем-то "пристанью Каменкой"? Писатель родился в Висимо-Шайтанском заводе в 1852 году, и те места были ему хорошо известны.Каменка – одна из нижних чусовских пристаней, раскинула свои полтораста бревенчатых изб по крутому правому берегу в углу, который образовала с Чусовой бойкая горная речка Каменка", – пишет наш земляк. Заметьте, что Мамин-Сибиряк говорит о "нижней" пристани, и на правом берегу Чусовой.

Дмитрий Наркисович взял Пермскую летопись Василия Шишонко о походе казаков Ермака вверх по Чусовой, да переименовал Утку Межевую в Каменку. Не забыл он и деревню Баронскую на правом берегу Утки:

"За рекой Каменкой, на низком отлогом берегу, приткнулась маленькая деревушка, точно она сейчас вылезла из воды своими двумя десятками избушек и теперь сушится на солнечном пригреве".

Но её название писатель не привёл. Упоминание Утки-городка выдало бы Строгановых?

А может, писатель следовал традиции называть притоки Чусовой, по которым шли вверх к волокам "за Камень" – "каменками"? Уже не узнать.

ЛЕТЯТ УТКИ

"Утка" об острожке на речке Каменке разлетелась по справочникам и путеводителям, сохраняя дату основания Утки-городка – 1574 год. Моей первой туристской книжкой был путеводитель "Маршруты выходного дня по окрестностям Свердловска" Р.Рубеля и Е.Масленникова, издания 1969 года.

"В селе Каменке в 18 веке была большая оживлённая пристань, откуда барки спускались вниз по Чусовой. В большом деревянном доме на высоком берегу останавливался Д.Н. Мамин-Сибиряк. Здесь он работал над очерками "По Чусовой", - пишут авторы.vertical-align: middle; margin: 5px auto; display: block;" title="Киношный острожек возвели на Кукушкином камне.. Автор: Татьяна Латышева" src="http://www.aziko.ru/images/NRe78b260c4fd63d788c5f660a1c3b26f8.jpg" alt="Киношный острожек возвели на Кукушкином камне..

В Каменке на здании конторы в советское время висела табличка о Мамине-Сибиряке, которую потом сняли. Потому что он там не останавливался. Уральский писатель отправлялся с железными караванами от пристани Усть-Утки, которую сам же Каменкой и назвал.

Это ещё не все утки!

Вряд ли "Д. Н. Мамин-Сибиряк учился в школе в Усть-Утке", как об этом упоминает А.Иванов. На въезде в Усть-Утку красуется деревянная стела с датой её основания – 1579 год. На самом деле это первая дата упоминания Утки-городка в переписи Яхонтова.

Позже городок на Утке Межевой был переименован в деревню Баронскую, в связи с известным титулом Строгановых. А пристань-судоверфь Усть-Утка была построена для Нижнетагильского горного округа лишь в 1771 году...СЕМЁН ДЕЖНЁВ"

Вернёмся на вершины Кукушкина камня и полюбуемся киношным острожком. В 1983 году Свердловская киностудия снимала в этих местах фильм о первопроходце Семёне Дежнёве. Воспроизводили Великий Устюг начала XVII века.

Уральский режиссер Николай Гусаров пригласил Алексея Булдакова на роль Дежнёва, Иван Краско сыграл купца Гусельникова. На съемки "Семена Дежнева" было выделено 460 тысяч рублей. Этих денег по ценам 1980-х хватило и на декорации, костюмы, изготовление оружия, и на большие экспедиции в разные концы страны.

"Я вспоминаю о тех годах с удовольствием. Тогда регулярно снимались исторические фильмы. Это было интересно и в познавательном, и в художественном плане", - сказал Гусаров. До 1989 года сохранялся настоящий городок-крепость, с башнями и церковью, построенный по историческим описаниям. Многие постройки теперь разрушены. Башни падают. Через несколько лет от киношного Великого Устюга не останется и следа.vertical-align: middle; margin: 5px auto; display: block;" title="Киношный Великий Устюг разрушается.. Автор: Михаил Латышев" src="http://www.aziko.ru/images/NRd23b95580dc2834d8dbce85cb3db5f05.jpg" alt="Киношный Великий Устюг разрушается..

В 2003 году Николай Гусаров рассказал об одном эпизоде из съемок фильма:

"Три героя должны были пуститься вперед на трёх конях. Однако на съёмки привели только двух. И тогда третьего коня, Буяна, попросили у одного из жителей Каменки, "кривого одноглазого Гены".

Когда все было готово, и прозвучало "Внимание! Мотор! Поехали!", два коня пустились вскачь, а Буян не сдвинулся с места. Гена тогда сказал, что его конь понимает только матом. Стыдно стало ему, вокруг находились женщины, дети. Буяна пришлось ругать, и съемки успешно продолжились".

"У нас тогда вторым режиссером была очень интеллигентная женщина, - вспоминал Гусаров. Она все время говорила: "Гена, ободряй его словами, ободряй!"vertical-align: middle; margin: 5px auto; display: block;" title="Кукушкин камень над Чусовой. Автор: Михаил Латышев" src="http://www.aziko.ru/images/NRe2288bc03e42b2518a5d05bdeb939861.jpg" alt="Кукушкин камень над Чусовой.

Ассистент художника по костюмам Т.Ю. Крутова поделилась с Ю.А. Горбуновым воспоминаниями о том, как строился "острог с крепостной стеной, теремами, баней, казачьей избой - каменские же плотники и строили по рисункам и эскизам киношников. Как шила она парку из оленьих шкур для Семёна (Алексей Булдаков) и костюм для его "якутской жены" Абакаяды (в роли Маргарита Борисова) с целым набором всевозможных украшений - головным кожаным ободом, височными подвесками, серебром пояса, запястий и нагрудных монист".

На вершинах Кукушкина камня сохранился дивный уголок леса и живописные скалы, заснятые Прокудиным-Горским ещё в 1912 году.

Добро пожаловать в Каменку!

постарела" Каменка. Новая еженедельная газета (Первоуральск), № 21 от 03.06.2010

3. Ю.А. Горбунов. Река Чусовая. Деревня Каменка. Уральский следопыт №9 за 2015г.

4. В. И. Сергеев. К вопросу о походе в Сибирь дружины Ермака. Вопросы истории, № 1, 1959г

5. "Третий конь понимал только мат". "Новости кино" 26.08. 2003г.

Текст: Михаил Латышев

Фото: Михаил Латышев, Татьяна Латышева, Дмитрий Латышев, С.М. Прокудин-Горский

Это в Центральной России уже лето царит, а на суровом Урале и в апреле — как зимой. Тем более — здесь, вдали от цивилизации. Уральский старовер Леонид Плюхин взялся за, казалось бы, невозможное: засучив рукава, строит подворье, держит лошадей, ведет хозяйство, а гостям рад: охотно везет их к родовому поместью, показывает, чем богат, и искренне сетует: вроде и поста уже нет, а молоко и творог девать некуда!

Свою бабушку Пелагею Александровну он хорошо помнит — именно она, коренная старообрядка, привила ему любовь к Богу. И сейчас с трепетом перебирает старые фотографии, мысленно возвращаясь в благословенное беззаботное детство.

Правда, отозвалась в нем старообрядческая сущность уже в солидном возрасте, когда он, состоявшийся человек, решил бросить все и вернуться на родину предков, в поселок Шаля Свердловской области. Здесь давно ходит шутка, мол, на Урале три дыры: Шаля, Гари, Таборы. И в одной из этих «дыр», в глухомани, решил осесть наш герой.

Воспитывался он на легенде о фамильном хуторе, где, якобы, предки его жили не тужили, добра наживали и веру хранили. Однажды, когда тоска по родине заела, он бросил все — в Прибалтике у него была хорошая работа и полезные знакомства, но он решил вернуться в уральскую глушь, где корни его «растут».

Он уже несколько лет здесь живет. Сначала работал на светской работе, но вот уже вышел на пенсию — взял скотину, занял денег и начал строить тот самый хутор, которого никогда не видел, но о котором всю жизнь мечтал.

— Мы с братом долго советовались, стоит ли начинать, но решили, что обидно будет, если кто-то когда-нибудь купит нашу родовую землю, а потом построит на ней коттеджи, — признается он. — С тех пор, как мы решили осваивать территорию, я стал жить на два дома: в своем основном в Шале и здесь, на хуторе, в четырех километрах от поселка.

Сейчас его идея вырождается в перспективный и оригинальный бизнес-проект. И он рад этому! На земле поставил сруб дома, конюшню, сенник, баньку с верандой, и уже задумал, где начнет строить другие гостевые дома.

И все у него сейчас идет ладно: хозяйство спорится, корова молока дает, сколько и не надо ему одному, но делать творог, продавать сметану ему некогда, да и конкурентов на селе много. И потому, пост или не пост на дворе, молоко и его производные приходится разве только не выливать — собак да кошек кормить. И то верно: кому в деревне, где у каждого своя коза, а то и корова, нужны жирные лакомства?! А на базар ему идти совсем некогда. К тому же нет у Леонида Николаевича супруги — с первой женой жизнь не задалась, поэтому он пока один, на помощь Божию надеется, но и сам не плошает.

В довершение своего фермерского дела пару лет назад он стал закупать лошадей.

— Я давно мечтал разводить этих красивых животных! — горячо рассказывает он, в шубе и валенках стоя у дома, где весна еще и вовсе не ощущается. — А тут и повод появился. Купить их мне помогли две девушки из поселка Сылва. Позже мы с ними организовали обучение верховой езде. Но поначалу все давалось не просто. В первый же день, когда привез лошадей, случилось непредвиденное. Ночью они дружно покинули конюшню и ушли в неизвестном направлении. Я объявил тревогу. На поиски отправились и мои братья. К счастью, накануне прошел дождь: по следам на дороге мы сумели отследить их путь. С дороги животные не сворачивали, ведь с ними был маленький жеребенок, который очень боялся воды, в том числе речек, и даже луж. Лошади ушли на три километра от дома. В итоге мы пригнали их обратно. Оказывается, кони также хорошо запоминают дорогу, как и собаки.

Каждая из них хороша по-своему, и каждой нужно уделять должное время. Правда, многого я не знаю, поэтому читаю про них книги. Вообще же, на мой взгляд, ухаживать за лошадьми гораздо проще и интереснее, чем за коровами. Я могу хоть целый день, не отрываясь, смотреть на них — вот они бегают, вот сено жуют, вот стоят грациозно…

Бона, Лиссабона — у лошадей имена необычные, придуманные им самим. Своей животинке он посвящает все свободное время и ничуть не жалеет об этом, надеясь, что однажды Бог пошлет ему жену-хозяйку, вместе с которой он еще активнее продолжит начатое. А дел на его подворье немало!

Леонид охотно рассказывает, что за пятьдесят километров до поселка Шамары, где служит священник отец Михаил Татауров и где давно возведен православный старообрядческий храм, он ездит на все праздники, а иногда и по воскресным дням выбирается, всякий раз приглашая к себе в гости отца Михаила Татаурова. Есть у Леонида Николаевича и тайная надежда, что грядущим летом здесь, на его земле, соберется уральская старообрядческая молодежь, которой он расскажет многое из того, что сам успел узнать.

— В Шамарах же молодежные встречи каждый год проводятся, ребята собираются и по несколько дней общаются на природе, почему бы и здесь им не побывать — не потрудиться, а потом и не отдохнуть? — справедливо рассуждает он.

А если все задуманное получится, Леонид надеется, что к нему сюда и летом, и зимой будут приезжать горожане, утомившиеся от суеты и желающие отдохнуть в первозданной природе, на свежем воздухе, в экологически чистом доме и в баньке, от которой, по его словам, аж дух захватывает. И, конечно, приоритет он будет отдавать старообрядцам.

Правда, до окончания строительства еще далеко — все ж таки дело это затратное! Поэтому он не спешит делать окончательных выводов и трудится по мере своих сил.