Тема внутренней свободы в лирике русских поэтов. Тема свободы и ее философское звучание в произведениях русской поэзии XIX в. Ахматова «Когда б вы знали из какого сора»

Тема свободы занимает в лирике А. С. Пуш-кина особое место. Свободолюбивые мотивы были сильны в лирике Пушкина и до 1820 го-да, и в равной мере они свойственны зрелому периоду его творчества. Ведь недаром Пуш-кин, подводя итоги своему пути, утверждал в «Памятнике» как главнейшую свою заслугу то, что в свой «жестокий век» восславил он свободу. Однако в романтический период те-ма свободы в поэзии Пушкина была ведущей. Мотивы свободы не просто часто встречают-ся в романтической лирике, но и пронизыва-ют ее насквозь, придавая ей весьма своеоб-разный, неповторимый облик.

Любимые герои пушкинской лирики роман-тической поры всегда причастны к свободе и жаждут ее. Таковы Карагеоргий из стихо-творения 1820 года «Дочери Карагеоргия» («гроза луны, свободы воин»), Брут в стихо-творении «Кинжал» («...но Брут восстал воль-нолюбивый»), Чаадаев из пушкинского посла-ния к нему («...вольнолюбивые надежды ожи-вим»), генерал Пущин из стихотворения, ему адресованного («И скоро, скоро смолкнет брань средь рабского народа, ты молоток возьмешь во длань и воззовешь: свобода!»), и так далее.

Самого себя в стихах романтического пери-ода Пушкин называет «свободы друг миролю-бивый» («Алексееву»). Он дорожит свободным характером своей лиры и дает ей имя «воль-ного гласа цевницы» («Из письма к Гнедичу»). В стихотворении «Дельвигу» он провозглаша-ет: «Одна свобода мой кумир». Понятие сво-боды относится Пушкиным к разряду высших человеческих ценностей. В стихотворении 1823 года «Л. Пушкину» он восклицает: «Те-перь ты юноша — и полною душой цветешь для радостей, для света, для свободы. Какое поприще открыто пред тобой...»

Мотивы свободы в южной лирике Пушкина являются не только тематически ведущими, но и конструктивными в стилистическом пла-не. В значительной мере они определяют особенную образность пушкинских стихов этого времени. В мире природы в ту пору Пушкина привлекают преимущественно мо-ре, океан, грозы, всякого рода стихии. Пото-му и привлекают, что, попадая в поэтический контекст, они естественно ассоциируются со свободой. В стихотворениях Пушкина гро-за — «символ свободы» («Кто, волны, вас ос-тановил...»), океан — свободный («Приветст-вую тебя, свободный океан...»), море — «сво-бодная стихия».

Образом свободной стихии открывается последнее романтическое стихотворение Пушкина «К морю» (1824). Показательно, что это итоговое и программное (по определе-нию М. Цветаевой, «наиромантичнейшее») стихотворение Пушкина посвящено теме свободы. Как сюжетная завязка, как ввод в самое главное звучат начальные слова сти-хотворения:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой...

С этим исходным образом воплощенной свободы (море свободное и оно же — стихия:

свободное и стихия — как бы вдвойне свобо-да) в стихотворении все связано: и слова, и мысли, и поэтические воспоминания. В тес-ной связи с ним возникают в стихотворении и образы Наполеона и Байрона. Соотнесен-ность этих образов и этих имен с образом мо-ря не является лишь внешней (оба они погиб-ли вблизи моря). Хотя и по-разному, оба они соотносятся в сознании Пушкина с понятием свободы. В стихотворении «Недвижный страж дремал...» Пушкин именно в таком свете ха-рактеризовал Наполеона: «Мятежной вольно-сти наследник и убийца». Байрон соотносится с понятием свободы по-иному и особенно тесно и непосредственно. Для Пушкина, авто-ра элегии «К морю», Байрон прежде всего пе-вец свободы и человек, погибший за свободу:

Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец,

Шуми, взволнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем не укротим...

Однако Пушкин южного периода не только воспевает свободу, но и сомневается в ней, му-чается теми проблемами, которые свобода ставит перед человеком, перед людьми и наро-дами. В трактовке темы свободы у Пушкина-романтика нет однозначности и одномерности. В известном смысле можно сказать, что в по-становке и решении этой темы в целом он вы-ступает не только как романтик: он выходит за пределы узко романтического сознания.

Постановка Пушкиным темы свободы, если брать ее всесторонне и в полном объеме, но-сит остропроблемный характер. В освещении этой темы у Пушкина все далеко не так просто, как может показаться на первый, не очень вни-мательный взгляд, и тем более не все решено до конца. В стихотворении «Демон» Пушкин причислял чувство свободы к «возвышенным» чувствам. Таким именно оно и было для него всегда. Вместе с тем слово «свобода», вызы-вая у Пушкина сильный порыв и высокий энту-зиазм, не менее того вызывало его и на труд-ные размышления. Свобода для него была и возвышенным идеалом, и трагической в сво-ей глубокой основе проблемой.

Проблемность темы свободы, ее внутрен-няя трагедийность связаны были для Пушки-на больше всего с постепенно укреплявшим-ся в нем сознанием неспособности людей и народов современного ему мира не только бороться за свободу, но и принять ее. По сути именно этой теме внутренней несвободы че-ловека в большой мере посвящена поэма Пушкина «Цыганы». Можно также вспомнить, что в послании «В. Л. Давыдову» (1821), вы-держанном в основном в легком и шутливом тоне, коснувшись поражения революции в Неаполе, Пушкин говорит уже без тени шутки, с глубокой горечью:

Народы тишины хотят,

И долго их ярем не треснет...

Горькие пушкинские мысли о свободе, про-звучавшие в этом стихотворении, имели вполне конкретное обоснование — события в Неаполе. Однако очень скоро подобные мысли станут для Пушкина не случайными, связанными с тем или иным конкретным слу-чаем, а постоянными. Они сделаются родом убеждений, не обязательно прикрепленных к тому или иному историческому примеру. Так, в стихотворении 1822 года «В. Ф. Раев-скому» та же по существу мысль о свободе и несвободе людей, которая звучала также в послании «В. Л. Давыдову», получает уже явно обобщенное толкование.

Я говорил пред хладною толпой

Языком истины свободной,

Но для толпы ничтожной и глухой

Смешон глас сердца благородный.

Везде ярем, секира иль венец,

Везде злодей иль малодушный...

Это уже поэтические мысли, а не только по-этические чувства и наблюдения, это поэтичес-ки выраженные выводы опыта: социально-исто-рического, биографического и не менее того — внутреннего, духовного. Трактовка Пушкиным темы свободы в ее трагическом повороте не ог-раничивается одним или двумя стихотворения-ми. Она намечает особую и достаточно устойчи-вую линию в пушкинской лирике, она находит в стихах все новое развитие.

Эта тема с особенной силой звучит в стихо-творении 1823 года «Свободы сеятель пустын-ный...». Об этом стихотворении сам автор пи-сал так: «...написал на днях подражание басне умеренного демократа Иисуса Христа (Изыди, сеятель, сеяти семена свои)...» Признание Пушкина означает более всего то, что стихо-творение его написано в стиле евангельской притчи, в той же серьезной и возвышенной то-нальности. Однако же мысли в нем звучат не евангельские, а характерно пушкинские:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Быть может, никогда прежде поэтический го-лос Пушкина не звучал так гневно и так печаль-но. Однако было бы неверно видеть в мыслях Пушкина и в его словах сколь-нибудь катего-рические выводы. В финале стихотворения не авторские решения, а мучительные вопросы. Стихотворение Пушкина о сеятеле — это не сатира, а высокая драма. И в мучительных со-мнениях своих Пушкин продолжает любить свободу и мечтать о ней не менее горячо, чем прежде. Свободолюбивые стихи он пишет па-раллельно трагическим стихам о свободе. Но это как раз и характеризует объемность пушкинского сознания, это и обусловливает проблематику пушкинского творчества и ост-рый драматизм в решении темы.

У Пушкина разные подходы к теме существу-ют не столько сами по себе, сколько в своем противоречивом единстве и цельности. Чтобы понять истинный смысл таких стихотворений Пушкина, как «Свободы сеятель пустынный...», нужно не забывать обо всех его свободолюби-вых стихах. Только в контексте всей пушкин-ской лирики о свободе становятся вполне про-ясненными в своей трагической и высокой мысли начальные слова «Сеятеля»:

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя —

Но потерял я только время,

Поэзия есть такая область искусства, конечную цель которой составляет поиск истины, так же, как и в науке. Но эта истина достигается путём предчувствий и глубокого проникновения в секреты мироздания и в секреты человеческой жизни.

Что касается человеческой жизни, поэзия, прежде всего, проникает в тайники нашей души. Такое высокое свойство поэзии должно находиться в связи с благородными качествами и самого поэта. Как избранный сосуд, поэт вмещает в себе всё лучшее, что природа дала человеку. Всё сказанное в высокой степени относится к Александру Сергеевичу Пушкину.

Основным мотивом лирической поэзии Пушкина является высокая идея человеческой личности, в частности – нравственная свобода личности с дарованными ей от природы правами сердца и ума.

Глубоко сознавая нравственную свободу личности, поэт применяет её к себе и своему поэтическому призванию:

«Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;..
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум…»
(из стихотворения «Поэту»)

Та же свобода и независимость выражается и в отношении поэта к сильным мира сего:

«На лире скромной, благородной
Земных богов я не хвалил,
И силе в гордости свободной
Кадилом лести не кадил».
(из стихотворения «К Н.Я.Плюсковой»)

При таких воззрениях на свободу и независимость личности, трудно оставаться среди большого света, ограничивающего эту свободу видимыми и невидимыми узами; и вот, обращаясь к своему другу, поэт говорит:

«Как ты, мой друг, в неопытные лета,
Опасною прельщенный суетой,
Терял я жизнь, и чувства, и покой;
Но угорел в чаду большого света
И отдохнуть убрался я домой».
(Из Послания к кн.Горчакову)

И вот здесь, в тени уединения, на просторе, поэт погружается в мир душевных своих ощущений и пользуется первым правом своего сердца – правом наслаждения прекрасным.

Выступив на первых порах своей поэтической деятельности с высокой проповедью о человеческой личности, её свободе и её правах, Пушкин не мог умолчать о той массе русского народа, которая была порабощена и тяготела в крепостном иге.

«Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца…»
(Из стихотворения «Деревня»)

А как была бы желанна свобода! В дальнейших строках, в патетическом экстазе поэт вопрошает:

«Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?»
(Из стихотворения «Деревня»)

Проблема свободы волновала Пушкина в течение всей его жизни. В послании своему другу Чаадаеву поэт пишет такие строки:

«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы».

В 1818 году увидела свет эта одна из самых пламенных песен, настоящая ода свободе – «К Чаадаеву». В ней чётко прослеживается вера Пушкина в столь сладостную свободу. «Россия вспрянет ото сна», вспрянет каждый человек. Только пробуждению этому мешает “гнет власти роковой”. Но если не замахиваться на большое, если не верить в свободу, то её и не будет. «Товарищ, верь…». Пушкин искренне верил и жаждал свободы.

И вот апогей. Итог своей поэтической деятельности Пушкин подводит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”.

«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал».

Да, славить в жестокий век свободу и воспевать права личности – это такой гражданский подвиг, который совершит не каждый. Честь и слава великому поэту, певцу добра, красоты и свободы!

«Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819), «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «К морю» (1824), «Анчар» (1828), «(Из Пиндемонти)» (1836).

Тема свободы - одна из самых ярких, задушевных тем пуш­кинской лирики. По словам критика-философа XX столетия Г.П. Федотова, «свобода принадлежит к основным стихиям пуш­кинского творчества и, конечно, его духовного существа. Без свободы немыслим Пушкин, и значение ее далеко выходит за пределы политических настроений поэта». Свобода от жестокой тиранической власти, от пошлой самоуверенной толпы, от ме­лочности, жадности, страха, зависти, таящихся в темных уголках души, свобода в высшем философском значении занимает мыс­ли Пушкина-поэта. Она принимает разные лики в различные пе­риоды его творчества, но одно остается неизменным: поэт никог­да не перестает ощущать высочайшей нравственной ценности свободы. Без нее невозможна жизнь, невозможно истинное твор­чество.

Мотив свободы впервые возникает в лицейском стихотворе­нии «Лицинию» (1815). Здесь юный Пушкин, анализируя древне­римскую историю, увидел в свободе гарантию прогресса общест­ва, а в «рабстве» - источник гибели цивилизации.

Петербургский период 1817-1820 годов - время наиболее тесного общения Пушкина с вольнодумцами, деятелями предде-кабристских обществ. Их взгляды, в частности конституционно-монархические идеалы, несомненно, отразились в концепции свободы молодого Пушкина.

Ода «Вольность» (1817) произвела сильное впечатление на современников и стала этапной в эволюции Пушкина. Удиви­тельно, что арзамасец Пушкин пишет оду - жанр, отвергаемый карамзинистами и принятый в «Беседе...». Дело даже не в само­стоятельности Пушкина в отношении к литературным группи­ровкам той поры, а скорее в традиции: ода «Вольность» уже бы­ла в русской литературе и принадлежала А.Н. Радищеву (она вхо­дит в «Путешествие из Петербурга в Москву»). Так же называя свое произведение, Пушкин хотел подчеркнуть преемственность и указать на существенные отличия своей политической концеп­ции. Радищев, как известно, оправдывал бунт народа против ти­рана. Позиция Пушкина не столь радикальна. В основе этой концепции - идеи умеренного либерализма. Между прочим, идея конституционной монархии уже носилась в воздухе. В сле­дующем, 1818 году, об этом скажет сам Александр I.



В начале знаменитой оды Пушкина - отказ от прошлого по­этического пути, от любовной темы: поэт прогоняет от себя «Цитеры слабую царицу», то есть богиню любви и красоты Афроди­ту, культ которой господствовал на греческом острове Цитера, или Кифера. На место этого прелестного образа поэт призывает «грозу царей» - гордую певицу Свободы. Обратим внимание, что слова Вольность, Судьба, Власть и др. написаны с заглавной буквы - это основы политической жизни, важнейшие понятия, при помощи которых формируется концепция свободы. Прочь «венок», «изнеженную лиру» - атрибуты поэзии любви и на­слаждений; суровая и кровавая действительность требует иных образов и интонаций:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

Мир, разделенный на «тиранов» и «рабов», - мир неправед­ный, в нем поругана свобода. К «рабам» обращается молодой по­эт, призывая их «восстать», то есть встать, исполниться достоин­ства. Главное условие свободы в обществе, утверждает Пушкин в этом стихотворении, - соблюдение законов и царем, и народом:

Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с вольностью святой Законов мощных сочетанье.

Для доказательства этой мысли Пушкин приводит два аргу­мента из французской и русской истории. Казнь Людовика XVI 21 января 1793 года во время Великой французской революции была, считает Пушкин, актом нарушения закона народом. Исто­рия отомстила французам - настала диктатура, к власти пришел «самовластительный злодей» Наполеон. Отношение Пушкина к Наполеону будет меняться. Через 7 лет, в стихотворении «К мо­рю», о Наполеоне, уже умершем, Пушкин напишет совсем ина­че. Но пока он не жалеет гневных и резких оценок, что понятно после недавних событий 1812 года: «упрек ты Богу на земле».

Второй эпизод - русский: в ночь с 11 на 12 марта 1801 года в Петербурге, в Михайловском замке, был убит Павел I. Это убий­ство злодейское, коварное, совершенное царскими приближенны­ми (ходили упорные слухи, что сын царя, будущий император Александр I, знал о готовящемся убийстве и не остановил его). Цареубийство не оправдывается Пушкиным, но фактом является и то, что тиран - «увенчанный злодей» - сам нарушал закон и был наказан за это.

В оде присутствует образ самого поэта («певца»), тревожно размышляющего над кровавым событием:

Когда на мрачную Неву

Звезда полуночи сверкает

И беззаботную главу

Спокойный сон отягощает,

Глядит задумчивый певец

На грозно спящий средь тумана

Пустынный памятник тирана,

Забвенью брошенный дворец...

Наказом современным самодержавным правителям заканчи­вается стихотворение: цари должны соблюдать законы, и тогда крепость их правления будет обеспечена свободой народов:

И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой.

Это стихотворение Пушкина не могло быть напечатано и хо­дило в списках, как и другое - «К Чаадаеву» (1818). Как уже го­ворилось, П.Я. Чаадаев оказал сильное влияние на формирова­ние либеральных политических воззрений Пушкина. Пушкин высоко ценил ум и волю своего старшего друга, считал его недо­оцененным на родине. Позднее он напишет о Чаадаеве:

Он в Риме был бы Брут,

в Афинах Периклес,

А здесь он - офицер гусарской. -

связав имя друга с фигурами видных тираноборцев, законодате­лей античности, горько сетуя на нереализованность высоких да­рований Чаадаева-мыслителя «в оковах службы царской».

Послание «К Чаадаеву» замечательно неразрывным единст­вом личного и общественного. Борьба за свободу отчизны ощу­щается как «желанье» молодого сердца. Этот лирический шедевр Пушкина - о прозрении; именно изображение эволюции юной души определяет композицию стихотворения. В его строфах по­следовательно развиваются мотивы освобождения от «обмана» любви, надежды, «тихой» (поэтической) славы, пробуждения к.настоящей, суровой жизни; поэт размышляет о времени, когда юные граждане услышали «нетерпеливою душой» призыв своей отчизны. Конечно, этот призыв - о помощи. И юный автор при­зывает «друга», «товарища» посвятить «души прекрасные поры­вы» именно отчизне. Благородство этого рыцарского порыва - в стремлении помочь страждущему. Оно столь глубоко проникает в душу поэта, что для него исчезает различие личного и общезна­чимого, внутреннего и внешнего; само «общее» - гражданский идеал - начинает осознаваться как глубочайшее интимное чув­ство:

Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

Любовь и свободолюбивый порыв - одинаково всеохватные чув­ства лирического героя. Мудрость этого движения сердца - в ос­тром знании того, что молодость является гарантией от бесчес­тья. Отсюда эти временные ограничения: «пока свободою го­рим», «пока сердца для чести живы». Именно в «порывах» про­является эта молодая, нетерпеливая, прекрасная душа. Свобода здесь называется необычно - «звезда пленительного счастья». Пленительными обычно назывались в русской поэзии того вре­мени любовные чувства, красота, тихие личные переживания. А здесь эта метафора - выражение счастья жизни без «самовла­стья», понимаемого как неограниченное самодержавие. «Юные забавы» исчезли, «как сон», и Россия «вспрянет ото сна». Усло­вие пробуждения страны - пробуждение ее юных граждан. От «ти­хой» славы к славе героической - таков путь взросления, благо­родства, прозрения:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Еще одно вольнолюбивое стихотворение Пушкина этой по­ры - «Деревня». Посещение Михайловского, псковского имения матери, летом 1819 года позволило молодому поэту-гуманисту испытать подлинное счастье творчества и заставило ужаснуться жестокостью крепостного права. Стихотворение несет в себе этот контраст: противительный союз «но» («Но мысль ужасная здесь душу омрачает...») отделяет первую, идиллическую часть стихо­творения от части второй - обличительной. На первый взгляд деревня - «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Уют - необходимое человеку условие покоя, и молодой поэт, прибыв­ший из столицы, ощутил деревню как близкий сердцу «уголок». Радуясь этому чувству, любя это место, Пушкин обращается к Михайловскому, как к другу: «приветствую тебя», «я твой». Не для забав, лени, не для хозяйственных хлопот явился в дерев­ню обаятельный герой стихотворения, а для освобождения от су­еты, заблуждений, для творческого труда.

Спокойствие души Пушкин считал необходимым условием вдохновения. И поэт обрел его в сельском уединении. Описание сада, луга, двух озер Михайловского, полей, пастбищ, овинов (сараев для сушки хлеба), мельниц выдержано в идиллической манере - везде «следы довольства и труда». Это подлинное сча­стье, и потому поэт не замечает, как идут дни («льется дней мо­их невидимый поток // На лоне счастья и забвенья»). Этим де­ревня резко противостоит «порочному двору» с «цирцеями» (то есть волшебницами, чаровницами), городу, где господствуют «за­блужденья». Вот это прояснение сознания под влиянием «мирно­го шума дубров», «тишины полей» особенно радостно творцу, поэту, мыслителю.

Освободившись от «суетных оков» ненастоящей жизни, ге­рой единственное блаженство находит в истине, свободною ду­шой боготворит «закон» (вспомним идею оды «Вольность»). Он закрыт для ропота «непросвещенной» толпы и слышит при­зыв застенчивой мольбы о помощи; здесь умерла зависть к судь­бе «злодея иль глупца».

Как ни удивительно, здесь, вдали от города с его культурной жизнью, в деревне, в уединении становятся яснее мысли фило­софов и писателей («оракулами», то есть предсказателями назы­вает их Пушкин). Чтение, однако, вовсе не пассивный процесс у нашего героя: исчезает «сон лени», рождается «жар» к трудам. С трудами, чтением и размышлениями удивительным образом соседствует «праздность вольная» - она даже названа «подругой размышленья». Заветная пушкинская тема свободы претворилась здесь еще одной гранью: свободу, «праздность вольную», оказы­вается, можно обрести вдали от света, рядом с природой, в по­кое уединения.

Но перед нами не только мыслитель, перед нами подлинный носитель и творец нравственных ценностей: он не может не за­мечать несчастья других. Гуманную душу поэта «омрачает» ужас­ная мысль о несчастьях человечества. Барщина, поругание лич­ности, разврат - эти пороки крепостничества яростно заклейме­ны Пушкиным в его неподцензурном стихотворении. «Рабство» должно быть уничтожено царем - в этом Пушкин убежден; кре­стьянский бунт не признавался им как средство решения кровоточащей русской проблемы.

Эти три стихотворения 1817-1819 годов составили важней­шую часть вольнолюбивой лирики Пушкина, оказали мощное влияние на декабристов, использовались ими как агитационные стихи. Перед нами лирика, где отвлеченные понятия «граждан­ских» стихотворений классицизма с их рационализмом и просве­тительством органически слились с порывами «души» - это и обеспечило им славу, любовь современников и потомков.

Новый этап в осмыслении Пушкиным свободы - период южной ссылки. 1823 год в жизни Пушкина - кризисный: лич­ное, философское, политическое разочарование пришлось пере­жить ссыльному поэту. В это время Пушкин оказался под впе­чатлением неудач европейских революций от Испании до Дуная. Пессимистические мысли о судьбе политической свободы отра­зились в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...» (1823). Эпиграфом к нему взяты строки из Евангелия от Матфея (13:3) - «Изыде сеятель сеяти семена своя». Принес ли плоды этот труд? Пушкинский герой - «сеятель» ощущает трагическую ненуж­ность своих усилий: бессмысленно бросать «живительное семя» «в порабощенные бразды», результат усилий - лишь разочарова­ние:

Потерял я только время, Благие мысли и труды...

Горький опыт, жизненные тяготы в борьбе за свободу ведут к тому, что народы в конце концов меняют свободу на матери­альную стабильность. «Стадам» уподобляет поэт-романтик наро­ды, предсказывая единственно возможное для них будущее:

Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды - Ярмо с гремушками да бич.

В следующем, 1824 году, Пушкин пишет стихотворение «К морю»: поэт, лишенный свободы, обращается в нем к «сво­бодной стихии». По жанру стихотворение представляет собой элегическое послание к морю. Обычно послания пишутся к дру­гу, но море и есть для Пушкина друг («как друга ропот зауныв­ный»). К морю поэт обращается на «ты», он любил его «отзывы», слышал его «призывный шум» - словно бы не только обраще­ния поэта к морю, но также и ответ моря, слышится в стихотво­рении.

Автор любит море, ведь оно для него - воплощение свобо­ды, «свободная стихия». Море захочет - и сохранит маленькую лодку со «смиренным парусом», захочет - и утопит «стаю кораб­лей». Море своенравно и порывисто. Кроме того, море, по за­мыслу Пушкина, должно было стать для него, так сказать, сред­ством освобождения - он хотел бежать из Одессы за границу мо­рем (об этом строки «заветным умыслом томим»).

Образ моря в этом послании поистине прекрасен: всегда сво­бодное, в блеске «гордой красы», таящее опасную «бездну», иг­рающее своими силами... С морем оказываются связанными имена двух знаменитых людей эпохи - Наполеона, умершего в 1821 году на острове Святой Елены посреди моря, и Байрона, в 1824 году погибшего за свободу Греции, на берегу моря.

Удивительно остра и талантлива характеристика Байрона: на нем отпечатался образ моря, поэт создан «духом» моря:

Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим.

После смерти этих двух героев «мир опустел» для автора по­слания. Собственно, уже и плыть некуда... Судьба же земли оди­накова повсюду:

Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран.

Характерно, что благо измеряется «каплями» (и этим оно как бы связано с морем), а неволя отождествляется с «землей». Ро­мантическая трактовка просвещения сближает его с политичес­кой неволей (существованием «тирана»). Автор стихотворения «К морю», пишет А.А. Смирнов, «враждебен всему бытовому, за­мкнутому, камерной повседневности, он стремится охватить бес­конечность дали, расширить свое видение до вселенских масшта­бов, возвыситься и восторжествовать над бездной мироздания, олицетворенной в образе океана». Все, посягающее на свободу личности, - будь то «просвещенье» иль «тиран» - оценивается отрицательно, даже просвещение как искажающее первоначаль­ную, естественную свободу человека.

Стихотворение это - о свободе не столько стихии, сколько человека. Мощью своего творческого порыва, своей фантазии человек может «перенести» образ моря, его шум «в леса, в пус­тыни молчаливы». Благодарная человеческая память - вот та форма, в которой теперь существует море для поэта свободы и любви.

В 1828 году Пушкин пишет стихотворение «Анчар». Уже пер­вая строфа стихотворения настраивает на ощущение мрачной торжественности. Почти мистический ужас звучит в этих строках:

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит один во всей вселенной.

Скрытая аллитерация (повтор согласных в словах «чахлый», «на почве», «анчару, «часовой») здесь воплощает чарующую, пора­бощающую сознание силу зноя и саму власть анчара, как будто его название пропитывает звуковой строй строфы. Так подготав­ливается ведущая тема стихотворения: тема трагической власти зла, жестокости, разрушения и смерти и в природе, и в челове­ческом обществе.

В мифологии разных народов существует множество преда­ний о так называемом «мировом дереве», корни которого уходят в мир мертвых, ствол пронзает мир живых, а крона и вершина пребывают в мире богов. По этому дереву жизни циркулирует божественная энергия, оно создано творцом в начале времен, как изначальная ось мироздания, скрепляющая все сферы бытия. Но мифологический образ мирового дерева предстает у Пушки­на в своей трагической ипостаси. Анчар в пустыне - единствен­ное дерево, он стоит на границе мира, «как грозный часовой», он - «один во всей вселенной» (заметим, как постепенно в пуш­кинском описании растет сила анчара!). Но он - «древо смер­ти»; скрепляя мир, он лишь сеет в нем зло, уничтожает все жи­вое. От этого «древа смерти» бежит прочь все живое: «К нему и птица не летит, // И тигр нейдет...» Гипербола в изображении анчара («один во всей вселенной») создает величественное ощу­щение гордого, замкнутого в себе одиночества, презрения к ок­ружающему. Это ощущение и делает возможным символическое уподобление анчара тиранической власти.

И вот это дерево смерти оказалось включенным в человече­ские отношения. Одному «человеку» потребовалась жизнь друго­го для добычи яда:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Всю антигуманную сущность отношений между людьми в обществе показывает знаменитая пушкинская конструкция с це­зурой: «Но человека человек...» Эта пауза демонстрирует весь ужас ситуации, когда один может послать другого на смерть да­же не силой, а лишь «властным взглядом». И этот другой, тоже «человек», не боролся, не сопротивлялся, не роптал, а, как вода, «послушно в путь потек» и исполнил приказ. Все дело в том, что одни из них - «владыка», «царь» (цензурный вариант - «князь»), а другой - «раб»; утратив свободу, он утратил силу сопротив­ляться злу. «Властный взгляд», «владыка» - все это приметы вла­сти, которая тоже является, как анчар, и порождением природы (на сей раз человеческой), и отрицанием ее. Война - страшное средство, используемое властью в борьбе за свое господство, и «послушливые» царю стрелы, напитанные ядом анчара, понесли смерть дальше, «к соседям в чуждые пределы». Зло несвободы имеет свойство распространяться.

Одно из последних стихотворений Пушкина 1836 года - «(Из Пиндемонти)». Это стихотворение, несмотря на указанный источник (итальянский поэт Пиндемонте, 1753-1828), не явля­ется переводом. Эта отсылка, по мнению пушкинистов, - спо­соб отвлечень внимание цензуры. Стихотворение Пушкина во многом парадоксальное, полемическое. Эта полемика определя­ет двухчастную композицию текста. В первой части поэт после­довательно отвергает несомненные, казалось бы, политические ценности: парламентаризм (право «оспоривать налоги // Или ме­шать царям друг с другом воевать»), свободу печати («...мало го­ря мне, свободно ли печать // Морочит олухов, иль чуткая цен­зура // В журнальных замыслах стесняет балагура»). Гамлетов­ская формула («Все это, видите ль, слова, слова, слова...-») как нельзя лучше показывает иллюзорность, зыбкость тех обезду­шенных и обезбоженных идеалов, которые часто встают за ними. В противовес этим политическим свободам, любым формам по­литического устройства - и монархии («зависеть от царя»), и де­мократии («зависеть от народа») - Пушкин-художник воспевает «иные, лучшие... права». Это волнующая, плодотворная свобода творчества, безотчетное, блаженное существование, подвластное лишь законам поэзии и красоты:

По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! вот права...

Действительно, такое свободное существование художника неизмеримо счастливее жизни гражданина в так называемом по­литически свободном обществе.

Так развивается политическая лирика Пушкина. Идеал сво­бодолюбия в творчестве поэта эволюционирует от традиционных просветительских представлений о. справедливом общественном устройстве через романтическое неприятие любой формы несво­боды и порабощения к философскому пониманию свободы выс­шей, духовной, которую одну не может отнять у человека никакой тиран. Как важно помнить, что Бог даровал человеку свобо­ду и возложил на него ответственность за выбор между добром и злом; значит, лишаясь свободы, человек лишается возможности различать эти нравственные полюса, утрачивает смысл своего бытия, способность строить отношения с людьми, творческую силу. Потому-то высокий идеал свободы и одухотворяет поэзию Пушкина на протяжении всей его жизни.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему тема свободы была так важна для Пушкина?

2. Как общение с декабристами повлияло на политические взгляды Пушкина начала 1820-х годов?

3. Чью традицию продолжает Пушкин в оде «Вольность»? Назовите основные мотивы и идеи пушкинской оды.

4. Каково значение мотивов «молодости», единства личного и общественного в пушкинском послании «К Чаадаеву»?

5. Каким образом тема свободы раскрывается в стихотворе­нии «Деревня», в его первой и второй частях? Какие политичес­кие заявления звучат в этом стихотворении?

6. Как вы понимаете смысл эпиграфа к стихотворению «Сво­боды сеятель пустынный...»? Как характеризуются Пушкиным об­разы сеятеля, народа? С чем связаны пессимистические мотивы в этом стихотворении?

7. Каково отношение лирического героя стихотворения «К мо­рю» к «свободной стихии», почему? Каким предстает образ моря в стихотворении, какие мотивы и идеи связаны с этим образом? Как в стихотворении звучит мотив «естественной» свободы человека?

8. Прочитайте стихотворение «Анчар». Сколько частей в сти­хотворении? С какими идеями связывает Пушкин «древо яда»? Определите значение художественных деталей, эпитетов в описании анчара: зелени, корней и др. Какие природные стихии разно­сят яд анчара? Почему человек тоже стал его распространять? Каково содержательное значение антитезы «раб» - «царь»?

9. Какие новые мотивы появляются в стихотворении «(Из Пиндемонти)»?

Контрольные сочинения

1. Тема свободы в поэзии Пушкина: динамика основных мо­тивов и идей.

В работе важно избежать оценки вольнолюбивой лирики поэта как чего-то раз и навсегда сложившегося и неизменного. Как менялось отноше­ние Пушкина к свободе от лицейского стихотворения «Лицинию», декаб­ристских «Вольности» и «Деревни» к стихам второй половины 1820-х и 1830-х годов, - анализ этого и должен стать основой работы. Что меня­ется в самом лирическом герое поэта, в его представлении об идеале сво­боды, как изменяются поэтические образы и символы, этот идеал выража­ющие?

2. Идея необходимости свободы - политической, творческой, нравственной - в лирике Пушкина.

Пушкинское понимание свободы многогранно. Это и политическое вольномыслие («Лицинию», «Вольность», «Деревня», «Свободы сеятель пус­тынный...»), и творческая свобода поэта от диктата толпы, власти по­шлости, грубого требования «пользы» («Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа»), и, наконец, внутренняя, духовная свобода, которая наиболее важна, по­скольку только ее никто не в силах отнять у человека («(Из Пиндемонти)»). Как разные «лики» свободы обрисованы в пушкинском творчестве? Случайно ли образ духовной свободы появляется уже в зрелых стихах по­эта? Ответ на последний вопрос может стать выводом сочинения.

3. Политические декларации в вольнолюбивой лирике Пушкина.

Вольнолюбивая политическая лирика Пушкина: какой идеал она ут­верждает? Это и освобождение народа от жестокого крепостного гнета («Деревня»), и равенство всех сословий перед законом («Вольность»), и про­свещенная монархическая власть, уважающая закон и стремящаяся ко бла­гу Отчизны. Идеал поэта - вольнолюбивая личность героя-гражданина, смелые политические высказывания которого соответствуют всей его жизни («К Чаадаеву»). Почему становится невозможным освобождение че­ловека («Свободы сеятель пустынный...»), что делает человека рабом («Ан­чар») ? Анализ пушкинских поэтических высказываний об этом и будет со­держанием работы.

4. Проблемы отношений власти и народа, власти и человека в вольнолюбивой лирике Пушкина.

Проблема власти осмысливается Пушкиным и в политическом, и в нравственном аспекте. Власть и народ - в чем источник их столкнове­ний? Власть и личность - почему человеческая индивидуальность подавля­ется могуществом владыки? Поиск ответов на этот вопрос и будет со­держанием работы.

5. Значение поэтических метафор и символов в стихотворениях Пушкина о свободе.

Творческое мышление Пушкина - умение найти яркие зримые образы для выражения самых сложных отвлеченных идей. Символы свободы в его лирике - звезда, муза («Свободы гордая певица»), море, корабль, орел, ве­тер, небеса; неволя нередко выражена в образах цепей, решетки, крепости, темницы, земного плена и т. д. Причудливы и неожиданны поэтические иносказания (метафоры) в вольнолюбивой лирике поэта. Найти их в сти­хах, осмыслить их художественное значение для развития пушкинского по­нимания свободы, - все это входит в задачи работы.

Творческие задания

1. Сравните стихотворения «Деревня» и «Анчар». Каково со­держательное значение двухчастной формы произведений? Что общего и различного в идейном смысле двух первых ча­стей стихотворений? Какие общие идеи звучат во вторых частях двух стихотворений?

2. Проанализируйте пейзаж в стихотворении Пушкина «Деревня». Какова роль определений, лексики цветообозначения в описании природы? Связан ли образ природы с идеей свободы?

3. Проанализируйте фонетический строй первых шести строф в стихотворении «К морю». Встречаются ли в них ассонансы, аллитера­ции, другие звуковые повторы? Если да, то каково их содержательное значение?

4. Расширьте список вольнолюбивой лирики Пушкина. Какие мо­тивы и идеи звучат в других стихотворениях на тему свободы?

Горький Мать, сходна по общей неотвратимости революционных событий, невозможность избежать этого исторического перелома, по напряженности конфликта, так же как и у Блока изображены конфликты между сословиями. Белая гвардия Булгакова – схожесть авторской позиции с точки зрения интеллигента, интеллектуала, уничтожение традиционного быта стихийной силой революции. Есенин Анна Снегина - Поэма "Анна Снегина" играет в творчестве поэта особенную роль. В ней отразились как личные переживания Есенина, так и его мысли - предчувствия по поводу дальнейшей судьбы.

Кому и почему бросает вызов в финале стихотворения Маяковский «а вы могли бы?»

Лирический герой Маяковского – бунтарь. Маяковский бросает вызов обыденному сознанию, серости и пошлости мышления, бездуховности и унылости бытия. «Я сразу смазал карту будня». «Карта будня» здесь выражает схематичность, упорядоченность, некое расписание хода жизни. Маяковский как поэт революционер стремится разбудить в людях чувство протеста против общепринятых правил, норм поведения, стандартного мышления. Относясь к поэтам футуристам, которые позиционировали свое творчество, как протест против общественного сознания, он выражал общий настрой этого авангардного течения в советском искусстве двадцатого века. Как поэт революционер он призывает к новому будущему. Но новое будущее немыслимо в соединении со старым общественным сознанием. Именно к культурной революции на уровне сознания призывает Маяковский своих читателей.

В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы и в чём она и созвучны стихотворению Цветаевой " Кто создан из камня, кто создан из глины.."

В стихотворении Цветаевой чувствуется протест. Она не хочет быть такой как все, она не хочет быть приземленной, созданной из плоти. Самым главным для нее является ощущение внутренней свободы в том числе и от земного материального бытия. Тема внутренней свободы отражается и в стихотворении Тютчева Силентиум . Но если Цветаева смело открывает свой внутренний мир всем, не боится быть непонятой, и не сомневается, что затронет каждое сердце, то лирический герой Тютчева ради обретения внутренней свободы наоборот прячет свой внутренний мир ото всех, как бы боясь что вторжение в этот мир приведет к несвободе, что открытость может повлечь за собой непонимание. Тема внутренней свободы затронута и в стихотворении Лермонтова «Тучи ». У Лермонтова тема свободы и изгнания перекликаются. В стихотворениях "Тучи" . Герой Лермонтова ощущает себя таким же странником как и тучи, чуждым обществу и его страстям, особенно остро чувствуется одиночество от обладания свободой. Но если героиня Цветаевой как бы бросает обществу открытый вызов, то у Лермонтова чувство отчуждения от общества естественно, это его обычное состояние, и по другому он не может себя чувствовать.

В чем своеобразие воплощения в стихотворении вечной темы поэтического труда

Ахматова «Когда б вы знали из какого сора»

Для Ахматовой поэтический труд –это радость, это именно творческий процесс, индивидуальный, неповторимый. Для нее поэзия, это простые строки, рифмы слова, превращенные в поэзию, и вырастают они из повседневности, из обычных зримых знаков и символов, встречающихся,быть может, каждый день.

Для Цветаевой «Стихи растут, как звезды и как розы» стихи – это нечто чуждое повседневной жизни, быту. Это неземное, это послания из другого мира, это тайны открытые только поэту. Поэтому поэтический труд для Цветаевой – это больше вдохновение, прозрение и способность слышать голос неба, чем земной труд и внутреннее усилие.

Для Есенина «Быть поэтом - это значит то же..» поэтический труд – это жизнь в правде, это беспощадность к себе и окружающим, это прохождение через боль, через потери и страдания, но с другой стороны поэзия для него и защита от обыденности, от пошлости, это «живительная влага», которая может заменить кров, семью, все жизненные блага.

Кто из русских поэтов обращался в своем творчестве и образу матери и в чем их произведения созвучны стихотворению Твардовского "памяти матери"?

Есенин «Письмо матери ». Мать для них это символ истока, это отправная точка, к которой поэты стремятся вернуться. Оба живут далеко от матери и чувствуют тоску, ностальгию. Но если у Есенина больше чувства любви к матери, беспокойства за ее судьбу, за ее материнскую боль, то у Твардовского больше чувства сыновьего долга, уважения к пожилому человеку, Твардовский разделяет чувство одиночества своей матери, понимает что значит для нее разлука и отчуждение от детей. Есенин разделяет боль своей матери от разлуки с сыном и неизвестности за его судьбу.

Ахматова «Реквием» – образ матери рассмотрен изнутри, это образ одинокой, больной женщины, страдающей от разлуки с детьми.

Тема свободы в лирике. Двадцатые годы XIXстолетия… Николаевское «безвременье»… Подавление декабристов. Царизм торжествовал победу над самы­ми лучшими людьми страны, теми, кто был ее совестью и надеж­дой. И в эти мрачные времена Пушкин писал стихи, призывающие к политической свободе, к свержению самодержавия.

Стихотворение «К Чаадаеву» проникнуто патриотическим чув­ством, пламенной любовью к отечеству, оно проникнуто свободо­любием:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия встрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Нужно отметить, что для Пушкина пробуждение России окажется возможным только тогда, когда проснется и почувствует необходимость свободы каждый. Вера поэта в достижение свобо­ды основана на внутреннем законе развития человечества.

Свое отношение к крепостничеству - опоре самодержавного строя - поэт выразил в одном из самых известных своих стихот­ворений «Деревня». Оно построено на острых конфликтах, выра­зительно раскрывающих идею свободы: «барство дикое» и «раб­ство тощее» сопоставлены в соседних строфах.

Со времени написания «К Чаадаеву» прошел только год, но пылкая уверенность Пушкина в приходе свободы сменилась горь­ким сомнением. Не призыв, а вопрос завершает «Деревню»:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный

И Рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Этот вопрос не риторический, он выстрадан поэтом. Желание свободы здесь ничуть не меньше, чем в послании «К Чаадаеву». Свобода видится поэту не далекой «звездой пленительного счас­тья», а «прекрасной зарей», то есть чем-то более близким, теплым, ежедневно необходимым.

В оде «Вольность» поэт смело развивает мысль о необходи­мости уничтожения тиранов, царей, всех тех, кто Держит народы в неволе. Он находит слова, полные страстного гнева и возму­щения:

Тираны мира! Трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!..

В «Вольности» поэт рисует впечатляющую картину порабощен­ной родины:

Увы! Куда ни брошу взор,

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы…

В конце стихотворения Пушкин говорит:

И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой.

Значит, свобода для Пушкина - основа стабильности госу­дарственного устройства.

К шедеврам пушкинской лирики принадлежит и стихотворе­ние «Анчар», в котором поэт гневно осуждает власть одного чело­века над другим, деспотизм и насилие не только в государстве, но и в отношениях между людьми:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек…

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

Вольнолюбивая лирика всегда будет волновать наши сердца, поскольку свобода и независимость для Пушкина всегда были высочайшими идеалами человеческой жизни. Его мысли находят живой отклик в сердцах потомков:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.