Урок "Кто что ест?" "Мы и окружающий мир". Открытый урок по окружающему миру "Кто что ест?" Окр мир кто что ест

МКОУ «Атагайская СОШ»

Учитель: Голенко А.О.

Тема урока : Кто что ест?

Цели:

Образовательная: способствовать формированию умений классифицировать животных по типу питания, составлять цепи питания и устанавливать взаимосвязи, обосновывать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.

Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты

1) классифицировать животных по группам, приводить примеры животных разных групп;

2) формирование умения характеризовать животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания и моделировать их;

3) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

4) развитие умения уч-ся делать выводы по изученному материалу

Метапредметные результаты

1)развитие умения работать с информацией; развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделения лишнего;

2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

3) формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её; взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога, а также в группах в режиме интерактивного обучения;

4)осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные результаты

1) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

2) развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

3) формирование собственного отношения к миру природы и поведения в нём.

Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Поприветствуйте добрыми улыбками друг другу. С хорошим настроением начинаем наш урок.

О чём пойдёт разговор? Чтобы это узнать разгадайте кроссворд.

1) Глазищи, усищи,
Хвостище, ногтищи,
А моется всех чище. (Кот.)

2) Что за коняшки На всех тельняшки. (Зебры.)

3) Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака.)

4) Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями-

Листьями деревьев.(жираф)

5) Кто зимой холодной

Бродит в лесу

Злой, голодный? (волк)

6) Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

7) Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто ж это?... (лиса)

8) Кто один имеет рог?

Отгадайте!...(носорог)

Какое слово получилось в выделенной строке?(животные)

Так о ком же пойдет речь на уроке?

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Разгадывают кроссворд

Сегодня мы будем говорить о животных.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Познавательные УУД: развитие операций мышления

Личностные УУД: учебно-познавательная мотивация

А мне хочется узнать, о чем мы говорили на прошлом уроке, что нового узнали и чем занимались. Попрошу вас разделиться на 4 группы и выполнить полученные задания

1) - Закончи предложения:

А) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются …………(дикими)

Б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются ………..(домашними )

2) Из перечисленных названий животных выдели группы:

Попугай, белка, канарейка, черепаха, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка .

3) Соедини стрелками названия животных с названием группы:

КОРОВА ЗЕМНОВОДНЫЕ

КУРЫ НАСЕКОМЫЕ

ЖАБА МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

ПЧЁЛЫ ПТИЦЫ

4) Приведи по 2-3 примера групп животных:

МЛЕКОПИТАЮЩИЕСЯ -

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ -

РАКООБРАЗНЫЕ -

Спасибо за ответы. Демонстрация видеоролика «Разнообразие животных»

Как вы считаете, нужно ли еще что-то узнать про животных?

Ребята, перечислите признаки живых организмов. Спасибо.

Тема предыдущего урока: «Разнообразие животных»

Ответы детей.

Смотрят видеоролик.

Живые организмы дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.

1.3. Создание проблемной ситуации

Коммуникативные УУД: умение обосновывать и доказывать собственное мнение

Познавательные УУД: развитие операций мышления

Как вы считаете, что необходимо для роста и развития животного?

Как вы думаете, какова тема урока?

Как ответим на вопрос «Кто?»? а на вопрос «Что ест?»?

Правильно.

Для роста и развития животного нужно питание

Ответы детей.

Кто? – это животные, а Что ест? – тип питания.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Регулятивные УУД: умение ставить и принимать учебную задачу

Познавательные УУД: (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение

Кто? – это животные, что ест? – тип питания.

Молодцы, спасибо. А какова же цель урока? Помогите мне ее назвать.

Обратимся к содержанию раздела «Эта удивительная природа» на с.35 учебника и попробуем вместе найти на нем, чему же мы будем учиться на данном уроке.

Мы узнаем, какие есть животные по типу питания.

Выбирают нужные формулировки

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Познавательные УУД: (логические) классификация объектов

Коммуникативные УУД: умение обосновывать и доказывать собственное мнение

Познавательные УУД: (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания

Познавательные УУД: (общеучебные) подведение под понятие; классификация объектов, моделирование

Познавательные УУД: (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение, моделирование

Коммуникативные УУД: аргументация своей позиции и координация её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

1) Назовите животных.

(Выставляю картинки с изображениями животных)

Медведь, заяц, волк, синица.

Как вы думаете, чем питаются эти животные?

Получилось, что разные животные питаются разной пищей. Определите, какой пищей могут питаться животные?

Узнаете ли вы этих животных? (заяц, лось)

– Почему их объединили в одну группу? (питаются растительностью)

Животные, которым нужна растительная пища, называются растительноядными.

– Назовите этих животных. (воробей, скворец)

– Почему эти животные оказались в одной группе? (питаются насекомыми)

– Как можно назвать их одним словом? (насекомоядные)

– Назовите этих животных. (лев, волк)

– На какую добычу охотятся эти животные? (на других животных)

– Как называют этих животных? (хищники)

– А узнаете этого животного? (медведь)

– Чем он питается?

– Как вы думаете, к какой группе он относится? (всеядные)

– С какими группами животных по способу питания мы познакомились?

На парте лежит схема.

Приведите примеры разных групп.

(Записывают)

(Побуждаю детей назвать примеры животных всех групп)

2) Работа с учебником.

Подтвердите свое предположение текстом учебника на с.94

Ребята, чем же питаются животные?

Поэтому….Закончите мысль.

Какова задача на данном этапе урока? Чему вы должны научиться?

А зачем вам нужно это уметь?

С чего должна начинаться цепь питания

и кто должен её продолжить?

Расположите правильно опорные слова:

На доске:

Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные, растения.

(На доску выносятся варианты, предложенные учениками. Идёт их обсуждение)

Прочитайте на с. 94-95 текст о цепях питания. Правильно ли мы определили – с чего начинаются цепи питания.

Читают названия животных.

Рассказы детей

Медведь ест и животную (муравьи, черви, ящерицы, лягушки, мыши, суслики), и растительную пищу (желуди, орехи, корни, клубни и стебли растений)

Заяц ест травы, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев.

Волк – бобр, кролик, мышь, птицу. Стая – лось или баран. Их называют санитарами леса, они ловят больных, старых и неопытных животных.

Синица ловит на лету насекомых.

Животные могут питаться растениями, животными, насекомыми, а некоторые - животными и растениями.

Растительноядные

Насекомоядные

Остались животные, которые питаются и растениями, и животными

Всеядные

Растительноядные, хищники, насекомоядные, всеядные

Дети называют

Животные питаются растениями и другими животными

…они связаны между собой в цепи питания

Узнать, что такое цепи питания

Составлять цепи питания

Чтобы обнаруживать и моделировать взаимосвязи в живой природе

Учащиеся приходят к выводу: Растения – первое звено в цепи питания, т.к. только растения способны использовать энергию Солнца, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды. Растениями питаются растительноядные животные. Растительноядными питаются насекомоядные и хищники.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Регулятивные УУД: умение адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; умение оценивать правильность выполнения действия

Коммуникативные УУД: готовность принимать различные точки зрения; умение формулировать своё собственное мнение

Познавательные УУД: (общеучебные) владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

(общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение

Физкультминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Составим цепи питания. Я вам предлагаю такие звенья: лось, осина, волк.

На доске: осина-лось-волк (запишу)

А теперь составьте цепь питания лягушки, правильно расположив картинки.

(выставляю слова хаотично)

Прочитайте текст в учебнике на с.95 «Кто как приспособлен» и найдите примеры приспособленности животных.

Проанализируйте информацию о питании. Назовите группы животных. Закрасьте кружок.

№4 (с.44). Составьте цепи питания, работая в паре. Проверьте друг друга.

Выполняют движения.

Фронтальная работа.

По желанию выходит к доске и правильно составляет цепь

Работа в паре. Взаимопроверка.

Работают в паре. Взаимопроверка

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Познавательные УУД: (общеучебные) владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей

Личностные УУД: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности

Коммуникативные УУД: умение и готовность вести диалог, вести дискуссию, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

№3, ТПО. Найдите приложение. Вырежьте и наклейте рисунки на месте пропусков.

Найдите в учебнике на с.164 задание №8 из раздела «Проверь себя» и выполните его.

Работа в паре с взаимопроверкой.

Индивидуальная работа.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Личностные УУД: осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов

Ребята, как вы считаете, нужно ли уничтожать хищников? Прочитайте и докажите.

Что нового узнали?

Какие есть группы животных по типу питания?

Как связаны животные между собой?

Чему научились?

Давайте проверим свои знания с помощью теста.

Какие результаты получились?

Что не получилось, над чем еще нужно работать?

Ответы детей.

С.97, читают, подтверждают ответы текстом.

Называют.

Животные связаны между собой питанием

Мы научились составлять цепи питания.

Проводится тест – презентация (приложение)

Ответы детей

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащегося того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Ребята, кто поставил смайлик во всех колонках?

Знаю особенности питания животных

Знаю, что такое цепи питания

Умею моделировать цепи питания


- Урок окончен. Спасибо за работу.

ТПО, с.44 №3,с.46 №6.

Рисуют смайлики в колонках таблицы.

Оценивают себя

Приложение







































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

1.Сформировать понятие о пищевых цепях и сетях питания, животных, о взаимоотношениях в природе.

Воспитательные:

1. Прививать умение школьников работать в группах.
2. Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе.

Развивающие:

Развивать наблюдательность, внимание, память.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение.

1.На прошлом уроке мы с вами раздели царство животных на группы по их строению и внешнему виду. Давайте вспомним название этих групп.

Слайд 2.

Особое внимание мы обратили на беспозвоночных и позвоночных животных.

Работа в группах: (1 группа у доски, остальные за партами).

Задание: Расположите виды животных в нужную группу.

Проверка

– В чём особенность позвоночных? (есть скелет)

2. Игра “Кто кем является”.

(Появляются слайды с 3 – 15) Дети определяют, к какому классу относится животное и показывают карточку 1 – беспозвоночные, 2 – позвоночные).

Итак, мы узнали, что животных мы можем классифицировать по их строению, но есть и другие способы классификации животных.

III. Подготовка к изучению нового материала.

Слайд 16. Проблемная ситуация

Перед вами группа животных.

(ТИГР, ЖИРАФ, КОРОВА, ОРЁЛ,ЗАЯЦ,ВОЛК). Назовите их. На какие группы вы их можете разделить?

(Хищные и растительноядные) Почему?

– Назовите, какие животные растительноядные.

– Назовите хищных животных?

(Животные на слайде группируется)

IV. Постановка учебной задачи.

– Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных?

(По особенностям питания)

V. Объявление темы урока (слайд 17)

Кто что ест

Мы уже вспомнили две группы животных, которые можно выделить среди животных, если рассматривать, кто что ест.

Это – хищные и растительноядные, но у нас в схеме ещё две стрелки, значит, есть ещё группы. Наша задача сейчас их узнать.

Отгадайте загадку:

1.Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь) Слайд 19

– Чем питается медведь? (Сообщение детей)

Медведь может есть практически всё: Любит он зелёные растения, траву, ягоды, корешки. Особым лакомством считает муравьёв, поэтому часто его можно застать за разорением муравейника. Медведь – отличный рыбак, он ловко ловит рыбу в реках и с удовольствием съедает. Может медведь напасть и на большого зверя, таких, как лось, кабан. Не гнушается в голодное время и падалью.

Можно назвать медведя хищником? А растительноядным? (он ест всё) Значит всеядный .

2.Лежала под ёлками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала. (Ёж)

Главная пища ежа – это насекомые. Ежи поедают массу всяких вредных для леса и садов насекомых и слизней. Сюда же можно отнести и уничтожение в лесу гнёзд вместе с выводком грызунов, вредных сельскому хозяйству. Не пропустит ёж и ядовитую змею гадюку. Он её не боится, а, наоборот, первым нападает на неё. Яд гадюки на него не действует.

– К какой группе животных отнесём ежа?

3.Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
Вместо носа пятачок,
Им он пищу достаёт. (Кабан)

– Чем питается? (сообщение детей)

Большую часть корма кабаны выкапывают в земле. Кроме животных, обитающих в почве, они поедают корни и корневища, клубни и луковицы растений. Большим подспорьем служит падалица плодовых деревьев, жёлуди, всевозможные орехи, в том числе и кедровые.

Итак вы выслушали сообщения ребят, к какому выводу можно прийти о особенностях их питания? (они всеядные )

Рассмотрим следующую группу животных. Кто это?

(Крот, ящерица, лягушка.)

– Что общего в их питании? (насекомыми)

– Кто догадался. Как называется эта группа животных? (насекомоядные)

– Я хочу вас познакомить ещё с одним насекомоядным животным. Это выхухоль , его ещё называют водяным кротом. Остаётся их в России совсем немного. Можно их встретить в бассейнах рек Волги, Дона, Урала.

Итак, какие ещё две группы животных по способу питания мы выдели?

Слайд 20 (всеядные и насекомоядные)

2. Закрепление

Работа в рабочей тетради с. 45 Задание № 1. Выполнить тест.

Растительноядные – 4, 5, 7.
Хищные – 3, 8.
Насекомоядные – 1,2,9.
Всеядные – 6,10.

Проверка.

VI. Физкультминутка

VII. Знакомство с понятием “цепи питания”

– Итак, мы узнали, что животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.

Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено , т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

2 звено цепи – это растительноядные животные.

– Как вы думаете, почему?

3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные.

Попробуем составить цепи питания: (работа в группах).

Слайд 22. Перед вами звенья различных цепей питания.

У вас в группах есть такие же картинки. Соедините их в цепи питания.

Дуб – мышь – лиса.

Трава – комар – лягушка – цапля.

Осина – заяц – волк.

Проверка.

– Мы составили несколько пищевых цепей

– С чего начинается каждая из них? (растения)

– Последнее звено? (хищные)

Итак, сделаем вывод. Что же такое пищевая цепь?

Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему.

VIII. Знакомство с понятием “сеть питания”

Цепи питания в природе не так просты как в нашем примере. Зайца могут поедать и другие животные. Какие? (лиса, рысь, волк)

Мышь может стать добычей лисы, совы, рыси, кабана, ежа.

Многие растительноядные животные служат пищей разным хищникам.

Поэтому цепи питания разветвлены, они могут переплетаться между собой, образуя сложную сеть питания.

Работа в группах

Слайд 23 Рассмотрите рисунок. (У каждой группы свой). Здесь изображены сети питания. Несколько стрелок отходят от одного животного и в то же время, соединяются у одного животного. Докажите, что сеть составлена верно.

IX. Вопросы экологии

1. Проблемная ситуация. Слайд 24

Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть)

– А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку)

– Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)

Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.)

2. Работа по учебнику.

С. 99 “Доброе слово о хищниках” (инсент):

– уже знал;

– не понял, есть вопросы;

– думал иначе.

X. Итог занятия. Обобщение по теме.

Рефлексия.

“Договори фразу”.

Животные и растения связаны между собой в ……………………

В основе цепи питания находятся ………………………………..

А заканчивают цепь – ………………………………………..

В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя

…………………………………………

Дружат пчёлка и цветок,
Дружат лист и мотылёк,
Друг без друга им нельзя.
Об этом помни ты всегда!

– О чём напоминает это стихотворение?

Кто что ест

П А У К О О Б Р А З Н Ы Е

Р А К О О Б Р А З Н Ы Е

Н А С Е К О М Ы Е

И Г Л О К О Ж И Е

З Е М Н О В О Д Н Ы Е

К какой группе относятся животные?

Сформулируйте тему урока

Вспомните признаки жизни животных.

Питаются

Развиваются

Размножаются

Двигаются

Рассмотрим,

как животные питаются.

Животные

Растительноядные

Насекомоядные

Всеядные

Рысь Стрекоза Кабан Заяц

Растительноядные. Это животные, которым нужна растительная пища (листья, стебли, плоды, семена, корни, трава, мох, грибы).

Гусеница

Полевая мышь

Хищные. Это животные, которые питаются пищей животного происхождения. Хищные животные встречаются среди млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб, насекомых, червей и т.д.

Взрослый самец-лев и львёнок поедают тушу африканского буйвола.

Хищные.

Ресничный червь

Божья коровка

Насекомоядные. Основную пищу насекомоядных составляют насекомые, сороконожки и черви.

Землеройка

Всеядные. Это животные, употребляющие как растительную, так и животную пищу.

Барсук Дрозд

Проверка.

Насекомоядные

Всеядные

Растительноядные

Цепи питания. Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания . Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено.

Ведь только растения способны использовать

энергию Солнца, создавать, производить

питательные вещества (сахар, крахмал и др.)

из углекислого газа и воды.

Второе звено цепи –

это растительноядные животные.

Третье звено – насекомоядные

или хищные животные.

Не все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники. Один из самых прожорливых - стрекоза. Она съедает в день пищи больше, чем весит сама. С мая и до осени летают стрекозы над заросшими берегами рек и речушек, охотятся на комаров и мошек. Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, в полете согнуты и сближены так, что получается «ловчая корзина». Вот комар или муха уже в корзине. Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху - садясь на веточку. Сейчас во всем мире известно 4500 видов стрекоз. Особенно много их в жарких странах. Самые большие современные стрекозы достигают в размахе крыльев 19 сантиметров.

Одна травяная лягушка за сутки съедает до семи насекомых и других существ, которые могут приносить человеку ущерб. За период с апреля по сентябрь они съедают больше тысячи всевозможных комаров, мух, опасных для нашего хозяйства жуков. Тем самым они не допускают, чтобы эти существа размножились сверх меры.

Камышовая жаба

Травяная лягушка

Население лесного муравейника за день съедает до 100 тысяч, а за год до 10 миллионов насекомых.

Личинка божьей коровки за свою короткую, трехнедельную жизнь съедает почти тысячу тлей. За свою жизнь жук божьей коровки съедает 4 тысячи тлей. Это насекомое помогает людям сохранять урожай.

Жук божьей коровки

Личинка божьей коровки

Постройте цепь питания, одним из звеньев которой будет тля.

Составьте всевозможные цепи питания лисицы. Проверка.

Дуб Кабан Волк

Сосна Жук-короед Дятел

Животные, которые питаются растительной пищей, называются растительноядными. Те животные, которые едят насекомых, называются насекомоядными. На более крупную добычу охотятся хищные животные, или хищники. Насекомых, которые поедают других насекомых, тоже считают хищниками. Существуют, наконец, и всеядные животные (они едят и растительную, и животную пищу).

Цепи питания

Живые существа связаны между собой в цепи питания.

Вот пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина - заяц - волк.

Ещё пример. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши - добыча сов. Цепь питания получается такая: дуб - лесная мышь - сова.

Цепи питания начинаются с растений. Это - первое звено. Второе звено цепи - растительноядные животные. Третье звено - насекомоядные или хищные животные.

Цепи питания можно изобразить с помощью моделей.

  1. Изготовьте модели цепей питания, представленных в учебнике. Проверьте друг друга с помощью иллюстраций и текста учебника. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали моделей.
  2. Прочитайте текст «Кто как приспособлен». Найдите в нём примеры приспособленности животных: а) к добыванию пищи; б) к защите от врагов.

Кто как приспособлен

Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы - всё это помогает лисе охотиться. А вот сова... Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.

Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Но и те животные, на которых они охотятся, приспособлены к тому, чтобы защищаться. У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа защита - иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.

Кузнечика спасает зелёный цвет - в траве кузнечик становится невидимкой. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Кровь у божьей коровки едкая. Коровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»

Обсудим

  1. Почему цепи питания начинаются с растений?
  2. Что произошло бы, если на Земле не осталось бы лягушек, змей, сов, стрекоз?

Проверь себя

  1. На какие группы делят животных в зависимости от их питания?
  2. Что такое цепь питания? Приведи пример.

Задания для домашней работы

  1. Изготовь модель цепи питания, о которой не говорилось в учебнике. В классе сравни её с моделями, которые сделали твои товарищи.
  2. В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ о божьих коровках. Обрати внимание, чем они питаются. Как ты относишься к божьим коровкам? Что можешь сделать для их охраны?

Странички для любознательных

Доброе слово о хищниках

Люди заметили, что там, где хищников не осталось, растительноядных животных - зайцев, кабанов, оленей, тетеревов - сначала становится больше, а потом всё меньше и меньше. Почему?

Оказалось, что хищники ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать и одолеть. Там, где были уничтожены хищники, среди животных распространялись болезни и много животных погибало. Хищники оказались санитарами природы.

На следующем уроке

Узнаем, как размножаются и развиваются разные животные. Будем учиться изображать процесс развития животных с помощью моделей.

Вспомни, приходилось ли тебе наблюдать, как размножаются животные в живом уголке, как животные заботятся о своём потомстве.

Наши проекты

Разнообразие природы родного края

Более ста лет назад выдающийся учёный Дмитрий Никифорович Кайгородов написал такие строки: «Мне рисуется в далёком будущем (а может, и не так уж далёком!) такой замечательный идеал: с появлением первого зелёного листа на дереве двери всех классов закрываются и все уроки... переносятся в ту великую аудиторию 1 под открытым небом, на кафедре 2 которой восседает самый великий в мире профессор - сама Природа».

Д. Н. Кайгородов и его дом в Санкт-Петербурге

Да, Дмитрий Никифорович мечтал о том, чтобы школьники изучали природу не только в классах, но и в самой природе!

Что ж, давайте так и сделаем. И не будем дожидаться весны. Природа окружает нас во все времена года, и она всегда удивительна. А самое удивительное в природе - её невероятное разнообразие. Сколько растений, грибов, животных окружает нас! И у каждого есть название!

Организуйте изучение этого удивительного разнообразия в своём крае. У вас есть хороший помощник - атлас-определитель «От земли до неба». Кроме атласа, можно взять и другие книги о природе.

  • Приступая к работе, чётко определите цель проекта. Договоритесь о форме работы: индивидуально, в парах, группах или всем классом. Продумайте этапы работы, распределите обязанности, согласуйте сроки.
  • В таком исследовании не обойтись без взрослых. Отправляйтесь вместе с ними в парк, в лес, на луг, к водоёму. Записывайте названия природных объектов в специальный дневник, делайте фотографии, зарисовки. Из разных источников соберите дополнительную информацию.
  • По результатам исследования составьте «Книгу природы родного края». Общий план книги продумайте заранее. Можно взять за основу план атласа-определителя.
  • Итоги исследования подведите на конференции-празднике. Пригласите взрослых, которые помогали вам в работе над проектом, и других гостей. Вместе с ними оцените результаты своей работы.

1 Аудитория - помещение, в котором читаются лекции, доклады, проводятся другие занятия.

2 Кафедра - место, с которого профессор (преподаватель) читает лекцию, ведёт занятие.

Цели урока:

  • Выделять группы животных по способу их питания;
  • Составлять и объяснять цепи питания;
  • Изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Оборудование:

  • Схемы:
  • "Классификация животных"
  • "Животные (по типу питания)"
  • "Цепи питания".
  • Карточки с текстом для групповой работы
  • Карточки для индивидуальной работы.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  • Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, текстов);
  • Эффективность подхода к работе учащихся на данном этапе урока
  • Интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)
  • Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов
  • Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Мы познакомились с разнообразием животных, как одним словом назвать, кто перед вами

Дети: Это животные.

Учитель: Назовите, представителей каких групп по особенностям их строения вы видите на экране.

Дети: насекомые, звери, птицы, пресмыкающиеся, рыбы, земноводные, иглокожие, черви, ракообразные, паукообразные,

Учитель: Вспомните признаки жизни животных.

Дети: Рождаются, дышат, питаются, развиваются, растут, передвигаются, размножаются, умирают.

Учитель: Для роста и развития животных нужно питание. Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

II. Определение темы.

Кто что ест (о питании животных).

Учитель: Мы должны научиться выделять группы животных по особенностям их питания, научиться составлять и объяснять цепи питания, их взаимосвязь.

III. Работа по теме: Кто что ест. Слайд 7.

Беседа:

Учитель: А теперь давайте с вами заглянем в лес. На первый взгляд он кажется пустым - одни деревья. Но, если ты хорошенько присмотришься к нему, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они щебечут, свистят, рычат, пищат. И у каждого в этом доме есть свое дело и место.

У гусеницы - место на листке, дело у нее одно - поедать листья.

На земле тем же самым занимается мышка. Нашла травинку - съела, нашла колосок - и потащила в норку про запас.

А в стволе дерева под корой - личинка жука-усача. Она траву и листья не ест, она древесиной питается.

Масса всяких мелких и крупных животных едят траву, листья, орехи, семена. И, кажется. Если дать волю гусеницам. Мышам. Да жукам - они весь лес съедят. Только не случится этого - никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывает.

Вот пробежала по ветке синичка, съела гусеницу. А вот дятел вытащил личинку жука -усача.

Слайд 11. Но и за синицами, дятлами, другие охотники следят, покрупнее. Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы. Ласку ночью сова может подхватить.

Слайд 12. А еще по лесу медведь бродит, малину ест. Да и от животных не отказывается.

Вот и получается. Что все животные зависят друг от друга. Ястребам не прожить без синиц, синицам - без гусениц, гусеницам - без листьев, всем вместе - без леса.

Слайд 13. Разные животные питаются разной пищей. Учетные-зоологи разделили животных на группы по особенностям их питания.

Учитель: Чем могут питаться животные?

К какой группе отнесем животных, которые питаются растительной пищей?

Дети: растительноядные (жуки, кабан, лось, белка, заяц, карась);

Учитель: Как называются животные, которые питаются насекомыми?

Дети: насекомоядные (синица, кукушка, крот, еж)

Учитель: К какой группе отнесем животных, питающихся плотью других животных?

Дети: хищники (хищные) (тигр, лиса, волк, лев).

Учитель: А есть животные, питающиеся растительной и животной пищей. У них смешанный способ питания.

Дети: всеядные (барсук, медведь, галка).

Слайд 14-15.

Найти пары:

  • Орех - белка
  • Дятел - жук
  • Лиса - заяц.

Учитель: Почему мы так составили пары? В природе все взаимосвязано, растения и животные связаны друг с другом, как звенья цепочки. Ученые называют это цепью питания. Цепь питания - это ряд организмов, которые питаются друг другом.

VI. Работа с карточками:

Карточка 1: Мышь

Карточка 2: Сова,

Карточка 3: Желудь.

Разложите их в определенном порядке. Составьте цепи питания.

Дети составили: желудь - лесная мышь - сова.

Учитель: Почему мы так составили? Лесные мыши кормятся желудями дубов, сами мыши - добыча сов. Получается цепь питания. Цепи питания начинаются с растения. Это - первое звено, так как только растения способны использовать энергию солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и т.д.) из углекислого газа и воды.

Второе звено - это растительноядные животные. Почему?

Дети: Они питаются растениями.

Третье звено - насекомоядные или хищные животные. Это - охотники, которые могут охотиться и на охотников.

Множество таких цепей можно составить. Они сцеплены друг с другом (растения - звери - птицы - насекомые). Отдельно друг от друга им не прожить. Это один из главных законом в природе. Ни животные, ни растения не могут жить сами по себе. Они живут в сообществе с другими животными и растениями. Самое важное звено - это растения. От растений зависит жизнь всех животных.

V. Практическая работа.

Слайд 16. Объяснить цепи питания. В лесу растет березы - их корой питается лось. Лося может съесть волк. В лесу растут рябины, корой питаются зайцы, зайцев ест волк.

Для каждого места обитания существуют свои цепи питания. Все звенья в цепи связаны между собой.

VI. Учитель: Что произойдет, если из цепи выпадет одной из звеньев?

Дети: нарушится равновесие в природе.

Учитель:

Хулиганы - воробьишки -
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай -
Поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет -
Воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд,
Ждут - каков же результат?
Поначалу в самом деле
Закрома их пополнели.
А потом пришла беда -
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.
Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно -
Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все с плеча рубить,
Можно дело загубить.

Учитель: Какая возникла экологическая проблема?

Дети: нарушилось экологическое равновесие. Воробьев истребили - появилось много насекомых - был уничтожен урожай зерновых. Произошел экологический взрыв.

Учитель: По чьей вине он произошел?

Дети: По вине человека.

Учитель: Как его пришлось решать?

Дети: завезли воробьев и равновесие восстановилось.

Учитель: Но ошибки, которые допускают люди, природа не всегда может исправить.

Вывод: в природе все взаимосвязано, ничего лишнего нет. Нужны все - и комары и хищники. Их нужно беречь. Вот как об этом написал Борис Заходер (слайд 17):

Все - все на свете
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых,
И даже без хищников
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется.

VII. Итог урока.

Учитель: На какие группы делятся животные по особенностям питания? Распределите животных по особенностям питания? Слайд 18.

Приложение № 2. Задания для учащихся задания разноуровневые по сложности.

Слайд 19. Результаты работы: Умеем выделять группы животных по способу их питания; умеем составлять и объяснять цепи питания.

VIII. Рефлексия.