Общественная значимость и личностный смысл образования кратко. Личностная и социальная значимость образования. Анализ современных общественных явлений и событий

Одним из важнейших критериев уровня цивилизованно­сти общества, проявления его культуры является образова­ние, с которым в различные периоды жизни связаны все живущие в современном обществе.

Что такое образование. В соответствии с Законом Рос­сийской Федерации «Об образовании» оно понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в инте­ресах человека, общества, государства, сопровождающий­ся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (об­разовательных цензов)».

Образование - социальный институт, состоящий из множества учреждений и институций, включающий средства управления и организации.

Образование в обществе выполняет множество функций. К ним относят:

Передачу знаний от поколения к поколению и распро­странение культуры;

Генерирование и хранение культуры общества;

Разработку и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;

Социализацию личности, особенно молодёжи, и её ин­теграцию в общество;

Обеспечение профессиональной ориентации и профес­сионального отбора молодёжи;

Создание условий для социальной мобильности. Поло­жение индивида в обществе, возможности для его ус­пешного продвижения по служебной лестнице опреде­ляются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Образованию принадлежит очень важная роль в опреде­лении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществлении со­циального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, ложатся ещё и функции контроля за распределением поко­ления, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Образование - социальный лифт. Образование, наряду с армией и сферой приложения труда, - один из лифтов со­циальной мобильности. Получив знания и высокую квали­фикацию, в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем: а) это было в доиндустриальном и индустри­альном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

Те, кто рано уходит из школы, в будущем имеют более низкий социально-экономический статус. Причём основной процент отсева приходится на семьи с низким социаль­но-экономическим статусом. Объясняется это не только нехваткой денег, хотя часто именно они становятся главной причиной.

С давних пор и по сей день образование как социальный ин­ститут выступает основным механизмом социального тести­рования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам.

Необразованный человек не может получить высоко­оплачиваемую и ответственную работу, какого бы социаль­ного происхождения он ни был. У образованного и необразо­ванного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить усилия.

Разумеется, всегда можно найти обходные пути, устроив­шись на высокооплачиваемую работу, где не требуют уни­верситетского диплома. Но таких мест мало, к тому же дли­тельное время находиться на такой социальной позиции рис­кованно: то ли очередная проверка с аттестацией нагрянет, то ли конкуренты обойдут, то ли грубый промах по своей не­грамотности допустишь. Второй раз найти лазейку гораздо сложнее. Даже фальсификация документов об образовании, покупка липового диплома свидетельствуют о возросшем значении образования как канала вертикальной мобиль­ности.

Уровень образования - уровень доходов. Другое дело, что связь между двумя переменными - уровнем образо­вания и уровнем доходов - не такая очевидная, а в неко­торых обществах она вообще проблематичная. Филолог или врач-терапевт может быть более образован, чем мно­гие из преуспевших бизнесменов. Но получают они совер­шенно разные доходы. Перед тем как выбрать вуз, необхо­димо узнать рыночную стоимость будущего образования. Она-то и определит ваши шансы на достижение желаемо­го уровня материального благополучия. Профессия эко­номиста и юриста до недавнего времени в нашей стране пользовалась наибольшим спросом, соответственно и кон­курсы в профильные вузы постоянно росли. Но сейчас на­ступило перенасыщение рынка труда такими специали­стами. Поэтому и растёт рыночная цена инженерного об­разования.

В обществе со стабильной и процветающей экономикой между уровнем образования и размером заработной платы обнаруживается жёсткая связь. Например, в США работни­ки, окончившие лишь среднюю школу, зарабатывают в среднем в полтора-два раза меньше, чем их сверстники, имеющие диплом бакалавра, и почти втрое меньше, чем док­тора. Примерно такая же картина и в странах Европы. Каж­дый шаг наверх по образовательной лестнице хорошо возна­граждается, ибо в обществе прочно укоренилось восприятие высшего образования не только как социального блага, но и как высшей духовной ценности.



Качественное образование выгодно не только для отдель­ного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему индивид может надеяться сделать неплохую карьеру в биз­несе, на политическом или культурном поприще. Благода­ря системе образования страна получает высококвалифици­рованных работников. А это означает рост производитель­ности труда, внедрение новых технологий, выход на передо­вые рубежи в социальном развитии.

Образование и обучение. Сегодняшняя система образова­ния в мире держится на фундаментальной подмене понятия «человек образованный» понятием «человек обученный» и на отождествлении процесса образования с процессом обу­чения. Однако это далеко не одно и то же.

Обучение - процесс трансляции знаний, умений, навыков от учителя к ученику, который имеет чётко регламентиро­ванные цели, задачи и этапы реализации.

Что касается образования, то это гораздо более широ­кое и фундаментальное понятие. Процесс образования, становления человеческой личности происходит непре­рывно, на протяжении всей жизни человека в ходе инди- видуально-личностного диалога с миром окружающей че­ловека культуры. При этом случаются ситуации, когда человека кто-то специально учит, обучает; однако в огромном количестве случаев никакого специального обу­чения нет, а процесс образования всё равно происходит. Например, когда человек просто читает книги, или обща­ется с умными людьми, или сам пытается что-то создавать в духовной сфере.

Также непросто обстоят дела и с понятиями «просвеще­ние» и «грамотность», в чём нам предстоит ещё убедиться.

Что такое образованный человек. Образованный человек обладает развитым чувством совести и потому способен не­сти ответственность за свои действия и их последствия не только перед собой и своими друзьями и близкими, а перед гораздо более широкой общностью, которое именуют чело­вечеством в целом. Образованный человек - это человек, в котором присутствует нравственное начало. А ведь специ­фика нравственной позиции состоит в том, что её нельзя усвоить как какое-то внешнее знание, её можно лишь вы­страдать.

Просвещённый человек - это индивид с широким гума­нитарным взглядом на мир; хорошо знакомый с достиже­ниями мировой культуры; ориентирующийся в ее истории и направлениях; умеющий поддержать беседу или про­явить свою эрудицию по самым разным вопросам, в том числе и естественно-научного профиля. Он может быть од­новременно глубоко нравственным человеком, однако критерий нравственности не заложен в самом понятии просвещённого человека. Скорее это некое дополнение к нему.

Homo edoctus (человек образованный) - не только хоро­шо информированный и разбирающийся в современных науках индивид. Кроме того, он обладает самостоятельным образом мысли, гибким и развитым мыслительным аппара­том, позволяющим искать и находить нестандартные реше­ния. При этом речь идёт не о том, что он владеет готовыми алгоритмами мышления или схемами знания, как в случае человека просвещённого, а о том, что его мышление имеет свой неповторимый почерк.

Зато человек просвещённый - всегда индивид, владе­ющий широкой палитрой языков культуры, позволяющих ему вступать в продуктивный диалог с представителями других культур. Прежде всего это язык художественно-по­этического творчества. Таких людей относят к цвету гума­нитарной интеллигенции. В то время как человек образо­ванный может вполне быть узким специалистом или даже практиком в технических областях.

Грамотный и просвещённый человек. Результатом дей­ствия в обществе развитой системы среднего и высшего обра­зования, помимо всего прочего, является создание, во-пер­вых, грамотного (на базе среднего образования), во-вторых, просвещённого (на базе высшего образования) населения.

О пользе просвещения в наш век уже не принято гово­рить в вопросительной форме. Мало кто сомневается в его необходимости. Хотя все мы в разной степени приобщаем­ся к его плодам. Тот, кто разобрался в основах наук, препо­даваемых в средней школе, зовётся грамотным человеком. А если к тому же он разбирается в современном искусстве и литературе, знает классическое наследие в области гумани­тарной мысли, то почему бы не назвать его просвещённым человеком. Но тот, кто приобщается к знаниям не любо­пытства ради, а проводит серьёзные исследования, расши­ряя наши представления о мире, способствует приросту но­вого знания, несомненно, считается учёным.

Обучение даёт квалификацию, образование - метаквали- фикацию, т. е. систему знаний, облегчающую поиск и усво­ение новых знаний. Например, фермеры в развитых странах имеют не только высокую квалификацию, которую им дали опыт работы на ферме и среднее образование. Они имеют ме- таквалификацию, которая даёт знание того, к кому и когда обратиться за советом - к юристу, ветеринару, местному агенту по сбыту, сотруднику университетского факультета па­тологии растений, оптовому поставщику, метеорологу, меха­нику. Метаквалификация, таким образом, позволяет челове­ку найти нужную информацию и усвоить её, даже если она на­ходится далеко за пределами его личного опыта.

Основные термины и понятия

Образование, обучение Вопросы и задания

■■■■■^■^■■■■■■■■шяшамншашввншнш

1. Охарактеризуйте образование как социальный институт.

2. Что такое социальный лифт? Почему образование можно к нему отнести? Сравните его с возможностями других социальных лифтов.

3. Раскройте разницу смысла словосочетаний: человек образован­ный, обученный человек, просвещённый человек, грамотный че­ловек. От чего зависят столь разные результаты обучения?

4. Что такое метаквалификация? Насколько она есть у вас? В чём она проявляется?

Практикум

1. В параграфе даются основные функции образования. Сгруппи­руйте их, обозначив критерий, который стал основой отбора. Есть ли среди функций одна-две, которые можно назвать центральны­ми, системообразующими? Своё мнение обоснуйте.

2. Смоделируйте аргументы участников дискуссии, одни из кото­рых говорили бы о важности получения среднего образования все­ми гражданами, а другие исходили бы из положения: «Не всем людям нужно высокое образование. Тем более не все хотят учить­ся. Так стоит ли тратить средства, силы и учить всех, тем более за­ставлять учиться?»


В Законе РФ «Об образовании» образование характеризуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.
Первый ориентир - личностный. Он исходит из признания человека высшей ценностью, а права на образование - одним из фундаментальных прав личности.
Мыслители, общественные деятели разных эпох и народов охарактеризовали ряд факторов личностной значимости образования. Назовем некоторые из них.
Образование - это то, что заставляет человека стремиться развивать и применять свои способности. В научной литературе образование часто характеризуется как процесс педагогически организованной социализации - развития и
саморазвития человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Образование обеспечивает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различ-ных сферах жизни. Лауреат Нобелевской премии Ж. И. Ал-феров отметил: «Экономика, основанная на наукоемких тех-нологиях, делает жизнь огромного количества людей куда более интересной, потому что им приходится решать очень сложные задачи», это «стимулирует развитие образования, побуждает людей учиться, поскольку знания становятся подлинным источником благополучия - как личности, так и общества».
Образование вводит индивида в культурную жизнь человечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.
Образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патрио-том.
Одним из показателей личностного и общественного значения образования является человеческий интеллектуальный капитал. Это понятие экономическая наука определяет как капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, знаний, опыта.
Чем значительнее такой капитал, тем обычно значительнее трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда. В ряде стран от уровня образования прямо зависит интеллектуальность деятельности, продвижение по службе, заработок и, следо-вательно, социальный статус и достоинство человека, удов-летворенность благополучием своим и своей семьи.
В нашей стране, к сожалению, образованность человека пока далеко не в полной мере сопровождается благополучием. Даже наоборот: нередко малоквалифицированный труд оплачивается лучше, чем деятельность, требующая основа-тельных знаний. Эта явная нелепость преодолевается крайне медленно, особенно в организациях, состоящих на госу-дарственном бюджете.
Второй ориентир - социальный, образование в интересах общества и государства, - органически взаимосвязан с личностным, ибо главное богатство общества - это люди. Ученые утверждают: развитие каждой индивидуальности, несомненно, способствует общественному развитию, в обобщенном смысле развитие общества эквивалентно развитию личности. Если общество создает личности возможности раз-
виваться, в конце концов это неизбежно приводит к развитию общества в целом.
В большинстве стран образование рассматривается как величайшая ценность каждого народа, мировой цивилизации. Забота об образовании объявляется приоритетной (но приоритетность не всегда реализуется). В обществе растет понимание того, что фундаментальное и разностороннее образование способствует полноценному функционированию всех сторон общественной жизни, выработке и реализации политики стабильного социального развития.
Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точнее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволю-ционного развития.
Велика роль образования в укреплении и функционировании демократического общества, правового государства. Оно способствует воспитанию гражданского сознания, помогает людям осознанно подходить к оценке основных документов различных партий и определять свое отношение к их политике.
Образование служит укреплению национальной безопас ности нашей страны. В этой связи отметим несколько положений.
Образование способствует экологической безопасности. Образованные люди не только подняли голос в защиту природы, но и организовали при огромном участии молодежи массовое движение, охватившее весь мир, для предотвращения экологических катастроф.
Миллионы высококвалифицированных специалистов, способных к инновациям, прежде всего технологическим, укрепляют экономическую безопасность государства. Эти люди совершенствуют производство, выводят его на уровень мировых стандартов, правильно ведут дело в суровых усло-виях рынка, укрепляют конкурентоспособность страны.
Подчеркнем, что образование способствует подготовке на-учного, инженерного состава, обеспечивающего современ-ный уровень различных сфер производства, включая боевую технику, служащую охране государства.
Для реализации военно-технического потенциала также необходимы высококвалифицированные кадры. В формировании личного состава Вооруженных сил существенна роль образования. Подготовленный в гражданских и военных учебных заведениях офицерский и генеральский корпус может решать самые сложные задачи по укреплению обороноспособности страны. Обороноспособность во многом зависит от уровня и качества образования солдат и младшего ком-
состава. Здесь не все обстоит благополучно. Специальные
части (ракетные войска, подводный флот) комплектуются
людьми, имеющими достаточный образовательный уровень.
Однако другие части испытывают трудности из-за того, что
образованность людей, пополняющих армию по призыву,
подчас не отвечает требованиям военной службы. Пре
одоление этой трудности также требует повышения качест
ва знаний, получаемых в образовательных учреждениях.
| «Цели образования тесно связаны с целями жизни дан- ,
I ного общества. Жизнь определяет образование, и обрат- >
j но, образование воздействует на жизнь». ;
1 С. И. Гессен, русский педагог (1870-1950)

ПРЕДМЕТ «ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Тема:

"Государственная,

общественная и личностная ценность образования."


1.Введение . 2

2.Государственная, общественная и личностная ценность образования . 4

2.1.Личностная ценность образования . 4

2.2. Общественная ценность образования . 5

. 6

3. Тенденции развития современного образования . 8

“Главной ценностью образования является возможность завоевания внутренней духовной свободы отдельным человеком”

Жак Маритен

Еще древние философы были убеждены в том, что система образования и воспитания - наиболее значимый фактор общественного воспроизводства: от него зависит как качество будущих поколений, так и жизнеспособность, и эффективность будущего развития самого общества. Как отмечал Платон, именно воспитание в полной мере обеспечивает достаточно определенный и ясно выраженный результат: либо Благо, либо его противоположность.

Образование формирует человека конкретного общества, сообразованного с его потребностями, осознающего цели его развития и служащего их реализации. При этом образование, включая человека в пространство общественно значимых ценностей, формируя универсальные модели поведения и ценностные установки, способствует усвоению значимых общечеловеческих ценностей.

В XX веке наметилась тенденция отчуждения образования от человека и общефундаментальных человеческих ценностей. Бурный научно-технический прогресс способствовал формированию в обществе гипертрофированного представления об абсолютном приоритете технологических и технических достижений над гуманитарными знаниями, вещественного богатства перед духовным содержанием. В различных социальных сферах на первый план вышли критерии целесообразности, эффективности. Само образование стало рассматриваться в качестве средства приобретения знаний, навыков, умений, необходимых для освоения технологий и техники, для выполнения узкопрофессиональных функций.

Человеку надлежит приобретать Благо, пишет Платон, оно по справедливости должно быть признано более высоким, чем удовольствие, - это ум, знание, понимание, искусство и прочее в том же роде. Устремленность к миру вечных Идей, отвлечение от повседневной суетности - вот цель истинной жизни. Осмысливая современные задачи образования, можно констатировать, что развитие духовного потенциала личности не должно сводиться просто к интериоризации объективной духовности. Оно осуществляется в процессе деятельности человека с целью позитивного изменения себя и общества в соответствии с высшими социально значимыми ценностями.

Погоня за знаниями, информацией, за материальными ценностями диссонирует с генетически заложенной в человеке потребностью в гармоничном развитии. Главная задача воспитания - это соотнесенность с естественными, природными способностями человека, их признание и развертывание. Ведь правильное воспитание и обучение, отмечает Платон, пробуждают в человеке хорошие природные задатки, т.е. благодаря такому воспитанию они становятся еще лучше - и вообще, и в смысле передачи их своему потомству. «Обратить человека - вовсе не значит вложить в него способность видеть - она у него уже имеется, но неверно направлена, и он смотрит не туда, куда надо. Вот здесь-то и надо приложить силы».

Проблема цели и сути образования действительно разрешается философией (рассмотрение вопросов формирования личности, оптимальной адаптации человека к жизни в обществе, разработки образовательных концепций и программ). Основным принципом современной концепции образования является трактовка идеала образованности через знание и познание. Таким образом, человек образованный - это тот, кто знает мир и умеет использовать свои знания. (Первое предписание философии по Платону - это усердное развитие интеллекта с целью восстановления единства с вечным).

Образование – это единственная технологическая сфера формирования личности человека. По своей сути оно работает всегда на будущее, предопределяя развитие общества в прогрессивном или регрессивном направлении. Поэтому роль образования в развитии любого общества является определяющей. Только оно в состоянии переломить негативные тенденции в духовной, нравственной сфере человечества, помочь в поисках смысла человеческой жизни, дать прогрессивные жизненные ориентиры и указать критерии необратимой нравственной деградации человека.

Духовные, нравственные факторы в борьбе созидательных и разрушительных сил всегда стоят на стороне созидательных. И если разрушительные силы в основном стихийны, то созидательные всегда целенаправленны и требуют огромных усилий не только энергетических, но и временных затрат.

Мы не отрицаем личностной ценности образования, глубоко воспринимаем высшую самоценность каждого человека, но при этом уходим от перекосов и крайностей, понимая, что ценность образования не только в развитии личностных качеств, но и общественных и государственных. И только гармония этих качеств может решить вопрос о ценностном образовании.

В зависимости от ответа, который дается человеком или - более широко - обществом о смысле человеческого существования, формируется и представление о ценности образования как одного из действенных способов передать будущим поколениям свое понимание смысла человеческой жизни.

Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три "слоя" ценностей:

- ценности образования как ценности государственной,

- как ценности общественной,

- как ценности личностной.

Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и в советский период отечественного образования именно они выступали во многих педагогических концепциях на первый план. В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования.

По-видимому, существует тесная связь между признанием личностно-ориентированной ценности образования и тенденцией к пониманию образования как непрерывного процесса, протекающего в течение всей жизни человека. Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, ценности социума, но и обогащать, развивать их.

Увидеть тесную связь образования и приоритетных ценностей общества можно на примере "культуры полезности" и "культуры достоинства", - понятий, введенных известным психологом А.Г. Асмоловым. Культура полезности или культура, ориентированная на полезность как базовую ценность общества, имеет "единственную цель... - воспроизводство самой себя без каких-либо изменений... образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций".

По его мнению, оппозицией такой культуре, такому устройству общества представляет новый тип культуры, ориентированной на достоинство. "В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет". Очевидно, что культура достоинства требует новой парадигмы образования - образования, ориентированного на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общеобразовательной (общекультурной) компетентности. Это требует коренного изменения содержания и организационных форм всей образовательной системы, изменения ценностей образования как социального и культурного явления.

Настоящий период времени характеризуется деидеологизацией общества, переосмыслением и изменением системы ценностей, в том числе и ценностей образования, и определяется рядом ученых как "аксиологическая революция". Социально-экономические реформы, бурный темп жизни, экономический кризис, переход к рыночной экономике в одно мгновение низвергли то, что еще недавно казалось немыслимым. "Старые" ценности, еще недавно казавшиеся неопровержимыми, заменяются "новыми", чуждыми предшествующей практике ценностными ориентациями.

Образование - это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время - это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. Вместе с тем цель образования - развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет, что находит свое отражение в связи образования и культуры.

Связь образования и культуры является наиболее тесной, уже самые ранние стадии становления института образования связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства. Это не просто обуславливание, это сущностная взаимозависимость, что проявляется, в частности, в том, что одним из основных принципов существования и развития образования является "культуросообразность". При этом образование рассматривается, прежде всего, как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе.

Этот принцип пришел на смену выдвинутому Я.А. Коменским положению "природосообразности" обучения. Как полагал Я.А. Коменский, учиться можно легко, только "идя по стопам природы", в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части. Принцип "культуросообразности", императивно сформулированный еще А. Дистервегом: "Обучай культуросообразно!", означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие. Культура понимается как воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества.

Продуктивным является понятие типа культуры (например, архаичной, современной) и положение, что само определение типа культуры может быть соотнесено с характером обучения, образования. Известный этнограф М.Мид по этому основанию выделяет три типа культуры:

- постфигуративную,

-кофигуративную,

-префигуративную.

При постфигуративной культуре (примитивные общества, маленькие религиозные сообщества, анклавы и т.д.) дети, прежде всего, учатся у своих предшественников, и взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной "преемственности жизни", прожитое взрослыми, - это "схема будущего для их детей". Этот тип культуры, согласно М. Мид, тысячелетия характеризовал человеческие сообщества вплоть до начала цивилизации. Проявление этого типа культуры встречается и в наше время в диаспорах, анклавах, сектах; в традициях, национальных укладах.

Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников, более широко - у современников. Однако этот тип культуры включает в себя постфигуративную в смысле следования старшим в нормах, поведении и т.д. В чистом виде кофигуративная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших. На примере анализа жизни иммигрантов в США, Канаде, Австралии, Израиле М.Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания. В этих условиях возникает ситуация объединения сверстников, идентификации со сверстником - ситуация, когда референтными, значимыми для подростка, являются не взрослые, не родители, а именно сверстники.

Префигуративная культура, "где взрослые учатся также у своих детей", отражает то время, в котором мы живем, отмечает М.Мид. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Образование и должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации.

Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся "образовательным" стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное образование и характеризуется поиском решения этого противоречия.

2.3.Государственная ценность образования

Образование как воспроизведение культуры не могло не сформироваться как определенная система, внутри которой дифференцируются (в зависимости от возраста обучающихся, цели обучения, отношения к церкви, к государству) разные подсистемы. В первую очередь подчеркнем, что образование как социальный институт есть сложная система, включающая разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т.д. Эта система характеризуется целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие. Системообразующей (или смыслообразующей) составляющей образовательной системы является цель образования, т.е. ответ на вопрос, какого человека требует и ожидает общество на данном этапе его исторического развития. В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система формировалось в соответствии с теми конкретными общественно-историческими условиями, которые характеризовали каждый конкретный временной период ее развития. Специфичной является и история становления образования в различных его ступенях (школьном, среднепрофессиональном, вузовском) в разных странах.

Образование как система может рассматриваться в трех измерениях:

- социальный масштаб (образование в мире, определенной стране и т.д.),

- ступень образования (дошкольное, школьное, высшее),

- профиль образования - общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное.

С этих позиций образование как систему в целом, можно характеризовать следующим образом:

Образование как система может быть светским или клерикальным, государственным, частным, муниципальным или федеральным;

Образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возрастной критерий. Однако во всех странах при достаточно больших вариациях есть дошкольное образование, затем школьное с тремя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формами могут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, университеты, академии. Каждая ступень имеет свои организационные формы обучения - урок, лекция, семинар и т.д. и специфические формы контроля - опрос, зачет, экзамен я т.д.;
- образование как система может характеризоваться преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью, направленностью;
- образовательная система имеет качественную и количественную характеристику, специфическую для своих подсистем.

Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А.Вербицкий в свое время выделил следующие тенденции в образовании, которые проявляются и будут проявляться в разной степени до конца XX в.

Первая тенденция - осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, - между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения - знаково-контекстного, по А.А.Вербицкому.

Вторая тенденция - индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

Третья тенденция - переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Другими словами, как метафорично отмечает А.А.Вербицкий, тенденция перехода от "школы воспроизведения" к "школе понимания", "школе мышления".

Четвертая тенденция соотносится, по А.А.Вербицкому, с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым. Это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся.

Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится "с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента".

Тенденции изменения общей ситуации образования в конце XX столетия совпадают с общими принципами его реформирования в мире, в странах восточной Европы и в Латвии. Это следующие основные принципы:

- интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;

- гуманизация - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

- дифференциация и индивидуализация , создание условий для полного проявления и развития способностей каждого обучающегося;

- демократизация , создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием.

Существенно, что эти принципы реформирования образования соотносимы с основными направлениями реформирования образовательных систем мирового сообщества, судя по материалам ЮНЕСКО. К этим направлениям были отнесены:

- общепланетарный глобализм и гуманизация образования ;

- культуроведческая социологизация и экологизация содержания обучения ;

- междисциплинарная интеграция в технологии образования ;

- ориентация на непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции .

Рассмотренные принципы и направления образования отражают глобальные тенденции современного мира, выявляющиеся в процессах демократизации, глобализации, регионализации, поляризации, маргинализации и фрагментаризации. Очевидно, что меняющиеся в образовательном пространстве тенденции отражают общие направления изменения в мире, и наоборот, - эти направления суть отражение складывающихся тенденций в образовании.


Список литературы

1. Равкин З.И., Пряникова В. Г. Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии (идеи и положения к разработке концепции исследования) // Национальные ценности образования: история и современность. Материалы ХVII-й сессии Науч. Совета по проблемам истории образования и пед. науки / Под ред. члена-корреспондента З. И. Равкина. - М.: ИТОП РАО, 1996. - С. 6-7.

2. Туровской Я. С. Проблема национальных ценностей в образовании на уровне межличностных отношений // Национальные ценности образования: история и современность. Материалы ХVII-й сессии Науч. Совета по проблемам истории образования и пед. науки / Под ред. члена-корреспондента З. И. Равкина. - М.: ИТОП РАО, 1996. - С. 31. 7

3. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX - 90-е гг. XX вв.) / Под ред. З. И. Равкина. - М.: ИТОиП РАО, 1997. - С. 409-410.

Читайте также:
  1. II блок 19. Социальное воспитание в воспитательной организации. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании
  2. Адаптивная физическая культура в системы высшего профессионального образования.
  3. Административно-правовое регулирование отношений в области образования.
  4. Активное и реактивное сопротивление элементов сети (физический смысл, математическое определение), полное сопротивление сети.
  5. Анна Каренина». Смысл эпиграфа. Трагедия женщины в конфликте с сословной моралью. Проповедь труда и любви.
  6. Б.8.Характеристика содержания музыкального образования.
  7. Безаффиксные способы словообразования. Проиллюстрируйте эти способы примерами из текста. Приведите примеры окказиональной субстантивации в тексте.
  8. Билет 29.Столыпинские преобразования. Общественно-политическое и экономическое развитие России в 1907-1914гг.
  9. Билет 5. Цель задачи и принципы высшего проф. образования. характеристика и перспективы развития высшего проф.образования в россии

Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.

Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах чело­века, общества и государства.
Функции образования :

Экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);

Социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);

Культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).

Сеть образовательных учреждений в России:

дошкольные (ясли, детские сады);

начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);

дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);

среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);

высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);

постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);

подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);

духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).

Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)

Общие тенденции в образовании:

демократизация образования;

рост продолжительности образования;

непрерывность образования;

гуманизация образования;

гуманитаризация образования;

интернационализация образования;

компьютеризация образования.

Приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования :

Обеспечение доступности качественного общего образования

Повышение качества школьной учебной литературы

Повышение уровня оплаты труда работников образования

Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования



Повышение качества профессионального образования

Расширение общественного участия в управлении образованием

Развитие сети общеобразовательных учреждений

Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений.

Современное образование является средством решения важнейших проблем, стоящих не только перед всем обществом, но и перед отдельными индивидами. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.

3. Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?

Данное высказывание подчеркивает преемственность поколений, их непосредственную связь. Речь идет о непрекращающемся процессе смены поколений и о проблеме сохранения и передачи культурного наследства потомкам. В природе человека заложен принцип развития личности от поколения к поколению, это выражается в накапливании бесценного жизненного опыта, знаний и т. д. Но не всегда молодое поколение бывает более совершенным, часто оно остается на прежнем уровне развития, что и старое, а порой и на более низком. Поэтому особую роль здесь играет отношение к потомкам, чувство ответственности перед ними.



Мы живем в XXI в. и сталкиваемся с множеством проблем, как глобального, так и местного характера. Это и серьезные экологические угрозы, связанные с небывалым промышленным бумом второй половины XX столетия, и высокая смертность в некоторых регионах планеты, и многое другое. Сегодня человечество пришло к мысли о том, что необходимо признать за собой ответственность за судьбы будущих поколений, ответственность, которую ни на кого нельзя переложить. С целью документально закрепить такую позицию в 1997 г. в Париже в рамках ЮНЕСКО была принята Декларация об ответственности нынешних поколений перед будущими. В настоящий исторический момент угрозе подвергается само существование человечества и окружающей его среды, защита потребностей и интересов будущих поколений представляет собой одно из важнейших направлений деятельности ООН. Желание «оставить землю богаче и лучше» объединяет все цивилизованные страны. Причем слово «богаче» не стоит понимать буквально. Следует признать, что одного богатства для счастья мало, поэтому необходимо создавать такие условия, при которых потребности и интересы последующих поколений не будут отягощены бременем прошлого, а также оставить в наследство будущим поколениям более совершенный мир. Для выполнения этой задачи люди должны полностью осознавать свою ответственность перед будущими поколениями, признавая, что защита потребностей и интересов последних является важнейшей целью не только в рамках этической миссии ЮНЕСКО, но и всего цивилизованного сообщества.

Линии сопоставления

Чувственное познание

Рациональное познание

1. Формы познания

Ощущение. Восприятие. Представление

Понятие. Суждение. Умозаключе- ние

2. Результат познания

Наглядный образ предмета

Понятие о предмете

3. Степень обобще ния результатов познания

Степень обобщения невелика

Степень обобщения высокая

Существуют два основных вида познавательной де ятельности - чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание - это вид познания, при котором человек получает информацию о пред метах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Пять органов чувств описал еще Арис тотель: вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Но есть и вспомогательные чувства, неизвестные Арис тотелю (чувство равновесия, например).

Роль чувственного познания: органы чувств - единственный канал, который непосредственно связы вает человека с внешним миром, без них человек не способен ни к познанию, ни к мышлению, потеря даже части органов чувств затрудняет процесс познания.

Рационалъное познание - это вид познания, при котором осуществляется упорядочение инфор-мации об ощущаемом предмете и предпринимается попытка понять сущность предмета или явления. Роль рационального познания: органы чувств обла дают ограниченными возможностями (некоторые явления, например атом, не могут быть отражены органами чувств), сущность многих явлений не такова, какой она воспринимается органами чувств, следовательно, необходимо проникнуть в суть позна ваемого предмета, а это возможно лишь средствами рационального познания.

Билет № 15

1. Социальные группы.

2. Общественная значимость и личностный смысл образования.

3. Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?

1. Социалъной группой (или социальной общностью) называется одна из основных форм объединения людей, целью которого является удовлетворение потребности индивидов в осуществлении совместных, солидарных и скоординированных действий. В самом широком смысле понятие «социальная группа» охватывает любое социальное объединение - от семьи и группы сверстников до общества данной страны и даже всего человечества.

В группы людей объединяют два типа связей: экспрессивные и инструментальные. Экспрессивные связи - это социальные связи, образующиеся, когда человек принимает эмоциональное участие в проблемах других людей и берет на себя обязательства по отношению к ним. Такие связи приносят ощущения надежности, признания, товарищества или любви. Инструменталъные связи - это социальные связи, образующиеся в результате сотрудничества индивидов для достижения какой-либо цели.

В соответствии с характером связей выделяют два типа групп - первичные и вторичные. Первичная группа - это два и более индивидов, имеющих непосредственные, личные, тесные взаимоотношения друг с другом. Здесь преобладают экспрессивные связи. Вторичная группа объединяет двух ц более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшихся вместе для достижения какой-либо общей практической цели. В них превалирует инструментальный тип связи: индивиды здесь не самоцель взаимного общения, а средство достижения цели. Но иногда отношения первичной группы вытекают из отношений вторичной: между сослуживцами возникают близкие взаимоотношения.

«мы» и «они».

Люди принадлежат к множеству различных групп, каждая из которых оказывает определенное воздействие на наше поведение. При формировании своих убеждений и стандартов поведения мы ориентируемся прежде всего на те общности, чьи установи и действия воспринимаем как достойные подражания. Для обозначения этих общностей социология использует понятиереференпгные группы, т. е. социальные общности, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. При этом референтной может быть группа, к которой мы сами не принадлежим.

Социальные группы могут быть большими и малыми. Болъшие социалъные группы - это устойчивые совокупности значительного количества людей, функционирующие в масштабах общества в целом. Малые социалъные группы - относительно устойчивые, небольшие по численности социальные группы, члены которых находятся между собой в постоянном непосредственном личном общении и взаимодействии.

Социалъными отпношениями называются отношения между различными социальными группами и индивидами внутри них, отличающиеся широтой, устойчивостью и длительностью.

2. Среди социальных институтов современного общества образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. Образование представляет собой целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Если знания приобретаются индивидом самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о самообразовании.

Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходят передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, а также его нравственное состояние.

Функции образования:

1)создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы;

2) сохранение и ретранслирование культурного достояния общества из поколения в поколение.

Различают следующие виды образования: начальное, общее среднее, полное среднее, среднее специальное, высшее, поствузовское и дополнительное.

Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с учебцыми заведениями иных типов, осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных технологий поставило на повестку дня вопрос о реформйровании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся образовательной реформы можно выделить:

а) демократизацию системы обучения и воспитания;

б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;

в) компьютеризацию процесса образования;

г) интернационализацию процесса образования.

Современное образование является средством решения важнейших проблем, стоящих не только перед всем обществом, но и перед отдельными индивидами. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.

3. Данное высказывание подчеркивает преемственность поколений, их непосредственную связь. Речь идет о непрекращающемся процессе смены поколений и о проблеме сохранения и передачи культурного наследства потомкам. В природе человека заложен принцип развития личности от поколения к поколению, это выражаетея в накапливании бесценного жизненного опыта, знаний и т. д. Но не всегда молодое доколение бывает более совершенным, часто оно остается на прежнем уровне развития, что и старое, а порой и на более низком. Поэтому особую роль здесь играет отношение к потомкам, чувство ответственности перед ними.

Мы живем в XXI в. и сталкиваемся с множеством проблем, как глобального, так и местного характера. Это и серьезные экологические угрозы, связанные с небывалым промышленньгм бумом второй половины XX столетия, и высокая смертность в некоторых регионах планеты, и многое другое. Сегодня человечество пришло к мысли о том, что необходимо признать за собой ответственность за судьбы будущих поколений, ответственность, которую ни на кого нельзя переложить. С целью документально закрепить такую позицию в 1997 г. в Париже в рамках ЮНЕСКО была принята Декларация об ответственности нынешних поколений перед будущими. Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры, сознавая, что в настоящий исторический момент угрозе подвергается само существование человечества и окружающей его среды, признала, что защита потребностей и интересов будущих поколений представляет собой одно из важнейших направлений деятельности. Она также заявляет о необходимости содействия раз-витию солидарности между поколениями ради сохра-нения человечества на вечные времена, об ответствен-ности нынешних поколений перед будущими.

Желание «оставить землю богаче и лучше» объединяет все цивилизованные страны. Причем слово «богаче» не стоит понимать буквально. Следует признать, что одного богатства для счастья мало, поэтому необходимо создавать такие условия, при которых потребности и интересы последующих поколений не будут отягощены бременем прошлого, а также оставить в наследство будущим поколениям более совершенный мир. Для выполнения этой задачи люди должны полностью осознавать свою ответственность перед будущими поколениями, признавая, что защита потребностей и интересов последних является важнейшей целью не только в рамках этической миссии ЮНЕСКО, но и всего цивилизованного сообщества.