Тесты по разделу высшая нервная деятельность. Тесты по биологии "Анализаторы. ВНД. Дыхательная и кровеносная системы" Самостоятельная работа по биологии высшая нервная деятельность

Ян Стреляу не основе дифференциально-психофизиологической концепции Павлова (теория темперамента) разработал тест, направленный на измерение трех основных характеристик типа нервной деятельности:

Уровня процессов возбуждения;
Уровня процессов торможения;
Уровня подвижности нервных процессов (STL)

Тест Стреляу об особенностях высшей нервной деятельности содержит три шкалы, состоящие из 134 вопросов.

Тест Стреляу: шкалы.

1. уровень процессов возбуждения

2. уровень процессов торможения

3. уровень подвижности нервных процессов

Определение основных свойств высшей нервной деятельности

Инструкция по тесту Стреляу:

Вам предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей личности.

На вопросы следует отвечать: «ДА», «НЕТ», «Затрудняюсь ответить»

Текст опросника свойств высшей нервной деятельности.

1. Относитесь ли Вы к людям, которые легко завязывают знакомства?

2. Можете ли Вы воздержаться от выполнения действия до того момента, когда будет дано соответствующее распоряжение (получено разрешение)?

3. Достаточен ли краткий отдых для того, чтобы прошло Ваше утомление, вызванное работой?

4. Можете ли Вы работать в неблагоприятных условиях?

5. Воздерживаетесь ли Вы во время спора от эмоциональных аргументов, не относящихся к делу?

6. Легко ли Вам возвращаться к прежней работе после долгого перерыва (отпуска, каникул)?

7. Забываете ли Вы о своем утомлении, когда поглощены работой?

8. Можете ли Вы терпеливо ждать завершения работы, которую Вы поручили кому-либо?

9. Одинаково ли легко Вы засыпаете, если ложитесь в разное время?

10. Умеете ли Вы хранить секрет, если Вас об этом попросят?

11. Легко ли Вам возобновить работу, которую Вы не выполняли в течении нескольких недель или месяцев?

12. Умеете ли Вы терпеливо объяснять?

13. Любите ли ВЫ работу, требующую умственных усилий?

14. Испытываете ли Вы чувство сонливости или скуки при выполнении монотонной работы?

15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний?

16. Можете ли Вы, в случае необходимости, воздержаться от демонстрации своего превосходства?

17. Ведете ли Вы себя как обычно в присутствии незнакомых людей?

18. Легко ли Вам сдержать злость или гнев?

19. Сохраняете ли Вы присутствие духа в случае неудач?

20. Можете ли Вы в случае необходимости приспособить свою манеру поведения к особенностям поведения окружающих?

21. Охотно ли Вы беретесь за выполнение ответственных функций?

22. Меняется ли Ваше настроение под влиянием окружающей обстановки?

23. Сохраняете ли Вы веру в себя в трудные минуты?

24. Говорите ли Вы так же свободно, как всегда, в присутствии человека, чье мнение для Вас важно?

25. Возникает ли у Вас раздражение в случае изменений в распорядке дня?

26. Быстро ли Вы находите нужный ответ?

27. Можете ли Вы оставаться спокойным в ожидании важного для себя события (прием у учебное заведение, поездка за границу и т.п.)?

28. Легко ли у Вас проходят первые дни отпуска, каникул?

29. Вы находчивы?

30. С легкостью ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к тем, кто это делает медленней?

31. Быстро ли Вы засыпаете, ложась отдохнуть?
32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, занятиях, т.е. публично?

33. Легко ли у Вас портится настроение?

34. Легко ли Вам прервать работу, которой Вы заняты?

35. Можете ли Вы помолчать, чтобы не мешать другим?

36. Можете ли Вы не поддаваться на провокацию?

37. Легко ли Вы срабатываетесь с другими людьми?

38. Всегда ли Вы взвешиваете все «за и против» перед принятием важного решения?

39. Можете ли Вы проследить от начала до конца ход рассуждений автора, читая какую-либо книгу?

40. Легко ли Вам завязать разговор со случайными попутчиками?

41. Можете ли Вы удержаться от вступления в спор, если знаете, что это ни к чему хорошему не приведет?

42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой точности движений?

43. Можете ли Вы изменить принятое решение, если мнение других не совпало с Вашим?

44. Быстро ли Вы привыкаете к новой организации труда?

45. Можете ли Вы поработать ночью, если днем тоже работали?

46. Быстро ли Вы читаете художественную литературу?

47. Быстро ли Вы отказываетесь от своих планов из-за препятствий?

48. Можете ли Вы держать себя в руках, в тех ситуациях, которые этого требуют?

49. Легко ли Вы просыпаетесь?

50. Можете ли Вы сдержать немедленную импульсивную реакцию?

51. Можете ли Вы работать в условиях шума?

52. Можете ли Вы в случае необходимости не говорить всей правды в глаза?

53. Умеете ли Вы сдерживать волнение перед экзаменом, разговором с начальством и т.д.?

54. Быстро ли Вы привыкаете к новому окружению?

55. Любите ли Вы разнообразие и частую смену обстановки?

56. Достаточно ли Вам ночного сна для полного восстановления сил, если днем Вы выполняли тяжелую работу?

57. Избегаете ли Вы занятий, которые требуют выполнения разнообразных действий в течении короткого времени?

58. Справляетесь ли Вы с большинством возникающих трудностей самостоятельно?

59. Ожидаете ли Вы, пока другой выскажется, прежде чем начать говорить самому?

60. Бросились ли Вы в воду, чтобы спасти утопающего, если бы умели плавать?

61. Способны ли Вы к напряженной работе, учению?

62. Можете ли Вы удержаться от замечаний, если они неуместны?

63. Придаете ли Вы значение постоянному рабочему месту, месту за столом, на лекциях и т.п.?

64. Легко ли Вы переключаетесь с одной деятельности на другую?

65. Всегда ли Вы тщательно взвешиваете все последствия перед тем, как решиться на что-то важное?

66. Легко ли Вы справляетесь с трудностями на своем пути?

67. Легко ли Вам удержаться от того, чтобы не поинтересоваться чужими делами, не заглянуть в чужие бумаги?

68. Скучно ли Вам выполнять однообразные стереотипные действия?

69. Придерживаетесь ли Вы правил поведения в общественных местах?

70. Умеете ли Вы сдерживаться во время разговора, выступления или ответа от ненужных движений, жестикуляций?

71. Любите ли Вы оживление вокруг себя?

72. Любите ли Вы выполнять работу требующую больших усилий?

73. В состоянии ли Вы в течении длительного времени концентрировать свое внимание на выполняемой деятельности?

74. Любите ли Вы работу (занятия), которые требуют быстрых движений?

75. Владеете ли Вы собой в трудные минуты жизни?

76. Сразу ли Вы встаете после того, как проснулись?

77. Можете ли Вы, выполнив порученную Вам работу, терпеливо ждать, когда окончат свою работу другие?

78. Действуете ли Вы также уверенно, как обычно, после того, как увидели что-то неприятное, досадное, обидное?

79. Быстро ли Вы просматриваете ежедневную прессу?

80. Случается ли, что Вы говорите настолько быстро, что Вас трудно понять?

81. Можете ли Вы нормально работать, если не выспались?

82. Можете ли Вы работать длительное время без перерыва?

83. Можете ли Вы работать, если у Вас болит голова, зубы и т.п.?

84. Можете ли довести свою работу до конца, когда знаете, что Ваши товарищи ждут Вас или развлекаются?

85. Быстро ли отвечаете на неожиданные вопросы?

86. Быстро ли Вы говорите?

87. Можете ли Вы спокойно работать, когда ожидаете прихода гостей?

88. Легко ли Вы меняете свою точку зрения под влиянием убедительных аргументов?

89. Терпеливы ли Вы?

90. Можете ли Вы приспособится к темпу работы человека, который работает гораздо медленней Вас?

91. Можете ли Вы организовать свою работу так, чтобы в один и тот же период времени выполнить несколько совместимых друг с другом дел?

92. Меняется ли Ваше мрачное настроение в веселой компании?

93. Можете ли Вы без особого напряжения делать одновременно несколько дел?

94. Сохраняете ли Вы присутствие духа, став свидетелем несчастного случая на улице?

95. Любите ли Вы работу, выполнение которой требует большой точности движений?

96. Сохраняете ли Вы присутствие духа, если страдает близкий Вам человек?

97. Полагаетесь ли Вы на себя в трудных ситуациях?

98. Чувствуете ли Вы себя свободно в большой компании или среди незнакомых людей?

99. Можете ли Вы сразу прервать разговор, если того требует ситуация (например, начало сеанса, собрания, лекции)?

100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к тому, как работают другие?

101. Любите ли Вы часто менять вид занятий?

102. Стремитесь ли Вы взять инициативу в свои руки, если происходит что-то неожиданное?

103. Сдерживаетесь ли Вы от смеха в неподходящий момент?

104. Сразу ли Вы полностью включаетесь в работу?

105. Выступаете ли Вы против того, с кем не согласны?

106. Можете ли Вы справиться с состоянием временной депрессии?

107. Засыпаете ли Вы как обычно, если сильно утомлены работой?

108. Можете ли долго ждать не раздражаясь?

109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если знаете, что оно ни к чему хорошему не приведет?

110. Можете ли Вы хладнокровно подыскивать аргументы в ходе бурного спора?

111. Сразу ли Вы находите нужное решение при неожиданном изменении ситуации?

112. Можете ли Вы не шуметь, если Вас об этом попросят?

113. Без особых ли уговоров Вы соглашаетесь на то, чтобы подвергнуться неприятным медицинским процедурам?

114. Можете ли Вы работать с большим напряжением сил, интенсивно?

115. Охотно ли Вы меняете место отдыха, развлечений?

116. Трудно ли Вам приспособится к новому распорядку дня?

117. Спешите ли Вы с помощью в случае неожиданных происшествий?

118. Воздерживаетесь ли Вы от ненужных жестов, возгласов, наблюдая соревнования, выступления в цирке и т.п.?

119. Любите ли Вы работу, занятия, где приходится разговаривать со многими людьми?

120. Контролируете ли Вы выражение своего лица (гримасы, ироническая улыбка и т.п.)?

121. Нравится ли Вам работа, требующая активных физических движений?

122. Считаете ли Вы себя отважным человеком?

124. Умеете ли Вы справится с желанием все бросить в случае неудачи?

125. Умеете ли Вы в течении длительного времени стоять, сидеть спокойно, если Вас об этом попросят?

126. В состоянии ли Вы сдерживать свой смех, если знаете, что это может кого-то обидеть, задеть?

127. Легко ли Ваше грустное настроение сменяется радостным?

128. Трудно ли вывести Вас из равновесия?

129. Легко ли Вам соблюдать все принятые в Вашем окружении условности?

130. Любите ли Вы выступать публично?

131. Приступаете ли Вы к работе сразу, без длительной подготовки?

132. Готовы ли Вы спешить на помощь, подвергая риску собственную жизнь?

133. Энергичны ли Ваши движения?

134. Охотно ли Вы беретесь за ответственную работу?

Ключ к тесту Стреляу: свойства высшей нервной деятельности

Возбуждение
За ответы «ДА»: 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134 – плюс 2 балла.

За ответы «НЕТ»: 47, 51, 107, 123 – плюс 2 балла.

Торможение
За ответы «ДА»: 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 37, 38, 42, 48, 50, 52, 53, 59, 62, 65, 67, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129 – плюс 2 балла.

За ответы «НЕТ»: 18, 34, 36, 128 – плюс 2 балла.

Средний уровень – 40 -42 балла.

Подвижность
За ответы «ДА»: 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 41, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 119, 127, 131 – плюс 2 балла.

За ответы «НЕТ»: 25, 57, 63, 116 – плюс 2 балла.

Средний уровень 40 – 42 балла.

Желаю всем психологического благополучия!

Тесты позволят выявить знания учащихся о врожденных и приобретенных программах поведения, мышлении, памяти, о значении речи и трудовой деятельности. Определить значение работ отечественных ученых в разработке учения о высшей нервной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант I

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является безусловным?

2. Если в комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, включается неожиданно приемник, то его звук...

3. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель.

А. Постоянно подкреплять безусловным

Б. Подкреплять безусловным нерегулярно

В. Не подкреплять безусловным

Г. То подкреплять безусловным, то длительно не подкреплять

4. Какой признак характерен для безусловного рефлекса?

В. Не передается по наследству

Г. Вырабатывается у каждой особи вида

5. К высшей нервной деятельности относят:

А. Мыслительную, речевую деятельность и память

Б. Группу ориентировочных рефлексов

В. Инстинкты

Г. Рефлексы, обеспечивающие органические потребности (голод, жажда и др.)

6. Что такое потребность?

А. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности

Б. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизни и развития организма

В. Внутренний мир человека

Г. Основная форма деятельности нервной системы.

7. Какая форма высшей нервной деятельности характерна для человека?

А. Условные рефлексы

Б. Безусловные рефлексы

В. Мышление

Г. Элементарная рассудочность

8. Большой вклад в учение о высшей нервной деятельности внес

А. И.И. Мечников

Б. И.П. Павлов

В. Луи Пастер

Г. Н.А. Семашко

В. Не меняется вовсе

10 . Инстинкт - это:

А. Генетически закрепленное поведение

Б. Приобретенный в течение жизни опыт

В. Поведение, обусловленное целенаправленным обучением

11. Что, по И.П. Павлову, является «чрезвычайной прибавкой к механизмам работы мозга ?

А. Рассудочная деятельность

Б. Эмоции:

В. Речь

12. Первая сигнальная система:

А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений) Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды

13. Важнейшая функция речи - это:

А. Обобщение и абстрактное мышление

Б. Обозначение конкретных примеров

В. Выражение эмоций

14. Сновидения возникают в период

А. Медленного сна

Б. Быстрого сна

В. В обоих случаях

15. Ухаживание кошки за котятами - это:

А. Условный рефлекс

Б. Сложная цепь безусловных рефлексов

В. Сочетание навыков и безусловных рефлексов

16. Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте:

А.Эмоции

Б. Внимание

В. Память

17 . Какая из форм торможения передается по наследству ?

А. Внешнее

Б. Внутреннее

В. Таких не существует

18. Чего нельзя увидеть в сновидениях ?

А. Прошлое

Б. Настоящее

В. Будущее

  1. Чем условный рефлекс отличается от безусловного?
  2. Какое значение для организма имеет сон?
  3. Чем отличается мышление человека от рассудочной деятельности животных ?

Вариант I

  1. 1 - В; 2 - Г; 3 - А; 4 - А; 5 - А; 6 - Б; 7 - В; 8 - Б; 9 -Г; 10-А; 11 - В; 12 - В;
  2. 13 -А; 14-А; 15 -Б; 16 - Б; 17 - Б; 18 - В; 19 - безусловные рефлексы передаются по наследству, а условные рефлексы вырабатываются после рождения в процессе жизни; 20 - отдых мозга, активная перестройка его работы, необходимая для упорядочивания полученной информации в период бодрствования; 21 - мышление - это способ на основе известных знаний добывать новую информацию, обобщать известные факты. Рассудочная деятельность - это высшая форма приспособления к условиям среды.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Вариант II

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является условным ?

А. Выделение слюны при показе пищи

В. Отдергивание руки от горячего предмета

2. Если у собаки вырабатывается условный слюноотделительный рефлекс на зажигание электрической лампочки, то пища в этом случае...

А. Является условным раздражителем

Б. Является безразличным раздражителем

В. Является безусловным раздражителем

Г. Вызывает торможение рефлекса

3. Какие формы высшей нервной деятельности наблюдаются у животных?

А. Только безусловные и условные рефлексы

Б. Безусловные и условные рефлексы и элементарная рассудочная деятельность

В. Мышление

Г. Только элементарная рассудочная деятельность

4. Условный рефлекс...

А. Характерен для всех особей данного вида

Б. Приобретается в течение жизни

В. Передается по наследству

Г. Является врожденным

5 . Какая из форм высшей нервной деятельности соотносится с умением решать математические задачи?

А. Условные рефлексы

Б. Безусловные рефлексы

В. Абстрактное мышление

Г. Элементарная рассудочная деятельность

6. В комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, постоянно включено радио. Радио в этом случае выступает как...

А. Условный раздражитель

Б. Безразличный раздражитель

В. Безусловный раздражитель

Г. Фактор, вызывает торможение рефлекса

7. В период быстрого сна

А. Снижается температура

Б. Замедляется дыхание

В. Происходит движение глазных яблок под закрытыми веками

Г. Понижается кровяное давление

8. Ответная реакция организма на раздражение рецепторов при участии и контроле нервней системы называется:

А. Гуморальной регуляцией

Б. Рефлексом

В. Автоматизмом

Г. Сознательной деятельностью

9. Во время сна деятельность мозга:

А. Прекращается на все время сна

Б. Прекращается на время медленного сна

В. Не меняется вовсе

Г. Перестраивается, циклически изменяясь на протяжении всего сна

10. Прямо перед школьником неожиданно на большой скорости проехала машина. Он остановился как вкопанный. Поч ему ?

А. Сработало внешнее торможение

Б. Сработал условный рефлекс

В. Сработало внутреннее торможение

11. Вторая сигнальная система:

А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений) Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды

В. Анализирует оба типа сигналов

12. Рассудочная деятельность - это...

А. Высшая форма приспособления к условиям среды

Б. Способность говорить

В. Способность использовать орудия труда

13. Сновидения возникают в период

А. Медленного сна

Б. Быстрого сна

В. В обоих случаях

14. Засыпание человека происходит:

А. Только рефлекторно

Б. Под влиянием гуморальных процессов

В. Под влиянием гуморальных и рефлекторных процессов

15. Кто первым объяснил рефлекторный принцип работы головного мозга?

А. И. П. Плодов

Б. А. Л. Ухтомский

В. И.М. Сеченов

Г. II.И. Анохин

16. Что И.П. Павлов понимал под названием «сигналы сигналов»?

А. Первую сигнальную систему

Б. Вторую сигнальную систему

В. Рефлекс

17. Переживания, в которых проявляются отношения людей к окружающему миру и к самому себе, называются:

А. Обучением

Б. Памятью

В. Эмоциями

18. Каково биологическое значение торможения условных рефлексов?

19. Что формируется труднее: знания, умения или навыки?

20.Как по-другому можно назвать цепочку условных рефлексов?

Вариант II

1 - Б; 2 - В; 3 - Б; 4 - Б; 5 - В; 6 - Г; 7 - В; 8 - Б; 9 -Г; 10-А; 11-А; 12 -А; 13 - Б; 14 -В; 15 -В; 16 - Б; 17 - В; 18 - позволяет приспособиться к конкретным условиям существования; 19 - умения; 20 - динамический стереотип.


Контрольный тест по теме «Высшая нервная деятельность. Психика и поведение человека»
Цель: определить уровень учебных достижений учащихся по теме: «Высшая нервная деятельность. Психика и поведение человека », а именно: психология и поведение человека, высшая нервная деятельность, исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности, безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение, сознание, память, эмоции, речь, мышление, особенности психики человека: осмысленность восприятия, способности, темперамент, характер, роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека, сон и бодрствование, значение сна.
Умения применять знания о ВНД для обучения и трудовой деятельности, для сохранения здоровья.
Продолжить развитие логического мышления, научной биологической речи, умения анализировать, находить пути решения задач.
Тип урока: контроля и коррекции знаний.
Вид контроля: тематический.
Форма контроля: индивидуальный.
Методы контроля: письменный, тестовый.
Виды учебных заданий: репродуктивные, реконструктивные, творческие.
Процедура оценивания: традиционная шкала.
Контрольный тест состоит из двух вариантов с ответами и содержит разно уровневые задания.
I.Уровнь - задания в количестве – 14 с выбором одного верного ответа.
II.Уровень содержит одно задание на установление соответствия.
III.Уровень содержит два задания с выбором трех верных ответов.
IV.Уровень. Содержит два задания: одно задание на установление последовательности, второе - со свободным ответом.
Вариант I
I.Уровень Задания с выбором одного верного ответа.
1. Ученый, открывший условный рефлекс: а) А.А. Ухтомский;
б) И.М. Сеченов;
в) И.П. Павлов;
г) П.К. Анохин.
2. Ученый – автор книги «Рефлексы головного мозга»:
а) А.А. Ухтомский;
б) И.М. Сеченов;в) И.П. Павлов;
г) П.К. Анохин.
3. Безусловные рефлексы являются:
а)врождёнными;
б)приобретёнными;

г)частично врождёнными и частично приобретёнными.
4. Формирование высшей нервной деятельности у позвоночных животных преимущественно связано с развитием:
а)продолговатого мозга;
б)мозжечка;
в)среднего мозга;
г)коры мозга.
5.Психический процесс накопления, хранения и воспроизведения прошлого опыта:
а)инстинкт;
б)память;
в) речь;
г)внимание.
6.Парадоксальным называют:
а)медленноволновой сон;
б)быстроволновой сон;
в)дневной сон;
г)незапланированный сон в нетипичной обстановке.
7.Сигналом для второй сигнальной системы является (ются):
а) тактильные ощущения;
б) безусловный рефлекс;
в) слово;
г) зрительный образ предмета.
8. Способность ребёнка к обучению речи в первую очередь связана с:
а)его расовой принадлежностью;
б)качеством питания;
в)индивидуальными особенностями строения голосовых связок;
г)постоянным голосовым контактом с матерью.
9. Неповторимое сочетание психологических черт личности:
а)характер;
б)способности;
в) навыки;
г) условные рефлексы.
10. Реакция человека на зелёный цвет светофора– это рефлекс:
а)врождённый;
б)приобретённый;
в)безусловный;
г)наследуемый.
11.Мышление возникает на основе:
а) инстинкта;
б) рассудочной деятельности;
в) безусловных рефлексов.
12.Какая из форм высшей нервной деятельности соотносится с умением решать математические задачи?
а) условные рефлексы;
б)безусловные рефлексы;
в) абстрактное мышление;
г) элементарная рассудочная деятельность.
13. Состояние длительного многолетнего сна называется:
а)летаргией;
б) гипнозом;
в) сомнамбулизмом.
14. Представление о цвете, форме, поверхности, запахе предмета складываются в:
а) восприятие;
б) впечатление;
в) ощущение.

1. Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом.
ПРИЗНАКИ РЕФЛЕКСОВ ТИПЫ РЕФЛЕКСОВ
передаются по наследству; А) условные,
не передаются по наследству; Б)безусловные.
приобретаются в течение жизни;
врождённые;
характерны для всех особей вида;
индивидуальны для каждой особи.

1. На звонок с урока:
А) реагирую дети любого возраста одинаково;
Б) сходно реагируют дети школьного возраста;
В) приобретается рефлекс в процессе жизни;
Г) рефлекс передаётся по наследству;
Д) рефлекс является врождённым;
Е) рефлекс не передаётся по наследству.
2.Сангвинику свойственна:
А) малоподвижность;
Б) общительность;
В) легко возбудимость;
Г) уравновешенность;
Д) подвижность;
Е) неуверенность.

1. Установите правильную последовательность прохождения нервным импульсом звеньев рефлекторной дуги условного рефлекса.
А) центр слюноотделения;
Б) чувствительный нейрон;
В) временная связь;
Г) зрительный центр;
Д) слюнные железы;
Е) рецепторы глаза;
Ж) двигательный нейрон;
З) подкорковые образования.

2.Объясните понятие «динамический стереотип».
ОТВЕТЫ Вариант I
I.Уровень.

в б а г б б в г а б б в а а
II.Уровень. Задание на установление соответствия.
1
БААББА
III.Уровень. Задания с выбором трех верных ответов.
1 2
БВЕ ВГД
IV.Уровень. Задание на установление последовательности.
1
ЕБЗГВАЖД
Задание со свободным ответом.

2. Динамический стереотип – это особая система условно рефлекторных связей в головном мозге, лежащая в основе обучения большинства двигательных навыков, которые затем становятся автоматическими, например письмо, игра на рояле, катание на велосипеде, плавание.
Вариант II
I.Уровень. Задания с выбором одного верного ответа.
1. Ученый, основоположник теории о высшей нервной деятельности: а) А.А. Ухтомский;б) И.М. Сеченов;
в) И.П. Павлов;г) П.К. Анохин.
2.Ученый, создавший учение о доминанте:
а) А.А. Ухтомский;
б) И.М. Сеченов;
в) И.П. Павлов; г) П.К. Анохин.
3. Условные рефлексы являются:
а)врождёнными;
б)приобретёнными;
в)как врождёнными, так и приобретёнными;
г)частично врождёнными и частично приобретёнными;
4. Безусловные рефлексы человека и животных обеспечивают:
а)приспособление организма к постоянным условиям среды;
б)приспособление организма к меняющемуся внешнему миру;
в)освоение организмом новых двигательных умений;
г)различение животными команд дрессировщика.
5.Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в:
а)коре больших полушарий;
б)продолговатом мозге;
в)мозжечке;
г)среднем мозге.
6. Инстинкт - это совокупность:
а)условных рефлексов;
б)безусловных рефлексов;
в) навыков;
г) памяти и мышления.
7.Сосредоточенность на событии, объекте или виде деятельности:
а)речь;
б)память;
в) внимание;
г) навык.
8. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс:
а)условный;
б)безусловный;
в)защитный;
г)ориентировочный.
9. Человек, в отличие от животных, услышав знакомое слово, воспринимает:
а)тональность звуков;
б)направление слуховой волны;
в)интенсивность звукового сигнала;
г)его смысл.
10. Переживания, в которых проявляются отношения людей к окружающему миру и к самому себе, называются:
а)обучением;
б) памятью; в)эмоциями.
11. Засыпание человека происходит:
а) только рефлекторно;
б) под влиянием гуморальных процессов;
в) под влиянием гуморальных и рефлекторных процессов.
12. Вторая сигнальная система:
а) анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений);
б) анализирует сигналы, идущие из внешней среды;
в) анализирует оба типа сигналов.
13. Навыки катания на коньках, на велосипеде, плавание формируются на основе:
а) динамического стереотипа;
б) инстинктивных реакций;
в) безусловных реакций.
14Сон представляет собой:
а)один из видов торможения коры полушарий большого мозга;
б) один из особых видов возбуждения коры полушарий большого мозга;
в) временное прекращение деятельности мозга.
II.Уровень. Задание на установление соответствия.
1. Установите соответствие между физиологическими эффектами и фазами сна.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ФАЗЫ СНА
учащение дыхания, А) парадоксальный
быстроволновая электрическая активность мозга, Б) медленный сон.
падение ЧСС,
релаксация мышц,
сновидения,
активное сокращение мимической мускулатуры.
III.Уровень. Задания с выбором трех верных ответов
1. Признаки, характеризующие специфическую высшую нервную деятельность человека.
А) реализуются безусловные рефлексы;
Б) способность к абстрактному мышлению;
В) способность к обучению;
Г) речь;
Д) общение знаками, символами, понятиями;
Е) сформированное условно-рефлекторное поведение.
2.Меланхолику свойственна:
А)слабая подвижность;
Б)общительность;
В)легко возбудимость;
Г) неуравновешенность;
Д) подвижность;
Е) неуверенность.
IV.Уровень. Задание на установление последовательности.
1. Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок.
А) слуховой центр коры мозга;
Б) чувствительный нейрон;
В) рецепторы слуха;
Г) временная связь;
Д) центр слюноотделения;
Е) слюнные железы;
Ж) двигательный нейрон.
Задание со свободным ответом.
2. Приведите примеры инстинктивного поведения человека.
ОТВЕТЫ Вариант II
I.Уровень.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
в а б а а б в а г в в а а а
II.Уровень. Задание на установление соответствия.
1
ААББАА
III.Уровень. Задания с выбором трех верных ответов.
1 2
БГД АВГIV.Уровень. Задание на установление последовательности.
1
ВБАГДЖЕ
Задание со свободным ответом.
2. Инстинкты – это более сложные формы врожденного поведения, цепь последовательных реакций, обеспечивающих адаптацию к окружающей среде, например, способность новорожденных плавать без предварительного обучения.

Вариант 1

Задание 1.

1. Принцип рефлекторной работы мозга был открыт:

B. Ильей Ильичом Мечниковым

2. Сужение зрачка, слюноотделение можно отнести к:

A. Условным рефлексам

Б. Безусловным рефлексам

B. Приобретенным рефлексам

3. Способность новорожденных к плаванию без предварительного обучения является примером:

A. Безусловного рефлекса

Б. Условного рефлекса

B. Инстинкта

4. В основе приобретенного поведения лежат:

A. Безусловные рефлексы

Б. Условные рефлексы

B. Инстинкты

5. Навыки катания на коньках, на велосипеде, плавание формируются на основе:

A. Динамического стереотипа

Б. Инстинктивных реакций

B. Безусловных реакций

6. Если не подкреплять условный раздражитель безусловным, произойдет:

A. Безусловное торможение

Б. Исчезновение рефлекса

B. Условное торможение

7. Мышление возникает на основе:

A. Инстинкта

Б. Рассудочной деятельности

B. Безусловных рефлексов

8. Сущность образования условных рефлексов, процессов возбуждения и торможения была открыта и подробно изучена:

A. Иваном Михайловичем Сеченовым

Б. Николаем Ивановичем Пироговым

B. Иваном Петровичем Павловым

9. Сон представляет собой:

A. Один из видов торможения коры полушарий большого мозга

Б. Один из особых видов возбуждения коры полушарий большого мозга

B. Временное прекращение деятельности мозга

10. Во время сна клетки мозга:

A. Прекращают свою активность

Б. Восстанавливают свою работоспособность

B. Замедляют свою работоспособность

Задание 2 . Вставьте пропущенное слово.

1. Безусловные рефлексы являются..., передаются из поколения в поколение и проявляются как... реакции на определенные... раздражители.

2. Примером безусловного рефлекса служит сужение...,... в ротовой полости и более сложные формы врожденного поведения – ...

3. Рефлексы, возникающие в течение жизни, называются..., являются строго... и возникают в ответ на... раздражители.

4. Условные рефлексы лежат в основе... поведения, обеспечивающего адаптацию к окружающему миру, и сложной системы условно-рефлекторных связей в коре полушарий, формирующих... стереотип, лежащий в основе многих привычек и...

5. Со временем с условными рефлексами может произойти... или... торможение при исчезновении условного раздражителя или действии нового... рефлекса.

6. Гипотеза о рефлекторной основе деятельности... мозга принадлежит..., а создателем целостного учения об условных рефлексах является...

7. Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо, чтобы период активного бодрствования сменялся..., который Павлов назвал... торможением, восстанавливающим функции... системы.

Задание 3 . Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Какие рефлексы называют безусловными? В чем их значение?

2. Приведите примеры инстинктивного поведения человека.

3. Что такое условные рефлексы? Как они формируются?

4. Каково значение условных рефлексов?

5. Объясните понятие «динамический стереотип».

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Вариант 2

Задание 1. Выберите один правильный ответ.

1. Люди видят сны в период:

А. Пробуждения

Б. Медленного сна

В. Быстрого сна

2. Взрослый человек должен спать в сутки:

А. 4 часа

Б. 8 часов

В. 10 часов

3. Состояние длительного многолетнего сна называется:

А. Летаргией

Б. Гипнозом

В. Сомнамбулизмом

4. Специфическим условным раздражителем человека является:

А. Действие

Б. Слово

В. Мысль

5. Представление о цвете, форме, поверхности, запахе предмета складываются в:

А. Восприятие

Б. Впечатление

В. Ощущение

6. Установление взаимосвязи между фактами – основа:

A. Логической памяти

Б. Механической памяти

B. Слуховой памяти

7. Способность человека на основе уже имеющихся знаний добывать новую информацию, называется:

А. Познание

Б. Мышление

В. Память

8. Неуравновешенный, легковозбудимый тип темперамента называется:

А. Сангвиник

Б. Флегматик

В. Холерик

9. Уравновешенный, спокойный, инертный тип темперамента называется:

А. Сангвиник

Б. Флегматик

В. Меланхолик

10. Тип темперамента и особенности нервной системы:

A. Наследуются от родителей

Б. Зависят от внешней среды

Высшая нервная деятельность

Задания с выбором одного верного ответа.

А1. Безусловные рефлексы человека и животных обеспечивают:

    приспособление организма к постоянным условиям среды,

    приспособление организма к меняющемуся внешнему миру,

    освоение организмом новых двигательных умений,

    различение животными команд дрессировщика.

А2. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в:

    коре больших полушарий,

    продолговатом мозге,

    мозжечке,

    среднем мозге.

А3. Реакция человека на зелёный цвет светофора– это рефлекс:

    врождённый,

    приобретённый,

    безусловный,

    наследуемый.

А4. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс:

    условный,

    безусловный,

    защитный,

    ориентировочный.

А5. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем – это:

    безусловное торможение,

    условное торможение,

    рассудочное действие,

    осознанный поступок.

А6. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель:

    постоянно подкрепляется безусловным раздражителем,

    нерегулярно подкрепляется безусловным раздражителем,

    не подкрепляется безусловным раздражителем,

    подкрепляется безусловным раздражителем через большие промежутки времени.

А7. Человек, в отличие от животных, услышав знакомое слово, воспринимает:

    тональность звуков,

    направление слуховой волны,

    интенсивность звукового сигнала,

    его смысл.

А8. Плачущему малышу дали в руки игрушку, которая зазвенела. Ребёнок перестал плакать в результате:

    безусловного рефлекса,

    рассудочной деятельности,

    процесса возбуждения,

    процесса торможения.

А9. Ребёнок, который в первые годы жизни был изолирован от человеческого общества:

    может научиться говорить, но не ходить на двух ногах,

    не очень сильно отличается от обычного ребёнка того же возраста,

    не способен полноценно освоить речь и "человеческое" поведение,

    продолжает вести себя как младенец на первых месяцах жизни.

А10. Способность ребёнка к обучению речи в первую очередь связана с:

    его расовой принадлежностью,

    качеством питания,

А11. Обезьяна может использовать палку, чтобы достать плод, который находится вне клетки, так как обладает:

    безусловными пищевыми рефлексами,

    условными пищевыми рефлексами,

    ориентировочными рефлексами,

    рассудочной деятельностью.

А12. Внешнее торможение возникает:

    при действии внешних сильных новых очагов возбуждения,

    при постепенном угасании существующего условного рефлекса,

    вне зависимости от действия внешнего раздражителя,

    по истечении определённого времени для всех условных рефлексов.

А13. Формирование высшей нервной деятельности у позвоночных животных преимущественно связано с развитием:

    продолговатого мозга,

    мозжечка,

    среднего мозга,

    коры мозга.

А14. Основной признак безусловных рефлексов:

    индивидуальные,

    кратковременные,

    наследственные,

    приобретённые.

А15. Эмоциональные реакции у животных наиболее отчётливо проявляются при раздражении:

    продолговатого мозга,

    среднего мозга,

    промежуточного мозга,

    мозжечка.

Задания с выбором нескольких правильных ответов .

В1. На звонок с урока:

А) реагирую дети любого возраста одинаково,

Б) сходно реагируют дети школьного возраста,

В) приобретается рефлекс в процессе жизни,

Г) рефлекс передаётся по наследству,

Д) рефлекс является врождённым,

Е) рефлекс не передаётся по наследству.

В2. Реакция ребёнка на бутылочку с питательной смесью – это пример рефлекса:

А) врождённого,

Б) приобретённого в течение жизни,

В) имеющегося у всех грудных детей,

Г) имеющегося у детей с искусственным или смешанным вскармливанием,

Д) передающегося по наследству,

Е) не передающегося по наследству.

В3. Признаки, характеризующие специфическую высшую нервную деятельность человека.

А) реализуются безусловные рефлексы,

Б) способность к абстрактному мышлению,

В) способность к обучению,

Д) общение знаками, символами, понятиями,

Е) сформированное условно-рефлекторное поведение.

Задания на установление соответствия.

В4. Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом.

ПРИЗНАКИ РЕФЛЕКСОВ ТИПЫ РЕФЛЕКСОВ

    передаются по наследству, А) условные,

    не передаются по наследству, Б) безусловные.

    приобретаются в течение жизни,

    врождённые,

    характерны для всех особей вида,

    индивидуальны для каждой особи.

В5. Установите соответствие между характеристикой торможения условных рефлексов и его типом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОРМОЖЕНИЯ ТИПЫ ТОРМОЖЕНИЯ

    условный рефлекс медленно угасает, А) внешнее,

    в коре больших полушарий возникает новый Б) внутреннее.

очаг возбуждения,

    условный раздражитель не подкрепляется безусловным,

    временная нервная связь в коре больших полушарий сохраняется.

В6. Установите соответствие между физиологическими эффектами и фазами сна.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ФАЗЫ СНА

    учащение дыхания, А) парадоксальный сон,

    быстроволновая электрическая активность мозга, Б) медленный сон.

    падение ЧСС,

    релаксация мышц,

    сновидения,

    активное сокращение мимической мускулатуры.

Задание на установление правильной последовательности .

В7. Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок.

А) слуховой центр коры мозга,

Б) чувствительный нейрон,

В) рецепторы слуха,

Г) временная связь,

Д) центр слюноотделения,

Е) слюнные железы,

Ж) двигательный нейрон.

В8. Установите правильную последовательность прохождения нервным импульсом звеньев рефлекторной дуги условного рефлекса.

А) центр слюноотделения,

Б) чувствительный нейрон,

В) временная связь,

Г) зрительный центр,

Д) слюнные железы,

Е) рецепторы глаза,

Ж) двигательный нейрон,

З) подкорковые образования.

Задания со свободным ответом.

С1. Какова роль условных рефлексов в жизни животного?

С2. Почему человек в своём доме безошибочно находит выключатель, а в чужом некоторое время ищет его, даже если уже бывал там не один раз?

Ответы к заданиям части А

Ответы к заданиям части В с выбором нескольких верных ответов

№ задания

Ответы к заданиям части В на установление соответствия

№ задания

Ответы к заданиям части В на определение последовательности

№ задания

ЕБЗГВАЖД

Ответы к заданиям части С

С1. Осуществляется приспособление организма к конкретным условиям существования.