Курсы или обучение дистанционно по нейробиологии. Кафедра высшей нервной деятельности. Профессия в лицах

Направление подготовки: —

Биология

Магистерская программа: —

Нейробиология

Квалификация выпускника: —

магистр биологии

Вступительные испытания: —

Биология (собеседование), биология на иностранном языке (собеседование)

Магистратура «Нейробиология» представляет собой уникальную образовательную программу (15 бюджетных и 5 внебюджетных мест), направленную на подготовку кадров высшей квалификации — специалистов, способных к проведению фундаментальных и прикладных исследований в области нейробиологии, например, исследованиях способностей, внимания и восприятия, нейромаркетинга, нейродефектологии, подбора кадров и профориентации, биомедицинских технологий. — Программа разработана в сотрудничестве с ведущими специалистами Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН (ИВНД и НФ РАН). —

Срок действия государственной аккредитации: до 25.04.2016 г.

План приема на 2015 год: бюджет — 15 мест, внебюджет.
Стоимость обучения: 201 600 руб. в год.

Теоретическая подготовка в области нейробиологии осуществляется ведущими научными сотрудниками — ИВНД и НФ РАН, кафедры высшей нервной деятельности МГУ им. М.В. Ломоносова, Отдела исследований мозга ФГБУ «Научного центра неврологии» РАМН (ФГБУ «НЦН» РАМН). Обучение практическим навыкам и инструментальным методикам будет проводиться на базе Института нейронаук и когнитивных исследований МГГУ им. М.А. Шолохова (ИНИКИ), а также в лабораториях ИВНД и НФ РАН, ФГБУ «НЦН» РАМН, НИИ нейрохирургии им. Бурденко и других ведущих научных центрах. —

Образовательная программа «Нейробиология» тесно связана с двумя другими магистратурами МГГУ им. М.А. Шолохова: магистратура «Инструментальная психодиагностика» — (руководитель проф., д.псих.н. Огнев А.С.), посвященная инструментальным методам диагностики и оценке достоверности информации, и магистратура «Нейродефектология» (проф., д.пед.н. Орлова О.С.), посвященная особенностям — обучения детей с ограниченными возможностей здоровья.

Три причины поступить в магистратуру «Нейробиология» МГГУ им. М.А. Шолохова:

  • Сочетание фундаментальной теоретической подготовки по нейробиологии и прикладных навыков, владение передовыми инструментальными биохимическими, молекулярно-генетическими и психофизиологическими методами.
  • С самого начала обучения студенты принимают участие в — исследовательских проектах в таких областях, как психодиагностика, менеджмент, управление кадрами, обеспечение безопасности и нейромаркетинг. Возможно — участие в зарубежных стажировках, в грантах РНФ, РФФИ и РГНФ, а также в федеральных целевых программах Минобрнауки РФ. Все исследования выполняются в лабораториях, отлично — оснащенных высокотехнологичным оборудованием (52-канальные электроэнцефалографы, полиграфы Axcititon , айтрекер SMI ).
  • Наша магистратура дает все возможности студентам заработать себе за два года отличный послужной список: сформировать себе портфолио, стать соавторами в научных статьях в российских и международных высокорейтинговых журналах, принять участие в грантах и международных конференциях.

Семестр 1

Семестр 2

Семестр 3

Семестр 4

Иностранный язык для спец. целей

Специальные методы исследования

Количественные методы анализа

Экспериментальная нейробиология

Оформление и презентация исследовательской деятельности

Генетика поведения

Дифференциальная психология и психодиагностика

Нейроанатомия и функциональная нейроморфология —

Актуальные вопросы современной нейробиологии

Эволюционная биология

Философия науки

Молекулярная биология

Основы психофармакологии

Нейромаркетинг

Нейрофизиология и высшая нервная деятельность

Нейрохимия

Клиническая психология и психиатрия

Клиническая нейробиология и функциональная диагностика

Методология исследовательской деятельности

Трекинг глаз в когнитивных исследованиях

Электроэнцефалография

курс по выбору

НАУЧНАЯ БАЗА МАГИСТРАТУРЫ

В ходе обучения и при подготовке магистерских диссертаций все учащиеся магистратуры «Нейробиология» будут принимать участие в научно-исследовательских проектах Института нейронаук и когнитивных исследований МГГУ им. М.А. Шолохова (ИНКИ). Институт включает в себя четыре лаборатории (лаборатория социогеномики, лаборатория нейробиологии внимания и восприятия, лаборатория нейродефектологии и лаборатория оценки достоверности информации) и оснащен современным высокотехнологичным оборудованием (айтрекер SMI, 52-канальные энцефалографы, полиграфы Axciton, комплекс для биохимических и молекулярно-генетических исследований).

Подробно со структурой ИНКИ и направлениями наших исследований можно ознакомиться на веб-сейте института: —

Мастер-классы, встречи

· — — — — — — Балабан Павел Милославович, проф., д.б.н., чл.-корр. РАН, директор ИВНД и НФ РАН. «Нейроэтология и биологические основы поведения»

· — — — — — — Зорина Зоя Александровна, проф., д.б.н., выдающийся российский этолог, заведующая лабораторией физиологии и генетики поведения Кафедры ВНД биологического факультета МГУ, член бюро рабочей группы по изучению врановых птиц. «Поведение и высшие психические функции как результат эволюции»

· — — — — — — Строганова Татьяна Александровна, проф., д.б.н., ведущий российский психофизиолог, руководитель единственного в России центра магнитоэнцефалографии при МГППУ. «Нейробиологические основы аутизма»

ВЫПУСКНИК

Диплом: -магистр биологии, магистерская программа «Нейробиология»

Сертификаты: Специалист по количественным методам анализа ЭЭГ- специалист по оценке информационного контента с помощью айтрекера- специалист — по нейромаркетингу

Компетенции выпускника

· — — — — — — Понимание биологических основ высших психических функций, индивидуальных характеристик и способностей человека

· — — — — — — Знакомство с широким кругом методов нейрокогнитивных исследований (электроэнцефалография, трекинг глаз, биохимические, генетические, молекулярно-биологические, нейропсихологические и психометрические методы)

· — — — — — — Практическое владение совокупностью инструментальных методов в выбранной области специализации

· — — — — — — Навыки составления аналитических обзоров, планирования и организации экспериментально-психологических и нейробиологических исследований, подготовки заявок на гранты в области нейробиологии

НАШИ ПАРТНЕРЫ

· — — — — — — ИВНД и НФ РАН

· — — — — — — МГУ им. М.В. Ломоносова (кафедра ВНД, кафедра психофизиологии, кафедра эволюционной биологии)

· — — — — — — ФГБУ «Научный центр неврологии»

· — — — — — — Московский НИИ психиатрии

· — — — — — — НИИ нейрохирургии им. Бурденко

· — — — — — — Центр патологии речи и нейрореабилитации

· — — — — — — ФГУ НКЦО (Научно-клинический центр отоларингологии)

· — — — — — — Российская парфюмерно-косметическая ассоциация

· — — — — — — Университет им. Гумбольдта, (Берлин, Германия)

· — — — — — — Университет Ноттингема (Великобритания)

· — — — — — — Университет Unibe (Коста-Рика)

· — — — — — — Немецкий исследовательский центр по искусственному интеллекту DFKI, Германия —
К.б.н., зав. кафедры когнитивной нейробиологии, научный руководитель Института нейронаук и когнитивных исследований МГГУ им. М.А. Шолохова.

· — — — — — — +7 965 351 4469

· — — — — — — [email protected]

Контактная информация:

Кафедра высшей нервной деятельности является одним из ведущих научно-образовательных центров нашей страны по исследованию нейробиологических и психофизиологических основ поведения человека и животных и подготовке высококвалифицированных специалистов в области нейрофизиологии и психофизиологии.

Кафедра сегодня - это большой коллектив единомышленников, состоящий из более 20 преподавателей и научных сотрудников. На кафедре работают 5 докторов и 10 кандидатов наук, все они являются выпускниками кафедры.

Кафедра ведет учебную работу по образовательным программам бакалавриата по направлению подготовки 06.03.01 Биология и магистратуры по направлению подготовки 06.04.01 Биология, профиль "Физиология, биохимия, биофизика". Сотрудники кафедры выполняют базовые, элективные и курсы специализации бакалавриата, проводят практики для студентов. Авторские магистерские курсы тематически связаны с основными направлениями научной деятельности кафедры. Аспирантура и докторантура кафедры ведут подготовку по специальностям 19.00.02 Психофизиология, 03.03.01 Физиология.

Студенты бакалавриата, магистратуры и аспиранты - это важнейшая часть кафедрального коллектива. Студенты и аспиранты активно включаются в разработку основных исследовательских направлений, развиваемых на кафедре, обогащая тем самым свой профессиональный потенциал.

Научная работа на кафедре ведется в пяти лабораториях: психофизиологии, физиологии сенсомоторных систем, электроэнцефалографии, Научном центре психофизиологии матери и ребенка и группе исследования детской речи. В центре научной деятельности кафедры лежит проблема комплексного исследования психофизиологических механизмов когнитивных функций и эмоциональных состояний, разработка которой ведется по следующим основным направлениям:

    Изучение механизмов когнитивных функций, прежде всего памяти и обучения, внимания, принятия решений. Исследование мозговых механизмов согласования деятельности сенсорных и моторных систем (сенсомоторной координации) как основы психических функций мозга человека.

    Исследование деятельности головного мозга человека при помощи регистрации биопотенциалов головного мозга.

    Изучение ранних этапов развития когнитивных функций в зависимости от условий протекания пренатального развития.

    Исследование нейробиологических особенностей формирования социального поведения и влияния нейрогормонов на поведение животных в норме и на фоне стресса.

    Комплексное изучение различных аспектов становления речи ребенка с ранних этапов онтогенеза и выявления роли разных факторов в овладении речью и языком.

Успешному развитию научно-педагогической деятельности на кафедре способствует тесная связь со многими академическими учреждениями, в том числе Институтом мозга человека РАН, Институтом физиологии им. И.П.Павлова РАН, Институтом эволюционной биохимии и физиологии им. И.М.Сеченова РАН, Педиатрической Медицинской Академией, на базе которых многие студенты выполняют свои квалификационные работы. Кафедра осуществляет активное научно-образовательное сотрудничество с российскими и зарубежными университетами и исследовательскими лабораториями (University of Helsinki, Finland; F.C. Donders Center, The Netherlands; University of Gavle, Sweden; Высшая школа экономики, Москва).

Нейробиология изучает нервную систему человека и животных, рассматривая вопросы устройства, функционирования, развития, физиологии, патологии нервной системы и мозга. Нейробиология – очень широкая научная область, охватывающая многие направления, например, нейрофизиологию, нейрохимию, нейрогенетику. Нейробиология тесно соприкасается с когнитивными науками, психологией, и оказывает все большее влияние при исследовании социо-психологических явлений.

Изучение нервной системы в целом и мозга в частности может проходить на молекулярном или клеточном уровне, когда исследуется строение и функционирование отдельных нейронов, на уровне отдельных скоплений нейронов, а также на уровне отдельных систем (кора головного мозга, гипоталамус и т.д.) и всей нервной системы в целом, включая и головной мозг, и спинной, и всю сеть нейронов в организме человека.

Ученые-нейробиологи могут решать совершенно разные задачи и отвечать, порой, на самые неожиданные вопросы. Как восстановить работу мозга после перенесенного инсульта и какие клетки в ткани мозга человека оказывали влияние на его эволюцию – все эти вопросы в компетенции нейробиологов. А еще: почему кофе бодрит, почему мы видим сны и можно ли управлять ими, как гены определяют наш характер и строение психики, как работа нервной системы человека влияет на восприятие вкусов и запахов, и многие-многие другие.

Одним из перспективных направлений исследований в нейробиологии сегодня является изучение связи сознания и действия, то есть, как мысль о совершении действия приводит к его совершению. Эти разработки являются базой для создания принципиально новых технологий, о которых мы сейчас в принципе не догадываемся или таких, которые начинают усиленно развиваться. Примером таковых можно назвать создание чувствительных протезов конечностей, которые могут полностью восстановить функционал потерянной конечности.

По оценкам экспертов, помимо решения «серьезных» задач разработки нейробиологов скоро могут быть использованы в развлекательных целях, например, в индустрии компьютерных игр, чтобы сделать их еще более реалистичными для игрока, при создании специальных спортивных экзоскелетов, а также в военной промышленности.

Тем для изучения в нейробиологии, несмотря на множество исследований в этой области и повышенный интерес со стороны научного сообщества, меньше не становится. Поэтому еще нескольким поколениям ученых предстоит разгадывать загадки, которые таит в себе человеческий мозг и нервная система.

Нейробиолог – это ученый, который работает в одной из областей нейробиологии. Он может заниматься фундаментальной наукой, то есть проводить исследования, наблюдения и эксперименты, формируя новые теоретические подходы, находя новые общие закономерности, которые могут объяснить происхождение частных случаев. В этом случае ученый интересуется общими вопросами о строении мозга, особенностях взаимодействия нейронов, изучает причины возникновения неврологических заболеваний и т.д.

С другой стороны ученый может посвятить себя практике, решая, как применить известные фундаментальные знания для решения конкретных задач, например, при лечении заболеваний, связанных с нарушениями работы нервной системы.

Ежедневно специалисты сталкиваются с решением следующих вопросов:

1. как работает мозг и нейронные сети на разных уровнях взаимодействия, от клеточного до системного уровней;

2. как можно достоверно измерить реакции мозга;

3. какие связи, функциональные, анатомические и генетические, можно проследить в работе нейронов на разных уровнях взаимодействия;

4. какие из показателей работы мозга можно считать диагностическими или прогностическими в медицине;

5. какие лекарственные средства надо разрабатывать для лечения и протекции патологических состояний и нейродегенеративных заболеваний нервной системы.

Нейробиология изучает нервную систему человека и животных, рассматривая вопросы устройства, функционирования, развития, физиологии, патологии нервной системы и мозга. Нейробиология – очень широкая научная область, охватывающая многие направления, например, нейрофизиологию, нейрохимию, нейрогенетику. Нейробиология тесно соприкасается с когнитивными науками, психологией, и оказывает все большее влияние при исследовании социо-психологических явлений.

Изучение нервной системы в целом и мозга в частности может проходить на молекулярном или клеточном уровне, когда исследуется строение и функционирование отдельных нейронов, на уровне отдельных скоплений нейронов, а также на уровне отдельных систем (кора головного мозга, гипоталамус и т.д.) и всей нервной системы в целом, включая и головной мозг, и спинной, и всю сеть нейронов в организме человека.

Ученые-нейробиологи могут решать совершенно разные задачи и отвечать, порой, на самые неожиданные вопросы. Как восстановить работу мозга после перенесенного инсульта и какие клетки в ткани мозга человека оказывали влияние на его эволюцию – все эти вопросы в компетенции нейробиологов. А еще: почему кофе бодрит, почему мы видим сны и можно ли управлять ими, как гены определяют наш характер и строение психики, как работа нервной системы человека влияет на восприятие вкусов и запахов, и многие-многие другие.

Одним из перспективных направлений исследований в нейробиологии сегодня является изучение связи сознания и действия, то есть, как мысль о совершении действия приводит к его совершению. Эти разработки являются базой для создания принципиально новых технологий, о которых мы сейчас в принципе не догадываемся или таких, которые начинают усиленно развиваться. Примером таковых можно назвать создание чувствительных протезов конечностей, которые могут полностью восстановить функционал потерянной конечности.

По оценкам экспертов, помимо решения «серьезных» задач разработки нейробиологов скоро могут быть использованы в развлекательных целях, например, в индустрии компьютерных игр, чтобы сделать их еще более реалистичными для игрока, при создании специальных спортивных экзоскелетов, а также в военной промышленности.

Тем для изучения в нейробиологии, несмотря на множество исследований в этой области и повышенный интерес со стороны научного сообщества, меньше не становится. Поэтому еще нескольким поколениям ученых предстоит разгадывать загадки, которые таит в себе человеческий мозг и нервная система.

Нейробиолог – это ученый, который работает в одной из областей нейробиологии. Он может заниматься фундаментальной наукой, то есть проводить исследования, наблюдения и эксперименты, формируя новые теоретические подходы, находя новые общие закономерности, которые могут объяснить происхождение частных случаев. В этом случае ученый интересуется общими вопросами о строении мозга, особенностях взаимодействия нейронов, изучает причины возникновения неврологических заболеваний и т.д.

С другой стороны ученый может посвятить себя практике, решая, как применить известные фундаментальные знания для решения конкретных задач, например, при лечении заболеваний, связанных с нарушениями работы нервной системы.

Ежедневно специалисты сталкиваются с решением следующих вопросов:

1. как работает мозг и нейронные сети на разных уровнях взаимодействия, от клеточного до системного уровней;

2. как можно достоверно измерить реакции мозга;

3. какие связи, функциональные, анатомические и генетические, можно проследить в работе нейронов на разных уровнях взаимодействия;

4. какие из показателей работы мозга можно считать диагностическими или прогностическими в медицине;

5. какие лекарственные средства надо разрабатывать для лечения и протекции патологических состояний и нейродегенеративных заболеваний нервной системы.

Как стать специалистом?

Дополнительное образование

Узнайте больше о возможных программах подготовки к профессии еще в школьном возрасте.

Основное профессиональное образование

Проценты отражают распределение специалистов с определенным уровнем образования на рынке труда. Ключевые специализации для освоения професии отмечены зеленым цветом.

Способности и навыки

  • Работа с информацией. Навыки поиска, обработки и анализа полученной информации
  • Комплексный подход к решению проблем. Умение видеть проблему комплексно, в контексте и, исходя из этого, подбирать необходимый пул мер для ее решения
  • Программирование. Навыки написания программного кода и его отладки
  • Наблюдения. Навыки проведения научных наблюдений, регистрации полученных результатов и их анализа
  • Естественнонаучные навыки. Умение применять знания в области естественных наук при решении профессиональных задач
  • Научно-исследовательские навыки. Умение проводить исследования, ставить эксперименты, собирать данные
  • Математические навыки. Умение применять математические теоремы и формулы при решении профессиональных задач
  • Системная оценка. Умение выстроить систему для оценивания какого-либо явления или объекта, выбрать индикаторы оценки и по ним провести оценивание

Интересы и предпочтения

  • Аналитическое мышление. Способности к проведению анализа и прогнозированию ситуации, получению выводов на основе имеющихся данных, установлению причинно-следственных связей
  • Критическое мышление. Способность мыслить критически: взвесить все "за" и "против", слабые и сильные стороны каждого подхода к решению проблемы и каждого возможного результата
  • Математические способности. Способности к математике и точным наукам, понимание логики математических положений и теорем
  • Обучаемость. Способность быстро усваивать новую информацию, применять ее в дальнейшей работе
  • Усвоение информации. Способность быстро воспринимать и усваивать новую информацию
  • Гибкость мышления. Способность оперировать несколькими правилами одновременно, комбинировать их, выводить наиболее актуальную модель поведения
  • Открытость новому. Способность быть на волне появления новой технической информации и знаний, связанных с работой
  • Визуализация. Создание в воображении детальных образов тех объектов, которые необходимо получить по результатам работы
  • Упорядочивание информации. Способность организовать данные, информацию, а также вещи или действия в определенном порядке в соответствии с определенным правилом или набором правил
  • Внимательность к деталям. Способность концентрироваться на деталях при выполнении задач
  • Память. Способность быстро запоминать значительные объемы информации

Профессия в лицах

Ольга Мартынова

Александр Сурин

Вес мозга составляет 3-5% от общего веса человека. И это самое большое соотношение веса мозга и тела в животном мире.

В профессию можно прийти с техническим и математическим образованием, так как все чаще требуются специалисты, знающие сложные методы статистического анализа больших объемов данных, умеющие работать с Big Data.

Нейробиологи могут найти работу в отделениях неврологии, психоневрологии и т.п. московских городских клиник и поликлиник. В научных организациях специалисты в области нейробиологии повысят уровень научных исследований функционирования нервной системы в норме и при заболеваниях; в лечебных заведениях улучшат качество диагностики заболеваний и сократят время постановки диагнозов; будут способствовать разработке прогрессивной стратегии лечения.

Мозг и нервная система в целом, пожалуй, самая сложная система организма. 70% генома человека обеспечивают формирование и функционирование мозга. Более 100 миллиардов клеточных ядер находится в мозга человека, это больше чем звезд в видимой для человека области космоса.

Сегодня ученые и медики научились пересаживать, заменять практически любую ткань и любой орган в организме человека. Каждый день проводится множество операций по трансплантации почек, печени, даже сердца. Однако операция по пересадке головы прошла успешно всего один раз, когда советский хирург В.Демихов пересадил здоровой собаке вторую голову. Известно, что он проводил множество подобных экспериментов на собаках, и в одном случае такое двухголовое существо прожило почти месяц. Сегодня также проводятся подобные опыты на животных, ищутся способы сращивания головного и спинного мозга при пересадке, что является важнейшей проблемой в такого рода операциях, однако пока ученые далеки от проведения таких операциях на людях. Пересадка головы или мозга могла бы помочь парализованным людям, тем, кто не может управлять своим телом, однако открытым остается также и вопрос этики проведения операций по трансплантации головы.