Что такое прогресс в обществознании. Электронная тетрадь Бищук Светланы: Проблема общественного прогресса. Общественное развитие и общественный прогресс

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственное образовательное учреждение

Профессиональный лицей №35

РЕФЕРАТ

По предмету: Обществознание

На тему: Общественный прогресс

Зеленогорск, 2010 г.

Введение

1. Прогресс и регресс: развитие понятия

2. Противоречивость прогресса

3. Критерии прогресса

4. Прогрессивные силы современного общества

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Общественный прогресс - это направление развития человеческого общества. Общество - не статичное образование, а постоянно развивающаяся система, все его элементы постоянно преобразуются и перемещаются, поэтому, и изучать общество надо в постоянном изменении, т.е. как процесс - последовательное изменение состояний какого-либо объекта. Процессы, имеющие направленный и необратимый характер, представляют собой процессы развития. Все изменения в обществе имеют глубинную направленность, все общественные события подчиняются внутренней закономерности, выстраивающей их в необратимый ряд причин и следствий, т.е. общество развивается. Прогресс и регресс - наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. Мыслители давно задумались над вопросами, в каком направлении движется общество? Можно ли это движение уподобить, например, циклическим изменениям в природе: вслед за летом наступает осень, затем зима, весна и снова лето? И так тысячи и тысячи лет. Или, может быть, жизнь общества подобна жизни живого существа: появившийся на свет организм взрослеет, становится зрелым, затем стареет и умирает? Зависит ли направление развития общества от сознательной деятельности людей? Становится ли человеческое общество в своем развитии все более совершенным? По какому пути идет общество -- по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего? Цел ь данного реферата : раскрытие понятий - прогресс и регресс, рассмотрение противоречивости развития общества, характеристика критериев прогресса, а также освещение многообразия общественного развития. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Прогресс и регресс : развитие понятия

Прогресс (лат. progressus -- движение вперед) - это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и совершенным формам, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей. Регресс (лат. regressus -- возвращение) - движение от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям, т.е. всё, что приводит к негативным последствиям в жизни общества. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А.Грицанов, В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин и. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - С.712. Представление о прогрессе зародилось еще на заре философской мысли как отдельные догадки. Так древнегреческий философ Демокрит развивал идею происхождения людей из звериного состояния благодаря необходимости создавать орудия труда, строить жильё. Господствующей идеей в античной философии была идея цикличного круговорота, т.е. повторения обществом одних и тех же состояний (греческие философы Платон, Аристотель). В эпоху Нового времени философия стала увязывать общественный прогресс с развитием научного знания: движение общества есть продукт разума. Социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. XIX-XX века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. Классики марксизма видели движение общества в смене общественно-экономических формаций. К.Маркс объяснял причину движения общества от одной формации к другой - борьбой классов (схема 1). Дудко О. Динамические начала в развитии общества / О.Дудко // Первое сентября. - 2008. - №22. - С.10.

Рассматривая различные подходы к проблеме прогресса, подчеркнем, что первоначальные прогрессистские концепции имели три характерные черты. Крапивенский С. Э. Социальная философия / С.Э.Крапивенский. - Волгоград: Владос, 1998. - С.285.

Первая черта состояла в том, что это были попытки найти причины поступательного развития общества в духовном начале, в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта или в развитии «абсолютного духа». Иными словами, эти концепции были идеалистическими. Вторая черта состояла в том, что общественный прогресс рассматривался как плавное эволюционное развитие, без скачков, без движений вспять, только как восхождение по прямой линии. Третья черта первоначальных концепций прогресса состояла в том, что восходящее развитие ограничивалось достижением какого-либо наилучшего, по мнению авторов концепций, общественного строя. Представим эти основные точки зрения к проблеме прогресса в таблице 1.

Таблица 1 - Основные точки зрения к проблеме прогресса

Представители философии

Точка зрения

писал о пяти стадиях в жизни человечества:

первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно,

второй -- «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались

в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость

Платон и Аристотель

рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии

Анн Робер Тюрго

одним из первых выдвинул теорию общественного прогресса

Жак Антуан Кондорсе

Писал, что история представляет картину беспрерывных изменении, картину прогресса человеческого разума в бесконечности веков путь

Георг Гегель

считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий

Карл Маркс

считал, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека

Карл Поппер

писал «если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать -- значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей»

В русской философии проблемы развития общества также рассматривались с разных позиций. Взгляд русского философа В.С.Соловьёва представлен на схеме 2. Дудко О. Динамические начала в развитии общества / О.Дудко // Первое сентября. - 2008. - №22. - С.11.

Первая ступень - царство минеральное (неорганическое); 2-царство растительное; 3-царство животное; 4-человеческое царство; 5-Божие. Каждое предшествующее царство служит материалом для последующего, более совершенного. Истинное богочеловеческое общество - это утверждение нравственного порядка в мире, согласование Божественного и человеческого начал.

В конце XIX -- начале ХХ вв. на смену этим концепциям пришли новые теории прогресса, включающие и признание его противоречивости.

В философских учениях ХХ века общественный прогресс связывался с внедрением передовых технологий, возрастанием роли инженерно-технической интеллигенции. Была выдвинута идея «технотронной эры» как грядущей перспективы человечества. Появились теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, согласно которому светлое будущее рано или поздно обязательно наступит. Ряд мыслителей придерживались пессимистической точки зрения на развитие общества: Фридрих Ницше, Освальд Шпенглер. Русский философ Семён Франк утверждал, что прогресса больше не существует, а цивилизация погибает. Вместо идеи прогресса разные философы предлагают, например, теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др. - М.: Просвещение, 2008. - С.235.

Рассмотрим схемы движения общества, в которых отражены идеи американских философов Д.Белла и У.Ростоу (схема 3 и 4). Дудко О. Динамические начала в развитии общества / О.Дудко // Первое сентября. - 2008. - №22. - С.11.

Идея о том, что общество развивается по нисходящей линии, т.е. по пути регресса, возникла еще в античном обществе: как мы уже отмечали выше, древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Труды и дни» писал, что человечество пережило пять стадий, всякий раз спускаясь по лестнице истории на ступеньку вниз.

Теорию исторического круговорота впервые создал итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668-1744): каждое общество, утверждал он, проходит цикл, состоящий из трёх эпох: божественной, героической и человеческой, затем следует новый круговорот (табл. 2). Там же. - С.12.

Возврат к исходному состоянию

Эпоха Людей характеризуется разумной человеческой природой, понятиями совести, долга, действуют законы. Эпоха Людей завершает собой крупный исторический цикл развития наций. Затем идёт упадок демократии и свободы, возобновляются рабство и разбои. История возвращается к её исходному рубежу с тем, чтобы начался новый восходящий виток исторического развития наций и государств, очередной цикл.

Русский мыслитель Н.Д.Кондратьев (1892-1938) разработал теорию «длинных экономических волн» («волны Кондратьева») с периодом в 48-55 лет (табл.3). Там же. - С.12

Затем следует новая экономическая волна

Циклическая динамика хозяйственно-экономической системы включает в себя четыре фазы: повышение, перелом, понижение, переход. Потом начинается новая «экономическая волна». На «экономические волны» накладываются социальные потрясения, например революции. «Социальные волны» длятся около 2,5 лет. Современный российский учёный Ю.В.Яковец разработал оригинальную концепцию в теории цикличной динамики, которая представлена в Приложение. Большое разнообразие взглядов и усиление сомнений относительно прогрессивного развития связано в ХХ веке с противоречивостью прогресса, о чем будет рассмотрено в следующей главе.

2. Противоречивость прогресса

Процесс исторического развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивныеизменения, так и регрессивные. Вспомним историю XIX-XX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами - контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве - реставрация старых порядков.

Если мы изобразим прогресс человечества графически, то получится изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные силы общества, когда разум подавлялся силами мракобесия. Например, мы знаем какие бедствия принес Европе фашизм.

Но дело не только в таких изломах истории. Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.), развертывается разнообразная деятельность людей. Эти части одного общественного организма, эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Отдельные изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую, наряду с положительными, имели и отрицательные последствия для общества.

Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от перевозки на вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолетам, космическим кораблям, от деревянных счетов с костяшками к мощным компьютерам. Но прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды, к подрыву естественных основ существования общества. И, таким образом, прогресс в одной области сопровождался регрессом в другой.

Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие. Использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, связанные с длительной, непрерывной работой у дисплея: ухудшение зрения, психические отклонения, связанные с дополнительными психическими нагрузками. Рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни - все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность.

Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями - стрессом, болезнями органов дыхания и т.д.; удобство передвижения в автомобиле - перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками. Попытки ускорить прогресс иногда оборачиваются непомерно высокой ценой.

Как же оценить эти противоречивые процессы? Являются ли положительные изменения, которые оплачиваются столь высокой ценой, прогрессивными? Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом? Для этого нужно установить, что является общим критерием прогресса, какие изменения в обществе следует оценивать как прогрессивные, а какие нет.

Рассмотрение противоречивого развития общества подводит к ответам на вопросы: что вообще следует считать прогрессом, а что регрессом? Каков критерий прогресса? На этот вопрос мы попытаемся ответить в следующей главе.

3. Критерии прогресса

Французские просветители считали критерием прогресса развитие разума; социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Их современник, немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854 гг.) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса: одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие -- о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2002. - С.105.

Он предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Гегелю: критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества. Там же. - С.105.

Как видим, вопрос о критерии прогресса занимал многие умы Нового времени, но решения не нашел. Недостатком всех попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы -- все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерий общественного прогресса. Одна из точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Она аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека.

В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, роста производительности труда, развития человека. Человек рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.

Эта позиция подвергается критике с другой точки зрения. Так же как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его в сфере материального производства (техники, экономических отношений). Чтобы преодолеть односторонность критериев, отражающих состояние лишь одной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие свободы.

Свобода характеризуется не только знанием, отсутствие которого делает человека субъективно несвободным, но и наличием условий для ее реализации. Необходимо также решение, принимаемое на основе свободного выбора. Наконец, требуются еще и средства, а также действия, направленные на реализацию принятого решения. Напомним, что свобода одного человека не должна достигаться путем ущемления свободы другого человека. Такое ограничение свободы носит социально-нравственный характер.

Свобода выступает как необходимое условие самореализации личности. Оно возникает тогда, когда человек имеет знания о своих способностях, о возможностях, которые дает ему общество, о способах деятельности, в которой он может реализовать себя. Чем шире возможности, создаваемые обществом, тем свободнее человек, тем больше вариантов деятельности, в которой раскроются его силы. Но в процессе многогранной деятельности происходит и многостороннее развитие самого человека, растет духовное богатство личности.

Итак, согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств - интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению еще одной точки зрения на социальный прогресс.

Человек существо разумное и общественное. Только с учетом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности.

Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, в духовной области, тем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности.

Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных качеств, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку свойств.

Т.е.,ч ем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом«гуманизм».

Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса:прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерий исторического прогресса, рассмотрим изменения, происходящие в обществе.

4. Прогрессивные силы современного общества

Общественный прогресс в XVIII-XIX вв. понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями.

Если мысленно окинем взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Можно продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории. Так, что при подготовке Крестьянской реформы, проведенной в России в 1861 году, разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие -- реформистский. Но среди реформистов не было единства, предлагалось несколько вариантов реформ. В 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая - альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками. В каждом случае выбор был сделан.

Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития. Так, например, как видим, ликвидация крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т.е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т.е. интенсивным путем.

В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений. Широко распространенным стало разделение на прогрессивные и реакционные классы общества, прогрессивные и реакционные общественные системы. Применяя критерий прогресса к историческому процессу, на каждом его этапе мы выделяем те общественные силы, которые называем прогрессивными . Так, изучая революцию XVIII веке во Франции и войну за независимость в североамериканских штатах, мы прогрессивной силой называли буржуазию. Именно представители этого класса создали документы, воплотившие крупный шаг человечества к свободе. Декларация независимости 1776 г., составленная в республиканском и демократическом духе, зафиксировала право людей на жизнь, свободу, равенство, стремление к счастью. В ней говорилось о естественных и неотъемлемых правах человека, суть которых свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

С середины XIX века многие общественные деятели считали главной прогрессивной силой общества рабочий класс: руки рабочих создали современное производство, возвели города и транспортные магистрали, создали многочисленные блага, необходимые человеку. Борьба рабочих побуждала правящие круги во многих странах расширять политические свободы, доступ к ценностям культуры.

В XX веке некоторые мыслители отстаивали тезис об особой, прогрессивной роли интеллигенции. Несомненно, интеллекту, знаниям, творческим усилиям этой социальной силы человечество обязано многими великими открытиями и изобретениями, духовными ценностями, которые делали человека более независимым во внутренней жизни и более свободным по отношению к природным и социальным условиям. Однако многие ученые и общественные деятели считают теперь такой подход устаревшим. Линия размежевания сил прогресса и реакции во многом перестала совпадать с границами стран и классов в том виде, в каком они сложились исторически.

Так, прогрессивные силы рассматриваются сегодня как сторонники реформ в странах, порвавших с тоталитарным прошлым, многообразные социальные и политические силы во всем мире, борющиеся за выживание человечества, за ликвидацию угрозы ядерной гибели, прекращение региональных военных конфликтов, преодоление обездоленности двух третей человечества, проживающих в освободившихся от колониального гнета странах, за равноправное международное сотрудничество в решении глобальных проблем человечества, за соблюдение прав и свобод человека. А противники прогресса -- это силы, разжигающие социальные, национальные, расовые конфликты, стремящиеся урезать права и свободы человека, выступающие с позиций национального эгоизма, групповых привилегий, культа силы и наживы, достигаемой любой ценой. Это все те, кто добивается своих целей, рассматривая человека как средство для их достижения.

Конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития, и он является единственно возможным?

Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т.е. историческая альтернатива . Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.

Применяя универсальный критерий прогресса, мы можем оценить деятельность отдельных лиц, групп, партий как прогрессивную или направленную против прогресса. Очевидно, что ориентиром является гуманистический критерий прогресса , нацеленный на реализацию гуманистических идеалов, ориентированный на гуманистические ценности, утверждение которых в жизни и означает развитие общества в направлении все более совершенной организации.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции - единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.

Заключение

Завершая работу, кратко отметим следующее.

Прогресс - это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.

Регресс - это тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности, получила наиболее полное развитие в учении французских философов-просветителей XVIII века и остается достаточно дискуссионной и в настоящее время.

Различные взгляды на направленность общественного развития :

Французские просветители: история непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества;

Религиозные течения - преобладание регресса во многих сферах жизни общества;

Движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорота (Платон, Аристотель, Дж. Вико, О.Шпенглер, А.Тойнби);

Современные исследователи - положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса.

В настоящее время существуют различные мнения относительно того, откуда, куда, как движется человечество, каковы результаты этого движения.

Противоречивость прогресса - совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться.

Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека -- в этом видится прогресс современного общества.

Выделение главных тенденций развития социальной системы является весьма сложной задачей, так как усложнение определенных структур системы и совершенствование функций их элементов может сопровождаться обратными процессами в других структурах той же системы, что, собственно, отражает диалектическую связь прогресса и регресса, выраженную в категории -- «единство противоположностей».

Таким образом, прогрессом можно назвать процесс развития системы, при котором:

Возрастает число ее подсистем,

Усложняется структура системы,

Увеличивается число связей между элементами системы,

Возрастает набор функций отдельных элементов и подсистем системы.

Это и есть критерии прогресса. К основным формам прогрессивного развития общества относят реформы и революции.

В результате регрессивного развития :

Уменьшается набор полезных для системы функций,

Распадаются существовавшие ранее структуры,

Уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы.

Список используемой литературы

1. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 415 с.

2. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2002. - 270 с.

3. Дудко О. Динамические начала в развитии общества / О.Дудко // Первое сентября. - 2008. - №22. - С.10-12.

4. Крапивенский С. Э. Социальная философия / С.Э.Крапивенский. - Волгоград: Владос, 1998. - С.285.

5. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А.Грицанов, В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин и. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - С.712.

Подобные документы

    Типология общества, его структурная сложность и характер внутреннего взаимодействия элементов. Возникновение постиндустриального общества, его принципы и этапы. Концепции общественного развития. Понятие и значение прогресса в современном обществе.

    контрольная работа , добавлен 13.06.2011

    Сравнительный анализ процесса исторического развития общества и исторического прогресса. Понятие техники, влияние ее развития на жизнь общества. Сущность и особенности духовного прогресса. Основы распространения гуманистического сознания в обществе.

    реферат , добавлен 16.03.2010

    Огюст Конт и другие классики социологии о сущности и функциях социального прогресса в развитии общества. Рассмотрение реформистских и революционных видов социального прогресса в прошлом и настоящем. Осуществление социальной модернизации общества.

    реферат , добавлен 13.12.2014

    Процесс изменений общества и его перехода из одного состояния в другое. Критерии и признаки социального прогресса. Концепции социального прогресса и его движущие силы. Изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений.

    контрольная работа , добавлен 15.06.2012

    Идея прогресса в истории социальной мысли. Осмысление мыслителями различных эпох понятия прогресса и различные концепции развития общества. Исследование концепции Н.К. Михайловского о социальном прогрессе - родоначальника социологии в нашей стране.

    реферат , добавлен 24.11.2010

    Краткий анализ существующих концепций современного развития общества, воссоздающих внутреннюю логику общественного прогресса и определяющих его ближайшие перспективы: теорий постиндустриализма, информационного общества, постмодернити, постэкономической.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Сущность понятия "общественный прогресс", история формирования. Реформы и революции как главные формы прогресса. Исторический этап в развитии человечества, геополитическое объединение. Духовная сфера искусства. Основные пути "сбережения народа".

    презентация , добавлен 21.11.2011

    Сравнительный анализ инструментальной, семантической, гендерной, кратической теорий происхождения общества как систем научного знания о генезисе общественных отношений. Понятие социального прогресса, эволюционные и циклические теории развития цивилизации.

    презентация , добавлен 15.04.2017

    Движущей силой социального прогресса является деятельность всех личностей. Суть процесса действительности - это развитие диалектических систем, образующих его. Влияние личности на развитие социальных процессов зависит от ее влияния на сознание людей.

    статья , добавлен 07.02.2009

    Регулирование развития общества по пути социального прогресса. Женщина в армии, ее основные мотивы и стремления. История развития появления женщины в вооруженных силах России. Положение женщины в семье как экономическая и социокультурная проблема.

Общественный прогресс рассматривается в школьном курсе многопланово, появляется возможность увидеть противоречивость процесса. Общество развивается неравномерно, меняет позиции, как человек. Важно выбрать тот путь, который приведет к улучшению условий жизни и сохранению планеты.

Проблема прогрессивного движения

С древних времен ученые пытались определить пути развития обществ. Одни находили сходство с природой: времена года. Другие выявляли цикличность в виде подъемов и падений. Круговорот событий не позволял дать точные указания, как и куда двигаться народам. Возникла научная проблема. Основные направления заложены в понимании двух терминов :

  • Прогресс;
  • Регресс.

Мыслитель и поэт Древней Греции Гесиод разделили историю человечества на 5 эпох :

  • Золотой;
  • Серебряный;
  • Медный;
  • Бронзовый;
  • Железный.

Поднимаясь вверх от века к веку, человек должен был становиться все лучше, но история доказала обратное. Теория ученого дала сбой. Железный век, в который жил сам ученый, не стал толчком для развития нравственности. Демокрит делили историю на три группы :

  • Прошедшее;
  • Настоящее;
  • Будущее.

Переход от одного периода к другому должно показать рост и улучшение, но и такой подход не стал истинным.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Платон и Аристотель представляли историю как процесс движения по циклам с повторяющимися стадиями.

Ученые исходили из понимания прогресса. По обществознанию понятие общественного прогресса - это движение вперед. Регресс - антоним, противопоставление первому понятию. Регресс - движение от высшему к низшему, деградация.

Прогресс и регресс характеризуются движением, непрерывность его доказана. Но движение может идти вверх - к лучшему, вниз - к возврату к прежним формам жизни.

Противоречия научных теорий

Гесиод рассуждал исходя из того, что человечество развивается, извлекая уроки прошлого. Противоречивость общественного процесса опровергло его рассуждения. В последнем веке среди людей должны были сформироваться отношения высокой нравственности. Гесиод отметил разложение нравственных ценностей, люди начинали проповедовать зло, насилие, войны. Ученый выдвинул идею регрессивного развития истории. Человек, по его мнению, не может изменить ход истории, он пешка и не играет в трагедии планеты роли.

Прогресс стал основой теории философа Франции А. Р. Тюрго. Он предлагал рассматривать историю как постоянное движение вперед. Доказывал, предлагая свойства человеческого разума. Человек постоянно достигает успехов, сознательно улучшает свою жизнь, условия существования. Сторонники прогрессивного пути развития:

  • Ж. А. Кондорсе;
  • Г. Гегель.

Поддержал их веру и Карл Маркс. Он считал, что человечество проникает в природу и, изучая ее возможности, самосовершенствуется.

Представить историю в виде линии, поднимающейся вперед, не получится. Это будет кривая или ломаная линия: взлеты и падения, скачки и спады.

Критерии прогресса общественного развития

Критерии - это основа, обстоятельства, которые приводят к развитию или стабилизации определенных процессов. Критерии общественного прогресса прошли через разные подходы.

Таблица помогает разобраться во взглядах на тенденции развития общества ученых разных эпох:

Ученые

Критерии прогресса

А. Кондорсе

Разум человека развивается, меняя само общество. Проявления его ума в различных сферах дают возможность человечеству двигаться вперед.

Утописты

Прогресс строится на братстве людей. Коллектив обретает цель совместного движения к созданию лучших условий сосуществования.

Ф. Шеллинг

Человек постепенно стремиться к созданию правовых основ устройства общества.

Г. Гегель

Прогресс строится на осознании человеком свободы.

Современные подходы философов

Типы критериев:

Развитие производительных сил разного характера: внутри общества, внутри человека.

Человечность: качество личности воспринимается все более правильно, к нему стремиться общество и каждый человек, оно является двигателем прогресса.

Примеры прогрессивного развития

К примерам движения вперед можно отнести следующие общественные явления и процессы :

  • экономический рост;
  • открытие новых научных теорий;
  • развитие и модернизация технических средств;
  • открытие новых видов энергии: ядерная, атомная;
  • рост городов, улучшающих условия жизни человека.

Примеры прогресса - это развитие медицины, увеличение видов и мощностей средств связи между людьми, уход в прошлое таких понятий как рабство.

Примеры регресса

Общество движется по пути регресса, какие явления ученые относят к движению назад:

  • Проблемы экологического плана: ущерб природе, загрязнение окружающей среды, гибель Аральского моря.
  • Совершенствование видов оружия, которое приводит к массовой гибели человечества.
  • Создание и распространение по планете атомного оружия, приводящего к гибели огромного количества людей.
  • Увеличение количества аварий производств, опасных для людей находящихся на территории их расположения (ядерные реакторы, атомные станции).
  • Загрязненность воздуха крупных населенных пунктов.

Закон, определяющий признаки регресса, учеными не установлен. Каждое общество развивается по-своему. Законы, принятые в одних государствах, неприемлемы для других. Причина - индивидуальность одного человека и целых народностей. Определяющей силой движения истории является человек, а его сложно вместить в рамки, дать определенный план, по которому он идет в жизни.

В истории обществознания сложились два подхода к решению вопроса о направленности человеческой исто­рии: пессимистический и оптимистический.

Пессимистический подход . Представители пессимистического подхода утверждают, что вистории господствует регресс , то есть такой тип развития, для которого характерен переход от выс­шего к низшему, процесс деградации, понижение уров­ня организации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Идея регрессивного развития общества зародилась еще в древности. Древнегреческий поэт Гесиод разделил историю на пять веков: золотой, серебряный, мед­ный, бронзовый и железный. По Гесиоду , золотой век отличался высокой моралью, но от века к веку люди раз­вращаются, в силу чего каждый последующий век ока­зывается хуже предыдущего. Самый плохой, самый страшный - железный - век, современный Гесиоду, де­монстрирует полный развал нравственности.

В XX в . появилось много пессимистических теорий человеческой истории, в которых разрабатываются идеи «конца истории», глобальных экологических, энергети­ческих и ядерных катастроф. Как правило, идеи общест­венного рефесса разрабатываются в период глубоких со­циальных кризисов и потрясений.

Оптимистический подход . Представители оптимистического подхода исходят из того,что в истории господствует прогресс , то есть такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более со­вершенному состоянию.

Представление о профессии - направленном измене­нии к лучшему - также возникло в древности. Так, Древне - греческий философ Демокрит делил историю об­щества на качественно различные периоды (прошедшее, настоящее, будущее), переход от которых характеризует­ся ростом культуры и улучшением жизни людей.

Но особое внимание проблемам общественного про­гресса стали уделять в Новое время. Одним из первых идею общественного прогресса отчетливо сформулировал и обосновал французский философ XVIII в . М. Кондорсе . Он разделил историю на десять эпох, которые сме­няют друг друга на основе совершенствования разума. Кондорсе считал, что исходным моментом прогресса яв­ляется возможность развития познавательной способно­сти человека.

Гегель всемирную историю характеризовал как про­гресс в сознании свободы. Он выделял восточную, гре­ко-римскую и германскую фазы исторического развития. Восточная фаза выражает свободу одного (деспотизм ), греко-римская - свободу некоторых (аристократия и де­мократия ), германская - абсолютную свободу, всеобщую волю. Гегель не считал, что прогресс безграничен. Для него история заканчивается в Прусской монархии, кото­рая является вершиной развития мировой истории.


Поступательное развитие общества . С точки зрения марксистской кон­цепции развития общества, прогресс связан с развитием производитель­ных сил общества, ростом производительности труда, освобождением людей от гнета стихийных общественных сил и эксплуатации человека человеком. Общественно-экономические формации рассматривались как законо­мерные стадии поступательного прогрессивного развития человечества.

Следует отметить, что большинство мыслителей при­знают динамический характер функционирования обще­ства и поступательное развитие общества от низших его состояний к высшим. Это видно из развития материаль­ного производства, науки, культуры, социальной струк­туры общества и его политической системы.

Поступательное развитие общества представляет со­бой сложный, многогранный и противоречивый процесс. Общество, как мы отмечали, - это сложная система, включающая ряд подсистем (экономическую , социаль­ную , политическую и духовную ) и элементов. Развитие общества как системы не означает, что все подсистемы развиваются одинаково. Напротив, развитие различных сторон общественной жизни совершается неравномерно. Часто прогресс в одних областях общественной жизни осуществляется на фоне регресса других областей. Слу­чаи кризисов в тех или иных сферах общественной жиз­ни, отдельные попятные движения не меняют общей на­правленности поступательного развития общества, т. е. общественный прогресс является доминирующей тен­денцией развития общества.

Общественный прогресс по своей природе противо­речив. Так, например, прогресс в развитии науки и тех­ники наряду с положительными результатами имеет и негативные последствия: загрязнение природной среды радиоактивными и другими веществами, многочислен­ные нарушения экологического равновесия. Некоторые противоречия современного общественного прогресса связаны с несоответствием между технологической и ду­ховно-нравственной сторонами деятельности человека. Имеют место углубление социального неравенства, многочисленные нарушения прав человека, проявления национализма, межнациональные конфликты.

Таким образом , общественный прогресс никогда не выступает в чистом виде. Его нельзя представить в виде относительно прямой линии. Он всегда сопряжен с по­пятным движением в определенном направлении, с утра­той некоторой части возможного развития.

Критерии общественного прогресса . Противоречивый характер общественного прогресса ставит вопрос о его критериях . В истории философии существуют различные подходы к проблеме критериев общественного прогресса. Французские просветители критерием прогресса считали развитие разума и науки. Для социалистов-утопистов (К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн ) критерием прогресса выступала мораль, нравст­венный принцип. Гегель считал, что критерием прогресса является степень раскрытия идеи человеческой свободы . Для Маркса критерием поступательного развития общест­ва является уровень развития производительных сил .

Все эти критерии важны, но они применимы для изме­рения прогресса в отдельных сферах общественной жизни и недостаточны для характеристики всего прогрессивного

развития общества. Так, критерий разума - это частный критерий в сфере духовной жизни, критерий производи­тельных сил - это критерий в экономической сфере.

Общий критерий должен свидетельствовать о степени совершенства всего общества как целостного организма и самого человека как субъекта истории. Общим крите­рием общественного прогресса является положение чело­века в окружающей природной и социальной действитель­ности . Этот критерий указывает, что важнейшей ценно­стью и целью всего общественного развития является человек. В соответствии с этим выдвигаются такие интегративные показатели прогрессивного развития общест­ва, как степень политической и экономической свободы, уровень удовлетворения материальных и духовных по­требностей, средняя продолжительность жизни, состоя­ние здоровья и т.д.

Таким образом , общественный прогресс направлен к гуманистическим ценностям и приоритетам.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Прогресс - поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания.

Идея общественного прогресса является порождением Нового времени. Имеется в виду, что именно в это время укоренилось в сознании людей и стало формировать их мировоззрение представление о поступательном, восходящем развитии общества. В античности подобного представления не было. Античное мировоззрение, как известно, носило космоцентрический характер. А это значит, что человек античности был координирован по отношению к природе, космосу. И человек должен был найти свое место в этом вечном космосе, а не в истории.

Идея общественного прогресса утверждается в эпоху Просвещения. Эта эпоха поднимает на щит разум, знание, науку, свободу человека и под этим углом зрения оценивает историю, противопоставляя себя предшествующим эпохам, где, на взгляд просветителей, преобладали невежество и деспотизм. Просветители определенным образом понимали современную им эпоху (как эпоху «просвещения»), ее роль и значение для человека, и сквозь призму так понятой современности они рассматривали прошлое человечества. Противопоставление современности, трактуемой как наступление эры разума, прошлому человечества, заключало в себе, конечно, разрыв между настоящим и прошлым, но как только делалась попытка восстановить между ними историческую связь по основанию разума и знания, то сразу возникала идея о восходящем движении в истории, о прогрессе. Развитие и распространение знания рассматривалось при этом как постепенный и накопительный процесс. Неоспоримой моделью для такой реконструкции исторического процесса служило просветителям накопление научного знания, происходившее в Новое время. Моделью служило им также умственное становление и развитие отдельного человека, индивида: будучи перенесено на человечество в целом, оно давало исторический прогресс человеческого разума.

Прогресс (от лат. progressus - движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Кстати, оба творца первоначальных концепций общественного прогресса - ТЮРГО и КОНДОРСЕ - были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции. И это вполне объяснимо: идея общественного прогресса, признание того факта, что человечество в целом, в главном идет в своем движении вперед, есть выражение исторического оптимизма, свойственного передовым социальным силам.

Три характерных черты отличали первоначальные прогрессистские концепции.

ВО-ПЕРВЫХ , это идеализм, т.е. попытка отыскать причины поступательного развития истории в духовном начале - в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта (те же Тюрго и Кондорсе) или в спонтанном саморазвитии абсолютного духа (Гегель). Соответственно этому критерий прогресса тоже усматривали в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии. Между прочим, прогресс был подмечен прежде всего в сфере научного познания (Бэкон, Декарт), а затем уже соответствующая идея была распространена на социальные отношения в целом.

ВО-ВТОРЫХ , существенным недостатком многих ранних концепций социального прогресса являлось недиалектическое рассмотрение общественной жизни. В таких случаях общественный прогресс понимается как плавное эволюционное развитие, без революционных скачков, без попятных движений, как непрерывное восхождение по прямой линии (Конт, Спенсер).

В-ТРЕТЬИХ , восходящее развитие по форме ограничивалось достижением какого-нибудь одного облюбованного общественного строя. Весьма отчетливо этот отказ от идеи неограниченного прогресса сказался в утверждениях Гегеля. Вершиной и завершением мирового прогресса им провозглашался христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании.

Если попытаться в общем виде определить ПРИЧИНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА , то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. Эти потребности многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека. В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой; а в ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества.

КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке ПРОГРЕССОМ (слово латинского происхождения, означающее буквально движение вперед). Понятию прогресса противоположно понятие РЕГРЕССА . Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума . Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа : все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих ВИЛЬГЕЛЬМ ШЕЛЛИНГ писал, что решение опроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие - о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Гегелю . Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы . По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

Как видим, вопрос о критерии прогресса занимал великие умы нового времени, но решения не нашел. Недостатком всех попыток одолеть эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы - все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерий общественного прогресса. Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Наиболее важным, критерием прогресса выступает уровень гуманизма общества, т.е. положение в нем личности: степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья. Согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств - интеллектуальных, творческих, нравственных. Развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.16. Понятие общественного прогресса

Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность.

Необратимость – это постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен.

Направленность – это те линии, по которым совершается накопление.

Закономерность – это необходимый процесс накопления перемен.

Важная характеристика социального развития – период времени, в течение которого оно осуществляется. Результатом социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

Взгляды на направленность общественного развития

1. Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби: движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла (теория исторического круговорота).

2. Религиозные течения: преобладание регресса во многих сферах общества.

3. Французские просветители: непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

4. Современные исследователи: положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем).

Процесс социального развития неразрывно связан с термином «социальный прогресс». Социальный прогресс – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.

Критерии определения прогрессивности: уровень производительности труда и благосостояния населения; развитие человеческого разума; совершенствование нравственности людей; прогресс науки и техники; развитие производительных сил, включая самого человека; степень свободы личности.

Современная социальная мысль разработала и ряд других критериев социального прогресса: уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, освобождение человека от действий стихийных сил природы и общества и др. Понятие прогресса применимо только к человеческому обществу. Для живой и неживой природы следует употреблять понятия развитие , или эволюция (живая природа), и изменение (неживая природа). Человечество непрерывно совершенствуется и идет по пути социального прогресса. Это универсальный закон общества. Понятие «развитие» шире понятия «прогресс». Всякий прогресс связан с развитием, но не всякое развитие есть прогресс. Регресс (обратное движение) – тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Основные проявления противоречивости прогресса – это чередование подъемов и спадов в общественном развитии, сочетание прогресса в одной области с регрессом в другой. Так, развитие промышленного производства, с одной стороны, приводит к повышению количества производимых благ, к росту городского населения, но, с другой стороны, это ведет к экологическим проблемам, к тому, что молодежь, уезжая из села в город, теряет связь с национальной культурой, и т. д.

По своему характеру социальное развитие подразделяется на эволюционное и революционное . Характер того или иного социального развития зависит от способа социальных изменений. Под эволюцией понимают постепенные плавные частичные изменения общества, которые могут охватывать различные сферы общества – экономическую, политическую, социальную, духовную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, предполагающих проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Реформа – это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы, а лишь изменяющих ее части и структурные элементы.

Виды реформ:

1. по направленности: прогрессивные реформы (60–70-х гг. XIX в. Александра II); регрессивные (реакционные) («контрреформы» Александра III).

2. по сферам преобразований: экономические, социальные, политические и др.).

Под социальной революцией понимается коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое. Социальная революция всегда связана с разрушением одних социальных отношений и утверждением других. Революции могут быть кратковременными (Февральская революция 1917 г.), долговременными (неолитическая революция).

Соотношение эволюционных и революционных форм общественного развития зависит от конкретно-исторических условий государства и эпохи.

Противоречивость прогресса

1) Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.). Отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой (например, прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды, к подрыву естественных основ существования общества.

2) Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия: открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие; использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, ухудшение зрения, психические отклонения и др.

3) Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями – стрессом, болезнями органов дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле – перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность.

Гуманистические критерии прогресса: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.

В современном обществознании:

* Акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

* Общественное развитие связывается с процессом модернизации. Модернизация – процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Из книги Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство автора Касьянов Антон Васильевич

5.2.6. Организации общественного питания На уплату ЕНВД переводится оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации

Из книги Кружки, жерлицы, поставушки - рыбалка без проколов автора Смирнов Сергей Георгиевич

Судак как двигатель прогресса Лет 15-20 назад в момент неполного заката многочисленных рыболовных баз отряд кружочников еще был достаточно многочисленным. Загрязнение водоемов, браконьерство, мощный рыболовный пресс уже тогда заметно снизили концентрацию рыбы и,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Политика автора Джойс Питер

ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ С помощью опросов выясняется характер отношения людей к конкретным политическим вопросам (например, отношение к партиям или частным направлениям государственной политики).Организаторы опросов стремятся выяснить мнение людей, предлагая

Из книги Планирование на предприятии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

28. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И ЕГО ПЛАНИРОВАНИЕ Научно-технический прогресс (НТП) – это процесс совершенствования факторов производства, применяемой техники и технологии, технических методов и форм организации труда на основе широкого

Из книги Мобильник: любовь или опасная связь? Правда, которой не расскажут в салонах мобильной связи автора Инджиев Артур Александрович

Двигатели прогресса Именно так можно назвать Techi. Эта группа единомышленников очень важна для производителя, потому что именно они помогают продвигать продукты, доносить известия о новинках до масс, формировать определенный образ компании на рынке. То есть получается,

Из книги Стервология. Уроки красоты, имиджа и уверенности в себе для стервы автора Шацкая Евгения

Из книги Заблуждения капитализма или пагубная самонадеянность профессора Хайека автора Фет Абрам Ильич

2. Идея прогресса Прогресс – сравнительно новая идея. Представление о том, что человеческие учреждения можно совершенствовать сознательными усилиями людей, впервые высказал в конце XVI века Жан Боден, темный схоласт, еще веривший в колдовство и обличавший ведьм. Но в 1737

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Из книги Я познаю мир. Живой мир автора Целлариус А. Ю.

Из книги 100 способов избежать аварии. Спецкурс для водителей категории В автора Каминский Александр Юрьевич

1.3. ПАРАДОКСЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА Продолжая разговор о безопасности автомобилей, замечу, что прогресс в области автомобильной безопасности и в области автомобилестроения вообще влияет на безопасность неоднозначно. Статистика говорит о том, что современные машины