Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Общяга социалогия. Социальная сфера общественной жизни. А8. Индивидуальность - это

Социальная сфера общественной жизни


Часть А. Выберите один из вариантов ответа.

  1. Социальная общность, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами , называется:
а) малой группой,

б) большой группой,

в) формальной группой,

г) неформальной группой.


  1. По какому признаку образованы социальные группы католики , православные и протестанты?
а) территориальному,

б) этническому,

в) социально-классовому,

г) конфессиональному

(Конфе́ссия (лат. confessio - испове́дание) или вероисповедание - особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.)


  1. Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?
а) социально-классовый,

б) этнический,

в) демографический,

г) территориальный .


  1. По признаку принадлежности к религиозной конфессии выделяют такую социальную общность, как
а) сельчане,

б) москвичи,

в) рабочие,

г) католики.


  1. К этническим общностям относятся:
а) общины,

в) маргиналы,

г) народности.

Этнос или этническая общность

Род - группа людей, которая основана на кровных связях.

Плем я - этнос эпохи первобытно-общинного строя или периода его разложения.

Народность - окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком и т. д., в котором ещё присутствуют значительные внутренние различия.

Нация - в настоящее время чаще всего используемое понятие в этнографической литературе. Соответствует развитому индустриальному и постиндустриальному обществу с сильной самоидентификацией. Нация понимается в двойном смысле


  1. Тождественно народности, только с учетом более развитых экономических и информационных связей

  2. Все общество данной страны (например, американская нация это и негры, и латиноамериканцы – граждане США)

  1. Современное понимание социального равенства выражается в
а) равенстве всех перед законом,

б) отсутствии привилегий для отдельных групп,

в) уравнительном распределении материальных благ,

г) одинаковом уровне природных задатков людей.


  1. Касты, сословия, классы – это
а) типы социальной стратификации ,

б) этапы развития государства в новое время,

в) социальные группы, присущие средневековому обществу,

г) элементы социального статуса личности.


  1. Статус представителей этой социальной группы наследуется от родителей к детям. Его обладатели могут вступать в браки только внутри своей группы. От них требуется неукоснительное соблюдение традиций. Этой группой является:
а) нация,

б) каста,

г) род.


  1. Классовый тип стратификации:
а) присущ европейскому средневековому обществу,

б) характерен для древневосточной цивилизации,

в) носит универсальный характер,

г) свойственен индустриальному обществу.


  1. Сословное деление общества отражает
а) вид государственного устройства,

б) тип социальной стратификации ,

в) характер экономических связей,

г) особенность политической системы.


  1. Кастовый строй является разновидностью:
а) политического режима,

б) государственного устройства.

в) социальной стратификации ,

г) экономической системы.


  1. В экономически развитых странах большую часть населения составляют (-ет):
а) маргиналы,

б) средний класс,

в) синие воротнички,

г) пролетариат.


  1. К высшему классу в экономически развитых странах относятся:
а) собственники крупных предприятий,

б) инженерно-технические работники,

в) профессура высших учебных заведений,

г) сотрудники научных учреждений.


  1. К среднему классу в экономически развитых странах относятся:
а) неквалифицированные рабочие,

б) менеджеры предприятий, (может быть менеджер большой фирмы)

в) владельцы небольших фирм ,

г) лица, занятые физическим трудом,


  1. Какая социальная тенденция проявляется в условиях перехода к постиндустриальному обществу?
а) рост числа занятых в сфере информационных технологий.

б) ослабление позиций среднего класса,

в) увеличение притока сельского населения в города,

г) ликвидация люмпенства как социального явления.


  1. Человек, вышедший из одной страты, но не занявший устойчивого положения в другой, относится к
а) маргиналам,

б) социальным низам,

в) синим воротничкам,

г) пролетариям.


  1. Какой статус относится к предписанному статусу?
а) водитель,

б) студент,

в) мужчина,

г) депутат.


  1. После расторжения брака гражданин Сидоров продолжал по выходным дням совершать с сыном лыжные прогулки. Этот пример иллюстрирует особенности:
а) выполнения социальной роли,

б) соблюдения социальной нормы.

г) проявления социальной мобильности.


А. Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие признаки.

В. Отношения в группе обязательно регулируются официальными документами.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальной группе?
А. Любая социальная группа – это коллектив непосредственно взаимодействующих друг с другом людей. (учителя Р.Ф.. учитель Петров из Магадана может никак не взаимодействовать с учителем Ивановым из Тулы)

В. Одним из критериев различения в обществе больших социальных групп является размер богатства и форма получения дохода.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. В неодинаковом доступе к богатству, благам, власти проявляется:
а) социальная мобильность,

б) общественный престиж,

в) социальное неравенство,


  1. Социальный статус личности – это
а) поведение, ожидаемое от индивида,

б) положение человека в обществе,

в) оценка занимаемой индивидом позиции,

г) характеристика социальных качеств личности.


  1. Княгиня Ольга определила размеры дани для древлян и новгородцев. В этом историческом факте проявилось (-лась) ее
а) социальное происхождение,

б) социальная адаптация,

в) социальная мобильность,

г) социальная роль .


  1. Великий философ Н.Кузанский родился в рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел более престижный социальный статус. Какое социальное явление иллюстрирует этот исторический пример?
а) социальное неравенство,

б) социальную мобильность,

в) социальную коммуникацию,

г) социальные движения.


  1. Сидоров уехал из одного города в другой. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что перемещение Сидорова является миграцией?
а) он уехал в командировку,

б) он поменял место жительства,

в) города находятся далеко друг от друга,

г) города расположены в разных странах.

Миграция (лат. migratio, от migro - перехожу, переселяюсь),) перемещения населения, связанные с переменой места жительства


  1. После окончания института Сидоров устроился на работу программистом в одну из частных фирм. Вскоре он сумел получить такую же работу на предприятии, расположенном ближе к его дому. Эту ситуацию можно рассматривать как пример:
а) социальной стратификации,

б) горизонтальной социальной мобильности,

в) профессиональной дифференциации,

г) вертикальной социальной мобильности.


  1. Средневековая пословица «Однажды крестьянин – навсегда крестьянин» отражает:
а) глубокое социальное расслоение общества,

б) высокий престиж крестьянского труда,

в) классовый тип социальной стратификации,

г) низкую степень социальной мобильности.


  1. В 20-30-е годы ХХ века значительная часть населения СССР изменила свой социальный статус. Так, многие крестьяне стали рабочими, представители знати утратили свои привилегии. Эти факты отражают процесс:
а) социальной мобильности,

б) экономической дифференциации,

в) политической стабилизации,

г) социальной стратификации.


  1. Циркуляр «о кухаркиных детях», изданный в России при Александре III и ограничивавший поступление в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, лавочников и тому подобных людей», объективно вел к:
а) снижению вертикальной мобильности в обществе,

в) улучшению качества (конкурентоспособности) субъектов социальной мобильности,

г) отмене всякой социальной мобильности в обществе.


  1. Степень признания обществом достоинств личности конкретного человека – это
а) престиж,

г) роль.


а) переезд на новое место жительства,

б) получение рабочим водительских прав,

в) получение титула баронета мелкопоместным дворянством,

г) переход банковского служащего на ту же должность в другой банк.


  1. Что является примером вертикальной социальной мобильности?
а) переезд из одного района в другой,

б) выход на пенсию,

в) повышение в должности,

г) рождение ребенка.


  1. Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Это пример.
а) отклоняющегося поведения,

б) социальной стратификации,

в) социализации,

г) социальной мобильности.


А. Получение образования является средством социальной мобильности.

В. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желаниям человека.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Одним из проявлений вертикальной мобильности служит миграция населения. (миграция – это горизонтальная географическая мобильность, она может сопровождаться и вертикальной социальной мобильностью, а может и не сопровождаться).

В. Брак, заключенный между представителями одной социальной страты, не является проявлением горизонтальной мобильности.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения об оценке положения человека в обществе?
А. Авторитет – это оценка обществом социальных позиций, занимаемых личностью.

В. Престиж – это степень признания окружающими личных и деловых качеств человека.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны . (все наоборот)


А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом.

В. Принятие социальной роли носит личностную окраску.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом.

В. Между понятиями «социальная роль» и «социальные статус» различия существуют.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социализации?
А. Социализация – процесс, свойственный взрослому человеку и не характерный для ребенка.

В. Социализация происходит в результате исключительно стихийных, ненамеренных воздействий на личность различных ситуаций жизни в обществе.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


А. Социальные нормы регулируют жизнь общества.

В. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества признают позитивный характер данного предписания.

В. Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества ожидают от других людей ее соблюдения.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.

В. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


А. Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества.

В. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.

В. Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. К социальным нормам относятся:
а) научные идеи,

б) обычаи,

в) экономические законы,

г) философские взгляды.


  1. Нравственные (моральные) нормы
а) возникли позднее правовых норм,

б) фиксируются в нормативных актах,

в) устанавливаются и поддерживаются государством,

г) отражают представления о добре и зле.


  1. Художник следует в своем творчестве сложившимся в данную эпоху представлениям о прекрасном, то есть
а) традициям,

б) этическим нормам,

в) эстетическим нормам ,

г) правилам этикета.


  1. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось чистить ногти, мыть руки, «не дуть в ушное». Это примеры
а) норм этикета,

б) норм морали,

в) традиций,

г) народной мудрости.


  1. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм ,
а) опираются на силу общественного мнения,

б) обеспечиваются силой государственного принуждения ,

в) поддерживаются моральным сознанием,

г) осваиваются в процессе социализации.


  1. За добросовестный многолетний труд гражданин Сидоров был награжден орденом. К числу других формальных позитивных санкций относится (-ятся):
а) вручение грамоты,

б) комплименты,

в) аплодисменты,

г) слава.


  1. Пианистка Сидорова получила почетную грамоту на конкурсе молодых исполнителей. Это пример
а) социального статуса,

б) социальной роли,

в) социальной нормы,

г) социальной санкции.


  1. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится:
а) всенародная слава,

б) всеобщий почет,

в) награждение грамотой,

г) доброжелательное отношение.


  1. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу неформальных относится:
а) вручение грамоты,

б) лестный отзыв товарища ,

в) премирование,

г) вручение памятного подарка.


  1. Отказ подать руку или поддерживать дружеские отношения – это пример применения санкций:
а) неформальных позитивных,

б) формальных позитивных,

в) неформальных негативных,

г) формальных негативных.


  1. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример
а) адаптивного поведения.

б) конформистского поведения,

в) экономического поведения,

г) девиантного поведения.


  1. Примером позитивного отклоняющегося поведения в традиционном обществе может служить:
а) увлечение спортом,

б) отшельничество,

в) погружение в науку,

г) коллекционирование.


  1. Отклоняющееся поведение – это
а) любые изменения в жизни человека,

б) перемещение человека в пределах своей группы,

в) несоблюдение принятых в обществе норм,

г) изменение статуса человека.


  1. Отличительным признаком семьи традиционного типа является:
а) добровольное распределение обязанностей между супругами,

б) главенствующее положение отца семейства,

в) активное участие женщин в общественном производстве,

г) посильное участие детей в домашних делах.


  1. Патриархальной семье присуще:
а) отсутствие жесткого разделения обязанностей на мужские и женские,

б) совместное принятие решений,

в) заключение браков между близкими родственниками,

г) совместное проживание нескольких поколений родственников.


  1. Отличительным признаком партнерской семьи является:
а) выполнение функции социализации детей,

б) главенствующая роль отца семейства,

в) отсутствие отношений господства и подчинения,

г) регулирование поведения всех членов семьи.


  1. Демократическая семья, в отличие от патриархальной семьи, характеризуется:
а) совместным проживанием как минимум трех поколений,

б) справедливым разделением домашних обязанностей , (это неправильно, но так считает автор, у которого стереотипные воззрения на патриархальною семью)

в) экономической зависимостью женщины от мужчины,

г) главенствующей ролью мужчины в семье.


  1. Что характеризует хозяйственную функцию семьи?
а) регламентация поведения,

б) воспроизводство социальной структуры,

в) организация семейного досуга,

г) распределение домашнего труда .


  1. Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию:
а) воспитательную,

б) репродуктивную,

в) эмоционально-психологическую,

г) социально-статусную.


  1. Репродуктивная функция семьи проявляется в:
а) организации потребления,

б) моральной регламентации поведения,

г) биологическом воспроизводстве.


  1. Что характеризует досуговую функцию семьи?
а) опека над малолетними,

б) социализация молодого поколения,

в) организация семейного отдыха,

г) укрепление дружеских основ брачного союза.


  1. Какая функция семьи проявляется в организации совместного летнего отдыха?
а) воспитательная,

б) рекреационная,

в) эмоционально-психологическая,

г) репродуктивная.

Важное значение для жизни каждого человека (большого или маленького) имеет рекреационная (восстановительная) функция семьи. Как говорилось в “Домострое”, чтобы в семью “как в рай войти”.


  1. Взрослая внучка ухаживает за бабушкой, помогает по дому, приносит продукты, готовит еду. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?
а) воспитательную,

б) социального контроля,

в) хозяйственно-бытовую,

г) социально-статусную.


  1. Молодежь как социальную группу отличает (-ют):
а) общность быта,

б) сходные черты сознания и поведения ,

в) однородность, отсутствие дифференциации,

г) единство политических взглядов.


  1. Общность исторического пути, единство территории, литературного языка, устойчивых экономических связей являются признаками:
а) нации,

б) государства,

в) народности,

г) класса.


  1. Род, племя, народность – это
а) демографические группы,

б) кровнородственные общности,

в) национальные группы,

г) этноисторические общности.


  1. Одним из признаков нации как этнокультурной общности является:
а) единое гражданство,

б) единство убеждений,

в) общность социального статуса,

г) общность языка.


а) государство предоставляет человеку возможность самому определять национальную принадлежность,

б) государство не препятствует деятельности организаций, провозглашающих превосходство одних этносов над другими,

в) государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств,

г) государство вводит особый налог для тех, кто не исповедует религию большинства.


  1. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений национальной политики в демократическом обществе?
а) деятельность общественных организаций, разжигающих национальную рознь, запрещена,

б) ограничены возможности воспитывать и обучать на родном языке,

в) государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национального большинства,

г) указание и определение гражданином своей национальной принадлежности обязательно.

Часть В. Запишите краткий правильный ответ.



Ответ: экономическая стратификация

    1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: народность

  1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мораль». Найдите и укажите термин, связанный с другим понятием.
Социальная норма, право, добро и зло, нравственность, санкции.

Ответ: право


  1. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.
Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

Ответ: консерваторы


  1. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.
Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы.

Ответ: католики


  1. Установите соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЯ

а)

поведение человека, соответствующее его социальному положению

1)

социальная мобильность

б)

предписание, определяющее рамки поведения

2)

социальная стратификация

в)

перемещение из одной социальной группы в другую

3)

социальная роль

г)

разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение

4)

социальная норма

а

б

в

г

3

4

1

2

Ответ: 3412

  1. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

ТИП СТРАТИФИКАЦИИ

а)

юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными нормами

1)

кастовая

б)

преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества

2)

сословная

в)

запрещение перемещения из одной социальной группы в другую

3)

классовая

г)

в основе деления на группы – различия в характере труда и размерах и формах его оплаты

д)

запрет на браки с представителями других групп

а

б

в

г

д

2

2

1

3

1

Ответ: 22131

  1. Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) С. присвоили звание Заслуженный учитель РФ,

2) друзья похвалили С. за подготовленный праздник,

3) С. получил на заводе премию за свое изобретение,

4) С. получил степень доктора физико-математических наук,

5) выступление учеников 11 класса на школьном мероприятии вызвало аплодисменты,

6) заметка в газете получила одобрение коллег.

Ответ: 134


    1. Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи и обведите цифры, под которыми они указаны.

      1. обучение детей трудовым навыкам,

      2. материальная поддержка близких,

      3. распределение домашнего труда,

      4. наделение наследственным статусом,

      5. организация досуга,

      6. семейное предпринимательство.
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: 236


    1. Прочитайте , в котором пропущен ряд слов.
«Семья – это основанная на ____ (1) и/или кровном родстве малая ____ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ____ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ____ (4), то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, то есть сексуальные отношения, деторождение и первичная ____ (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ____ (6) и лицам пожилого возраста.

а) дети, б) брак, в) социализация,

г) коллектив, д) обязанности, е) группа,

ж) отношения, з) институт, и) любовь,

к) уважение.


1

2

3

4

5

6

б

е

д

з

в

а

Ответ: БЕДЗВА

Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой _____ (1). Это явление получило название социальной _____ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют _____ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, то есть _____ (4). _____ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и так далее. Каналами мобильности выступают социальные ____ (6): семья, школа, церковь, армия и другие.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

а) миграция, б) мобильность, в) горизонтальность,

г) институт, д) статус, е) вертикальная,

ж) группа, з) стратификация, и) маргинализация

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами словом. Получившуюся последовательность букв перенесите на строку ответа.


1

2

3

4

5

6

д

б

в

а

е

г

Ответ: ДБВАЕГ

  1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
В социальной психологии под ____ (1) понимается двое или более _____ (2), имеющих общие черты и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этого объединения.

Люди объединяются в социальные группы по разным ____ (3). Прежде всего группы позволяют удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, _____ (4) во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной _____ (5)!

Группы помогают в достижении ____ (6), которыми мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться. Принадлежность к группе часто обеспечивает нас ____ (7), которая в противном случае была бы для нас недоступна.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

а) образование, б) потребность, в) группа,

г) социум, д) причина, е) социализация,

ж) цель, з) информация, и) изоляция,

к) индивид

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами словом. Получившуюся последовательность букв перенесите на строку ответа.


1

2

3

4

5

6

7

в

к

д

б

и

ж

з

Ответ: ВКДБИЖЗ
Часть С. Запишите развернутый ответ на вопрос.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

Смысл понятия: социальная группа – это любая совокупность людей, имеющих какой-либо общий социально значимый признак,

Информация о социальных группах в обществе:


  • социальные группы подразделяются по численности, характеру взаимоотношений, способу организации, степени организованности, продолжительности существования, биосоциальным признакам (расовой принадлежности, полу, возрасту),

  • по числу участников социальные группы делятся на большие и малые группы, по характеру взаимоотношений – формальные и неформальные группы,

  • в группах человек реализует свою социальную (общественную) сущность.
Максимальный балл – 2.

С5. Назовите любые три причины объединения людей в социальные группы.


  • группы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежности,

  • в группе человек удовлетворяет тот или иной интерес,

  • в группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку,
Максимальный балл – 2.

С5. Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.

Социальный институт – это устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемая нормами, традициями, обычаями и направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.


  • наличие ролевой системы (ученик, учитель),

  • наличие совокупности учреждений (институт, школа),

  • наличие регулирующих правил или норм (закон об образовании, устав школы),

  • наличие важных общественных функций (социализация молодежи).
Максимальный балл – 2.

С5. Назовите любые три фактора социализации личности.


  • семейные воспитательные традиции,

  • социальное окружение,

  • социальные нормы,

  • коммуникативные способности.
Максимальный балл – 2.

С5. Назовите три любые черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.

Черты человека, предопределяющие негативное отклоняющееся поведение:


  • ограниченность потребностей и интересов,

  • искаженное представление о том, "что такое хорошо и что такое плохо",

  • отсутствие чувства социальной ответственности,

  • привычка к некритической оценке собственного поведения,

  • психические отклонения.
Максимальный балл – 2.

С6. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.


  • семья как социальный институт способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло, справедливость и так далее,

  • школа (образование) как ,

  • средства массовой информации как социальный институт способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.
Максимальный балл – 3.

С6. С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.

Модель ситуации: Сидоров, сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря чему за короткий срок значительно увеличился объем продаж.

Положительные санкции: руководство фирмы одобрило его новаторство, и Сидорову выписали премию, или вручили грамоту, или предложили новую должность с перспективой карьерного роста.

Максимальный балл – 3.

С6. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.


  • традиции – гостеприимство, регулярные встречи выпускников школы,

  • обычай – празднование юбилея, празднование Нового года в ночь на 1 января,

  • церемония – коронации, инаугурации.
Максимальный балл – 3.

С6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ

Основными тенденциями в развитии межнациональных отношениях являются:


  • интеграция, экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество),

  • стремление ряда народов сохранить или обрести национальную самостоятельность (например, корейское меньшинство в Японии),

  • противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).
Максимальный балл – 3.

С6. По мнению ученых, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.

Ответ

Проявлениями функции поддержки физического здоровья родителей и детей являются:


  • отказ от вредных привычек (например, после рождения ребенка молодой отец бросил курить),

  • активный отдых (например, родители и дети зимой каждое воскресенье отправляются на каток),

  • усвоение гигиенических навыков (например, родители приучают детей чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой),

  • проведение профилактических и оздоровительных мероприятий (например, осенью родители и дети приняли решение и сделали прививки от гриппа).
Максимальный балл – 3.

С7. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

Ответ

Примеры функций:


  • социализация детей,

  • хозяйственно-экономическая,

  • социально-статусная.
Функцию социализации детей теперь осуществляет также и школа; хозяйственно-экономическая функция связана с институтом материального производства; социальный статус человеку могут обеспечить армия, церковь, средства массовой информации, профессия.

Создатель фермерского кооператива Lavkalavka Борис Акимов рассказал «Краснодар Magazine» о том, каким он видит будущее России и как превратить Краснодарский край в гастрономическую мекку.

В одном из своих интервью вы говорите: «Мы довольно мощно начинаем менять реальность». Вы действительно считаете, что это возможно?
Думаю, что иногда даже самые утопические идеи могут воплощаться в жизнь, все зависит от настойчивости и силы воли их создателя. Мы считаем, что когда небольшие фермерские семейные хозяйства будут привержены экологическому пути, смогут получать деньги за свою продукцию и приобретут возможность развиваться, то постепенно реальность будет меняться.

«Лавка» дает возможность соразмерять свое потребление с возможностями земли». Не считаете ли вы, что возможности земли, учитывая экологический фактор, уменьшаются в сравнении с возрастающими потребностями человека? В чем проявляется соразмерность, о которой вы говорите?
Безусловно, чем больше людей на планете, тем больше нужно еды. И чем больше они хотят, тем больше нагрузка на землю. Каким образом с этим бороться, чтоб и человеку было хорошо, и земле не сложно? В этом случае мы стараемся реализовать принципы сезонности и локальности. Потребитель должен понимать, что если помидор не растет зимой в Москве, то вместо него он может выбрать местные продукты, которые с гастрономической точки зрения будут не хуже, а интереснее, вкуснее и полезнее. Это, например, такие забытые овощи, как репа, брюква, пастернак или корень сельдерея. Получается, что человек не спонсирует компании, доставляющие зимой эти помидоры или другие продукты через моря и океаны самолетом, пароходом или другим способом, и тем самым происходит существенное снижение нагрузки на землю.

Как вы считаете, произойдет ли у людей массовый пересмотр своих взаимоотношений с природой или это по-прежнему будет заботить меньшинство?
На данный момент это заботит микроскопическое меньшинство. Скорее даже, меньшинство из меньшинства тех людей, которых заботит этот вопрос и которые готовы еще свои действия соразмерить с этой заботой. Многие думают и рассуждают об этом, а потом идут в ближайший супермаркет и покупают то, к чему привыкли. Важно не только осознать, но и начать действовать с в соответствии с осознанием. Если ситуация будет развиваться так, как развивается, без катаклизмов, то в целом таких людей будет становиться больше и больше. Это видно на примере США и Европы.

На ваш взгляд, что-то должно произойти, чтобы люди активней пересмотрели свои отношения с природой, возможна ли точка перелома?
Не хотелось бы, чтобы возникла точка перелома, потому что это может произойти только в результате какой-то экологической катастрофы, которая и станет сигналом к изменениям. Если вдруг окажется, что глобальное потепление принимает какие-то катастрофические формы и скорости, и одна из причин - это деятельность человека на Земле, тогда придется все пересматривать быстрее, потому что будет стоять вопрос выживаемости человека. Но я за эволюционный процесс. Я надеюсь, что некоторая тенденция или мода на то, чтобы быть более социально ответственным и совершать более осмысленные поступки, приведет к изменениям.

Вы назвали свою компанию «новой колонизацией». Что вы имели в виду?
Это одна из идей, которая кажется нам плодотворной. Она означает новое освоение нами, жителями России, собственной страны. Мы живем в самой большой стране мира, но при этом у обитателей мегаполисов стереотип, что за пределами их городов жизни нет. Наша страна - это огромные просторы, но и одновременно большие возможности. Мы сами знаем собственную страну гораздо хуже, чем Европа и другие страны. Но так долго продолжаться не может, и если мы не осваиваем свои территории, найдется более деятельная группа лиц, которой это будет интересно. Но нам кажется, что будет очень грустно, если так произойдет. Поэтому, чтобы такого не случилось, нужно осваивать территории самим. Локомотивом освоения может стать сельское хозяйство, но чтобы оно было конкурентоспособным, оно должно быть органическим. В этом случае мы могли бы предлагать на рынке экологически чистые продукты, понятные всему миру. Тогда мы будем конкурентоспособны в рамках всемирной экономики, а не только собственной страны.

Прогрессивное движение organic & local food родилось на Западе. То есть нам, россиянам, до определенного момента не свойственно было стремление к вкусной и здоровой натуральной еде, без подсказок извне?
То, что оно родилось на Западе, для нас не плохо и не хорошо. Так или иначе какие-то культурные коды, мифы или стереотипы сперва рождаются на Западе, но со временем приходят к нам. Так и с модой на здоровый образ жизни было. Раньше не было, а сейчас все увлекаются фитнесом или бегают.

Раньше, лет 10–15 назад, потребителями экопродуктов были последователи различных нью-эйдж течений. Сейчас не без вашей PR-стратегии к ним присоединился креативный класс и люди разных сообществ. Это стало модным явлением?
Когда возникает какое-то явление, оно сперва становится модным. В этом есть и отрицательные черты. Но, с другой стороны, это как данность того общества, в котором мы живем. Но важно, чтобы в определенный момент это перестало быть модным, а стало естественной частью жизни. Как в Америке, например, когда поход на фермерский рынок или покупка фермерских продуктов через Интернет уже стали частью жизни. Поэтому нам бы хотелось, чтобы через моду это стало обыденным явлением.

Мы сами знаем собственную страну гораздо хуже, чем Европа и другие страны. Но так долго продолжаться не может, и если мы не осваиваем свои территории, найдется более деятельная группа лиц, которой это будет интересно.

Не заметили ли вы, что ваши постоянные покупатели сами потянулись к земле или у них произошли какие-то другие изменения?
Безусловно, такие примеры встречаются. Когда человек начинает постоянно покупать у нас продукты и как-то интересоваться теми ценностями, которые нам важны, они понимают: чтобы быть ближе к земле, не обязательно быть фермером, а жить за городом не значит быть колхозником. Это нормальная ситуация для развитого западного сообщества, когда успешный человек живет за городом в собственном доме, его дети гуляют на свежем воздухе, потому что им нечего бояться, у них есть доступ к свежим продуктам.

Жизнь в деревне - это уже не маргинализация, как нам казалось долгое время. Наоборот, в деревне, пользуясь одновременно деревенскими благами и достижениями цивилизации, человек сильно повышает качество жизни своей семьи. И постепенно такой процесс происходит и среди наших покупателей и не только. Люди переезжают из Москвы в деревню, иногда даже фермерами становятся, хотя это дело непростое. Или хотя бы осознают, что жизнь без пробок и на природе с чистой и вкусной едой гораздо интересней и достойней.

Вы можете вспомнить те важные моменты, после которых изменилось ваше мировоззрение, и вы из гедониста превратились в проповедника, несущего ценности здоровой и локальной пищи?
Это был постепенный процесс, который был обусловлен тем, что мы постепенно погружались в историю происхождения продуктов. Ездили на фермы, знакомились с семьями, интересовались деталями происхождения продуктов. Нам стало важно, где животные содержатся, чем их кормят, где эти корма растут, кто эти люди, которые работают там. Чем больше мы погружались, тем больше понимали, как много зависит на самом деле от решения конечного едока, что купить. Он мог вложить деньги в колбасу, которая производится в глубинах Тульской области: в лесах, где свиньи гуляют на воле, где есть собственный цех переработки, собственные корма и недавно еще был развал и хаос, а сейчас благодаря фермеру есть рабочие места и новая жизнь в деревне возникла.

Или он может купить колбасу, сделанную неизвестно из чего. Если там и есть мясо, то эта свинина выращена на гормонах, антибиотиках и ускорителях роста. Я стал понимать, что важно самому выбирать именно эти продукты и рассказывать людям о том, что между выбором продукта и жизнью вокруг существует цепочка взаимосвязей. Еще несколько лет назад я и не думал, что, покупая колбасу, я совершаю социально значимый жест.

Вы пишете, что ваши фермеры - это в основном люди, переехавшие из города в деревню. Получается, обычные деревенские жители не готовы к вашим правилам кооператива или мало что выращивают для продажи?
Это многогранная проблема. Если говорить о южных регионах, там еще сохранилось исконное крестьянство. Но с ними не совсем складываются коммуникации, именно потому, что они не совсем понимают, что такое торговля через Интернет, им кажется, что это что-то из области фантастики. Если говорить о средней полосе России, то там если и появляются фермеры, то чаще они переезжают из города. Местных крестьян, к сожалению, там почти не осталось.

Фермеры как участники кооператива решают, какой будет конечная цена на их продукцию. Как в таком случае вам удается выдерживать баланс интересов и продолжать устойчиво развиваться?
У нас на сайте в разделе «Поставщикам» выложена таблица наценок. Когда фермер заполняет анкету, то он видит, что на тот или иной продукт будет та или иная наценка в зависимости от того, какой категории продукт, упакован ли он, есть ли документы. В результате он сам, назначив цену, понимает, какая цена будет конечной. Ведь мы хотим, чтобы по всем позициям у нас было несколько фермеров и чтобы у них формировалась внутренняя конкуренция, в том числе и по цене. Мы создаем площадку, которая сводит покупателя и фермера и, хотя они выбираются нами по определенным критериям, но дальше они получают максимальную свободу действий: и цену могут назначить, и общаться в блоге с покупателями, и приехать провести акции в магазине.

Сколько ресторанов на сегодняшний день открыла или курирует LavkaLavka?
У нас есть одно маленькое кафе Lavkalavka в Москве. Еще один партнерский ресторан «КоКоКо» мы открыли со Шнуровым в Санкт-Петербурге. Наш ресторан откроется в мае в Москве. Также мы учувствуем в открытии партнерского фермерского ресторана, разделяющего нашу концепцию в Тульской области.

Закупают ли продукты в «Лавке» московские рестораны?
Закупают, но не так много - всего несколько десятков ресторанов. Но все-таки эти продажи не самые главные, для нас важен конечный потребитель. Может быть, со становлением нашего ресторана в Москве или Тульской области ситуация может измениться, и рестораны начнут действовать по-другому. Пока что у рестораторов сильны стереотипы, и они не могут привыкнуть к тому, что продукты могут быть неоткалиброваны, стоить дороже или по объективным причинам мы не можем доставить их вовремя.

Что входит в ваш список русских гастрономических редкостей?
Полба, беломорская сельдь, которую еще при императрице Екатерине начали засаливать и поставлять в Москву, сочный и сладкий Даниловский лук, белевская пастила, репа «Петровская», вязниковские огурцы, брюква Красносельская, суздальский хрен, яблоки «Антоновка», гусь владимирский, овца романовская и другие специалитеты, которые мы пытаемся найти.

Кроме Ивана Новичихина, с какими фермерами вы сотрудничаете в Краснодарском крае?
У «Лефкадии» мы покупаем сыры «Чистая еда», Кирилл и Олеся Ковленко выращивают и поставляют много редких овощей, таких как батат и топинамбур, Валерий Жомер поставляет черешню и пурпурные яблоки.

Что ценного вы можете выделить в нашем регионе?
У вас большой потенциал в сфере овощей, который еще до конца не реализован. Неправильно, когда на рынке в Краснодаре продаются турецкие овощи. Огромный винодельческий потенциал. В Хосте, например, разводят мясных голубей, на Черноморском побережья есть мидии, и там собираются разводить местных устриц. На самом деле Краснодарский край - это место, где, как в Греции, может быть все. Краснодарский край может стать гастрономический меккой России.

Живете ли вы сами в соответствии со своими ценностями?
Стараюсь именно так. Во всяком случае если говорить о выборе продуктов, то однозначно. Живу между Москвой и Переславлем. В Переславле-Залесском у меня есть дом, и свое маленькое фермерское хозяйство, которое постепенно увеличивается. У нас 2 км бездорожья, поэтому не могу сюда окончательно перебраться. Предполагаю, что как только эта проблема будет решена - в ближайшие пару лет, я основным местом жительства сделаю свою деревню.

Когда вы только начали свою деятельность, мне казалось, что вот он, маркетинг 3,0 или бизнес в стиле фанк, за которым будущее. Это так?
Что-то вроде того. Я человек больше творческий, чем системный. Слава богу, у меня есть два партнера, которые по духу гораздо больше бизнесмены, чем я, хотя тоже не совсем. И вот благодаря им все, что я придумываю, вертится. Если творчество не превращать в систему, то бизнес не работает. С этой точки зрения у нас хорошее разделение труда.

Фермерский кооператив LavkaLavka – это международный проект. Уже сейчас он работает в Москве, Петербурге, Калининграде и Киеве. Кооператив LavkaLavka объединяет фермеров, покупателей, магазины, рестораны, отели, поставщиков экопродукции, сельскохозяйственной техники и многих других – всех тех, кому небезразлична фермерская еда, экология, развитие сельского хозяйства, гастрономические традиции и ответственное потребление.

При выполнении заданий с выбором ответа (А1–А15) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Общество как динамичную систему характеризует

1) наличие общественных отношений

2) обособление от природы

3) сохранение связи с природой

4) способность к саморазвитию

А2. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниями о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

2) искусством

3) образованием

4) творчеством

А3. Ученые – вулканологи, обследовав склон вулкана, предупредили местных жителей об опасности извержения. Какая функция науки проиллюстрирована этим примером?

1) познавательно - объяснительная

2) социальная

3) культурная

4) мировоззренческая

А4. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?

А. Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.

Б. Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А5. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в

1) трудовой деятельности

2) покое и отдыхе

3) сохранении здоровья

4) физической активности

А6. Экономика изучает проблему использования ограниченных ресурсов в целях

1) создания условий для роста спроса на них

2) удовлетворения общественных потребностей

3) достижения стабильного развития экономики

4) снижения загрязнения окружающей среды

А7. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налоги в Российской Федерации взимаются в денежной форме.

Б. Налоги в Российской Федерации являются основным источником государственного бюджета.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А8. Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Это пример

1) отклоняющегося поведения

2) социальной стратификации

3) социализации

4) социальной мобильности

А9. К признакам понятия «политический режим» относится (-ятся)

1) территориальное устройство государства

2) методы осуществления государственной власти

3) функции, осуществляемые государством

4) форма государственного правления

А10. Гражданка С., выступая на митинге, призывала граждан к борьбе с существующим политическим режимом, который привел к появлению эксплуататоров, а пролетариат из господствующего класса превратился в класс наемных рабочих. «Долой разговоры о правах человека, навязанных России Западом. Право может быть только одно: рабочий класс должен уничтожить эксплуататоров» - в заключение своей речи сказала гражданка С. Сторонницей какой идеологии является гражданка С.?

1) анархистской

2) коммунистической

3) демократической

4) фашистской

А11. Институтом российского права является право

1) гуманитарное

2) международное

3) наследственное

4) политическое

А12. Имущественные отношения между супругами регулирует право

1) конституционное

2) семейное

3) финансовое

4) гражданское

А13. Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является



Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2012-2013 учебном году
11 класс Часть а каждый человек как представитель человеческого рода
10 класс Часть а какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу?

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2012/2013 учебном году


Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников

по обществознанию в 2012-2013 учебном году

10 класс

Часть А

А1. Какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу?

1) разгром Ярославом мудрым печенегов под Киевом

2) формирование кастовой системы в Древней Индии

3) строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае

4) строительство пирамид в Древнем Египте

А2. Какая характеристика общества предполагает наличие системных качеств, которые не присущи отдельным элементам системы?

1)самодостаточность 3)целостность

2)стабильность 4) открытость

А3. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности

1) самосовершенствовании 2) самосохранении

3) самопознании 4) самообразовании

А4. Игре как виду человеческой деятельности всегда присуще

1) создание материальных благ 2) удовлетворение потребностей в общении

3) творческое начало 4) использование орудий труда

А5.Покупательская способность денег:

1) увеличивается в период инфляции 2)уменьшается в период дефляции

3) уменьшается в период инфляции 4) не подвержена изменениям в зависимости от инфляции

А6. Верны ли следующие суждения о познании мира?

А. В процессе познания возникают только истинные знания

Б. Знания – это результат познавательного процесса

А7. Верны ли суждения?

Социальный статус-…

А) это место личности в социальной структуре общества

Б) может меняться в течение всей жизни человека

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А8. Индивидуальность - это

1) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму

2) темперамент человека, его характер

3) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке

4) совокупность человеческих потребностей и способностей

А9. Определение возможных последствий реформы льготных выплат (монетизации льгот) представляет собой деятельность

1)практическую

2)прогностическую

3) познавательную

4) ценностно-ориентировочную

А10. Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Это пример

1) отклоняющегося поведения 3) социализации

2) социальной стратификации 4) социальной мобильности

А11. А. Тойнби сформулировал закон:

1) единства и борьбы противоположностей

2) смены общественно-экономических формаций

3) классовой борьбы

4) «вызов - ответ»

Al2. Верны ли следующие суждения о самосознании?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением дру­гих людей о себе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А13. Деятельность в отличие от общения

1) является потребностью человека

2) может доставлять человеку удовольствие

3) предполагает наличие цели

4) непосредственно преобразует предметы окружающей среды

А14. Верны ли следующие утверждения о свободе личности?

А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед об­ществом за свои действия и поступки.

Б. Свобода - это возможность выбора способа действия для достиже­ния какой-либо цели.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения о мертвой культуре?

А. мертвая культура-это материальные культурные образцы, пришедшие в негодность после эксплуатации их человеком

Б. Мертвая культура – это культурные образцы, потерявшие актуальность своего нематериального содержания

А16. Какое из суждений об отраслях права является верным:

А.В отраслях частного права используется преимущественно императивный метод правового регулирования

Б. в отраслях публичного права используется преимущественно диспозитивный метод правового регулирования

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

А17. В чем состоит основное ограничение неформального социального контроля в современном обществе:

1)слабые санкции 3)контроль действует только в малой группе

2)отсутствие культурных норм 4) отсутствие общих целей у субъектов контроля

А18. Что из перечисленного не относится к институтам гражданского общества

1) политические партии 3)Московская городская дума

2)профессиональные союзы 4) все перечисленное

А19.Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А)Центральной идеей правового государства является наличие писаной конституции

Б)Центральной идеей правового государства является признание естественного происхождения прав человека

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

А20. Верны ли следующие суждения о способностях человека?

А. У этого человека нет абсолютно никаких способностей.

Б. Этот человек не смог развить свои способности.

1) верно только А 3) верно и А, и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Часть В

В1. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и запишите цифры в порядке возрастания.

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: _______________________________________________.

В2. Запишите определения, пропущенные в предложении

1.______________-постоянные, непрерывные изменения,переходящие одно в другое без скачков и перерывов

2. ______________-глобальные социальные изменения, предполагающие коренной переворот во всей социальной структуре общества

3. ____________- объективно существующий набор взаимосвязанных идей,эмоций, выражающих отношение общества, групп, индивидов к праву…

4. __________ - состояние экономики , характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода.

5. _________ - элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим социальным признаком (имущественным, профессиональным или иным).

6. ______________ - государственная форма авторитаризма, при которой основные коллегиальные органы формируются из представителей профессиональных корпораций, отобранных правительством.

В3. Одним из недостатков рынка ученые считают то, что он не обеспечивает полной занятости населения. Используя знания обществоведческого курса, приведите три объяснения причин указанного недостатка рынка.

В4Перед вами три колонки – личности, имена ученых, сфера деятельности. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы,

вписав соответствующие ЦИФРЫ и БУКВЫ в нужные графы.


Личности

Имена ученых

Понятия, категории, идеи, сферы деятельности

1.

I Сердюков А.Э.

IIНицше Ф.

III Карамзин Н.М.

IV Сорокин П.

VМаслоу А.

VI Ливанов Д. В.


А) образ «сверхчеловека»

Б) министр обороны

В) пирамида потребностей

Г) министр образования и культуры

Д) «Человек - политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

Е) эпоха сентиментализма


2.

3.

4.

Личности

Имена ученых

Понятия, категории, идеи

1

?

?

2

?

?

3

?

?

4

?

?

В6Вам предстоит подготовить развернутый ответ

1) род 3) семья

2) сословие 4) элита

А19. Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Это пример

1) отклоняющегося поведения 3) социализации

2) социальной стратификации 4) социальной мобильности

А20. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Политические нормы регулируют отношения, возникающие по по-воду власти.

Б. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным соз-нанием верующих.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А21. Специфической чертой политической власти, в отличие от иных ви-дов власти, является (-ются)

1) обращение ко всем гражданам страны

2) отношения господства и подчинения

3) наличие субъектно-объектной связи

4) проявление в форме совокупности обычаев и традиций

А22. Только для пропорциональной избирательной системы является ха-рактерным

1) выдвижение кандидатов по одномандатным округам

2) незначительная роль политических партий в предвыборной борьбе

3) выдвижение кандидатов списком от политических партий и дви-жений

4) правдивое и объективное информирование избирателей о кандида-тах и их программах

А23. К признакам понятия «политический режим» относится (-ятся)

1) территориальное устройство государства

2) методы осуществления государственной власти

3) функции, осуществляемые государством

4) форма государственного правления

А24. В стране Н. после долгих лет диктаторского режима, когда власть принадлежала одной партии, начались политические реформы, ста-ла формироваться многопартийность. Службы изучения общественно-го мнения провели опросы среди населения, поставив вопрос: «Как вы оцениваете появление в стране многопартийной системы?». Полу-ченные результаты представлены в гистограмме.

Проанализируйте данные опросов. Какова динамика отношения на-селения к проводимой реформе?

1) Возросло число граждан, отрицательно оценивающих введение мно-гопартийности.

2) Количество сторонников многопартийности за истекший период несколько возросло.

3) Наблюдается устойчивый рост тех, кто не определил свое отноше-ние к многопартийности.

4) Количество людей, негативно оценивающих многопартийность, не изменилось.

А25. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Монархия и республика являются формами государственного уст-ройства.

Б. Демократия и диктатура являются формами государственного правления.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А26. Институтом российского права является право

1) гуманитарное

2) международное

3) наследственное

4) политическое

А27. Имущественные отношения между супругами регулирует право

1) конституционное 3) финансовое

2) семейное 4) гражданское

А28. Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является

1) Президент

2) Правительство

3) Государственная дума

4) Совет Федерации

А29. Молодой человек купил ружье и решил пойти на охоту. В то время как молодой человек целился в очередную утку, к нему подошел егерь и попросил предъявить лицензию на право охоты. Но у молодо-го человека такого документа не оказалось. Данное правонарушение является

1) уголовным 3) административным

2) гражданским 4) экологическим

АЗО. Верны ли следующие суждения о субъектах федерации?

А. Субъект Российской Федерации по Конституции имеет право на самоопределение вплоть до отделения,

Б. Все федеральные нормативные акты подлежат ратификации в каж-дом субъекте Российской Федерации.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть 2

При выполнений заданий этой части (В1 - В6) запишите ваши ответы сначала в выделенные для них места в тексте экзаменационной работы, а затем в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова, после-довательности букв или цифр без пробелов и других символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приве-денными образцами.

В1. Какое слово пропущено в схеме?

В2. Ниже приведены названия потребностей. Все из них, за исключени-ем одного, являются названиями, под которыми в различных клас-сификациях представлены природные потребности человека. Найди-те и укажите название потребностей другого вида, «выпадающее» из их ряда.

Биологические, физиологические, социальные, органические, естест-венные.

ВЗ. Определите, к какому типу безработицы относятся приведенные ни-же субъекты: к каждой позиции первого столбца подберите соответ-ствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные циф-ры под соответствующими буквами.

СУБЪЕКТЫ

A) лаборант, уволившийся из-за аллергии на химические реагенты

Б) инженер, уволившийся по собственному желанию

B) медсестра, уволившаяся из-за переезда в другой город

Г) машинистка, уволенная в связи с от-сутствием заказов при широком внедре-нии персональных компьютеров

Д) экономист, уволившийся из-за ссоры с начальником

ТИП БЕЗРАБОТИЦЫ

1) фрикционная

2) структурная

3) циклическая

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

84. Выберите характеристики чувственного этапа познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

2) фиксация существенных свойств предмета

3) сохранение в памяти обобщенного образа предмета

4) утверждение или отрицание чего-либо о предмете

5) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: _________________________________.

85. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Средний класс объединяет людей, обладающих средним для дан-ного общества уровнем текущих доходов. (2) Считается, что основная масса населения в западных обществах (60-70%) имеет доход, близ-кий к среднему, а число бедных и богатых невелико. (3) Средние слои определяются не только по совокупности рыночных и трудовых позиций, но также по культурным и ценностным ориентациям. (4) Можно сказать, что средние слои - это статусно-престижные группы.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений.

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором есть пропущенные слова.

Социальные институты обеспечивают границы и формы совместной деятельности людей в разных сферах и отличаются друг от друга своими_______________________(1). Главными социальными ин-ститутами являются ________________(2), семья, наука, образова-ние, религия, бизнес._________________________(3) не следует ото-ждествлять с конкретными организациями, социальными группами

или сообществами. Например, институт_____________________(4)

не означает конкретную фирму. Вместе с тем реализация функций со-циальных институтов предполагает организованные формы_______

________________(5) людей. Без социальных институтов ни одно со-временное общество существовать не может: институты создают ус-ловия, в которых протекает человеческая жизнь, а жизнь людей порождает и изменяет социальные институты. Развитие социаль-ных институтов продолжается в ходе_______________(6) общества.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вста-вить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Пом-ните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно запол-няя каждый пробел.

A) частный бизнес Б) государство

B) подсистема Г) функции

Д) социальный институт

Е) объект

Ж) эволюция

3) общественные потребности

И) совместная деятельность

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 (без пробелов и других символов между буквами и цифрами).

Часть 3

Для. ответов на задания этой части <С1 - С8) используйте бланк отве-тов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем разверну-тый ответ на него.

Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от пол-ноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будут и полный пра-вильный, и частично правильный ответ.

С1. Какие две особенности маргинальных групп выделяет автор? Сфор-мулируйте собственное определение понятия «маргиналы».

Прочитайте текст и выполните задания С4 - С7.

МАРГИНАЛЫ

«Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на «окраи-нах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного об-щества основных структурных подразделений или господствующих социо-культурных норм и традиций...

Маргинальная ситуация... бывает источником нового восприятия и ос-мысления Вселенной и общества, ... форм интеллектуального, художествен-ного и религиозного творчества. ...Многие обновляющие тенденции в духов-ной истории человечества (мировые религии, великие философские систе-мы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десяти-летий придали проблеме маргинальное™ качественно новые очертания. Ур-банизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носите-лями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой ком-муникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в со-временном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. ...в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» обществен-ных движений - просветительских, экологических, правозащитных, куль-турных, религиозных, земляческих, благотворительных и др., - движе-ний, смысл которых во многом связан с подключением к современной и об-щественной жизни именно маргинализированных групп...

Однако есть проблема, представляющая трудность для современного де-мократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенави-стнические идеологии? И в то же время - как не сделать эти группы объ-ектом превентивного беззаконного насилия... Однозначного ответа на этот вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистиче-ской культуры и демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятий человеческого достоинства, а также глубокое фило-софское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и по-рождают антидемократические формы сознания».

(Е. Рашковский)

С4. Автор пишет об опасности для общества маргинальных групп, беру-щих на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии. Назовите две подобные идеологии и объясните, в чем за-ключается общественная опасность каждой из них.

С5. Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.

Сб. Приведите три примера, иллюстрирующие конституционное положе-ние о светском характере современного Российского государства.

С7. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в челове-ка» (сформулируйте три суждения).

Последнее задание работы (С8) - задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите ОДНО из предло-женных ниже высказываний.

С8 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой про-блемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в кур-се обществоведения, а также факты общественной жизни и собствен-ный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обосно-вание своей позиции.

Философия

«Человек имеет значение для общества лишь постольку, по-скольку он служит ему». (А Франс)

Социальная психология

«Вершина нас самих, венец на-шей оригинальности - не наша индивидуальность, а наша лич-ность». (П. Тейяр де Шарден)

Экономика

«Инфляция - золотое время для возврата долгов». (К. Мелихан)

Социология

«Кто умеет справиться с кон-фликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории». (Р. Дарендорф)

Политология

«Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действу-ют». (Саади)

Правоведение

«Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью». (Платон)

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ 2 Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номе-ром выполняемого вами задания (А1 - АЗО) поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Что иллюстрирует наиболее широкий смысл понятия «общество»?

1) повседневные взаимодействия людей

2) международное правозащитное общество

3) информационное общество

4) прошлое, настоящее и будущее человечества

А2. К глобальным демографическим проблемам относится

1) неравный допуск к ограниченным природным ресурсам

2) загрязнение природной среды отходами деятельности человека

3) крайняя перенаселенность стран «третьего мира»

4) сокращение биологического разнообразия

A3. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знато-ков, называется

1) народной

2) массовой

3) национальной

4) элитарной

А4. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и обще-ства?

1) создание славянской азбуки

2) подсечно-огневое земледелие восточных славян

3) сбор дани князем с подвластных племен

4) написание свода законов «Русская правда»

А5. Верны ли следующие суждения о путях развития общества?

А. В индустриальном обществе достижения науки стали активно вне-дряться в производство.

Б. В период постиндустриального общества завершилась промышлен-ная революция.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А6. И чувственное, и рациональное познание

2) опираются на представления о предмете

3) начинаются с субъективных ощущений

4) отражают существенные свойства предмета

А7. К потребностям человека, обусловленным его биологической органи-зацией, относятся потребности в

1) самореализации

2) самосохранении

3) самопознании

4) самообразовании

А8. Какой признак характеризует человека как личность?

1) активная жизненная позиция

2) физическое и психическое здоровье

3) принадлежность к виду homo sapiens

4) особенности внешности

А9. «Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером

1) художественного образа

2) мифологического знания

3) религиозной нормы

4) научного знания

А10. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволенности. Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

All. Люди считаются безработными, если они

1) не имеют места работы и не ищут работу

2) заняты неполный рабочий день и ищут новое место работы

3) находятся на военной.службе

4) не имеют места работы, ищут работу и готовы приступить к рабо-те немедленно

А12. Конкуренция

1) приводит к повышению цен

2) способствует увеличению разнообразия товаров и услуг

3) способствует понижению качества товаров и услуг

4) заставляет производителей увеличивать затраты на производство товаров и услуг

А13. Как называется плата за пользование трудом?

1) рента 3) заработная плата

2) процент 4) прибыль

А14. Какую функцию выполняют деньги, если вы купили музыкальный центр?

    2009 . Обществознание Обществознание . ЕГЭ . Тематическая рабочая...
  1. Методическая поддержка егэ в санкт-петербурге проблемы и решения (2)

    Методические рекомендации

    В8); средний показатель правильных ответов – 33 ,33 %. Геометрия (В3, В10, В11); ... 2008. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009 . Обществознание . Справочник. – М.: Эксмо, 2008. Лазебникова А.Ю., Королькова Е.Л., Рутковская Е.Л. Обществознание . ЕГЭ . Тематическая рабочая...

  2. О преподавании обществознания

    Документ

    ... ЕГЭ по обществознанию (издания, разработанные при участии ФИПИ в 2008-2009 гг.) ЕГЭ -2009 . Обществознание ... издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ . 2009 . Обществознание / ФИПИ. Авторы- составители... стадиального подхода). 13 33 . Исторический процесс, ...