Презентация тему системно деятельностный подход. Презентация на тему: системно-деятельностный подход как технологическая основа фгос. Мотивирование к учебной деятельности

«Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 имени Н.В. Менчинского

Павлово-Посадского муниципального района Московской области» (МОУ СОШ № 18)

142500, Московская область, ppschool 18@ mail . ru

г. Павловский Посад, ул. Мира, д. 1 тел. 8(49643)21524


“ Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра”. Джон Дьюи.


«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л. Н. Толстой


Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы

Метапредметные

Личностные

Предметные

Основы системы научных знаний.

Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания

Усвоенные межпредметные понятия и УУД.

Управление своей деятельностью, самостоятельность.

Речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.

Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.


Ученые – основоположники теории

системно-деятельностного подхода

Л.С. Выготский

А.Н. Леонтьев

Д.Б. Эльконин

П.Я. Гальперин

В.В. Давыдов


Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…

А. Дистервег,

немецкий педагог-демократ XIX в.,

последователь Песталоцци


как концептуальная основа ФГОС общего образования

Обеспечивает:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с

учётом индивидуальных возрастных,

психологических и физиологических

особенностей обучающихся.


Система дидактических принципов:


« Как обучать?»

  • Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
  • Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?
  • Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
  • Какие методы и средства обучения выбрать?
  • Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения?

Системно-деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Системно-деятельностный подход

Основной результат – развитие личности ребенка

на основе универсальных учебных действий

Основная педагогическая задача –

создание и организация условий,

инициирующих детское действие

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Чему учить?

обновление

Как учить?

обновление

средств

обучения

Ради чего

учить?

ценности

образования


Педагогические технологии.

Группа технологий

Педагогические технологии СДП

1. Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Педагогика сотрудничества

Технологии уровневой дифференциации

2. Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Игровая технология

Проблемное обучение

Технология критического мышления

3. Педтехнологии развивающего обучения

Технология полного усвоения

Технология развивающего обучения

4. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса

Групповые технологии

Педагогика сотрудничества


Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника




Деятельность

Структура деятельности согласно методологической версии теории деятельности с использованием технологии

развития критического мышления

Пробное действие

Затрудне-

Реализация проекта

Само-контроль

Само-оценка

Мотивация



Прямой

Равные

Разные

Острый


Прием «Инсерт»

(уже знал)

(узнал новое

  • Многоугольник
  • Вершина многоугольника
  • Р многоугольника
  • Диагональ многоугольника
  • Угол многоугольника
  • Противоположные стороны, вершины четырехугольника

(думал иначе)

  • Внутренняя, внешняя область многоугольника
  • Выпуклый многоугольник
  • (n-2)*180°

(есть вопросы)

  • определение многоугольника
  • не понял как получили формулу

Прием «ЗХУ»

  • Как складывать дроби с разными знаменателями?
  • Как вычитать дроби с разными знаменателями?
  • Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями

Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители.

Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю.

Алгоритм +,- дробей с разными знаменателями.


Синквейн

Пересекающиеся, параллельные.

Строим, переносим, совмещаем.

Нет ни начала, ни конца?!

Бесконечность!


Пример 1: Урок по теме « Сумма углов треугольника» – геометрия 7 класс УМК А.В. Погорелова или Л.С.Атанасяна.

Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 90 0 , 120 0 , 60 0 .

Побуждающий диалог .

Учитель : – Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученик : – Нет, не получается! (осознание затруднения.)

Учитель : – Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)

Ученик: – Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)

Формулировка учебной проблемы .

Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы .

Начертите треугольник.

Измерьте его углы транспортиром.

Найдите сумму углов.

Какие результаты у вас получились?

К какому круглому числу приближаются ваши результаты?

Что же можно предположить о сумме углов треугольника?

Сверим вывод с учебником.

А почему у вас получились неточные результаты?


«Великая цель образования – это не знания, а действия»

Ермолова Ольга Георгиевна
Презентация «Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС в дошкольном отделении»

Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС в дошкольном отделении .

Согласно ФГОС , основным подходом в современном образовании является , который нацелен на развитие личности.

Слайд № 2

Однажды ученики спросили Мастера, можно ли за пару мелких монет накормить голодную семью.

Можно, - ответил Мастер.

Но, как? - удивились ученики, - Ведь за пару монет можно купить только несколько мелких рыбин.

Мастер усмехнулся и сказал :

Если дать голодному человеку кусок рыбы - он съест и будет опять голодным. А если вручить удочку - сможет ловить рыбу и обеспечит пропитание себе и своей семье на долгое время.

(Старинная Китайская притча)

Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю.

Китайская мудрость

Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром.

Слайд № 3

Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность.

На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст – это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребёнком, с человеком на всю жизнь.

Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, нравственных, эстетических, социальных и других) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения : умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.

Именно в действии порождается знание.

Слайд № 4

Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир.

Наше дошкольное отделение работает по программе «Детство»

Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе нашей программы :

«Чувствовать-Познавать-Творить» .

Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка.

Слайд № 5

Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении : научить не знаниям, а работе.

«Золотые правила»

Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса

Веди ребенка от собственного опыта к общественному

Будь не «НАД» , а «РЯДОМ»

Радуйся вопросу, но отвечать не спеши

Учи анализировать каждый этап работы

Критикуя, стимулируй активность ребенка

Слайд № 6

Полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности, и предполагающим организацию педагогом образовательного процесса как предоставление ребенку всего разнообразия присущих ему видов деятельности, а так же из понимания деятельности как активной (субъектной) позиции ребенка, действующего по собственной воле и желанию

В стандарте дошкольного образования выделяют 9 видов деятельности.

Дети приобретают опыт в таких видах деятельности, как

Слайд № 7

Двигательной (овладение основными движениями) . Осуществляется как на занятиях, так и на прогулке, свободное от занятий времени. Подвижные игры-самые любимые у многих детей.

Музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах).

В дошкольном отделении проходят занятия по хореографии.

Слайд № 8

Игровой, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, режиссерские игры

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.

Слайды № 9-11

Хочется поподробнее остановиться на Ландшафтном игровом столе, целью которого является формирование у детей целостной картины мира.

Дети воспроизводят в игровой форме повседневные действия и события, создают разнообразные ландшафты : лес, водоём или городскую улицу.

Организовывают различные сюжетные игры : «Мой дом» , «Моя семья» , «Ферма» , Правила дорожного движения, направленные на формирование представлений об окружающем мире.

Во время игры детям приходится взаимодействовать друг с другом, поэтому необходимы правила игры, которые дети придумывают сами или с помощью воспитателя.

В процессе игры дети общаются, разговаривают, а значит развивают свою речь и коммуникативные навыки, узнают новое о себе и других людях.

Слайд № 12

Коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) .

Это общение начинается как только ребенок переступает порог дошкольного отделения и проходит в течение всего дня, кроме того воспитатели занимаются формированием словаря воспитанника с использованием ребусов, различных дидактических игр.

Слайд № 13

Познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности («Воздух-невидимка» , наблюдения за водой, в работе с песком) дети учились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Из носителя готовых знаний воспитатель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.

Слайд №14

Конструировании из разного материала, включая конструкторы, бумагу, природный и другой материал.

Слайд № 15

Элементарной трудовой деятельности и самообслуживании.

С первых дней поступления в дошкольное отделение ребёнок начинает осваивать элементарные действия по самообслуживанию. К сожалению, сейчас многие дети, приходя к нам, не могут их осуществлять.

Всему этому приходится учиться у нас.

Слайд №16

Восприятии художественной литературы.

Работа с литературными произведениями

Слайд № 17

Изобразительной (рисование, лепка, рисование) .

Слайд № 18

Организованная образовательная деятельность

реализуется через организацию различных видов детской деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Образовательной Программы и решения конкретных образовательных задач.

Слайд № 19

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуационные задачи, игры с моделированием, игры-путешествия, игры-эксперименты, игры-этюды, творческие игры, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, викторины, культурно-досуговая деятельность.

Слайды № 20-22

Квест -это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели.

Слайды № 23-24

Дети с большим интересом принимают участие в сценках, которые являются неотъемлемой частью всех утренников.

Слайды № 25-29

Слайд № 30

Анализ результатов деятельности

Не спрашивать у детей : понравилось или нет.

Спросить надо : «Зачем вы все это сделали?» , чтоб понять, осознал ли ребенок цель.

В моделировании содержания образования в рамках системно-деятельностного подхода принимают участие все педагоги и специалисты дошкольного отделения : воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования.

Слайд № 31

Методологические подходы к организации занятий с детьми :

Ребенок занимает активную позицию на занятии : он – то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий;

На занятии главенствует дух открытия;

Обязательно происходит движение;

Очередной вид деятельности воспитатель начинает с постановки задачи в общем виде;

Не принимаются ответы детей без обоснования их мнения и не остаётся без внимания ни один ответ;

В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;

Воспитатели поддерживают у детей ощущение успешности.

Гармонично выстроенная в дошкольном отделении предметно-пространственная среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.

Таким образом, системно-деятельностный подход , реализующийся в практике работы педагогов дошкольного отделения , дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной воспитателем, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению.

Системно-деятельностный подход приносит , несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

1 слайд

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ СЕВЕРО - ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 281 МОСКВА 2010 год 29 декабря 2010 год Подготовила: Ухваренок Т.А

2 слайд

Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

3 слайд

представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся Системно - деятельностный подход может использоваться на каждой ступени общего образования:

4 слайд

В основе НОВОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: 1) воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам гражданского общества, толерантности, диалога культур и т.д

5 слайд

2) развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования

6 слайд

3) признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся

7 слайд

4) учет особенностей ребенка. индивидуальных возрастных психологических физиологических

8 слайд

5) обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Дошкольное образование Начальное образование Основное и среднее (полное) общее образование

9 слайд

6) Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося обеспечивающих рост: ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МОТИВОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ и ВЗРОСЛЫМИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

10 слайд

7) гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаст основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

11 слайд

Основная задача школы - дать хорошие прочные знания. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности

12 слайд

Подробно описать новый результат в виде конкретных задач: Зачем учить? (ЦЕЛЬ) 2. Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ) 3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)

13 слайд

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии

14 слайд

Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач Оценивается В образовательном процессе реализуется

15 слайд

Базовые технологии: * Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) * Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)

16 слайд

* Технология, основанная на реализации проектной деятельности. * Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.

Системно-деятельностный подход в рамках реализации ФГОС

Презентацию подготовила учитель начальных классов

МАОУ СОШ г. Нестерова Карловская Е.Л.

август 2016 г

г.Нестеров


Начальная школа - новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.


Одним из эффективных направлений в оптимизации образовательного процесса становится системно-деятельностный подход , который сочетает в себе деятельностный и системный подходы. Идея соединения двух указанных подходов для практической реализации возникла еще в 1985 году, тогда же новому подходу и было дано его название.

Однако различные общественно-политические катаклизмы на некоторое время отодвинули внедрение системно-деятельностного подхода в школьную практику. Сегодня он стал основой среднего образования в России, положен в основу современного ФГОС и нацелен на развитие личности.



1) Принцип деятельности – ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ). 4) Принцип мимнимакса –школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).


5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.


Главной целью образования согласно ФГOС становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться .



Системно-деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Он становится маленьким ученым, делающими свое собственное открытие.

Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.

Структура уроков ведения нового знания при системно-деятельностном подходе

1.Мотивирование к учебной деятельности

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

3.Выявление места и причин затруднения .

Учитель организует выявление учащимися места и причин затруднения. Для этого учащиеся должны восстановить выполнение операции и зафиксировать место возникновения затруднения, соотнести свои действия с используемым способом действий, выявить и зафиксировать те конкретные знания, умения и способности, которых недостаёт для решения исходной задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель – возникшее затруднение, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели. Этим процессом руководит учитель: сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, позднее – с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

Осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действия используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону .

Используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся её цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.


Задача учителя включить ученика в учебную деятельность.

На своих уроках я стараюсь создать такие условия, при которых учащиеся погружаются в исследовательскую деятельность, делают сами открытие нового. При таких условиях у детей развивается не только умение учиться, но и огромный интерес к изучаемым предметам. Мною на каждом уроке разрабатываются различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, проводятся опыты.


Урок окружающего мира.

Вода. Свойства воды

Практическая работа

Проведем опыты и определим свойства воды


Урок математики. Письменные приёмы вычитания

Деятельность учителя

На доске записаны два примера на вычитание:

Деятельность учеников

Выполните решение данных примеров.

Почему невозможно применить письменный алгоритм вычитания для решения второго примера?

Как бы вы предложили решить эту проблему?

Решение 1 примера выполняют быстро, а с решением второго примера испытывают затруднения.

Потому что невозможно из 3 вычесть 9.

Учитель вместе с детьми выбирает правильное предположение и выстраивает алгоритм письменного приёма вычитания с переходом через разряд.

Дети выдвигают различные предположения, приводят свои аргументы и доказательства.

Дети согласно новому алгоритму выполняют решение 2 примера.


Урок русского языка. Образование сложных слов.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

В словах, которые записаны на доске, выделите корень.

Все согласны?

Ученик у доски в слове «ледокол» выделяет один корень - ледокол.

Нет. В слове «ледокол» два корня: - лёд - и

Почему вы так решили?

- кол - .

Дети исследуют лексическое значение слова с использованием знаний получаемых из толкового словаря и формулируют ответ.


Урок окружающего мира. Правила поведения

- С.53 прочитайте как поговорили по телефону Попугай и пёс Рыжик.(Можно обыграть, по ролям)

Получился у них разговор?

Составьте разговор по телефону, используя слова на карточках, наклейте карточки.

Работа в группах.

  • Петя приглашает на День рождения друга Сашу
  • Катя приглашает подругу Нину пойти в кино
  • Саша спрашивает домашнее задание у учительницы Елены Леонидовны
  • Кристина приглашает подругу Таню в гости
  • Аня интересуется, почему подруга Алла не пришла в школу
  • Результаты работы (листы) на доску и обыграть

Урок русского языка. Образование наречий.

Деятельность учителя

Прочитайте столбики слов, записанных на доске:

Деятельность учеников

ловкий - ловко

сладкий - сладко

мелкий – мелко

- Что можете о них сказать?

Разберите по составу слова каждого столбика.

Дети читают слова про себя.

Проверим.

Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия.

Почему вы считаете, что во втором столбике разбор слов выполнен неправильно?

Ученик у доски выделяет в наречиях окончание – о.

Докажите. К какой части речи относятся слова 2 столбика?

Что такое наречие?

Дети выражают своё несогласие с результатом выполнения задания учеником у доски.

Потому что в этих словах нет окончаний.

Но тогда чего не может быть у наречий?

Это наречия.

Неизменяемая часть речи.

Окончания.


Урок окружающего мира. Где живут белые медведи.

Где всегда холодно и не бывает смены времён года? Попробуйте показать с помощью белых полосок. Подумайте, договоритесь и прикрепите бумажные полоски туда, где всегда холодно.

Что вам помогло?

Давайте прочитаем, что написано на этих участках

- Определили холодные районы Земли, теперь проверьте себя

Почему там так холодно?

Какие полюса расположены в этих районах?

Что хотели бы узнать об этих районах?

Возьмите конверт с силуэтами животных и поселите их туда, где они обитают

Для проверки откройте страницы учебника 12 – 13, посмотрите внимательно иллюстрации: верно ли вы выполнили задание?

Какие животные живут во льдах Северного Ледовитого океана? В Антарктиде?


Урок окружающего мира. Что такое деньги

Всегда ли существовали деньги?

Давайте заглянем в далёкое прошлое.

Кто это? (Первобытные люди)

Как вы думаете, у них были деньги?

Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.

Прошли тысячи лет. Люди многому научились. В каждом деле были умельцы. Одни шили сапоги, другие – делали посуду, третьи – ткани. У людей появились лишние предметы (товар) и они хотели приобрести другие изделия, другой товар.

Как же они должны были поступить, чтобы получить то, что хот ят?


Системно - деятельностный подход дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.


Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС


Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…

А. Дистервег,

немецкий педагог-демократ XIX в.,

последователь Песталоцци


Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы

Метапредметные

Личностные

Предметные

Основы системы научных знаний.

Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания

Усвоенные межпредметные понятия и УУД.

Управление своей деятельностью, самостоятельность.

Речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.

Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.


как концептуальная основа ФГОС общего образования

Обеспечивает:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с

учётом индивидуальных возрастных,

психологических и физиологических

особенностей обучающихся.


Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника


Системно-деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Системно-деятельностный подход

Основной результат – развитие личности ребенка

на основе универсальных учебных действий

Основная педагогическая задача –

создание и организация условий,

инициирующих детское действие

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Чему учить?

обновление

Как учить?

обновление

средств

обучения

Ради чего

учить?

ценности

образования


Ученые – основоположники теории

системно-деятельностного подхода

Л.С. Выготский

А.Н. Леонтьев

Д.Б. Эльконин

П.Я. Гальперин

В.В. Давыдов


Деятельность

Структура деятельности согласно методологической версии теории деятельности

Мотивация

Пробное действие

Затрудне-

Реализация проекта

Само-контроль

Само-оценка




Технологии

Информационные и коммуникативные

Технология, основанная на создании учебной ситуации

Технология проектного обучения

Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения




Пример 1: Урок по теме « Сумма углов треугольника» – геометрия 7 класс УМК А.В. Погорелова или Л.С.Атанасяна.

Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 90 0 , 120 0 , 60 0 .

Побуждающий диалог .

Учитель : – Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученик : – Нет, не получается! (осознание затруднения.)

Учитель : – Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)

Ученик: – Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)

Формулировка учебной проблемы .

Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы .

Начертите треугольник.

Измерьте его углы транспортиром.

Найдите сумму углов.

Какие результаты у вас получились?

К какому круглому числу приближаются ваши результаты?

Что же можно предположить о сумме углов треугольника?

Сверим вывод с учебником.

А почему у вас получились неточные результаты?


Пример 2: Исследовательская работа на уроке по теме «Признаки делимости на 3 и 9» – математика 5-6 УМК Л.Г.Петерсон или Н.Я. Виленкина или Г.В.Дорофеева и И.Ф. Шарыгина.

1. Представьте число 8535 в виде суммы разрядных слагаемых.

2. Каждое круглое число представьте в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1 (например: 100 = 99 + 1).

3. Раскройте скобки, применив распределительный закон ( ( b + c ) = a·c + b·c ).

4. Пользуясь законами сложения, упростите полученное выражение, заключив в скобки слагаемые, не входящие в произведения. Выполните сложение в скобках.

5. Будет ли данное выражение делится на 3, согласно свойствам делимости суммы и произведения?

6. Подумайте, от делимости на 3 какого слагаемого будет зависеть делимость всего выражения?

7. Как получилось это слагаемое? Что это за цифры?

8. Попробуйте сделать вывод о том, когда число делится на 3? Сформулируйте правило.

9. Проверьте свой вывод по учебнику.


8535=8000+500+30+5=

8 1000+5 100+3 10+5=

8 (999+1)+5 (99+1)+3 (9+1)+5==8 999+8+5 99+5+3 9+3+5=

=(8 999+5 99+3 9)+(8+5+3+5)



«Великая цель образования – это не знания, а действия»

Герберт Спенсер