Платформы для организации дистанционного обучения. Moodle - система дистанционного обучения

Тема онлайн-обучения регулярно поднимается на Хабре. Но проблема организации дистанционного образования актуальна и для бизнеса, причём в масштабах тысячекратно превышающих потребности обычного студента. Представьте, например, задачи сети магазинов одежды, у которой более 200 точек по России: при выходе новой линейки одежды необходимо обучить директоров филиалов по всей стране – как ее продавать, какие использовать техники, как лучше расположить в магазинах, про какие тенденции рассказывать продавцам и т.д. Очное обучение – это долго, логистически сложно и, как следствие, дорого. Впрочем, не мне вам рассказывать про преимущества онлайна. В этом обзоре мы расскажем вам про современные российские онлайн и коробочные сервисы для организации корпоративного обучения онлайн.



Для начала немного терминологии: в российском законодательстве понятие дистанционного обучения существует с 1992 года. Однако понятия электронного обучения в нём нет до сих пор, поэтому существует обычный для таких ситуаций небольшой разнобой в понятиях. Мы будем пользоваться определением ЮНЕСКО: «E-learning – это обучение с помощью Интернет и мультимедиа». Классификация решений для электронного обучения следующая:


Пойдём по порядку:

Изначально система развивалась исключительно как коробочная версия (и большую часть продаж сейчас составляет именно коробочная версия), но с недавних пор появились предложения SaaS, которое, тем не менее, используется по большей части для демонстрации возможностей всё того же коробочного софта.

Недостатками системы WebTutor являются высокая стоимость; продолжительный процесс внедрения системы (от 3-6 месяцев); неудобный интерфейс; слабая кастомизация сервиса, требующая дополнительных затрат со стороны клиента; сложная система выгрузки отчетов; основной модуль не включает возможность проведения веб-конференций (виртуальный класс Websoft стоит от 6900 руб.) и пр.

Ценообразование коробочной версии не зависит от количества пользователей, а определяется только перечнем требуемых модулей. Стоимость SaaS-версии зависит от количества пользователей, требуемых модулей и срока подписки (75 000-115 000 руб. за полгода при аренде базовой комплектации системы). Существует также SaaS-версия системы с ограниченными возможностями по администрированию (от 4900 руб. в месяц).

  • eLearning Server, iWebinar компании «ГиперМетод»
eLearning Server предназначен для организации полного цикла дистанционного и смешанного обучения (включая подготовку курсов, тестирование и оценку обучающихся, управление материалами и пр.). iWebinar является инструментом по организации видео-конференций в сети Интернет в режиме реального времени, он может быть интегрирован с учебным центром, созданным на базе eLearning Server. Все представленные продукты поставляются только в коробочной версии.
  • Система дистанционного обучения «Прометей» компании «Виртуальные технологии в образовании»
СДО «Прометей» является исключительно коробочным программным продуктом, который позволяет организовать процесс дистанционного обучения (с помощью функций управления контентом, тестирования, планирования учебного процесса и пр.). При покупке СДО «Прометей» заказчик оплачивает покупку лицензии на сервер, количества пользователей не ограничено.

Разумеется, есть и бесплатные варианты коробочных решений. Это:

Коробочные сервисы с открытым исходным кодом

Самым популярным является достаточно давно известный сервис Moodle, на базе которого любая компания может развернуть собственное elearning-решение.

Мы в дальнейшем ещё будем рассуждать на тему использования moodle, поскольку это действительно самая популярная площадка в мире. Но хотим отметить, что многие, предпочитая moodle в силу того что он бесплатен, не задумываются о косвенных тратах - таких как собственная тех поддержка, работа своих специалистов по настройке и допиливанию сервиса. А это на самом деле немаленькие деньги и немаленькие сроки.

  • Moodle компании Moodle Pty LTD
Это фриварный софт, разработкой и дополнением функционала которого занимаются программисты на добровольной основе, а также сотрудники компании-разработчика, которая получает доход от официальных партнеров, занимающихся установкой и поддержкой системы. Система переведена русский язык и имеет более 600 подключений в России. В функционал системы входит стандартный набор модулей, обеспечивающих управление дистанционным обучением (создание курсов, экспорт/импорт оценок и текстов, отчеты по курсам и пр.). По типу это коробочное решение, требующее установки специального программного обеспечения.

Сервисы без русскоязычной поддержки

В отдельную категорию выделим зарубежные сервисы. Мировые лидеры в области проведения онлайн конференций обладают безусловным преимуществом на рынке в плане проработанности приложений, широты функционала, размера клиентской базы, однако отсутствие русскоязычного интерфейса и поддержки на русском языке делает их малоприменимыми для внутреннего рынка – это, скорее, вариант для международных компаний с обязательным английским на всех уровнях.
  • WebEx, MeetingPlace компании Cisco Systems
Более трех миллионов пользователей. В систему интегрирована возможность проведения опросов и тестирования во время сеансов связи. Голосовая связь производится по технологии VOIP или с помощью телефонного моста. Технически возможно единовременное участие до 5000 пользователей, в стандартных решениях предлагается только до 3000 (WebEx Events Center), 1000 (WebEx Training Center) и 500 пользователей (WebEx Meeting Center). С недавних пор WebEx стал предлагаться исключительно как сервис от 1500 руб. в месяц за 25 пользователей. Существует специализированное решение для обучения - WebEx Training Center – c возможностью управления контентом, проведения тестов, отслеживания успеваемости и пр. Ключевым недостатком решения является отсутствие интерфейса на русском языке.
  • GoToMeeting, GoToWebinar, GoToTraining компании Citrix Online
Предлагается три варианта продукта, различающихся по функционалу и максимальному количеству пользователей. GoToMeeting – до 15 участников, существенно ограничена возможность интерактивного взаимодействия во время конференции. Стоимость от $49 в месяц (1500 руб.) GoToWebinar – до 1000 участников, ориентировано на проведение массовых мероприятий. Стоимость от $99 в месяц (3000 руб.) GoToTraining – до 200 участников, наиболее близкое разрабатываемой системе решение, ориентированное на образовательные процессы. Помимо возможностей вебинара, предлагается функционал по хранению материалов, проведению тестов и пр. Стоимость от $149 в месяц (3500 руб.). На российском рынке данный продукт не представлен и не имеет интерфейса на русском языке. Добавить метки

Современные системы дистанционного обучения помогают организациям оперативно проводить обучение и аттестацию сотрудников, независимо от того, где эти сотрудники находятся: в Москве или Благовещенске, за компьютером в офисном кресле или с планшетом на борту самолета.

Если судить по описаниям на сайтах, все СДО похожи друг на друга: они имеют простой интерфейс, обладают необходимыми функциями и при этом дешевле всех остальных. Но стоит самому «понажимать кнопочки» в каждой, становится понятно, что на самом деле все СДО очень разные.


2. Mirapolis LMS - платформа для обучения и автоматизации HR-процессов

Пример стандартного пользовательского интерфейса в Mirapolis LMS


3. ShareKnowledge - удобная интеграция онлайн обучения в системы на базе SharePoint


4. Teachbase - платформа дистанционного обучения в легкой и доступной форме


5. WebTutor - гибкая настройка возможностей СДО на основе готовых модулей

Описание WebTutor

  1. Доступность информации. На сайте представлена вся необходимая информация для ознакомления с платформой - есть подробное описание всей системы в целом, а также каждого ее модуля. После регистрации можно бесплатно создать свой учебный портал. Бесплатная версия имеет значительные функциональные ограничения, но вполне подойдет, чтобы ознакомиться с возможностями системы. На учебном портале есть список часто задаваемых вопросов, который поможет быстрее разобраться в системе. Клиенты WebSoft также получают доступ к закрытому порталу, в котором можно найти множество полезной документации и общаться с коллегами из других компаний.
  2. Простота использования. Стандартный интерфейс системы выглядит несовременно. Чтобы разобраться, как использовать и настраивать систему, потребуется дополнительно изучить документацию и инструкции или обратиться к специалистам.
  3. Гибкость настроек. Внешний вид и структуру учебного портала можно гибко настроить под требования каждого клиента, для этого в системе есть большое количество модулей и компонентов. С помощью этих модулей можно построить небольшой учебный портал или полноценную систему комплексной автоматизации HR-процессов. Платформу WebTutor можно интегрировать с различными корпоративными информационными системами.
  4. Систему можно развернуть на корпоративном сервере или в облаке. Поддерживаются международные стандарты SCORM 1.2, SCORM 2004, AICC и Tin Can, есть встроенный редактор тестов, а также собственный инструмент для разработки интерактивных электронных курсов - CourseLab . Для удобства прохождения курсов с мобильных устройств есть мобильные приложения.
  5. Управление пользователями. Модуль «Персонал и организационная структура» позволяет добавлять, хранить и просматривать информации о сотрудниках компании, их должностях и подразделениях. Можно группировать пользователей и гибко настраивать права доступа для них. Модуль «Геймификация» позволяет добавить в систему бейджи достижений для дополнительной мотивации сотрудников к самостоятельному обучению.
  6. Общение между пользователями . С помощью модуля «Управление порталом» в систему можно добавить форумы, блоги, чаты, а также возможность проводить опросы. Модуль «Виртуальный класс» позволяет добавить платформу для проведения вебинаров.
  7. Статистика и отчеты. Используя модуль «Учебный центр» и дополнительный инструмент «Генератор отчетов», можно получать подробную аналитику о результатах обучения сотрудников и других данных системы и затем экспортировать эти отчеты в формате Word, Excel, txt или HTML.
  8. Стоимость системы зависит не от количества пользователей и используемых серверов, а от количества используемых модулей и стоимости услуг по разработке и настройке системы под требования заказчика. Есть возможность аренды СДО . Стоимость минимальной версии СДО на 1000 пользователей, 1 ГБ памяти - 115 000 рублей в год.

Кому подходит WebTutor?

Подходит больше всего, если: Подходит меньше всего, если:
  • в компании большой штат сотрудников и сложная организационная структура;
  • необходима не просто СДО, а система комплексной автоматизации процессов управления персоналом;
  • в компании есть специалисты, которые четко понимают, какие именно HR-процессы требуется автоматизировать, и готовы составить ТЗ;
  • не требуется оперативный запуск системы.
  • в компании работает небольшое количество сотрудников (до 100 человек);
  • нет четкого понимания, как должна работать СДО и нет готового ТЗ;
  • у компании ограниченный бюджет;
  • необходимо в кратчайшие сроки внедрить дистанционное обучение и аттестацию сотрудников.

Пользователи

Как правило, пользователями системы WebTutor, являются крупные компании с большим количеством сотрудников, распределенных на большой территории. Например, системой пользуются: Сбербанк, Альфа-Банк, Росгосстрах, Транснефть, МВидео, Магнит, Связной, Гарант и др.

Ознакомиться с отзывами клиентов и их историями внедрения WebTutor можно на официальном сайте в разделе Наши клиенты .


6. Docebo - модульная онлайн-платформа c возможностью социального обучения и управлением навыками

Система содержит 4 модуля: Learn (модуль формального обучения), Coach & Share (модуль неформального социального обучения), Extended Enterprise (модуль для обучения внешних пользователей), Perform (модуль управлением навыками). Learn – основной модуль, остальные можно докупить. Также за отдельную плату можно приобрести дополнительные опции к ним.

Описание Docebo

  1. Доступность информации. На сайте Docebo есть база знаний с подробными инструкциями по управлению системой. Есть отдельные руководства для разных пользователей СДО: для администратора, руководителя, эксперта и обучающихся. Однако вся информация доступна только на английском языке. Задать вопрос по продукту можно, связавшись с представителями компании Docebo напрямую - по телефону или email, или через официального российского партнера - компанию Competentum. Есть пробная 14-дневная версия. Но, чтобы получить демо-доступ к СДО, отправить запрос нужно с корпоративной почты.
  2. Простота использования. Интерфейс достаточно простой: сотрудники смогут самостоятельно разобраться, как пройти курс или решить тест. Чтобы научиться настраивать платформу, администратору не потребуются IT-навыки. Однако, чтобы понять, как пользоваться отдельными опциями - например, настраивать интерфейс для разных ролей, администратору, возможно, придется заглянуть в базу знаний.
  3. Гибкость настроек. Можно оформить платформу в фирменном стиле компании: изменить цветовую схему и загрузить логотип. Также у администратора есть возможность модифицировать интерфейс портала для разных ролей, выбрав нужные виджеты и их расположение. Все эти функции доступны за дополнительную плату.
  4. Управление учебным контентом. В СДО можно загрузить неограниченное количество учебных материалов в форматах PPT, PDF, docx, xls и video, а также электронные курсы в форматах SCORM, AICC и Tin Can. В системе нет встроенного редактора электронных курсов, но есть инструмент для создания тестов и опросов. Просматривать учебные материалы можно офлайн в мобильном приложении на смартфонах и планшетах. Также есть возможность продавать курсы, если купить интеграцию с сервисом электронной коммерции.
  5. Управление пользователями. Администраторы могут добавлять пользователей вручную по email, с помощью импорта из CSV- или XLS-файла или через SalesForce, если подключена интеграция с CRM-системой. Они также могут удалять пользователей, гибко настраивать для них доступ и группировать учащихся по отделам и другим критериям. Назначать курсы можно как отдельным пользователям, так и целой группе учащихся. В СДО доступен платный модуль геймификации. Он позволяет добавить в систему обучения рейтинги, очки, бейджи и сертификаты.
  6. Общение между пользователями. Подключив модуль Coach & Share, можно создать виртуальную социальную среду для общения сотрудников. СДО позволяет назначать экспертов и дает возможность специалистам обмениваться знаниями. Пользователи могут задавать вопросы экспертам, а также предлагать контент, публиковать свои посты, оценивать и комментировать посты коллег. Чтобы проводить вебинары, за отдельную плату можно приобрести интеграцию с внешними сервисами (Adobe Connect, GoToMeeting/Training/Webinar, Cisco Webex и др.).
  7. Статистика и отчеты. Платформа позволяет создавать 17 типов отчета: по пользователям, обучающим курсам, тестам, программам обучения и продажам. В том числе есть возможность учитывать результаты очных занятий.
  8. Стоимость и лицензионная политика. В течение 14 дней можно бесплатно пользоваться демо-версией. Docebo предлагает базовый тариф (от 300 пользователей с ограниченным функционалом) и расширенный тариф (от 500 пользователей с возможностью приобрести все модули). Каждый пользователь сверх выбранного тарифа оплачивается отдельно. Также за отдельную плату доступны дополнительные опции: e-Commerce, кастомизация, геймификация, модификация интерфейса, управление очным обучением, интеграции и вебинары. Стоимость тарифов и отдельных опций можно в индивидуальном порядке уточнить у представителя компании Competentum .

Кому подходит Docebo?

Пользователи

Клиенты Docebo - представители среднего и крупного бизнеса. Например, агентство Thomsons Reuters, сеть ресторанов Denny’s, сеть кофеен Starbucks, кинокомпания Cineplex.

Краткое резюме

Docebo - облачная модульная СДО с множеством опций. Система позволяет организовать не только формальное, но и неформальное обучение в виртуальной коллективной среде, а также управлять навыками пользователей. Можно подключить только те модули и опции, которые нужны пользователям. Решение больше всего подходит средним и крупным компаниям, которые хотят гибко настраивать СДО.


7. Unicraft - платформа корпоративного обучения для быстрого запуска

Коротко о таблице. По горизонтали представлены критерии для сравнения и оценки СДО, по вертикали - сравниваемые СДО. В ячейках таблицы проставлены баллы по следующему принципу:

  • ноль баллов - если критерий сравнения в системе отсутствует;
  • один балл - критерий представлен каким-либо образом;
  • два балла - критерий представлен хорошо.
  • три балла - критерий является преимуществом СДО.

Вы можете использовать эту таблицу как ориентир при выборе системы дистанционного обучения для своей компании. Надеемся, что она поможет вам сориентироваться в возможностях каждой СДО, как простой компас помогает путешественникам не заблудиться в дремучем лесу.

Обзор ТОП-8 отечественных и зарубежных СДО для корпоративного обучения : 7 комментариев

Примерно этот же перечень находится в книге МВА Крахотина А.В. «Наставничество в промышленности».
Совпадение не случайно. Спасибо за расшифровку.Очень полезная статья. С Павлом согласен.

  • Kirill Zotov

    А разве так можно? В 2018м живемс…

  • Алексей

    Я знаю, что есть еще Русский Moodle. Он не входит в топ?

  • Запуск eLearning в компании прежде всего связан с выбором системы дистанционного обучения (СДО или LMS). Мы отобрали 5 самых популярных онлайн-платформ для комплексного развития сотрудников. Рассказываем об их достоинствах и недостатках.

    Топ-5 платформ для дистанционного обучения на российском рынке

    СДО - это виртуальный класс, где можно одновременно развивать сотрудников из разных филиалов. При этом вам не нужно расширять штат тренеров, закладывать в бюджет командировочные, искать помещение для мастер-класса. Достаточно зайти в систему, добавить учебные материалы, пригласить пользователей и начать обучение.

    В системе дистанционного обучения можно:

    1. Создать базу знаний. Хранить книги, видеоролики, электронные курсы, тесты и другой учебный контент в одном месте. Сотрудники смогут зайти на портал и изучить нужный материал в любое удобное время.
    2. Прокачивать персонал на расстоянии. В несколько кликов назначить курс или видеоурок конкретному сотруднику, отделу компании или сразу нескольким филиалам.
    3. Контролировать качество обучения. По каждому материалу в СДО можно получить детальную статистику: какие материалы изучают пользователи, какой проходной балл набрали в тестах, сколько времени потратили на обучение. С помощью СДО удобно контролировать уровень подготовки в каждом отделе и подразделении, оценивать успеваемость сотрудников.

    Платформы для дистанционного обучения делятся на два вида: «коробочные» и облачные.

    СДО из коробки нужно устанавливать на сервер компании. Это позволит сотрудникам входить на учебный портал под корпоративными логином и паролем. Все данные хранятся внутри вашей организации.

    Но для того, чтобы установить стационарную СДО, придется прописать детальное техническое задание, проверить совместимость системы с программным обеспечением компании. Этап внедрения займет 3-4 месяца.

    Для быстрого запуска дистанционного обучения лучше использовать облачную платформу. Она выглядит, как обычный интернет-портал, к примеру, «Яндекс.Почта» или Mail.ru.

    На «Яндексе», чтобы отправить письмо, нужно зарегистрироваться. Тот же принцип у облачной СДО - вы регистрируетесь и получаете доступ к своему учебному порталу. Сюда можно загрузить нужные материалы, добавить пользователей и начать обучение. Вся информация хранится на сторонних серверах.

    Основны е критери и выбора платформы для e-learning:

    • Функциональность . Подразумевает наличие у платформы необходимых опций, в числе которых чаты, форумы, управление курсами, анализ активности обучаемых и т.п.
    • Стабильность , т.е. степень устойчивости работы при различных режимах работы и нагрузке в зависимости от степени активности пользователей.
    • Удобство использования . Один из важнейших параметров, влияющий на качество учебного процесса.
    • Удобство и простота администрирования и обновления контента.
    • Стоимость. Складывается из стоимости покупки платформы и дальнейшего сопровождения.
    • Масштабируемость . Система должна быть гибкой и способной расширяться как в связи с приростом количества обучаемых, так и путем добавления новых программ и курсов.
    • Мультимедийность . Системы должны предоставлять возможность использования в качестве инструментов обучения не только текстовые и графические файлы, а также видео, аудио, 3D-графику и т.п.
    • Качество техподдержки .

    На российском рынке наиболее популярны 5 платформ для организации дистанционного обучения:

    iSpring Online

    Платформа для онлайн обучения iSpring Online - решение для корпоративного обучения с простым конструктором курсов.

    СДО используют как крупные компании с развитой сетью филиалов, так и частные бизнес-тренеры, репетиторы. Например, систему применяют Lamoda, Biglion, «Балтика», «Джонсон и Джонсон», «Альфа-Капитал», венгерская фармацевтическая компания «ЭГИС» и Новолипецкий металлургический завод.

    Платформа полностью на русском языке. Ее выпустила отечественная компания iSpring - один из мировых лидеров на рынке программ для дистанционного обучения.

    Возможности iSpring Online:

    • Безлимитное облачное хранилище. В СДО можно загрузить любое количество курсов, тестов, книг, текстовых документов, видео.
    • Вебинары. Встроенная платформа для вебинаров позволяет одновременно обучать сотрудников всех филиалов. Записи вебинаров сохраняются, их можно посмотреть в любое время.
    • Мощный редактор курсов. К СДО прилагается iSpring Suite. С его помощью можно быстро и без специальной подготовки разработать электронные курсы, тесты, видеолекции, интерактивные игры прямо в PowerPoint.
    • Программы обучения. Вы можете составить пошаговую программу обучения для каждого сотрудника или подразделения. К примеру, двухнедельный welcome-курс для стажеров. Программу можно поделить на главы, в каждую главу включить теоретические материалы и практические задания: тесты, диалоговые тренажеры.
    • Аттестация на автомате. Чтобы провести срез знаний, достаточно собрать в iSpring Suite электронный тест, загрузить в СДО и назначить сотрудникам. Ни бумажных вопросников, ни утомительного анализа результатов.
    • Детальная статистика. Система собирает детальную статистику и помогает вам отслеживать, кто действительно учится, а кто нет. С ее помощью удобно контролировать уровень подготовки в каждом подразделении и оценивать успеваемость сотрудников. Всего 23 типов отчетов.
    • Геймификация. Сотрудники получают очки и бейджи за успешное выполнение заданий. Также СДО автоматически формирует сводную таблицу успеваемости. Каждый пользователь может посмотреть свою позицию в рейтинге и сравнить себя с другими.
    • Поддержка разных форматов онлайн-курсов. iSpring Online поддерживает современные форматы электронных курсов: SCORM 1.2, SCORM 2004.
    • Мобильное обучение. Учебный курс можно запустить с любого устройства: ноутбука, планшета и телефона. Есть специальное мобильное приложение, через которое материал можно открыть даже без подключения к интернету, например, в самолете или поезде.

    iSpring Online не нужно устанавливать на сервер компании. СДО работает через интернет. Чтобы создать учебный портал, нужно лишь зарегистрироваться. Срок запуска дистанционного обучения - 1-2 дня.

    Управлять учебным порталом также просто, как пабликом «Вконтакте». Поэтому для обслуживания СДО не нужно нанимать отдельного специалиста. С этой задачей справится любой бизнес-тренер или HR-специалист.

    Недостатки: iSpring Online не подойдет компаниям, которые хотят установить СДО на собственный сервер.

    Обзор возможностей системы можно увидеть в видеообзоре от Теплицы социальных технологий:

    WebTutor

    WebTutor - продукт компании WebSoft, которая работает на рынке информационных технологий с 1999 года.

    Большинство пользователей системы WebTutor - это крупные компании с большим количеством сотрудников и распределенной сетью филиалов. Например, в число клиентов компании Websoft входят Росгосстрах, Danone, М.Видео, Лукойл, Связной, Гарант.

    Платформа WebTutor состоит из модулей. Вы можете выбрать и установить на сервер компании только те инструменты, которые нужны в работе. Полный список модулей показан на этой схеме.

    Возможности платформы WebTutor :

    • Объединение пользователей в группы по отделам или филиалам.
    • Интеграция с системами кадрового учета : 1С, Босс-Кадровик, Axapta, Navision, SAP HR, Oracle EBS.
    • Автоматическая аттестация сотрудников при помощи электронных тестов.
    • Проведение и запись вебинаров .
    • Мотивация к обучению через геймификацию : очки и бейджи за пройденные курсы.
    • Формирование отчетов и анализ результатов обучения.
    • Поддержка популярных форматов электронных курсов
    • Обмен информацией между сотрудниками и преподавателями через чаты, форумы и блоги.

    Недостатки: сложный интерфейс системы. Штатный бизнес-тренер не сможет администрировать СДО. Для этого потребуется нанять отдельного IT-специалиста.

    Еще один минус - срок внедрения, который занимает 3-4 месяца и требует подробного технического задания.

    Стандартный дизайн учебного портала выглядит топорно. При желании его можно доработать, но за это WebSoft потребует дополнительную плату.

    СДО не подойдет маленьким компаниям из-за высокой цены, которая стартует от полумиллиона рублей.

    Mirapolis LMS

    Mirapolis LMS разработала компании Mirapolis, которая с 2002 работает на IT-рынке России. Mirapolis специализируется на внедрении систем для комплексной автоматизации HR-процессов.

    Среди клиентов Mirapolis чаще встречаются крупные компании с большим количеством сотрудников: Газпром, Сбербанк, Росатом, РЖД, Mail.ru.

    У компании нет готового «коробочного» решения, которое только остается установить на сервер. Каждую систему разрабатывают и настраивают под заказ. Потому сперва вам придется выбрать нужные инструменты и составить для инженеров Mirapolis детальное техническое задание для внедрения.

    Разработка СДО «под ключ» займет 3-4 месяца. Зато вы получите учебный портал, который полностью соответствует вашим требованиям.

    Возможности Mirapolis LMS :

    • Безлимитная база знаний . Можно добавить любое количество учебных материалов: текстовых документов, презентаций и видеороликов.
    • Программы развития . Учебные материалы вы можете сложить в одну программу и назначить ее для прохождения сотрудникам. К примеру, в программу по продуктам компании можно включить электронный курс, запись вебинара с бизнес-тренером, электронный тест.
    • Автоматическая аттестация . Вы сможете создать тест в онлайн-редакторе или импортировать готовые вопросы из QTI-файлов.
    • Mirapolis Virtual Room - специальный сервис для проведения и записи вебинаров.
    • Система отчетов . Платформа предоставляет 120 шаблонов для отчетов. Администратор системы может досконально изучить уровень подготовки каждого сотрудника и отдела компании.
    • Поддержка 4 типов обучения : очное и заочное, дистанционное и смешанное.
    • Площадки для общения : сообщества, форумы, блоги.
    • Интеграция с системами кадрового учета : SAP, Oracle, 1C.
    • Поддержка форматов электронных курсов : SCORM 1.2, SCORM 2004, AICC и Tin Can.

    Mirapolis LMS - часть более масштабной системы по управлению человеческим капиталом и автоматизации HR-процессов Mirapolis HCM. Она помогает автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и тестирование персонала.

    Недостатки: слабый инструмент для разработки учебных материалов. Через него вы сможете собрать тест для проверки знаний, но создать электронный курс или видеолекцию не получится.

    Еще один минус - срок запуска дистанционного обучения, который составит 3-4 месяца. При этом для управления учебным порталом придется нанять отдельного системного администратора. Так же у Mirapolis нет мобильного приложения, чтобы обучаться офлайн.

    Стоимость СДО для обучения 100 сотрудников стартует от 600 000 рублей в год.

    Teachbase

    Teachbase разработала молодая московская компания «Интернет-школа». Платформа представляет собой облачное решение, ее не нужно устанавливать на сервер компании. Чтобы начать работу, стоит лишь зарегистрироваться на портале в интернете.

    В системе есть все базовые функции: можно создавать электронные тесты и курсы, назначать их сотрудникам и следить за их успеваемостью по отчетам.

    Сервисом Teachbase пользуются «Согаз», «Русгидро», «Инвитро», Puma, Kimberly Klark, «Киномакс», «Альфа-капитал».

    Возможности Teachbase:

    • Онлайн-редактор курсов и тестов . Можно создавать однотипные PowerPoint-презентации, прикреплять к ним Word и PDF-документы, аудиофайлы и видеоролики.
    • Добавление в библиотеку учебных материалов в форматах ppt, pdf, video, MS Office. У базы знаний есть лимит - от 2 до 500 ГБ. Объем свободного места зависит от выбранного тарифа. Стандарты Tin Can и SCORM СДО не поддерживает.
    • Платформа для вебинаров . Во время онлайн-трансляции можно демонстрировать рабочий стол, показывать презентацию, писать на учебной доске, переписываться в общем или приватном чате. Все вебинары записываются.
    • Четыре типа отчетов : какие пользователи проходят курсы и как часто, сравнение времени, затраченного на курс, информация о набранных баллах.
    • Стоимость аренды СДО зависит от числа учеников, объема памяти в базе знаний и периода подписки. К примеру, тариф «Тренер» на 30 пользователей стоит 2 900 рублей в месяц.

    Недостатки: периодически в системе возникают временные сбои. К примеру, личные папки самостоятельно переносятся в общую, иногда нельзя создать новую группу для пользователей - система «висит».

    У СДО нет мобильного приложения, потому сотрудники не смогут изучить электронные курсы с телефона или планшета оффлайн.

    В Teachbase нельзя создавать и загружать интерактивные курсы. Также в СДО нет геймификации. Принцип обучения сводится к примитивной зубрежке, что нарушает основные законы eLearning.

    В СДО нет групповых отчетов по каждому филиалу и подразделению. Например, вам нужно узнать, сколько продавцов из Владивостока прошли тест на прошлой неделе и в каком вопросе чаще всего ошибались. Создать такой отчет в Teachbase не получится.

    Moodle

    Разработка австралийских программистов стала самой популярной и массово используемой в мире платформой для дистанционного обучения. Пользователями этой СДО являются более 18 миллионов человек: коммерческие компании, университеты, школы, бизнес-тренеры и репетиторы. Представляет собой готовое коробочное решение, полностью бесплатна и ее можно свободно скачать в интернете.

    Moodle - это система с открытым исходным кодом, то есть программисты могут создавать свои дополнения и полезные расширения.

    СДО устанавливают на сервер. Этот процесс частично автоматизирован. Мастер установки берет на себя большую часть работы: от диагностики сервера до создания структуры базы данных. Но все-таки лучше поручить настройку системы живому опытному веб-мастеру.

    Возможности платформы:

    • Весь контент в одном месте . В СДО можно загружать электронные курсы, тесты, книги, текстовые документы, видеолекции.
    • Командная работа . СДО нацелена на активную работу с учениками. Для этого разработан ряд инструментов: блоги, форумы, глоссарии, практикумы, общие и личные чаты.
    • Обратная связь . На форуме можно создавать обсуждения и обмениваться сообщениями.
    • Контроль качества обучения . СДО хранит портфолио каждого пользователя. Это как дневник со всеми оценками и комментариями преподавателей. Через систему вы можете посмотреть, как часто студенты заходят на портал, сколько время тратят на обучение.
    • Инструмент для создания электронных тестов и опросов .
    • Площадка для вебинаров .

    Недостатки: сложный интерфейс. Бизнес-тренер или учитель, далекий от программирования, не справится с управлением СДО.

    Пользователей нельзя поделить на группы по отделам, подразделениям и филиалам. Создание групп обучаемых возможно только внутри курса.

    Система формирует отчеты по каждому курсу: «Петр Иванов набрал 80 баллов за курс по техникам продаж». При этом СДО не показывает сводную статистику. К примеру, проверить успеваемость Петра Иванова за год уже не получится.

    И все же среди бесплатных платформ для дистанционного обучения Moodle - в фаворитах. По возможностям система мало уступает коммерческим программам.

    В заключение следует отметить, что любая выбранная для организации дистанционного обучения платформа будет иметь свои достоинства и недостатки. Удобство использования платформы зависит от степени ее адаптации к вашим потребностям и умения использовать все существующие возможности и функции системы.




    В текущем десятилетии, следуя общемировой тенденции, в российской системе образования все большую роль начинает играть направление дистанционного обучения. В первую очередь активизации этого процесса способствует развитие интернета и web-технологий, предоставивших новые возможности в развитии данной формы обучения.

    Резко возросший за последние годы спрос на подобного рода образовательные услуги диктуется, очевидно, реалиями современной жизни: все большему количеству специалистов необходимо в жестких условиях цейтнота получить, во-первых, то или иное специализированное образование, и во-вторых, определенный багаж дополнительных знаний, удостоверяемый соответствующими сертификатами.


    Преимущества намечены

    Говоря о дистанционном образовании, большинство из нас сегодня представляет себе исключительно интернет-обучение. Между тем, на заре становления технологии определенное хождение имели и другие формы дистанционного обучения. Так, среди средств технологической поддержки дистанционного обучения выделяют три основные группы: кейс-технологии, ТВ-технологии и ИТ-технологии.

    Кейс-технология предполагает комплектацию учебно-методических материалов в специальный набор - кейс, который пересылается учащемуся для самостоятельного изучения. По мере появления вопросов, предполагается периодическое обращение к преподавателям-консультантам в соответствующие учебные центры.

    TV-технология более экстравагантна: речь идет о телевизионных лекция. Сегодня это направление наименее популярно и похоже окончательно уступило позиции бурно развивающимся информационным технологиям. Тем не менее, продолжается разработка учебных курсов в соответствии со стандартом цифрового телевидения, сертифицированного, в частности, американской Федеральной комиссией по телекоммуникациям. В скором времени планируется использовать технологии WebTV, позволяющие с помощью декодера принимать учебные программы через интернет непосредственно на домашний телевизор.

    Наиболее актуальным направлением в области разработки СДО сейчас являются ИТ-технологии, которые подразумевают использование широких возможностей интернет-технологий и последних достижений в области мультимедиа. Интернет обеспечивает доступ к учебно-методическими материалами, а также интерактивное взаимодействие между преподавателями и студентами, гарантирует постоянный контакт с учебным центром.

    Систему дистанционного обучения посредством интернета (или иначе - систему онлайнового обучения - СОО) можно определить как комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, которые позволяют обеспечить доставку образовательной информации учащимся посредством сети, а также проверку знаний, полученных в рамках курса обучения конкретным слушателем.

    Рынок систем дистанционного образования (СДО) условно можно разделить на следующие секторы:


    Источник: Granada Research, 2001


    Источник: Сибнефть


    Источник: eBCA


    Источник: IBM

        По оценкам экспертов, наиболее перспективным в России сегодня можно считать не государственный или вузовский, а корпоративный рынок дистанционного бизнес-образования. За счет его развития российским компаниям удастся повысить квалификацию кадров, расширяя возможности получения дополнительного профессионального (в том числе послевузовского) образования.

        Возможные области применения СДО на российском корпоративном рынке связаны с проведением профессионального обучения компаниями, имеющими территориально распределенную структуру, для собственных специалистов, а также для специалистов партнеров. Наиболее востребованными направлениями учебных курсов, в соответствии с текущими потребностями и условиями рынка, являются следующие:

      • обзорные курсы по новым продуктам (услугам) для менеджеров торговых предприятий, страховых компаний;
      • курсы по обслуживанию и ремонту сложных технических изделий (автомобили, бытовая техника, компьютеры);
      • обучение работе с программными продуктами;
      • обучение приемам работы с тем или иным технологическим оборудованием;
      • обучение новым методам работы специалистов финансовых отделов, бухгалтерии и других подразделений компании.


        Компании-разработчики и провайдеры услуг в области ДО

        Еще несколько лет назад на российском рынке преимущественно были представлены западные системы дистанционного обучения. На данный же момент число отечественных компаний, разрабатывающих собственную продукцию аналогичного класса, насчитывает более десятка. В основном они предлагают готовые онлайн-курсы или услуги по их созданию, а не решения, предназначенные для самостоятельной разработки, создания и администрирования курсов.

        Зарубежные компании-разработчики и провайдеры услуг в области дистанционного образования

        Компания Функционал СДО
        SmartForce Модули системы:
        Learning management suite - управление ресурсами и отслеживание прохождения учебных программ учащимися.
        Content management suite - интерактивное создание и управление контентом.
        Competency suite - интеграция комплекса навыков и бизнес-ролей с корпоративными стратегиями и целями.
        Collaboration suite - учебная платформа с учебными ресурсами.
        Customization suite - адекватное распространение корпоративного тренинг-контента
        DigitalThink E-Learning Catalog - более 3.000 часов курсов по IT, менеджменту, продажам, финансовые услуги, HR и др.
        E-Learning Platform - масштабируемая, открытая платформа, предоставляющая инструменты управления и анализа, а также возможность «бесшовной» интеграции с другими приложениями на предприятии.
        E-Learning Services - услуги в области разработки проекта учебного плана, его реализации и сопровождения.
        Macromedia Пакет eLearning Studio:
        Authorware 6 - программа, предназначенная для разработки приложения в области образования;
        Flash 5 - программа, предназначенная для разработки флэш-анимационных роликов;
        Dreamweaver 4 - программа, предназначенная для работы с публикацией материалов в Web.
        Interwise Платформа Enterprise Communications Platform (ECP):
        iMentoring - приложение для живых занятий в группах (или персональных занятий, консультаций)
        iMeeting - групповые или персональные собрания
        iClass - интерактивные занятия
        iSeminar - семинары с интерактивным взаимодействием для больших групп
        iCast - информационные совещания, собрания, информационное вещание
        IBM Пакет: Lotus LearningSpace 5.0:
        Mindspan Planning -первоначальный анализ уровня обучаемого, выработка стратегии и методов обучения.
        Mindspan Design - система создания структуры курсов, сертификации и проведения анализа результатов обучения
        Mindspan Content - создание и размещение контента
        Mindspan Technologies - поддержка различного контента, интеграция с почтовыми системами, системами управления персоналом и финансами, skills management и тестирования/сертификации
        BlackBoard Пакет: Blackboard 5:
        Blackboard Learning System - система управления курсами предприятия;
        Blackboard Community Portal System - портал, предоставляющий доступ к ресурсам, администрированию курсов, средствам общения, расписанию и пр. для соответствующих категорий пользователей;
        Blackboard Transaction System - интернет-система, обеспечивающая идентификацию студентов, предоставление доступа и управление платежами за обучение и др.
        Docent Docent Enterprise - приложения:
        Docent Learning Management Server (LMS), Docent Outliner, Docent Content Delivery Server (CDS) и Docent Mobile
        Centra Centra Symposium 5.0:
        Virtual classroom - проведение живых занятий, конференций среди персонала, партнеров и клиентов компании, а также проведение тренингов по продуктам и продажам.
        Centra Conference : - проведение живых web-конференций для небольшого числа участников
        Centra eMeeting : - проведение персональных встреч и презентаций
        Centra Knowledge Center - управление контентом, каталог курсов
        HP e-learning-on-tap
        virtual classroom - хостинг-сервис, для проведения онлайнового обучения в режиме реальном времени
        Pathlore Pathlore Learning Management System (LMS):
        Global Learning - основной портал, с помощью которого осуществляется планирование обучения, обеспечивается доступ к каталогу курсов и пр.;
        Administration Center - программа управления курсами и планом обучения;
        Content Center - программа управление «объектами» контента, размещения информации по курсам и тестам;
        Design Center - блок по созданию и управлению взаимодействием (интерфейсом) курсов,
        System Center - программа управления бэк-офисом (функции мониторинга соединений с системой).

        Несмотря на активное развитие информационных технологий, появление все более мощных платформ поддержки систем дистанционного образования, темпы развития российского онлайнового обучения не сопоставимы с западными. Опыт внедрения СДО часто оказывался неудачным или неэффективным по ряду объективных причин. Российские разработчики СДО не всегда могут в полной мере учесть все закономерности процесса обучения, в связи с чем используют не совсем корректные модели. Характерно и то, что наиболее удачные решения в области онлайнового обучения редко бывают масштабируемыми.

        Компания СДО
        Центр Компьютерного Обучения «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана BaumanTraining
        Bauman Computer Training Company
        РБК Софт Saba
        НОУ Институт виртуальных технологий в образовании СДО «Прометей»
        Cognitive Technologies «СТ Курс»
        Город-Инфо «Интразнание»
        Информроект «Батисфера»
        ГиперМетод «eLearning 3000»
        Униар «Доцент»
        Гипер Медиа «СДО»
        Вэбсофт «WebTutor»

        При всем интересе корпораций к качеству и стоимости систем, до сих пор не достаточно четко определены методы измерения эффективности онлайнового обучения. В целом, в отличие от вузовского образования, ориентированного на выявление эффективности учебного процесса, корпорации ограничиваются, как правило, измерением затрат и составлением формальных отчетов. Безусловно, онлайновое обучение позволяет значительно сократить расходы компании, в частности, на организацию учебных командировок для сотрудников. Так, IBM, уже осуществившая перевод около 40% корпоративных учебных курсов на дистанционную форму, констатирует экономию в 395 миллионов долларов в 2001 году.

        По результатам исследования Nucleus Research , многие компании, осуществляющие продвижение систем онлайнового обучения, констатируют значительное сокращение затрат, связанных с обучением, а также повышение эффективности работы персонала.

        По данным некоторых компаний, в частности, IBM и Lucent Wireless University, ROI от развертывания систем онлайнового обучения составляет более 1000%.

        Как указывает Nucleus Research, успешное внедрение систем онлайнового обучения определяется следующими стратегиями:

          • Определить цели до развертывания системы. Успех зависит от возможности определить цели и шаги к их достижению до разговора с поставщиками технологий.
          • Развертывать систему оперативно. Успешное внедрение онлайновых методов обучения подразумевает следование принципам оперативного внедрения и использования открытых платформ, позволяющих быстро развертывать и наращивать систему. Nucleus рекомендует отводить на развертывание начальных компонент системы не более шести месяцев.
          • Система должна быть принята пользователями, адаптирована к потребностям и возможностям обучаемых сотрудников.

        Вопрос возврата инвестиций (ROI) в обучение относительно недавно начал фигурировать в обсуждениях бюджетов обучения. Уровень знаний/навыков персонала долгое время расценивался как нематериальный актив, не требующий отражения в бухгалтерском балансе. Сейчас в баланс начинают включать расходы на телекоммуникации и системную инфраструктуру, необходимые для доставки онлайнового контента, и в условиях жесткой экономии компании вынуждены поднимать вопрос оценки ROI по проектам онлайнового обучения, выясняя оправданность подобных затрат.

        Отсутствуют в России и стандарты для СДО . Существующие западные стандарты СДО (SCORM (Shareable Courseware Object Reference Model) и IMS (Instructional Management System ) не позволяют оценить результаты обучения, поскольку оперируют понятиями, связанными с разметкой текстов, программированием, индексированием отдельных объектов для обучающих систем, чтобы облегчить повторное использование цифровых материалов для обучения.

        Таким образом, стандарты делают технологии обучения более доступными, созданные учебные материалы многократно используемыми, но не позволяют оценить повышение уровня компетентности сотрудников по результатам прохождения курсов.

        Таким образом, необходимость вычислять ROI для проектов по обучению предполагает определение стратегии обучения, которая часто определяется технологическими параметрами, а не корпоративными целями. В частности, в качестве ключевого элемента стратегии онлайнового обучения могут фигурировать ограничения, накладываемые ИТ-инфраструктурой (чаще всего - пропускной способностью сети).

        Если же исходить из соображений общекорпоративных, то в первую очередь необходимо определить области компетентности, которые требуются для достижения бизнес-целей компании, а затем определить соответствующие методы обучения, которые будут необходимы для достижения компетентности в нужных областях, с учетом имеющегося опыта.

        Что должны уметь СДО?

        Система онлайнового обучения должна обладать следующими основными возможностями:

          • Размещение материалов курсов в Сети на web-ресурсах;
          • Регистрация обучаемого в онлайн-режиме;
          • Прохождение курса, включая оффлайновую работу с материалом и онлайновое общение с преподавателем;
          • Проверка знаний, тестирование учащихся в процессе обучения, сертификация учащихся по окончании курса обучения.
            Полноценная СДО должна иметь возможности представления информации следующих типов:
          • Текст
          • Графика
          • 3D-графика
          • Анимация, Flash-анимация
          • Аудио
          • Видео
            Реализация видеокурсов онлайн осуществляется при наличии мощных телекоммуникационных возможностей и в России может быть востребована только в редких случаях для корпоративных систем.
            Остальные способы представления информации в интернете стали уже достаточно традиционными. При этом необходимо учитывать специфику конкретного курса и пропускные способности каналов конкретных пользователей.

            Большинство систем онлайнового обучения строятся исходя из портальной схемы. В основе технологии лежит трехзвенная архитектура клиент/сервер, которая разбивает процесс обработки данных между клиентом, сервером приложений и хранилищем данных.

            Некоторые возможности технологических платформ для систем онлайнового обучения

            Возможность Область применения Технические требования
            Системы передачи сообщений и чаты Используются для обучения индивидуума/группы и для формирования групп обучающихся Низкие требования по пропускной способности, высокий потенциал для решения многих задач обучения (синхронного и асинхронного).
            Презентационные системы Потоковое аудио- и видео- («живое» и в записи) Средние требования по пропускной способности/обработке, замкнутость на презентационной модели обучения (синхронные и асинхронные презентации)
            Системы конференц-связи «Живая» аудио- и видео- конференц-связь в реальном масштабе Высокие требования пропускной способности/обработки, проблемы в области защиты информации, предназначены преимущественно для синхронного обучения




            Внедрение СДО

            Наиболее распространенный способ приобретения СДО - это покупка готового решения с документированными возможностями, на базе которого компания-заказчик решает задачу организации дистанционного обучения. В стоимость программного обеспечения обычно входит подробная документация, методическая и техническая поддержка. При этом, компания-заказчик самостоятельно вводит систему в эксплуатацию.

            Ввод СДО в эксплуатацию силами разработчика осуществляется в рамках проекта по внедрению, что значительно дороже и, как следствие, менее распространено в среде российских компаний. Тем не менее, по завершению проекта компания-заказчик получает уникальную систему, способную решать практически все поставленные задачи.

            Наименее рискованная с точки зрения финансовых затрат схема - использование ASP-сервис. Суть услуги сводится к тому, что пользователь получает доступ к уже существующей функциональной СДО , созданной на базе того или иного продукта.

            Способы приобретения СДО Достоинства Недостатки
            Готовое решение Относительно невысокая стоимость Самостоятельное внедрение;СДО возможно не удовлетворяет всем требованиям заказчика.
            Проект по внедрению СДО СДО удовлетворяет всем требованиям заказчика Высокая стоимость
            ASP-сервис Невысокая стоимость;Отсутствие затрат на ввод системы в эксплуатацию. Невысокая скорость работы вследствие большого кол-ва пользователей; СДО возможно не удовлетворяет всем требованиям заказчика.

            Наиболее распространенный «способ» создания системы дистанционного обучения долгое время состоял в том, чтобы перевести учебные материалы в HTML-форму и разместить их на сайтах учебных заведений. Сейчас все участники рынка согласны с тем, что одного только доступа к учебному материалу через интернет не достаточно для того, чтобы говорить о полноценной обучающей системе. Очевидно, что обучение предполагает не просто чтение учебного материала, но также активное его осмысление и приложение полученных знаний на практике.

            Как известно, «активность» осмысления подразумевает возможность задать дополнительные и уточняющие вопросы преподавателю, следовательно, такую возможность должна обеспечивать и СДО , в том числе и за счет формы построения материала, который должен как бы «провоцировать» вопросы. При этом синхронный учебный курс должен быть рассчитан на предоставление ответов в режиме реального времени, а асинхронный - на максимальную оперативность преподавателя.

            «Практическое приложение» знаний может быть реализовано в виде прохождения тестов или выполнения более сложных заданий. В обоих случаях результаты выполнения теста или задания должны быть проверены - либо автоматически, либо непосредственно преподавателем.

            Онлайновый учебный курс, в отличие от презентации или сайта, не просто обеспечивает доступ к информации, но также предусматривает интерактивное взаимодействие слушателя с преподавателем, контроль получаемых знаний и накопление информации о процессе обучения. Статистика по результатам процесса обучения является важной составляющей корпоративных СДО , поскольку позволяет кадровым службам и руководителям контролировать тренинг-активность сотрудников и сам учебный процесс.

            Команда по разработке учебного курса, как правило, включает три группы специалистов:

          • специалисты в предметной области - носители знаний по учебному курсу, который переводится в онлайновую форму;
          • специалисты по переводу материалов учебного курса в онлайновую форму;
          • специалисты в области web-технологий.



            Перспективы развития ДО в России

            Развитие дистанционного обучения в системе российского образования безусловно, будет продолжаться и предположительно, активизируется: несмотря на существующие проблемы, реальная экономия средств для вузов и корпораций вполне очевидна. Онлайновая форма обучения способствуют массовому распространению образования, делая учебные курсы доступными для тех категорий слушателей, которые ранее не были охвачены традиционным очным образованием. Тем не менее, приходится констатировать низкое качество обучения, что закономерно в контексте существующих приоритетов - минимизация расходов, соответствие стандартам и количеству модулей учебных программ.

            Следует, вероятно, учитывать тот факт, что стоимость развития качественных учебных курсов является (и в ближайшее время останется) высокой. При этом, необходимо выработать четкие критерии измерения эффективности онлайновых курсов - только тогда онлайновое обучение сможет реализовать весь свой потенциал.

            По утверждениям самих игроков рынка, широкое распространение дистанционное образование получит только тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности, хорошие телекоммуникационные каналы - и в первую очередь в провинции, на которую изначально был рассчитан данный вариант обучения.


            Глоссарий



            Дистанционное обучение (ДО)
            обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.
            Дистанционное образование
            образование, реализуемое посредством дистанционного обучения
            Дистанционная технология обучения
            совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
            Кейс-технология
            вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей - тьюторов традиционным или дистанционным способом.
            Система ДО
            образовательная система, обеспечивающая получение знаний с помощью дистанционных технологий обучения. Включает в себя: кадровый состав администрации и технических специалистов, профессорско-преподавательский состав, учебные материалы и продукты, методики обучения и средства доставки знаний обучающимся (соответствующие одному или нескольким видам дистанционных технологий обучения), объединенные организационно, методически и технически с целью проведения дистанционного обучения.
            Виртуальная аудитория
            множество удаленных друг от друга рабочих мест, объединенных каналами передачи данных и используемых в рамках технологии дистанционного обучения обучаемыми для выполнения одинаковых в содержательном отношении учебных процедур при возможности интерактивного взаимодействия друг с другом и преподавателем.
            Виртуальная лаборатория ДО
            лаборатория удOленного доступа, в которой реальное учебно-исследовательское оборудование заменено средствами математического моделирования.
            Инструментальные средства ДО
            программное и информационное обеспечение, используемое для представления учебных материалов в информационно-образовательной среде ДО.
            Тьютор
            методист, преподаватель или консультант-наставник, входящий в профессорско-преподавательский состав системы ДО, осуществляющий методическую и организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы дистанционного обучения.

    Эксперт: в области информационных технологий и учебного видео

    Системы дистанционного обучения достаточно давно известны преподавателям вузов. А вот школы электронное обучение открыли для себя недавно. С помощью дистанционных образовательных технологий можно не только переложить на плечи компьютера ряд рутинных педагогических действий, но и организовать по-настоящему качественное, индивидуальное, дифференцированное обучение. Наша статья сегодня посвящена обзору трех наиболее известных бесплатных систем дистанционного обучения.

    Система дистанционного обучения Moodle

    Система дистанционного обучения Moodle

    Краткое описание

    Обзор сервисов дистанционного обучения мы начнем с Moodle – это одна из наиболее популярных систем дистанционного обучения в России (сокращено- СДО).

    Преимущества такого способа:

    • не надо ничего устанавливать – регистрируетесь и получаете готовую к работе систему;
    • есть бесплатный тариф;
    • есть поддержка русского языка;
    • есть плагин видеоконференции;
    • автоматическое обновление (мелочь, а приятно).

    Однако вы можете столкнуться и определенными недостатками облачного сервиса:

    • домен третьего уровня, который трудно запомнить учениками;
    • только 50 зарегистрированных пользователей (для школы это очень мало);
    • нет возможности установить свои модули;
    • есть реклама, которую отключить нельзя.

    Edmodo


    Система дистанционного обучения Edmodo

    Следующее, что мы рассмотрим – это web-приложение Edmodo , т.к. специальный сервис в сети интернет, который не надо нигде устанавливать. Edmodo позиционирует себя как социальная сеть для обучения или Facebook для обучения – он построен по принципу социальных образовательных сетей, да и интерфейс напоминает внешний вид Facebook.

    Характеристика Edmodo

    Логика работы в данном приложении следующая. Учитель создает группу (на самом деле это электронный курс). Группа имеет свою уникальную ссылку и код, которые нужно сообщить другим участникам образовательного процесса. Группа может иметь такие учебные элементы, как записи (в виде теста или файлов), тесты, задания и опросы. Можно импортировать контент с других сервисов, например новостные ленты со школьного сайта, видео с YouTube, контент с других сервисов.

    Особых наворотов в Edmodo нет, но есть простые и нужные элементы – календарь (для фиксации учебных событий, журнал для выставления оценок, возможность проверки домашнего задания и т.д.).

    Преимущества и недостатки Edmodo

    Обозначим преимущества сервиса:

    • бесплатен;
    • нет рекламы;
    • простая регистрация;
    • пользователи делятся на три группы: учителя, ученики, родители (у каждой группы своя отдельная регистрация, свой код для доступа).

    Существуют и определенные недостатки:

    • отсутствие русского языка – хотя интерфейс простой и понятный, английский язык может служить серьезным препятствием для внедрения;
    • группы Edmodo нельзя объединять, т.е. у учащегося будет куча неудобных (а они неудобные) ссылок, с кучей кодов;
    • в целом арсенал учебных элементов хоть и достаточен, но относительно беден – те же тесты не содержат дополнительных стратегий, нет тематических тестов и т.д.

    У Edmodo есть некие инструменты администратора. Возможно они позволят создать единую электронную среду школы на базе данного приложения, что может значительно облегчить внедрение ДО в образовательном учреждении.

    Google Classroom


    Система дистанционного обучения Google Classroom

    Завершает наш обзор приложение от одного из лидеров ИТ-индустрии. Здесь следует отметить, что Google ранее в своем арсенале имел большое количество инструментов для образования. На каком-то этапе Google решил все эти инструменты объединить в некую платформу, что и вылилось в создание Google Classroom . Поэтому Classroom вряд ли можно назвать классической системой дистанционного обучения, это скорее лента совместной работы – тот же Google для образования, только собранный в одном месте. Поэтому Google Classroom неэффектен, им нельзя как-то особо удивить, а организация по-настоящему эффективной совместной работы требует, на мой взгляд, большого усилия от педагога и самое главное – значительной перестройки учебного процесса.

    Ранее у Google Classroom была относительно сложная система регистрации и доступа пользователей к курсу, но примерно полгода назад Google открыл свободную регистрацию и теперь доступ к Classroom такой же простой, как и к Facebook.

    Из других особенностей Google можно отметить:

    • использование только инструментов Google (Google диск, Google докс и т.д.);
    • у участников образовательного процесса на Google диск создается общая папка «Класс»;
    • папка «Класс» доступна как для отдельного обучающегося, так и для класса в целом.

    Преимущества и недостатки

    Среди преимуществ решения от Google можно назвать:

    • поддержка русского языка (тот же Edmodo существует дольше и интерфейс у него лучше, но он так и не стал популярен из-за отсутствия поддержки великого и могучего);
    • бесплатен;
    • бренд – Google знают все и использование продуктов мирового лидера выглядит солидно;
    • Google создавался именно для школ, в отличии от Moodle который больше подходит для вузов;
    • традиционные функции у Google реализованы хорошо: есть возможность публиковать теоретический материал, задания, выставлять оценки в журнале, есть календарь.

    Выделим и недостатки такого решения:

    • очень бедный арсенал учебных элементов. Один из самых бедных наборов учебных элементов. С другой стороны, если рассматривать как ленту совместной работы, то главным в Google будет именно организация совместной работы, а не контролирующие элементы, такие как тесты (которых, кстати в Google нет);
    • ссылки на Classroom не удобные;
    • интерфейс оставляет желать лучшего.

    Тесты в Google Classroom

    Тестов в Google нет, поэтому многие создают тесты на основе Google Forms. Он предназначен для создания опросов, но, проявив определенную долю воображения, опросы легким движением руки ….. превращаются в тесты. Я рекомендую попробовать OnLineTestPad – самостоятельный интернет сервис для создания тестов.

    OnLineTestPad

    Это бесплатный сервис для проведения тестирования через интернет. Сетевой характер тестирования означает, что у вас хранятся все данные о попытках учащихся, все их оценки, все их правильные и неправильные ответы. В кратце обозначим особенности OnLineTestPad:

    • у сервиса большое количество форм тестовых заданий (нет только графических вопросов);
      гибкие настройки (есть обучающие стратегии тестирования, есть случайные (тематические) вопросы, различные ограничения и т.д.);
    • главный недостаток – огромное количество рекламы. Можно попытаться ее отключить «законными» действиями, но это требует дополнительных трудозатрат.
    • данный сервис вызывает положительные отклики у преподавателей и учителей, является одним из лучших сервисов для организации тестирования.