Подвиг экипажа миноносца «Стерегущий. Памятник стерегущему в спб Подробное описание памятника миноносца стерегущий

В неравном бою с японцами, который произошел рассветным утром 26.02.1904 года, затонул миноносец «Стерегущий». Экипаж предпочел погибнуть вместе с кораблем, но в плен не сдался. Выжили лишь четыре человека. Памятник Стерегущему в СПб увековечил подвиг русских моряков.

Строительство велось 3 года. Открытие состоялось 26.10.1911 г. Мероприятие было очень торжественным, и происходило в присутствии Николая II. Монумент отлит из бронзы. Памятник миноносцу Стерегущий - изображение наиболее трагичного момента битвы. На нем два матроса, открывающие кингстоны и иллюминаторы, в которые врывается бурный поток. Герои уже по пояс стоят в морской воде.
Изображенная часть корабля похожа на крест, находящийся на фоне серого гранита. По обеим сторонам от креста расположены фонари. Они сделаны в виде маяков. На обороте находится мемориальная доска. На ней выбиты фамилии всех моряков корабля, описан их подвиг.
Некоторое время памятник служил и в качестве фонтана. Через систему труб из кингстона лилась вода. Скапливаясь в маленьком водоеме у основания, она разрушала монумент. Поэтому было решено воду перекрыть, в 1971 г. система труб была демонтирована.


Как попасть

Установлен памятник Стерегущему в Александровском парке, в восточной его части, в центре Северной Венеции. Расположен на Каменноостровском проспекте. Посмотреть на монумент можно, воспользовавшись услугами метрополитена. Станция - «Горьковская». Добраться до него можно и с помощью автобуса. Выйти следует на остановке «Троицкая площадь».
Рядом с памятником миноносцу Стерегущий в Санкт-Петербурге расположены основные достопримечательности северной столицы, в том числе

Хмурым февральским утром 1904 года вблизи Порт-Артура два российских миноносца – «Стерегущий» и «Решительный» – вступили в бой с 14 японскими кораблями. Прорвавшись сквозь сплошную стену огня, более быстрый «Решительный» на полном ходу отошел к позициям русских. Моряки «Стерегущего» продолжали яростно сражаться, но силы были неравными, и вскоре русские орудия замолчали. Посчитав, что весь экипаж миноносца погиб, японцы решили захватить корабль в качестве трофея. Неожиданно «Стерегущий» дрогнул всем корпусом и стремительно ушел под воду: бесславному плену оставшиеся в живых предпочли героическую смерть. В том бою погибли капитан, все офицеры и почти все нижние чины русского миноносца.

Подвиг, увековеченный в бронзе

Российская общественность, восхищенная силой духа моряков, решила создать памятник, посвященный этим событиям. Николай II одобрил проект скульптора Изенберга и архитектора Гогена, и 26 апреля 1911 года в Александровском парке Санкт-Петербурга в торжественной обстановке был открыт отлитый из бронзы памятник «Стерегущему». Корабль тонет, вода льется из открытого иллюминатора, доходит уже до пояса двух смельчаков, но матросы продолжают открывать кингстон. Благодаря встроенной системе труб, вода действительно лилась и скапливалась в небольшом бассейне у основания. Со временем она начала разрушать памятник, и в 1935 году ее перекрыли. В 1947 году система водоснабжения заработала вновь, но через четверть века воду перекрыли уже навсегда, а систему труб разобрали.

Миф и реальность

Красивая легенда, рассказывающая о героизме Василия Новикова и Ивана Бухарева, наверное, так бы и осталась в веках, но после окончания русско-японской войны из плена вернулось несколько спасшихся матросов «Стерегущего». Они не подтвердили историю о подвиге двух моряков. Более того, как оказалось, в машинном отделении «Стерегущего» не было кингстонов - в конструкции миноносцев данного класса они не предусмотрены. Тем не менее, памятник остался на своем месте. Николай II решил, что в любом случае, необходимо увековечить память моряков, погибших в той войне. Имена офицеров и матросов «Стерегущего» высечены на мемориальной доске, установленной с обратной стороны монумента. Море навсегда унесло тайну гибели корабля, но остался памятник как символ верности Родине, мужеству и героизму российских моряков.

Памятник миноносцу «Стерегущий» открыли в присутствии императора Николая II , премьер-министра Петра Столыпина и председателя Госдумы Михаила Родзянко . Среди караульных был кочегар Алексей Осинин - один из четырёх моряков, выживших в бою корабля с четырьмя японскими крейсерами.

Эскадренный миноносец «Стерегущий» заложили в 1900 году на Невском заводе. Но портом приписки для него стал Порт-Артур. Местом гибели в 1904-м году тоже стал Порт-Артур. сайт выяснял, как цепь роковых событий привела к трагической развязке.

Море кишело японцами

В конце февраля 1904 года русско-японская война уже была в разгаре. Японские корабли частенько наведывались на рейд, бомбардировали русскую батарею Порт-Артура, нападали на корабли. Ходили слухи о подготовке к высадке японского десанта на берег. Командование флота, вице-адмирал Степан Макаров , генерал-адъютант, наместник императора на Дальнем Востоке Евгений Алексеев страстно желали узнать, где же базируются японские корабли, откуда они приплывают, откуда они посылают на таран свои теплоходы, начинённые взрывчаткой и зажигательными смесями - не из самой ведь Японии!

«Стерегущий» затонул во время разведывательной операции. Фото: Public Domain

В ночь с 25 на 26 февраля 1904 года разведывательную миссию поручили выполнить двум миноносцам - «Стерегущему» и «Решительному». Им приказали обследовать близлежащие острова, а обнаруженные японские корабли, по возможности, потопить торпедами.

Ночью разведчики наткнулись на одинокий огонь японского крейсера. «Решительный» ринулся в бой, но на полном ходу из его труб стали вырываться языки пламени. Японцы заметили всполохи огня и тоже решили нарушить маскировку. Один за другим стали зажигаться боевые огни. «Решительный» и «Стерегущий» обнаружили японскую базу! И очень вовремя они собрались оттуда убраться и попытаться донести разведданные в порт.

На заре миноносцам удалось оторваться от преследователей. Корабли шли открытым морем прямо в порт, но в 20 милях от него столкнулись с другим караваном японских крейсеров. Они охотились на русские корабли.

Итог завязавшегося боя печален: «Стерегущий» затонул. «Решительный» смог укрыться от японцев под защитой береговой батареи.

Смерть по документам

«Стерегущий» не смог уйти из-под обстрела, потому что один из первых японских снарядов повредил ему два котла, другой пробил борт, и вода затопила топки. Миноносец встал и вынужден был принять бой. Он стоял один против четырёх около часа. Погибли четыре офицера и 44 моряка низших чинов.

Наместник Императора Николая II на Дальнем Востоке генерал-адъютант Евгений Алексеев телеграфировал в Санкт-Петербург: «Командующий флотом вице-адмирал Макаров доносит: 26-го февраля 6 миноносцев, из них 4 под общим начальством капитана 1-го ранга Матусевича, встретились с миноносцами неприятеля, за которыми появились крейсеры. Произошла жаркая схватка, в которой миноносец «Властный», под командой лейтенанта Карцева, миной Уайтхеда потопил неприятельский миноносец. При возвращении миноносец «Стерегущий», под командой лейтенанта Сергеева, был подбит, лишился машины и начал тонуть. В 8 часов утра пять миноносцев возвратились. Когда выяснилось критическое положение «Стерегущего», я перенёс свой флаг на «Новик» и вышел с «Новиком» и «Баяном» на выручку, но у миноносца оказалось 5 неприятельских крейсеров, и приближалась броненосная эскадра. Спасти не удалось, миноносец утонул; уцелевшая часть экипажа попала в плен…»

Сохранились и свидетельства с японской стороны. Мичман Ямадзаки , возглавивший призовую команду (небольшой отряд, выдвигающийся на побеждённый корабль за трофеями), осматривавшую «Стерегущий», докладывал: «В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперёк, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя».

Японцы попытались отбуксировать миноносец, но он под тяжестью набранной воды затонул.

Две смерти кочегара Новикова

Через некоторое время английская газета «Таймс» опубликовала заметку о том бое, в которой сообщалось, что «Стерегущий» не утонул, а был затоплен героями-матросами, не желавшими сдавать свой корабль врагу. Они видели, что на борт поднимается призовая команда, поэтому заперлись в трюме, открыли кингстоны и утонули вместе с миноносцем.

Скоро это сообщение попало и в русские газеты. О подвиге пошла молва. А в 1905 году даже Морское ведомство опубликовало официальный отчёт об обороне Порт-Артура, в котором упоминалось и о гибели «Стерегущего»: «Два матроса заперлись в трюме, решительно отказались сдаться и открыли кингстоны... Безвестные герои внесли новый неувядаемый лавр в подвиги русского флота».

Некоторые газеты приписывали подвиги морякам Василию Новикову и Ивану Бухареву . В легенду поверили, хотя они вовсе не уснули под волнами.

«Открывавший кингстоны» Василий Новиков за тот бой получил два Георгиевских креста. Вернулся из плена и поселился в родной Еловке Красноярского края. В силу вполне понятных причин герой войны не был на открытии памятника, мог даже и не знать о том, что его героизм и подвиг его товарищей увековечен таким метафоричным образом.

Но, по некоторым данным, моряк всё же увековечил память о себе, правда, не упоминая о своей «первой смерти». В японском плену он якобы встретил капитана I ранга Селецкого , командира парохода Добровольного флота «Екатеринослав». В лагере трюмный машинист Новиков рассказал командиру свою версию гибели миноносца. Селецкий приводит её в своих воспоминаниях: «Стрельба со «Стерегущего» прекращается; машина и котлы его повреждены, команда перебита, и миноносец больше сопротивляться не может. Легко раненный кочегар Алексей Осинин выползает из кочегарного отделения на палубу, так как его котел повреждён, и топки заливает вода. Японцы также прекращают стрельбу и спускают на воду уцелевшие шлюпки, чтобы послать их на «Стерегущий» забрать раненых и завладеть самим миноносцем. В это время из машины показывается чудом оставшийся не только в живых, но и не раненым машинист Василий Новиков. Видя, что японцы спешат на миноносец, он, по совету смертельно раненного сигнальщика Василия Кружкова, начинает выбрасывать за борт сигнальные книги, предварительно завернув их вместе со снарядами во флаги, а затем и все судовые флаги, предварительно обмотав ими снаряды, чтобы они не достались японцам как трофеи. Увидев, что шлюпка с вооружёнными японцами подходит к «Стерегущему», он бросается в машину и закрывает за собой люк, завинтив его изнутри; а затем начинает открывать кингстоны и клинкеты. Окончив свою работу и видя, что вода в машинном отделении начинает подниматься выше его колен, он открывает люк и выходит наверх. Его моментально схватывают...»

Смерть настигла Новикова по легенде в 1904 году. А по-настоящему - в 1919-м. Его убили односельчане за помощь колчаковцам.

Сложно упрекать моряка в симпатиях к адмиралу, с которым он сражался бок о бок, когда тот ещё был лейтенантом и командовал миноносцем «Сердитый».

Памятник «Стерегущему»

Памятник миноносцу. Фото: Public Domain

Конечно, скульптора Константина Изенберга и архитектора Александра фон Гогена на создание памятника вдохновила именно легендарная часть подвига экипажа миноносца. Монумент изображает моряков в трюме, открывающих иллюминатор и кингстоны. На них льётся морская вода. Два героя запечатлены в момент незадолго до их гибели, когда роковое решение уже принято. Был некоторый спор, делать ли памятную надпись о подвиге двух конкретных людей, но он разрешился повелением Николая II - считать, что памятник сооружён в память о подвиге всех моряков миноносца «Стерегущего».

К работе над памятником приступили в 1905 году, на пике славы подвига моряков. Примечательно, что сначала на монумент и впрямь лилась вода и стекала в гранитный бассейн у подножия. Но в 1935 году подачу воды прекратили, чтобы сохранить скульптуру. В 1947 году трубы, подающие воду, восстановили, но в 1971 году воду подавать прекратили окончательно.

Мужество экипажа русского миноносца потрясло и врага. В Японии его команде тоже поставлен памятник: на стеле из чёрного гранита выбиты слова: «Тем, кто больше жизни чтил Родину».

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

В 1932 году весь советский народ узнал о смерти уральского пионера Павлика Морозова. В официальных сообщениях того времени говорилось, что 13-летний мальчик погиб, отстаивая правду и справедливость, борясь с кулачеством, как с классом, причём настолько бескомпромиссно, что не пожалел в этой борьбе даже собственного отца. За это его и убили родственники-кулаки.

У каждого города есть свой архитектурный памятник-символ, иногда даже не один. В Москве это Кремль и собор Василия Блаженного, в Петербурге - Медный всадник, Исаакиевскии собор, Петропавловская крепость с её знаменитым шпилем, в Севастополе - памятник затопленным кораблям. В столице Великобритании Лондоне тоже имеется несколько подобных сооружений, причём несмотря на то что одно из них - объект совершенно утилитарного назначения, его силуэт известен едва ли не во всём мире. Это знаменитый Тауэрский мост (англ. Tower Bridge).

Сегодня его имя практически забыто, но были времена, когда из-за рубежа в СССР приходили письма, где в строке «кому» просто значилось: «Русскому богу погоды». И ведь все эти послания доходили до адресата! До скромного сибирского синоптика Анатолия Дьякова, основоположника гелиометеорологии.

В XVII веке шотландская столица - Эдинбург - была одним из самых перенаселенных городов мира. К тому же там царила ужасающая антисанитария. Неудивительно, что именно в Эдинбурге вспыхнула одна из самых страшных эпидемий чумы.

Загадка Янтарной комнаты много лет будоражит умы поисковиков. Одни считают, что уникальные панно Екатерининского дворца попали в руки советских войск в Кёнигсберге. Затем, по ошибке, янтарные панели были вывезены в Берлин, а позже переданы США в зачёт оплаты поставок по ленд-лизу. Другие уверены - комната вместе с другими сокровищами нацистов зарыта в землю на севере Ютландии, недалеко от местечка Асаа.

Клинок «Хондзё Масамунэ», выкованный когда-то непревзойдённым японским мастером Горо Нюдо Масамунэ Считается лучшим мечом мира и реликвией эпохи Эдо. Четыре сотни лет им владели потомки сёгуна Токугавы, но в декабре 1945 года он был утерян.

Первые экспедиции к Северному полюсу, все неудачные, совершались западным путём, через Гренландское море. Членам экспедиции приходилось двигаться против дрейфа льдов, что значительно осложняло и без того трудный поход. В 1867 году французский гидрограф Г. Ламбер предложил другой маршрут, более выгодный: со стороны Берингова пролива. Эта мысль была поддержана многими полярными исследователями.

Пришедший к власти в Германии в 1933 году нацистский режим с первых дней существования широко использовал террор не только против своих противников внутри страны, но и против недоброжелателей во властных структурах других государств. Одной из первых жертв был министр иностранных дел Франции Луи Барту…

В моем родном городе Санкт – Петербурге в Александровском парке близ Каменноостровского проспекта находится памятник миноносцу «Стерегущий» .

105 лет назад 26 февраля 1904 г. (10 марта по новому стилю) (все даты до 1917 года даны по старому стилю) миноносец русского флота «Стерегущий» геройски погиб в ожесточенной схватке с четырьмя японскими кораблями. Мужество его экипажа настолько потрясло противника, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стела из черного гранита, на которой значится лаконичная надпись: «ТЕМ, КТО БОЛЬШЕ ЖИЗНИ ЧТИЛ РОДИНУ».
По сей день у нас в различных изданиях - газетах и журналах, книгах и энциклопедиях, и в сети конечно - гуляет легенда о двух неизвестных матросах, якобы открывших кингстоны и затопивших «Стерегущего», предотвратив тем самым его захват японцами. Опровержение этому «факту» было найдено еще до 1910 года и об этом тогда же было доложено государю, но памятник героям «Стерегущего» был тогда же установлен.

Возвращаясь на рассвете 26 февраля 1904 г. из ночной разведки в Порт-Артур, эскадренные миноносцы русского флота «Решительный» и «Стерегущий» обнаружили четыре вражеских корабля, идущие им на перехват. Это были японские миноносцы-истребители «Акебоно», «Сазанами», «Синономе» и «Усугумо», которые с ночи рыскали в поисках добычи на рейде Порт-Артура.
Командир «Решительного» капитан 2-го ранга Ф. Боссе и командир «Стерегущего» лейтенант А. Сергеев, памятуя о наказе командующего флотом вице-адмирала С. Макарова «без особой нужды» с вражескими миноносцами в бой не вступать, попытались обойти японцев, но неприятель начал сближение, открыв огонь. И тогда наши миноносцы пошли на прорыв. А к месту схватки в это время уже спешили еще два японских крейсера: «Токива» и «Читосе». «Решительному», несмотря на полученные повреждения, удалось-таки вырваться из-под огня и уйти под защиту своих береговых батарей, а затем проскочить к Порт-Артуру.
Упустив «Решительный», японцы в ярости сосредоточили весь огонь на «Стерегущем». Это был настоящий ад: вражеские снаряды рвали, кромсали, корежили металл корабля, снесли мачту и трубы, осколки косили людей. Смертельно раненный командир миноносца лейтенант А. Сергеев отдал последний приказ: «...Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля». Но русские моряки сдаваться и не собирались, стояли насмерть, усилив скромное вооружение корабля, состоявшее из 75-мм орудия и трех 47-мм пушек, собственной отчаянной храбростью и мужеством.
Из Иллюстрированной летописи Русско – Японской войны» (выпуск №2 1904, стр.78) «…наш миноносец «Стерегущий» оказался в критическом положении. Командир его, лейтенант Сергеев пал в самом начале боя, погибли лейтенант Головизнин 2-й, инженер – механик Анастасов, начальствование перешло к мичману, который сам принял на себя обязанности и рулевого, так как последний тоже был убит… Вскоре погиб и мичман… Машина подбита, миноносец стал тонуть…».

Портрет командира «Стерегущего» лейтенанта А. С. Сергеева и рисунки того памятного боя.

Получив очередное попадание, тяжело поврежденный «Стерегущий» стал терять ход, превращаясь в неподвижную мишень. Вскоре его разбитые орудия смолкли. В живых из экипажа почти никого не осталось. Заметим, что и японцам в этой схватке досталось, причем всем четырем миноносцам, и особенно «Акебоно», который был «отмечен» 27 снарядами со «Стерегущего».
Видя, что русский миноносец перестал отстреливаться и подавать признаки жизни, японцы прекратили огонь, решив взять его на буксир, захватить как добычу. С «Сазанами» спустили шлюпку. Вот какая картина открылась поднявшимся на борт «Стерегущего» японским морякам, описанная в рапорте мичманом Хитара Ямазаки: «...В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в т.ч. пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Вся передняя половина корабля в полном разрушении, заваленная кусками железа. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные руки и ноги - картина ужасная... Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».
Взяв «Стерегущего» на буксир, «Сазанами» дал ход. Но буксир лопнул, и смертельно израненный эсминец, продержавшись еще минут 20 на воде, пошел ко дну. В это время со стороны Порт-Артура показались идущие на подмогу «Стерегущему» крейсера «Новик» и «Баян» под командованием адмирала С. Макарова. Но было уже поздно: японские корабли, не приняв боя, отошли, подобрав из воды уцелевших четверых членов экипажа «Стерегущего».

А как же подвиг двух матросов, открывших кингстоны и затопивших миноносец, чтобы он не достался врагу, о чем нам твердили на протяжении многих десятилетий, да и нынче еще пишут и говорят? НЕ ПОДЛЕЖИТ НИКАКОМУ СОМНЕНИЮ: ПОДВИГ МОРЯКОВ «СТЕРЕГУЩЕГО» БЫЛ. Он кровью членов экипажа корабля вписан в боевую летопись Военно-морского флота России. Вот только кингстоны на «Стерегущем» никто не открывал. Да и не было вовсе на этом корабле в машинном отделении кингстонов. И об этом было сказано ясно и четко в материалах специальной комиссии, занимавшейся расследованием гибели миноносца «Стерегущий». Желающие и сегодня могут ознакомиться с этими документами, хранящимися в Центральном государственном архиве ВМФ.
Версия о геройском поступке двух моряков, якобы открывших кингстоны и погибших вместе со «Стерегущим», оформленная под «исторический факт», пошла гулять с легкой руки корреспондента английской (!) газеты «Таймс». Сославшись на данные «японского донесения», он первым сообщил об этом всему миру.
Вот текст статьи «Таймс», приведенный в «Иллюстрированной летописи Русско – Японской войны» (выпуск №2 1904 стр.79-80),: «Тридцать пять убитых и тяжело раненых лежали на палубе русского миноносца, когда его взяли на буксир японцы, подобравшие лишь четверых легко раненых русских, бросившихся в море. Но на «Стерегущем» оставались еще два матроса; они заперлись в трюме и не сдавались, несмотря на все увещевания. Они не только не сдались врагу, но и вырвали у него добычу, которую он уже считал своей: открыв кингстоны, они наполнили родной миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах…»

Через некоторое время скульптор К. Изенберг создал модель памятника «Двум неизвестным морякам» миноносца «Стерегущий», которую одобрил император Николай II. Памятник в форме креста, изображающий двух моряков открывающих кингстоны.

Вот тогда-то, готовя обоснование на изготовление памятника и надписи на нем, представители Исторической части Морского генерального штаба, исследовав множество различных свидетельств, установили, что ни в каких документах, в т.ч. предоставленных и японской стороной, нет ни строчки «о двух неизвестных моряках, открывших кингстоны».
Но подвиг экипажа «Стерегущего», конечно же, от этого ничуть не меркнет, о чем еще в 1910 г. сказал и.о. начальника Исторической части Морского генерального штаба Е. Квашин-Самарин: «Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу «Стерегущего» материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько велик был подвиг «Стерегущего», даже и без недосказанного мифа... Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но знайте же, что 26 февраля 1904 г. в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец «Стерегущий», потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя пошел ко дну, ИЗУМЛЯЯ ВРАГА ДОБЛЕСТЬЮ СВОЕГО ЭКИПАЖА!».
Считая, что гибель двух неизвестных матросов, открывших кингстоны, «есть выдумка» и «как выдумка она не может быть увековечена в памятнике», Морской генеральный штаб 2 апреля 1910 года обратился с докладом на «Высочайшее имя», где спрашивал, «надлежит ли считать предполагавшийся к открытию памятник сооруженным в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца «Стерегущий», или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий»?
«Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий», - такова была резолюция Николая II. Уже без предполагавшейся ранее надписи-упоминания о подвиге двух неизвестных нижних чинов памятник был открыт 26 апреля 1911 г. в Санкт-Петербурге в присутствии самого Государя Императора. Переделывать его не стали, и миф, увековечивающий момент «открытия кингстонов двумя моряками», так и остался отлитым в бронзе.

Работа над созданием памятника была начата в 1905 году по проекту скульптора К. В. Изенберга, 28 октября 1908 года общий проект утвердил Николай II. Архитектурную часть работы выполнил А. И. фон Гоген.
В почётном карауле при открытии памятника стоял кочегар 1-й статьи Алексей Осинин - один из выживших матросов со «Стерегущего». На церемонии кроме Императора присутствовали председатель Совета министров П. А. Столыпин, высшие чины армии и флота.
Памятник представлял из себя декоративный водопад. По скрытой системе труб сюда поступала вода и стекала в гранитный бассейн у подножия. В начале 1930-х годов к тыльной стороне памятника подвели трубы для подачи воды к открытому кингстону вверху памятника. Общая композиция стала выглядеть эффектней, однако вода стала разрушать поверхность монумента. Поэтому в 1935 году подачу воды прекратили. В 1947 году трубы вновь восстановили, окончательно подачу воды прекратили в 1971 году, тогда же и разобрали подводящую систему.

С обратной стороны памятника приведено описание гибели «Стерегущего» и установлена памятная доска со списком погибших на нем офицеров и матросов. И в начале списка – имя командира миноносца лейтенанта А. С. Сергеева

Имя героического миноносца «Стерегущий» в ХХ столетии было присвоено в разное время трем кораблям Военно-морского флота: в 1906 г. минному крейсеру Черноморского флота; в 1939 г. в состав Балтийского флота под этим именем вошел эскадренный миноносец; в 60-80-х гг. на Тихоокеанском флоте нес океанскую вахту большой противолодочный корабль «Стерегущий».

Вот они – ГЕРОИ – экипаж «Стерегущего»:

Командир – лейтенант Александр Семенович Сергеев 2-й (род. 18.09.1863)

Минный офицер – лейтенант Николай Семенович Головизнин 2-й (1877).
Вахтенный начальник – мичман Константин Владимирович Кудревич (1882).
Судовой механик – младший инженер-механик Владимир Спиридонович Анастасов (1879).

Объявляются списки нижних чинов, погибших в боях:
На миноносце «Стерегущий»

Комендор Филипп Васильевич Васильев (Смоленской губ., Бельского уезда),
Комендор Кузьма Артемьевич Майоров (Уфимской губ., Мензелинского уезда),
Комендор Кузьма Иванович Астахов (Рязанской губ., Сапожковского уезда),
Комендор Селивестр Лкузин ,
Старший минер Тимофей Ливыцкий ,
Минер Константин Евстафьевич Степанов (Подольской губ., Кам. – Подольского уезда),
Минер Федор Степанович Черемухин (Тамбовской губ., Шатского уезда),
Минер Иннокентий Алексеевич Денежкин (Вологодской губ., Никольского уезда),
Рулевой Михаил Шимаров ,
Сигнальщик Василий Яковлевич Кружко
Сигнальщик Леонтий Иванов ,
Матрос 1-й ст. Лука Антипович Петухов (Новгородской губ., Старорусского уезда),
Матрос 1-й ст. Иван Артемьевич Гаврилов (Киевской губ., Сквирского уезда),
Матрос 1-й ст. Афонасий Иванович Карпухин (Тульской губ., Ефремовского уезда),
Матрос 1-й ст. Николай Осипович Бондарь (Подольской губ., Проскуровского уезда),
Матрос 1-й ст. Тихон Порфирьевич Максименко (Тульской губ., Новосильского уезда),
Матрос 1-й ст. Михаил Васильевич Повалихин (Пензенской губ., Городищенского уезда),
Матрос 1-й ст. Константин Михайлович Красников (Орзоровской губ., Кромского уезда),
Матрос 2-й ст. Платон Николаевич Николаев (Новгородской губ., Старорусского уезда),
Матрос 2-й ст. Марк Григорьевич Лемешко (Полтавской губ. и уезда),
Машинный содержатель 2-й ст. Иван Семенович Алексеев (Иркутской губ., Иркутского округа),
Машинный квартирмейстер 1-й ст. Михаил Федорович Бабкин (Вятской губ., Сарапульского уезда),
Машинный квартирмейстер 1-й ст. Иван Михайлович Бухарев (Казанской губ., Чистопольского уезда),
Машинный квартирмейстер 2-й ст. Борис Логинович Аксененко (написано - Аксiоненко) (Енисейской губ., Ачинского уезда),
Машинный квартирмейстер 2-й ст. Александр Денисович Артамонов (Томской губ. и уезда),
Машинный квартирмейстер 2-й ст. Иван Васильевич Харламов
Машинный квартирмейстер 2-й ст. Сергей Иванович Зимин (Рязанской губ., Зарайского уезда),
Машинист 2-й ст. Василий Николаевич Новиков (Томской губ. и уезда),
Хозяин трюмного отсека 2-й ст. Алексей Иванович Булдаков (Томской губ., Каинского уезда),
Кочегар квартирмейстер 2-й ст. Павел Васильевич Рагулин (Саратовской губ., Камышинского уезда),
Кочегар 1-й ст. Александр Васильевич Пономарев (Казанской губ., Козьмодемьянского уезда),
Кочегар 1-й ст. Андрей Ипполитович Кобель (Минской губ., Слуцкого уезда),
Кочегар 1-й ст. Петр Михайлович Хасанов (Псковской губ., Холмского уезда),
Кочегар 1-й ст. Федор Антонович Апришко
Кочегар 2-й ст. Кузьма Захарович Игнатов (Уфимской губ. и уезда),
Кочегар 2-й ст. Тимофей Иванович Зацепилин (Пензенской губ., Керенского уезда),
Кочегар 2-й ст. Павел Петрович Ботманов (Уфимской губ., Белибеевского уезда),
Кочегар 2-й ст. Валентин Филиппович Комаров (Рязанской губ., Зарайского уезда),
Кочегар 2-й ст. Кирилл Павлович Коростин (Полтавской губ., Гадячского уезда),
Кочегар 2-й ст. Игнатий Игнатов ,
Минный машинист Федор Иванович Тонкий (Архангельской губ., Минежского уезда),
Минный машинист Тимофей Григорьевич Сапожников (Вятской губ., Малмыжского уезда).

Взяты японцами в плен при гибели миноносца «Стерегущий»:
Минный квартирмейстер Илиодор Юрьев ,
Машинный квартирмейстер Василий Николаевич Новиков ,
Кочегары:Алексей Александрович Осинин
и Иван Панкратьевич Ширинский .