Дважды герой советского союза амет хан султан. Амет-Хан Султан – летчик, национальный герой крымскотатарского народа Украины Дважды герой советского союза султан ахмедхан был

Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в с. Алупка, погиб 1 февраля 1971 года в Московской области во время испытательного полета самолета Ту-16. Национальный герой крымскотатарского народа Украины, советский летчик-ас, сбивший лично 30 самолетов противника и еще 19 в группе. Заслуженный летчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза.

4 подвига Амет-Хана Султана.

1. Амет-Хан Султан - один из прославленных летчиков-ассов 2-й Мировой войны , совершивший 603 боевых вылета, участвовал в 150 воздушных боях, в которых лично сбил 30 и в составе группы 19 самолетов противника. Кроме того

70 боевых вылетов совершил в начале войны, как летчик-штурмовик, летая на устаревших истребителях И-153;

В мае 1942 г., израсходовав боекомплект, совершил таран немецкого бомбардировщика в небе над Ярославлем, в результате которого чуть не погиб: Харрикейн Ахмет-Хана застрял в хвосте падающего от тарана «Юнкерс-88», лишь в последний момент летчик успел выпрыгнуть с парашютом (за подвиг награжден орденом Ленина);

Прошел путь от рядового летчика-младшего лейтенанта до гвардии майора - заместителя командира истребительного полка все 4 года войны с первого до последнего дня на передовой, которому за личное мужество командующий 8-й воздушной армии генерал Т. Т. Хрюкин разрешил Амет-Хану Султану нарисовать на фюзеляже своего самолета орла, что разрешалось лишь лучшим летчикам-асам.

Как итог в 25 лет: 2 звезды Героя, 3 ордена Ленина, 3 ордена Красного Знамени, по одному ордену Александра Невского, Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды на 29 июня 1945 г.

2. Амет-Хан Султан спас свою семью от департации 18-20 мая 1944 года. В годы сталинского беззакония это был подвиг, в результате которого НКВД могло расстрелять и самого Амет-Хана Султана. События того времени показаны в художественном фильме Хайтарма, вышедшего на экраны в 2013 г.

В реальности сюжет фильма чуть расходится с историей: в мае 1944 года во время поездки к родителям в Алупку он попадает на спецоперацию НКВД по принудительной депортации крымских татар. НКВД хотело депортировать мать летчика. В дело вмешался генерал Хрюкин, который сумел договориться с НКВД о не выселении матери Султана в Узбекистан, учитывая его боевые заслуги. Когда это удалось сделать, генерал отправил родителей аса в Краснодарский край к своим родителям, где они прожили до окончания войны, после чего вернулись в Алупку.

3. После войны Амет-Хан Султан стал заслуженным летчиком-испытателем СССР. Ему не удалась учеба в Военно-воздушной академии в Монино (ныне им. Ю. Гагарина) из-за нехватки образования, составившего перед войной 7 классов и железнодорожное училище. Амет-Хан Султан был уволен в запас в 1946 г., но благодаря поддержке боевых друзей был принят летчиком-испытателем в Летно-исследовательского института в Жуковском, где испытывал всевозможные новинки новейшей авиационной техники:

Бомбардировщик Ту-2;

Самолет-снаряд КС типа "воздух-корабль" в пилотируемом режиме, которую летчик отцеплял от бомбардировщика Ту-4КС и вел на цель;

Систему катапультирования на истребителе-бомбардировщике Су-7 и истребителе - перехватчике Су-9;

Амет-Хан Султан погиб в небе 1 февраля 1971 года при испытании нового реактивного двигателя на бомбардировщике Ту-16.

За время работы летчиком-испытателем Амет-Хан освоил около 100 типов самолетов, налетав 4237 часов.

4. После войны Амет-Хан Султан боролся многократно добивался реабилитации своего крымскотатарского народа.

Амет-Хан неоднократно обращался к руководству СССР с просьбой вернуть крымских татар на их родину. После 20-го съезда КПСС, он вместе со своими товарищами и работниками Крымской АССР подписал письмо к ЦК КПУ с просьбой о реабилитации крымских татар. В ответ его не пустили в командировку во Францию, куда он был приглашен на празднование полка "Нормандия-Неман", бок о бок с которым воевал в годы 2-й Мировой войны. Формально запрет на его выезд был выдан в связи с участием Султана в испытаниях секретного истребителя Су-9. Тем не менее все прекрасно понимали, что отказ произошел в результате нарушения табу на крымскотатарские народы.

Биография Амет-Хана Султана.

1937 год - поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище в Симферополе;

1938 год - обучение в аэроклубе;

1939 - поступил в Первую Качинскую военную авиационную школу летчиков имени Мясникова;

1940 год - окончил ускоренный курс обучения со званием младший лейтенант;

3 марта - 1942 года - первая воздушная победа, для которой ему пришлось тараном сбить «Юнкерс-88» противника;

Июль 1942 года - включен в состав 8-ой воздушной армии, переброшен в Елец;

Лето 1944 года - Амет-Хан женился на Фаине Максимовне Данильченко;

29 апреля 1945 года - провел последний победный бой над аэродромом Темпельгоф, сбив «Фокке-Вульф-190»;

3 августа 1945 года - слушатель Военной академии командно-штурманского состава в Монино. Однако в связи с отсутствием базового образования, учеба летчику-асу давалась нелегко;

Апрель 1946 года - освобожден в запас в связи с его собственным рапортом с просьбой об отчислении;

Май 1949 года - уехал в Москву, где подает заявление на работу летчиком-испытателем в Летно-исследовательский институт. Тем не менее ответа он так и не получил, поскольку крымские татары были вычеркнуты из истории государства. А Амет-Хан никогда не скрывал своего происхождения. Работу испытателя он все-таки получил, благодаря помощи своих сослуживцев;

1949 год - летчик-испытатель 3-го класса;

1950 год - летчик-испытатель 2-го класса;

1952 год - летчик-испытатель 1-го класса;

1947-1949 годы - совершает испытательные полеты с целью изучения аэродинамических характеристик на скоростях, приближенных к скорости звука на летающих лабораториях ЛЛ-1 и ЛЛ-2;

1949 год - провел испытание автоматической дозаправки самолета в воздухе по методу "из крыла в крыло";

1951-1953 годы - испытывал пилотный прототип "К", который являлся первой авиационной прикорабельной крылатой ракетой;

1953 год - принимал участие в исследованиях устойчивости управления самолетом на сверхзвуковых скоростях;

1958-1959 годы - проводил испытание пилотированного прототипа СМ-20;

7 апреля 1959 года исполнил первый испытательный полет на самолете НМ-1, предназначенный для полетов на высоте более 30 тысяч метров;

1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб. Трагедия произошла при исполнении полета летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, при испытании нового реактивного двигателя. Самолет вошел в зону испытаний, после чего бортинженер начал опускать двигатель. Радист сообщил на Землю о начале исполнения задания. Это было последнее сообщение от лаборатории. Весь ее экипаж погиб.

Похоронен Амет-Хан Султан на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды Амет-Хана Султана.

Множество медалей.

Амет-Хан Султан и социальные сети.

Страница памяти Амет-Хана в социальной сети "Одноклассники".

Бронзовый бюст на родине
Надгробный памятник
Памятник в Махачкалинском аэропорту
Мемориальная доска в Алупке
Аннотационная доска в Жуковском
Бюст в Феодосии
Памятник в Ярославле
Аннотационная доска в Симферополе
Мемориальная доска в Симферополе
Бюст в Киеве
Бюст в Киеве (фрагмент)
Бюст в Махачкале


Амет-хан Султан – командир авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт), гвардии капитан;
помощник командира 9-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), гвардии майор.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии майор награждён второй медалью «Золотая Звезда» .

За время войны совершил 603 боевых вылета (из них 70 – на штурмовку живой силы и техники противника) на истребителях И-153, «Харрикейн», Як-7Б, Як-1, Р-39 «Аэрокобра» и Ла-7, в 150 воздушных боях сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.

После войны до февраля 1946 года продолжал службу в ВВС помощником 9-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (в Белорусском военном округе; город Кобрин Брестской области, Беларусь). Летал на Ла-7.

С февраля 1946 года обучался в Военно-воздушной академии (Монино). С апреля 1946 года майор Амет-хан Султан – в запасе.

С февраля 1947 года работал лётчиком-испытателем в Лётно-исследовательском институте (город Жуковский Московской области). Участвовал в испытаниях первой в мире крыльевой системы заправки топливом в полёте, испытаниях пилотируемого самолёта-аналога противокорабельного самолёта-снаряда КС-1 системы «Комета», испытаниях первого в стране самолёта с трапециевидным крылом малого удлинения НМ-1, испытаниях новых систем катапультирования и опытных двигателей на летающих лабораториях.

Погиб 1 февраля 1971 года в испытательном полёте на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.

Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (23.09.1961). Награждён 3 орденами Ленина (23.10.1942; 14.02.1943; 24.08.1943), 4 орденами Красного Знамени (31.07.1942; 13.10.1943; 20.04.1945; 03.02.1953), орденами Александра Невского (07.04.1944), Отечественной войны 1-й степени (20.01.1945), Красной Звезды (05.11.1941), «Знак Почёта» (31.07.1961), медалями.

Лауреат Сталинской премии второй степени (1953, за испытания самолёта-снаряда КС-1).

Почётный крымчанин (2000, посмертно) и Почётный гражданин Алупки (Крым; 2010, посмертно). 28 июля 1975 года Амет-хан Султан был навечно зачислен в списки 9-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО (город Андижан, Узбекистан; расформирован в октябре 1992 года).

Бронзовый бюст Амет-хана Султана установлен в Алупке. Бюсты также установлены в городах Махачкала и Каспийск (Дагестан), Феодосия (Крым) и Киев (Украина), посёлке Цовкра-1 (Дагестан), памятник – в Ярославле. В деревне Дымокурцы Ярославского района Ярославской области на месте приземления Героя после тарана установлен памятный знак. Мемориальные доски установлены в Алупке на доме, в котором он жил, и на школе, в которой он учился, а также в Симферополе на здании вокзала, где он работал, в Мелитополе (Запорожская область, Украина) на доме, где он останавливался, в посёлке Багерово (Крым), где он проводил испытания, и в Жуковском на улице, носящей его имя. В Алупке создан Музей Амет-хана Султана.

Его именем названы площадь и улица в Симферополе, проспект в Махачкале, улицы в городах Казань (Татарстан), Алупка, Евпатория, Красноперекопск, Судак и Феодосия (Крым), Жуковский (Московская область), Избербаш, Каспийск и Хасавюрт (Дагестан), многих других населённых пунктах.

Имя Амет-хана Султана носят малая планета №6278 «Аметхан» (открыта 10 октября 1971 года), аэропорт в Махачкале и горный пик в Дагестане.

Примечания:
1) В ряде документов указана иная дата рождения – 25 октября 1920 года. Однако в автобиографиях сам Герой указывал дату рождения – 20 октября 1920 года;
2) Награждён за выполнение 359 боевых вылетов и участие в 79 воздушных боях, в которых сбил лично 11 и в составе группы 19 самолётов противника (на 28 апреля 1943 года);
3) Награждён за выполнение 602 боевых вылетов и участие в 150 воздушных боях, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника (на 20 апреля 1945 года).

Воинские звания:
младший лейтенант (05.03.1940)
лейтенант (25.03.1942)
старший лейтенант (28.09.1942)
капитан (19.02.1943)
майор (25.03.1944)
подполковник запаса (22.07.1957)

В 1947-1949 годах, совместно с и , Амет-Хан Султан провёл испытания летающих лабораторий ЛЛ-1 (с прямым крылом) и ЛЛ-2 (с крылом обратной стреловидности в 30°) конструкции П.В.Цыбина. Летающие лаборатории буксировались на высоту, а после расцепки переводились в пикирование (с углом 45°) с включением порохового двигателя (на 15 секунд). Взлёт планеров выполнялся на специальной тележке, сбрасываемой после взлёта, а посадка – на посадочную лыжу. В ходе испытаний на ЛЛ-2 была достигнута скорость, равная М=0,87 (М – число Маха). В этих полётах на околозвуковых скоростях был получен обширный экспериментальный материал по измерению аэродинамических характеристик, распределению давления по крылу и оперению. В полётах также проводилось исследование перемещения скачков уплотнения по крылу.

22 июля 1948 года на ЛЛ-1 после взлёта не отделилась тележка. Возникла критическая ситуация: лётчик не мог произвести посадку на тележку, так как она не была снабжена тормозами, и летающая лаборатория выкатилась бы за пределы взлётно-посадочной полосы. Однако Амет-Хан Султан, проявив мужество и хладнокровие, выполнил успешную посадку. Он приземлил планер в самом начале полосы и продолжил попытки сброса тележки. Уже в самом конце полосы это ему удалось. Тележка укатилась дальше, а планер остался на бетонке.

15 июня 1949 года лётчиками-испытателями И.И.Шелестом и Амет-ханом Султаном на самолётах Ту-2 была выполнена первая в мире автоматическая дозаправка в полёте методом «с крыла на крыло». 19 июля 1949 года был осуществлён перелив горючего с Ту-2 (лётчик И.И.Шелест) на истребитель Як-15 (лётчик Амет-хан Султан). В марте 1952 года крыльевая система заправки была принята на вооружение и применялась на бомбардировщиках Ту-4 и Ту-16. 10 декабря 1949 года Я.И.Верников и Амет-хан Султан выполнили первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А.И.Микояна И-320 («Р-2») и в 1949-1950 годах провели его заводские испытания.

В 1951-1952 годах Амет-ханом Султаном совместно с С.Н.Анохиным, и были проведены полные испытания пилотируемого самолёта-аналога противокорабельного самолёта-снаряда КС-1 системы «Комета». Аналог подвешивался под самолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3.000 метров, после чего отцеплял самолёт-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолёт-снаряд летел на цель, управляемый с самолёта-носителя. Лишь в 200-150 метрах от цели лётчик-испытатель переходил на ручное управление, уводя аналог от цели, после чего сажал его на грунтовую полосу. В ходе испытаний по этой теме Амет-хан Султан выполнил первый полёт на самолёте-аналоге с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолёта-носителя (в мае 1951 года) и большое количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя. После одной из отцепок двигатель самолёта-снаряда не запустился. Положение было катастрофическим: аналог камнем летел к земле, высота таяла с каждой секундой. С земли поступила команда катапультироваться. Но Амет-хан Султан, проявив недюжинную выдержку, всё же запустил двигатель и посадил самолёт-снаряд. Испытания прошли успешно и система «Комета» была принята на вооружение. Встал вопрос о награждении лётчиков-испытателей. Главный конструктор КБ-1 , опираясь на поддержку П.Н.Куксенко и С.Л.Берии, ходатайствовал о награждении Амет-хана Султана третьей медалью «Золотая Звезда». Однако испытатель был награждён орденом Красного Знамени и удостоен Сталинской премии второй степени. Его коллеги С.Н.Анохин и В.Г.Павлов стали Героями Советского Союза, а Ф.И.Бурцев был награждён орденом Красного Знамени (все они также получили Сталинскую премию второй степени). В 1957-1958 годах Амет-хан Султан совместно с В.Г.Павловым и В.П.Трофимовым провёл аналогичную работу на самолёте-имитаторе СМ-20, предназначенном для испытаний аппаратуры крылатых ракет системы К-20. Во время испытаний СМ-20 подвешивался к самолёту Ту-95К.

В 1953 году Амет-ханом Султаном были проведены полёты для исследования устойчивости управляемости самолёта на сверхзвуковых скоростях полёта. Эти полёты выполнялись на самолёте СИ-10 с управляемыми предкрылками и поворотным стабилизатором, созданном на базе истребителя МиГ-17.

Множество полётов были выполнены Амет-ханом Султаном для отработки систем катапультирования из различных самолётов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний нового катапультного кресла на самолёте МиГ-15УТИ произошёл взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолёта, в кабину хлынуло горючее, возникла угроза пожара. Парашютист-испытатель В.И.Головин не смог покинуть самолёт из-за деформации катапультного кресла. А лётчик не мог управлять самолётом: весь передний обзор был закрыт наполовину вышедшим из передней кабины катапультным креслом. Амет-хан Султан сумел приземлить самолёт на аэродром, жизнь товарища была спасена. 7 апреля 1959 года Амет-хан Султан поднял в небо, а затем в 1959-1960 годах совместно с Р.Ф.Захаровым провёл испытания первого в стране самолёта с трапециевидным крылом малого удлинения НМ-1.

За свою лётную биографию Амет-хан Султан освоил 96 типов самолётов и планеров, налетал 4.237 часов. Погиб 1 февраля 1971 года в испытательном полёте на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. В ходе полёта приходилось выпускать закрылки для более устойчивого положения самолёта на малых скоростях. После одного из таких режимов закрылки не были убраны и оторвались при последующем разгоне самолёта. Самолёт совершил резкий переворот через крыло и из-за возникшей перегрузки разломился в воздухе. Все члены экипажа (командир экипажа Амет-хан Султан, второй лётчик Е.Н.Венедиктов, штурман В.А.Михайловский, бортрадист А.В.Воробьёв и ведущий инженер Р.Г.Ленский) погибли.

Биография Амет-Хан Султана хорошо известна всем историкам, изучающим героев войны против фашистских захватчиков. Это был выдающийся отечественный ас. За годы противостояния фашистским захватчикам дважды ему присуждалось звание Героя Советского Союза.

Детство и юность

В биографии Амет-Хан Султана много ярких страниц. Он появился на свет в 1920 году в небольшом городке Алупке в Крыму. В то время это была территория Таврической губернии.

Семья Амет-Хан Султана принадлежала к разным национальностям. Его отец был выходцем из Дагестана. Он относился к одному из коренных народов Северного Кавказа - лакцам. Мать Амет-Хана была крымской татаркой. Сегодня летчика считают национальным героем и в Дагестане, и в Крыму.

При этом в самом паспорте у него была указана национальность "татарин". Ребенка назвали в честь деда. В 1937 году герой нашей статьи получил начальное образование, окончив семь классов, после этого отправился в железнодорожное училище, расположенное в Симферополе, параллельно начал посещать занятия в аэроклубе, он его окончил в 1938 году.

Первое важное событие в биографии Амет-Хан Султана - поступление в летное училище. При оформлении документов возник курьез, его записали по обычаю крымских татар, то есть сначала его собственное имя, а только потом имя отца. Из-за этого возникла путаница: изначально, именно отца многие считали Героем Советского Союза. Потом досадную оплошность удалось исправить.

Служба в армии

В 1939 году Султан поступил на службу в подразделения РККА. На следующий год он окончил авиационную школу имени Мясникова, получив звание младшего лейтенанта, его распределили в авиационный полк, располагавшийся в Одесском военном округе. Сам полк дислоцировался непосредственно под Кишиневом.

В самом начале своей летной биографии Амет-Хан Султан осваивал самолеты И-15 и И-153. Когда началась война, он находился на территории современной Молдавии.

На фронтах войны

Первые в карьере боевые вылеты герой нашей статьи совершил уже 22 июня. Младший лейтенант на истребителе И-153 отправился на разведку, а затем штурмовку наступающей армии. Осенью он воевал преимущественно в небе над Ростовом-на-Дону, а зимой 1942 года начал переучиваться на британские одноместные истребител "Харрикейны".

В марте 1942 года авиационный полк Султана перевели в Ярославль, где он вошел в состав местных войск противовоздушной обороны. Тут состоялась его первая военная победа.

31 мая военный летчик-ас Султан истратил на "Харрикейне" весь боевой запас. Тогда он пошел в атаку на фашистский истребитель "Юнкерс-88". Нанес ему удар снизу левой плоскостью. В результате удара самолет Султана застрял в загоревшемся вражеском истребителе, но летчик сумел вовремя выбраться из кабины и катапультироваться. Через короткое время летчика вызвали в Ярославль, в местный комитет по обороне. Там оценили подвиг Амет-Хана Султана, наградив почетной грамотой и именными часами. Церемония состоялась на Советской площади при огромном стечении народа, рядом на всеобщее обозрение был выставлен разбившийся "Юнкерс".

Чуть позже за этот подвиг, совершенный в воздушном пространстве над Ярославлем, летчик-герой Амет-Хан Султан получил орден Ленина. Это одна из боевых наград высшего достоинства. Несколько лет назад в центре города состоялось торжественное открытие памятника, посвященного этой выдающейся воздушной победе советского аса.

Интересно, что сам Султан был убежден, что совершил ошибку пилотирования при атаке немецкого бомбардировщика. Он переживал, что потерял самолет, в то время как многие летчики разрушали вражеские машины, приземляясь сверху на противника, нанося непоправимые повреждения при помощи шасси. Он утверждал, что это была ошибка, если бы он посадил свой самолет сверху на "Юнкерс", то, вероятно, сумел бы приземлиться на целой машине.

Участие в Сталинградской битве

Летом Амет-Хана передислоцировали под Воронеж. Сначала он летал на самолете "Як-1", а затем пересел на Як-7Б, на котором принял участие в Сталинградской битве. К тому времени летчик уже успел себя зарекомендовать признанным асом, его включили в состав девятого авиационного полка истребителей, который к тому времени уже получил право официальной называться гвардейским. Это была своеобразная элита советских летчиков, которую специально создавали, чтобы противодействовать немецким асам.

Помимо Султана, в состав дивизии вошли лучшие летчики своего времени - Владимир Лавриненков, Иван Степаненко, Алексея Рязанов, которые в будущем стали дважды Героями Советского Союза, а также Борис Еремин и Иван Борисов, которые в будущем получили это звание по одному разу.

В ходе Сталинградской битвы самолет Амет-Хана был сбит, ему пришлось во второй раз в жизни спасаться при помощи парашюта.

Командир эскадрильи

В октябре 1942 года Амет-Хан получает должность командира третьей эскадрильи в девятом истребительном гвардейском авиационном полку. В его составе он сражается до самого конца войны. У Султана была особая тактика атаки противника с высоты. Командование настолько это ценило, что герою нашей статьи даже разрешили изобразить на самолете фигуру орла.

Переучившись летать на "Аэрокобре", Султан принял участие в освобождении Ростова-на-Дону, вел смертельно опасные воздушные сражения на Кубани, освобождал Мелитополь, Таганрог, Крым. В самом начале 1944 года в дуэте с Иваном Борисовым он вынудил сесть фашистский связной самолет марки "Шторх". Султану хватило всего несколько минут на знакомство с машиной, которую он видел впервые, чтобы отправиться в свой первый самостоятельный полет на "Шторхе".

Депортация татар из Крыма

В 1944 году Султан получил отпуск, отправившись в который, стал свидетелем одного из самых трагических событий в жизни народа своей матери. Приехав в Алупку, он застал депортацию крымских татар, которая состоялась в мае 1944 года. Младшего брата героя нашей статьи арестовали сотрудники НКВД, он был осужден военным трибуналом, так как входил во вспомогательную немецкую охранную полицию "Шума", был участником военных преступлений в концлагере "Красный".

Командир отряда крымских партизан по имени Николай Дементьев передавал еще одну историю про семью Султана. Именно ему предстояло эвакуировать родных летчика. Но семья отказалась уезжать из Крыма, а после этого партизанский отряд угодил в засаду немцев.

Драматическая встреча Амет-Хана со своей семьей описана в книге Буты Бутаева, составленной на основе записи бесед с самим Султаном. Именно эта литературная версия стала основой для утверждений о том, что воздушный ас смог освободить родителей от депортации. Официальных подтверждений этому не существует, никаких документов нет. В действительности при депортации крымских татар определенную роль играло то, что женщина была замужем за мужчиной другой национальности, как это было в семье Султана. Такие семьи депортации не подлежали. За свои действия ответил только младший брат героя нашей статьи по имени Имран.

Окончание войны

Вернувшись из отпуска, Султан пересел на современный для того времени истребитель "Ла-7". На нем он принимал участие в сражениях в Восточной Пруссии и при бомбардировках Берлина.

Свое последнее воздушное сражение он провел 29 апреля. Амет-Хан сбил немецкий "Фокке-Вульф 190" прямо над берлинским аэродромом "Темпльхоф".

Всего за время войны летчик-ас совершил 603 боевых вылета. 70 из них при этом были направлены на штурмовку техники и живой силы противника. Участвовал в 150 сражениях в воздухе, уничтожив 30 фашистских самолетов, еще 19 ему удалось сбить в составе группы.

В 1943 году он получил звание Героя Советского Союза. На тот момент он имел звание капитана. Еще одну медаль ("Золотая Звезда") он получил уже после подписания капитуляции Германии, будучи уже майором гвардии, он служил помощником командира в том же полку.

Карьера после войны

После войны Султан, как и все летчики-асы, отправился на учебу в академию в Монино. Занятия давались ему трудно, свою роль сыграло отсутствие образования. В итоге он обратился к командованию с просьбой отчислить его из академии, так как он все равно не успевает за учебной программой. Рапорт был удовлетворен, в апреле Султана уволили в запас.

Но жизнь без неба он уже не представлял, всеми силами пытался вернуться к этой профессии. Это ему никак не удавалось, поэтому герой нашей статьи впал в депрессию, начал злоупотреблять алкоголем. Только помощь и поддержка боевых друзей помогли ему выкарабкаться, в начале 1947 года его приняли в Летно-исследовательский институт в Жуковском на должность летчика-испытателя.

За короткое время Султан стал одним из лучших испытателей. Уже в 1952 году получил специальность первого класса. В 1949 году именно Султан вместе с Игорем Шелестом осуществил первую в Союзе автоматическую дозаправку самолета в воздухе. С 1951 года он начал испытывать авиационные противокорабельные ракеты "Комета". Во время испытаний самолет-снаряд не смог сразу запуститься, однако Амет-Хан не стал катапультироваться. Он успешно запустил двигатель, находясь уже у самой земли, и спас опытную машину. За успешное проведение этих испытаний ему присвоили Сталинскую премию 2 степени.

Воздушный инцидент

Большое количество полетов герой нашей статьи выполнил, чтобы отработать катапультирование из самолетов различного типа. В 1958 году во время очередного такого полета на самолете "Миг-15" взорвался пороховой патрон в катапульте. Из-за этого пробило топливный бак, обе кабины залило горючим, появилась реальная угроза пожара.

Летчик-испытатель Головин не успел покинуть самолет из-за повреждения катапультного кресла. В критической ситуации Султан решил сажать самолет, он выполнил маневр безупречно и спас жизнь товарища.

Общественная деятельность

Султан всегда переживал за народ своей матери. В 1956 году он в числе бывших советских и партийных сотрудников Крымской АССР подписал обращение, в котором шла речь о реабилитации крымских татар. Оно было направлено в ЦК КПУ. Но тогда ни к каким результатам это не привело.

В 1961 году Амет-Хан получил звание заслуженного летчика-испытателя. Всего за время работы в институте он освоил более сотни различных летательных аппаратов, провел в воздухе более четырех тысяч часов. Все это время жил в Жуковском.

В 1971 году погиб при выполнении очередного испытательного полета на "Ту-16", который использовался для испытания новейшего реактивного двигателя. Ему было 50 лет.

Память о герое

Память о герое хранится во многих городах России и бывшего СССР. В Махачкале на проспекте Амет-Хана Султана установлен его бюст из бронзы. Аналогичный можно увидеть и в Алупке. Памятник летчику-асу установлен в дагестанском селе Вачи.

Есть в Алупке музей Амет-Хана Султана. Он был открыт в 1993 году. В нем работает постоянная экспозиция, посвященная его биографии. Хранится много воспоминаний героев войны, архивные документы, среди экспонатов макеты воздушных судов времен Великой Отечественной войны, в частности "Ла-5", на котором он воевал. Этот самолет был подарен музею после завершения съемок картины "Хайтарма". "Ла-5" - гордость музея.

Остался след и в кинематографе. Фильм про Амет-Хана Султана режиссера Ахтема Сейтаблаева вышел в 2013 году. Он посвящен судьбе летчика.

Отрывок из книги Леонида Попова "Страстная неделя".

Ровно через год, день в день, 1-го февраля 1971 года меня, пока еще слушателя штурманского отделения Школы летчиков-испытателей, запланировали летать на подвеске. Уже одетого на полет с планшетом и шлемофоном, встретил меня старший штурман-испытатель Школы Борис Александрович Лопухов.

Попов, ты готов к экзаменационному полету? - Да, Борис Александрович, готов.

Тогда собирайся. - Да меня уже собрали летать на подвеске с Амет-ханом.

Сначала - экзамен. А в том полете тебя заменят, я позвоню...

Экипаж Амет-хана из того полета не вернулся...

Метка самолета на экране радиолокатора пропала как-то сразу после взлета. Правда, первая рабочая высота была 500 метров по заданию. Поскольку погода была неважной - облачность начиналась примерно на двухстах пятидесяти метрах, - естественно было полагать начало работы, заключающееся в выпуске гондолы с опытным двигателем, запуске и опробовании его, под нижней кромкой облаков. А далеко ли видит наземный локатор, если самолет на такой высоте? Да всего-то ничего, поэтому пропадание метки на экране диспетчерского радиолокатора несильно насторожило руководителя полетов. Вызовы на связь были безуспешными...

АМЕТ-ХАН Султан


Дважды Герой Советского Союза (1943 и 1945), Заслуженный летчик-испытатель СССР (1953).
Родился 25 октября 1920 года в г. Алупке. Член КПСС с 1942 года. В 1940 году окончил Качинское ВАУЛ, с первых дней войны - в действующей армии. Сбил лично 30 и в групповых боях 19 самолетов противника.
В ЛИИ работал с 1947 года летчиком-испытателем. Освоил более 100 типов самолетов. Лауреат Государственной премии, награжден четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны, Красной Звезды.
Погиб при выполнении испытательного полета на самолете Ту-16 ЛЛ 1 февраля 1971 года.

Один за другим ушли два спасательных вертолета - ничего нет... Поднялся, тоже для поиска, самолет АН-24, где командиром пошел сам Валентин Петрович Васин - начальник летного комплекса Института. Мы летали до глубоких сумерек на малой высоте, и - ничего...

Может быть, еще живы, может быть, ранены, и тогда каждая минута зимней ночи может стать для кого-то последней...

Убитой тенью торчал, то рядом с командирской, то вблизи диспетчерской, помощник ведущего инженера Слава Мокроусов, который должен был лететь в экипаже, но случайно не полетел...

Глубокий вечер.

Назначены поисковые экипажи на утро. Всем - взлет с восходом солнца...

А к утру распогодилось, захолодало. Известий о самолете с земли за ночь не было. И точило неотступно всех одно: успеем ли.

Еще и не все взлетели на поиск, как сообщили, что поисково-спасательный полк Московского военного округа обнаружил самолет: квадрат - такой-то;

Так и есть - лес, глухомань, полуболото. Главная дорога и деревни - южнее, километров десять-двенадцать...

Самолет круто вошел в промерзшее болото. Снаружи крылья, да поленом задран к небу фюзеляж. Прямо у земли - раздавленная килем самолета кормовая кабина. В ней - Радий Георгиевич Ленский, ведущий инженер. Грузный, он всю жизнь не пристегивался к катапультируемому креслу - считал, что не выдержит катапультирования вниз.

Каждый из прилетевших на вертолете постоит возле Ленского, стянет шапку и суетливо кидается в поисках жизненно важных узлов самолета, за которые отвечает по службе.

ЛЕНСКИЙ Радий Георгиевич


Ведущий инженер по летным испытаниям авиадвигателей.
Родился 3 июля 1926 года в г. Москве. В 1943 году окончил 1-ю Московскую спецшколу ВВС, в 1950 году - Военно-воздушную Инженерную Академию им. Н.Е.Жуковского. Служил в ГК НИИ ВВС - старшим инженером-испытателем, помощником ведущего инженера, ведущим инженером по испытаниям авиадвигателей. С 1958 года - ведущий инженер по летным испытаниям ЛИИ.
Погиб при выполнении испытательного полета на самолете Ту-16ЛЛ 1 февраля 1971 года.

Лишь фельдшер спасательного вертолета Василий Алексеевич Пирязев, откинув ненужную теперь санитарную сумку, запускает руки в белых рукавицах в обломки, медленно извлекает останки ведущего и складывает все в мешок. Разговоры, как добраться до носовой кабины с остальными членами экипажа, его пока не интересуют...

Среди хаоса и крови осталась неправдоподобно чистенькая и целехонькая кислородная маска на парашюте. Там должен был лететь помощник ведущего инженера Слава Мокроусов. Кто-то потом рассказал ему про чистенькую кислородную маску, чем вызвал новую волну угрызений совести и раскаяния: «вот, мол, все погибли, а я не успел... к вылету».

Ведь мало кто знает, что надо успеть сделать на подвеске перед вылетом ведущему и его помощнику, если таковой имеется. Избегался Слава на морозе, побежал перекусить. А Амет-хан Ленскому: «Чего тянем?...Время светлое кончается. Если справишься один, то - летать поехали»...

Вот и мучается теперь хороший человек, совестливый, Слава Мокроусов, потому что... не успел.

На следующее утро лесник с кордона в четырех километрах от упавшего самолета пришел на лыжах к вертолету и сообщил, что в чащобе рядом с его домом упала кабина. В ней - люди...

В обгоревших фигурах экипажа мне виделась предельная сосредоточенность каждого на поиск выхода из аварийного положения. Руки командира, одна - на штурвале, другая - там, где управление двигателями. Штурман развернулся вправо так далеко, как позволяет кресло. Там - шоссе, деревни, наконец, просто поля, где, мне тогда казалось, возможна аварийная посадка. Бортрадист, Алексей Воробьёв, ему исполнилось в тот день ровно сорок, поднял руки к щитку энергоснабжения или к пульту коротковолновой станции...

МИХАЙЛОВСКИЙ Вильям Александрович


Штурман-испытатель.
Родился 5 мая 1930 года в г. Москве. В 1952 г. окончил Челябинское ВАУШ, служил в частях ВВС штурманом. С 1955 года работал в МАП штурманом-испытателем, и с 1961 года в ЛИИ инструктором в Школе летчиков-испытателей.

Авторитет Амет-хана был не только велик, он был просто фундаментален. Дважды Герой Советского Союза из 9-го Гвардейского авиаполка асов, сбивший последний для боевого счета полка фашистский самолет над Берлином, неукротимый по духу летчик-испытатель, штурмовавший в свое время в числе первых пресловутый «звуковой барьер», соавтор разработок по дозаправке в воздухе дальних бомбардировщиков, Заслуженный летчик-испытатель СССР, лауреат Государственной премии. Все наше сознание противилось признанию справедливыми выводов аварийной комиссии об ошибке экипажа.

По записям чудом сохранившейся части ленточки осциллографа удалось определить, как изменялось давление в маслобаке опытного двигателя в последнюю минуту до катастрофы, Другие записи не сохранились, а вот этот параметр зарегистрировал, по существу, величины перегрузок самолета.

На втором периоде колебаний перегрузка, достигшая шести единиц, отломала переднюю кабину с летчиками. Возникли расходящиеся колебания из-за разгона самолета с неубранными закрылками - червячную пару закрылков нашли в выпущенном положении...

ВОРОБЬЕВ Алексей Васильевич


Бортрадист-испытатель.
Родился 1 февраля 1931 года в Московской области. С 1947 года работал в ЛИИ авиамотористом. В 1951-1955 годах служил в Советской Армии, с 1955 года в ЛИИ - бортрадистом-испытателем. Летал на всех типах многоместных самолетов.
Погиб при выполнении испытательного полета на самолете Ту-16ЛЛ 1 февраля 1971 года.

Ошибка Амет-хана? - Невероятно.

Человек-легенда, и ошибся?

Смоделированный на стенде процесс разгона самолета Ту-16 с выпущенными закрылками полностью совпал с процессом изменения перегрузки, зарегистрированным на обрывке осциллограммы. Комиссию это убедило. Меня и, думаю, не только меня, нет. Только протест был внутренним. Обосновать несогласие и предложить оправдательную версию не сумели. Так все и осталось...

Два полета Амет-хана.

Первый - победный, необычный уже тем, что ни разу, ни до того, ни после, не возникала необходимость сброса подвески с опытным двигателем с самолета-лаборатории.

И последний полет, трагический, на таком же самолете-лаборатории. ..

Для меня они связаны одной нитью, сделавшись ключевыми, став прологом вступления в новую жизнь - жизнь в Большой Авиации...

И такими были уроки нам, выпускникам штурманского отделения Школы летчиков-испытателей 1970-71 гг.

С радостью вставших на крыло, мы брались за каждый полет. Только доверяли нам тогда еще мало. Да и кто знал, какие там получатся из ведущих инженеров по летным испытаниям штурманы-испытатели...

У самого входа на кладбище, прямо на центральной аллее, стоят в ряд четыре гранитных памятника. Стоят они как будто за общей оградой, несхожие формою, но похожие, как и все памятники. Это - экипаж.

На граните, - Радий Ленский - ведущий инженер, Вильям Михайловский - штурман-испытатель, Евгений Венедиктов - летчик-испытатель, Алексей Воробьев - бортрадист-испытатель.

Командир экипажа Амет-хан Султан захоронен на Новодевичьем - родственники требовали. Только хорошего от этого не произошло. Многие ли его там знают из тех. кто по пропускам ходят туда, многие ли чтут, как в нашем городе, где живы люди, свидетели его высшей славы как испытателя, где есть улица его имени, где стоит в раздевалке летчиков Института его шкаф, в котором ждала его одежда, одна - между полетами, другая - из полетов...

ВЕНЕДИКТОВ Евгений Николаевич


Летчик-испытатель.
Родился 11 августа 1937 года в г. Симферополе. Член КПСС с 1965 года. Окончил аэроклуб в 1955 году, служил в частях ВВС. Школу летчиков-испытателей МАП окончил в 1967 году, летал на самолетах истребительного типа. Освоил около 30 типов самолетов.
Погиб при выполнении испытательного полета на самолете Ту-16ЛЛ 1 февраля 1971 года.

На собрании по случаю семидесятилетия Амет-хана Султана Заслуженный штурман-испытатель СССР Пётр Андреевич Кондратьев пересказал воспоминание Расула Гамзатова об известном летчике.

«Есть у меня знакомый дважды Герой, и зовут его Ахмет-хан. Я его спросил: «Ахмет, твой отец - дагестанец, а мать - крымская татарка. Дагестанский народ считает тебя своим Героем, а татарский - своим. Ты Герой какого народа, чей ты сын?»

И он мне ответил: « - Я - Герой ни лакского народа, ни татарского. Я - Герой Советского Союза. А сын я - своих отца и матери. Они неразделимы, и поэтому я - просто Человек»...

Какая вечность и поистине эпическая высота Человека в словах, равных его делам...

Из книги Леонида Попова "Страстная неделя".

ЗЫ. Максим, спасибо. :)

Амет-Хан Султан стал одним из самых результативных и известных летчиков-истребителей Великой Отечественной войны. Немцы прозвали его Черным дьяволом, а когда видели его самолет в небе, то тут же передавали по рации своим летчикам, находящимся в данноим в квадрате: «Ахтунг! Ахтунг! Всем возвращаться на базу - в небе Амет-Хан Султан». Отличить самолет было не сложно - на нем был нарисован орел. Право иметь подобный отличительный знак на машине в Советской армии получить было нелегко, но Амет-Хану дал разрешение сам командующий 8-й воздушной армией генерал Тимофей Хрюкин.

Уникальный таран

Свою первую воздушную победу Амет-Хан одержал 31 мая 1942 года во время обороны стратегически важного объекта - железнодорожного моста через Волгу под Ярославлем. Звено советских истребителей не должно было допустить вражеские бомбардировщики к переправе.

“Харрикейн” Амет-Хана (наши летчики к этому времени летали на британских машинах) уже отстрелял все боеприпасы, но в этот момент один из вражеских “Юнкерсов” прорвался сквозь заслон и пошел к переправе. Тогда наш летчик решился на таран. И это ему удалось, да так, что истребитель застрял в фюзеляже бомбардировщика. Машины камнем полетели вниз, но Султан в последний момент смог выпрыгнуть с парашютом.

За этот подвиг летчика-истребителя наградили орденом Ленина, а благодарные жители Ярославля подарили ему именные часы.

Полк асов

Во время Сталинградской битвы нашим войскам было необходимо овладеть инициативой в небе. Специально для этого уже упомянутый командующий 8-й воздушной армией Тимофей Тимофеевич Хрюкин решил сформировать особое авиационно подразделение, которое окрестили “полком асов”. Создали его на базе 9-го гвардейского истребительного авиационного полка: набирали лучших из лучших. Попал в соединение и Амет-Хан Султан, который к этому времени уже зарекомендовал себя летчик высшего класса.

Однако один из боев под Сталинградом чуть не стоил ему жизни. Полк получил срочную задачу вылетать на прикрытие одной из переправ, которая подверглась атаке немцев. Амет-Хан пошел на очень рискованный шаг: вместе со своим ведомым он бросился вперед, чтобы отвлечь на себя истребители прикрытия, пока остальная эскадрилья расправляется с бомбардировщиками. В бою Султан смог сбить два “Мессера”, но и его самолет получил повреждения и загорелся. Выход был один - прыгать. Спускаясь на парашюте, ас увидел, как к нему направляются немецкие истребители. У пилотов люфтваффе было грязное развлечение: расстреливать из пулеметов катапультировавшихся летчиков. Внезапно строй "Мессершмиттов" дрогнул и рассыпался - ведомый не бросил своего командира, отогнал фашистов и “проводил” его до самого приземления. Хорошо, что внизу были позиции наших войск, которые и помогли ему добраться до своей части.

Подарок штурмовикам

Сослуживцы и близкие товарищи Амет-Хана всегда отмечали его скромность, даже застенчивость. Тем не менее за штурвалом самолета он преображался, совершая порой поступки, которые иначе как лихачеством не назовешь. Свидетелем одного такого поступка стал ещё один прославленный советский авиатор, дважды Герой Советского Союза, летчик-штурмовик Муса Гареев. Вот как он описывает их встречу в своей книге “Штурмовики идут на цель”:

“В тот день мы находились на аэродроме в ожидании вылетов. Каждый, как обычно, занимался своим делом. Вдруг над аэродромом появился вражеский самолет. Зенитчики уже готовы были открыть огонь, но самолет резко пошел вниз и вскоре приземлился. Все кинулись к месту посадки. Глядим, а из кабины вылезает Амет-Хан. Улыбаясь, говорит:
- Получите подарок от наших истребителей.
- Чей самолет? Откуда?
- Ясно откуда. Посадили мы его на своей площадке. Да надоел он нам. Вот к вам перегнал, может, пригодится...
- Так мы же могли тебя сбить!
- Не успели бы.”

Это “не успели бы” показывает, что на самом деле добродушный и веселый парень обладал невероятным мастерством, воинской выучкой и профессионализмом.

Конец войны, начало мира

Амет-Хан Султан прошел всю войну. Свой последний боевой вылет он совершил 29 апреля 1945 года над Берлином. В том бою он сбил истребитель «Фокке-Вульф 190». Всего за всю войну он провел 603 боевых вылета, участвовал в 150 боестолкновениях в воздухе, лично сбил 30 истребителей противника.

После войны Амет-Хан Султан, как и все летчики-асы, был направлен на учебу. Но уже вскоре он понял, что быть слушателем военно-воздушной академии в Монино - не для него. Он бросает учебу и увольняется в запас. Как и многих фронтовиков, гражданская жизнь застала его врасплох, и столкнувшись с её трудностями, он впал в депрессию. Его не привлекала гражданская авиация, а военные учреждения его не брали, даже несмотря на многочисленные награды. Причина проста - по матери Амет-Хан был крымским татарином, а его брат во время оккупации полуострова служил полицаем, сотрудничая с немцами.

Ситуацию спасла случайность. Однажды на улице его встретил Владимир Лавриненков - фронтовой товарищ и тот самый ведомый, который отогнал от него фашистские "Мессеры" под Сталинградом. Владимир продолжал поддерживать связь с генералом Хрюкиным - отцом “полка асов”, который, в свою очередь, очень ценил Амет-Хана. По протекции генерала Султану как бывшему фронтовику удалось стать летчиком-испытателем в Лётно-исследовательском институте в Жуковском. Он приложил руку к разработке практически всех воздушных судов, а многие технические решения, которые он проверял, используются и по сей день.

Гибель

Дважды Герой Советского Союза, трехкратный кавалер ордена Ленина, четырехкратный кавалер ордена Красного Знамени, кавалер Ордена Отечественной войны I степени, лауреат Сталинской премии и Заслуженный летчик-испытатель погиб 1 февраля 1971 года.

Самолет-лаборатория по испытанию нового типа двигателя, за штурвалом которого находился Амет-Хан Султан, разбился во время испытательного полета. Погибли все, кто был в самолете.

Похоронен Амет-Хан Султан в Жуковском.