Механика и математическое моделирование политех. "Механика и математическое моделирование" (бакалавриат). Почему надо поступать на математику или механику

  • Механика жидкости, газа и плазмы

За время обучения студенты приобретают научные знания по компьютерному моделированию различных механических процессов, развивают способности к аналитическому мышлению, учатся применять на практике основы фундаментальной математики, механики, физики и других естественных наук.

Выпускники находят применение своим знаниям в инжиниринговых центрах промышленных компаний, газовых и нефтяных отраслях, транснациональных корпорациях, исследовательских и конструкторских бюро, занимающихся разработкой новых инженерных технологий.

"Механика и математическое моделирование" - направление, позволяющее в будущем сделать выбор из довольно большого числа интересных профессий:

    научный сотрудник,

  • математик,

    аналитик,

    руководитель,

    исследователь,

    преподаватель физико-математических дисциплин,

    специалист по математическому моделированию.

Характеристики направления

Характеристика Показатель
Обучение ведёт
Уровень подготовки Бакалавриат
Код направления 01.03.03
Общее количество бюджетных мест 24
из них места для лиц, имеющих особое право 3
Количество платных мест 26
Вступительные испытания Информатика и ИКТ — 40
Русский язык — 36
Математика — 35
Приоритетность вступительных испытаний Математика; Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); Русский язык.
Конкурс на бюджетные места в 2018 году 11.27
Минимальный суммарный балл при зачислении на бюджет по данному направлению в 2018 году 208
Выпускная квалификация Бакалавр
Форма обучения Очная
Срок очного обучения 4 года
Стоимость очного обучения 139 707 руб.

Учебный план

Базовые профильные дисциплины:

  • математический анализ;
  • дифференциальные уравнения;
  • теоретическая механика;
  • уравнения в частных производных;
  • динамика жидкостей;
  • численные методы в механике сплошных сред;
  • физика нефтегазового пласта;
  • динамические системы;
  • пакеты прикладных программ;
  • динамика сжимаемых сред;
  • системы компьютерной математики.

Занятия ведут штатные преподаватели: доктора и кандидаты наук:

Татосов А.В. , профессор, доктор наук;

Шалагинов С.Д. , доцент, кандидат наук;

Баринов В.А. , доцент, кандидат наук;

Мачулис В.В. ,доцент, кандидат наук;

Мосягин В.Е. , доцент, кандидат наук;

Девятков А.П. , доцент, кандидат наук;

Бутакова Н.Н. , доцент, кандидат наук;

Басинский К.Ю. , доцент, кандидат наук.

Практики

Сибирское и Уральское отделение академии наук РФ, ОАО «Сбербанк России», ОАО «Запсибкомбанк», Schlumberger, ООО «Тюменский институт нефти и газа», ООО «ТюменНИПИГИПРОГАЗ», ИТПМ СО РАН им. Христиановича, Банк ВТБ-24, ОАО «СибНАЦ», ООО «ЮНИ-КОНКОРД», Институт криосферы Земли СО РАН, ОАО «Русгазпроект», ОАО «Нижнеобский НИПИ», НПО «Сибтехнефть», ОАО «Гипротюменнефтегаз», ЗАО «ИНФА», СургутНИПИНефть, НПо «Фундаментстройаркос», ООО «Газпромпроектирование», ООО «Ингеосервис, ООО «КогалымНИПИНефть».

Достижения

  • Команда TSU SPE Student Chapter (в составе Д.В. Балин) вышла в финал студенческой интеллектуальной игры PetroBowl в Лондоне.
  • Победа в конкурсе лучших студенческих работ Данил Балин – «Влияние процесса авто-ГРП на разработку месторождения», науч. руководитель М.Ю. Данько, начальник отдела гидродинамического моделирования ЗАО «Тюменский институт нефти и газа»

Результаты обучения

    Умение решать сложные задачи методом информационно-коммуникационных технологий.

    Использование математического анализа в области теоретической и прикладной механики, геометрии, дифференциальных уравнений и теории вероятностей.

    Работа со специализированными программами для моделирования и оптимизации технологических процессов.

    Занятие научно-исследовательской работой самостоятельно или в группе.

    Решение проблем механического моделирования без участия ПК (если того требует ситуация).

    Адаптирование своих знаний к организации учебного процесса в сфере своей компетенции (физика, механика, математика, информатика).

    Организация педагогической, научной, управленческой и производственно-технологической деятельности.

Трудоустройство и карьера

Сферы деятельности:

Бакалавры имеют возможность работать в любых сферах науки, промышленности, производства, управления, связанных с математикой, инжинирингом, физикой, механикой и программированием.

Места трудоустройства бакалавров:

Сибирское и Уральское отделение академии наук РФ, Центральный банк, ОАО «Сбербанк России», ОАО «Запсибкомбанк», ОАО «Сургутнефтегазбанк», ОАО «СибНИИНП», Schlumberger, ООО «Тюменский институт нефти и газа», ООО «ТюменНИПИГИПРОГАЗ», ОАО «Газпромнефть», ЗАО «ВостокНефтеГазПроект», ИТПМ СО РАН им. Христиановича, Банк ВТБ-24, ОАО «СибНАЦ», ООО «ЮНИ-КОНКОРД», Институт криосферы Земли СО РАН, ОАО «Русгазпроект», ОАО «Нижнеобский НИПИ», НПО «Сибтехнефть», ОАО «Гипротюменнефтегаз», ЗАО «ИНФА», СургутНИПИНефть, НПо «Фундаментстройаркос», ООО «Газпромпроектирование», ООО «Ингеосервис, ООО «КогалымНИПИНефть».

Стажировки студентов, магистрантов и аспирантов:

  • Евгений Попов – стипендиат Президента РФ для обучения за рубежом, Центр облачных вычислений Университет Бирмингема (Великобритания);
  • Артем Воробьев – стипендиат Президента РФ для обучения за рубежом, Наньянский технологический университет (Сингапур);
  • Александр Кропотин – стипендиат Президента РФ для обучения за рубежом, Ульмский университет (Германия);
  • Александр Ступников – стипендиат Президента РФ для обучения за рубежом, Ульмский университет (Германия);
  • Наталья Деревясникова – программа «Семестр за рубежом», Университет Пассау (Германия);
  • Артур Ромазанов, Евгения Егорова – программа «Семестр за рубежом», Университет Пассау (Германия);
  • Андрей Рыбкин – программа «Семестр за рубежом», Университет Киндай (гОсака, Япония);
  • Анна Жихарева – программа студенческого обмена Global UGRAD, Университет штата Айдахо в Бойсе (США);
  • Екатерина Лобанова – программа Fulbright FLTA, Колледж Уитон (Нортон, США)
  • Александр Горбачев – программа Fulbright, государственный исследовательский университет (штат Нью-Йорк, США);
  • Наталья Деревясникова, Антон Лячек – стажировка, компания Huawei (гШеньчжэнь и Пекин, Китай);
  • Полина Гультяева, Владислав Фишман – программа «Семестр за рубежом», Университет Кобленц-Ландау (Германия)
  • Лусинэ Арутюнян, Михаил Ляпунов – программа «Семестр за рубежом», Университет Гвадалахары (Мексика)
  • Мария Рудзевич, директор департамента информатизации Тюменской области
  • Гариф Ромашкин, управляющий региональным банком «ВТБ24»
  • Евгений Попов, научный сотрудник Центра облачных вычислений Университет Бирмингема (Великобритания), обладатель грантов президента РФ, фонда Потанина, Стипендии губернатора, Победитель IT-Планета и WorldSkills Russia компетенции «Сетевое и системное администрирование»
  • Михаил Фучко, национальный эксперт WorldSkills Russia в компетенции «Сетевое и системное администрирование», тренер национальной команды WorldSkills Russia, зав. лаборатории сетевого и системного администрирования ТюмГУ.
  • Елена Толубаева, начальник отдела информационных технологий УФНС России по Курганской области
  • Иван Карякин, директор ИТ-компании Mintrocket
  • Павел Мостовой, ведущий специалист управления сопровождения крупных проектов геологоразведки Научно-технический центр «Газпромнефть»
  • Анна Семенова, специалист информационно-аналитического отдела МАОУ «Информационно-методический центр»
  • Ольга Чуенко, заместитель директора ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской области»
  • Мария Кроваткина, сетевой инженер Schlumberger Logelco inc (Europe and Africa)
  • Инна Григорьева, зав. базовой кафедрой автоматизации бизнес-процессов (на платформе «1С:Предприятие»), к.т.н.
  • Владислав Шкабура, разработчик, компания Schlumberger
  • Александр Блаженских, разработчик в «Яндекс.Облако»
  • Михаил Григорьев, национальный эксперт WorldSkills Russia, доцент кафедры программной и системной инженерии, к.т.н.
  • Юлия Боганюк, зав. компьютерными лабораториями ИМиКН, победитель регионального конкурса научных работ, победитель конкурса «Мисс ИТ Тюменской области», эксперт WorldSkills Russia компетенция «Машинное обучение и BigData»
  • Игорь Мащицкий, специалист по обработке данных в SAP ООО «ИТ-СЕРВИС» (СИБУР)
  • Андрей Сорокин, руководитель группы обработки, отдел оперативного сопровождения сейсморазведочных работ ООО «Газпромнефть НТЦ»
  • Сергей Глазунов, один из самых известных в России белых хакеров. За работу по поиску уязвимостей Chrome Google заплатила ему больше $80 000,
  • Андрей Лабунец, специалист департамента защиты информации Facebook
  • Александр Горбачев, победитель и призер национальных чемпионатов, чемпионате мира World Skills, чемпионата Европы в номинации системное администрирование, грантообладатель на обучение в магистратуре в США.
  • Ирина Прудаева, зам.директора Управления по реализации программ и проектов Информационно-методический центр
  • Елена Сычева, инженер-разработчик, Тюменский институт нефти и газа
  • Татьяна Юферова, победитель чемпионатов WorldSkills Russia Tyumen, WorldSkills Russia Ural, Национального чемпионата WorldSkills Russia в компетенции «Программные решение для бизнеса»
  • Андрей Евдокимов, технический специалист Отдела технологического обеспечения стандартизированных процедур оценки достижений учащихся, ТОГИРРО
  • Юрий Егоров, ведущий инженер-разработчик ГК Baspro
  • Анна Кожевникова, инженер-программист Службы ИУС при Администрации «Газпром добыча Уренгой»
  • Евгений Кабардинский, разработчик Software Engineer at Leadex Systems
  • Константин Борисов, главный специалист отдела сводного планирования и расчета добычи, ООО «Газпромнефть-Ямал»
  • Никита Погодин, Java developer компании Luxoft
  • Абдуллах Баширу, менеджер по программному обеспечению Alsart (Лагос/Нигерия)
  • Н.С. Бахтий, начальник отдела математического моделирования нефтегазовых месторождений «СургутНИПИнефть», к.ф.-м.н.
  • А.А. Золотов, директор по развитию Клуба ИТ-директоров Тюменского региона, начальник отдела разработки информационных систем ООО «Конкорд Софт»
  • И.Н. Полищук, директор Тюменского филиала АО «ГИС- АСУпроект», к.т.н.
  • В.В. Трофимов, директор по развитию, ПАО «Ростелеком» филиал в Тюменской и Курганской областях
  • А. Пархомцев, директор ООО «Луис+ Западная Сибирь»
  • А.П. Девятков, доцент кафедры фундаметльной математики и механики ИМиКН, к.ф.-м.н.
Зарубежные университеты-партнеры
  • Северо-восточный педагогический университет (Китай).
  • Цюйфуский государственный педагогический университет (Китай).
  • Университет Пассау (Германия).
  • Университет Мюнстера (Германия).
  • Высшая школа административных наук г. Шпайер (Германия).
  • Таллинский университет (Эстония).
  • Даугавпилский университет (Латвия).
  • Новоболгарский университет Софии (Болгария).
  • Университет им. Гумбольдта в Берлине.
  • Университет Наварры (Испания).
  • Университет Страсбурга (Франция).
  • Университет Лотарингии г. Мец (Франция).
  • Университет Тулуза 2 – Лё Мирай (Франция).
  • Университетский колледж Бодо (Норвегия).
  • Университет Осло (Норвегия).
  • Университет Вулверхэмптона (Великобритания).
  • Университет Калифорнии г. Лос-Анджелес (США).
  • Федеральный университет Флуминенсе (Бразилия).
  • Соглашение о сотрудничестве между Федеральным агентством по делам Содружества Независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).
  • Евразийский гуманитарный институт (Республика Казахстан).
  • Ереванский государственным университет (Республика Армения).
  • Ташкентский университет информационных технологий.
  • Университет информатики и информационных технологий им. Апостола Павла, г. Охрид.
  • Университет г.Люнебурга.

Компании-партнеры
  • Microsoft, Samsung
  • Запсибкомбанк
  • СКБ Контур
  • ООО «Тюменский институт нефти и газа»
  • BaseGroup Labs

Институт математики и компьютерных наук

    Бакалавриат
  • 01.03.01 Математика
  • 01.03.02 Прикладная математика и информатика
  • 01.03.03 Механика и математическое моделирование
  • 01.03.04 Прикладная математика
    Специалитет
  • 01.05.01 Фундаментальные математика и механика

Будущее отрасли

Какими технологиями должно обладать государство, чтобы в ХХI веке быть сильным и независимым? Космос, атомная энергетика, шифрование, проектирование, гуманитарные технологии - математика нужна для всех этих и многих других технологий, без которых немыслимо будущее.

Математика является основой, базисом для всех естественных и многих гуманитарных наук. Благодаря развитию этой науки, человечество сделало впечатляющий технологический рывок за последнее столетие. Без математики невозможно развитие физики, химии, инженерного дела, программирования, архитектуры и многих других дисциплин. Не зная математики нельзя построить дом, сконструировать двигатель внутреннего сгорания, создать компьютерную программу. Математика – это средство, инструмент для других научных дисциплин, при помощи которого можно переводить реальные свойства объекта или системы в абстрактные математические символы и строить модели будущей работы системы или объекта. Математика – универсальный язык, который поймут в любой стране.

Без знания математики жить в современном мире в период глобализации невозможно. Но если большинству людей достаточно элементарных основ этой науки, то для успешной работы в некоторых сферах человеческой деятельности требуются глубокие знания данной дисциплины.

Возможно, в будущем грань между математикой и другими науками сотрется, но сейчас специально обученные математики совершенно необходимы в наукоемких производствах любого профиля, в социологии, политике и образовании.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Физика - профильный предмет, по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - по выбору вуза

Профессии

"Механика и математическое моделирование" - специальность, позволяющая в будущем сделать выбор из довольно большого числа интересных профессий:

  • научный сотрудник,
  • инженер,
  • математик,
  • аналитик,
  • руководитель,
  • исследователь,
  • преподаватель физико-математических дисциплин,
  • специалист по математическому моделированию.

Академические бакалавры имеют возможность работать в любых сферах науки, промышленности, производства, управления, связанных с математикой, инжинирингом, физикой, механикой и программированием.

Описание специальности

За время обучения студенты приобретают научные знания по компьютерному моделированию различных механических процессов. Ученики изучают вычислительную математику, механику и биомеханику, теорию устойчивости электромеханических устройств, степень упругости, плотности и пластичности материалов. Осваивают статическую и динамическую прочность различных объектов и другие науки, так или иначе связанные с теоретической механикой, математикой, инжинирингом, сопроматом.

В процессе обучения студенты развивают способности к аналитическому мышлению, изучают основы экономики и управления производством, учатся применять на практике основы фундаментальной математики, механики, физики и других естественных наук.

Особенностью обучения на специальности «Механика и математическое моделирование» является большое количество нормо-часов, посвящённых практикумам. Где студенты имеют уникальную возможность применить свои теоретические знания в деле, анализировать и синтезировать конкретную информацию. Часть практикумов посвящена работе с программами компьютерно-математического моделирования, предназначенными для имитации технологических процессов на экране монитора.

Выпускники находят применение своим знаниям в инжиниринговых центрах промышленных компаний, газовых и нефтяных отраслях, транснациональных корпорациях, исследовательских и конструкторских бюро, в том числе - зарубежных, занимающихся разработкой новых инженерных технологий.

Основные предметы при обучении на специальности

  • Механика деформируемых тел и сред.
  • Математическое моделирование и компьютерный инжиниринг.

Кроме того, студенты изучают философию, историю, иностранный язык и ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). Обязательные дисциплины: физическая культура и прикладная физическая культура.

Сроки обучения

Срок получения очного образования по специальности "Механика и математическое моделирование" составляет 4 года (включая каникулы). Очно-заочная и дистанционная форма обучения, по решению ректората, может быть увеличена на срок от шести месяцев до года.

Навыки и умения, приобретаемые в ходе подготовки

  • Умение решать сложные задачи методом информационно-коммуникационных технологий.
  • Использование математического анализа в области теоретической и прикладной механики, сопротивления металлов, геометрии, дифференциальных уравнений и теории вероятностей.
  • Работа со специализированными программами для моделирования и оптимизации технологических процессов.
  • Занятие научно-исследовательской работой самостоятельно или в группе.
  • Решение проблем механического моделирования без участия ПК (если того требует ситуация).
  • Адаптирование своих знаний к организации учебного процесса в сфере своей компетенции (физика, механика, математика, информатика).
  • Организация педагогической, научной, управленческой и производственно-технологической деятельности.

В ходе обучения бакалавр приобретает профессиональные навыки, необходимые для грамотного инжиниринга и аналитики сложных механических объектов средствами компьютерного и / или физического анализа.

Основные итоги, результаты работы и планы на будущее

Бакалавриат

В 2015 году состоялся первый выпуск бакалавров по направлению с профилем «Экспериментальная механика и компьютерное моделирование в механике» . Восемь человек из десяти поступивших на кафедру ТиПМ в 2011 году успешно защитили выпускные работы и получили дипломы бакалавра-инженера.

Разработанный учебный план подготовки бакалавра по направлению «Механика и математическое моделирование» доказал свое высокое качество. По сравнению с предыдущей программой специалитета по «Механике» были убраны непрофильные предметы, сбалансировано соотношение между физико-математическим циклом дисциплин и специальными курсами, физико-механическим практикумом и вычислительным экспериментом. На официальном уровне введено обучение работе с универсальным «тяжелым» расчетным комплексом ANSYS(ANSYSInc., USA), входящим в тройку основных конечно-элементных комплексов, применяемых в промышленности для разработки новой техники. На основе полученного опыта и в связи с дальнейшим развитием федерального государственного образовательного стандарта учебный план бакалавриата будет и дальше улучшаться и оптимизироваться под нужды высокотехнологичного производства.

Как результат, достигнутый уровень освоения основной образовательной программы выпускника-бакалавра оказался выше выпускника-специалиста (4,1 против 3,8), а представленные выпускные работы бакалавров, несмотря на меньшие сроки подготовки, «побили» дипломы специалистов (4,6 против 4,2). При этом сами решенные научно-практические задачи вызвали живой интерес у членов государственной комиссии и длительные дискуссии.

Магистратура

В этом году осуществлен первый набор на новую магистерскую программу «Динамика и прочность сложных механических систем» направления «Механика и математическое моделирование» . К нам пришли девять человек, включая выпускников программы бакалавриата профиля «Экспериментальная механика и компьютерное моделирование в механике».

Уровень бакалавриата - это лишь первый уровень в системе российского и мирового образования. Он обеспечивает базовый теоретический уровень и дает некоторые практические навыки. Однако для решения главной на сегодня задачи российской промышленности - создания в кратчайшие сроки глобально конкурентоспособной и востребованной продукции нового поколения - необходимы специалисты новой формации - «инженерно-технологический спецназ», подготовку которых возможно осуществить только на магистерских программах, ориентированных на высокотехнологичный сектор экономики. Именно такую программу мы предлагаем нашим студентам-магистрантам.

Инженеры XXI века - это инженеры-исследователи и инженеры-разработчики, владеющие всеми передовыми технологиями мирового уровня, способные «пробивать стены», «решать нерешаемые задачи», делать инновационные прорывы, обеспечивать в конечном итоге создание промышленной продукции нового поколения.

Распределение, практика

Распределение в этом году прошло как никогда активно, что связано с окончанием программ специалитета и двойным выпуском. Однако не было замечено особого интереса к выпускникам-специалистам по сравнению с выпускниками-бакалаврами. «Голод» на инженеров-разработчиков новой техники только увеличивается. Инженеры-механики востребованы во всех отраслях машиностроения: тяжелого, энергетического, авто-, судо-, авиа- и ракетостроения. К нам приезжали как старые партнеры (Галичский автокрановый завод, Федеральный ядерный центр - НИИ Технической Физики, ООО «Прогресстех-Дубна», ОАО «Газпромтрубинвест»), так и новые, среди которых наибольшей популярностью пользовался Экспериментальный машиностроительный завод им. Мясищева, занимающийся созданием авиационной, авиационно-космической, аэростатической и десантируемой техники. Именно туда в конструкторский отдел на весьма приличную зарплату и пошла большая часть выпускников-механиков этого года.

Производственная практика 3 курса бакалавриата «Механика и математическое моделирование» прошла весьма успешно. Студенты после большого перерыва поработали в супер-оснащенной лаборатории испытания материалов ГК «Дипос» (Иваново), в Инновационном центре «Протон» (Владимир). Особенно хочется отметить практику на предприятии «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я.Березняка» (Дубна), производящем высокоскоростные летательные аппараты, и в московском инженерном центре крупной международной компании ФЕСТО, Германия.