Во весь голос маяковский читать анализ. Анализ поэмы «Во весь голос» Маяковский. «Анализ вступления поэмы «Во весь голос. IV. Групповая работа

Цель: показать пути решения поэтом темы поэта и поэзии; показать лирическое «Я» Маяковского.

Задачи:

  • художественное осмысление роли поэзии и назначения поэта;
  • умение сопоставить произведения разных поэтов, работать со словом;
  • умение находить в тексте способы выражения авторского отношения к миру;
  • овладение историко-литературными знаниями.

Оборудование урока: плакаты из «Окон РОСТА», тексты «Во весь голос» Маяковского, Стихи С. Есенина «Мы теперь уходим понемногу», «Русь советская».

На доске написаны слова:

«Маяковского ведут массы…, это гений масс, потому что и он их ведет. Маяковского ведет история, он ведущий и ведомый. Маяковский начал с явления себя миру: с показа, с громогласия…
Маяковский ничего не боялся, стоял и орал, и чем громче орал – тем больше народу слушало…Первый в мире поэт масс. Первый русский поэт-оратор. Маяковский неустанно что-то в мозги вбивает, чего-то от вас добивается – какими угодно средствами, вплоть до грубейших, неизменно удачных. Маяковского нужно вместе читать… всем залом. Всем веком».

М. Цветаева

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Работа с цитатой.

– Как вы понимаете слова М. Цветаевой, сказанные о Маяковском?
Ученики находят оценочные характеристики М. Цветаевой. Выделяются ключевые слова. Отмечается внутренняя связь Маяковского и Цветаевой.

III. Сообщение заранее подготовленного ученика о выставке, посвященной 20-летию творчества В. Маяковского.

Слово учителя. При жизни Маяковского вышло 100 книг. Маяковского упрекали в том, что он пишет не поэзия. «Во весь голос» – это ответ. Надежда, если современники не поняли, потомки поймут. «Во весь голос» – вступление к ненаписанной поэме о пятилетке.

Разъяснение непонятных выражений

ярый враг воды сырой – при вспышке холеры Маяковский, работая в «Окнах РОСТА», агитировал не пить сырой воды
очки-велосипед – круглые очки без душек
ассенизатор – тот, кто удаляет и обезвреживает нечистоты
водовоз – в значении, что вода – это то, что жизненно необходимо человеку
«засадила садик мило» – строчка из популярной в те годы песни «Сама садик я садила, сама буду поливать»
«кудреватые митрейки, мудреватые кудрейки» – молодые в те годы поэты Митрейкин и Кудрейкин, принадлежащие группе литераторов, которых Маяковский неоднократно критиковал за эстетство.
«тара-тина, тара-тина» – строка из стихотворения «Цыганский вальс на гитаре»
агитпроп – отдел массовой агитации, пропаганды и партпросвещения, существовавший до 1930 года при местных комитетах партии
ЦКК – центральная контрольная комиссия, партийный орган, избиравшийся съездом ВКП (б)
провитязь – неологизм Маяковского, образованный от слов «провидец» и «витязь»
водопровод, сработанный рабами Рима – имеется в виду водопроводная система Рима – акведуки – является архитектурным памятником античности из Леты выплывут – Лета – в древнегреческой мифологии река забвения (утрата памяти) в подземном царстве

Заранее подготовленные ученики читают наизусть поэму «Во весь голос»

(Перед чтением обратить внимание на интонацию)

Беседа с классом:

1. О чем это произведение?

(– О времени, об эпохе. О времени «бряцания боев», «когда под пулями у нас буржуи бегали», «года труда и дни недоеданий»
– Об эстетических взглядах Маяковского
– О поэте и поэзии, об авторе.)

2. Кто является лирическим героем стихотворения? (Образ автора во многом тождественен лирическому герою. Это одна из граней самого Маяковского.)

3. В какой форме написано произведение? (Разговор с предполагаемым собеседником.)

4. В каких стихотворениях поэта мы уже встречались с подобной формой? («Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».)

5. К кому обращается Маяковский в данном произведении? Приведите примеры.

(К потомкам:

«Уважаемые товарищи потомки!»
«Слушайте, товарищи потомки!»
«Потомки, словарей проверьте поплавки».
«Я человек решительный, я хочу поговорить с потомками, а не ожидать, что им будут рассказывать мои критики в будущем. Поэтому я обращаюсь непосредственно к потомкам в своей поэме, которая называется «Во весь голос».

В.В. Маяковский. Выступление в Доме комсомола
Красной Пресни. 1930)

6. Как вы думаете, почему поэму с грандиозным замыслом, обращенную к грядущим поколениям, поэт начинает с грубовато-фамильярных, а то и просто грубых выражений? Против каких явлений в поэзии он выступает?

(Автору важно предостеречь потомков от высокомерно-пренебрежительного подхода к социальной поэзии, который усвоили его современники («певец воды кипяченой и ярый враг воды сырой»). Маяковский усугубляет резкость оценок своего творчества, вводя грубые самохарактеристики. Он как бы говорит: «Да, я был певцом воды кипяченой, так как во время голода и эпидемий это занятие приобретает великий смысл на пути к счастливому будущему». Вспомните работу в «Окнах РОСТА». Время давало Маяковскому социальный заказ, и поэт не чурался никакой работы, если считал, что она поможет строительству социализма.
В предсмертной записке Маяковский напишет: «Пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил». Чтобы избежать кривотолков, поэт рассказывает «о себе сам».
Маяковский отстаивает свою дерзкую, независимую и даже вызывающую поэзию.
Автор использует будничную разговорную речь. Это не стилизация «под простонародность», таким образом поэт разрушает штампы и стереотипы. В борьбе с пороками Маяковский не боялся прибегнуть к антиэстетическим чувствам. Неэстетический образ поэта-ассенизатора укладывается в эстетическую систему Маяковского. Поэт смело вводит в поэзию слова и выражения вульгарного стиля.
Уже с первых лет революции поэт заявлял, что поэт революции должен быть «активным борцом», не гнушаться никакой черной работы, если эта работа полезна. «Поэт тот, кто полезен».
Еще в предреволюционные годы Маяковский заявил со всей определенностью: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства».
В статье 1926 года «Как делать стихи» Маяковский писал: «Наша постоянная и главная ненависть обрушивается на романсово-критическую обывательщину».)

7. Как утверждает себя Маяковский? Какой прием использует Маяковский, называя бесполезную поэзию «бабой капризной», а свою – «фронтом»? (Маковский утверждает себя от противного, используя антитезу.)

Ученикам предлагается по тексту найти антитезу.

(Возникает антитеза: садик-фронт. Возникает параллель: «поэзия – боец» Стихи Маяковского не «ласкающие ушко», а сражающиеся. Маяковский и в раннем творчестве сравнивал поэзию с оружием. Поэма «Облако в штанах»: «Сегодня надо кастетом кроиться миру в черепе»
Стихотворение «Домой» – «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо»
Стихотворение «Господин народный артист» «И песня, и стих – это бомба и знамя»

8. С какой интонацией говорит о поэзии Кудрейкиных-Митрейкиных? (Вспомнить, что такое «ирония».)

9. Какие изобразительные средства использует автор поэмы «Во весь голос» в центральной части произведения, когда говорит о своих стихах?

(Центральная часть поэмы – парад строк. Стихи – солдаты. Автор использует метафоры и развернутые метафоры. Стать воином потребовала эпоха. Фразеологизм «революцией мобилизованный и призванный» создает образ поэта-солдата революции. Это повлекло за собой целю цепь ассоциаций:

«строчечный фронт»
«парад войск»
«жерла заглавий»
«кавалерия острот»
«пики рифм»

Стих для Маяковского обретает силу лишь тогда, когда он становится «оружием класса, оружие революции»)

11. В критике особенно много споров вызывали строки Маяковского:

«И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас –
доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне»

Некоторые считали, что Маяковский все годы, прожитые им при советской власти, фальшивил, ломал себя, «убивал в себе поэта». Как думаете вы?
Да и сам поэт говорил: «Мне наплевать на то, что я поэт. Я не поэт, а прежде всего поставивший свое перо в услужение, заметьте – в услужение, сегодняшнему часу, настоящей действительности и проводнику ее – советскому правительству и партии»

(Не надо слово «смирял» понимать, что он делал не то, во что верил, что думал, что чувствовал. Нет, роль «агитатора-горлана-главаря» была избрана им абсолютно добровольно и отвечала убеждениям Маяковского. Ранее он писал:

«Поймите ж –
Лицо у меня
Одно –
Оно лицо, а флюгер»

Да, были другие чувства и мысли. Было желание писать о другом:

«Я в долгу перед Бродвейской
Лампионией,
Перед вами,
Багдадские небеса,
Перед Красной Армией,
Перед вишнями Японии –

Перед всем, про что не успел написать», но когда «голосует сердце», поэт пишет по «мандату долга»)

IV. Групповая работа

Сопоставительный анализ вступления к поэме «Во весь голос» и стихотворения С.Есенина «Русь советская». Каковы нравственные ценности Маяковского и Есенина?

Общее: оба демократизировали образ автора-лирика, ввели в реальные отношения с миром факты собственной биографии, их поэзия дышит воздухом эпохи.

Разное:

С. ЕСЕНИН

В. МАЯКОВСКИЙ

«Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен».

«Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев»

Есенин не с молодыми, он уступает им дорогу. Сам же пойдет своим путем.

«Для вас,
которые
здоровы и ловки,
поэт
вылизывал
чахоткины плевки
шершавым языком плаката»

Будущее этих здоровых и ловких зависело от него. Его поэзия для них. «Здоровы и ловки» во многом благодаря ему так, как Маяковский подготовил почву для нового поколения. Маяковский с ними, молодыми.

Общее:

С. ЕСЕНИН

В. МАЯКОВСКИЙ

«Отдам всю душу Октябрю и маю, но только лиры милой не отдам»

Принимаемая разумом новая жизнь слабо воспринимается сердцем. Подлинно драматический разлад.
Здесь несовпадение с самим собой: «лирическое чувствование утрачивает былую цельность, распадается на противоречащие друг другу моменты…
Для Есенина, с его даром «всю душу выплеснуть в слова», это заявление нелогично, ибо представить себе есенинскую музу, не совпадающую с его душой, невозможно. Но Есенин расторгает нерасторжимый союз лиры и души, ведь ему нужно показать читателю, как далеко зашел разлад героя с сами собой» (А.Марченко)

«…наступал на горло собственной песне»

В этих словах горечь, трагедийность. Но горечь заглушается сознанием победы над самим собой во имя будущего.
«Вот сколько лет прошло, а забыть этой исповеди Маяковского, его отчета за всю свою жизнь, пронизанную борьбой за правду, за чистоту, за счастье тех, кто будет после него, я не могу. Навсегда врезалось это в мою память, будто выжжено в ней».
С. Образцов

V. Беседа с классом

1. Как вы понимаете слова «Я к вам приду в коммунистическое далеко»?

(В поэме есть тема «бессмертной славы» «как живой с живыми говоря»

«Явившись в Це Ка Ка
Идущих светлых лет,
Над бандой поэтических рвачей и выжиг,
Я подыму, как
Большевистский партбилет,
Все сто томов
Моих
Партийных
Книжек».

Но есть и другая возможность.
С предельной искренностью звучит мотив бескорыстного творческого служения поэта, рыцарски преданного революции.

«Умри, мой стих, умри как рядовой»
«В курганах книг, похоронивших стих»

Маяковский уверен, что он придет в будущее не стихом, а трудом стиха.
Он трудился, боролся, воевал (отсюда метафоры поэзии-оружия»), чтобы был «построенный в боях социализм.)

VI. Групповая работа

Разное:

С. ЕСЕНИН

В. МАЯКОВСКИЙ

«И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил».

«Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле».

Смысл жизни для лирического героя Есенина в самой жизни; ему дорого все, что происходит в настоящем.
«Есенин переходит от ощущения кратковременности бытия и прощального зрелища земной красоты к мысли о людях, окружающих поэта «здесь». Горестное чувство увядания и конца как бы обостряет страстное чувство поэта не только к «своей» жизни, но вообще к драгоценному факту жизни, к людям, с которыми делишь хлеб и землю».
Марк Щеглов

«Пускай нам общим памятником будет, построенный в боях социализм».

Главное для лирического героя Маяковского – устремленность в будущее. Смысл жизни – это построение прекрасного будущего, которое обязательно наступит, когда «проституция», «туберкулез», «чахоткины плевки», «поэтические рвачи и выжиги будут …теплиться «слабым напоминанием прошлого ».

1.Почему поэма оптимистична?

(« Это – оптимизм не «постоянной ясности», но выстраданной веры в будущее. И нет нужды искусственно облегчать звучание «Во весь голос».

Товарищ жизнь,
давай
быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток….»
Мы слышим в этих словах не однолинейно бодрую интонацию. Это не просто «братание с жизнью». Поэт подводит итоги сделанному за два грозовых десятилетия…
И насколько же больше в этих словах, одновременно грустных, тяжелых и победных , в этом по-маяковски грубоватом и крепком «протопаем», – насколько больше во всем этом силы и мужества , чем в безумно-веселых выкриках».

З. Паперный)

VII. Заключительное слово учителя

Несмотря на то, что Маяковский (вместе с футуристами) ратовал за новое искусство, если рассмотреть его поэзию по существу, то легко установить ее связь с русской культурой. Гуманистический пафос поэзии Маяковского сближает ее с русской классикой – это гражданственность его поэзии, живой отклик на современные события.
Ф. Искандер сказал о В.Маяковском: «Он мечтал, чтобы люди, потрясенные красотой мифа, начали жить в согласии с ним, и тогда окажется, что никакого мифа не было, все окажется правдой. Поразительная поэтическая честность, с которой он служил идеологии…Он был более предан идеологии, чем сами творцы ее. Поистине трагическая преданность…»

Используемая литература

  1. Л.С.Азерман «Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода» – Москва, «ШКОЛА-ПРЕСС»,1997 год
  2. «Русская литература ХХ века. 11 кл.: Практикум для общеобразовательных учреждений» под ред. Ю.И. Лыссого. – Москва, Мнемозина, 1998 год

О роли поэта и назначении поэзии в жизни рассуждали практически все крупные писатели. Русская литература всегда была тесно связана с общественным движением и обсуждала самые актуальные проблемы той или иной эпохи. Тема поэта и поэзии занимает важное место в творчестве В. Маяковского. Автор призывал подходить к явлениям искусства с позиции общественной значимости. Он считал, что каждый художник должен нести народу прежде всего правду.

Во вступлении к поэме «Во весь голос», которая так и не была окончена, В. Маяковский заявляет о том, что хочет рассказать о времени и о себе. Лирический герой и автор буквально сливаются в единое поэтическое «я» - центральный образ во вступлении. В. Маяковского часто упрекали в эгоцентризме, в том, что его лирический герой воспринимает себя как центральную точку, вокруг которой вращается и мир, и космос, и вся вселенная. Поэт же, наоборот, воспринимал себя «революцией мобилизованным и призванным».,

В произведении содержится скрытая полемика с С. Есениным, всей силой своего поэтического таланта воспевшего неповторимые пейзажи, а также создавшего большой пласт любовной лирики, которую В. Маяковский иронично называет «амурно-игривой охотой».

Кто стихами льет из лейки,

кто кропит,

набравши в рот -

кудреватые Митрейки,

мудреватые Кудрейки -

кто их, к черту, разберет!

Сам ритм стиха в этом отрывке убыстряется, чтобы показать, как тематически мелка и ритмически однообразна подобная поэзия. В двадцатые годы действительно существовали поэты К.Н. Митрейкин и А.А. Кудрейко, принадлежащие к литературной группировке конструктивистов. Сейчас они неизвестны читателю. Этот факт лишний раз подчеркивает справедливость критики В. Маяковского. Но возможно, что забвению как раз и способствовала столь уничтожающая и оглушительная критика.

Важно, что поэт в произведении В. Маяковского не ищет личной выгоды от своего нелегкого ремесла.

Для В. Маяковского на первом месте стоит идея гражданского и общественного долга. Он восклицает:

Я к вам приду

в коммунистическое далеко

не так

как песенно-есененный провитязь.

Мой стих дойдет

через хребты веков

и через головы

поэтов и правительств.

Поверхностно было бы видеть в этих строках манию величия. Цель поэта не самоутвердиться, а донести свои убеждения. Именно поэтому он стремится писать.громче, плакатнее, рельефнее. Именно таким масштабным, размашистым, укрупненным, по мнению автора, должен быть стих, который будут знать и помнить потомки через столетия.

В. Маяковский гневно клеймит поэзию-однодневку, награждая ее рядом красноречивых сравнений («как стершийся пятак», «как свет умерших звезд»). Для поэта стихотворение - важнейший труд. Новизна его столь же значима и прогрессивна, как, например, водопровод:

Мой стих

трудом

громаду лет прорвет

и явится

весомо,

грубо,

зримо,

как в наши дни

вошел водопровод,

сработанный

еще рабами Рима.

Наречия «весомо», «грубо», «зримо» здесь словно усиливают друг друга, характеризуя стиль настоящего талантливого произведения. Известно, что критики частенько упрекали самого Владимира Маяковского в излишней грубости и эгоцентризме. Действительно, в данном произведении вынесенное в начало строки местоимение «я» звучит величественно и торжественно. Однако это поэтическое «я» несколько шире авторского. Под ним правильнее понимать не конкретного человека»та творческого художника вообще. Что касается грубой лексики, то эти упреки представляются более справедливыми. И хотя бранные" словечки, несомненно, привносят в произведение яркие, запоминающиеся краски, они одновременно и снижают эстетическое качество поэтического текста. В связи с этим данным прием трудно оправдать в художественном смысле. В современной поэзии стало модным включение в текст стиха откровенной брани, но это качество как раз не способствует увеличению жизненной силы произведения, а лишь сужает круг поклонников того или иного автора.

Прием, призванный шокировать читателя, называется эпатажем. В. Маяковский любил и часто применял его. Возможно, поработав над поэмой чуть больше, автор и отказался бы от откровенно бранной лексики, но в существующем варианте она занимает хоть и небольшое, но ключевое по местоположению в произведении место своих идей и своего поэтического голоса: иными словами, накричаться вдоволь, чтобы быть, наконец, услышанным и признанным.

Стихотворения В. Маяковского создавались, чтобы защищать одно и ниспровергать другое. Его философское мировоззрение включало ряд утопических черт. Поэт верил в идею создания идеального будущего и оценивал прошлое и настоящее с позиций этого будущего. При этом В. Маяковский соглашался с мыслью о том, что величие цели оправдывает средства.

В. Маяковский сравнивает поэзию с непримиримой борьбой, с грозным оружием. Ему помогает в этом ряд выразительных метафор, связанных с военными реалиями («страниц войска», «строчечный фронт», «кавалерия острот», «рифм пики»). Поэт считает, что злободневные в его историческую эпоху произведения переживут века и будут актуальны и для благодарных потомков, рассказывая им о мятежной эпохе начала XX века. Ведь именно для тех, кто будет жить в новом, справедливом обществе будущего, претерпевают все лишения и трудности борцы за победу социализма.

Маяковский убежден, что главное назначение поэта и поэзии в революционную эпоху – служить делу торжества нового, подлинно справедливого общественного строя. Он готов выполнять любую черновую работу во имя счастья людей:
Я, ассенизатор
И водовоз,
Революцией
Мобилизованный и призванный,
Ушел на фронт
Из барских садоводств
Поэзии –
Бабы капризной.
Поэт признается:
И мне
Агитпроп
В зубах навяз,
И мне бы
Строчить на вас –
Доходней оно
И прелестней.
Ноя
Себя
Смирял,
Становясь

/> На горло
Собственной песне.
Маяковский ощущал себя “агитатором”, “горланом-главарем” и верил, что его стих
.дойдет
Через хребты веков и через головы поэтов и правительств.
Поэт готов был принести свою поэзию в жертву революции:
Пускай
За гениями
Безутешною вдовой
Плетется слава
В похоронном марше –
Умри, мой стих,
Умри, как рядовой,
Как безымянные
На штурмах мерли наши!
Он, в отличие от своих предшественников, начиная с Горация, отказывался от индивидуального поэтического памятника:
Мне наплевать
На бронзы многопудье,
Мне наплевать
На мраморную слизь.
Сочтемся славою –
Ведь мы свои же люди, –
Пускай нам
Общим памятником будет
Построенный в боях социализм.
Маяковский сравнивал свои стихи с “поверх зубов вооруженными войсками” и отдавал их, “до самого последнего листка”, пролетариям всей планеты. Он утверждал:
Рабочего
Громады класса враг –
Он враг и мой,
Отъявленный и давний.
Велели нам
Идти
Под красный флаг
Года труда
И дни недоеданий.
Маяковский убеждал читателей: главное назначение поэта сегодня – служить делу социалистической революции. Но его поэзия должна быть не только революционной по содержанию, но и высоко совершенной по форме, чтобы уцелеть в веках, донести до потомков величие эпохи революции и строительства социализма. Также и в своем последнем публичном выступлении на вечере, посвященном двадцатилетию творческой деятельности, Маяковский сетовал, что “приходится каждую минуту доказывать, что деятельность поэта и работа поэта – необходимая работа в нашем Советском Союзе”.
Сам он ни секунды не сомневался, что его стихи для блага революции и социализма не менее важны, чем добыча руды, выплавка стали, вооруженное подавление контрреволюции или работа партии по организации социалистического строительства. Потому что укрепляют в душах людей веру в правоту большевистской революции, в скорой достижимости светлого коммунистического будущего. С этой верой Маяковский и умер.
  1. Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца! В. В. Маяковский Вслед А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову и...
  2. Я говорил о нем: “Он поэт катастроф И конвульсий”, а каких катастроф – Не догадывался. К. И. Чуковский Ошеломляющим в поэме было все: от названия до последней строчки. Первоначально она...
  3. Это было с бойцами, или страной, Или в сердце было в моем. В. Маяковский Владимир Владимирович Маяковский в автобиографии писал: “Хорошо!” считаю программной вещью, вроде “Облако в штанах” для того...
  4. Новаторство Маяковского проявилось прежде всего в том многообразии стилей, жанров, манер письма, которые он использовал. Естественно поэтому, что раннее творчество поэта развивалось в канве русского футуризма: – Я сразу смазал...
  5. Владимир Маяковский широко известен прежде всего как поэт революции. Это и не удивительно – долгое время его стихи были своеобразным манифестом советской России. Поэт жил в очень сложное время, время...
  6. 1925 год. Технологический институт в Москве. Перед входом – толпа. Все спрашивают: “Нет ли лишнего билетика?” Огромный зал набит до отказа. Лишь в партере, в первых рядах, забронированных начальством, есть...
  7. “О, четырежды славься!” – такими словами В. Маяковский встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Он был убежден, что революция и поэзия были нужны друг другу. Маяковский искал духовную опору. “Я в...
  8. Владимир Владимирович Маяковский – одна из самых ярких фигур не только русского футуризма, но и всей русской поэзии. Молодой, революционно настроенный Владимир Маяковский присоединился к футуристам в 1912 году. Футуризм...
  9. Владимир Маяковский очень серьезно и ответственно подходил к поэзии в целом и к своему творчеству в частности. Энергично и образно автор говорил о своем назначении служить людям. Деятельность поэта Маяковский...
  10. Почему-то Владимира Маяковского принято считать поэтом политического, агитационного и сатирического плана. Хотя, как мне кажется, он выполнял пропагандистскую и агитационную деятельность как поденщину, как обязательную и скучную работу. Конечно же,...
  11. Не только творчество, но и сама личность В. В. Маяковского занимают значительное место в истории русской литературы. Основная заслуга поэта в том, что он создал оригинальные по форме и содержанию...
  12. Стихотворение Маяковского “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче.” – одно из удивительных творений поэта, в котором его поэтический стиль раскрывается особенно ярко. Маяковский мастерски использует различные ассоциации...
  13. за горами горя солнечный край непочатый За голод, за мора море шаг миллионный печатай! В. Маяковский Говоря о своем творчестве, Владимир Владимирович Маяковский подчеркивал, что он тщательно работает со словом,...
  14. Я, ассенизатор и водовоз. В. В.Маяковский. Корней Иванович Чуковский как-то признавался, что принадлежит к числу тех чудаков, которые любят поэзию больше, чем всякое другое искусство, и испытывают величайшую радость, встречая...
  15. Поэма “Облако в штанах” (1915) – центральное произведение дореволюционного творчества Маяковского. В ней поэт пытался показать горестную судьбу человека в буржуазном обществе. Его лирический герой не желает мириться с действительностью,...
  16. Многие поэты задумывались о цели поэтического творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Именно они первыми откликались и давали свою оценку каким-либо общественным событиям, явлениям. Одним из таких поэтов...
  17. Любовная тема была одной из ведущих в дооктябрьском творчестве Маяковского. Поставленная в “Облаке в штанах”, ставшая центральной во “Флейте-позвоночнике”, эта тема звучала и в поэме “Человек”. Изображение неразделенной любви, характерное...
  18. Маяковский пристально вслушивался в пульс своего времени и постоянно искал новые поэтические решения, которые бы соответ­ствовали духу эпохи великих перемен. Его излюбленный прием – метафора, особенно гиперболиче­ская, построенная на преувеличении....

Итогом творческого пути Маяковского, его поэтическим за­вещанием стало вступление к поэме «Во весь голос» (1929-1930). Здесь продолжена классическая тема «памятника», начатая еще в стихах Державина и Пушкина.

Маяковский избирает форму «разговора с потомками», точ­но обозначая тему: «о времени и о себе». Сам замысел обраще­ния в будущее через головы современников, резкое (с исполь­зованием «низкой» лексики) начало разговора на высокую тему несет в себе полемический заряд, направленный против тех, кто упрекал Маяковского в неумении писать, считал его стихи непонятными, кто называл его «попутчиком», а не творцом новой литературы, кто предрекал его творчеству быструю смерть. «Я человек решительный, я сам хочу поговорить с по­томками, а не ожидать, что им будут рассказывать мои крити­ки в будущем», – так объяснял Маяковский замысел поэмы. Желание быть правильно понятым определяет тональность про­изведения, в котором подробно и откровенно, без всяких не­домолвок излагаются взгляды поэта на революционную эпоху и смысл собственного творчества.

Я, ассенизатор и водовоз,

революцией

мобилизованный и призванный…

В этих строках берут начало основные мотивы и образы по­эмы. Автор ощущает свою слитность с временем, которое опре­деляет смысл и даже формы его творчества. Он полемически противопоставляет свою ораторскую, агитационную поэзию «барским садоводствам» интимной лирики. За всем, что делал поэт, начиная с несложных агиток («жил-де такой / певец ки­пяченой / и ярый враг воды сырой») и заканчивая его поэмами и пьесами, стояла важная идея гражданского служения искус­ства, усиленная восприятием нового мира как своего, долго­жданного, давшего новый импульс мировой истории. Взгляд поэта на время правдив и суров, но одновременно он окрашен надеждой и верой в скорое осуществление идеалов революции. Все – и жизнь, и творчество – максимально подчинено этим задачам, поэтому лучшим памятником видится «построенный в боях социализм».

В произведении развиваются два метафорических ряда: по­эзия – оружие и поэт – водовоз. Причем Маяковский, как за­мечает Н. Станчек, тонко обыгрывает смысл слова «вода». В од­ном случае это метафора поэзии жизненно важной для людей, а потому долговечной (стих «явится /весомо, / грубо,/ зримо,/ как в наши дни / вошел водопровод, / сработанный еще раба­ми Рима»). В другом случае это метафора поэзии пустой, лью­щей воду из пустого в порожнее («Кто стихами льет из лейки,/ кто кропит,/ набравши в рот…», «заглуша поэзии потоки,/ я шагну / через лирические томики»), В полемике участвует даже ритм произведения: наступательный, волевой напор «железно­го стиха» («Слушайте,/ товарищи потомки, / агитатора, / гор- лана-главаря») сменяется иронически-пародийным темпом ро­манса («мандолинят из-под стен: / «Тара-тина, тара-тина,/ т-эн-н…»). Контраст подчеркнут также выбором лексики и риф­мой: «Роз – туберкулез», «высились – сифилис», «выжиг – книжек». Маяковский предстает здесь борцом, последовательно отстаивающим свое понимание главных направлений развития искусства в революционную эпоху.

Здесь искали:

  • во весь голос анализ
  • во весь голос маяковский анализ
  • маяковский во весь голос анализ

Маяковский убежден, что главное назначение поэта и поэзии в революционную эпоху - служить делу торжества нового, подлинно справедливого общественного строя. Он готов выполнять любую черновую работу во имя счастья людей:

Я, ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный,
ушел на фронт
из барских садоводств
поэзии -
бабы капризной.
Поэт признается:
И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить на вас -
доходней оно
и прелестней.
Ноя
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне.

Маяковский ощущал себя «агитатором», «горланом-главарем» и верил, что его стих
…дойдет
через хребты веков и через головы поэтов и правительств.
Поэт готов был принести свою поэзию в жертву революции:
Пускай
за гениями
безутешною вдовой
плетется слава
в похоронном марше -
умри, мой стих,
умри, как рядовой,
как безымянные
на штурмах мерли наши!

Он, в отличие от своих предшественников, начиная с Горация, отказывался от индивидуального поэтического памятника:
Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь.
Сочтемся славою -
ведь мы свои же люди, -
пускай нам
общим памятником будет
построенный в боях социализм.

Маяковский сравнивал свои стихи с «поверх зубов вооруженными войсками» и отдавал их, «до самого последнего листка», пролетариям всей планеты. Он утверждал:
Рабочего
громады класса враг -
он враг и мой,
отъявленный и давний.
Велели нам
идти
под красный флаг
года труда
и дни недоеданий.

Маяковский убеждал читателей: главное назначение поэта сегодня - служить делу социалистической революции. Но его поэзия должна быть не только революционной по содержанию, но и высоко совершенной по форме, чтобы уцелеть в веках, донести до потомков величие эпохи революции и строительства социализма. Также и в своем последнем публичном выступлении на вечере, посвященном двадцатилетию творческой деятельности, Маяковский сетовал, что «приходится каждую минуту доказывать, что деятельность поэта и работа поэта - необходимая работа в нашем Советском Союзе».

Сам он ни секунды не сомневался, что его стихи для блага революции и социализма не менее важны, чем добыча руды, выплавка стали, вооруженное подавление контрреволюции или работа партии по организации социалистического строительства. Потому что укрепляют в душах людей веру в правоту большевистской революции, в скорой достижимости светлого коммунистического будущего. С этой верой Маяковский и умер.