Главные реформы большевиков в первый год советской власти. Первые революционные преобразования большевиков Как комплектовалась армия Российской империи

- 52.50 Кб

Введение ………………………………………………………………………... ...3

Первые преобразования большевиков ………………………………………….4

Заключение ………………………………………………………………………10

Список литературы …………………………………………………………....... 11

Введение

Первые социальные преобразования, предпринятые партией большевиков в конце 1917 и начале 1918 г. через созданное ими «Временное рабочее и крестьянское правительство» (более употребимое название - Совет народных комиссаров) и Центральный Исполнительный Комитет Советов второго созыва (см. Политические и социально-экономические преобразования большевиков в 1917 - 1918 гг.) началось во время Октябрьской революции. Эти мероприятия включали в себя передачу государственной власти в руки Советов в центре и на местах, уничтожение сословий и гражданских чинов, воинских званий и знаков отличия, введение гражданского брака и обеспечение прав внебрачных детей наряду с рожденными в браке, отделение церкви от государства и школы от церкви. Наряду с социальной областью первые декреты Октябрьской революции отменили помещичью собственность на землю и объявили всю землю общенародной собственностью, национализировали частные банки и начали процесс национализации промышленных предприятий. Советская власть немедленно начала переговоры о перемирии с Германией и ее союзниками, а затем, ввиду отказа Англии и Франции присоединиться к переговорам и наступления германских войск на Петроград в феврале 1918 г., вынуждена была подписать неравноправный и грабительский Брестский мирный договор, обеспечивавший выход страны из первой мировой войны.

Первые преобразования большевиков.

В первые месяцы существования Республики Советов правительство осуществило ряд глубоких преобразований во всех сферах общественной жизни.

Сущность всех преобразований в сфере организации власти и управления сводилась к ломке старого государственного аппарата и созданию нового аппарата управления в центре и на местах.

За короткое время были упразднены центральные органы власти - сенат, государственная канцелярия, министерства. Одновременно шло формирование новых органов власти и управления - ВЦИК, Совнаркома.

Для решения всех экономических вопросов в составе центральных органов государственной власти был создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), а на местах - областные, губернские и уездные Советы народного хозяйства. Председателем ВСНХ стал В.Оболенский.

Для подавления сопротивления всех противников нового режима в начале декабря 1917 года была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Возглавил ее член ЦК - Ф. Дзержинский. При Советах для охраны общественного порядка была создана рабочая милиция.

В декабре были приняты декреты, предусматривающие демократизацию армии, - отмену чинов и званий, введение выборности командования, передачу власти солдатским комитетам. 15 января 1918 года правительство приняло Декрет о создании рабоче-крестьянской Красной армии , а 20 февраля - Красного флота . Эти декреты устанавливали классовый принцип формирования армии: только из представителей трудящихся классов.

Сущность всех преобразований в социально-политической сфере сводилась к улучшению жизни трудящихся, укреплению союза рабочего класса с крестьянством, дружбы между народами бывшей Российской империи. Этому способствовали декреты о рабочем законодательстве , о равноправии женщин, о ликвидации сословного деления и др. И все же наибольшее значение для последующего развития страны имели два законодательных акта - “Декларация прав народов России” (2 ноября 1917 года) и “Основной закон о социализации земли” (27 января 1918 года).

“Декларация прав народов России” провозглашала основные принципы национальной политики Советской власти: равенство и суверенность народов России, право народов России на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмену всех и всяких национально-религиозных ограничений и привилегий, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп.

“Основной закон о социализации земли” обсуждался на III съезде Советов и после доработки был утвержден ВЦИК 27 января 1918 года. Этот закон являлся продолжением Декрета о земле, поскольку он устанавливал конкретный механизм реализации всех аграрных преобразований в стране. Он подтвердил отмену частной собственности на землю. Земля, ее недра, леса, воды 0"бъявлялись всенародным достоянием. Право пользования землей было передано органам Советской власти. В соответствии с желаниями крестьян устанавливался уравнительный принцип землепользования на основе трудовой или потребительской нормы." Предусматривались, в зависимости опять-таки от желания крестьян, различные формы землепользования: подворная, хуторская, артельная. Вместе с этим говорилось и о необходимости поощрения, и даже предпочтительности (в интересах социализма) коммунистических форм хозяйствования. Но это было уже шагом назад по сравнению с Декретом о земле".

Уравнительный принцип землепользования - основной пункт аграрной программы эсеров. Трудовая норма - количество земли, которое может обработать семья без применения наемного труда; потребительская норма - количество земли, "которое необходимо для обеспечения прожиточного минимума.

Преобразования в сфере экономики в соответствии с марксистскими установками были нацелены на подрыв экономического господства буржуазии и создание нового социалистического уклада хозяйства. Целой серией декретов предусматривалась национализация крупной промышленности, банков, внешней торговли и транспорта, изъятие из обращения денежных средств буржуазии, организация товарообмена между городом и деревней через объединение населения в потребительские общества. Декретом от 14 ноября 1917 года на денационализированных предприятиях был введен рабочий контроль, осуществляемый выборными органами рабочих-фабзавкомами.

До весны 1918 года в экономической политике Советской власти доминировали методы экспроприации экспроприаторов, т. е. методы принуждения и насилия. Ленин характеризовал это время как период “красногвардейской атаки на капитал”. Необходимость этих методов он обосновывал ссылками на ряд обстоятельств: военное сопротивление буржуазии, отсутствие опыта управления и необходимого количества специалистов. Но уже в конце апреля 1918 года, оглядываясь на итоги проделанной работы, Ленин заявил о наступлении нового периода в экономической политике Советской власти и необходимости перехода к новым, высшим формам борьбы с буржуазией. В данном случае он имел в виду использование в борьбе с ней мер организационного и экономического характера. “Мы побеждали, - писал Ленин, - методами подавления, мы сумеем побеждать и методами управления”.

За первым шагом вскоре последовал и второй: в 1919 году было принято “Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию”, где, в частности, говорилось, что вся земля, в чьем бы пользовании она ни была, считается единым государственным фондом. В результате основные положения Декрета о земле были перечеркнуты и большевики вернулись к своей идее национализации земли.

Ленин предложил изменить центр тяжести экономической и политической работы Советской власти. На первый план он выдвинул задачу строжайшего и всенародного учета над производством и распределением, поскольку именно эта работа, по его мнению, сильно отстала от работы по непосредственной экспроприации экспроприаторов. Причем введение учета и контроля предполагалось не только на национализированных предприятиях, но и в других секторах экономики, в том числе и в сельском хозяйстве.

Учет и контроль в социалистическом секторе экономики рассматривался как важная и необходимая предпосылка перехода к плановому ведению хозяйства. А введение его в частнохозяйственном секторе на практике означало бы создание государственно- капиталистических предприятий. В тех условиях госкапитализм рассматривался как одна из форм преобразования частнокапиталистической собственности. По мнению Ленина, он был выгоден Советской власти, так как создавал дополнительные возможности получения нужных для восстановления экономики средств, для налаживания экономических связей с деревней.

Учет и контроль в мелкотоварном секторе, в деревне, рассматривался как важнейшее средство государственного воздействия и регулирования индивидуальных крестьянских хозяйств, преодоления опасной для революции мелкобуржуазной стихии. А в сочетании с различными формами кооперации он способствовал бы повышению технической оснащенности и культурного уровня деревни, облегчал бы ее переход к социалистическим формам хозяйствования.

В. И. Ленин считал, что организация учета и контроля позволит Советской власти решить первоочередные задачи экономической и финансовой политики: завершить национализацию банков, подготовить монополию внешней торговли, установить госконтроль за денежным обращением, ввести поимущественный и подоходный налог, трудовую повинность. Он обращал также внимание и на политический аспект этой проблемы, рассматривая учетно-контрольную работу в качестве одного из важнейших путей привлечения широких масс к управлению государством.

Задача организации учета и контроля рассматривалась и масштабе. Были четко обозначены и условия ее решения: в неразрывной связи с другой важной очередной задачей-повышением производительности труда в общенациональном развитие крупной промышленности, повышение общеобразовательного и культурного уровня населения, “повышение дисциплины трудящихся, умения работать, спорости, интенсивности труда, лучшей его организации”".

Ставились и такие задачи: использование новейших научно-технических достижений, опыта капиталистических стран в организации труда и производства, подготовка нужных специалистов различных отраслей науки и техники, а также привлечение к строительству нового общества старых буржуазных специалистов с использованием для этого более высокой оплаты их труда, организация соревнования на основе массовости, гласности, сравнимости результатов и материального стимулирования. Характерная черта новых ленинских подходов к проблемам экономической политики - неразрывная их связь с задачей укрепления диктатуры пролетариата, которая, по словам Ленина, должна быть твердой, железной властью, поскольку без этого невозможен переход к социализму. Однако по-прежнему, как и в период “красногвардейской атаки на капитал”, социально-экономические задачи Советской власти рассматривались вне связи с товарно-денежными отношениями, с рынком, так как Ленин и большевики были приверженцами марксистской идеи о безрыночном социализме. Деньги, торговля рассматривались как категории отмирающие, хотя и признавалась неизбежность их временного сохранения. Основной формой экономических связей между городом и деревней считался непосредственный продуктообмен. Социалистическое государство и общество мыслились “как сеть производительно- потребительских коммун”, как обязательное объединение населения “в единый, пролетарски руководимый кооператив”.

Новые подходы к проблемам экономической политики, как своеобразная корректировка прежнего экономического курса Советской власти, оказались нереализованными, поскольку уже в мае 1918 года большевики перешли к еще более жесткой, чем ранее, политике чрезвычайных мер. И произошло это на новом этапе гражданской войны.

Заключение.

Сущность преобразований, принятых Советской властью:

  • в сфере организаций власти и управлений сводилась к ломке старого государственного аппарата с созданию нового аппарата в центре и на местах;
  • в социально-политической сфере сводилась к улучшению жизни трудящихся, укреплению союза рабочего класса с крестьянством, дружбы между народами бывшей Российской империи. Этому способствовали декреты о рабочем законодательстве , о равноправии женщин, о ликвидации сословного деления и др.
  • в сфере экономики преобразования были нацелены на подрыв экономического господства буржуазии и создание нового социалистического уклада хозяйств.

    Характерная черта новых ленинских подходов к проблемам экономической политики - неразрывная их связь с задачей укрепления диктатуры пролетариата, которая, по словам Ленина, должна быть твердой, железной властью, поскольку без этого невозможен переход к социализму.

    Я считаю, что все преобразования были нацелены на улучшение жизни в России.

Список литературы:

  1. Гапоненко Л. С., Гусев К. В., Жигунов Е. К. и др.; Великий Октябрь: Краткий историко-революционный справочник. – Москва: «Политиздат», 1987
  2. Ушаков А. В., Розенталь И. С., Клокова Г. В., Карпачев С. П., Островский Н. М.,: Отечественная история XX века – Москва: «Аграр», 1999; «Рандеву-АМ», 1999
  3. Дегтев С. И., Ефимов Н. А., Жупикова Е. Ф., и др.; Хрестоматия по истории СССР 1917-1945: Учебное пособие. – Москва: «Просвещение», 1991

Описание

Первые социальные преобразования, предпринятые партией большевиков в конце 1917 и начале 1918 г. через созданное ими «Временное рабочее и крестьянское правительство» (более употребимое название - Совет народных комиссаров) и Центральный Исполнительный Комитет Советов второго созыва (см. Политические и социально-экономические преобразования большевиков в 1917 - 1918 гг.) началось во время Октябрьской революции. Эти мероприятия включали в себя передачу государственной власти в руки Советов в центре и на местах, уничтожение сословий и гражданских чинов, воинских званий и знаков отличия, введение гражданского брака и обеспечение прав внебрачных детей наряду с рожденными в браке, отделение церкви от государства и школы от церкви. Наряду с социальной областью первые декреты Октябрьской революции отменили помещичью собственность на землю и объявили всю землю общенародной собственностью, национализировали частные банки и начали процесс национализации промышленных предприятий. Советская власть немедленно начала переговоры о перемирии с Германией и ее союзниками, а затем, ввиду отказа Англии и Франции присоединиться к переговорам и наступления германских войск на Петроград в феврале 1918 г., вынуждена была подписать неравноправный и грабительский Брестский мирный договор, обеспечивавший выход страны из первой мировой войны.

Социально-экономические преобразования:

Первые же месяцы пребывания большевиков у власти и их революционные преобразования показали неготовность новой власти к эффективной экономической политике. Наибольшее внимание отводилось «разрушающим » и «уничтожающим » средствам в выработке стратегии экономических реформ.

В социальной сфере ликвидировались сословия, декларировалось равноправие наций. Господствующими классами объявлялись пролетариат (диктатура пролетариата) и беднейшее крестьянство. Как класс физически уничтожались дворянство, высшее офицерство и оппозиционная интеллигенция. Политических прав лишались торговцы, священнослужители, бывшие служащие полиции и крестьяне-эксплуататоры (кулаки, которые использовали наемный труд). Интеллигенция рассматривалась как прослойка между буржуазией и пролетариатом.

В СХ в 1918 г. началась реализация Декрета о земле. Конфискованные у помещиков земли распределялись среди крестьян, большевики надеялись, что их станут снабжать город хлебом. Однако деревня соглашалась предоставить продовольствие только в обмен на пром. товары. Неумение организовать снабжение деревни промтоварами в обмен на сельхозпродукцию привело к еще большему усилению продовольственного кризиса. В результате большевики начали политику насильственного изъятия продовольствия, проводились расстрелы. Широкое распространение получила кампания по конфискации собственности буржуазии и национализации предприятий. Совокупность действий

Установление советской власти:

Процесс создания нового государства охватывал период с октября 1917 г., времени начала Октябрьской революции, до лета 1818 г., когда советская государственность была закреплена Конституцией. Центральным тезисом новой власти стала идея экспорта мировой революции и создание социалистического государства. В рамках этой идеи был выдвинут лозунг «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» Основной задачей большевиков был вопрос власти, поэтому основное внимание отводилось не социально-экономическим преобразованиям, а укреплению центральной и региональной власти.

25 октября 1917 г. II съезд Советов принял Декрет о власти, декларировавший переход всей власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 27 октября 1917 г. было решено сформировать советское правительство - Совет Народных Комиссаров (С/Ж), который должен действовать до избрания Для борьбы с контрреволюцией и саботажем была образована Всероссийская, чрезвычайная комиссия (ВЧК), возглавленная Ф. Дзержинским. С той же целью были созданы революционные суды.

В ноябре-декабре 1917 г . состоялись выборы в Учредительное собрание, в ходе которых эсеры большевики - 24%, Таким образом, были вынуждены разогнать Учредительное собрание . 28 ноября был нанесен удар по кадетской партии - прошли аресты

История и СИД

II съезд Советов в отсутствие правых эсеров меньшевиков представителей других социалистических партий они покинули заседание протестуя против свержения Временного правительства принял Декрет о мире выход России из войны Декрет о земле ликвидация помещичьего землевладения передача земли крестьянам на уравнительных началах Декрет о власти установление власти Советов образование Совета Народных Комиссаров во главе с В. Исполнительным органом власти стал ВЦИК в который были избраны большевики и левые эсеры. Наконец триумфальное...

Советская Россия и СССР в первой половине XX в.

Первые преобразования большевиков

Переворот и первые преобразования большевиков. В ночь с 25 на 26 октября 1917 г. в Петрограде под руководством Военно-революционного комитета Петроградского Совета победило вооруженное восстание. Временное правительство было свергнуто, собравшийся немедленно II Всероссийский съезд Советов заявил о победе социалистической революции. II съезд Советов в отсутствие правых эсеров, меньшевиков, представителей других социалистических партий (они покинули заседание, протестуя против свержения Временного правительства) принял Декрет о мире (выход России из войны), Декрет о земле (ликвидация помещичьего землевладения, передача земли крестьянам на уравнительных началах, Декрет о власти (установление власти Советов, образование Совета Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным. Аграрный вопрос был решен на основании крестьянских наказов о земле.

Исполнительным органом власти стал ВЦИК, в который были избраны большевики и левые эсеры. Последовали стремительная национализация крупной промышленности, банков, транспорта, эта полиика была назван « красногвардейской атакой на капитал ». Наконец, триумфальное шествие советской власти выражалось в быстром и повсеместном переходе власти на местах в руки Советов. К марту 1918 г . почти на всей территории России установилась советская власть. С самого начала ее основой стала партия большевиков: отвергнув предложение левых партий о создании «однородного социалистического правительства» (хотя его и поддерживала часть большевистского руководства), Ленин твердо отстаивал курс на формирование однопартийных органов власти.

Судьба Учредительного собрания . Выборы, в Учредительное собрание, проведенные 12 ноября 1917 г., принесли победу социалистическим партиям, но среди социалистов большинство голосов получили не большевики (23%), а эсеры (около 40%). Такое положение дел не могло устроить Ленина. Захватившие вооруженным путем власть большевики не собирались ее ни с кем делить и ориентировались на жесткий курс подавления всех оппозиционных движений. Парламентская демократия, по убеждению большевиков, была несовместима с диктатурой пролетариата и построением социализма. Собравшемуся 5 января 1918 г. Учредительному собранию был поставлен ультиматум: одобрить принятую накануне ВЦИКом «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (главный тезис — о переходе всей полноты власти Советам). Отказ Учредительного собрания принять эту декларацию стал предлогом для его разгона. Учредительное собрание не выполнило своего предназначения. Оно не создало власти, признанной большинством народа, не провело насущных и долгожданных реформ, не предотвратило гражданской войны в России. Тем не менее, его значение велико.

С одной стороны оно было центром всех политических и правовых дискуссий после февраля 1917 года. Все партии связывали с ним будущее России, ее государственное устройство, правовую систему, стабильность. Учредительное собрание не было государственной структурой. Его полномочия были намного шире. Оно должно было учредить новую систему правоотношений, российскую государственность в целом.

Учредительное собрание было поистине всенародным представительством. Никогда еще в мировой практике население не наделялось столь широкими избирательными правами. Правом избирать и быть избранным обладали все российские граждане, достигшие 21 года (на фронте с 18 лет). Особенностью выборов было и то, что впервые в мировой практике в них на равных участвовали женщины. Голосовали за партийные списки, по пропорциональному принципу. В выборах не принимали участие лишь находившиеся под стражей и душевнобольные. Россия показала пример самого демократичного в мире избирательного права, став примером для разработки законодательства о выборах в странах западной демократии в XX веке. Разгон большевиками Учредительного собрания стал формальным поводом и основным лозунгом антибольшевистских выступлений в годы Гражданской войны.

С другой стороны, события 6 января 1918 года не получили должной реакции в обществе. Хотя представители практически всех политических партий (кроме большевиков и левых эсеров) резко осудили действия большевиков, основная часть населения отнеслась к разгону собрания достаточно равнодушно. Обращение депутатов «Ко всем гражданам России» с призывом «остановить преступное насилие» не произвело практически никакого влияния. Важной и высшей точкой развития России после февраля 1917 года считала Учредительное собрание лишь небольшая группа активных политических деятелей, представители интеллигенции, предприниматели, часть военных. Для большинства населения это был лишь еще один эпизод сложного времени. Крестьянство, например, в январе уже получило землю по декрету о земле. Все это еще раз иллюстрирует ту разницу, которая возникала между политическими решениями и их восприятием.

Политика большевиков . Большевики поспешили закрепить свою победу. Для этого 10 января был созван III Всероссийский съезд Советов, подобранный из делегатов от партии большевиков и левых эсеров. Противодействие оппозиции было слабым. Съезд одобрил политику Совнаркома и ВЦИК, постановил устранить все ссылки на Учредительное собрание в советских законодательных актах. Съезд убрал приставку «временный» из названия советского правительства, тем самым, узаконив его власть.

Жизненно важным для нового режима в первые месяцы его существования был вопрос о мире с Германией. Ценой огромных территориальных уступок (ценой потери Финляндии, Прибалтики, части Белоруссии, Карса, Батума, Ардагана, вывода войск с Украины) и выплаты многомиллиардных контрибуций 3 марта 1918 г . в Брест-Литовске подписан договор о прекращении войны с Германией. Брестский мир позволил большевикам остаться у власти. Вместе с тем он привел не только к территориальным и материальным потерям, но и к началу иностранной интервенции, военно-политической блокаде России, к углублению раскола в обществе, стал шагом к началу Гражданской войны.

10 июля 1918 г . V Всероссийский съезд Советов утвердил Конституцию РСФСР: принцип всевластия Советов, задачи установления диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства, наделение основными политическими правами лишь трудящихся, утверждение названия государства — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР).

Советская система управления, декларировавшаяся большевиками, предусматривала формирование органов власти в центре и на местах снизу вверх. Трудящиеся избирали Советы, которые в свою очередь формировали из своего состава органы исполнительной власти. Управление страной должно было быть передано в руки не профессиональных чиновников, а трудящихся. Ежегодно их состав должен был обновляться. Утопичность такого плана стала понятна сразу после взятия большевиками власти. Саботаж бывших чиновников полностью парализовал работу. К концу ноября 1917 года большевикам удалось подчинить себе старый аппарат. Вместе со служащими в новую власть проникли и все негативные черты российской бюрократии: мздоимство, волокита и т.д. Большевики не только не отказались от использования профессионального чиновничества, но и постепенно увеличивали его количество.

Количество Советов неуклонно росло. Вместе с тем они постепенно теряли свои властные функции. Они становились частью государственной системы. С июля 1918 года, после подавления мятежа левых эсеров в стране установилась однопартийная система. Советы постепенно попали под влияние местных и центральных комитетов РКП(б).

Высшим органом власти, согласно Конституции стал Всероссийский съезд Советов . В выборах принимали участие лишь трудящиеся. Предприниматели, священнослужители, бывшие служащие полиции, а также лица использовавшие наемный труд были лишены избирательных прав. Большевики, будучи рабочей партией, всегда настороженно относились к крестьянству. Конституция устанавливала разные нормы представительства для городского и сельского населения (соответственно 1 депутат от 25 и 125 тысяч человек). Съезд собирался периодически, и потому избирал из своего состава ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет).

Большевики считали систему разделения властей не нужной. В связи с этим ВЦИК был высшим законодательным и исполнительным органом власти. Постепенно работа этого органа сосредоточилась в руках нескольких человек – Президиума ВЦИК. Советским правительством, согласно конституции был Совнарком (СНК ). СНК зачастую подменял собой деятельность ВЦИК. Так за первый год советской власти им было принято более 85 % декретов, т.е. высших законодательных актов

Фактически, в условиях однопартийной системы власть сосредоточилась в руках Центрального комитета партии. Постепенно управление страной переходило в руки высших партийных деятелей, которые одновременно работали и во ВЦИКе, и в СНК, подменяя собой принципы широкого народного представительства.

В условиях начинавшейся гражданской войны, экономического кризиса появился ряд чрезвычайных органов управления. Так в 1918 г. появился Совет рабочей и крестьянской обороны, который сосредоточил в своих руках большинство функций ВЦИК и СНК . Руководил им В.И. Ленин . Персонально в него входили те же деятели, что и в другие высшие органы. Однако, его функции не были прописаны в конституции, а значит его деятельность даже формально не была ограничена законом. Правовой метод управления страной заменялся директивным, отдавая все больше властных полномочий небольшой группе партийных функционеров. Принцип «диктатуры пролетариата» постепенно заменялся диктатурой партии, а вернее ее руководителей. На местах власть передавалась ревкомам, которые заменяли деятельность советов и их исполнительных комитетов.

В экономической политике советского правительства в 1917—1920 гг. выделяются два взаимосвязанных периода: « красногвардейская атака на капитал» (по лето 1918 г.) и « военный коммунизм». Принципиальных различий в направлениях, формах и методах не было: ставка на жесткую централизацию экономики, курс на национализацию и обобществление производства, конфискацию помещичьего землевладения, национализацию банковской и финансовой систем были свойственны и «красногвардейской атаке», и «военному коммунизму».

К лету 1918 г. были осуществлены следующие мероприятия: создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) , который должен был управлять всеми отраслями экономики, переходившими из рук частных предпринимателей в собственности государства (национализированными); национализированы банки (декабрь 1917г.), торговый флот (январь 1918 г.), внешняя торговля (апрель 1918г.), крупная промышленность (июнь 1918 г.); осуществлен передел помещичьей земли между крестьянами на уравнительных началах («по справедливости»); объявлен режим продовольственной диктатуры (май 1918 г., государственная монополия, твердые цены, запрет частной торговли хлебом, борьба со «спекулянтами», создание продовольственных отрядов).

Политика « военного коммунизма». С началом Гражданской войны централизация экономических, военных, финансовых, продовольственных и иных ресурсов в руках государства достигла качественно нового уровня. Политика «военного коммунизма» в экономической и социальной сферах складывалась из следующих элементов: ликвидация частной собственности, национализация крупной, средней и даже мелкой промышленности, ее огосударствление; подчинение промышленности и сельского хозяйства непосредственному руководству центральных органов исполнительной власти, нередко наделенных чрезвычайными полномочиями и действующих приказными, командными методами; свертывание товарно-денежных отношений, введение прямого продуктообмена между городом и деревней на основе продразверстки (с января 1919 г .) — изъятия у крестьян всех излишков хлеба сверх установленного государством минимума ; утверждение государственной системы распределения по талонам и карточкам, уравнительная заработная плата, всеобщая трудовая повинность, создание трудовых армий, милитаризация труда.

Экономика играла важную роль в марксистском учении. Согласно ей эволюция человечества представляла собой смену экономических формаций: первобытно – общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм и, наконец, коммунизм. Россия накануне гражданской войны представляла из себя среднеразвитую аграрно-индустриальную страну с элементами пережитков феодализма. Большинству населения были близки идеи коллективизма, уравнительства. Но это были не признаки коммунизма, а пережитки традиционных докапиталистических отношений.

В программе РКП (б), принятой VIII съездом в марте 1919 г., политика «военного коммунизма» была теоретически осмыслена как непосредственный переход к коммунистическому обществу. «Военный коммунизм», с одной стороны, позволил подчинить контролю «воюющей партии» все ресурсы, превратить страну в единый военный лагерь и, в конечном счете, победить в Гражданской войне. С другой стороны, он не создавал стимулов для экономического роста, порождал недовольство практически всех слоев населения, создавал иллюзорную веру в насилие как всемогущий рычаг решения всех проблем, стоящих перед страной.

С окончанием войны военно-коммунистические методы исчерпали себя. Понято это было не сразу: еще в ноябре—декабре 1920 г. были приняты декреты о национализации мелкой промышленности, об отмене платы за продукты питания и топливо, коммунальные услуги.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64306. Лісівничо-селекційна оцінка півсібсових і сібсових потомств сосни звичайної в умовах західного полісся 248 KB
Мета – вивчити мінливість вегетативних і насінних потомств сосни звичайної в умовах Західного Полісся за біометричними показниками, виявити ядерцеві характеристики меристем та на їх основі опрацювати методичні можливості проведення генетико-селекційної оцінки плюсових дерев і ранньої діагностики росту їх потомств.
64307. Розробка інформаційної технології в задачах гідрохімічного моніторингу 1.06 MB
Метою роботи є розробка інформаційної технології територіального гідрохімічного моніторингу питної води. Обєктом дослідження є гідрохімічні процеси та показники стану питної води техногенно навантажених регіонів.
64308. ПІДВИЩЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ ЕКСПЛУАТАЦІЇ КОМПРЕСОРНИХ СТАНЦІЙ ШЛЯХОМ ВДОСКОНАЛЕННЯ КОНСТРУКТИВНИХ ЕЛЕМЕНТІВ ГАЗОПЕРЕКАЧУВАЛЬНИХ АГРЕГАТІВ 772.5 KB
Безперебійне перекачування природного газу неможливе без ефективної і надійної роботи газоперекачувальних агрегатів ГПА. В Україні Алжирі Росії та інших країнах налічуються тисячі одиниць ГПА різного типу потужності і конструкцій.
64309. АВТОМАТИЗАЦІЯ ПРОЦЕСУ УПРАВЛІННЯ ВИДОБУВНИМИ КОМБАЙНАМИ НА ОСНОВІ МОДЕЛЮВАННЯ РОБОТИ ШНЕКА 229 KB
Це призводить до того що видобувні комбайни на тонких шарах при автоматичному управлінні працюють із заштибовкою шнека. Таким чином наукова задача дисертаційної роботи полягає у створенні інтегральної моделі яка описує процеси формування навантаження на шнеку та...
64310. МОДЕЛЮВАННЯ ПРОЦЕСІВ САМООРГАНІЗАЦІЇ В СОЦІАЛЬНО-ЕКОНОМІЧНИХ СИСТЕМАХ 1.19 MB
В економічній теорії відбувається перехід до нової парадигми розвитку, що ґрунтується на інформації; змінюються погляди на простір і час. В інформаційній економіці провідну роль відіграє людський фактор, а отже, змінюються вимоги до побудови нових відносин у суспільстві.
64311. МАТЕМАТИЧНЕ МОДЕЛЮВАННЯ НЕІЗОТЕРМІЧНОГО ВОЛОГОПЕРЕНЕСЕННЯ І В’ЯЗКОПРУЖНОГО СТАНУ В ДЕРЕВИНІ У ПРОЦЕСІ СУШІННЯ 293.5 KB
Процеси що відбуваються у деревині під час сушіння характеризуються взаємозвязаними анізотропними фізикомеханічними властивостями і істотно залежать від густини температури вологовмісту та реологічної поведінки деревини.
64312. ОБҐРУНТУВАННЯ ПАРАМЕТРІВ ПІДНІМАЛЬНО-ТРАНСПОРТУВАЛЬНОЇ МАШИНИ І РЕЖИМІВ ЇЇ ФУНКЦІОНУВАННЯ НА ЛІСОВИХ СКЛАДАХ З МАЛИМ ВАНТАЖООБІГОМ 9.11 MB
Невідповідність між можливостями наявного устатковання лісових складів і обсягом робіт усувають шляхом його замінювання що є актуальним завданням вирішення якого дасть змогу підвищити ефективність роботи устатковання та впровадити комплексну механізацію лісоскладських робіт.
64313. Вплив пізнього модифікування та швидкості охолодження на структуру виливків з високоміцного чавуну 176 KB
Проблема покращення структуроутворення тонкостінних виливків з високоміцного чавуну може бути вирішена підвищенням ефективності модифікування. Дослідження особливостей гідродинаміки і тепломасообміну процесів модифікування в проточних реакторах та розробка...
64314. СУХА БУДІВЕЛЬНА СУМІШ ДЛЯ ОТРИМАННЯ ТЕПЛОІЗОЛЯЦІЙНИХ МАТЕРІАЛІВ ЗНИЖЕНОЇ ПАРОПРОНИКНОСТІ 250.5 KB
Для досягнення поставленої мети розв"язувалися наступні завдання дослідження: теоретично обґрунтувати зниження паропроникності теплоізоляційних матеріалів на основі спученого перліту цементного вяжучого і хімічних добавок...

На втором заседании съезда 26 октября 1917 г. были приняты первые декреты: Декрет о мире (предложение воюющим сторонам начать переговоры о подписании справедливого демократического мира без аннексий и контрибуций), Декрет о земле (отмена помещичьей собственности на землю без выкупа; земля передавалась в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов); Декрет о власти (избран ВЦИК и Совет народных комиссаров). Съезд также принял обращение к фронту и казакам, а также постановление об отмене смертной казни на фронте.

Главной задачей большевиков после их прихода к власти стало создание новой системы государственной власти. В качестве такой универсальной формы были выбраны Советы, которые рассматривались как органы диктатуры пролетариата. Все другие структуры государственного аппарата должны были быть им подконтрольны и формироваться при их прямом или опосредованном участии. Исполнительную власть в стране осуществляло большевистское правительство - Совет народных комиссаров (далее - СИ К) во главе с В. И. Лениным.

Первые декреты Советской власти были направлены на удовлетворение требований рабочих и крестьян с целью заручиться их поддержкой, а также для укрепления новой власти (табл. 16.5).

В сложных условиях послеоктябрьского становления Советской власти большевики пошли на политический союз с левыми эсерами: 17 ноября 1917 г. в состав СНК в качестве наркомов вошли три представителя этой партии (А. Л. Колегаев, И. 3. Штернберг, И. П. Прошьян). Коалиция большевиков и левых эсеров просуществует до марта 1918 г., когда в знак протеста против Брестского мира с Германией последние вышли из состава советского правительства. Важное место в политической системе, созданной большевиками, стали занимать карательные органы, прежде всего Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем во главе с Ф. Э. Дзержинским.

Таблица 16.5

Первые декреты Советской власти

Декрет о земле

Ликвидация помещичьего землевладения, национализация земли и передача нрава распоряжаться ею волостным земельным комитетам и местным Советам крестьянских депутатов

Декрет о мире

Предложения к воюющим сторонам о заключении мира без аннексий и контрибуций

Декрет о печати

Запрет на издание ряда правых газет, выступавших против Советской власти

Декрет о восьмичасовом рабочем дне

Установление восьмичасового рабочего дня в промышленности

Декларация прав пародов России

Провозглашение равенства и суверенитета народов России, право на свободное самоопределение вплоть до отделения

Декрет об уничтожении сословий, гражданских, придворных и военных чинов

Ликвидация сословного деления общества и введение единого наименования - гражданин Российской республики

Декрет об организации Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ)

Создание органа по осуществлению национализации промышленности и управлению национализированными предприятиями

Декрет об образовании Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК)

Создание первого карательного органа Советской власти для борьбы с ее противниками

Как говорилось выше, требование созыва Учредительного собрания с февраля 1917 г. стало всеобщим, по выборы под разными предлогами откладывались. Инициативу перехватили большевики: захватив власть, они добились принятия II съездом Советов декретов о земле и мире, которые отвечали основным чаяниям народов России. Именно поэтому они, проведя выборы в Учредительное собрание и не победив на них, сумели разогнать б января 1918 г. этот орган и сохранить власть в стране (рис. 16.6).

Рис. 16.6

После разгона Учредительного собрания большевики быстро осуществили дополнительные меры по укреплению советской государственности. В Петрограде 10 января 1918 г. открылся III Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских депутатов, провозгласивший Российскую Советскую Республику. Съездом были приняты следующие документы:

  • - "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", отвергнутая Учредительным собранием;
  • - закон "О социализации земли", утверждавший принципы уравнительного землепользования;
  • - резолюция "О федеральных учреждениях Российской Республики";
  • - документ о переименовании Временного рабочего и крестьянского правительства в "Рабочее и крестьянское правительство Российской Советской Республики";
  • - санкция на роспуск Учредительного собрания.

Одной из сложнейших проблем оставалась война. В ноябре 1917 г. большевики начали работу по реализации Декрета о мире. Народный комиссар

но иностранным делам Л. Д. Троцкий обратился к главам всех воюющих государств с предложением о заключении всеобщего демократического мира (рис. 16.7). Однако согласие на переговоры выразили только державы германского блока.

Рис. 16.7

С большевистской стороны сложность проблемы заключалась в том, что, во-первых, вопросы войны и мира увязывались с идеей мировой революции, с победой социализма в международном масштабе путем революционной войны и оказанием помощи пролетариату других стран для борьбы с буржуазией и, во-вторых, в самой большевистской партии нс было единства по данному вопросу. В. И. Ленин настаивал на заключении сепаратного мира с Германией с целью сохранения Советской власти в условиях развала армии и кризиса экономики. Оппонентами В. И. Ленина выступала группа левых коммунистов во главе с Н. И. Бухариным, которые настаивали на продолжении революционной войны, что, по их мнению, должно привести к мировой революции.

Л. Д. Троцкий занимал компромиссную и одновременно парадоксальную позицию, выразившуюся в его формуле: "Войну прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем". Л. Д. Троцкий полагал, что Германия не способна вести крупные наступательные действия, и, видимо, переоценивал революционный потенциал европейских рабочих. Исходя

из этого, первоначальная тактика большевистской делегации на переговорах, которые начались в Брест-Литовске, строилась на принципах затягивания процесса, ибо считалось, что вот-вот грянет социалистическая революция в Европе. Однако это были иллюзорные ожидания.

Советская делегация во главе с Л. Д. Троцким 28 января 1918 г. отказалась принять германские условия мирного договора, прервала переговоры и покинула Брест-Литовск. Уже 18 февраля 1918 г. немцы начали наступление по всему Восточному фронту и значительно продвинулись вглубь страны. Советская Россия 23 февраля 1918 г. получила новый германский ультиматум с еще более тяжелыми условиями заключения мира. Путем неимоверных усилий В. И. Ленину удалось добиться согласия партийно-советского руководства на принятие немецких условий по мирному договору. Мирный договор между Советской Россией и государствами германо-австрийского блока был подписан 3 марта 1918 г. в Брест-Литовске. Россия теряла территорию в 1 млн кв. км: Польшу, Прибалтику, Финляндию, Белоруссию, Украину, а также города Карс, Ардаган и Батум, передававшиеся Турции. Договор обязывал Советскую Россию демобилизовать армию и флот, установить выгодные Германии таможенные пошлины, выплатить контрибуцию. Брестский мир с Германией констатировал поражение России в Первой мировой войне.

Сущность революционных преобразований в современной историографии с точки зрения марксизма не рассматривается. В советской историографии: Марксизм – главная цель – коммунизм. Человечество стремится к коммунизму. В основе – роль производственных сил общества. Развитию производственных сил должны соответствовать производственные отношения. Вся история человечества делится на формации. Развитие идёт по восходящей линии. Переход от одной формации к другой осуществляется посредством революции. Революция – «локомотив истории». Частная собственность – главная причина отчуждения и главное препятствие на пути к коммунизму. Критика частной собственности и товарно-денежных отношений. Сразу уничтожить частную собственность нельзя. Большевики стали сразу вводить государственную собственность. Государство стало верховным распорядителем собственности. На основе гос. собственности большевики хотели решить задачи справедливого распределения «От каждого по способностям – каждому по потребностям». Вся история человечества – история борьбы классов. Есть два варианта развития общества: Эволюционный; Революционный. Оба пути приведут к одному результату – коммунизму. Отличие в формах и сроках движения. В своей работе «Государство и революция» Ленин даёт определение диктатуры. Диктатура – это ничем не ограниченная власть пролетариата. Армия – средство для принуждения и убеждения. Творчество масс родило новую форму государства в лице Советов. Отказ от идеи всеобщего вооружения народа. Сохранение милиции. Предполагалось: передача в руки Советов основных средств производства: фабрик, заводов, земли. Намечалось вести строгий учёт и контроль. Весь мир должен был проникнуться идеями коммунизма и свершится Мировая Революция. Организация управления государством. Высший орган управления страной – Всероссийский съезд Советов. Второй Всероссийский съезд Советов утвердил власть большевиков. На нём же было образовано правительство – Совет Народных комиссаров во главе с Лениным. Отвергнута попытка формирования коалиционного правительства. Главная задача первых наркоматов – выявление и подавление вражеских элементов. Высший Совет народного хозяйства – главный штаб промышленности. Высший орган при нём, решения которого обязательны для всех – Съезд Советов народного хозяйства. Первоначально большевики не планировали органы насилия. Но, 20 декабря 1917 года СовНарКом образует Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией. Её возглавил Феликс Эдмундович Дзержинский. Законодательных основ у ВЧК не было. До октября не планировалось создание армии. Планировалось всеобщее вооружение народа. В революционных комитетах большой недостаток кадров. Старая царская армия непригодна. До конца 1917 года решался вопрос о создании армии. 15 января 1918 года принято решение о создании Рабоче-крестьянской красной армии на добровольной основе. К маю 1918 года она насчитывала ок. 300 тысяч человек. Политическое управление армии возложено на РевВоенСовет (Р.В.С.) во главе со Львом Давыдовичем Троцким. Отказ от добровольного формирования. Принцип всеобщей воинской повинности и мобилизации. До весны 1918 года – пёстрая картина самоуправления. Под воздействием органов ВЧК ввод местных Советов. В сёлах формируются КомБеды (комитеты бедноты). В момент революции – огромное количество разного рода союзов. Около 2000 профессиональных союзов. В момент революции шла большевизация. К концу 1918 года остался 21 профсоюз. ВЦСПС (Всероссийский центральный Совет профессиональных союзов). В теории о пролетарской диктатуре не было места для других политических партий. Одна партия – РКП(б). Другие партии если и признавались лояльными, играли жалкую роль соглашателей. Первыми жертвами стали меньшевики и эсеры. Декретом ВЦИК от 14 июля 1918 года они исключались из Советов. Советы стали однопартийными. Промышленность и сельское хозяйство. 17 декабря национализация заводов началась на Урале. Считалось, что рабочие постепенно освоят навыки управления. Сначала вводится рабочий контроль за промышленностью, потом возникает идея привлечения спецов. До декрета от 28 июня 1918 года национализация носила неограниченный характер. К осени 1918 года почти все крупные предприятия национализированы. Они передавались в ведение ВСНХ. Первые преобразования заложены в «Декрете о земле». Задачи реформ: - Раздел помещичьих земель; - Начало нового землеустройства; - Обеспечение крестьянских хозяйств инвентарём и скотом; - Земля должна быть поделена на уравнительно-трудовых началах. 1-е шесть месяцев – крестьянское самоуправление. Разгромы помещичьих хозяйств, земельные споры, драки. Власти обратили пристальное внимание на деревню, тем более ухудшилось продовольственное снабжение. Вводится продовольственная диктатура. Образован НарКомПрод.Во главе Цурюпа. Создаются продотряды из городских рабочих. Для поддержки политики в деревнях создаются КомБеды, которые зачастую приравниваются к Советам. Начинается политика продразвёрстки. 3 марта 1918 года заключён Брестский мир с Германией. Он успокоения стране не принёс. Недовольство в обществе. Против Брестского мира члены РКП(б). Война империалистическая должна превратиться в войну гражданскую.