«Наука в XIX веке. Создание научной картины мира» план-конспект урока по истории (8 класс) на тему. Наука: создание научной картины мира Наука создание научной картины мира

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижнеикорецкая СОШ»

Лискинского района Воронежской области

Интегрированные предметы: история, биология, физика.

Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».

Форма проведения: научная конференция.

Целевая аудитория: 8 класс (с приглашением 7 и 9 классов).

Продолжительность 2 учебных часа.

Цели: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке;

познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями;

определить значимость научных открытий 19 века для современности.

Задачи:


  1. научить учеников работать с литературой и интернет- ресурсами, составлять и представлять электронные презентации;

  2. развивать умение выступать перед аудиторией;

  3. научить делать обобщения и формулировать выводы.
Оборудование:

Мультимедиа проектор, компьютер, оборудование для демонстрации явления электромагнитной индукции (магниты, амперметр, медная проволока). Выставка предметов, изобретённых в 19 веке (пишущая машинка, швейная машинка, спички, фотография, телефон, микрофон, резина, алюминий, целлулоид). Портреты учёных (Фарадея, Максвелла, Пастера, Мечникова, Коха, Дарвина,Рентгена, Кюри, Нобеля).

Ход урока.


  1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока. Представления групп учащихся, которые были заранее сформированы и получили опережающие задания - сделать электронные презентации об учёных и их открытиях. Учащиеся размещены по группам «биологи», «физики» и «эксперты».

  1. Введение. Слово учителя истории:
19 век – особое время в развитии науки. Великие открытия следуют одно за другим. Новые открытия разрушают представления о том, что природа подчиняется строгим законам механики. Здесь речь пойдёт о тех открытиях в области физики и биологии, без которых невозможно было бы развитие индустриального общества. Монополистический капитализм, крупные корпорации обеспечивали внедрение современных технологий и научных открытий. Технический прогресс менял повседневную жизнь людей. Удобным и общедоступным становился транспорт. Современные средства связи облегчали общение, а газеты и радио приносили прямо в дом все новости. Неотъемлемой частью уличного пейзажа в конце 19 века стала фигура мальчика – газетчика, выкрикивающего новости.

Выбегают три мальчика с газетами и по очереди выкрикивают новости.

1800 г.- Вольта создал батарейки. Начинается век изобретений и открытий.

1816 г.- английские почтальоны пересели на велосипеды: быстро и удобно.

1827 г.- изобрели фотографию: теперь можно увековечить события и людей.

1829 г.- Брайль изобрёл алфавит и дал возможность слепым людям читать и писать.

1832 г.- открыли газ ацетилен и его свойство сваривать металл. Появилась возможность использовать металлические конструкции в строительстве мостов, домов, башен.

1852 г.- изобрели лифт для подъёма в высотных зданиях.

1854 г.- родился новый металл – алюминий. Пока его используют как украшения, но в следующем веке из него будут делать самолёты.

1855 г.- спички – огонь в маленькой коробочке. Теперь безопаснее и удобнее.

1861 г.- изобрели целлулоид. Детские игрушки стали легче и практичнее.

1866 г. – человечество переходит на искусственную еду. Маргарин заменяет масло.

1867г. – Шоулс отдаёт патент Релингтону на пишущую машинку.

1866 г.- Зингер изобрёл швейную машинку, а запатентовал только иголку с отверстием в острие.

1866 г.- Альфред Нобель создал динамит – добро и зло в «одном флаконе».

Учитель истории:

Ежегодно, с 1901 года, вручают премии имени Нобеля за открытия в науке и укрепление мира. Среди представителей науки 19 века тоже есть лауреаты Нобелевской премии, но всё по порядку.


  1. Выступление группы физиков под руководством учителя физики. Ученики представляют свои презентации.
Краткое содержание презентаций.

  1. В 1831 г. Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Он заметил, что если медная проволока попадает в магнитное поле, в ней возникает электрический ток.
Демонстрируется опыт.

Это открытие подарило жизнь всем генераторам, динамо-машинам и электродвигателям. «Повелителем молний» назвали Фарадея современники.

Он стал членом королевского общества и многих академий мира.


  1. Сенсацией стало открытие английского физика Максвелла. В 60-х годах он разработал электромагнитную теорию света. Согласно теории, в природе существуют невидимые электромагнитные волны, передающие электричество в пространстве. Так родилось представление о немеханическом движении. Свет у Максвелла выступает как разновидность электромагнитных колебаний. Через 10 лет немецкий инженер Генрих Герц подтвердил существование электромагнитных волн и получил их в лабораторных условиях и доказал, что никакие предметы не могут помешать их распространению. На основе этих открытий Попов и Маркони создали беспроволочный телеграф.

  2. В 1874 г. Голландский физик Лоренц, продолжая разрабатывать электромагнитную теорию Максвелла, попытался объяснить её с точки зрения атомного строения вещества. Англичанин Стоней в 1891 году ввёл для обозначения атома электричества термин «электрон». Позже выяснилось, что электрон – это составная часть атома. Так было положено начало атомной физике.

  3. В 1895 г. Немецкий физик Рентген открыл невидимые лучи, которые он назвал икс – лучи. Невидимые лучи проникали через преграду и отражали изображение на фотопленке. Это изобретение широко используется в медицине. Рентген первый из физиков получил Нобелевскую премию.

  4. Мария Склодовская – Кюри вместе с мужем Пьером Кюри исследовали явление радиоактивности и получили новые радиоактивные элементы кроме урана, ещё радий и полоний. В честь этих самоотверженных учёных назван элемент кюрий. Мария Кюри была первой из женщин доктор наук, преподаватель в Сорбонне, член Французской Академии медицины. Она дважды получила Нобелевскую премию.

  1. Ведущий передаёт слово «биологам». Под руководством учителя биологии ученики делают свои презентации.
Краткое содержание:

  1. Переворот в естествознании произвела книга великого английского ученого Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Пять лет в кругосветном путешествии Дарвин собирал, изучал, систематизировал ботанический и зоологический материал и пришёл к сенсационному выводу о том, что не Бог создал всё живое, а природа постепенно формировалась в процессе развития. Он вводит термин «эволюция» и доказывает, что человек – продукт эволюции обезьяноподобных существ.

  2. Французский учёный Луи Пастер изучал процесс брожения. Он открыл микробы, которые вызывают порчу продуктов и скисание молока. Он открыл и способ борьбы с ними. Пастеризация и стерилизация основательно входят в медицину и промышленность, а также на кухню к хозяйкам. Пастер вводит понятие «иммунитет» и доказал, что ослабленные микробы в вакцинах способствуют сопротивляемости организма и предупреждают заболевания.

  3. Теорию Пастера поддержал Дженнер. Он заметил, что доярки не болеют оспой, которая уносила жизни миллионов людей. Дженнер доказал, что доярки в слабой форме заражаются оспой от коров и у них вырабатывается иммунитет на болезнь. Он создал вакцину, спасающую жизнь людей. «Вакка» - в переводе «корова». В 1882 году Роберт Кох открыл бациллу туберкулёза и разработал вакцину против чахотки. Лауреатом Нобелевской премии стал русский учёный Илья Мечников, создавший учение о защите организмов от микробов. Появилась новая наука – микробиология. Изобрели вакцину против тифа и бешенства.

  4. В 19 веке были изобретены лекарства - аспирин и сульфамидные препараты. Использование нового прибора – стетоскопа – позволило прослушивать лёгкие и выявлять хрипы. В 1831 году был открыт газ хлороформ, который применяется для наркоза. Промышленность стала выпускать мыло, что также снизило инфекционную опасность.
Ведущий учитель:

В руке у меня ещё одно изобретение 19 века – ученическая ручка. Это изобретение стало символом перемены в образовании. Развитие науки и техники требовало изменений в образовании. В конце века в Англии и Франции вводится всеобщее обязательное начальное образование. Школа освобождается от покровительства церкви. Американский философ Джон Дьюи сказал: «Образование – это уже жизнь, а не подготовка к ней». Дьюи создал школу-лабораторию при Чикагском университете, где во главу угла ставился труд. Вместо пересказа и заучивания, дети мастерили поделки, разговаривали, обсуждали разные темы и спорили. Росло новое поколение, способное развивать научные идеи своих предшественников.


  1. Ведущий учитель предоставляет слово группе «экспертов». Эксперты озвучивают выводы о тенденциях развития научной мысли в XIX веке и значимости их для человечества.
Примерное содержание выводов:

  1. Главная особенность естественнонаучных открытий второй половины 19 века заключалась в том, что в корне менялись представления о строении материи, пространстве, движении, о развитии живой природы, причинах болезней и происхождении жизни на земле.

  2. Наука опровергла прежние знания и дала ключ к открытию невидимых тайн природы. Формировалась новая картина мира, т.к. наука вплотную подошла к строению атома.

  3. Развитие науки привело к успехам в медицине, что очень важно для всего человечества.

  4. Благодаря науке изменилась жизнь повседневная жизнь общества.

  5. Возникли новые направления в науке: микробиология, ядерная физика – неограниченное поле для новых исследований и открытий.
19-й век заложил основы для развития науки 20-го столетия и создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия 19 века были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие. Технический прогресс неудержимо продвигался.

Ведущий учитель:

Спасибо экспертам, а теперь предлагаем нашей аудитории поучаствовать в небольшой викторине.

1 .Кто открыл всепроникающие икс-лучи? (Рентген)

2. Кто дал объяснение происхождения жизни на земле отличное от церковного учения? (Дарвин)

3. Кто открыл явление радиоактивности? (Кюри)

4. Чьи открытия заставили врачей стерилизовать медицинские инструменты? (Пастер)

5. Кто изучал волновую теорию света? (Максвелл)

6. Кто открыл возбудителя и научил лечить туберкулёз? (Кох)

7. Кто учредил премию учёным за выдающиеся достижения в науке? (Нобель).

Ведущий учитель:

Спасибо всем за работу. Успехов в учёбе!

Список литературы и интернет-ресурсов:


  1. Физика. Энциклопедия для детей. Том 16.- М.: Аванта, 2003.

  2. Хрестоматия по физике/ под ред. Б.И.Спасского. – М.: Просвещение, 1987.
Данные об авторе

Половникова Е.П.

Место работы, должность:

МОУ "Гимназия № 2, г. Белгорода

Белгородская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Основное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

История

Цель урока:

дать представление о развитии научных знаний в ХIХ - начале ХХ в.;

показать учащимся взаимосвязь модернизации с развитием науки;

показать учащимся неограниченные возможности человеческого интеллекта в раскрытии тайн природы и человека, необходимость настойчивости, труда, силы воли для достижения успеха в поставленной цели;

продолжить формировать умение самостоятельно работать с учебником, систематизировать, составлять таблицы.

Тип урока:

Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

Используемая методическая литература:

  • Программа «Новая история. XIXвек. 7-8 классы (А.Я. Юдовскя, Л.М. Ванюшкин). М.: «Просвещение», 2007 г.
  • Учебник «Новая история: 1800-1913 гг.». М., Просвещение, 2006 г.

Используемое оборудование:

учебник, проектор, компьютер

Краткое описание:

Урок изучения нового материала и повторения пройденного

Основные понятия : научная картина мира, связь науки и производства .

План урока :

I. Опрос учащихся.

  1. Причины быстрого развития естественно-математических наук.
  2. Основные научные открытия ХIХ — начала ХХ в., их значение.

III. Закрепление изученного материала.

IV. Итог урока (выставление оценок и организация д\з).

Ход урока .

I. Опрос учащихся.

  1. Перечислите изменения, которые произошли в социальной структуре общества в процессе индустриализации.
  2. Расскажите о положении различных слоев населения.

Индивидуальные задания по карточкам .

Карточка № 1.

Прочитайте фрагмент работы немецкого ученого ХIХ в. Ф. Энгельса о последствиях промышленной революции:

«Лет шестьдесят или восемьдесят тому назад это была страна, как другие страны: с небольшими городами, незначительной и малоразвитой промышленностью и с редким, преимущественно земледельческим населением. Теперь это страна, не знающая себе равных, со столицей, насчитывающей два с половиной миллионов жителей, с колоссальными фабричными городами, с промышленностью, снабжающей своими изделиями весь мир и производящей почти все при помощи своих сложных машин.

Трудолюбивое и густое население, две трети которого заняты в промышленности, состоит теперь из совершенно новых классов... Современная промышленность лишь потому так разрослась, что она заменила инструменты машинами, мастерские фабриками и вследствие этого... разделила население на два противоположных лагеря...»

Задание :

  1. Подчеркните в данном тексте последствия промышленной революции.
  2. Какие классы сформировались в ходе промышленной революции и на какие два противоположных лагеря, по мнению Ф. Энгельса, разделилось население?

Карточка № 2. Соотнесите понятие и определение.

Ответ: 1—3, 2—1, 3—4, 4—2, 5—5

II. Изучение нового материала.

  1. Причины быстрого развития естественно-математических наук .

Рассказ учителя.

ХIХ в. — время бурного развития естественно-математических наук.

  • Есть ли связь между развитием производства, техники и научными открытиями ?(Технические средства возникают и функционируют благодаря их опоре на научное знание, являются результатом научных разработок . Поэтому сама жизнь требовала познать законы природы, чтобы осуществить индустриальную революцию и поставить природу на службу человека )
  • Вспомните технические изобретения ХIХ в. Без достижения каких наук они были бы невозможны ? (физики, механики, химии, биологии )
  • Почему в 70—80-х гг. в Великобритании, Франции, США вводится всеобщее обязательное обучение? Почему именно в этих странах ? (Эти страны первые начали переход к индустриальному обществу. Усложнялась техника, новые условия требовали квалифицированных специалистов, поэтому правительства этих стран вводило всеобщее бесплатное образование )

2. Основные научные открытия ХIХ — начала ХХ в., их значение

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, по итогам которой они заполняют таблицу (учебник $ 6, с. 62, вопрос 2).

Научная область

Фамилия ученого

Наука об электричестве

Майкл Фарадей

Открыл явление электромагнитной индукции, создал электродвигатель

Наука об электричестве

Джеймс Карл Максвелл

Разработал электромагнитную теорию света

Наука об электричестве

Генрих Герц

Открыл электромагнитные волны, именно на основе этих открытий был создан беспроволочный телеграф (Маркони и Поповым)

Наука об электричестве

Хендрик Антон Лоренц и Стоней

Доказал, что электрон составная часть атома

Радиоактивные вещества

Анри Беккерель

Пьер Кюри

Мария Складовская-Кюри, Эрнест Резерфорд, Нильс Бор

Создали учение о сложном строении атома

Микробиология

Луи Пастер

Исследования - основа для учения об имуунитете, что брожение - процесс биологический, вызываемый микробами

медицина

Конец 18 века

Разработал прививку против оспы - развитие вакцинации

медицина

Жан Корвизар

Открыл стетоскоп, трубку для прослушивания

Медицина

Вильгельм Конрад Рентген

Открыл лучи, пронизывающие различные предметы - был создан рентгеновский аппарат

Хирургия

Пьер Франсуа Перси и Доминик Ларри

Успех в методах ампутации конечностей.

Открыты наркотические свойства хлороформа и эфира, благодаря чему применялся наркоз

инфекциология

Роберт Кох

Открыл возбудитель туберкулеза и разработал лекарства против этой болезни и профилактические меры

инфекциология

К.19, н. 20 в.

Илья Мечников

Создал учение о защите от микробов

III. Закрепление изученного материала .

В чем значение научных открытий ХIХ — начала ХХ в.?

Каковы причины и значение научных открытий ХIХ— начала ХХ в.

IV. Домашнее задание: § 6, опережающее задание § 4.


Майкл Фарадей В 1837 г. открывает явление электромагнитной индукции явление порождения электрического поля переменным магнитным полем. 3


Джеймс Кларк Максвелл В 1873г. законченная теория электромагнетизма, уравнения электромагнитного поля. Согласно его теории, в природе существуют невидимые электрома- гнитные волны, которые передают электричество в пространстве. 4


Генрих Рудольф Герц В декабре 1888 года он открыл электромагнитные волны, экспериментально подтвердив теорию Максвелла. 5


Хендрик Антон Лоренц гг. развил электронную теорию материи, а также сформулировал самосогласованную теорию электричества, магнетизма и света. 6


Вильгельм Конрад Рентген В 1895 году открыл Х-лучи, позже названные рентгеновскими, лауреат Нобелевской премии в 1901 году по физике


Группа учёных Антуан Анри Беккерель Пьер и Мария- Склодовская Кюри Эрнест Резерфорд Нильс Хенрик Давид Бор 8


Чарлз Роберт Дарвин В книге «Происхождение человека» (1871) обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. 9


Луи Пастер Изучил этиологию многих инфекционных заболеваний. Разработал метод профилактической вакцинации против куриной холеры (1879), сибирской язвы (1881), бешенства (1885). Ввел методы асептики и антисептики, пастеризации. 10


Дженнер Эдуард –1823 Вакцина от коровьей оспы


Жан Николя Корвизар Ввёл в практическую медицину новый диагностический метод перкуссию, открытую в 1761 Л. Ауэнбруггером. Основные работы посвящены болезням сердца и крупных сосудов. Один из создателей семиотики. 12


Лаэннек Рене Теофиль Гиацинт Изобрел в 1816 стетоскоп, разработал (1819) и ввёл в практику метод аускультации, с помощью которой точно описал многие важные признаки болезней. Первым дал патологоанатомическое описание туберкулеза, установил его специфичность, связав развитие болезни с образованием бугорков. Впервые доказал возможность излечения туберкулёза. 13


Роберт Кох 24 марта 1882 г объявил о том, что сумел выделить бактерию, вызывающую туберкулез, лауреат Нобелевской премии в 1905 г. по физиологии и медицине


Домашнее задание 15 1) Найти в словаре определения литературных направлений: Романтизм Романтизм Критический реализм Критический реализм Натурализм Натурализм 2) Приготовить сообщение об ОДНОМ представителе зарубежной литературы 19 века: Джордж Байрон Джордж Байрон Виктор Гюго Виктор Гюго Генрих Гейне Генрих Гейне Оноре де Бальзак Оноре де Бальзак Чарлз Диккенс Чарлз Диккенс Эмиль Золя Эмиль Золя Джозеф Редьярд Киплинг Джозеф Редьярд Киплинг

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижнеикорецкая СОШ»

Лискинского района Воронежской области

Интегрированные предметы: история, биология, физика.

Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».

Форма проведения: научная конференция.

Целевая аудитория: 8 класс (с приглашением 7 и 9 классов).

Продолжительность 2 учебных часа.

Цели: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке;

познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями;

определить значимость научных открытий 19 века для современности.

Задачи:

  1. научить учеников работать с литературой и интернет- ресурсами, составлять и представлять электронные презентации;
  2. развивать умение выступать перед аудиторией;
  3. научить делать обобщения и формулировать выводы.

Оборудование:

Мультимедиа проектор, компьютер, оборудование для демонстрации явления электромагнитной индукции (магниты, амперметр, медная проволока). Выставка предметов, изобретённых в 19 веке (пишущая машинка, швейная машинка, спички, фотография, телефон, микрофон, резина, алюминий, целлулоид). Портреты учёных (Фарадея, Максвелла, Пастера, Мечникова, Коха, Дарвина,Рентгена, Кюри, Нобеля).

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока. Представления групп учащихся, которые были заранее сформированы и получили опережающие задания - сделать электронные презентации об учёных и их открытиях. Учащиеся размещены по группам «биологи», «физики» и «эксперты».
  1. Введение. Слово учителя истории:

19 век – особое время в развитии науки. Великие открытия следуют одно за другим. Новые открытия разрушают представления о том, что природа подчиняется строгим законам механики. Здесь речь пойдёт о тех открытиях в области физики и биологии, без которых невозможно было бы развитие индустриального общества. Монополистический капитализм, крупные корпорации обеспечивали внедрение современных технологий и научных открытий. Технический прогресс менял повседневную жизнь людей. Удобным и общедоступным становился транспорт. Современные средства связи облегчали общение, а газеты и радио приносили прямо в дом все новости. Неотъемлемой частью уличного пейзажа в конце 19 века стала фигура мальчика – газетчика, выкрикивающего новости.

Выбегают три мальчика с газетами и по очереди выкрикивают новости.

1800 г.- Вольта создал батарейки. Начинается век изобретений и открытий.

1816 г.- английские почтальоны пересели на велосипеды: быстро и удобно.

1827 г.- изобрели фотографию: теперь можно увековечить события и людей.

1829 г.- Брайль изобрёл алфавит и дал возможность слепым людям читать и писать.

1832 г.- открыли газ ацетилен и его свойство сваривать металл. Появилась возможность использовать металлические конструкции в строительстве мостов, домов, башен.

1852 г.- изобрели лифт для подъёма в высотных зданиях.

1854 г.- родился новый металл – алюминий. Пока его используют как украшения, но в следующем веке из него будут делать самолёты.

1855 г.- спички – огонь в маленькой коробочке. Теперь безопаснее и удобнее.

1861 г.- изобрели целлулоид. Детские игрушки стали легче и практичнее.

1866 г. – человечество переходит на искусственную еду. Маргарин заменяет масло.

1867г. – Шоулс отдаёт патент Релингтону на пишущую машинку.

1866 г.- Зингер изобрёл швейную машинку, а запатентовал только иголку с отверстием в острие.

1866 г.- Альфред Нобель создал динамит – добро и зло в «одном флаконе».

Учитель истории:

Ежегодно, с 1901 года, вручают премии имени Нобеля за открытия в науке и укрепление мира. Среди представителей науки 19 века тоже есть лауреаты Нобелевской премии, но всё по порядку.

  1. Выступление группы физиков под руководством учителя физики. Ученики представляют свои презентации.

Краткое содержание презентаций.

  1. В 1831 г. Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Он заметил, что если медная проволока попадает в магнитное поле, в ней возникает электрический ток.

Демонстрируется опыт.

Это открытие подарило жизнь всем генераторам, динамо-машинам и электродвигателям. «Повелителем молний» назвали Фарадея современники.

Он стал членом королевского общества и многих академий мира.

  1. Сенсацией стало открытие английского физика Максвелла. В 60-х годах он разработал электромагнитную теорию света. Согласно теории, в природе существуют невидимые электромагнитные волны, передающие электричество в пространстве. Так родилось представление о немеханическом движении. Свет у Максвелла выступает как разновидность электромагнитных колебаний. Через 10 лет немецкий инженер Генрих Герц подтвердил существование электромагнитных волн и получил их в лабораторных условиях и доказал, что никакие предметы не могут помешать их распространению. На основе этих открытий Попов и Маркони создали беспроволочный телеграф.
  2. В 1874 г. Голландский физик Лоренц, продолжая разрабатывать электромагнитную теорию Максвелла, попытался объяснить её с точки зрения атомного строения вещества. Англичанин Стоней в 1891 году ввёл для обозначения атома электричества термин «электрон». Позже выяснилось, что электрон – это составная часть атома. Так было положено начало атомной физике.
  3. В 1895 г. Немецкий физик Рентген открыл невидимые лучи, которые он назвал икс – лучи. Невидимые лучи проникали через преграду и отражали изображение на фотопленке. Это изобретение широко используется в медицине. Рентген первый из физиков получил Нобелевскую премию.
  4. Мария Склодовская – Кюри вместе с мужем Пьером Кюри исследовали явление радиоактивности и получили новые радиоактивные элементы кроме урана, ещё радий и полоний. В честь этих самоотверженных учёных назван элемент кюрий. Мария Кюри была первой из женщин доктор наук, преподаватель в Сорбонне, член Французской Академии медицины. Она дважды получила Нобелевскую премию.
  1. Ведущий передаёт слово «биологам». Под руководством учителя биологии ученики делают свои презентации.

Краткое содержание:

  1. Переворот в естествознании произвела книга великого английского ученого Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Пять лет в кругосветном путешествии Дарвин собирал, изучал, систематизировал ботанический и зоологический материал и пришёл к сенсационному выводу о том, что не Бог создал всё живое, а природа постепенно формировалась в процессе развития. Он вводит термин «эволюция» и доказывает, что человек – продукт эволюции обезьяноподобных существ.
  2. Французский учёный Луи Пастер изучал процесс брожения. Он открыл микробы, которые вызывают порчу продуктов и скисание молока. Он открыл и способ борьбы с ними. Пастеризация и стерилизация основательно входят в медицину и промышленность, а также на кухню к хозяйкам. Пастер вводит понятие «иммунитет» и доказал, что ослабленные микробы в вакцинах способствуют сопротивляемости организма и предупреждают заболевания.
  3. Теорию Пастера поддержал Дженнер. Он заметил, что доярки не болеют оспой, которая уносила жизни миллионов людей. Дженнер доказал, что доярки в слабой форме заражаются оспой от коров и у них вырабатывается иммунитет на болезнь. Он создал вакцину, спасающую жизнь людей. «Вакка» - в переводе «корова». В 1882 году Роберт Кох открыл бациллу туберкулёза и разработал вакцину против чахотки. Лауреатом Нобелевской премии стал русский учёный Илья Мечников, создавший учение о защите организмов от микробов. Появилась новая наука – микробиология. Изобрели вакцину против тифа и бешенства.
  4. В 19 веке были изобретены лекарства - аспирин и сульфамидные препараты. Использование нового прибора – стетоскопа – позволило прослушивать лёгкие и выявлять хрипы. В 1831 году был открыт газ хлороформ, который применяется для наркоза. Промышленность стала выпускать мыло, что также снизило инфекционную опасность.

Ведущий учитель:

В руке у меня ещё одно изобретение 19 века – ученическая ручка. Это изобретение стало символом перемены в образовании. Развитие науки и техники требовало изменений в образовании. В конце века в Англии и Франции вводится всеобщее обязательное начальное образование. Школа освобождается от покровительства церкви. Американский философ Джон Дьюи сказал: «Образование – это уже жизнь, а не подготовка к ней». Дьюи создал школу-лабораторию при Чикагском университете, где во главу угла ставился труд. Вместо пересказа и заучивания, дети мастерили поделки, разговаривали, обсуждали разные темы и спорили. Росло новое поколение, способное развивать научные идеи своих предшественников.

  1. Ведущий учитель предоставляет слово группе «экспертов». Эксперты озвучивают выводы о тенденциях развития научной мысли в XIX веке и значимости их для человечества.

Примерное содержание выводов:

  1. Главная особенность естественнонаучных открытий второй половины 19 века заключалась в том, что в корне менялись представления о строении материи, пространстве, движении, о развитии живой природы, причинах болезней и происхождении жизни на земле.
  2. Наука опровергла прежние знания и дала ключ к открытию невидимых тайн природы. Формировалась новая картина мира, т.к. наука вплотную подошла к строению атома.
  3. Развитие науки привело к успехам в медицине, что очень важно для всего человечества.
  4. Благодаря науке изменилась жизнь повседневная жизнь общества.
  5. Возникли новые направления в науке: микробиология, ядерная физика – неограниченное поле для новых исследований и открытий.

19-й век заложил основы для развития науки 20-го столетия и создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия 19 века были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие. Технический прогресс неудержимо продвигался.

Ведущий учитель:

Спасибо экспертам, а теперь предлагаем нашей аудитории поучаствовать в небольшой викторине.

Вопросы:

1 .Кто открыл всепроникающие икс-лучи? (Рентген)

2. Кто дал объяснение происхождения жизни на земле отличное от церковного учения? (Дарвин)

3. Кто открыл явление радиоактивности? (Кюри)

4. Чьи открытия заставили врачей стерилизовать медицинские инструменты? (Пастер)

5. Кто изучал волновую теорию света? (Максвелл)

6. Кто открыл возбудителя и научил лечить туберкулёз? (Кох)

7. Кто учредил премию учёным за выдающиеся достижения в науке? (Нобель).

Ведущий учитель:

Спасибо всем за работу. Успехов в учёбе!

Список литературы и интернет-ресурсов:

  1. Физика. Энциклопедия для детей. Том 16.- М.: Аванта, 2003.
  2. Хрестоматия по физике/ под ред. Б.И.Спасского. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Википедия. Категория: Физики XIX века.

НАУКА. СОЗДАНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

Цель:

Определить тенденции развития научной мысли в Европе XΙX века;

Рассмотреть достижения науки XΙX века.

Словарь:

МИКРОБИОЛОГИЯ - наука, изучающая микроорганизмы, их систематику, морфологию, физиологию, биохимию, генетику, распространение и роль в круговороте веществ в природе, микроорганизмы, вызывающие болезни человека, животных и растений. Создатель микробиологии - Л. Пастер.

Ход урока

Проверка домашнего задания

Нескольким учащимся раздаются карточки-задания по пройденным темам;

Двум-трем ученикам раздаются варианты теста по пройденной теме.

Остальные ученики работают по форме фронтального опроса.

Объяснение материала можно провести в виде самостоятельной работы класса с учебником. По ходу такой работы ребята составляют в тетради таблицу. В конце урока все вместе делаем вывод по уроку

Научная область

Год открытия

Фамилия ученого

Майкл Фарадей

Явление электромагнитной индукции – создание электродвигателя

Джеймс Майкл Максвелл

Электромагнитная теория света – передача электричества в пространстве

Генрих Герц

Подтвердил существование электромагнитных волн и установил что скорость их распространения = 300тыс.км./с.

А.С. Попов

Беспроволочный телеграф

Хенрик Лоренц

Продолжил разрабатывать теорию электромагнетизма

Джон Стоней

Ввел термин «электрон» для обозначения атома.

Вильгельм Конрад Рентген

Открытие невидимых Х-лучей – создание рентгеновского аппарата – нобелевская премия

Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри

Создали учение о сложном строении атома – нобелевская премия.

Биология

Чарльз Дарвин

Обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка.

Луи Пастер

Открытие новой науки – микробиологии, создана прививка от бешенства. Заложил основы учения об иммунитете.

Открыл вакцину от оспы

Рене Лаэннек

Сконструировал трубку из буковой древесины - стетоскоп

Роберт Кох

Открыл возбудителя туберкулеза – бациллу Коха

Илья Ильич Мечников

Основоположник эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии.

Открытия, сведенные в таблицу, имели огромное значение для развития индустриального общества.

Домашнее задание