Современные воспитательные технологии. Технологии воспитательные, их применение в работе классного руководителя. Технология воспитания н. е. щурковой

Современные воспитательные технологии Технология - определенная последовательность процедур для достижения тех или иных целей.

  • Воспитательная технология - это научно- обоснованное взаимодействие учителя c детьми, производимое в целях максимального развития личности ребенка как субъекта окружающей действительности.
  • Игровые технологии
  • Диалоговые технологии
  • Технология проблемного диалога
  • Технология критического мышления
  • Педагогика творчества
  • Технологии рефлексивного
  • воспитания
  • Технология изучения эффективности
  • воспитательного процесса
  • Технология саморазвития
  • Технология портфолио
  • Тьторская технология
  • Прогрессивные технологии
  • Технология воспитания
  • этической культуры
  • Педагогика успеха
  • Event - технология
Игровые технологии
  • Цель: Воссоздание и усвоение общественного
  • опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
  • Сущность: Социальное развитие ребенка путем исполнения различных социальных ролей в ходе реализации функций игры: познавательной, развивающей, формирования нравственных оценок, социального закаливания, проектирования собственной деятельности.
  • Методы и средства : Использование игры как метода диагностирования, коррекции, развития нравственных качеств, формирования САМости, развития фантазии, креативности мышления, творчества, как средство создания ситуации успеха.
:
  • Практические действия:
  • Практическое вовлечение ученика в различные виды игровой деятельности: спортивной,интеллектуальной, развивающей, развлекательной.Применение игр - тренингов, игр - упражнений, игр – тренировок, игр логических, ролевых, стратегических, экономических исторических, приключенческих, деловых и пр.
  • Итог: Учащийся умеющий управлять собственным поведением в различных жизненных ситуациях, развитой коммуникацией и сферой САМости, умеющий планировать свою жизнь и логически мыслить.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
  • Цель: Формирование самостоятельного мышления. Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения) формирование «человека думающего».
  • Сушность: культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, критические позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе.
  • Методы и средства: систематизация материала (кластеры, таблицы, логические цепочки…предположения по опорным словам, методы активного восприятия нового (дневники, путевые журналы,маркировки ит.д.) , стратегия ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое»).
  • Практические действия реализация мотивационной функции (вызов) - (побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме)
  • реализация информационной функции – (осмысление ) - (получение новой информации по теме, классификация полученной информации по категориям знаний).
  • реализация коммуникационной функции – (рефлексия ) - (обмен мнениями о новой информации, побуждение к дальнейшему расширению информационного поля, соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
  • Результат: это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ВОСПИТАНИЯ
  • Цель: формирование и развитие общественного сознания ребенка, т.е. такого сознания,которое помогает ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе общественных норм.
  • Сушность: С помощью рефлексий достигается соотношение своего сознания, ценностей,
  • мнений с ценностями, мнениями, отношениями другого человека, группы людей, общества в целом (общечеловеческими ценностями).
  • Методы и средства: Диалог педагога с внутренним «я» ученика, воспитанника.
  • Диалог ученика, воспитанника со своим внутренним «я».
  • Диалог педагога со своим внутренним «я».
  • Практические действия
  • 1.Выявление ощущений как процесс перевода бессознательного в сферу сознания, который достигается путем сосредоточивания, концентрации внима ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ВОСПИТАНИЯ ния человека на себе, на своем внутреннем состоянии.
  • 2. Анализ ощущений. Представляет собой процесс поиска причин возникновения выявленных ощущений путем отслеживания собственных действий в течение определенного времени.
  • 3. Использование и создание ситуаций, требующих нравственного выбора ребенка.
  • 4.Индивидуальное консультирование и поддержка процесса развития рефлексии у ребенка.
  • Результат: Установление обратной связи
  • Выявление уровня понимания информации «здесь и сейчас».
  • Ценностное отношение к информации.
  • Развитию личностных качеств, необходимых для осознанной деятельности.
  • Создание здоровьесберегающей среды.
Диалоговые технологии
  • Цель: овладение личностью способами публичного выступления, искусством ведения спора, диалога, полемики; умением работать в команде, проявляя толерантность к мнению оппонента и соучастника диалога.
  • Сушность: в ходе диалога формируется речевая культура, подразумевающая культуру общения; навыки публичного выступления и обсуждения проблем, включающие умение слушать и понимать собеседника, анализировать разные точки зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения, вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.
  • Методы и средства: диспут; дискуссия; интеллектуальный бой; телемост; пресс-конференция; интервью; интервью-диалог; турнир ораторов; интеллектуальная дуэль; сократов-круг; открытая кафедра; «волшебный стул» и др.
  • Практические действия
  • Этапы диалоговой технологии:1 этап: ВВОДНЫЙ (ЗАВЯЗКА , выявляющая проблему) Создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы, актуализация необходимой информации, стимулирование интереса к проблеме. 2 этап: ОСНОВНОЙ (Диалог в разных модификациях)
  • 3 этап: ИТОГОВЫЙ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (КОНСОЛИДАЦИЯ и РЕФЛЕКСИЯ).
  • Анализ и осмысление диалога с содержательной и процессуальной точек зрения.
  • Результат: В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему. а также воспитание молодых людей с новым типом мышления, активных, творческих, способных мыслить самостоятельно, смелых в принятии решений, стремящихся к самообразованию.
ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
  • Цель: Показ приоритета духовности и культуры в ценностных ориентациях школьника.
  • Сущность: Актуализация нравственного потенциала, для формирования чувства собственного достоинства, ответственности, гуманизма (ядра личности).
  • Методы и средства : Методика этического диалога, учебная и внеурочная деятельность, создание ситуаций нравственного выбора.
  • Практические действия: Проведение уроков этики; Организация внеурочной деятельности этической направленности; Практическая деятельность по реализации нравственного потенциала (волонтеры, группы доброты и милосердия, шефская помощь, акции доброты и пр.). Результат: Нравственное становление личности школьника
Event- технология
  • Цель: изучение и применение совокупности воспитательных, дидактических возможностей для реализации личностных интересов и потребностей школьника, формирования позитивного отношения к миру.
  • Сушность :В обобщенном виде педагогическая технология представляет собой продуманную во всех деталях модель взаимодействия педагогов и воспитанников по проектированию, организации и функционированию учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения комфортных условий для личностного развития ученика-воспитанника (с учетом человеческих, технических, материальных ресурсов) и оптимизации форм его образования.
  • Методы и средства: распространение знаний о культуре досуга: транслирование информации о многообразии видов и форм досуга; передача образцов жизнедеятельности, воспроизведение моделей поведения, пропаганда ценностей уникальности человека, здорового образа жизни, свободы личностного выбора; формирование отношения к миру, самому себе; приобщение к национальной и региональной культуре; формирование знаний, умений и навыков в области организации культурного досуга и использование их в личностном опыте); снятие напряжения, тревожности, неудовлетворённости через формы досуга; реализация внутренне присущих человеку задатков и свойств, изменение личности в конкретной ситуации, в том числе как члена сообщества.
  • Результат: реализация личностных запросов и потребностей; раскрытие качеств и свойств личности, их развитие; формирование коммуникативной культуры участников, развитие отношений между его участниками; психотерапевтическая помощь участникам; обучение работе в команде; познание окружающей действительности; личностное самоопределение; освоение, сохранение и передача традиций, принятие инноваций.
ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА
  • Цель: Воспитание творческой личности
  • Сущность: Перевод ребенка на субъектные позиции для предъявления и развития индивидуальных способностей, заключающихся в осознании личных целей, искусства достижения внутренней гармонии и уравновешенности, развитии чувства реальности, самостоятельности, открытости, сочувствия, умения жить без конфликтов, развитие сильных сторон характера.
  • Методы и средства: Через создание творческих ситуаций (игровых, соревновательных, ситуаций заботы, исследовательских и пр.)
  • Через средства искусства , различные предметы и явления окружающего мира,общечеловеческие нормы и ценности, правила окружающей действительности.
  • Практические действия : непосредственное участие в работе кружков, клубов, секций, занятия в школе искусств, соревнованиях, ктд, погружение в творческую деятельность на многообразных площадках, где можно проявить свои способности и таланты: участие в КВН, смотрах талантов, конкурсах и т.д.
  • Результат: Учащийся, обладающий креативностью мышления, т.е. cамостоятельностью, конструктивностью, активностью, продуктивностью, гибкостью, оригинальностью, богатством идей (фантазией), готовностью к эксперименту,способностью мыслить проблемно,умением принимать решения,
  • не бояться ошибок, способностью идти
  • на риск.
Педагогика успеха
  • Цель: Создание условий для полноценного развития школьника за счет удовлетворения его потребностей в самореализации и уважении.
  • Сущность: Восхождение по лестнице достижений, обусловленной гуманистическими принципами, при наличии постоянной системы стимулирования и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех.
  • Методы и средства: Создание ситуаций успеха в учебной и внеучебной деятельности как средства духовного единения коллективов,учителей, учеников и родителей.
Практические действия: Годовой круг творческих дел,праздников, традиций,все виды школьной деятельности: трудовой, общественной, учебной,спортивной, художественной и т.д.
  • Результат:
  • Ученик, обладающий креативностью мышления, понимающий свои жизненные потребности, умеющий их реализовать, преодолевать трудности и решать проблемы соответственно нравственным и социальным нормам общества, верящий в свои силы и возможности.
Технология саморазвития личности школьника
  • Цель: Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самосовершенствующейся личности школьника
  • Сущность: Перевод ребенка с природными потребностями саморазвития (познания, самоутверждения, самовыражения, безопасности) на уровень готовности к самостоятельной жизни, т.е. вывод личности ребенка в режим саморазвития
  • Методы и средства: Дифференциация по интересам, личностный подход, индивидуальные программы, диалог, игровые методики, развивающие технологии, исследовательские методы, проблемное обучение, педагогика сотрудничества и т.д.
Практические действия: Объединения по интересам,внеурочная творческая, художественная, техническая, общественная деятельность, участие в работе органов самоуправления, профессиональные пробы,психотренинги, профильные занятия: педкласс,менеджмент, деятельность в НОУ, мастерских различного профиля,ведение здорового образа жизни…
  • Результат:
  • Учащийся, как активный, инициативный,
  • самостоятельный законопослушный гражданин,
  • будущий заботливый семьянин, просвещенный
  • культурный человек, способный к постоянному
  • жизненному самосовершенствованию.
Тьюторская технология
  • Цель: научить ребенка учиться самостоятельно
  • Сушность: помощь в налаживании индивидуального процесса образования; выявление погрешности в организации самообучения; согласование обучения и воспитания; помощь в распределении нагрузок, т.е.создание условий для разностороннего развития личности и обучению ребенка навыкам самообразования.
  • Методы и средства: проектирование,исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, интегративные образовательные экспедиции,портфолио, развитие критического мышления,творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада и т.д.
  • Практические действия:
  • 1. создание среды выбора;
  • 2. навигация, т.е. обсуждение преимуществ и имеющиеся риски выбранного;
  • 3. обсуждение следующего шага в реализации образовательной программы.
  • Результат : молодой человек приобретший и развивший навыки к самостоятельному обучению.
Технология педагогической поддержки
  • Цель: Устранение препятствий в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением,успешным продвижением в обучении, с деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным,профессиональным и этическим выбором
  • Сущность: Поддержка ребенка как субъекта свободного самосознания, свободной деятельности, свободного поведения на основе согласия ребенка,опору на его потенциальные возможности, веру в эти возможности, реализации принципа “Не навреди!” и т.д.
  • Методы и средства: Положительная реакция на ситуацию,
  • применение исследовательских методов: диагностики, поиска,
  • рефлексии, построения индивидуальной программы, самоанализа
  • и пр.
Практические действия: Построение общности: учитель + ученик на основе сотрудничества и договоренности. Поддержка самокоррекции, и самостоятельности в выборе решения, соблюдение конфедециальности (анонимности), действия по защите здоровья и человеческого достоинства
  • Результат: Ученик, относящийся к собственной жизни как к самоценному дару, реализовать который его жизненная задача (умеющий двигаться к самому себе, достигать самостоятельно желаемых результатов в обучении, общении, образе жизни, самовоспитании)
  • Перечень воспитательных технологий
  • 1. Технология критического мышления
  • 2. Технология рефлексивного воспитания
  • 3. Диалоговые технологии
  • 4. Технология саморазвития школьника
  • 5. Тьюторская технология
  • 6. Проектная технология
  • 7. Игровые технологии
  • 8. Технология воспитания этической культуры
  • 9. Технология изучения эффективности воспитательного процесса
  • 10. Event – технология
  • 11. Педагогика творчества
  • 12. Педагогика успеха….
Владение воспитательными технологиями – одна из главных составляющих профессиональной компетенции педагога
  • Желаю успехов!


Воспитательная технология

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.

могут различаться по разным основаниям:

по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

По функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

по подходу к ребёнку


К числу современных воспитательных технологий можно отнести :

- Технология проектного обучения;

  • Личностно-ориентированная технология;
  • Технология здоровьесберегающая;
  • Технология учебно деловой игры;
  • Технология развития критического мышления;
  • Технология проведения учебный дискуссий;
  • Технология КТД И.П. Иванова;
  • Технология педагогической поддержки (Тьюдорство);
  • Технология создания ситуации успеха;
  • Шоу технологии;
  • Ситуативные технологии.

Каждая из воспитательных технологий, активно используемых в современной педагогике, обязательно состоит из следующих компонентов:

- диагностирование,

- целеполагание,

- конструирование,

- проектирование.

Важную роль имеет также наличие организационно-деятельностного и контрольно-управленческого компонентов .


Воспитательные технологии

это одно из средств воспитания, система приемов и методик, которые устанавливают такие отношения между воспитанниками и воспитателем, когда достигается главная цель – приобщение детей к общечеловеческим культурным ценностям.


  • требования социума
  • передача жизненного опыта
  • анализ предлагаемой сложившейся ситуации
  • социализированная оценка ученика
  • организация творческого дела
  • создание ситуации успеха

  • Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)
  • Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)
  • Содержательная (предметная) деятельность
  • Завершение
  • Проекция на будущее.

И.П. Иванова

Цель технологии : организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения,

общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.

Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.


Технология здоровьесберегающая

Цель технологии : сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым.


Технология индивидуально рефлексивного самовоспитания.

Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.

В качестве основной формы технологи ииндивидуального рефлексивного самовоспитания предлагается ситуационный классный час (Н.П. Капустин)


Технология педагогического разрешения конфликта

Технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта. Способы разрешения конфликта; юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.


Технология педагогической оценки поведения и поступков детей

Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и антиценностей. Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и т.д.


Технология коллективного творческого воспитания

Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского И.П.Иванова. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.


Технология коллективного творческого воспитания

Участие:

  • Общешкольных праздниках
  • Конкурсах газет
  • Поделок
  • Участие в районных конкурсах и т.д.

Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову)

Важные компоненты воспитательной системы класса:

Индивидуально – групповой.

Ценностно – ориентационный.

Пространственно – временной.

Функционально – деятельностный.

Диагностико – аналитический.


Информационно-коммуникативные технологии

Использование в занятиях ресурсов ИКТ




Пусть температура воспитания ваших учеников будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже .


перемен никогда не превращается в ветер в голове

Пусть ветер


Пусть

светит в вашем

классе радуга открытий


Пусть минует вас град «неудов» и «двоек»,

а «пятерки» и успехи льются рекой


Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным.

Ведь учитель – магнит,

притягивающий или отталкивающий учеников.


Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы.

И это будет – замечательный парниковый эффект

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Эльвира Блинова
Эффективные воспитательные технологии в работе классных руководителей

Методический семинар"Эффективные воспитательные технологии в работе классных руководителей » " (Блинова Э. Н.)

Начало обучения в школе – это новый и важный этап в воспитании и развитии ребенка . Став школьником, он впервые включается в систематическую, общественно значимую деятельность. Многие важные черты духовного мира ребенка закладываются в начальных классах . Именно здесь он получает основы систематических знаний, здесь формируется его нравственный облик, развивается характер, воля.

На сегодняшний день задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию , к самореализации и саморегулированию отношений. Учитель начальных классов ещё является классным руководителем . Учителя начальных классов как классные руководители работают в особых условиях с детьми от 6-ти до 10-ти лет. Введение ФГОС потребовало в соответствии с нормативно правовыми документами использовать современные технологии в воспитательной работе . Что такое воспитание ?

Современный французский ученый Легувье так определил науку воспитания : «Воспитание – это наука , которая обучает наших детей обходиться без нас»

От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.

Под воспитаниемещё понимают комплекс технологий , направленных на целенаправленное формирование личности ребенка. С понятием воспитания тесно связана социализация ребенка, то есть усвоение детьми основ родной культуры, регламентирующей понятия добра и зла, одобряемых и неодобряемых поступков, знаний традиций и обычаев. В современных обществах выработан набор технологий призванных формировать из ребенка гражданина в соответствии с представлениями старшего поколения или государственной власти.

Воспитательная технология – совокупность форм , методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств , позволяющая достигать поставленные воспитательные цели . Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка . В процессе многоплановой воспитательной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания . Решить эти задачи помогут современные воспитательные технологии :

Современные воспитательные технологии :

технология проектного обучения ;

личностно-ориентированная технология ;

технология здоровьесберегающая ;

технология учебной деловой игры;

технология развития критического мышления;

технология КТД И . П. Иванова;

технология проведения учебных дискуссий;

технология педагогической поддержки;

технология создания ситуации успеха;

шоу-технологии ;

ситуативные технологии .

Процесс саморазвития и самореализации личности - это стремление человека к более полному выявлению и развитию своего личностного потенциала. Этот процесс предполагает творчество, свободу и самостоятельность. Подробнее остановлюсь на технологии создания ситуации успеха. Считаю эту технологию эффективной в работе учителя и классного руководителя для развития и самореализации личности младших школьников"

Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства –это первая заповедь воспитания . Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости –источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха . Важно иметь в виду, что даже разовоепереживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка, резко изменить стиль и ритм его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенноесли это касается учебы. Умственный труд ученика, успехи и неуспехи в учении –это его духовная жизнь, его внутренний мир. Ребёнок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и не удается. Создание ситуации успехана уроке является важным принципоммоей работы . Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно и учился с удовольствием. Вот какие технологические приёмы я применяю в своей практике.

1. "Добрая песня"

В нашем классе появилась добрая традиция начинать учебный день с доброй песни, а песня, как известно поднимает настроение, снимает напряжение, а в понедельник помогает особенно - до конца проснуться и приступить к занятиям. Первой нашей песней стала песня "Дорога добра". Мы выучили песни "Чему учат в школе?", "Осень листьями шурша", "Мамина улыбка" и другие. Тематику песен я подбираю таким образом, чтобы реализовать через них учебно- воспитательные задачи

2."Похвала" – очень действенный и тонкий педагогический инструмент.

Начнем с того, что хвалить ученика нужно обязательно! Почему? Чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета. Одобрение учителя способно творить чудеса! Вода, попавшая на увядающий цветок, действует так же, как и доброе учительское слово на ребенка, который нуждается в его поддержке и внимании. Главная функция похвалы – передать искреннюю веру педагога в возможности своего ученика. Как похвалить ученика на уроке и не оказать ему тем самым «медвежью услугу» ? Для этого важно соблюдать следующие правила. Применяю золотые правила похвалы.

Слайд №6Золотые правила учительской похвалы

1. Хвалите за старательность!

Хвалю ученика за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и интеллект, данные ему природой. Например, похвалить ученика на уроке русского языка за отличный диктант можно так : «Молодец! Ты много читаешь, старательно подготовился к работе , повторил все правила!» Не совсем верно в этом случае говорить : «Ты не допустил в диктанте ни одной ошибки! У тебя врожденная грамотность!»

2. Хвалите действия, а не личность!

В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценить его личность. В противном случае у школьника может сформироваться необъективно завышенная самооценка и самомнение. Хочу привести такой пример. У меня в классе есть ученик , Куликов Егор, который пишет левой рукой . Я знаю, ему очень нелегко приходилось в первые дни учёбы, когда его не слушалась ручка. Буквы и цифры выходили неуклюжими, дрожащими, часто теряли строчку. Но я видела, его сильное желание и старание писать лучше и красиво. Подходила к нему и тихонечко, поглаживая его за плечи говорила, что сегодня ему этот элемент буквы удалось написать лучше, завтра ты постараешься справиться с правильным написанием и целой буквы и даже слова, но для этого нужно работать , развивать свои способности, и не огорчаться, если что-то сразу не удаётся. Я видела его искреннюю улыбку и понимала, что он верит в это и будет работать над улучшением своего результата. В настоящее время я могу ставить его письмо для примера другим ученикам приговаривая, что терпение и труд всё перетрут.

3. Четко обозначайте, за что хвалите!

Для меня важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность , вызывает сомнения в ее искренности. Например, при желании похвалить ученика на уроке технологии можно обратить внимание на детали работы и сказать : «Какую красивую бабочку ты слепила" Как тебе удалось так ярко изобразить её!" При этом рекомендуется избегать общих фраз : «Ты умница! Настоящая мастерица!"

У меня в классе есть девочка , которая не так активна на уроках математики и русского языка. Но какое удивление она у меня вызвала, когда я увидела её работу из пластилина на уроке технологии . Я попросила эту девочку представить свою работу всему классу и рассказать о ней . По её глазам и улыбке было видно, как она была рада своему успеху, а дети на перемене окружили её и выражали своё восхищение. Ни у кого не возникло плохого чувства зависти. Но тут нужно попросить и другого ученика показать свою работу , чтобы не противопоставлять одного ученика всему классу .

4. Хвалите в меру и по делу!

Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. Безмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает ребенка к дешевому успеху.

5. Останавливайтесь на хорошем!

Как легко с помощью одного слова повысить самооценку ученика! Но всего одно лишнее предложение способно все разрушить. Например, на уроке математики я могу похвалить ребёнка за правильное решение примеров, верное выполнение конкретного задания. Если учитель захотел похвалить школьника на уроке, он не должен указывать на то, что остальная часть работы ему не удалась .

Похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте.

6. Хвалите без сравнений!

Важно, чтобы похвала была безусловной, не содержала сравнений. Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников. Не говорите, что Никита молодец, потому что он справился с заданием лучше, чем его одноклассник Иван или Николай .

7. Подкрепляйте похвалу!

Похвала, подкрепленная улыбкой, мимикой, открытыми жестами обладает большей силой и эффективностью .

8. Запаситесь «Я-посланиями» !

Более действенной является та похвала, при выражении которой учитель использует «Я - послание» . Например, я могу похвалить ученика на уроке литературного чтения так : «Я очень рада, что тебе удалось выучить и выразительно рассказать это непростое стихотворение». Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников .

Учителю важно помнить, что самая ценная и эффективная похвала для школьника – заслуженная и умеренная.

3." Моя копилка"

Продолжая говорить о ситуации успеха, хочется рассказать и о реализации самооценки своей деятельности обучающимися. Как это интересно организовать? Предложила ребятам копилку добрых знаний и умений. В прозрачную баночку складываем фасоль или горошинки. Почему в прозрачную? Ребёнок должен видеть, не заглядывая внутрь баночки, свой результат достижений. Фасоль символизирует полученные знания, а горох - умения, то есть, чему он научился на уроке и не только на уроке, но и во внеурочной деятельности и просто в жизни. На баночку можно наклеить весёлый смайлик. На другую баночку приклеить смайлик с грустным выражением лица. Положить туда также фасоль и горошинки. Но они уже будут символизировать плохие привычки, с которыми нужно бороться и избавляться от них. Например : с привычкой грызть ручку, забывать делать зарядку по утрам, работать над тем , что ещё не получается. Эту копилку дети пополняют самостоятельно дома. Заводят их они тоже по желанию. Один раз в месяц я прошу принести свои копилки на классный час и рассказать о своих успехах и над чем им ещё предстоитработать . На родительском собрании я рассказала о них. Родители задали такой вопрос :"А не может быть так, что ребёнок может просто так положить эту фасоль в банку?" Этот вопрос я ждала и заранее была готова к этому. Я им утвердительно ответила, что нет. Ведь вся суть в этом. А именно в доверии к ребёнку и в том, что он понимает это и не желает нас огорчать.

Слайд №7 Мои первоклассники со своими копилками

4.«Скорая помощь» .

Есть такой конверт с названием "Скорая помощь" На урок или классный час приходит сказочный или книжный герой с этим конвертом. В конверте лежит просьба о скорой помощи. Буратино приходит с просьбой помочь научить писать буквы, слова и т. д. "Сорока" -найти допущенные ошибки, "Незнайка" - приходит, когда дети могут помочь ответить на интересующий его вопрос и т. д. Дети очень отзывчивы и охотно стараются помочь этим героям. Такая мотивация создаёт ситуацию успеха.

5. "Важное дело"- или "Утренняя почта"

Держа конверт в руках сообщаю своим ученикам, что получила "Утреннюю почту". Здесь очень уместно спросить :" Интересно ли им узнать, что в нём?" Открываю конверт, достаю чистый лист бумаги. Дети в замешательстве. Но тут сообщаю, что письмо зашифровано и нам предстоит очень важное дело- расшифровать его. Для этого мы должны найти ответ на вопрос, например : "Есть ли жизнь в воде подо льдом?" интрига в том, что чистый лист кладу обратно в конверт, а в конце урока достаю уже расшифрованный с помощью учеников лист, где напечатан краткий ответ на поставленный в начале урока вопрос. Читаю письмо после того как дети сами дадут на поставленный вопрос ответ. Благодарю ребят за ту важную работу , с которой дети справились. Правильно расшифровали письмо и помогли прочитать.

Недостаточно создавать ситуацию успеха только в учебной деятельности. Для создания в классе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания провожу различные праздники, открытые уроки, экскурсии, вовлекаю детей в акции,

Демонстрирую слайды.

Слайд №8, 9 :Открытый урок математики для детского сада

Слайд №10, 11 : Праздник "День Матери

На хорошей эмоциональной ноте прошёл праздник "День Матери" Все ребята и родители были задействованы. Конкурсы подбирала таким образом, чтобы ребёнок обязательно участвовал вместе с мамой. Для каждого ребёнка была создана своя небольшая ситуация успеха, а для мам и бабушек хорошее настроение.

Слайд №12 :

Завели мы добрую традицию поздравлять именинников. Поздравляя с днем рожденья, дети учатся говорить друг другу комплименты и с благодарностью принимать их. Я в такие моменты стараюсь подчеркнуть все положительные стороны именинника, чтобы остальные ребята на это тоже обращали внимание.

Слайд №13 :

Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия родителей. С родителями анализировали проблемы, планировали деятельность, проводили совместные мероприятия. Родители помогали в оформлении класса , в проведении конкурсов и затей, в изготовлении кормушек, в других творческих делах.

Слайды №14- 16

Проводила родительские собрания на темы : «Как раскрыть способности своего ребенка» (о вовлечении детей в классные дела , о необходимости посещения занятий (кружков, секций по интересам) ; «Алгоритм создания ситуаций успеха в семье» , «Роль самооценки в формировании личности» и др. В начале каждого года обучения на родительских собраниях давала методические рекомендации по организации самостоятельной работы детей дома .

Своё выступление хочу закончить такими словами.

Создание ситуации успеха в школе - один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию , воспитание сильных черт характера. Это как гарантия всестороннего развития и самореализации личности младших школьников.

Другими словами : успех в учебе и в делах сегодня - успех в дальнейшей жизни.

СЛАЙД №17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Между технологическим и методическим подходами к учебно-воспитательному процессу формально отсутствуют противоречия. Однако их оценка разными учеными осуществляется по-разному. Одни исследователи говорят о том, что методика воспитания - понятие более широкое, чем технология. Другие поддерживают обратную точку зрения. В частности, ученые рассматривают учебно-воспитательные технологии в широком смысле, включая в них и технику. Последняя, в свою очередь, предполагает овладение преподавателем определенными методиками. Рассмотрим далее, что собой представляют современные технологии воспитания. В статье будут рассмотрены их признаки, формы, особенности.

Педагогическая практика

В рамках методики изучаются средства и приемы взаимодействия преподавателя и детей. При этом они не выстраиваются по конкретному алгоритму, в определенной логической последовательности. Воспитательные педагогические технологии отличаются от методики нацеленностью на заданный диагностируемый результат. Вместе с этим они не сводятся к воспроизведению действий по точному алгоритму. Это обуславливается тем, что педагогическая практика предполагает творчество преподавателей и детей в определенных рамках. В соответствии с еще одним подходом к дифференциации этих явлений, методика рассматривается преимущественно как система деятельности специалиста. Воспитательные педагогические технологии, кроме этого, описывают и поведение детей. Методика отличается "мягким" рекомендательным характером. Технологии воспитательные более жестко иллюстрируют последовательность действий преподавателей и детей, отступление от которой может создать препятствия для достижения запланированных показателей. Методики в большей степени основываются на интуиции, личных качествах специалиста, существующих образовательных традициях. В этой связи их достаточно проблематично воспроизводить.

Технологии воспитательные: понятие

Определение можно рассматривать с различных сторон. В классическом виде технологии воспитательные представляют собой компоненты преподавательского мастерства, предусматривающие профессиональный, научно обоснованный выбор определенного операционного влияния специалиста на ребенка в рамках его взаимодействия с миром. Эти элементы деятельности позволяют сформировать у детей отношение к окружающему. Технологии воспитательные должны гармонично сочетать в себе свободу индивидуального проявления и социокультурные нормы. Эти преподавательские компоненты формируют определенную систему. Она способствует установлению таких взаимодействий между участниками процесса, при которых в ходе непосредственного контакта достигается запланированная цель. Она заключается в приобщении детей к культурным общечеловеческим ценностям.

Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.

Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

Внедрение технологического подхода в практику школьного образования обнаружило тенденцию более быстрого развития технологии обучения по сравнению с технологией воспитания. Видимо, это связано с тем, что технология обучения в меньшей степени зависит от субъективных факторов (например: законы физики, состав вещества или правописание безударных гласных в корне слова не зависят от воли и отношения к ним ученика). Процессы создания и осуществления воспитательных технологий значительно сложнее, так как в основе их всегда лежат отношения между воспитателем и учащимися и они требуют от педагога умения вести за собой школьников, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог. Поэтому в педагогической литературе можно встретить мнения против тезиса о те6хнологизации воспитания – утверждение о несовместимости такого тонкого личностного, творческого процесса, как воспитание, с техникой, стандартом, автоматизацией с одной стороны. И с другой стороны стремление ученых, педагогов снабдить учителя – воспитателя скажем так, «орудиями труда» и рекомендациями по их использованию. Педагогика еще пока не в силах разрешить данное противоречие. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство, но рано или поздно оно уступает место «коллективному» мастерству, концентрированным выражением которого является технология, сокращающая путь к цели, экономит время и затраты.

Исходя из этого, а также из общей характеристики педагогических технологий можно дать следующее определение:

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

  • Диагностирование
  • Целеполагание
  • Проектирование
  • Конструирование
  • Организационно – деятельностный компонент
  • Контрольно – управленческий компонент

Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

  • Научно обоснованные социализированные требования
  • Передача социального опыта
  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
  • Социализированная оценка ученика
  • Организация творческого дела
  • Создание ситуации успеха

Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

  • Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)
  • Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)
  • Содержательная (предметная) деятельность
  • Завершение
  • Проекция на будущее

· Технология коллективноготворческогодела

· Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена И.П. Ивановым и его сподвижниками.

· Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения,

· общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.

· В любом воспитательном мероприятии выполняются четыре психологически необходимых этапа деятельности:целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов .

· Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.

· Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.

· Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше чем было. «Всё творчески, иначе зачем?»

· Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»

· Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

· Постулаты КТД:

· – коллективное творчество;

· – единое дело и добровольное участие в нём;

· – свобода выбора форм деятельности;

· – содружество взрослых и детей;

· – развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

· Виды коллективных дел:

· Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)

· Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)

· Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

· Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)

· Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)