Сравнительная степень имен прилагательных урок. Открытый урок "степени сравнения прилагательных". VII. Домашнее задание

«Степени сравнения имен прилагательных»

Дата проведения 17.11.2015

Класс 6

Цель урока: закрепить понятие степеней сравнения имен прилагательных

Задачи урока:

    Образовательная : закрепить понятия о степенях сравнения имён прилагательных; учить различать способы образования форм степеней сравнения; употреблять прилагательные в разных формах в собственной речи

    Развивающая : развивать умение сравнивать и анализировать, творческую фантазию, умение обобщать информацию, делать выводы, коммуникативные навыки учащихся, умение вести монологическую и диалогическую речь

    Воспитательная : воспитывать культуру общения, толерантность, трудолюбие и аккуратность.

Тип урока: применения новых знаний

Вид урока: урок смешанного типа

Методы и приемы: проекта, частично-поисковый (эвристический), наглядный, наблюдение над языковыми явлениями, их анализ, дидактическая игра, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, творческая работа, приемы «Лингвистический лабиринт», «Магический квадрат»

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, презентация

Соответствие урока требованиям ФГОС:

1. Ориентация на новые образовательные результаты

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится

· определять и различать степени сравнения прилагательных

· составлять алгоритмы образования различных форм степеней сравнения

Составлять предложения с использованием различных степеней сравнения имён прилагательных

Определять и исправлять ошибки в употреблении имён прилагательных в сравнительной и превосходной степенях

ученик получит возможность научиться:

· выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

· участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

личностные:

· проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

· понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные

· ученик определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

· учится самостоятельно разрабатывать план работы;

познавательные

· ученик использует знако-символические средства при оформлении опорного конспекта;

· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

· составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

· слушает и понимает речь других;

· договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ход урока.

    Организационный момент. Вступительное слово учителя .

Дидактическая задача : подготовить учащихся к работе на уроке.

Как вы думаете, почему эпиграфом к уроку я взяла эту пословицу?

«Человек твёрже камня, нежнее цветка» - эта афганская пословица прославляет твёрдость, стойкость духа человека и одновременно нежность, чуткость его души. Эти высокие нравственные качества человека народ запечатлел, используя формы сравнительной степени прилагательного. В жизни человека сравнение играет огромную роль: оно является важнейшим приёмом мышления.

    Актуализация знаний. Прослушивание отрывка из «Веселых уроков» передачи «Радионяня» «Степени сравнения имен прилагательных» до слов «Как вы думаете, это трудная тема?»

А вы, ребята, как думаете, это трудная тема? Этой теме мы и посвятим наш урок .

Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа. Тема урока «Образование степеней сравнения прилагательных»

    Постановка целей урока.

Попробуйте сформулировать задачи, которые необходимо сегодня решить.

    Объяснение нового материала.

Дидактическая задача : установить правильность и осознанность выполнения задания всеми учащимися, устранить пробелы в знания всеми учащимися, устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки. (7-10 мин.)

Что же представляют степени сравнения?

И _____________ исследовали особенности этой формы прилагательного. Они представят результаты своей работы.

    «Ажурная пилка»

1 группа - «Как образуется сравнительная степень сравнения

прилагательных», 2 группа - «Как образуется превосходная степень сравнения

прилагательных» (2 подготовленных ученика объясняют материал каждый в своей группе, после чего один из участников каждой группы идет в другую группу чтоб объяснить усвоенный материал остальным).

    Проверка понимания учащимися нового материала. Блиц – опрос

«Лингвистический лабиринт»

Дидактическая задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Проверим правильность понимания теоретического материала.

Предлагаю блиц – опрос.

Предполагается, что в игре принимают участие две команды из двух вариантов.

Задача: пройти лабиринт, получив как можно меньше красных карточек. Лабиринт можно пройти двумя путями, для выбора пути игрок делает щелчок по кнопке « I » или « II ».

Далее нужно прочитать фразу в открывшемся блоке и выразить свое согласие-несогласие с ней, нажав кнопку « Да » или « Нет ». При правильном ответе открывается новый блок, и можно подумать над ответом, пока очередной ход делает соперник.

Когда оба игрока доберутся до финиша, игра окончена.

    Сколько существует степеней сравнения?

    Две;

    Три.

    Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

    Качественные;

    Относительные.

    Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов:

    ейш –

    ее, – е, – ше .

    Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов:

    ше;

    ейш –, – айш –.

    Сложная сравнительная степень образуется с помощью слов:

    Более, менее;

    Самый;

    Сложная превосходная степень образуется с помощью слов:

    Менее;

    Самый, наиболее, наименее и т. д.

    Закрепление знаний и способов действий

Дидактические задачи: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Итак, вы вспомнили, что такое степени сравнения имен прилагательных, как они образуются, теперь необходимо научиться самим правильно образовывать эти формы и правильно употреблять в своей речи.

    Образование форм степеней сравнения прилагательных.

    Закончите предложение

Я счастливый, он счастливее, а ты самый счастливый.

Я толстый…

Я хороший…

Я длинная…

    Используя прилагательные, сравните певиц (Вера Брежнева, Елка, Максим)

    По популярности

    По возрасту

    По внешним данным

Составьте предложения. Запишите в тетрадь.

    Орфоэпическая минутка. Хорошие речи приятно и слушать

Мы даем тебе совет:

Скажем ударенью «нет»,

Если слышим вы вокруг:

Красив е е, удобн е е,

Спокойн е е, свободн е е

Скажем ударенью «Да» –

Говори ты так всегда:

И крас и вее, и уд о бнее

И спок о йнее, и своб о днее

Кто запомнил, как правильно нужно произносить слова?

    Книга рекордов Гиннесса. Вставьте прилагательное в нужной форме.

Что вы знаете об этой книге?

Как вы думаете, почему мы к ней обращаемся?

Книга рекордов Гиннесса - это сборник мировых рекордов, выпускаемый ежегодично. В книгу попадают как достижения человека, так и природные величины. Книга была впервые опубликована в 1955 г. по заказу ирландской пивоваренной компании "Гиннесс". В настоящее время этот сборник пользуется огромной популярностью в любой стране и почти на всех языках - Книга Рекордов Гиннесса издается более чем в ста странах мира, на более чем двадцати трех языках. В 2005 году вышло юбилейное, 50-е издание данного сборника. В настоящее время сборник рекордов является книгой с самым большим тиражом, из книг, издающихся по всему миру. Тем самым Книга рекордов Гиннесса завоевала рекорд, который поместили в нее саму. Только Библия, Коран имеют б о льший тираж. В настоящее время издателем книги является Стюарт Ньюпорт. Идея выпускать этот справочник пришла в голову бывшему управляющему пивоваренной компании Guinness Brewery Хью Биверу. Бивер тогда счёл, что сборник мировых рекордов будет незаменимым компаньоном завсегдатаев пивных пабов в их постоянных спорах при поисках ответов на вопросы самых разнообразных викторин.

    В Гималаях находится ………гора мира Эверест.

    Голубой дог Джордж (2 м) – …………….собака в мире.

    Гепард ……

    ………….имя Барнаби Мармадюк Алоизий Бенджи Кобвеб Дартаньян Эгберт Феликс Гаспар Гумберт Игнатий Джейден Каспер Лерой Максимилиан Недди Объяхулу Пепин Кьюллиам Розенкранц Секстон Тедди Апвуд Виватма Уэйленд Ксилон Ярдли Закари Усански. Этим именем обладает 36-летний житель
    Эдинбурга, имя он сменил лишь в 36 лет.

    Девочка по имени Тейлор, родившаяся в США весит 275 граммов. Это

………………… ребенок на планете.

    Житель США Уильям Джеймс Сидис, айкью которого равно 250 -………………….
    человек в мире.

    ………………………… слово – название белка, состоящее из 513 букв.

    У Полины Титовой …………………………….. волосы в России. Под стать ей китаянка Кси.

    Голубой кит ………………. животное в мире. Его вес 150 тонн.

    Исправьте ошибки в предложениях

    Эта ложка железнее, чем та.

    Моя мама моложе твоей.

    Хвост более короткий.

Все дети работают в тетрадях, по 1 одному ученику работают с одним предложением у доски.

    Эта ложка железнее, чем та.

    Моя мама моложе твоей.

    Осенью в лесу красивее, чем зимой.

    Это самый большой салют, который я видел.

    Хвост более короткий.

    Магический квадрат. Работа в парах.

Вам предложен список из 25 фраз. Выберите только 10 ответов, в которых форма степени сравнения прилагательного образована верно. Отметьте в квадратах правильный ответ. «Кликните» на квадратиках с теми номерами, которые вы выбрали. Завершив задание, кликните «Ответ готов».

Проверка выполненной работы на интерактивной доске.

    Контроль и самопроверка знаний. Проверочная работа по вариантам

Дидактическая задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, способами действий.

Группа №1

    От каких прилагательных образованы следующие формы степеней сравнения?

    мягче –

    лучше -

    тише -

    быстрее –

    Они на старте были в более лучшей ситуации.

    Нет ничего красивше своего родного края.

    Из двух зол выбирай более меньшее.

    Река Ульба узее Иртыша.

    В январе морозы были более злейшие.

    Заполните таблицу

Формы

прилагательные

Сравнительная степень

Превосходная степень

простая

составная

простая

составная

Острый

Быстрый

Строгий

Умный

Добрый

Группа №2

1.От каких прилагательных образованы следующие формы степеней сравнения?

    тише –

    выше –

    глубочайший –

    хуже –

    Исправь ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.

1. Они хотели своим детям более лучшую жизнь.

2. Этот сыр твердее того.

3. Маркаколь - самое красивейшее озеро в Восточном Казахстане.

4.Нет ничего хужее предательства друга.

5. У моего друга самая злейшая собака на свете.

    Заполните таблицу.

Формы

прилагательные

Сравнительная степень

Превосходная степень

простая

составная

простая

составная

Глупый

Медленный

Важный

Лёгкий

Тонкий

Взаимопроверка в парах по ключу

    Подведение итогов урока.

Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Чем был полезен для вас урок? Какой вывод в можете сделать по сегодняшнему уроку?

    Информация о домашнем задании. На выбор.

Дидактическая задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

    Составьте запись для «Книги рекордов вашего класса», используя прилагательные в форме превосходной степени. ИЛИ

    Составьте 5-6 предложений по теме «Осенний лес», используя в своей работе имена прилагательные различных степеней сравнения.

    Рефлексия. Выбрать листок по цвету, характеризующему ваше состояние во время урока (зеленый - чувствовал себя успешным на сегодняшнем занятии , красный - был безразличен , оранжевый - был увлечен , получил удовольствие от общения, желтый - был активным на уроке)

Мы хорошо поработали и получили хорошие результаты. Давайте снова улыбнёмся миру. Спасибо за урок.

Использованные материалы:

    Галушко И.Г, учитель русского языка и литературы «Елгайская основная общеобразовательная школа» Презентация «Сравнительная степень имен прилагательных»

    Картинки о книге рекордов

    Презентация. Полушкина Гульчачак Форзановна, учитель английского языка ГОУ «Лицей естественных наук города Кирова» Кировская область, 2011

    Русский язык «Доброе утро, Имя прилагательное!» - М:ООО «Издательство Астрель», 1999.

    Технологический прием «Магический квадрат» (автор Можаев Георгий Михайлович, преподаватель ТюмГУ-ТОГИРРО г.Тюмень

    Технологический прием и шаблон «Лингвистический лабиринт»,

    Урок русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных». Урок № 1 из двух. (Серия «ФГОС»).

    § 57. Степени сравнения имен прилагательных.

    Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс» , переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Обновленный учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.

    Цель урока:

    Дать учащимся понятие о степенях сравнения прилагательных, способах их образования и синтаксической роли.

    Задачи:

    1) обучающие:

    Познакомить с понятием «степени сравнения имен прилагательных»;

    Дать понятие о способах образования форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;

    Познакомить с синтаксической ролью прилагательных в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени сравнения;

    2) развивающие:

    Научить находить прилагательные в разных формах сравнительной и превосходной степени сравнения в предложениях и в тексте;

    Дать представление о правильном образовании простой и составной форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;

    Научить составлять предложения с прилагательными в разных формах степеней сравнения;

    Развивать умение определять синтаксическую функцию прилагательных в разных формах степеней сравнения;

    Совершенствовать навыки употребления в речи прилагательных в разных формах степеней сравнения.

    3) воспитательные:

    - развитие самостоятельности, доказательности, способности к самооценке;

    Воспитание любознательности, желания развивать кругозор.

    Тип урока: комбинированный(урок изучения и закрепления нового материала).

    Методы и формы работы: работа с теоретическим материалом из учебника, комментированное письмо на доске и в тетрадях, выполнение дополнительного дидактического материала (задания , см. конспект урока).

    Оборудование: учебник, дидактический материал.

    Ход урока

    I . Работа с теоретическим материалом из учебника.

    NB !

    Качественные имена прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную .

    Сравнительная степень показывает, что в одном предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом: Брат старше сестры на три года.

    Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные по какому-либо признаку.

    Волга – крупнейшая река в Европе.

    Начальная форма прилагательного – это его положительная степень:

    Черный, здоровый, молодой.

    Степени сравнения прилагательных

    Сравнительная

    Превосходная

    Простая

    Составная

    Простая

    Составная

    Основа прилагательного + суффиксы:

    : большой – больше ;

    -ее (-ей) : милый - милее , милей ;

    -ше : старый – старше .

    Полная форма прилагательного + слова «более» , «менее» :

    смелый – более смелый ;

    громкий – менее громкий .

    Основа прилагательного + суффикс:

    -ейш -: милый – милейш ий;

    -айш -: мягкий – мягчайш ий.

    Иногда может использоваться приставка наи -:

    наи сложнейш ий, наи строжайш ий, наи глубочайш ий.

    1. Полная форма прилагательного + слова самый , наиболее , наименее :

    смелый – самый смелый, наиболее смелый, наименее смелый.

    2. Простая форма сравнительной степени + слова всего, всех :

    громкий – громче всех, громче всего .

    Не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам.

    В предложении являются сказуемыми:

    Брат стар ше меня на два года.

    Второе слово грамматически изменяется (по падежам, числам и родам).

    В предложении обычно бывают сказуемыми и определениями:

    В этом году зима более снежная , чем в прошлом.

    Домой мы возвращались по более широкой дороге.

    Склоняются изменяются по падежам, числам и родам).

    Неизменяемыми являются слова наиболее , наименее:

    в наиболее недоступном месте.

    В предложении обычно бывают определениями или сказуемыми:

    Байкал глубоч айш ее озеро на Земле.

    Иванов сильне йш ий из всех игроков.

    II . Закрепление нового материала. Работа с учебником и дополнительным дидактическим материалом.

    Упражнение № 330: комментированное письмо на доске и в тетрадях, работа с синонимами (в рамке на стр. 10).

    Комментарий:

    Прилагательные «гигантский», «исполинский», «колоссальный» не образуют степеней сравнения.

    Упражнение № 332: устный разбор, орфоэпическая работа, письменное выполнение.

    Дополнительный дидактический материал

    Задание № 1: образуйте от данных прилагательных простую форму сравнительной степени. Чередующиеся согласные подчеркните:

    Образец: прост ой – прощ е.

    (1) Строгий, (2) молодой, (3) сухой, (4) громкий, (5) твердый, (6) богатый, (7) густой, (8) дорогой, (9) мягкий, (10) чистый.

    Ключ:

    (1) Строг ий - строж е, (2) молод ой - молож е, (3) сух ой - суш е, (4) громк ий - громч е, (5) тверд ый - тверж е, (6) богат ый - богач е, (7) густ ой - гущ е, (8) дорог ой - дорож е, (9) мягк ий - мягч е, (10) чист ый - чищ е.

    Задание № 2: образуйте от данных прилагательных простую и составную формы сравнительной и превосходной степени. Запишите по образцу:

    Образец: красивый – красѝвее – более красивый – красивейший – самый красивый, краси́вее всех.

    (1) Счастливый, (2) глубокий, (3) добрый, (4) интересный.

    Ключ:

    (1) Счастливый – счастливее – более счастливый – счастливейший – самый счастливый, счастливее всех.

    (2) глубокий – глубже – более глубокий – глубочайший – самый глубокий, глубже всех.

    (3) добрый – добрее – более добрый – добрейший – самый добрый, добрее всех.

    (4) интересный – интереснее – более интересный – интереснейший - самый интересный, интереснее всех.

    Задание № 3: подчеркните выделенные слова как члены предложения:

    (1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее , у весёлого и скука веселее . (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы). (5) Богатейшая (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8) В наистрашнейшую (9) Это спектакль интереснее всех .

    Ключ:

    (1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее , у весёлого и скука веселее . (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы). (5) Богатейшая когда-то земля этого края покрылась оврагами. (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8) В наистрашнейшую грозу отправился он ночью в дорогу. (9) Это спектакль интереснее всех .

    Задание № 4: определите степень сравнения прилагательных и выполните их морфемный анализ:

    (1) Круглее, (2) меньше, (3) белейший, (4) длиннее, (5) жарче, (6) наибогатейший, (7) подороже, (8) чище, (9) дальше, (10) наивысочайший, (11) потоньше, (12) повкуснее, (13) наихрабрейший, (14) тишайший, (15) низший.

    Ключ:

    (1) Круглее

    (2) меньше – простая сравнительная степень прилагательного.

    (3) белейш ий – простая превосходная степень прилагательного.

    (4) длиннее – простая сравнительная степень прилагательного.

    (5) жарче – простая сравнительная степень прилагательного.

    (6) наибогатейший – простая превосходная степень прилагательного.

    (7) подороже – простая сравнительная степень прилагательного.

    (8) чище – простая сравнительная степень прилагательного.

    (10) наивысочайший – простая превосходная степень прилагательного.

    (11) потоньше – простая сравнительная степень прилагательного.

    (12) повкуснее – простая сравнительная степень прилагательного.

    (13) наихрабрейший – простая превосходная степень прилагательного.

    (14) тишайший – простая превосходная степень прилагательного.

    (15) низший – простая превосходная степень прилагательного.

    Задание № 5: найдите ошибки в образовании формы сравнительной степени прилагательного; запишите верные варианты; суффиксы выделите:

    (1) Красивше, (2) выше, (3) более мягче, (4) мельче, (5) длиньше, (6) светлее, (7) хуже, (8) слаже.

    Ключ:

    (1) Красивее , (2) выше , (3) более мягкий, (4) мельче , (5) длиннее , (6) светлее , (7) хуже , (8) слаще .

    Задание № 6: выпишите качественные прилагательные, от которых нельзя образовать степени сравнения:

    (1) Мягкий, (2) босой, (3) твердый, (4) слепой, (5) белый, (6) живой.

    Ключ:

    (2) босой, (4) слепой.

    Домашнее задание: § 57;упражнение № 333 (по заданию).

    Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др., научный редактор Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил.

    Тема урока: «Степени сравнения имен прилагательных. »

    Усвоение значения прилагательных в форме сравнительной степени.

    Формирование УУД при помощи приемов технологии критического мышления.

    разобрать способы образования сравнительной степени, их синтаксическую роль,

    отработать навык правильного употребления прилагательных в составной сравнительной степени.

    УУД: ЛИЧНОСТНЫЕ

    формирование мировоззренческих понятий.

    ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

    Общеучебные универсальные действия использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    Логические учебные действия умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

    РЕГУЛЯТИВНЫЕ

    принимать и сохранять учебную задачу,

    планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

    выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

    КОММУНИКАТИВНЫЕ

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Оборудование:

    на доске записи: Шестнадцатое января

    Классная работа

    Изучить Научиться Научиться правильно употреблять

    Саша внимательнее Маши.

    Саша более внимательна,чем Маша.

    Ход урока

    1. Мотивирование к учебной деятельности(психологический настрой на урок с целью поднятия эмоциональности и позитивного настроя учащихся).

    Доброе день, ребята! Я очень рада видеть вас. Меня зовут Ильгамия Рашитовна, и сегодня я постараюсь помочь вам открыть новое в мире русского языка

    Не сомневаюсь, что передо мной подготовленные умы и думающие ученики, которые совершат сегодня открытие. Мне тоже интересно открыть каждого из вас.

    Какие характеристики вы можете дать себе как школьникам, используя имена прилагательные?

    Замечательно, что вы можете выделить в самих себе такие важные черты, но к концу урока вы сможете наметить себе новые цели и создать памятку «Каким должен стремиться стать школьник»

    Удачи желаю я Вам. Улыбнитесь миру, и мир улыбнется вам.

    2.Актуализация.

    Я думаю, что вы знаете, что такое имя прилагательное и сейчас постараетесь без ошибок ответить на все вопросы предлагаемых заданий. Перед вами опорная карта, с которой вы будете работать.

    Посмотрите на вашу опорную карту и напишите все, что знаете об имени прилагательном.

    Прилагательное - ___________________ часть речи, которая обозначает ____________________________, отвечает на вопросы ___________________ Изменяется по _______________________________________. Могут иметь ________________и _____________________форму. В предложении бывают __________________и____________________.

    (прилагательное - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? Чей? Изменяется по родам, падежам, числам. Могут иметь краткую форму. В предложении бывают определениями и сказуемыми.) Слайд 1.

    Прочитайте, что написали.

    Молодцы. Вы дали правильное определение имени прилагательного

    3 .Целеполагание.

    А чем мы будем заниматься на уроке, вы попробуете мне рассказать сами.

    Перед вами снежинки(обращаю внимание на проектор. Слайд 2). Попробуйте найти в них отличия.

    2. Рядом со снежинками написаны цепочки слов.

    маленькая - меньше - более маленькая;

    красивая - … - …

    холодная - … - …

    Про какую снежинку можно сказать, что она маленькая? А какая меньше? Какая более маленькая?

    Продолжите вторую цепочку. Одна снежинка красивая, вторая - … .

    Поработаем с трётьей цепочкой. Какая снежинка холодная? Вторая - …?

    Молодцы. Вы все верно рассказали. И тема нашего урока «Степени сравнения имён прилагательных».

    А теперь, открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока: «Степени сравнения имён прилагательных». (учитель обращает внимание ребят на проектор, где записаны: число, вид работы и тема урока. Слайд 3,4

    4.Фаза- осмысление материала:

    1. Теория. У вас на партах схема. Она называется кластер. В переводе с английского «кисть», «пучок», «гроздь». Нам сейчас предстоит его построить понятиями из темы.

    Как построить? Я предлагаю вам узнать это самим. Это умение очень важно - учиться самостоятельно. В современном мире человеку приходится всю жизнь учиться.Учебник, теоретический материал на с. 10-11.Мы сегодня проработаем только сравнительную степень. Но сделаем этот таким способом. «Инсерт» - маркировка текста. Это такой способ работы с информацией. Пообщайтесь с параграфом самостоятельно.

    Проверка заполнения ядер. Слайд5

    2.Теория обязательно должна подтверждаться практикой:

    Упражнение 333

    Раскройте скобки, ставя прилагательные в сравнительную степень.Подчеркните главные члены предложения

    Добрые слова (хороший) мягкого пирога.

    После работы еда (вкусный).

    Дождливое лето (плохой) осени.

    Каким членом предложения является прилагательное в простой и составной сравнительной степени? (сказуемым)

    раскрыть особенность прилагательных в простой и составной сравнительной степени.

    Нам необходимо решить лингвистическую задачку . Для этого прочтите предложения, записанные на доске.

    В каком предложении употреблена формула простой сравнительной степени имени прилагательного?

    Можно ли определить кем является Саша (мальчиком или девочкой?)

    Сделайте вывод. (Прилагательные в простой сравнительной степени не изменяются по родам).

    Прочитайте второе предложение. Саша, мальчик или девочка? Докажите.

    Назовите морфологическую особенность прилагательных в простой сравнительной степени?

    ТЕЙК ОФ-ТАЧ ДАУН

    Учащиеся при правильном ответе встают с места(сравнительные степень прилагательных):

    Слаще , более лучше, более узкий , худше, теплее , менее сильнее

    Наша задача выполнить упражнение 334.

    Тренироваться в употреблении составной сравнительной степени имени прилагательного.

    Образуйте от данных прилагательных составную сравнительную степень, определите род имени прилагательного.

    Сидя за партой, работа по цепочке.

    Как образовать составную сравнительную степень имени прилагательного?

    Молодцы, ребята, следующая наша

    3.Закрепление.

    Распределительный диктант

    Учащиеся должны определить, какое имя прилагательное в простой сравнительной степени сравнения, а какое — в составной сравнительной степени сравнения.
    Огромнейшее, более великий, больше, здоровее, более смелый, смелее, меньше, менее маленький, длинный, длиннее, самый длинный, короткий, самый короткий, более короткий, короче, лучше.

    5. Рефлексия.

    Мы помним, как вы характеризовали себя в начале урока. Но теперь, зная, как образуются формы сравнительной степени прилагательных, вам не составит труда написать памятку для школьника: каким должен стремиться стать школьник.

    Итак, школьник должен стремиться стать …..

    Используйте разные формы сравнительной степени прилагательных.

    Сегодня на уроке я научился…

    Я постарался…

    Мне понравилось…

    Мне было трудно…

    Мне было интересно…

    Домашнее задание:упражнение 336.

    Класс: 6

    Тема «Степени сравнения имён прилагательных» изучается в 6-м классе. Соединение в одной конструкции простой и сложной форм степеней сравнения имён прилагательных – распространенная грамматическая ошибка («более сильнее», « самый интереснейший») не только учащихся 6 класса, но и выпускников школы, которые готовятся к сдаче ЕГЭ. При изучении степеней сравнения наречий тоже возникают проблемы, связанные с различением форм простой сравнительной степени прилагательных и наречий. При выполнении задания В-2, где нужно выписать все прилагательные, нужно уметь находить все имёна прилагательные, в том числе и в форме сравнительной степени.

    Цель урока:

    • познакомить учащихся со степенями сравнения прилагательных;
    • научить образовывать прилагательные в форме сравнительной и превосходной степеней;
    • показать синтаксическую роль в предложении данных форм прилагательных.

    Оборудование: проектор, экран или интерактивная доска (для объяснения нового материала), а также для выполнения практического блока.

    План урока:

    1. Оргмомент.
    2. Вступление по теме урока, объяснение целей.
    3. Теоретический блок (Приложение 1 )
    4. Ответы на возникшие вопросы.
    5. Практический блок.
    6. Физминутка на 25 минуте урока.
    7. Объяснение домашнего задания.
    8. Подведение итогов.

    II. Практический блок

    1. Образуйте (и запишите) простую сравнительную степень от следующих прилагательных: чёткий, резкий, лёгкий, мягкий, жёсткий, частый, сладкий, чистый, простой, густой.

    2. Выделите суффиксы в прилагательных: слаще, тоньше, приветливее, громче, глубочайшее, круче, крупнейшее, мягче, легче, твёрже, мельче.

    3. Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных. Поставьте ударение.

    Красивый, пр.…ятный, счас…ливый, спокойный, удобный, ужасный, пр…красный, пр…лежный, пр…чудливый, пр…влекательный, пр…зрительный, старый, искусный, св…бодный.
    Дорогой, сухой, твёрдый, богатый, крутой, густой, простой, толстый, чистый, громкий, мелкий, горький, сладкий, мягкий, лёгкий.
    Долгий, ранний, старый, тонкий, далёкий, горький.
    Малый, плохой, хороший.

    4. Спишите, подчёркивая имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени как члены предложения.

    По территории… нашей Родины т…чёт самая большая река в Европ…-- Волга. Среднесибирск… пл…скогорье – одно из крупнейших в мир… . Ключевская сопка – самый высокий вулкан в Ази… . Пр…рода Северн… Урала суровее пр…роды Средн… и Южн… Урала.

    5. Спишите, образуя от имён прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравнительной степени берётся от другой основы?

    Здоровье (дорогой) золота. Добрые слова (хороший) мягкого пирога. После работы еда (вкусный). Правда (светлый) солнца. Дождливое лето (плохой) осени.

    Образуйте составную форму сравнительной степени, употребив прилагательные во всех трёх родах.

    Грус (?)ный, яс (?)ный, опас (?)ный, безжалос (?)ный, пр.…лежный.

    6. Запишите прилагательные в форме простой и составной превосходной степени. Выделите суффикс, подчеркните чередующиеся согласные.

    Красивый, слабый, счастливый, счастливый, простой, интересный, богатый, краткий, лёгкий, мягкий, редкий, тонкий, яркий, высокий, глубокий, широкий, великий, строгий.

    7. Образуйте все возможные формы степеней сравнения приведённых ниже прилагательных. Укажите, от каких прилагательных степени сравнения образовать нельзя.

    8. Бойкий, большой, важный, громадный, громадный, громкий, злющий, искусный, клетчатый, красивый, ловкий, плохой, полосатый, розоватый, сверхмощный, скверный, сладкий, холостой, хороший.

    9. Прочитайте предложения. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения. Исправьте предложения, аргументируйте своё мнение.

    Эта оправа для очков более женская, чем мужская. На следующем фестивале все должны быть веселее и более раскованнее. Мой друг самый честнейший человек. Такой вариант исправления текста ещё более худший. Сейчас наиболее интенсивнее развивается фармация. Новая кофточка ещё коричневее старой.
    Домашнее задание.

    10. Какие реки, озёра, горы, города есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озёра по глубине, города и сёла по величине. При составлении предложений используйте синонимы многоводный, полноводный, глубокий, бездонный, мелкий, неглубокий, мелководный. Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени.

    Открытый урок по теме: Степени сравнения прилагательных Разработала Преподаватель иностранного языка Потехина Е.В. Цели урока: познакомить учащихся с образованием степеней сравнения прилагательных, научить использованию степеней сравнения прилагательных в речи и письме, развивать прием логического мышления – сравнение. Ход урока Организационный момент Good morning, students. I’m glad to see you. How are you? Who is absent today? And who is on duty today? OK. Let’s start our lesson. Today we’ll talk about adjectives. Речевая разминка All children like to play. Let’s play the game “An Interpreter”. Translate into English the opposites. (Грязный – чистый, толстый – худой, большой – маленький, высокий – низкий, красивый – безобразный, молодой – старый, старый – новый, неаккуратный – аккуратный, жаркий – теплый – холодный, свободный – занятый, высокий – низкий и т.д.) I want to ask one question:

    What adjectives do you know? Today our theme is “The degree of comparison of adjectives”. Начнем мы со сравнительной степени прилагательных. Односложные, двусложные прилагательные. Сравнительная степень – это качество одного предмета сравнивается с другим. Имена прилагательные в английском языке имеют три степени сравнения:    положительную (the Positive Degree), сравнительную (the Comparative Degree) превосходную (the Superlative Degree). Степени сравнения односложных прилагательных образуются путем прибавления суффиксов к прилагательным в положительной степени: в сравнительной степени прибавляется суффикс ­еr, в превосходной степени ­суффикс ­est. Listen, read and learn: Warm – warmer – the warmest Cold – colder – the coldest Clean – cleaner – the cleanest Kind – kinder – the kindest Tall – taller – the tallest При образовании степеней сравнения посредством суффиксов ­er и ­est соблюдаются следующие правила орфографии: В написании удваивается конечная согласная буква, если односложное прилагательное оканчивается на одну согласную с предшествующим кратким гласным звуком: hot– hotter– the hottest big – bigger – the biggest

    fat – fatter– the fattest Если прилагательное оканчивается на ­у с предшествующей согласной, то в сравнительной и превосходной степени у переходит в i. Если перед у стоит гласная, то у остается без изменения. Конечная гласная е (немое е) опускается перед фиксами ­еr, ­est: large – larger – the largest white – whiter – the whitest nice – nicer ­the nicest wide – wider – the widest late – later – the latest Многосложные прилагательные образуют степени сравнения путём прибавления специальных слов к прилагательному в положительной степени: в сравнительной степени прибавляется слово more, в превосходной степени слово most. Слова­исключения: Good – better – the best Bad – worse – the worst Many/much – more – the most Little – less – the least Активизация употребления степеней сравнения прилагательных. Open your copybooks and make the comparative of adjectives. Translate them. The first task is to write down three degrees of comparison of adjectives: Noisy, nice, wide, green, deep, old, hot, fat, windy, merry.

    The second task is compare the animals. Use the words: useful, clever, big, strong, beautiful, funny. Ex: An elephant is bigger than a lion. Let’s do the test Choose the right letter. I. 1.Who is the cleverest animal? a) dolphin; c) hen; b) monkey; d) penguin. 2) Who is the biggest animal on the land? a) camel; c) giraffe; b) elephant; d) cow. 3) Who is the fastest animal on the land? a) tiger; c) leopard; b) eagle; d) horse. II. Choose the right answer: Africa 30,300,000 sq km North America 24,247,000 sq km South America 18,280,000 sq km Antarctica 13,975,500 sq km Asia 43,400,200 sq km Europe 10,354,600 sq km Oceania 1,260,000 sq km 1.a) Europe is the largest continent. b) Asia is the largest continent. 2.a) Africa is bigger than Oceania. b) Antarctica is bigger than Oceania. 3. a) North America is smaller than Europe. b) Oceania is smaller South America.

    4. a) South America is as big as Antarctica. b) Europe is as big as Africa. 5.a) Africa is the smallest continent. b) Oceania is the smallest continent. Итог урока Our lesson is over. The bell has gone. You have worked well. I think that you will remember the rules of comparison of adjectives and you will use them perfectly.