Типичные ошибки в употреблении наречий. Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении глагола

Морфология занимает важное место в начальном курсе русского языка, так как изучение частей речи способствует развитию логического мышления младших школьников, обеспечивает возможность совершенствования речи учащихся на сознательной основе, является необходимой базой формирования у них навыков правописания.

В то же время морфология является и самым сложным для ребенка разделом курса, поскольку его изучение предполагает усвоение понятий высокой степени абстракции и требует определенного уровня развития мыслительных операций, способности к обобщению. Кроме того, необходимыми условиями для овладения морфологическими знаниями и умениями являются достаточный словарный запас, умение устанавливать связи между словами в предложении, а также знания из области словообразования и синтаксиса.

В соответствии с Государственным стандартом учащиеся начальных классов должны усвоить основные признаки трех знаменательных частей речи : имени существительного, имени прилагательного, глагола. Независимо от образовательной программы младшие школьники учатся различать названные части речи на основе общего лексического значения, вопросов, постоянных и непостоянных морфологических признаков, синтаксической функции. Также у учащихся формируется представление о местоимении (на примере личных местоимений).

В большинстве современных программ по русскому языку для начальной школы предусмотрено увеличение объема усваиваемых школьниками знаний по морфологии и более высокий уровень их обобщения. Расширение круга изучаемых частей речи, включение в содержание курса многих не изучавшихся ранее грамматических категорий, усиление внимания к значению грамматических категорий, формирование у младших школьников представления о системе частей речи - все это характеризует программы по русскому языку в образовательных системах Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, «Начальная школа XXI века», «Гармония».

Такие изменения в содержании курса русского языка объясняются не только необходимостью создания условий для развития ребенка в процессе усвоения знаний.

Это связано и осознанием недостатков «традиционного» подхода к изучению морфологии, к которым относятся формализм при рассмотрении грамматических категорий, опора не на понимание учениками способов действия со словом как частью речи, а на запоминание, стихийно формирующаяся у школьников ориентация на вопросы при распознавании частей речи.

Наши наблюдения показывают, что не только ученики начальных классов, но и большинство выпускников школы, а также учителей начальной школы не могут раскрыть содержание таких морфологических понятий, как «часть речи », «предмет », «признак » или «действие » как категориальное значение определенной части речи, затрудняются при объяснении значения грамматических категорий падежа, времени, лица.

В лучшем случае понятие конкретизируется: «часть речи - это глагол, существительное, прилагательное...»; «существительное обозначает предмет, это может быть еще человек или животное, явление природы...». Между тем результаты обучения младших школьников в системах развивающего обучения показывают, что понимание действительного лингвистического содержания грамматических понятий оказывается вполне доступным уже на начальной ступени обучения.

Предметом нашего рассмотрения являются условия содержательного усвоения младшими школьниками понятия «наречие». Включение этого понятия в большинство новых программ по русскому языку вызвано высокой частотностью наречий, значимостью их изучения для совершенствования речи учащихся.

В отличие от основных частей речи, изучаемых поэтапно, наречие вводится сразу на основе всех существенных признаков в четвертом классе. Хотя объем усваиваемых учащимися знаний и умений по теме «Наречие» в начальных классах невелик, при изучении наречия могут возникать трудности.

Какие трудности возникают у младших школьников при изучении наречия?

1. Во-первых, разнообразие лексических значений , выражаемых наречиями, может помешать их обобщению и усвоению категориального значения наречия как части речи.

Наречия обозначают самые разные признаки действия:

  • место (вдали )
  • время (вчера )
  • причину (сгоряча )
  • цель (в насмешку )
  • способ действия (наизусть )
  • его качественные характеристики (быстро, громко )
  • степень проявления действия или признака (очень, часто ).

Данные значения мало связаны в сознании ребенка со словом «признак», которое дети привыкли употреблять по отношению к прилагательному и, вероятнее всего, должны осмыслять как называющее какую-то особенность предмета.

Кроме того, наречия в соответствии со своим значением отвечают на разные вопросы (где? когда? почему? зачем? как? и др.), что еще больше затрудняет объединение столь разных по значению слов в один класс. Надо отметить, что недостаточное осознание категориального значения наречия наблюдается не только у младших школьников, но и у учащихся основной школы, что приводит к формальному усвоению данного понятия, к затруднениям в распознавании наречий, смешению наречия с прилагательным. Для предупреждения возникновения подобных нарушений в учебниках имеется материал для сопоставления наречия с прилагательным.

2. Вторая трудность связана с разграничением наречий и омонимичных им словоформ других частей речи . С одной стороны, образуясь от существительных, прилагательных, деепричастий, наречия могут по форме полностью или частично совпадать с мотивирующими словами (осенью, быстро, вдали, на цыпочках и под.). В подобных случаях при распознавании наречия необходимо ориентироваться прежде всего на значение, что, как мы уже отмечали, также затрудняет ученика, и особенности сочетаемости слова, его синтаксическую функцию.

С другой стороны, наречия переходят в другие лексико-грамматические разряды:

  • слова категории состояния (весело играть - мне весело )
  • предлоги (хорошо вокруг - обойти вокруг дома )
  • частицы (дождь всё идет - дождь всё усиливается ).

Конечно, в начальной школе подобные трудные случаи разграничения частей речи не рассматриваются, так как для этого у учащихся нет еще соответствующей теоретической базы, однако учителю начальных классов необходимо предвидеть возможные затруднения учащихся и учитывать их при отборе материала для упражнений. Вряд ли можно признать целесообразным включение в упражнение, предполагающее выделение наречий, таких предложений, как Посередине реки медленно плыли облака или Опасно передвигаться по льду во время оттепели .

Ориентируясь на неизменяемость слова, дети могут относить к наречиям и не совпадающие с ними по форме неизменяемые слова, чаще всего частицы и предлоги (только, будто, близ, вопреки ). Для предупреждения подобных ошибок в дальнейшем обучении необходимо уже в начальной школе обеспечить понимание учащимися категориального значения наречия как части речи.

3. Большие затруднения возникают у школьников также при усвоении правописания наречий , поскольку оно недостаточно систематизировано, однако это создает проблемы при изучении наречия уже в основной школе. Наиболее частотные наречия включены в орфографический минимум для начальной школы, и их правописание младшие школьники запоминают в словарном порядке независимо от того, изучается ли наречие как часть речи.

В тех случаях, когда изучение наречия включено в программу начального образования, рассматриваются только самые простые правила:

  • правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих;
  • правописание суффиксов и на конце наречий с приставками в-, на-, за-, из-, до-, с- ;
  • правописание суффиксов и на конце наречий после шипящих.

Усвоение этих правил обычно не вызывает у учащихся больших трудностей, если они овладели умением распознавать наречия.

Все выделенные нами возможные затруднения школьников при изучении наречия обусловлены особенностями данной части речи. Главной трудностью для учащихся начальных классов, по-видимому, является усвоение категориального значения наречия . Представляется особенно важным добиться его глубокого осознания на основе содержательного обобщения, поскольку это предупредит возникновение многих трудностей в дальнейшем изучении наречия уже в основной школе.

Нормализация способствует сохранению особенностей языка в неизменном виде, позволяет хранить традиции. Вместе с тем, неизбежные процессы видоизменения языковых единиц приводят к отступлениям от нормы. Характеризуя нарушения нормы как просторечие, можно в некоторой степени сдерживать сами изменения. Однако развитие языка не останавливается. Один из путей развития литературного языка – смена нормы под влиянием массового просторечия – очевиден. Но этот путь не единственный – в языке всегда остаются ненормализованные области, в которых языковые единицы могут произвольно изменяться.

Одной из таких областей являются морфологические свойства наречий. Общеизвестно, что наречия – активно пополняемая часть речи. В развитии наречия можно отметить новую, неустойчивую еще, тенденцию: развитие категории падежа, выражаемой предложными средствами, то есть субстантивацию. Этот процесс невозможно сдерживать, ибо соответствующих норм и упражнений нет ни в одном учебнике по курсу «Русский язык и культура речи» (Л.А. Введенская и др.; И.Б. Голуб; В. И. Максимов – ред.; А.А. Данцев и др.) Нет запрета на употребление наречий в предложно-падежной форме и в других пособиях по культуре речи и грамматике: незачем запрещать то, чего не встречаешь. Появившиеся в последние годы ошибочные, с точки зрения старшего поколения, предложно-падежные формы наречий быстро становятся не только узуальными, но и нормативными.

А.П. Чехов в «Каникулярных записках Наденьки N» высмеивает употребление наречия: «Этим летом Россия воевала с заграницей, и заграница нас победила». Опрос (более тысячи человек) показывает, что первокурсники не усматривают ошибки в этой фразе. Такое восприятие естественно для «мультимедийного» сознания: словом заграница в газете «Время» называется целая полоса, а в телепередачах заграницу склоняют уже без чеховской иронии, следуя примеру О. Бендера, утверждавшего, что «Заграница нам поможет». Следуя сложившейся ситуации словарь «Слитно? Раздельно? Через дефис?» Б.З. Букчиной нормирует слово заграница, не указывая, правда, считать ли его существительным. Все более привычным становится употребление существительного подмышка , образованного от наречий под мышку и под мышкой (происходящих, согласно Фасмеру, от слова мышь через ступень мышца ). Причем наречия осознаются школьниками как формы нового существительного(!), что приводит к ошибочному слитному написанию.

На фоне нормативного, хотя и разговорного, употребления наречий сегодня и завтра с предлогами: на сегодня , до завтра – возникает переосмысление наречий откуда и отсюда , при котором они осознаются как местоимения-существительные с предлогами. В результате возникают просторечные выражения до куда и до сюда , а также ошибочное раздельное написание наречий. Из-за похожей ошибки возникает замена наречия снизу просторечным выражением из-под низа.


В разговорной практике широко распространены предложно-падежные формы наречий до наоборот, из ниоткуда, за бесплатно, за дешево, с друг другом. В интервью, взятом у А. Приставкина встречаем: «В драках за банку тушенки, за «просто так» …вырастали группы преступников». .

Отдельные предложно-наречные сочетания стали настолько привычными, что перешли в газетную речь: «за бесплатно и рыба не клюет» (в статье «Минтай попутал» - «Жизнь» за 21 февраля 2003г.); «толпой приходят помогать строить. За бесплатно» (в статье «Классная работа» – «Комсомольская правда» за 15 января 2003г.) Так вольно использовать наречия с предлогом журналисты могут из-за отсутствия внятного запрета это делать. По всей видимости, оборот за бесплатно скоро тоже будет нормативным.

Оценивая все приведенные примеры, хочется заметить, что в них нет оформившейся грамматической тенденции. Однако, некоторые наречия с предлогами, несмотря на отсутствие традиции, высмеивание у классиков, уже нормировали. Такая ускоренная нормализация говорит о том, что изменения в литературном языке быстрее происходят в областях, еще не охваченных нормой, и именно эти области должны стать объектом пристального внимания лингвистов, изучающих живые процессы в современном языке.

Классификация ошибок по ФИПИ

  1. Грамматические ошибки.
  2. Речевые ошибки.
  3. Логические ошибки
  4. Фактические ошибки.
  5. Орфографические ошибки.
  6. Пунктуационные ошибки.
  7. Графические ошибки.

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Например:

  • подскользнуться вместо поскользнуться , благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
  • без комментарий, едь вместо поезжай , более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
  • оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
  • Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:

  • Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»;
  • Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Виды грамматических ошибок:

  1. Ошибочное словообразование - Трудолюбим ый, над смехаться.
  2. Ошибочное образование формы существительного - Многие чуда техники, не хватает время.
  3. Ошибочное образование формы прилагательного - Более интереснее, красивше.
  4. Ошибочное образование формы числительного - С пятистами рублями.
  5. Ошибочное образование формы местоимения - Ихнего пафоса, ихи дети.
  6. Ошибочное образование формы глагола - Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы.
  7. Нарушение согласования - Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
  8. Нарушение управления - Нужно сделать свою природу более красивую.
    Повествует читателей.
  9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым - Большинство возражали против такой оценки его творчества.
  10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях - Он написал книгу, которая эпопея.
    Все были рады, счастливы и веселые.
  11. Ошибки в построении предложения с однородными членами - Страна любила и гордилась поэтом.
    В сочинении я хотел сказать о значении
    спорта и почему я его люблю.
  12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом - Читая текст , возникает такое чувство…
  13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом - Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
  14. Ошибки в построении сложного предложения - Этакнига научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
  15. Смешение прямой и косвенной речи - Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
  16. Нарушение границ предложения - Когда герой опомнился. Было уже поздно.
  17. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм - Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Виды речевых ошибок:

  1. Употребление слова в несвойственном ему значении - Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
    Мысль развивается на продолжении всего текста.
  2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом - Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
  3. Неразличение синонимичных слов - В конечном предложении автор применяет градацию.
  4. Употребление слов иной стилевой окраски - Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
  5. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов - Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  6. Неоправданное употребление просторечных слов - Таким людям всегда удается объегорить других.
  7. Нарушение лексической сочетаемости - ​​​​​​Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные >особенности (вместо средства).
  8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм - Красоту пейзажа автор передаетнам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.
  9. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) - В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
  10. Неоправданное повторение слова - Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
  11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций - Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
  12. Неудачное употребление местоимений - Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Типичные грамматические ошибки (К9)

Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

  1. Ошибки в образовании личных форм глаголов : Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
  2. Неправильное употребление видовременных форм глаголов : Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или...дает.., учит...);
  3. Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий : Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
  4. Ошибки в образовании деепричастий : Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
  5. Неправильное образование наречий : Автор тута был не прав (норма: тут);

Учитель МБОУ СОШ № 42, г. Владикавказ

Особенности употребления форм наречий (§ 109).

Цель урока: 1) предупредить возможные ошибки в употреблении форм наречий, в постановке ударения в наречиях; формирование умения отличать их от частей речи, от которых они образованы; 2) обратить внимание учащихся на связь параграфа с тестовыми заданиями ЕГЭ (А1, А3).

I. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос (§ 108):

II. Сообщение темы и цели урока.

1. Работа с §109

Употребление форм степеней сравнения наречий

Нельзя образовывать составную форму сравнительной и превосходной степени наречия от простой формы + слова более, менее, наиболее, наименее-, выразился более изящнее, сделал наиме­нее . Это грубая ошибка! Наречия выше и ниже в значении «ближе к началу или концу текста» употребляются только в письменной речи, в устной речи сле­дует говорить: как было сказано раньше, как будет сказано позднее. Нельзя употреблять наречие обратно в значении «снова, опять».

Трудности образования форм наречий

В связи с тем, что наречие — неизменяемая , употреб­ление тех или иных наречий чаще всего связано с исторически усто­явшейся традицией. В частности, ряд наречий имеет на конце а или у, в то время как другие могут употребляться и с а, и с у на конце. Напри­мер, только с а: без отказа, с носа; только с у: без году, без умолку, саиу: без промаха и без промаху, сослепа и сослепу.


2. Тренировочное упражнение.

Учащиеся выполняют упражнение 276 (первые два предложения письменно в тетрадях, остальные устно).

276. Спишите предложения, устраняя грамматические ошибки в употреблении форм наречий.

1) Новые лекарства действуют более эффективнее. 2) Он как в ста­ром, так и в новом коллективе чувствует себя сбока припёку. 3) На засуш­ливых почвах вырастить обильный урожай наиболее сложно. 4) Обласкан­ные весенним солнцем воробьи чирикали без умолка. 5) Мы готовы со­гласиться с , о которых сказал выше предыдущий оратор. 6) Бабушка сослепу долго не могла разобрать, что написано в те­леграмме. 7) Мой младший брат обратно принёс «двойку» за чистописа­ние. 8) Опытный менеджер должен уметь вести переговоры более гибче.

9) На свадьбе гости плясали весь вечер до упада. 10) Использовать на уроках видеотехнику после её стационарного подключения стало наибо­лее удобно. 11) Мне необходимо поговорить с тобою с глаза на глаз.

3. На материале параграфа учебника один из учащихся подготовил сообщение на тему: "Трудности постановки ударения в наречиях" (Постановка ударения в наречиях обусловлена исторически сло­жившимися нормами. Таким образом, ударение может как оставаться на корне, так и перемещаться на приставку, например: донельзя, за­видно — ударение на корне; досуха, издавна — ударение на приставке.

Наречия могут быть образованы из сочетания одного или двух су­ществительных с предлогами. В них часто ударение переносится на предлог, например: без вести, без году — ударение на предлоге. Но мо­жет оставаться и на существительном, например: без умолку, на износ. Необходимо запомнить место ударения в следующих наречиях:

валом (валить), втридорога,

вблизи, вчистую,

вдосталь, исконно,

взапуски, опрометью,

внаймы, равно,

внове, сторицей,

тотчас, умно.

Следует различать значения наречия наголо: наголо — совсем не оставив волос: побрить наголо; наголо — вынув из ножен (о холод­ном оружии): держать шашки наголо.)

4. Работа со словами, записанными на доске.

Укажите номер группы слов, в которой все наречия имеют ударение на первом

1) мастерски, валом, набело, искони; 2) завидно, докрасна, втридо­рога, наотмашь; 3) вдосталь, взапуски, поверху, опрометью; 4) сторицей, издревле, набело, наверх.

III. Работа с текстом упражнения 278.

278. Внимательно прочитайте текст и выполните задания.

Автобус подали после завтрака к подъезду дома отдыха Академии наук. На турбазе для поездки учёных выделили лучшего работника — об­разованного и умного человека. Водитель оглянулся — все ли уселись. Ну, поехали... Каждый новый виток дороги открывает по-новому красоту мира. Нежный солнечный свет легко лежит на голубоватом асфальте, на полу­круглой воде, скользящей по круглым камням. У каждого пятна света своя отдельная жизнь, со своим теплом, смыслом, формой. И то ли постепенно, то ли вдруг, душа человека наполняется сво­им светом, ощущает самоё себя, видит себя в этом мире с пустынным мо­рем, с садами, с горным ущельем, с пятнами солнца; этот мир — она и не она, — она его видит, то ли не видит, она полна сама в себе покоя, мыслит и не мыслит, прозревает глубины жизни и , слепо дремлет. Она не думает ни о чём, но она погружена в глубину большую, чем та, в кото­рую может проникнуть межзвёздный корабль. Дивное состояние, подобное счастью ящерицы, дремлющей на го­рячем камне вблизи моря, кожей познающей солёное тепло воздуха, тень облаков. Мудрость, равная счастью паучка, застывшего на нити, протяну­той между двумя травинками. Чувство познания жизненного чуда теми, кто ползает и летает. Время от времени автобус останавливался, и Иван Петрович, экс­курсовод, негромко, словно боясь помешать кому-то в горах, рассказывал о геологической истории абхазской земли, о первых древнейших поселе­ниях людей. Ивана Петровича чем-то тревожил один пожилой человек — во время остановок он стоял поодаль от всех и не слушал объяснений. Иван Петрович заметил, что другие путешественники часто поглядывают на это­го пожилого, неряшливого человека. Экскурсовод спросил: «Кто сей дядя?» Ему шёпотом назвали знаменитое имя. Ивану Петровичу стало приятно — исследователь сложнейших вопросов теоретической физики, создатель нового взгляда на происхождение вселенной участвует в его экскурсионной группе. В то же время ему было обидно: знаменитый учё­ный, в одной статье его назвали великим мыслителем, не задавал Ивану Петровичу вопросов и, казалось, не слушал его объяснений. Через несколько дней Иван Петрович столкнулся на улице со зна­менитым учёным. «Наверное, не узнает меня», — подумал Иван Петрович. Но учёный подошёл к Ивану Петровичу и сказал:

—Я вас всей, всей душой благодарю.

—За что же? — удивился Иван Петрович. — Вы не задали мне ни единого вопроса и даже не слушали моих объяснений.

—Да, да, нет, нет, ну что вы, — сказал учёный. — Вы мне помогли от­ветить на самый важный вопрос. Ведь и я экскурсовод вот в этом автобу­се, — и он показал на небо и землю,— и я был очень счастлив в этой по­ездке, как никогда в жизни. Но я не слушал ваших объяснений. Мы, экс­курсоводы, не очень нужны. Мне даже показалось, что мы мешаем.

(По В. Гроссману)

1. Укажите, какие изобразительные средства языка использует автор в пред­ложениях абзацев III—V.

Выпишите из предложений абзацев I-III все предлоги. Выпишите из предложений абзаца X все частицы. Выпишите из предложений абзацев VII, VIII определительные и указатель­ные .

IV. Подведение итогов урока и задание на дом упр.279.(Напишите по тексту упражнения 278 сочинение в формате части С1 ЕГЭ)

Учитель МБОУ СОШ №42 г. Владикавказа

Поскольку наречия используются в речи только в сочетании с другими частями речи, они не являются основным изобразительным средством в языке, а служат лишь для конкретизации и дополнения описываемых действий. Но в контексте наречия могут приобретать особое звучание. Например, у А.С. Пушкина:

Я знаю: век уж мой измерен; Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я...

Здесь наречия утром и днем несут особую стилистическую нагрузку, именно на них падает логическое ударение.

При использовании наречий необходимо помнить о соблюдении литературных норм.

Наречия всегда – завсегда, зря зазря, вместо – заместо, красивее – красивше различаются в зависимости от стиля (вто­рые варианты характерны для просторечного употребления).

Вопросы и задания

Какими признаками характеризуется наречие? Назовите разряды наречий по значению.

2. От следующих прилагательных образуйте наречия и все возможные формы степеней сравнения наречий:

новый, особый, праздничный, красивый, хороший, счастливый, высокий, редкий, русский, лисий, волчий, внешний, средний, яро­стный, ужасный, дорогой, большой.

3. Найдите ошибки в употреблении наречий и исправьте их:

а) Эта дорога поширше будет.

б) Это решение гораздо простее, но оно требовало более лучше подготовиться.

в) Никто не делает это ловчее его.

г) Этот заказ выполнили несколько получше предыдущего.

д) К завтрому необходимо подготовиться к зачету.

е) Ничего нет мерзее лжи.

ж) Он ведет себя все более принципиальнее.

з) Это платье гораздо красивше того.

и) Мы сходили туда зазря.

к) Он завсегда на завтрак ест яичницу.

л) Я сделаю это заместо тебя.

Служебные части речи

В отличие от самостоятельных частей речи служебные части речи служат лишь для связи слов в предложении и для связи предложений. Они не являются членами предложения.

К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы.

Предлог

Предлог – это служебная часть речи, которая характеризуется следующими признаками.



1. Семантический признак: выражает различные отношения между формами имени существительного, числительного, местоимения и другими словами в предложении.

2. Морфологический признак: неизменяемость.

3. Синтаксический признак: не является членом предложения. Предлоги выражают различные отношения:

ü пространственные (выйти на улицу, войти в дом);

ü временные (заниматься с утра до вечера, отдыхать во время каникул);

ü причинные (бледнеть от страха, ошибка по невнимательности);

ü целевые (отдать в ремонт) и др.

По структуре предлоги бывают простые (состоящие из одного элемента: в, на, вдоль, около и т.д.), сложные (слившиеся из простых: из-за, из-под), составные (состоящие из двух или из трех элементов (по причине, в связи с, по отношению к).

По происхождению предлоги делятся на непроизводные, которые не произошли от других частей речи, и производные, которые образовались путем перехода в предлоги других частей речи: вдоль, вокруг, мимо – наречные предлоги; благодаря, включая, несмотря на – глагольные предлоги.

Использование предлогов в речи

Предлоги выражают различные отношения вместе с косвенными падежами имен существительных, числительных и местоимений.

Предлоги могут употребляться с одним падежом, двумя или тремя. Употребление предлогов в речи также требует соблюдения определенных норм.

Предлог между (меж) употребляется с двумя падежами: творительным и родительным: «Меж ними все рождало споры» (А.С. Пушкин). Между деревьями виднелось озеро. В современном русском литературном языке предлог между чаще употребляется с творительным падежом.

Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, подобно употребляются с дательным падежом: благодаря вашему совету, согласно вашему желанию, вопреки предсказанию, наперекор судьбе.

Лексическое значение предлога благодаря обусловливает его сочетание с существительными, имеющими «положительное» значение, поэтому такое предложение, как Благодаря аварии мы оказались в больнице, является неудачным из-за неправильно выбранного предлога.

По своему значению предлоги могут быть синонимичными. Синонимичны предлоги из-за (чего-либо) – в результате (чего-либо); в случае – при условии (чего-либо); для – в целях (чего-либо); вопреки (чему-либо) – несмотря на (что-либо); в официально-деловом стиле, например, будет написано: Вследствие проведения поисковых работ...; в газетных публикациях: В результате проведения...; в разговорной речи: Из-за проведения...

Принято различать и пары: для (нейтральное) – в целях (сугубо официальное); вопреки (официальное) – несмотря на (нейтральное) и т. п. Например: в целях проведения...

Предлоги по отношению – в отношении (обозначающие направление действия) не имеют заметного различия. Им присущ книжный характер. Например: Надо быть вежливым по отношению к старшим. В отношении Вас я принял решение о переводе из одного отдела в другой.

Предлоги с целью – в целях употребляются в официально-деловой речи: Проект осуществляется с целью...

Очень распространены ошибки в употреблении предлога по: учебники по вождению – беседы по итогам выборов. Первый пример – правомерное употребление предлога по, так как здесь указывается вид деятельности, а не конкретная тема или содержание книги. Не следует употреблять предлог по и в значении предлогов для и из-за. Например: работа по благоустройству парка (следует: для благоустройства парка).

При глаголах «чувства» скучать, тосковать, плакать, соскучиться и т.п. предлог по употребляется с дательным падежом: скучать по сыну, плакать по отцу, тосковать по родному городу. Но личные местоимения при этих глаголах употребляются в предложном падеже: скучаю по тебе, по вам, по ней и т.д.

Ошибочным является употребление после указанных глаголов предлога за с творительным падежом: он скучает за тобой, за вами и т.д.

Предлог по с предложным падежом употребляется в книжной речи со значением «после чего-нибудь»: по истечении срока, по окончании школы, по приезде домой. Употребление в этих случаях дательного падежа считается ошибкой (нельзя сказать по окончанию школы).

Вопросы и задания

Охарактеризуйте предлог как часть речи.

Раскройте скобки, выбирая нужный падеж.

а) Благодаря (новые впечатления) я повеселел.

б) Вопреки (предсказания) я вышел из этой ситуации победителем.

в) Не надо тосковать по (несбыточные мечты).

г) Он соскучился по (свой дядя).

д) По (окончание школы) он пошел учиться дальше.

е) По (прибытие) на место мы пошли осматривать окрестности.

ж) Согласно (мой план), мы должны были ехать дальше.

з) Мы будем действовать наперекор (все трудности).

и) Он вернется по (завершение) работы.

к) У нас большой перерыв между (лекции).

л) Он пел подобно (соловей).

м) Мы вц|шли навстречу (участники соревнования).

3. Найдите ошибки в употреблении предлогов с падежными формами и исправьте их. Запишите правильные варианты.

а) Ребенок плакал за своей мамой.

б) По окончанию университета он нашел хорошую работу.

в)Он шел наперекор судьбы.

г) Вопреки ожидания он произвел благоприятное впечатление

д) Учитель указал о том, что в работе имеются ошибки.

е) Все говорило за то, что мы не выполним работу в срок.

ж) Ответ по жалобе был получен сразу же.

з) Согласно указаний директора, все вышли на работу.

и) Это вселяет в меня уверенность в победе.

к) Он хорошо отдохнул между занятий.

л) Благодаря дождю наша прогулка не состоялась.

м) По истечению срока отпуска он вышел на работу.

н) По приезду в город мы пошли в кино.

о) Мы вышли навстречу победителей олимпиады.

Союз

Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного.

Союзы выражают различные отношения, которые устанавливаются между членами предложения и целыми предложениями.

Сочинительные союзы выражают равноправные отношения между членами предложения и между частями сложного предложения.

Сочинительные союзы делятся на три группы:

соединительные: и, да (в значении и), не только... но и, как... так и;

противительные: а, но, да (в значении но), однако же, зато;

разделительные: или, или... или, либо, то... то, не то... не то.

Например: Букет состоял из белых и красных гвоздик (союз и соединяет однородные члены). Мама вернулась домой, и мы отправились за покупками (союз и соединяет простые предложения в составе сложного).

Подчинительные союзы выражают неравноправные отношения между простыми предложениями в составе сложноподчиненного предложения.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие группы:

причинные: потому что, оттого что, так как, в виду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что и др.;

целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.;

временные: когда, лишь, пока, с тех пор как, лишь только, едва и др.;

условные: если, если бы, ли, раз, как скоро и др.;

сравнительные: как, будто, словно, как бы, точно, как будто и др.;

изъяснительные: что, чтобы, как и др.;

уступительные: несмотря на то что, хотя, как ни, пусть, даром что и др.;

следствия: так что.

По структуре союзы делятся на простые и составные.

Простые союзы состоят из одного слова (а, если, что, хотя, едва и т.д.), составные союзы состоят из нескольких слов (как будто, оттого что, с тех пор как и т. д.).

С точки зрения употребления союзы делятся на одиночные, повторяющиеся и двойные.

Одиночные союзы употребляются в предложении один раз: Когда он наконец вернулся, все очень обрадовались.

Повторяющиеся союзы в предложении всегда повторяются два и более раз: То бушует ветер, то вьюга злится, то скрипнет дверь, то окно отворится.

Двойные союзы состоят из нескольких элементов, расположенных в разных частях предложения: Он любил не только осень, но и зиму.

По происхождению союзы бывают непроизводными и производными.

Непроизводные союзы не образованы ни от каких других частей речи (и, а, но, или и др).

Производные союзы образованы от других частей речи (оттого что, вследствие того что, благодаря тому что и др.).

Вопросы и задания