Современные технологии управления кадровым резервом статья. Управление стратегическим кадровым резервом. Как решать поставленные задачи

Кадровый резерв - это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.

Работа с резервом, как и многие другие технологии кадровой работы, является комплексной (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Взаимосвязь кадрового менеджмента и направлений работы с резервом

Типы резерва

Можно выделить несколько типологий кадрового резерва (по виду деятельности, скорости замещения должностей, уровню подготовленности и т.д.). В зависимости от целей кадровой работы можно использовать либо одну, либо другую типологию.

По виду деятельности.

Резерв развития - группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при диверсификации производства, разработке новых товаров и технологий). Они могут выбрать одно из двух направлений карьеры - профессиональную либо руководящую карьеру.

Резерв функционирования - группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Эти сотрудники ориентированы на руководящую карьеру.

По времени назначения:

группа А - кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время;

группа В - кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие один-три года.

Принципы формирования и источники кадрового резерва

Принцип актуальности резерва - потребность в замещении должностей должна быть реальной.

Принцип соответствия кандидата должности и типу резерва - требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности.

Принцип перспективности кандидата - ориентация на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной ценз, стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом, состояние здоровья.

При отборе кандидатов в резерв для конкретных должностей надо учитывать не только общие требования, но и профессиональные требования, которым должен отвечать руководитель того или иного отдела, службы, цеха, участка и т. д., а также особенности требований к личности кандидата, основанные на анализе ситуации в подразделении, типе организационной культуры и т. д.

Источниками резерва кадров на руководящие должности могут стать:

    руководящие работники аппарата, дочерних акционерных обществ и предприятий;

    главные и ведущие специалисты;

    специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя в производственной деятельности;

    молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку.

17.Условия и дисциплина труда как основа мотивации и стимулирования персонала

Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется стимулированием . Стимулирование выполняет на предприятии важную роль действенных мотиваторов или основных носителей интересов работников. Оно принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.

Мотивация и стимулирование персонала оказывают значительное влияние на развитие у работников таких важных характеристик их трудовой деятельности, как качество работы, результативность, старание, усердие, настойчивость, добросовестность и т.д.

Перечислим общие стимулы, побуждающие человека лучше работать:

  • Уважение;

    Самоутверждение;

    Чувство принадлежности к организации;

    Приятная рабочая обстановка;

    Похвала;

    Гибкий график работы;

    Осознание себя членом команды;

    Возможность внесения идей и предложений;

    Возможность учиться;

    Карьера;

    Товарищеские отношения;

    Признание заслуг;

    Вознаграждение;

    Возможность работать дома;

    Независимость;

  • Творческая атмосфера;

    Благодарность за сверхурочную работу;

    Чувство уверенности в работе;

    Сотрудничество с другими людьми;

    Устоявшийся рабочий процесс;

    Доверие руководства.

Стимулирование как метод воздействия на трудовое поведение опосредовано через его мотивацию. При стимулировании побуждение к труду происходит в форме компенсации за трудовые усилия. Деление стимулов на «материальные» и «моральные» условно, поскольку они взаимосвязаны. Например, премия выступает и как акт признания по отношению к работнику и как оценка его заслуг, а не только материальное вознаграждение результатов труда. Иногда у работников ориентация на общение, принадлежность к определенному сообществу, престиж проявляются сильнее, чем ориентация на денежное вознаграждение.

Материальные методы стимулирования труда

Выбор рациональных форм и систем оплаты труда персонала имеет важнейшее социально-экономическое значение для каждого предприятия в условиях рыночных отношений. Формы и системы оплаты труда работников создают на всех уровнях хозяйствования материальную основу развития человеческого капитала, рационального использования рабочей силы и эффективного управления персоналом всех категорий. Вознаграждение персонала за труд или компенсация работникам затрачиваемых усилий играет весьма существенную роль в привлечении трудовых ресурсов на предприятия, в мотивировании, использовании и сохранении необходимых специалистов в организации или на фирме.

Неэффективная или несправедливая система вознаграждения может вызвать у работников неудовлетворенность как размерами, так и способами определения и распределения доходов, что в конечном итоге может повлечь за собой снижение продуктивности труда, качества продукции, нарушение трудовой дисциплины и т.п.

Связь вознаграждения работников с фактическими результатами производственной деятельности тех или иных организаций осуществляется с помощью используемых ими форм и систем заработной платы. Они определяют механизм зависимости вознаграждения каждого работника от результативности трудовой деятельности. В любой организации труд, затраченный конкретным исполнителем, может быть выражен количеством отработанного им рабочего времени или объемом произведенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг. В зависимости от того, в каких экономических показателях измеряются затраты или результаты труда, принято различать повременную и сдельную формы оплаты труда персонала.

При повременной оплате величина вознаграждения работника зависит от фактически отработанного рабочего времени, а при сдельной - от объема выполненных работ и услуг.

В современной практике часто используются смешанные системы заработной платы - одна часть вознаграждения каждого работника зависит от результатов работы группы (как правило, переменная), а другая - от индивидуальных особенностей (постоянная, должностной оклад).

Большинство руководителей считает, что, если они не смогут предложить солидную зарплату или внушительные премиальные, люди будут лениться, не чувствуя достаточных стимулов. Но следует больше заботиться не о том, с чего платить высокие оклады, а о том, чтобы обеспечить своим сотрудникам справедливое вознаграждение. Справедливость - это соблюдение принципов правильности, беспристрастности, честности.

Доплаты за условия труда . Неблагоприятные условия труда, если их практически невозможно улучшить, должны компенсироваться работнику, прежде всего за счет увеличения времени отдыха, дополнительного бесплатного питания на производстве, профилактических и лечебных мероприятий. Доплаты за сменность устанавливаются за работу в вечерние и ночные смены. Доплаты за уровень занятости в течение смены вводятся преимущественно для многостаночников, наладчиков и ремонтного персонала. Также доплаты устанавливаются при совмещении профессий (функций).

Надбавки. Надбавки за производительность выше нормы в форме сдельного приработка могут иметь место, если причиной перевыполнения норм явилось наличие у работника способностей к данной работе, превышающих средний уровень.

Помимо зарплаты есть другое средство мотивации - внутрифирменные льготы: оплата фирмой медицинских услуг, страхование на случай длительной потери трудоспособности, полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы и обратно, предоставление своим работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента, предоставление права пользования транспортом фирмы, питание во время работы и другие расходы.

Всевозрастающее значение в формировании дохода приобретают такие формы, как участие в прибылях и в акционерном капитале. Это можно объяснить не только стремлением к социальной гармонии, но и возможностью ухода от налогов, которые приобретают в рыночной экономике все более возрастающее значение и толкают работодателей на поиски возможностей их неуплаты.

Еще один вид вознаграждения, которым руководитель может распорядиться по своему усмотрению, - премиальные выплаты (бонусы). Они могут быть как плановыми (ежегодные премии к определенной дате), так и внеплановыми, связанными с результатами работы сотрудника и являющимися особым стимулом, так как нежданное поощрение помогает сотруднику почувствовать свою значимость (премии ко дню рождения сотрудника, премии, связанные с получением организацией дополнительной прибыли и другое). При распределении среди сотрудников части прибыли используются оба вида мотивации: вызывается чувство сопричастности с делами компании посредством материального вознаграждения. Привязка размера премий к результатам бизнеса позволяет сотрудникам увидеть связь между своей работой и достижениями компании, а, следовательно, и величиной своей премии.

Нематериальные методы стимулирования труда

Проблема стимулов к труду очень актуальна. Современный менеджер должен постоянно отмечать ценность работника для коллектива, наличие у него творческого потенциала, положительных сторон, хороших качеств, достигнутые результаты. Эта оценка должна быть максимально объективно, опираться не на общие впечатления, а на конкретные, точные показатели и данные.

Поскольку разработка системы стимулов в условиях рынка в России - один из наиболее важных резервов управления компаниями, следует помнить, что материальные факторы далеко не всегда выходят на первый план и не могут быть единственной формой вознаграждения за труд. Главное - привлекательность труда, его творческий характер. Вот именно эту привлекательность и следует создавать менеджеру, постоянно обновляя содержание труда каждого подчиненного.

Нематериальные стимулы очень многообразны и делятся на три группы: социальные, моральные, социально-психологические. Используя их в комплексе, можно добиться высокой эффективности.

Социальные стимулы связаны с потребностью работников в самоутверждении, с их стремлением занимать определенное общественное положение, с потребностями в определенном объеме власти. Эти стимулы характеризуются возможностью участвовать в управлении производством, трудом и коллективом, принимать решения; перспективами продвижения по служебной лестнице, возможностью заниматься престижными видами труда. Следовательно, предполагается, что работникам предоставляется право голоса при решении ряда проблем, им делегируются права и ответственность.

Моральные стимулы к труду связаны с потребностями человека в уважении со стороны коллектива, в признании его как работника, как нравственно одобряемой личности. Признание может быть личным или публичным.

Личное признание подразумевает, что особо отличившиеся работники будут отмечены в специальных докладах высшему руководству организации. Они могут быть представлены лично руководителю. Им гарантируется право подписи в документах, в разработке которых они принимали участие. Такие работники по случаю праздников и юбилейных дат персонально поздравляются администрацией.

Публичное признание выражается в широком распространении информации о достижениях работников в многотиражных газетах, выпускаемых организациями, на специальных стендах («Досках почета»), в награждении особо отличившихся людей специальными знаками, грамотами. Нередко публичное признание сопровождается премиями, ценными подарками и т.д.

К моральным стимулам относятся похвала и критика.

Социально-психологические стимулы вытекают из той особой роли, которую играет общение в жизни человека. Именно общение является коренной потребностью и условием нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому комфортный климат в коллективе, обеспечивающий нормальное общение, позволяет самореализовываться человеку, является прекрасным стимулом к ощущению удовлетворенности работника в труде.

Между материальными и нематериальными стимулами существует диалектическая связь. Так, заработная плата (материальный стимул) влияет на оценку и самооценку работника, удовлетворяя тем самым его потребности в признании, уважении окружающих, самоуважении, самоутверждении, т.е. материальный стимул выступает одновременно и как социальный, моральный, психологический. Но если использовать лишь материальный стимул, не задействовав моральных, социальных, творческих стимулов, то вся система стимулирования перестанет выполнять присущие ей функции в полной мере, что приведет к преобладанию экономических стимулов в ущерб социальным, моральным, психологическим и нравственным.

Таким образом, материальные и нематериальные стимулы взаимно дополняют и обогащают друг друга

Дисциплина труда – это обязательное для всех работников организации подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с трудовым законодательством, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Одним из важнейших для организации локальным нормативным актом регламентирующим правила поведения являются Правила внутреннего трудового распорядка. Необходимость соблюдения дисциплины труда обусловлена его кооперацией. Объединение работников для достижения общих трудовых задач требует обеспечения слаженности и надежности в работе, что может быть обеспечено лишь строгим выполнением организационных правил поведения.

Рост значимости дисциплины труда для предприятия обусловлен влиянием ряда факторов: усложнение производственных связей требует повышенной четкости и точности в организации взаимодействия всех производственных звеньев, объективное требование роста производительности труда ведет к увеличению цены единицы рабочего времени и, соответственно, к более эффективному его использованию.

Экономические потери из-за низкой дисциплины труда выражаются в следующем: в потерях рабочего времени из-за прогулов, опозданий, преждевременного ухода с работы, в потерях рабочего времени, связанных с увольнением работников за нарушения трудовой дисциплины и приемом в организацию новых неадаптированных работников, в снижении коллективных результатов труда из-за низкой взаимозаменяемости работников, в поломке и простоях оборудования, в выпуске бракованной продукции из-за нарушения технологии производства.

Основными видами дисциплины труда являются: трудовая дисциплина – четкое соблюдение персоналом предприятия установленных правил внутреннего трудового распорядка и норм поведения, технологическая дисциплина – точное выполнение всех требований технологии производственного процесса, режимов и способов его ведения, производственная дисциплина – своевременное выполнение производственных заданий и распоряжений руководителя; бережное отношение к оборудованию, инструменту и другим материальным ценностям предприятия; соблюдение правил охраны труда.

Дисциплина труда основывается на трех побудительных источниках и имеет три формы реализации: принудительная дисциплина – воздействие на работника администрации предприятия с использованием экономических и морально-психологических методов принуждения, добровольная дисциплина – внутреннее осознание работниками необходимости соблюдения норм и правил поведения, самодисциплина – самоубеждение, предъявление к себе высоких требований, которые необходимо выполнять.

Пути и методы укрепления дисциплины труда: убеждение – широкое использование воспитательных мер как со стороны администрации, так и со стороны трудового коллектива, использование силы примера, поощрения за труд – поощрение администрацией работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком и т.п.), дисциплинарные взыскания – применение администрацией за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, увольнение).

Необходимость создания стратегического резерва обусловлена тем, что предприятия испытывают дефицит современных кадров, профессионалов с точки зрения технологии и в то же время имеющих «бизнес-мышление». «На предприятиях есть либо хорошие, очень профессиональные технологи, приоритетным направлением мышления которых являются затраты, либо бизнесмены с недостаточными знаниями технологии. Поиск и развитие людей, которые способны объединить первое со вторым, является для нас ключевым моментом. Предприятия, на которых компания нашла таких людей, имеют значительный рост» .

Развитие собственных сотрудников до уровня топ-менеджера в СУКР дает дополнительный стимул. На рассматриваемом предприятии формула карьерного успеха - это пройти трудовой путь от рядового рабочего до руководителя высшего звена. Каждому работнику, при наличии желания и собственных возможностей, предоставляется шанс сделать именно такую карьеру. Ярким примером такой карьеры является то, что в команде существующего стратегического резерва предприятия все работники начинали свой трудовой путь именно с рядовых должностей.

Работа по формированию группы стратегического резерва проводится под непосредственным руководством Генерального директора предприятия с целью обеспечения качественным резервом руководителей основных производственных структурных подразделений и подразделений управления.

Отбор кандидатов в группу стратегического резерва (ГСР) осуществляется по результатам ассессмент-центра, психодиагностики, аттестации, индивидуальных интервью, различных конкурсов («Лучший молодой руководитель», «Лучшая научно-техническая разработка» и др.). При этом учитываются результаты производственной деятельности, участие в рационализаторских и изобретательских проектах, текущая карьерная успешность, а также рекомендации непосредственного руководителя. По итогам оценочных процедур участники проходят собеседование с первыми руководителями предприятия.

Приоритетным направлением составления пула кандидатов в группу резерва является наличие в соответствующих подразделениях руководителей пенсионного и предпенсионного возраста. Упор именно на этот критерий позволяет:

сбалансировать издержки на подготовку резервистов, т.е. готовить только под ключевые должности, которые освободятся в ближайшее время;

обеспечить ключевые должности качественным подготовленным резервом;

Зачисление в резерв 2-го уровня

Оценка профессиональных и личностных характеристик

Общение на КПК

Программы развития резервиста 2-го уровня

Оценка исполнения обязанностей в должности (проводит руководитель

подразделения)

Второй уровень резерва

Составление плана развития и обучения

А

Программы развития резервиста 1-гоу уровня /

Исполнение обязанностей в должности

А

Оценка исполнения обязанностей в должности (проводит вышестоящий руководитель)

Оценка готовности резервиста к назначени

Первый уровень резерва

не демотивировать «впустую» подготовленных резервистов долгим ожиданием назначения, при этом сокращая риск ухода подготовленных, но неназначаемых специалистов на сторону.

Окончательный список ГСР утверждается приказом, в котором определены: программа стажировки, график стажировки, список параметров экспертной оценки резервистов, состав комиссии для оценки индивидуальных заданий и итогов стажировки, ответственные исполнители, порядок работы, размер и источники финансирования.

Перед началом проекта перед резервистами определяются следующие цели:

ознакомление с деятельностью всех структурных подразделений и системой управления предприятием;

формирование команды единомышленников, имеющих единое представление о системе управления и способных к конструктивному взаимодействию;

развитие лидерских качеств и управленческих компетенций. Стажировка, как правило, начинается с выездного двухдневного тренинг-семинара на командообразование.

Основные мероприятия в период стажировки:

беседы с руководителями и специалистами подразделений, в ходе которых изучались эффективные методы управления и делался акцент на реализацию в подразделении основных управленческих функций: планирование деятельности (в том числе планирование ресурсов), организация деятельности, контроль и оценка эффективности деятельности, принятие корректирующих воздействий;

знакомство с технологией производства и технико-экономической документацией в каждом структурном подразделении; получение от руководителя подразделения задания для коллективной работы, которое содержит формулировку проблемы, актуальной для управления данным подразделением;

групповая проектная работа под руководством бизнес-тренеров из числа подготовленных специалистов службы по управлению персоналом, включающая коллективный анализ проблемы и разработку проекта по решению предложенной проблемы;

составление списка проблемных мест и вариантов решения этих проблем по итогам работы в каждом подразделении; публичная защита проекта группы перед руководством и техническими специалистами подразделения;

экспертная оценка работы резервистов в подразделении по параметрам, соответствующим основным корпоративным управленческим компетенциям (табл. 2.3);

выполнение индивидуального проектного задания, в соответствии с личной профессиональной специализацией, направленного на реше

ние ключевой проблемы в управлении соответствующим видом деятельности на предприятии, подготовка к выполнению проводилась в течение всей стажировки.

Таблица 2.3

Корпоративные управленческие компетенции_

Название

Описание компетенции

Принятие решений

Исследуется способность оценка ситуации, прогнозирования существующих возможностей и угроз проекта. Важным при этом является способность руководителя к оценке последствий принимаемых решений и принятие на себя ответственности за решение и его исполнение. Дополнительно оценивается способность принимать решения в условиях дефицита времени и информации.

Целеполагание

Оцениваются способности руководителей к анализу проблем и перспектив развития подразделения и компании, а также способы постановки целей и определение путей их достижения. Дополнительно в данной компетенции исследуется умение руководителей выделять приоритеты в деятельности и способность грамотно донести цели до коллег и подчиненных.

Планирование рабочего процесса

Данная компетенция характеризует одну из основных функций управления - планирование. Компетенция включает такие аспекты как: умение будущих руководителей разделять рабочий процесс на определенные этапы, способность планирования необходимых ресурсов для организации процесса, а также оценка имеющихся ресурсов и их перераспределение в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями. При оценке положительным фактором выступают способности резервистов к составлению четких планов действий с указанием результатов и сроков выполнения по этапам процесса.

Коммуникативные навыки

Значительная часть рабочего времени руководителя отводится формированию и развитию коммуникативной среды. Отсутствие таких навыков, как умение устанавливать и поддерживать контакты, вести переговоры, эффективно взаимодействовать с коллегами в ходе обсуждения проблем, а также способности разрешать конфликтные ситуации, приводит к снижению общей эффективности управления.

Руководство людьми

Одна из ключевых управленческих компетенций. Оценивая руководителя, изучаются его умение эффективно использовать разнообразные методы мотивации в работе с персоналом, способность объективно оценивать вклад работников и поощрять их за достигнутые результаты, умение создавать условия для профессионального и личностного развития работников. При этом значимыми являются навыки формирования эффективной и слаженной команды, умение организовать коллективные действия, брать управление командой на себя, обеспечивать благоприятный эмоциональный настрой в коллективе, а также авторитет и поддержка группы.

Работа в команде

Компетенция служит нераздельным дополнением к предыдущей компетенции. При оценке группового взаимодействия изучается понимание резервистом общих целей, стоящих перед группой, активное участие в работе группы, адекватная оценка предлагаемых идей и конструктивное разрешение спорных ситуаций. При этом определяется уровень доверия, уважения и поддержки членам группы.

Работа с информацией

В современной информационной среде работа с большими объемами данных приобретает всё большее значение. Затруднительно, а часто и не возможно принимать управленческие решения без умения анализировать информацию и выделять главное, способности систематизировать информацию, устанавливать взаимосвязи между различными аспектами, выявлять закономерности. Отсутствие навыков работы с большим объемом информации в условиях дефицита времени и поиска недостающей информации приводит к запаздыванию в принятии управленческих решений и снижению общей эффективности управления.

Мотивация на достижение целей

Компетенция оценивает степень целеустремленности и настойчивости в достижении высоких показателей деятельности, а также возможные карьерные ожидания резервистов. Критериями оценки являются такие показатели, как ориентация на высокие результаты в деятельности, способность работать в условиях высокой нагрузки и с высокой самоотдачей, стремление к профессиональному и должностному росту.

Инициатива и инновационность

Данная компетенция характеризует стремление руководителя к новизне в деятельности и включает следующие аспекты: внесение новых, нестандартных идей, активное участие в реализации их на практике, ответственность за внедрение новых идей, стремление поддержать инициативу и творчество коллег.

Исполнительская дисциплина

Компетенция характеризует способность руководителя являться «надежным звеном» управленческой «цепи». При этом оцениваются тщательность, точность и аккуратность при выполнении заданий, соблюдение установленного порядка работы, готовность к выполнению дополнительных заданий, а также умение доводить дело до конца без напоминаний и контроля.

Подготовка группы стратегического резерва проводится с использованием активных форм обучения . В период стажировки группа поделена на две подгруппы, между которыми происходит постоянный обмен для того, чтобы все резервисты имели возможность взаимодействия друг с другом, что способствует лучшему командообразованию. В каждой подгруппе проводятся лекции и тренинги по теории управления, взаимодействию в команде, принятию управленческих решений и др. Во время стажировки рабочий день резервистов приближен к реальному рабочему дню руководителя - 10 часов, с обязательным посещением всех необходимых рапортов, совещаний и планерок.

Использование активных форм обучения при подготовке будущих руководителей позволяет не только за сравнительно короткое время передавать большой объем знаний, но и обеспечивают высокое усвоение излагаемого материала через практическое его применение, а также оказывают необходимое воздействие на мотивационную сферу личности обучающихся работников.

Использование данных методов в системе развития кадрового резерва дает целый ряд преимуществ:

облегчается восприятие нового для слушателей материала. Лекционная форма подачи материала для большинства взрослых людей, давно закончивших обучение, является не всегда приемлемой; используется обмен опытом участвующих в обучении руководителей. В ходе занятий он подвергается значительному осмыслению и систематизации;

доказывая и обосновывая те или иные подходы к решению поставленных задач, резервисты усваивают новые знания и новые практические подходы к решению этих задач;

участники имеют возможность увидеть модели эффективного и неэффективного поведения в реальных ситуациях делового взаимодействия.

Для подготовки группы стратегического резерва Генерального директора организаторы стажировки резервистов используют такую форму обучения, как «семинар-тренинг». Данная форма работы сочетает в себе элементы теоретического семинара и тренинга. Семинарская составляющая данной формы занятий позволяет обсудить и согласовать понятийный аппарат резервистов и их подходы к решению различных управленческих проблем. Тренинговые элементы, в свою очередь, направлены на формирование у резервистов реальных управленческих компетенций, в том числе и способности к командному взаимодействию в группе.

Самый интересный эффект, возникающий в ходе семинаров-тренингов, состоит в том, что в работе резервистов, организованной бизнес-тренерами, почти всегда присутствуют обе составляющие, и одновременно достигаются сразу несколько целей.

При подготовке и проведении семинаров-тренингов специалисты службы персонала определяют следующие цели:

усвоение резервистами алгоритма осуществления анализа управленческих проблем и поиска путей их решения; выработка единого подхода к решению управленческих проблем; формирование ключевых управленческих компетенций; обучение будущих руководителей способам коллективного взаимодействия;

знакомство и сплочение участников группы резерва (командообразование).

Обычно семинар-тренинг проводится сразу после общего ознакомления с деятельностью подразделения и системой управления этим подразделением. Таким образом, к началу семинара резервисты имеют представление об основных параметрах деятельности и об особенностях управления. Проблема, предлагаемая на обсуждение, формулируется начальником структурного подразделения. При этом рассматриваемая проблема по содержанию должна находиться в сфере управления, но ни в коем случае не в технологии самого подразделения.

Одной из «рамок», регламентирующих взаимодействие резервистов в течение всего тренинга, является схема организованной коммуникации, содержащая в себе определённые позиции и роли, которые должны осознаваться участниками и применяться в соответствии с личными целями. При этом основные роли бизнес-тренера состоят в следующем:

организатор коммуникации на первоначальном этапе и при групповых кризисах;

эксперт-критик, проблематизирующий версии группы и стимулирующий ход обсуждения;

организатор рефлексии, побуждающий группу к анализу собственных затруднений в коллективной деятельности и выбору эффективных способов продолжения общей работы. При этом он же, при необходимости, является «держателем цели», то есть в случае отклонения группы от необходимой «траектории», он напоминал участникам о целях данного семинара и всей стажировки в целом; эксперт-консультант, сообщающий группе информацию, способную помочь им в работе (например, о ролях в групповой коммуникации или о содержании управленческих функций, способах принятия решения и т.п.).

Проанализировав ход групповой коммуникации по поводу решения управленческих проблем, резервисты при помощи бизнес-тренера, как правило, успешно, выделяют в ней следующие этапы:

  • 1. Описание проблемной ситуации с обнаружением недостатка информации.
  • 2. Получение недостающей информации.
  • 3. Определение причин возникновения проблемы.
  • 4. Предположение путей разрешения проблемы.
  • 5. Оценка последствий использования этих путей (в том числе оценка реализуемости, перспективности, оценка влияния на систему предприятия в целом).
  • 6. Выбор и уточнение пути разрешения проблемы.
  • 7. Формирование проектного решения по разрешению проблемы. Проектное решение должно содержать конкретные шаги, предполагаемые от имени руководства подразделения. Кроме того, проектное решение должно содержать планирование всех видов ресурсов: временных, человеческих, материальных.

Кроме работы, направленной на формирование у резервистов глубоких представлений о процессах принятия управленческого решения, бизнес-тренер решает ещё и задачу образования команды. Командообразование в самых общих чертах состоит из двух элементов:

  • 1) формирование у членов группы единых представлений о целях, средствах и способах совместной деятельности;
  • 2) формирование благоприятного психологического климата в группе и готовности к конструктивному взаимодействию, основанных на взаимном уважении, осознании ценности каждого участника для достижения общих целей и простых человеческих симпатиях между участниками группы.

Первый элемент командообразования формируется одновременно с решением познавательной задачи семинара. А для формирования второго элемента бизнес-тренер планирует проведение специальных упражнений и игр. Кроме того, бизнес-тренер использует кризисные моменты в ходе групповой работы, чтобы в рефлексии обратить внимание участников семинара на анализ их собственных жизненных ценностей, влияющих на эффективность каждого в работе на общий результат. В ходе семинара основные усилия организаторов направлены на достижение следующих целей:

основной ценностью участников группы стала ценность коллективной деятельности;

возникло осознание большей эффективности коллективного, согласованного управления;

возникло желание работать вместе, помогать друг другу в достижении общих целей и уважать наличие целей индивидуальных. Процедура защиты коллективного проекта группы проводится перед руководителем структурного подразделения, при участии экспертов различного уровня из данного подразделения. Формы представления проекта комиссии могут быть различными. Обязательным условием является графическое отражение основных элементов проекта на бумажном носителе. Средняя продолжительность защиты проекта - 1 час.

Сразу после окончания защиты проекта все руководители и специалисты, взаимодействовавшие с резервистами в течение недели, проводят экспертную оценку. Каждый раз в качестве эксперта выступает и сам бизнес-тренер.

В результате проведения рассматриваемых тренингов-семинаров будущие руководители получают знания и отрабатывают навыки, позволяющие им эффективно взаимодействовать с подчиненными и другими руководителями, поддерживать высокий уровень мотивации и сотрудничества при решении проблем, возникающих в повседневной деятельности. В процессе моделирования проектной работы резервисты не только более подробно рассматривают сам процесс управленческой деятельности (планирование, организация, оценка, контроль и др.), но и усваивают знания и алгоритмы решения управленческих задач и работают над развитием своего лидерского потенциала.

Для оценки полноты и качества знаний резервистов о деятельности подразделений предприятия и системе управления проводится профессиональное тестирование по ключевым вопросам управления производством и организацией в целом. Итоговая оценка резервистов осуществляется комиссией, возглавляемой Генеральным директором предприятия. На заседании комиссии каждый резервист докладывает о выполнении своего индивидуального задания. Итоговая комиссия принимает окончательное решение относительно каждого резервиста на основании успешности выполнения индивидуального задания и экспертных оценок, полученных во время стажировки. На основании решений, принятых комиссией, разрабатываются индивидуальные программы профессионального развития и карьерного роста работников, вошедших в группу стратегического резерва.

В ходе стажировки будущие руководители проходят всю технологическую цепочку предприятия и подразделения управленческих служб. Завершающим этапом стажировки является изучение деятельности центрального офиса в г. Москва.

При подведении итогов стажировки, во время обратной связи с резервистами, последние отмечают достижение первоначальных целей. Подготовка собственных топ-менеджеров - более длительный и затратный путь, нежели покупка их «со стороны», но, при этом компания получает следующие конкурентные преимущества :

высокопрофессиональную, сплоченную команду управленцев высшего звена, хорошо знакомых между собой - коллектив единомышленников;

отсутствие затрат на поиск кандидатов в руководители на внешнем рынке труда;

возможность сохранять на предприятии ценные, подготовленные, высокомотивированные на карьерный рост кадры (зачисление в резерв уже само по себе является мотивирующим фактором, поскольку работник получает определенное подтверждение своих заслуг, и ему открывается перспектива дальнейшего карьерного роста); укрепление традиций предприятия, улучшение внутренней деловой атмосферы через предоставление каждому работнику возможности карьерного роста;

повышение общей эффективности менеджмента компании и, как следствие, эффективности производства за счет того, что назначаемым руководителям не требуется время на адаптацию к организационной культуре предприятия.

В результате таких стажировок каждый из резервистов узнает разнообразные проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию процессов и взаимосвязь между целями различных подразделений. Эти знания жизненно необходимы им для успешной работы на более высоких должностях в компании. У руководителей среднего звена, из которых, как правило, формируется стратегический резерв, существует локальное видение развития компании. Встречи с высшим руководством компании позволяют им увидеть стратегическое развитие организации на глобальном уровне, перспективу для реализации своих амбиций не на стороне, а на данном предприятии. Шаг на ступеньку вверх позволяет резервистам посмотреть со стороны на процессы управления предприятием, оценить требования к себе в будущем, определить, какое поведение ожидает от них руководство в данный момент.

В современном обществе одной из главнейших направленностей в системе управления персоналом является подготовка и организация кадровых резервов. Данное направление является очень важным в организации. Кадровые резервы - это ключевое звено и важная составляющая в любой кадровой деятельности. В настоящее время очень важным является проведение соответствующей работы для усовершенствования и обеспечения надёжности предприятия. Что представляет собой это понятие, какова его роль в принципы и виды, в чем заключается управление кадровым резервом?

Раскрытие сути понятия

Кадровые резервы - это формирование определённого состава сотрудников, прошедших подготовительный отбор (оценку) и обладающих требуемым потенциалом для исполнения прямых обязанностей на новом месте работы в установленные сроки. Такая мера, в основном, применяется в коммерческих структурах, при этом многочисленные государственные, общественно-политические и социальные учреждения также создают его для решения собственных проблем с персоналом.

Иными словами, кадровые резервы - это определённые потенциальные работники компании, планируемые для переведения на необходимые должности.

Такой запас кандидатур имеет условную структуру. Кадровый резерв (профессиональный запас) имеет возможность быть как внутренним, так и внешним. Что касается внутреннего резерва, то он состоит из работников компании и распределяется на оперативный и перспективный. Оперативный - это сотрудники, которые уже заменяют вышестоящих управляющих и готовы вне каких-либо дополнительных обучающих мероприятий занять определённые должности. Перспективный - это работники с большим потенциалом, но имеющие необходимость в дополнительных обучающих мерах. Формирование внешнего резерва имеет возможность происходить по определению руководящего звена, т. е. на вакантные места предприятием будут разумно привлекаться претенденты со стороны. Не считая данного, внешний резерв имеет возможность организовываться принужденно, если на предприятии по каким-либо факторам высок показатель непостояннства сотрудников.

Формирование кадрового резерва способствует раскрытию потенциала персонала, а также может помочь в случае срочной надобности при закрытии кадровых «пробелов». Какой конкретно профессиональный запас будет организовываться - внешний, внутренний либо оба сразу - решает руководитель компании.

Цели

Формирование кадрового резерва имеет следующие цели:

  1. Предупреждение вероятности кризисной ситуации в случаях ухода работников, занимающих первостепенные позиции.
  2. Снабжение предприятия запасом высокопрофессиональных и результативных сотрудников, готовых совершенствовать бизнес в соответствии с установленной стратегией и культурой.
  3. Удержание и мотивация профессиональных лидеров-управляющих.
  4. Поддерживание положительной репутации работодателя.
  5. Понижение издержек на отбор и адаптацию нового работника.

Таким образом, кадровый резерв организации имеет очень большое значение как в становлении, так и в дальнейшем развитии любого образования. Кадровые резервы - это развитие и перспективы всего предприятия.

Программа работы

Формирование кадрового резерва как системы целенаправленных действий традиционно охватывает следующие этапы:

  1. Определение должностей, пребывающих в зоне риска, - совершается при помощи конкретных мероприятий, к примеру: рассмотрения рынка труда в районе; оценки численности претендентов для занятия освободившихся должностей; разбора значения данной позиции для компании; оценки протекающей ситуации с персоналом на участке.
  2. Формирование профиля должности - устанавливает уровень развития компетенций кандидата, чтобы он удачно справлялся с установленными перед ним заданиями. Традиционно проводится и после разбора данных выводится спецпрофиль, которому обязана соответствовать кандидатура на вакансию.
  3. Оценка и дальнейший подбор претендентов - ведутся с применением некоторых характеристик производительности работника. В основной массе случаев сопоставляются данные, обретённые при помощи оценочных мероприятий по производимой деятельности и информации, подобранной путём оценивания потенциала, познаний и прочих критериев, которые имеет кандидатура на настоящее время.
  4. Организация персональных планов развития - ведётся с учётом наличествующих потребностей и стратегии компании. Данная мера может помочь резервисту распределить кратковременные ресурсы и осмыслить, как достигнуть установленной цели. Течение обучения планируется так, чтобы, участвуя в разнообразных семинарах, выполняя непростые проекты, стажируясь, работник, зачисленный в кадровый резерв, сумел развить конкретно те знания и умения, которые необходимы при переходе на новый пост.
  5. Назначение на новое место.

Работа с кадровым резервом может проводиться и по специальным моделям, которые вырабатываются самим предприятием или заимствуются из более удачных вариантов формирования.

Технология работы

Существует некоторое количество источников информации:

  • интервью при приёме на службу, где предоставляется основное понятие о кадровом резерве, основах и вероятных путях карьерного становления;
  • информационный листок компании, в котором информируется о вакантных должностях, требованиях к претендентам, о том, на какое время назначен конкурс в кадровый резерв;
  • персональное консультирование;
  • во всех подразделениях имеется Положение о кадровом резерве, доступное для всех сотрудников.

Что касается Положения, то следует пояснить немного подробнее, так как именно этим важным документом регламентируются основные направления всей деятельности.
Документ преследует и достигает цели, которыми являются грамотная расстановка и воспитание, обучение кадрового состава на случай замещения должностей различного уровня в муниципальных и других властных образованиях. Для этого программа предусматривает системное повышение профессионального уровня кандидатов на замещение должностей.

Данный акт традиционно состоит из следующих разделов:

  1. Общие положения, где указываются регулируемые вопросы Положением, предопределяются главные установки работы с запасом сотрудников. Также приводятся разъяснения главных задач системы работы с запасом сотрудников, а в частности:
    - что такое резерв сотрудников;
    - суть системы работы с резервным штатом;
    - какие вопросы разрешает факт резерва работников;
    - для чего нужно проектирование резерва кадров;
    - какие источники организации резерва сотрудников.
  2. Порядок образования. Данным разделом устанавливает, как и на основе какого подхода создаётся резерв сотрудников в организации.
  3. Организация непосредственной деятельности.

Предусматриваются основные задачи:

  • Расчёт резерва сотрудников.
  • Обозначение претендентов.
  • Оценка претендентов.
  • Разбирание итогов оценки претендентов в резерв.
  • Организация резерва сотрудников и установление перечня начальством компании.
  • Создание и внедрение программ для подготовок резерва.
  • по сотрудникам: характеристика, доклады о выполнении поручений, экспертная расценка; анализ итогов оценки. Результаты: отрицательная оценка - выключение из резерва, потребуется дополнительная подготовленность - планирование персональной подготовки, позитивная - установление решения о выдвижении на вышестоящий пост.

Не считая основных моментов, в Положение могут привноситься приложения, состоящие из стандартов документов, нужных для составления личного дела сотрудника, перечней прямых обязанностей стажера и управляющего стажировки, других необходимых дополнений.

При формированиях резерва предусматриваются следующие критерии:

  • Опыт работы по профессии.
  • Профессиональная характеристика от конкретного начальника, которая включает оценку итогов деятельности, качества службы, уровня мастерства и компетентности работника, обрисовывает его действия в критические моменты.
  • Рекомендации сослуживцев, которые охарактеризовывают коммуникативные данные лица, степень авторитетности у служащих.
  • Проведение различных психологических тестирований с целями установления возможных способностей: организаторских предрасположенностей, нервно-психической и эмоциональной стойкости, данных к лидерству, скрытых вероятных потенциалов, стрессоустойчивости и прочих. Результаты подобных исследований самым прямым образом влияют на определение личных и профессиональных качеств претендента на место.

При подборе кадров предпочтительность отдается в наибольшей степени значимым группам профессионалов. В этих группах представлены сотрудники различных квалификаций от управляющего состава до обычных работников. Чтобы установить круг требуемых резервных работников, имеется очень много разнообразных методик.

Основные принципы

Организация и развитие кадрового резерва базируется на следующих положениях:

  • актуальности - необходимость в замещении должностей должна быть действительной;
  • соответствии кандидатов должности и типу резерва - в конкретной должности;
  • высокоперспективности кандидата — требования к высокопрофессиональному развитию, соответствию образования предполагаемой должности, возрастным критериям, трудовому стажу в интересующей отрасли, динамичности карьеры в едином, состоянию здоровья.

Положительные стороны

С точки зрения достоинств, выгоды работы с кадровым резервом очевидны. Проведение подобных мероприятий будет необходимым всегда, и каждая организация должна учитывать данное направление при формировании собственных стратегий управления.

Вот только некоторые положительные стороны данного направления:

  • финансовая выгода (не нужно расходовать средства на отбор и подготовку новых специалистов);
  • экономия времени (закрытие должностей в наикратчайшие сроки);
  • высококвалифицированный штат (служащий взят из собственных рядов и научен по своей же программе переподготовки);
  • содействие и продвижение собственного персонала - политика ценности сотрудников (действует также и как мотивационный фактор: работники не желают покидать компанию, где видимы чёткие возможности служебного роста);
  • более мягкое адаптирование в коллективе (сотрудник не меняется, а изменяется лишь его положение по службе);
  • специалист практически «отточен» под компанию, отлично понимает политику и характерные черты отношений и быстрее приспосабливается к новой должности;
  • перспективы стабильности и конкурентоспособности любого предприятия;
  • повышение продуктивности и результативности.

Молодёжный резерв

МКР (Молодёжный кадровый резерв) представляет собой функциональную систему формирования у молодёжи знаний, практики и опыта, что востребованы на рынке труда. Для накопления интеллектуальных и практических навыков студентам вузов предоставляется возможность приобретать знания и необходимые навыки путём участия в тренингах, мастер-классах и других мероприятиях. В частности, накапливать практический опыт во время прохождения стажировок в органах гос. власти, банках, других важных государственных и негосударственных структурах.

Те, кто проявил заурядные способности, зачисляются в кадровый резерв, созданный, например, при правительстве Москвы. Молодежный кадровый резерв как направление является очень актуальным и, конечно же, перспективным как для молодых специалистов, так и для работодателей. Возможность прохождения практики и получения всех необходимых знаний в периоды стажировки позволяет в короткие сроки получить работоспособных и высококлассных специалистов.

Понятие государственного резерва

Государственный кадровый резерв - это целевая подготовка группы молодых перспективных людей, которые находятся под полным патронажем Администрации и самого Президента Российской Федерации.

Данное направление не менее перспективно и также позволяет добиться действенных результатов путем формирования профессиональной команды из кандидатов. Перечень необходимых качеств и навыков определяется индивидуально и всегда находится в зависимости от вакансии и законодательства.

Особенности резерва на гражданской службе

Кадровый резерв на формируется на основе профильного Федерального Закона, который был принят в июле 2007 года за № 79-ФЗ. Это происходит на основе демократических принципов назначения, на должности людей по их практическим и деловым качествам, заслуг на том или ином руководящем посту.
В этом деле главным является своевременная создание условий для профессионального роста управленческого персонала, беспристрастная оценка служебной работы, выводимая во время аттестационных испытаний или сдачи профильных экзаменов.

Муниципальный резерв

Муниципальный кадровый резерв в идеальном толковании являет список физических лиц, которые отвечают предъявленным им критериям по интеллектуальному, профессиональному и практическому уровню, позволяющему эффективно выполнять в будущем возложенные на них обязанности. В его состав также входят специалисты, которые потеряли работу при или полной ликвидации самоуправляющего органа. Они наработали опыт, и терять ценных специалистов никто не будет.

Основные приоритетные направленности образования резерва:

  • назначение на должности квалифицированных профессионалов с учетом их профессиональных достоинств и компетентности;
  • способствование продвижению по служебной лестнице;
  • работа по повышению квалификационных качеств;
  • создание профессионального резерва и его действенное внедрение;
  • оценка итогов деятельности муниципальных служащих путем проведения аттестаций;
  • использование передовых технологий при подборе сотрудников при поступлении.

Создание такого запаса кадров преследует цели рациональной расстановки кадров на освобождающихся должностях в мэриях, постоянной ротации талантливых людей в кадровом реестре.

Особенности резерва правительства

Не менее значимое направление. Кадровый резерв правительствасоставляют специалисты высокой квалификации, креативные, с мотивированной гражданской позицией и иными положительными характеристиками. Все они могут работать в государственном аппарате управления в регионах на различных должностях или непосредственно в Правительстве, занимая должности заведующих отделами, секторами и так далее. Если чиновник, например, работая на периферии в ранге губернатора области, проявил незаурядные способности реализовывать социальные и экономические проекты, то, конечно, он будет замечен в правительственных кругах. Его кандидатуру, вероятнее всего, внесут в кадровый резерв и при появлении необходимости и освобождении соответствующего места назначат на более высокую должность.

Заключение

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что кадровые резервы - это мощнейший и высокоэффективный инструмент во всей системе управления персоналом, позволяющий решать вопросы в самых широких масштабах и проводить политику на должном уровне.

Именно правильная и хорошо организованная работа способна принести соответствующие результаты. Кадровые резервы - это одно из самых сильных звеньев в организации и управлении любой структурой или образованием. Не зря говорят, что кадры решают все. Работа с кадровым резервом - прежде всего направленность на потребности компании, необходимости руководства и служащих и грамотное формирование резерва для дальнейшего совершенствования деятельности и профессионализма.

В условиях глобального дефицита квалифицированных кадров задача формирования и управления кадровым резервом становится актуальной для большинства крупных компаний. Как и любой процесс управления, персоналом, работа с кадровым резервом эффективна только тогда, когда она ведется комплексно. В этом случае информационная система становится незаменимым помощником службы персонала.

Существует два основных методологических подхода к обеспечению компании кадрами за счет внутренних резервов:

Собственно управление кадровым резервом;
- создание фонда талантов (talent pool).

Оба этих подхода направлены на то, чтобы, с одной стороны, минимизировать потери, связанные с уходом ключевых сотрудников; с другой стороны – максимально эффективно использовать внутренние кадровые ресурсы компании; с третьей стороны – управлять мотивацией перспективных сотрудников за счет целенаправленной работы по их профессиональному развитию и обеспечению карьерного роста.

При выстроенной системе работы с персоналом и кадровый резерв, и фонд талантов могут служить регулярными источниками набора персонала. Оценивать эффективность использования данных инструментов позволяет отчет Эффективность затрат на привлечение.

Управление кадровым резервом

Концепция управления кадровым резервом предполагает выдвижение «резервиста» в качестве потенциального кандидата на одну или несколько должностей и управление его подготовкой для того, чтобы в случае возникновения вакансии по данной должности сотрудник из резерва мог быть автоматически выдвинут на данную позицию.

Для решения этих задач в 1С: и управление персоналом 8 КОРП предусмотрены следующие возможности:

Профилирование должности и описание ее через соответствующие компетенции;

Создание резерва на ключевую позицию и описание требований к кандидатам в резерв;
- оценка кандидатов с сопоставлением совокупности качеств кандидата и тех требований, которые необходимы для резервируемой должности;
- присвоение кандидату статуса «резервиста» с закреплением его за конкретной должностью или несколькими должностями, на которые он может рассматриваться;
- формирование состава резерва из сотрудников компании, кандидатов, других физических лиц (например, сотрудников компаний-конкурентов);
- сравнение кандидатов на одну должность и выбор наиболее соответствующего для работы на резервируемой должности;
- проведение анализа кадровых перестановок «что если» на основе данных кадрового резерва.

Используя 1С: Зарплата и управление персоналом 8 КОРП., сотрудник службы персонала может:

Завести позицию, для которой необходимо обеспечить кадровый резерв;
- описать компетенции, которые необходимы для соответствия резервиста данной позиции (компетенции могут отличаться от тех, которые требуются для данной должности в текущем режиме);
- описать формальные требования резервистам (пол, возраст, стаж работы в компании и т.п.).

На основании этих требований и данных, имеющихся в базе данных по сотрудникам компании, информационная система автоматически предлагает список сотрудников, наиболее соответствующих для выдвижения в кадровый резерв для данной позиции.

1С: Зарплата и 8 КОРП позволяет подбирать в резерв не только сотрудников, занимающих штатные позиции в компании, но и кандидатов извне, с которыми компания ведет работу и по которым в базе данных компании присутствует необходимая информация (например, специалистов, работающих по гражданскому договору, студентов, находящихся на стажировке, кандидатов на открытые вакансии и т.п.).

При необходимости сводную информацию по физическому лицу, находящемуся в резерве, можно вывести на печать.

Кадровый резерв позволяет вносить дополнения и редактировать вручную список резервистов. Сотрудник службы персонала может, исходя из собственных соображений или дополнительной информации, не учтенной в системе, внести в список дополнительного сотрудника или удалить того, кто был внесен автоматически.

В случае удаления сотрудника из списка резервистов менеджер, отвечающий за данное решение, может внести в информационную систему комментарии о причине удаления, которые затем автоматически будут сохранены в базе данных, в карточке личных данных сотрудника.

Кадровый резерв позволяет не только добавлять кандидата в резерв, но и показывать возможную последовательность кадровых перестановок после того, как выбранный резервист займет освободившуюся позицию, выводить список возможных кандидатов на замену по всем перестановкам.

Отчет по кадровому резерву позволяет проводить анализ позиций кадрового резерва.

Управление талантами

Концепция управления фондом талантов (talent pool) предполагает создание единого фонда кандидатов, обладающих определенными качествами, которые могут быть при необходимости «выращены» до конкретной позиции. Такой подход не требует предварительного отбора в резерв под конкретную должность и закрепления резервиста за этой должностью.

Так же как и для кадрового резерва, 1С: Зарплата и управление персоналом 8 КОРП. позволяет включать в фонд талантов не только сотрудников, занимающих штатные позиции в компании, но и кандидатов извне, с которыми компания ведет работу.

Для управления фондом талантов 1С: Зарплата и управление персоналом 8 КОРП предоставляет сотрудникам службы персонала, следующие возможности:

Произвольный отбор и сопоставление кандидатов из фонда талантов с требованиями к конкретной позиции;
- сравнение характеристик кандидатов с требованиями вакантной позиции для выявления максимального соответствия той должности, на которую открыта вакансия.

На основании данной информации сотрудник службы персонала может выстраивать с кандидатом, выбранным из фонда талантов, целенаправленную работу и планировать необходимые мероприятия по его профессиональному развитию.

1С: Зарплата и управление персоналом 8 КОРП. позволяет вести список лиц, включенных в фонд талантов, а также видеть сводную информацию по кандидату, помещенному в фонд талантов.

Кандидат может быть удален из фонда талантов с сохранением информации о причине удаления.

Кадровый резерв - это потенциально активная и подготовленная часть персонала организации, способная замещать вышестоящие должности, а также часть персонала, проходящая планомерную подготовку для занятия рабочих мест более высокой квалификации. Наличие резерва кадров позволяет обеспечить замещение вакантных должностей в случае смерти, болезни, отпуска, командировки и увольнения работников. Формирование резерва кадров осуществляется на основе профессионального отбора кадров, результатов аттестации персонала, философии организации, изучения личных дел сотрудников, штатного расписания, планов карьеры работников.

Следует различать резерв на выдвижение и резерв руководителей.

Резерв на выдвижение - группа работников данного трудового коллектива, каждый из которых по результатам деятельности зарекомендовал себя как способный и заслуживающий дальнейшего продвижения по служебной лестнице.

Резерв руководителей - группа сотрудников организации, обладающих потенциалом для занятия в перспективе руководящих должностей и выделенная в результате формального процесса отбора. Организация проводит целенаправленную работу по развитию и подготовке сотрудников, вошедших в эту группу, к занятию новых должностей.

Наличие резерва позволяет заранее на плановой, по научно и практически обоснованной программе готовить кандидатов на вновь создаваемые и подлежащие замещению вакантные должности, эффективно организовать обучение и стажировку специалистов, включенных в резерв, рационально их использовать на различных направлениях и уровнях в системе управления.

По своему качественному и количественному составу резерв руководящих кадров должен отвечать действующим организационно-штатным структурам с учетом перспектив их развития.

Резерв создается на все без исключения должности руководителей, осуществляющих функции управления на конкретном уровне.

Формирование резерва проводится на основе выводов аттестационных комиссий, базирующихся на объективной всесторонней оценке информации о деловых и личностных качествах кандидатов на руководящие должности. При этом в основу выводов таких комиссий должен быть положен, в свою очередь, анализ конкретных результатов профессиональной деятельности специалистов, достигнутых на различных этапах их работы в системе управления. Особое внимание при этом уделяется уровню профессиональной и общеобразовательной подготовки, организаторским и аналитическим способностям, чувству ответственности за результаты работы, целеустремленности, умению обосновывать и принимать самостоятельные, ответственные решения. При выдвижении в резерв учитываются результаты оценки знаний кандидатов, полученных в ходе обучения в системе повышения квалификации, заключения по итогам стажировок, тестирований и т.п., а также физическое состояние, способность переносить дополнительные нагрузки.


Работа по формированию резерва складывается из следующих этапов.

1. Составление прогноза предполагаемых изменений в составе руководящих кадров.

2. Оценка деловых и личностных качеств кандидатов в резерв на выдвижение.

3. Определение кандидатов в резерв.

4. Принятие решения о включении в резерв.

5. Согласование списка кандидатов, включенных в резерв, с вышестоящими организациями.

Планирование и организация работы с резервом кадров

Работа по подготовке резерва кадров носит целенаправленный, системный и плановый характер. Организация этой работы направлена на обеспечение качественной и интенсивной подготовки каждого специалиста к самостоятельной деятельности на новом, более высоком уровне.

В систему этой работы входят:

Учеба в системе повышения квалификации руководящих работников с отрывом и без отрыва от производства;

Стажировка в должности, на которую зачислен в резерв;

Временное замещение отсутствующих руководителей на период их командировок, отпусков;

Выезды в другие организации в целях изучения положительного опыта;

Участие в преподавательской работе в системе повышения квалификации;

Участие в проверках производственной деятельности организаций и их подразделений;

Участие в подготовке и проведении конференций, семинаров и совещаний.

Планирование кадрового резерва имеет целью спрогнозировать персональные продвижения, их последовательность и сопутствующие им мероприятия. Оно требует проработки всей цепочки продвижений, перемещений, увольнений конкретных сотрудников. Основой планирования кадрового резерва для выдвижения на управленческие должности организации является подробный учет руководящих должностей, включая и те, которые станут вакантными в ближайшее время, и составление списка кандидатов на замещение по каждой должности. Планы кадрового резерва могут составляться в виде схем замещения должностей, которые имеют разнообразные формы в зависимости от особенностей и традиций различных организаций.

Структура плана работы с резервом руководящих кадров

Таблица 6.6 РАЗДЕЛЫ ПЛАНА РАБОТЫ С РЕЗЕРВОМ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Определение потребности в руководящих кадрах Подбор и изучение руководящих кадров Комплектование, рассмотрение, согласование и утверждение резерва Работа с резервом руководящих кадров Контроль за подготовкой резерва руководящих кадров Определение готовности резерва руководящих кадров для назначения на должности
Изучение организационно-нормативных документов; нормативы формирования типовых структур управления, планы развития организации Изучение должностных инструкций и положений Рассмотрение предложений в резерв руководящих кадров Определение направлений подготовки лиц, зачисленных в резерв, с учетом степени подготовки каждого Контроль в подразделениях Определение степени готовности резерва кадров по каждой должности и представление предложений директору
Разработка нового перечня руководящих должностей Определение основных требований к руководящим работникам по каждой должности Обоснование предложений ПО предполагаемому резерву Разработка и утверждение индивидуальных планов подготовки Контроль со стороны директора Анализ директором представленных предложений
Проведение анализа состава и расстановки кадров Подбор кандидатов для зачисления в резерв руководящих кадров на каждую должность Представление предложений директору Организация работы по выполнению индивидуальных планов Периодическое рассмотрение хода подготовки резерва кадров директором Принятие по ним соответствующего решения
Определение количества руководящих должностей Оценка деловых и личностных качеств кандидатов на руководящие должности Рассмотрение и утверждение состава резерва директором Обеспечение временного замещения должности, на которую готовится кандидат из резерва, оценка его работы в период замещения и стажировки
Определение соответствующих деловых и личностных качеств кандидатов требованиям должности Ежегодный пересмотр резерва Обучение кандидатов из резерва в системе повышения квалификации вне рабочего места и в организации