Родительское собрание "как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков". Собрание "как научить ребенка быть самостоятельным" Родительское собрание как научить ребенка быть самостоятельным

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ?»

Цели:

Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;

Ход собрания:

Классный руководитель встречает родителей. Они за­нимают в классной комнате места, оборудованные для работы микрогрупп.

Председатель родительского комитета открывает со­брание: объявляет повестку собрания. Обращает внима­ние родителей на книжечки, в которые можно записы­вать возникающие по ходу собрания вопросы.

Избирается из участников собрания рабочая группа.

Предоставляется слово для сообщения классному руководителю.

Выступление классного руководителя:

Очень важным моментом в жизни школьника явля­ется приготовление домашних заданий. Официальное отсутствие домашних заданий на практике совсем не означает, что ничего на дом не задается. Выполнение домашних заданий объясняется, как правило, двумя причинами: с одной стороны, личной инициативой ро­дителей, желающих, чтобы ребенок лучше успевал; с другой - рекомендациями учителя потренироваться в счете, чтении, письме. Наличие домашних заданий, бе­зусловно, свидетельствует о том, что за урок дети не успевают пройти и закрепить весь учебный материал. Часто выполнение домашних заданий затягивается на час, а то и два, прежде всего потому, что у ребенка не сформированы навыки самостоятельной работы. А ро­дители требуют многократного переписывания заданий с черновика на чистовик, заставляют сделать все в один присест, не учитывая, что максимальная продолжитель­ность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 мин (а у некоторых значительно меньше), не давая отвлечься, расслабиться. Для сохранения ра­ботоспособности ребенку через каждые 30–45 мин за­нятий нужны 10–15-минутные паузы. Они восстанав­ливают внимание, отдаляют утомление. Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных предметов, затем переходить к более сложным и заканчивать лег­кими.

Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 16 до 17 ч, если же школьник садится делать уроки, «когда мама приходит с работы», в 18­–19 ч, то такая работа малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспособности.

Следует помнить, что для малышей 6–7 лет, да и дру­гих учащихся младших классов, очень труден процесс писъ­ма. У детей еще не развиты мелкие мышцы кисти, несовер­шенна координация движений, понижена сопротивляемость к статическим нагрузкам. Осваивая навыки письма, дети производят много лишних движений, перенапрягают кисть, не могут сохранить прав ильную позу. Оптимальная про­должительность письма для шестилеток много меньше, чем для учащихся 7-8 лет. Вначале она не превышает 3 мин. Общую продолжительность письма в процессе подготовки уроков следует ограничивать, она, как в школе, не должна быть больше 8–10 мин. Не менее двух раз письмо следует прерывать, предлагая детям выполнить гимнастику для ки­стей рук: сжимание и разжимание пальцев.

Время непрерывного чтения в начале обучения тоже не должно быть больше 10 мин, после чего следует сде­лать перерыв, обсудить текст, пересказать его, рассмот­реть картинки, а лишь потом продолжать чтение.

Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократного (15–20 раз в течение 3 мин) перевода взгляда с мелкого ближнего предмета на другой предмет, находящийся на расстоянии 7–10м от глаз. Очень важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правиль­ную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, была достаточная освещенность. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, близорукости и другим нарушениям здоровья.

Если ребенок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него лучшим отдыхом будет 1,5­-часовой дневной сон.

Желательно, чтобы ребенок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провел какое-то время на открытом воздухе, принимая участие в активных, подвижных играх. По гигиеническим нормативам время про­гулки для школьников младших классов – 3–3,5ч.

Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?

Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

Не спешите обвинять учителя в отсутствии индиви­дуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и на­блюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы замечали у ребенка неправильные приемы рабо­ты и показали ему правильные?

В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.

Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.

Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

Учите ребенка выражать мысли письменно: обмени­вайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

Принимайте участие в жизни класса и школы. Ре­бенку приятно, если его школа станет частью вашей жиз­ни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не поте­рять веры в себя.

Садимся за уроки

    Садись за уроки всегда в одно и то же время.

    Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

    Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

    Сотри со стола пыль.

    Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).

    Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

    Приготовь письменные принадлежности для занятий.

    Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.

    Убери все лишнее со стола.

    Пришло время начать работу. Сядь на стуле удоб­но, расстегни воротник рубашки, если он давит шею. Открой учебник...

Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков

Пусть ребенок начнет приготовление уроков с предме­та, который ему легче дается. Не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите по­искать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите ребенка по ней умножать и делить сразу. Радуйтесь тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение на «два», потом «на четыре», «на восемь». Дойдут в школе до трех, учите «на шесть» и «на девять».

Умножение на «5» учите по часам, по движению стрел­ки: и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всмат­ривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности.

3адачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли»? Первое происшествие - про яблоки. Узнаем, сколько все­го килограммов яблок привезли. 3атем примемся за дру­гое происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе.

О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает вам прочи­танное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.

Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. 3амечайте точ­ность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А «про­сто так» несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

По языку обращайте внимание на выполнение упраж­нений полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребенок еще раз будет все вспоминать. Уйди­те из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.

Природоведение выполняйте не только по книге. Вы­пишите «Юный натуралист». Делайте оттуда интересные вырезки, подбирайте тексты. Ежедневно вечером отме­чайте в «Дневнике наблюдений» погоду. Это пригодиться в пятом классе.

Если не успели приучить к самостоятельности в первом классе, ваш шанс - второй. Делайте все, как в первом.

Как готовить домашнее задание по русскому языку

    Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.

    Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.

    Прочитай задания упражнения.

    Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.

    Выполни упражнение письменно.

    Проверь всю работу.

Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение

Приготовление уроков начинай с работы над сти­хотворением.

Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.

Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

Прочитай стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить.

Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

После окончания домашней работы еще 2 – 3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.

Перед сном еще раз повтори стихотворение.

Утром следующего дня еще раз прочитай стихотво­рение, а потом расскажи его наизусть.

Если на выучивание стихотворения дано 2 дня

Первый день . Прочитай стихотворение про себя. Выяс­ни непонятные слова и обороты. Еще несколько раз прочи­тай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение вслух. Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.

Второй день . Прочитай стихотворение про себя. Про­читай стихотворение громко и выразительно. Расскажи по памяти. Перед сном расскажи еще раз. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

Если стихотворение большое или трудно запоминается

    Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.

    Выучи первый отрывок.

    Выучи второй отрывок.

    Повтори первый и второй отрывки вместе.

    Выучи третий отрывок.

    Расскажи наизусть все стихотворение.

    Повтори стихотворение еще раз перед сном.

    Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

Как решать задачи

Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорит­ся в задаче.

3апиши задачу кратко или выполни чертеж.

Поясни, что показывает каждое число, повтори воп­рос задачи.

Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, что потом?

Составь план решения.

Выполни решение.

Проверь решение и ответ на вопрос задачи.

Как нужно готовить задание по окружающему миру

Вспомни, не открывая учебник:

О чем узнал на прошлом уроке;

О чем рассказывал учитель;

Какие ставили опыты;

Какие рассматривали таблицы, картины, карты?

Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.

Прочитай текст учебника.

Подготовься отвечать по теме урока:

Продумай план ответа;

Расскажи заданное по этому плану;

Старайся не просто рассказать, но и доказать свои знания примером из наблюдений, опытов, из своей жиз­ни, из просмотренных передач, прочитанных книг;

Сделай выводы;

Открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.

Выполни задания учебника.

Цель родительского собрания: выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме

«Домашние задания. Как научить ребенка стать самостоятельным?»

Цель: выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Ход собрания

Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий. Официальное отсутствие домашних заданий на практике совсем не означает, что ничего на дом не задается. Наличие домашних заданий, безусловно, свидетельствует о том, что за урок дети не успевают пройти и закрепить весь учебный материал. Часто выполнение домашних заданий затягивается на час, а то и на два, прежде всего потому, что у ребенка не сформированы навыки самостоятельной работы. А родители требуют многократного переписывания заданий с черновика на чистовик, заставляют сделать все в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младшего школьника примерно 30 минут (а у некоторых меньше), не давая отвлечься, расслабиться. Для сохранения работоспособности ребенку через каждые 30-45 минут занятий нужны 10-15 минутные паузы. Они восстанавливают внимание, отдаляют утомление. Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных предметов, затем переходить к более сложным и заканчивать легкими. Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 16 до 17 часов, если же школьник садится делать уроки, «когда мама с работы пришла», в 18-19 часов, то такая работа малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспособности.

Следует помнить, что для малышей 6-7 лет, да и других учащихся младших классов, очень труден процесс письма. У детей еще не развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация движений, понижена сопротивляемость к статическим нагрузкам. Осваивая навык письма, дети производят много лишних движений, перенапрягают кисть, на могут сохранить правильную позу. Общую продолжительность письма в процессе подготовки уроков следует ограничивать, она как в школе не должна быть больше 8-10 мин. Не менее двух раз письмо следует прерывать, предлагая детям выполнить гимнастику для кистей рук: сжимание и разжимание пальцев.

Время непрерывного чтения в начале обучения тоже должно быть не больше 10 мин, после чего следует сделать перерыв, обсудить текст, пересказать его, рассмотреть картинки, а лишь потом продолжить чтение.

Очень полезно для профилактики нарушений зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Важно также следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, была достаточной освещенность. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, близорукости и другим нарушениям здоровья.

Желательно, чтобы ребенок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провел какое-то время на открытом воздухе, принимая участие в активных, подвижных играх. По гигиеническим требованиям время прогулки для младших школьников – 3 – 3,5 часов.

«Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»

Памятка «Садимся за уроки»

Родительское собрание 2 класс «Домашнее задание. Как научить ребёнка стать самостоятельным».

Цели:

1. выявить представление родителей об организации учебной работы дома;

Приготовление домашнего задания является важным моментом в жизни школьника. Наличие домашнего задания даёт возможность закрепить весь материал урока. Чтобы избавиться от своей ненавистной школьной «повинности», дети готовы проявлять чудеса изобретательности. Они могут просиживать положенное время с книгами и тетрадями, могут жаловаться на неожиданное недомогание, вызывая жалость и вздохи родных. Часто выполнение домашнего задания затягивается на несколько часов, но, в конце концов, они могут остаться неподготовленными или подготовленными на очень низком уровне. На следующий день в дневнике или в тетради появляется «результат» такой работы - 2 или строгое послание учителя в адрес родителей и ученика.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как нужно правильно выполнять домашнее задание, как выполнять домашнее задание самостоятельно, как родители могут помочь ребёнку.

Как правило, заниматься дома особенно не любят отстающие ученики. Они и на уроках пытаются отсидеться, вжавшись в парту и не поднимая головы. Им неинтересно учиться потому, что они не умеют схватывать на лету, не умеют всё делать быстро, как их одноклассники. Такие дети сильны в чём-то другом: одни лучше других бегают, другие мастерят или рисуют. Та часть учёбы, которая не приносит им удовлетворения, кажется им не очень важной.

Чуть ли не половина младших школьников проводят за выполнением домашнего задания больше времени, чем положено. В книге А.О. Дробинской «Школьные трудности» указаны следующие санитарно-гигиенические нормы: в первом классе – не более 1 часа, во втором классе – до полутора часов, в третьем-четвёртом – до двух часов. Некоторые родители в анкетах отмечают, что на выполнение домашнего задания дети тратят до 1,5 часов, но столько положено для учеников 2-3 классов. В чём причины? То куда-то девался карандаш, то обнаружилось, что нет нужной записи в дневнике и надо срочно узнать у одноклассника, да и самого учебника может не оказаться на месте. А минуты бегут. Вдруг захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика. Такая картина, как вы понимаете, является типичной. Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть за уроками»?

Полезно для ребёнка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми, делать его быстро, весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Например, можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе с папой что- то чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок.

Важно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если ему сказали учить уроки, то он должен немедленно прекратить игру. Но если в вашей семье не существует такое правило, то его нужно ввести для всех членов семьи (но начните с того, что за несколько минут до изменения деятельности ребёнка нужно об этом предупредить). Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительское указание в чём бы то ни было. Необходимо приучать ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой. Добивайтесь, чтобы всё необходимое ребёнок делал без напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Вам в помощь я предлагаю примерный режим дня отличника (приложение). Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твёрдо установленное время для приготовления уроков, и они его твёрдо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянного для занятия времени. "Привычка к точному часу - это привычка к точному требованию к себе". (А. С. Макаренко)

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе. Режим дня не должен изменяться о количества уроков, от того, что по телевизору показывают интересный фильм или пришли гости. "На день, – советовал Максим Горький, – надо смотреть, как на маленькую жизнь..." Но чтобы эта маленькая жизнь не прошла бесследно, чтобы она была наполнена богатым содержанием, необходим режим дня.

Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и тоже время. Но и на постоянное рабочее место. И если жилищные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжный шкаф, то всё равно нужно выделить какое-то постоянное место, где он будет держать книги и тетради. Если ребёнок вынужден заниматься за общим столом, то никто не должен ему мешать и отвлекать от занятий. Постепенно вырабатывается установка на определённое время и место работы. Если такая установка у ребёнка сформирована, то ему достаточно усесться за привычный стол, как приходит рабочее настроение и возникает желание приступить к работе. До начала занятий с рабочего места ученика должно быть убрано всё, что не имеет отношения к учёбе.

Помните, что время выполнения уроков – священно и неприкосновенно, поэтому отрывать ребёнка от занятий по пустякам (будь то срочная помощь на кухне или поход в магазин за хлебом) вы уже не имеете права.

В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или лёгких? Если ребёнок сразу включается в работу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно приходить к наиболее лёгким, требующим меньшего умственного напряжения.

Если ученик втягивается в работу медленно, то ему следовало бы начать с более привлекательных для него занятий. Самую трудную работу отнести на середину, или на вторую половину занятий, т.к. у ребёнка на это время приходится наивысший подъём умственной работы.

Родителям следует запомнить несколько правил:

1. Не требуёте многократного переписывания заданий с черновика на чистовик. Лучше выполнить задание один раз, но качественно.

2. Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 20 минут (30 - 40 минут для 3 - 4 класса) занятий нужны 10 - 15 минут перерыва (восстанавливается внимание, отдаляется утомление).

3. Оптимальным для приготовления домашнего задания является время с 16 до 18 часов. Если же школьник садится делать уроки «когда мама с работы пришла», - то такая работа малоэффективна. Если же ребёнок учится во 2 смену, то вечером домашнее задание просматривается, разбираются вопросы сложные для ребёнка, а работа выполняется в первую половину дня с 10 до 12 часов.

4. Во время письма следует делать перерыв, выполняя физминутки, гимнастику для кистей рук (сжимание, разжимание пальчиков, массаж), упражнения для глаз (приложение).

5. Логично сначала прочитать правило, данное на странице учебника, а затем перейти к выполнению упражнения.

6. По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух всё упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребёнок ещё раз будет вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.

7. О чтении. Один раз ребёнок читает сам. Потом вы, предположим, готовите у плиты, а он рассказывает вам прочитанное. Если есть неточности или какое-то важное место из текста упущено, пусть читает ещё.

Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А «просто так» несколько раз не перечитывайте.

8. Важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, было достаточная освещённость. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, нарушению зрения.

9. Если ребёнок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него лучшим отдыхом будет 1,5-часовой дневной сон.

Желательно, чтобы ребёнок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провёл какое-то время на свежем воздухе, принимая участие в активных играх. По гигиеническим нормам время для прогулки для школьников младших классов - 3,0 – 3,5 ч.

10. В ходе выполнения домашнего задания не отвечайте ни на один вопрос, пока задание не будет выполнено до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Не высмеивайте ошибки своих детей. Старайтесь избегать само слово «ошибка».

Если ребёнку с трудом даётся учёба и выполнение домашнего задания, то первоначально за учёбу придётся засесть и родителям. Не пытайтесь решить этот сложный вопрос криком и нотациями. Запаситесь терпением, усаживаясь вместе с ребёнком за уроки. «Спокойствие, мой друг, только спокойствие!» - эти слова Карлсона нужно сделать своим девизом, когда вы подсаживаетесь к ребёнку, чтобы вместе взяться за уроки.

Попробуйте предложить делать домашнее задание с кем-нибудь из друзей. Но не стоит приглашать в гости более успевающего товарища, чтобы совместное творчество не оказалось обыкновенным списыванием.

Пусть дети по очереди попробуют себя в роли учителя. Объясняя и помогая другому, легче понять и запомнить это самому.

Объясняя что-то ребёнку, не позволяйте себе ироничных высказываний в его адрес. Самое безобидное, на ваш взгляд, сравнение может вызвать сильную обиду. Если постоянно называть ребёнка «глупым, ленивым, тупым, бестолковым», в конце концов, он поверит в это. Иногда роль репетиторов больше удаётся старшим братьям и сёстрам: они хорошо помнят программу, у них больше терпения и им легче понять проблемы младшего.

Не бойтесь опережать школьную программу, если какой-то вопрос интересен ребёнку (например: определение времени, сложение и вычитание в пределах 10 - 20, почему ночью нет солнца…). Это не только развитие познавательных процессов, но и развитие уверенности в своих силах (т.к. ребёнок будет чувствовать себя на равных с более подготовленными детьми). Самостоятельный ребёнок – отлично, но родительский контроль должен быть ежедневным. Именно контроль, а не работа за ребёнка. Поддержите ребёнка в его желании стать школьником и добиться успеха. Будьте искренне заинтересованы в его школьных делах и заботах. В любом деле находите то, за что можно похвалить и морально поддержать. Дайте ребёнку почувствовать значимость своей деятельности (это способствует повышению самооценки, развивает уверенность в себе). Научите ребёнка делиться своими радостями и проблемами.

Желаю родителям терпения, сил и радостных минут гордости за успехи достижения своих детей!

Приложение

Анкета для родителей

У нашего ребёнка есть специальное место, где он __________________________________________________

Наш ребёнок выполняет домашнее задание_______________________________________________________

Самостоятельно справляется с__________________________________________________________________

Готовит с трудом______________________________________________________________________________

Мы оказываем помощь ребёнку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается______________ _____________________________________________________________________________________________

Когда ребёнок учит уроки, мы____________________________________________________________________

Если он выполнил домашнее задание небрежно, то мы_______________________________________________

Мы думаем, что на выходные ____________________________________________________________________

Ребёнок начинает приготовление домашнего задания с______________________________________________

При приготовлении д.з. необходимо______________________________________________________________

При выполнении д.з. мы используем_____________________________________________________________

Если ребёнок включается в работу медленно, то ___________________________________________________

Анкета для детей

1. Кто помогает тебе готовить уроки дома?

2. В чём заключается эта помощь?

3. О Чём спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

4. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы?

Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?

1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода.

3. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.

4. Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок – грустное зрелище.

5. Пусть Ваш ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

6. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

7. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма.

Если ребёнок рассказал Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

8. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью

Вашей жизни.

Родительское собрание

«Домашние задания. Как научить ребенка стать самостоятельным?»

Цели :

♦ выявить представление родителей об организа­ции учебной работы детей дома;

Участники :

Подготовительный этап :

♦ учитель изучает психолого-педагогическую ли­тературу по теме родительского собрания и под­бирает книги и журналы для выставки;

♦ анкетирование учащихся, которые отвечают на вопросы двух анкет.

Оборудование:

♦ рабочие места для работы микрогрупп;

v записные книжки или блокноты, ручки, каран­даши;

♦ бланки анкет;

♦ памятки.

Анкета № 1 «Твой выходной день»

1. В котором часу ты обычно встаешь в выход­ной день?

2. Вспомни, пожалуйста, как ты провел после­дние два выходных дня, и перечисли все, чем занимался в эти дни.

3. В котором часу ты в выходной день ложишься спать?

Анкета № 2 1.Кто помогает тебе готовить уроки дома?

2. В чем заключается эта помощь?

3. О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

4. Как поступают родители, когда ты прихо­дишь из школы с двойкой?

5. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы? Перечисли, пожалуйста, все свои за­нятия.

♦ Классный руководитель обрабатывает, анали­зирует и обобщает результаты анкетирования учащихся.

♦ Провести анкетирование родителей.

Анкета для родителей

Продолжите предложения.

- У нашего ребенка есть специальное место, где он...

- Наш ребенок выполняет домашнее задание...

- Самостоятельно справляется с...

- Готовит с трудом...

- Мы оказываем помощь ребенку в приготов­лении домашних заданий. Эта помощь зак­лючается в - Когда ребенок учит уроки, мы...

- Наш ребенок ходит в группу продленного дня, и мы считаем, что...

- Если ребенок выполнил небрежно домашнее задание, то...

- Мы думаем, что на воскресенье...

- Ребенок начинает приготовление домашне­го задания с...

- При приготовлении домашнего задания не­обходимо...

- При подготовке домашнего задания по рус­скому языку мы используем...

- Если ребенок включается в работу сразу, то...

- При подготовке домашнего задания по при­родоведению мы используем...

- Если ребенок включается в работу медлен­но, то...

♦ Классный руководитель обрабатывает, анали­зирует и обобщает результаты анкетирования родителей.

♦ Учитель составляет на основе изученных пуб­ликаций памятки для родителей и готовит за­дания для микрогрупп.

Ход собрания

♦ Классный руководитель встречает родителей. Они занимают в классной комнате места, обо­рудованные для работы микрогрупп.

♦ Председатель родительского комитета открыва­ет собрание: объявляет повестку собрания. Об­ращает внимание родителей на книжечки, в ко­торые можно записывать возникающие по ходу собрания вопросы.

♦ Избирается из участников собрания рабочая группа.

♦ Предоставляется слово для сообщения класс­ному руководителю.

В выступлении используются материалы из книги М. М. Безруких, СП. Ефимовой «Знаете-ли вы своего ученика?»

Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий. Офи­циальное отсутствие домашних заданий на прак­тике совсем не означает, что ничего на дом не за­дается. Выполнение домашних заданий объясня­ется, как правило, двумя причинами: с одной сто­роны, личной инициативой родителей, желающих, чтобы ребенок лучше успевал; с другой - реко­мендациями учителя потренироваться в счете, чте­нии, письме. Наличие домашних заданий, безус­ловно, свидетельствует о том, что за урок дети не успевают пройти и закрепить весь учебный мате­риал. Часто выполнение домашних заданий затя­гивается на час, а то и два, прежде всего потому, что у ребенка не сформированы навыки самостоя­тельной работы. А родители требуют многократ­ного переписывания заданий с черновика на чис­товик, заставляют сделать все в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 мин (а у некоторых значительно мень­ше), не давая отвлечься, расслабиться. Для сохра­нения работоспособности ребенку через каждые 30-45 мин занятий нужны 10-15-минутные паузы. Они восстанавливают внимание, отдаляют утомле­ние. Начинать приготовление уроков нужно с ме­нее трудных предметов, затем переходить к более сложным и заканчивать легкими.

Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 16 до 17 ч, если же школьник садится делать уроки, «когда мама при­ходит с работы», в 18-19 ч, то такая работа мало­эффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспо­собности.

Следует помнить, что для малышей 6-7 лет, да и других учащихся младших классов, очень тру­ден процесс письма. У детей еще не развиты мел­кие мышцы кисти, несовершенна координация дви­жений, понижена сопротивляемость к статическим нагрузкам. Осваивая навык письма, дети произво­дят много лишних движений, перенапрягают кисть, не могут сохранить правильную позу. Оп­тимальная продолжительность письма для шести­леток много меньше, чем для учащихся 7-8 лет. Вначале она не превышает 3 мин. Общую продол­жительность письма в процессе подготовки уроков следует ограничивать, она как в школе не должна быть больше 8-10 мин. Не менее двух раз письмо следует прерывать, предлагая детям выполнить гимнастику для кистей рук: сжимание и разжи­мание пальцев.

Время непрерывного чтения в начале обучения тоже не должно быть больше 10 мин, после чего следует сделать перерыв, обсудить текст, переска­зать его, рассмотреть картинки, а лишь потом про­должать чтение.

Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократно­го (15-20 раз в течение 3 мин) перевода взгляда с мелкого ближнего предмета на другой предмет, на­ходящийся на расстоянии 7-10 м от глаз. Очень важно следить за тем, чтобы дети сохраняли пра­вильную рабочую позу, а в комнате, где занимает­ся ребенок, была достаточная освещенность. Несоб­людение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, близорукос­ти и другим нарушениям здоровья.

Если ребенок ослаблен, часто болеет, имеет сла­бую нервную систему, то для него лучшим отды­хом будет 1,5-часовой дневной сон.

Желательно, чтобы ребенок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провел какое-то время на открытом воздухе, принимая участие в активных, подвижных играх. По гигиеническим нормативам время прогулки для школьников млад­ших классов - 3,0-3,5 ч.

♦ Работа микрогрупп. Каждая микрогруппа по­лучает задание составить примерный режим дня младшего школьника. Родители в процес­се коллективного обсуждения вырабатывают один из возможных вариантов режима дня с учетом информации, полученной от учителя, занятости детей в различных кружках и сек­циях, записывают свое мнение на альбомном листе и сдают его рабочей группе. Рабочая группа, проанализировав работу микрогрупп, рекомендует примерный режим дня для дан­ного класса.

♦ Рабочая группа подводит итоги коллективной работы на данном этапе собрания.

♦ Классный руководитель рассказывает о том, что написали дети при заполнении анкеты «Твой выходной день» и докладывает о результатах анкетирования родителей. Рекомендация классного руководителя: ребенок должен браться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянном рабочем месте.

Решение родительского собрания:

- Родителям совместно со своим ребенком вырабо­тать наиболее рациональный режим для учаще­гося и всячески содействовать его выполнению.

Организовать в каждой семье рабочий уголок ребенка.

Поддерживать у детей интерес к учебному тру­ду, способствовать развитию их познавательной активности.

Учить детей выполнять домашние задания са­мостоятельно, пользуясь памятками: «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удоволь­ствием?», «Садимся за уроки» и «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»...

Цели и задачи родительского собрания:

Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;

Подготовительный этап. Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания и подбирает книги и журналы для выставки; проводит анкетирование учащихся, которые отвечают на вопросы двух анкет.

Оборудование . Рабочие места для работы микрогрупп; записные книжки или блокноты, ручки, карандаши; бланки анкет; памятки.

Анкета для учащихся 1 «Твой выходной день»

1. В котором часу ты обычно встаешь в выходной день?

2. Вспомни, пожалуйста, как ты провел последние два выходных дня, и перечисли все, чем занимался в эти дни.

3. В котором часу ты в выходной день ложишься спать?

Анкета для учащихся 2 «Ты пришел из школы...»

1. Кто помогает тебе готовить уроки дома?

2. В чем заключается эта помощь?

3. О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

4. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?

5. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы? Перечисли, пожалуйста, все свои занятия.

Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования учащихся.

Анкета для родителей

1. Продолжите предложения...

— У нашего ребенка есть специальное место, где он...

— Наш ребенок выполняет домашнее задание...

— Самостоятельно справляется с...

— Готовит с трудом...

— Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в...

— Когда ребенок учит уроки, мы...

— Наш ребенок ходит в группу продленного дня, и мы считаем, что...

— Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то...

— Мы думаем, что на воскресенье...

— Ребенок начинает приготовление домашнего задания с...

— При приготовлении домашнего задания необходимо...

— При подготовке домашнего задания по русскому языку мы используем...

— Если ребенок включается в работу сразу, то...

— При подготовке домашнего задания по природоведению мы используем...

— Если ребенок включается в работу медленно, то...

Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования родителей.

Учитель составляет на основе изученных публикаций памятки для родителей и готовит задания для микрогрупп.

Описание родительского собрания

Классный руководитель встречает родителей. Они занимают в классной комнате места, оборудованные для работы микрогрупп.

Председатель родительского комитета открывает собрание, объявляет повестку. Обращает внимание родителей на записные книжечки, в которые можно записывать возникающие по ходу собрания вопросы.

Избирается рабочая группа.

Предоставляется слово классному руководителю.

Выступление классного руководителя

В выступлении используются материалы из книги М.М. Безруких, С.П. Ефимовой «Знаете ли вы своего ученика?»

Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий. Официальное отсутствие домашних заданий на практике совсем не означает, что ничего на дом не задается. Выполнение домашних заданий объясняется, как правило, двумя причинами: с одной стороны, личной инициативой родителей, желающих, чтобы ребенок лучше успевал, с другой — рекомендациями учителя потренироваться в счете, чтении, письме. Наличие домашних заданий, безусловно, свидетельствует о том, что за урок дети не успевают пройти и закрепить весь учебный материал. Часто выполнение домашних заданий затягивается на час, а то и два, прежде всего потому, что у ребенка не сформированы навыки самостоятельной работы. А родители требуют многократного переписывания заданий с черновика на чистовик, заставляют сделать все в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 минут (а у некоторых значительно меньше), не давая отвлечься, расслабиться. Для сохранения работоспособности ребенку через каждые 30-45 минут занятий нужны 10—15-минутные паузы. Они восстанавливают внимание, отдаляют утомление. Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных предметов, затем переходить к более сложным и заканчивать легкими.

Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 16 до 17 часов, если же школьник садится делать уроки, «когда мама приходит с работы», в 18-19 часов, то такая работа малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспособности.

Следует помнить, что для малышей 6—7 лет, да и других учащихся младших классов, очень труден процесс письма. У детей еще не развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация движений, понижена сопротивляемость к статическим нагрузкам. Осваивая навык письма, дети производят много лишних движений, перенапрягают кисть, не могут сохранить правильную позу. Оптимальная продолжительность письма для шестилеток много меньше, чем для учащихся 7-8 лет. Вначале она не превышает 3 минут. Общую продолжительность письма в процессе подготовки уроков следует ограничивать, она, как и в школе, не должна быть больше 8—10 минут. Не менее двух раз письмо следует прерывать, предлагая детям выполнить гимнастику для кистей рук: сжимание и разжимание пальцев.

Время непрерывного чтения в начале обучения тоже не должно быть больше 10 минут, после чего следует сделать перерыв, обсудить текст, пересказать его, рассмотреть картинки, и лишь потом продолжать чтение.

Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократного (15-20 раз в течение 3 минут) перевода взгляда с мелкого ближнего предмета на другой предмет, находящийся на расстоянии 7-10 м от глаз. Очень важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, была достаточная освещенность. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, близорукости и другим нарушениям здоровья.

Если ребенок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, для него лучшим отдыхом будет 1,5-часовой дневной сон.

Желательно, чтобы ребенок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провел какое-то время на открытом воздухе, принимая участие в активных, подвижных играх. По гигиеническим нормативам время прогулки для школьников младших классов — 3-3,5 часа.

Работа микрогрупп

Каждая микрогруппа получает задание составить примерный режим дня младшего школьника. Родители в процессе коллективного обсуждения вырабатывают один из возможных вариантов режима дня с учетом информации, полученной от учителя, занятости детей в различных кружках и секциях, записывают свое мнение на альбомном листе и сдают его рабочей группе. Рабочая группа, проанализировав работу микрогрупп, рекомендует примерный режим дня для данного класса.

Рабочая группа подводит итоги коллективной работы на данном этапе собрания.

Классный руководитель рассказывает о том, что написали дети при заполнении анкеты «Твой выходной день» и докладывает о результатах анкетирования родителей.

Решение родительского собрания.

Родителям совместно с ребенком выработать наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению.

— Организовать в каждой семье рабочий уголок ребенка.

— Поддерживать у детей интерес к учебному труду.

— Способствовать развитию их познавательной активности.

— Учить детей выполнять домашние задания самостоятельно, пользуясь памятками: «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?», «Садимся за уроки» и «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

Памятка «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»

Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы замечали у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?

В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.

Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке — грустное зрелище.

Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веру в себя.

Памятка (для учеников и родителей) «Садимся за уроки»

Садись за уроки всегда в одно и то же время.

Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

Сотри со стола пыль.

Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).

Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

Приготовь письменные принадлежности для занятий.

Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.

Убери все лишнее со стола.

Сядь на стуле удобно, расстегни воротник рубашки, если он давит шею. Открой учебник...

«Как готовить домашнее задание по русскому языку»

Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.

Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.

Прочитай задания упражнения.

Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.

Выполни упражнение письменно.

Проверь всю работу.

«Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»

Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.

Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

Прочитай стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить.

Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

По окончании домашней работы 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.

Перед сном еще раз повтори стихотворение.

Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

«Если стихотворение большое или трудно запоминается»

Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.

Выучи первый отрывок.

Выучи второй отрывок.

Повтори первый и второй отрывки вместе.

Выучи третий отрывок.

Расскажи наизусть все стихотворение.

Повтори стихотворение еще раз перед сном.

Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

«Как решать задачи»

Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.

Запиши задачу кратко или выполни чертеж.

Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.

Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, что потом?

Составь план решения.

Выполни решение.

Проверь решение и ответ на вопрос задачи.