В течение учебного дня следует проводить. Основные положения санпин для школ. Гигиенические требования к расписанию уроков

- Наполняемость классов, не должна превышать 25 человек.

- Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

- Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

Расписание уроков

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

- для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков;

- для обучающихся 7 - 11 классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов

При составлении расписания уроков должны чередоваться различные по сложности предметы в течение дня и недели:

Наиболее трудные предметы должны проводить:

Для 1 классов на 2 уроке;

Для 2 - 4 классов - 2 - 3 уроках;

Для 5 - 11-х классов - на 2 - 4 уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут.

- Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

- Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

- Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

- Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

- В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.

При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физической культуры).

- С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз

- Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут, в 5 - 11 классах - 10 - 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов и не менее 30 - 45 см - у обучающихся 5 - 11 классов.

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках


Физическая культура

- Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

- Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

- физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4);

- организованных подвижных игр на переменах;

- спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;

- внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;

- самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

- Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

- Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам.

- В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

- Присутствие медицинского работника на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.

Занятия трудом.

- На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

- Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18-ти лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

- Для проведения сельскохозяйственных работ (практики) в районах II климатического пояса следует отводить преимущественно первую половину дня, а в районах III климатической пояса - вторую половину дня (16 - 17 ч) и часы с наименьшей инсоляцией. Сельскохозяйственный инвентарь, используемый для работы, должен соответствовать росту и возрасту обучающихся.

- Допустимая продолжительность работ для обучающихся 12 - 13 лет составляет - 2 часа; для подростков 14 лет и старше - 3 часа. Через каждые 45 минут работы необходимо устраивать регламентированные 15-минутные перерывы для отдыха. Работа на участках и в помещениях, обработанных пестицидами и агрохимикатами, допускается в сроки, установленные Государственным Каталогом пестицидов и агрохимикатов.

При организации в межшкольных учебных комбинатах занятий по трудовому обучению и профессиональной подготовке в 5 - 11 классах, предусмотренных образовательной программой, обеспечивается соблюдение санитарных правил и санитарно-эпидемиологических требований к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

- Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

Во 2 - 3 классах - 1,5 ч,

В 4 - 5 классах - 2 ч,

В 6 - 8 классах - 2,5 ч,

В 9 - 11 классах - до 3,5 ч.

- При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа необходима организация питания обучающихся.

- Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг, - 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7 - 8-х - более 3,5 кг, 9 - 11-х - более 4,0 кг.

Более подробно информация изложена в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Основными организационными формами, определяющими содержание и интенсивность учебного процесса, являются урок и учебное расписание, зависящие, в свою очередь, от учебных планов, разрабатываемых в каждом учреждении самостоятельно, но с учетом максимальных величин образовательной нагрузки (Табл 8.1)

Таблица 8. 1

Максимально допустимые величины недельной аудиторной нагрузки

В учреждениях, работающих в несколько смен, занятия для учащихся 5-х и выпускных классов и классов с углубленным изучением учебных программ организуют только в первую смену.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

Первый учебный день недели (понедельник) должен быть облегченным и начинаться с вводной гимнастики, которая способствует сокращению врабатывания и повышению работоспособности учащихся на уроках.

Оптимальное начало занятий по предпрофильной подготовке - не ранее 7 класса. Часы занятий, связанных с предпрофильной подготовкой учащихся, входят в объем суммарной нагрузки (аудиторная+ внеучебная).

Требования к уроку. Требования к проведению урока едины для всех классов: учебная нагрузка, постепенно увеличиваясь, должна достигать максимума к середине, а затем к концу урока снижаться; в процессе занятий необходимы микропаузы. Этим требованиям отвечает такое построение урока, при котором урок условно делится на 3 части — вводную, основную и заключительную. Вводную часть урока отводят для организационных мероприятий и опроса, основную - для изложения нового материала, а заключительную — для тренировочного воспроизводства.

Продолжительность урока составляет не более 45 минут. Оптимальная плотность урока (т.е. % времени, затраченного учащимися на собственно учебную работу) находится в диапазоне 60% - 75-80%, иначе урок будет либо “напряженным”, либо “расслабляющим”.

Количество видов учебной деятельности на уроке (письмо, чтение, слушание, рассматривание наглядных пособий, рассказ, ответы на вопросы и т.д.) должно варьировать от 3-х до 6-7. Причем каждый вид деятельности сменяет другой через 7-10 минут, что позволит достичь физиологически оптимального “переключения” с одного на другое без переутомления. Оптимальное количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа и т.д.) - не менее 3-х в течение урока. Чередоваться они должны через 10-15 минут.

Важнейший фактор «внутришкольной» среды - психологический климат в классе. На уроке рекомендуется проводить не менее 2-3-х так называемых эмоциональных разрядок (поговорка, веселая история и т.д.). Учеба должна протекать на фоне положительных эмоций и исключать психотравмирущие ситуации в школе, т.е. организацию учебного процесса необходимо подчинить созданию психологического комфорта.

Продолжительность использования технических средств обучения — ТСО (телевидение, видео-, кино- и диафильмы, звукозаписи, цифровые технологии) регламентируются в соответствии с данными, представленными в таблице 8.2.

Таблица 8.2

Длительность непрерывного применения ТСО в учебном процессе

Использование компьютера на учебных занятиях предполагает соблюдение рекомендуемой непрерывной длительности работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране. Она не должна превышать: для учащихся 5-7 классов - 20 мин., для учащихся 8 - 9 классов - 25 мин.

Учебная работа требует также длительного сохранения вынужденной рабочей позы , создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Поэтому, необходимым компонентом гигиенически рационального учебного процесса является чередование рабочей позы в соответствии с видом работ ы. На протяжении всего урока учитель должен контролировать посадку учащихся.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения учащихся на уроках необходимо проводить физкультминутки (ФМ) и гимнастику для глаз. Оптимально, если их проведение будет приурочено к моменту снижения учебной активности детей, как показателю их утомления. Как правило, это происходит на 20-ой и 35-й минутах урока, и поэтому проведение ФМ рекомендуется соотносить с указанным временем (т.е. не менее 2-х раз за урок). Продолжительность ФМ - не более 1-2 минут по 2-3 легких упражнения с 3-4 повторениями каждого.

Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков:

1) чередование разных видов деятельности; 2) распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

На начало учебного дня, когда еще высока работоспособность учащихся, следует ставить предметы, основанные на вербальном, словесном преподавании (русский язык, литература, математика и др.). К концу учебного дня, когда уже снижается продуктивность работы, в расписание рекомендуется включать те уроки, которые основаны на предметном, образном, конкретном восприятии, что существенно легче, чем восприятие речи (черчение).

Наиболее трудные предметы следует включать в расписание вторыми или третьими уроками, а не первыми или последними, т.е. давать их в период наиболее высокой работоспособности учащихся. Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд (например, физика, математика, иностранный язык), следует их чередовать с менее трудными предметами (например, история, математика, география). Гигиенически рационально чередование предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками физкультуры, труда, рисования, что дает возможность учащимся переключаться с умственной деятельности на физическую. Уроки технологии, как правило, представляющие собой обслуживающий труд для девочек и слесарное и столярное дело для мальчиков, оптимально проводить 1 раз в неделю в виде сдвоенных и размещать их в дни и часы начинающегося утомления. Плотность уроков при занятиях швейным делом должна быть 50-70%, кулинарией - 60-80%, столярными и слесарными работами - 70-90%. Рекомендуется следующий режим работы: в столярных и слесарных мастерских необходимы организованные перерывы для учащихся 5-х классов - через каждые 12 минут, 6-9-х классов - через 18 - 20 минут, на занятиях швейным делом - через 20-22 минуты с проведением физкультминутки.

Допускается сдваивать уроки по одному предмету с обязательным проведением физкультминуток и гимнастики для глаз и организацией перемен между уроками. При этом продолжительность учебного дня (и величина недельной учебной нагрузки) не должна превышать максимально допустимую.

Распределение учебной нагрузки в течение недели будет наиболее физиологичным, если наибольший ее объем будет приходиться на вторник и (или) среду. В эти дни в школьное расписание следует включать либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Для составления расписания следует использовать шкалу трудности учебных предметов (своего рода «градации» уроков, где балл - это ранг трудности учебного предмета (Приложение 6).

Наибольшая интенсивность нагрузки (количество баллов за день по сумме всех предметов) для школьников среднего звена должны приходиться на вторник и четверг при несколько облегченной среде. Расписание уроков составлено неправильно, когда наибольшее суммарное число баллов за день приходится на крайние дни учебной недели, или когда оно одинаково во все дни недели.

Продолжительность перемен между урокамидолжна быть не менее 10 минут. После 2-го (или 3 урока) целесообразно устраивать большую 30-минутную перемену. Вместо нее можно устраивать две перемены по 20 минут после 2 и 3 уроков. Оптимальным является организация перемен на открытом воздухе независимо от времени года. Продолжительность перемены, отводимой для организации питания детей, должна обеспечивать возможность спокойного принятия пищи.

Рациональная организация учебных занятий предусматривает и правильную организацию отдыха между учебными неделями, четвертями.

Период отдыха между учебными неделями — один (при традиционной 6-ти дневной неделе) или два выходных дня (при 5-ти дневной). Пятидневка предполагает разгрузку субботнего дня (проведение олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований) для большего «семейного общения» учащихся как неотъемлемой части полноценного воспитания. Однако, 2-дневный перерыв в занятиях в известной степени нарушает динамический стереотип учащихся - удлиняется период врабатывания в начале недели. Для создания условий для полноценного отдыха детей следует минимизировать объем домашних заданий на выходные дни и каникулы.

Физиологически оптимально приступать к выполнению домашних заданий после 1,5—2-часового пребывания на свежем воздухе. Допустима следующая продолжительность подготовки домашних заданий: в 5— 6-х классах — до 2,5 часов, в 7-м классе — до 3 часов, в 8—9-х классах — до 4 часов.

Продолжительность учебного года составляет - не более 36 недель, продолжительность каникул в течение учебного года - не менее 30 дней. Наиболее целесообразной, профилактирующей переутомление учащихся, является организация каникул с регулярным чередованием учебного и каникулярного времени - 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами.

Во время подготовки к выпускным и переводным экзаменам учащихся освобождают от других учебных занятий. В день проводят не более одного экзамена. Учащихся, имеющих нарушения в состоянии здоровья по заключению врача, экзаменуют в «щадящем» режиме. Общая продолжительность занятий при подготовке к экзаменам в течение дня не должна превышать 8-9 час с организацией перерывов после 1,0-1,5 час. занятий.

Общая продолжительность пребывания на воздухе для учащихся 5-9 классов должна составлять не менее 2,5-3,0 час. в день. Свободное время (1,5-2,5 час. в день) учащиеся используют сообразно своим интересам.

Организация «внеучебной деятельности» должна соизмеряться с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья детей. Форма проведения занятий должна отличаться от урочной системы обучения (экскурсии, кружки, секции и др.). При подборе занятий «дополнительным образованием» следует ориентировать школьников и их родителей на такой их выбор, в котором бы соблюдался баланс между интеллектуальными (статическими) и двигательно-активными занятиями. Занятия «дополнительным образованием» могут быть подчинены решению задач, связанных с предпрофильной подготовкой учащихся и профориентационной работой. Профориентация в школе должна учитывать не только желание учащихся, но и их состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности.

Оптимальным являются занятия не более чем в 2-х кружках (секциях), одно из которых должно быть двигательно-активным. В режиме работы групп продленного дня и школ полного дня должна быть предусмотрена прогулка на воздухе не менее 2 часов с организацией подвижных игр.

Работы школы в режиме полного дня должна предусматривать организацию учебных занятий только в первую смену, 3-х разового питания, включая диетическое, прогулки не менее 2-х часов, двигательно-активных занятий в блоке дополнительного образования. Количество и продолжительность этих занятий должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования. Медико-психологическая поддержка учащихся должна быть организована

на протяжении всего времени их пребывания в школе.

В качестве общественно-полезных видов деятельности учащихся могут быть следующие: поддержание чистоты и порядка на участке учреждения (подметание дорожек, сгребание листьев), уборка урожая высокостебельчатых растений при обязательном наблюдении педагога, знающего правила сбора растений. Учащихся 14—15 лет можно привлекать к работам по благоустройству участка (посадка деревьев и кустарников, подвязывание растений, устройство изгороди), посильному участию в устройстве и оборудовании спортивных и учебно-опытных площадок.

Запрещается привлекать учащихся к работам, связанным с риском для жизни (сбрасывание снега с крыш, мытье окон, протирка осветительной арматуры и др.), а также небезопасным в эпидемиологическом отношении (уборка туалетных помещений и мест общего пользования, уборка и вывоз мусора и т.д.), обслуживанию котельных; проведению текущей дезинфекции, дезинсекции, дератизации; к выполнению работ, связанных с использованием ядохимикатов, сбором вторичного сырья; к работам на пищеблоке, а также любым видам работ в ночное время и связанных с переносом (передвижением) тяжестей свыше норм, установленных для подростков .

Продолжительность общественно полезного труда не должна единовременно превышать для учащихся 5—9-х классов — 40 мин. Ко всем видам труда учащиеся могут быть допущены лишь с учетом состояния их здоровья и физических возможностей.

К особенностям функционирования сельской школы относятся сочетание общеобразовательной подготовки с подготовкой учащихся к сельскохозяйственному труду .

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ, методов и технологий обучения предполагает необходимость их гигиенической экспертизы, которая позволит получить объективные данные о их соответствии возрастным и функциональным возможностям детей. Гигиеническую экспертизу проводят в установленном порядке в соответствии со ст. 28 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Требования к проведению занятий по физической культуре

и организации двигательной активности учащихся

В основу организации физического воспитания должны быть положены следующие принципы: соответствие методов, средств физической культуры анатомо-физиологическим особенностям организма школьников, их функциональным возможностям, уровню физического развития и состоянию здоровья; постепенное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок; регулярность физкультурных занятий; комплексность воздействия разнообразных средств, форм и методов физкультуры и спорта.

Двигательная активность учащихся должна составлять в учебно-воспитательном процессе до 40% дневного бюджета времени, при этом необходимо чередование умственной и двигательной деятельности на протяжении учебных занятий.

Основными формами организации двигательной активности учащихся в школе являются: урок физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, внешкольная физкультурно-оздоровительная и физкультурно-спортивная работа.

Урок физкультуры - основная форма и главное звено физического воспитания в школе. Уроки физической культуры проводят не менее 2 раз в неделю; чередуя с занятиями, требующими статического и интеллектуального напряжения. Введение дополнительных уроков физкультуры в расписание занятий способствует укреплению состояния здоровья учащихся, повышает их работоспособность.

К урокам физкультуры учащихся допускают при наличии у них спортивной одежды и спортивной обуви. При организации занятий на открытом воздухе одежда и обувь должны соответствовать погодным условиям. Наиболее эффективны уроки физкультуры на открытом воздухе. В средней полосе их проводят при температуре воздуха до - 15ْ С при отсутствии сильного ветра. Сдвоенные уроки по физической культуре (за исключением занятий плаванием и лыжами) не целесообразны.

Все учащиеся, посещающие школу, должны заниматься физическими упражнениями. Необходимо проводить постоянный медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания учащихся, включая и организацию тестирования физической подготовленности школьников.

В зависимости от состояния здоровья учащихся распределяют на 3 медицинские группы - основную, подготовительную, специальную.

К основной медицинской группе относятся учащиеся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, функциональном состоянии организма и физическом развитии при достаточной физической подготовленности.

К подготовительной медицинской группе относятся школьники с незначительными изменениями в состоянии здоровья, функциональном состоянии организма, физическом развитии и не имеющих достаточного уровня физической подготовленности. Учащиеся этой группы занимаются по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного ее усвоения. Им рекомендуется заниматься в секции общей физической подготовки, выполнять индивидуальные задания по физическому воспитанию в домашних условиях, чаще использовать прогулки, другие формы физкультурно-оздоровительной работы. Учащиеся подготовительной группы допускаются к участию в спортивных соревнованиях и сдаче спортивных нормативов при наличии заключения врача.

К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе реконвалесценты после перенесенных травм и заболеваний. Специальная медицинская группа подразделяется на группы «А» и «Б». Дети группы «А» занимаются по специальной программе физического воспитания. К группе «Б» относят школьников, которые по состоянию здоровья нуждаются в занятиях лечебной физкультурой.

Дополнительное медицинское обследование следует проводить всем учащимся основной и подготовительной группы перед спортивными соревнованиями, а также после заболеваний или травм, состояния перетренированности и по требованию преподавателя физического воспитания или самого учащегося. Школьники, отнесенные к специальной медицинской группе, к спортивным соревнованиям и сдаче спортивных нормативов не допускаются.

Моторная плотность урока (соотношение времени, затрачиваемого на выполнение движений к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) должна составлять в зале не менее 70%, а на воздухе - не менее 80%. Положительный эффект от физических упражнений обеспечивают достижением среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) в пределах 140-160 уд/мин. В структуре урока физкультуры выделяют 3 части - вводную, основную, заключительную. Продолжительность вводной части - 5-10 минут, основная часть урока длится 25-30 минут, заключительная часть - 3-5 минут. Величина физической нагрузки должна постепенно возрастать, достигая своего максимума в основной части занятия, а затем постепенно снижаться в заключительной части. ЧСС у школьников должна возвращаться к исходным значениям сразу после окончания урока; при высокой эмоциональности урока допускается увеличение длительности восстановительного периода до 3-х минут.

На уроках физической культуры необходимо включать универсальные для каждой возрастной группы детей комплексы упражнений, направленных на профилактику и коррекцию нарушения осанки и отклонений в формировании нормального свода стопы.

Ежедневную гигиеническую гимнастикусцелью мобилизации систем организма и создания положительной созидательной установки на учебную деятельность, повышения общего тонуса организма учащихся проводят перед уроками в течение 8-10 минут в хорошо проветренном классе, целесообразно использовать музыкальное сопровождение.

Подвижные игры на переменах должны быть малой и средней подвижности, несложными и умеренно эмоциональными с учетом возраста, физического развития и степени физической подготовленности учащихся.

В режиме дня следует проводить «спортивный час» с различными спортивными и подвижными играми, несложными соревнованиями. Физические нагрузки при проведении спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности учащихся, а также конкретным метеоусловиям.

В организации внеучебной деятельности учащихся физкультурно-оздоровительная работа должна носить обязательный характер. Она включает подвижные и спортивные игры, несложные спортивные упражнения, занятия на специально оборудованных площадках со спортивным инвентарем, прогулки на свежем воздухе и т. д.

Физкультурно-оздоровительную работу проводят в группах, объединенных по возрастному принципу с учетом состояния здоровья и развития детей. Подвижные и спортивные игры целесообразно проводить не менее 3 раз в неделю. Особое внимание следует уделять формированию у учащихся устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Домашние задания по физической культуре должны включать физические упражнения для профилактики нарушений костно-мышечной системы и зрения. Их следует выполнять в процессе самоподготовки в качестве активного отдыха.

На занятиях физической культурой исключаются физические упражнения, потенциально опасные для здоровья: давление на голову по вертикальной оси позвоночника, значительные наклоны головы и шеи вперед, назад, в стороны, падение на вытянутые вперед или в стороны руки, сотрясение туловища, передающееся через руки, удары по голове с любой стороны, длительное нахождение в положении, когда руки заложены за голову и др.

На занятиях физической культурой следует использовать современное исправное спортивное оборудование и инвентарь. Их безопасность для здоровья учащихся должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением. Стационарное спортивное оборудование должно быть надежно закреплено; иметь покрытие, стойкое к воде, моющим и дезинфицирующим средствам, соответствовать возрасту и росту детей.

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
При 6-дневной неделе При 5-дневной неделе
1 - 20
2 - 4 25 22
5 31 28
6 32 29
7 34 31
8 - 9 35 32
10 - 11 36 33

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки. При 35-минутной продолжительности уроков во 2 - 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.

2.9.2. Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5-11 классах зависит от объема недельной и определяется в соответствии с табл.

2.9.3. Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.

2.9.4. В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению. Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста. Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

  • учебные занятия проводятся только в первую смену;
  • 5-дневная учебная неделя;
  • организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
  • проведение не более 4-х уроков в день;
  • продолжительность уроков - не более 35 минут;
  • организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;
  • организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
  • обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

2.9.5. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется "ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

  • в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый;
  • со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый.

2.9.6. В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике (Приложения 2 и 3).

2.9.7. В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения (Приложение 4): в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. С этой же целью в школьный компонент учебных планов для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

2.9.8. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков. В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену. В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

2.9.9. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах составляет не более 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 - в начальных классах и не более 6 - в 5-11 классах. Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда). С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения обучающиеся компенсирующих классов обеспечиваются в учреждении необходимой медико - психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.

2.9.10. В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов - комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей. Оптимальным является раздельное обучение обучающихся I ступени разного возраста. Допускается объединение обучающихся I ступени в класс - комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию двух совмещенных классов - комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект обучающихся 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физкультуры). При необходимости объединить в один комплект обучающихся 1, 2, 3, 4 классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников) (Прилож. 5). В учреждениях, где со 2 класса применяется программированное обучение с использованием звукотехнических средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2 классе - не более 20 мин., в 3-м - не более 25 мин.; на уроках математики во 2 классе - не более 15 мин., в 3-м - не более 20 мин. На уроках чтения использование звукотехнических средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий. Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех - четырех классов - не более 15 детей.

2.9.11. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно Таблице 4.

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

Классы Длительность просмотра (мин.)
диафильмов,
диапозитивов
кинофильмов телепередач
1 - 2 7 - 15 15 - 20 15
3 - 4 15 - 20 15 - 20 20
5 - 7 20 - 25 20 - 25 20 - 25
8 - 11 - 25 - 30 25 - 30

В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени - 4-6.

2.9.12. При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам. После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте (Приложение 5).

2.9.13. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы. Общая длительность практической работы для обучающихся в 1-2 классах - 20-25 минут, для обучающихся в 3-4 классах - 30-35 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2-3-х - 5-7 минут, для обучающихся в 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4-5 минут. Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5-7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах - не более 10 минут, в 6-х - 12 минут, в 7-х - 16 минут.

2.9.14. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

2.9.15. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5-9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

2.9.16. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки , изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения - предметы естественно - математического и гуманитарного циклов.

2.9.17. Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся (Приложение 6).

2.9.18. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

2.9.19. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч, во 2-м - до 1,5 ч, в 3-4-м - до 2 ч, в 5-6-м - до 2,5 ч, в 7-8-м - до 3 ч, в 9-11-м - до 4 ч.

2.9.20. Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня. В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее 2 часов, обучающихся II ступени - не менее 1,5 часа. Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения соответственно п.

2.9.20. Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее).

Обсуждение

скажите, а в какой части этих требований описывается количество учащихся в классах? что делать, если в класс набрано более 30 человек (в параллелях 63 по списку, всего два класса)?

Комментировать статью "Требования к режиму образовательного процесса"

Очередной показатель того, что курс правительства на проводимые реформы образования остается неизменным, – это отклонение Госдумой в первом чтении законопроекта, направленного на определение статуса обязательной части примерной образовательной программы [ссылка-1] . Законопроектом № 544961-6 [ссылка-2] предлагалось закрепить инвариантность обязательной части в общеобразовательных программах, которые реализуют школы. Напомню, что по современным [ссылка-3] федеральным государственным...

Министр образования Ливанов, выступая на форуме «Стратегические направления развития воспитания в системе образования Омской области», заявил [ссылка-1] , что педагогическому сообществу, профильным министерствам и ведомствам предстоит в ближайшее время сделать все возможное для обеспечения единства образовательного пространства в России. Для обеспечения единства образовательного пространства существуют ФГОС [ссылка-2] – федеральные государственные образовательные стандарты на каждом уровне...

Главный врач РОДКБ Татьяна Панфилова считает образование важной частью жизни школьников, поэтому вот уже несколько лет при больнице функционирует филиал школы, где дети посещают уроки. Но привычная форма образовательного процесса порой не подходит для больного ребенка из-за режима, самочувствия и работы лечебного учреждения. Теперь в рязанской школе №56 робот по имени Степан помогает детям, находящимся на лечении в стационаре, виртуально присутствовать на занятиях и не отставать от школьной...

X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса [ссылка-1], это и есть основной аргумент, превышение часов 05.02.2015 14:05:24, ivmarg.

Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас и приглашаем принять участие во Втором Межрегиональном образовательном форуме «Позиция современника: прошлое, настоящее, будущее» «ОТ ВИРТУАЛЬНОСТИ К РЕАЛЬНОСТИ» Дата проведения: 12-14 ноября 2014 года Место проведения Форума: г. Москва, ул. Косыгина, д. 17, концертный зал и аудитории ГБПОУ «Воробьевы горы» Организаторы Форума: Министерство образования и науки Российской Федерации Межрегиональный ресурсный центр по опережающему развитию...

Беззаботное босоногое детство безвозвратно ушло в прошлое. Современные дети начинают постигать различные науки и полезные навыки чуть ли не с пеленок. И если наши родители спокойно отправляли нас в первый класс, зная, что именно в школе нас научат писать и читать, но сегодня все больше учебных заведений предъявляет к первоклассникам нешуточные требования, включающие навыки письма и счета, а порой и начальное знание иностранных языков. Неудивительно, что современные родители стараются найти...

Убедительно просим Вас обо всех поступающих к Вам от работников образовательного учреждения требованиях о сдаче денежных средств на «создание условий для реализации образовательного процесса », в том числе о «вступительных» взносах...

Заботиться о летнем отдыхе всегда нужно заранее, особенно если это путевка в санаторий для ребенка-инвалида. Ведь такая путевка порой предоставляется на льготных условиях, и желающих отдохнуть за счет государства немало. Итак, где именно предлагают путевки детям-инвалидам? И на каких условиях? Кто предоставляет путевки? Источников приобретения детской путевки в дом отдыха, летний лагерь или санаторий может быть несколько: 1. Прежде всего - это ваша детская поликлиника по месту жительства. Там...

В беседах учитель выдвигает претензии, что ребенок не заинтересован в учебном процессе, ничего не хочет делать, при этом - да, делает по требованию, но В режиме до обеда мы были только в самом начале, когда совмещали школу и реабилитационный курс в Текстильщиках.

Педагогические условия (выполнение требований государственных образовательных стандартов к содержанию, уровню и. срезов, результатов тестирования, внешней оценки); o особенности организации образовательного процесса и педагогических технологий o...

Я ищу посыл об обязательном присутствии в школе медработника во время учебного процесса. и нормы, СанПин 2.4.1.1249-3 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных...

Меня очень беспокоит, что моего ребенка и всех детей в детском саду # 1041, который находится по адресу: Москва, ЮЗАО, ул. Ивана Бабушкина, д. 13, к 2 , лишают возможности дышать свежим воздухом в помещениях. Когда родители спрашивают: "Почему вы не открываете окна?" Там отвечают, что это запрещено. Открывать окна можно только тогда, когда детей нет в группе. Казалось бы, человечный подход, стремление содержать детей в тепле... На самом деле это жестоко по отношению к детям. Детей как правило...

Дорогие родители! Вашему чаду уже шесть лет. Вот вы и подошли к первой ступеньке обучения вашего ребенка. Но к этому необходимо отнестись очень серьезно: выбор учебного заведения, стиля обучения и взаимоотношений с ребенком (особенно в этот период). Рассмотрим подробнее каждый из пунктов, которые смогут облегчить адаптацию ребенка на данном этапе его юной жизни. Выбор учебного заведения - один из первых вопросов, которые ставят перед собой родители. Его сделать можно лишь,проанализировав...

Полезные советы родителям первоклашек и не только. 1 сентября – это не только первый учебный день и начало золотой осенней поры, но и стресс для многих школьников и их родителей. Тем более, если ребенок идет в школу впервые. Любой медик подтвердит: на долю «школьного фактора» приходится почти 25% случаев ухудшения здоровья детей и подростков. Это и немудрено, ведь за последнее десятилетие нагрузка на школьников возросла почти в 20 раз! Между тем, сохранить физическое и психологическое...

Во-вторых: я у младшей уже установила режим удобный мне для старшего. Сейчас родится третий и мне, что? Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных учебных заведений и организации учебно -воспитательного процесса...

Учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста. - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

(Кроме всем известных надомного и экстерната, существуют еще и семейное, когда ответственность за организацию образовательного процесса родители берут на себя, и индивидуальное, иначе обучение по индивидуальному плану)...

Ей в грубой форме было сказано, что в саду начинается учебный процесс, а прочие занятия ее не колебут. И я исхожу из того, что детский сад всё же отличается от тюрьмы по режиму. Школа является бесплатным и обязательным учреждением со своими требованиями.

Учебный процесс проходит в виртуальном пространстве. Рассказывает директор интернет-школы "Просвещение.ру" Елена Подгорная: "В сети Интернет находятся уроки по всем предметам, которые соответствуют требованиям российского образовательного стандарта.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. При составлении учебного расписания необходимо учитывать, что учебные предметы различаются по характеру деятельности, трудности, степени нагрузки первой или второй сигнальной системы, по преобладанию статического и динамического компонентов.

В связи с вышеуказанными факторами на начало учебного дня, когда еще высока работоспособность учащихся, следует ставить предметы, основанные на вербальном, словесном преподавании, т.е. нагружающими вторую сигнальную систему (русский язык, математику). В часы врабатывания (1 урок) и в период снижения работоспособности (последний урок), в расписание включаются те предметы, которые основаны на предметном, образном восприятии, что существенно легче, чем восприятие речи (пение, рисование), а также занятия, характеризующиеся выраженным динамическим компонентом (физкультура, труды, ритмика). После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы. Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2- 4 классов - 2-3 уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4 уроках.

При составлении расписания необходимо чередовать для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами. Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд (физика, математика, иностранный язык), необходимо чередовать их с менее трудными предметами (история, география).

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся, так как это приводит к быстрому утомлению школьников. Для обучающихся в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).

Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5-9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно быть более 5 в начальных классах (кроме первого класса) и более 6 уроков - в 5-11 классах.

С целью уменьшения неблагоприятного влияния умственных и статических нагрузок на функциональное состояние организма школьников, между уроками следует предусмотреть перерывы (перемены), обеспечив одновременно их физиологически целесообразную продолжительность и организацию. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Про расписание уроков

Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5 - 9-х классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут.

В 10 - 11-х классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся младшей школы основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся средней и старшей школы - естественно-математического и гуманитарного циклов.

Про малокомплектные школы

В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах составляет не более 40 минут. В течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели.

В малокомплектных школах формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей. Допускается объединение обучающихся младших классов в класс-комплект. При этом следует отдавать предпочтение формированию двух совмещенных классов-комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект обучающихся 1-х и 3-х классов, 2-х и 3-х классов, 2-х и 4-х классов.

Про технику

В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся в младшей школе 3 - 4, старшей и средней - 4 - 6.

Про здоровье

Администрация и медицинские работники школ с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий и лицеев при поступлении в них детей с хроническими заболеваниями должны разъяснять родителям, что обучение в таких учреждениях является дополнительным фактором риска для здоровья больного ребенка.

С целью выявления педикулеза медицинскому персоналу необходимо не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре-пять классов) проводить осмотры детей.

Про размещение буфета и спортзала

Помещения столовой или буфета размещаются на 1-м этаже и имеют отдельный выход.

Спортивный или физкультурный зал размещается на 1-м этаже и удален от учебных помещений, учительской и кабинета врача. При спортивном зале устраиваются раздевальные и душевые для мальчиков и девочек, оборудованные вешалками для одежды.

Если нет возможности оборудовать собственный физкультурный зал, можно использовать спортивные сооружения, расположенные вблизи школы, если они соответствуют требованиям, для спортивных залов.

Гигиенические требования к расписанию уроков

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся младшей школы основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся средней и старшей школы - на 2-, 3-, 4-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для 9 - 11-х классов.

Для обучающихся в 5 - 11-х классах распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем.

P.S. При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И. Г. Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.

Про начало занятий

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков.

В школах с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.

В школах, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Таблица И. Г. СивковаПредмет Кол-во баллов по сложностиМатематика , русский язык (для национальных общеобразовательных учреждений) 11Иностранный язык 10Физика, химия 9История 8Родной язык, литература 7Естествознание, география 6Физкультура 5Труд 4Черчение 3Рисование 2Пение 1Полный текст Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» опубликован в «Российской газете» 11 декабря 2002 года.