Выразительное чтение: что это такое, навыки, правила. Чтение вслух. Как нужно читать вслух

Это не только овладение техникой чтения: умение читать обязательно включает в себя возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нём изображена. И это умение необходимо вырабатывать с самого раннего возраста.

Конечно, полноценное восприятие прочитанного возможно только на базе прочного навыка чтения, позволяющего быстро и полно воспринимать содержание. Отрабатываю навык чтения на каждом уроке. Самое главное - предупреждение ошибок в чтении.

На моих уроках ребята много читают под контролем класса. Дети следят за чтением товарища и исправляют ошибки. Совершенствую навык постоянно - ежедневно, на каждом уроке.

Урок обычно начинается с речевой разминки (1 класс):

Самолет взлетает: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
Муха бьётся о стекло: з-з-з.

Материал для речевых разминок учитель может придумать сам. На уроках чтения во всех классах заучиваем с детьми стихи, скороговорки, чистоговорки, которые способствуют развитию речи и чёткому произношению звуков.

На уроках чтения для школьников второго класса использую таблицу согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают один ряд согласных:

БКЗСТРМНВЗРШЛНХ и т.д.

Дети очень любят чтение по ролям. Весьма полезны такие упражнения-игры:

  • «Прятки» (читаю в любом месте, ребята должны найти и подключиться к чтению),
  • «Буксир» (я читаю, а дети стараются успевать за мной).

Большое внимание уделяю пересказу. В 1–2 классе школьники пересказывают без плана, в 3–4 классах - используя план, который нередко составляют сами.

И, конечно же, огромная роль отводится чтению «про себя». Перед этим обязательно даю несколько вопросов, на которые дети должны ответить после прочтения текста. Таким образом, они учатся выделять главное, приучаются к осмысленному чтению, учатся формулировать свои мысли. Но этот вид чтения стараюсь использовать в старших классах начальной школы (3–4), когда навык чтения более сформирован - дети допускают меньше ошибок при чтении.

Одновременно с развитием техники чтения необходимо работать над выразительностью - методично, спокойно, ненавязчиво. Работа над выразительным чтением проводится только после того, как текст многократно и разнообразно прочитан. На отработке выразительного чтения остановлюсь более подробно.

Под выразительным чтением мы подразумеваем: логическое ударение, паузу, интонацию.

Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Этому и служит логическое ударение (одно из самых важных средств интонационно-звуковой выразительности), которое К.С. Станиславский называл «козырем выразительности речи, указательным пальцем», отличающим самое главное слово в предложении или тексте. «В выделенном слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста».

В текстах, помещённых в учебных книгах по чтению для начальных классов, главное в отдельных произведениях выделено с помощью разрядки и большого отступа перед главными строками и после них. Например, С.Я. Маршак «Урок родного языка» (Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 1 класс»):

«... Пишут по чёрному белым,
Перьями пишут и мелом:
“Н а м н е н у ж н а
В о й н а!..“»

В других произведениях внимание детей привлекается к словам с помощью выделения. Например, К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди» (М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова «Литературное чтение. 4 класс»):

«...Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передаёт возникновение дождя, когда ещё редкие капли оставляют крапинки на пыльных дорогах и крышах.»

Но, к сожалению, таких выделений главного нет в тексте и стихах.

В устной речи или при чтении логическому ударению помогают выполнять его выделяющую функцию следующие интонационно-звуковые средства: сила голоса, темп, паузы, удлинение отдельных звуков (как гласных так и согласных), послоговое проговаривание и т.д.

Например, Н. Носов «Заплатка» (Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 2 класс»):

«У Бобки были замечательные штаны: зелёные, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
Смотрите, ребята, какие у меня штаны солдатские!»

Благодатным материалом для обучения школьников логическому ударению являются басни, основная мысль (мораль) которых при чтении должна быть обязательно выделена.

В 3–4 классах предлагаю детям самим выделять важную информацию в тексте с помощью логического ударения слов, словосочетаний и предложений.

Также, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза - это остановка, членящая звуковой поток на отдельные части.

Работу по размещению смысловых пауз начинаю с пословиц, которые даны в книгах по чтению. Большое количество пословиц размещено в учебниках по русскому языку для 1 и 2 классов. (С.В. Иванов, М.И. Кузнецов УМК «21 век»). Обязательно при выполнении упражнений учу детей с помощью пауз и логического ударения подчёркивать главное. В старших классах предлагаю провести эту работу самостоятельно. Дети сами выделяют главные слова и готовятся к чтению, разбираются в значении пословицы. По вызову учителя объясняют пословицу, выразительно её читают.

Существует несколько видов пауз. Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-то большом душевном волнении. А в устной речи - для обозначения такого состояния или стремления намекнуть на что-нибудь, заинтересовать слушающего в этих местах делается пауза.

Например, А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (М.И. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова «Родная речь. 4 класс»):

«Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встаёт она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба».

Чтобы обратить внимание детей на многоточие, задаю вопрос: «А что получилось бы, если бы мы прочитали этот отрывок без соблюдения пауз в местах, где стоит многоточие?»

Выслушав детей, обобщаю. И предлагаю убедиться в том, что паузы необходимы. Дети читают без пауз, убеждаясь, что речь становится беднее.

Невозможно правильно организовать процесс обучения выразительному чтению без умения учащихся, с одной стороны, точно улавливать мысли и чувства по интонации говорящего или читающего и, с другой - точно передавать их с помощью интонации при собственном чтении. Кроме того, следует помнить, что интонация вообще является одной из сторон культуры речи, мысль о которой не должна покидать учителя ни на одном уроке.

Интонации бывают: повествовательная, вопросительная, восклицательная, перечисления и др.

Повествовательная интонация не вызывает у детей особого затруднения.

Гораздо труднее вопросительная и восклицательная. Работа над интонацией начинается с 1 класса. Подготовкой являются такие задания:

Например, Л.Е. Журова, О.А. Евдокимова «Букварь»:

Знакомство со словом «Ау».
Дети выкладывают это слово с помощью кассы букв, учатся его правильно читать. Помогаю детям: «Если вы заблудились в лесу, что будете делать? Вот давайте и мы сейчас позовём на помощь».
Параллельно идёт работа с этим словом и в «Прописи». Дети учатся правильно читать и записывать его.

С интонацией перечисления дети знакомятся более подробно в 4 классе при изучении однородных членов предложения. Знакомство с ними начинаем на уроке русского языка с простых предложений:

«Там они играли, купались, трудились на огороде» .
Предлагаю детям выразительно прочитать это предложение. В результате коллективной работы появляется разметка: «Там они играли,/ купались,/ трудились на огороде».

Совместно делается вывод, что чтение однородных членов предложения характеризуется тоном перечисления, наличием пауз, каждый однородный член произносится с повышением голоса. После первого специального знакомства с перечислительной интонацией требую от учащихся точного соблюдения её в любой произносимой или прочитанной ими фразе с однородными членами, не ограничиваюсь уроками чтения и русского языка. Работа с интонацией начинается с азбучного периода и продолжается до конца 4 класса, но постепенно усложняется.

Отработка правильной интонации проводится мною при чтении по ролям. Материал в книгах по чтению для этого разнообразен и богат.

Вся проводимая работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят читать. Этому помогают уроки внеклассного чтения. По окончании 1 класса дети вместе со мной обязательно посещают библиотеку, записываются и выбирают себе первые книги. Цель моих уроков внеклассного чтения - учить детей выбирать книги самостоятельно, работать с книгой квалифицированно, найти в книге своего друга и помощника, сделать так, чтобы дети полюбили книгу.

На уроках внеклассного чтения звучат рассказы детей о прочитанном, выразительное чтение отрывков, чтение стихов наизусть. Часто даю задание нарисовать рисунок к книге, но не принуждаю этого делать. Многие дети изъявляют желание завести специальные тетради, где они записывают понравившиеся отрывки, стихи, пишут рецензию на прочитанную книгу. Всячески поощряю эти попытки. На уроках внеклассного чтения стараюсь выслушать «слабых» школьников, похвалить их. Всегда помню о том, что самое страшное - погасить интерес у этих детей к чтению, к книге.

В 2007–2008 учебном году я стала работать по УМК «21 век» под редакцией Н.Ф. Виноградовой: обучение чтению и литературе происходит в единстве – нет традиционного разделения чтения на классное и внеклассное, но предусмотрена специальная работа с детской книгой.

В 1 классе проходят уроки слушания. Традиции литературного слушания имеют давнюю историю. Это и многолетний опыт семейного чтения, и методы «народной педагогики» (Л.Н. Толстой), и различные системы, созданные великими педагогами России, которые ориентировали школьного учителя на формирование художественного вкуса, эстетическое и умственное развитие детей.

Литературное слушание - важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии первоклассников. Цель уроков слушания - обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса, эстетического вкуса учащихся, их стремления к самостоятельному общению с книгой. Чтобы приобщить ребёнка к чтению, необходимо не только учить слушать чтение произведения другим человеком, но и воспринимать и понимать его. Слушая художественное слово, ребёнок впитывает музыку родной речи и хочет ещё раз услышать понравившийся текст. Уроки литературного слушания - это не только необходимый этап подготовки к освоению программы по литературе в следующих классах, но и условие вхождения в мир искусства слова и воспитания чуткого и думающего читателя.

Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать - сказку, рассказ, стихотворение. Это умение позволит ребёнку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства. Уроки слушания - это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития. К урокам литературного слушания я готовлюсь особенно тщательно: определяю интонационный рисунок, паузы, логические и психологические ударения. Воспринимая выразительное чтение учителя, шестилетние первоклассники обогащают свой читательский опыт, учатся слушать и слышать художественное произведение, а в дальнейшем начинают подражать педагогу.

Приведу фрагмент урока литературного слушания, на котором дети знакомятся со стихотворением А. Блока «Зайчик» (Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 1 класс»).

1. Слушание стихотворения (читает учитель). Это стихотворение очень близко ребятам по настроению и восприятию окружающего мира, так как урок проводится поздней осенью. Во время чтения я наблюдаю за детьми, их мимикой, жестами. После прочтения задаю вопрос: «Понравилось ли вам стихотворение? Почему?». Каждый ученик высказывает своё мнение о прослушанном произведении.

2. Работа с произведением. Выявление авторской точки зрения, чувств поэта. На этом этапе работы используется моделирование: «Как начинается стихотворение?». Учащиеся вспоминают. Я снова читаю первые строки:

«Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки...»

Дети на листочках моделируют первую картину: цветными карандашами рисуют летний пейзаж (солнышко) и кружок с буквой «З».

«Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть...»

Школьники моделируют вторую картину: рисуют изменения в окружающем зайчика мире (дождь) и кружок с буквой «В».

Ученики вспоминают последние строки:

«Только б потеплее,
Только бы посуше...
Очень неприятно
По воде ступать».

Моделируют третью картину, в которой передают мечты зайчика: «Думает о лете».

3. Работа над выразительным чтением. «Как надо читать каждую картину, нарисованную поэтом? Какие чувства мы должны пробудить у слушателей?» Ребята стараются прочитать стихотворение выразительно, а те, кто ещё не умеет читать, оценивают своих одноклассников.

Работа над выразительным чтением не прекращается ни на одном уроке. Стараюсь всегда добиваться правильного и выразительного чтения. Помню об этом и во внеклассной работе. Ежегодно принимаю участие в «Неделе театра». Показываю различные произведения, готовим с детьми костюмы, приглашаем родителей. Дети с интересом участвуют. Со своим классом принимаю участие во всех школьных мероприятиях.

«...Заставить уважать самого себя без гордости;
любить и помогать ближнему своему без хитрости и расчёта;
ценить семью;
проникнуться любовью и желанием добра своей Родине даже
до готовности сложить за неё свою голову;
осмыслить свою жизнь и свой труд, как бы ни был он,
по-видимому, незначителен, и в этом труде видеть не одну
тяготу, но до некоторой степени и удовольствие,
показать разумное употребление досуга...»

Именно эти цели, обучая детей чтению, надо уметь осуществлять учителю начальных классов.


Литература

  1. Вохмянина Л.А., Игнатьева Т.В., Федосова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Начальные классы, 2004.
  2. Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. - М.: 1986.
  3. Светловская Н.Н. Методика проведения уроков внеклассного чтения. - М.: 1993.
  4. Станиславский К.С. Собрание сочинений. - М.: 1955. - т. 3.
  5. Труды Первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях (22–31 декабря 1903 г.). - Спб.: 1904.

О приёмах развития коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устному собеседованию в 9 классе рассказывает Шульгина Татьяна Викторовна , учитель русского языка и литературы МКОУ «Суджанская средняя общеобразовательная школа № 1» Суджанского района Курской области.

Как прочитать выразительно и пересказать текст?

(Подготовка к устному собеседованию – допуску к ОГЭ)

В свете намечающихся изменений в ОГЭ в 9 классе, введении устной части, включающей в себя чтение и говорение, развитие коммуникативных навыков у учащихся становится ещё более актуальным.

Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

В мире современных технических достижений (мобильных телефонов, интернета и т.п.) умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.

Часто коммуникативные умения и навыки делят на

  • письменные – заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько композиционно четко составлен документ (текст), последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок;
  • устные – это умения, которые проявляются при непосредственном общении. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.

В формировании коммуникативных навыков, помимо семьи и социума, важную роль играет школа. Процесс общения, говорения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. С учетом нормативно-возрастного развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в частности на уроках русского языка.

В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:

  • правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
  • свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
  • воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
  • знать особенности диалогической и монологической речи;
  • строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

В психологии существует синонимичное понятие: коммуникативная компетентность . Это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя знание культурных норм в общении, знание традиций и обычаев, владение этикетом, демонстрацию воспитанности и умелое применение коммуникативных средств. Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека.

Коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки.

Применительно к планированию и организации уроков русского языка уместно оперировать таким понятием, как коммуникативная компетенция.

Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.

Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компонентов:

  • владение той или иной лексикой,
  • развитость устной и письменной речи (четкость, правильность),
  • умение соблюдать этику и этикет общения,
  • умение анализировать внешние сигналы,
  • ассертивность (уверенность),
  • владение навыками активного слушания,
  • владение ораторским искусством,
  • актерские способности,
  • умение строить высказывание и вести диалог,
  • эмпатия (осознанное или бессознательное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего).

Почему ученикам трудно рассуждать, вести диалог и читать вслух? Традиционно вся работа на уроках русского языка и литературы строится вокруг четырех видов деятельности, связанных с коммуникацией и работой с информацией: это слушание и говорение, чтение и письмо . Слушание и говорение мы начинаем развивать еще до школы – в детском саду, затем переходим к чтению и письму. И думаю, что не ошибусь, эта деятельность – чтение и письмо – становится преобладающей до старшей школы. Много читаем, отвечаем письменно на вопросы, пишем сочинения, эссе, рассуждаем…

В формате письменной речи проще выполнить опрос всего класса, проверить и оценить всех. Наверное, в этом и кроется боязнь учителей и учащихся работать в формате устной коммуникации, потому что этот навык начинает уходить на второй план. Лишь немногие учащиеся готовы рассуждать, вступать в диалог, развивать навыки выразительного чтения

Не последнюю роль играет и чувство страха, которое может возникать у ученика при устной работе на уроке: построение монолога перед аудиторией в классе требует определенных усилий, в том числе и психологических. Учим говорить на актуальные темы и аргументировать. Тематика монологических высказываний, предлагаемых на итоговом собеседовании, разнообразна. Это все то, что близко и понятно современному школьнику: ценность семьи, друзей; рассуждение на социальные вопросы, технический прогресс и его последствия, ценность книги, проблемы современной культуры, моды и тому подобное. Важно, чтобы ученик мог продемонстрировать умение не только создавать монолог и участвовать в диалоге, но и отстаивать свою точку зрения, аргументированно размышлять.

Важна эмоциональная реакция экзаменатора!

Не менее значима роль собеседника – экзаменатора. У него две задачи: первая - регулировать время учащегося при подготовке и во время ответа. Вторая - помочь учащемуся раскрыться при собеседовании, поддержать его, снизить чувство страха и неуверенности. Это требование в системе оценивания со стороны экзаменатора прописано как «эмоциональная реакция на действия ученика». Другими словами, экзаменатор должен обладать определенными навыками эмоционального интеллекта:

Уметь видеть эмоции ученика,

Контролировать свои эмоции,

Поддерживать рабочий продуктивный настрой,

Помогать выразиться юному собеседнику.

В определенной степени, для экзаменатора это тоже определенный этап, направленный на умение продуктивно выстраивать беседу.

1. Вызывайте детей к доске.

По традиции старой советской школы, старайтесь вызывать ученика к доске и давать ему возможность развернуть свой ответ до небольшого монолога. Что в этом случае работает? Ребенок вырабатывает уверенность при работе с аудиторией, получает определенный опыт такой работы, речевая деятельность оценивается учителем и учениками (и не стоит этого бояться!). Именно через четкую и адекватную оценку он понимает, как развиваться дальше. В этом случае учитель должен делать корректные замечания по работе с голосом, темпом, умением держаться перед аудиторией. Все это работает на ученика. Учитель и ученики обязательно при оценке коммуникативной ситуации должны отмечать сильные стороны небольшого выступления – это обязательно, но указывать и на то, что можно улучшить. Чем конкретнее совет, тем адекватнее обратная реакция. Это будет точкой развития того или иного речевого навыка.

2. Проводите дискуссии

Полезно создавать модели работы учеников в паре или группе по отработке навыков диалоговой культуры. На первом этапе это может быть небольшая дискуссия в течение нескольких минут. Можно устраивать и целые уроки-дискуссии под руководством учителя с обязательной рефлексией: что получилось и что необходимо скорректировать в дальнейшей работе.

3. Анализируйте выступления

Для выработки навыков выразительного чтения в качестве образца можно брать видеофрагменты телевизионных новостей, анализ речевого поведения тех или иных радио- и телеведущих, использовать для самостоятельной работы материалы центральных газет и журналов. Можно записывать небольшие выступления учащихся и затем анализировать их как самостоятельно, так и в группе. Главное – снижать порог страха, корректно давать замечания, уметь на них адекватно реагировать и развивать навыки.

4. Подавайте хороший пример

Учитель должен быть сам образцом речевого поведения, транслировать это на уроках. Кстати, это касается не только учителей русского языка. Навыками публичных выступлений , в том числе с точки зрения работы с интонацией, должны обладать все учителя – от историка до физика.

  1. Хорошо изучите структуру заданий устного собеседования.
  2. Активно участвуйте в работе класса на уроке и во внеурочке.
  3. Давайте открытые полновесные ответы на вопросы.
  4. Не бойтесь высказывать собственное мнение.
  5. Периодически читайте современные газеты и журналы, просматривать теле- и радионовости, анализируйте поведение ведущих с точки зрения речи, интонации, темпа.
  6. Сформируйте привычку хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика.

Например, расскажите дома членам своей семьи новый материал, который вы узнали на уроке.

  1. Самое главное: общайтесь со своими детьми, обсуждайте прочитанное, просмотренное, объясняйте, аргументировано доказывайте свою точку зрения, что станет и для ребенка образцом речевого поведения.
  2. Чаще задавайте вопросы:

Как ты провел свое учебный день?

Что тебя впечатлило, порадовало, огорчило, расстроило?

В чем ты чувствуешь себя более уверенным?

Какие задачи на завтра ты определил?

Как с ними готов справиться?

Что ты видел?

В этом случае любой разговор поможет развивать эмоциональную и речевую сферу ребенка, поможет ему быть более уверенным, интересным, ярким собеседником.

Говоря о подготовке девятиклассников к устной части ОГЭ, я рекомендую включать словесные разминки. В качестве домашнего задания предлагаю учащимся создание презентации (картинка + основные положения (аспекты) для рассказа о себе или вопросы для беседы и рассуждения на заданную тему). Это помогает ученикам глубже понять структуру задания, учит составлять план ответа, определять главную мысль высказывания и подбирать ключевые слова для построения текста монологического характера.

В 9 классе интересно не только отрабатывать навыки говорения, умение составлять тексты разных стилей, но и создавать ситуацию экзамена. Среди учащихся назначается организатор, который следит за временем; эксперты, которые отмечают нарушения речи. Фиксируя речевые недочеты, повторы и грамматические ошибки в построении предложений и формах слов, учащиеся в дальнейшем стараются в своём ответе избегать этих ошибок. Кроме того, по моему мнению, учащиеся проходят своеобразную психологическую адаптацию.

Таким образом, формирование коммуникативных навыков с учётом требований современной действительности – одна из главных задач учителя русского языка и литературы в процессе учебной деятельности.

Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

Основные теоретические аспекты выразительного чтения

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:
  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация

В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза . С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

    Выделяют следующие виды интонации:
  • Выразительная
  • Повествовательная
  • Восклицательная
  • Интонация перечисления

Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

Создайте партитуру текста . Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

Контролируйте дыхание . Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл . Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

Создавайте качественный эмоциональный фон , жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

Ударные слова

В каждой фразе до лж на быть одна вершина, один логический центр, который и выде ля ется, как главный. Затем последовательно, по ст еп ени важности выделяются остальные слова. И с ов сем не акцентируются второстепенные слова. Для в ы деления логических центров пользуются усилением, повыш ен ием голоса, а иногда его понижением и з аме длением темпа. Определить ударные с ло ва в тексте поможет ряд правил логического чтения. Уда рн ыми бывают преимущественно слова, обоз на чающие понятия, которые раньше в тексте не вс тр ечались, то есть новые понятия. Это одно из ос но вных правил.


В простом предложении уда р ение падает или на подлежащее, или на сказуемое; обы ч но на слово, стоящее вторым по порядку:

Сдел а лось смятение . Калитка заскрипела .

Когда смысл ска зуе мого подразумевается в самом подлежащем, то на такое сказ уе мое ударение не падает, если нет противопоставления:

Вдруг молния всю чащу озарила.
Прибой шумит.


Если же в тексте имеется проти во поставление, то выделяются противопоставляемые друг другу слова:

Дедушка на балконе , а бабушка под окном сидит.
Обжегся на молоке , дуешь и на воду .


Противопоставление может подр а зумеваться

И дурак это поймет (не только умный).


Правило о логических ц ен трах при противопоставлении подчиняет себе другие. Так, если подлежащее выражено местоимением, оно не д ол жно быть ударным словом:

Я не трону его.
И всё грустит она.


Но при противопост а влении местоимение выделяется:


Сегодня – ты , а завтра – я .


Если при глаголе имеются дополнитель н ые слова, то они принимают на себя ударение.

Слабый ветер тянул по верхушкам .
Люблю молодца за искренность .

Если определение выражено именем существите л ьным в родительном падеже, то ударение переносится на это существительное.

На нее обратились взоры мужчин .
Шум слился с говором гостей .


Но при противопоставле н ии ударение не переносится.

Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!

Согласно правилу, ударение должно было б ы ть на слове «севера». Но так звезда противопоставлена Авроре, то ударение падает на сл ов о «звезда».


Определение, выраженное прилаг ате льным, не бывает под ударением.


Черные тучи повисли над морем .
В небольших комнатках тепло и уютно .


Но если «небольшим комнаткам» противопос та вляются «большие», ударение переместится.

В небольших комнатках тепло и уютно.


Если перед существительным стоит несколько при ла гательных, то ближайшее к нему не выделяется, а сливается с ним.

Он спокойный, рассудительный, положительный человек.


Но если одно или несколько прилагательных с то ят после существительного, как сказуемые, то ударение переходит к прилагательным.


Он человек гордый и своенравный .


Если же после существительного ст оя т прилагательные-определения, то ударение падает и на существительное, и на прилага те льные.


Из мрака выступало её лицо – худое, морщинистое, испитое .


Ударение падает на слова, выражающие ср ав нение.

Стонал, как зверь .
Как лань лесная боязлива.


Если сравнение и относящееся к нему сл ов о не стоят рядом, то ударение падает на оба слова.

Как походил он на поэта ,
Когда в углу сидел один .

Если понятие выражено несколькими словами, то вы де ляется последнее слово. Например, при имени, отчестве и фамилии – важнее всего фамилия. Однако, если несколько слов выра жа ют не единое понятие, а целую мысль, тогда ударений может быть несколько.

Белинский – замечательный русский критик.


При противопоставлении в многословном понятии ударе ни е может переместиться.

Сравнивая московский театр оперетты и одесский театр оперетты… (Ударение перемещается с конца на начало многословного понятия).

Логическая и психологическая паузы

Выразительность чтения зав и сит не только от ударных слов, выделяемых голос о м. Своё влияние на эмоциональность чтения ока з ывают и паузы. Они бывают смысло вы ми, т.е. логическими и паузы, диктуемые чувством т.е. психологическими . Логические паузы могут б ы ть разной длительности: от мгновенной, которая дел ает ся перед словом для его выделения, до продолжительной, от дел яющей смысловые части фразы. Наблюдения над живой р еч ью позволили составить несколько правил, помогающих опр ед елить места логических пауз. Они делаются:

1) после подлежащего, которое несёт в с
еб е логическое ударение:
2) после подлежащего, когда оно выражено двумя или несколькими словами:

Сей Анджело надменный,|
Сей злобный человек, | сей грешник | - был любим;


3) перед прилагательным, которое следует за су щес твительным и поясняет его:

Наконец появилась женщина, | закутанная до невозможности;


4) перед существительным, определяющим другое суще с твительное:

Художник Серов | замечате л ьный русский портретист…


Но если существительное стоит впереди опред еля емого слова, пауза не нужна:


Замечательный русс ки й портретист художник Серов;


5) перед соединительными союзами: а, и, но, да, так ка к они относятся к последующим словам, с которыми и должны находиться в одной группе:


Хлопотун он, | а хозяин плохой.
Мы отужинали молча | и вс тали из-за стола скорее обыкновенного.


6) При тире и при проп у ске слова:

Книга - | друг человека.


7) Перед вводным предложением и после него (чтобы не раз ъе динять нить мысли):

Она бы и откупиться готова, | и барину говорила, | да он никакого решения не объявляет.


8) Между пояснительными словами, а также между по дле жащим, сказуемым и пояснительными словами .

9) В сложных распространённых предло
же ниях:

Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, | он взглянул нечаянно в окно | и увидел у ворот остановившуюся тройку…

10) Самой длинной паузой является пауза в периоде на перел о ме двух частей:

Дичи у него в поместье водится много, | дом п
ос троен по плану французского архитектора, | люди одеты по-английски, | обеды задает он отличные, | принимает гостей ласково, | а все-таки не охотно к нему едешь.

Приводятся примеры логического разбора из вес тных афоризмов об ораторском искусстве.

Если для определения ло гиче ской паузы существует ряд правил, то о психологической паузе можно сказать только то, что она им е ет право приостановить течение речи на каком угодно сл о ве и зависит от творческого подхода, опирающ ег ося на анализ текста и определяющего его эмоц ио нальное содержание. Психологическая пауза может с ов падать с логической, но может и не совпадать. В отли чие от логической, психологическая пауза не может бы ть просто молчанием. Она «красноречива». В не й как бы доживается, додумывается, досматривается выраженное в предыдущих словах и заро жд ается то новое, что будет выражено в последующей речи.

Наиболее труден для выраз ит ельного чтения материал, состоящий из дли н ных смысловых частей (периодов), в которых легко «забл уд иться» и потерять основную мысль. Важно науч ит ься также обращаться с вводными словами и придат очны ми предложениями. Их следует затушевывать, пол ь зуясь изменениями голоса, паузами и темпом чтения. Ин а че речь окажется тяжелой, а это будет мешать во сп риятию материала.

Чтобы научиться правильно, грамотно и красиво говорить, кроме выразительности, нужно хорошо владеть техникой речи . Выполнять упражнения для улучшения голоса . Чтобы хорошо развить дикцию в проекте вы найдёте

Posted On 09.05.2018

Все дети еще в детском саду учат стихи, и ведь учить может каждый ребенок, а вот читать красиво далеко не все. И почему? Потому что никто их не учил это делать. Преподаватели снижают оценку, если вы читаете стихи некрасиво, а просто уныло рассказываете.

Как красиво читать стихи?

В стихах большую роль играет интонация. Интонацию надо соблюдать и в том случае, когда вы рассказываете прозу, но в случае стихов это еще более важно. Но как научится правильно и красиво читать стихи и что нужно для этого делать, каким правилам следовать? Именно об этом поговорим в этой статье.

Правила правильного и красивого чтения стихов:

  • Работайте над дикцией. От того как точно, правильно и красиво вы будете произносить каждое слово и объединять их в одну фразу, будет зависеть успех чтения стихов.
  • Соблюдайте знаки препинания. Именно они определяют, с какой интонацией вам нужно читать. Точка это большая пауза, запятая, короткая пауза, вопросительный знак это вопрос, восклицательный подразумевает повышения нот в голосе и т.д.
  • Вникайте в суть самого стиха. Когда вы будете понимать, о чем вы говорите, вы не просто будете наизусть говорить выученное, а будете переживать вместе с автором все эмоции, к которым призывает стихотворение.
  • Не зубрите. Учитесь сразу же читать стихотворение с выражением, сразу же, как начинаете учить, а то потом вы машинально будете рассказывать сухо и без выражения.
  • Не торопитесь никуда. Стихотворение это искусство. Наличие определенных логических пауз делает ваше чтение еще более выразительным. Еще это поможет скрыть неловкие паузы.
  • Наличие музыкального слуха упростит задачу. Но и без музыкального слуха можно добиться успеха, если тщательно над этим работать.
  • Работайте над мимикой, иногда можно подключать и жесты. Тренироваться можно перед зеркалом.
  • Чувствуйте то, что говорите и старайтесь это пережить. И все у вас получится!

Родители должны помогать детям научится читать красиво стихи, этому учатся в юном возрасте, так как потом талант остается на всю жизнь. А если вам ребенок слишком мал для того, чтобы ходить в школу и учить стихи, побеспокойтесь о его комфорте. и другая одежда из хлопка обеспечат полный комфорт вашему малышу. Ваш ребенок вырастет здоровым и счастливым.

Заучивание стихотворений наизусть — одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:

  1. Вызвать интерес к произведению и желание знать его.
  2. Воспитать любовь к поэзии.
  3. Помочь понять содержание произведения в целом и содержание отдельных его слов, фраз.
  4. Научить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
  5. Научить выразительно, с естественными интонациями читать стихотворения.

Как по разному люди читают стихи! Одни — монотонно, вяло. Другие — выделяя особенности стихотворного размера. Третьи — громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

Можно ли научить ребенка читать стихи выразительно? Да, можно. Понятие «выразительность речи», по мнению педагогов, психологов, имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация и ее компоненты) и невербальные (мимика, жесты, движения, позы) средства речевой выразительности, которые находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Вот несколько этапов, которые помогут ребенку читать стихи с выражением.

  1. Выбрать отрывок для выразительного чтения.

1) Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию.

2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет — одно-два четверостишия, 5-7лет — до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.

3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.

4) Стих должен соответствовать характеру малыша. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно. Озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стишки Даниила Хармса, а мечтателю — более спокойные, плавные по звучанию стихи Саши Черного и Валентина Берестова.

5) Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий.

Важны хорошие стихи современных поэтов.

Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

  1. Прочитать стихотворение выразительно самим взрослым.

Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделяя главное слово. А затем прочитать стихотворение самим медленно и с выражением. Можно представить, что вы выступаете со сцены, а ребёнок — ваш главный зритель и критик. Ребенок должен видеть и понимать, что значит читать с выражением. Поэтому нужно читать максимально эмоционально, правильно расставляя логические ударения, делать, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма стихотворения.

  1. Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте .

При необходимости нужно разобрать каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов.

  1. Определить настроение стихотворения.

Определите вместе с ребёнком, как, с каким настроением нужно читать текст, с грустным или весёлым.

Можно потренироваться, вместе с ребёнком читать первую строчку, с разным настроением: радостным, грустным, удивленным, недоверчивым.

  1. Расставить логическое ударение.

Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.

— после прочтения этого слова сделать короткую паузу (чуть-чуть помолчать) Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Нужно потренироваться, вместе с ребёнком, читать строчку, выделяя голосом главные слова. Читать с ребёнком лучше по очереди, (взрослый читает для того, чтобы дать образец чтения) до тех пор, пока у Вашего ученика не получится выделять голосом главные слова.

  1. Выбрать нужный темп чтения.

Важно, выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы при чтении. Как правило, темп чтения зависит от содержания (о чём текст, настроения (грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем радостные, от типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение). Нужно тренироваться читать одно и то же предложение в трёх разных темпах (быстром, среднем, медленном). Если ребёнку трудно менять темп, можно дать образец чтения или читать вместе с ним.

  1. Учить соблюдать паузы.

Важно научится расставлять короткие и длинные паузы.

Нужно объяснить ребёнку, что пауза — это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду). Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные (молчим 3 секунды). Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки

  1. Чтение стихотворения вслух.

Чтение можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.

Выучили и забыли? После того как стихотворение выучено нужно постараться сохранить интерес ребенка к нему. Выученное стихотворение можно дарить бабушке и дедушке на дни рождения, использовать в домашних концертах. Можно рассказывать выученный стишок от лица своих любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль, скажем Чебурашки или Буратино, и расскажите сами или вместе с малышом разученный стишок.

Работа по обучению детей выразительному чтению проводится:

  1. Во время образовательных предложений для целой группы детей дошкольного возраста.
  2. В совместной деятельности в процессе ознакомления с художественной литературой.
  3. В музыкальных праздниках и развлечениях.
  4. В конкурсах художественного слова.
  5. В индивидуальной работе с детьми (в режимных моментах в течение дня утром и вечером).

Взаимодействие с родителями.

  1. Советы, консультации, индивидуальные беседы по обучению детей выразительному чтению.
  2. Семинары - практикумы, родительские собрания.
  3. Видеопоказ победителей конкурсов художественного слова.