День III. Практические советы по определению и формированию личного пространства. Формирование психологического пространства личности Материалы: сказка К. Ступницкой «Маленькая волна»

Методика представляет собой личностный опросник, разработанный на основе диагностических критериев пограничного расстройства личности согласно DSM-III-R и DSM-IV в 2012 году коллективом авторов (Т. Ю. Ласовская, С. В. Яичников, Ю. В. Сарычева, Ц. П. Короленко).

Согласно диагностическим критериям DSM, диагностика пограничного личностного расстройства осуществляется по следующим критериям:

  1. Паттерн нестабильных и интенсивных межличностных отношений , характеризующийся полярными оценками либо в положительную, либо в отрицательную сторону. Подразумевается, что лица с пограничным личностным расстройством не способны видеть истинные причины поведения других (например, заботы или помощи) и поведение оценивается как абсолютно положительное в том случае, если доставляет удовольствие, либо как абсолютно отрицательное, если этого не происходит. Эта характеристика важна в диагностике пограничного личностного расстройства, так как отражает психологический механизм расщепления, эффективно смягчающий сильные чувства, например, гнев.
  2. Импульсивность хотя бы в двух областях, которые являются потенциально самоповреждающими, например трата денег, секс, химические зависимости, рискованное вождение машины, переедание (не включается суицидальное и самоповреждающее поведение). Импульсивность как черта характерна для антисоциального личностного расстройства, а также для состояний мании (гипомании). Однако только при пограничном личностном расстройстве импульсивность имеет оттенок прямого или косвенного самоповреждения (направленность на себя), например в виде химических аддикций или булимии. Критерий импульсивности объясняет описанные в ранних работах трудности при проведении психотерапии лицам с пограничным расстройством личности – частые конфликты, прерывание терапии в самом ее начале.
  3. Эмоциональная нестабильность : выраженные отклонения от изолинии со стороны настроения в сторону снижения, раздражительности, тревоги, обычно продолжающиеся от нескольких часов до нескольких дней. Нестойкость аффекта и склонность к депрессии при пограничном расстройстве напоминают таковые у лиц с проблемами регуляции эмоций – депрессией и биполярным расстройством 2 типа. Поэтому следует уточнить значение этого критерия, а именно: речь идет о повышенной эмоциональной реактивности, где колебания настроения имеют место, но они возникают чаще, протекают мягче и менее длительно, чем при депрессии и биполярном расстройстве.
  4. Неадекватный, сильный гнев или плохой контроль над гневом (например, частая вспыльчивость постоянная злоба, нападение на других). Кернберг считал гнев характерным признаком пограничного расстройства личности и отмечал, что реакция гнева связана с ситуацией чрезмерной фрустрации. Гнев является как результатом генетической предрасположенности, так и влияния среды и может приводить в будущем к актам самоповреждения. Признаки самоповреждения как результат реализации гнева, казалось бы, легко выявляемы, например, порезы, однако не всегда их удается установить в ходе беседы с пациентом. Многие пациенты испытывают гнев большую часть времени, но крайне редко реализуют его в действиях (гнев скрывается). Иногда гнев становится очевиден только после разрушающих действий пациента. В некоторых случаях указания на гнев и его проявления фигурируют в анамнезе или выявляются при активном расспросе на эту тему. Гнев легко провоцируется при целенаправленном конфронтационном собеседовании.
  5. Повторное суицидальное поведение , деструктивное поведение и другие виды самоповреждающего поведения. Повторные суицидальные попытки и самоповреждающее поведение – надежный маркер пограничного расстройства личности.
  6. Нарушение идентификации , проявляющееся по крайней мере в двух областях – самооценке, образе самого себя, сексуальной ориентации, постановке целей, выборе карьеры, типе предпочитаемых друзей, ценностях. Этот критерий описывался О. Кернбергом при описании конструкта пограничной личностной организации. С DSM-III критерий подвергался модификации, с целью разграничить ситуации, когда нестойкость идентификации является проявлением нормы, например в подростковом возрасте. Этот критерий в большей степени, чем все остальные, связан с самостью и поэтому специфичен для пограничного личностного расстройства. Это может иметь значение при патологии, когда нарушено восприятие телесного имиджа – дисморфофобических расстройствах и нервной анорексии.
  7. Хроническое чувство пустоты (или скуки). Ранние аналитики (Абрахам и Фрейд) описывали оральную фазу развития, отмечая, что неуспешное ее прохождение приводит во взрослом состоянии к симптомам депрессии, зависимости и пустоте в межличностных взаимоотношениях. Эта концепция была развита и дополнена теорией объектных отношений М. Клайн, которая показала, что вследствие плохих ранних отношений личность становится неспособной к интернализации позитивных эмоций при межличностном общении (то есть неспособность интернализировать чувства в самого/саму себя) и неспособной к самоуспокоению. Чувство пустоты при пограничном расстройстве личности имеет соматические проявления, локализуясь в животе или грудной клетке. Этот признак следует отличать от страха или тревоги. Пустота или скука, принимающие форму интенсивной душевной боли, как субъективный опыт пациента крайне важны для постановки диагноза пограничного личностного расстройства.
  8. Реальный или воображаемый страх покидания . Мастерсон рассматривает страх покидания как важный диагностический признак пограничного конструкта. Однако этот критерий нуждается в некотором уточнении, так как необходимо дифференцировать его от более патологической тревоги сепарации. Гундерсон предложил изменить формулировку данного критерия, а именно трансформировать в «отсутствие толерантности к одиночеству ». Считается, что в формировании симптома имеет значение воздействие в раннем периоде – от 16 до 24 месяцев жизни
  9. Приходящие, связанные со стрессом параноидные идеи и диссоциативные симптомы .

Краткая версия содержит 20 вопросов и является удобным и валидным инструментом скрининга, повседневной диагностики и верификации диагноза в психиатрической, общеклинической и немедицинской практике.

У любого государства есть границы. Человек, метафорически, такое же государство, имеющее свои границы и свои внутренние законы, а также имеющее защиту от посягателей. Вспомните знаменитое высказывание Перлза:
Я делаю свое дело, а ты делаешь свое.Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.А ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты – это ты, а я – это я.
И если нам случится найти друг друга - это прекрасно.
Если – нет, этому нельзя помочь.
Тут о выстроенных личностных границах.Как понять, что Ваши личные границы взломаны? А это Вы почувствуете по дискомфорту, Вы будете испытывать недовольство или даже возмущение и Вам Ваши чувства подскажут, что внедрился «неприятель». Например, такие маркеры могут говорить о взломе:
-К Вам приехали гости, просто знакомые, не родственники. Они останавливаются у вас дома без предварительного уведомления или приглашения.
-Члены семьи (родители, супруг или супруга, дети) имеют привычку читать вашу корреспонденцию, залезать в ваши карманы или сумочку, просматривать телефон.
- Соседи следят за тем, когда и куда вы уходите, когда приходите, что покупаете в магазине.

Нижеследующий тест поможет вам понять, насколько четко выстроены границы вашей личности.

Ваши личностные границы (тест)

Отвечая на вопрос, ставьте себе 5 баллов при ответе «никогда», 4 – «редко», 3 – «иногда», 2 – «часто» и 1 – «всегда».

Итак, начали:

1. Мне сложно определить, чего я хочу.

2. В каждой неприятной для меня ситуации я стараюсь находить плюсы, вместо того, чтобы просто переживать.

3. Я довольно часто меняю свои взгляды и планы, поскольку стараюсь угодить окружающим.

4. У меня есть ощущение, что чем больше я делаю для других, тем меньше получаю от этого удовлетворения.

5. Я считаюсь с мнением других людей больше, чем со своим собственным.

6. Мне все время кажется, что должно произойти что-то хорошее.

7. Я думаю, что не имею права что-то утаивать от других..

8. Я наблюдаю за поведением окружающих и размышляю об этом.

9. Я поддерживаю отношения с людьми, общаться с которыми мне неприятно.

10. Если меня задевает поведение другого человека, мне кажется, что я сам являюсь тому причиной и приношу извинения.

11. Я с легкостью поддаюсь на лесть.

12. Я полагаюсь на людей, которые заботятся обо мне.

13. Я не могу отказать и выполняю просьбу, даже если мне это доставляет дискомфорт.

14. Мне очень сложно поставить на место человека, который оскорбляет меня или кого-то из моих близких.

15. Ко мне часто относятся пренебрежительно, меня обижают.

16. Мне знакомо чувство гнева.

17. Я оказываю помощь другим только потому, что считаю, что всегда нужно помогать.

18. Я испытываю страх и не понимаю, что мне нужно делать.

19. Мне кажется, что я не в моих силах что-то изменить в своей жизни.

20. У меня ощущение, что я живу чужой жизнью.

Если вы набрали не более 40 баллов, то вам срочно нужно заняться выстраиванием ваших личностных границ.

Оказывается, есть люди со стертыми личностными границами. Это очень зависимые от других люди. Принято считать, что у преступников тоже стерты личные границы. Эти люди испытывают страшный дискомфорт и не понимают, почему. Потому что они пытаются завоевывать чужие личностные государства либо кто-то завоевал их собственное личностное государство, превратив их в своего раба.
А почему у преступников стерты границы и что является первопричиной - стертые с детства границы и последующие преступления или вначале были преступления, которые и стерли границы?
Что первично?
А Вы знаете ответ на этот вопрос?

Сейчас, практически с кем ни разговариваю по работе коучем, у всех одна и та же беда. Беда с личными границами, которые находятся в очень плачевном состоянии. По понятным причинам без этих самых различимых и нормально функционирующих границ люди испытывают значительные проблемы в повседневной жизни, отношения и в любых карьерных делах. Писали в ЖЖ про границы очень много и очень хорошо, так что если местами будут встречаться баяны, звиняйте.

Не буду говорить про границы физические слишком подробно, потому, что это то что проще всего для понимания. Наш организм ограничивает нас от окружающей среды кожей и слизистыми оболочками. Соответственно, нарушение физической границы это проникновение внутрь нашего тела.

Что такое границы личности? Это то, что отделяет нас от окружающих. Где она эта черта проведена? В нашем понимании и ощущении нас самих, как отдельных личностей. По сути граница – это наше понимание, где наше, а где не наше.

Конечно, можно на наши границы личности смотреть по-разному. Можно глобально – «это я – это не я». Можно в личности выделить разные аспекты. Например, я – в отншениях, я-религиозное, я- сексуальное, и я творческое …. Я-какое хотите. Поэтому и границы могут называться соответственно вашим разнообразным Я.

Вот к примеру, ваше эмоциональные границы – это набор чувств и реакций; ваше религиозные (спиритуальные) границы -это набор знаний, ощущений, убеждений, ожиданий и переживаний, которые относятся к религиозному или спиритуальному опыту. Сексуальные – набор того, что мы считаем в сексе нормальным и приемлемым.

Границы нашей личности начинают формироваться в младенчестве. Сначала ребенок не ощущает себя отдельным от матери, но постепенно все больше и больше осознает себя как самостоятельное существо. Конечно, отдельные аспекты нашей личности формируются в разное время и, если ребенок попадает в определенном возрасте в неблагоприятную ситуацию, у него могут быть нарушено формирование отдельных видов границ. Если же ребенок формирует свою личность в дисфункциональной семье, то формирование границ личности может нарушаться глобально.

Когда границы нормальные и здоровые, то человек себя в мире чувствует комфортно. Он легко общается, вступает в отношения, разрывает их, переезжает с места на место, находит новую работу… и еще тысячи всяких маленьких комфортных действий в жизни. Здоровые границы гибкие. Человек легко определяет уровень, на котором ему удобно и приятно общаться и хочет ли он этого общения. Он может сблизиться с Вами, а потом отдалиться, если почувствует, что в отношениях что-то не так.

Нина Браун выделила несколько типов личных границ
– мягкие – тут же сливаются с другими людьми
– губчатые – впитывают чужое – люди не уверены в себе
-жесткие – одинаково во всех ситуациях человек остается в своих границах. Нарушители получают жесткий отпор. С одной стороны это не плохо, но не умение лавировать в ситуации может принести проблемы в личную жизнь
– гибкие – те что могут меняться в зависимости от ситуации.

Люди могут взламывать границы других, проецируя свою личность на оппонента.
– обвиняют человека в своих проблемах (ты испортил мне жизнь)
– контролируют поведение (ты больше не должна поступать так)
– дают непрошенные советы о том каким следует быть (если бы я была на твоем месте… надо было уже давно сделать)
– дают установки, какие события как расценивать (это дьвольщина)
– дают оценки вашей внешности и личности (ты толстая лентяйка)
В поведении люди могут брать ваши вещи, садиться на ваше место, пользоваться вашими деньгами, не отдавать долга, манипулировать вами и многое многое другое. Как бы там не происходило, человек в чьи границы вторглись может испытывать замешательство, страх, гнев, фрустрацию, пытаться избежать дальнейшего общения.

Если же границы слабые в личность вторгаются довольно регулярно, человек такой испытывает довольно сильный стресс, он не может адекватно защититься от атак. Если в норме мы чувствует себя в своих границах свою личность именно своей, дружественной, то люди со слабыми границами ощущают себя глупыми, неудачниками которые сами себе все портят и во всем сами виноваты. Иногда у людей со слабыми границами развивается апатическая депрессия. Личность чувствует себя практически парализованной постоянными вторжениями и не может их остановить.

Чем слабее у человека границы, тем чаще он нападает на границы других. Не по злобе, а по тому, что он не осознает, что выходит из зоны своей компетенции. Самые настойчивые атакующие – нарциссы. У них границы практически не сформированы, и со многими близкими они ощущают себя одним целым (как в примере нарциссической матери)

Какие признаки нарушения\ слабости границ могут быть? Такие люди:

  1. С трудом в своей личности определяют то, что принадлежит им, а что другим. Они часто делают что-то потому, что « так делают нормальные люди/все женщины/настоящие мужики/ думающие и ответственные работники». Хотя сами в этой деятельности могут быть не только не заинтересованы, но и не любить ее в принципе.
  2. С трудом говорят другим нет.
  3. Полагают, что их счастье и другие чувства зависит от других
  4. Продолжают отношения с людьми, которые обращаются с ними плохо или которых они не любят
  5. Доверяют другим потому, что другие лучше знают и мнение других важнее.
  6. Занимаются делами и проблемами других, а не своими. Время на других уходит больше, чем на себя.
  7. Им трудно просить о чем-то в чем они нуждаются
  8. Не могут дать отпор другим людям, которые могут пользоваться их вещами или деньгами
  9. Застенчивы
  10. Подчиняются желанию друзей
  11. Опасаются показать свое истинное я, стараются быть такими, какими их хотят видеть
  12. Им трудно высказать свое мнение или открыть свои мысли.
  13. Чувствительны к критике
  14. Не могут хранить секреты
  15. Чувствуют себя опустошенными, завидуют другим
  16. Вкладывают в отношения больше, чем получают от них
  17. Чувствуют себя ответственными за чувства других
  18. Часто испытывают гнев.
  19. Им трудно быть с самим собой наедине.
Как мы можем проявить свои границы перед другими:
  1. При помощи речи (языка) выразить то что мы хотим, во что верим и т.п.
  2. При помощи правды о себе (ложь обозначает ваши границы не в том месте, где они находятся на самом деле)
  3. При помощи последовательности (сказал – сделал)
  4. При помощи установления эмоциональной дистанции (если человек нарушает ваши границы, то отстраниться от близкого общения с ним и вовлеченности в его дела)
  5. При помощи установления временных рамок общения (вы решаете сколько и когда с кем общаться)
Несколько законов описывающих, как границы работают:
  1. Закон «Что посеешь, то и пожнешь». Вы оставляете за собой право не общаться или ограничить общение с тем, кто плохо к вам относится
  2. Закон ответственности. Все что происходит внутри ваших границ, ваши чувства, мысли, желания, стремления… находятся под вашей личной ответсвенностью. Больше за это никто не несет никакой ответственности
  3. Закон силы – находить силы признавать проблемы в своих границах и исправлять их по мере обнаружения.
  4. Закон уважения – не проникновение в чужие границы. Если Вы откажетесь вламываться к другим, и люди будут вламываться к вам реже
  5. Закон ложной мотивации - нужно осознавать, что психика может находить ложные причины не строить границ. Если я буду говорить людям нет, то они не будут со мной общаться. Будут обо мне плохо думать.
  6. Закон проактивности – людей с только что установленными границами обычно прорывает. Они начинают высказывать свое мнение, могут вести себя агрессивно, напористо. Этот период отступает после того как границы окрепнут и человек почувствует внутри них себя в безопасности.
  7. Закон зависти – когда человек смотрит на других как им все удалось и как у них все хорошо, он слишком далеко ставит свои границы, стремясь к недостижимому. В итоге его личность не в состоянии заполнить все пространство и человек чувствует внутри себя черную дыру в которую улетают все чувства и энергия.
  8. Закон активности – для того, чтобы поддерживать здоровые границы и развивать их необходима некоторая социальная активность и работа над с собой. Брошенные без внимания границы опять начинают хиреть и проламываться другими.
  9. Закон демонстрации – демонстрируя другим свои границы вы показываете окружающим себя и снижаете возможность случайных набегов на свою территорию по неосторожности.

Есть множество классификаций характера человека - по темпераменту, отношению к окружающим, восприятию жизни. Ещё одну предложил недавно американский психолог Эрнст Хартман . Он оформил в научных терминах то, что на бытовом уровне и так было известно: есть люди «толстокожие» и «тонкокожие». Хартман вводит понятие «границ психики», отделяющих человека от внешнего мира, которые могут быть хрупкими или прочными. По его мнению, ежедневно общаясь с разными людьми, мы постоянно передвигаем свои личностные границы, держа партнера на расстоянии или позволяя подойти близко. Таким образом мы охраняем свое «я» от окружающего мира.

Составив специальный вопрос-тест на прочность психологических границ, Хартман испробовал его на двух тысячах человек. И пришёл к интересным выводам.

  • Люди очень сильно различаются по толщине своих защитных барьеров. У одних они очень проницаемы, до других все доходит как через толстую стену.
  • Толщина защитного барьера относится даже к остроте восприятия сигналов от органов чувств. Например, «тонкокожие» чаще страдают от громких звуков и яркого света.
  • Психика женщин, как правило, менее защищена, чем психика мужчин.
  • Люди с тонкими барьерами более мнительны, и у них чаще бывают интересные, яркие, запоминающиеся сны.
  • Люди с более плотными границами психики легче вступают в брак, но получают меньше наслаждений от его плотских радостей.
  • У всех нас «кожа» с возрастом утолщается.
  • Люди с тонкими границами психики бывают творческими личностями. Они склонны менять свои взгляды под влиянием опыта. У них часто и без явных причин меняется настроение. Это необязательно психически неустойчивые личности, и они не более других подвержены психическим болезням. Но иметь очень тонкие барьеры может быть опасно.
  • С другой стороны, человек со слишком толстыми границами психики часто испытывают затруднения в контактах с окружающими.
  • Различия по этому признаку проявляются в 3-4 года. Но многое зависит от жизненного опыта и умения защищаться от внешнего мира.

ТЕСТ

Оцените верность каждого утверждения по отношению к себе по следующей шкале:
A - совершенно неверно;
B - скорее неверно, чем верно;
C - иногда;
D - скорее верно, чем неверно;
E - это полностью относится ко мне.

1. Мои чувства незаметно перетекают одно в другое.
2. Мне очень легко вспомнить свои детские чувства.
3. Меня легко обидеть или задеть.
4. Много времени у меня уходит на мечты и фантазии.
5. В художественной литературе театре и кино я предпочитаю четкие сюжеты, имеющие определенное начало, середину и конец.
6. Хорошей организацией можно назвать только такую, в которой все четко представляют себе свои обязанности и ясно, кто за что отвечает.
7. Всему есть свое место, и все должно быть расставлено по своим местам.
8. Излишняя близость с другими людьми иногда меня пугает.
9. Хорошие родители - всегда немножко дети.
10. Я легко могу представить себя каким-нибудь животным.
11. Когда что-нибудь случается с близким мне человеком, я чувствую себя так, словно это случилось со мной.
12. Берясь за какую-то работу, я не люблю связывать себя планом действий, а во многом следую интуиции.
13. Персонажи моих снов часто переходят один в другой, оказываются другими людьми.
14. Часто мне кажется, что на меня влияют посторонние, таинственные силы.
15. Невозможно провести четкие границы между нормальными людьми, невротиками и просто сумасшедшими.
16. Я -человек приземленный, практичный, реалистичный.
17. По характеру я мог бы быть поэтом, художником, артистом.
18. Иногда я слышу, что кто-то зовет меня по имени, но оглянувшись не нахожу никого.

А теперь подсчитываем результаты теста.

В ответах на вопросы №№ 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18 поставьте себе:
1 балл - за ответ A,
2 балла - за ответ B,
3 балла - за ответ C,
4 балла - за ответ D,
5 баллов - за ответ E.

Ответы на вопросы №№ 5, 6, 7 и 16 оцениваем по обратной схеме:
5 баллов - за ответы A,
4 балла - за ответы B,
3 балла - за ответы C,
4 балла - за ответы D
5 баллов - за ответы E.

Результаты:
- средний человек со средними «границами» набирает обычно 35 очков;
- 50 и более очков - ваши барьеры слишком тонки;
- 20 и менее - слишком толсты.

Более подробно о границах безопасного личного пространства вы можете узнать у психолога - для каждого человека оно всё-таки индивидуально.

/Иллюстрация с сайта pravnet.com/