Все определения по теме человек и общество. Чего ждет от человека общество. Человек как философская проблема


Термины по обществознанию

Блок «Человек и общество»


  1. Человек - это биосоциальное существо, обладающее сознательной речью, нравственными качествами и способностью изготовления орудий труда.

  2. Индивид - представитель человеческого рода , от рождения наделенный особыми отличительными от других людей качествами.

  3. Индивидуальность - специфические черты, выделяющие человека из совокупности себе подобных (внешние и внутренние).

  4. Личность - это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни

  5. Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей.

  6. Агенты социализации - институты, играющие в процессе социализации наиболее важную роль (семья, образование, армия, ближнее окружение)

  7. Общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть окружающего мира, представляющая собой совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.

  8. Мировоззрение - система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире.

  9. Истина - это объективное знание, которое точно выражает сущность и свойства рассматриваемого предмета.

  10. Абсолютная истина - это несомненное, раз и навсегда установленное знание, некий идеал, к которому стремится наше знание.

  11. Относительная истина - неполное, ограниченное знание.

  12. Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях

  13. Деятельность - это форма активного отношения человека к окружающему миру, предполагающая его целесообразные изменения и преобразования.

  14. Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

  15. Потребности - это нужды человека в том, что является необходимым для поддержания его организма и развития личности

  16. Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями , интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

  17. Ответственность - социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

  18. Культура - совокупность всех видов преобразующей деятельности человека, направленная как на внешнюю среду, так и на него самого.

  19. Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

  20. Образование - один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, СМИ.

  21. Религия - вера в сверхъестественное; совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность.

  22. Искусство - практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.

  23. Мораль - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

  24. Общественный прогресс - направление развития общества , для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

  25. Глобализация - процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

  26. Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе

  27. Социальное познание - процесс приобретения т развития знаний о человеке и обществе.

  28. Духовная культура - совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и другие.
Блок «Экономика»:

  1. Факторы производства - ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.

  2. Факторный доход - доход, получаемый с факторов производства (заработная плата, рента, прибыль, процент).

  3. Спрос - желание и возможность потребителей приобретать продукцию при каждом возможном уровне цены.

  4. Предложение - желание и возможность продавцов реализовывать продукцию при каждом возможном уровне цены.

  5. Экономическая система - установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

  6. Затраты (издержки) - это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени.

  7. Ценные бумаги - это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.

  8. Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда.

  9. Инфляция - долговременная устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен.

  10. Экономический рост - долговременное увеличение реального объема внутреннего валового продукта (ВВП) как в абсолютных значениях, так в расчете на каждого жителя страны.

  11. ВВП - годовая рыночная стоимость конечных товаров и услуг, производимых экономикой по территориальному признаку.

  12. Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц государству.

  13. Государственный бюджет - это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

  14. Экономический цикл - периодические колебания уровней занятости, производства и инфляции.

  15. Рынок труда - это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг).

  16. Равновесная цена - цена, объем спроса при которой равен объему предложения

  17. Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.
Блок «Социальные отношения»:

  1. Социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке слоев (страт), представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

  2. Социальная мобильность - перемещение групп и индивидов в социальной структуре общества, изменение их статусов.

  3. Социальный лифт - механизм пути, через который можно изменить свое социальное положение.

  4. Социальные группы - совокупности людей (2 и более), которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия.

  5. Этнические общности - исторически сложившиеся на определенной территории устойчивые группы людей, обладающие общими чертами культуры, языка, самосознанием, исторической памятью, а также осознанием своих интересов, своего единства, отличия от других подобных образований.

  6. Социальный конфликт - столкновение интересов личностей и групп.

  7. Социальные нормы - установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми.

  8. Социальный контроль - система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие и упорядочивает взаимодействие между индивидами.

  9. Санкции - средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

  10. Семья - социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях.

  11. Отклоняющееся поведение - поведение, отклоняющееся от норм или набора норм, принятых значительной частью общества.

  12. Социальная роль - модель поведения, соответствующая статусу, который занимает человек.

  13. Социальный статус - положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, социальным положением, профессией, и предполагающее определенные права и обязанности.

  14. Социальный институт - исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах морали , права система общественных отношений.
Блок «Политика»

  1. Власть - способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя к сотрудничеству или нет.

  2. Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом в рамках определенной территории и обладающая суверенитетом.

  3. Политическая система - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействия политических субъектов и отношений между ними, связанных с осуществлением политической власти.

  4. Политический режим - совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением.

  5. Форма государства - совокупность характеристик, определяющих способ организации и устройства государства.

  6. Демократия - способ политической организации общества, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, принятии политических решений большинством при уважении интересов меньшинства.

  7. Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

  8. Правовое государство - это демократическое государство, в котором реализуется принцип верховенства права, права’ и свободы человека и гражданина, и существует взаимная ответственность государства и граждан.

  9. Политическая элита - относительно немногочисленная социальная группа, сосредоточившая в своих руках значительный объем государственной власти.

  10. Политическая партия - организация, члены которой объединены общими целями, идеалами и стремятся к получению и реализации власти.

  11. Общественно-политическое движение - организация, которая создается на основе общности интересов для осуществления общих целей путем воздействия на государственную власть

  12. Политический лидер - ведущее лицо политического процесса, оказывающее постоянное и решающее воздействие на политические преобразования в стране.

  13. Избирательная система - порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования.

  14. Политический процесс - совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей.

  15. Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений , выбор представителей в институты власти.

  16. Политическая культура - это совокупность норм и ценностей, которые разделяются большинством граждан и находят выражение в их политической деятельности, в оценке политических событий и в отношении к политике и ее компонентам.

  17. Политическая идеология - это сформированная система ценностей, ориентированная на выражение политических интересов, основание для формирования целей политических действий.

  18. Абсентеизм - форма аполитичности, проявляющаяся в уклонение избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.
Блок «Право»:

  1. Право - совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой.

  2. Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

  3. Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.

  4. Дееспособность (гражданская) - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (с 18 лет полная)

  5. Отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений

  6. Институт права - группа правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений. Пример: институт охраны труда в трудовом праве

  7. Гражданское право - отрасль частного права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения.

  8. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности - совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников , учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрактами.

  9. Имущественные права - права, возникающие по поводу обладания каким-либо имуществом или по поводу его передачи одним лицом другому.

  10. Неимущественные права (личные права) - особая категория гражданских прав, которые с рождения принадлежат гражданину и неотъемлемы от него.

  11. Трудовое право - самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения в сфере труда.

  12. Трудовой договор - соглашение между работником и работодателем, в котором описаны взаимные права и обязанности сторон.

  13. Семейное право - отрасль права, регулирующая личные и производные имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.

  14. Брачный договор - соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

  15. Брак - юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.

  16. Международное гуманитарное право - совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

  17. Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства

  18. Экологическое право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

  19. Гражданство - устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

  20. Уголовное право - отрасль публичного права, регулирующая отношения, которые возникают в связи с совершением преступления

  21. Уголовный процесс - досудебное и судебное производство по уголовному делу.

  22. Мера пресечения - особая группа мер процессуального принуждения, представляющая собой способы и средства ограничения личной свободы обвиняемого , а в исключительных случаях - подозреваемого.

  23. Правоотношения - это отношения между людьми, урегулированные нормами права.

  24. Правонарушение - общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность.

  25. Нормативно-правовой акт - это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.

  26. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами вместо военной службы.

  27. Правоохранительные органы - это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми материальными ресурсами.

Обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Феодальное о. Капиталистическое о. 2. Круг людей, объединенных общностью положения , происхождения, интересов. Дворянское о. Образованное о. Крестьянское о. (крестьянская община ; устар.). 3. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-н. цели. О. любителей книги. Всероссийское о. охраны природы. Спортивные общества. 4. Та или иная среда людей, компания. Попасть в дурное о. Душа общества. 5. В дворянской среде: узкий круг избранных людей. Принят в обществе. Бывать в обществе. 6. кого-чего. Совместное пребывание с кем-н. Чуждаться чьего-н. общества. В обществе старых друзей. || прил. общественный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.}. О. строй. Общественные отношения. Общественные науки (науки об обществе, гуманитарные). Общественная жизнь. Общественное мнение.

Значение слова «Общество» в словаре Ефремовой

Ударение: о́бщество ср.

Значение слова «Общество» в словаре Фасмера Макса

о́бщество
народн. о́бчество, кашинск. (См.), укр. обчество́, ст.-слав. обьштьство κοινότης (Супр.) Заимств. из цслав., образовано от о́бщий, как греч . κοινωνία "сообщество" – от κοινός "общий". Согласно Шахматову (Лит. яз. 76), сюда же относится о́птом.

Значение слова «Общество» в словаре Д.Н. Ушакова

О́БЩЕСТВО, общества, обществ (общества, обществ ·неправ. ), ср.
1. Совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества. «...Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов...» Ленин. - «...социализм есть то общество, которое вырастает из капитализма непосредственно, есть первый вид нового общества. Коммунизм же есть более высокий вид общества, и он может развиваться лишь тогда , когда вполне упрочится социализм.» Ленин (1919 ·г. ). - Мы создали социалистическое общество, в котором нет места эксплуататорам, нет места эксплуатации. «Создано общество нового, высшего типа.» Молотов . Коммунистическое общество. Буржуазное общество. Феодальное общество. Человеческое общество. Наука об обществе.
| Совокупность людей, объединенных определенными производственными отношениями. «Наше общество состоит исключительно из свободных тружеников города и деревни - рабочих, крестьян, интеллигенции.» Сталин . «...Личные способности и личный труд каждого гражданина определяют его положение в обществе.» Сталин .
2. Круг образованных, передовых людей страны; интеллигенция (·дорев. ). «Умея отдавать справедливость чужому, русское общество уже умеет ценить и свое, равно чуждаясь как хвастливости, так и уничижения.» Белинский . «Его значение в истории русского общества и русской мысли огромно.» М.Горький (о Герцене).
3. Сословное объединение (·дорев. ). «Каждой деревне, в каждом обществе есть много батраков, много обнищавших крестьян, и есть богатеи, которые сами держат батраков и покупают себе землю "на-вечно".» Ленин. «Живи он в деревне, его бы общество в Сибирь сослало.» М.Горький. Мещанское общество. *****
В дурном обществе.» Короленко. В обществе симпатичных людей. Для него здесь нет общества.
| кого-чего. Совместное пребывание с кем-нибудь, присутствие кого-нибудь. «Он избегал общества своей братьи литераторов и предпочитал им светских людей, даже самых пустых.» Пушкин. Не выносить чьего-нибудь общества. Ему не хватает общества старых друзей.
В обществе - среди людей, на людях. Бывать в обществе. «Привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами.» Пушкин.

Значение слова «Общество» в словаре Синонимов

община, сообщество, артель, ассоциация, банда, беседа, братство, братия, ватага, группа, землячество, каста, клика, коалиция, конгломерат, корпорация, предприятие, кружок, кучка, лагерь, лига, мир, партия, плеяда, секта, совет, собрание, союз, круг, сфера, товарищество, компания, федерация, цех, шайка, команда , школа , толк , ложа , орден , полк , лагерь, дуумвират , триумвират, дуэт, трио, квартет, квинтет, сословие, стадо; толпа; общественность, организация, объединение, круги, сферы, окружение, среда, слои, блок; публика, группировка, человечество, люди, свет, сыны земли, сыны адама, род людской, социум, потомки адама, орфеон, ширкет, сонмище, род человеческий, антураж, набор

Значение слова «Общество» в словаре Энциклопедии

в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (напр., общество, противопоставленное государству, у Гегеля).

  • Может ли человек жить вне общества?
  • Является ли общество простой суммой живущих людей?
  • Зависит ли судьба человека от судьбы общества?
  • Может ли человек повлиять на жизнь общества?

Что такое общество? Из первой темы этого курса мы узнали, что возникновение человека и возникновение общества - это единый процесс. Нет человека - нет общества. Нет общества - нет и человека. Можно возразить: Робинзон Крузо, попав на необитаемый остров, оказался вне общества, но был человеком.

Однако те, кто думает таким образом, забывают: Робинзон смог выжить только потому, что обладал знаниями, опытом различных видов деятельности, кроме того, он нашел некоторые предметы с погибшего корабля. И знания, и трудовые умения, и предметы - все это продукты общества. Вспомним, что ни один ребенок, выросший среди животных, так и не стал человеком. У него не было знаний, трудовых навыков, он не умел пользоваться предметами, созданными в человеческом обществе.

Что же мы называем обществом?

В повседневной жизни обществом иногда называют группу людей, которые входят в чей-то круг общения; обществами называют также некоторые добровольные объединения людей для какой-то деятельности (общество книголюбов, общество Красного Креста и т. д.).

В науке обществом называют часть мира. В него входят не только все ныне живущие люди. Общество понимается как непрерывно развивающееся. Значит, оно имеет не только настоящее, но и прошлое, и будущее. Поколения людей, которые жили в далеком и совсем недавнем прошлом, не ушли бесследно. Ими созданы города и села, техника, различные учреждения. От них живущие сейчас люди получили язык, науку, искусство, практические умения. Если бы было не так, то каждое поколение вынуждено было бы начинать с изобретения каменного топора.

Итак, общество - это все человечество в его истории, современности и перспективе. Объединение людей в общество не зависит от чьего-то желания. Вступление в человеческое общество происходит не по заявлению: каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества.

Ученые в древности понимали общество как совокупность отдельных людей. На деле же структура общества сложна. В него входят большие и малые группы людей. Прежде всего это первичные коллективы. Родившийся человек оказывается в семейном коллективе. Затем он входит в учебный, трудовой и другие официальные коллективы, а также неофициальные, неформальные (например, приятельские компании).

Если общество представить как целостный организм, то первичный коллектив - это клеточка организма. Существуют также и большие группы людей, которые отличаются рядом общих признаков. Вы знаете, что в древних обществах были рабы, рабовладельцы, крестьяне, ремесленники, складывались народности, а при капитализме - и нации.

Между разнообразными группами людей, первичными коллективами существуют различные связи и отношения. Каждый человек входит в ту или иную общественную группу, принадлежит к той или иной нации, является членом нескольких коллективов. И он неизбежно вступает в существующие общественные отношения. Эти отношения - характерная черта общества. В ходе развития меняются общественные отношения, меняется и облик общества. Вам известно, что общество в Древней Греции и Древнем Риме отличалось от первобытнообщинного, а капитализм отличается от феодализма. Эти изменения в обществе были связаны с возникновением новой техники и новых способов хозяйственной деятельности, с иными, чем прежде, отношениями людей в процессе производства, с переменами в отношениях различных общественных групп к государственной власти, в их сознании.

Основные сферы жизни общества . Общество можно подразделить на четыре области, или сферы. Слова «область» и «сфера» употребляются здесь не в естественно-научном или математическом смысле. Эти слова позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.

Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.

Политическая сфера жизни общества включает в себя политику, государство, право, связь между ними, отношения людей по поводу власти.

Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.

Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом.

Внутри общества на каждом этапе развития все его элементы (производство, техника, наука, язык, большие группы людей, первичные коллективы), все отношения между людьми (производственные, межгрупповые, межнациональные, семейные, бытовые, политические, духовные), все четыре сферы взаимосвязаны и составляют единое целое, т. е. конкретное общество, имеющее определенный облик.

На сохранение целостности общества и регулирование разнообразных отношений между людьми направлены социальные нормы, т. е. правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества. Эти нормы могут иметь форму дозволения, т. е. разрешения вести себя определенным образом; предписания, т. е. указания на требуемые действия; запрета, т. е. указания на действия, которых не следует совершать. Иными словами, социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет. К числу древнейших социальных норм относятся обычаи. Вы хорошо знаете обычаи празднования Рождества и Нового года. Распространены также обычаи гостеприимства, уважения к старшим и др. Этим нормам следуют огромные массы людей.

К наиболее значимым относятся моральные и правовые нормы, с которыми вам предстоит встретиться в следующей части этого учебника. Здесь же отметим, что общество через социальные нормы дает каждому человеку образцы поведения. Для каждого человека социальные нормы служат мерой его поведения, которой он руководствуется. А для общества нормы являются критерием оценки этого поведения. Нарушение любых социальных норм в обществе осуждается, а нарушение некоторых из них может повлечь за собой строгие санкции: лишение свободы и другие наказания.

Ступени развития общества . Общество прошло длительный путь, на котором наука выделяет несколько ступеней. Если рассматривать в первую очередь средства, с помощью которых люди производят необходимые им материальные блага, а также опыт, накопленный в таком производстве, то можно увидеть три ступени в развитии общества: аграрное, индустриальное и постиндустриальное общество. Для первой ступени - аграрное общество - характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа - жрецам либо церкви и армии.

Вспомните общества Древнего мира, а затем средневековые. В этих обществах появляются города, ремесла, торговля, деньги, письменность. Но семья остается основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях. В этом обществе появляется эксплуатация человека человеком.

На следующей ступени - индустриальное общество - происходят значительные перемены. Здесь определяющую роль играет промышленность. В качестве примера индустриального общества обычно рассматривают изменения, произошедшие в западных странах в результате промышленной революции XVIII в. и последующего экономического роста. Ученые указывают такие отличия индустриального общества от аграрного: преобладание не сельскохозяйственного, а промышленного производства; решающая роль в социальной жизни не мелких и крупных землевладельцев, а промышленников, бизнесменов; главной ценностью является не власть, а деньги; в центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорации. Это общество основано на развитии крупного машинного производства, для него характерны разделение труда, возрастающие объемы производимой продукции, потребления знаний. Меняется весь образ жизни общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, профессиональные навыки, образование, культура человека. Сокращается доля населения, занятая в сельском хозяйстве, растет городское население.

Считается, что современная Россия - это тоже индустриальное общество. Наиболее развитые страны мира (США, Япония и др.), по мнению многих ученых, переходят на третью ступень развития - вступают в постиндустриальное общество. Такое общество в отличие от индустриального не рассматривает природу как «склад сырья», из которого можно бесконечно брать, поддерживая расширяющуюся экономику; производство постиндустриального общества ориентировано не на объемы, а на качество продукции, на потребителя. Особое значение здесь имеет не количество затраченного труда, а его качество и, следовательно, квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве. Главным фактором производства в таком обществе специалисты считают научно-технический прогресс, информационные технологии. В постиндустриальном обществе ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское (всестороннее) образование. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров. Возрастает роль государства в контроле за технологическими и социально-экономическими изменениями.

Из курса истории вы знаете, что с изменениями общества менялась жизнь людей. И на каждом этапе истории существовали общества, которые различались своим устройством и условиями жизни людей. Так, положение гражданина в республике отличается от положения подданного в абсолютной монархии.

А в одном и том же обществе положение человека зависит от его принадлежности к той или иной социальной группе, классу, сословию (приведите примеры из истории).

Итак, задумаемся: должен ли человек приспосабливаться к общественным условиям, которые его окружают? Или люди должны преобразовывать эти условия, делая их более удобными для своей жизни?

    Основные понятия

  • Общество, основные сферы жизни общества, аграрное, индустриальное, постиндустриальное общества, социальные нормы.

    Термины

  • Общественные отношения.

Вопросы для самопроверки

  1. Каково значение научного понятия "общество"?
  2. Что представляют собой общественные отношения?
  3. Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество?
  4. Чем отличаются друг от друга социальные нормы в форме дозволения, предписания и запрета?
  5. Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы?
  6. Как изменялась жизнь людей при переходе от одной ступени развития общества к другой?

Задания

  1. Докажите, что возникновение человека и возникновение общества - процессы, неразрывно связанные друг с другом.
  2. Выскажите свое мнение в отношении утверждения: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Подумайте, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества.
  3. Английский писатель Р. Оуэн писал: «В человеке при появлении его на свет нет ни положительного зла, ни положительного добра, а только возможность и способность к тому и другому, развиваемые в нем в зависимости от среды, в которой он живет, и воспитания, которое он получает в семье и обществе».

    Объясните, почему в одном и том же обществе способности человека могут получить большее или меньшее развитие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ТЕХНИКУМ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

РЕФЕРАТ

по обществознанию

на тему: ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Выполнил студент 1 курса:

Вологдин А.В.

Проверил:

Опеканец Владимир Николаевич

Кирово-Чепецк 2014

Введение

1. Понятие общества. Сферы общественной жизни

2. Понятия «индивид» и «личность». Формирование личности

3. Социализация личности

4. Социальный статус личности, социальные роли личности

5. Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Заключение

Библиографический список

Введение

С самых давних известных нам времен жизнь человека всегда протекала в общественной среде и, следовательно, была организованной... Излюбленное мнение наших предков, будто общество, возникло на основе соглашения между разобщенными до этого людьми, исторически не подтверждается, а является домыслом... Неправильно было бы также считать, что развитие человеческого общества идет по пути превращения людей в одиноких отшельников. Уже сам рост населения сделал бы одиночество затруднительным, если бы даже оно и было желательным, чего в действительности нет. Более того, тот небольшой период времени, который имеет письменную историю, является как бы своеобразной школой цивилизации - нелегкой науки, благодаря которой люди становятся cives, гражданами, способными жить сообща с наименьшим количеством конфликтов и недоразумений. Несомненно, в силу этого появились понятия, выражаемые такими многозначащими собирательными именами существительными, как "человечество", "общество", "нация", "церковь". Они являются собирательными в том смысле, что обозначают собой целые системы с особой структурой взаимоотношений, составляющей основу их организации. Члены этих систем принадлежат к ним иногда по своему рождению или вследствие принуждения, а иногда и по личному желанию, но в любом случае их членство оказывает сильное влияние на их внутренний склад.

Хотелось бы остановиться и рассмотреть более подробно следующий вопрос: ”Что же заставляет человека стремиться к чему то новому, познавать что-то непознанное”. Является ли стремление к знанию у человека внутренним желанием, или на это его наталкивает общество? Вот как отвечает на этот вопрос американский философ Карлос Кастанеда. На самом деле, все, что есть у человека это жизнь, смерть и воля. Видя смерть, человек понимает, насколько действительно прекрасно жить, а воля заставляет человека идти вперед. Человек без воли это уже не человек, он уже не сможет достичь чего-то нового. Человек создан для знания, и жизнь его заключается в постижении чего-то нового, неизведанного.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

То, что на первый взгляд представляется "естественными" качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению.

Что такое личность? Каковы ее отличия от природной особи? Какова степень влияния общества на поведение личности? Или социальное поведение определяется внутренними структурами (мотивами, убеждениями)? Эти вопросы давно волнуют не только ученых, но и всех людей.

1. Понятие общества. Сферы общественной жизни

Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема».

Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

1)экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2)социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);

3)политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);

4)духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

2. Понятия «индивид» и «личность». Формирование личности

В момент появления на свет человек еще не обладает всей суммой человеческих качеств. Он приходит в мир как индивид, т. е. единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Это продукт длительного эволюционного развития, носитель индивидуально-своеобразных черт. Это понятие скорее биологическое, природное, чем социальное. В него не входят специфические особенности человеческого общества, в котором индивиду предстоит жить.

В то же время понятие «индивид» включает задатки психических качеств, или психические свойства личности, которые, развиваясь, и создают личность человека.

Как из индивида формируется личность? Как те задатки психических и социальных качеств, которые передаются каждому из нас на генном уровне, вызревают в свойства личности?

В литературе описано немало случаев, когда маленькие дети попадали в мир животных, лишались человеческого общения. Всем известен пример Маугли. Во всех подобных случаях закономерности развития человеческого индивида сохранялись. В 1991 г. в Таджикистане у стаи волков был отбит юноша, который несколько лет провел с этими животными. Он был хорошо физически развит, ловок, имел крепкие зубы, умел угрожающе рычать, прыгать и т. д. Но он так и не смог научиться держать в руках карандаш, писать и читать, выражать свои мысли вслух (научился говорить отдельные слова). Он не смог овладеть какой-либо профессией.

Следовательно, решающее значение в формировании личности играет окружение, а именно общество, в котором живет человек.

Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».

Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.

Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.

Личность - это представитель общества, продукт социально обусловленного

индивидуального развития, носитель социальных свойств. Личность - это индивид,

включенный в систему общественных отношений.

Индивидуальность - это характеристика уникальности, неповторимости, оригинальности. Это набор черт, присущих только данной личности.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Личность является предметом изучения целого ряда гуманитарных наук: физиологии, философии, психологии, социологии и др.

Философия рассматривает личность с точки зрения ее мировоззрения, как субъекта познания мира. Психология изучает личность в качестве более или менее устойчивой целостности психических свойств, процессов и состояний, которая и обусловливает поведение человека.

Социологический подход заключается в определении социальных свойств, социальных качеств личности, т. е. тех, которые формируются под воздействием непосредственного окружения и всего общества в целом. Именно эти качества в большей степени и определяют социальное поведение человека.

Таким образом, процесс формирования личности имеет две стороны.

Внутренняя сторона подразумевает развитие в человеке психических свойств (направленность, темперамент, характер, способности) и психических процессов (ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, воображение, воля, эмоции и чувства), появление психических образований (знания, навыки и умения). Эта сторона процесса формирования личности является предметом изучения психологии. Внешняя сторона процесса формирования личности является ответом на вопрос: «В какой мере на эти психические (и физиологические) процессы влияет общество, в котором живет человек?»

Личность как объект социальных отношений, формируясь, впитывает эти отношения, учится играть определенные ей роли, усваивает ценности и нормы общества, образцы поведения. Все это накладывает отпечаток на те физиологические и психические процессы, которые формируют личность.

Личность как субъект социальных связей имеет определенную независимость, автономность от общества, дающую возможность чувствовать себя не только частью единого социального целого, но и противопоставить себя обществу. Автономность личности связана с умением управлять собой; предполагает наличие самосознания, т. е. не просто сознания мышления и воли, а способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Существуют различные взгляды на сроки формирования личности.

С точки зрения сторонников гетерохронного подхода, темпы развития у разных личностей неодинаковы, люди достигают зрелости в разном возрасте. Но конечный результат и критерии зрелости для всех одни и те же.

Сторонники гомохронного подхода утверждают, что период формирования личности жестко ограничен хронологическим возрастом: то, что упущено в детстве, наверстать невозможно. Следовательно, индивидуальные особенности личности можно предсказать уже в позднем детстве.

Существуют и взгляды, утверждающие принцип гетерохронности, т. е. разную продолжительность формирования каждой личности, но отрицающие возможность предсказать заранее результат развития личности, так как «дремлющие», «отсроченные» качества, заложенные в генную природу человека и сформированные его социальным окружением, могут проявиться в тот или иной период в определенных социальных, возрастных и других условиях.

В человеческом обществе немало людей, частично или полностью выпадающих из-под его влияния, не получивших в процессе своего формирования его развивающих импульсов. В результате - недоразвитие соответствующих личностных качеств. Неумение логически или абстрактно мыслить, недостаток фантазии, отсутствие интереса к культуре означают, что у данной личности в детстве не было достаточного детского и взрослого окружения, что ребенок не доиграл со сверстниками, не получил требуемых ответов от взрослых.

В случае недостаточного уровня общения, недогрузки процессов памяти, мышления, воли, отсутствия эмоционально-чувственных проявлений может

наблюдаться процесс, обратный развитию, формированию, - деградация личности.

От недостатка, хронической нехватки мыслительной, логической деятельности может развиться умственная деградация.

Еще страшнее - моральная деградация - отсутствие нравственных ориентиров, отсутствие чувства сострадания.

Вот почему так опасно развитие насилия для общества. Во время войн, когда масса людей привыкают к насилию, крови и виду трупов, когда снижается порог чувствительности к страданиям, развивается моральная деградация общества. Преодолеть моральную деградацию общества очень трудно. Необходим целый комплекс мер по реабилитации людей, занимавшихся и подвергшихся насилию, улучшение социальных условий жизни, развитие образования, культуры, совершенствование системы воспитания подрастающего поколения, общая гуманизация отношений.

Формирование личности, полагает американский социолог Джордж Мид, начинается с рождения ребенка и проходит три стадии.

Стадия имитации (подражания). На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не обязательно понимая его, часто бессознательно. На этой стадии (до полутора-двух лет) они стремятся делать то и так, что и как делает его мать, отец, старшие братья и сестры. Поэтому они предпочитают пользоваться не игрушками, а реальными предметами: ложкой помешать суп в кастрюле (как мама), позвонить по телефону (как папа), отказаться есть кашу (как старшая сестра). Имитация как социальное подражание существует не только в детском возрасте, но и у взрослых.

Игровая стадия. В этот период у ребенка настолько развились абстрактные представления, что он может подменить реальные предметы игрушками. Дети начинают примерять определенные роли (папы, космонавта, военного). Поэтому эту стадию Дж. Мид назвал также стадией ролевых игр.

Стадия коллективных игр. Ребенок учится распознавать ожидания окружающих. Например, играя в футбол и получив мяч, мальчик может идти в обводку, дать пас, ударить по воротам - все действия соответствуют роли нападающего. Выбор определенного действия полностью социален: ребенок исходит из своего положения и игровой ситуации (положения партнеров, противников и т. д.). Структура сформировавшийся личности (по Дж. Миду) состоит из двух компонентов: «Я - сам» и «Я - меня». «Я - сам» - это отклик личности на других людей и общество в целом. «Я - меня» - это объект самосознания, самопонимания, рефлексия на оценки других.

Американский социолог Чальз Кули считал, что личность есть продукт социальных взаимодействий - интеракций (концепция зеркального «Я»). Представления человека о себе (а это, по понятиям Ч.Кули, и есть структура личности) формируются в процессе взаимодействия с другими людьми. Человек познает себя (самосознание. - Б. И.), представляя, что о нем думают другие, т. е. в интеракциях человек как бы отражается в представлениях о нем других людей как в зеркалах, создает свое зеркальное «Я», которое состоит из трех элементов:

Представление о том, как другие видят меня;

Представление о том, как другие оценивают меня;

Ощущение «Я» как ответ представления оценки меня.

По представлениям Зигмунда Фрейда, человек всегда находится в конфликте с обществом и его биологические побуждения противоречат социальным нормам. Именно в постоянной борьбе с природными инстинктами, с социальным контролем и формируется структура личности, которая состоит из трех составляющих:

Ид («Оно») - является источником внутренней, в основном сексуальной, энергии, рождающей стремление к удовольствию. При ее освобождении ослабляется внутреннее напряжение и возникает удовлетворение. Это бессознательный компонент личности;

Эго («Я») - сознательный цензор, контролирующий побуждения бессознательного компонента, индивидуализирующий поступки человека. Развивается по мере роста самосознания личности;

Суперэго («сверх-Я») - оценочный компонент. Его формирование заменяет оценки родителя, окружающих. По мере развития личности суперэго, входящее в его структуру, как бы заменяет общественное мнение. На самом деле это и есть тот психический компонент, который сложился в структуре личности под действием социального контроля.

Мы считаем, что структуру личности лучше всего отражают два компонента:

биофизическое «Я» и психосоциальное «Я», состоящие, в свою очередь из биологического («био-Я»), физиологического («фи-зио-Я»), психологического («психо-Я») и социального («социо-Я») компонентов (таблица 1).

Формирование личности осуществляется под воздействием социальных механизмов имитации, идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма.

Имитацией называется неосознанное или осознанное стремление копировать определенные образы поведения.

Под идентификацией социологи понимают способ усвоения индивидом ценностей и норм. Идентичность - это ощущение индивидуальности личности или принадлежности её к какой-либо группе, отличной от других групп, или обществу, отличному от других обществ. Люди часто определяют идентичность по признаку социального положения, национальности, религии или расы. Ведь окружающие сначала идентифицируют нас по внешнему виду, а уже потом по качествам характера.

Социальный контроль (стыд) - оценка поступков личности, сравнение их с окружающими стандартами.

Индивидуальный контроль (совесть) - внутренний контролер каждой личности (в отличие от стыда - внешнего, общественного контролера).

Таблица 1. Структура личности

Под конформизмом понимается податливость установок и поведения личности действию социальных сил, групповому, общественному давлению. Конформист быстро соглашается с лидером (властью), изменяет свое поведение.

Действие этих механизмов мы рассмотрели в теориях Дж. Мида, Ч. Кули и З. Фрейда, их взаимодействие порождает и развивает процесс формирования личности.

Имитация и идентификация - позитивные механизмы, ускоряющие процесс формирования. Социальный (стыд) и внутренний контроль (совесть) - негативные, сдерживающие механизмы, действующие как запреты.

Итак, мы выяснили, что в отличие от индивида как природного существа в обществе действуют личности, сформировавшиеся в результате взаимодействия природных и социальных сил.

3. Социализация личности

Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и социальных сил. Но даже сформировавшийся человек еще не в полной мере готов жить в обществе: он не имеет образования, профессии, навыков общения; он плохо представляет себе устройство общества, не ориентируется в социальных процессах.

Одновременно с процессом формирования личности идет процесс ее социализации.

Социализация - это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.

Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья. личность общество ценность социализация

Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус - это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.

Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры

Если процесс формирования идет особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации интенсифицируется тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии и т. д. - все это и есть внешние проявления процесса социализации.

Отличия социализации от формирования заключаются в следующем:

Социализация изменяет внешнее поведение, а формирование личности устанавливает базовые ценностные ориентации;

Социализация дает возможность получить определенные навыки (общения, профессии), а формирование определяет мотивацию социального поведения;

Формирование личности создает внутреннюю психологическую установку на определенный тип социальных действий; социализация, корректируя эти социальные действия, делает всю установку более гибкой.

Процесс социализации в советской социологии привязывался к трудовой деятельности, которая понималась как оплачиваемая государством работа. При таком подходе выделяются три типа социализации:

дотрудовая (детство, школа, вуз);

трудовая (работа на производстве);

послетрудовая (на пенсии).

Такая периодизация, делавшая упор на трудовую деятельность, неудовлетворительно раскрывала сущность социализации в детстве и неадекватно рассматривала положение пенсионеров.

Более простым и удобным представляется деление процесса социализации на два качественно различных периода:

первичная социализация - период от рождения до формирования зрелой личности;

вторичная социализация (ресоциализация) - перестройка уже социально зрелой личности, связанная, как правило, с овладением профессией.

Процесс социализации личности протекает на основе социальных контактов, взаимодействий личности с другими личностями, группами, организациями, институтами. В процессе этого взаимодействия срабатывают социальные механизмы имитации и идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма. На них накладывают свой отпечаток социальные, национальные, профессиональные, моральные, расовые различия людей.

Социологические исследования показывают, что родители из средних слоев общества гибко относятся к власти авторитета. Они учат своих детей осмысливать факты и отвечать за свои решения, а также поощряют способности к сопереживанию. В семьях нижних слоев общества, где родители в основном заняты физическим трудом и работают под строгим контролем, они внушают детям готовность подчиниться внешнему авторитету, власти. Здесь придают большее значение послушанию, чем развитию творческих способностей.

Национальные различия, национальные ценности и нормы также оказывают значительное влияние на социализацию личности.

Рассмотрим для сравнения американские и российские национальные ценности (табл. 2). Понятно, что, испытав одни и те же процессы социализации, но впитывая, приобщаясь к разным нормам и ценностям, американцы и россияне приобретают разные черты личности. Впрочем, следует отметить влияние реформ и общего направления развития российского общества на изменение базовых национальных ценностей и черт национального характера, которые берут свое начало еще в чертах русской общины в сторону сближения их с более рациональными характеристиками развитых постиндустриальных обществ.

Таблица 2. Американские и российские национальные ценности

Основными средствами социализации, обеспечивающими социальный контакт между личностями, личностью и группой, организацией, являются:

Ценности и нормы поведения;

Навыки и умения;

Статусы и роли;

Поощрения и санкции.

Рассмотрим эти средства:

Язык - основной инструмент социализации. С его помощью человек принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства, заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки.

Ценности, как мы уже выяснили, - это идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки, а нормы - усвоенные личностью общественные образы мышления, поведения, общения.

Навыки и умения - это образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую) роль в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так как закрепленные в поведении навыки и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями. Например, овладение компьютером значительно расширяет кругозор специалиста, помогает ему не только получать нужную информацию, но дает новые навыки общения во всемирной электронной сети Интернет.

Для иллюстрации социологического термина «статус» введем понятие «социальное пространство», под которым будем понимать всю совокупность социальных позиций данного общества, т. е. весь объем так называемой «социальной пирамиды». Социальное пространство, как видим, не совпадает с геометрическим. Например, в геометрическом пространстве король и шут почти всегда находятся рядом, но в социальном пространстве их разделяет почти вся высота социальной пирамиды.

Социальный статус - это положение личности в социальном пространстве, в социальной пирамиде, в социальной структуре общества. Социальный статус характеризуется социальным положением (т. е. принадлежностью к определенному классу, социальному слою, группе), должностью, заработком, уважением других людей (престижем), заслугами, наградами и т. д.

Следует отметить личный статус, который характеризуется личными качествами и ярче проявляется в небольшой группе.

Например, в любом давно сложившемся коллективе, особенно в неслужебное время, общение идет на основании личного, а не социального статуса, если различия в должностях невелики.

Одна и та же личность может иметь несколько статусов. Например: инженер, муж, верный друг, футбольный болельщик и т. д.

Статус, полученный от рождения, называется предписанным статусом. Например: сын крупного начальника.

Положение личности в социальной пирамиде, которого она добилась своими усилиями, называется достигнутым статусом.

Поведение личности, связанное с ее социальным статусом, т. е. диктуемое положением человека в обществе, называется социальной ролью .

Совокупность всех социальных ролей, соответствующая всем социальным статусам личности, называется ролевым набором.

Социальные роли, все разнообразие социального поведения личности определяются социальным статусом и господствующими в обществе или в данной группе ценностями и нормами.

Поведение личности

Если поведение человека соответствует общественным (групповым) ценностям и нормам, он получает социальное поощрение (престиж, деньги, похвалу, успех у женщин и т. д.); если не соответствует - социальные санкции (штрафы, осуждение общественным мнением, административные наказания, тюремное заключение и др.).

С помощью средств социализации (язык, ценности и нормы, навыки и умения, статусы и роли) становится возможным постоянное взаимодействие между личностями, личностью и институтами социализации, т. е. теми группами, которые и обеспечивают процесс вхождения молодого поколения в общество.

Рассмотрим подробнее основные институты социализации.

Семья - один из ведущих определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и на становление всей структуры личности. Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или неполных семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше.

Группа ровесников - выполняет функцию «охраны» от захвата приоритета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности, как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равный партнер, изгой, маргинал и др.).

Школа - действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значения формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя, директор не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим человеком.

Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о социальной структуре общества. Действуют обезличенно, формально.

Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Военное образование дает возможность молодому офицеру быстро внедриться в военную систему. Другое дело - призванные на срочную службу. Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно чтобы такие протесты протекали на невысоком уровне конфликтности, не вызывали у молодых людей психических потрясений. Для этого служит специальная подготовка (допризывные сборы, курс молодого бойца), на это направлена деятельность командиров, военных социологов и психологов. Старослужащие, прошедшие вторичную социализацию, не столько протестуют, сколько «примеряют» на себе новые роли «гражданской» жизни.

Если протест принимает открытые формы и действует постоянно, это означает так называемую неудачную социализацию.

Социологические исследования показывают, что когда в процессе социализации используют исключительно авторитарное давление, рассчитанное на слепое подчинение, то человек, попавший затем в нестандартную критическую ситуацию и оказавшийся без начальника, не может найти правильный выход. Результатом такого кризиса социализации может быть не только невыполнение задания, но и стресс, шизофрения, самоубийство. Причина этих явлений кроется в упрощенных представлениях о реальности, страх и подозрительность, недостаток эмпатии (сопереживания), конформизм личности, сформированные при неудачной социализации.

4. Социальный статус личности, социальные роли личности

В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй - профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие наоборот. Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов: а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.

Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Однако, несмотря на то, что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее, сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

5. Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм:

1)нормы морали, т. е. такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения;

2)нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей;

3)религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными (Богом или церковью);

4)политические нормы - нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения, прежде всего, должны соблюдать члены данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них;

5)правовые нормы - формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Все социальные нормы сопровождаются санкциями. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).

Поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.

Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания, которое развивается в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или наркотиков.

Преступлением называется общественно опасное виновное деяние, предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса. Совокупность преступлений в социологии имеет особое название - делинквентное поведение.

Американский социолог Ф. Зимбардо провел так называемый «тюремный эксперимент». Он отобрал несколько студентов-добровольцев и ночью вывез их за город в специально оборудованное здание, имитирующее тюрьму. Очевидно, неожиданное перемещение ему нужно было для чистоты эксперимента: вхождение в роли «тюремщиков» и «заключенных» должно было быть таким, чтобы участники эксперимента максимально отрешились от их прежних ролей. «Тюремщики» изучили инструкции. Им была дана установка: «Поддерживать порядок и добиваться послушания». Все участники эксперимента были переодеты либо в форму надзирателей, либо в костюмы заключенных.

Вначале, при вхождении в роли, студенты допускали нарушение инструкций, фамильярность. Но затем, решая задачу поддержания должного порядка, «тюремщики» становились все более требовательными, забывая свои прежние роли студентов-коллег. Это привело к бурной реакции со стороны «заключенных». Они протестовали, высказывали неповиновение, один из «заключенных» бросил в лицо своему «тирану» тарелку с макаронами. «Надзиратели» отвечали насилием и запретами: отказывали в курении, вмешивались в разговоры при свиданиях, надевали наручники.

Насилие зашло так далеко, что Зимбардо пришлось прекратить эксперимент на шестые сутки, хотя он планировался на две недели. Когда после эксперимента студенты-участники описывали свои ощущения и переживания, все они отметили, что ранее вообще отрицали насилие.

В результате эксперимента Зимбардо сделал вывод, что социальное поведение человека гораздо больше зависит от внешних социальных сил (стимулов), чем от внутренних качеств личности (и вытекающих из них мотивов).

Заключение

Одна из основных философских проблем - вопрос о человеке, его сущности, назначении, происхождении и месте в мире. Человек, по своей сути - существо биосоциальное (био - часть природы, социо - часть общества). Как часть природы, принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид. Человек становится человеком, только вступая в контакт с другими людьми. Человек, как социальное существо, неразрывно связан с обществом. Общество - сложная динамическая система, которая объединяет людей. Они находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Личность - понятие, обозначающее человека в системе общественных отношений. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации. Развитие личности идет через самоидентификацию (отождествление себя с другими людьми и обществом в целом или его группами), поиск своего «Я», субъективное переживание своей неповторимости, индивидуальности.

Социализация - процесс воздействия общества на индивида на протяжении всей жизни. Социальная среда оказывает влияние на формирование личности. Формирование индивидуального «Я» дополняется «Я» социальным. В этом возникают противоречия. Развитая личность не должна иметь внешних запретов, т.к. она воспитала внутренние требования и нормы, которые делают внешние ограничения ненужными. Подлинно развитая личность всегда находится в противодействии с обществом. Социальная жизнь человека регулируется нормами и правилами. Нормы предают современному миру регулярность и предсказуемость. Люди часто отклоняются от правил, которым они должны следовать, что именуется девиацией. Это можно определить как несоответствие имеющейся норме, принятой значительной частью людей в группе или обществе. Отклонения бывают не только индивидуальными, но и групповыми. Наиболее часто мы следуем социальным правилам и нормам, т. к. в процессе социализации нам привычно поступать именно так, или мы верим, что предписываемое поведение истинно.

В человеке, как в капле воды, отражается всё общество: лучшие качества и его пороки

Библиографический список

Кон И. В поисках себя: личность и самосознание. М., 1984.

Монсон П. Современная западная социология. СПб., 1992. С. 31-106.

Смэлзер Н. Социология. М., 1994. С. 94-130.

Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 162, 316,367-368, 380-383.

Сорокин П.А. Общая социология // Человек, цивилизация, общество. М., 1992. С. 32-60.

Социология / Сост. И.Л. Яковлев. СПб., 1993. С. 19-48.

Человек и общество: Хрестоматия. М., 1992. С. 142-154.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Человек, индивид, личность. Потребности и способности человека. Особенности межличностных отношений. Нации и межнациональные отношения в современном обществе. Глобальные проблемы современности.

    контрольная работа , добавлен 11.03.2011

    Понятия "человек", "личность", "индивид", "индивидуальность". Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности. Теории развития личности. Основные факторы формирования личности и ее социализации. Взаимодействие личности и социума.

    контрольная работа , добавлен 15.10.2012

    Социализация как способ усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей общества. Киберсоциализация человека на этапе обучения - процесс качественных модификаций структуры самосознания и мотивационной сферы личности.

    дипломная работа , добавлен 27.05.2017

    Понятия "личность", "человек" и "индивид" в социологии. Перечень важнейших компонентов в структуре личности. Социальные статусы и социальные роли личности. Процесс социализации индивида. Основные жизненные стратегии человека и способы их самореализации.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2014

    Анализ роли социальных практик в процессе формирования самосознания личности. Роль общественных традиций в процессах социализации. Личностная идентичность личности в современных социальных и культурных условиях. Основные факторы адаптационного процесса.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2013

    Человек, личность, индивид, индивидуальность - основные понятия. Основные факторы развития личности; ценностные ориентации, ролевые качества. Процесс формирования личности. Теории социолизации Ч. Кули, Дж. Мида, А. Халлера; уникальный индивидуальный опыт.

    презентация , добавлен 21.05.2016

    Характеристика общества, этапов его развития и основных сфер жизни. Отличительные черты социологических определений "человек", "индивид", "личность", "социализация". История воззрений на общество. Основные социальные проблемы современного общества России.

    методичка , добавлен 26.06.2010

    Проблема личности человека как одна из главных в системе наук, изучающих человека и общество. Отличия понятий "человек", "индивид" и "личность". Личность как субъект и продукт социальных отношений. Межличностные отношения, социализация личности.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Процесс становления личности ребенка: обучение, воспитание и усвоение социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Виды, содержание и факторы социализации. Семья, образование и религия как социальные институты.

    презентация , добавлен 07.08.2015

    Индивид как субъект общественных отношений. Соотношение понятий "личность", "индивид", "субъект", "индивидуальность". Социализация личности как процесс включения личности в общество, ее социальная сущность. Основные положения теорий развития личности.

  1. Аскетизм - преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающих в себя самоистязание.
  2. Вербальное - словесное общение
  3. Волюнтаризм – пренебрежение объективными процессами, необходимыми условиями.
  4. Гедонизм - учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.
  5. Глобализация - процесс объединения людей и преобразования общества в планетарном масштабе.
  6. Глобальные проблемы - трудности, затрагивающие жизненно важные интересы всего человечества и требующие согласованных действий в масштабах мирового сообщества.
  7. Деятельность - это форма активности субъекта, выражающаяся в целенаправленном и целесообразном изменении окружающего мира, а так же в преобразовании человеком самого себя.
  8. Духовная сфера общества – сфера общественной жизни, основным содержанием которой является производство духовных ценностей и удовлетворение духовных потребностей.
  9. Духовность - это система ценностей, существующих длительный период, имеющих большое количество последователей и существующие ограниченный отрезок времени.
  10. Духовные ценности – это те значимые для человека и общества результаты духовного производства, которые удовлетворяют их духовные потребности.
  11. Жизнь – главная потребность человека и его главное неотъемлемое право.
  12. Задатки - врожденные физиологические особенности нервной системы.
  13. Игра - форма деятельности в условных обстоятельствах.
  14. Индивид - единичный представитель человеческого рода.
  15. Индивидуальность - самобытность, неповторимость, оригинальность индивида.
  16. Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства, применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии.
  17. Инновация - практика перманентного (беспрерывного) реформирования.
  18. Интеграция - объединение различных частей.
  19. Интерес - целенаправленное отношение человека к потребности.
  20. Культура - совокупность всех видов и результатов преобразовательной деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на самого человека.
  21. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.
  22. Личность -система социально значимых качеств индивида.
  23. Локальная цивилизация – большая социально-культурная общность, которая существует длительное время, имеет устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы жизни общества.
  24. Менталитет человека - совокупность всех итогов познания, их оценка на основе культуры, деятельности, национального сознания и личного жизненного опыта.
  25. Мировоззрение - система взглядов и представлений об окружающем мире.
  26. Модернизация - процесс изменения в соответствии с современными требованиями и нормами.
  27. Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение в головном мозге человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей.
  28. Научно-техническая революция – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.
  29. Нравы - типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события.
  30. Обряд - совокупность коллективных действий, во­площающих в себе определенные представления и цен­ности данного общества и вызывающие у всех носителей данной культуры аналогичные чувства, носящие коллек­тивный характер.
  31. Общение - процесс взаимодействия и обмена информацией между людьми.
  32. Общественно-экономическая формация - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений.
  33. Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения.
  34. Обычай – типичное поведение в определенной ситуации.
  35. Обычаи - установившиеся схемы поведения, обяза­тельно на уровне культуры в целом.
  36. Ответственность - социально-философское понятие, характеризующее вид взаимоотношений между людьми с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых взаимных требований.
  37. Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период времени в различных условиях.
  38. Поступок - действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, целей и средств.
  39. Потребности - осознанная необходимость в том, что составляет условие существования.
  40. Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности.
  41. Природа - естественная среда обитания человека и общества, имеющая качественную специфику в сравнении с обществом.
  42. Реализм – взвешенный подход к свободе и необходимости.
  43. Революция - глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений
  44. Реформа - усовершенствование сфер общественной жизни без уничтожения фундаментальных основ общества.
  45. Свобода - способность человека выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами и оценками.
  46. Смысл жизни - определение конечной цели существования человека.
  47. Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязательства и реализовывать нравственный самоконтроль за их выполнением.
  48. Сознание – это способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
  49. Социализация - процесс усвоения, восприятия норм поведения, ценностей и установок, принятых в обществе.
  50. Социальная роль - образ поведения, соответствующий социальному статусу.
  51. Социальные институты - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
  52. Социальный статус -место человека в общественных отношениях.
  53. Способности - индивидуальные психологические особенности индивида, необходимые для успешной деятельности.
  54. Стагнация - период в развитии общества, когда нет поступательной динамики, но и нет обратного движения.
  55. Творчество – деятельность человека по созданию качественно новых, ранее не существовавших ценностей. Это понятие включает воображение, интуиция, творческое озарение.
  56. Темперамент - врожденные, генетически обусловленные качества индивида.
  57. Традиции - совокупность элементов культуры, пере­даваемых из поколения в поколение.
  58. Труд - социальная деятельность человека, направленная на получение практически полезного результата.
  59. Установки - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность.
  60. Фатализм – предопределенность: все в мире подчинено необходимости, свободы не существует.
  61. Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
  62. Цивилизация - единый процесс исторического развития, проходящий через определенные стадии.
  63. Чувства - эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер.
  64. Эволюция - процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах.
  65. Эмоции -кратковременные переживания
  66. Язык - совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации.