Страус эму дождевой червь домовая мышь. Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением к. А12. Популяция служит структурной единицей

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 11 класса Вариант 1

1. Выберите три признака, которые можно считать результатами биологической эволюции.

А. приспособленность организма к окружающей среде

Б. геологическое преобразование Земли

В. возникновение новых штаммов вирусов

Г. вымирание неприспособленных к условиям среды видов

Д. возникновение этносов

Е. возникновение письменности

2. Выберите три признака, которые характеризуют мутации:

А) Имеют приспособительный характер

Б) Передаются по наследству

В) Носят случайный характер

Г) Не передаются по наследству

Д) Не затрагивают генотип

Е) Изменяется генотип

3. Распределите перечисленные ниже факторы на абиотические и биотические

а. Химический состав воды

б. Разнообразие планктона

в. Наличие в воздухе бактерий

г. Наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых

д. Засоленность почвы

е. Скорость течения воды

1. Абиотические факторы

2. Биотические факторы

4. Установите соответствие между организмами и направлениями эволюции

Организмы

Направления эволюции

А. Страус эму

Б. Серая крыса

В. Домовая мышь

Г. Синезеленые (цианобактерии)

Д. Орел беркут

Е. Уссурийский тигр

1) биологический прогресс

2) биологический регресс

5. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют.

Признаки:

Критерии вида:

а. тело покрыто мантией

б. раковина имеет две створки

в.обитает в пресных водоёмах

г.кровеносная система незамкнутая

д. питается водными микроорганизмами

е. личинка развивается в воде

1) экологический

2) морфологический

6. Установите последовательность объектов в пастбищной пищевой цепи

Тля

Паук

Божья коровка

Грач

Черемуха Ответ______________

7. Установите хронологическую последовательность антропогенеза

Человек умелый

Человек прямоходящий

Дриопитек

Неандерталец

Кроманьонец. Ответ______________

8. Вставь-те в текст «Ла-мар-кизм» про-пу-щен-ные тер-ми-ны из пред-ло-жен-но-го пе-реч-ня, ис-поль-зуя для этого чис-ло-вые обо-зна-че-ния. За-пи-ши-те в текст цифры вы-бран-ных от-ве-тов, а затем по-лу-чив-шу-ю-ся по-сле-до-ва-тель-ность цифр (по тек-сту) впи-ши-те в при-ведённую ниже таб-ли-цу.

Ла-мар-кизм

Ла-мар-кизм — эво-лю-ци-он-ная кон-цеп-ция, ос-но-вы-ва-ю-ща-я-ся на тео-рии, вы-дви-ну-той в на-ча-ле XIX века _________(А) в трак-та-те «Фи-ло-со-фия зоо-ло-гии». В ши-ро-ком смыс-ле к ла-мар-кист-ским от-но-сят раз-лич-ные эво-лю-ци-он-ные тео-рии, воз-ник-шие в XIX — пер-вой трети XX веков, в ко-то-рых в ка-че-стве ос-нов-ной____________(Б) силы эво-лю-ции рас-смат-ри-ва-ет-ся внут-рен-нее стрем-ле-ние к__________(В). Как пра-ви-ло, боль-шое зна-че-ние в таких тео-ри-ях придаётся и вли-я-нию__________(Г) ор-га-нов на эво-лю-ци-он-ные судь-бы ор-га-низ-мов, по-сколь-ку пред-по-ла-га-ет-ся, что по-след-ствия упраж-не-ния и не-упраж-не-ния могут пе-ре-да-вать-ся по_________________(Д).

Пе-ре-чень тер-ми-нов:

1) ста-би-ли-зи-ру-ю-щий

2) дви-жу-щий

3) на-след-ство

4) упраж-не-ние

5) про-гресс

6) Ла-марк

7) Лин-ней

8) Дар-вин

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

9. Най-ди-те ошиб-ки в при-ведённом тек-сте. Ука-жи-те но-ме-ра пред-ло-же-ний, в ко-то-рых они до-пу-ще-ны, ис-правь-те их. Со-глас-но ос-нов-ным по-ло-же-ни-ям син-те-ти-че-ской тео-рии эво-лю-ции:

1. Ма-те-ри-а-лом для эво-лю-ции слу-жит на-след-ствен-ная из-мен-чи-вость, то есть му-та-ции и ком-би-на-ции генов. 2. Дви-жу-щи-ми си-ла-ми эво-лю-ции яв-ля-ют-ся из-ме-не-ние ге-но-фон-да по-пу-ля-ции и воз-ник-но-ве-ние при-спо-соб-лен-но-сти ор-га-низ-мов к усло-ви-ям су-ще-ство-ва-ния. 3. На-прав-ля-ю-щий фак-тор эво-лю-ции - есте-ствен-ный отбор, ос-но-ван-ный на со-хра-не-нии и на-коп-ле-нии на-след-ствен-ных из-ме-не-ний ор-га-низ-ма. 4. Наи-мень-шая эво-лю-ци-он-ная еди-ни-ца - вид. 5. Эво-лю-ция имеет по-сте-пен-ный и дли-тель-ный ха-рак-тер. 6. Ви-до-об-ра-зо-ва-ние как этап эво-лю-ции на-зы-ва-ет-ся мак-ро-э-во-лю-ци-ей

1.________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________________

10. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о функ-ци-ях жи-во-го ве-ще-ства в био-сфе-ре?

А. Га-зо-вая функ-ция жи-во-го ве-ще-ства свой-ствен-на в эко-си-сте-ме толь-ко про-ду-цен-там.

Б. Кон-цен-тра-ци-он-ная функ-ция жи-во-го ве-ще-ства со-сто-ит в вы-де-ле-нии ор-га-низ-ма-ми ко-неч-ных про-дук-тов жиз-не-де-я-тель-но-сти.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 11 класса

Вариант 2

Фамилия, Имя, класс_____________________________________________________

1. Выберите три правильных ответа. Результатом эволюции является:

появление новых сортов растений

появление новых видов в изменившихся условиях

выведение новых пород

формирование новых приспособлений в изменившихся условиях

сохранение старых видов в стабильных условиях

получение новых пород кур

2. Вы-бе-ри-те по-ло-же-ния, от-но-ся-щи-е-ся к син-те-ти-че-ской тео-рии эво-лю-ции.

Ответ за-пи-ши-те циф-ра-ми без про-бе-лов.

1. эле-мен-тар-ной еди-ни-цей эво-лю-ции яв-ля-ет-ся по-пу-ля-ция

2. вли-я-ние внеш-ней среды на-прав-ле-но на раз-ви-тие по-лез-ных при-зна-ков

3. есте-ствен-ный отбор - глав-ная при-чи-на ви-до-об-ра-зо-ва-ния и раз-ви-тия адап-та-ций

4. ма-те-ри-а-лом для эво-лю-ции слу-жит мо-ди-фи-ка-ци-он-ная из-мен-чи-вость

5. эле-мен-тар-ной еди-ни-цей эво-лю-ции яв-ля-ет-ся вид

6. ма-те-ри-а-лом для эво-лю-ции слу-жит му-та-ци-он-ная и ком-би-на-ци-он-ная из-мен-чи-вость

3. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен.

а) Личинка живет в воде

б) Тело уплощено

г) Питается тканями хозяина

д) Имеет две присоски

е) Пищеварительная система имеет ротовое отверстие

1) Морфологический

2) Экологический

4. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование .

Причина гибели растений

Форма борьбы за существование

а) растения одного вида вытесняют друг друга

б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий

в) семена погибают от сильных заморозков и засухи

г) растения погибают от недостатка влаги при прорастании

д) люди, машины вытаптывают молодые растения

е) большое количество елей мешают росту сосны

1) Внутривидовая

2) Межвидовая

3) борьба с неблагоприятными условиями

5. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением эволюции

а) Многообразие видов

б) Ограниченный ареал

в) Небольшое число видов

г) Широкие экологические адаптации

д) Широкий ареал

е) Уменьшение числа популяции

1) Биологический прогресс

2) Биологический регресс

. Установите последовательность объектов в пастбищной пищевой цепи

Жук жужжелица

Липа

Гусеницы

Сова

Синица. Ответ______________

7. Установите в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле

Цветковые

Папоротникообразные

Псилофиты

Водоросли Ответ______________

8. Вставь-те в текст «Дар-ви-низм» про-пу-щен-ные тер-ми-ны из пред-ло-жен-но-го пе-реч-ня, ис-поль-зуя для этого чис-ло-вые обо-зна-че-ния. За-пи-ши-те в текст цифры вы-бран-ных от-ве-тов, а затем по-лу-чив-шу-ю-ся по-сле-до-ва-тель-ность цифр (по тек-сту) впи-ши-те в при-ведённую ниже таб-ли-цу.

Дар-ви-низм

Дар-ви-низм — по имени ан-глий-ско-го на-ту-ра-ли-ста _________(А) — на-прав-ле-ние эво-лю-ци-он-ной мысли, при-вер-жен-цы ко-то-ро-го со-глас-ны с ос-нов-ны-ми иде-я-ми Дар-ви-на в во-про-се эво-лю-ции, со-глас-но ко-то-рым глав-ным ___________(Б) эво-лю-ции яв-ля-ет-ся _______________(В) отбор. В ши-ро-ком смыс-ле не-ред-ко (и не со-всем пра-виль-но) упо-треб-ля-ет-ся для обо-зна-че-ния эво-лю-ци-он-но-го уче-ния или эво-лю-ци-он-ной био-ло-гии в целом. Дар-ви-низм про-ти-во-по-став-ля-ют идеям ____________(Г) ко-то-рый счи-тал, что ос-нов-ной дви-жу-щей силой эво-лю-ции яв-ля-ет-ся при-су-щее ор-га-низ-мам стрем-ле-ние к _____________(Д).

Пе-ре-чень тер-ми-нов

1) свой-ство

2) фак-тор

3) со-вер-шен-ство

4) ис-кус-ствен-ный

5) есте-ствен-ный

6) Ла-марк

7) Лин-ней

8) Дар-вин

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

9. Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.

1. Все экологические факторы, действующие на организмы подразделяются на биотические, геологические и антропогенные.

2. Биотические факторы - это температурные, климатические условия, влажность, освещенность.

3. Антропогенные факторы - влияние человека и продуктов его деятельности на среду.

4. Фактор, значение которого в данный момент находится на пределах выносливости и в наибольшей степени отклоняется от оптимального значения, называют ограничивающим.

5. Каннибализм - форма взаимоотрицательных взаимодействий между организмами.

1._________________________________________

2.____________________________________

3.________________________________________

10. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о живом ве-ще-стве в био-сфе-ре?

А. Живое ве-ще-ство пла-не-ты обес-пе-чи-ва-ет не-пре-рыв-ный кру-го-во-рот ве-ществ и пре-об-ра-зо-ва-ние энер-гии в био-сфе-ре.

Б. Живое ве-ще-ство рас-пре-де-ле-но в био-сфе-ре рав-но-мер-но, за ис-клю-че-ни-ем вод Се-вер-но-го Ле-до-ви-то-го оке-а-на.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

1 вариант

2 вариант

Авг

Бве

122211

212211

211122

123322

221211

122112

51324

23154

31245

54312

62543

82563

Всего максимально - 50 баллов

45-50 баллов - отметка 5

38-44 балла - отметка 4

25 -37 баллов - отметка 3

Менее 24 баллов - отметка 2.

Структура и содержание работы

Цель проведения: выявление уровеня освоения учащимися учебного материала курса "Общая биология" по итогам 11 класса

Ориентировочное время выполнения контрольной работы -40 минут.

Каждый вариант работы состоит из 10заданий, различающихся формами и уровнями сложности.

Задание 1,2 - выбор трех правильных ответов (0-3 балла)

Задание 3-5 -соответствие (0-5 баллов)

Задание 6-7 - последовательность(0-5 баллов)

Задание 8 - вписать термины (0-5 баллов)

Задание 9 - исправить ошибки в тексте (0-3 бпалла)

Задание 10 - выбрать один правильный ответ(0-1 балл)

Кодификатор

дела

контроли-

руемого

элемента

Номер вопроса в тесте

Элементы содержания, проверяемые заданиями работы

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

Вид и его критерии

Популяции. Генетический состав и изменение генофонда популяций

Борьба за существование ее формы, Естественный отбор и его формы

Система растений и животных - отображение эволюции

Главные направления эволюции органического мира

Анторопогенез

Экосистема

Экологические факторы среды

Пищевые связи в экосистемах

Биосфера - глобальная экосистема

итоговой контрольной работы по биологии в 11__ классе Класс 11 " "

Ф.И.О. учителя ______________________

Дата проведения: " " _______________ 20 года

Количество обучающихся, выполнявших работу ______,

отсутствовали

Справились с контрольной работой на "5" чел. %

«2» _ __ чел. %

Не справились с работой чел. %

учащихся

Выполняли работу

Получили отметку

Задание №1.

Какой метод следует использовать для изучения сезонных изменений в природе?

1. Измерение

2. Наблюдение

3. Эксперимент

4. Классификацию

Объяснение: сезонный изменения в природе мы можем только наблюдать. Правильный ответ - 2.

Задание №2.

У цианобактерий ядерное вещество расположено в цитоплазме и не окружено оболочкой, поэтому их относят к

1. Эукариотам

2. Автотрофам

3. Гетеротрофам

4. Прокариотам

Объяснение: цианобактерий относят к прокариотам, а отсутствие ядерной оболочки и наличие кольцевой ДНК - главные характеристики прокариот. Правильный ответ - 4.

Задание №3.

Процесс синтеза органических веществ из неорганических за счет энергии окисления неорганических веществ - это

1. Фотосинтез

2. Диссимиляция

3. Хемосинтез

4. Метаболизм

Объяснение: такой процесс называется хемосинтезом. Он характерен для хемосинтезирующих бактерий (нитрификаторы, серобактерии, железобактерии, водородные бактерии). Правильный ответ - 3.

Задание №4.

В процессе оогенеза образование одинарного набора хромосом яйцеклетки происходит во время фазы

1. Роста

2. Созревания

3. Размножения

4. Формирования

Объяснение: рассмотрим этапы оогенеза.

Как мы видим, одинарный набор хромосом остается в ооцитах на стадии созревания. Правильный ответ - 2.

Задание №5.

В процессе зародышевого развития млекопитающих животных скелетная мускулатура формируется из

1. Энтодермы

2. Мезодермы

3. Нервной трубки

4. Собственно дермы

Объяснение: из эктодермы формируется эпителиальная ткань и нервная система, из энтодермы формируется пищеварительная, дыхательная, выделительная и эндокринная системы, из мезодермы - соединительная, мышечная ткани, почки, сердечно-сосудистая и половая системы. Правильный ответ - 2.

Задание №6.

Определите вероятность рождения ребенка с голубыми глазами, если у женщины глаза голубые, а у мужчины - карие, и он гетерозиготен по этому признаку.

1. 75%

2. 50%

3. 25%

4. 0%

Объяснение: напишем схему скрещивания.

Р: аа х Аа

Г: а х А, а

F1: Аа - карие глаза

аа - голубые глаза

Вероятность рождения ребенка с каждым из генотипов - 50%.

Правильный ответ - 2.

Задание №7.

Причина болезни Дауна - проявление мутации

1. Геномной

2. Генной

3. Хромосомной

4. Комбинативной

Объяснение: причина синдрома Дауна - трисомия по 21-ой хромосоме (то есть нерасхождение хроматид), что является геномной мутацией. Правильный ответ - 1.

Задание №8.

В селекции для преодоления бесплодия отдаленных гибридов используют

1. Полиплоидные организмы

2. Чистопородных особей

3. Гетерозиготные организмы

4. Особей одного пола

Объяснение: межвидовой скрещивание полиплоидных организмов возможно, так и преодолевается бесплодие отдаленных гибридов. Правильный ответ - 1.

Задание №9.

Синтезировать органические вещества из неорганических соединений, используя энергию химических соединений, способны

1. Одноклеточные зеленые соединений

2. Хемосинтезирующие бактерии

4. Бактерии гниения

Объяснение: совершать такое превращение способны хемосинтезирующие бактерии (см. Задание №3.). Правильный ответ - 2.

Задание №10.

Из вегетативной почки развивается

1. Сочный плод

2. Зародыш

3. Зигота

4. Стебель с листьями

Объяснение: вегетативная почка является зачаточным вегетативным побегом, так как содержит зачаточные листья, зачаточный стебель и зачаточные почки. То есть из вегетативной почки образуется побег - стебель с листьями. Правильный ответ - 4.

Задание №11.

1. Имеют цветок и плод

2. Размножаются семенами

4. Имеют вегетативные органы

Объяснение: отличительный признак покрытосеменных от всех других групп растений - наличие цветка и плода. Приведем пример.

Правильный ответ - 1.

Задание №12.

Прогрессивная особенность членистоногих, по сравнению с кольчатыми червями, - появление

1. Отделов тела и наружного скелета

2. Незамкнутой кровеносной системы

3. Нервной системы узлового типа

4. Пищеварительной системы

Объяснение: тело членистоногих, в отличие от тела кольчатых червей, разделено на отделы (голова, грудь, брюшко) и покрыто наружным скелетом, состоящим из хитина. Правильный ответ - 1.

Задание №13.

Какой из перечисленных признаков впервые появился у хордовых?

1. Кишечник

2. Нервная система

3. Кровеносная система

4. Внутренний скелет

Объяснение: у подавляющего большинства хордовых животных есть внутренний костный скелет (или хрящевой), это и является прогрессивным признаком. Правильный ответ - 4.

Задание №14.

Потовые железы участвуют в регуляции температуры тела

1. Птиц

2. Земноводных

3. Млекопитающих

4. Пресмыкающихся

Объяснение: у земноводных потовых желез еще нет, так как они имеют тонкую влажную кожу, через которую дышат. Пресмыкающиеся уже не дышат кожей но имеют на ней роговые чешуйки (теплообмен в таких условиях невозможен). У птиц из кожных желез присутствует только копчиковая, которая выделяет секрет для перьев. А вот у млекопитающих теплообмен осуществляется через кожу при помощи потовых желез. Правильный ответ - 3.

Задание №15.

В организме человека участвует в расщеплении жиров, усилении перистальтики кишечника

1. Поджелудочный сок

2. Соляная кислота

3. Инсулин

4. Желчь

Объяснение: эмульгированием жиров и усилением перистальтики кишечника занимается желчь, она выделяется печенью, а накапливается в желчном пузыре. Правильный ответ - 4.

Задание №16.

Какая эндокринная железа вырабатывает адреналин?

1. Надпочечники

2. Гипофиз

3. Поджелудочная железа

4. Щитовидная железа

Объяснение: адреналин вырабатывается мозговым слоем надпочечников. Адреналин - гормона стресса, при его выработке учащается пульс, расширяются зрачки, притупляется чувство голода и другие признаки готовности к опасной ситуации. Правильный ответ - 1.

Задание №17.

Вегетативная нервная система человека осуществляет регуляцию

1. Работы мускулатуры брюшного пресса

2. Сокращение мышц шеи

3. Движения тела в пространстве

4. Изменения просвета кровеносных сосудов

Объяснение: движение скелетной мускулатуры (брюшной пресс, мышцы шеи, движение тела в пространстве) контролируется центральной нервной системой, а гладкая мускулатура (оболочка кровеносных сосудов) регулируется вегетативной нервной системой. Правильный ответ - 4.

Задание №18.

Укус таежного клеща опасен для человека, так как клещ

1. Вызывает малокровие

2. Разрушает лейкоциты

3. Переносит возбудителя болезни

4. Служит возбудителем заболевания

Объяснение: таежный клещ является переносчиком возбудителя энцефалита - опасного заболевания головного мозга. Правильный ответ - 3.

Задание №19.

Творческая роль естественного отбора, как главной движущей силой эволюции, заключается в

1. Формировании новых видов и увеличении биоразнообразия

2. Создании искусственных популяций: пород и сортов

3. Развитии новой оболочки Земли - ноосферы

4. Образовании особей с полезными для человека свойствами

Объяснение: естественный отбор происходит в природе и является одной из движущих сил эволюции, так как участвует в формировании новых видов и способствует увеличению биоразнообразия. Правильный ответ - 1.

Задание №20.

Сходный состав органических соединений, присущий особям одного вида, характеризует критерий

1. Морфологический

2. Биохимический

3. Генетический

4. Физиологический

Объяснение: состав органических соединений в организме описывает биохимический критерий. Правильный ответ - 2.

Задание №21.

1. Теплокровность у птиц

2. Наличие плавательного пузыря у рыб

3. Отсутствие конечностей у змей

4. Внешнее оплодотворение у земноводных

Объяснение: ароморфоз - изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.). Самым крупным прогрессивным изменением из представленных вариантов ответа является теплокровность птиц. Правильный ответ - 1.

Задание №22.

Как называют взаимоотношения собаки и пастбищного клеща?

1. Симбиозом

2. Конкуренцией

3. Хищничеством

Задание №23.

Сообщество, в котором выращивают культурные растения, - это

1. Березовая роща

2. Опытная станция

3. Биогеоценоз

4. Агроценоз

Объяснение: культурные растения выращивает человек. Сообщества, выращиваемые человеком, называются агроценозами. Как правило, они не очень устойчивы из-за незамкнутых пищевых цепей и преобладания монокультур. Правильный ответ - 4.

Задание №24.

Космическая роль растений в биосфере состоит в

1. Участии в круговороте веществ

2. Аккумуляции солнечной энергии

3. Выделении углекислого газа в атмосферу

4. Поглощении воды и минеральных веществ

Объяснение: растения и космос соединяет солнечный свет, поглощаемый растениями и перерабатываемый в энергию химических связей (основа процесса фотосинтеза). Правильный ответ - 2.

Задание №25.

Верны ли следующие суждения о фотосинтезе?

А. Благодаря фотосинтезу растения обеспечивают себя и все живое на Земле необходимыми органическими веществами и кислородом.

Б. Фотосинтез - процесс синтеза органических соединений из неорганических за счет химической энергии, получаемой при окислении неорганических веществ.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: А - верно (отражена суть фотосинтеза), Б - неверно, так как данный процесс происходит за счет переработки солнечной энергии в энергию химических связей. Правильный ответ - 1.

Задание №26.

По каким признакам грибы можно отличить от животных?

1. Питаются готовыми органическими веществами

2. Имеют клеточное строение

3. Растут в течение всей жизни

4. Имеют тело, состоящее из нитей-гифов

5. Всасывают питательные вещества поверхностью тела

6. Имеют ограниченный рост

Объяснение: и грибы и животные питаются готовыми органическими веществами и имеют клеточное строение. Но грибы, в отличие от животных, растут в течение всей жизни, имеют тело, состоящее из гиф и всасывают питательные вещества всей поверхностью тела. Правильный ответ - 3, 4, 5.

Задание №27.

Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой мускулатуры, в организме человека

1. Состоит из многоядерных клеток

2. Состоит из вытянутых клеток с овальным ядром

3. Обладает большей скоростью сокращения

4. Составляет основу скелетной мускулатуры

5. Располагается в стенках внутренних органов

6. Сокращается медленно, ритмично, непроизвольно

Объяснение: гладкая мускулатура состоит из одноядерных вытянутых клеток, иннервируется вегетативной нервной системой (без нашего желания), располагается в стенках внутренних органов, сокращается медленно, ритмично, непроизвольно. Правильный ответ - 2, 5, 6.

Задание №28.

Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфоза?

1. Наличие двойного оплодотворения у цветковых растений

2. Образование корней у папоротникообразных

3. Снижение испарения путем образования воскового налета на листьях

4. Усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений

5. Защита семени в плодах у покрытосеменных растений

6. Сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

Объяснение: ароморфоз - изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.). Такими прогрессивными изменениями являются: наличие двойного оплодотворения цветковых растений (что дает образование сочного плода и способствует распространению семян), образование корней у папоротников, по сравнению с мхами (у них ризоиды) и защита семени в плодах у покрытосеменных растений (по сравнению с голосеменными). Правильный ответ - 1, 2, 5.

Задание №29.

Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.

Характеристика Вид обмена

А. Окисление органических веществ 1. Пластический обмен

Б. Образование полимеров из мономеров 2. Энергетический обмен

В. Расщепление АТФ

Г. Запасание энергии в клетке

Д. Репликация ДНК

Е. Окислительное фосфорилирование

Объяснение: пластический обмен - процесс образование сложных молекул из простых (полимеров из мономеров). Энергетический обмен - процесс распада сложных органических молекул с выделением энергии. Поэтому к энергетическому обмену отнесем окисление органических веществ, запасание энергии в клетке и окислительное фосфорилирование. Все остальное относится к пластическому обмену. Правильный ответ - 211212.

Задание №30.

Установите соответствие между особенностью развития растений и отделом, для которого она характерна.

Особенность развития Отдел растений

А. Взрослое растение - гаметофит 1. Моховидные

Б. В цикле развития доминирует спорофит 2. Папоротниковидные

В. Образование спор происходит в коробочках

Г. Споры формируются на нижней стороне листьев

Д. При смене поколений образуется заросток

Е. Споры прорастают в зеленую нить

Объяснение: рассмотрим жизненные циклы обоих отделов.

Моховидным характерно наличие гаметофита (взрослого растения), образование спор в коробочках и прорастание спор в зеленую нить. Все остальное - признаки папоротников. Правильный ответ - 121221.

Задание №31.

Установите соответствие между признаком регуляции функций в организме и его видом.

Признак Вид регуляции

А. Доставляется к органам кровью 1. Нервная

Б. Большая скорость ответной реакции 2. Гуморальная

В. Является более древней

Г. Осуществляется с помощью гормонов

Д. Связана с деятельностью эндокринной системы

Объяснение: нервная регуляция осуществляется посредством нервной системы, при этом имеет большую скорость ответной реакции (так как сигнал идет при помощи нервных импульсов), является более древней (нервные клетки появились у очень древних и не высоко организованных животных). Все остальное относится к гуморальной (гормональной) регуляции, которая осуществляется при помощи гормонов - активных веществ крови, выделяемых железами внутренней секреции. Правильный ответ - 21122.

Задание №32.

Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие.

Организмы Направления эволюции

А. Страус эму 1. Биологический прогресс

Б. Дождевой червь 2. Биологический регресс

В. Домовая мышь

Г. Комнатная муха

Д. Уссурийский тигр

Объяснение: Биологический прогресс - увеличение приспособленности особей, сопровождающееся ростом численности, расширением ареала и внутривидовой изменчивостью. Биологический регресс - уменьшение приспособленности особей, сопровождающееся снижением численности, уменьшением ареала и дальнейшим вымиранием вида. Поэтому к прогрессивным видам отнесем дождевого червя, домовую мышь и комнатную муху, так как численность этих видов только возрастает, а численность страусов эму и уссурийских тигров сокращается, поэтому им свойственен биологический регресс. Правильный ответ - 21112.

Задание №33.

Установите последовательность этапов в цикле развития человеческой аскариды, начиная с яйца.

1. Выход личинок из яйца

2. Попадание яиц в организм человека

3. Продвижение личинок по дыхательным путям к глотке

4. Внедрение личинок в стенку кишечника и попадание их в кровь

5. Попадание оплодотворенных яиц из кишечника человека в почву

6. Развитие половозрелой аскариды в тонком кишечнике

Объяснение: рассмотрим жизненный цикл человеческой аскариды.

Итак, яйца аскариды попадают в организм человека, там они выходят из яиц и попадают в кишечник, где прободают стенку кишечника и по крови проникают в легкие, затем человек откашливает личинок и они снова оказываются в ЖКТ, где в тонком кишечнике аскарида достигает половозрелости и, затем, оплодотворенные яйца снова выходят в почву и цикл начинается заново. Правильный ответ - 214365.

Задание №34.

Биологическое разнообразие - основа устойчивости природных экосистем на земном шаре. Назовите наиболее устойчивую экосистему Земли и причины ее устойчивости.

Объяснение: устойчивость экосистемы связана с разнообразием видов, обитающих в ней, а также с длиной трофических цепей (если в экосистеме большое количество видов, то и цепи будут длинные). Именно поэтому самыми устойчивыми экосистемами являются смешанный лес, тропики. Искусственные экосистемы (то есть те, которые связаны с деятельностью человека) не являются устойчивыми, так как имеют ограниченное число видов (часто преобладают монокультуры), короткие пищевые цепи и незамкнутый круговорот веществ.

Задание №35.

Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке вопросительным знаком. Какие типы тканей, системы органов и структуры формируются из него?

Объяснение: на рисунке вопросительным знаком обозначена эктодерма - наружный зародышевый листок. Из него формируется эпителиальная ткань (эмаль зубов, эпидермис, ногти, волосы, сальные и потовые железы и т.д.) и нервная система.

Задание №36.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. В жизненном цикле цветковых растений преобладающим поколением является спорофит. 2. Ядро генеративной клетки делится мейозом, формируя два спермия. 3. Мужской гаметофит представлен пыльцевым зерном, состоящим из генеративной и вегетативной клеток. 4. В процессе двойного оплодотворения один из спермиев сливается с двумя ядрами центральной клетки, образуя гаплоидный эндосперм. 5. Женский гаметофит представлен гаплоидной яйцеклеткой.

Объяснение: 2 - ядро генеративной клетки делится митозом, а не мейозом. 4 - в процессе двойного оплодотворения один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй сливается с еще одной клеткой (из которой впоследствии образуется околоплодник). 5 - женский гаметофит представлен не гаплоидной яйцеклеткой, а восьмиядерным зародышевым мешком.

Задание №37.

Почему лишайники выделили в отдельную систематическую группу организмов? Приведите не менее трех доказательств.

Объяснение: 1. Лишайники не являются систематической группой, а являются комплексными организмами.

2. Лишайники состоят из водоросли и гриба.

3. При этом водоросли (автотрофы) создают органические вещества из неорганических при помощи солнечной энергии, а грибы (гетеротрофы) потребляют эти органические вещества и разлагают их до минеральных.

4. Размножаются частями слоевища.

Задание №38.

Опишите этапы естественного отбора, который ведет к сохранению особей со средним значением признака.

Объяснение: форма отбора, при которой сохраняются особи со средним значением признака, называется стабилизирующей. Она характерна для популяций, живущих в постоянных условиях среды. При этом не выживают особи с отклоняющимся от среднего значением признака и различными мутациями, а также формируется популяция, наиболее приспособленная к данным условиям среды и стабильная в этих условиях.

Задание №39.

В синтезе белка последовательно участвовали тРНК с антикодонами АЦА, АУГ, ГУА. Определите состав молекулы ДНК и РНК.

Объяснение: запишем состав молекул тРНК, иРНК и ДНК.

ДНК: АЦА АТГ ГТА

иРНК: УГУ УАЦ ЦАУ

тРНК: АЦА АУГ ГУА

Задание №40.

У человека имеется два вида слепоты, и каждая определяется своим рецессивным аутосомным геном, которые не сцеплены. Какова вероятность рождения слепого ребенка, если отец и мать страдают одним и тем же видом слепоты и оба дигомозиготны? Какова вероятность рождения слепого ребенка, если оба родителя дигомозиготны и страдают разными видами наследственной слепоты?

Объяснение:

Первое скрещивание:

Р: ААвв х ААвв

Г: Ав х Ав

F1: ААвв - слепой ребенок.

Проявляется закон единообразия. Вероятность рождения слепого ребенка - 100%.

Второе скрещивание:

Р: ААвв х ааВВ

Г: Ав х аВ

F1: АаВв - здоровый ребенок.

Проявляется закон единообразия. Оба вида слепоты отсутствуют. Вероятность рождения слепого ребенка - 0%.

1) улучшению минерального питания растений

2) повышению интенсивности фотосинтеза

3) экономному расходованию воды

4) улавливанию солнечного света

1) ароморфоза 2) дегенерации

3) биологического прогресса 4) биологического регресса

А14. Образование новых видов в природе происходит в результате

1) возрастного изменения особей

2) сезонных изменений

3) природоохранной деятельности человека

4) взаимодействия движущих сил эволюции

А15. Пример внутривидовой борьбы за существование –

1) соперничество самцов из-за самки

2) «борьба с засухой» растений пустыни

3) сражение хищника с жертвой

4) поедание птицами плодов и семян

А16. При переходе от плоских к круглым червям произошли следующие ароморфозы:

1) появилась полость тела

2) появились органы дыхания

3) появилась замкнутая кровеносная система

4) появились специальные органы движения

В1. Установите соответствие между особенностью строения организма человека и видом сравнительно-анатомических доказательств его эволюции

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

А) развитие хвоста 1) атавизмы

Б) аппендикс 2) рудименты

В) копчик

Г) густой волосяной покров на теле

Д) многососковость

Е) складка мигательной перепонки

В2. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

1) развитие образовательных тканей у растений

В3. Искусственный отбор, в отличие от естественного

1) проводится человеком целенаправленно

2) осуществляется природными экологическими факторами

3) осуществляется быстро

4) происходит среди особей природных популяций

5) завершается получением новых культурных форм

6) завершается возникновением новых видов

В4. Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие

ОРГАНИЗМЫ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

А) страус эму 1) биологический прогресс

Б) серая крыса 2) биологический регресс

В) домовая мышь

Г) комнатная муха

Д) уссурийский тигр

В5. Установите последовательность этапов эволюции растений

1) возникновение псилофитов

2) появление многоклеточных водорослей

4) возникновение папоротниковидных

5) возникновение покрытосеменных

6) появление одноклеточных водорослей

В6. Установите последовательность событий, протекающих в популяции в процессе микроэволюции

А) фенотипическое проявление мутаций, перешедших в гомозиготное состояние

Б) дивергенция внутри вида, образование новых популяций и подвидов

В) попадание под действие естественного отбора новых наследственных изменений

Г) накопление фенотипически не проявляющихся наследственных изменений

Д) постоянно протекающий мутационный процесс и свободное скрещивание особей внутри популяции

С1. Муха-осовидка сходна по окраске и форме с осой. Назовите тип её защитного приспособления, объясните его значение и относительных характер приспособленности

Вариант 3 Тема «Эволюция органического мира» ЕГЭ

1) появление спор 2) образование семян

3) образование плода 4) видоизменение листьев

А2. Следствием эволюции организмов нельзя считать

1) приспособленность организмов к среде обитания

2) многообразие органического мира

3) наследственную изменчивость

4) образование новых видов

А3. Микроэволюция приводит к изменению

1) видов 2) родов

3) семейств 4) отрядов

А4. Эффективность действия естественного отбора в природе повышается при

1) усилении мутационного процесса

2) ослаблении внутривидовой борьбы

3) снижении численности популяций

4) увеличении числа гомозиготных особей

А5. Рудиментарные органы – пример доказательств эволюции

1) эмбриологических 2) палеонтологических

3) сравнительно-анатомических 4) биогеографических

А6. Свойство организмов приобретать новые признаки, а также различия между особями в пределах вида – это проявление

1) наследственности 2) борьбы за существование

3) индивидуального развития 4) изменчивости

А7. Приспособление вида животных к среде обитания – результат

1) заботы о потомстве 2) упражнения органов

3) отбора случайных наследственных изменений

4) высокой численности особей популяций

А8. О существовании древовидных папоротников в истории природы Земли свидетельствует

1) существование травянистых и древесных форм

2) наличие их отпечатков и окаменелостей

3) их способ размножения

4) их современное многообразие

А9. Какой тип покровительственной окраски называют мимикрией?

1) окраску, расчленяющую тело

2) яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости и несъедобности организма

3) сходство в окраске менее защищенных организмов одного вида с защищенными организмами другого вида

4) приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами

А10. Виды лютик едкий и лютик ползучий объединяют в более крупную систематическую категорию –

1) род 2) семейство

3) порядок 4) класс

А11. Верны ли следующие суждения о критериях вида?

А) Только в совокупности все критерии позволяют выявить видовую принадлежность

Б. Главным критерием при определении вида считается генетический – одинаковое число, форма, и размер хромосом

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А12. Популяция служит структурной единицей

1) рода 2) вида 3) семейства 4) отряда

А13. Примером межвидовой борьбы за существование является

1) распределение ролей во время охоты в волчьей стае

2) миграция стаи одной популяции лосося к месту нереста

3) выживание кукушонка и гибель других птенцов в гнезде

4) образование журавлиных стай для осенних миграций

А14. Верны ли следующие суждения о критериях вида?

А. Генетический критерий вида характеризуется одинаковой реакцией особей на воздействие факторов среды обитания

Б. В соответствии с генетически критерием все особи вида имеют одинаковый химический состав и сходные процессы жизнедеятельности

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А15. Какой критерий вида основывается на различиях у особей процессов жизнедеятельности?

1) физиологический

2) экологический

3) генетический

4) морфологический

А16. Впервые термин «эволюция» был использован

1) К.Линнеем 2) Ш.Бонне

3) Ч.Дарвином 4) Ж.Б.Дамарком

Часть В. Выберите три верных ответа

В1. Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, который он характеризует

ПРИЗНАК КРИТЕРИЙ ВИДА

А) тело покрыто мантией 1) морфологический

Б) раковина имеет две створки 2) экологический

В) обитает в пресных водоёмах

Г) кровеносная система незамкнутая

Д) питается водными микроорганизмами

Е) личинка развивается в воде

В2.Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наименьшей

А) Мятлик

Б) Мятлик луговой

В) Однодольные

Г) Покрытосеменные

Д) Злаки (Мятликовые)

В3. Результатом эволюции является

1) дрейф генов

2) многообразие видов

3) мутационная изменчивость

4) приспособленность организмов к условиям внешней среды

5) повышение организации живых существ

6) борьба за существование

В3. Установите соответствие:

А) ласты кита и роющие конечности крота 1) дивергенция

Б) крылья птицы и крылья бабочек 2) конвергенция

В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы

Г) разнообразие форм клюва у вьюрков

Д) крыло летучей мыши и совы

В4. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям

1) развитие образовательных тканей у растения

2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений

4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений

6) железистые волоски на листьях душистой герани

В5. К ароморфозам относят

1) возникновение хорды у животных

2) образование пятипалых конечностей у наземных позвоночных

3) наличие у коров четырёхкамерного желудка

4) наличие у комара колюще-сосущего ротового аппарата

5) появление зеленой окраски покровов у кузнечика

6) возникновение полового размножения

Вариант 1

1. Отличительным признаком живого от неживого является:

1) изменение свойств объекта под воздействием среды

2) участие в круговороте веществ

3) воспроизведение себе подобных

4) изменение размеров объекта под воздействием среды

2. Исходная единица систематики организмов-

1) Вид 3) популяция

2) род 4) отдельная особь

3. Следствием изоляции популяций является

1) миграция особей на соседнюю территорию

2) нарушение их полового состава

3) близкородственное скрещивание

4) нарушение их возрастного состава

4. На образование новых видов в природе не влияет:

1) мутационная изменчивость

2) борьба за существование

3) естественный отбор

5. Ароморфоз, обеспечивающий освоение насекомыми наземной среды обитания, - появление у них

1) конечностей

2) нервной системы

3) органов чувств

4) трахейного дыхания

6. Укажите неверное утверждение : Биологический прогресс характеризуется »

1) повышением жизнеспособности особей

2) возрастанием числа отдельных таксонов

3) расширением ареала

4) уменьшением числа видов

7. Выходу первых позвоночных на сушу в процессе эволюции способствовало появлению у

2) питания готовыми органическими веществами

3) приспособлений к дыханию кислородом воздуха, к передвижению по суше

4) внутреннего скелета (хрящевого или костного)

8. Какой из перечисленных признаков человека относят к атавизмам?

1) рождение человека с удлинённым хвостовым отделом

2) расчленение тела на отделы

4) наличие грудной и брюшной полостей тела

9.

1) движущий

2) стабилизирующий

3) массовый

4) методический

10. Сходство человека и человекообразных животных свидетельствует об их

1) родстве и общем плане строения

2) одинаковом уровне организации

3) конвергентном сходстве

4) происхождении от разных предков

1 . Установите соответствие между организмами и направлениями эволюции , по которым в настоящее время происходит развитие этих организмов

Организмы

1) страус эму Направления эволюции

2) серая крыса А) биологический прогресс

3) домовая мышь Б) биологический регресс

4) синезелёные (цианобактерии)

5) орёл беркут

6) уссурийский тигр

2. Установите в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле.

Б) цветковые

В) папоротниковидные

3. Установите последовательность действия движущих сил эволюции

А) борьба за существование

Б) размножение особей с полезными изменениями

В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений

Г) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

Д) формирование приспособленности к среде обитания

1. Дайте краткий ответ на вопросы:

1. Какое влияние оказало создание эволюционной теории на формирование современной естественнонаучной картины мира?

2. В заболоченных районах тундры, многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?

2. Дайте развёрнутый ответ на вопрос :

Почему людей разных рас относят к одному виду?

Контрольная работа по биологии в 11 классе

Вариант 2

1. Строение и функции молекул белка изучают на уровне организации живого

1) организменном

2) тканевом

3) молекулярном

4) популяционном

2.Элементарной единицей существования и адаптации вида является

1) особь 3) подвид

2) популяция 4) сорт

3.В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит

1) размножение организмов

2) образование новых видов в природе

3) мутационный процесс

4) изоляция популяций

4.. Укажите группу организмов, сформировавшуюся в результате идиоадаптаций

1) царство Животные 3) класс Млекопитающие

2) род Кролики 4) тип Хордовые

5. Какое изменение не относится к ароморфозу?

1) живорождение у млекопитающих

2) прогрессивное развитие головного мозга у приматов

3) превращение конечностей китов в ласты

4) постоянная температура тела у птиц и млекопитающих

6.Среди хордовых животных наиболее высокий уровень организации имеют

1) костные рыбы

2) пресмыкающиеся

3) млекопитающие

4) земноводные

7. К движущим силам антропогенеза не относится

1) борьба за существование

2) общественный образ жизни

3) наследственная изменчивость

4) модификационная изменчивость

8. О происхождении человека от млекопитающих животных свидетельствует

1) развитое мышление у млекопитающих

2) сходное строение всех систем органов, развитие зародышей

3) питание растительной и животной пищей

4) общественный образ жизни млекопитающих

9. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о

1) возникших мутациях

2) о проявлении атавизма

3) нарушении развития плода в организме

4) происхождении человека от животных

10. Какой отбор сохраняет видовые признаки современного человека?

1)движущий

2)стабилизирующий

3) массовый

4)методический

1 . Установите соответствие между причинами и способами видообразования

Причины видообразования Способы видообразования

1) расширение ареала исходного вида А) географическое

2) стабильность ареала исходного вида Б) экологическое

3) разделение ареала вида различными

преградами

4) многообразие изменчивости особей внутри ареала

5) многообразие местообитаний в пределах

стабильного ареала

2. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей.

А) семейство Волчьи (Псовые)

Б) класс Млекопитающие

В) вид Обыкновенная лисица

Г) отряд Хищные

Д) тип Хордовые

Е) род Лисица

3. Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки берёзовой пяденицы в процессе эволюции

А) сохранение тёмных бабочек в результате отбора

Б) изменение окраски стволов берёз вследствие загрязнения окружающей среды

В) размножение тёмных бабочек, сохранение в ряде поколений тёмных особей

Г) уничтожение светлых бабочек птицами

Д) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на тёмную

1. Дайте краткий ответ на вопросы :

1.Почему первые живые организмы Земли были гетеротрофами?

2.В чём проявляется конвергентное сходство крокодила, лягушки и бегемота?

2. Дайте развёрнутый ответ

Почему у отдельных людей появляются атавизмы?

Ответы: 11 класс

А: 3,1,3,4,4,4,3,1,1,2 А: 3,2,2,2,3,3,4,2,4

В: БАААББ В: АБАББ

ДГВАБ ВЕАГБД

ВАГБД БГАВД

1. Эволюционная теория утвердила и доказала историческое развитие живой природы, изменчивость видов.

2. Холодная вода плохо всасывается корнями растений, т. к. понижается корневое давление и уменьшается сосущая сила.

3. - Вследствие сходства строения, процессов жизнедеятельности, поведения.

Вследствие генетического единства – одинакового набора хромосом;

От межрасовых браков появляется потомство, способное к размножению.

В -2 С: 1. В первичном океане было много органических веществ, а у организмов ещё не сформировался механизм автотрофного питания.

2. В сходном расположении глаз и ноздрей на голове.

Всего: 10б А + 16б В + 5бС = 31б

Нормы оценок:

На оценку «5» -б (10бА + 2-3 задания В + 1-2 задания части С)

На «4 » - 22 – 26б (10бА + 1-2 задания В)

На «3 » -б (7-8бА + 1заданиеВ, допущены ошибки)

На «2 » - 16 и меньше баллов, т. е. менее половины контрольной работы , допущены

грубые биологические ошибки)