Почему нет единого понимания процесс восстановления человека. Природное и общественное в человеке. Проблема антропосоциогенеза. Единство природного, общественного и духовного в человеке. Современные последователи средневековых постулатов

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ – БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИ РНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. EVG3097@MAIL. RU

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ – БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИ РНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. EVG3097@MAIL. RU

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ – БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИ РНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. EVG3097@MAIL. RU

ЦЕЛИ УРОКА 1. В ЧЕМ ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА? 2. ПОЧЕМУ НЕТ ЕДИНОГО ПОНИМАНИЯ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА? 3. ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ? 4. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДУЮТ НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ?

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПОНЯТИЯ: АНТРОПОГЕНЕЗ, БИОСОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА, СМЫСЛ ЖИЗНИ, ГЕНОМ, ДНК,МИКРОКОС, МАКРОКОСМОС

ПОВТОРЕНИЕ – «МАТЬ УЧЕНИЯ» ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО? ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ? ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИГУРА ОБЩЕСТВА? ОТЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНЫХ? ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. ПОТРЕБНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ: ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК?

ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ. ЧЕЛОВЕК В ДРЕВНОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА –ИЗ НИЧЕГО, ПО ВОЛЕ БОГОВ, ПО ВОЛЕ ПРИРОДЫ. НАУЧНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА- АНТРОПОГЕНЕЗ СВЯЗАН С Ч. ДАРВИНОМ В 19 В. «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. . » И «РОЛЬ ТРУДА …» в 20 В. ЭТИ ИДЕИ СОСТАВИЛИ КОНЦЕПЦИЮ БИОСОЦИАЛЬНОЙ ПР ИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА.

ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ. ЧЕЛОВЕК В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ИДУТ ПО ТРЕМ ГЛАВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ: 1. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ, 2. БИОЛОГО- ГЕНЕТИЧЕСКОЕ, 3. БИОЛОГО- СОЦИАЛЬНОЕ.

ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. РАМАПИТЕК (14 – 20 МЛ) АВСТРАЛАПИТЕК (5- 8 МЛ) HOMO HABILISЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ (2МЛ) HOMO ERECTUS – (1-1,3 МЛ) HOMO SAPIENS150 ТЫСЮ- 200ТЫС. КРОМАНЬОНЕЦ(40 – 50 ТЫС.) ДОМИНИРУЮЩИЙ ФАКТОР ТРУДА В СТАНОВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА УСТ УПИЛ МЕСТО МНОГОФАКТОРНОСТИ ПРИЧИН ПОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ СМЫСЛ ЖИЗНИ – ЗАНЯТИЕ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКА СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА: ЗАЧЕМ, РАДИ ЧЕГО ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК ОБЪЕТИВНАЯ: ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕКА СО ВСЕМ ЖИВЫМ. ДВА ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ СМЫСЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ: 1. СМЫСЛ ЖИЗНИ СВЯЗЫВАЕТСЯ С МОРАЛЬНЫМИ УСТАНОВЛЕНИЯМИ ЗЕМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. 2. В ДРУГОМ – С ЦЕННОСТЯМИ, НЕ СВЯЗАННЫМИ С ЗЕМНОЙ ЖИЗНЬЮ.

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЛОСОФОВ. АРИСТОТЕЛЬСТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ ВОЗРОЖДЕНИЕ – СМЫСЛ ЖИЗНИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ. КАНТ И ГЕГЕЛЬ- 17 – 18 В. – СМЫСЛ ЖИЗНИ С НРАВСТВЕННЫМИ ИСКАНИЯМИ И САМОПОЗНАНИЕМ Э. ФРОММ- 20В. –ДЛЯ ОДНИХ СМЫСЛ ЖИЗНИ- БРАТЬ, ДЛЯ ДРУГИХ – ТВОРИТЬ, ОТДАВАТЬ

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЛОСОФОВ. С. Л. ФРАНК- 1887- 1950СМЫСЛ ЖИЗНИ В ДУХОВНОЙ СВОБОДЕ И ТВОРЧЕСКОМ НАЧАЛЕ Н. Н ТРУБНИКОВ-1929-1983 – СМЫСЛ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ САМОЙ ЖИЗНИ В БИОЛОГИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕК СМЕРТЕН, КОНЕЧЕН, НО СОЦИАЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ ОН ИМЕЕТ ШАНС БЕСКОНЕЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. НО ХВАТАЕТ ЛИ ЭТО ЧЕЛОВЕКУ?

НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА РАССМАТРИВАЕТСЯ В ЧЕТЫРЕХ ИЗМЕРЕНИЯХ: БИОЛОГИЧЕСКОЕ – АНАТОМИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКАБИОЛОГИЯ, ГЕНЕТИКА МЕДИЦИНА ПСИХИЧЕСКОЕ- ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА - ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЕ- ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА- СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ГРУПП, ПРАВО, ПОЛИТОЛОГИЯ И Т. Д. КОСМИЧЕСКОЕ - ОСМЫСЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ ЧЕЛОВЕКА СО ВСЕЛЕННОЙЦИОЛКОВСКИЙ, ВЕРНАДСКИЙ, ЧИЖЕВСКИЙ- СВЯЗЬ МИКРОМИРА И МАКРОМИРА.

ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ. 1. РАБОТА С ПРАКТИЧЕСКИМИ ВЫВОДАМИ. С. 32. 2. ПРОЧИТАТЬ ДОКУМЕНТ- ВЫДЕЛИТЬ ГЛАВНУЮ ИДЕЮ.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБ. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, ПОД РЕД. Л. Н. БОГОЛЮБОВА- 2 ИЗД. – М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ. 2006.

Урок по обществознанию на тему «Природа человека»
Цель: рассмотреть сущность человека как создателя и носителя культуры; раскрыть основные факторы и этапы становления современного человека; познакомиться с основными подходами к определению смысла жизни.
Предмет: обществознание.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


  1. Сообщение темы и цели урока.

  1. Активизация учебной деятельности.

В чём загадка человека? Почему нет единого понимания процесса становления человека? Есть ли смысл в человеческой жизни? Какие проблемы исследуют науки о человеке?


  1. Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы


Одной из центральных проблем философии является проблема человека. Эта загадка волновала учёных, мыслителей, художников всех эпох. Не завершены споры о человеке и сегодня и вряд ли завершатся когда-либо. Причём, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы, вопрос о человеке звучит именно так: что такое человек? Немецкий философ И. Фихте (1762-1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а ко всему человеческому роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне его отношений с другими людьми, т. е. вне общества.
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
Чтобы уяснить сущность человека, прежде всего, необходимо понять, как он появился. Гениальные догадки вместе с прекрасными легендами повествуют о появлении человека из «ничего», по воле богов или «по воле» природы.

Научное исследование происхождения человека (антропогенеза) было положено в XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», в которой впервые была высказана идея о происхождении человека и человекообразных обезьян от общего предка. Другой фактор антропогенеза раскрыл Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где обосновал положение о том, что именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее. В XX в. эти идеи составили концепцию биосоциальной природы человека.

Сегодня исследования процесса становления человека идут по трём главным направлениям. Первое связывает антропогенез с развитием геологических процессов, сопоставляя этапы эволюции человека с этапами эволюции земной коры, устанавливая, таким образом, недостающие звенья в процессе возникновения человека современного типа. Второе направление исследует биологические предпосылки и генетические механизмы эволюции человеческих предков человека в соответствии со стадиями формирования у них отличительных свойств человека (прямохождения, использования передних конечностей в качестве естественных «орудий производства», развития речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальной). Третье направление занимается уточнением общей теории антропогенеза как сложного, комплексного процесса, осуществляющегося на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов.

По современным представлениям, начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) – существа, устойчиво перешедшего к образу жизни в саваннах с систематическим использованием орудий. 5-8 млн лет назад появляются австралопитеки, широко использовавшие подобранные и отчасти подработанные орудия. От них около 2 млн лет назад произошёл первый представитель рода Homo Homo habilis , или человек умелый. Вид Homo erectus , человек прямоходящий, появляется 1-1,3 млн лет назад. Он имел объём мозга в пределах 800-1200 см 3 (объём мозга современного человека – 1200-1600 см 3), умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнём, что позволило ему перейти к варёной пище, и, видимо, обладал речью. Его прямым потомком и стал Homo sapiens, или человек разумный (150-200 тыс. лет назад). Этот предок человека на стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) уже вполне приблизился к современному не только по внешнему физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготовлять одежду, пользоваться высокоразвитой речью, а также по интересу к прекрасному, способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр.

Что касается общей теории антропогенеза, то её основу в течение всего XX в. составляла идея об особой роли трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества. Но с течением времени и эта идея претерпела изменения, главное из них было связано с осознанием целого комплекса условий, в котором орудийная деятельность и труд рассматривались во взаимодействии с развитием речи, сознания человека, с процессом формирования нравственных представлений, складывания мифологии, ритуальной практики и т. д. Только все вместе эти факторы обеспечивают общественное развитие и находят своё воплощение в культуре.
Цель и смысл жизни человека
Отличительным свойством человека можно признать его стремление к философскому осмыслению мира и себя самого. Поиск смысла жизни – занятие сугубо человеческое.

Субъективная сторона вопроса: зачем, ради чего живёт человек? – не имеет однозначного решения, каждый решает его индивидуально, в зависимости от традиций, культуры, мировоззрения, а иногда и от конкретных жизненных обстоятельств. Но каждый человек – частица человеческого рода. Осознание единства человека и человечества со всем живым на планете, с её биосферой и с потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение и делает проблему смысла жизни объективной, т. е. не зависящей от человека.

В истории философии можно выделить два принципиально различающиеся подхода к проблеме смысла человеческой жизни. В одном случае смысл жизни связывается с моральными установлениями земного существования человека. В другом – с ценностями, не связанными напрямую с земной жизнью, которая сама по себе быстротечна и конечна.

Не претендуя на единственно верный ответ, предлагаем вам самим поразмышлять над вечными вопросами, познакомившись с точками зрения некоторых философов.

Традиция соотносить цель жизни с понятием «счастье» такая же древняя, как сама философия. Аристотель ещё в IV в. до н. э. отмечал, что одним счастьем кажется добродетель, другим – рассудительность, третьим – известная мудрость. При этом каждый стремится именно к счастью.

Философия Возрождения искала смысл жизни в самом человеческом существовании.

А классическая немецкая философия в лице И. Канта (1724-1804) и Г. Гегеля (1770-1831) связывала смысл жизни человека с нравственными исканиями, саморазвитием и самопознанием человеческого духа.

В XX в. также велись поиски ответов на мучительные вопросы бытия. Э. Фромм (1900-1980) полагал, что одни люди ориентированы на «обладание» и для них смысл жизни – иметь, брать. Смысл жизни других – в «бытии», им важно любить, творить, отдавать, жертвовать собой. Только служа людям, они могут полноценно реализовать себя.

Русский философ С. Л. Франк (1877-1950) писал: «Смысл есть разумное осуществление жизни, а не ход звёздных часов, смысл есть подлинное обнаружение и удовлетворение тайных глубин нашего «я», а наше «я» немыслимо вне свободы, ибо свобода… требует возможности нашей собственной инициативы, а последняя предполагает… что есть нужда в творчестве, в духовной мощи, в преодолении преград». Жизненный путь – это «путь борьбы и отречения – борьбы Смысла жизни против её бессмысленности, отречение от слепоты и пустоты ради света и богатства жизни». Именно духовная свобода и творческое начало человека дают надежду на постижение смысла его жизни.

Иную точку зрения на смысл жизни и её предназначение высказал ещё один наш соотечественник – Н. Н. Трубников (1929-1983). Он писал: «полюби же ты, наконец, эту жизнь, твою, единственную, ибо другой не будет никогда… Полюби её, и ты легко научишься любить и ту, другую, чужую жизнь, так по-братски переплетённую с твоею, - тоже единственную… Не бойся умереть, прожив. Бойся умереть, не узнав жизни, не полюбив её и не послужив ей. А для этого помни о смерти, ибо только постоянная мысль о смерти, о пределе жизни поможет тебе не забывать о предельной ценности жизни». Иными словами, смысл жизни раскрывается в процессе этой жизни, хотя и конечной, но не бесполезной.

Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Вместе с тем индивид имеет возможность вечного, т. е. относительно бесконечного, существования в ином – социальном – отношении. Поскольку существует род человеческий, постольку (по времени) может существовать и личность. Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, в последующих поколениях, в их традициях и т. п. Человек создаёт различные предметы, орудия труда, те или иные структуры общественной жизни, произведения культуры, научные труды, совершает новые открытия и т. п. Сущность человека выражается в творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и более длительное, чем у индивида, существование.


Науки о человеке
Вопрос о сущности человека чаще всего рассматривают в четырёх основных измерениях: биологическом, психическом, социальном и космическом.

Под биологическим понимается анатомическое и физиологическое строение, особенности генетики, основные процессы, обусловливающие функционирование человеческого организма. Эти свойства человека изучают различные отрасли биологии и медицины. В последние годы особенно заметных результатов достигла генетика, в том числе в расшифровке генома человека – совокупности всей генетической информации человеческого организма, зашифрованной в структуре ДНК. С одной стороны, развитие биологии и медицины вселяет надежду на освобождение человека от многих ранее неизлечимых болезней. А с другой стороны, порождает новые философские и этические проблемы, связанные с изменением традиционных представлений о жизни и смерти, сущности человека, его специфических свойствах.

Психическое – синоним внутреннего мира человека. Оно охватывает сознательные и бессознательные процессы, интеллект, волю, память, характер, темперамент, эмоции и т. п. Познанием психического занимается психология. Одной из основных проблем этой области знания является изучение внутреннего мира человека во всей его многомерности, сложности и противоречивости.

Социальное в человеке изучает целый комплекс наук. Поведением человека занимаются социальная психология, социология личности и групп. Человек – это общество в миниатюре. В нём в «свёрнутом» (концентрированном) виде отражено всё общество с присущими ему состояниями. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что науки об обществе, в конечном счёте, изучают человека.

Поскольку жизнедеятельность человека немыслима без многообразного мира культуры – мифологии, религии, искусства, науки, философии, права, политики, мистики, то становится очевидным, что одним из главных предметов культурологии также является человек.

Космическое – ещё одно направление познания человека. Философское осмысление проблемы человека тесно связано с проблемой его взаимоотношений со Вселенной. Уже в далёком прошлом мыслители рассматривали человека как микрокосм в составе макрокосма. Эта связь человека и мироздания всегда находила воплощение в мифах, религии, астрологии, философии, научных теориях. Идеи о влиянии космических процессов на человека высказали К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский. Ни у кого сегодня не вызывает сомнения зависимость жизни от процессов, происходящих во Вселенной. Ритмы Космоса оказывают влияние на динамику изменения биополей растений, животных и человека. Обнаруживается тесная связь ритмов в макро- и микромире. Обострение экологических проблем вплотную подвело человека к необходимости осознания себя как частицы ноосферы.

Однако, несмотря на то, что во многих названиях современных областей знаний звучит слово «антропология» (культурная антропология, социальная антропология, политическая антропология, даже поэтическая антропология), современные науки пока ещё не выработали общего подхода к пониманию основных загадок человека. Но всё чаще слышатся голоса о необходимости создания особой науки о человеке, как бы она ни называлась – общее человековедение, теоретическая антропология или просто наука о человеке.


  1. Практические выводы.

  1. Ещё в древности был сформулирован принцип философского познания «Познай самого себя!». Для реализации этого принципа полезно помнить, что человек – существо историческое. Каждый из нас как бы «стоит на плечах» многих поколений своих предков. На человеке лежит ответственность за жизнь на Земле и будущее человечества.

  2. В современном мире немало бесчеловечного, жестокого, страшного. Тем важнее осознать значимость человека, понять, в чём смысл жизни, выбрать достойные цели, осознанно сделать выбор жизненного пути, понять, какая позиция вам ближе: быть или иметь? Ради чего стоит жить, а чего стараться избегать, чтобы сохранить в себе человека?

  3. Сегодня нередко приходится слышать, что человек переживает кризис, сам готовит свою погибель. Поэтому особенно важно понять, что человеческая жизнь самоценная, а перспектива человечества состоит в развитии личности в гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром.

  4. Помните, что человек – открытая система, многие вопросы не имеют однозначного ответа, но сам поиск ответов на загадки человеческой природы – занятие увлекательное для мыслящего существа. Если вас заинтересовали проблемы сущности человека, смысла его жизни, обратитесь к работам философов. Но, размышляя над вечными философскими загадками, не забывайте о личной ответственности за сохранение, развитие и приумножение человеческого в себе.

  5. Имейте в виду, что человековедение – перспективная область развития науки. В ней найдётся место для самых разных ваших дарований и талантов.

    1. Документ.

Из работы русского философа С. Л. Франка «Смысл жизни».

…Вопрос о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нём, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие-либо сверхличные страсти и «дела» - в политику, борьбу партий и т. п., - но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных её предвестников – старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей жизни со всей иллюзорной значительностью её интересов – этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешённого, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни. Этот вопрос – не «теоретический вопрос», не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен – и собственно говоря, ещё гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду. Чехов описывает где-то человека, который, всю жизнь живя будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, «играл роль» в «обществе», был занят «делами», погружён в мелкие интриги и заботы – и вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжёлым сердцебиением и в холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное – жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла!

И всё-таки огромное большинство людей считает нужным отмахиваться от этого вопроса, прятаться от него и находит величайшую жизненную мудрость в такой «страусовой политике».
Вопросы и задания к документу


  1. Почему вопрос о смысле жизни, по словам философа, волнует и мучает человека? Почему от этого вопроса не может отмахнуться ни один человек?

  2. С какими свойствами человека связано стремление обрести смысл жизни?

  3. Как связаны между собой вопрос о смысле жизни и смертность человека? Почему этот вопрос носит «не теоретический» характер? В чём вы видите его практическую направленность?

  4. Известен ли вам рассказ А. П. Чехова, на который ссылается автор приведённого фрагмента?

  5. Почему многие люди всё-таки считают нужным отмахнуться от вечного вопроса о смысле жизни? В чём ограниченность «страусовой политики»?

    1. Вопросы для самопроверки.

  1. Почему, обращаясь к сущности человека, мы спрашиваем, что такое человек, а не кто такой человек?

  2. Какие теории положили начало научному изучению атропогенеза? Охарактеризуйте их основное содержание.

  3. Раскройте основные этапы становления человека современного типа.

  4. В чём проявляется сущность человека как создателя и носителя культуры?

  5. Каковы основные (сущностные) отличительные признаки человека?

  6. Перечислите факторы становления человека, возможные только в обществе. Чем вы можете дополнить перечень учебника?

  7. Дайте характеристику основных подходов к определению смысла жизни.

  8. Какие проблемы изучения человека можно отнести к вечным, а какие – к актуальным?

    1. Задания.

  1. Составьте систематизирующую таблицу «Смысл и цель человеческой жизни во взглядах философов». При желании можете дополнить перечень имён учёных, искавших ответ на этот вечный вопрос. За необходимой информацией обратитесь к философскому словарю, учебникам по философии, загляните в Интернет.

  2. В чём философский смысл следующего высказывания И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяет их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?

  3. Чем бы вы объяснили тот факт, что многие учёные-естественники наряду с занятиями конкретными науками обращались к общим философским размышлениям о природе человека? Как связаны естественные науки с философской антропологией?

  4. Подготовьте сообщение об одной из наук, изучающих человека. Предложите план такого сообщения, сформулируйте вопросы для слушателей.

    1. Мысли мудрых.

«Человек может быть определён как животное стыдящееся».


В. С. Соловьёв (1853-1900), русский философ

  1. Завершающая часть.

    1. Оценивание ответов учащихся.

    2. Домашнее задание: читать §3 «Природа человека» (сс. 28-35); выполнить задания с. 35.

Русский философ XIX века В. С. Соловьев дал определение человеку как социальному существу. Это значит, что высшие идеалы существования, цели и заключаются не в его личной судьбе и благополучии, а направлены на социальные судьбы всего человечества. В понимании автора, социальные судьбы, скорее всего, означают одно - приоритет коллективных задач над индивидуальными ценностями и потребностями. Отсюда возникает вполне логичный вопрос: «что такое природное и общественное в человеке?» Есть ли смысл в его жизни? Но, к сожалению, нет единого понимания процесса Это проблема многих наук, изучающих подобные вопросы.

Природное и общественное в человеке: проблема антропосоциогенеза

Антропосоциогенез - это наука о становлении и развитии человека. Расшифровывается термин следующим образом: «антропос» - человек, «социо» - социум, «генезис» - развитие. Это научное направление изучает природное и общественное в человеке. Также антропосоциогенез исследует роль коллектива и общества в данном процессе. Главная загадка индивидуума, с точки зрения науки - единство природного, общественного и духовного в человеке.

Теории происхождения

  • Первая теория - теологическая. Она подразумевает влияние высших божественных сил и появление человека «из ничего», «по воле сверхъестественного». Эта так называемая ненаучная теория.
  • Вторая теория - превращение человекообразных обезьян в людей. Появилась она с выходом в XIX веке книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». Его труд дополнил Ф. Энгельс в книге «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Конечно, сейчас очень много критики в их адрес. До конца не ясны стадии эволюции, не объяснены многие вопросы, связанные с генетическими изменениями т. д. До сих пор не найдено так называемое переходное звено - тогда эта теория получила бы неопровержимое доказательство и стала постулатом. Но бесспорно одно - это первая научная трактовка, объясняющая небожественное происхождение. Влияние ее на человечество было просто ошеломляющим. Никто до этого не осмеливался бросить вызов религии, полностью отрицая ее. Но теория игнорировала природное и общественное в человеке и их тесную взаимосвязь. То есть фактически приравняла его к животному.
  • Третья теория - биосоциальные концепции. Согласно ей, признается, что человек - общественное природное существо. Приверженцы теории считают, что социум оказал не меньшее влияние на появление разумного человека, чем стихийные факторы. Концепции биосоциального развития появились на явных нестыковках дарвинизма. Труд, природные факторы, конечно, очень сильно влияли на становление личности, но нельзя было игнорировать и социальные проявления. Например, развитие трудовой деятельности и появления орудий, шло одновременно с усовершенствованием речи, проявлением сознания, нравственным восприятием. И самое главное - качественные изменения одного, приводили к подобным метаморфозам в другом аспекте. Это настолько очевидно из исторических исследований, что даже непонятно какой фактор преобладает - природный или социальный.

Но что такое природное и общественное в человеке? Обществознание дает пояснение на этот вопрос.

Одно из проявлений этого понятия - стремление к философскому осмыслению мира, поиску смысла жизни. Зачем, ради чего мы живем? Каждый, конечно, ответит индивидуально на данный вопрос. В зависимости от культуры, интеллекта, традиций. Но самое главное, в чем проявляется социальное в человеке - это осознание принадлежности к человеческому роду, к его единству на планете. Каждая индивидуальность лишь маленькая крупица в системе общества. Единство проявляется не только во взаимодействии друг с другом, но и с природой, биосферой, планетой. Индивиды в обществе должны жить в гармонии друг с другом, а также с окружающим миром. Именно в этом и заключается природное и общественное в человеке.

Проблема смысла жизни

Единства по данному вопросу нет. Существуют две базовые концепции, вокруг которых и складываются различные точки зрения.

  • Первая - привязанность смысла жизни к земному существованию.
  • Вторая - отстранена от мира, аргументируя это тем, что земная жизнь скоротечна. Данная концепция связывает смысл жизни с ценностями, не относящимися к обитанию людей на земле.

Точек зрения на эту проблемы много, начиная от древних философов, заканчивая современными учеными.

Дохристианские трактовки

Дохристианские ученые, такие как Аристотель, живший в IV веке до нашей эры, привязывали смысл жизни к обретению счастья. Но это понятие сугубо индивидуальное. Так, по мнению ученых мужей, одни видят его в добродетели, другие - в рассудительности, третьи - к мудрости.

Средневековые трактовки

Мыслители Средневековья привязывали смысл жизни к полному познанию божественных сил, высшей мудрости Создателя. Методами овладения данной доктриной должны служить Библия, церковь и церковные книги, божественные откровения святых и т. д. Важно знать, что изучение прикладных точных наук трактовалось как погружение во тьму и невежество. Также считалось, что увлечение наукой носит антиобщественный характер.

Современные последователи средневековых постулатов

Справедливости ради стоит отметить, что до сих пор у данного направления множество последователей. В качестве примеров губительности развития науки и техники служат такие открытия как атомная и водородная бомбы. Известно, что они способны за несколько минут полностью уничтожить планету. Также развитие промышленности и автоматизация отравляет экологию, делая жизнь непригодной для обитания. Следствием этого можно считать нарушение климата, смещение полюсов, отклонение планеты от оси и т. д. Высшим счастьем, смыслом жизни для последователей этой концепции служит гармония друг с другом, с природой. Главная цель - сохранить Землю для будущих поколений, отказавшись от всего губительного.

Эпоха Возрождения

Философы этого периода, яркими представителями которого являлись ученые немецкой школы, считали, что смысл существования человека содержится в нравственных исканиях, саморазвитии и самопознании. Это мыслители И. Кант и Г. Гегель. Они утверждали, что пока мы не научимся понимать себя, свою сущность, то никогда не сможем понять окружающий мир. Они не отрицали божественные силы, но привязывали их к внутреннему неизвестному Пока он не научится жить в гармонии с собой, то не сможет находиться в гармонии с социумом и окружающим миром. Например, И. Канта дает понимание этому. Его главные постулаты звучат так:

  • не делай людям то, что не хочешь, чтобы они сделали тебе;
  • относись к окружающим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Великий философ утверждал, что человек должен понять мир через призму собственных чувств. Его идеи очень близки к религиозным заветам. Например, «не суди да не судим будешь» и другие выражения священного писания носят ту же направленность.

Итоги

Итак, что такое природное и общественное в человеке? Кратко можно ответить так: это осознание смысла жизни, существование в гармонии с собой, человечеством и окружающей природой.

Одной из центральных проблем философии является проблема человека. Эта загадка волновала ученых, мыслителей, художников всех эпох. Не завершены споры о человеке и сегодня и вряд ли завершатся когда-либо. Причем, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы, вопрос о человеке звучит именно так: что такое человек? нeмeцкий философ И. Фихте (1762-1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а ко вceму человеческому роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого caмoгo по себе, вне eгo oтношений с другими людьми, т. е. вне общества.

ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Чтобы уяснить сущность человека, прежде вceгo необходимо понять, как он появился. гениальные догадки вмeсте с прекрасными легендами повествуют о появлении человека из «ничего», по воле богов или «по воле» природы.

Научное исследование происхождения человека (aнтропогенеза) было положено в XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», в которой впервые была высказана идея о происхождении человека и человекообразных обезьян от общего предка. Другой фактор антропогенеза раскрыл Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где обосновал положение о том, что именно труд явился peшающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее. В ХХ в. эти идеи составили концепцию биосоциальной природы человека.

Сегодня исследования процесс а становления человека идут по трем г лавным направлениям. Первое связывает aнтропогенез с развитием геологических процессов, сопоставляя этапы эволюции человека с этапами эволюции земной коры, устанавливая таким образом недостающие звенья в процессе возникновения человека cовpeмeннoгo типа. Второе направление исследует биологические предпосылки и генетические механизмы эволюции человеческих предков человека в соответствии со стадиями формирования у них отличительных свойств человека (прямохождения, использования передних конечностей в качестве естественных «орудий производства », развития речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности). Третье направление занимается уточнением общей теории aнтpoпогенеза как сложного, комплексного процесса, осуществляющегося на основе тecнoгo взаимодействия биологических и социальных факторов.

По современным представлениям, начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) - существа, устойчиво перешедшегo к образу жизни в саваннах с систематическим использованием орудий. 5-8 млн лет назад появляются aвстpaлопитеки, широко использовавшие подобранные и отчасти подработанные орудия. От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Ноmо - Ноmо habilis, или человек умелый. Вид Ното eгecтus, человек прямоходящий, появляется 1 - 1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга в пределах 800-1200 см 3 (объем мозга coвpeмeннoгo человека - 1200- 1600 см 3), умел изготавливать дoвольно совершенные орудия охоты, овладел oгнeм, что позволило ему перейти к вареной пище, и, видимо, обладал речью. Eгo прямым потомком и стал Ното sapieпs, или человек разумный (150-200 тыс. лет назад). Этот предок челове ка на стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) уже вполне приблизился к современному не только по внешнему физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготовлять одежду, пользоваться высокоразвитой речью, а также по интересу к прекрасному, способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр.

Что касается общей теории антропогенеза, то ее ocнoву в течение вceгo ХХ в. составляла идея об особой роли трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества. Но с течением вpeмeни и эта идея претерпела изменения, главное из них было связано с осознанием целого комплекса условий, в котором орудийная деятельность и труд рассматривались во взаимодействии с развитием речи, сознания человека, с процессом формирования нравственных представлений, складывания мифологии, ритуальной практики.и т. д. Только все вместе эти факторы обеспечивают общественное развитие и находят свое воплощение в культуре.

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Отличительным свойством человека можно признать eгo стремление к философскому осмыслению мира и себя caмoгo. Поиск смысла жизни - занятие сугубо человеческое.

Субъективная сторона вопроса: зачем, ради чего живет человек? - не имеет однозначного решения, каждый решает eгo индивидуально, в зависимости от традиций, культуры, мировоззрения, а иногда и от конкретных жизненных обстоятельств. Но каждый человек - частица человеческого рода. Осознание единства человека и человечества со всем живым на планете, с ее биосферой и с потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет oгpoмнoe мировоззренческое значение и делает проблему смысла жизни объективной, т. е. не зависящей от человека.

В истории философии можно выделить два принципиально различающихся подхода к проблеме смысла человеческой жизни. В одном случае смысл жизни связывается с моральными установления ми земного существования человека. В другом - с ценностями, не связанными напрямую с земной жизнью, которая сама по себе быстротечна и конечна.

Не претендуя на единственно верный ответ, предлагаем вам самим поразмышлять над вечными вопросами, познакомившись с точками зрения некоторых философов.

Традиция соотносить цель жизни с понятием «счастье» такая же древняя, как сама философия. Аристотель еще в IV в. до н. э. отмечал, что одним счастьем кажется добродетель, другим - рассудительность, третьим - известная мудрость. При этом каждый стремится именно к счастью.

Философия Возрождения искала смысл жизни в самом человеческом существовании.

3. Раскройте основные этапы становления человека cовpeмeннoгo типа.

4. В чем проявляется сущность человека как создателя и носителя культуры?

5. Каковы основные (сущностные) отличительные признаки человека?

6. Перечислите факторы стaновления человека, возможные только в обществе. Чем вы можете дополнить перечень учебника?

7. Дайте xapaктeристику основных подходов К определению смысла жизни.

8. Какие проблемы изучения человека можно отнести к вечным, а какие - к актуальным?

ЗАДАНИЯ

1. Составьте систематизирующую таблицу «Смысл и цель человеческой жизни во взглядах философов». При желании можете дополнить перечень имен ученых, искавших ответ на этот вечный вопрос. За необходимой информацией обратитесь к философскому словарю, учебникам по философии, загляните винтернет.

Антропосоциогенез - исторически длительный процесс становления человека из биологического существа в социальное и культурное - представляет собой единство двух параллельно протекающих процессов: антропогенеза (формирование человека) и социогенеза (развитие общества).

К основным историко-эволюционным формам антропогенеза надо относить

  1. австралопитеков,
  2. Homo habilis,
  3. Homo erectus,
  4. неандертальцев и
  5. кроманьонцев.

Каждый из них подразделяется на несколько подвидов. Кроме того, археологи нашли множество таких останков, которые сложно классифицировать, а потому они попадают в самостоятельные или промежуточные подвиды.

Между учеными не достигнуто единства в понимании начала и конца антропогенеза. Одни ученые начинают антропогенез с самых древних ископаемых форм гоминид и отодвигают границу на 6-7 млн. лет назад. Другие предлагают распространить понятие антропогенеза не на всех гоминид, а только на первых людей (пралюдей), в названии которых присутствует Homo. Тогда счет следует начинать с хабилисов, пришедших на смену австралопитекам примерно 2,2-2,5 млн. лет назад. Третьи именуют первыми людьми архантропов (питекантропов, синантропов, атлантропов и т.п.), сменивших хабилисов, примерно 1,6 млн. назад. Таким образом, нижняя граница варьируется от 7 до 1,6 млн лет назад.

Научные дискуссии о границах антропосоциогенеза, хотя и выглядят как спор о цифрах, носят скорее концептуальный характер: кого считать первым человеком (Homo)? Надо ли ограничивать этот процесс только человекоподобными формами или распространить его также на обезьяноподобных предков, предполагая, что человек появился не вдруг, а прошел очень долгую и сложную эволюцию?

В широком значении антропогенез - совокупность всех историко-эволюционных форм гоминид до появления Homo sapiens sapiens. Социогенез - совокупность доисторических форм общества вплоть до появления первых обществ-государств (античность).

Верхней границей антропосоциогенеза в отечественной литературе принято считать период 35-40 тыс. лет тому назад, т.е. верхний палеолит, когда на смену формирующимся людям (пралюдям) и формирующему обществу (праобществу) пришли готовые, сформировавшиеся люди и готовое, сформировавшееся человеческое общество. Таким образом, история человечества прежде всего подразделяется на два основных периода: 1) историю праобщества (праисторию) и 2) историю собственно человеческого общества .

Большинство исследователей склонно считать, что с появлением Homo sapiens sapiens завершился одновременно как антропогенез, так и социогенез. Таким образом, 30-40 тыс. лет назад закончился единый процесс антропогенеза. Приблизительно в это время появляется кроманьонский человек и происходит возникновение искусства.

Палеоантропология продолжает совершать открытия и постоянно вносит коррективы в сложившиеся схемы. В частности, на смену линейной схеме антропогенеза, ведущей от обезьяны к человеку, пришла кустообразная, включающая несколько, развивающихся параллельно и независимо друг от друга эволюционных линий, в том числе тупиковых, гоминид, стоявших на австралопитековом уровне развития и на уровне ранних Homo.

Антропогенез по костным останкам изучает физическая и биологическая антропология, социогенез - по археологическим артефактам и живущим ныне племенам социальная и культурная антропология. Нас больше интересует социогенез, меньше - антропогенез.

Сравнение последовательностей ДНК показывает, что самыми близкими родственниками человека из ныне живущих видов являются два вида шимпанзе (обыкновенный и бонобо). Филогенетическая линия, с которой связано происхождение современного человека, отделилась от других гоминид 6-7 млн. лет назад. Другие представители этой линии (главным образом, австралопитеки и ряд видов рода Homo) до настоящего времени не сохранились.

Родиной человека, как предполагал еще Ч.Дарвин, является Африка. Современные достижения палеоантропологии и научные открытия последних лет доказывают правоту «моноцентристов». В противоположность им «полицентристы» утверждают, что человек мог возникнуть независимо в разных местах и в разное время.

Современная генетика решительно высказывается в пользу «моноцентризма». В 2009 г. американские ученые под руководством С.Тишкофф, изучив генетическое разнообразие народов Африки, установили, что самой древней ветвью, испытавшей наименьшее количество смешиваний, как раньше и предполагалось, является генетический кластер, к которому принадлежат бушмены и другие народы, говорящие на койсанских языках. По всей видимости, они и являются той ветвью, которая ближе всего к общим предкам всего современного человечества.

Из Африки в глубокой древности отмечены два исхода, историческое время которых наукой еще уточняется. По одним данным первый выход состоялся около 135-115 тыс. лет назад, второй выход - 90-85 тыс. лет назад. Другие ученые утверждают, что 50-70 тыс. лет назад небольшая волна миграции из Африки достигла берегов Западной Азии. Третьи уверены, что первая волна расселения эректусов за пределы Африки случилась 1,75 млн. лет, а сапиенсов - 115-135 тыс. лет назад .

Биологическая эволюция подарила человеку уникальный инструмент - мозг, способный улавливать самые невероятные сочетания звуков, и гортань, способную их производить. Известно, что у раннего примата Afarensis объем черепа равен примерно 500, у Habilis Australopithecus - около 700, у питекантропа - 900, у Homo erectus он увеличился примерно до 900—1000, у синантропа - около 1200, у неандертальца - до 1400, у кроманьонца - примерно 1600 см 3 . Таким образом, в течение антропогенеза размеры человеческого мозга увеличились в три раза. Если учесть, что за тот же период средние показатели роста человека и окружности его грудной клетки возросли всего лишь на 20-40%, то увеличение объема мозга на 200% наводит на мысль, что движителем эволюции явилось развитие мозга.

За время биологической эволюции и антропогенеза количество нервных клеток в головном мозге увеличивалось от 1 млрд. у человекообразных обезьян до 100 млрд. у современного человека. Такие же количественные изменения происходят в течение жизни одного человека - от эмбриона до морфологического созревания мозга.

Известно, что у приматов мозг младенца достигает 70% мозга взрослой особи, еще 30% набираются за несколько последующих месяцев жизни. У людей все иначе: мозг ребенка составляет лишь 20% от величины взрослого человека, а процесс роста заканчивается только к 23 годам. Немецкий антрополог Сванте Паабо доказал, что человека от обезьян отличает активность генов, ответственных за строительство мозга. У человека эти гены в 5 раз активнее.

Резкое увеличение мозга ведет к росту энергозатрат. На содержание мозга уходит 60% всей энергии, используемой новорожденным младенцем. У взрослых расходы снижаются до 25%, но и это непомерно много по сравнению с высшими обезьянами (8%). Homo erectus компенсировал энергетические потери увеличением доли мяса в рационе, а его потомки - приготовлением пищи на огне, что, несомненно, повысило качество и калорийность питания.

Интенсивное развитие центральной нервной системы оказало глубокое воздейст-вие не только на среду обитания человека, но и на численность народонаселения мира: в 1000 г. оно составляло порядка 300 млн., к 1900 г., то есть 9 веков спустя, возросло до 1,5 млрд., а в 2000 г. эта цифра превысила 6 млрд. Таким образом, только за XX в. численность народонаселения мира возрастает на 4,5 млрд. человек . Марк Стоункинг, изучив различные варианты ДНК 120 человек разных рас, пришел к выводу, что размер популяции в плейстоцене составлял порядка 18 тыс. человек .

В общем и целом антропогенез сопровождался следующими революционными изменениями в анатомии гоминид: структурные преобразования мозга, увеличение мозговой полости и головного мозга, развитие двуногого передвижения (бипедализм), развитие хватательной кисти, опущение гортани и подъязычной кости, уменьшение размера клыков, появление менструального цикла, редукция большей части волосяного покрова. Благодаря универсальности речевых возможностей человек создал языки самой разной сложности и самых разных видов. Язык стал своеобразным транспортным средством цивилизации: благодаря ему информация передавалась, создавалась, записывалась, дублировалась, переводилась и т.п.

Самый продолжительный период истории занимает древний каменный век - палеолит. Он продолжался около 2 млн. лет. В это время происходят два глобальных процесса: становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез). Ранний палеолит - период антропогенеза, поздний палеолит - период социогенеза. Общество зарождается в тот момент, когда на смену биологической эволюции приходит эволюция культурная, когда орудийная деятельность предчеловека сменяется трудовой деятельностью человека.

Социальная эволюция, или социогенез начинается 40 тыс. лет назад с появлением родо-племенного строя . По мнению специалистов, род возник на рубеже раннего и позднего палеолита. Именно в это время зарождается современный тип человека. Господство биологических законов естественного отбора кончается. Человек расселяется по всем климатическим зонам Земли. Появляются одежда, жилище и очаг, климат становится постоянным. Род - дисциплинированный и организованный коллектив, создавший постоянные условия жизни. Отныне главным стало не приспособление к среде, а адаптация к законам и нормам коллектива.

Начинается социализация в подлинном смысле слова. В мозге человека того исторического периода были наиболее развиты как раз те участки, которые связаны с общественной жизнью. Они регулировали взаимоотношения и тормозили проявления зоологического индивидуализма.

Период безорудийной деятельности длился очень долго. Если учитывать самые ранние из обнаруженных сегодня форм древнего человека, около 6-7 млн. лет, и появление первых орудий труда, случившееся 2,2 млн. лет назад, то он продолжался не менее 5 млн. лет, т.е. значительно дольше, чем вся последующая цивилизация.

Факты свидетельствуют о том, что эволюция закончилась с окончанием последнего ледника. Если человека верхнего палеолита подстричь, причесать и одеть в современную одежду, то его вряд ли удастся отличить от нас. Труд и порожденное им сознание помогли формирующемуся человеку не только приспособиться к дикой природе, но и приспособить ее к своим потребностям. Антропогенез - непрерывная нить истории, ведущая от человека умелого к человеку разумному . Таков питекантроп, обезьяночеловек, живший примерно 0,5 млн. лет назад. За ним вверх по эволюционной лестнице идут синантроп и гейдельбергский человек. Еще выше - неандертальцы, обладавшие членораздельной речью и жившие группами по 50-100 человек. Они одевались в шкуры, широко пользовались огнем.

Неандертальцы, как и сапиенсы, проходили через «бутылочные горлышки» - периоды резкого снижения численности, за которыми следовали периоды быстрой экспансии. Последний общий предок неандертальцев и современных людей, судя по генетическим данным, жил около 600-800 тысяч лет назад. Практически доказано, что среди современных людей нет потомков неандертальцев по прямой материнской линии.

Примерно 50 тыс. лет назад, как считала наука совсем недавно, на Земле появился кроманьонский человек, внешне почти не отличимый от наших современников. Он приручал животных, делал первые шаги в области земледелия, знал гончарное дело, умел сверлить, шлифовать. Это был Homo sapiens. Сегодня время его появления постоянно отодвигается вглубь веков. До находки в Афаре (Эфиопия) в 2003 г. двух черепов возраст самых ранних останков предков Homo Sapiens, известных науке, составлял от 130 до 100 тысяч лет. Теперь нижняя граница появления современного человека (его назвали «Homo sapiens идалту») отодвинута на 160 тыс. лет. Черепа относятся к более поздней ступени развития, чем неандертальцы. Они свидетельствуют, что ранние люди появились в Африке еще до того, как в Европе исчез последний неандерталец. Раскопки, проведенные Т.Вайтом, показывают, что современные люди сосуществовали одновременно с неандертальцами и появились сначала в Африке, а не одновременно в разных уголках земного шара. В 1967 г. на юге Эфиопии экспедицией под руководством кенийского палеоантрополога Ричарда Лики были найдены древние останки человека, возраст которых определили тогда в 130 тыс. лет. А в 2005 г. их проанализировали заново, и оказалось, что на самом деле возраст древнего Homo Sapiens равен 195 тыс. лет . Генетические исследования показывают, что современный человек мог появиться 150-200 тыс. лет назад.

Окончание антропогенеза означает, что появившаяся речь (язык), вклинившись между ним и окружающей средой, ускорила разрыв с природой. Впервые культурная эволюция, начавшаяся 40 тыс. лет назад , стала обгонять биологическую: инстинкт и эмоции уравновесились обычаем и мыслью. Именно речь явилась основой коллективной деятельности, от которой в свою очередь зависело, каким группам первобытных людей суждено было выжить в борьбе за существование, а каким — погибнуть. Таким образом, те, кто обладал более развитой речью, систематически выходили из этой борьбы победителями, что да-вало эволюционное преимущество особям с более развитым мозгом и тем самым способствовало его ускоренному росту.