Программа психолого педагогического сопровождения профильного обучения. Научная электронная библиотека. Изучение интересов, способностей, склонностей

Модернизация образования последних 2-3 лет связана с введением – системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Ключевой идеей предпрофильного обучения является идея роста возможностей выбора, и очевидно, что ученик к таковому выбору должен быть подготовлен (Приложение 1 ).

Сущность и структура предпрофильной подготовки

Предпрофильная подготовка – это система психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся основной школы относительно избираемых или профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.

Учитывая особенность образования учащихся в образовательных учреждения углубленного профиля (лицее), а именно – раннее определение профиля обучения, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 7-9-классников – как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Важно понимать, что если раньше выпускник основной школы совершал выбор между обучением в 10-ом классе “в своей школе” и системой профессионального образования, то теперь, данный возрастной ценз снижен. Многие учащиеся выбирают обучение в лицее, где им предлагается переход на профильное образование уже с 8 класса.

Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно:

  • пропедевтический (при завершении обучения в 7-м классе) – выявление образовательного запроса учащихся;
  • основной (в период обучения в 8-м классе) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях;
  • завершающий (при окончании 9-го класса) – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе .

Около 2/3 выпускников совершают выбор направления продолжения образования под влиянием случайных факторов. Это определяет необходимость уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профиля обучения, которая в условиях модернизации образования возникает на более ранних возрастных этапах, и с учетом этого разрабатывать и проверять средства профильной ориентации.

Целесообразно, чтобы в ранжировании (“взвешивании”) факторов независимо друг от друга принимали участие сам учащийся, учителя и родители, что поможет обнаружить отличия приоритетных мотивов профильной ориентации.

Содержание и средства психологического сопровождения предпрофильной подготовки

На основании анализа теоретических источников приходим к следующему определению: под психологическим сопровождением предпрофильной подготовки учащихся понимается процесс создания условий и оказания необходимой психологической поддержки для перехода личности в позицию, активизирующую собственные ресурсы, запускающую механизм саморазвития и мотивирующую на выбор последующего образовательного и профессионального пути.

1) проведение информационной работы;
2) обучение способам принятия решений о выборе индивидуального образовательного маршрута;
3) выявление основных ограничителей (затруднений, проблем) выбора;
4) определение готовности к самостоятельному выбору профиля обучения;
5) определение реальной проблемы личностно-профессионального самоопределения;
6) изучение индивидуально-психологических особенностей личности;
7) изучение мира профессий;
8) определение психологической готовности к личностно-профессиональному самоопределению;
9) коррекция психологической готовности к личностно-профессиональному самоопределению;
10) коррекция выбора.

Для решения данных задач применяется широкий спектр средств психолого-педагогического сопровождения старшеклассников . Для более наглядного представления содержания и средств социально-психологического сопровождения учащихся в процессе предпрофильной подготовки представим их в таблице. (Приложение 2 ).

Основные задачи профильно-ориентационного компонента психологического сопровождения учащегося можно представить как помощь в нахождении ответов на следующие вопросы, обучение школьников “принятию решения” (Приложение 3 ).

Большой педагогический потенциал имеет работа с картой выбора профиля, при которой учащийся может сделать выбор на основе самоанализа.

Определить готовность подростка к самостоятельному выбору профиля обучения можно с помощью индивидуальной беседы, написания сочинения, биографии. Проводится контрольный срез с помощью анкетирования (Приложение 4 ) .

Активизирующие методики профессионального и личностного самоопределения предполагают не только формирование у подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив. Рассмотрим некоторые группы активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения (Приложение 2 ) .

Изучение индивидуально-психологических особенностей личности предполагает проведение психолого-педагогической диагностики с помощью профессиональных диагностических методик. Методика проведения диагностических процедур имеет специфику: подросток выступает не только в роли объекта исследования, но и сам является исследователем самого себя. Наряду с психологической диагностикой, существенное значение имеет педагогическая диагностика для определения эффективности становления профессионально-личностного самоопределения подростков, которая направлена на выявление индивидуальных качеств и их использования для разработки педагогических средств и методов воспитания; помощи в выборе профессии, специализации обучения, адекватных профессиональному выбору; на выявление мотивов учебной деятельности и выбора профессии .

В процессе подготовки учащихся к выбору профиля обучения предметом изучения будут, прежде всего, ценностные ориентации, установки личности, самооценка, склонности, способности. Диагностика способностей дает возможность человеку выбирать вид деятельности, наиболее соответствующий его возможностям и склонностям. Это, безусловно, влияет на формирование положительной профессиональной мотивации, удовлетворенности трудом и, как следствие, на удовлетворенность жизнью в целом.

Таким образом, квалифицированное психологическое сопровождение в новой системе предпрофильной подготовки помогает подросткам понять свои психологические особенности, интересы, склонности, ценностные ориентации, образовательные потребности и на этой основе совершить осознанный, самостоятельный и ответственный выбор профиля обучения.

Личностно-ориентированный подход как методология предпрофильной подготовки

Суть личностно ориентированного обучения заключается в том, что личность ученика, его неповторимая индивидуальность составляет главную и приоритетную ценность, от которой проектируются все остальные звенья образовательного процесса. В связи с этим необходимо отметить, что важное место в личностно ориентированном обучении занимает глубокое и всестороннее изучение личности ученика .

В новой, гуманистически ориентированной парадигме образования влияние личности педагога не только не снижается, а, напротив, возрастает. Снижается только роль учителя как источника информации, а наибольшее значение приобретает он как носитель ценностных ориентаций.

Одним из важных принципов построения личностно ориентированной профильной школы является принцип вариативности . Вариативное образование понимается как процесс расширения компетентностного выбора личностью жизненного пути и саморазвития личности; ребенок приобщается к культуре, то есть овладевает способами мышления и способностями, посредством которых люди на протяжении веков строили мировую цивилизацию.

Профильная дифференциация предусматривает осознанный, добровольный выбор учащимися направления специализации содержания обучения, познавательных потребностей, способностей, а также достигнутого уровня на основе знаний и умений и профессиональных намерений учащихся. Поэтому решение проблемы дифференциации содержания обучения играет большую роль в реализации личностно-ориентированной модели профильного обучения.

Главное – поддержка, развитие человека в человеке, “включение” и “запуск” механизмов его самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и других, необходимых для становления самобытной личности и достойной человеческой жизни, для диалогичного и безопасного общения с людьми, взаимодействия с природой, культурой, цивилизацией.

Для выявления уровня готовности учащихся к выбору профиля обучения предлагаем применялись следующие методы и методики исследования (Приложение 6 ):

  1. Анкета “Знакомство”.
  2. Методика “Ценностные ориентации” (М. Рокич).
  3. Методика “Карта интересов”.
  4. Опросник профессиональной готовности (ОПГ) (по классификации Е.А. Климова).
  5. Анкета “Типы интеллекта” (согласно теории Говарда Гарднера).

Подобранные нами методики позволили выявить следующие показатели: систему ценностей каждого учащегося; интересы и увлечения, склонность подростка к определенной профессиональной сфере, доминирующий тип интеллекта.

Из всего вышесказанного следует – психологическое сопровождение представляет собой целостную систему, которая состоит из следующих компонентов.

  1. Диагностический компонент – основа для постановки цели и задач. Диагностика проводится с применением следующих методов: тестирование, анкетирование, интерпретация педагогической ситуации (совместно с психологом), обращение к педагогам или психологу ребенка, родителям, классному руководителю.
  2. Организационный – выбор средств психологического сопровождения. На организационном этапе осуществляется подбор команды, определение средств и форм работы.
  3. Деятельностный – собственно реализация психологического сопровождения.
  4. Аналитический – анализ и коррекция деятельности .

Разработанная система психологического сопровождения ориентирована на актуализацию уже имеющихся знаний у учащихся, непосредственный выбор профиля обучения и профессиональное самоопределение старшеклассников. Система составлена с учетом типичных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся, их родители, классные руководителем на этапе выбора профиля.

Психолог помогает подросткам осознать собственные жизненные цели, ценности труда, информирует учащихся и их родителей о различных учебных заведениях, способствует самостоятельному и осознанному принятию ими решения. Система психологического сопровождения предусматривает проведение психолого-педагогического консилиума с участием социального педагога, родителей, классного руководителя, администрации школы и психолога. Результатом реализации системы должны стать осознанный самостоятельный выбор учащимися профиля обучения по окончании 7-го класса и профессиональное самоопределение по окончании 9-го класса.

Для наглядного изображения системы мы представим ее в виде символической модели. (Приложение 7 ). Данная система предполагает несколько направлений работы – с учащимися, родителями, классным руководителем – и реализуется поэтапно:

I. На подготовительном этапе выполняется подготовка необходимых материалов, проводится собеседование с психологом, классным руководителем и совместно составляется план работы. Работа с родителями на данном этапе заключается в информировании о той профориентационной работе, которая будет проводиться в классе, включении родителей в эту деятельность.

II. Информационно-диагностический этап начинается с установления контакта с группой детей, информирования о целях занятий и формирования положительной мотивации. Проводится контрольный срез с целью выяснить, определился ли учащийся с выбором профиля обучения и последующего образовательного маршрута. С целью получения информации о каждом учащемся проводится анкетирование “Знакомство” (см. Приложение 1 )

На этом этапе учащиеся знакомятся с содержанием понятий “интересы”, “потребности”, “способности”. Психолог информирует учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута. Проводится диагностика интересов, потребностей, склонностей (методика “Карта интересов”, диагностика психологических сфер личности) и возможностей (анализ результатов успеваемости, результатов досуговой деятельности, определение типа интеллекта).

Система ориентирована не столько на выявление степени выраженности у каждого конкретного учащегося того или иного психологического качества, сколько на стимулирование процесса самопознания. Основное назначение диагностических процедур состоит в обеспечении личностного роста учащихся за счет расширения границ их самовосприятия, развитии навыков самооценивания и самоанализа своих психологических качеств, пробуждении потребности в саморазвитии и самоопределении. Различные упражнения, развивающие игры, активизируя внутренние психологические ресурсы учащегося и включая механизмы рефлексии, превращают процесс формирования профессионального самосознания в целенаправленную, осознанную, личностно значимую деятельность.

Итак, работа с детьми начинается с определения личных профессиональных целей, жизненных ценностей учащихся. Задачи этого подэтапа: способствовать осознанию учащимися личных жизненных ценностей; показать взаимосвязь между ценностями и целями; определить краткосрочные цели (на текущий учебный год).

Определение профессиональной цели можно начать с анализа линейки жизненного успеха (см. Приложение 8 ). Учащимся дается инструкция: “Данная линейка иллюстрирует отдельные этапы твоего жизненного пути и цели, которых ты хочешь добиться. Обозначь тот этап, на котором ты сейчас находишься, условным обозначением. В дальнейшем ты будешь продолжать работу с этой линейкой самостоятельно, обозначая на ней значимые для тебя жизненные этапы”. Понимание того, что такое жизненный успех, очень индивидуально. Можно обсудить с учащимися, чем определяется успех в жизни.

В процессе беседы нужно привести их к пониманию того, что такое жизненные ценности, чем они определяются. Успех в жизни для каждого человека определяется его жизненными ценностями. Для одного это семья, для другого – профессиональная карьера. Учащимся предлагается подумать над собственными жизненными ценностями. Для этого им предлагают списки ценностей (Приложение 9 ) и они записывают наиболее значимые для них позиции в порядке убывания по степени значимости в “Дневник выбора”.

С целью ознакомления учащихся со структурой дальнейшей работы по выбору профиля и осознания ими последовательности деятельности проводится работа с использованием линейки этапов выбора (см. Приложение 10 ). Учащиеся отмечают тот этап, на котором они сейчас находятся.

На втором подэтапе проводится работа, раскрывающая смысл понятий “интересы”, “склонности”, “способности” и “возможности”, определяются индивидуальные особенности личности каждого учащегося. Задачи: раскрыть содержание понятий “интересы”, “склонности”, “способности”; помочь ученикам определить основные составляющие выбора (“могу”, “хочу”, “надо”) и осознать возможность принятия правильного решения; помочь подросткам сориентироваться в своих интересах, склонностях и возможностях, способствовать осознанию своих потребностей (проведение соответствующих диагностических методик).

Работа над понятиями начинается с выяснения собственных суждений учащихся, как они объясняют термины “интересы”, “склонности”, “способности”. В ходе работы ученики сравнивают свои понятия с определениями, взятыми из словаря. Психолог обобщает полученную информацию, а учащиеся записывают определения в Дневник. После раскрытия сути понятия “способности” учащимся предлагается заполнить таблицу “Баланс личных успехов и неудач” (Приложение 11 )

Далее в результате совместной деятельности учащиеся приходят к пониманию понятия “интересы”. Для активизации полученной информации и механизмов рефлексии учащиеся самостоятельно работают с “Дневником выбора”, где им предлагается заполнить таблицу “Самоанализ включенности, интереса и эмоционального благополучия на уроках” (Приложение 12 ) . После заполнения таблицы учащиеся оглашают свои результаты в обобщенном виде и сообщают, какие области знаний вызывают у них наибольший интерес.

Оказывая помощь учащимся в выявлении личных интересов, склонностей и возможностей, системы ценностных ориентаций психолог совместно с классным руководителем проводит диагностику : проведение методики “Ценностные ориентации” (по М. Рокич), тестирование с применением методики “Карта интересов” (Приложение 13 ) и опросника профессиональной готовности (Приложение 14 ), анкетирование, направленное на определение типа интеллекта согласно теории Говарда Гарднера (Приложение 15 ). Обсуждение результатов диагностики проводится на индивидуальной консультации у психолога.

В заключение этого подэтапа рекомендуется провести тренинг “Необитаемый остров”, представленный в книге Резапкиной Г.В. “Я и моя профессия” . Тренинг проводится психологом совместно с классным руководителем. Цель этого тренинга – формирование навыков принятия решения, преодоление поведенческих стереотипов, затрудняющих общение, актуализация потребности в выборе профессии.

На третьем подэтапе осуществляется обзор вариантов образовательного маршрута и обоснование выбора профиля обучения. Задачи: предоставить ученикам информацию об основных видах образовательных учреждений. После обсуждения совместно с психологом обобщается информация, и подводятся итоги.

Для закрепления знаний о различных вариантах выбора образовательного маршрута можно использовать деловую игру “Мой выбор”. В процессе игры участники делятся на пары. В каждой паре один из игроков выбирает профильный класс или профессию, которую хотел бы рассмотреть как возможный вариант. Задача: обосновать свой выбор. Затем участники меняются ролями.

Работа с родителями на данном этапе предполагает:

  • привлечение родителей к участию в проведении экскурсий в гимназии, профессиональные техникум и колледжи. Такие экскурсии имеют своей целью реализацию долгосрочной перспективы – выбора профессиональной деятельности.
  • организацию встречи учащихся с их родителями, как представителями различных профессий. Родители рассказывают детям о достоинствах и недостатках их профессий, при этом не навязывая своего мнения. Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы может проходить по заранее подготовленному плану (Приложение 23 )
  • индивидуальные беседы родителей с психологом и классным руководителем на тему “Склонности и способности моего ребенка”. Родители проводят больше времени с детьми, они наблюдают за ними в естественной обстановке каждый день, поэтому родители выступают как ценный источник информации об учащихся. В процессе беседы совместно выявляются склонности, способности, интересы детей и сопоставляются с результатами диагностического исследования.

На третьем, обобщающем этапе для пошагового анализа вариантов выбора с целью принятия самостоятельного решения целесообразно использовать алгоритм принятия решения (Приложение 16 ) . Работа проводится индивидуально.

После того, как подростки определились с дальнейшим профилем обучения, важно показать связь выбранного профиля обучения с последующим выбором профессиональной деятельности, тем самым провоцируя учащихся на постановку долгосрочной цели – выбор профессии. Фактически происходит подготовка учащихся к профессиональному самоопределению. Определиться с выбором профессии подросткам предстоит в 11-м классе, но уже в этапе предпрофильной подготовки необходимо создать предпосылки для осознанного выбора и заставить учащихся задумываться о дальнейших перспективах уже сейчас. Способствовать этому можно с помощью разнообразных сюжетно-ролевых игр, активизирующих методик, игровых упражнений. Например, игровое упражнение “Профессия на букву” направлено на расширение знаний участников о мире профессионального труда (см. Приложение 17 ) . В данном упражнении у психолога имеются возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях.

Сюжетно-ролевая игра “Ловушки-капканчики” ориентирована на осознание учащимися возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным достижениям (см. Приложение 18 ) .

Также психолог проводит родительское собрание, тема которого – “Роль семьи в самоопределении подростка”.

Родителям важно знать, что степень их влияния на выбор образовательного маршрута и профессиональное самоопределение ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, профессиональный личный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и т. д. Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить школу или другое учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима.

Родителей необходимо предостеречь от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если их вариант идет вразрез с желаниями ребенка. Авторы книги “Азбука профориентации” отмечают, что, к сожалению, большинство родителей знает мир профессий, аспекты и условия выбора профессии ненамного лучше самих подростков (кроме, разумеется, своей профессиональной области) и наши исследования это подтвердили.

В профессиональных возможностях своих детей большинство родителей ориентируется слабо. А поскольку современный рынок труда меняется очень быстро, то устаревшие представления многих родителей о профессиях оказываются нисколько не лучше, чем ограниченные, но не устаревшие представления самих подростков. Таким образом, к ошибкам выбора ребенка вы могут добавиться ошибочные взгляды родителей на эту проблему.

Наиболее частые ошибки профессионального выбора:

  • Ограничение исключительно престижностью профессии.
  • Ориентация исключительно на высокую заработную плату.
  • Ориентация исключительно на комфортные условия труда.
  • Снижение до минимума трудностей обучения.
  • Следование только указаниям родителей.
  • Учеба за компанию, вместе с друзьями.

Помощь ребенку в выборе образовательного маршрута может заключаться в следующем: совет, приобретение необходимых справочников, сбор информации об учебных заведениях.

Предполагаемый результат обобщающего этапа – самостоятельный и осознанный выбор учащимися основного и запасного вариантов образовательного маршрута.

На заключительном этапе предполагается проведение “круглого стола” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации.

Таким образом, система психологического сопровождения учащихся в предпрофильной подготовке предполагает комплексный и системный подход к решению проблем, возникающих при переходе подростков на предпрофильное обучение; это интеграция усилий классного руководителя, педагогов-предметников, психологов, социального педагога, социальных институтов, деятельность которых направлена на обеспечение успешной адаптации учащихся к новым условиям обучения; это регулярность, продуманность и четкая организация действий всех этапов системы.

Профильного обучения состоит в том, чтобы не оградить ребенка от трудностей, в частности от трудности выбора, не решать проблемы за него, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора.

Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает не только психологическую, но и педагогическую позицию, реализуемую на основе взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса: учителей, классных руководителей, социального педагога, представителей школьной администрации, родителей.

Таким образом, Целью психологического сопровождения педагогов, является создание условий для повышения компетентности педагогов для работы в профильных классах; взаимодействие с педагогами в форме “сотрудничества” для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения.

Работа с педагогическим коллективом.

Введение профильного обучения на старшей школьной ступени поставило перед старшеклассниками ряд проблем. Одна из них – проблема выбора профиля обучения, которая встает перед школьниками в девятом классе, а иногда и раньше. У старшеклассников возникает много сложностей психологического характера, таких как растерянность, неуверенность в своих силах, неопределенность, изменчивость интересов, незнание своих особенностей, склонностей, трудности в принятии конкретного решения, выбор профиля дальнейшего обучения. Разрешить многие из этих проблем самостоятельно они не всегда могут. Для более благоприятного прохождения процесса профессионального и профильного самоопределения старшеклассникам именно в этот период необходима помощь и поддержка взрослых – родителей, педагогов, психологов.

Учитывая тот факт, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, необходимо использовать все возможности формирования психологической готовности школьников к выбору профессии в ходе образовательного процесса.

Идеология психолого-педагогического сопровождения состоит в том, чтобы не оградить ребенка от трудностей, в частности от трудности выбора, не решать проблемы за него, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора.

Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает не только психологическую, но и педагогическую позицию, реализуемую на основе взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса: учителей, классных руководителей, социального педагога, представителей школьной администрации, родителей.

Таким образом, Целью психологического сопровождения педагогов, является создание условий для повышения компетентности педагогов для работы в профильных классах; взаимодействие с педагогами в форме “сотрудничества” для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • взаимодействие с педагогами в форме “сотрудничества” для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии;
  • информационная поддержка педагогов в вопросах, касающихся профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников;
  • повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся, а также взаимодействия “педагог – ученик”;
  • оказание методической и консультативной помощи по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного и углубленного обучения;
  • формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
  • разработка информационных материалов для психолого-педагогических семинаров, лекций, родительских собраний, презентаций.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старшего звена в условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях. ППС профильных классов делится на два сопровождающих цикла: предпрофильный (8-й и 9-й классы) и профильный (10-й и 11-й классы).

Психолого-педагогическое сопровождение 8-х и 9-х классов.

Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без предпрофильной подготовки, призванной создать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения.

Цель работы психолога - организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки педагогов, содействующей повышению психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с предпрофильной подготовкой школьников.

В соответствии с целью перед психологом стоят следующие задачи:

  • помощь педагогам в осуществлении информационной работы с учащимися;
  • информирование классных руководителей и администрации ОУ о профильных и профессиональных предпочтениях учащихся;
  • психологическое просвещение педагогов об актуальных проблемах учащихся 9-х классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам.

Педагогам результаты психологических исследований представляются на консилиуме в виде профкарт класса. При этом у них есть возможность проанализировать возможности ребят, и оценить какую помощь и поддержку они смогут оказать тем подросткам, которые в этом нуждаются.

В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в
10-х и 11-х классах.

Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения (10-й и 11-й классы).

Для современного 10-го класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.

Основная цель работы с педагогами в 10-м классе – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения; при работе с 11-м классом - помощь в осуществлении информационной работы с учащимися; в определении и формировании социальной и профессиональной готовности старшеклассников.

Задачи:

  • психологическое просвещение педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников;
  • совместная с классными руководителями работа по программе адаптации учащихся 10-х классов в начале учебного года;
  • создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей;
  • психологическое просвещение педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы.

В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классным руководителем, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, разрабатываются рекомендации и пожелания для оптимизации работы в выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов выпускников школы.

Таким образом, возможно осуществление главной цели психолого-педагогического сопровождения педагогов – создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.

Для реализации поставленных целей и задач используются основные направления работы психолога, но наибольший акцент ставится на следующие виды работы:

Психопросвещение и профилактика: по вопросам, выявленным как актуальные в ходе работы, осуществляется посредством:

- выступлений на педагогических советах и семинарах;

Подготовка методических материалов;

Совместной разработки уроков, подготовки к родительским собраниям;

Ознакомление с игровыми методами обучения, подбор литературы;

Помощь в проведении уроков, бесед, классных часов, в составлении индивидуального психологического портрета каждого ученика и класса;

Практических занятий с элементами тренинга;

Организационно-деятельностных игр.

Примерная тематика выступлений на педагогических советах и семинарах:

Выступления на педагогических советах:

  • Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее развития.
  • Уровень творческого мышления и воображения учащихся.
  • Психологическая компетентность учителя.
  • Психологические особенности адаптационного периода учащихся 10-х классов.
  • Индивидуальные способности учащихся.
  • Личностные качества обучающихся, приоритетные на личностно ориентированном уроке.
  • Психологический портрет выпускника.

Психолого-педагогические семинары:

  • Позитивная педагогика. Толерантность учителя.
  • Стили мышления педагогов.
  • Этика педагогического общения как необходимое условие. предупреждения эмоционального сгорания учителя.
  • Психопрофилактика экзаменов.
  • Психологическое здоровье педагогов.
  • Конфликты в педагогической среде.
  • Роль диагностических методик в работе классного руководителя.

Консультирование: это универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога:

  • по вопросам школьной и социальной дезадаптации учащихся;
  • по личным и профессиональным проблемам;
  • по вопросам взаимоотношений в системе «учитель-ученик - родитель»;
  • информирование классных руководителей о результатах диагностических исследований и об актуальных проблемах учащихся;
  • индивидуальное обращение по вопросам: работы с семьей, с учащимися, личностного развития и т.д.

Подводя итог, надо сказать, что р езультатом совместной работы с педагогами по психолого-педагогическому сопровождению предпрофильной подготовки и профильного обучения является:

Рост числа поступлений выпускников в профессиональные образовательные учреждения по профилю обучения;

Повышение уровня сформированности профессиональных планов обучающихся 9-11 классов.


Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

  1. Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки

    Документ

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ И ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Гайсина Гульшат Равиловна, педагог- ... цель пребывания ребенка в школе. В разнообразной насыщенной деятельности школьной психологической службы предпрофильная и профильная подготовка ...

  2. Отчетный доклад по результатам деятельности в 2011-2012 учебном году

    Доклад

    С целью реализации... Ю.В. «Психологическое сопровождение одаренных детей... работа и предпрофильная подготовка . Трудовая... профильного обучения» На совещании классных руководителей в рамках рабочих совещаний: «Подготовка и проведение каникул»; «Подготовка ...

  3. Профильное обучение в рамках развития сети общеобразовательных учреждений проблемы и перспективы

    Документ

    Связи с введением предпрофильной и профильной подготовки учащихся в образовательных... психологическому сопровождению предпрофильного и профильного обучения; разработка программы предпрофильных спецкурсов, тренинговых занятий и т. д. Целью предпрофильной ...

  4. План работы мбоу сош №1 с верхние татышлы на 2011-2012 учебный год с о д е р ж а н и е

    Документ

    4. ИКТ-сопровождение предпрофильной и профильной деятельности 5. ИКТ сопровождение элективных курсов 6. Подготовка к ЕГЭ... профильного самоопределения Информационное обеспечение психологического сопровождения ПП и ПО. План работы учителя-логопеда Цель ...

  5. Цель работы школы

    Документ

    Деятельность, изучение социально-психологического климата в классных... Техническая подготовка , консультирование и мультимедийная подготовка и сопровождение Дня... классов с целью разъяснения вопросов организации профильной предпрофильной подготовки в школе...

В статье "Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся" представлены материалы из опыта работы педагога-психолога. Опыт работы с учащимися среднего и старшего звена свидетельствует о том, что большинство старшеклассников испытывают затруднения и нуждаются в квалифицированной помощи при выборе профессии. Многие из них к моменту окончания школы (в 9 и в 11 классе) не имеют профессионального плана, у других этот план носит случайный, необоснованный характер. Поэтому актуально и остро встает проблема психологической помощи в выборе профиля обучения и дальнейшего профессионального образования. И чем раньше с учащимися будет начата работа по профессиональному ориентированию, тем вероятнее формирование у них осознанного отношения к важному шагу в своей жизни – выбору профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

Солодкая И.Б., педагог-психолог

«Знания непременно проложат нам путь к успеху,

если мы определили, по какой дороге идти и куда она приведет»

Уильям Сомерсет Моэм

Каждому выпускнику школы по ее окончании приходится решать, где продолжать образование или куда пойти работать, то есть практически выбрать профессию и определить образ своей будущей карьеры. Вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

В жизни каждого человека работа оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью.

Выбор профессии предопределяет успех профессиональной и жизненной карьеры. И если человек не сумел найти себя в профессии, не удовлетворен ее результатами, он не чувствует себя комфортно. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессии, сделать правильный выбор. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярный на сегодняшний день мир профессий, какие требования предъявляет профессия к человеку, изучить самого себя: свои личностные особенности: особенности мышления, нервной системы, темперамента, характера.

Опыт работы с учащимися среднего и старшего звена свидетельствует о том, что большинство старшеклассников испытывают затруднения и нуждаются в квалифицированной помощи при выборе профессии. Многие из них к моменту окончания школы (в 9 и в 11 классе) не имеют профессионального плана, у других этот план носит случайный, необоснованный характер.

Кроме этого, часто оказывается так, что большинство учащихся, при выборе профессии используют непроверенную и недостаточную информацию, а так же не учитывают свои способности и интересы и не соотносят их с требованиями предъявляемыми профессиями.

В тех случаях, когда выбор профиля осуществляется самим учащимся, оказывается, что его выбор определяется такими факторами как: выборы референтных лиц, престижность профессии, внешняя привлекательность профессии, мнение и материальные возможности родителей, отношение к педагогам по профильным предметам, степень удаленности высших учебных заведений.

Причинами данной ситуации являются: во-первых – социальная незрелость, неготовность к самостоятельному принятию решений; во-вторых – неадекватный (завышенный или заниженный) уровень притязаний и самооценки, неправильное понимание своих способностей; в-третьих – отсутствие, стихийность или фрагментарность профинформации (о многообразии профессий, о предъявляемых профессиями к человеку требований и т.п.), неумение эту информацию систематизировать.

Поэтому на современном этапе актуально и остро встает проблема психологической помощи в выборе профиля обучения и дальнейшего профессионального образования. И чем раньше с учащимися будет начата работа по профессиональному ориентированию, тем вероятнее формирование у них осознанного отношения к важному шагу в своей жизни – выбору профессии.

Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого- педагогического сопровождения.

Масштабность перехода на профильное обучение требует разработки и применения системы его психологического сопровождения, которая бы интегрировала диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы и включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей.

Психологическое сопровождение перехода на предпрофильную подготовку и профильное обучение должно включать в себя организацию всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей выпускников, их интересов и склонностей, создание условий для их развития и психологическое сопровождение профильного класса, т.к. профильное обучение делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным. Введение в школы России профильного обучения – это попытка признать, наконец, что дети наши разные, с разными интересами, способностями, талантами.

Данная система должна обеспечить формирование у школьников способности к сознательному и ответственному выбору, которая должна стать основой проектирования ими своего жизненного пути.

Большую роль в реализации профильного обучения должна играть психологическая служба школы. Переход на профильное обучение требует от школьного психолога разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору.

Таким образом, целью психологического сопровождения учащихся является создание условий для активизации процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, выбору дальнейшего профиля, образования, профессии в соответствии с их способностями и интересами.

Задачами психологического сопровождения являются:

  • всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути;
  • выявление индивидуальных особенностей, склонностей и интересов учащихся;
  • помощь ученику в решении актуальных задач обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • оказание помощи подросткам в самопознании, активизация профессионального самоопределения;
  • оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного обучения;
  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Психологическое сопровождение учащихся в условиях профилизации образования в нашей школе - это поэтапный процесс, который делится на два цикла: психологическое сопровождение предпрофильной подготовки в 8-9 классах и профильного обучения в 10-11 классах.

Мы исходим из того, что профильное обучение и предпрофильная подготовка призваны помочь ученику найти своё место в жизни. Помочь ему самоопределиться – знать чёткие ответы на три главных вопроса: кем я хочу стать в этой жизни и почему, могу ли я выбрать именно этот путь, что и как для этого мне необходимо сделать.

I цикл - психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки в 8-9 классах.

Основная цель работы в 8-9 классах: оказание помощи учащимся в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11 классах.

Психологическое сопровождение осуществляется со всеми субъектами образовательного процесса - учащимися, педагогами и родителями по пяти основным направлениям: просвещение, конструирование развивающей среды, диагностика, малый педагогический совет, консультирование.

Профориентационная работа и подготовка учащихся к выбору профиля обучения в нашей школе осуществляется на курсе занятий по личностному и профессиональному самоопределению «Психология и выбор профессии» (8 кл.), «Мой выбор» (9 кл.) основанный на материале Г.В. Резапкиной, С.Н.Чистяковой.

Данный материал нами был переработан и адаптирован к условиям нашей школы. В 8- 9-ых классах занятия проходят 1 раз в неделю.

Кроме просвещения учащихся осуществляется также просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах данного возраста, через различные формы работы: лекции, семинары-практикумы, социально- психологические тренинги.

Для родителей проводятся родительские собрания с использованием слайдовых презентаций: «Особенности подросткового возраста», «Возрастные особенности девятиклассников», «Современный подросток – кто он?», «Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения».

Психологическая диагностика является одним из видов оказания практической помощи учащимся в процессе профессионального самоопределения. Психодиагностика включена как обязательная составляющая в учебные курсы, направленные на помощь учащимся в профессиональном самоопределении. В этом случае при выполнении диагностических методик происходит два процесса: во-первых, это активизация размышлений учащихся о собственных профессиональных предпочтениях; во-вторых, самопознание своих профессиональных интересов и склонностей. Результаты диагностики представляют интерес, прежде всего для самих детей .

В своей работе с детьми, за основу, мы используем психодиагностический инструментарий по отбору учащихся 9 классов в профильные классы, автором, которого, является Г.В. Резапкина. В 8-х классах – изучение мотивационной, коммуникативно-поведенческой сферы, изучение личностных особенностей, познавательной сферы. В 9 классах – собственно профориентационные тесты . После обработки диагностики, результаты соотносятся с профилями обучения и делаются предварительные выводы по формированию профильных классов.

С родителями учащихся проводится анкетирование с целью выявления запросов и родительских интересов в отношении предпрофильной подготовки.

Ведущей формой работы по психолого- педагогическому сопровождению является консультирование: групповое и индивидуальное. Цель данной работы в оказании помощи учащемуся увидеть и осознать свои проблемы, стимуляция развития личности через высвечивание сильных и слабых сторон. В процессе консультирования создаются условия для предъявления учащимся результатов их деятельности в рамках предпрофильной подготовки. Результаты предпрофильной диагностики заносятся в «Маршрутную карту профессионального самоопределения учащегося» на индивидуальных консультациях.

Консультирование педагогов проходит по темам: создание системы профессиональной и личностной поддержки педагогов через развитие психолого-педагогической культуры, совершенствование педагогического мастерства учителя, формирование позиции принятия, развития ученика.

Консультирование родителей - помощь в познании индивидуально-психологических характеристик собственного ребенка и построении стратегии, тактики его воспитания; по решению конкретных проблем взаимодействия родителей и детей; по личностному и профессиональному сомоопределению ребенка.

Конструирование развивающей среды осуществляется через: активизирующий опросник "Перекресток-1", «Перекресток-2», бланковая игра "Бизнес – риск – мен".

Информационное обеспечение осуществляется через стенды: «Для родителей», «Уголок психолога», «Уголок профориентации»

Следующий цикл- психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения в 10-11 классах. Психологическое сопровождение профильного обучения осуществляется так же, как и в 8-9 классах - со всеми субъектами образовательного процесса: учащимися, педагогами и родителями, по шести направлениям: конструирование развивающей среды, просвещение, диагностика, малый педагогический совет, коррекционно-развивающая работа, консультирование. Основная цель работы психолога в 10-11 классах: оказание психологической помощи в адаптационном процессе; в профессиональном и личностном самоопределении.

Для того, чтобы адаптационный период в 10 классах был эффективным, в нашей школе в октябре проводится «Неделя адаптационных классных часов с элементами тренинга» для учащихся 10 классов. А в апреле, в период подготовки учащихся к экзаменам, предусмотрена тренинговая работа по программе "Готовимся к экзаменам", основной целью которой является психологическая подготовка учащихся к предстоящим испытаниям.

Необходимым этапом сопровождения учащихся 10-11 классов является работа на классных часах по программе Селевко Г.К. «Самосовершенствование личности. Управляй собой» в 10 классах и «Самосовершенствование личности. Самоопределение личности» в 11 классах, нацеленная на развитие умения управлять своим поведением и эмоциональным состоянием, на оказание помощи старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении.

Для педагогов, работающих в 10 и 11 классах, проводятся групповые и индивидуальные консультации, семинары, практикумы, для родителей родительские собрания: «Десятиклассники- какие сложности могут возникнуть?», «Как помочь ребенку выбрать профессию?», «Ознакомление с методами, ориентированными на сохранение психологического здоровья, правил психологической помощи и поддержки подростка в период самоопределения».

В адаптационный период на параллели 10 классов, с целью определения учащихся, испытывающих трудности в адаптации к новым условиям в обучении, проводится диагностическая работа: изучение мотивации десятиклассников, изучение уровня школьной тревожности; прогнозирование успешности в обучении. По результатам диагностики в 10-х классах проводятся малый педагогический совет, где обсуждаются психолого-педагогические наблюдения процесса адаптации и анализ результатов диагностики. С целью определения уровня готовности учащихся 11-х классов к государственным экзаменам и выявления существующих проблем, в период подготовки учащихся к ЕГЭ, проводится анкетирование. Совместно с педагогами и классными руководителями разрабатывается корректорский план по работе с учащимися. Коррекционная работа осуществляется через индивидуальную работу с учащимся, систему консультаций с дезадаптированными учащимися, по формированию позитивной «Я-концепции», уверенности в своих силах, адекватной самооценки и эмоциональной стабильности учащихся.

Психоконсультирование в 10-11 классах организуется, в большинстве случаев, по запросу со стороны учащегося. Может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального или личностного самоопределения, так и различных аспектов взаимоотношений с окружающими людьми.

С родителями и педагогами ведутся индивидуальные консультации по результатам адаптационной диагностики и условиям успешной адаптации десятиклассников, по актуальным проблемам будущего выпускника школы.

Опыт работы по психологическому сопровождению предпрофильной и профильной подготовки обучающихся был представлен на городском семинаре «Модель психологическое сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательной школе» перед педагогами-психологами города Покачи.

Литература:

  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.// Вестн. Образования, декабрь 2002г.
  2. Пинский А.А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. – СПб.: КАРО, 2004. – 76с.
  3. Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для учителей. /Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.; КАРО, 2006. – 176с.
  4. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2006. – 124с. – (Серия «Психология в школе»).
  5. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М., 2005
  6. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. № 1.
  7. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/2004 учебный год (Приложение к письму Министерства образования РФ от 28.08.2003 № 03-51-156 ин/13-03).
  8. Интернет-ресурсы: Портал психологических изданий PsyJournals.ru - http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n4/Shahova.shtml [Соотношение выборов школьников на этапе предпрофильной подготовки и последующего профильного обучения - Психологическая наука и образование psyedu.ru - 2010/4]
  9. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983.