Программа психолого педагогического сопровождения профильного обучения. Научная электронная библиотека. Изучение интересов, способностей, склонностей
Модернизация образования последних 2-3 лет связана с введением – системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Ключевой идеей предпрофильного обучения является идея роста возможностей выбора, и очевидно, что ученик к таковому выбору должен быть подготовлен (Приложение 1 ).
Сущность и структура предпрофильной подготовки
Предпрофильная подготовка – это система психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся основной школы относительно избираемых или профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.
Учитывая особенность образования учащихся в образовательных учреждения углубленного профиля (лицее), а именно – раннее определение профиля обучения, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 7-9-классников – как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Важно понимать, что если раньше выпускник основной школы совершал выбор между обучением в 10-ом классе “в своей школе” и системой профессионального образования, то теперь, данный возрастной ценз снижен. Многие учащиеся выбирают обучение в лицее, где им предлагается переход на профильное образование уже с 8 класса.
Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно:
- пропедевтический (при завершении обучения в 7-м классе) – выявление образовательного запроса учащихся;
- основной (в период обучения в 8-м классе) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях;
- завершающий (при окончании 9-го класса) – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе .
Около 2/3 выпускников совершают выбор направления продолжения образования под влиянием случайных факторов. Это определяет необходимость уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профиля обучения, которая в условиях модернизации образования возникает на более ранних возрастных этапах, и с учетом этого разрабатывать и проверять средства профильной ориентации.
Целесообразно, чтобы в ранжировании (“взвешивании”) факторов независимо друг от друга принимали участие сам учащийся, учителя и родители, что поможет обнаружить отличия приоритетных мотивов профильной ориентации.
Содержание и средства психологического сопровождения предпрофильной подготовки
На основании анализа теоретических источников приходим к следующему определению: под психологическим сопровождением предпрофильной подготовки учащихся понимается процесс создания условий и оказания необходимой психологической поддержки для перехода личности в позицию, активизирующую собственные ресурсы, запускающую механизм саморазвития и мотивирующую на выбор последующего образовательного и профессионального пути.
1) проведение информационной работы;
2) обучение способам принятия решений о выборе
индивидуального образовательного маршрута;
3) выявление основных ограничителей (затруднений,
проблем) выбора;
4) определение готовности к самостоятельному
выбору профиля обучения;
5) определение реальной проблемы
личностно-профессионального самоопределения;
6) изучение индивидуально-психологических
особенностей личности;
7) изучение мира профессий;
8) определение психологической готовности к
личностно-профессиональному самоопределению;
9) коррекция психологической готовности к
личностно-профессиональному самоопределению;
10) коррекция выбора.
Для решения данных задач применяется широкий спектр средств психолого-педагогического сопровождения старшеклассников . Для более наглядного представления содержания и средств социально-психологического сопровождения учащихся в процессе предпрофильной подготовки представим их в таблице. (Приложение 2 ).
Основные задачи профильно-ориентационного компонента психологического сопровождения учащегося можно представить как помощь в нахождении ответов на следующие вопросы, обучение школьников “принятию решения” (Приложение 3 ).
Большой педагогический потенциал имеет работа с картой выбора профиля, при которой учащийся может сделать выбор на основе самоанализа.
Определить готовность подростка к самостоятельному выбору профиля обучения можно с помощью индивидуальной беседы, написания сочинения, биографии. Проводится контрольный срез с помощью анкетирования (Приложение 4 ) .
Активизирующие методики профессионального и личностного самоопределения предполагают не только формирование у подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив. Рассмотрим некоторые группы активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения (Приложение 2 ) .
Изучение индивидуально-психологических особенностей личности предполагает проведение психолого-педагогической диагностики с помощью профессиональных диагностических методик. Методика проведения диагностических процедур имеет специфику: подросток выступает не только в роли объекта исследования, но и сам является исследователем самого себя. Наряду с психологической диагностикой, существенное значение имеет педагогическая диагностика для определения эффективности становления профессионально-личностного самоопределения подростков, которая направлена на выявление индивидуальных качеств и их использования для разработки педагогических средств и методов воспитания; помощи в выборе профессии, специализации обучения, адекватных профессиональному выбору; на выявление мотивов учебной деятельности и выбора профессии .
В процессе подготовки учащихся к выбору профиля обучения предметом изучения будут, прежде всего, ценностные ориентации, установки личности, самооценка, склонности, способности. Диагностика способностей дает возможность человеку выбирать вид деятельности, наиболее соответствующий его возможностям и склонностям. Это, безусловно, влияет на формирование положительной профессиональной мотивации, удовлетворенности трудом и, как следствие, на удовлетворенность жизнью в целом.
Таким образом, квалифицированное психологическое сопровождение в новой системе предпрофильной подготовки помогает подросткам понять свои психологические особенности, интересы, склонности, ценностные ориентации, образовательные потребности и на этой основе совершить осознанный, самостоятельный и ответственный выбор профиля обучения.
Личностно-ориентированный подход как методология предпрофильной подготовки
Суть личностно ориентированного обучения заключается в том, что личность ученика, его неповторимая индивидуальность составляет главную и приоритетную ценность, от которой проектируются все остальные звенья образовательного процесса. В связи с этим необходимо отметить, что важное место в личностно ориентированном обучении занимает глубокое и всестороннее изучение личности ученика .
В новой, гуманистически ориентированной парадигме образования влияние личности педагога не только не снижается, а, напротив, возрастает. Снижается только роль учителя как источника информации, а наибольшее значение приобретает он как носитель ценностных ориентаций.
Одним из важных принципов построения личностно ориентированной профильной школы является принцип вариативности . Вариативное образование понимается как процесс расширения компетентностного выбора личностью жизненного пути и саморазвития личности; ребенок приобщается к культуре, то есть овладевает способами мышления и способностями, посредством которых люди на протяжении веков строили мировую цивилизацию.
Профильная дифференциация предусматривает осознанный, добровольный выбор учащимися направления специализации содержания обучения, познавательных потребностей, способностей, а также достигнутого уровня на основе знаний и умений и профессиональных намерений учащихся. Поэтому решение проблемы дифференциации содержания обучения играет большую роль в реализации личностно-ориентированной модели профильного обучения.
Главное – поддержка, развитие человека в человеке, “включение” и “запуск” механизмов его самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и других, необходимых для становления самобытной личности и достойной человеческой жизни, для диалогичного и безопасного общения с людьми, взаимодействия с природой, культурой, цивилизацией.
Для выявления уровня готовности учащихся к выбору профиля обучения предлагаем применялись следующие методы и методики исследования (Приложение 6 ):
- Анкета “Знакомство”.
- Методика “Ценностные ориентации” (М. Рокич).
- Методика “Карта интересов”.
- Опросник профессиональной готовности (ОПГ) (по классификации Е.А. Климова).
- Анкета “Типы интеллекта” (согласно теории Говарда Гарднера).
Подобранные нами методики позволили выявить следующие показатели: систему ценностей каждого учащегося; интересы и увлечения, склонность подростка к определенной профессиональной сфере, доминирующий тип интеллекта.
Из всего вышесказанного следует – психологическое сопровождение представляет собой целостную систему, которая состоит из следующих компонентов.
- Диагностический компонент – основа для постановки цели и задач. Диагностика проводится с применением следующих методов: тестирование, анкетирование, интерпретация педагогической ситуации (совместно с психологом), обращение к педагогам или психологу ребенка, родителям, классному руководителю.
- Организационный – выбор средств психологического сопровождения. На организационном этапе осуществляется подбор команды, определение средств и форм работы.
- Деятельностный – собственно реализация психологического сопровождения.
- Аналитический – анализ и коррекция деятельности .
Разработанная система психологического сопровождения ориентирована на актуализацию уже имеющихся знаний у учащихся, непосредственный выбор профиля обучения и профессиональное самоопределение старшеклассников. Система составлена с учетом типичных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся, их родители, классные руководителем на этапе выбора профиля.
Психолог помогает подросткам осознать собственные жизненные цели, ценности труда, информирует учащихся и их родителей о различных учебных заведениях, способствует самостоятельному и осознанному принятию ими решения. Система психологического сопровождения предусматривает проведение психолого-педагогического консилиума с участием социального педагога, родителей, классного руководителя, администрации школы и психолога. Результатом реализации системы должны стать осознанный самостоятельный выбор учащимися профиля обучения по окончании 7-го класса и профессиональное самоопределение по окончании 9-го класса.
Для наглядного изображения системы мы представим ее в виде символической модели. (Приложение 7 ). Данная система предполагает несколько направлений работы – с учащимися, родителями, классным руководителем – и реализуется поэтапно:
I. На подготовительном этапе выполняется подготовка необходимых материалов, проводится собеседование с психологом, классным руководителем и совместно составляется план работы. Работа с родителями на данном этапе заключается в информировании о той профориентационной работе, которая будет проводиться в классе, включении родителей в эту деятельность.
II. Информационно-диагностический этап начинается с установления контакта с группой детей, информирования о целях занятий и формирования положительной мотивации. Проводится контрольный срез с целью выяснить, определился ли учащийся с выбором профиля обучения и последующего образовательного маршрута. С целью получения информации о каждом учащемся проводится анкетирование “Знакомство” (см. Приложение 1 )
На этом этапе учащиеся знакомятся с содержанием понятий “интересы”, “потребности”, “способности”. Психолог информирует учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута. Проводится диагностика интересов, потребностей, склонностей (методика “Карта интересов”, диагностика психологических сфер личности) и возможностей (анализ результатов успеваемости, результатов досуговой деятельности, определение типа интеллекта).
Система ориентирована не столько на выявление степени выраженности у каждого конкретного учащегося того или иного психологического качества, сколько на стимулирование процесса самопознания. Основное назначение диагностических процедур состоит в обеспечении личностного роста учащихся за счет расширения границ их самовосприятия, развитии навыков самооценивания и самоанализа своих психологических качеств, пробуждении потребности в саморазвитии и самоопределении. Различные упражнения, развивающие игры, активизируя внутренние психологические ресурсы учащегося и включая механизмы рефлексии, превращают процесс формирования профессионального самосознания в целенаправленную, осознанную, личностно значимую деятельность.
Итак, работа с детьми начинается с определения личных профессиональных целей, жизненных ценностей учащихся. Задачи этого подэтапа: способствовать осознанию учащимися личных жизненных ценностей; показать взаимосвязь между ценностями и целями; определить краткосрочные цели (на текущий учебный год).
Определение профессиональной цели можно начать с анализа линейки жизненного успеха (см. Приложение 8 ). Учащимся дается инструкция: “Данная линейка иллюстрирует отдельные этапы твоего жизненного пути и цели, которых ты хочешь добиться. Обозначь тот этап, на котором ты сейчас находишься, условным обозначением. В дальнейшем ты будешь продолжать работу с этой линейкой самостоятельно, обозначая на ней значимые для тебя жизненные этапы”. Понимание того, что такое жизненный успех, очень индивидуально. Можно обсудить с учащимися, чем определяется успех в жизни.
В процессе беседы нужно привести их к пониманию того, что такое жизненные ценности, чем они определяются. Успех в жизни для каждого человека определяется его жизненными ценностями. Для одного это семья, для другого – профессиональная карьера. Учащимся предлагается подумать над собственными жизненными ценностями. Для этого им предлагают списки ценностей (Приложение 9 ) и они записывают наиболее значимые для них позиции в порядке убывания по степени значимости в “Дневник выбора”.
С целью ознакомления учащихся со структурой дальнейшей работы по выбору профиля и осознания ими последовательности деятельности проводится работа с использованием линейки этапов выбора (см. Приложение 10 ). Учащиеся отмечают тот этап, на котором они сейчас находятся.
На втором подэтапе проводится работа, раскрывающая смысл понятий “интересы”, “склонности”, “способности” и “возможности”, определяются индивидуальные особенности личности каждого учащегося. Задачи: раскрыть содержание понятий “интересы”, “склонности”, “способности”; помочь ученикам определить основные составляющие выбора (“могу”, “хочу”, “надо”) и осознать возможность принятия правильного решения; помочь подросткам сориентироваться в своих интересах, склонностях и возможностях, способствовать осознанию своих потребностей (проведение соответствующих диагностических методик).
Работа над понятиями начинается с выяснения собственных суждений учащихся, как они объясняют термины “интересы”, “склонности”, “способности”. В ходе работы ученики сравнивают свои понятия с определениями, взятыми из словаря. Психолог обобщает полученную информацию, а учащиеся записывают определения в Дневник. После раскрытия сути понятия “способности” учащимся предлагается заполнить таблицу “Баланс личных успехов и неудач” (Приложение 11 )
Далее в результате совместной деятельности учащиеся приходят к пониманию понятия “интересы”. Для активизации полученной информации и механизмов рефлексии учащиеся самостоятельно работают с “Дневником выбора”, где им предлагается заполнить таблицу “Самоанализ включенности, интереса и эмоционального благополучия на уроках” (Приложение 12 ) . После заполнения таблицы учащиеся оглашают свои результаты в обобщенном виде и сообщают, какие области знаний вызывают у них наибольший интерес.
Оказывая помощь учащимся в выявлении личных интересов, склонностей и возможностей, системы ценностных ориентаций психолог совместно с классным руководителем проводит диагностику : проведение методики “Ценностные ориентации” (по М. Рокич), тестирование с применением методики “Карта интересов” (Приложение 13 ) и опросника профессиональной готовности (Приложение 14 ), анкетирование, направленное на определение типа интеллекта согласно теории Говарда Гарднера (Приложение 15 ). Обсуждение результатов диагностики проводится на индивидуальной консультации у психолога.
В заключение этого подэтапа рекомендуется провести тренинг “Необитаемый остров”, представленный в книге Резапкиной Г.В. “Я и моя профессия” . Тренинг проводится психологом совместно с классным руководителем. Цель этого тренинга – формирование навыков принятия решения, преодоление поведенческих стереотипов, затрудняющих общение, актуализация потребности в выборе профессии.
На третьем подэтапе осуществляется обзор вариантов образовательного маршрута и обоснование выбора профиля обучения. Задачи: предоставить ученикам информацию об основных видах образовательных учреждений. После обсуждения совместно с психологом обобщается информация, и подводятся итоги.
Для закрепления знаний о различных вариантах выбора образовательного маршрута можно использовать деловую игру “Мой выбор”. В процессе игры участники делятся на пары. В каждой паре один из игроков выбирает профильный класс или профессию, которую хотел бы рассмотреть как возможный вариант. Задача: обосновать свой выбор. Затем участники меняются ролями.
Работа с родителями на данном этапе предполагает:
- привлечение родителей к участию в проведении экскурсий в гимназии, профессиональные техникум и колледжи. Такие экскурсии имеют своей целью реализацию долгосрочной перспективы – выбора профессиональной деятельности.
- организацию встречи учащихся с их родителями, как представителями различных профессий. Родители рассказывают детям о достоинствах и недостатках их профессий, при этом не навязывая своего мнения. Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы может проходить по заранее подготовленному плану (Приложение 23 )
- индивидуальные беседы родителей с психологом и классным руководителем на тему “Склонности и способности моего ребенка”. Родители проводят больше времени с детьми, они наблюдают за ними в естественной обстановке каждый день, поэтому родители выступают как ценный источник информации об учащихся. В процессе беседы совместно выявляются склонности, способности, интересы детей и сопоставляются с результатами диагностического исследования.
На третьем, обобщающем этапе для пошагового анализа вариантов выбора с целью принятия самостоятельного решения целесообразно использовать алгоритм принятия решения (Приложение 16 ) . Работа проводится индивидуально.
После того, как подростки определились с дальнейшим профилем обучения, важно показать связь выбранного профиля обучения с последующим выбором профессиональной деятельности, тем самым провоцируя учащихся на постановку долгосрочной цели – выбор профессии. Фактически происходит подготовка учащихся к профессиональному самоопределению. Определиться с выбором профессии подросткам предстоит в 11-м классе, но уже в этапе предпрофильной подготовки необходимо создать предпосылки для осознанного выбора и заставить учащихся задумываться о дальнейших перспективах уже сейчас. Способствовать этому можно с помощью разнообразных сюжетно-ролевых игр, активизирующих методик, игровых упражнений. Например, игровое упражнение “Профессия на букву” направлено на расширение знаний участников о мире профессионального труда (см. Приложение 17 ) . В данном упражнении у психолога имеются возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях.
Сюжетно-ролевая игра “Ловушки-капканчики” ориентирована на осознание учащимися возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным достижениям (см. Приложение 18 ) .
Также психолог проводит родительское собрание, тема которого – “Роль семьи в самоопределении подростка”.
Родителям важно знать, что степень их влияния на выбор образовательного маршрута и профессиональное самоопределение ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, профессиональный личный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и т. д. Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить школу или другое учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима.
Родителей необходимо предостеречь от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если их вариант идет вразрез с желаниями ребенка. Авторы книги “Азбука профориентации” отмечают, что, к сожалению, большинство родителей знает мир профессий, аспекты и условия выбора профессии ненамного лучше самих подростков (кроме, разумеется, своей профессиональной области) и наши исследования это подтвердили.
В профессиональных возможностях своих детей большинство родителей ориентируется слабо. А поскольку современный рынок труда меняется очень быстро, то устаревшие представления многих родителей о профессиях оказываются нисколько не лучше, чем ограниченные, но не устаревшие представления самих подростков. Таким образом, к ошибкам выбора ребенка вы могут добавиться ошибочные взгляды родителей на эту проблему.
Наиболее частые ошибки профессионального выбора:
- Ограничение исключительно престижностью профессии.
- Ориентация исключительно на высокую заработную плату.
- Ориентация исключительно на комфортные условия труда.
- Снижение до минимума трудностей обучения.
- Следование только указаниям родителей.
- Учеба за компанию, вместе с друзьями.
Помощь ребенку в выборе образовательного маршрута может заключаться в следующем: совет, приобретение необходимых справочников, сбор информации об учебных заведениях.
Предполагаемый результат обобщающего этапа – самостоятельный и осознанный выбор учащимися основного и запасного вариантов образовательного маршрута.
На заключительном этапе предполагается проведение “круглого стола” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации.
Таким образом, система психологического сопровождения учащихся в предпрофильной подготовке предполагает комплексный и системный подход к решению проблем, возникающих при переходе подростков на предпрофильное обучение; это интеграция усилий классного руководителя, педагогов-предметников, психологов, социального педагога, социальных институтов, деятельность которых направлена на обеспечение успешной адаптации учащихся к новым условиям обучения; это регулярность, продуманность и четкая организация действий всех этапов системы.
Профильного обучения состоит в том, чтобы не оградить ребенка от трудностей, в частности от трудности выбора, не решать проблемы за него, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора.
Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает не только психологическую, но и педагогическую позицию, реализуемую на основе взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса: учителей, классных руководителей, социального педагога, представителей школьной администрации, родителей.
Таким образом, Целью психологического сопровождения педагогов, является создание условий для повышения компетентности педагогов для работы в профильных классах; взаимодействие с педагогами в форме “сотрудничества” для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения.
Работа с педагогическим коллективом.
Введение профильного обучения на старшей школьной ступени поставило перед старшеклассниками ряд проблем. Одна из них – проблема выбора профиля обучения, которая встает перед школьниками в девятом классе, а иногда и раньше. У старшеклассников возникает много сложностей психологического характера, таких как растерянность, неуверенность в своих силах, неопределенность, изменчивость интересов, незнание своих особенностей, склонностей, трудности в принятии конкретного решения, выбор профиля дальнейшего обучения. Разрешить многие из этих проблем самостоятельно они не всегда могут. Для более благоприятного прохождения процесса профессионального и профильного самоопределения старшеклассникам именно в этот период необходима помощь и поддержка взрослых – родителей, педагогов, психологов.
Учитывая тот факт, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, необходимо использовать все возможности формирования психологической готовности школьников к выбору профессии в ходе образовательного процесса.
Идеология психолого-педагогического сопровождения состоит в том, чтобы не оградить ребенка от трудностей, в частности от трудности выбора, не решать проблемы за него, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора.
Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает не только психологическую, но и педагогическую позицию, реализуемую на основе взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса: учителей, классных руководителей, социального педагога, представителей школьной администрации, родителей.
Таким образом, Целью психологического сопровождения педагогов, является создание условий для повышения компетентности педагогов для работы в профильных классах; взаимодействие с педагогами в форме “сотрудничества” для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- взаимодействие с педагогами в форме “сотрудничества” для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии;
- информационная поддержка педагогов в вопросах, касающихся профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников;
- повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся, а также взаимодействия “педагог – ученик”;
- оказание методической и консультативной помощи по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного и углубленного обучения;
- формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
- разработка информационных материалов для психолого-педагогических семинаров, лекций, родительских собраний, презентаций.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старшего звена в условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях. ППС профильных классов делится на два сопровождающих цикла: предпрофильный (8-й и 9-й классы) и профильный (10-й и 11-й классы).
Психолого-педагогическое сопровождение 8-х и 9-х классов.
Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без предпрофильной подготовки, призванной создать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения.
Цель работы психолога - организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки педагогов, содействующей повышению психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с предпрофильной подготовкой школьников.
В соответствии с целью перед психологом стоят следующие задачи:
- помощь педагогам в осуществлении информационной работы с учащимися;
- информирование классных руководителей и администрации ОУ о профильных и профессиональных предпочтениях учащихся;
- психологическое просвещение педагогов об актуальных проблемах учащихся 9-х классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам.
Педагогам результаты психологических исследований представляются на консилиуме в виде профкарт класса. При этом у них есть возможность проанализировать возможности ребят, и оценить какую помощь и поддержку они смогут оказать тем подросткам, которые в этом нуждаются.
В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в
10-х и 11-х классах.
Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения (10-й и 11-й классы).
Для современного 10-го класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.
Основная цель работы с педагогами в 10-м классе – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения; при работе с 11-м классом - помощь в осуществлении информационной работы с учащимися; в определении и формировании социальной и профессиональной готовности старшеклассников.
Задачи:
- психологическое просвещение педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников;
- совместная с классными руководителями работа по программе адаптации учащихся 10-х классов в начале учебного года;
- создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей;
- психологическое просвещение педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы.
В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классным руководителем, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, разрабатываются рекомендации и пожелания для оптимизации работы в выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов выпускников школы.
Таким образом, возможно осуществление главной цели психолого-педагогического сопровождения педагогов – создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.
Для реализации поставленных целей и задач используются основные направления работы психолога, но наибольший акцент ставится на следующие виды работы:
Психопросвещение и профилактика: по вопросам, выявленным как актуальные в ходе работы, осуществляется посредством:
- выступлений на педагогических советах и семинарах;
Подготовка методических материалов;
Совместной разработки уроков, подготовки к родительским собраниям;
Ознакомление с игровыми методами обучения, подбор литературы;
Помощь в проведении уроков, бесед, классных часов, в составлении индивидуального психологического портрета каждого ученика и класса;
Практических занятий с элементами тренинга;
Организационно-деятельностных игр.
Примерная тематика выступлений на педагогических советах и семинарах:
Выступления на педагогических советах:
- Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее развития.
- Уровень творческого мышления и воображения учащихся.
- Психологическая компетентность учителя.
- Психологические особенности адаптационного периода учащихся 10-х классов.
- Индивидуальные способности учащихся.
- Личностные качества обучающихся, приоритетные на личностно ориентированном уроке.
- Психологический портрет выпускника.
Психолого-педагогические семинары:
- Позитивная педагогика. Толерантность учителя.
- Стили мышления педагогов.
- Этика педагогического общения как необходимое условие. предупреждения эмоционального сгорания учителя.
- Психопрофилактика экзаменов.
- Психологическое здоровье педагогов.
- Конфликты в педагогической среде.
- Роль диагностических методик в работе классного руководителя.
Консультирование: это универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога:
- по вопросам школьной и социальной дезадаптации учащихся;
- по личным и профессиональным проблемам;
- по вопросам взаимоотношений в системе «учитель-ученик - родитель»;
- информирование классных руководителей о результатах диагностических исследований и об актуальных проблемах учащихся;
- индивидуальное обращение по вопросам: работы с семьей, с учащимися, личностного развития и т.д.
Подводя итог, надо сказать, что р езультатом совместной работы с педагогами по психолого-педагогическому сопровождению предпрофильной подготовки и профильного обучения является:
Рост числа поступлений выпускников в профессиональные образовательные учреждения по профилю обучения;
Повышение уровня сформированности профессиональных планов обучающихся 9-11 классов.
Тревога - дитя эволюции
Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.
Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки
ДокументПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ И ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Гайсина Гульшат Равиловна, педагог- ... цель пребывания ребенка в школе. В разнообразной насыщенной деятельности школьной психологической службы предпрофильная и профильная подготовка ...
Отчетный доклад по результатам деятельности в 2011-2012 учебном году
ДокладС целью реализации... Ю.В. «Психологическое сопровождение одаренных детей... работа и предпрофильная подготовка . Трудовая... профильного обучения» На совещании классных руководителей в рамках рабочих совещаний: «Подготовка и проведение каникул»; «Подготовка ...
Профильное обучение в рамках развития сети общеобразовательных учреждений проблемы и перспективы
ДокументСвязи с введением предпрофильной и профильной подготовки учащихся в образовательных... психологическому сопровождению предпрофильного и профильного обучения; разработка программы предпрофильных спецкурсов, тренинговых занятий и т. д. Целью предпрофильной ...
План работы мбоу сош №1 с верхние татышлы на 2011-2012 учебный год с о д е р ж а н и е
Документ4. ИКТ-сопровождение предпрофильной и профильной деятельности 5. ИКТ сопровождение элективных курсов 6. Подготовка к ЕГЭ... профильного самоопределения Информационное обеспечение психологического сопровождения ПП и ПО. План работы учителя-логопеда Цель ...
Цель работы школы
ДокументДеятельность, изучение социально-психологического климата в классных... Техническая подготовка , консультирование и мультимедийная подготовка и сопровождение Дня... классов с целью разъяснения вопросов организации профильной предпрофильной подготовки в школе...
В статье "Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся" представлены материалы из опыта работы педагога-психолога. Опыт работы с учащимися среднего и старшего звена свидетельствует о том, что большинство старшеклассников испытывают затруднения и нуждаются в квалифицированной помощи при выборе профессии. Многие из них к моменту окончания школы (в 9 и в 11 классе) не имеют профессионального плана, у других этот план носит случайный, необоснованный характер. Поэтому актуально и остро встает проблема психологической помощи в выборе профиля обучения и дальнейшего профессионального образования. И чем раньше с учащимися будет начата работа по профессиональному ориентированию, тем вероятнее формирование у них осознанного отношения к важному шагу в своей жизни – выбору профессии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.
Солодкая И.Б., педагог-психолог
«Знания непременно проложат нам путь к успеху,
если мы определили, по какой дороге идти и куда она приведет»
Уильям Сомерсет Моэм
Каждому выпускнику школы по ее окончании приходится решать, где продолжать образование или куда пойти работать, то есть практически выбрать профессию и определить образ своей будущей карьеры. Вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.
В жизни каждого человека работа оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью.
Выбор профессии предопределяет успех профессиональной и жизненной карьеры. И если человек не сумел найти себя в профессии, не удовлетворен ее результатами, он не чувствует себя комфортно. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессии, сделать правильный выбор. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярный на сегодняшний день мир профессий, какие требования предъявляет профессия к человеку, изучить самого себя: свои личностные особенности: особенности мышления, нервной системы, темперамента, характера.
Опыт работы с учащимися среднего и старшего звена свидетельствует о том, что большинство старшеклассников испытывают затруднения и нуждаются в квалифицированной помощи при выборе профессии. Многие из них к моменту окончания школы (в 9 и в 11 классе) не имеют профессионального плана, у других этот план носит случайный, необоснованный характер.
Кроме этого, часто оказывается так, что большинство учащихся, при выборе профессии используют непроверенную и недостаточную информацию, а так же не учитывают свои способности и интересы и не соотносят их с требованиями предъявляемыми профессиями.
В тех случаях, когда выбор профиля осуществляется самим учащимся, оказывается, что его выбор определяется такими факторами как: выборы референтных лиц, престижность профессии, внешняя привлекательность профессии, мнение и материальные возможности родителей, отношение к педагогам по профильным предметам, степень удаленности высших учебных заведений.
Причинами данной ситуации являются: во-первых – социальная незрелость, неготовность к самостоятельному принятию решений; во-вторых – неадекватный (завышенный или заниженный) уровень притязаний и самооценки, неправильное понимание своих способностей; в-третьих – отсутствие, стихийность или фрагментарность профинформации (о многообразии профессий, о предъявляемых профессиями к человеку требований и т.п.), неумение эту информацию систематизировать.
Поэтому на современном этапе актуально и остро встает проблема психологической помощи в выборе профиля обучения и дальнейшего профессионального образования. И чем раньше с учащимися будет начата работа по профессиональному ориентированию, тем вероятнее формирование у них осознанного отношения к важному шагу в своей жизни – выбору профессии.
Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого- педагогического сопровождения.
Масштабность перехода на профильное обучение требует разработки и применения системы его психологического сопровождения, которая бы интегрировала диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы и включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей.
Психологическое сопровождение перехода на предпрофильную подготовку и профильное обучение должно включать в себя организацию всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей выпускников, их интересов и склонностей, создание условий для их развития и психологическое сопровождение профильного класса, т.к. профильное обучение делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным. Введение в школы России профильного обучения – это попытка признать, наконец, что дети наши разные, с разными интересами, способностями, талантами.
Данная система должна обеспечить формирование у школьников способности к сознательному и ответственному выбору, которая должна стать основой проектирования ими своего жизненного пути.
Большую роль в реализации профильного обучения должна играть психологическая служба школы. Переход на профильное обучение требует от школьного психолога разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору.
Таким образом, целью психологического сопровождения учащихся является создание условий для активизации процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, выбору дальнейшего профиля, образования, профессии в соответствии с их способностями и интересами.
Задачами психологического сопровождения являются:
- всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути;
- выявление индивидуальных особенностей, склонностей и интересов учащихся;
- помощь ученику в решении актуальных задач обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- оказание помощи подросткам в самопознании, активизация профессионального самоопределения;
- оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного обучения;
- развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.
Психологическое сопровождение учащихся в условиях профилизации образования в нашей школе - это поэтапный процесс, который делится на два цикла: психологическое сопровождение предпрофильной подготовки в 8-9 классах и профильного обучения в 10-11 классах.
Мы исходим из того, что профильное обучение и предпрофильная подготовка призваны помочь ученику найти своё место в жизни. Помочь ему самоопределиться – знать чёткие ответы на три главных вопроса: кем я хочу стать в этой жизни и почему, могу ли я выбрать именно этот путь, что и как для этого мне необходимо сделать.
I цикл - психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки в 8-9 классах.
Основная цель работы в 8-9 классах: оказание помощи учащимся в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11 классах.
Психологическое сопровождение осуществляется со всеми субъектами образовательного процесса - учащимися, педагогами и родителями по пяти основным направлениям: просвещение, конструирование развивающей среды, диагностика, малый педагогический совет, консультирование.
Профориентационная работа и подготовка учащихся к выбору профиля обучения в нашей школе осуществляется на курсе занятий по личностному и профессиональному самоопределению «Психология и выбор профессии» (8 кл.), «Мой выбор» (9 кл.) основанный на материале Г.В. Резапкиной, С.Н.Чистяковой.
Данный материал нами был переработан и адаптирован к условиям нашей школы. В 8- 9-ых классах занятия проходят 1 раз в неделю.
Кроме просвещения учащихся осуществляется также просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах данного возраста, через различные формы работы: лекции, семинары-практикумы, социально- психологические тренинги.
Для родителей проводятся родительские собрания с использованием слайдовых презентаций: «Особенности подросткового возраста», «Возрастные особенности девятиклассников», «Современный подросток – кто он?», «Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения».
Психологическая диагностика является одним из видов оказания практической помощи учащимся в процессе профессионального самоопределения. Психодиагностика включена как обязательная составляющая в учебные курсы, направленные на помощь учащимся в профессиональном самоопределении. В этом случае при выполнении диагностических методик происходит два процесса: во-первых, это активизация размышлений учащихся о собственных профессиональных предпочтениях; во-вторых, самопознание своих профессиональных интересов и склонностей. Результаты диагностики представляют интерес, прежде всего для самих детей .
В своей работе с детьми, за основу, мы используем психодиагностический инструментарий по отбору учащихся 9 классов в профильные классы, автором, которого, является Г.В. Резапкина. В 8-х классах – изучение мотивационной, коммуникативно-поведенческой сферы, изучение личностных особенностей, познавательной сферы. В 9 классах – собственно профориентационные тесты . После обработки диагностики, результаты соотносятся с профилями обучения и делаются предварительные выводы по формированию профильных классов.
С родителями учащихся проводится анкетирование с целью выявления запросов и родительских интересов в отношении предпрофильной подготовки.
Ведущей формой работы по психолого- педагогическому сопровождению является консультирование: групповое и индивидуальное. Цель данной работы в оказании помощи учащемуся увидеть и осознать свои проблемы, стимуляция развития личности через высвечивание сильных и слабых сторон. В процессе консультирования создаются условия для предъявления учащимся результатов их деятельности в рамках предпрофильной подготовки. Результаты предпрофильной диагностики заносятся в «Маршрутную карту профессионального самоопределения учащегося» на индивидуальных консультациях.
Консультирование педагогов проходит по темам: создание системы профессиональной и личностной поддержки педагогов через развитие психолого-педагогической культуры, совершенствование педагогического мастерства учителя, формирование позиции принятия, развития ученика.
Консультирование родителей - помощь в познании индивидуально-психологических характеристик собственного ребенка и построении стратегии, тактики его воспитания; по решению конкретных проблем взаимодействия родителей и детей; по личностному и профессиональному сомоопределению ребенка.
Конструирование развивающей среды осуществляется через: активизирующий опросник "Перекресток-1", «Перекресток-2», бланковая игра "Бизнес – риск – мен".
Информационное обеспечение осуществляется через стенды: «Для родителей», «Уголок психолога», «Уголок профориентации»
Следующий цикл- психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения в 10-11 классах. Психологическое сопровождение профильного обучения осуществляется так же, как и в 8-9 классах - со всеми субъектами образовательного процесса: учащимися, педагогами и родителями, по шести направлениям: конструирование развивающей среды, просвещение, диагностика, малый педагогический совет, коррекционно-развивающая работа, консультирование. Основная цель работы психолога в 10-11 классах: оказание психологической помощи в адаптационном процессе; в профессиональном и личностном самоопределении.
Для того, чтобы адаптационный период в 10 классах был эффективным, в нашей школе в октябре проводится «Неделя адаптационных классных часов с элементами тренинга» для учащихся 10 классов. А в апреле, в период подготовки учащихся к экзаменам, предусмотрена тренинговая работа по программе "Готовимся к экзаменам", основной целью которой является психологическая подготовка учащихся к предстоящим испытаниям.
Необходимым этапом сопровождения учащихся 10-11 классов является работа на классных часах по программе Селевко Г.К. «Самосовершенствование личности. Управляй собой» в 10 классах и «Самосовершенствование личности. Самоопределение личности» в 11 классах, нацеленная на развитие умения управлять своим поведением и эмоциональным состоянием, на оказание помощи старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении.
Для педагогов, работающих в 10 и 11 классах, проводятся групповые и индивидуальные консультации, семинары, практикумы, для родителей родительские собрания: «Десятиклассники- какие сложности могут возникнуть?», «Как помочь ребенку выбрать профессию?», «Ознакомление с методами, ориентированными на сохранение психологического здоровья, правил психологической помощи и поддержки подростка в период самоопределения».
В адаптационный период на параллели 10 классов, с целью определения учащихся, испытывающих трудности в адаптации к новым условиям в обучении, проводится диагностическая работа: изучение мотивации десятиклассников, изучение уровня школьной тревожности; прогнозирование успешности в обучении. По результатам диагностики в 10-х классах проводятся малый педагогический совет, где обсуждаются психолого-педагогические наблюдения процесса адаптации и анализ результатов диагностики. С целью определения уровня готовности учащихся 11-х классов к государственным экзаменам и выявления существующих проблем, в период подготовки учащихся к ЕГЭ, проводится анкетирование. Совместно с педагогами и классными руководителями разрабатывается корректорский план по работе с учащимися. Коррекционная работа осуществляется через индивидуальную работу с учащимся, систему консультаций с дезадаптированными учащимися, по формированию позитивной «Я-концепции», уверенности в своих силах, адекватной самооценки и эмоциональной стабильности учащихся.
Психоконсультирование в 10-11 классах организуется, в большинстве случаев, по запросу со стороны учащегося. Может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального или личностного самоопределения, так и различных аспектов взаимоотношений с окружающими людьми.
С родителями и педагогами ведутся индивидуальные консультации по результатам адаптационной диагностики и условиям успешной адаптации десятиклассников, по актуальным проблемам будущего выпускника школы.
Опыт работы по психологическому сопровождению предпрофильной и профильной подготовки обучающихся был представлен на городском семинаре «Модель психологическое сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательной школе» перед педагогами-психологами города Покачи.
Литература:
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.// Вестн. Образования, декабрь 2002г.
- Пинский А.А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. – СПб.: КАРО, 2004. – 76с.
- Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для учителей. /Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.; КАРО, 2006. – 176с.
- Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2006. – 124с. – (Серия «Психология в школе»).
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М., 2005
- Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. № 1.
- Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/2004 учебный год (Приложение к письму Министерства образования РФ от 28.08.2003 № 03-51-156 ин/13-03).
- Интернет-ресурсы: Портал психологических изданий PsyJournals.ru - http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n4/Shahova.shtml [Соотношение выборов школьников на этапе предпрофильной подготовки и последующего профильного обучения - Психологическая наука и образование psyedu.ru - 2010/4]
- Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983.