Миф о половом гиганте: попытка ученых воссоздать психологический портрет Григория Распутина. Распутин - любовник, которого не было

Книга Эдварда Радзинского «Распутин: жизнь и смерть», которая вышла в декабре 2000 года, произвела настоящий фурор. Материалы следственного дела Распутина, которые писатель использовал в своем произведении, раскрыли многие тайны, окутывающие загадочного «старца». Радзинский приводит в этой книге выдержки из допросов поклонниц и поклонников Распутина, государственных чиновников, духовных сановников. В последних номерах ушедшего года «ФАКТЫ» опубликовали некоторые главы из книги Эдварда Радзинского. В сегодняшнем номере мы предлагаем вниманию читателей заключительную часть подборки о мужике, без которого сама царица не мыслила своей жизни.

Императрица болезненно реагировала на любое замечание, касающееся Распутина

Феофан, до которого кто-то донес эти слухи, пересказал их монахам в Лавре:

«Обсудив все это, мы решили, что мы монахи, а он человек женатый, и потому только его поведение отличается большей свободой и кажется нам странным… Однако слухи о Распутине стали нарастать, и о нем начали говорить, что он ходит в баню с женщинами… Подозревать в дурном… очень тяжело… »

В петербургских банях были «семейные номера», и, разумеется, посещали их не только законные супруги. Аскету Феофану было очень трудно обратиться к Григорию, которого он считал человеком святой жизни, с вопросом о банях! Но Распутин, видно, знал о слухах, распространившихся в Лавре, и начал разговор сам.

Из показаний Феофана: «Помог случай… Распутин проговорился, что бывает в бане с женщинами. Мы на это объявили ему прямо, что с точки зрения святых отцов это недопустимо, и он пообещал нам избегать делать этого. Осудить его за разврат мы не решились, ибо знали, что он простой мужик, и читали, что в Олонецкой и Новгородской губернии мужчины моются в бане вместе с женщинами. Причем это свидетельствует не о падении нравов, а о патриархальности уклада… и особой его чистоте, ибо… ничего не допускают. Кроме того, из жития святых Симеона и Иоанна юродивых видно, что оба они ходили в баню намеренно вместе с женщинами, и что за это их поносили и оскорбляли, а они тем не менее были великими святыми».

Вероятно, о святых Симеоне и Иоанне -- юродивых, ходивших в баню с женщинами, -- заговорил сам Распутин, ибо он и потом часто будет пользоваться этим примером. Ссылаясь на великих святых, которые испытывали свою добродетель, глядя на обнаженное женское тело, «в свое оправдание Распутин объявил, что он хочет испытать себя, не убил ли он в себе страсти».

Но Феофан предупредил Распутина: «На это способны только великие святые, а он, поступая так, находится в самообольщении и стоит на опасном пути».

Однако слухи о подозрительном хождении мужика в баню со светскими дамами продолжались. И вскоре звучали воистину «со всех сторон».

С изумлением услышал об этом друг Царской Семьи Саблин. «До меня начали доходить слухи, что он цинично относится к дамам, например, водит их в баню… Сначала слухам я не верил. Казалось невозможным, чтобы какая-то светская дама, кроме, пожалуй, психопатки, могла отдаться такому неопрятному мужику», -- показал Саблин в «Том Деле».

Но поговорить с Государыней об этих слухах он не решился. «Малейшее недоверие, тем более насмешка над ним, болезненно на нее действовали… Эту слепую веру ее, как и Государя, я объясняю их безграничной любовью к наследнику.. Они ухватились за веру… если наследник жив, то благодаря молитвам Распутина… Государю я докладывал: чтобы не дразнить общество, не лучше ли отправить Распутина обратно в Тобольск? Но Государь в силу своего характера давал уклончивые ответы или говорил: «Поговорите об этом с Императрицей». Саблин не знал, что Николай в то время уже имел особое оправдание для Распутина и оттого не придавал значения никаким слухам.

Между тем те же слухи дошли и до друга Распутина -- Сазонова. Процитируем и его показания: «Ввиду дошедших до нас слухов, что Распутин ходит с дамами в баню, я как-то спросил у него… Распутин ответил утвердительно и прибавил, что и Государю известно… я не вдвоем хожу, а… компанией… и объяснил, что величайшим грехом он считает гордыню. Светские барыни, несомненно, преисполнены этой гордыни… и для того, чтобы сбить эту гордыню, нужно их унизить, заставить их с грязным мужиком пойти в баню… Мне, человеку, глубоко знающему народную душу, это показалось понятным, но я попросил Распутина этого более не делать. Он дал мне слово».

Через два года полиция зафиксирует посещение Распутиным семейных бань с женой Сазонова! И придут они туда вдвоем -- без «компании»…

К слухам о банях прибавились слухи о Тобольском расследовании. При дворе рассказывали, как Распутин в Сибири основал хлыстовскую секту и тоже водил своих поклонниц в пресловутую баню.

Видимо, поэтому Николай, к негодованию жены, решил пока прервать посещения Распутина. Аликс попросила мужика не гневаться и молиться за них. Он молился, но гневался. Саблин в «Том Деле» рассказывает, как он был у Вырубовой, когда к ней позвонил Распутин, тщетно добиваясь приема: «И с сердцем сказал: «Молиться просят, а принимать боятся».

Аликс решает обелить «Нашего Друга». И придумывает блестящий ход.

В 1917 году в скиту неподалеку от Верхотурского монастыря, где жил отшельником некий старец Макарий, появились следователи Чрезвычайной комиссии. Макарий, известный святой жизнью, с детских лет был пастухом при монастыре. Месяцами он постился, пас свиней и в густом лесу часами простаивал на молитве. Неграмотный, он знал о Христе только по церковным службам, а молитвы выучил с голоса. Но Макарий считался духовником Распутина, оттого в полуразвалившейся келье и состоялся его допрос. Допрашивать было нелегко -- Макарий был косноязычен (впрочем, возможно, он пытался таким образом уклониться отвечать на вопросы).

«Старец» утверждал, что его Бог разрешает ему отвергать церковные каноны

Шестидесятилетний монах показал: «Старца Г. Е. Распутина я узнал лет 12 тому назад, когда я был еще монастырским пастухом. Тогда Распутин приходил в наш монастырь молиться и познакомился со мной… Я рассказал ему о скорбях и невзгодах моей жизни, и он мне велел молиться Богу». После чего Макарий постригся в монахи и стал жить отшельником.

«Видимо, Распутин рассказывал обо мне бывшему царю, ибо в монастырь пришли от царя деньги на устройство для меня кельи… Кроме того, были присланы деньги для моей поездки в Петербург… и я приезжал тогда в Царское Село, разговаривал с царем и его семейством о нашем монастыре и своей жизни в нем. Каких-либо дурных поступков за Распутиным и приезжавшими к нам с ним… не заметил».

Вот и все, что смогли выпытать у него о Распутине.

Но Макарий не рассказал следователям, что его вызвали в Царское Село совсем не для того, чтобы рассказывать царям о своей монастырской жизни.

«23 июня 1909 года… После чая к нам приехали Феофан, Григорий и Макарий», -- записал в дневнике Николай.

Именно тогда Аликс рассказала всем троим о своей идее. Зная «о сомнении по поводу Распутина», которое появилось у Феофана, она задумала познакомить епископа с Макарием, так почитавшим Распутина, и предложить всем троим вместе съездить на родину «Нашего Друга». Она верила, что эта поездка снова сдружит Феофана с «отцом Григорием», рассеет все его сомнения, и тогда Феофан своим авторитетом сможет прекратить нараставшие (и уже пугавшие царицу) слухи.

В то время Феофан был болен. Но просьба царицы -- закон. «Я пересилил себя и во второй половине июня 1909 года отправился в путь вместе с Распутиным и монахом Верхотурского монастыря Макарием, которого Распутин называл и признавал своим «старцем», -- показал Феофан в «Том Деле».

Так началось это путешествие, которое будет иметь для Феофана самые драматические последствия.

Сначала они отправились в любимый монастырь Распутина -- Верхотурский. Уже в дороге мужик изумил епископа. «Распутин стал вести себя не стесняясь… Я раньше думал, что он стал носить дорогие рубашки ради царского двора, но в такой же рубашке он ехал в вагоне, заливая ее едой, и снова надевал такую же дорогую рубашку… » Скорее всего, Григорий попросту решил продемонстрировать Феофану милости Аликс -- царицыны рубашки. Но, видимо, кто-то очень настроил епископа против Распутина, и теперь он все воспринимал подозрительно.

Дальше -- больше. Аскет Феофан был изумлен, когда «подъезжая к Верхотурскому монастырю, мы по обычаю паломников постились, чтобы натощак приложиться к святыням. Распутин же заказывал себе пищу и щелкал орехи». Мужик, осознавший свою силу, позволил себе не притворяться. Его Бог -- радостный, он разрешает отвергать унылые каноны церковных установлении.

Все оскорбляло Феофана. «Распутин уверял нас, что он почитает Симеона Верхотурского. Однако когда началась служба в монастыре, он ушел куда-то в город». Покоробил епископа и двухэтажный дом Распутина -- как он отличался от жилища самого Феофана, превращенного им в монашескую келью. Нет, не таким должно быть жилище того, кого столь недавно он почитал…

Обстановку дома Распутина мы можем представить совершенно точно по описи его имущества, сделанной после смерти. Первый этаж, где жил он с семьей, обычная крестьянская изба. Но зато второй… Тут мужик устроил все по-городскому. Второй этаж предназначался для «дамочек» и гостей, приезжавших из Петербурга. Там он и поселил Феофана. Епископ с негодованием отмечал «мирское»: пианино, граммофон, под который Распутин любил плясать, мягкие обитые плюшем бордовые кресла, диван, письменный стол… С потолка свисали люстры, по комнатам стояли «венские» стулья, широкие кровати с пружинными матрацами, кушетка -- так вчерашний полунищий крестьянин осуществил свое представление о городской роскоши. Величественно били двое часов с гирями, в черных деревянных футлярах, и на стене -- еще часы… Особенно же возмутил Феофана «большой мягкий ковер на весь пол»,

Показал Распутин епископу и своих последователей -- Арсенова, Распопова и Николая Распутина, «братьев по духовной жизни». Но, как отметил Феофан, «пели они стройно… но в общем произвели неприятное впечатление». Широко образованный мистик, хорошо знакомый с ересями, видимо, почувствовал нечто хлыстовское в этих песнопениях…

Вероятно, он попытался беседовать об этом с Макарием, но…

«Монах Макарий… является для меня загадкой. Большей частью он говорит что-то непонятное, но иной раз скажет такое слово, что всю жизнь осветит».

Но Макарий, могущий «всю жизнь осветить», в тот раз явно говорил «что-то непонятное»…

Григорий Распутин уверовал в свою безнаказанность, поскольку знал: царица без него зачахнет

Обдумав все увиденное, Феофан заключил, что Распутин «находится не на высоком уровне духовной жизни». На обратном пути он «остановился в Саровском монастыре и просил у Бога и святого Серафима (покровителя Царской Семьи. -- Авт.) помощи для верного решения вопроса: что из себя представляет Распутин». В Петроград епископ вернулся «с убеждением, что Распутин… находится на ложном пути».

В столице он держал последний совет со своим другом архимандритом Вениамином. После чего они позвали Распутина в Лавру.

«Когда затем Распутин пришел к нам, мы неожиданно для него обличили его в самонадеянной гордости, в том, что он возомнил о себе больше, чем следует, что он находится в состоянии духовной прелести».

Это было страшное обвинение.

«Нужна особая духовная высота, чтобы пророчествовать и исцелять… Когда этого нет, дар становится опасным, человек становится колдуном, впадает в состояние духовной прелести. Теперь он прельщен дьяволом, теперь уже силой Антихриста он творит свои чудеса», -- сказал мне монах в Троице-Сергиевой Лавре.

«Мы объявили ему, что в последний раз требуем от него переменить образ жизни, и что если он сам не сделает этого, то отношения с ним прервем и открыто все объявим и доведем до сведения императора».

Распутин никак не ожидал услышать такое от Феофана. «Он растерялся, расплакался, не стал оправдываться, признал что делал ошибки… и согласился по нашему требованию удалиться от мира и подчиняться моим указаниям».

Но это было ни к чему не обязывающее обещание. Мужик знал, что царица никогда не позволит ему «удалиться». И дело не только в исцелении наследника -- она сама зачахнет без него. Мог он предвидеть и дальнейшую судьбу простодушного Феофана, который так и не понял царицу -- он жил в ином… Епископ попросил Распутина «никому не говорить о нашем с ним разговоре». Тот обещал. «Радуясь успеху, мы отслужили молебен… Но, как оказалось, потом он поехал в Царское Село и все рассказал там в благоприятном для себя и неблагоприятном для нас освещении», -- вспоминал Феофан.

Мужику не надо было ничего придумывать. Достаточно сказать царице правду -- Феофан не верит в его духовную высоту и не хочет, чтобы он был рядом с «царями». И вчерашнему исповеднику Государыни навсегда закрыт путь в Царское Село.

Трагическая мужская любовь

Осенью 1916 года молодой аристократ Феликс Юсупов, известный гомосексуалист, женившись на племяннице императора Ирине и промучившись несколько лет, решил "подлечиться", чтобы хоть как-то соответствовать своему официально-супружескому статусу. Он обратился к Распутину. "Старец" весьма оживился такому предложению и попросил красавца князя приехать завтра же, прихватив с собой гитару. Они стали видеться почти ежедневно. О том, как бисексуальный Распутин "лечил" Феликса от гомосексуализма, можно только догадываться. "Ну что, милый... Ты приезжай почаще... вот как поближе сойдемся... Пойдем в мой кабинет..." Утонченному аристократу Юсупову "грязный мужик" Распутин сразу не понравился, как потенциальный сексуальный партнер был глубоко неприятен и вызывал в нем физиологическое отвращение. Распутин, напротив, сразу полюбил Феликса. Спровоцировав Распутина на гомосексуальную приязнь, Юсупов попал в собственноручно расставленный капкан. Вырваться из этого капкана уже было невозможно: у Феликса не хватало смелости поссориться с всесильным царским любимцем. Юсупов был близок к отчаянию. Он обратился за помощью к своим друзьям - великим князьям Дмитрию Павловичу и Николаю Михайловичу, тоже гомосексуалистам. Они предложили уничтожить Распутина, замаскировав сексуальное убийство под политическое. Для этой цели (для маскировки) был приглашен для участия в заговоре член Государственной думы Пуришкевич. Феликс сделал вид, что согласился на интимное свидание с Григорием, и в ночь 16 декабря (по старому стилю) пригласил его к себе во дворец. Григорий щегольски разоделся и в 12 часов ночи спустился по черному ходу на улицу, где его ждал автомобиль с Юсуповым. В подвале дворца Феликс стал угощать Григория пирожными с цианистым калием. Распутин ел пирожные и болтал с возлюбленным. Тогда Юсупов сходил за пистолетом и выстрелил в этого дьявола, которого не брал яд. Распутин упал замертво. Когда Феликс склонился над "трупом", тот вдруг схватил Юсупова за горло и стал душить. Бедный Феликс едва вырвался. Распутин выбежал из дома и направился к воротам. Вслед за ним выбежал Пуришкевич и четырьмя выстрелами из пистолета довел до конца их чуть было не провалившееся покушение. Труп Распутина отвезли к Неве и сбросили в прорубь. Феликс Юсупов и был той самой персоной, которую так слепо и страстно полюбил Распутин. Его настоящая первая и последняя любовь. Экскурсоводы Юсуповского дворца-музея говорят, что в кабинете князя, расположенном под подвалом, где убивали Распутина, женщины падают в обморок: продолжают действовать силовые поля, оставленные мертвым "святым дьяволом".

Елена Лактионова. Григорий Распутин.

Друг царской семьи

Завоевание сердца императрицы Александры Федоровны происходило через Анну Вырубову ("Аннушку", как называл ее Григорий), но основной надежный аргумент в пользу "отца Григория" случился позже. Наследник престола Алексей страдал гемофилией (несворачиваемостью крови) - тяжелой и неизлечимой болезнью. Несколько раз, когда Алексей находился при смерти и врачи были бессильны, Распутину одной лишь молитвой и внушением удавалось спасти наследника. Это тут же сделало его знаменитым и привело к необычайному возвышению при царском дворе. Александра Федоровна стала называть его "Друг" и боготворила, как святого. Царь вначале пытался сопротивляться чарам сибирского крестьянина, но был вынужден под влиянием своей любимой Алике тоже поверить в "Друга". Постепенно влияние "старца" стало выходить за пределы царской семьи. Ни одно крупное назначение не обходилось без совета "Друга". Никто не мог надеяться на министерский пост, если он не прошел "испытание" через Распутина. Способ, каким этот "крестьянский канцлер" проверял кандидатов на должность, был прост: Григорий приходил к испытуемому, несколько минут пристально смотрел ему в глаза, и на этом экзамен кончался.

В компании "распутинок"

Но нигде характер Григория Распутина не проявлялся с такой силой и яркостью, как в алькове. Несомненно, он был одним из наиболее удачливых сексуальных авантюристов в истории. Заниматься сексом с этим немытым крестьянином, у которого была неряшливая борода, жирные волосы и грязные руки с "траурными" ногтями, было чем-то абсолютно новым, ранее неведомым и необычайно волнующим. Дамы собирались в его квартире и ждали в очереди приглашения в его постель, которую сам Распутин называл "святая святых". Вокруг "старца" образовался довольно обширный круг его рьяных поклонниц, куда входили дамы петербургского света и полусвета. Они боготворили его и составили целую свиту, получив название "распутинок". Кто отдается этому Богу, сам становится божественным, соприкасаясь с его телом!" - заявляла Ольга Лохтина, жена государственного советника. Распутин стал таким модным и приобрел такую известность, что даже мужья женщин, с которыми он уже переспал, нисколько не стесняясь, хвалились друг перед другом, что их жены уже "были с этим невероятным Распутиным". Квартира "старца" в доме 64 по Гороховой улице, где он проживал, превратилась в сочетание чиновной канцелярии и притона. С раннего утра до позднего вечера в прихожей толпились просители, а в комнатах устраивались шумные застолья с обильными возлияниями, часто перерастающие в оргии. Практически в любой момент можно было найти Распутина в зале, окруженного своими "ученицами". Одна из них обычно сидела у него на коленях, он гладил ее волосы и шептал в ухо что-то о "таинственном воскресении" и спасении через грех. Затем он начинал петь, песню подхватывали присутствующие. Вскоре все начинали танцевать какой-то дикий и безумный танец. За этим начинались походы в "рабочий кабинет" Григория, где стояла "святая святых". Выпроваживал Распутин даму из своего "рабочего кабинета" обычно словами: "Ну, ну, матушка, все в порядке". Не так страшен черт...

Однако, вопреки всеобщему мнению и многообразию мифов, реальный Распутин отнюдь не был той сексуальной машиной, которой пытаются его представить. Напротив, он был человеком с резко сниженной потенцией. Сам Григорий неизменно настаивал на своей "бесстрастности" (сексуальном слабосилии), говоря, что ему безразлично, к чему прислониться - "к бабе или чурбану". "Пришло -закружило... прошло - стошнило, придет, закружит и отпустит и нет в этом для меня ни греха, ни радости", - вот несколько странное отношение Распутина к собственному половому влечению. Распутин действительно рвался к завоеванию как можно большего числа женщин (ибо "чрез бабу почет придет"), однако сама технология "завоевания" выглядела весьма своеобразно. По словам одной из его "распутинок", Григорий - "совершенно особенный человек", ибо дает женщине "такие ощущения, что наши мужчины ничего не стоят". Что же это за сверхъестественные ощущения, которые был не в состоянии дать женщине аристократ?

Досье Илиодора

Собравший на Распутина обширное "сексуальное досье" монах Илиодор - бывший его приятель, а потом ярый враг - подразделял всех жертв его "половой агрессии" на четыре категории. К первой относились те, кого Распутин только целовал и водил мыться в баню, ко второй - те, к кому он определенным образом прикасался, к третьей - те, из кого Распутин "изгонял беса", и лишь к четвертой относились те, с кем Распутин совершал грех плотского совокупления. Женщин, относящихся к первой категории, Илиодор насчитывает "сотни, а в монастырях женских, куда старец Григорий любил заглядывать, их не перечтешь". Представительниц второй группы - с кем Григорий "радел" - также было очень много. Ни "радения", ни "изгнания беса" телесными совокуплениями все же не являлись. Распутин ограничивался любовными ласками в весьма широком диапазоне, включая "самые невероятные" их формы. В исключительных по разнообразию форм ласках и крылся секрет тех "особенных ощущений", которыми одаривал Распутин своих поклонниц и пациенток. Сам Распутин категорически настаивал на том, что лечит женщин именно лаской, а не телесным соитием. "Вот, которые ерники брешут, што я с царицей живу, - говорил Распутин одной своей поклоннице. - А того, лешие, не знают, што ласки-то много поболе этого есть. Да ты сама поразмысли про царицу? На черта ей мой х...?"

Ласки без соития

Сценарий сексуальных нападений Распутина на женщин был всегда один и тот же: словесные домогательства, поцелуи, хаотичные прикосновения к интимным частям женского тела, срывание одежды, а в итоге... холодный "монашеский поцелуй" и страстная совместная молитва. Если "жертва" начинала сопротивляться, Распутин был готов в любой момент легко прекратить свое, казалось, безудержное наступление и вообще перевести разговор на другую тему. Когда обстановка к тому располагала, Распутин заранее подготовлял женщину к необычности форм своего сексуального захвата. "Да ты знаешь ли, в чем жизнь-то? - внушал он очередной своей "ученице". - В ласке она, а только ласкать-то надо по-иному, не так, как эти ерники-то ваши. Они ласкают для своего тела, а я вполовину и для духа, великая тут сила. Да друга какая за таку ласку што хошь сделает. Душу свою отдаст..." Спрашивается: зачем Распутину необходимо было тратить столько энергии на то, чтобы уговорить женщину "отдаться", если он заранее знал, что не в состоянии показать себя полноценным партнером? Во-первых, при помощи постоянных любовных игр, никогда не завершающихся половым актом, Распутину удавалось удерживать под своим влиянием значительное число сексуально экзальтированных и страстно влюбленных в него женщин, в том числе Анну Вырубову и Александру Федоровну. Во-вторых, частое обновление сексуальных впечатлений компенсировало Распутину отсутствие у него полноценного полового влечения. "Любовь глазами" вообще была одним из излюбленных занятий Распутина. Помимо сексуальных игр и разглядывания женщин суррогатами полового удовлетворения являлись самозабвенные танцы, легкость исполнения которых приводила в восторг даже мастеров императорского балета, и комплекс садомазохистских переживаний. Так, при омовении своих ног Распутин заставлял женщин раздеть себя и самим раздеться догола. "Может ли быть больше унижения для женщины, когда она, будучи сама обнаженной до полной наготы, моет ноги голому мужчине". По праздникам Распутин особо тщательно смазывал свои сапоги дегтем, "чтобы приходящие с поздравлениями, валяющиеся у его ног элегантные дамы побольше бы испачкали свои шелковые платья". Когда же требовались более острые садистские ощущения, Распутин прибегал к легкому рукоприкладству.

Не совсем импотент

В списке Илиодор не смог привести ни одного стопроцентно убедительного примера телесного совокупления Распутина с женщинами. Довольствуясь лишь слухами, Илиодор перечисляет 12 "жертв плотского совокупления", да и те вызывают сомнения. Все же Распутин не был абсолютным импотентом. Это подтверждается наличием у него детей (хотя своего первенца Григорий смог произвести на свет лишь на десятом году семейной жизни). У Распутина, правда, было две фактических жены: "покровская" Прасковья и "петербургская" Дуня Бекешова. Но и с ними, судя по всему, полной сексуальной гармонии не наблюдалось. "Я всех одинаково люблю", - говорил Распутин о женщинах. Но однажды как-то заявил: "Только две женщины в мире украли мое сердце - то Вырубова и Сухомлинова". Однако ни та, ни другая любовницами Распутина не являлись. Была, правда, еще некая персона, к которой Григорий испытал настоящую слепую влюбленность. Но об этом - чуть позже. Едва ли не с большим удовольствием, чем смазливых молодух, Распутин "исцелял" мужчин. Гомосексуальное начало было растревожено в нем еще в молодые годы, когда в Верхотуринском монастыре его несколько ночей подряд домогались и чуть было не изнасиловали отцы Сергий и Иосиф. "Я не собираюсь участвовать в ваших извращениях!" - патетически воскликнул Григорий и бросился наутек. Так он рассказывал сам. Однако в дальнейшем гомосексуальная тенденция получила развитие, и влечение Распутина к мужчинам было даже более сильным, чем к женщинам.

Манящий взгляд

Если судить о Григории Распутине по фотографиям, то трудно понять, как мог этот не слишком привлекательный крестьянин вызывать к себе такие сильные чувства. Его длинные, всегда умасленные волосы небрежно разделялись посередине на пробор. На голове выше лба виднелась небольшая плешь, образовавшаяся от удара, когда его били. Но самыми замечательными у Распутина были глаза. Голубые, близко поставленные, они мигали очень редко и излучали магнетизм. Редко кто выдерживал его тяжелый, пронизывающий взгляд. Этот взгляд особенно действовал на женщин: впечатлительные натуры под взглядом этих глаз начинали биться в истерике. Все возрастающая сила Распутина становилась опасной. После вхождения Григория в царскую семью вокруг него стали плестись интриги. Высшее петербургское общество вдруг прозрело, со всех сторон на Распутина стали сыпаться обвинения и проклятия. Люди, обеспокоенные судьбой империи, пытались любой ценой избавиться от ненавистного "святого черта", как называли Григория газеты, роковому влиянию которого приписывали многие беды страны. От Распутина пытались откупиться, на него готовились покушения, составлялись заговоры. "Смерть возле меня, - говорил Григорий. - Она ко мне лезет, как потаскуха. Уже много раз я ее гнал. Потому у меня своя звезда сияет". Летом 1914 года на Григория вдруг набросилась безносая нищенка и солдатским тесаком попыталась оттяпать его "мужское достоинство". Это была Хиония Гусева, некогда "обиженная" Григорием сифилитичка. У Распутина оказалась поврежденной нижняя часть живота, но "достоинство" осталось при нем. Распутин принимал судорожные попытки остаться на плаву, начал пить. В марте 1915 года, находясь в Москве, он посетил ресторан "Яр". Сначала он во всеуслышание рассказывал о своих сексуальных похождениях в Петрограде, потом обнажил свои половые органы и заявил, что "делает с царицей все, что захочет". Разразился неимоверный скандал не только на всю Москву, но и на всю Россию. Распутин срочно отбыл в свое Покровское и вернулся в Петроград только летом.

Григорий Распутин

Скотский доктор

Первые проявления необычайных "экстрасенсорных" талантов Григория Распутина относятся к раннему детству, когда он был деревенским "духовным ветеринаром" и лечил "внушением" заболевшую скотину. Пить Григорий начал с 15 лет. Это был наглый, буйный любитель драк и сквернословия. Он даже поколачивал своего папашу, однажды вырвав у него в пьяном виде клок бороды. Сено украсть, чужие дрова увезти - было его делом. В 19 лет Григорий женился на 23-летней светловолосой черноглазой девушке Прасковье Дубровиной. Но остепениться и не подумал, пьянства, кражи и всякие грязные истории с собутыльниками и деревенскими девками усилились. Однажды, будучи пойманным на месте преступления, Григорий был сильно избит и отведен в волостное правление. Против него было возбуждено дело. Григорий решил не испытывать судьбу и отправился в Верхотурский монастырь.

Похотливый пилигрим

С паломничества в монастырь, где Распутин пробыл три месяца, начинается новый период его жизни. В монастыре он знакомится с сектой хлыстов. Хлысты считали, что человек должен вначале согрешить, а уже потом искупать свои грехи. У них было множество странных сексуальных традиций и обрядов. Эти обряды, собственно, были не чем иным, как обыкновенными оргиями со сменой партнеров. Особенно понравилась Григорию теория хлыстов, что грехи можно искупать с помощью секса.

Из монастыря Григорий возвратился совершенно другим человеком: он бросил пить, курить, есть мясо, стал сторониться людей, усердно молиться и овладевать церковно-славянской грамотой. Он поэтически объяснял свое преображение видением ему в поле Казанской Божьей Матери, которая заплакала живыми слезами и возопила: "Григорий! Иди странствуй, очищай людей от грехов и снимай с них страсти". Но односельчане решили, что их Гришка просто хочет укрыться от следствия по делу о кражах, другие полагали, что решающее влияние на Григория оказал удар колом по голове. Ближе всех к истине, вероятно, был его отец, Ефимий Андреевич, объяснявший чудесные изменения, произошедшие с его сыном, ленью и желанием избежать тяжелого крестьянского труда. Григорий забросил семью, хозяйство и пошел странствовать.

На третий год после исчезновения Распутина среди крестьян пошли слухи о некоем страннике. Рассказывали, что он уже открылся рыбакам, что послан Богом и несет в себе Дух Святой. Говорили, что удивительный странник удаляется в лес с привлекательными девушками и женщинами справлять особый божественный ритуал. Они разжигают большой костер и усердно молятся. Окончив молитву, странник обнимает женщин, ласкает их, а потом все танцуют и поют вокруг костра до тех пор, пока женщины не начнут сильно шататься. Тогда чужак восклицает: "Смиритесь во грехе! Испытайте плоть!" Дальше во тьме ночного леса пилигрим совершает страшные грехи.

Когда Григорий Распутин вернулся в свое село Покровское, он стал еще более странным, чем был прежде. В Покровском скоро поняли, что тот пилигрим, о котором ходила молва, и есть их односельчанин Григорий Распутин. Они потешались над ним и между собой называли "Гришкой-святым". "Чрез бабу - в люди" Постепенно слава нового и весьма своеобразного "проповедника" росла, а умный и хитрый Григорий умело и ловко пользовался ею. Из "Гришки" он превратился в "старца" и "отца Григория". Позже в своем дневнике Распутин писал: "И много я думал о том, откуль почет мне придет? И после большого расположения постиг: моя дорога и почести - чрез бабу. Потому в бабе - дух живее, шуму она более делает, а без шуму - ни Бога, ни почести не сделать!" И стал Григорий свою умопомрачительную карьеру делать "чрез бабу". В 1903 году он так славно "утешил" недавно овдовевшую тобольскую купчиху-миллионершу Башмакову, что она составила "старцу" мощную протекцию, отвезя его в Казань.

По рекомендательным письмам казанских духовных лиц Григорий попадает в Петербург, где очаровывает ректора духовной академии, несмотря на то, что тот уже был наслышан, как Распутин в Казани "на бабе ездил". Входит он в доверие и к царскому духовнику Феофану. Они вводят Распутина в аристократические салоны Петербурга, проявлявшие в ту пору повышенный интерес к мистико-религиозным вопросам. Затем он знакомится с любимой фрейлиной и подругой царицы Анной Вырубовой. Вырубова была фанатично предана Григорию, и до конца своих дней он представлялся ей в виде святого человека, бессребреника и чудотворца. В салонах слава Григория стремительно росла. Ему достаточно было появиться, чтобы поразить и очаровать это праздное, легковерное общество, предающееся самым бессмысленным фокусам оккультизма. Он стал экзотическим десертом, которым "угощали" в шикарных гостиных. А в ноябре 1905 года Распутин был представлен царской чете.

Друг царской семьи

Завоевание сердца императрицы Александры Федоровны происходило через Анну Вырубову ("Аннушку", как называл ее Григорий), но основной надежный аргумент в пользу "отца Григория" случился позже. Наследник престола Алексей страдал гемофилией (несворачиваемостью крови) - тяжелой и неизлечимой болезнью. Несколько раз, когда Алексей находился при смерти и врачи были бессильны, Распутину одной лишь молитвой и внушением удавалось спасти наследника. Это тут же сделало его знаменитым и привело к необычайному возвышению при царском дворе. Александра Федоровна стала называть его "Друг" и боготворила, как святого. Царь вначале пытался сопротивляться чарам сибирского крестьянина, но был вынужден под влиянием своей любимой Алике тоже поверить в "Друга". Постепенно влияние "старца" стало выходить за пределы царской семьи. Ни одно крупное назначение не обходилось без совета "Друга". Никто не мог надеяться на министерский пост, если он не прошел "испытание" через Распутина. Способ, каким этот "крестьянский канцлер" проверял кандидатов на должность, был прост: Григорий приходил к испытуемому, несколько минут пристально смотрел ему в глаза, и на этом экзамен кончался.

В компании "распутинок"

Но нигде характер Григория Распутина не проявлялся с такой силой и яркостью, как в алькове. Несомненно, он был одним из наиболее удачливых сексуальных авантюристов в истории. Заниматься сексом с этим немытым крестьянином, у которого была неряшливая борода, жирные волосы и грязные руки с "траурными" ногтями, было чем-то абсолютно новым, ранее неведомым и необычайно волнующим. Дамы собирались в его квартире и ждали в очереди приглашения в его постель, которую сам Распутин называл "святая святых". Вокруг "старца" образовался довольно обширный круг его рьяных поклонниц, куда входили дамы петербургского света и полусвета. Они боготворили его и составили целую свиту, получив название "распутинок". Кто отдается этому Богу, сам становится божественным, соприкасаясь с его телом!" - заявляла Ольга Лохтина, жена государственного советника. Распутин стал таким модным и приобрел такую известность, что даже мужья женщин, с которыми он уже переспал, нисколько не стесняясь, хвалились друг перед другом, что их жены уже "были с этим невероятным Распутиным". Квартира "старца" в доме 64 по Гороховой улице, где он проживал, превратилась в сочетание чиновной канцелярии и притона. С раннего утра до позднего вечера в прихожей толпились просители, а в комнатах устраивались шумные застолья с обильными возлияниями, часто перерастающие в оргии. Практически в любой момент можно было найти Распутина в зале, окруженного своими "ученицами". Одна из них обычно сидела у него на коленях, он гладил ее волосы и шептал в ухо что-то о "таинственном воскресении" и спасении через грех. Затем он начинал петь, песню подхватывали присутствующие. Вскоре все начинали танцевать какой-то дикий и безумный танец. За этим начинались походы в "рабочий кабинет" Григория, где стояла "святая святых". Выпроваживал Распутин даму из своего "рабочего кабинета" обычно словами: "Ну, ну, матушка, все в порядке". Не так страшен черт...

Однако, вопреки всеобщему мнению и многообразию мифов, реальный Распутин отнюдь не был той сексуальной машиной, которой пытаются его представить. Напротив, он был человеком с резко сниженной потенцией. Сам Григорий неизменно настаивал на своей "бесстрастности" (сексуальном слабосилии), говоря, что ему безразлично, к чему прислониться - "к бабе или чурбану". "Пришло -закружило... прошло - стошнило, придет, закружит и отпустит и нет в этом для меня ни греха, ни радости", - вот несколько странное отношение Распутина к собственному половому влечению. Распутин действительно рвался к завоеванию как можно большего числа женщин (ибо "чрез бабу почет придет"), однако сама технология "завоевания" выглядела весьма своеобразно. По словам одной из его "распутинок", Григорий - "совершенно особенный человек", ибо дает женщине "такие ощущения, что наши мужчины ничего не стоят". Что же это за сверхъестественные ощущения, которые был не в состоянии дать женщине аристократ?

Досье Илиодора

Собравший на Распутина обширное "сексуальное досье" монах Илиодор - бывший его приятель, а потом ярый враг - подразделял всех жертв его "половой агрессии" на четыре категории. К первой относились те, кого Распутин только целовал и водил мыться в баню, ко второй - те, к кому он определенным образом прикасался, к третьей - те, из кого Распутин "изгонял беса", и лишь к четвертой относились те, с кем Распутин совершал грех плотского совокупления. Женщин, относящихся к первой категории, Илиодор насчитывает "сотни, а в монастырях женских, куда старец Григорий любил заглядывать, их не перечтешь". Представительниц второй группы - с кем Григорий "радел" - также было очень много. Ни "радения", ни "изгнания беса" телесными совокуплениями все же не являлись. Распутин ограничивался любовными ласками в весьма широком диапазоне, включая "самые невероятные" их формы. В исключительных по разнообразию форм ласках и крылся секрет тех "особенных ощущений", которыми одаривал Распутин своих поклонниц и пациенток. Сам Распутин категорически настаивал на том, что лечит женщин именно лаской, а не телесным соитием. "Вот, которые ерники брешут, што я с царицей живу, - говорил Распутин одной своей поклоннице. - А того, лешие, не знают, што ласки-то много поболе этого есть. Да ты сама поразмысли про царицу? На черта ей мой х...?"

Ласки без соития

Сценарий сексуальных нападений Распутина на женщин был всегда один и тот же: словесные домогательства, поцелуи, хаотичные прикосновения к интимным частям женского тела, срывание одежды, а в итоге... холодный "монашеский поцелуй" и страстная совместная молитва. Если "жертва" начинала сопротивляться, Распутин был готов в любой момент легко прекратить свое, казалось, безудержное наступление и вообще перевести разговор на другую тему. Когда обстановка к тому располагала, Распутин заранее подготовлял женщину к необычности форм своего сексуального захвата. "Да ты знаешь ли, в чем жизнь-то? - внушал он очередной своей "ученице". - В ласке она, а только ласкать-то надо по-иному, не так, как эти ерники-то ваши. Они ласкают для своего тела, а я вполовину и для духа, великая тут сила. Да друга какая за таку ласку што хошь сделает. Душу свою отдаст..." Спрашивается: зачем Распутину необходимо было тратить столько энергии на то, чтобы уговорить женщину "отдаться", если он заранее знал, что не в состоянии показать себя полноценным партнером? Во-первых, при помощи постоянных любовных игр, никогда не завершающихся половым актом, Распутину удавалось удерживать под своим влиянием значительное число сексуально экзальтированных и страстно влюбленных в него женщин, в том числе Анну Вырубову и Александру Федоровну. Во-вторых, частое обновление сексуальных впечатлений компенсировало Распутину отсутствие у него полноценного полового влечения. "Любовь глазами" вообще была одним из излюбленных занятий Распутина. Помимо сексуальных игр и разглядывания женщин суррогатами полового удовлетворения являлись самозабвенные танцы, легкость исполнения которых приводила в восторг даже мастеров императорского балета, и комплекс садомазохистских переживаний. Так, при омовении своих ног Распутин заставлял женщин раздеть себя и самим раздеться догола. "Может ли быть больше унижения для женщины, когда она, будучи сама обнаженной до полной наготы, моет ноги голому мужчине". По праздникам Распутин особо тщательно смазывал свои сапоги дегтем, "чтобы приходящие с поздравлениями, валяющиеся у его ног элегантные дамы побольше бы испачкали свои шелковые платья". Когда же требовались более острые садистские ощущения, Распутин прибегал к легкому рукоприкладству.

Не совсем импотент

В списке Илиодор не смог привести ни одного стопроцентно убедительного примера телесного совокупления Распутина с женщинами. Довольствуясь лишь слухами, Илиодор перечисляет 12 "жертв плотского совокупления", да и те вызывают сомнения. Все же Распутин не был абсолютным импотентом. Это подтверждается наличием у него детей (хотя своего первенца Григорий смог произвести на свет лишь на десятом году семейной жизни). У Распутина, правда, было две фактических жены: "покровская" Прасковья и "петербургская" Дуня Бекешова. Но и с ними, судя по всему, полной сексуальной гармонии не наблюдалось. "Я всех одинаково люблю", - говорил Распутин о женщинах. Но однажды как-то заявил: "Только две женщины в мире украли мое сердце - то Вырубова и Сухомлинова". Однако ни та, ни другая любовницами Распутина не являлись. Была, правда, еще некая персона, к которой Григорий испытал настоящую слепую влюбленность. Но об этом - чуть позже. Едва ли не с большим удовольствием, чем смазливых молодух, Распутин "исцелял" мужчин. Гомосексуальное начало было растревожено в нем еще в молодые годы, когда в Верхотуринском монастыре его несколько ночей подряд домогались и чуть было не изнасиловали отцы Сергий и Иосиф. "Я не собираюсь участвовать в ваших извращениях!" - патетически воскликнул Григорий и бросился наутек. Так он рассказывал сам. Однако в дальнейшем гомосексуальная тенденция получила развитие, и влечение Распутина к мужчинам было даже более сильным, чем к женщинам.

Манящий взгляд

Если судить о Григории Распутине по фотографиям, то трудно понять, как мог этот не слишком привлекательный крестьянин вызывать к себе такие сильные чувства. Его длинные, всегда умасленные волосы небрежно разделялись посередине на пробор. На голове выше лба виднелась небольшая плешь, образовавшаяся от удара, когда его били. Но самыми замечательными у Распутина были глаза. Голубые, близко поставленные, они мигали очень редко и излучали магнетизм. Редко кто выдерживал его тяжелый, пронизывающий взгляд. Этот взгляд особенно действовал на женщин: впечатлительные натуры под взглядом этих глаз начинали биться в истерике. Все возрастающая сила Распутина становилась опасной. После вхождения Григория в царскую семью вокруг него стали плестись интриги. Высшее петербургское общество вдруг прозрело, со всех сторон на Распутина стали сыпаться обвинения и проклятия. Люди, обеспокоенные судьбой империи, пытались любой ценой избавиться от ненавистного "святого черта", как называли Григория газеты, роковому влиянию которого приписывали многие беды страны. От Распутина пытались откупиться, на него готовились покушения, составлялись заговоры. "Смерть возле меня, - говорил Григорий. - Она ко мне лезет, как потаскуха. Уже много раз я ее гнал. Потому у меня своя звезда сияет". Летом 1914 года на Григория вдруг набросилась безносая нищенка и солдатским тесаком попыталась оттяпать его "мужское достоинство". Это была Хиония Гусева, некогда "обиженная" Григорием сифилитичка. У Распутина оказалась поврежденной нижняя часть живота, но "достоинство" осталось при нем. Распутин принимал судорожные попытки остаться на плаву, начал пить. В марте 1915 года, находясь в Москве, он посетил ресторан "Яр". Сначала он во всеуслышание рассказывал о своих сексуальных похождениях в Петрограде, потом обнажил свои половые органы и заявил, что "делает с царицей все, что захочет". Разразился неимоверный скандал не только на всю Москву, но и на всю Россию. Распутин срочно отбыл в свое Покровское и вернулся в Петроград только летом.

Трагическая мужская любовь

Осенью 1916 года молодой аристократ Феликс Юсупов, известный гомосексуалист, женившись на племяннице императора Ирине и промучившись несколько лет, решил "подлечиться", чтобы хоть как-то соответствовать своему официально-супружескому статусу. Он обратился к Распутину. "Старец" весьма оживился такому предложению и попросил красавца князя приехать завтра же, прихватив с собой гитару. Они стали видеться почти ежедневно. О том, как бисексуальный Распутин "лечил" Феликса от гомосексуализма, можно только догадываться. "Ну что, милый... Ты приезжай почаще... вот как поближе сойдемся... Пойдем в мой кабинет..." Утонченному аристократу Юсупову "грязный мужик" Распутин сразу не понравился, как потенциальный сексуальный партнер был глубоко неприятен и вызывал в нем физиологическое отвращение. Распутин, напротив, сразу полюбил Феликса. Спровоцировав Распутина на гомосексуальную приязнь, Юсупов попал в собственноручно расставленный капкан. Вырваться из этого капкана уже было невозможно: у Феликса не хватало смелости поссориться с всесильным царским любимцем. Юсупов был близок к отчаянию. Он обратился за помощью к своим друзьям - великим князьям Дмитрию Павловичу и Николаю Михайловичу, тоже гомосексуалистам. Они предложили уничтожить Распутина, замаскировав сексуальное убийство под политическое. Для этой цели (для маскировки) был приглашен для участия в заговоре член Государственной думы Пуришкевич. Феликс сделал вид, что согласился на интимное свидание с Григорием, и в ночь 16 декабря (по старому стилю) пригласил его к себе во дворец. Григорий щегольски разоделся и в 12 часов ночи спустился по черному ходу на улицу, где его ждал автомобиль с Юсуповым. В подвале дворца Феликс стал угощать Григория пирожными с цианистым калием. Распутин ел пирожные и болтал с возлюбленным. Тогда Юсупов сходил за пистолетом и выстрелил в этого дьявола, которого не брал яд. Распутин упал замертво. Когда Феликс склонился над "трупом", тот вдруг схватил Юсупова за горло и стал душить. Бедный Феликс едва вырвался. Распутин выбежал из дома и направился к воротам. Вслед за ним выбежал Пуришкевич и четырьмя выстрелами из пистолета довел до конца их чуть было не провалившееся покушение. Труп Распутина отвезли к Неве и сбросили в прорубь. Феликс Юсупов и был той самой персоной, которую так слепо и страстно полюбил Распутин. Его настоящая первая и последняя любовь. Экскурсоводы Юсуповского дворца-музея говорят, что в кабинете князя, расположенном под подвалом, где убивали Распутина, женщины падают в обморок: продолжают действовать силовые поля, оставленные мертвым "святым дьяволом".

Список литературы

Елена Лактионова. Григорий Распутин.

В России опубликована книга, в которой содержатся отрывки неизданного дневника любимца семьи последнего российского императора и утверждается, что священник нарочно распространял слухи о своих любовных приключениях, пытаясь скрыть свою импотенцию.

Знаменитый своими оргиями и огромным влиянием на российскую императорскую семью Григорий Распутин в действительности был чуть ли не импотентом и обладал при этом гомосексуалистскими наклонностями. Такого заключение психолога Александра Коцюбинского и его сына, историка, Даниила, которое можно прочесть в изданной ими книге "Григорий Распутин: тайный и явный". Авторы публикации изучили множество документов, связанных с фаворитом последнего российского императора, пришедшегося ко двору благодаря способности останавливать кровотечение у страдавшего гемофилией наследника престола. Кроме того, в книге воспроизведены внушительные отрывки из неизданного дневника Распутина.

"Поразительные сексуальные способности полуграмотного священника с безумным взглядом" - наиболее распространенный миф о Распутине, однако этот православный священник отнюдь не был "самой большой машиной любви", как о нем пели темнокожие мулатки из "Boney M". Проведенный анализ воспоминаний его возможных любовниц и ближайшего окружения показал, что "Распутин, вне всякого сомнения, испытывал трудности, связанные с мужской потенцией, и всем своим поведением как можно тщательнее старался скрыть это". Распутин решил превратить свой недостаток в достоинство и "сделал все для того, чтобы превратить свое психофизическое отклонение в мощное оружие сексуального характера".

Распутин практически всегда действовал одним и тем же простым методом: максимально возбуждая своих любовниц, он практически никогда не доводил отношения до самого соития. В самый кульминационный момент он прекращал ласки, в последний раз целовал свою очередную даму сердца - на этот раз уже не страстным, а целомудренным поцелуем - и опускался вместе с ней на колени, чтобы замолить грех сладострастия. Вполне вероятно, что именно таким образом он общался и с двумя своими главными покровительницами - императрицей Александрой Федоровной и ее ближайшей подругой, фрейлиной Анной Вырубовой.

Тот факт, что "эрекция и последующее соитие" не занимали основное место в отношениях Распутина с огромным количеством его поклонниц, первым заметил иеромонах Илиодор, поделивший всех женщин (а их были сотни и сотни) приближенного последней российской императрицы на четыре категории. К первым трем относились те любовницы Распутина, которых он лишь целовал, мыл либо изгонял демонов (для чего использовал самые невообразимые ласки - об этом и пишет Илиодор, подсмотревший, как Григорий ласкал обладавшую рубенсовскими формами богатую купчиху). И лишь к четвертой категории женщин - совсем малочисленной - относятся те, с которыми Распутин действительно согрешил. Безразличие к противоположному полу Распутин признавал и сам: "Трогать женщину все равно, что трогать кусок дерева". Такие эротические массажи Распутин использовал для исцеления своих "пациенток".

При этом Распутин излечивал не только женщин, но и мужчин, "к которым испытывал неподдельный сексуальный интерес". И совершенно открыто признавался в этом: "Я лечу не только самок, но и самцов", - говорил любимец царской семьи, рассказывая о том, как вступал в интимные отношения с отцом Иннокентием. Парадоксален тот факт, что единственным человеком, сумевшим "завоевать сердце" Распутина был не только мужчина, но и его убийца - князь Феликс Юсупов.

Кстати, убит Григорий Распутин был вовсе не из-за своей сексуальной невоздержанности, а из-за того влияния, которым пользовался в семье последнего российского императора, и из-за своих политических воззрений: фаворит императрицы высказывался против войны и считал, что права евреев должны быть приравнены к правам всего российского населения.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.