Геометрические фигуры прямоугольник средняя группа. Конспект занятия по математике в средней группе "поможем друзьям". Игра-приветствие «Наши умные головки»

Цели: познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его, квадратом. Учить различать и называть прямоугольник, выделять особые признаки фигур: наличие или отсутствие углов, подвижность. Совершенствовать умение определять направление от себя, двигаться в заданном направлении. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать желание принимать активное участие, умение подчиняться правилам игры.

Ход занятия:

1 Часть.

«Под полом таится,

Кошки боится.

Кто это?» (Мышка).

Молодцы, ребята, отгадали загадку. И сегодня к вам в гости пришёл мышонок. Поздоровайтесь с ним. Ребята, мышонок ещё маленький и ничего не знает. Поэтому мышонок решил обратиться к нам за помощью.

– Посмотрите, что он принёс?

Воспитатель показывает прямоугольник.

– Кто знает, как называется эта фигура?

Воспитатель выслушивает ответы детей и при необходимости подсказывает правильный ответ.

– А как называется эта фигура?

Воспитатель показывает квадрат.

На доске квадрат и прямоугольник.

– Чем отличается прямоугольник от квадрата?

После ответа детей, воспитатель уточняет, чем отличаются эти фигуры: у квадрата все стороны равны (одинаковые). А у прямоугольника равны верхняя и нижняя стороны, левая и правая (боковые) стороны.

– Покажите мышонку квадрат.

– Как вы думаете, квадрат может катиться как круг, мячик?

(Ответы детей.)

– Давайте с вами это проверим.

(Дети пробуют прокатить квадрат.)

– Что ему мешает катиться?

– Какие стороны у квадрата?

Надо, чтобы дети не просто отвечали, что у квадрата стороны равные (одинаковые), но и могли по просьбе воспитателя проверить это.

– Покажите мышонку прямоугольник. Какую фигуру вы показали?

Потренируйте детей в произношении этого слова.

– Что вы можете рассказать мышонку про прямоугольник?

Несколько детей по желанию рассказывают мышонку о том, чем отличается прямоугольник от квадрата и круга.

А теперь, ребята, давайте все встанем и покажем мышонку как мы играем.

Физкультминутка.

Все мышата мыли лапки - вот так, вот так (потирают ладошки),

Мыли ушки (потирают ушки), мыли брюшки - вот так, вот так (поглаживают животики),

А потом они играли - вот так, вот так (прыжки),

А потом они устали, сладко-сладко засыпали – вот так, вот так.

2 Часть.

А мышка принесла нам ещё что-то. А что, вы сейчас попробуйте отгадать.

Стукнешь о стенку -

А я отскочу.

Бросишь на землю -

А я подскочу.

Я из ладони в ладони лечу -

Смирно лежать не хочу. (Мяч).

Ребята, давайте «поиграем» с мячом вместе.

– Это мяч (показывает круг).

– А это поле (лист картона).

– Положите мяч на середину поля.

– Где лежит мяч?

– Мяч летает по полю. Водите пальчиком мяч по всему «полю» (листу).

– Где остановился мяч? (внизу, вверху и т. д.)

В процессе игры «с мячом» уточняете местонахождение мяча. Следите за тем, чтобы дети по-разному отвечали и давали полные ответы. Можно дополнительно спросить, у кого в правом верхнем углу мяч, поднимите руки. У кого в левом нижнем углу и т. д.

3 Часть.

А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Найди свой домик».

У детей по одной геометрической фигуре разного цвета (красный, желтый, зеленый). На полу в разброс лежат 3 обруча. В первом обруче лежит красная геометрическая фигура, во втором – желтая геометрическая фигура, в третьем – зелёная.

Правила игры: дети бегают по комнате. По сигналу они должны подбежать к обручу с фигурами того же цвета, что и их фигура. Подходя к детям, воспитатель просит назвать, какие фигуры и какого цвета возле обруча и почему они подбежали к тому или иному обручу.

Ребята, мышонку очень понравилось у нас в гостях. Он узнал много нового и интересного. Но ему уже пора домой. Давайте скажем мышонку «До свидания».

Муниципальное Административное Дошкольное Образовательное Учреждение

Центр Раннего Развития детский сад №43

Разработка конспекта занятия по математическому развитию на тему «Знакомство с прямоугольником»

Воспитатель:

Рындя Ольга Петровна

Калининград

2017

Тема занятия: «Знакомство с прямоугольником».

1. Цель занятия: познакомить детей с прямоугольником.

2. Задачи:

1. Способствовать формированию представлений о прямоугольнике и его свойствах;

2. Развивать умение детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем (самостоятельно определить сходства и отличия квадрата и прямоугольника);

3. Упражнять в умении правильно называть геометрические фигуры и слова, обозначающие их свойства: прямоугольник, квадрат, длина, ширина, шире, короче, равные по длине, ширине;

3. Развивать пространственные навыки, мышление, внимание, память, творческие способности;

4. Воспитывать сдержанность, внимательность, чувство сотрудничества, аккуратность;

5. Развивать положительные эмоции, способствовать двигательной активности детей на занятии.

3. Тип занятия: формирование новых знаний.

4. Форма занятия: фронтальная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.

5. Продолжительность: 20 минут.

6. Участники: дети средней группы.

7. Возраст обучающихся: 4-5 лет.

8. Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: кукла би-ба-бо Мышка (Приложение 1), большой конверт, изображения геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), блоки прямоугольной и квадратной формы, два обруча, магнитная доска, фланелеграф, плоскостные изображения девочки (Приложение 2), домика (Приложение 3), речки (Приложение 4), квадрата и прямоугольника (Приложение 5) для фланелеграфа, CD -проигрователь, диск Е.Железновой «Пальчиковые игры», бубен;

Раздаточный материал: геометрические фигуры из цветного картона (1 квадрат, 1 прямоугольник на каждого ребенка), лист бумаги белого цвета с изображением контура прямоугольника на каждого ребенка, цветные карандаши.

9. Предварительная подготовка: на прогулке, в групповом помещении с детьми рассмотреть окружающие их предметы, найти те, которые по форме напоминают геометрические фигуры уже знакомые детям (круг, треугольник, квадрат); подготовить демонстрационный и раздаточный материал.

10. Методы и приемы работы с детьми: словесные, игровые, практические методы и приемы (отгадывание загадки, подвижная игра, физминутка с речевым сопровождением, сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, игровые приемы, элементарный анализ, сравнение, рассказывание сказки с разыгрыванием сюжета на фланелеграфе).

11. Структура занятия:

12. Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Ребята, я очень рада вас всех видеть! Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку! Отлично!

2. Организационно-ориентировочный этап.

Девочки и мальчики, сегодня утром почтальон принес для вас письмо! Вам интересно узнать, что находится в конверте? Давайте вместе посмотрим (воспитатель открывает конверт): какая-то записка: « Ждите меня сегодня в гости. А кто я – угадайте: (загадка про мышку С.Фомин)

Я люблю кота дразнить,
Из его тарелки пить,
Незаметно, очень ловко,
Сыр украсть из мышеловки.
С длинным хвостиком малышка,
Догадайтесь кто я -...(Мышка! )

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это?

Дети: Мышка.

Раздается стук в дверь, воспитатель выглядывает и возвращается с куклой би-ба-бо Мышкой на руке.

Мышка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Мышка!

Мышка: Ребята, я очень рада всех вас видеть. И мне нужна ваша помощь. Вы любите заниматься математикой и уже знаете некоторые геометрические фигуры. Напомните мне, пожалуйста, как они называются?

(Мышка прикрепляет на магнитной доске изображения геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат), а дети их называют. Затем Мышка прикрепляет прямоугольник.)

Мышка: А с этой фигурой я еще не знакома?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Мышке! Кто сможет назвать эту фигуру?

Дети: Прямоугольник.

Воспитатель: Давайте все вместе повторим – прямоугольник.

(Дети громко и четко проговаривают название – прямоугольник. Можно выборочно попросить проговорить отдельных детей.)

Поисковый этап.

Воспитатель: А на какую геометрическую фигуру похож прямоугольник?

Дети: На квадрат.

Воспитатель: Все правильно! А сейчас мы с вами будем учиться различать прямоугольник и квадрат (оставить на магнитной доске только две эти фигуры), но для этого, дети, вам необходимо сесть на свои места.

(На рабочих столах приготовлен раздаточный материал: один прямоугольник и один квадрат из бумаги на каждого ребенка.)

Воспитатель: Положите перед собой квадрат, обведите его пальчиком, скажите, у него есть стороны?

Дети: Да, есть.

Воспитатель: Сколько их?

Дети: Много, четыре.

Воспитатель: А у квадрата есть углы?

Дети: Да, есть.

Воспитатель: Сколько их?

Дети: Четыре, много.

Воспитатель: А теперь положите перед собой прямоугольник и обведите его пальчиком. Скажите, у него есть стороны? Сколько их?

Дети: Да, четыре.

Воспитатель: А у прямоугольника есть углы? Сколько их?

Дети: Да, четыре.

Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Как можно проверить?

Дети: Наложить.

(Дети выполняют сравнение фигур методом наложения квадрата на прямоугольник)

Воспитатель: Что теперь мы видим? Что можем сказать?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: (Обобщая ответы детей) Можем сделать вывод, что верхняя и нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая одинаковые по длине.

(При показе необходимо обратить внимание на то, чтобы дети правильно показывали стороны и углы геометрических фигур: стороны надо проводить пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок), углы проводим пальцем, обозначая стороны угла.)

Мышка: Спасибо, ребята, что помогли мне! А теперь давайте немного поиграем!

Динамическая пауза.

Физминутка «Часы»:
Мышь полезла в первый раз
(маршируют маленькими шажками вперед)
Посмотреть, который час

Вдруг часы сказали: “Бом!”,
(руки на поясе, покачивания головой влево-вправо, один хлопок над головой)
Мышь скатилась кувырком.
(на носочках отбегают назад, вращательные движения руками на уровне груди)
Мышь полезла второй раз (идут вперед небольшими шагами, поднимая высоко колени)
Посмотреть, который час.
(указательным пальчиком правой руки показывают на запястье левой руки)
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”
(руки на поясе, покачивания головой влево-вправо, два хлопка над головой)
Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз
(идут вперед на носочках небольшими шажками)
Посмотреть, который час.
(указательным пальчиком правой руки показывают на запястье левой руки)
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”
(руки на поясе, покачивания головой влево-вправо, три хлопка над головой на слово)
Мышь скатилась кувырком.
(на носочках отбегают назад, вращательные движения руками на уровне груди)

Этап повышения эмоциональной активности.

Воспитатель: Спасибо, Мышка за веселую игру! Присаживайся вместе с ребятами на коврик, а я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате. (Воспитатель сопровождает свой рассказ разыгрыванием сюжета с помощью плоскостных фигурок героев на фланелеграфе.)

«В царстве - государстве геометрических фигур жили - были Прямоугольник и Квадрат. «Я такой неуклюжий, - говорил Прямоугольник - если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким! А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким! А ты всегда остаешься одинаковым, - говорил он, обращаясь к Квадрату - и стоя, и сидя, и лежа»

«Да у, - отвечал с гордостью Квадрат: у меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.

Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом? » Она забралась сначала на одну его сторону, но ничего не увидела из-за деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть, я смогу помочь тебе?» - спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай, мы тебя проводим», - предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться! » - попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но - плюх и упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, - обратилась девочка к Прямоугольнику, - что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».

Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника?

Дети: две длинные, а две короткие.

Динамическая пауза.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с вами в игру «Найди свой домик».

Подвижная игра «Найди свой домик».

На полу два обруча. В нутрии одного квадрат, а в другом - прямоугольник.

Дети делятся на две группы: у одних квадраты, у других прямоугольники.

Все разбегаются, а когда услышат удар в бубен, каждый из детей должен найти свой домик: те, у кого квадрат - бежит к обручу, где лежит квадрат, а те, у кого прямоугольник - к обручу с прямоугольником.

Воспитатель: Молодцы! А теперь мы поиграем в игру «На что похоже?», будьте очень внимательны – посмотрите вокруг и назовите предметы, похожие на прямоугольник.

Дети: (ответы детей).

Практический этап.

Воспитатель: У вас на столах лежат листочки с изображением прямоугольника и цветные карандаши. Закончите рисунок так, чтобы получился какой - нибудь предмет прямоугольной формы.

(Дети выполняют задание.)

Рефлексивно-оценочный этап.

Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз скажем Мышке, как называется эта геометрическая фигура.

Дети: Прямоугольник.

Воспитатель: Чем отличается прямоугольник от квадрата?

Дети: У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две длинные, а две короткие.

Мышка: Спасибо, ребята. Теперь я знаю про прямоугольник всё. А про вас я расскажу своим друзьям, какие вы умные, столько уже много знаете, как хорошо отвечаете на занятии. До свидания!

Дети: До свидания, Мышонок! Приходи к нам в гости.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось больше всего? С какой геометрической фигурой мы сегодня познакомились? А мне, как и Мышке, понравилось, как вы отвечали. Молодцы! Все старались!

13. Литература:

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет. Форма. Количество. М. -1984.

2. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012.

3. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005.

4. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 104 с.: илл.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду/Отв. ред. М. А. Васильева. М., 2005.

6. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2010.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Конспект занятия в средней группе

По теме: "Прямоугольник и квадрат"

Цель: сформироать у детей представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознать эти фигуры, развивать умение наблюдать и сравнивать.

Развивающая среда: геометрические фигуры, рисунки, с геометрическими фигурами,игра сложи узор, мяч для игры, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня я вас расскажу сказку. Она необычная, математическая и называется "Родственники".

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми,так как при изготовлении многих вещей. Форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, все хвалилась "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете". воспитатель показывает фигуру сказочного квадрата и просит детей назвать фигуру (квадрат).

Воспитатель: Как вы узнали? (стороны равны, углы прямые). Чтобы проверить, дети измеряют стороны квадрата с помощью условной мерки. Детям предлагают найти квадрат среди геометрических фигур на столе и проверить равенство сторон методом приложения. При помощи угольника проверяется, что углы у квадрата прямые.

Воспитатель: ходил квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей компании. И решил квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю

Думал Квадрат, - ведь он должен быть похож на меня"

Однождыц он встретил на пути такую фигуру (воспитатель показывает сказочный прямоугольник)

Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. "Как тебя зовут?" - спрашивает.

Воспитатель: Узнали, дети?

Дети: Это прямоугольник.

Воспитатель: Почему он так называется?

Дети: У него все углы прямые.

воспитатель предлпгпет детям с помощью условной мерки измерить длину сторон прямоугольника и подводит детей к выводу о том, что у прямоугольника стороны. Которые лежат одна против другой, равны. Тем же способом, что и у квадрата, проверяются углы. Детям предлагают найти прямоугольник среди геометрических фигур на столе.

Совместно с воспитателем дети делают вывод об отличии квадрата от прямоугольника (у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника только противоположные)

Воспитатель: У прямоугольника та сторона,. которая длиннее, называется "длина", сторона, котрая короче, называется "ширина". Как определить, где у квадрата длина, а где ширина?

Дети: у квадрата все стороны одинаковой длины. Физкультминутка.

Воспитатель: А теперь прослушайте продолжение сказки. Квадрат спрашивает у прямоугольника:

Мы родственники с тобой?

Я бы тоже рад узнать об этом, - говорит прямоугольник - Если у нас найдется 4 признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия.

Давайте поможем фигурам найти такие признаки.

Дети: У фигур 4 угла, все углы прямые, у них по 4 стороны равны, противоположные стороны равны.

Воспитатель: А какая у них общая фамилия?

Дети: прямоугольники.

Воспитатель: Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Отдыхают вместе и трудятся.

Игра с мячом "Подбери слово к заданной геометрической фигуре"

Дети становятся в шеренгу у края ковра. Каждому ребенку и называет геометрическую фигуру. Ребенок возвращает мяч и называет похожий предмет на эту геометрическую фигуру.

Задание: "Найти лишнюю"

На листочках нарисовано по пять фигур:

Дети находят лишнюю фигуру, ориентируясь на форму фигур.

Физкультминутка:

Сколько квадратов здесь зеленых,

столько выполним наклонов,

Сколькот здесь у нас кружков,

Столько выполним кружков.

(На доске семь квадратов и семь кружков)

Игра "Сложи узор".

Воспитатель предлагает детям составить узоры из кубиков, чтобы в середине не был квадрат, прямоугольник.

Воспитатель отличает активность детей на занятии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие в средней группе по ФЭМП "Путешествие в сказку"

Познание. Выявить знания детей: умение соотносить цифры с количеством предметов; знания о геометрических фигурах; знания о временах года (зима, весна, лето, осень); умение ориентироваться на листе бум...

Конспект проведения занятия в средней группе по формированию сенсорных эталонов. Путешествие по сказке «Колобок»

Конспект занятия для детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие, астигматизм, миопия, гиперметропия) по формированию сенсорных эталонов в средней группе детского сада компенсирующего вида....

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10 «Алтынчеч» г. Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Знакомство с прямоугольником
план- конспект занятии по ФЭМП в средней группе
Подготовила Кариева Р.Ф.
Воспитатель 1 кв. категории
Продолжительность занятия: 15 минут
Цель: создать условия для формирования умения узнавать и правильно называть прямоугольник.
Программные задачи:
Знакомить детей с « прямоугольником», обучать узнавать и называть его. Продолжать развивать умения сравнивать два предмета по размеру (ширина, высота).
Развивать слуховую память восприятие.
Виды деятельности: двигательная, игровая, восприятие художественного слова.
Формы реализации: дидактические игры, двигательная активность.
Оборудование.
Демонстрационный материал: квадрат, прямоугольник; картинки с изображением многоэтажного дома разной высоты.
Раздаточный материал: по одному квадрату и прямоугольнику, листок с изображением прямоугольника, карандаши, две полоски- широкая и узкая.
Ход занятия
- Дети, сегодня к нам пришел Петрушка. Он принес нам 2 фигуры, одну из них он знает, а другую нет. Давайте ему поможем разобраться. Детям показываю квадрат и прямоугольник. – Что это? (ответ детей - квадрат) - Давайте его обведем. Приготовьте свои пальчики. Палец идет слева направо, дошли до угла, повернули, палец идет сверху вниз, дошли до угла, повернули, палец идет справа налево, дошли до угла, повернули, палец идет снизу вверх.
- Что мы обводили? (ответ детей- квадрат) - А как называется эта фигура? Ответ 1-2 детей (прямоугольник) - Правильно, это прямоугольник. Повторим все вместе. – Давайте его обведем. Приготовьте свои пальчики. Палец идет слева направо, дошли до угла, повернули, палец идет сверху вниз, дошли до угла, повернули, палец идет справа налево, дошли до угла, повернули, палец идет снизу вверх.
- Чем отличаются прямоугольник от квадрата? Накладываю квадрат на прямоугольник. - Смотрите одна сторона у них одинаковая, а две другие стороны разные, они у прямоугольника длиннее, чем у квадрата. – Дети возьмите в тарелочках квадрат и прямоугольник, положите перед собой.
– Давайте обведем пальчиком квадрат. – Что вы обводили? (квадрат) - Обведите прямоугольник. –Что вы обводили?(прямоугольник) - Давайте сравним ваши прямоугольники и квадраты. Наложите квадрат на прямоугольник.
– Что мы можем сказать про стороны квадрата и прямоугольника? (одна сторона одинаковая, а две стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата).
Физкультминутка
Чтоб головка не болела, ей вращаем вправо влево
А теперь руками крутим и для них разминка будет
Тянем наши ручки к небу, в стороны разводим,
Повороты вправо- влево плавно производим
Наклоняемся легко достаем руками пол
Потянули плечи, спинки, а теперь конец разминки
Игра «На что похоже?»
- Посмотрите вокруг и назовите предметы похожие на прямоугольник.
- На какую фигуру похожи эти многоэтажные дома?
- На прямоугольник
- А чем они отличаются?
- Один дом- высокий, другой- низкий.
У вас на столах листочки с изображением прямоугольника. Закончите рисунок так, чтобы получился какой- нибудь предмет прямоугольной формы.
Гимнастика для глаз.
Посмотрели вверх на тачку - капля первая упала- кап! (моргнуть правым глазом)
И вторая прибежала – кап! (моргнуть левым глазом)
Мы на небо посмотрели,
Капельки кап- кап запели. (моргать двумя глазами)
Мы кусточки поискали и от дождика убежали!
Игра « Огород»
Нам надо помочь зайке посадить на огороде овощи. На узкой грядке мы посадим морковку, на широкой - картофель.- Достаньте из тарелочек полоски - это наши грядки, сравните их, какая из них узкая, а какая- широкая (сравнивают полоски путем наложения друг на друга).
На узкой полоске рисуем - морковку, на широкой- картофель (показывают свои полоски).
- Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось больше всего?
С какой геометрической фигурой мы сегодня познакомились?
А мне, как и Петрушке, понравилось, как вы отвечали. Молодцы!
Все старались.


Приложенные файлы

Муниципальное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества Белгородского района
Белгородской области»

Конспект занятия по математическому
развитию детей 4-5 лет
«Знакомство с прямоугольником»

подготовила
руководитель структурного
подразделения
Санина Юлия Владимировна
г. Белгород 2013

Программное содержание:
1. Познакомить детей с прямоугольником, учить различать его;
2. Повторить счет до 5;
3. Закрепить умение сравнивать три предмета по величине;
4. Развивать мышление.

Активизировать в речи детей слова: квадрат, прямоугольник, один, два, три, четыре, пять, самая большая, средняя, самая маленькая.

Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься.

Оборудование: прямоугольник и квадрат из бумаги по количеству детей, 5 бабочек, 4 цветка, 3 куклы, 3 корзинки, 3 яблока, коробочки со счетными палочками по количеству детей.

Методические приемы: сюрпризный момент, вопросы к детям, практические действия, сравнение, поощрение, оценка.

Ход занятия:
Вводная часть:
Педагог - Ой, дети к нам кто-то стучится! Здравствуй, Зайка! Дети поздоровайтесь и вы с Зайкой.
Дети - Здравствуй Зайка!
Педагог - Ой, ребята, посмотрите, что нам принес Зайка.

Основная часть:

1 задание. Геометрические фигуры.
Педагог - Посмотрите, это геометрическая фигура, она называется прямоугольник.
Педагог - Маша, скажи как называется эта геом.фигура?
Даша - Прямоугольник.
Педагог - Молодец, Маша! Правильно.
Педагог - Паша, а теперь ты скажи как называется эта геом.фигура?
Паша - Прямоугольник.

Педагог - Ребята, скажите, а на что похож прямоугольник?
Дети - На квадрат!
Педагог - Правильно. Давайте посмотрим, чем же похожи друг на друга прямоугольник и квадрат.
Педагог - Давайте посчитаем, сколько углов у прямоугольника?
Дети - Один, два, три, четыре, четыре!
Педагог - Правильно. Саша, сколько углов у прямоугольника?
Саша - Четыре.
Педагог - Правильно. Молодец!
Педагог - А теперь давайте посчитаем, сколько сторон у прямоугольника?
Педагог и дети - Одна, две, три, четыре. Четыре стороны у прямоугольника.
Педагог - Андрюша, скажи, сколько сторон у прямоугольника?
Андрей - Четыре.
Педагог - Правильно! Молодец.
Педагог - Теперь посмотрим на квадрат. Давайте посчитаем, сколько же углов у квадрата?
Педагог и дети - Один, два, три, четыре. Четыре!
Педагог - Правильно, то же четыре.
Педагог - Катя, скажи, сколько углов у квадрата?
Катя - Четыре.

Педагог - А теперь давайте посчитаем, сколько сторон у квадрата?
Педагог и дети - Одна, две, три, четыре. Четыре!
Педагог - Молодцы ребята, то же четыре, как и у прямоугольника. А кто мне теперь скажет чем же похожи прямоугольник и квадрат. Вова попробуй ты.
Вова - У прямоугольника четыре угла и у квадрата то же четыре угла.
Педагог - Правильно, молодец Вова!
Педагог - А кто скажет еще, чем они схожи? Аня попробуй ты.
Аня - И у прямоугольника четыре стороны и у квадрата то же четыре стороны.
Педагог - Молодец Аня, правильно!
Педагог - А теперь давайте наложим прямоугольник на квадрат. Нижние стороны у прямоугольника и квадрата равны, и верхние стороны у прямоугольника и квадрата то же равны. А вот слева и справа стороны у прямоугольника и квадрата не равны.
Педагог - Ребята, давайте согнем квадрат с угла на угол, вот так. Что мы видим, у квадрата все стороны равны.
Педагог - А теперь давайте согнем прямоугольник. У прямоугольника верхняя и правая стороны равны, и левая и правая стороны то же равны. Получается, что у прямоугольника противоположные стороны равны. Юля, скажи, какие стороны у прямоугольника равны?
Юля - У прямоугольника противоположные стороны равны.
Педагог - Молодец Юля, правильно.
Педагог - Ваня скажи, какие стороны у прямоугольника равны?
Ваня - Противоположные стороны.
Педагог - Правильно, молодец. У прямоугольника противоположные стороны равны.

2 задание. Посчитаем бабочек и цветы.
Педагог - Ребята, давайте посчитаем бабочек.
Педагог и дети - Одна, две, три, четыре, пять, всего пять бабочек.
Педагог - Молодцы, Галя посчитай бабочек. Сколько их?
Галя - Одна, две, три, четыре, пять, всего пять бабочек.
Педагог - Молодец. А теперь посчитайте цветочки.
Педагог и дети - Один, два, три, четыре. Всего четыре цветочка.
Педагог - Андрюша, посчитай цветочки. Сколько их?
Андрей - Один, два, три, четыре. Всего четыре цветочка.
Педагог - Молодец. Ребята, скажите чего больше?
Дети - Бабочек больше.
Педагог - Правильно, а чего меньше?
Дети - Цветочков меньше.
Педагог - Молодцы. Скажите, какое число больше, пять или четыре?
Дети - Пять больше чем четыре.
Педагог - Правильно. А какое число меньше, пять или четыре?
Дети - Четыре меньше чем пять.
Педагог - Правильно, хорошо.

Физ. минутка: В темном лесу есть избушка (дети шагают)
Стоит задом наперед (дети поворачиваются)
В той избушке есть старушка (грозят пальцем)
Бабушка Яга живет (грозят пальцем другой руки)
Нос крючком (показывают пальцем)
Глаза большие (показывают)
Словно угольки горят (покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (руки вверх)

3 задание. Дидактическая игра «Помоги куклам»
Педагог - Ребята, посмотрите к нам в гости пришли куклы. Катя, какая из этих кукол самая большая?
Катя - Вот эта кукла самая большая.
Педагог - Правильно. Ее мы поставим первой. Саша, скажи, а какая кукла самая большая из оставшихся?
Саша - Вот эта кукла самая большая из оставшихся.
Педагог - Молодец, правильно. Ее мы поставим следующей. Маша, скажи, а какая кукла осталась?
Маша - Самая маленькая.
Педагог - Молодец, правильно. Ее мы поставим последней.
Педагог - Ребята, куклы по дороге к нам, случайно уронили корзинки и перепутали их. Давайте поможем куклам найти свою. Катя, какая из этих корзинок самая большая?
Катя - Вот эта корзинка самая большая.
Педагог - Молодец, правильно. Мы ее положим первой.
Педагог - Андрей, скажи какая самая большая корзинка из оставшихся?
Андрей - вот эта корзинка самая большая из оставшихся.
Педагог - Правильно, молодец. Мы ее положим следующей.
Педагог - Аня, скажи, какая корзинка осталась?
Аня - Самая маленькая.
Педагог - Правильно. Мы ее положим последней.
Педагог - Ребята, но вот еще беда, когда корзинки упали, рассыпались яблоки и куклы не могут найти свое яблоко. Давайте поможем им найти.
Педагог - Галя, скажи, какое из этих яблок самое большое?
Галя - Вот это яблоко самое большое.
Педагог - Правильно, мы его положим первым.
Педагог - Ваня, скажи, какое яблоко самое большое из оставшихся?
Ваня - Вот это яблоко самое большое из оставшихся.
Педагог - Правильно, мы его положим следующим.
Педагог - Юля, какое яблоко осталось?
Юля - Самое маленькое.
Педагог - Правильно, мы его положим последним.
Педагог - А теперь давайте раздадим куклам их корзинки и яблоки.
Педагог - Катя, скажи, какой кукле ты дашь самую большую корзинку.
Катя - Самой большой.
Педагог - Правильно, молодец.
Педагог - Женя, а какая это корзинка?
Женя - Средняя.
Педагог - А какой кукле ты ее дашь?
Женя - Средней.
Педагог - Молодец, правильно. Коля, а какая это корзинка осталась?
Коля - Самая маленькая.
Педагог - Правильно. А какой кукле ты ее дашь?
Коля - Самой маленькой.
Педагог - Молодец, правильно. Ира, скажи какое это яблоко.
Ира - Самое большое.
Педагог - Правильно. А в какую ты корзинку его положишь?
Ира - В самую большую.
Педагог - Правильно, молодец. Марина, а какое это яблоко?
Марина - Среднее.

Марина - В среднюю.
Педагог - Молодец, правильно.
Педагог - Миша, скажи, а какое яблоко осталось?
Миша - Самое маленькое.
Педагог - Правильно. А в какую корзинку ты его положишь?
Миша - В самую маленькую.
Педагог - Молодец, правильно.
Педагог - Ребята, куклы вас благодарят за помощь, им очень понравилось с вами играть, и они обязательно придут к вам еще в гости.

4 задание. Упражнения со счетными палочками.
Педагог - Ребята, возьмите коробочку со счетными палочками и достаньте 6 палочек. Составьте из них домик. Теперь переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.
Педагог - Молодцы.
Педагог - Возьмите еще 4 палочки и составьте из всех палочек три квадрата. Теперь возьмите еще 2 палочки и добавьте их так, чтобы получилось четыре квадрата.
Педагог - Молодцы ребята, все справились с этим заданием.

Заключительная часть:
Педагог - Дети, Зайке очень понравилось, как вы справились со всеми заданиями и он обязательно придет к нам еще, давайте с ним попрощаемся.
Дети - До свидания Зайка!

Список использованной литературы:

1. Белошистая А.В, Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Издательство: М.: Владос, 2003 г. – 303с.
2. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П., Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада, Издательство: М.: Просвещение, 1997 г. – 175 с.