Контакт со страхом упражнения. Практические методы борьбы со страхом. Страховочная сетка психологической безопасности

Работа со страхами предполагает сложный комплекс действий человека, направленных на проработку собственной боязни с целью уменьшения ее влияния на чувства и действия индивида.

От того, насколько результативно осваиваются отдельным человеком методы, техники и упражнения по управлению страхом, зависит успех на пути его преодоления.

Психокоррекция и фобии

Самоусовершенствованию человека в борьбе со страхами способствует психокоррекционная работа. Ее специфика и содержание зависит от конкретных факторов:

  • вида отдельной фобии (с чем именно она связана; с каким явлением внешнего или внутреннего мира личности; насколько сильно проявляется глубина ее воздействия);
  • особенностей психики индивида (сила-слабость нервной системы, отличительные признаки характера, специфические черты темперамента);
  • окружающей социальной и физической среды (насколько она благоприятна в противостоянии страху или в поддержании его пагубного влияния);
  • мотивации индивида в преодолении боязни (ее сила или слабость, успешность достижений в противоборстве фобии и пр.).

Работа со страхами

Столкновение с фобией чаще бывает неожиданным, что приводит к отсутствию сил и возможностей человека с ней адекватно бороться.

В подобной ситуации весьма выручит предварительная психологическая работа со страхами, предполагающая:

  • активное противостояние самому чувству страха;
  • извлечение пользы из сложившихся обстоятельств.

У взрослых

Сознание взрослого человека формируется постепенно, но не всегда в позитивном и рациональном русле.

При возникновении фобических нарушений, конструктивная реакция на чувство страха должна состоять из 4 психологических механизмов:

1. «Подключение сознания». Предполагает процесс осознания индивидом собственного страха и его характерных признаков. Мысль о том, что страх и его проявление – обыденная реакция, свидетельствующая (и предупреждающая) об опасных обстоятельствах, должна быть превалирующей.

Необходимо четко определить и характеристики опасности:

  • ее реальность или необоснованность;
  • ее вероятностные показатели и последствия;
  • как следует реагировать на опасность и какие навыки (багаж знаний и умений) имеются у человека для работы с ней;
  • необходима ли помощь – со стороны или с точки зрения внутренних резервов психики.

2. Предварительное настраивание . Опережая сознание, подходящий настрой на страшащую ситуацию создает фундамент для конструктивного реагирования. Помогает что-либо: эмоциональная накачка личности «для куража», расстановка жизненных приоритетов и ценностей, привязка к позитивным моментам. Позитивно влияет даже элементарное перефразирование фобической терминологии. «Страх» меняем на «волнение», «борьбу» на «преодоление» и т.п.

3. Действование . Производя какие-либо манипуляции и действия в ходе фобии, человек познает мир «я и мой страх». На практике реализуется настрой на ситуацию, что можно сравнить с телефонным звонком: мы можем бесконечно слушать звук телефона, но так и не узнаем, кто звонил, не совершив элементарного действия – поднятия трубки.

4. Предвидение как прогнозирование результатов и последствий . В определенном роде предвидение должно опережать как осознание, так и настрой или действие. Предваряя опасную ситуацию, человек рассматривает всякий результат в качестве положительного исхода. Заведомо планируя развитие «неудач», есть возможность их предотвратить или извлечь необходимый урок.

У детей

Детский возраст характеризуется почти полным отсутствием рационального подхода к собственным боязням, тревогам и опасениям. В первые годы своей жизни (5-6 лет) ребенок во многом зависим от семейного круга – и эмоционально, и энергетически.

Именно в семье происходит формирование мировоззрения, ценностей и поведенческих установок, а также страхов или общих предпосылок для их зарождения.

Большое влияние на преодоление боязни чего-либо в данном возрасте имеют родители. Важными механизмами при этом будут:

  • разговор с ребенком в форме пояснения (что откуда берется, почему не стоит бояться и т.д.);
  • совместные действия по освоению действительности (если ребенка пугает что-то, именно авторитетный родитель собственным примером, в общих с ребенком действиях способен оказать влияние на преодоление страха);
  • переключение внимания (игровые действия, интересные события и предметы способны уменьшить устрашающие впечатления и эмоции).

У детей младшего школьного возраста страхи могут характеризоваться большей глубиной и силой, нежели в ранние годы развития (когда страх вызывает что-либо неизведанное или новое).

Эти годы характеризуются:

  • окончательным формированием самосознания (познания себя и своих страхов);
  • трансформированием тревог и боязней (их переход в сознание и возрастающее влияние на поведение младшего школьника и его общий эмоциональный фон);
  • наличием инстинктивных страхов , связанных с самосохранением, и началом возникновения социальных боязней («школьных страхов»: опоздать, заработать не ту оценку и прочее).

Методика работы со страхами использует подходы, присущие раннему возрасту, но акцент сдвигается в сторону осознания и понимания, формирования позитивного восприятия и положительных эмоций.

У подростков развитие и проявление фобий связано с переходным возрастом. Здесь активизируются психологические механизмы, связанные с социальным статусом, потому и страхи специфичны:

  • плохо выглядеть в глазах сверстников (окружающих людей вообще);
  • боязнь неудачи (при написании годовых контрольных, сдаче экзаменов);
  • страхи коммуникативного порядка (одиночества, потери общего языка с товарищами, их безразличия, выступления перед большим количеством слушателей);
  • опасения более глобального характера (потери близких, здоровья, жизни).

В подростковом возрасте можно применять техники проработки страха, позитивно зарекомендовавшие себя при использовании – как для взрослых, так и для детей. Об этом пойдет речь дальше.

Упражнения

Приемы, помогающие достигнуть эффективных результатов в работе со страхами, можно распределить как минимум на 2 автономные группы:

1. Физиологические приемы . Основаны на механизмах деятельности организма человека с точки зрения физиологии: в ходе переживания фобии, организмом вырабатывается адреналин, который обязательно должен израсходоваться – лучше, на работу мышц.

Здесь возможны разновидности упражнений:

  • физические – отжимания и приседания, прыжки и бег по ступенькам, если находимся в общественном месте, достаточным будет напрягать и расслаблять мышцы – главным является сброс внутреннего напряжения;
  • тренировка осанки – упражнение направлено на сброс мышечных зажимов, приобретение внутренней уверенности в себе (нужно стать прямо, расправить плечи, втянуть живот и распрямить спину, колени – приосаниться, затем – представить, что сбрасываем «мешок с плеч», ощутить себя и свои конечности в этой позе);
  • упражнения на дыхание – тоже способствуют снятию излишнего напряжения и зажимов в теле (медитация – как один из вариантов сосредоточения на дыхательной процедуре, когда ритмично чередуется вдох, пауза и выдох).

2. Психологические упражнения. Их разновидностей и вариантов просто невозможно перечислить. Общая же направленность – обратить внимание на механизмы психических действий и операций, способствующих снижению тревожности человека, снятию фиксации на отрицательных эмоциях, навязчивости.

Можно остановиться на 2-х универсальных подходах:

  • арт-терапия;
  • гештальт-терапия.


Арт-терапия

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Несколько примеров упражнений:

  • рисование страха – абстракция : на листке бумаги предлагается изобразить свой страх – с помощью линий и оттенков, рисунок должен быть абстрактным, затем необходимо подробно прокомментировать каждую деталь и ее значение;
  • рисование страха – материализация : страх изображается на бумаге в произвольной форме, затем с творением необходимо сделать разрушающее действие – смять и выбросить, порвать, сжечь, уничтожить другим произвольным методом;
  • игровая процедура – «кинопробы » (может использоваться не только для детей, но и для взрослых): придумывается сценарий, где существует главный герой – победитель страха; сам страх (в виде отрицательного персонажа) и прочие роли, помогающие изобразить победоносный сюжет – предлагается разыграть сценку, исполняя каждую роль поочередно;
  • нить повествования : берется клубок толстых ниток или бечевки; придумывается начало истории – например, о ребенке Коле, умном и добром, у которого вроде и все в порядке, но есть страх… – на этом клубок передается ребенку (конец нити остается в руках родителя), он должен рассказать о страхе и продолжить историю, передав клубок назад; повествование (передача клубка) продолжается до логического конца, где страх перестает быть устрашающим.

В гештальте

Гештальт-терапевтическое направление в психологии отличает особый подход к ситуации страхов и фобий. Чувства и эмоции должны интегрировать внешний и внутренний мир человека в единое целое – гештальт.

Нарушением целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека – как в случае навязчивой боязни.

Упражнения для снижения влияния фобии в гештальт-терапии:

  1. Фигура и фон – восприятие фобии . Страх и сопровождающие его обстоятельства как бы меняются местами, перефразируются. Например: «я боюсь людей (смерти, пауков)…» переходит в «во мне присутствует страх…» и как итог «у меня рождается непонятный страх, не зависящий от моей воли…». Таким образом, происходит осознание специфики страха как целостного процесса, его влияния на жизнедеятельность личности, меняются акценты и личностные приоритеты.
  2. «Игра в самобичевание» – объединение полярностей (противоположностей). В каждом человеке существуют амбивалентные (противоречивые) чувства и эмоции. Их не нужно противопоставлять – они являются целостным продолжением друг друга. Страх предполагает смелость – человек одновременно может иметь в себе и то, и другое. Их и нужно интегрировать: можно построить диалог с обоснованными аргументами одной и другой стороны – страха и смелости (мне нужен страх, чтобы…, мне нужна смелость для…).
  3. Сосредоточение «здесь и теперь» . Переживая страх, индивид ставит перед собой Цель – как можно точнее и ярче осознать настоящий момент. Не следует думать о прошлом и будущем, о ком-то приятном или неприятном. Надо уделить максимум внимания настоящему моменту: физическим ощущениям – внутренним и внешним, а также чувствам и мыслям. Упражнение позволяет работать с пониманием особенностей собственного страха, испытать единение с самим собой.

Техник, методик, методов и технологий работы со страхами существует довольно большое количество. Все они отличаются своими специфическими особенностями и не являются универсальными для каждого отдельного человека с фобией.

Исходя из этого, средства по противоборству страхам должно выбираться человеком индивидуально, в зависимости от особенностей фобии и личностно-психологических характеристик.

Видео: Техника арт-терапии

Крайон: «Там, где любовь - страха нет».

Дорогие, все в мире есть любовь и свет. Это Божественная истина. Это единственная реальность. Все остальное - суть иллюзия. Любящий вас Бог не мог создать мир страха, боли, обмана и тьмы. Бог создал только свет и любовь. Но вы, прекрасные ангелы, захотели испытать силы света и любви в таком месте, где нет света и любви. Вы захотели принести свет и любовь в такое место. Но такого места просто нет в Божественном мире! Бог не создавал и не мог создать его. Но ради того, чтобы вы испытали себя и свой свет, Он создал иллюзию тьмы. Он создал такое место, где можно поиграть в то, что тьма существует, в то, что страхи существуют. Вы понимаете? Это место - планета Земля, которая представляет собой игровую площадку, сцену, где вы можете проявить себя, свою ангельскую суть, свет и любовь Бога, которые вы принесли с собой.

Страхи нереальны. Мир страхов нереален. Вы просто играете, притворяетесь, что страхи действительно существуют. Вспомните об этом! Если вы по-настоящему вспомните, ни один страх больше не будет над вами властен.

Вам нечего бояться, потому что на самом деле вам ничего не грозит. И все, что вам нужно - разоблачить страхи. Посмейтесь им в лицо, и заявите им о том, что вы точно знаете: страх - химера, он обманывает вас. Он иллюзорен, он - мираж. Он угрожает вам, но при этом ничего не может вам сделать.

Мир страха создан для игры. Сам страх - игра. Но там, где любовь, - там нет и не может быть страха. Страх и любовь несовместимы. Несите любовь в ваш мир и в нем не останется места страху. А если страх пугает - примите это как вызов. Он пугает - но вы знаете, что пугаться нечего. Он пугает - а вы, приняв его вызов, не испугаетесь. И страх сам уйдет, испугавшись. И тогда вы поймете, что его и не было на самом деле, а была лишь тень, был призрак, который ничем не может вам повредить.

Не бойтесь, дорогие. Не бойтесь! Внутри у каждого из вас живет Бог, а Бог бесстрашен. Ваша Божественная семья всегда с вами. Не разлучайтесь с нею нигде и никогда. Не разлучайтесь с Богом, и вам нечего будет бояться.

Ваш личный кусочек рая: место, где исчезают страхи

Это упражнение поможет вам избавиться от страхов и обрести душевный покой. Выполнять его можно время от времени - тогда, когда почувствуете необходимость в этом.

Сядьте в удобную позу, расслабьтесь, закройте глаза. Дышите медленно и размеренно. Обратите внутренний взор на область сердца. Направьте свое внимание вглубь вашего сердца. Представьте себе, что вы входите в некое другое измерение - измерение более высоких вибраций, где больше света и дышится гораздо легче. В вашем сердце есть точка, через которую возможен вход в это более высокое измерение.

Оказавшись в этом другом измерении, вы попадаете в область покоя. Дышите неслышно, так, будто вы прислушиваетесь к окружающему пространству. Вы слышите тишину, и это спокойная, умиротворяющая тишина. Это ваша внутренняя тишина, слушать которую не мешают даже помехи из внешнего мира. Внешний мир будто отдаляется. Вы слышите и воспринимаете его как будто со стороны, издалека. Потому что сейчас вы принадлежите другому измерению - измерению вашей души.

Представьте, как тишина и покой этого измерения постепенно охватывают вас. Успокаиваются ваши мысли, успокаиваются ваши чувства, успокаивается ваше тело до каждой клетки. Расслабляются ваши мышцы, успокаиваются нервы. Покой словно разливается внутри вас.

Теперь представьте себе самое приятное для вас место где-нибудь на лоне природы. Вы можете представить себе, к примеру, берег моря, или прекрасный цветущий сад. А можете даже вообразить себе целый остров, который полностью принадлежит вам. Вы можете представить себе множество замечательных уголков на этом острове. Там могут быть и цветочные поляны, и ручьи, и пальмовые рощи, и реки с водопадами, и высокие горы. Там может быть и дворец, или дом, утопающий в цветах, и храм, и множество животных и птиц, с которыми вам приятно было бы общаться. Там всегда синее небо, и никогда не бывает непогоды. Там все создано для вашей души - так как вам хочется. К тому же это самое защищенное и безопасное место, какое только можно себе представить. Туда не придет никто и ничто, кроме тех существ, которых вы сами позовете.

Вы создаете таким образом свое представление о рае на Земле. Вы создаете ваш личный персональный кусочек рая.

Знайте, что это место существует в реальности - в том более высоком измерении, выход в который открывается через ваше сердце. И вы можете возвращаться туда всегда, когда захотите.

Здесь вы можете набраться сил, отдохнуть, почувствовать себя в безопасности. Здесь вы можете подготовиться к каким-то важным событиям в вашей жизни и принять самые правильные решения.

Обживайте ваш уголок рая, подключая для этого все органы чувств.

Представьте себе самые приятные ароматы, свежесть воздуха, синеву неба, яркость цветов, пение птиц. И каждый раз вы будете черпать там новые силы, очищать и обновлять свою душу.

Сияющая мантия Бога - ваше защитное одеяние

Это упражнение нужно выполнять лишь тогда, когда вы испытываете страх перед чем-то, что вам угрожает, или перед какой-то опасной, или ответственной ситуацией, которая вам предстоит. Упражнение поможет как в случае страха перед реальной опасностью, так и тогда, когда ваш страх иррационален, то есть не имеет под собой реальных оснований.

Когда вы чего-то боитесь - представьте, что на вас прекрасное сияющее одеяние - мантия Бога. Можете представить эту мантию так, как хотите, как вам больше нравится - главное, чтобы, мысленно надев ее, вы чувствовали свою Божественную силу и неуязвимость. Войдите в самочувствие Бога - так, как вы его представляете. Представьте, что вы становитесь выше и больше - так, что все страхи кажутся маленькими и незначительными.

Скажите себе:

«Я есмь Бог. На мне мантия Бога. Со мной свет и любовь. Со мной сила и неуязвимость».

Если страх все же одолевает вас, представьте, как мантия превращается в доспехи. Это мощная сияющая защита. Скажите себе: «Я облачаюсь в доспехи Бога. Со мной абсолютная защита».

Почувствуйте иллюзорность страхов

Это упражнение желательно выполнять тогда, когда вы чувствуете себя достаточно сильным и сбалансированным. Не нужно выполнять его, если вы устали, чувствуете недомогание, или ваши эмоции нестабильны. Упражнение безопасно, но потребует от вас концентрации внимания, веры в себя и эмоциональной устойчивости. Если вы почувствуете, что не справляетесь, просто прекратите упражнение и отложите его до того времени, когда для этого у вас будет необходимая сила и уверенность в себе.

Найдите возможность остаться наедине с собой, чтобы вам никто не помешал. Займите любую удобную, расслабленную позу. Закройте глаза. Дышите спокойно и размеренно, позволяя любому напряжению покинуть ваше тело.

Представьте, что вы в горах. Начинается камнепад. Вы видите, что сверху летят небольшие камешки. Вы точно знаете, что они не причинят вам вреда. Камни облетают вас, даже не задевая.

Но вот камень летит прямо на вас. Это небольшой камешек, но он летит с большой высоты и с большой скоростью. Вы понимаете, что вам уже не успеть увернуться.

Камень проходит сквозь вас, не причиняя вам никакого вреда.

Вы спокойны и расслаблены. Следом летят камни крупнее - ной они точно так же проходят сквозь вас, не причиняя вам никакого вреда. Наконец летит огромный камень - целая гора. Кажется, она может расплющить вас в лепешку - иной этот гигант проходит сквозь вас (или вы сквозь него), при этом вы даже ничего не чувствуете, как будто сквозь вас прошла пустота.

Если вы справились с этим заданием безо всяких неприятных эмоций - продолжайте выполнять упражнение дальше.

Представьте, что кто-то целится в вас из пистолета. Раздается выстрел - пуля проходит сквозь вас, не причинив вам ни малейшего вреда.

В вас кидают ножи - они также проходят сквозь вас.

На вас мчится автомобиль - и проходит сквозь вас.

Вы падаете в воду, опускаетесь на дно - и обнаруживаете, что легко дышите под водой, словно вокруг воздух. Вы легко выплываете, вода не причиняет вам вреда.

Вы падаете с большой высоты, в полете замедляете скорость падения, мягко приземляетесь, и как ни в чем не бывало идете дальше.

Далее проработайте подобным образом свои собственные страхи - то, чего вы боитесь. Представьте, что вы выходите невредимым из любых переделок, бед и катастроф. Все опасности проходят сквозь вас, и с вами ничего не случается.

Выполняя подобные визуализации, вы воспринимаете себя в качестве Духа - бессмертного, неуязвимого, с которым в самом деле ничего не может случиться.

Это упражнение действует как хорошая профилактика от любых страхов.

Преодоление страха смерти

Страх смерти - главный человеческий страх, он лежит в основе всех прочих страхов. Победить страх смерти - значит, выйти из-под власти любого страха.

Как говорит Крайон , это упражнение потребует концентрации, собранности и определенного мужества. Наше сознание устроено так, что сопротивляется всему неприятному. Мы неосознанно отгоняем от себя неприятные ощущения, чувства, эмоции. Но отгоняя их, мы не избавляемся от них. Мы лишь переходим в состояние неосознанности. Мы не хотим знать, что на самом деле чувствуем. Отсюда - неадекватные реакции и неправильные решения, ведь именно чувства помогают нам ориентироваться в реальности.

Если есть неприятные чувства, связанные в том числе и со страхом смерти, надо открыться навстречу этим чувствам и прожить их. Это не так страшно и неприятно, как может показаться. Если вы не будете закрываться и позволите себе по-настоящему пережить их, то эти чувства будут длиться лишь несколько мгновений. За ними последует радость освобождения и чувство, что с ваших плеч свалилась огромная тяжесть.

Останьтесь наедине с собой - ненадолго, достаточно 10-15 минут. Позаботьтесь лишь о том, чтобы вам никто не помешал. Очень важно, чтобы вы чувствовали себя в полной безопасности. Что бы вы ни представили сейчас в своем воображении, наяву вам ничего не грозит. Поэтому вы можете спокойно и без опаски отдаться любым переживаниям.

Примите любую удобную и расслабленную позу. Дышите ровно, глубоко и размеренно, сосредоточившись на дыхании, чтобы освободиться от посторонних мыслей.

Подумайте о любой из ситуаций, которых вы страшитесь, - которая, как вам кажется, может угрожать вам страхом смерти.

Вы уже знаете, что смерть - это не конец, а лишь переход в другое состояние бытия. Это возвращение домой, которого не нужно страшиться. Если страх остается, представьте, что случилось то, чего вы боитесь. Представьте, что вам угрожает нечто неотвратимое, и ничего сделать уже нельзя.

Шагните навстречу этим переживаниям. Представьте, что закончилась та жизнь, которую вы знали. Она больше не продолжится, и вам остается лишь попрощаться с этим отрезком своего бытия.

Дайте волю сожалениям и слезам, если они появятся. Дайте волю отчаянию от того, что все заканчивается - и отчаянному желанию продолжать жить! Вы непременно почувствуете его, если честно и искренне шагнете навстречу переживанию последнего мига бытия.

Когда вы открыто и честно переживете эти чувства, вы почувствуете их подлинную правду и чистоту. Вам будет достаточно нескольких мгновений, чтобы пройти через это.

Затем вы почувствуете, что страх ушел. Вы почувствуете также обновление - а главное, обновленное чувство, что вы живы, и чувство радости бытия.

Вы прошли сквозь страх смерти . После этого неминуемо изменится ваше восприятие и жизни, и смерти. Вы станете немного другим - более бесстрашным, более знающим, более сильным.

Если с первого раза не удается полностью погрузиться в эти чувства - отложите упражнение. Не надо вызывать эти чувства искусственно, не надо слишком погружаться в переживания и надолго застревать в них. Если вы слишком долго стараетесь вызвать и удержать переживания, значит, вы еще не совсем открылись страху. Когда вы ему открываетесь - чувства возникают спонтанно и легко, и очень быстро проходят.

Повторите упражнение , когда будете готовы, когда почувствуете себя более уверенным и сильным. Возможно, если вы дадите такое задание подсознанию, нужное состояние само возникнет в нужный момент, и вам не придется специально искать для этого время и место.

В любом случае ваши попытки шагнуть навстречу страху и связанным с ними переживаниям даром не пройдут - ваше восприятие изменится, и ваши страхи неминуемо начнут отступать.

Это упражнение не для частого выполнения. Иногда достаточно выполнить его один-два раза. При необходимости возвращайтесь к нему снова, но после перерыва не менее двух-трех месяцев.

Запрограммируйте выход из страха без вреда для себя

Это медитативное упражнение помогает избавиться от навязчивых страхов - фобий, которые на первый взгляд не имеют под собой реальной причины: это, например, страх высоты, воды, замкнутых пространств, и т. д. Выполнять его можно в любое время как для профилактики, так и накануне ситуации, которая провоцирует проявление данного страха.

Останьтесь наедине с собой, расслабьтесь, успокойтесь, войдите в состояние умиротворения. Осознайте, что сейчас вы находитесь в безопасности, вам нечего бояться. Подумайте о том страхе, который вас одолевает сильнее всего. Представьте, что вы оказались в ситуации, в которой этот страх обычно у вас проявляется.

Например: боитесь воды - представьте себя в воде, в море или реке, далеко от берега; боитесь высоты - представьте себя стоящим над крутым обрывом, боитесь темноты - представьте себя в темном помещении, и т. д.

Позвольте себе ощутить обычные для вас симптомы страха : сердцебиение, напряжение, дрожь в коленках, и т. д. Признайтесь себе, что вы боитесь, что эта ситуация вызывает у вас страх. Не прячьтесь от страха и не пытайтесь подавлять его симптомы, проживите, прочувствуйте их.

Затем скажите себе:

«Я выйду из этой ситуации живым и невредимым. Со мной ничего не может случиться. Я не останусь здесь. Я пройду сквозь этот страх и выйду на свободу. Я не останусь здесь. Я выберусь отсюда. Я выйду отсюда безо всякого вреда для себя. Опасности нет. Я прохожу сквозь эту ситуацию - и выхожу из нее» .

Представьте, как вы с успехом выходите из опасной ситуации: выплываете на берег, отходите от обрыва (или обретаете крылья и взлетаете над пропастью), включаете свет в темноте, выходите из закрытого помещения, и т. д.). Почувствуйте свободу и радость от того, что вы победили страх , вы вышли из него, он ничего не смог вам сделать.

Когда вы научитесь проживать подобные ситуации в своем воображении - вы сможете применять данный прием и в реальной жизни, если у вас снова возникнет этот страх: сразу же напоминайте себе, что вы можете пройти через эту ситуацию без вреда для себя, что вы не останетесь в ней и страх не победит вас, вы выйдете из него и будете свободны.

Освобождение от страха на уровне ДНК

Иногда нам бывает трудно освободиться от страха, потому что его программа записана на уровне ДНК. Выполняйте это упражнение, если у вас есть такой навязчивый страх - оно поможет стереть нежелательную программу и заменить ее светом и любовью Бога, Божественной энергией и информацией, исключающей проявление страха. Это упражнение нужно выполнять неоднократно, но лучше не каждый день, а с перерывами - возвращаясь к нему лишь тогда, когда ощущаете, что страх еще имеет над вами силу. Запаситесь терпением, такие программы обычно не переписываются одномоментно, для этого нужно время и усилия. Вы заметите, как они постепенно ослабевают, а со временем исчезнут совсем.

Останьтесь наедине с собой, примите любую удобную и расслабленную позу, настройтесь на покой и умиротворение. Почувствуйте себя в комфорте и безопасности. Вспомните ситуацию, где проявляется ваш страх. Представьте, что вы оказались в этой ситуации. Позвольте проявиться симптомам страха в теле. Обратите внимание, в какой именно области тела эти симптомы заметнее и сильнее всего.

Мысленно направьте в эту область тела энергию света и любви. Представьте, как мягкое сияние разливается там, и растворяет напряжение и дискомфорт. Представьте, как это сияние проникает в каждую клетку и пронизывает ее насквозь. Дышите глубоко и размеренно. Скажите вслух:

«Я стираю программу страха из каждой моей клетки, я стираю программу страха, записанную в ДНК, и заменяю ее светом и любовью Бога». Повторите несколько раз, продолжая представлять себе мягкое сияние, отпускайте напряжение.

Периодически возвращайтесь к этому упражнению , повторяйте его и тогда, когда симптомы страха проявляются у вас в реальности. Выполняйте его до тех пор, пока страх полностью не уйдет из вашего тела.

Поток уносит все тревоги

Это упражнение можно выполнять так часто, как вы захотите - в любой ситуации, когда вы ощущаете беспокойство и тревогу, как по реальным поводам, так и без повода. Хорошо помогает данная медитация, например, накануне какого-то события, которое является для вас важным, и вам хочется, чтобы оно прошло хорошо.

Останьтесь ненадолго наедине с собой, примите удобную позу, закройте глаза, и представьте, что вы в море легко качаетесь на волне и позволяете ей себя нести, или плывете по течению реки, или, если вам не хочется представлять себя в воде, представьте, что вы наблюдаете, как чистый и прозрачный поток воды несет бумажный кораблик, или лист дерева, или цветок. Представьте, что вы отпускаете контроль и доверяете этому потоку.

Затем представьте, что вы становитесь этим потоком. Не обязательно это поток воды - представьте просто движение энергии. Скажите себе:

«Я - поток. Я доверяю потоку энергии, ведь это энергия света и любви. Эта энергия восстанавливает гармонию. Эта энергия направляет все события туда, куда нужно. Все правильно, все хорошо, все так, как должно быть».

Оставайтесь еще некоторое время в ощущениях движения в потоке. Это снимет ваше беспокойство.

Упражнение можно выполнять вечером, лежа в кровати, перед тем как заснуть - оно потребует всего лишь несколько минут. Ваш сон благодаря этому улучшится.

по материалам из книги: Шмидт Тамара - "Крайон. 85 важнейших практик для обретения Силы, Света, Защиты и Любви".

Каждый из нас чего-то боится. Кому-то страшно остаться без денег, другие опасаются жизненных перемен, третьи не хотят расстроить близких и идут наперекор своим желаниям… Ознакомьтесь с упражнениями из книги «Как победить страх» , чтобы выяснить, почему вы боитесь и как избавиться от той или иной фобии.

Упражнение 1: Боремся со страхом перемен

Перемены вызывают стресс. Если вас что-то останавливает от активных действий и не позволяет изменить жизнь к лучшему, то попробуйте выполнить следующее упражнение.

  1. Запишите все, что вызывает у вас сильные переживания и негативные чувства и от чего хочется немедленно избавиться. Возможно, вы не любите, когда с вами разговаривают на повышенных тонах или терпеть не можете, когда окружающие вас игнорируют. Укажите от трех до десяти пунктов.
  2. Теперь запишите от пяти до десяти пунктов того, что беспокоит меньше, но нуждается в изменении. Например, вас раздражает медленная работа компьютера или беспорядок в кладовке.
  3. Запишите, что еще вы желаете сделать более удобным для себя. Что нуждается в улучшении. Возможно, вы хотите завтракать кашей или заниматься йогой.
  4. А теперь спросите себя, чего вы хотите? Запишите на бумаге первое, что приходит в голову. Также отметьте любые желания, которые были у вас в детстве и в юности.

Взгляните на получившиеся списки. Что вы чувствуете, глядя на каждый пункт? Стало ли вам легче, когда вы озвучили свою мечту? Готовы ли вы к переменам?

Упражнение 2: Боремся со страхом сказать правду

К сожалению, каждый из нас кого-то обманывал. Нам кажется, что в определённых ситуациях удобнее сказать неправду, нежели рассказать всё начистоту. Давайте разберёмся с этим страхом.

  • Напрягите память и запишите случаи вашего обмана. И ниже отметьте, что таким способом вы хотели получить или избежать? Была ли возможность действовать по-другому? Например, вам требуется выходной в тишине - за неделю вы устали и остро нуждаетесь в передышке. А вместо того чтобы сообщить об этом напрямую, вы делаете вид, что вы больны или и вправду заболеваете. Или же устраиваете истерики из-за пустяка и обижаетесь. Поверьте, было бы намного лучше, если вы открыто попросили день тишины и спокойно отдохнули.
  • Опишите хотя бы пару ваших вариантов и разберитесь в каждом из них. Не будет ли проще в следующий раз сказать всё начистоту?

Упражнение 3: Боремся со страхом разочаровать близких

Довольно часто наши родные поддерживают в том или ином начинании. Однако бывает и так, что боясь разочаровать близких, вы забываете про свою мечту и делаете всё, что от вас ожидают - выбираете престижную (по их мнению) профессию и занимаете удобными (для них) вещами.

  • Чтобы перестать обращать внимание на стереотипы, в которые верят сами и внушают вам близкие, попробуйте записать десять пунктов из всего, что приходит на ум, когда произносят название вашей профессии.
  • Если вам хочется заниматься чем-то другим, но не сложилось, то вспомните, кем именно вы мечтали стать. Напишите, что вы слышали и какие выражения знаете об этой профессии.

Прочитайте оба списка. Обсудите свои находки с близкими. Вполне вероятно, что они готовы поддержать ваше начинание. Но какой бы ни была их реакция - вы вправе выбирать то, чем хотите заниматься.

Упражнение 4: Боремся со страхом бедности

Никто не хочет жить «от зарплаты до зарплаты». Бывало ли с вами такое, что вы покупали вещи, которые вам совсем не нужны? Попадали ли вы в ситуацию, когда вам не хватало денег? Боялись ли вы остаться без копейки? С этим страхом можно и нужно бороться.

  • Возьмите лист бумаги и запишите все свои траты за месяц. Добавьте в список суммы, необходимые для осуществления самых заветных желаний, деньги на заботу о здоровье и хорошем настроении. Сложите все. Какая сумма у вас вышла? Она вас пугает? Столько не платят за вашу работу? Забудьте эти мысли и не ищите рациональных доводов. Думайте о том, на что вам нужны деньги. Иначе вы легко убедите себя в том, что таких денег вам не заработать. А вам нужно, наоборот, приготовить мозг к поиску вариантов.
  • Запишите на листках необходимую сумму. Развесьте их так, чтобы постоянно их видеть. И начинайте действовать, внимательно прислушиваясь к себе.

В ближайшее время ответьте себе, каким образом желаемая сумма может стать реальной и поймёте, что для этого необходимо предпринять.

Упражнение 5: Боремся со страхом, что не хватит времени

У каждого есть амбиции и мечты, однако некоторые люди считают, что «ещё слишком рано» или «уже слишком поздно», и продолжают заниматься вещами, которые не доставляют им удовольствия. Настало время разобраться со страхом нехватки времени.

  • Нарисуйте круг и разделите его на восемь равных частей. Назовите каждую часть одной из важных составляющих вашей жизни. Обычно предлагаются следующие: семья, работа, хобби, друзья, саморазвитие и т.д.
  • После того как вы нарисовали круг и назвали его сектора, поставьте карандаш или фломастер на ось - середину колеса. Эта точка - ноль, и если двигаться по оси от центра колеса вверх, то вы достигнете ста процентов. Теперь вам нужно оценить степень удовлетворенности каждым из аспектов вашей жизни по шкале от 0 до 100%. Выберите ось, ведите линию от нуля и остановитесь там, где почувствуете. Напишите, на сколько процентов вы довольны ситуацией в этом аспекте.
  • По очереди определите, на сколько процентов (можно выбрать любое число) вы довольны каждым «куском» колеса. Теперь возьмите другой цвет, соедините вершины всех линий между собой.
  • Посмотрите, что у вас получилось. Удобно ли ехать по жизни на таком колесе? Теперь вам будет легче понять и решить, какие стороны жизни необходимо скорректировать. Запишите свои мысли.
  • Вооружитесь карандашом или фломастером другого цвета. Найдите взаимосвязь между отдельными частями. Например, «семья» влияет на сектор «финансы», если вам необходимо ухаживать за своим родственником. Найдите все такие взаимосвязи и нарисуйте стрелки. Выделите на это занятие 15-20 минут.
  • Теперь посмотрите, какой из частей жизни вы довольны меньше всего, и на то, что именно влияет на проблемный сектор. Затем разберите все расстраивающие вас части Колеса жизни.

В результате у вас должен появиться стратегический план действий. Запишите все пришедшие в голову действия. Теперь вы знаете, что вам необходимо действовать. Не теряйте ни секунды!

Если Вы попали в чрезвычайную ситуацию, если у вас неприятности и вас одолевают страхи, то вам помогут несколько советов по избавлению от тягостных мыслей, дум и различных страхов, связанных с ситуацией.

Страх, как известно, присущ всем животным, не исключение и люди, которые в той или иной мере подвергаются различным стрессам, опасным или чрезвычайным происшествиям. Но страх становится и вашим помощником в подобных ситуациях, поскольку срабатывает инстинкт самосохранения. Но как не поддаться животному инстинкту, панике и научиться контролировать себя и свой страх? Что необходимо предпринять и какие ваши действия в первые мгновения соприкосновения со страхом?

Лучше всего, для начала, не поддаваться ему. Причем главное - не поддаваться самому сильному,«отложенному страху». В первые минуты, страх обычно не настолько силен: он не успевает быстро и целиком овладеть человеком, противостоять ему вампомогает инерция предыдущего состояния. А вот потом, часто уже после исчезновения конкретной угрозы, приходится тяжело. Но и с этим страхом можно справиться.

Для этого надо прежде всего научиться легко переключаться , не«застревать» чересчур на уже прошедших ситуациях, не «пережевывать» их слишком долго, многократно возвращаясь к одним и тем же событиям. И просто… не бояться. Особенно не следует бояться того, вероятность чего не столь уж и велика. Между прочим, очень часто люди, напротив, не умеют бояться того, чего следует опасаться.

Одно из правил , которое обычно помогает справиться со страхом, - умение правильно оценить реальность и масштабы угрозы, а также возможность получить помощь. Никогда не зажмуривайте от страха глаза - наоборот, постарайтесь пошире их раскрыть и оглядеться вокруг.

Но если уж вы не справились с собой, поддались страху и оказались временно «ослепленными», то постарайтесь побыстрее справиться с ним. Для этого полезно знать хотя бы самые простые психологические техники.

Например , существует такой наиболее простой психологический прием: почувствовали страх: начните медленно и глубоко дышать : глубокий вдох - медленный вдох. Еще раз, еще и еще разок. И так хотя бы раз десять. Даже если сумочку вырвали, и уже далеко преступник убежал, это поможет вам быстрее прийти в себя и поднять тревогу. Если же возникшая угроза имеет другой характер (скажем, речь не о вырывающем сумочку преступнике, а о требующем выкуп за вашего ребенка террористе), и события развиваются не настолько уж истремительно, то подобного рода«кислородное успокоение» будет иметь еще больший смысл. Таким образом вы сможете эффективно использовать имеющееся время,чтобы полностью адаптироваться к возникшей ситуациии включить в работу ошеломленное было сознание. А там, глядишь, пробудившийся разум уже сам придумает что-нибудь полезное.

Еще один очень неплохой прием рассчитан на более сложную ситуацию. Допустим, что вы оказались подзавалом в результате взрыва. Вокруго бломки бетона, а между ними - маленькая ниша, и в ней - вы. Положение сложнейшее, прежде всего - своей неопределенностью и неустойчивостью. Поддадитесь панике, начнете«дергаться» в разные стороны - начнут двигаться окружающие вас бетонные плиты, и нынешнее сравнительно терпимое положение станет уже немыслимым. Значит, надо прежде всего успокоить себя - так, чтобы несовершать лишних непроизвольных движений.

Для этого очень полезным бывает просто поговорить с самим собой , причем называя себя несколько раз по имени. Разговор с собой полезен тем, что он переводит во внешний план внутренние, часто запутанные переживания - он их как бы распутывает, выстраивает в стройную цепочку причинно-следственные связи, объясняет себе то, что произошло, и в каком положении вы оказались. Такой размеренный разговор с самим собой успокаивает, нормализует сердечный ритм, другие вегетативные проявления. Называя себя по имени, вы обращаетесь к памяти детства - ведь именно в детстве мы в максимальной степени защищены, находимся в безопасности, и именно в детстве нас называют по имени.

Есть и еще один полезный прием . Вспомните девушку Джулию из описания К Э. Изарда: она разозлилась на преступника, вырвавшего ее сумочку, и весь страх куда-то прошел.

Разозлитесь посильнее на что-нибудь или кого-нибудь: на ситуацию, на себя, на другого человека. Злость вытеснит страх, вам захочется немедленно действовать, и тогда вы перестанете бояться.

Страх можно вытеснить страхом . Приведем пример из несколько иной сферы, свидетельствующий о возможноститакого эффективного вытеснения.

Пример : Бывший военный разведчик А., отличавшийся, по мнению его коллег, «абсолютным бесстрашием»,рассказал нам, что после первых пребыванийсреди врагов (в роли одного из них) он сталбояться, что когда-нибудь может быть разоблачен. «Однажды, когда я готовился к очередной заброске на вражескую территорию, чувство тревожности было особенно сильным. Тогда я нарочно стал усиливатьего, уверяя себя, что я когда-нибудь обязательно буду разоблачен и погибну. Напало чувство страха, оно было таким сильным, что я как бы пережил в мыслях и чувствах собственную смерть. После этого я уже не испытывал страха. Дважды, когда я бывал на грани провала, моя невозмутимость смущала моих противников и дала мне время уйти от опасности».

Известны способы дзенского (чаньского) тренинга, ведущие, в частности, к ликвидации тревожности и к самообладанию через переживание в мыслях и чувствах собственной смерти.

Техники такого рода достаточно сложны и не доставляют большого удовольствия, однако часто они оказываются вполне эффективными.

Несколько способов как преодолевать страх

  1. Самое первое, что необходимо научиться делать это открыто выражать свой страх.
  2. Следующий шаг на пути борьбы со страхом – это… научиться правильно злиться. Точнее, выражать гнев и агрессию. Вот, что пишет о гневе и агрессии Эверетт Шостром в своей книге “Анти-Карнеги или человек манипулятор”. “Ненависть – это застывшая враждебность. Ненавидеть – значит связывать свою энергию. Для того, чтобы не разрушать себя ненавистью, ее стоит обратить в гнев способствующий контакту… …Гнев. Вы хотите подраться. Тело подсказывает это – пульс и дыхание учащаются, тонус мышц возрастает. И самое плохое, что вы можете сделать – это подавить свои физиологические потребности, загнать эмоцию внутрь”.

Теперь, когда два важнейших направления (учиться проявлять страх и учиться проявлять гнев) работы со страхом намечены, можно поговорить и о способах работы со страхом.

Упражнения по преодолению страха

1. Начните с актерских техник: примите мимику, позу очень испуганного человека – спрячьте голову в плечи, сожмитесь, согните колени и постарайтесь почувствовать или восстановить те чувства, которые испытывали в ситуации, когда боялись. Если боялись агрессии, вспомните этот случай, представьте себя там заново. Добавьте чувства страха. Еще! Чем явственнее вы почувствуете страх, тем лучше.

Теперь распрямите плечи и примите позу счастливого человека, улыбайтесь во весь рот, смейтесь. Вы должны действительно почувствовать радость.

Теперь станьте агрессором – разыграйте ненависть, рычите, ненавидьте. Теперь снова страх, полнее, явственнее чувствуйте страх. Теперь снова агрессия, настоящая, охватывающая все чувства. Перетекайте из эмоции в эмоцию. Сначала переход будет медленным. Потом почти мгновенным.

2. Поиграйте с партнером: пусть он покажет вам страх, а вы проявите агрессию. Потом поменяйтесь ролями. Если занимаетесь единоборствами, попробуйте сыграть это на ринге.

3. Бить другого для многих также страшно, как и быть битым. Зайдите в боксерскую секцию. В стрельбе этот страх прорабатывается стрельбой по фотографиям, что лично мне противно, но стрельба предполагает уничтожение противника, а это обычно бывает нужно в тех ситуациях, где действуют несколько другие правила.

Подростковые страхи могут развиваться из-за неправильного поведения взрослых (опекунов, педагогов), детских невылеченных фобий и социальных конфликтов, возникших со сверстниками. До момента поступления в учебное заведение – школу или гимназию, ребенок воспринимает мир наглядно-действенным методом, позже наглядно-образным. С поступлением в школу дети начинают осваивать теоретический метод восприятия мира. Существует такой тип восприятия в двух формах: образной и понятийной.

Страхи у подростков: как помочь справиться

Возрастная модификация фобий

Страхи и фобии ребенка могут возникать на ровном месте, потому как он живет в своем вымышленном мире, в котором существуют сказочные персонажи, все остальное он пытается освоить при помощи осязания, обоняния, зрения и слуха. Позже, при поступлении в школу, на первое место выходят социальные страхи подростков:

  • опоздание на занятия;
  • страх самовыражения;
  • боязнь потерять родителей;
  • боязнь войны;
  • собственной смерти;
  • природных катаклизмов.

Чем старше становится ребенок, тем сильнее социальный страх.

Часто виной этому школьный учитель, занижающий оценки и унижающий ребенка при всем классе, указывая на его недостатки. Кстати, неправильный педагогический подход к порицанию часто становится причиной буллинга среди подростков. Детский буллинг – это унижение одного человека группой других людей.

Ребенок боится отвечать у доски

Социальный страх может выражаться в различных формах. Некоторые начинают проявлять свой протест, а кто-то полностью замыкается. В рудиментарной форме страхи у подростков начинают проявлять себя после 12–14 лет. Уже в юношеском возрасте можно наблюдать все симптомы постстрессового синдрома, которые мало чем отличаются от таковых у взрослых.

Влияние на становление личности

Во многом появление неврозов в детском возрасте спровоцировано тяжелыми родами и нервозностью матери в период вынашивания. Состояние женщины при беременности оказывает самое большое влияние на формирование нервной системы у ребенка. Но все это лишь определяет возможность появления невроза у ребенка. В дальнейшем влияние на формирование личности оказывает общество, в котором ребенок проводит большую часть своего времени, то есть класс и друзья.

Отношения в семейном кругу влияют на становление личности, но далеко не редкость случаи, когда в совершенно нормальной семье ребенок убивает себя или же становится наркоманом. Дети более боязливы, если главную роль в семье играет мать. В старшем возрасте большинство школьников из семей, в которых постоянно происходят конфликты, проявляют агрессию по отношению к другим, ведут себя вызывающе, пытаясь доказать свое превосходство и добиться внимания к своей персоне.

Появлению страхов может послужить физическое и эмоциональное перенапряжение.

Избыток информации, отсутствие навыков правильно распределять свою деятельность – все это способствует рассеиванию внимания и формирует стойкое депрессивное состояние, хроническую усталость, характерную для взрослого человека.

Симптомы расстройства

При постоянном давлении со стороны окружающих стрессоров у подростков начинают проявляться симптомы нервного расстройства:

  • нарушения сна;
  • отсутствие аппетита;
  • ухудшение состояния физического здоровья;
  • слабость;
  • повышение температуры до 37–37,4 без наличия инфекции;
  • апатичность;
  • страх отвечать у доски, проявлять себя;
  • боязнь быть высмеянным;
  • нарушения речи.

Методы борьбы с боязнями

Коррекция боязни подростков включает в себя определенные мероприятия.

  1. Арт-терапию.
  2. Упражнения по коррекции поведения и адаптации к стрессорам.
  3. Обучение релаксации.
  4. Прием седативных препаратов по необходимости.
  5. Витаминотерапия.
  6. Работа с педагогами и родителями.

Арт-терапия для детей и подростков

Диагностика

Коррекция начинается с диагностики страхов. Для начала детям предлагают нарисовать картину, выбрав любые цвета карандашей. Страхи у подростков психология позволяет выявить посредством рассмотрения цветовой палитры рисунка.

  1. При использовании от 1 до 3 цветов можно говорить о наличии астении, депрессивного состояния, усталости.
  2. Преобладание сине-зеленых тонов говорит о тревожности.
  3. Красный означает агрессию.
  4. Черный – депрессия.
  5. Серый – отсутствие положительных эмоций в жизни.

При нормальном психомоторном и эмоциональном развитии ребенок 12 –14 лет выбирает 5–6 цветов. Внимание акцентируется на преобладающих тонах. Сине-зеленые – это состояние нервной системы человека. Раскрашенный в таких тонах рисунок говорит о грусти, боязни совершить ошибку, о человеке, который не может правильно воспринимать критику и придает большое значение своему престижу. Темные оттенки предпочитают скромные подростки. Преобладающее количество коричневого цвета говорит о чувстве дискомфорта, черный - об упадническом настрое, негативных эмоциях.

Принципы работы в группе

К. Савицкая разработала специальные групповые занятия по психокоррекции поведения у подростков, которые включают такие цели:

  • принятие себя, как личности и осознание положения в обществе;
  • формирование желания расти над собой;
  • обучение навыкам общения;
  • обучение навыкам модификации собственного поведения в стрессовой ситуации.

Эффективные методики

Первым упражнением начального этапа является игра «Кому первому удастся дотянуться до предмета». Группа участников делится на 2 команды. На определенном расстоянии лежит предмет. Цепочка команды строится от двери, закрепляется на ручке. Расстояние до предмета превышает длину человеческой цепочки, поэтому участникам нужно найти способы взаимодействия между собой, чтобы дотянуться до него. Необходимо использовать скрепление цепочки посредством обеспечения поддержки за вытянутую руку, ногу или волосы. Упражнение развивает коммуникативные и организаторские способности у детей, помогает избавиться от страха общения, застенчивости, боязни показаться смешным.

На 5–6 занятии группе предлагается игра «Разговор в кругу». Упражнение разработано специально для детей с агрессивной линией поведения. Основано на рассказе каждого участника о себе неких подробностей, которые вызывают у него раздражение. Специалист ведет записи и следит за тем, чтобы дети не порицали друг друга, а выслушивали и понимали, что существует множество ситуаций, которые могут спровоцировать сильный гнев. Важно, чтобы участники научились правильно выражать свои эмоции не через драку или ругань, а посредством размышления и нахождения компромиссного решения.

10–11 занятие можно назвать практикумом по проработке ситуаций из банка стрессовых событий, которые были оговорены в «Кругу». Группа вновь делится на 2 команды. Каждой из них дается задание показать сценку на тему: «инцидент в магазине или общественном транспорте». В сценке должна присутствовать фраза: «Я разумный человек и не буду опускаться до вашего уровня», «Мое терпение может лопнуть».

Игра «Разговор в кругу»

Заключительный этап занятий

Работа со страхами заканчивается игрой «Пункт проката решений». Участники образуют круг и разбирают по очереди ситуации друг друга. Останутся дети, которые не смогут решить одну ситуацию без агрессии. Он моделирует эту ситуацию, а остальные участники помогают найти решение проблемы мирным путем.

Главным критерием успешного прохождения курса является установление теплых, доверительных отношений среди участников. Кроме того, такое поведение участников должно сохраняться не только в группе, но и дома, в школе и общественных местах. Работа в группе не сводится к тому, что ребенок может проявить себя только в командной работе, надеясь на помощь остальных, он должен проявить свои качества по максимуму, не бояться открыть себя и свои способности перед другими. Работа в команде только помогает нормально, адекватно воспринимать критику при принятии неверного решения и обучению навыкам общения, взаимодействия, коммуникации.

Завершающий этап предполагает максимальное перенесение полученных навыков в реальную жизнь.

Работа с наркозависимыми подростками

Упражнения в группе для коррекции страхов наркотически зависимых подростков в школьных практиках встречаются довольно редко. Однако, необходимость этой работы в центрах несоизмерима. В таких группах в основном используется обсуждение поведения, ощущений, причин и стремлений участников. Одной из составных частей является обсуждение восстановления нормального общения с близкими людьми и социумом. Человек должен понять, как подать себя, когда он вернется в класс и научиться отказываться от предложенной дозы.

При установлении доверительной атмосферы, можно переходить к игре, олицетворяющей давление со стороны «Плохая компания». Это упражнение помогает понять, почему человек не может отказать «другу» и почувствовать себя более уверенным в себе.

Далее проводится обсуждение свойств и специфики воздействия на организм самого вещества с приведением наглядного материала, видео и прочего. Главное - мотивировать членов группы развиваться. Нужна комплексная работа всех окружающих, включая родственников.

В таких группах проигрываются ситуации отношения с родителями, когда одни участники играют самих себя, а другие занимают позицию их родителей. Подростки пытаются найти компромиссное решение о прогулках и времени возвращения домой. После обыгрывания сюжета, детям предлагается найти ответ на вопрос: «Почему родители так себя ведут, что их мотивирует не отпускать детей поздно на улицу, обыскивать сумки, карманы и прочее».

Релаксационные методики и аутотренинг

Релаксационные методики актуальны для лечения страхов у подростков с любыми расстройствами. Аутотренинговые занятия также проводятся в группах. В одном из них всех участников рассаживают на стулья и просят расслабиться, закрыв глаза, представить место, где ребенок чувствует себя в безопасности.

Тренер по релаксации может выполнять упражнение вместе с группой, растворяясь в ней. Прохаживаясь между рядами, он спрашивает участников о месте, где они находятся и об их ощущениях. На основе этих наблюдений можно составить картину душевного состояния подростка и эффективности практик.

Дыхательные упражнения помогают научиться быстро восстанавливать свое эмоциональное состояние в момент стресса. Когда подростки сидят на стульях и спокойно дышат, специалист предлагает им сосредоточиться только на дыхании, мысленно нарисовать амплитуду своего дыхания в спокойном состоянии. Каждый раз, попадая в патовую ситуацию, дети смогут воспользоваться полученными знаниями и привести себя в чувства.

Чтобы избавиться от чувства раздражительности и агрессии, участникам предлагается упражнение «Крик». Каждый ребенок должен постараться закричать, что есть сил, но так, чтобы никто не слышал. При попытках кричать, не нужно напрягать голосовые связки, мнимый звук должен идти из легких. Продолжать упражнение нужно до тех пор, пока не придет ощущение опустошенности.

Выводы

Страх в подростковом возрасте может носить различный характер. Его появление провоцирует множество самых различных причин. Главное, не упустить момент, когда детский организм просит о помощи. Диагностика и коррекция детских страхов на сегодняшний день является острой проблемой.