Подготовка к школе дошкольников в домашних условиях. Практические действия по подготовке к школе. Познания об окружающем мире

Основной вид деятельности дошкольника - игра. Поэтому именно в игре с помощью игровых заданий и упражнений можно выстроить подготовку детей к школе.

Дидактические игры для подготовки ребенка к школе

В какие игры можно играть дома с ребёнком

Обычно, когда родители занимаются домашними делами (уборкой квартиры, приготовлением пищи, стиркой и др.), ребёнок или играет с игрушками, или смотрит телевизор. К сожалению, современное телевидение не способствует развитию ребёнка. А подчас, наоборот, может развить у него излишнюю агрессивность (например, просмотр боевиков или некоторых иностранных мультфильмов).

Замечено, что дети, которые постоянно смотрят на яркий, мелькающий экран телевизора (монитора), менее усидчивы, имеют трудности с концентрацией внимания.

Попробуйте заниматься с ребёнком даже тогда, когда кажется, что сделать это невозможно, например, когда вы готовите пищу или делаете уборку в комнате.

Если вы печёте пироги, предложите ребёнку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.

Если вы готовите яичницу, предложите ребёнку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики.

Предложите ребёнку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами. Рисунок нужно заштриховать.

Игры на развитие мелкой моторики

Если вы варите макароны (рожки), предложите ребёнку сделать бусы из макарон.

Для развития мелкой моторики также предлагаем выполнять с ребёнком как можно чаще следующие упражнения:

Штриховать карандашом в различных направлениях;

Рисовать красками, карандашами;

Лепить из пластилина, глины;

Вырезать из бумаги;

Делать аппликации;

Рвать бумагу руками;

Складывать бумагу;

Складывать мозаику;

Собирать из конструктора;

Завязывать шнурки;

Вязать верёвочные узлы;

Пришивать пуговицы (предложите ребёнку раскрасить паровоз, а вместо колёс пришить пуговицы);

Вязать, вышивать.

Игры на развитие памяти ребёнка

Попросите ребёнка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Пусть ребёнок её нарисует. После уборки ребёнок должен сравнить комнату до уборки и после (найти отличия), а рисунок поможет ему в этом.

Попросите ребёнка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени (например, 5—15 минут), а затем назвать по порядку все ваши действия.

Для развития памяти также нужно:

Пересказывать сказки, стихи, которые вы читаете ребёнку;

Рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал);

Пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера (при этом нужно вспоминать, кто из героев что говорил, что делал);

Смотреть на любой предмет в течение 30 секунд, а затем либо нарисовать, либо словесно описать его.

Игры на развитие внимания ребенка

Посоревнуйтесь с ребёнком: вы ищете предметы, начинающиеся на букву «П» (или другую букву), на кухне, а он — в комнате.

Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова (читаете стихотворение, сказку или поёте песню), а ребёнок должен хлопнуть в ладоши каждый раз, когда встретится слово, начинающееся с буквы «К» («М», «Б» и т. д.).

Для развития внимания также нужно учить ребёнка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, читать и слушать, слушать и рисовать.

Задания для ребёнка:

1. Рассмотри внимательно нарисованную картинку. Пока ты её будешь рассматривать, я буду читать стихотворение. Слушай внимательно.

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму».

1. Кто был на горке?

2. Кто был под горкой?

3. Что делала девочка в песочнице?

4. Кто качался на качелях?

5. Какое время года на картинке?

6. Какие предметы перечислены в стихотворении?

7. Кто испугался и растопырил глаза?

Чем больше ребёнок даст правильных ответов, тем лучше у него развито внимание.

2. Раскрась картинку. Пока ты будешь её раскрашивать, я буду читать тебе сказку (можно выбрать любую сказку). Слушай внимательно.

После прочтения сказки задайте ребёнку вопросы по картинке (можно попросить обосновать выбор цветов) и по сказке (как в задании 1).

1. Кто изображён на картинке?

2. Какое время суток на картинке?

3. Из чего сделан парус?

4. Кто главный герой сказки (и т. п.)?

Игры на развитие речи ребенка

Вы называете любое слово (существительное — название предмета, глагол — действие, прилагательное — признак), связанное с тем, что вы делаете в данный момент (например, если гладите бельё — утюг, включать, горячий). Ребёнок должен придумать словосочетание (горячий утюг, выключить утюг и т. п.). Желательно, чтобы он придумал не одно, а несколько словосочетаний.

Предложите ребёнку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», «Как пришить пуговицу» и др.

. «Продолжи слово». Суть игры состоит в том, что вы говорите начало слова (первый слог) на заданную тему, а ребёнок должен его продолжить. Например, слова по теме «Кухня»: ду — духовка, ча — чайник и т. д.

Для развития речи также нужно:

Чаще просить ребёнка пересказать книгу, мультфильм; рассказать, что он делал вчера, после завтрака и т. д.;

Игры на развитие мышления ребенка

. «Скажи слово наоборот». В эту игру можно играть, выполняя любую домашнюю работу: вы называете какое-нибудь слово, обозначающее предмет домашнего обихода, а ребёнок должен назвать то, что получится, если прочитать его наоборот (например: стол — лоте). Затем вы меняетесь ролями. Желательно, чтобы вначале использовались слова, состоящие из 3—4 букв: нож, лес, стул.

. «Найди предмет». Усложнённый вариант игры «Скажи слово наоборот»: произнесите слово наоборот (например: лутс). Нужно назвать исходное слово и показать предмет, который оно обозначает.

. «Что общего?» Предложите ребёнку найти связь между предметами, которые вы в данный момент используете. Например: что общего между ножом и луком (нож острый, а у лука острый запах); пылесосом и веником и т. д.

Для развития мышления также нужно:

Разгадывать ребусы;

Составлять ребусы;

Рисовать комиксы;

Составлять из предложенных слов предложения;

Составлять из геометрических фигур картинки.

Задания для ребёнка

1. Отгадай ребусы.

(Школа) (Вода)

2. Нарисуй продолжение комикса.

3. Нарисуй картинку, используя геометрические фигуры.

Игры на развитие пространственных представлений у ребенка

. «Найди предмет». Играть в эту игру можно в любом помещении (например, когда вы убираете комнату). Вы загадываете предмет. Ребёнок должен его найти, выполняя ваши команды (например: шаг вперёд, шаг влево, посмотри вниз и т. д.). Затем ребёнок загадывает предмет, а вы его находите, выполняя команды ребёнка.

. «Найди предмет по плану». Для этой игры необходимо нарисовать план комнаты, в которой вы будете играть. Один из игроков прячет в комнате предмет и указывает его каким-либо условным знаком на плане (например, ставит крестик, как на рисунке). Второй игрок должен, руководствуясь только планом комнаты, найти спрятанный предмет.

Для развития пространственных представлений также нужно:

Срисовывать буквы, цифры, картинки;

Рассматривать (рисовать) планы, схемы, карты;

Играть в игру «Морской бой».

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка

. «Любимое-нелюбимое». Вы называете ребёнку какое-либо действие, а ребёнок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит — грусть, печаль, огорчение; если никогда не выполнял это действие — сомнение, нерешительность (например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, смотреть футбол, вышивать, думать, читать, помогать родителям и т. Д.).

. «Ожившие предметы». Предложите ребёнку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему.

Рассмотри лица детей и скажи, что они чувствуют.

Для развития эмоциональной сферы также нужно:

При чтении сказок, просмотре фильмов спрашивать у ребёнка, что чувствуют герои, какое у них настроение;

Чаще говорить ребёнку о собственном состоянии (например: «Я сегодня очень рада, мне хочется петь и танцевать, будто солнце у меня внутри» и т. д.).

Игры на развитие воображения ребенка

Попросите ребёнка показать (изобразить жестами, позой) различные предметы мебели.

Предложите ребёнку рассмотреть разные овощи и сказать, на что они похожи.

Предложите ребёнку перевоплотиться в какой-либо предмет, находящийся в комнате или на кухне (например, в поварёшку), и придумать рассказ про этот предмет («Я — поварёшка, живу на кухне» и т. д.).

Для развития воображения также нужно:

Соединять (мысленно или на рисунке) части разных предметов друг с другом (например, голову тигра с туловищем пингвина);

Мысленно уменьшать-увеличивать реальные размеры предметов (например, представить слона размером с мышь или кошку размером со слона и нарисовать или слепить из пластилина);

Придумывать необычные способы использования обычных предметов (например, в кубик можно играть, его можно использовать как подставку, как мяч и т. д.).

Для повышения самооценки учите ребёнка видеть свои преимущества. Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный, как вы его любите. Избегайте сравнений его с другими детьми; не говорите ему, когда у него что-то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т. д.

И снова здравствуйте ! Сегодня поговорим о том, как подготовить ребенка к школе дома. На самом деле данный процесс серьезная задача , и могут ли в этом помощь развивающие игрушки , какие игры выбрать , для того, чтобы прийти к поставленной цели . Давайте же разберемся с такими вопросами :

  • когда нужно начинать подготовку ребенка к школе ;
  • что должен знать ребенок;
  • что нужно развивать ;
  • какие игры при этом могут помочь .

Есть родители , которые считают , что детсад и школа – некие жизненные этапы , которые ребенок проходит самостоятельно под неким руководством педагогов . Но для того , что бы ваш ребенок был на уровне , не отставал от сверстников , крайне необходимо внимание мамы и папы к вопросу подготовки к школе и на всех этапах обучения .

От степени готовности дошколенка (физической , моральной и интеллектуальной ) зависит , как удачно и легко он вступит в новую для него атмосферу и приступит к совершенно новой для него деятельности . В этом во многом могут помочь родители будущего первоклашки и развивающие игры и игрушки .

Когда начинать подготовку к школе и с чего

Готовиться стоит заблаговременно . С самого -самого раннего возраста необходимо выбирать правильные игры для развития вашего малыша . И здесь могут помочь детские игры для развития . На раннем этапе изучайте с малышом названия различных групп предметов . Вам в помощь игра «Назови все одним словом ».

С карапузом постарше (3 -4 года ) уже можно играть в такие игры , которые направлены на развитие логики , а это : «Найди лишнее », наборы кубиков для составления картинки , пазлы (сначала достаточно крупные , затем все меньше ).


Развитие мелкой моторики

Значение имеет такой показатель , как мелкая моторика . Ее нужно так же тренировать с пеленок . Всевозможные пальчиковые гимнастики для малыша будут полезны и приятны , когда кроха подрастет , вам в помощь карандаши и краски . Рисование очень способствует развитию моторики пальцев . Используйте прописи для тренировки пальчиков . Начать стоит со штриховки , затем , подойдут те задания , где нужно обвести различные элементы и продолжить написание строки с заданным элементом . Позже используйте те прописи , где стрелочками указано направление , по которому стоит писать те или иные знаки (будь то печатные буквы или цифры ).

Развивать моторику малышу помогут такие развивающие игрушки как :

  1. различные шнуровки ;
  2. сенсорные коробочки и мешочки ;
  3. развивающие коврики ;
  4. объемные книжки .

Эти весьма полезные игрушки можно приобрести в детских магазинах , а можно изготовить самостоятельно в домашних условиях , даже вместе с вашим карапузом .

Умение читать


Сегодня крайне важен уровень умения читать для ребенка , который вот -вот станет школьником . От умения читать во многом зависит успеваемость школьника . Когда малыш еще мал , старайтесь больше ему читать . Детям это очень нравиться . Это приятное времяпровождения с вашим крохой в дальнейшем сыграет хорошую роль в его школьной жизни .

Постарайтесь выучить с ним буквы и слоги , пусть он научиться читать и понимать то , что прочитано . На этом этапе тоже могут пригодиться развивающие игрушки , такие как , например , собери слова из слогов , найди спрятанные буквы . Эти игры в виде карточек , ярких , красочных и интересных ребенку , можно приобрести на прилавках практически любого из детских магазинов .

Умение слушать


Хотя даже это не главное . В школьной жизни очень важно умение слушать , а именно слышать взрослого (учителя ). Постарайтесь в дошкольном возрасте выработать у вашего чада понимание того , что он уже стал взрослым . Начните советоваться с ним , рассказывайте ребенку , как прошел день у вас , спрашивайте о событиях его дня .

С чего начать подготовку к школе

Родителям малышей, которые посещают детский сад, не нужно волноваться о подготовке ребенка к школе. Этим занимаются воспитатели и специально подготовленные специалисты. А что делать взрослым, чьи детки не посещают дошкольных учреждений? Можно ли самостоятельно подготовить кроху к школьной жизни, и как это правильно сделать?

Когда нужно приступать к подготовке ребенка к школе?

Неопытные родители полагают, что если кроха пойдет в школу в 6 лет, то достаточно позаниматься с ним лет с пяти, и за год ребенок освоит, так сказать, курс молодого бойца. На самом деле это явное заблуждение.

Психологи утверждают, что самый благоприятный возраст для начала подготовки к школе это 3,5-4 года.

Уже к 3-м годам ваш любимый человечек сформировался как личность. Маленький почемучка с огромным интересом познает окружающий мир, а вопросы сыплются из него, как из рога изобилия. Надо пользоваться моментом, и просто направить его любопытство в нужное русло .

К трем годам у ребенка проявляется пространственное и логическое мышление, активизируется память. Он не только хочет получить ответы на свои вопросы, но и запомнить их. Поэтому не сердитесь на малыша, если он по нескольку раз спрашивает об одном и том же.

Что нужно для подготовки ребенка к школе?

Занятия с ребенком ни в коем случае не должны носить эпизодический характер. Составьте для себя четкий план, похожий на школьное расписание. Разбейте всю информацию, которую вы должны донести до крохи на отдельные темы.

При этом учтите, что, пока малыш не достигнет возраста 4,5-5 лет, один урок не должен превышать пятнадцати минут. Раскрытие одной темы должно укладываться в этот промежуток времени.

После каждого урока делайте перерыв на 15-20 минут. Чтобы кроха не уставала и не теряла интерес к обучению, проводите не больше 3-х занятий в день. Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Заниматься с ним нужно спокойно и терпеливо.

Оборудуйте удобное место для занятий, выделите ему полочку в шкафу, где ваше чадо будет хранить все учебные принадлежности. С первых дней приучайте его содержать свое рабочее место в порядке, не раскидывать по столу ручки, тетрадки или книжки.

Порой не так сложно привить навыки чистописания или умение считать, как приучить ребенка к усидчивости и соблюдению распорядка дня, который ожидает его в школе.

Какие занятия необходимы для подготовки к школе?

В подготовку малыша входят такие занятия, как:

  • чтение;
  • чистописание;
  • математика;
  • творческие занятия (лепка, рисование, аппликация);
  • один из иностранных языков.

Чтение

Этот предмет стоит на первом месте. Чем быстрее кроха освоит буквы и научится складывать их сначала в слоги, а затем в слова, тем быстрее пойдет весь процесс получения новых знаний. Идти надо от простого к сложному. Любое слово состоит из букв, поэтому первоначальная задача родителей — выучить с ребенком алфавит.

Найдите в интернете или в детских книжках стихи про буквы. Слушая описание каждой буковки в стихотворной форме, кроха быстрее их запомнит. Кроме того, будет стараться повторять отдельные фразы из стиха.

Вот неплохие стихи Бориса Заходера:

Всем известна буква А,
Буква очень славная.
Да, к тому же, буква А
В алфавите главная.

Вот пример четверостишия другого автора:

Б похожа на трубу,
Что гудит «Бу-бу, бу-бу»,
И немного на утюг,
Говорит мой лучший друг.

Согласитесь, что в такой форме учить буквы маленькому любознательному человечку будет очень интересно.

После того, как малыш освоит буквы, покажите ему, как из них складываются слоги. Называйте согласные буквы так, как произносится звук, то есть не «мэ» или «бэ», а «м» и «б». Иначе слово мама, сложенное из букв, кроха может произносить мэа-мэа.

Приобретите в книжном магазине великолепный красочный плакат с алфавитом. Повесьте его над рабочим столом малыша. Когда взгляд ребенка наталкивается на изображение, у него активизируется пассивная память. Разглядывая знакомые буквы, он будет лучше их запоминать.

Чтобы обучение складыванию слогов не затянулось надолго, купите малышу магнитную азбуку. Деткам нравится перемещать по доске красочные буквы. Ваша задача — помочь крохе выбрать из них те, которые нужны для складывания того или иного слога или слова. Обратите процесс разучивания алфавита и обучения чтению в завлекательную игру .

Сегодня в продаже имеется огромное количество красочного материала по чтению. Это могут быть кубики, карточки или пазлы с отдельными буквами или слогами. Поищите картинки, на которых наглядно показано, как буквы соединяются в слоги. Подобной информации много в интернете, в детских книжках и красочных дидактических материалах.

Обучение чистописанию

В возрасте 3,5-4 лет малыш еще не совсем уверенно держит в руках карандаш или ручку. Поэтому ожидать, что ребенок быстро научится хорошо писать не стоит. В этом возрасте ему подвластны лишь палочки и небольшие крючочки. Давая крохе несложные задания, загляните в школьные прописи. Даже первоклашки не начинают сразу писать буквы. Обучать малыша писать буквы лучше с пяти лет . При этом начинать нужно с печатных букв.

Не нужно сразу требовать от малыша хороших результатов. Задатки к обучению тому или иному предмету разные у всех детей. Если у ребенка хромает мелкая моторика, научить его красиво писать будет сложно. Сначала нужно показать малышу, как правильно держать ручку.

На почерк может оказывать влияние и поза, в которой кроха корпит над своим заданием. Следите за правильной осанкой ребенка, когда он занимается чистописанием. Спина у него должна быть выпрямлена, а стол — на уровне груди. Локти малыша должны лежать на столе.

Обратите внимание на расположение тетради на столе. Она должна размещаться чуть под углом, а нижний левый угол — лежать по центру груди ребенка.

Изучаем математику

К моменту поступления в школу будущий первоклашка должен уметь бегло считать до 10 туда и обратно, складывать и вычитать в пределах этих чисел.

С чего же начать обучение крохи?

  • Сначала малыш должен усвоить такие количественные понятия , как меньше, больше, равно. Научите его сравнивать между собой 2 группы предметов. К примеру, разложите на столе разное количество машинок и кубиков. Кроха должна разобраться, каких предметов больше, а каких меньше и что нужно сделать, чтобы их стало поровну. Таким образом, ребенок познакомится с такими терминами, как прибавить и отнять.
  • Кроме этого, он должен научиться оперировать такими понятиями, как близко — далеко, высоко — низко . Еще до знакомства с цифрами малышу нужно рассказать о геометрических фигурах, научить отличать круг от овала, квадрат от прямоугольника или треугольника.
  • На следующем этапе с помощью мелких игрушек, карандашей или счетных палочек с ребенком изучают цифры . Возьмите один кубик и покажите маленькому ученику цифру 1. Затем добавьте еще кубик и познакомьте малыша с цифрой 2.

При этом не стоит перегружать ребенка информацией. За один день достаточно ознакомления с двумя цифрами.

Когда малыш запомнит, как выглядят все цифры, и будет знать, что рядом с цифрой 3 нужно положить 3 палочки, а с цифрой 5 — ровно 5 палочек, можно переходить к обучению крохи сложению и вычитанию.

Любые занятия нужно проводить в игровой форме. Чтобы заниматься математикой, не совсем обязательно усаживать кроху за стол. Считать можно все что угодно — деревья на улице, машины на стоянке, детишек на детской площадке. Первое, что начинают считать малыши, так это пальчики на руке. Главное, не перегружать ребенка большим объемом информации . К примеру, если вы куда-либо идете, не надо заставлять его пересчитывать все предметы, которые попадаются на пути. Достаточно услышать от малыша 2-3 ответа и перейти к другой теме, например, вспомнить любой стишок.

Изучая новый материал, не забывайте повторять с малышом то, что он выучил раньше.

Занимаемся изобразительным творчеством

На уроках творчества можно закреплять пройденный по другим предметам материал. Купите малышу раскраски с буквами и цифрами, учите его рисовать геометрические фигуры. Помогите крохе научиться пользоваться линейкой, чтобы чертить прямые линии.

Когда ребенок рисует, обращайте его внимание на то, что солнышко похоже на круг, а крыша домика — на треугольник. Учите его раскрашивать рисунки аккуратно, чтобы краска не заходила за контур рисунка. Между делом объясняйте малышу, что небо синее, а трава зеленая.

Не нужно заставлять маленького художника рисовать то, чего хотите вы. Дайте ребенку проявить свою фантазию, пусть он выражает свои чувства и эмоции через свои рисунки.

Изучаем иностранный язык

Если вы решили научить своего ребенка иностранному языку еще до школы, начинайте изучение с красочной азбуки с картинками. Не стоит расстраиваться, если вы сами не знаете один из иностранных языков в совершенстве. Для малыша, который пойдет в обычную школу, без углубленного изучения английского, французского или другого языка, достаточно хорошо знать алфавит и иметь небольшой словарный запас.

Выучите с ребенком несколько коротких стихов и повторяйте их на прогулке или во время домашних игр. Следите за произношением малыша. Если он привыкнет говорить иностранные слова неправильно, переучивать его в школе будет сложно.

Самостоятельно подготавливая своего малыша к школе, наберитесь терпения. Не ругайте маленького ученика, если у него что-то не получается. Если малыш устал и невнимателен на занятиях, отложите урок. Обучение должно доставлять ребенку радость, в противном случае можно надолго отбить у него охоту к учебе, что скажется на его знаниях в школе.

Здравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители! В этой рубрике я буду публиковать свои занятия с детьми по подготовке к обучению в школе.

Сегодня, 1 июня, моя «Домашняя школа» открылась! Почему домашняя? Я провожу занятия у себя дома. У меня частный дом, в котором самая большая и просторная комната в день занятий превращается в учебную комнату.

Ещё у меня есть достаточно большой двор для детских игр и приусадебный участок, который тоже сыграет свою роль в обучении и развитии моих маленьких учеников. Ну и главное, есть большой опыт педагогической работы с учащимися начальной школы и опыт просто мамы троих детей.

Вас удивило, что моя школа открылась 1 июня, в первый день летних каникул? Этому есть своё объяснение. Во-первых, летние каникулы — это отдых для учеников школы, а мои маленькие ученики ещё дошколята. Во-вторых, лето — это пора учительских отпусков. А именно в это время заботливые родители обращаются за помощью к учителям начальных классов. А просьба о помощи у них простая: «Пожалуйста, подготовьте ребенка к школе».

Мои маленькие ученики в этом году ещё не идут в школу. Поэтому я намерена заниматься с ними до 31 мая 2015 года, т. е. ровно год. В моей маленькой группе пока 4 ребенка. Это два моих сына: шестилетний Павлуша и четырехлетний Андрюша и дочери моих близких знакомых, две пятилетние девочки Ладушка и Сашенька. Команда небольшая, но объединенная одним духом и общей целью. Самое главное, у меня есть помощницы, две замечательные мамы девочек-учениц. Одна мама художница, а другая преподаватель музыкальной школы.

Своей личной методики по подготовке детей к обучению в школе у меня нет. Но есть 17-летний опыт работы в школе учителем начальных классов и опыт многодетной мамы. Со своей старшей дочерью, а ей 24 года, мы прошли и подготовку к школе, и начальные классы, и ЕГЭ в 11 классе, и 5 лет университета.

В основу проведения занятий по подготовке к школе положены 5 главных целей, которые мы все вместе постараемся достичь.

1. Развитие памяти и внимания.

2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

4. Обучение счету в пределах первого десятка и азбуке.

5. Эстетическое развитие (музыка, рисование).

А теперь я опишу подробно ход 1 занятия.

Занятие № 1

В день проведения занятия мои дошколята будут находиться со мной 2 часа. Каждое занятие комплексное и одним махом такой большой объем информации дошкольникам выдать невозможно. Каждый этап занятия должен продолжаться не более 15-20 минут. Между каждым этапом будут проводиться игры на свежем воздухе, игры в комнате на ковре, музыкальные паузы и конечно, работа на приусадебном участке. Каждому ребенку я выделила грядочку — маленький огородик, на котором дети посадят различные растения. В течении лета мы будем ухаживать за саженцами, наблюдать за их ростом и развитием. Ну и в итоге, надеюсь, соберем урожай.

А теперь идём по пунктам:

1. Развитие памяти и внимания.

Картинки для «фотографирования» вы можете подобрать сами, но если хотите, я поделюсь с вами своей презентацией с подборкой картинок.

Скачать презентацию можно с сайта:

2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.

На первом занятии я ограничилась карточками по методике Глена Домана (домашние и дикие животные).

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Здесь я использую пропись Олеси Жуковой. Вот странички прописи, которые я выбрала для первого занятия. Их можно скачать со страницы сайта (щелкаем на картинку и она увеличится, дальше щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем «Сохранить картинку как…»)


4. Обучение счету в пределах первого десятка и Азбуке.

Обучение счёту:

Первое с чего начала, это озвученная презентация по методике Глена Домана «Математика с пелёнок». Меня совершенно не смущает слово «с пелёнок». Мне нравится эта методика и для меня не важно, что мои маленькие ученики уже давно вылезли из этих самых пелёнок.

Цифры я сделала в программе Microsoft Word в формате А4, распечатала на принтере и разрезала.

Для этого этапа урока у меня есть в запасе ещё одна презентация «Учимся считать от 1 до 5. Сборник для малышей». Здесь сначала наглядно ввожу понятие «число», а уже потом «цифра». Все картинки на слайдах появляются по щелчку. Переход на следующий слайд тоже по щелчку. Качество презентации отличное. Вы можете забрать эту презентацию прямо с сайта.

Скачать презентацию:

На первом занятии я выдала блоком «Счет от 1 до 5», потому что мои ученики уже знакомы с цифрами. Здесь, на сайте «Началочка» вы можете посмотреть дополнительные материалы по этой теме в рубрике «Математика».

Азбука. Звук [а] и буквы Аа.

Для работы с азбукой я использую задания из следующих источников:

Рабочая тетрадь «Обучение грамоте малышей»

Букварь Н. С. Жуковой

Страницу из прописи Олеси Жуковой с буквой А (см. на этой странице выше).

Я не расписываю своё занятие в детальных подробностях, потому что эта статья предназначена прежде всего для моих коллег — учителей начальных классов. А они-то знают, что и где говорить, какие задавать вопросы и т. п.

5. Эстетическое воспитание.

На первом занятии я использовала моё любимое «рисование пальчиками». Подробно об этом виде рисования можно прочитать всё на том же сайте «Тараторки». В боковом меню выбираем рубрику «Рисование» и дальше «рисование пальчиками». На странице сайта можно скачать картинки для раскрашивания. На этом сайте у меня тоже есть детские картинки для раскрашивания, которые подойдут для рисования пальчиками. Смотрите здесь: (ссылка на скачивание под флеш-роликом).

Все этапы занятия прошли успешно. Более того, ребята не могли расстаться. Когда за детьми пришли их мамы, то им пришлось провести у меня ещё пару часов.

Следующее занятие я назначила на среду, 4 июня. Ход занятия № 2 и все последующие будут опубликованы на сайте. Если Вам интересна тема «Подготовка ребенка к школе» — ждите мою новую статью. Подписывайтесь на рассылку и будьте в курсе последних новостей моего сайта.

Доброго времени суток, друзья! Рада видеть вас на страницах моего блога.

Скоро в школу? Поздравляю! И желаю успешной подготовки. А как вы думаете, может ли быть успешной подготовка ребенка к школе в домашних условиях? Имеет ли она смысл? И нужна ли она вообще?

И сразу же дам свои варианты ответов.

Да, может!

Да, имеет!

Да, нужна!

Она необходима! Даже если дошкольник посещает специальные курсы, развивающие центры или занимается с . Потому что никто, даже самые супер-пупер-мега-крутые педагоги, не смогут дать ребенку того, что смогут дать родители, просто занимаясь с ним дома.

Для того, чтобы самостоятельно подготовить ребенка к обучению вовсе не обязательно иметь диплом о высшем педагогическом образовании. Так же, как и для того, чтобы испечь пирог, не обязательно быть пекарем. Просто нужен список ингредиентов и рецепт. Так же и с подготовкой!

Скажете, что еще и опыт может потребоваться? Ну да, наверное. Но он у вас есть! Сколько вы уже знакомы со своим будущим первоклашкой? Лет 6 – 7? И все это время вы с ним общались, чему-то его учили, что-то ему объясняли. Вы же его знаете, как никто другой! Вот он ваш драгоценный опыт! Тем более, что во время подготовки к школе, ничего такого экстраординарного делать не придется.

Список ингредиентов вкусной предшкольной подготовки будет чуть ниже. А прямо сейчас давайте узнаем к чему же нам нужно стремиться? Нарисуем словесный портрет дошкольника, который полностью готов к обучению в школе.

План урока:

Портрет будущего первоклассника

Ребенок готов к обучению в школе если
Он способен управлять своим поведением. Поведение зависит не от сиюминутных желаний, а от требований взрослого (учителя) или правил поведения в той или иной ситуации. Ребенок понимает, что ему это необходимо для того, чтобы добиться какой-либо цели.
Он способен принимать самостоятельные решения. При этом опирается на полученные знания и свой жизненный опыт.
Он эмоционально-отзывчив. Сопереживает героям книг, кинофильмов и т.п. Способен реагировать на красоту окружающей природы, музыки, произведений искусства.
Он овладел как вербальными (с помощью слов), так и невербальными (с помощью жестов и мимики) средствами общения с ровесниками и взрослыми людьми. Может вести диалог.
Он способен выполнять поставленные перед ним задания. Может найти решения интеллектуальных и личностных задач.
Он способен воплощать в жизнь задуманное. С помощью рисунков, лепки, конструирования.
Он имеет широкий кругозор. Способен классифицировать, обобщать, сортировать окружающие предметы, явления, понятия.
Он способен выполнять графические задания (штриховка, раскрашивание, написание мелких элементов). Рука подготовлена к письму, мелкая моторика развита. Способен управляться с мелкими предметами.
Он способен запоминать услышанное, увиденное, произошедшее. Память развита.
Он умеет выражать свои мысли. Способен поддерживать диалог. Правильно произносит звуки. Словарный запас богатый.

Портрет этого дошкольника не взят с потолка. И это не мои фантазии. Это – требования ФГОС ДО (федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования). Заметьте, в портрете даже и намека нет на то, что перед поступлением в школу уже нужно знать буквы, читать и считать.

Раньше от будущих первоклассников требовали знаний и навыков, а начиная с 2014 года внимание обратили на личностные характеристики детишек и уровень их развития.

А не пора ли нам уже с ингредиентами разобраться? По-моему пора! Итак, приступаем.

Список ингредиентов для вкусной подготовки

Берите ручки, записывайте. Для вкусной подготовки нам понадобятся:

  1. Развитие памяти.
  2. Развитие внимания.
  3. Развитие мышления.
  4. Развитие речи.
  5. Развитие мелкой моторики.
  6. Развитие ориентации на листе бумаги.
  7. Развитие ориентации в пространстве.
  8. Усидчивость.
  9. Мотивация.
  10. Коммуникабельность.
  11. Любознательность.
  12. Самостоятельность.
  13. Гигиенические навыки.
  14. Познания об окружающем мире.
  15. Умение читать.
  16. Умение считать.

Ну ничего себе списочек получился. Целых 15 пунктов! Кстати, если вам кажется, что я о чем-то забыла, пожалуйста, напишите об этом в комментариях к статье. Буду вам очень признательна.

Диагностика

А теперь вернемся к нашим пирогам. Допустим, нужна для пирога капуста. А у вас в холодильнике целых пять кочанов лежат. Пойдете вы за капустой в магазин? Конечно нет. Ее же и так много!

Теперь переключаемся на подготовку. Успеваете за мной? Отлично! Если у вашего сына или дочки какого-нибудь подготовительного ингредиента в избытке, нужно ли его развивать? Например, память, ну просто феноменальная! А вот усидчивости можно было бы и побольше. Тогда обращаем внимание на усидчивость, а память просто иногда поддерживаем.

Как узнать чего именно не хватает? Как найти пробелы, которые нужно заполнить? Здесь на помощь приходит диагностика или тестирование. О том, как провести тесты можно , а еще лучше обратиться за помощью к специалистам психологам или педагогам.

У Артемки в садике недавно проводили такую диагностику. Психолог общался с детьми. Нам порекомендовали больше внимания уделать развитию коммуникативных навыков, то есть общения. А в остальном все хорошо!

Провести диагностику нужно до начала подготовки к школе. И тогда вы точно будете знать, на что нужно обратить особое внимание.

А теперь переходим к детальному изучению наших подготовительных ингредиентов.

Развитие памяти

Память - это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.

Если не обращать внимания на развитие памяти, то ребенку в школе придется не сладко. Ведь там постоянно нужно что-то запоминать и вспоминать. То правила, то стихотворения, то таблицу умножения. Память можно и нужно развивать. Как? Помогут специальные игры и упражнения. Их много. Здесь я расскажу об одной очень популярной и полезной игре.

Называется игра «Большие перемены». В чем смысл? На столе раскладываются предметы. Любые предметы. Ребенок одну минуту смотрит на стол и пытается запомнить все, что видит. Потом отворачивается. Вы убираете один предмет. Ребенок снова смотрит на стол и пытается вспомнить, чего же не хватает.

Также можно добавлять предметы или менять их местами. Эта игра тренирует зрительную память. А кроме зрительной существуют еще слуховая память, двигательная, эмоциональная и другие. В двух словах об этом не расскажешь, так что скоро я напишу отдельную статью, целиком посвященную развитию памяти. Чтобы ее не пропустить подпишитесь на обновления блога.

Развитие мышления

Мышление - это познавательная деятельность человека.

С мышлением тоже не все так просто. Оно необходимо, чтобы ребенок мог осваивать новые знания. Мышление бывает:

  • действенное;
  • образное;
  • логическое.

Развитие внимания

«Внимательно». Любимое слово учителей. Внимательно смотрим на доску! Внимательно слушаем меня! Внимательно читайте условие задачи!

Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Думаю, что никто не будет спорить с тем, что очень необходима для успешного обучения в школе.

От учителя, который ведет подготовительные курсы, узнала об очень интересном способе развития этой способности. «Корректурная проба». Применяют ее для того, чтобы оценить устойчивость внимания. Но можно использовать и для тренировок.

Корректурная проба — это набор символов, в произвольном порядке напечатанных на листе бумаги. Это могут быть буквы, цифры или какие-то значки. Можно даже старые ненужные книги использовать или журналы. Вы даете ребенку лист с корректурной пробой и карандаш. Еще потребуются часы с секундной стрелкой или секундомер. Ставите задачу, например, вычеркнуть все буквы «А». Засекаете 2 минуты. Через две минуты смотрите, что получилось. Сколько ошибок? Как далеко продвинулись? В следующий раз посмотрите есть ли прогресс.

Лабиринты.

Хорошим упражнением для развития концентрации внимания являются всякие разные лабиринты. Множество лабиринтов можно найти в детских журналах.

Еще одно хорошее упражнение. Вы произносите в разнобой названия домашних животных, диких животных и птиц. Корова, аист, медведь, заяц, сорока, кот, лиса и т.д. Задача ребенка, когда он слышит название домашнего животного топнуть, дикого — хлопнуть, птицы — кукарекнуть.

Развитие речи

Здесь следует обратить внимание на три момента:

  1. Правильное произношение звуков.
  2. Богатый словарный запас.
  3. Умение выражать свои мысли.

Если ребенок неправильно произносит звуки, то бегите к логопеду. Звуки можно поставить, главное не упустить время. Самое лучшая пора для начала занятий с логопедом 4 — 5 лет. Так считают сами логопеды. А если ребенку уже 7? Поздно? Нет, не поздно! Но начинать логопедические занятия нужно прямо сейчас.

Словарный запас и умение выражать свои мысли. С этим проще, можно обойтись своими силами. Разговаривайте с ребенком, задавайте ему вопросы, обсуждайте с ним прочитанное или увиденное. Говорите на определенные темы. Например, сегодня рассмотрите подробнее тему «Зимующие птицы». Посмотрите картинки, произнесите названия птиц, расскажите, почему им нужно зимой помогать и как. А завтра побеседуйте о временах года.

Речь развивать нужно постоянно. Дома, на прогулке, перед сном, в транспорте.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Развивать мелкую моторику нужно не только для того, чтобы ребенку было легче держать в руках ручку и выводить красивые крючочки и петельки. Мелкая моторика влияет и на мышление, и на речь. Не даром ведь говорят, что ум лежит на кончиках наших пальцев.Так что советую уделить ее развитию особое внимание.

Развитию моторики способствуют:

  • рисование;
  • лепка из пластилина;
  • складывание пазлов, мозаики;
  • игры с конструктором;
  • наматывание ниточек на клубок;
  • нанизывание бусинок на нитку;
  • вырезание ножницами;
  • разрывание бумаги;
  • аппликация;
  • прописи.

И этот список можно продолжать еще долго. Более подробно о мелкой моторике и подготовке руки к письму можно почитать .

Ориентация на листе бумаги

Когда я в первый раз услышала фразу: «Учите ребенка ориентироваться на листе бумаги». Я подумала: «Вы вообще о чем? Это как?»

Оказалось все очень просто.

Положите перед ребенком лист бумаги и карандаши. Объясните ему, какая сторона считается верхней, какая нижней, правой, левой. Где верхний правый угол, нижний правый, верхний левый и нижний левый. Где центр. И по очереди давайте задания, например:

  1. Нарисуй в верхнем левом углу квадрат.
  2. Нарисуй в правом нижнем углу прямоугольник.
  3. Под квадратом нарисуй елочку.
  4. В центре нарисуй большой круг.
  5. Справа от большого круга нарисуй еще один маленький кружочек.
  6. В верхнем правом углу нарисуй треугольник.
  7. В нижнем левом углу напиши букву «А».
  8. Рядом с ней напиши букву «Б» и т.д.

Если получится выполнить эти задания, то с ориентацией все в порядке. Если были ошибки, то нужно тренироваться еще. Кстати это задание развивает еще и концентрацию внимания.

Развитие ориентации в пространстве

Ориентация в пространстве, так же как и усидчивость, мотивация, коммуникабельность, любознательность, самостоятельность являются звеньями одной цепи — . Ей на блоге посвящена отдельная статья. Почитайте, узнаете много интересного.

Гигиенические навыки

Очень важно донести до ребенка необходимость следить за своим внешний видом. Выглядеть в школе нужно опрятно. Следить за чистотой своих рук, лица, одежды, обуви. Содержать в порядке рабочее место и бережно относиться к вещам. В школе мамы, готовой прийти на помощь, рядом не будет.

Договоритесь с ребенком о его обязанностях. Он может сам заправлять свою постель или чистить обувь и ставить ее сушиться. Убирать свой рабочий стол и игрушки. Не нужно доделывать за ребенком то, что он не успел или не захотел сделать. Этим вы окажете ему медвежью услугу. В школе ему эти навыки очень пригодятся.

Познания об окружающем мире

В школе даже предмет такой есть «Окружающий мир». Ребенок должен ориентироваться в том, что его окружает. Существует список тем и вопросов, в которых ребенок должен ориентироваться к началу школьной жизни. В этом списке:

  • ФИО родителей,места их работы и профессии;
  • свои собственные ФИО;
  • адрес;
  • основные цвета;
  • времена года и названия месяцев;
  • дни недели;
  • явления природы;
  • перелетные и зимующие птицы;
  • дикие и домашние животные;
  • деревья;
  • цветы;
  • грибы;
  • овощи и фрукты;
  • мебель;
  • посуда;

Чтение и математика

Не смотря на то, что сейчас вроде как никто официально этих умений не требует, большинство родителей предпочитают научить ребенка читать и считать еще до школы. Мнение педагогов начального образования такое: «Не умеет — научим! Но лучше, чтобы хоть немного умел».

Если ребенок посещал детский сад, то будет проще. Программа подготовки в садике предусматривает занятия и по чтению, и по математике. И тогда вам нужно только поддерживать в нем эти умения. Читать книжки, решать простые примерчики.

Артемка мой очень любит читать. Особенно разные вывески на магазинах. Да и считает тоже любит. Голубей, например, ступеньки в подъезде, машины мимо проезжающие, шаги. Ну и по букварю Н.С. Жуковой мы с ним тоже ежедневно занимаемся.

Еще делаем задания по поиску звука в слове. Определяем, где звук находится? В начале, в середине или в конце слова?

В транспорте, если куда- то едем – играем в слова. Наверняка правила этой игры вам известны. Нужно назвать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова. Пароход – дом – мост – тропинка и т.д. Очень прикольно бывает, когда пассажиры в автобусе начинают с азартом подсказывать.

Еще Тёме очень нравится игра «Десятка». Это мы ее так называем. Смысл в том, чтобы по очереди называть по 10 слов на определенную букву.

Ну а если вы поставили перед собой задачу научить ребенка читать самостоятельно. То есть с нуля. Сначала буквы, потом слоги, потом слова. То я бы посоветовала обратиться к специалисту, хотя бы за консультацией. Или использовать . В этом деле есть свои тонкости. И можно ребенка так научить, что потом учитель переучивать замучается.

Вот, посмотрите это видео, думаю оно вам многое объяснит.

Если у вас еще не пропало желание учить ребенка чтению самостоятельно, то я желаю вам удачи.

Как правильно заниматься с ребенком?

Как сделать так, чтобы ребенка не приходилось заставлять заниматься? Чтобы он ждал этих занятий? Нужно дать ему то, что он хочет. А чего хочет ребенок? Ребенок хочет играть! Игра, как говорят психологи, это основной вид деятельности для детишек старшего дошкольного возраста.

Так что занятия нужно проводить .

Еще несколько штрихов к нашему рецепту:

  • подходите к занятиям только с хорошим настроением;
  • длительность одного занятия не более 15 минут, потом перерыв;
  • от коротких ежедневных занятий толку будет больше, чем от одного длинного по выходным;
  • чаще хвалите ребенка и вселяйте в него уверенность, в том, что все у него получится;
  • если что-то не получается, не ругайтесь, а поддерживайте;
  • составьте для себя расписание занятий, чтобы было проще ориентироваться в происходящем;
  • занимайтесь не только дома, сидя за столом, а везде и всегда. Например, во время прогулки по осеннему парку можно поговорить о временах года, об особенностях осени, о деревьях и перелетных птицах, а еще собрать гербарий и сделать красивую поделку.

Что ж, друзья, вроде бы все рассказала, что знала. Желаю вам удачи! Да и себе тоже. И давайте за то, чтобы первого сентября можно было с гордостью и радостью сказать: «Мы сделали все, что нужно! К школе готовы! Ура!»

Ну а чтобы это было действительно так, советую вам прямо сейчас записаться на классный, полезный и, что очень приятно, бесплатный вебинар. Он называется «Как подготовить ребенка к школе без проблем за 20-30 минут в день?»

И заходите в гости снова!

Здесь вам всегда рады!