Примеры сложных слов для нач школы. Что такое сложные слова в русском языке: примеры. Разработка урока для начальных классов на тему: "Сложные слова"

УМК «Школа России»

Тема: Сложные слова

Тип урока: урок приобретения новых знаний

Цель урока: знакомство со сложными словами и формирование умения находить корень в сложных словах.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать у учащихся представление о сложных словах, умение правильно писать в таких словах соединительные гласные;

Познакомить со способами образования сложных слов;

Расширять знания о составе слова.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Развивающие:

Развитие речи учащихся, внимания, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости.

Планируемые результаты:

Предметные:

На уроке учащиеся получат знания о сложных словах;

Научатся находить корни сложных слов;

Научатся образовывать сложные слова.

Метапредметные:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков.

Личностные:

Использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день!

Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)

Только начался урок? (Да!)

А хотите ли вы учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

Начинаем урок русского языка.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

2.Чистописание.

1) Разминка для рук.

Давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе.(разминка)

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

(Дети массируют кисти рук)

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

(Дети сжимают и разжимают кулачки)

2) Написание букв и соединений (Кк; Нн; на; но; ко; ен; ки; кл; нм; ня; ку; кья; нью)

Дайте характеристику звуков; в каких слогах согласные звуки мягкие, твердые.

3. Актуализация знаний.

Напишите однокоренные слова с корнем –цвет-;

Что такое корень слова? Как пишется корень в однокоренных словах?

4. Постановка цели урока.

Давайте прочитаем стихотворение Е. Измайлова.

Стихи весёлые читай,

А для чего они – смекай!

Жил да был на свете ПАР,

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водой

Он плясал как молодой.

Он из чайников струился,

Над кастрюлями клубился,

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел.

Жило-было слово ХОД

В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,

В слове ХОДИКИ стучало,

И в ПОХОДЕ вдаль шагало.

Так и жили ПАР и ХОД.

Жили врозь они, но вот

Вместе их соединили –

По воде они поплыли.

Паром ходит ПАРОХОД,

В паре ходят ПАР и ХОД.

– Какие слова жили отдельно?

– В каких словах жило-было слово ход? (Выход, вход, ходики, поход.)

Задание: выпишите эти слова и разберите их по составу. (Один ученик комментирует запись слов и разбор их по составу.)

– Как называются такие слова? (Однокоренные).

– Что произошло со словами ПАР и ХОД? (Их соединили.)

– Какое слово получилось? (Пароход.)

– Запишите это слово в тетрадь и попробуйте разобрать его по составу. (Выслушиваются варианты детей.)

– Сколько корней в этом слове? (Два). Какие?

– Сколько основ в этом слове? (Две.)

– Какая буква соединяет эти два корня (основы)? (Гласная – О).

– Как эту гласную можно назвать, если она соединяет корни? (Соединительная).

– Объясните значение этого слова. (Судно с паровым двигателем.)

– Такие слова, как пароход называются сложными. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня?

5. Работа по теме урока.

Работа по учебнику:

Упр. 138 (Стр. 77)

Прочитайте слова, объясните лексическое значение каждого слова.

Сколько корней в этих словах. Почему?

Какие гласные соединяют корни в сложных словах?

Упр. 139 (Стр. 78)

Прочитайте текст. Найдите в нем сложное слово, объясните, почему автор употребил его.

Выполните письменное задание к упражнению (Учащиеся проверяют написание слов с орфограммами).

6. Физкультминутка.

1. На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде "раз".

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде "два!"

2. Руки ставим мы в разлёт:

Появился самолёт.

Мах крылом туда-сюда,

Делай "раз" и делай"два".

Раз и два, раз и два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

7. Закрепление изученного материала.

Упр. 140 (Стр. 78) (Работа в парах.)

Назовите лишнее слово в каждой группе. Обоснуйте свой выбор.

(1.Водитель; 2. Лесовод; 3. Вихрь. В остальных словах есть корень –ветер-;

Ветрометр- это сложное слово)

8. Подведение итогов урока.

Отгадайте загадки, запишите отгадки. Выделите корни слов.

1) На полу крошка-слон,

На колёсиках он,

Гладит хоботом ковёр,

Будет гладить до тех пор,

Пока всю пыль не втянет

И чистым пол не станет. (Пылесос).

2) Его работа-

В глубине на самом дне.

Его работа –

В темноте и в тишине.

Но кто же он,

Ответь-ка на вопрос? (Водолаз)

3)Он пыхтит как паровоз,

Важно к верху держит нос.

Пошумит, остепенится –

Пригласит чайку напиться. (Самовар)

4) Закричу, заурчу,

Под небеса улечу. (Вертолет)

Что нового вы узнали на уроке?

Как называются слова, которые имеют два корня?

9. Рефлексия

Наше занятие подошло к концу, давайте подведем итог,

Закончите любое из выражений:

Мне понравилось…

На уроке я узнал, что...

Меня удивило…

Мне бы хотелось...

10. Домашнее задание: Упр. 141 (Стр. 78)

\ \ Для учителя начальных классов

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработка урока для начальных классов на тему: "Сложные слова"

Разработку урока выполнила: Ситникова Наталья Валерьевна, Пермский край, г.Губаха, пгт Углеуральский, МОУ "СОШ №15" email: [email protected]

Цель урока. Образование сложных слов.

Задачи:

  1. Повторить значимые части слова.
  2. Ввести понятие “сложные слова”
  3. Развивать творческое мышление, устную и письменную речь, внимание, память.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о птицах

Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, презентация, учебник «Русский язык. 3 класс» (автор Зеленина), карточки для учителя и учащихся, энциклопедия о птицах, шляпа, попугай.

Ход урока.

1. Орг.момент.

(Учитель заходит в класс, одетый в костюм книголюба)

Учитель:

Сейчас я была в библиотеке. Там так много интересных книг! Я очень люблю книги. Читаю их с удовольствием. А как мы можем назвать человека, который очень любит читать книги? (книголюб)

Книг у меня много, но больше всего я люблю читать вот эту книгу. В ней много необычных слов, с которыми мы сегодня познакомимся.

2. Повторение темы «Состав слова». Изучение нового материала.

На доск е:

На цветных листах на партах слова:

1 ряд: скворушка, прикорм, мухолов

2 ряд: голубка, уход, мухолов

3 ряд: рябчики, полёт, мухолов

В тетрадях таблица:

Работа в парах.

Учитель:

Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа (учитель сам пишет на доске) Обратите внимание на таблицу. Возьмите с парты цветную карточку. Как вы думаете, какое задание будем выполнять? (распределить слова в таблицу в зависимости от их состава). Приступайте к работе в парах, прежде чем писать обсудите вместе.

У. -А теперь проверим.

Какие слова вы записали в первый столбик?

Д. скворушка голубка рябчики (слова прикрепляем на доску)

У. -Назовите корень. Приставку. С помощью чего образованы эти слова?

Д. – С помощью суффикса.

Во второй столбик?

прикорм -уход -полёт

Итак, работу закончили. Мы все слова записали?

Д. - Слово мухолов никуда не подходит.

У. - А кто такой мухолов? (выслушиваются ответы детей)

Слайд 2

Так кто же это?

Почему её так назвали?

Д. - Питается мухами.

У. - В какой столбик запишем?

Д. – В третий.

У. - Разберите слово по составу.

В чём особенность этого слова?

Д. - В нём два корня.

У. - Подчеркните букву, которая находится между корнями.

Какую роль выполняет эта буква?

Если эта буква используется для соединения двух корней, то как её можно назвать? Д. -Соединительная.

У. - Каких птиц вы ещё знаете? (выслушиваются ответы детей)

Птиц в природе очень много...

Слайд 3

1. В лесу, под щебет, звон и свист

Стучит лесной телефонист

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись ……. (Дятел)

2. Маленькая стройная птичка. Название получила за оперение на голове. (Черноголовка)

3. У . – О какой птице идёт речь?

Слайд 4-5

Д. – Змееяд.

У . - Почему её так назвали?

Д. - Питается ядовитыми змеями.

4. У. – А это что за птица?

Слайд 6

Д. – Сорока.

У. - Какие из этих четырёх слов образованы таким же способом, как и слово мухолов? (черноголовка, змееяд). Запишите. Докажите.

Как вы можете назвать эти слова?

Д . –Двукоренные, сложные.

У. - Почему?

Д. - Из 2-х корней.

Это и есть тема нашего урока «Сложные слова»

Давайте попробуем сделать вывод, какие слова называются сложными?

Посмотрим, как записано в учебнике на странице 39. Познакомьтесь сами, а теперь прочитай....

3. Физминутка.

(звучит аудиомузыка)

Мы учились, мы трудились

Пришло время отдыхать

В птичек все мы превратились

Будем птицам подражать.

Прыгаем как воробушки

Как цапли на одной ноге стоим

А теперь маленькие синички с деревца на деревце летим.

А сейчас покажем больших крыльев размах, быстрые орлы летят в облаках.

Страуса никому не догнать он от опасностей привык убегать.

А теперь на пингвинах похожи, они как неваляшки и мы тоже.

Что ж пора возвращаться,

Вы снова ученики, продолжаем заниматься.

4. Первичное закрепление.

У. - За птицами наблюдают люди особой профессии орнитологи. Чтобы узнать особенности их жизни, надо поймать несколько птиц и окольцевать. Как вы назовёте человека, который ловит птиц?

Д. -Птицелов.

У. - Запишите слово. У доски... Скажите, это сложное слово? (доказывают)

А как вы думаете, есть в нашей речи другие сложные слова не связанные с названием птиц? Приведите примеры. Ещё больше слов вы узнаете на следующем уроке.

Помогите мне составить сложные слова. (учитель показывает карточки, дети самостоятельно записывают слова)

разводит пчёл

ловит рыбу

разводит цветы

Выделите корни и соединительную гласную.

О каких необычных словах мы сегодня говорили? Как их можно назвать одним словом?

Д. - Сложные.

5. Рефлексия.

У. -Встаньте, пожалуйста. Поднимите руку те, кому было трудно понять, что такое сложное слово. Не огорчайтесь. На следующих уроках вы узнаете много сложных слов и их образование. Спасибо. А теперь поднимите обе руки те, кто понял, как образовываются сложные слова. Поаплодируйте себе! Молодцы!

А вот мы сейчас и проверим... Присаживайтесь.

Возьмите белые листочки. Приступайте к заданиям.

А помните ли, как вы меня назвали в начале урока? (книголюб)

Можно ли это слово назвать сложным? Почему? (дети объясняют устно). Вы отлично поработали на уроке. Молодцы! (игрушечный попугай повторяет слово «молодцы».

Мы дарим вам маленькие памятки о птицах (попугай повторяет, а учитель раздаёт)

Из двух и даже трех слов можно образовать новое слово. Такой способ образования новых слов называют сложение, а сами слова - сложными. Чтобы понять, где в сложном слове корни, нужно сначала правильно определить его значение. К примеру, пароход - это не тот, кто ходит парами, а судно, которое ходит на пару. Или мышеловка - это не ловкая мышь, а ловушка для мышей.

Существуют слова, которые похожи на сложные, но на самом деле в них только один корень, и он четко вырисовывается после нахождения значения слова. К примеру, желтоватый - не желтая вата, а слегка желтый, корень один (желт), а оват - это суффикс. Или величайший - это не великий чай, а просто очень великий.

Поработаем с определением значения слов с двумя корнями

Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.

Носорог: Крупное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.

Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.

Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.

Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.

Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.

(Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)

Иначе, пылесос - то, что сосет пыль. Корни пыл, сос.
Носорог - животное с рогом на носу. Корни нос, рог.
Самосвал - машина, которая сама вываливает груз. Корни сам и вал. С перед вторым корнем - это приставка.
Самокат - устройство, которое само катится. Корни сам, кат.
Вертолёт - транспорт, который летает вертикально. Корни верт, лет.
Самолёт - устройство, которое летает само. Корни сам, лёт.

Примеры слов с двумя корнями и соединительными о, е

Автоколонна, автопробег, бетономешалка, бензопила, водопровод, водопад, водомерка, вездеход, вертолет, водолаз, зверолов, звездопад, землекоп, кашевар, короед, ледокол, лесоруб, многоножка, мышеловка, мясорубка, нефтепровод, пароход, пылесос, пулемет, пешеход, пищевод, птицелов, рыболов, самовар, самолет, самокат, самосвал, сталевар, снегопад, стеклорез, тепловоз, фотоаппарат, хлебопечка, электровоз.

Соединительная гласная -е пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение, земледелие и т. д.). Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о. Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер, (хотя даль). Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

Соединительная гласная -о пишется после основ на твердый согласный.

Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-

кашЕвар (каша + варить)

птицЕлов (птица + ловить)

пешЕход (пеший + ходить)

дождЕмер (дождь + мерить)

пылЕсос (пыль + всасывать)

птицЕфабрика (птица + фабрика)

нефтЕпровод (нефть + проводить)

овощЕхранилище (овощ + хранить)

путЕшествие (путь + шествовать)

мышЕловка

морЕплаватель

грязЕлечение

сталЕвар

кораблЕкрушение

землЕмер

свежЕмороженый

вездЕход

вездЕсущий

солнцЕстояние

Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-

самОвар (сам + варить)

водОпад (вода + падать)

ледОкол (лёд + колоть)

языкОвед (язык + ведать)

снегОпад (снег + падать)

вертОлёт (вертикально + летать)

стеклОрез (стекло + резать)

бетонОмешалка (бетон + мешать)

зверОлов (зверь + ловить)

домОсед (дома + сидеть)

фотОаппарат

автОколонна

светОдиод

электрОпила

тестОмешалка

Еще список сложных слов с двумя корнями и даже с тремя

Образуй новые сложные слова

  • книги+любить =
  • Луна+ходить =
  • лист+падать =
  • пар+ходить =
  • лёд+колоть =
  • пешком+ходить =
  • сам+летит=
  • броня+жилет =

Образуй новые сложные слова

  • книги+любить =
  • Луна+ходить =
  • лист+падать =
  • пар+ходить =
  • лёд+колоть =
  • пешком+ходить =
  • сам+летит=
  • броня+жилет =

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №22» ИМРСК.

Открытый урок русского языка

2 класс.

Подготовила и провела:

Сорокина Наталья Михайловна

учитель начальных классов.

2013-2014 уч.г.

План-конспект урока

Класс: 2, «Перспективная начальная школа», Н.А. Чуракова «Русский язык», учебник в трёх частях. Под редакцией М.Л.Каленчук, Москва «Академкнига/учебник», 2012г.

Предмет: русский язык

Тема: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Актуализировать знания детей о составе слова,

Выявить у детей уже имеющиеся знания об образовании слов при помощи приставок и суффиксов,

Формировать у учащихся представления о том, как делаются сложные слова, которые имеют два корня.

Развивающие:

Формирование практического опыта разбора слова по составу,

Содействовать развитию учебно-информационных умений и навыков, умению работать в парах,

Развивать внимание, наблюдательность, память, мышление

Учащихся,

Содействовать развитию речи учащихся,

Развивать орфографическую зоркость,

Развивать умения объективно оценивать свои знания.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо

Учиться,

Воспитывать умение слушать, принимать точку зрения

Собеседника,

Проявлять доброжелательное отношение к товарищам во время

Совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уточнить знания о составе слова,

Уметь распознавать различные части слова,

Верно писать слова на изученные правила,

Находить необходимую информацию в учебнике,

Метапредметные:

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока,

Выбирать действия в соответствии с поставленной целью,

Выполнять учебные действия, сопровождая комментированием,

После оценивания своих знаний, вносить необходимые коррективы в свои действия на основе учёта сделанных ошибок.

личностные:

Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи урока.

Формируемые УУД:

Познавательные - самостоятельное формулирование познавательной цели, сравнение и классификация по заданным критериям, анализ слов с целью выделения их признаков, синтез;

Коммуникативные – сотрудничество с учителем и одноклассниками, уметь задавать уточняющие вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, обосновывать высказанное суждение;

Регулятивные – определять и формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками, уметь организовывать своё рабочее место и работу, работать по предложенному плану, корректируя свою работу, ориентируясь на промежуточную оценку уровня усвоения материала;

Личностные – нравственно-этическое оценивание своей работы на уроке, осознание успешности при изучении темы.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экспозиционный экран, ноутбук, презентация.

Методы и формы обучения:

Методы: наглядный, словесный, практический,

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи: чтение (чтение заданий в учебнике)

Оборудование: презентация,

Дидактические карточки по теме «Написание слов с непроверяемым написанием».

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования.

Слайд№2.

Настраивает учащихся на работу:

Мы сегодня снова будем писать,

Делать выводы и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок!

- Наша задача – активно работать и верно, с хорошим настроением выполнить все задания .

Слушают учителя. Организуют рабочее место.

Регулятивные УУД

Личностные УУД

II. Постановка темы и цели урока. Самоопределение к деятельности.

Слайд№3.

Учитель задаёт детям проблемный вопрос:

Ребята, отгадайте загадку: Кто один имеет рог? Ну конечно …

Какое слово у вас получилось?

Запишите слово на индивидуальных дощечках.

Разберите его по составу.

Что вы заметили?

Откройте учебник на стр.91, прочитайте название темы урока, над какой мы будем работать сегодня на уроке.

Какие пожелания вы хотели бы высказать мне, которые помогли бы для дальнейшего изучения нового материала на уроке?

У кого из вас есть желание научиться чему-то новому на уроке?

Дети самостоятельно пытаются образовать слово, определить, сколько корней в получившемся слове. При помощи учителя определяют, чему они научатся на данном уроке.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

III. Актуализация раннее полученных знаний.

  1. Проверка домашнего задания. Учитель проходит по классу, просматривает тетради, все ли дети выполнили домашнее задание.
  2. Учитель настраивает ребят на выполнение работы:

Откройте тетради, которые я раздала вам сегодня, запишите:

«Классная работа».

Пишем красиво, аккуратно, выводим правильно, каллиграфично каждую букву.

2. Работа по карточкам «Написание слов с непроверяемым написанием».

Ребята, поменяйтесь карточками. Проверьте, верно ли выполнил задание ваш сосед.

3. Повторение о том, как образуются слова:

Какие способы образования слов вы знаете?

При помощи чего образовываются новые слова?

Какие части слова в этом участвуют?

У ребят открыты тетради, в которых они выполняли домашнее задание.

Дети записывают дату.

Ребята выполняют задания на карточках.

Взаимопроверка.

Фронтальная работа по вопросам.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

IV. Работа над новым материалом.

Работа по учебнику сопровождается слайдами презентации Слайд№4-10.

1. Учитель активизирует работу детей по учебнику.

- Откройте учебник на стр.91. Начинаем читать текст нового материала, стараясь верно выполнить все задания Волшебницы и Анишит Йокоповны.

Спишите слова.

Работа по вопросам на странице 92.(предпоследний абзац)

Давайте попробуем разобрать эти слова по составу.

Сколько корней в новых словах, которые у нас получились?

Какая буква соединяет эти корни?

Чтение вывода на стр 92 -последний абзац.

Работа по учебнику.

Чтение текста с.91-92.

По ходу чтения текста выполняются задания по образованию новых слов.

Ребята списывают слова. С.92 – учебника.

Ребята читают вывод.

Познавательные УУД

Личностные УУД

V. Физминутка.

VI.Закрепление, изученного материала.

1.Учитель настраивает детей на выполнение задания к номеру.

- На стр.93 найдите и прочитайте задание к №102.

Ребята, покажите письменно, как образовались слова лесостепь и лесозавод.

А теперь внимательно посмотрите на доску верно ли, вы выполнили задание?

Слайд№11.

Работа по вопросам упражнения:

Что обозначают слова?
-Что делает лесоруб в лесу?

Что делает лесовоз в лесу?

Какие слова дали жизнь словам лесоруб и лесовоз?

2.Игра «Образуй сложные слова»

Слайд№12

3.Выполнение творческого задания «Образуй новые сложные слова»

Слайд№13.

4.Выполнение задания на развитие творческого мышления «Замени одним словом»

Слайд№14-15.

5. Выполнение задания «Найди сложные слова в тексте». Учитель настраивает детей на выполнение работы.

Слайд№16-17.

6.Самостоятельная работа. №103 с.93 в учебнике. Учитель настраивает детей на работу.

Слайд№18-19.

Работа по учебнику.

Выполнение задания к №102, работая в парах.

Самопроверка.

Коллективная работа устно.

Работа с индивидуальными карточками.

Самопроверка по слайду презентации.

Коллективная работа устно.

У каждого ученика есть карточка с текстом, на которой ребята подчёркивают сложные слова.

Проверка по слайду презентации.

Ребята выполняют задания номера

Самопроверка по слайду.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Личностные УУД

VII. Подведение итогов урока.

Слайд№20.

Учитель, задавая наводящие вопросы, помогает ребятам сделать вывод о том, чему научились на уроке.

Ребята вместе с учителем делают вывод: чему они научились?

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

VIII. Домашнее задание.

Слайд №21.

Учитель объясняет, как выполнять домашнее задание.

Ребята записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД

Кто один имеет рог? Ну конечно… НОС О РОГ

Как из двух слов лес и парк можно образовать новое слово? лесопарк

Как называется полоса леса, То есть Полоса лесных Насаждений? лесополоса

Как называется земля между лесом и степью? лесостепь

Как называется завод по Обработке леса? лесозавод

К ак называется комбинат по заготовке Леса? лесокомбинат

Как называется Посадка леса? лесопосадка

Лесопарк, лесополоса, л есокомбинат, лесозавод, л есостепь, лесопосадка. о о о о о о

Лес/+ руб / ить=лес о руб Лес/+воз/ ить=лес о воз

Образуй сложные слова ХОД ледо везде море дымо скоро

Образуй новые сложные слова книги+любить = Луна+ходить = лист+падать = пар+ходить = лёд+колоть = пешком+ходить = броня+жилет = Книголюб Луноход Листопад Пароход Ледокол Пешеход бронежилет

Замени одним словом Кофеварка Зверолов Бетономешалка Снегопад П рибор при помощи которого варят кофе? К АК МОЖНО НАЗВАТЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ЛОВИТ ЗВЕРЕЙ? К АК НАЗЫВАЕТСЯ МАШИНА, КОТОРАЯ МЕШАЕТ БЕТОН? Как можно назвать Явление природы, когда падает снег?

Замени одним словом Людоед Сладкоежка Длинноногий Зеленоглазый Голубоглазый С казочный персонаж, Который ест людей Как можно назвать человека, который много ест сладостей? Как можно назвать человека, у которого длинные ноги? Как называют человека с зелёными(голубыми) глазами?

Найди сложные слова в тексте. Сидит белка на тележке, Раздаёт она орешки: Мишке толстопятому, Зайке косолапому, Коню златогривому, Ежу трудолюбивому.

Я умею работать самостоятельно Выполни задание к № 103.

Проверь! Верно ли ты выполнил задание? Сороконо ж ка. Целых сорок ножек У сороконо ж ки – Вес е ло б е жали По л е сной доро ж ке.

Я знаю… Я научился… Я умею … Я могу …

Домашнее задание №104 с.94.

Использованная литература Учебник Н.А. Чуракова «Русский язык», учебник в трёх частях. Под редакцией М.Л.Каленчук, Москва « Академкнига /учебник», 2012г.



МОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА УРОКА: «СЛОЖНЫЕ СЛОВА»

Подготовила: учитель начальных классов

Щербакова Л.Н.

Саранск 2014-2015

Урок русского языка.

Тема урока: «Сложные слова».

Цель : создать условия для формирования понятия «с ложные слова» и введение его в систему знаний.

Задачи :

1.Познакомить учащихся с образованием сложных слов.

2.Развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать мыслительные операции, речь учащихся.

3.Воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Вид урока : урок – исследования.

Методы обучения:

Проблемный

Исследовательский

Информационно-коммуникативный

Оборудование : учебник «Русский язык» 3 класс Полякова, смайлики для оценивания своей работы.

Формирование У У Д:

Познавательные : формирование познавательной цели, поиск и выделение информации, самостоятельное создание проблем, способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: навыки сотрудничества.

Регулятивные: определение последовательности и промежуточных целей с учетом конечного результата, сравнение с эталоном; выделение, осознание учащимися качества и уровня усвоения; самоконтроль, взаимоконтроль.

Личностные: мотивация изучения нового.

Ход урока.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности.

Проверьте все необходимое к уроку. Улыбнитесь друг другу и подарите улыбку нам. Я желаю вам хорошего настроения, удачи, взаимопонимания.

Минутка чистописания. Открываем тетради. Записываем число и классная работа. Посмотрите на доску. Продолжите закономерность ое ео

Прочитайте пословицу. Объясните ее значение.

Маленькое дело, лучше большого безделья.

Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Словообразование» и расширим свои знания в этой области. Скажите, что изучает словообразование?

Постановка проблемы.

Орфограммы веселились

И ошибки появились.

Вы их быстро все найдите,

Правильно слова спишите.

Фронтальная работа.

Найдите в словах ошибки. Запишите правильно. Выделите корень.

(Учитель показывает карточки со словами. Голупь. Лисник. Трова. Бигут. Флак.)

Взаимопроверка. Проверьте друг у друга.

На какие орфограммы встретились слова?

Ребята,отгадайте пожалуйста загадку.

На дорогу,поле, лес

Звезды подали с небес.

Собирал я их ребята

Целый день большой лопатой.

Что это?

Запишите слово -снегопад- и выделите корень.

Постановка проблемного вопроса.

Я видела,что вы по разному определили корень в слове – снегопад.

Открывается слово – снегопад

Возникает вопрос сколько корней в слове – снегопад?

Решение проблемы.

Когда так говорят? Начался снегопад? (Когда с неба на землю падает снег.)

Запись на доске (Снег падает).

Какой корень в слове –снег? Подберите однокоренные слова.

Какой корень в слове падает? Подберите однокоренные слова.

Есть ли корни –снег и –пад –в слове снегопад?

Так сколько корней в слове –снегопад?

Знаете ли вы еще слова с двумя корнями?

Как можно назвать эти слова?

Сообщение темы и цели урока.

Попробуйте сформировать тему сегодняшнего урока.

И сегодня на уроке мы будем проводить исследование, которое поможет изучить новую тему. А вы будите исследователями.

Ребята, а вы знаете кто такие исследователи? Давайте посмотрим как об этом говорится в толковом словаре Ожегова.

Запишем предложение и подчеркнем главные члены.

Найдем орфограммы.

Ночью вьюга занесла все дорожки и тропинки.

Разберем слово – занесла по составу.

Какие части слова служат для образования слов?

(Приставка, корень, суффикс).

А какую часть слова мы забыли? (Основу).

Есть и другие способы образования слов. И об этом мы узнаем сегодня на уроке. Давайте с вами составим план-исследование. Что прежде всего мы должны знать? Я вам предлагаю такой план-исследования. Вас мой план устраивает? (Открываю на доске)

План-исследование

А чтобы наши исследования прошли успешно какими нужно быть на уроке?

Изучение нового материала

Какой первый пункт нашего плана (как образуются сложные слова)

Как вы думаете что это за слова такие – сложные?

А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? Что можно сложить на уроке русского языка – подумайте? (звуки в слоги, слоги в слова, слова в предложения, предложения в текст, части слова в слова)

Посмотрите на доску – что это (корни слов, основы)

На доске: пар, ход; сам, вар; лед, ход; нос, рог.

Какое задание можно предложить? (я предлагаю составить слова и записать их в тетрадь)

Сложите основы, выделите корень

Проверка. Что общего в словах? (сложные)

Как получили сложные слова? (сложили два корня, две основы)

Какой вывод можно сделать?

Как образуются сложные слова?

Исследование 2

Какой следующий пункт нашего плана

Открыли стр. 92 № 171. Работа по учебнику с комментированием.

Прочитаем правила стр. 92

Какие соединительные буквы в сложных словах? Скажите уверенно.

Физкультминутка.

Мы пушистые снежинки,

Мы волшебные пушинки,

Приодели белый свет,

Набросали белый плед.

Мы друг с другом подружились,

В белом танце покружились,

И на земля тихо-тихо опустились.

Исследование 3

Прочитайте следующий пункт нашего плана

Вернемся к слову, в котором у нас возникло затруднение – снегопад.

Как лучше сказать – снегопад? Или выпадение снега в большом количестве? (снегопад)

Почему? (так короче, удобнее и красивее)

Каждый из нас видит снегопад по-своему

Каким вы видите снегопад?

Составьте небольшой рассказ. Озаглавьте его. Поработаем в парах

Закрепление изученного (дети составляют рассказы в группах)

О чем мы должны помнить работая в группах? (вежливо обращаться к друг другу, быть внимательными, выслушивать мнение каждого не перебивая, умеешь сам – научи других)

Проверка

Обобщение.

  1. Как образуются сложные слова?
  2. При помощи чего соединяются корни в сложных словах?
  3. Какую роль играют сложные слова в речи?

Домашнее задание: стр. 93 № 172, по желанию сочинить сказку про сложные слова.

Рефлексия

Закончите предложения

На доске

Сегодня на уроке я узнал ……….

Было сложно ………..

Было интересно ………..

Мне понравилось ………..

Покажите с каким настроением вы уйдете с урока (дети показывают смайлики (с веселым, жизнерадостным))

Урок окончен. Спасибо