Презентация на тему "земная поверхность нашего края". Поверхность нашего края Проект по окружающему миру поверхность нашего края

Если вы видели овраг во время экскурсии, расскажи о нем. Много ли в вашей местности оврагов. Есть ли в вашей местности балки? Расскажи о той, которую вы видели на экскурсии.

Ответ. В нашем крае достаточно много оврагов. Овраг - форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных ложбин, образованных временными водотоками. Овраги возникают на возвышенных равнинах или холмах, сложенных рыхлыми, легко размываемыми породами, а также на склонах балок. Длина оврагов от нескольких метров до нескольких километров. Выделяют молодые (интенсивно развивающиеся) и зрелые овраги. Овраги наиболее в пределах лесостепной и степной зон. Овраги наносят большой вред сельскому хозяйству, расчленяя и уничтожая поля. Для борьбы с оврагами применяют запруды, подпорные стенки и др., а также производят посадку растительности, которая задерживает размывание почвы. Также в нашем крае встречается много балок. Балка – долина с пологими заросшими склонами. Во время снеготаяния и обильных ливней по дну балки может перемещаться временный водоток. Особенно многих в зоне степей.

Подумай, где легче строить города, села, прокладывать дороги, обрабатывать землю – на равнине или в горах. Как люди используют поверхность в вашем крае?

Ответ. В горах мало пригодной для земледелия земли, значит в горах будут преобладать добыча полезных ископаемых, охота и скотоводство. На просторах равнин при наличии хороших почв и достаточной влажности - земледелие, при засушливом климате - скотоводство.

На расселение людей, их образ жизни большое влияние оказывает рельеф местности, богатство недр полезными ископаемыми. Большая часть человечества живет на равнинах, где легче строить города, прокладывать дороги, вести хозяйство. В горах существует опасность землетрясений и других стихийных явлений, не встречающихся на равнинах.

Однако в горах природные условия разнообразнее и ресурсная база богаче, чем на равнинах.

В нашем крае большая часть населения живет на равнине, где строятся города, промышленные предприятия, шахты. В деревнях люди занимаются земледелием и скотоводством. В горах – это небольшие промышленные города, связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых. Сельского хозяйства в них нет. Зато хорошо развит туризм.

Какие случаи безответственного отношения людей к поверхности своего края ты знаешь? Можно ли возместить урон, нанесенный природе в этих случаях? Как это сделать?

Ответ. В нашем крае существует проблема с заброшенными шахтами. Например, в городе Копейске Челябинской области в центре города находится самая опасная в Челябинской области шахта. В нее каждый час прибывает 250 кубометров воды, которые в любой момент могут выйти на поверхность земли. Когда вода наполнит заброшенный разрез до краев, в карьер сползет часть машиностроительного завода и сотни жилых домов. Проблема очень серьезная, так как таких шахт вокруг города не одна. Проблему решить можно, проведя рекультивацию шахт, хотя это стоит огромных денег.

Проверь себя

1. Расскажи о поверхности своего края.

Ответ. Рельеф Южного Урала отличается большим разнообразием. Он формировался на протяжении миллионов лет. В пределах Челябинской области имеются различные формы рельефа - от низменностей и холмистых равнин до хребтов, вершины которых превышают 1000 м.

По территории области проходит горный участок условной границы "Европа-Азия": по Урал-тау и Уральскому хребту. Самый длинный хребет в Челябинской области - Уреньга, протяженность его около 65 км. Хребет украшают десять вершин высотой более 1000 м.

2. Как используют поверхность в вашем крае?

Ответ. В нашем крае большая часть населения живет на равнине, где строятся города, промышленные предприятия, шахты. В деревнях люди занимаются земледелием и скотоводством. В горах – это небольшие промышленные города, связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых. Сельского хозяйства в них нет. Зато хорошо развит туризм.

3. Что значит охранять поверхность?

Ответ. Это значит надо свести к минимуму вред, который наносит окружающей среде добычи полезных ископаемых, необходимо полнее изымать все полезное из уже добытого сырья. Это обеспечит получение большего количества нужных веществ и уменьшит отвалы ненужных.

Для восстановления земель, нарушенных карьерами и отвалами пустой породы, проводят специальные работы - рекультивацию. Для этого отвалы выравнивают, сверху насыпают грунт и насаждают деревья и кусты. Карьеры превращают в ставки, на берегах которых создают зоны отдыха.

Чтобы уменьшить негативное влияние земледелия на поверхность, нужно бережно вести ее возделывание. Рост оврагов останавливают насаждением растений на их склонах.

4. Какое участие в охране поверхности своего края могут принять школьники?

Ответ. Охранять поверхность – это означает вести борьбу с оврагами, засаживать их склоны растительностью, сообщать администрации поселения об обнаруженных заброшенных карьерах, свалках. Принимать участие в экологических субботниках.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: овраг, балка.

Овраг - форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных ложбин, образованных временными водотоками.

Балка – углубление с пологими, поросшими растениями склонами.

2. Нарисуй как выглядит поверхность вашего края. Можно вылепить из пластилина, глины или сырого песка макет какого-нибудь ее участка (холма, оврага, горного хребта).

3. Если в вашей местности есть овраг, расспроси у взрослых, давно ли он существует, как изменился за это время, что делают люди, чтобы остановить его рост. Подумай, чем ты можешь помочь взрослым.

Ответ. У нас есть несколько оврагов. Они существуют давно. Овраги наносят большой вред главным образом сельскому хозяйству, расчленяя и уничтожая поля. Для предупреждения роста оврагов делают препятствия, которые задерживают сток воды в овраг, на склонах высевают многолетние растения, при необходимости некоторые склоны засыпают землей. В нашем крае за оврагами ведется постоянное наблюдение. Благодаря этому рост оврагов почти не происходит.

Вспомни, какие моря, озера, реки есть в России. Что ты знаешь о водных богатствах своего края?

В России очень много морей, озер и рек. Моря: Чёрное, Белое, Балтийское, Охотское, Лаптевых, Азовское и другие. Озера: Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское. Реки: Волга, Енисей, Лена, Ока, Иртыш, Амур.

Наш край обладает значительными запасами водных ресурсов, большую долю которых составляют озера и пруды. Также у нас есть реки. И водохранилища.

Большая часть названий озер происходят из татарского и башкирского языка. В наименованиях водоемов часто встречается слово «куль», что означает «озеро». Таковы, к примеру, названия озер Абаткуль, Большой Кременкуль, Табанкуль, Большой Теренкуль, Зюраткуль. Крупнейшие озера края: Увильды, Тургояк, Большой Кисегач, Иткуль, Иртяш.

Озеро Увильды – самое большое озеро, расположенное у подножья Уральских гор. Вода в нем слабо минерализованная, очень чистая и прозрачная. За необычный оттенок воды озеро называют голубой жемчужиной Урала.

Еще одно красивейшее озеро Южного Урала расположено вблизи поселка Тургояк, что севернее станции города Миасса. Этот крупное и глубокое озеро Тургояк, окруженный горами и хвойными лесами, имеет площадь, равную 25 квадратным километрам. Озеро Большой Кисегач находится в 8 километрах к северо-востоку от города Касли, и имеет тектоническое происхождение. Истоком озера считается река Чартонышка.

Многие озера – места отдыха, используются как место рыбалки.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края, находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки, извлекать из краеведческой литературы сведения о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия «овраг», «балка».

Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своȅ предположение.

К. - задавать вопросы, обращаться за помощью.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

«овраг», «балка».

Подготовка к усвоению нового материала

По своим наблюдениям, а также с помощью карты края и краеведческой литературы опиши основные формы земной поверхности в вашем крае. Не забудь, что равнины бывают плоскими и холмистыми, а горы — разной высоты.

Изучение нового материала

Ты уже знаешь, что на равнинах встречают-ся овраги. У них крутые, осыпающиеся склоны. На склонах оврагов обычно почти нет растений

Образование оврага начинается с маленькой рытвины на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом он губит большие участки плодородной почвы.

Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустар-никами, деревьями. Овраг перестаёт увеличи-ваться. Так он превращается в балку. Балка — это углубление с пологими, поросшими растени-ями склонами.

Если вы видели овраг во время экскурсии, расскажи о нём. Много ли в вашей местности оврагов? Есть ли в вашей местности балки? Расскажи о той, которую вы видели на экскурсии.

Осмысление и понимание полученных знаний

Подумай, где легче строить города, сёла, прокладывать дороги, обрабатывать землю — на равнине или в горах. Как люди используют по-верхность в вашем крае?

НАДО ЛИ ОХРАНЯТЬ... ПОВЕРХНОСТЬ?

Может быть, этот вопрос покажется странным. Надо охранять растения, животных, чистоту воз-духа и воды. А поверхность края?.. Разве ей что-нибудь угрожает? Давайте порассуждаем.

Во время экскурсий вы, наверное, обращали внимание на красоту окружающей местности. Что вы чувствуете, когда выходите на открытое место, откуда видно далеко вокруг? Наверное, чувствуете радость и гордость за родную зем-лю. Как она прекрасна!

Но бывает и так, что вместо этих чувств ис-пытываешь горечь и обиду. Например, у забро-шенного карьера. Когда-то здесь добывали пе-сок, глину или уголь. Теперь карьер — рана на поверхности земли. А ведь люди должны были его засыпать и на этом месте посадить лес или превратить карьер в пруд для разведения рыбы.

А в другом месте строители возводили новые дома и оставили большую свалку. Здесь и би-тые кирпичи, и осколки стекла, и ещё многое другое. Люди, которые работали на этой строй ке, нарушили закон, который запрещает выбра-сывать мусор где попало. А сколько подобных свалок уродуют поверхность нашей земли!

Не по-хозяйски поступает тракторист, если он распахивает землю на склоне так, что борозды спускаются вдоль склона. По этим бороздам по-сле первого же дождя потекут потоки воды — вот вам и начало оврага! Проводить вспашку можно только поперёк склонов. А крутые склоны совсем нельзя распахивать.

Чтобы остановить образование оврага, ма-ленькие рытвины закапывают и на этом мес-те сеют траву. Поперёк небольшого оврага ста-вят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укоренятся, и образуется надёжный живой заслон для потоков воды. По краям и склонам оврага сажают деревья и кус-тарники.

Правильная и неправильная распашка склонов

Вы тоже можете участвовать в охране поверх-ности своего края. Обследуйте вместе со взрос-лыми окрестности города, села. Если обнару-жите заброшенный карьер, незаконную свалку, распашку вдоль склонов, рытвину, которая может превратиться в овраг, сообщите об этом в об-щество охраны природы. Примите участие в убор-ке мусора, в борьбе с оврагами

Вот и получается, что земную поверхность надо охранять не менее тщательно, чем воду и воз-дух, растения и животных.

Обсудим!

Какие случаи безответственного отношения людей к поверхности своего края вы знаете? Можно ли возместить урон, нанесённый приро-де в этих случаях? Как это сделать?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Расскажи о поверхности своего края. 2. Как используют поверхность в вашем крае? 3. Что значит «охранять поверхность»? 4. Какое участие в охране поверхности своего края могут при-нять школьники?

Горы, которых не должно быть

В некоторых районах нашей страны, там, где добывают из недр земли много полезных иско-паемых, выросли горы — терриконы. Выросли они не сами собой, их насыпали люди. Добы-вая полезные ископаемые, перерабатывая их, сваливали все отходы — пустую породу — в кучи. Кучи росли, росли... И вот получилось, что лю-ди, живя на равнине, оказались... в горах.

Терриконы совсем не безобидны. Ведь под ними оказались огромные площади плодородной земли, отнятые у сельского хозяйства. Сами терриконы распространяют вокруг себя тучи пы-ли, которая загрязняет воздух. Бывает, что тер-риконы загораются, распространяя едкий дым. А стекающая с них после дождей загрязнённая вода отравляет почву и водоёмы.

Люди борются с терриконами. Где-то их вы-равнивают, привозят почву и высаживают расте-ния. В некоторых местах научились извлекать из пустой породы терриконов ценные вещества. Так что созданные людьми горы постепенно ис-чезают.

Да, раньше этих гор не было. Нужно очень постараться, чтобы их не осталось и в будущем.

Терриконы

Вывод

Занимаясь хозяйством, люди используют по- . верхность своего края. Делать это нужно бе-режно, чтобы не нарушать красоту родной земли, не допускать образования оврагов и незаконных свалок.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: овраг, балка.

2.Нарисуй, как выглядит поверхность вашего края. Можно вылепить из пластилина, глины или сырого песка макет какого-нибудь её участ-ка (холма, оврага, горного хребта).

3.Если в вашей местности есть овраг, рас-спроси у взрослых, давно ли он существует, как изменился за это время, что делают люди, что-бы остановить его рост. Подумай, чем ты мо-жешь помочь взрослым.

Киров : Тайны Земли Вятской

Вятские овраги

Раздерихинский овраг

Сокровища Вятки - Подчуршинское городище

Древние отвалы и терриконы Башкирии

Планета Земля гигантский выработанный карьер?

Источники информации :

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 3 класс Москва

«Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

Вид урока: изучение новых знаний.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о поверхности Московского края.

Задачи урока.

Познакомить учащихся с понятиями: овраг, балка, карьер, терриконы, свалка.

Рассказать о причинах их появления и мерах борьбы с ними.

Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы, работать с картой.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Методы и методические приемы: беседа, карточки с индивидуальным заданием и для работы в парах, вопросы, наглядный материал, рассказ по результатам наблюдения.

Оборудование: проектор, экран, презентация “Поверхность нашего края”, учебник “Окружающий мир” А.А. Плешаков, тесты по теме “Мой край”, рабочая тетрадь “Окружающий мир” А.А. Плешаков, карточки для работы в парах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Раз, два, три (дети хлопают в ладоши )
Слушай и смотри (прикладывают руки к ушам и глазам )
Три, два, раз (дети хлопают в ладоши )
Начинаем мы сейчас (кладут руки на парты ).
Будем все запоминать,
Чтоб пятерки получать!

II. Повторение изученного ранее материала.

Какой большой раздел начали изучать? (Наш край )

Как называется наш край? (Московский край)

Что входит в состав нашего края? (Москва и Московская область)

Работа с картой. Слайд. (Приложение 1)

Каким цветом обозначен наш край на административной карте России? Покажите его на карте. (Ученик у доски показывает территорию края).

III. Проверка домашнего задания.

Что нужно было подготовить к сегодняшнему уроку по теме “Мой край”? (Написать письмо другу за границу о своем крае)

Чтение писем друзьям за границу.

Часть учащихся работают с тестами по теме “Наш край”. (Приложение 2)

IV. Введение в тему урока.

Сегодня мы продолжим разговор о Московском крае, но прежде давайте вспомним:

Какие формы земной поверхности вы знаете? (Равнины, холмы, горы, низменности, плоскогорье)

Как они обозначаются на физической карте России? (Равнины – зеленым цветом, возвышенности – желтым, плоскогорья и горы – светло-коричневым и коричневым цветом)

Работа с физической картой России. Слайд.

Покажите на карте равнины и плоскогорье России.

Какие горы есть на территории России? Покажите их на карте.

А где расположена территория нашего края на физической карте России? (На Восточно-Европейской равнине)

Вспомните, какая это равнина? (Холмисто-равнинная)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответы учащихся)

V. Сообщение темы урока. Слайд.

Сегодня на уроке мы поговорим о рельефе или поверхности нашего края, экологических проблемах и охраной поверхности Московского края.

Что поможет нам лучше узнать рельеф нашего края? (Карта )

VI. Работа по теме урока. Знакомство с физической картой Московского края. Слайд.

Перед вами физическая карта Московского края. Внимательно рассмотрите ее.

Что можете сказать о поверхности нашего края, глядя на карту? (Ответы учащихся).

Обобщение ответов с показом на карте: рельеф Московского края преимущественно равнинный: западную часть занимают холмистые возвышенности (высотой больше 160 м) – Клинско-Дмитровская гряда и Смоленско-Московская возвышенность, а восточную часть занимает обширная Мещерская низменность.

Работа над рельефом города Москвы.

А где мы с вами живем?

Что знаете о Москве? (Расположен на Восточно-Европейской равнине, столица России)

Как вы думаете, какой рельеф будет в Москве? (Ответы учащихся)

В городе Москве также есть холмы и низменности. По старинному преданию Москва стоит на семи холмах:Боровицком, Сретенском, Тверском, Трехгорном, Швивой горке, Лефортовском и Воробьевском.

Самая высокая точка в Москве находится недалеко от метро Теплый стан, где пересекаются Профсоюзная улица и Новоясеневский проспект. Высота над уровнем моря здесь составляет 255 метров. На разделительном газоне Новоясеневского проспекта, лежит большой валун. Это символический знак самой высокой точки города.

А вот самая низкая точка в Москве находится вблизи Бесединского моста, где река Москва покидает город, и устремляется в загородные просторы Мещерской низменности. Высота над уровнем моря здесь 114 м и также символически обозначена большим валуном.

Посчитайте разницу высот в городе Москве. (Она составляет около 140 м)

Какие же формы земной поверхности встречаются в нашем крае? (Холмы и равнины )

Физминутка.

Продолжение работы по теме урока. Знакомство с формами поверхности овраг и балка.

Но кроме холмов и низменностей в нашем крае можно встретить и другие формы поверхности такие как - овраг и балка. Слайд.

Кто из вас видел овраг или балку? Что можете о них рассказать? (Ответы учащихся)

Самый большой овраг в Москве расположен в музее-заповеднике Коломенское. Он называется Голосовой овраг. Слайд

Где-то его склоны относительно пологие, а где-то более крутые. Местами там даже установлены противооползневые заграждения – подпорные стенки. В некоторых местах на склонах установлены лестницы – без них даже по сухой земле подняться ой как непросто.

Внизу в овраге протекает ручей. Вода в ручье обжигающе-холодная. Ее температура одинаковая весь год. По поверью, вода из родников и ручья – целебная.

Слайд. Работа по учебнику.

А сейчас давайте поработаем с учебником, чтобы лучше познакомиться с такими формами поверхности как овраг и балка. (Чтение учащимися текста по овраг и балку)

Работа в парах по карточкам.

Теперь, используя материала учебника, найдите сходства и различия между оврагом и балкой и заполните карточки с таблицей, которые лежат у вас на партах. (Приложение 3) (Проверка задания на слайде)

Как вы думаете, пользу или вред наносят овраги поверхности нашего края? (Ответы учащихся)

Овраги губят большие участки плодородной земли. Поэтому люди ведут борьбу с оврагами.

Маленькие рытвины закапывают и на их месте сеют траву.

По краям и склонам оврага сажают деревья и кустарники, чтобы овраг не разрастался.

Поперек небольшого оврага ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укрепляются и образуют надежный живой заслон для потоков воды.

Какие еще формы поверхности встречаются на территории нашего края? (овраги и балки)

Слайд. Работа в тетрадях. Закрепление материала.

А теперь запишем в тетрадях все, что узнали о поверхности нашего Московского края.

(Поверхность нашего края равнинно-холмистая. На поверхности есть овраги и балки).

Физминутка.

Продолжение работы по теме урока. Экологические проблемы Московского края.

А как люди используют поверхность нашего края? (Ответы учащихся)

Слайд. Обобщение ответов: люди строят города, дороги, обрабатывают почву под посевы, добывают полезные ископаемые в карьерах.

В результате использования земной поверхности возникают серьезные экологические проблемы. Что это за проблемы и как они решаются в нашем крае?

Проблема №1. Слайд.

Карьер – это огромная рана на поверхности земли. Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк. После окончания разработок карьер остался заброшенным, а со временем он может превратиться в овраг.

Как можно его использовать? (Ответы учащихся ).

Обобщение: засыпать карьер и на этом месте утроить поле или посадить лес; можно превратить в пруд и разводить в нем рыбу.

Проблема №2. Слайд

Строительные свалки – места земли занятые строительным мусором (битым кирпичом, осколками стекол, плитами и многим др.) Подобные свалки занимают огромные пространства земли, загрязняют воздух и почву, загораются.

Меры по борьбе со свалками:

Проводится сортировка мусора и переработка его на специальных заводах;

Свалки разравнивают, засыпают землей, высаживают на их местах растения.

Проблема №3. Слайд

Неправильная распашка земель на склонах холмов. Если борозды будут спускаться вдоль склона, то по ним будет спускаться дождевая и талая вода, а это может привести к образованию оврага. Поэтому земли на холмистой равнине распахивают только поперек склона, чтобы дождевая и талая вода не вымывала почву по бороздам.

Проблема №4. Слайд.

Посмотрите на необычные горы, которые появились на нашей планете по вине человека. Такие горы называют терриконы . Образовались они из отходов (пустых пород) при добыче полезных ископаемых. К сожалению, они совсем не украшают нашу планету, а наоборот - обезображивают ее.

Подумайте, чем опасны терриконы? (Ответы учащихся )

Обобщение ответов: они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду, загораются.

Как люди борются с терриконами? Слайд.

Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения. Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.

VII. Закрепление материала. Игра “Узнай меня!”. Слайд.

А теперь проверим, как вы хорошо знаете формы земной поверхности и какие из них есть в нашем Московском крае?

VIII. Итог урока.

О чем говорили на уроке?

Какие формы земной поверхности есть в нашем Московском крае?

Как люди используют поверхность в нашем крае?

Нужно ли охранять поверхность нашего края?

(Да, чтобы не нарушать красоту земли, не допускать появления оврагов и свалок Я надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать все, чтобы наш Московский край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду).

Выставление оценок за работу на уроке.

IX. Домашнее задание. Слайд.

  • По своим наблюдениям, а также с помощью карты края и краеведческой литературы опиши основные формы земной поверхности в вашем крае. Не забудь, что равнины бывают плоскими и холмистыми, а горы - разной высоты.

Ты уже знаешь, что на равнинах встречаются овраги. У них крутые, осыпающиеся склоны. На склонах оврагов обычно почти нет растений.

Образование оврага начинается с маленькой рытвины на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом он губит большие участки плодородной почвы.

Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку. Балка - это углубление с пологими, поросшими растениями склонами.

  • Если вы видели овраг во время экскурсии, расскажи о нём. Много ли в вашей местности оврагов? Есть ли в вашей местности балки? Расскажи о той, которую вы видели на экскурсии.
  • Подумай, где легче строить города, сёла, прокладывать дороги, обрабатывать землю - на равнине или в горах. Как люди используют поверхность в вашем крае?

Надо ли охранять... поверхность?

Может быть, этот вопрос покажется странным. Надо охранять растения, животных, чистоту воздуха и воды. А поверхность края?.. Разве ей что-нибудь угрожает? Давайте порассуждаем.

Во время экскурсий вы, наверное, обращали внимание на красоту окружающей местности. Что вы чувствуете, когда выходите на открытое место, откуда видно далеко вокруг? Наверное, чувствуете радость и гордость за родную землю. Как она прекрасна!

Но бывает и так, что вместо этих чувств испытываешь горечь и обиду. Например, у заброшенного карьера. Когда-то здесь добывали песок, глину или уголь. Теперь карьер - рана на поверхности земли. А ведь люди должны были его засыпать и на этом месте посадить лес или превратить карьер в пруд для разведения рыбы.

А в другом месте строители возводили новые дома и оставили большую свалку. Здесь и битые кирпичи, и осколки стекла, и ещё многое другое. Люди, которые работали на этой стройке, нарушили закон, который запрещает выбрасывать мусор где попало. А сколько подобных свалок уродуют поверхность нашей земли!

Не по-хозяйски поступает тракторист, если он распахивает землю на склоне так, что борозды спускаются вдоль склона. По этим бороздам после первого же дождя потекут потоки воды - вот вам и начало оврага! Проводить вспашку можно только поперёк склонов. А крутые склоны совсем нельзя распахивать.

Чтобы остановить образование оврага, маленькие рытвины закапывают и на этом месте сеют траву. Поперёк небольшого оврага ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укоренятся, и образуется надёжный живой заслон для потоков воды. По краям и склонам оврага сажают деревья и кустарники.

Вы тоже можете участвовать в охране поверхности своего края. Обследуйте вместе со взрослыми окрестности города, села. Если обнаружите заброшенный карьер, незаконную свалку, распашку вдоль склонов, рытвину, которая может превратиться в овраг, сообщите об этом в общество охраны природы. Примите участие в уборке мусора, в борьбе с оврагами.

Вот и получается, что земную поверхность надо охранять не менее тщательно, чем воду и воздух, растения и животных.

Обсудим!

Какие случаи безответственного отношения людей к поверхности своего края вы знаете? Можно ли возместить урон, нанесённый природе в этих случаях? Как это сделать?

Проверь себя

  1. Расскажи о поверхности своего края.
  2. Как используют поверхность в вашем крае?
  3. Что значит «охранять поверхность»?
  4. Какое участие в охране поверхности своего края могут принять школьники?

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: овраг, балка.
  2. Нарисуй, как выглядит поверхность вашего края. Можно вылепить из пластилина, глины или сырого песка макет какого-нибудь её участка (холма, оврага, горного хребта).
  3. Если в вашей местности есть овраг, расспроси у взрослых, давно ли он существует, как изменился за это время, что делают люди, чтобы остановить его рост. Подумай, чем ты можешь помочь взрослым.

БОЛЬ ПРИРОДЫ

Горы, которых не должно быть

В некоторых районах нашей страны, там, где добывают из недр земли много полезных ископаемых, выросли горы - терриконы. Выросли они не сами собой, их насыпали люди. Добывая полезные ископаемые, перерабатывая их, сваливали все отходы - пустую породу - в кучи. Кучи росли, росли... И вот получилось, что люди, живя на равнине, оказались... в горах.

Терриконы совсем не безобидны. Ведь под ними оказались огромные площади плодородной земли, отнятые у сельского хозяйства. Сами терриконы распространяют вокруг себя тучи пыли, которая загрязняет воздух. Бывает, что терриконы загораются, распространяя едкий дым. А стекающая с них после дождей загрязнённая вода отравляет почву и водоёмы.

Люди борются с терриконами. Где-то их выравнивают, привозят почву и высаживают растения. В некоторых местах научились извлекать из пустой породы терриконов ценные вещества. Так что созданные людьми горы постепенно исчезают.

Да, раньше этих гор не было. Нужно очень постараться, чтобы их не осталось и в будущем.

На следующем уроке

Узнаем подробнее о водных богатствах родного края, об их значении в жизни человека, об их охране. Будем учиться описывать водные объекты своего края по предложенному или составленному самостоятельно плану.

Вспомни, какие моря, озёра, реки есть в России. Что ты уже знаешь о водных богатствах своего края?