Маршруты первооткрывателей на контурной карте. Географические открытия средневековья. Кто впервые смог достигнуть южной точки Африки

Задание № 1.

На карте на с. 54-55 покажите маршрут первой русской кругосветной экспедиции, укажите, в чем, на ваш взгляд, состояло ее значение для науки.

Это плавание внесло значительный вклад в изучение Тихого и Северного Ледовитого океанов. Были открыты новые острова, составлены описания и нанесены на карту малоизученные и неисследованные районы Тихого океана, побережье Дальнего Востока, Аляски, Алеутских островов. Все это обогатило географию и естественные науки сведениями о странах, мало известных, а описание путешествия и атлас были переведены на многие европейские языки. Помимо этого, значение для российской географии и флота состояло в том, что изменилось отношение к морским экспедициям, сделав их непрерывными.

Задание № 2.

На карте на с. 54-55 покажите маршруты путешествий Г. И. Невельского и Е. В. Путятина по Дальнему Востоку. Отметьте, в чем вы видите их значение.

В результате экспедиций Г. И. Невельского было установлено, что Сахалин - остров, открыт отделяющий его от материка пролив Татарский, а также ряд новых территорий. Установлена возможность входа судов в Амур и основан г. Николаевск-на-Амуре.
Результатом экспедиции Е. В. Путятина стало открытие неизвестных ранее островов, установление дипломатического контакта с закрытой от европейцев Японией.
Помимо географических открытий эти экспедиции имели значение для укрепления позиций России на Дальнем Востоке и закрепления за ней Приморья.

Задание № 3.

На карте на с. 54-55 покажите маршрут кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Какое мировое открытие было совершено ее участниками? В чем состоит его значение?

16 января 1820 года экспедиция открыла шестой континент планеты - Антарктиду, что до этого не удалось сделать великому английскому мореплавателю - Дж. Куку. За время плавания экспедиция обошла вокруг всего материка. Были открыты и нанесены на карту десятки новых островов, собраны уникальные естественно-научная и этнографическая коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового континента. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

« Географические открытия древности

и Средневековья ».

Учитель: Менайленко Инга Константиновна

Место работы : Темрюкский р-он, ст.Ахтанизовская, МБОУ СОШ №10

Предмет: география.

Класс: 5

Тема урока №6: «Географические открытия древности и Средневековья»

Базовый учебник: И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Цель урока: Познакомить с историей географических открытий.

Задачи:

предметные

1. Выявлять и знать историю географических открытий древности и Средневековья

2. Знать имена первооткрывателей: Геродот, Пифей, Эратосфен, Марко Поло, Бартоломео Диаш, Васко да Гама.

метапредметные – Умение работать с картой полушарий, с контурными картами, с текстом учебника, выделять в нем главное.

личностные – Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний.

Оборудование: физическая кapтa полушарий, электронное приложение

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

1. Мотивация к учебной деятельности.

Для чего люди изучают Землю?

Какие географические открытия совершили люди в древности?

Слайд 1.

Подготовка класса к работе.

Самоопределение: внутренняя пози-ция школьника.

Регулятивные: целеполага-ние; коммуникативные: планирование учебного сотрудничест

ва с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний

Рассказ учителя

Финикийцы первыми обо-

гнули Африку. Геродот оставил описания многих

стран. Пифей нашел путь к Британским островам.

Эратосфен дал название науке - «география», из-

мерил окружность Земли. Арабские мореплавате-

ли освоили воды Индийского океана, посещали

Индию и Китай. Удивительное путешествие со-

вершил венецианский купец Марко Поло. Барто-

ломео Диаш достиг самой южной точки Африки,

а Васко да Гама доплыл до Индии.

Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы, предлагают свои версии ответа на вопросы связанные с мыслительной деятельностью

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Основы системы научных знаний.

3. самоопределение(целепологание)

Изучение нового материала

Упражнение на целеполагание.

Работа с учебником:

Плавания финикийцев.

Выписать в тетрадь путь финикийцев

Записывают в рабочую тетрадь

Самоопределение: самооценка и самоуважение; смыслообразова

ние: учебная мотивация.

Формирование умения давать определения понятиям

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

4.Организация и самообразование учащихся дальнейшее усвоения материала.

Изучение нового материала

Итак, давайте

А) назовём великих географов древности, их открытия, используя пункт 2 на стр.28

Б) Назовите географические открытия Средневековья, используя пункт 3 на стр.28

Ответы учащихся.

Дети читают на стр.27-28

Учащиеся проговаривают и записывают вывод в тетрадь.

Отвечают на вопросы, предлагают свои версии ответа на вопросы

Находят нужную информацию в тексте.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Формирование готовности и способности к самообразованию.

Формирования умения логически мыслить, приводить примеры

Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; владение устной речью

Опыт «предметной» деятельности по получению знаний.

Овладение основными навыками нахождения информации

5. Физминутка

6. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Учитель:

Работа с электронным приложением

«Проверь свои знания»

Практическая работа №1

Важнейшие открытия древности

и Средневековья

2. Подпишите на контурной карте названия

всех материков и океанов. Материки, известные в

древности и в Средние века, подчеркните зеленым

3. Обозначьте на контурной карте маршруты

путешественников Средневековья.

Формулируют свои ответы в соответствии с требованиями учителя

Формирование экологического мышления. Осознанность единства и целостности окружающего мира.

Умение на практике пользоваться географическими знаниями.

7. Рефлексия

Что вы узнали на уроке?

Что вы узнали интересного?

Что запомнилось?

Синквейн

Сегодня на уроке:
я узнал…
я научился…
я не понял…

Осуществляют самооценку деятельности

Владение основами самооценки

8. Оценивание результатов

Подводит итог игры, урока в целом. Объявляет оценки.

Выставляют отметки

9. Д/зад.

§ 5, используя текст § 5 учебника, заполните таблицу (Ученый,

путешественник

Где побывал и когда

Географические открытия)

Эратосфен

Марко Поло

Бартоломео

Васко да Гама)

Уч-ся выбирают и записывают задания в дневник

Формирование познавательной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с книгами

Овладение навыками самостоятельного приобретения знаний.

Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению географичес

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6

Тип урока : урок «открытия новых знаний»

«Географические открытия древности и Средневековья»

Цель

Содержательная (формирование системы понятий) – познакомить с историей географических открытий древности и Средневековья.

Деятельностная (формирование умений новых способов действий) – умение работать с контурной картой.

Задачи

Образовательные: сформировать представление развития географии через историю географических открытий.

Развивающие: создать условия для развития познавательных интересов к предмету.

Воспитательные: формирование культуры общения при работе на уроке.

Планируемые результаты

Предметные:

- учащийся научится: называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время;

называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты;

- учащийся получит возможность научиться:

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации.

Метапредметные:

1) Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

2) Познавательные:

    Логические: решать учебные проблемные задачи, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи.

    Общеучебные : работа с текстом и внетекстовыми компонентами: перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу).

    Знаково-символические: работа с иллюстрацией, географическими картами.

3) Коммуникативные: кратко формулировать мысли в письменной и устной форме, развитие навыков сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению, освоение основных социальных ролей и правил.

Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме, осознание практической и личностной значимости изучаемого материала.

Основные понятия и термины

Персоналии: Геродот, Пифей, Эратосфен, марко Поло, Бартоломео Диаш, Васко да Гамма.

Межпредметные связи

География, история, обществознание.

Ресурсы:

    основные

    дополнительные

ПК, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал, атлас география 5 класс, электронное приложение, учебник «География. Начальный курс». Авторы: Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.-М. : «Дрофа», 2014.

Форма урока

Формы учебной деятельности : индивидуальная, групповая, фронтальная. Практическая работа №1.

Методы и приёмы: беседа, рассказ учителя, самостоятельная работа с учебником, атласом, контурной картой

Технология

«Технология, основанная на создании учебной ситуации».

Учебной ситуацией является выполнение задания - практической работы.

Дидактическая технологическая карта

Этапы урока

Базовое содержание урока

(Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы)

Учебно-познавательные и учебно-практические задания

Деятельностный компонент урока на уровне учебных действий

(Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы)

УУД

1 . Самоопределение к деятельности.

Мотивационный

    Приветствие учащихся. Включение в деловой ритм. Проверка всего необходимого к уроку.

Включает музыку с песней «Веселый ветер»:

А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер,

Веселый ветер, веселый ветер!

Моря и горы ты обшарил все на свете

И все на свете песенки слыхал.

Спой нам, ветер, про дикие горы,

Про глубокие тайны морей.

Про птичьи разговоры,

Про синие просторы,

Про смелых и больших людей!

Ни одна наука так не богата захватывающими приключениями, как география. Романы Жюля Верна, Майн Рида, Александра Дюма блекнут перед реальными историями великих экспедиций и открытий. Да и как могло быть иначе, если эту науку создавали не кабинетные ученые, всю жизнь проводившие в стенах лабораторий. Среди известных путешественников можно найти пиратов и авантюристов, бандитов и разведчиков, ученых смелых и отважных. Конечно, многие отправлялись в путешествия и экспедиции, гонимые желанием увидеть и узнать Землю, на которой они живут.

    Взаимодействуют с учителем во время беседы. Включаются в деятельность.

Личностные: мотивация учения,

смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на этот вопрос),

нравственно-этического оценивания.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1. Для чего люди изучают Землю?

2. Какие географические открытия совершили люди в древности?

Освоение новых земель продолжалось не одно тысячелетие. Люди изучали свою планету сообща. Память об этом сохранилась на картах: многие географические объекты названы в честь путешественников, мореплавателей, землепроходцев, ученых.

Много удивительных открытий совершили люди.

Сформулируйте тему урока.

3. Что бы вам хотелось узнать по теме урока?

4. Какой ожидаете результат?

    Высказывают предположение о том, как люди постепенно учились объяснять природные явления, исходя из опыта и знаний.

    Выходят с помощью учителя на тему « Географические открытия древности и Средневековья », записывают в тетрадь.

    Высказывают свои предположения.

    Высказывают свои предположения.

Личностные: формирования границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

Познавательные: общеучебные – освоение начальных форм познавательной рефлексии.

Коммуникативные: кратко формулировать мысли в устной форме.

3. Постановка учебной задачи, проблемной ситуации

1. Какую ставим цель урока?

2. Для достижения цели урока, необходимо:

Рассмотреть важнейшие открытия древности и Средневековья;

Обозначить на контурной карте маршруты путешественников Средневековья .

    Определяют цель урока – познакомиться с историей географических открытий древности и Средневековья.

    Называют задачи:

    Изучить

    Определить

    Повторить

    Составить…

Личностные: воспитание культуры на уроке.

Регулятивные: контроль ответов сверстников.

Познавательные: общеучебные – выдвижение цели, умение делать умозаключение.

Коммуникативные: выработка общего решения, взаимопомощь, выражение собственного мнения.

4. Построение проекта

выхода из проблемно

ситуации затруднения

    Организация деятельности учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий: учитель совместно с учащимися определяет, как будут добывать знания.

    Включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний.

Регулятивные: планирование -определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и

последовательности действий.

5.Реализация построенного проекта

(изучение нового материала)

Организует деятельность учащихся по работе с новой информацией.

    Начинает работать «Школа географа-следопыта». Сейчас мы отправляемся в путешествие по следам путешественников древности и Средневековья.

Для начала определим временные рамки древности и Средневековья:

- Древний мир: от начала бронзового века до низложения последнего римского императора в 476 г.н.э.);

- Средневековье: 476-1492 гг. – до открытия Америки.

Запишите в тетрадях.

    Работаем в парах: выбираете средство передвижения, определяете название своей экспедиции.

Используя § 5 учебника, заполните бортовой журнал (таблицу): «Важнейшие открытия древности и Средневековья».

Физкультминутка.

    Записывают периоды древности и Средневековья.

    Выполнение практической работы №1.

Название экспедиции:_________________________

«Важнейшие открытия древности и Средневековья»

«Открытия древности»

    Пользуясь текстом учебника §5 , заполните таблицу:

Куда

плавали?

Причины путешествий?

Какие географи-ческие знания формировались?

    Пользуясь текстом учебника §5, заполните пропуски в таблице, выбрав из предложенного перечня необходимые даты и факты:

1. ?

(Б)

Описал многие страны, историю и быт народов, климат Египта, разливы Нила.

Древнегреческий ученый Пифей

IV в. до н.э.

(Д)

Древнегреческий ученый Эратосфен

3 ?

(В)

(Е)

Марко Поло

1721 год

Описал особенности климата, обычаи разных стран, их жителей, архитектуру городов,

Бартоломео Диаш

1487 год

(Ж)

Васко да Гама

6. ?

(А)

7. ?

(Г)

А. 1498 г. Д . Нашел путь к Ирландии и Великобритании

Б. V в. до н.э. Е . Измерил длину экватора, вычислил размеры

В. II в. до н.э. земного шара, выделил на планете климатические

Г. Доплыл до Индии,

обогнув Африку. пояса, создал карту населенной части Земли дал

название науки «география».

Ж. Достиг самой южной точки Африки,

которая была названа мысом Бурь.

    Выпишите в столбик цифры от 1 до 7;

    Рядом с цифрой напишите выбранную из перечня букву верного ответа;

    Полученный ответ запишите в соответствующую ячейку.

А)

Б)

В)

КАК ОФОРМИТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ?

    Выпишите в столбик буквы от А до В

    Рядом с буквой напишите фамилию мореплавателя, маршрут которого изображен на рисунке.


Выполнения упражнений общего воздействия согласно СанПиН 2.4.2.2821-10

Личностные: взаимопомощь.

Регулятивные: оценивание объективных трудностей, формулирование выводов.

Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Коммуникативные:

Осознанно строить речевое и

письменное высказывание;

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

6. Первичное закрепление учебного материала

1. Какие путешествия совершили финикийские моряки?

2. В чем заслуга древнегреческого ученого Эратосфена?

3. Можно ли утверждать, что изучением нашей планеты занимались только европейские народы?

Отвечают устно на вопросы.

Регулятивные: коррекция- внесение необходимых дополнений.

7. Самостоятельная работа (первичная проверка умений)

Организует проверку по эталону практической работы.

Практическая работа оценивается учителем и сравнивается с оценкой ученика.

Использование индивидуальной формы работы:

оценивание своей самостоятельной работы по алгоритму:

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель задания).

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью).

3. Задание выполнено, верно, или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки).

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).

5. Какую себе поставишь отметку? (Максимально 13 баллов:

6-9 баллов – «3»;

10-12 баллов – «4»;

13 баллов – «5».

«Открытия древности»

От 1 балла до 3 баллов

«Важнейшие открытия Средневековья»

От 1 балла до 7 баллов

«Маршруты путешественников»

От 1 балла до 3 баллов

Регулятивные : умение оценивать свою работу.

8. Включение новых знаний в систему

и повторение

(рефлексия содержательная)

Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала.

    Составь те текст СМС от имени финикийца или путешественника Средневековья об интересных событиях плавания.

1. Включение новых знаний в систему знаний.

Коммуникативные: построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества.

Познавательные: самостоятельное построение новых учебных целей, на основе ранее усвоенных способов действий.

Личностные: формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей.

9. Рефлексия деятельности (итог урока)

Рефлексия эмоционального состояния

    Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Все ли нам удалось? Что интересного вы узнали?

2. Какие действия вы совершили на уроке , чтобы доказать следующее утверждение…

3. Какими источниками информации мы пользовались для того, чтобы узнать (по теме урока)?

На уроке Я…(+ или -)

2. Своей работой в группе (паре) я доволен

3. Для меня не было подходящего задания

4. Урок для меня показался коротким

5. За урок я устал

6. Мое настроение улучшилось

7. Материал урока мне был интересен

8. Материал урока мне был полезен

9. Сегодня на уроке мне было комфортно

Ι. Актуализация знаний.

* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.

ΙΙ. Открытие нового знания.

* Отметить учеников, которые хорошо работали с таблицей.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.

    Ответы обучающихся.

    Письменная рефлексия, на уроке я:

    Располагают каравеллы на настенной карте.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение выражать свои

мысли; формулировать

собственное мнение и позицию.

Личностные:

осуществление личностной рефлексии при подведении итогов.

10. Домашнее задание

1. Обязательное для всех:

- §5, вопросы после §.

2.Дополнительное (по желанию или на выбор):

А) Задания электронного приложения и рабочей тетради;

Б) Презентация (сообщение) о жизни путешественника Средневековья.

    Определяют объем и содержание домашней работы, относящейся к следующему этапу обучения.

    Записывают д/з в дневник.

Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.