Контрольная работа по биологии за I полугодие (11 класс)

Вариант 1

Часть 1.

1. Тип эволюционного изменения, при котором неродственные организмы приобретают сходные признаки

А) параллелизм Б) конвергенция В) дивергенция Г) идиоадаптация

2. Обмен веществ и энергии – это признак

А) Характерный для тел живой и неживой природы

Б) По которому живое можно отличить от неживого

В) По которому одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных

Г) По которому животные отличаются от человека.

3. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это

А) Движущие силы эволюции Б) Результаты революции В) Основные направления эволюции

4. К.Линней является создателем:

А)Первой эволюционной теории Б)Бинарной номенклатуры и принципа градации

В)Принципа градации и автогенеза Г)Бинарной номенклатуры и принципа иерархичности

5. Ластообразные конечности китов и дельфинов – это пример

А) Идиодаптации Б) Дегенерации В) Ароморфоза 4) Конвергенции

6. Материалом для естественного отбора служит:

А) Мутационная изменчивость Б) Модификационная изменчивость

В) Биологический регресс Г) Относительная приспособленность

7. Определенный набор хромосом у особей одного вида считают критерием:

А) Экологическим Б) Морфологическим В) Генетическим Г) Физиолого-биохимическим

8. Микроэволюция завершается образованием новых

А) Видов Б) Отрядов В) Семейств Г) Популяций

9. Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида

А) Географическому Б) Морфологическому В) Генетическому

Г) Экологическому

10. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора?

А) сохранение старых видов Б) сохранение особей с измененными признаками

В) появление новых видов Г) все перечисленные варианты.

11. Укажите правильную схему классификации растений:

12. Возрастная структура популяции характеризуется

А) Соотношением женских и мужских особей Б) Численностью особей

В) Её плотностью Г) Соотношением молодых и половозрелых особей

13 Форма отбора, при котором происходят постоянные изменения, называется

А) стабилизирующий отбор Б) движущий отбор

В) дизруптивный отбор Г) отбор отсутствует

Часть 2.

В1. Какие признаки характеризуют биологический прогресс?

А) Сокращение численности видов

Б) Расширение ареала вида

В) Возникновение новых популяций, видов

Г) Сужение ареала вида

Д) Упрощение организации и переход к сидячему образу жизни

Е) Увеличение численности видов

В2. К эволюционным факторам относят:

А) Дивергенция

Б) Наследственная изменчивость

В) Конвергенция

Г) Борьба за существование

Д) Параллелизм

Е) Естественный отбор

В 3. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением эволюции

1) Многообразие видов

А) Биологический прогресс

2) Ограниченный ареал

Б) Биологический регресс

3) Небольшое число видов

4) Широкие экологические адаптации

5) Широкий ареал

6) Уменьшение числа популяции

Причина гибели растений

1) плоды вместе с сеном попадают в желудок травоядных животных

2) растения гибнут от сильных морозов и засухи

3) семена погибают в пустынях и Антарктиде

4) растения вытесняют друг друга

5) плоды поедают птицы

6) растения гибнут от бактерий и вирусов

А) внутривидовая

Б) борьба с неблагоприятными условиями

В) межвидовая

Ответ:

123456

Признак животного

Направление эволюции

1) редукция органов зрения у крота

2) наличие присосок у печеночного сосальщика

3) возникновение теплокровности

4)

5) утрата нервной и пищеварительной системы у свиного цепня

6) уплощенное тело камбалы

А) идиоадаптация (аллогенез)

Б) ароморфоз (арогенез)

В) общая дегенерация (катагенез)Ответ:

123456

Часть С.

С1. Объясните, почему географическая изоляция популяций может привести к образованию новых видов?

С2.Какой тип естественного отбора представлен на рисунке? В каких условиях среды он наблюдается? Какие мутации сохраняет?

Ответы. Вариант 1

Часть А.

1. б

2. б

3. а

4. г

5. 1

6. а

7. в

8. а

9. Б

10. а

11. в

12. г

13. б

Часть В.

В1. БВЕ

В2.БГЕ

В3.АББААБ

В4.АВААВБ

В5.ААББВА

Часть С.

С1 . 1) в изолированных популяциях накапливаются новые мутации и изменения;

2) в результате естественного отбора сохраняются особи с новыми признаками;

3) прекращение скрещивания между особями популяций, что приводит к репродуктивной изоляции и образованию нового вида.

С2. 1) Движущий отбор.

2) Наблюдается в однонаправленном изменении условий окружающей среды.

3) Сохраняеи мутации, ведущие к другим крайним проявлениям величины признака.Закрепляются мутации, увеличивающие приспособленность организмов и наследственные изменения в определенном порядке.

Вариант 2

Часть А

1. Какие из перечисленных органов являются гомологичными

А) жабры рака и легкие кошки Б) хобот слона и рука человека

В) лапа крота и рука обезьяны

2. Ч. Дарвин считал, что в основе разнообразия видов лежит:

А) Борьба за существование Б) Способность к неограниченному размножению

В) Наследственная изменчивость и естественный отбор

3. Какое эволюционное явление называют дивергенцией?

А) Схождение признаков у неродственных видов Б) Образование гомологичных органов

В) Приобретение узкой специализации Г) Расхождение признаков у родственных видов

4. Особи двух популяций одного вида:

А) Могут скрещиваться и давать плодовитое потомство Б) не могут скрещиваться

В) Могут скрещиваться, но плодовитого потомства не дают

5. Укажите пример проявления идиодаптаций у растений.

А) Возникновение семени у голосеменных Б) Возникновение плода у цветковых

В) Возникновение нектарников для привлечения насекомых Г) Появление фотосинтеза

6. Физиологический критерий вида проявляется у всех особей в сходстве:

А) Строение формы хромосом Б) Процессов жизнедеятельности

В) Внешнего и внутреннего строения Г) Образа жизни.

7. Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к:

А) Биологическому регрессу Б) Биологическому прогрессу

В) Пищевой специализации Г) Обострению борьбы за существование

8. В процессе макроэволюции :

А) Появляются новые популяции Б) Появляются новые классы

В) Появляются новые виды Г) Изменяются популяции

9. Рудиментарные органы – пример доказательств эволюции

А) Сравнительно-анатомических Б) Эмбриологических В) Биографических

10. Отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют:

А) движущим Б) дизруптивным В) стабилизирующим Г) половым.

11. Укажите правильную схему классификации животных:

А) Вид род семейство отряд класс тип

Б) Вид род семейство порядок класс тип

В) Вид род семейство порядок класс отдел

Г) Вид род отряд семейство класс тип

12. Появление какого газа в первичной атмосфере Земли вызвало бурное развитие жизни на суше?

А) Сероводорода Б) Кислорода В) Азота Г) Углекислого газа

13. Подражание менее защищенного организма, одного вида, более защищенному организму другого вида

А) маскировка Б)мимикрия В)угрожающая окраска

Г) покровительственная окраска

Часть В.

В1. Какие эволюционные изменения можно отнести к ароморфозам?

А) Появление цветка

Б) Образование органов и тканей у растений

В) Появление термофильных бактерий

Г) Атрофия корней и листьев у повилики

Д) Специализация некоторых растений к определенным опылителям

Е) Постоянная температура тела

В2. Какие особенности иллюстрируют стабилизирующую форму естественного отбора?

А) Действует в изменяющихся условиях среды

Б) Действует в постоянных условиях среды

В) Сохраняет норму реакции признака

Г) Изменяет среднее значение признака либо в сторону уменьшения его значения, либо в сторону увеличения

Д) Контролирует функционирующие органы

Е) Приводит к смене нормы реакции

В 3. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен.

1) Личинка живет в воде

А) Морфологический

2) Тело уплощено

Б) Экологический

4) Питается тканями хозяина

5) Имеет две присоски

6) Пищеварительная система имеет ротовое отверстие

В4. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование .

Причина гибели растений

Форма борьбы за существование

1) растения одного вида вытесняют друг друга

2) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий

3) семена погибают от сильных заморозков и засухи

4) растения погибают от недостатка влаги при прорастании

5) люди, машины вытаптывают молодые растения

6) плодами растений питаются птицы и млекопитающие

А) Внутривидовая

Б) Межвидовая

123456

В) борьба с неблагоприятными условиями

Ответ:

В5. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции, которому он соответствует

Признак животного

Направление эволюции

1) возникновение полового размножения

2) образование у китообразных ластов

3) возникновение 4-х камерного сердца

4) возникновение автотрофного способа питания

5) превращение листьев в колючки у растений пустынь

6) утрата листьев, корней и хлорофилла у повилики

А) общая дегенерация (катагенез)

Б) идиоадаптация (аллогенез)

В) ароморфоз (арогенез)

Часть С.

С1 . Как происходит экологическое видообразование в природе?

С2. Какой тип естественного отбора представлен на рисунке? В каких условиях среды он наблюдается? Какие мутации сохраняет?

Ответы. Вариант 2

Часть А.

1. б

2. в

3. г

4. а

5. в

6. б

7. г

8. б

9. а

10. б

11. а

12. б

13. б

Часть В.

В1. АБЕ

В2.БВД

В3. БАББАА

В4.ААББВА

В5.ВБВВБА

Часть С.

С1 . 1) Популяции одного вида оказываются в разных условиях, но в пределах прежнего ареала;

2) Естественным отбором сохраняются особи с мутациями, полезными для жизни в определенных экологических условиях;

3) И з поколения в поколение генный состав особей популяции сильно изменяется, в результате чего особи разных популяций одного вида перестают скрещиваться между собой, становятся новыми видами.

С2 1) Это стабилизирующий отбор;

2) Наблюдается в относительно постоянных условиях среды;

3) Сохраняет мутации, ведущие к меньшей изменчивости средней величины признака.

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. О принадлежности человека к классу Млекопитающие свидетельствует
4) волосяной покров и живорождение.

А2. Человека относят к отряду
2) приматы.

А3. Рудимент человека
1) аппендикс

А4. Прародина человека
4) Восточная Африка

А5. Анатомический признак человека, связанный с прямохождением,
2) пружинящая стопа.

А6. Для эволюции человека характерно
3) единство действия биологических и социальных факторов.

А7. Общим предком человекообразных обезьян и человека является
3) дриопитек

А8. К современному человеку относится
3) кроманьонец.

А9. К древнейшим людям относится
1)синантроп.

А10. Биологическим фактором эволюции человека является
2) изоляция,
3) наследственная изменчивость,
4)естественный отбор.

А11. Предком человека является
4) ни одна из перечисленных обезьян.

А12. Человек отличается от всех других животных
3) наличием второй сигнальной системы.

Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Приспособления к древесному образу жизни у предковых приматов и современных человекообразных обезьян
2) все конечности имеют по пять пальцев,
4) сильное развитие двигательных отделов мозга,
6) сильное развитие плечевого пояса.

В2. Отличительные черты человека (по сравнению с человекообразными обезьянами)
1)подбородочный выступ на нижней челюсти,
2) стопа с сильно развитым большим пальцем, имеющая своды,
4) относительно сильное развитие мозгового черепа.

В3. Данные сравнительной эмбриологии, доказывающие животное происхождение человека
3) двухкамерное сердце у двухнедельного эмбриона,
4) сплошной волосяной покров у плода,
5) развитие из зиготы.

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В4. Установите соответствие между признаками человека и систематической группой, для которой они характерны.

В5. Установите соответствие между признаками и группой, к которой они относятся.

В6. Установите соответствие между факторами исторического развития человека и группой, к которой они относятся.

В7. Установите соответствие между признаками и расами, для которых они характерны.

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В8. Установите последовательность этапов появления и эволюции человека, начиная с наиболее древнего.

В9. Определите систематическое положение человека как биологического вида, расположив таксоны в необходимой последовательности, начиная с вида.

Задания уровня А.

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

А1. О принадлежности человека к классу Млекопитающие свидетельствует

4) волосяной покров и живорождение

А2. Человека относят к отряду

А3. Рудимент человека

А4. Прародина человека

4) Восточная Африка

А5. Анатомический признак человека, связанный с прямохождением

2) пружинная стопа

А6. Для эволюции человека характерно

3) единство действия биологических и социальных факторов

А7. Общим предком человекообразных обезьян и человека является

А8. К современному человеку относится

3) кроманьонец

А9. К древнейшим людям относится

3) австралопитек

А10. Биологическим фактором эволюции человека является

4) естественный отбор

А11. Предком человека является

4) ни одна из перечисленных обезьян

А12. Человека отличается от всех других животных

3) наличием второй сигнальной системы

Задания уровня В.

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Приспособления к древесному образу жизни у предковых приматов и современных человекообразных обезьян

2) все конечности имеют по пять пальцев

4) сильное развитие двигательных отделов мозга

6) сильное развитие плечевого пояса

В2. Отличительные черты человека (по сравнению с человекообразными обезьянами)

1) подбородочный выступ на нижней челюсти

2) стопа с сильное развитым большим пальцем, имеющего своды

4) относительно сильное развитие мозгового черепа

В3. Данные сравнительной эмбриологии, доказывающие животное происхождение человека

2) червеобразный отросток слепой кишки

3) двухкамерное сердце у двухнедельного эмбриона

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В4. Установите соответствие между признаками человека и систематической группой, для которой они характерны.

А) потовые и сальное железы кожи

Б) нервная трубка на спинной стороне тела

В) сердце на брюшной стороне тела

Г) наличие ключицы

Д) бехъядерные эритроциты

Е) расширенные конечные фаланги пальцев с ногтями

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА

1) признаки, свидетельствующие о принадлежности человека к типу Хордовые

2) призаки, свидетельствующие о принадлежности человека к классу Млекопитающие

3) признаки, свидетельствующие о принадлежности человека к отряду Приматы

В6. Установите соответствие между факторами исторического развития человека и группой, к которой они относятся.

А) мутационная изменчивость

Б) трудовая деятельность

В) естественный отбор

Г) изоляция

Д) дрейф генов

Е) общественный образ жизни

1) биологические факторы

2) социальные факторы

Установите правильную последовательность биологический процессов, явлений, практический действий.

В8. Установите последовательность этапов появления и эволюции человека, начиная с наиболее древнего.

А) питекантроп

Б) кроманьонец

В) дриопитек

Г) австралопитек

Задание №1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Объяснение: естественный иммунитет бывает врожденным и приобретенным. Это такой иммунитет, который свойственен определенному виду организмов, передающийся из поколения в поколение. Правильный ответ - врожденный.

Задание №2.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используется в учении о биосфере. Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Биокосное вещество

2. Ноосфера

3. Биологический круговорот

4. Ароморфоз

5. Гибридизация

Объяснение: в учении о биосфере нет терминов: ароморфоз и гибридизация, так как ароморфоз - термин из эволюционного учения, а гибридизация - из генетики. Правильный ответ - 45.

Задание №3.

Сколько нуклеотидов составляют один кодон иРНК?

Объяснение: все кодоны состоят из трех нуклеотидов. Правильный ответ - 3.

Задание №4.

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики свойств строения эндоплазматической сети. Определите два признака, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Формирует лизосомы

2. Является одномембранным органоидом

3. Является полуавтономным органоидом

4. Участвует в транспорте белков

5. На мембранах могут располагаться рибосомы

Объяснение: к характеристикам эндоплазматической сети не относится формирование лизосом (этим занимается аппарат Гольджи) и полуавтономия (это относится к митохондриям, например, так как у них есть собственная ДНК).

Правильный ответ - 13.

Задание №5.

Установите соответствие между процессом, протекающим в клетке, и органоидом, в котором он происходит: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Процесс

А. Восстановление углекислого газа до глюкозы

Б. Синтез АТФ в процессе дыхания

В. Первичный синтез органических веществ

Г. Превращение световой энергии в химическую

Д. Расщепление органических веществ до углекислого газа и воды

Органоид

1. Митохондрия

2. Хлоропласт

Объяснение: в митохондриях происходит распад глюкозы, а в хлоропласте ее синтез. Синтез АТФ идет в митохондриях, как и расщепление органических веществ до углекислого газа и воды. В хлоропластах - синтез органических веществ, превращение световой энергии в химическую. Правильный ответ - 21221.

Задание №6.

Какое соотношение фенотипов получится при скрещивании двух гетерозигот при неполном доминировании? Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке их убывания.

Объяснение: возьмем две гетерозиготы: Аа х Аа

При их скрещивании получается три фенотипа (и три генотипа): АА, 2Аа, аа

Правильный ответ - 211.

Задание №7.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания генетических процессов и явлений. Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Х-хромосома

2. Монофилия

3. Атавизм

4. Аллель

5. Кариотип

Объяснение: все термины, кроме монофилии и атавизма, описывают генетические процессы. Монофилия - это происхождение таксона от общего предка. А атавизм - это появление признаков у организма, свойственных отдаленным предкам (волосяной покров, многососковость и т.д.). Правильный ответ - 23.

Задание №8.

Установите соответствие между насекомым и типом его развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Насекомое Тип развития

А. Медоносная пчела 1. С неполным превращением

Б. Майский жук 2. С полным превращением

В. Азиатская саранча

Г. Капустная белянка

Д. Зеленый кузнечик

Объяснение: из представленных насекомых имеют развитие с неполным превращением только саранча и кузнечик.


Правильный ответ - 22121.

Задание №9.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

По каким признакам грибы можно отличить от животных?

1. Питаются готовыми органическими веществами

2. Имеют клеточное строение

3. Растут в течение всей жизни

4. Имеют тело, состоящее из нитей-гифов

5. Всасывают питательные вещества поверхностью тела

6. Имеют ограничеснный рост

Объяснение: в отличии от животных, грибы растут в течение всей жизни (вспомните огромные шляпочные грибы в лесу), их тело состоит из нитей-гиф, а не из специализированных тканей, а еще они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела. Правильный ответ - 345.

Задание №10.

Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Особенность размножения Отдел растений

А. В цикле развития преобладает гаметофит 1. Моховидные

Б. В цикле развития доминирует 2. Папоротниковидные

бесполое поколение растений

В. Образование спор происходит

в коробочке (спорогоне)

Г. Спорофит не способен к образованию

органических веществ из неорганических

Д. Гаметофит представлен заростком

Е. Спора прорастает в предросток

Объяснение: рассмотрим жизненные циклы мхов и папоротников.

Таким образом, у мхов: в цикле развития преобладает гаметофит, образование спор происходит в коробочке (спорогоне), спорофит не способен к образованию органических веществ из неорганических и спора прорастает в предросток. Правильный ответ - 121121.

Задание №11.

Расположите в правильной последовательности систематические категории животных, начиная с наименьшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Млекопитающие

2. Медвежьи

3. Бурый медведь

4. Хищные

5. Медведь

6. Хордовые

Объяснение: начинаем с наименьшего таксона.

Вид - Бурый медведь

Род - Медведь

Семейство - Медвежьи

Отряд - Хищные

Класс - Млекопитающие

Тип - Хордовые

Правильный ответ - 352416.

Задание №12.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Большой круг кровообращения в организме человека

1. Начинается в левом желудочке

2. Берет начало в правом желудочке

3. Насыщается кислородом в альвеолах легких

4. Снабжает органы и ткани кислородом и питательными веществами

5. Заканчивается в правом предсердии

6. Приносит кровь в левую половину сердца

Объяснение: рассмотрим строение большого круга кровообращения.

То есть начинается в левом желудочке, заканчивается в правом предсердии и снабжает органы и ткани кислородом и питательными веществами, так как распространяет кровь по всему организму. Правильный ответ - 145.

Задание №13.

Установите соответствие между симптомом заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано.

Симптом заболевания

А. Кровоточивость десен

Б. Ухудшение зрения в сумерках

В. Выпадение зубов

Г. Поражение роговицы глаза и кожи

Д. Понижение сопротивляемости заболеваниям

Недостаток витамина

1. А

2. С

Объяснение: недостаток витамина А приводит к ухудшению зрения в сумерках и поражению роговицы глаза и кожи, а недостаток витамина С вызывает цингу, что сопровождается кровоточивостью десен, выпадением зубов, а еще витамин С влияет на иммунитет.

Правильный ответ - 21212.

Задание №14.

В какой последовательности следует расположить систематические каегории, к которым относится человек разумный? Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Человек разумный

2. Хордовые

3. Люди

4. Человек

5. Приматы

6. Млекопитающие

Объяснение: систематическое положение человека выглядит следующим образом (начинаем с наименьшей). В данном задании есть ошибочка, так как "люди" и "человек" относятся к одной систематической категории. Расположим их по очереди.

Вид - Человек разумный

Род - Человек, Люди

Отряд - Приматы

Класс - Млекопитающие

Тип - Хордовые

Правильный ответ - 143562.

Задание №15.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

1. Наличие млечных желез у млекопитающих

2. Образование корнеплода у моркови

3. Возникновение полового процесса у организмов

4. Возникновение процесса фотосинтеза

5. Отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

6. Наличие плавательных перепонок конечностей у водоплавающих птиц

Объяснение: ароморфоз - изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.). Поэтому к ароморфозам отнесем: наличие млечных желез (возникновение настоящей заботы о потомстве), возникновение полового процесса у организмов (увеличение генетического разнообразия, элиминация заболеваний, закодированных в рецессивных генах) и возникновение процесса фотосинтеза (образование органических веществ, начало выработки кислорода). Правильный ответ - 134.

Задание №16.

Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которое для него характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Виды

1. Рыжий таракан

2. Мышь полевая

3. Сизый голубь

4. Латимерия

5. Секвойя

Критерий вида

1. Биологический прогресс

2. Биологический регресс

Объяснение: биологический прогресс - увеличение приспособленности особей, сопровождающееся ростом численности, расширением ареала и внутривидовой изменчивостью. Биологический регресс - уменьшение приспособленности особей, сопровождающееся снижением численности, уменьшением ареала и дальнейшим вымиранием вида. Поэтому к разививающимся видам отнесем - рыжего таракана, полевую мышь и сизого голубя, а два оставшихся организма - к регрессирующим. Правильный ответ - 11122.

Задание №17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В экосистеме широколиственного леса - дубраве

1. Короткие пищевые цепи

2. Устойчивость обеспечивается разнообразием организмов

3. Начальное звено цепи питания представлено растениями

4. Популяционный состав животных не изменяется во времени

5. Источник первичной энергии - солнечный свет

6. А почве отсутствуют редуценты

Объяснение: широколиственный лес - одна из самых устойчивых экосистем и она характеризуется разнообразием организмов, растениями в качестве начального звена цепей питания, а так же солнечным светом - источником первичной энергии. Правильный ответ - 235.

Задание №18.

Установите соответствие между организмом и трофической группой, к которой его относят: к каждой позиции, данной в первом столбце. подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Организм

А. Холерный вибрион

Б. Бактерия брожения

В. Туберкулезная палочка

Г. Столбнячная палочка

Д. Сенная палочка

Е. Почвенная бактерия

Трофическая группа

Задание №19.

Установите последовательность расположения организмов в цепи питания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Чайка

2. Окунь

3. Мальки рыб

4. Водоросль

5. Хищная птица

Объяснение: любая пищевая цепь начинается с продуцента-автотрофа, это - водоросль, мальки рыб питаются водорослями, окунь кушает мальков рыб, чайка есть окуней и, наконец, хищная птица съедает чайку. Правильный ответ - 43215.

Задание №20.

Проанализируйет таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов и понятий:

1. Соматическая

2. Наследственная

3. Рождение особи с редуцированными крыльями у родительских организмов дрозофилы

4. Разные формы листовой пластинки у стрелолиста

5. Мутационная

6. Ненаследственная

Объяснение: комбинативная изменчивость является наследственной (так как это различные перестройки при кроссинговере и слиянии гамет, а также при расхождении хромосом в мейозе. Синдром Дауна возникает при мутационной изменчивости (нерасхождение 21-ой хромосомы). Пример модификационной изменчивости - форма листьев стрелолиста, у него три разных формы листьев. Посмотрим на картинку.

Правильный ответ - 254.

Задание №21.

Изучите график зависимости скорости фотосинтеза от различных факторов. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

1. Скорость фотосинтеза при интенсивности освещения возрастает

2. Скорость фотосинтеза не зависит от концентрации угарного газа

3. Все реакции фотосинтеза катализируются ферментами, для которых оптимальная температура 25 градусов

Объяснение: в начале график возрастает при увеличении интенсивности света. Для обеих реакций фотосинтеза оптимальная температура - 25 градусов. Правильный ответ - 13.

Задание №22.

Один из признаков экосистемы - ее устойчивость. Укажите, от чего она зависит. Приведите примеры экосистем, устойчивость которых связана с деятельностью человека.

Объяснение: устойчивость экосистемы связана с разнообразием видов, обитающих в ней, а также с длиной трофических цепей (если в экосистеме большое количество видов, то и цепи будут длинные). Именно поэтому самыми устойчивыми экосистемами являются смешанный лес, тропики. Искусственные экосистемы (то есть те, которые связаны с деятельностью человека) не являются устойчивыми, так как имеют ограниченное число видов (часто преобладают монокультуры), короткие пищевые цепи и незамкнутый круговорот веществ.

Задание №23.

Какие части изображенной на рисунке почки человека обозначены цифрами 1 и 3? Укажите их функции.

Объяснение: на рисунке изображена почка человека - орган выделительной системы. Цифрой 3 обозначена почечная лоханка, в которой собирается вторичная моча. Далее она по мочеточнику поступает в мочевой пузырь и выводится из организма. Цифрой 1 обозначен корковый слой почек, где происходит образование мочи, как первичной, так и вторичной.

Задание №24.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. В ходе энергетического обмена веществ в организме на подготовительном этапе происходит расщепление крупных молекул биополимеров до мономеров. 2. В результате первого этапа образуется две молекулы АТФ. 3. На втором этапе в реакциях гликолиза, которые протекают в эукариотической клетке, принимает участие кислород. 4. Завершается энергетический обмен образованием углекислого газа и воды, а также 36 молекул АТФ. 5. Последний этап энергетического обмена протекает на мембранах пластид.

Объяснение: 2 - на подготовительном этапе энергетического обмена энергия рассеивается в виде тепла. 3 - второй этап реакций гликолиза происходит без участия кислорода. 5 - последний этап энергетического обмена протекает на мембранах не пластид, а митохондрий.

Задание №25.

Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

Объяснение: так сложилось, что фотосинтезирующие организмы (поглощающие солнечную энергию), первыми появившиеся на Земле, вырабатывали кислород (в результате чего он накопился в атмосфере в количестве 21%) вместе с органическими веществами. Что дало пищу гетеротрофным организмам, которые использовали выработанный растениями кислород для дыхания (подавляющее большинство организмов на Земле - аэробы). Накопление кислорода дало образование озонового слоя, который защищает все живое на Земле от вредного воздействия ультрафиолетового излучения.

Задание №26.

От каких древних представителей ныне существующей систематической группы рыб произошли древние земноводные животные? Приведите доказательства.

Объяснение: считается, что земноводные произошли от кистеперых рыб. Посмотрим на картинку.

Форма тела, наличие примитивных конечностей и хвоста говорит о возможном происхождении земноводных от древних кистеперых рыб. Современным представителем кистеперых рыб является латимерия.

Она имеет скелет конечностей и легкое (признаки земноводных) (то есть она является промежуточным этапом между рыбами и амфибиями).

Задание №27.

Для соматической клетки животного организма характерен диплоидный набор хромосом. Какой набор хромосом и молекул ДНК в клетках в конце синтетического периода интерфазы и в конце телофазы мейоза 1.

Объяснение: в интерфазе мейоза происходит удвоение молекул ДНК, то есть диплоидный набор так и остается, а количество молекул ДНК удваивается и становится - 4с. В конце телофазы меойоза 1 уже произошло разделение хромосом (оно произошло еще в анафазе), поэтому диплоидный набор поделился пополам и стал 1n, а количество молекул ДНК стало 2с.

Задание №28.

У человека дальтонизм обусловлен сцепленным с Х-хромосомой рецессивным геном. Талассемия наследуется как аутосомный доминантный признак и наблюдается в двух формах: у гомозигот - тяжелая, часто смертельная, у гетерозигот - в легкой форме.

Женщина с легкой формой талассемии и нормальным зрением в браке с мужчиной-дальтоником, но здоровым по гену талассемии, имеет сына-дальтоника с легкой формой талассемии. Какова вероятность рождения у этой пары детей с обеими аномалиями? Определите генотипы и фенотипы возможного потомства.

Объяснение:

Р: АаХDХd х ааХdУ

Г: АХD, аХd, AXd, aXD х аХd, аУ

F1: АаХdУ - мальчик-дальтоник с легкой формой талассемии

AaXDXd - девочка с нормальным зрением и легкой формой талассемии

aaXdXd - девочка-дальтоник без талассемии

AaXdXd - девочка-дальтоник с легкой формой талассемии

aaXDХd - девочка с нормальным зрением без талассемии

AaXDY - мальчик с нормальным зрением и легкой формой талассемии

aaXdY - мальчик-дальтоник без талассемии

aaXDY - мальчик с нормальным зрением и без талассемии

То есть получается восемь вариантов генотипа с равной вероятностью появления. Вероятность рождения ребенка с легкой формой талассемии и дальтонизмом составляет 2/8 или 25% (12,5% вероятность рождения мальчика и 12,5% - рождения девочки). Вероятность рождения ребенка-дальтоника с тяжелой формой талассемии - 0%.

Г.С. Калинова, Т. В. Мазяркина Биология Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2017. 10 вариантов.