Химия и проблемы охраны окружающей среды кратко. Эволюция химии - ближайшие перспектиы. п. Новосергиевка Оренбургской области

Химическое загрязнение окружающей среды обусловлено следующими факторами:

1) повышением концентрации биогенных элемен­тов из-за канализационных сбросов и стока с полей удобрений, вызывающих бурное разви­тие водорослей и нарушение баланса в суще­ствующих экосистемах;

2) отравлением воды, почвы и воздуха отходами химических производств;

3) воздействием на воду и почву продуктов сжи­гания топлива, снижающих качество воздуха и вызывающих кислот­ные дожди;

4) потенциальным зараже­нием воды, воздуха и по­чвы радиоактивными от­ходами, образующимися при производстве ядер­ного оружия и атомной энергии;

5) выбросами углекислого газа и химических ве­ществ, снижающих содержание озона, что мо­жет привести к изменению климата или образо­ванию «озоновых дыр».

Атмосфера - регуляторный механизм биосферы

Атмосфера является одной из главных частей механизма, регулирующего круговорот воды, кис­лорода, азота, углерода. Значение атмосферы со­стоит в том, что она служит экраном, защищаю­щим жизнь на Земле от губительных воздействий из космоса. Через атмосферу проникают солнеч­ные лучи - источник жизни. Атмосфера прозрач­на для электромагнитного излучения в диапазоне длин волн от 0,3 до 0,52 нм, в которых заключе­но 82 % всей энергии солнечных лучей, а также для радиоволн с длиной от 1 мм до 30 м. Жест­кое коротковолновое излучение - рентгеновские и γ-лучи - поглощается всей толщей атмосферы и не доходит до поверхности Земли.

Особое значение имеет атмосферный озон O 3 , интенсивно поглощающий коротковолновые уль­трафиолетовые лучи с длиной волны менее 0,29 нм. Таким образом, атмосфера защища­ет жизнь на Земле от корот­коволновых лучей. Вместе с тем она пропускает инфра­красное излучение Солнца, но благодаря содержащимся в ней озону, углекислому газу и водяному пару не­прозрачна для инфракрасного излучения Земли. Если бы эти газы не содержались в атмосфере, Зем­ля превратилась бы в безжизненный шар, средняя температура на поверхности которого была бы -23 °С, в то время как фактически она равна +14,8 °С. Жизнь в той форме, в которой она суще­ствует на Земле, возможна лишь при наличии ат­мосферы со всеми ее физическими и химическими свойствами.

Естественное загрязнение атмосферы мож­но рассматривать как фактор, способствующий ее регуляторной функции. Поэтому сам термин «за­грязнение» здесь является в какой-то мере услов­ным. В атмосферу попадают газы, выделяющиеся в результате горения лесов, извержения вулканов, биохимических реакций. Особенное значение име­ет естественная атмосферная пыль. Она образуется при выветривании горных пород, эрозии почв, лес­ных и торфяных пожарах. В атмосфере она создает ядра конденсации, без которых было бы невозмож­но образование осадков: снега, дождя.

Искусственное (антропогенное) загрязнение может быть связано с попаданием в атмосферу:

1) твердых частиц (цементная и резиновая автомо­бильная пыль, пыль горно-металлургических предприятий и т. д.);

2) газообразных веществ (углекислый и угарный газы, оксиды азота и серы, метан и аммиак, углеводороды и другие ле­тучие соединения - бен­зин, растворители и т. д.);

3) радиоактивных веществ, поступающих в воздух в результате взрывов атом­ных и ядерных бомб, ава­рий на атомных электро­станциях, добычи урана и использования радиоак­тивных веществ в различных технологических процессах;

4) свинца и других тяжелых металлов.

Изменение свойств атмосферы в результате ее загрязнения

Искусственное загрязнение оказывает и пря­мое, и косвенное воздействие на живые организ­мы. Прямое токсическое действие на организмы оказывают, например, оксиды серы и азота. Оксид серы (IV) SO 2 обладает сильным раздражающим действием на глаза, носоглотку, ткань легких. У растений он разрушает хлоропласты и другие клеточные органоиды. Интенсивность фотосинтеза при этом снижается в 1,5-2 раза. Особенно чув­ствительны к SO 2 хвойные растения. При концен­трации всего одной части SO 2 на миллион частей воздуха всего в течение двух месяцев у пятилетних елей происходит пожелтение и опадение хвои.

Оксиды азота (NO и NO 2) - токсичные соеди­нения, вызывающие раздражение дыхательных путей, а в высоких дозах - отек легких. Кроме этого, ок­сиды азота и серы образуют в атмосфере азотную и сер­ную кислоты, которые в виде кислотных дождей выпадают вместе с осадками и вызы­вают гибель наземных рас­тений и водных организмов. Они наносят большой вред архитектурным и скульптур­ным памятникам из мрамора, разрушают металлические крыши и конструкции - мо­сты и опоры.

Искусственное загрязнение оказывает косвен­ное воздействие на атмосферу, изменяя ее свой­ства. Так, в результате увеличивающегося сжи­гания топлива и уменьшения площадей, занятых земной растительностью, фотосинтетическая гене­рация (восстановление кислорода из углекислого газа в результате фотосинтеза) в настоящее время уменьшилась на 30 % по сравнению с предисто­рическим периодом. Ежегодная убыль кислорода составляет 31,62 млрд т. Если учесть, что в ат­мосфере содержится 1200 трлн т кислорода, то его количество в атмосфере уменьшается в год на 0,0025 %. Казалось бы, очень немного, но, очевид­но, в конце концов встанет вопрос о введении огра­ничений на потребление кислорода.

Гораздо хуже обстоит дело с озоном. Макси­мальная его концентрация в атмосфере наблюдает­ся на высоте 20-25 км. Известно, что озон погло­щает ультрафиолетовые лучи. При этом он сильно разогревается и препятствует потере тепла нижни­ми слоями атмосферы. Помимо этого, озон, как и углекислый газ, усиленно поглощает инфракрас­ное излучение Земли. Следо­вательно, озон не только «спасает» все живое на пла­нете от ультрафиолетовых лучей, но вместе с углекис­лым газом играет важную роль в тепловом балансе атмосферы и всей Земли.

Накопление углекисло­го газа и других веществ - причина парникового эффек­та (глобального потепления климата).

Озоновый экран разру­шается оксидами азота, со­единениями хлора и фтора, попадающими в атмосферу в результате распада фреонов, которые широко применяют в холодильной и парфюмерно-космети­ческой промышленности.

Чтобы минимизировать загрязнение атмосферы, необходимо:

1) производить очистку выбросов в атмосферу от твердых и газообразных загрязняющих веществ с помощью электрофильтров, жидких и твер­дых поглотителей, циклонов и др.;

2) использовать экологически чистые виды энер­гии;

3) применять малоотходные и безотходные техно­логии;

4) добиваться уменьшения токсичности автомо­бильных выхлопных газов путем совершен­ствования конструкции двигателей и примене­ния катализаторов, а также совершенствовать существующие и создавать новые электромо­били и двигатели, работающие на водородном топливе.

Охрана водных ресурсов

Загрязнение воды стало грозной опасностью для человечества. Рассмотрим основные виды за­грязнений.

Загрязнение твердыми частицами происходит при попадании в водоемы песка, глины, шлаков, пустой породы и других твердых отходов добываю­щей, металлургической, химической и строитель­ной промышленности.

Загрязнение минеральными веществами:

1) соединениями металлов (высокотоксичными - свинцом, ртутью, редкоземельными - кадми­ем, селеном, литием и др.), в результате чего при превышении предельно допустимой кон­центрации (ПДК) у людей поражаются органы слуха, зрения, нервная система, возможны слу­чаи паралича и рождения детей с различными физическими и психическими аномалиями;

2) минеральными удобрениями, в результате попа­дания которых в водоемы наблюдается эвтрофи­кация, то есть неумеренное разрастание водной растительности (например, водоем со зловонной зеленой жижей).

Загрязнение органическими веществами про­мышленного происхождения, входящими в состав стоков химической, нефте­химической, целлюлозно-бу­мажной и других отраслей промышленности. Среди та­ких веществ встречаются фе­нол, диоксин, СМС.

Загрязнение нефтью и ее производными. Одна тонна нефти, растекаясь по водной поверхности, способна за­нять площадь в 12 км 2 , а 1 л нефти может сделать непригодными к употребле­нию 1 млн л воды, то есть столько ее, сколько бы хватило для семьи из 4 человек в течение 20 лет. Нефтяная пленка представляет собой преграду для газообмена между водой и атмосферой. Она пре­пятствует поглощению водой кислорода и углекис­лого газа, вызывая гибель планктона. Эта пленка представляет собой большую опасность для мор­ских птиц и животных. Оперение птиц, вымазан­ное нефтью, теряет свои водонепроницаемые свой­ства, что приводит к их гибели.

Органические вещества биологического проис­хождения содержатся в бытовых и животноводче­ских стоках. Попадая в водоемы, эти стоки делают воду непригодной для питья, вызывают гибель ры­бы, являются причиной эвтрофикации.

Пестициды, как и тяжелые металлы, двига­ясь по трофической цепи: фитопланктон → зоо­планктон → мелкие рыбы → крупные рыбы, до­стигают в теле последних такой концентрации, которая может быть смертельной для человека.

Кардинальным решением проблемы борьбы с загрязнением водной среды (гидросферы) был бы полный переход на безопасные технологии, при которых исключался бы сброс каких-либо стоков, а также разработка технологий с минимальным потреблением воды.

Но разработка и внедрение малоотходных технологий дорогостоящи и слож­ны, поэтому первоочередное значение приобретает процесс очистки сточных вод, включающий:

1) очистку и обеззараживание бытовых и животно­водческих стоков;

2) очистку стоков от последствий обслуживания автотранспорта и сельскохозяйственной тех­ники;

3) очистку стоков, содержащих нефтепродукты. Перспективны способы очистки воды от нефте­продуктов с помощью микроорганизмов и растений. Известны микроорганизмы, способные питаться углеводородами. Эксперименты, проведенные с ис­пользованием грибков Candido lipolitica, показали, что небольшие водоемы могут быть очищены от нефти за 5-6 дней.

Охрана земельных ресурсов

Эрозия (от лат. erodere - разъедание) понижает плодородие почвы. Это явление, которое принесло и приносит человечеству страшные беды. На образование плодородного слоя почвы уходят тысячеле­тия, уничтожен он может быть за 15-20 лет, а при сильных ураганах и ливнях - за несколько дней или часов. Существует два основных вида эрозии - водная и ветровая.

Борьба с ними включает комплекс мероприятий:

1) лесонасаждение;

2) агротехнические приемы, например, создание долго­летних культурных паст­бищ, снегозадержание, внесение органических (но не минеральных) удобрений;

3) почвозащитную систему земледелия, заключа­ющуюся в безотвальной вспашке и оставлении стерни на поверхности по­чвы;

4) создание и внедрение по­чвозащитного земледе­лия, препятствующего технической эрозии, ко­торая возникает как ре­зультат непосредственного разрушения слоя почвы техническими средствами, в основном колесами и гу­сеницами машин;

5) недопущение загрязнения почвы остатками стро­ительных деталей (панелей, блоков, кирпичей, золы, шлака), нефтью и нефтепродуктами, ве­ществами, попадающими в почву из атмосферы (соединениями свинца, мышьяка, ртути, меди и т. д.);

6) правильное применение удобрений и пестици­дов. Около 20 %, а иногда и 50 % удобрений не усваиваются растениями и остаются в почве тяжелым грузом для ее биоценоза. Пестициды могут попасть в почву и нарушить сложившиеся в ней трофические связи.

Справочный материал для прохождения тестирования:

Таблица Менделеева

Таблица растворимости

Муниципальное Образовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №2

Сообщение.

Охрана окружающей среды.

Выполнила:

Ученица 11 «Б» класса

Окружающая среда.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА - среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает природную среду и искусственную (техногенную) среду, т. е. совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе (здания, сооружения и т. п.). Общественное производство изменяет окружающую среду, воздействуя прямо или косвенно на все ее элементы. Это воздействие и его негативные последствия особенно усилились в эпоху современной НТР, когда масштабы человеческой деятельности, охватывающей почти всю географическую оболочку Земли, стали сравнимы с действием глобальных природных процессов.

Охрана природы.

ОХРАНА ПРИРОДЫ - комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов Земли, в т. ч. видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод и атмосферы.

Опасность необратимых изменений природной среды в отдельных регионах Земли стала реальной из-за возросших масштабов хозяйственной деятельности человека. С начала 80-х гг. в среднем 1 вид (или подвид) животных исчезал ежедневно, а вид растений - еженедельно (под угрозой исчезновения находятся св. 20 тыс. видов). Около 1000 видов птиц и млекопитающих (в основном обитатели тропических лесов, сводимых со скоростью десятки га в минуту) находятся под угрозой вымирания.

Ежегодно сжигается около 1 млрд. т условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни млн. т оксидов азота, серы, углерода (часть из них возвращается в виде кислотных дождей), сажи, золы и пыли. Почвы и воды загрязняются промышленными и бытовыми стоками (сотни млрд. т в год), нефтепродуктами (несколько млн. т), минеральными удобрениями (около сотни млн. т) и пестицидами, тяжелыми металлами (ртуть, свинец и др.), радиоактивными отходами. Появилась опасность нарушения озонового экрана Земли.

Способность биосферы к самоочищению близка к пределу. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды и вследствие этого угроза существованию на Земле живых организмов, в т. ч. человека, потребовали решительных практических мер по защите и охране природы, правового регулирования использования природных ресурсов. К таким мерам относятся создание безотходных технологий, очистных сооружений, упорядочение использования пестицидов, прекращение производства ядохимикатов, способных накапливаться в организме, рекультивация земель и пр., а также создание охраняемых территорий (заповедники, национальные парки и др.), центров по разведению редких и исчезающих животных и растений (в т. ч. для сохранения генофонда Земли), составление мировой и национальных Красных книг.

Природоохранительные меры предусмотрены в земельном, лесном, водном и др. национальном законодательстве, которое устанавливает ответственность за нарушение природоохранительных норм. В ряде стран в результате осуществления правительственных природоохранных программ удалось существенно улучшить качество окружающей среды в отдельных регионах (напр., в результате многолетней и дорогостоящей программы удалось восстановить чистоту и качество воды в Великих озерах). В международном масштабе наряду с созданием различных международных организаций по отдельным проблемам охраны природы действует Программа ООН по окружающей среде.

Основные вещества, загрязняющие окружающую среду, их источники.

Углекислый газ – сжигание ископаемого топлива.

Оксид углерода – работа двигателей внутреннего сгорания.

Углероды – работа двигателей внутреннего сгорания.

Органические соединения – химическая промышленность, сжигание отходов, сжигание топлива.

Сернистый газ – сжигание ископаемого топлива.

Производные азота – горение.

Радиоактивные вещества – атомные электростанции, ядерные взрывы.

Минеральные соединения – промышленное производство, работа двигателей внутреннего сгорания.

Органические вещества естественные и синтетические – химическая промышленность, сжигание топлива, сжигание отходов, сельское хозяйство (пестициды).

Вывод.

Охрана природы – задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком.

Литература.

1. Ромад Ф. Основы прикладной экологии.

2. Толковый словарь.

ХИМИЯ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Программа элективного курса по выбору учащихся 11 классов

Богданова Альфия Асадулловна, учитель химии второй квалификационной категории МАОУ «СОШ № 50»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одна из важнейших задач современной школы заключается в том, чтобы вооружить учащихся глубокими экологическими знаниями, привить им навыки осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту.

Целью экологизации химии в школе является получение знаний и воспитание учащихся в направлении удовлетворения потребностей человека при минимальном нарушении природных взаимосвязей и взаимодействий. Каждое поколение должно уметь решать собственные задачи, сохраняя имеющиеся ресурсы для последующего поколения.

Лучшим средством для решения этих задач является программа краеведения. Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как курс включает характеристику основных объектов природы, проблем родного края. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

Краеведение вовлекает учащихся самостоятельно в исследовательскую работу, раскрывает перед ними своеобразие родного края, красоту его природы и воспитывает любовь к нему. Краеведческие работы, особенно если они приобретают практическое значение, повышают авторитет школы, сильнее связывают школу с жителями окружающей территории.

Одним из основных источников загрязнения окружающей среды является накопление тяжелых металлов появляющихся путем сжигания топлива. В золе оставшейся после сжигания одной тонны каменного угля в среднем содержится 200г цинка, 300г кобальта,700г никеля, 400г урана, 100г свинца; в золе нефти обнаруживается до 65% ванадия, ртуть, мышьяк.

Городской транспорт так же представляет собой один из основных источников загрязнения воздуха. В выхлопных выбросах автомобилей содержатся оксиды азота NO(II ), NO 2 ( IV ) , угарный газ СО(II ) , углеводороды.

Курс рассчитан на 34 часа, рекомендован для учащихся 11 классов, проявляющих интерес к естественно-научным дисциплинам в целях организации предпрофильной подготовки. Знания и умения, полученные на занятиях курса, помогут в выборе профессии, поступлению в ВУЗы на факультеты химической технологии.

Задачи:

    углубление, расширение знаний учащихся о составе, строении, свойствах веществ, их взаимодействиях на окружающую среду;

    раскрытие механизмов биогеохимических процессов в природном круговороте элементов;

    формирование умений самостоятельно получать знания;

    совершенствование экспериментальных умений;

    привлечение учащихся к исследовательской работе по изучению экологических проблем.

Содержательные элементы: освоение понятий и методов оценки окружающей среды, решение экологических задач, проблем.

Технология обучения: игровые технологии.

Методы обучения:

    репродуктивный

    практический

    наглядно-иллюстративный

    самостоятельные работы

Формы организации деятельности: групповые, индивидуальная, парная, фронтальная.

Формы организации обучения: беседы, деловые игры, практические занятия, семинары.

Критерии оценок ожидаемых результатов: защита творческих работ.

Отслеживание динамики интереса: анкеты, тесты, ответы на вопросы.

Формы отчетности для учащихся: защита рефератов, творческих работ на научно-практической конференции.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

После изучения элективного курса «Химия и охрана окружающей среды» учащиеся должны:

знать о химических проблемах окружающей среды, мониторинг состояния окружающей среды, классификация загрязнений, стандарты качества окружающей среды, виды и методы очистки веществ; эколого-химические аспекты энергетики, экологический мониторинг воздуха; технологию очистки воды, рациональное использование и охрану водных ресурсов.

уметь проводить опыты; определять загрязнение воздуха по снежному покрову методом лихеноиндикации; анализировать результаты наблюдаемых опытов; высказывать предложения о возможных результатах эксперимента, определять рН раствора, обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, оформлять результаты наблюдений и опытов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (3 часа).

Химия и проблемы окружающей среды. Мониторинг состояния окружающей среды. Взаимодействие в системе производства «окружающая среда». Современные подходы к созданию малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Тема №1. Загрязнители и их источники (5 часов).

Понятие о загрязнении окружающей среды. Классификация загрязнителей. Экологическое нормирование: учет множественности путей загрязнения и самоочищения элементов биосферы при оценке последствий антропогенного воздействия; развитие научного подхода к нормированию антропогенных воздействий с учетом их влияния на окружающую среду. Стандарты качества окружающей среды. Стационарные и нестационарные источники. Принцип биологического накопления. Виды и методы очистки веществ. Очистные сооружения.

Тема №2. Эколого-химические аспекты энергетики (6 часов).

Эколого-химические аспекты энергетики. Топливно-энергетические ресурсы. Экологические проблемы реакции горения. Загрязнение среды при добыче, транспортировке, хранении и переработке топливного сырья.

Альтернативные источники энергии: гидроэнергетика, атомная, термоядерная, солнечная энергия. Проблемы и перспективы развития.

Автомобильный транспорт и экологические проблемы.

Электромобиль: имеет ли он будущее.

Тема №3. Воздух и его охрана (6 часов).

Атмосфера. Состав воздуха. Основные химические продукты, техногенно попадающие в атмосферу (оксиды углерода, серы, азота, свинец, ртуть)

Причины разрушения озонового слоя. Парниковый эффект. Фотохимический смог.

Загрязнение атмосферы. Радиационное загрязнение. Электромагнитное загрязнение бытовым мусором Проблема промышленных отходов.

Способы очистки газообразных выбросов. Экологическое нормирование качества окружающей среды. Экологический мониторинг воздуха. Охрана атмосферы. Региональные программы по охране атмосферы.

Практическая работа №1.

«Определение загрязнений воздуха по почвенному покрову»

Практическая работа №2.

«Определение загрязнений воздуха методом учета транспортных средств»

Практическая работа №3.

«Определение загрязненности воздуха с помощью лишайников (лихеноиндикации)»

Тема №4. Вода и ее охрана (9 часов).

Распределение воды на земле. Водные ресурсы страны. Вода в быту, промышленности, сельском хозяйстве, природе.

Состав воды. Аномальные свойства воды. Дистиллированная вода. Тяжелая вода.

Методы очистки воды. Перспективы развития водоочистки. Технологии очистки воды (умягчение воды; термическая, магнитная обработка воды; обеззараживание озоном, обработка воды хлором). Методы обработки воды.

Практическая работа №4.

«Определение рН воды при помощи индикаторов»

Экскурсия на тему : «Очистные сооружения города».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Названия тем

Кол-во часов

В том числе

Формы

организации

Лекции

Экскур-сия

Прак-тика

Введение

Урок-лекция, беседа, дискуссии.

Загрязнители и их источники

Урок-лекция, урок-семинар, дискуссии.

Эколого-химические аспекты энергетики

Урок-семинар, урок-лекция, дискуссии.

Воздух и его охрана

Урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, дискуссии.

Вода и ее охрана

Урок-лекция, беседа, дискуссия, урок-семинар, урок-практикум, экскурсия.

Подготовка рефератов, научно-исследовательских работ

Введение

Предмет химии окружающей среды. Значение химии окружающей среды в понимании вопросов превращения химических элементов в природе, их роли в , проблемы сохранения среды обитания. Место и роль химии окружающей среды в системе наук о природе.

Химия биосферы

Понятие биосферы. Роль биосферы в химии Земли. Фотохимический синтез. Его основные стадии. Биогеохимические процессы. Антропогенные нарушения биогеохимического круговорота элементов в природе и экологические последствия, вызванные этими нарушениями.

Демонстрация

Схемы круговорота в природе углерода, серы, .

Химия атмосферы

Состав атмосферы Земли. Химические реакции в атмосфере. Химия атмосферного озона.

Основные источники загрязнения атмосферы. Фотохимический смог. Парниковый эффект. Проблемы загрязнения атмосферного воздуха Эстонии. Охрана атмосферы.

Демонстрация Круговорот кислорода в природе.

Химия гидросферы

Вода в природе. Строение льда. Способность воды растворять вещества. Состояние в воде катионов и анионов. Гидратная оболочка ионов.

Роль воды в круговороте веществ в природе. Растворимость в воде кислорода. Биохимическая потребность в кислороде. Основные источники загрязнения гидросферы. Металлы загрязнители водной среды, органические соединения – токсиканты, источники их поступления. Охрана гидросферы Проблемы загрязнения вод Эстонии

Практические работы

1. Физико-химические свойства вод РМ: рН, запах, мутность, цветность и т. д.

2. Определение гидрокарбонат ионов, катионов кальция и магния.

3. Определение общего содержания примесей.

Химия литосферы

Химические элементы и их минералы в земной коре. Состояние природных ресурсов Эстонии. Проблема рециркуляции элементов в земной коре.

Загрязнение почвы пестицидами, отходами промышленной переработки.

Проблемы переработки мусора.

Демонстрация

Минералы и горные породы.

Практические работы

1. Определение нитратного азота в овощах и фруктах.

2.Определение кислотности почв.

Хемосфера

Токсичные вещества хемосферы. Стандарты качества среды

Роль кислородосодержащих соединений в живых организмах Биологическая роль спиртов, альдегидов и карбоновых кислот. Понятие о мутагенной и канцерогенной активности. Токсическое действие кислородсодержащих соединений. Биотрансформация.

Загрязнение окружающей среды кислородсодержащими соединениями

Антропогенные источники поступления кислородсодержащих соединений в окружающую среду – промышленность, автотранспорт, . Последствия загрязнения природной среды кислородсодержащими соединениями. Изменения метаболизма у теплокровных животных. Заболевания человека, вызванные воздействием кислородсодержащих соединений на организм.

Практические работы

1. Качественные реакции на спирты, альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты.

2. Действие кислородсодержащих соединений на биологические объекты.

Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими кислородсодержащие соединения: улавливание и использование выбросов, переработка твердых отходов, повторное в технологический процесс очищенных стоков, разработка и внедрение безотходных технологий, контроль качества продукции, подбор экологически безопасных компонентов СМС.