Есенин творческая биография. Сергей есенин. Литературный дебют и успех

Сергей Александрович Есенин является великим русским поэтом-лириком. Большая часть его трудов - это новокрестьянская поэзия, лирика. Позднее творчество относится к ижиманизму, так как в нем прослеживается много использованных образов, метафор.

Дата рождения литературного гения - 21 сентября 1895 года. Родом он из Рязанской губернии, села Константиновка (Кузьминская волость). Поэтому многие произведения посвящены любви к Руси, есть много новокрестьянской лирики. Финансовое состояние семьи будущего поэта нельзя было назвать даже терпимым, так как его родители были достаточно бедными.

Все они относились к крестьянскому роду, а поэтому вынуждены были много работать физическим трудом. Отец Сергея, Александр Никитич, прошел также долгий трудовой путь. В детстве он увлекался пением в церковном хоре, имел хорошие голосовые данные. Когда же он вырос, то перешел на работу в лавку по продаже мяса.

Случай помог ему устроиться на хорошую должность в Москве. Именно там он стал приказчиком, и доходы семьи стали более высокими. Но это не послужило радостью для супруги, матери Есенина. Она все реже видела мужа, что не могло не сказаться на их отношениях.


Сергей Есенин с родителями и сестрами

Еще одним поводом для разлада в семье стало то, что после переезда отца в Москву мальчик стал жить у своего родного деда-старообрядца, отца матери. Именно там он получил мужское воспитание, которым на свой лад занимались сразу три его дяди. Так как они не успели обзавестись своими семьями, то старались уделить мальчику много внимания.

Все дяди были неженатыми сыновьями бабки деда Есенина, которые отличались веселым нравом и отчасти еще юношеским озорством. Они научили мальчика ездить на лошади весьма необычным образом: посадили его на коня, который помчался галопом. Также происходило и обучение плаванию в реке, когда маленького Есенина просто кидали голого с лодки прямо в воду.


Что касается матери поэта, то на нее повлияло расставанием с мужем, когда тот был на долгой службе в Москве. Она получила работу в Рязани, где влюбилась в Ивана Разгуляева. Женщина покинула Александра Никитича и даже родила второго ребенка от нового сожителя. Сводного брата Сергея назвали Александром. Позже родители все же снова сошлись, у Сергея появилось две сестры: Катя и Александра.

Образование

После такого домашнего воспитания семьей было решено отправить Сережу на обучение в Константиновскую земскую школу. Он учился там с девяти до четырнадцати лет и отличался не только своими способностями, но и плохим поведением. Поэтому на одном году обучения, по решению управляющего школой, его оставили на второй год. Но все же выпускные оценки были исключительно высокими.

В это время родители будущего гения решили снова жить вместе. Мальчик стал чаще приезжать в родной дом на каникулах. Тут он ходил к местному священнику, у которого была внушительная библиотек с книгами разных авторов. Он внимательно изучал многие тома, что не могло не повлиять на его творческое становление.


После окончания земской школы он перешел в церковно-приходскую, находящуюся в селенье Спас-Клепки. Уже в 1909 году, после пятилетнего обучения, Есенин окончил и Земское училище в Константиновке. Мечтой его семьи было то, чтобы внук стал учителем. Он смог ее реализовать после обучения в Спас-Клепиках.

Именно там он окончил и второклассную учительскую школу. Она также работала при приходе церкви, как это было заведено в те времена. Сейчас здесь функционирует музей, посвященный творчеству этого великого поэта. Но после получения преподавательского образования Есенин принял решение поехать в Москву.


В многолюдной Москве ему приходилось работать и в мясной лавке, и в типографии. В лавку его устроил родной отец, так как юноше пришлось попросить помощи в трудоустройстве именно у него. Потом он устроил его в контору, в которой Есенину быстро приелась однообразная работа.

Когда он служил в типографии помощником корректора, быстро подружился с поэтами, входящими в Суриковский литературный и музыкальный круг. Возможно, это и повлияло на то, что в 1913 году он не поступил, но зато стал вольным слушателем Московского городского народного университета. Там он посещал лекции историко-философского факультета.

Творчество

Тяга к написанию стихов родилась у Есенина еще в Спас-Клепиках, где он обучался в учительской приходской школе. Естественно, произведения имели духовную направленность, еще не были проникнуты нотками лирики. К таким работам можно отнести: «Звезды», «Моя жизнь». Когда поэт пребывал в Москве (1912-1915 года), то именно там начал свои более уверенные пробы пера.

Очень важно и то, что в этот период в его произведениях:

  1. Использовался поэтический прием образности. Труды пестрели умелыми метафорами, прямыми или переносными образами.
  2. В этот период прослеживалась и новокрестьянская образность.
  3. Можно было заметить и русский символизм, так как гений любил творчество .

Первым напечатанным произведением стало стихотворение «Берёза». Историки отмечают, что при его написании Есенин был вдохновлен работами А.Фета. Тогда он взял себе псевдоним Аристон, не решившись отослать в печать стихотворение под собственным именем. Его напечатал в 1914 году журнал «Мирок».


Первая книга «Радуница» была выпущена в 1916 году. В ней прослеживался и русский модернизм, так как юноша переехал в Петроград и стал общаться с известными писателями и поэтами:

  • С.М. Городецкий.
  • Д.В. Философов.
  • А. А. Блок.

В «Радунице» есть и ноты диалектизма, и многочисленные проводимые параллели между природным и духовным, так как названием книги служит день, когда почитают умерших. Тогда же происходит приход весны, в честь чего крестьяне поют традиционные песни. Это и есть связь с природой, ее обновлением и почитанием тех, кто ушел.


Меняется и стиль поэта, так как он начинает одеваться немного сказочно и более элегантно. На это мог повлиять и его опекун Клюев, который курировал его с 1915 по 1917 года. Стихотворения юного гения тогда с вниманием слушали и С.М. Городецкий, и великий Александр Блок.

В 1915 году было написано стихотворение «Черемуха», в котором он наделяет природу и это дерево человеческими качествами. Черемуха словно оживает и проявляет свои чувства. После призыва на войну в 1916 году Сергей начал общаться и с группой новокрестьянских поэтов.

Из-за выпущенного сборника, в том числе и «Радуницы», Есенин получил более широкую известность. Она дошла и до самой Императрицы Александры Федоровны. Она часто звала Есенина в Царское Село, чтобы он мог читать свои произведения ей и ее дочерям.

В 1917 году случилась революция, которая отразилась и на трудах гения. Он получил «второе дыхание» и, воодушевленный, решил выпустить поэму 1917 года под названием «Преображение». Она вызвала большой резонанс и даже критику, так как в ней было много лозунгов Интернационала. Все они были поданы совершенно иным способом, в стилистике Ветхого Завета.


Менялось и восприятие мира, приверженность к церкви. Поэт даже заявил об этом в открытую в одной из своих поэм. Потом он стал ориентироваться и на Андрея Белого, стал общаться с поэтической группой «Скифы». К работам конца двадцатых годов относятся:

  • Петроградская книга «Голубень» (1918).
  • Второе издание «Радуница» (1918).
  • Серия сборников 1918-1920 годов: Преображение и Сельский часослов.

Период имажинизма начался с 1919 года. Под ним подразумевается использование большого количество образов, метафор. Сергей заручается поддержкой В.Г. Шершеневича и основывает свою группу, которая впитала и традиции футуризма, стиль . Важным отличием было и то, что произведения носили эстрадный характер, предполагали открытое чтение перед зрителем.


Это придавало группе большую известность на фоне ярких выступлений с применением. Тогда были написаны:

  • «Сорокоуст» (1920).
  • Поэма «Пугачев» (1921).
  • Трактат «Ключи Марии» (1919).

Также известно, что в начале двадцатых Сергей стал заниматься реализацией книг, арендовал лавку для продажи печатных изданий. Она находилась на Большой Никитской. Это занятие приносило ему доход и немного отвлекало от творчества.


После общения и обмена мнениями, стилистическими приемами с А. Мариенгофом Есенином были написаны:

  • «Исповедь хулигана» (1921), посвященная актрисе Августе Миклашевской. В ее честь было написано семь стихотворений из одного цикла.
  • «Трерядница» (1921).
  • «Не жалею, не зову, не плачу» (1924).
  • «Стихи скандалиста» (1923).
  • «Москва кабацкая» (1924).
  • «Письмо к женщине» (1924).
  • «Письмо матери» (1924), которое является одни из лучших лирических стихотворений. Оно было написано перед приездом Есенина в родное село и посвящено своей матери.
  • «Персидские мотивы» (1924). В сборнике можно увидеть известное стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

Сергей Есенин на пляже в Европе

После этого поэт стал часто путешествовать. Его география поездок не ограничилась одним лишь Оренбургом и Уралом, он даже побывал и в Средней Азии, Ташкенте и даже Самарканде. В Урдах он часто заходил в местные заведения (чайхана), путешествовал по старому городу, завел новые знакомства. Его вдохновила и узбекская поэзия, восточная музыка, а также архитектура местных улочек.

После женитьбы последовали многочисленные поездки в Европу: Италию, Францию, Германию и другие страны. Есенин даже несколько месяцев проживал в Америке (1922-1923 года), после чего были сделаны записи с впечатлениями о проживании в этой стране. Они были напечатаны в «Известиях» и названы «Железным Миргородом».


Сергей Есенин (в центре) на Кавказе

В середины двадцатых была осуществлена и поездка на Кавказ. Есть предположение о том, что именно в этой местности был создан сборник «Красный восток». Он был выпущен в печать на Кавказе, после чего в 1925 году свет увидело и стихотворение «Послание евангелисту Демьяну». Период имажинизма продолжался до момента, пока гений не поссорился с А. Б. Мариенгофом.

Также критиканом и известным оппонентом Есенина считался . Но вместе с тем они не выказывали неприязнь публично, хотя их часто сталкивали лбами между собой. Все обходилось критикой и даже уважением к творчеству друг друга.

После того, как Сергей решил порвать с имажинизмом, он начал давать частые поводы для критики своего поведения. Например, регулярно после 1924 года стали выходить различные уличающие статьи о том, что он был замечен в пьяном состоянии или же устраивал дебоши, скандалы в заведениях.


Но такое поведение было всего лишь хулиганством. За счет доносов недоброжелателей был открыто сразу же несколько уголовных дел, которые позже были закрыты. Самым громким из них является Дело четырёх поэтов, в котором значились обвинения в антисемитизме. В это время пошатнулось и здоровье литературного гения.

Что касается отношения советской власти, то она беспокоилась о состоянии поэта. Есть письма, свидетельствующие о том, что Дзержинского просят помочь и спасти Есенина. В них значится о том, чтобы к Сергею приставили работника ГПУ, который бы не давал ему спиться. Дзержинский отреагировал на просьбу и привлек своего подчиненного, который так и не смог найти Сергея.

Личная жизнь

Гражданской женой Есенина была Анна Изряднова. С ней он познакомился тогда, когда работал помощником корректора в типографии. Результатом этого брака стало рождения сына Юрия. Но брак долго не удержался, так как уже в 1917 году Сергей женился на Зинаиде Райх. За это время у них родились сразу двое детей - Константин и Татьяна. Этот союз также оказался скоротечным.


В официальный брак поэт вступил в Айседорой Дункан, которая профессионально занималась танцами. Эта история любви запомнилась многим, так как их отношения были красивыми, романтичными и отчасти публичными. Женщина была известной танцовщицей в Америке, что подогревало интерес публики к этому браку.

При этом Айседора была старше своего супруга, но разница в возрасте им не помешала.


С Дункан Сергей познакомился в частной мастерской в 1921 году. Потом они стали вместе путешествовать по всей Европе, а также четыре месяца проживали в Америке - на родине танцовщицы. Но после возвращения из-за заграницы брак был расторгнут. Следующей женой стала Софья Толстая, которая была родственницей известного классика, союз также распался меньше, чем через год.

Также жизнь Есенина была связана и с другими женщинами. Например, Галина Бениславская была его личным секретарем. Она всегда была рядом с ним, отчасти посвятив свою жизнь этому человеку.

Болезнь и смерть

У Есенина были проблемы с алкоголем, о которых знали не только его знакомые, но и сам Дзержинский. В 1925 году великий гений был госпитализирован в платную клинику Москвы, специализирующуюся на психоневрологических расстройствах. Но уже 21 декабря лечение было закончено или, возможно, прервано по желанию самого Сергея.


Он решил временно переехать жить в Ленинград. Перед этим он прервал работу с Госиздатом и снял все свои средства, которые лежали на государственных счетах. В Ленинграде он проживал в гостинице и часто общался с разными литераторами: В. И. Эрлихом, Г. Ф. Устиновым, Н. Н. Никитиным.


Смерть настигла этого великого поэта неожиданно 28 декабря 1928 года. До сих пор не выяснены обстоятельства, при которых Есенин ушел из жизни, а также сама причина смерти. Это случилось 28 декабря 1925 года, а сами похороны прошли в Москве, где и сейчас находится могила гения.


В ночь на 28 декабря было написано практически пророческое прощальное стихотворение. Поэтому некоторые историки предполагают, что гений совершил самоубийство, но это не является доказанным фактом.


В 2005 году был снят российский фильм «Есенин», в котором главную роль сыграл . Также перед этим был снял и сериал «Поэт». Обе работы посвящены великому русскому гению и получили положительные отзывы.

  1. Маленький Сергей пять лет неофициально был сиротой, так как его опекал дед по матери Титов. Женщина просто отсылала отцу средства на содержание сына. Отец в это время работал в Москве.
  2. В пять лет мальчик уже умел читать.
  3. В школе Есенину было дано прозвище «безбожник», так как его дед когда-тот отрекся от церковного ремесла.
  4. В 1915 году началась служба в армии с последующей отсрочкой. Потом Сергей снова оказался на военных лавах, но уже в качестве санитара.
Сергей Александрович Есенин родился в Рязанской области в селе Константиново. Дата его рождения: 3 октября 1895 года. Отца звали Александр Никитич, а мать Татьяна Фёдоровна. В связи с тем, что мама поэта была выдана замуж не по своей воле, то через некоторое время вынуждена была сбежать от мужа к родителям. После чего отправилась на заработки в Рязань, а маленький Есенин остался на попечении бабушки и дедушки. Дедушка Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, басен, пословиц, и как утверждал сам поэт, именно она подтолкнула его к написанию первых стихотворений.

В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, по окончании которого в 1909 году начал учёбу в церковно-приходской второклассной учительской школе (ныне музей С. А. Есенина) в Спас-Клепиках. По окончании школы, осенью 1912 года, Есенин ушёл из дома. Он отправился в Москву, работал в мясной лавке, а потом - в типографии И. Д. Сытина. В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, был дружен с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.

Небольшое отступление

Лет тридцать-сорок назад все восторженные девушки и даже некоторые юноши Советского Союза с душевным трепетом открывали для себя поэтов начала двадцатого века: С. Есенина, А. Блока, лирического В. Маяковского. Более продвинутые читали Ахматову, Гумилева, Цветаеву, а некоторые даже Бальмонта и Кузьмина. Любовь к поэзии «серебряного века», мягко говоря, не поощрялась школьной программой, а за особо сильные восторги можно было даже попасть на беседу в комитет государственной безопасности, и навсегда утратить любовь к литературе. Но как же были прекрасны и желанны стихи этих декадентов и отщепенцев. Сколько в них было нездешнего, далекого от серости будней социалистического быта. Сколько тоски по несбывшемуся и предчувствия глобальной катастрофы. Странно, что сейчас эти стихи почти не востребованы, хотя спустя столетие в обществе все тот же кокаиновый угар и неясное желание великого бунта, который неизменно закончится большой кровью. Тексты, содержащие «много букв», к сожалению, не читаются населением. Но так хочется верить, что следующие поколения откроют для себя и «прекрасную даму», и «сероглазого короля», а надежда умирает последней.

Продолжаем про Есенина

В 1912 году, после окончания школы, Сергей Александрович Есенин отправляется на заработки в Москву. Там он устраивается в типографию И.Д.Сытина помощником корректора. Работа в типографии позволяла молодому поэту читать множество книг, дала возможность стать членом литературно-музыкального Суриковского кружка. Первая гражданская жена поэта, Анна Изряднова, так описывает Есенина тех лет: «Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…».

В 1913 году С. А. Есенин поступил на историко-философский факультет Московского городского народного университета им. Шанявского. Это был первый в стране бесплатный университет для вольнослушателей. Там Сергей Есенин слушал лекции о западноевропейской литературе и о русских поэтах.

Но, в 1914 году Есенин бросает работу и учёбу, и по словам Анны Изрядновой, полностью посвящает себя стихам. В 1914 году в детском журнале «Мирок» были впервые опубликованы работы поэта. В январе его стихи начинают печататься и в других журналах и газетах. В этом же году у С.Есенина и А.Изрядновой родился сын Юрий, который был расстрелян в 1937 году.

В 1915 году Есенин приехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А. А. Блоку, С. М. Городецкому и другим поэтам. В январе 1916 года Есенина призвали на войну и, благодаря хлопотам друзей, он получил назначение («с высочайшего соизволения») санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» - 1916), которые сделали его очень известным. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал, в том числе перед императрицей Александрой Фёдоровной и её дочерьми в Царском Селе. В 1915-1917 годах Есенин поддерживал дружеские отношения с поэтом Леонидом Каннегисером, впоследствии убившим председателя Петроградской ЧК Урицкого.

Переезд Есенина в Москву


В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм ("Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин, воспевая новую действительность и ее героев, пытался соответствовать времени ("Кантата", 1919). В более поздние годы им были написаны "Песнь о великом походе", 1924, "Капитан земли", 1925, и др.). Размышляя, "куда несет нас рок событий", поэт обращается к истории (драматическая поэма "Пугачев", 1921).

В 21 году Есенин пишет стих про уходящую юность

Тема стихотворения – тема уходящей юности, молодости. Основная идея – прощание с молодостью – это щемящее чувство, которому автор поет песню. Общий эмоциональный тон стихотворения – элегический, печальный, но без унылости. Он создается благодаря элементам поэтики.

Особый подбор лексики. Уже начало стихотворения несет в себе оттенок прощания. Повторяющаяся отрицательная конструкция с «не» усиливает этот оттенок. Кроме того, выражения «жизнь моя», «дух бродяжий», как бы взрывают, не задерживают элегическое настроение.

Центральные строфы – обращение к своему сердцу, чуть «тронутому холодком» и к собственной жизни. Ритмически текст построен достаточно четко, этому способствует пятистопный хорей.

Стихотворение богато метафорами, так же, как и юность, молодость щедры на события и радость. Совершенно неожиданно жизнь сравнивается со всадником на «розовом коне». «Розовый», как эпитет, впитывает в себя и несбыточные, буйные мечты, которые свойственны юности (видеть жизнь «в розовом свете», носить «розовые очки», приукрашивающие реальность), и цвет зари. Но в следующей строфе цветовая окраска меняет палитру. Цвет мечты, молодости и юности переходит в медный окрас кленовой листвы (невольно напрашивается такая ассоциация – о человеке, много пережившем, много повидавшем, говорят «медные трубы прошел»).

Пять стоп в стихотворении делают текст плавным, мягким. Этому же способствует и женская открытая рифма, которая присутствует в первой и третьей строках четверостиший. Чередуя с мужской рифмой во второй и четвертой строках, автор создает перекрестную рифмовку, что придает четкость и законченность произведению. Подобное построение текста еще раз подчеркивает мысль о том, что молодость быстротечна, и на смену «гулкой рани весенней» приходит жизнь в тленном мире, сложности которого не замечаются в молодости.

Стихотворение нарядно своей звуковой организацией. Согласные «л», «м», «н» придают мягкость и плавность звучанию.

Таким образом, основные компоненты поэтики соответствуют эмоциональному тону, теме, идее стихотворения. Благодаря особому подбору лексики, простому построению фраз, своеобразному звуковому подбору, стихотворение С. Есенина находит отклик в сердцах читателей различного возраста. Недаром многие произведения Есенина, в том числе и данное, стали в свое время популярными песнями.

Возврат на родину

В конце лета 1923 года Сергей Есенин вернулся на родину. Здесь у поэта случился ещё один непродолжительный роман с переводчицей Надеждой Вольпин, от которого родился сын Александр. В газете «Известия» публиковались записи поэта об Америке «Железный Миргород».

В 1924 году Есенин снова стал увлекаться путешествиями по стране, много раз ездил на родину в Константиново, несколько раз за год побывал в Ленинграде, потом были поездки на Кавказ, в Азербайджан.

В одной из последних поэм «Страна негодяев» Сергей Александрович Есенин очень резко пишет о лидерах России, что влечёт за собой критику и запрет публикаций поэта.

В 1924 году творческие разногласия и личные мотивы побудили С. А. Есенина порвать с имажинизмом и уехать в Закавказье.

Эпизоды жизни

Несмотря на то что последние годы жизни Есенин злоупотреблял алкоголем, он не писал стихи нетрезвым. Об этом же говорят и мемуаристы поэта. Однажды Есенин признался своему приятелю: «За мной ходит отчаянная слава пропойцы и хулигана, но это только слова, а не такая уж страшная действительность».

Танцовщица Дункан


Танцовщица Дункан влюбилась в Есенина чуть ли не с первого взгляда. Он тоже сильно ей увлекся, несмотря на ощутимую разницу в возрасте. Айседора мечтала прославить своего русского мужа и взяла его с собой в турне - по Европе и в Америку. Свое скандальное поведение во время поездки Есенин объяснял в свойственной ему манере: «Да, я скандалил. Мне нужно было, чтобы они меня знали, чтобы они меня запомнили. Что, я им стихи читать буду? Американцам стихи? Я стал бы только смешон в их глазах. А вот скатерть со всей посудой стащить со стола, посвистеть в театре, нарушить порядок уличного движения - это им понятно. Если я это делаю, я миллионер. Мне, значит, можно. Вот и уважение готово, и слава и честь! О, меня они лучше помнят, чем Дункан!» На самом деле Есенин быстро понял, что за границей он для всех лишь «муж Дункан», разорвал отношения с танцовщицей и вернулся домой.

Неудачный брак с Софьей

Осенью 1925 года Есенин женился на внучке Льва Толстого Софье, но брак был не удачным. В это время он активно выступал против еврейского засилья в России. Поэт и его друзья обвиняются в антисемитизме, за что полагался расстрел. Последний год жизни Есенин провёл в болезнях, скитаниях и пьянстве. По причине сильного пьянства С. А. Есенин некоторое время пребывал в психоневрологической клинике Московского университета. Однако из-за преследований со стороны правоохранительных органов поэт был вынужден покинуть клинику. 23 декабря Сергей Есенин уезжает из Москвы в Ленинград. Останавливается в гостинице «Англетер».

Смерть поэта

В этой гостинице, в номере № 5, 28 декабря 1925 года Сергей был найден мёртвым.
Уголовное дело правоохранительные органы возбуждать не стали, несмотря на то, что на теле имелись признаки насильственной смерти. До сих пор официально существует одна-единственная версия – самоубийство. Она объясняется той глубокой депрессией, в которой поэт находился последние месяцы жизни.

Есенина похоронили в последний день уходящего 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

В 80-е годы появились и всё больше стали развиваться версии о том, что поэта убили, а потом инсценировали самоубийство. Такое преступление приписывают людям, работавшим в те годы в ОГПУ. Но пока всё это так и остаётся лишь версиями.

Великий поэт успел за свою такую короткую жизнь оставить потомкам, живущим на Земле, бесценное наследие в виде своей поэзии. Тонкий лирик со знанием народной души мастерски описывал в своих стихах крестьянскую Русь. Многие его произведения положены на музыку, получились превосходные романсы.

Лучшие стихи Есенина:

1 МАЯ

Есть музыка, стихи и танцы,
Есть ложь и лесть...
Пускай меня бранят за стансы -
В них правда есть.

Я видел праздник, праздник мая -
И поражен.
Готов был сгибнуть, обнимая
Всех дев и жен.

Куда пойдешь, кому расскажешь
На чье-то «хны»,
Что в солнечной купались пряже
Балаханы?

Ну как тут в сердце гимн не высечь,
Не впасть как в дрожь?
Гуляли, пели сорок тысяч
И пили тож.

Стихи! стихи! Не очень лефте!
Простей! Простей!
Мы пили за здоровье нефти
И за гостей.

И, первый мой бокал вздымая,
Одним кивком
Я выпил в этот праздник мая
За Совнарком.

Второй бокал, чтоб так, не очень
Вдрезину лечь,
Я выпил гордо за рабочих
Под чью-то речь.

И третий мой бокал я выпил,
Как некий хан,
За то, чтоб не сгибалась в хрипе
Судьба крестьян.

Пей, сердце! Только не в упор ты,
Чтоб жизнь губя...
Вот потому я пил четвертый
Лишь за тебя.

Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня -
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.

Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.

Праздник Есенина: особенности празднования

В современном календаре можно встретить огромное количество праздников как православных, так и христианских, празднующихся на официальном уровне. Однако, к большому сожаленью, в нем нет празднования событий, приуроченных к юбилеям величайших деятелей искусства, поэзии. Об одном из таких вот праздников хочется рассказать более подробно. Это – о празднике Есенина.

Базар и возложение цветов

Этот праздник проходит на родине поэта, а именно в селе Константиново Рязанской области, и празднуется в день рождение писателя – 3 октября, начиная с 1985 года. Каждый год на нем собирается огромное количество почитателей творчества этого прекрасного деятеля искусства со всех уголков Российской Федерации.

Начинается праздник с базара-выставки работ местных мастеров-ремесленников, который обычно проводится на Центральной площади. Каждый желающий может прикупить себе в качестве сувенира или кому-то в подарок разнообразные поделки из дерева, соломы или сам поучаствовать в их создании.

Затем люди идут к памятнику Сергею Александровичу Есенину для возложения цветов. Кстати, говорят, что если подержаться за палец на правой руке поэта – это на счастье. Приезжие очень часто используют этот ритуал.

Продолжение праздничного мероприятия

После возложения цветов к памятнику поэта, люди посещают местные достопримечательности: школу, где в свое время учился Сергей Есенин, бальзамический тополь, высаженный поэтом собственноручно в 1924 году, а также Государственный музей-заповедник в честь этого писателя, в котором проводится выставка из фондов музея, праздничные экскурсии.

Затем празднование переносится на театральные и поэтические площадки, на сценах которых проходят выступления в честь дня рождения этого великого деятеля, декламация его стихов другими поэтами и всеми желающими.

В этом году, кстати, исполнилось 120 лет со дня рождения великого русского поэта. И народ достойно почтил память этого действительно талантливого поэта, организовав концерты, выставки и литературные встречи по всей стране. А в самом селе Константиново люди почтили память поэта народным гулянием вдоль реки Ока, поэтическими спектаклями и театральными постановками. А наиболее ярким событием этого дня стала постановка спектакля «Хулиган. Исповедь», в котором принял участие такой известный артист, как Сергей Безруков.

Еще немного стихов

Корабли плывут
В Константинополь.
Поезда уходят на Москву.
От людского шума ль
Иль от скопа ль
Каждый день я чувствую
Тоску.

Далеко я,
Далеко заброшен,
Даже ближе
Кажется луна.
Пригоршнями водяных горошин
Плещет черноморская
Волна.

Каждый день
Я прихожу на пристань,
Провожаю всех,
Кого не жаль,
И гляжу все тягостней
И пристальней
В очарованную даль.

Может быть, из Гавра
Иль Марселя
Приплывет
Луиза иль Жаннет,
О которых помню я
Доселе,
Но которых
Вовсе - нет.

Запах моря в привкус
Дымно-горький,
Может быть,
Мисс Митчел
Или Клод
Обо мне вспомянут
В Нью-Йорке,
Прочитав сей вещи перевод.

Все мы ищем
В этом мире буром
Нас зовущие
Незримые следы.
Не с того ль,
Как лампы с абажуром,
Светятся медузы из воды?

Оттого
При встрече иностранки
Я под скрипы
Шхун и кораблей
Слышу голос
Плачущей шарманки
Иль далекий
Окрик журавлей.

Не она ли это?
Не она ли?
Ну да разве в жизни
Разберешь?
Если вот сейчас ее
Догнали
И умчали
Брюки клеш.

Каждый день
Я прихожу на пристань,
Провожаю всех,
Кого не жаль,
И гляжу все тягостней
И пристальней
В очарованную даль.

А другие здесь
Живут иначе.
И недаром ночью
Слышен свист,-
Это значит,
С ловкостью собачьей
Пробирается контрабандист.

Пограничник не боится
Быстри.
Не уйдет подмеченный им
Враг,
Оттого так часто
Слышен выстрел
На морских, соленых
Берегах.

Но живуч враг,
Как ни вздынь его,
Потому синеет
Весь Батум.
Даже море кажется мне
Индиго
Под бульварный
Смех и шум.

А смеяться есть чему
Причина.
Ведь не так уж много
В мире див.
Ходит полоумный
Старичина,
Петуха на темень посадив.

Сам смеясь,
Я вновь иду на пристань,
Провожаю всех,
Кого не жаль,
И гляжу все тягостней
И пристальней
В очарованную даль.

Тяжело и прискорбно мне видеть,
Как мой брат погибает родной.
И стараюсь я всех ненавидеть,
Кто враждует с его тишиной.

Посмотри, как он трудится в поле,
Пашет твердую землю сохой,
И послушай ты песни про горе,
Что поет он, идя бороздой.

Или нет в тебе жалости нежной
Ко страдальцу сохи с бороной?
Видишь гибель ты сам неизбежной,
А проходишь его стороной.

Помоги же бороться с неволей,
Залитою вином, и с нуждой!
Иль не слышишь, он плачется долей
В своей песне, идя бороздой?

Кулинарные предпочтения Сергея Есенина

В 2015 году исполнилось 120 лет со дня рождения и 90 лет со дня смерти одного из «золотых голосов» русской поэзии – Сергея Александровича Есенина. Его стихи – необыкновенная по глубине любовь к родине. Природа и Есенин – неразрывное целое. В детстве будущий поэт проводил много времени на берегу речки, где собирал утиные яйца и откуда приносил больших раков. Он любил рыбачить. Страсть к рыбалке осталась и в дальнейшем. Участвовал поэт и в крестьянском сенокосе. Крестьяне должны были хорошо кормить косарей и мальчишек, им помогавших, которые зачастую оставались жить в поле. Для этого припасали продукты: сало, яйца, творог, простоквашу. Хозяйки пекли блины, драчены. Варили компоты. Все заботились о косарях, которым сено доставалось нелегко.

После Первой мировой войны в деревнях люди обнищали и пекли хлеб с добавлением щавеля, лебеды, мякины.

Юному поэту нелегко было и в столице, куда он перебрался с тетрадкой своих стихов. Когда Есенин в 1915 году пришел к известному к тому времени Александру Блоку, в разговоре не заметил, как съел булку. Блок предложил ещё и яичницу. Молодому организму не было сил отказаться от угощения.

Есенин сам был гостеприимным человеком. У него в доме всегда были гости. Сам Есенин любил вставать ровно в 9 часов. К этому времени на столе гудел самовар, манили вкусным запахом любимые поэтом белые калачи. Есенин любил чаевничать.

В кафе имажинистов Сергей Есенин участвовал в складчине: покупались на собранные из карманов деньги, хлеб и колбаса, делались бутерброды. На большее денег пока не было. Поэты были практически всегда голодными. Однажды за разговорами тоже не заметили, как съели большой кусок сливочного масла без хлеба у журналиста Л. Повицкого.

Так получилось, что все-таки своего дома, о котором он мечтал, у Есенина не было. Это было для него тягостно. Рукописи находились в разных местах, приходилось за ними ходить туда-сюда, поэтому в кармане поэта мог лежать сверток с чем-нибудь съестным, например с солеными огурцами. Когда Есенин жил в Ростове в служебном вагоне, у него на столе всегда стоял самовар, поэт потчевал гостей чаем.

Во время поездки в Ташкент, с удовольствием ел там фрукты, шашлыки, плов, пил зеленый чай.

В Грузии попробовал кизилового сока, который ему понравился.

Перед смертью Есенин попал в больницу, из которой сбежал. Он отправился в кафе «Мышиная нора». Там заказал себе сосиски с тушеной капустой и пива.

Любил Есенин борщ с ушками. Поклонники поэта и русской кухни должны знать его рецепт.

Нужно потушить 200 граммов свеклы и две морковки до полуготовности, предварительно нашинковав их. Обжарить с мукой луковицу с двумя помидорами. Добавить все вышеуказанное в кастрюлю с проваренной капустой. Варить до готовности и добавить специи по вкусу.

К борщу готовились ушки: сваренную гречневую кашу перемешивали с пассерованным луком. Тонко раскатывали обычное тесто из воды, муки, яйца, соли, нарезали ромбы. Начинку клали в ромбы. Края, смоченные яйцом, защепляли. Эти ромбы запекались потом в духовке. Борщ подавали с ушками, со сметаной и зеленью.

Другой борщ готовился с грибами. Испеченную в духовке свеклу очищали от кожуры и шинковали соломкой. Соломкой перед жаркой резали лук, морковь, корень петрушки. Все овощи и грибы заливали квасом, солили и варили до готовности. Это старинный борщ по псковски – печерски.

Приготовленные борщи, которые любил Сергей Есенин, можно считать данью памяти прекрасному поэту и хорошему человеку, которому не пришлось встать к завтраку 28 декабря 1925 года.

Еще стихи

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

В Хороссане есть такие двери,
Где обсыпан розами порог.
Там живет задумчивая пери.
В Хороссане есть такие двери,
Но открыть те двери я не мог.

У меня в руках довольно силы,
В волосах есть золото и медь.
Голос пери нежный и красивый.
У меня в руках довольно силы,
Но дверей не смог я отпереть.


И зачем? Кому мне песни петь?-
Если стала неревнивой Шага,
Коль дверей не смог я отпереть,
Ни к чему в любви моей отвага.


Персия! Тебя ли покидаю?
Навсегда ль с тобою расстаюсь
Из любви к родимому мне краю?
Мне пора обратно ехать в Русь.

До свиданья, пери, до свиданья,
Пусть не смог я двери отпереть,
Ты дала красивое страданье,
Про тебя на родине мне петь.
До свиданья, пери, до свиданья.

Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?

Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.

Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была...
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?

Сергей Есенин, его жизнь и творчество представляет уникальное явление в российской истории, культуре и литературе. Интерес к нему с годами не только не угасает, но и периодически вспыхивает с новой силой. Наиболее острая дискуссия в последние годы ведется по поводу обстоятельств его гибели.

В последние десятилетия открылись новые свидетельства и документы, не только не вписывающиеся в официальную версию самоубийства поэта, но и убедительно подтверждающие ее несостоятельность, и как альтернативу логически приводящие к заключению об убийстве. Недавно выявлен отчетливый «сталинский след» в преступлении против Есенина, с характерным для подобных нераскрытых преступлений «сталинским почерком». Однако существует огромная сила инерции, как официальных властных учреждений, так и официальных учреждений культуры, не позволяющая провести объективное расследование в рамках современного законодательства.

2. В 1909 году Сергей Есенин обучался в церковно-приходской учительской школе с Спас-Клепиках. Сегодня это уже не школа, а музей С.А. Есенина.

3. После окончания школы в 1912 году Есенин уехал в Москву, где работал в мясной лавке.

4. Есенин был женат трижды. Последняя его жена, Софья Андреевна Толстая, являлась родной внучкой Льва Николаевича Толстого.

5. Второй брак Есенина был примечателен тем, что его жена (Американская танцовщица) Айседора Дункан практически не говорила по-русски, а сам Сергей Александрович вообще не говорил по-английски. В итоге их брак продлился чуть более года. В 1968 году вышел британско-французский фильм, посвященный этой танцовщице, который так и называется «Айседора». Роль Есенина досталась некоему Звонимиру Чрнко.

6. Сергей Есенин - один из многих Русских поэтов, на чьи стихи делали песни. В разное время песни на стихи Есенина исполняли Александр Малинин («Забава»), группа Альфа, Людмила Зыкина («Слышишь, мчатся сани»), Надежда Бабкина («Отговорила роща золотая»), Галина Ненашева «Береза», Николай Караченцов («Королева»), Олег Погудин, Никита Джигурда, гр. Монгол Шуудан («Москва»), Вика Цыганова, Земфира и многие другие.

7. Будучи женатым Сергей Есенин имел роман на стороне с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин. От этого союза у них в 1924 году родился внебрачный сын Александр. Мужчина прожил длинную, плодотворную жизнь и носил двойную фамилию Есенин-Вольпин.

8. 28 декабря 1925 года Есенина находят повешенным на трубе отопления в своем номере гостиницы «Англетер». Также найдена прощальная записка, написанная кровью в виде стихотворения «Прощай мой друг, прощай...». Похоронили Сергея в Москве на Ваганьковском кладбище.

9. Многие до сих пор спорят по поводу гибели Сергея Есенина. Говорят, что он не мог повеситься, так как для этого не было причин. Современники отмечают, что накануне гибели он был весел и жизнерадостен, кроме того, он с таким нетерпением ждал выхода своего нового сборника стихов.

10.У Сергея Есенина был свой Литературный секретарь Галина Артуровна Бениславская, которая в течение пяти лет занималась всеми литературными делами Есенина, вела переговоры с редакциями. Она была очень сильно предана и привязана к Есенину, и по словам друзей Сергея, она хотела быть единственным близким другом Есенина. Она даже обвинила друзей поэта и его сестру Екатерину в том, что они всячески пытаются разрушить их отношения. Почти через год после смерти Есенина (3 декабря 1926 года) Галина Бениславская застрелилась на его могиле на Ваганьковском кладбище. Также она оставила предсмертную записку, содержащую следующие строки: «В этой могиле для меня всё самое дорогое...»

Трудно найти человека, который бы не был знаком с творчеством великого русского лирика – Сергея Есенина. Его поэзия настолько глубокая, нежная, эмоциональная, что с первых строк погружаешься в стихотворения и оставляешь их в сердце навсегда.

Биография Есенина достаточно противоречива. Из многих произведений мы узнаем о его разгульной жизни, знаем, что автор пользовался популярностью у женщин, да и сам был очень влюбчивым. Но в тоже время мы видим прекрасного человека, лирика, мужчину, сердце которого переполнено любовью к Родине и уважением к женщине.

Практически в каждом стихотворении поэт описывает красоту Родины, ее безграничные просторы, приятный шум зелени, стройные березы и синие озера. В любое время года, переживая трудные времена, выходя на путь революции, для автора Россия всегда была прекрасна. Он любовался ею, но в тоже время его не покидала мысль о трудной и суровой судьбе родной страны. Поэзия Есенина глубоко патриотична, но в ней сохраняется особенный стиль, который присущ поэту-лирику.

Говоря о поэзии Есенина, невозможно не упомянуть его стихотворения о любви. Любовная лирика поэта – это моя любимая часть произведений, которые всегда читаются на одном дыхании. Особое понимание отношений между мужчиной и женщиной пришло к поэту в последние годы жизни. Именно зрелый взгляд на любовь показан в сборнике стихотворений «Персидские мотивы». В последние годы жизни было написано стихотворение «Письмо к женщине», в котором, как мне кажется, автор просит прощение у всех дам, которых когда-то любил, но не смог сберечь любовь.

Сергей Александрович Есенин - тонкий лирик и мечтатель, глубоко влюбленный в Русь. Он родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии. Крестьянская семья поэта была очень бедной, и когда Сереже исполнилось 2 года, отец отправился на заработки. Мать не выдержала отсутствия мужа, и вскоре семья развалилась. Маленький Сережа отправился на воспитание к дедушке по материнской линии.

Свое первое стихотворение Есенин написал в 9 лет. Короткая его жизнь продлилась всего 30 лет, но была столь насыщенной, что оказала большое влияние на российскую историю и душу каждого человека. Сотни небольших стихов и объемных поэм великого поэта разносятся отголосками по всей необъятной стране и за ее пределами.

Юный Есенин

У деда в деревне, куда был сослан Сережа, проживали трое неженатых сыновей. Как писал впоследствии Есенин, дяди были озорные, и яро взялись за мужское воспитание племянника: в 3,5 года они посадили мальчика на лошадь без седла и отправили скакать галопом. Они и плавать его учили: делегация садилась в лодку, отправлялась на середину озера и выбрасывала маленького Сережу за борт. В 8 лет поэт помогал на охоте - правда, в качестве охотничьей собаки. Он плавал по воде в поисках подстреленных уток.

Были и приятные моменты в деревенской жизни - бабушка знакомила внука с народными песнями, стихами, преданиями и сказами. Это и стало фундаментом для развития поэтического начала маленького Есенина. Учиться пошел в 1904 году в сельское училище, которое через 5 лет успешно окончил отличником. Поступил в Спас-Клепиковскую учительскую школу, откуда выпустился в 1912 году «учителем школы грамоты». В том же году переехал в Москву.

Зарождение творческого пути

В незнакомом городе поэту пришлось просить помощи у отца, и тот устроил его работать в мясную лавку, где сам служил приказчиком. Многоликая столица захватила разум поэта - он был полон решимости заявить о себе, и вскоре работа в лавке ему наскучила. В 1913 году бунтарь отправился служить в типографию И.Д. Сытина. В то же время поэт примыкает к «Суриковскому литературно-музыкальному кружку», где находит единомышленников. Первая публикация произошла в 1914 г., когда в журнале «Мирок» появилось стихотворение Есенина «Береза». Его работы появлялись также в журналах "Нива", "Млечный путь" и "Проталинка".

Страсть к знаниям направляет поэта в Народный университет А.Л. Шанявского. Он поступает на историко-философское отделение, но этого становится мало, и Есенин посещает лекции по истории русской литературы. Ведет их профессор П.Н. Саккулин, которому позже юный поэт принесет свои работы. Особенно оценит преподаватель стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…»

Служба в типографии знакомит Есенина с первой любовью Анной Изрядновой, и он вступает в гражданский брак. От этого союза в 1914 году рождается сын Юрий. В то же время начинается работа над поэмами "Тоска" и "Пророк", тексты которых были утеряны. Однако, несмотря на зарождающийся творческий успех и семейную идиллию, поэту становится тесно в Москве. Кажется, что его поэзию не оценят в столице так, как хотелось бы. Поэтому в 1915 году Сергей бросает все и переезжает в Петроград.

Успех в Петрограде

Первым делом на новом месте он ищет встречи с А.А. Блоком - настоящим поэтом, о славе которого Есенин мог в ту пору только мечтать. Встреча произошла 15 марта 1915 года. Они произвели друг на друга неизгладимое впечатление. Позже в своей автобиографии Есенин напишет, что в тот момент с него градом лился пот, ведь он впервые в жизни увидел живого поэта. Блок же написал о работах Есенина так: «Стихи свежие, чистые, голосистые». Их общение продолжалось: Блок показал юному дарованию литературную жизнь Петрограда, познакомил с издателями и известными поэтами - Городецким, Гиппиусом, Гумилевым, Ремизовым, Клюевым.

С последним поэт очень сближается - их спектакли со стихами и частушками, стилизованные под народное крестьянство, имеют большой успех. Стихи Есенина издают многие журналы Петербурга "Летопись", "Голос жизни", "Ежемесячный журнал". Поэт посещает все литературные встречи. Особенным событием в жизни Сергея становится издание сборника "Радоница" в 1916 году. Годом позже поэт вступает в брак с З. Райх.

Революцию 1917 года поэт встречает рьяно, несмотря на противоречивое к ней отношение. «Веслами отрубленных рук вы гребетесь в страну грядущего» отзывается Есенин в поэме «Кобыльи корабли» в 1917 году. Этот и следующий год поэт посвящает работе над произведениями «Инония», «Преображение», «Отчарь», «Пришествие».

Возвращение в Москву

В начале 1918 года поэт возвращается в златоглавую. В поисках образности он сходится с А.Б. Мариенгофом, Р. Ивневым, А.Б. Кусиковым. В 1919 году единомышленники создают литературное движение имажинистов (с английского image - образ). Движение было нацелено на открытие свежих метафор и вычурных образов в работах поэтов. Однако Есенин не мог полностью поддержать своих собратьев - он считал, что смысл стихов гораздо важнее ярких завуалированных образов. Для него первостепенной являлась гармоничность произведений и духовность народного творчества. Самым ярким своим проявлением имажинизма Есенин считал поэму «Пугачев», написанную в 1920 - 1921 г.

(Имажинисты Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф )

Новая любовь посетила Есенина осенью 1921 года. Он сходится с Айседорой Дункан - танцовщицей из Америки. Пара практически не общалась - Сергей не знал иностранных языков, а Айседора не говорила по-русски. Однако в мае 1922 года они поженились, и уехали покорять Европу и Америку. За границей поэт работал над циклом «Москва кабацкая», поэмами «Страна негодяев» и «Черный человек». Во Франции в 1922 г. был выпущен сборник «Исповедь хулигана», а в Германии в 1923 г. книга «Стихи скандалиста». В августе 1923 г.скандальный брак все же распался, и Есенин возвращается в Москву.

Творческое раскрытие

В период с 1923 по 1925 г. происходил творческий подъем поэта: он написал шедевральный цикл «Персидские мотивы», поэму «Анна Снегина», философское произведение «Цветы». Главным свидетелем творческого расцвета стала последняя жена Есенина Софья Толстая. При ней была издана «Песнь о великом походе», книга «Березовый ситец», сборник «О России и революции».

Поздние произведения Есенина отличаются философскими мыслями - он вспоминает весь свой жизненный путь, рассуждает о своей судьбе и судьбе Руси, ищет смысл жизни и свое место в новой империи. Часто появлялись рассуждения о смерти. Гибель поэта до сих пор покрыта тайной - он скончался ночью 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер».

«Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха»

Сергей Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии и прожил всего лишь тридцать лет. Но след, оставленный им в советской поэзии. Настолько глубок, что его не стерли ни усилия некоторых глухих и слепых его современников, ни последующие десятилетия, в которых ощутимо недоверие и предвзятое отношение к поэту. Его поэзия всегда жива в душе и в памяти нашего народа, потому что она уходит корнями в толщу народной жизни.

Верный и любящий сын многомиллионной крестьянской России, Есенин жил ее верой, чувствами и надеждами. И сила и слабость русского крестьянства отразились в творчестве поэта, оказавшегося на рубеже двух эпох - старой и новой. Духовный облик поэта складывался под влиянием революции 1905 года, Февральской революции 1917 года. Сложность и противоречивость творчества Есенина могут быть объяснены только сложными обстоятельствами того исторического периода, в который он жил. Попытки понять и объяснить Есенина вне этой связи заведомо обречены на неудачу.

Есенина нельзя представлять чистым лириком, которого не коснулось время и не заинтересовала эпоха. К его творчеству можно применить известное изречение о том, что если мир раскалывается пополам, то трещина проходит через сердце поэта.

Сложным, мучительным, трудным был путь Есенина к новой жизни; это одна из самых драматических страниц истории советской литературы. Но несмотря на все падения и срывы, поэт шел по этому пути, потому что в нем никогда не умирало то главное чувство, которое владело им, - чувство не расторжимой духовной связи со своим народом.

На примере нескольких произведений Есенина я постараюсь раскрыть и понять те, чувства которые целиком захватывали поэта, в разном временном измерении; поэта, ищущего свой путь в поэтическом мире того времени.

В раннем творчестве Есенина, да и несколько позже поэт прибегает к религиозным образам, привитым его дедом с раннего детства.

В его юной голове царит невероятная путаница от прочитанных и неверно понятых книг. Христа и Будду он причисляет к «гениям», а поэтов того времени - судите сами:

В то время Белинский назвал в своем письме его апостолом невежества. Незрелость Есенина, сумбурность его впечатлений, недостаток знаний отобразились в скороспелости его суждений. Он считал, что Пушкин - циник; Лермонтов, Гоголь - грубы и невежественны; Некрасов - лицемер.

Вот таким предстает передо мной ранний поэт, который не считал себя поэтом, но был ищущим и сомневающимся юношей, который был предоставлен сам себе с детства, у которого не было человека, ставшего бы для него советчиком и наставником.

Его раннее творчество, не могу сказать, что оно было успешным, можно связать с поступлением в народный университет Шанявского и вступление в «Суриковский кружок». Эти два события порождали в Есенине новые думы и настроения. Рождаются такие стихотворения как «Сбейте мне цепи, скиньте оковы», «Поэт» - тот поэт врагов кто губит……, которые я думаю, помогают понять смуту того тяжелого времени - революцию 1905 г, тяжелое положение простого русского народа - «Кузнец» - Куй, кузнец, рази ударом…

Но Есенин не стал сознательным революционером, пребывание в «Суриковском кружке» было лишь очередным этапом в витке его творчества. Он не стал революционером, как большинство художников, музыкантов, поэтов того времени, ему это было не интересно, я думаю, что таким образом, вступая в подобного рода кружки, он просто спасался от одиночества, преследовавшего его.

Итак, Есенин, после долгих поисков самого себя, не ощущая себя городским, возвращается к поэзии о сельской природе. Его всегда привлекали вольнолюбивые и независимые натуры, русская удаль и широта души, а так же исторические темы.

И первые печатные стихи Есенина - это стихи о природе - «Береза», «Черемуха», «Пороша».

В его поэме «Песнь о Евпатии Коловрате» (о хане Батые и разорении Рязани), «Марья - Посадница» (борьба Новгорода против Москвы) и в стихотворении «Ус» (о соратнике Степана Разина) - четко прослеживается мотив русской истории, которую он знал и любил.

По моему мнению, таким образом происходило постепенное становление Есенина как поэта - лирика и фольклорного сказателя, сочувствующего своим героям.

Большое влияние на творчество Есенина произвело творчество Блока. Состоялась их встреча и Блок отметил стихи Есенина как свежие, чистые, голосистые и многословные. И с Блоком я соглашусь, так как поэмы и стихи Есенина знакомы мне с раннего детства.

Сам Есенин отметил,что стихи Блока научили его «лиричности», этому свидетельствует стихотворение «Запели тесаные дороги», где он подражал великому поэту.

Двадцать лет было поэту, когда появилась первая книга его стихов - сборник «Радуница». Победа реальной жизни над религиозными легендами.

Мировая война 1915 года, наложила отпечатки на творчество Есенина, но отклики Есенина на войну не содержали социального протеста. Он пишет очень спокойно такие стихи, как «О Русь, спокойный уголок», «Молитва матери», «Богатырский посвист», «Удалец». В стихах Есенина того времени отражалось плачевное состояние деревни в царской России - «Гой, ты Русь моя родная…», «Спас». Но любовь к Родине порождалась не только грустными картинами нищего крестьянства, а он видел ее и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, веселыми рощами, с малиновыми закатами и звездными ночами - этому свидетельствуют такие стихи как: «Заголубели долы», «Черемуха машет рукавом», «Не бродить, не мять в кустах багряных».

Изображение человека в общении с природой дополняется у Есенина еще одной весьма заметной особенностью - любовью ко всему живому: зверям, птицам, домашним животным. С необычайной личностью и жалостью он пишет стихи: «Корова» , «Песнь о собаке» (прочитав это стихотворение Горький писал: «Я сказал ему, что на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных).

Вспоминая свои юные годы, Есенин писал в автобиографии: «Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов». И он пишет стихи по структуре напоминающие стихи Кольцова, у которого лапти и рванные кафтаны прочно вошли в поэзию: «Думы мои, думы», «В хате», «Молотьба».

Стихотворение «О Русь, взмахни крылами», было написано вскоре после Февральской революции, иллюзия надежды на перемены отразилась в творчестве Есенина.

Я согласна с положительными отзывами на «Радуницу» известного литературоведа П. Саккулина, «Народный златоцвет», в которой он одним из первых указывал на то, что творчество Есенина находится в « струе художественного фольклоризма», что в его поэзии «говорит непосредственное чувство крестьянина, природа и деревня обогатили его язык дивными красками». «Для Есенина нет ничего дороже Родины», - делал верное заключение Саккулин («Вестник Европы», 1916, № 5, стр. 205, 208).

«Поэтическое творчество русского народа не замерло: оно приняло лишь новые формы» - утверждал он. Так творчество Есенина уже служило веским аргументом в серьезном литературном споре.

В откликах на Февральскую революцию поэт совершенно не касается каких-либо конкретных исторических фактов или жизненных обстоятельств.

Можно утверждать, что Есенин в своем отношении к революции разделял настроение патриархальной части русского крестьянства, пассивных его слоев, далеких от идеи сознательной революционной борьбы, верных строзаветным законам деревни и иллюзорной мечте о том, чтобы жизнь протекала в прежнем русле, но без помещичьего гнета и насилия царских чиновников.

Октябрьская революция усилила политическую борьбу в стране.

Ярким свидетельством тогдашней позиции Есенина служат его наброски к поэме «Анна Снегина», в которой он пытался изобразить острую литературную борьбу, вызванную революцией:

«Возмездие достигло рока,

Рассыпались звенья кольца.»

О позиции Есенина в период революции можно судить по некоторым фактам его биографии. Поэт Д.Семеновский вспоминал: «Известно, что в ответ на обращение Совнаркома «Социалистическое отечество в опасности» , написанное В.И. Лениным в связи с немецким наступлением в 1918 году, Есенин записался в боевую дружину. То время диктовало свой подход к литературе, и Есенин совместно с М.Герасимовым и С.Клычковым написал текст «Кантаты», которая исполнялась при открытии мемориальной доски - памятник передовым борцам Октябрьской революции. Так же поэт написал стихотворение «Небесный барабанщик» - это пафосное стихотворение, веры в победу революции. В его стихах начинает звучать тема братства и единения, появляется публицистичность, лозунговость - «Кто хочет свободы и братства, Тому умирать нипочем!», «Да здравствует революция На земле и небесах!» Так революционная эпоха врывалась в стихи проникновенного лирика, вносила в его творчество пафос и высокое воодушевление.

Он написал даже киносценарий «Зовущие зори», в соавторстве с Герасимовым, Клычковым и писательницей Павлович и принимал самое горячее участие. Н.Павлович вспоминает: «Есенин не мог не видеть недостатков нашего незрелого детища, но он своей рукой переписывает большую часть чистового экземпляра сценария, не отрекаясь от него желая довести до печати» (Альманах «Литературная Рязань», книга вторая,1957 г.Здесь впервые опубликован сценарий «Зовущие зори»)

Есенин принимал участие в занятиях Пролеткульта, живо интересовался творчеством пролетарских поэтов. И в этом не было ничего неожиданного, так как поэты были выходцами из крестьян, не порвавших связей с деревней. Но в Пролеткульте не было единого мнения о нем и в рецензии на сборники Есенина, опубликованной в одном из пролеткультовских журналов, говорилось: «Идеология Есенина очень определенна: это левое народничество…. Пролетарским поэтом Есенина назвать никак нельзя. Тем не менее, он настолько крупен и своеобразен, что не присматриваться к нему внимательно не может и пролетариат».

Но пролеткультовские журналы публиковали и противоположные оценки творчества поэта: «совершенно ненужный пролетариату», «уходит прямо в лагерь реакции». Подобное отношение к Есенину заведомо обрекало его на неудачу сблизится с Пролеткультом. И он вместе с Коненковым и Клычковым поддат заявление в Московский Политкульт с просьбой организовать при нем секцию крестьянских писателей. Но это стремление стать ближе к революционному искусству, потерпело неудачу. Слово «большевик» не было для Есенина только средством поэтического языка и он делает попытку вступить в члены Коммунистической партии. Но его не приняли. Есенин, как и все остальные поэты, был захвачен в духе времени пафосом революции. есенин поэт дункан иманжист

Теперь разберемся, какие же изменения в творчестве Есенина произошли в связи с Октябрьской революцией?

Поэт стремился коснуться жизненно важных для русской деревни вопросов, пытается осознать значение великого исторического поворота в судьбах русского крестьянства. Однако его попытки осложняются недостаточной четкостью политических взглядов, беспомощностью перед трудными политическими вопросами, и прежде всего перед одним из важнейших - о русском крестьянстве и пролетарской революции. Мучительные поиски привели его к сближению с эсеровскими кругами. Он искал политического самоопределения. И труднее, чем многим, было найти верную позицию Есенину, связанному с патриархальной деревней. Он вступает в «скифство» и печатается в газете «Знамя труда» - произведения «Октоих», «Пришествие», «Инония», «Сельский часослов». Все они были отмечены религиозной символикой. Использование библейской символики - весьма характерная примета литературы первых лет революции. Библейские образы, мифы и притчи были емки по смыслу и вполне понятны представителям самых разных слоев.

Но не религиозные проблемы волнуют поэта, а все же судьба крестьянства.

Постепенно, он отошел от партии эсеров и покинул «скифов», поняв, что пошел не по истинному пути, замечая, что он расходился в вопросе о национальных особенностях русского народа.

Поэт искал новую точку опоры, новую жизненную позицию, иные средства художественного выражения.

Он присоединяется к иманжинистам, которые отнимали у Есенина его славу, не давая взамен ничего ценного, отделываясь мусором своих политических строк. Они создавали видимость поэтической школы, а на самом деле были отмечены всеми признаками богемы самого низшего пошиба, о чем говорил их литературный быт и постоянные скандалы для рекламы. И именно иманжисты разрушили его брак с Зинаидой Николаевной Райх. Есенин никогда не мог отделаться от мысли, что совершил неверный шаг, бросив семью. Разрушение домашнего очага влекло за собой другое бедствие - бездомность и бесприютность поэта. Так иманжистская среда не только пыталась изуродовать поэтическое дарование поэта, но и калечила его личную жизнь. Но иманжисты не смогли подчинить подлинное дарование поэта холодному и расчетливому шутовству. Есенин не потерял собственного поэтического голоса. На фоне однообразных словесных упражнений иманжистов, поэзия Есенина отличалась яркой самобытностью. И В.Брюсов, писал: «Третий видный иманжист, С.Есенин, начинал, как «крестьянский» поэт. От этого периода он сохранил гораздо больше непосредственного чувства, нежели его сотоварищи…. у Есенина четкие образы, певучий стих и легкие ритмы».

Есенин уезжает заграницу. Он обратился к образно - бытовой символике и пришел к выводу, что именно в ней нужно искать истоки подлинной поэтичности. Но печаль об уходящем владеет поэтом, и он чувствуя себя привязанным к прошлому. Неумение отчетливо понять настоящее, увидеть приметы будущего временами приводят поэта к фатализму и в его стихах все чаще звучит слово «рок» -

Мир таинственный, мир мой древний,

Ты, как ветер, затих и присел.

Вот сдавили за шею деревни

Каменные руки шоссе.

Так испуганно в снежную выбель

Заметалась звенящая жуть.

Здравствуй, ты, моя черная гибель,

Я на встречу к тебе выхожу!

В этом стихотворении поэт сравнивает себя с затравленным волком, попавшем в окружение врагов. Мучительные мысли преследуют Есенина, изнуряя его, порождая безразличное и равнодушное отношение к жизни - «Не жалею, не зову, не плачу….»

И находясь в терзаниях и во внутреннем уходе из мира тех представлений, в которых он жил, он пишет - «Нет любви ни к деревне, ни к городу», «Я покинул родные поля». Есенин находился в состоянии неуравновешенности, которая терзала и вызывала невыносимую боль в сердце. Он пристрастился к вину и скандалам, переживая творческий кризис - «Москва кабацкая», «Снова пьют здесь, дерутся и плачут». В «Москве кабацкой» - тесно переплелись черты характера поэта с его мучительными раздумьями об эпохе, о путях России, здесь есть несомненно отзвуки того, как и чем он тогда жил. Беспутные и развращенные женщины «Москвы кабацкой», к которым Есенин обращается - не столько реальные лица, сколько отражение общей атмосферы того сложного времени.

Страшная кабацкая жизнь захлестнула поэта, и я думаю, виной этому была его слабохарактерность, неумение противостоять обстоятельствам. Сам Есенин осознавал все происходящее с ним, называл себя «озорным гулякой», «забулдыгой», «скандалистом», «хулиганом». Осознавая свое положение, Есенина мучила душевная боль и горечь, которые вызвали в нем целую тему - тему покаяния: «Годы молодые с забубенной славой, Отравил я сам вас горькою отравой». Его посещали глубокие сомнения в нужности того, что он пишет.

3 октября 1921г. Сергей Есенин знакомится Айседорой Дункан. Луначарский официально предложил танцовщице открыть школу в Москве, обещая финансовую поддержку. Однако обещаний советского правительства хватило ненадолго, Дункан стояла перед выбором -- бросить школу и уехать в Европу или заработать деньги, отправившись на гастроли. И в это время у нее появился еще один повод, чтобы остаться в России, -- Сергей Есенин. Ей 43, она располневшая женщина с коротко остриженными крашеными волосами. Ему -- 27, золотоволосый поэт атлетического телосложения. Через несколько дней после знакомства он перевез вещи и переехал к ней сам, на Пречистенку, 20. 1922г. - Есенин и Дункан сочетались браком.

Удивительно, но при всем своем огромном желании любить и быть любимой Айседора лишь однажды все-таки вышла замуж. И то, получается, по расчету -- Есенина иначе не выпускали с ней за границу. Этот брак был странен для всех окружающих уже хотя бы потому, что супруги общались через переводчика, не понимая языка друг друга. 1922-1923гг. - Есенин и Айседора совершают длительную поездку по Западной Европе и США.

Сложно судить об истинных взаимоотношениях этой пары. Есенин был подвержен частой смене настроения, иногда на него находило что-то, и он начинал кричать на Айседору, обзывать ее последними словами, бить, временами он становился задумчиво-нежен и очень внимателен. За границей Есенин не мог смириться с тем, что его воспринимают как молодого мужа великой Айседоры, это тоже было причиной постоянных скандалов. Так долго продолжаться не могло. «У меня была страсть, большая страсть. Это длилось целый год… Мой Бог, каким же слепцом я был!.. Теперь я ничего не чувствую к Дункан». Результатом размышлений Есенина стала телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив». Их развели, благо это так легко было сделать в России в то время. .1923г. - они разошлись.

1924 - 1925гг. - Есенин путешествует по Закавказью. В то же время выходит сборник "Персидские мотивы", стихотворения "Русь уходящая", "Письмо к женщине", "Письмо матери", "Стансы".

Поэту требовалось приложить определенные усилия, чтобы владеть собой и он находил их. Он написал поэму «Черный человек», наполненной невыразимой внутренней болью. Эта поэма была напечатана уже после смерти поэта. Эта поэма - разговор Есенина с мрачным пришельцем, который обладает страшной властью над поэтом. Я считаю, что причина появления этой поэмы - некое предчувствие скорой кончины поэта, так как это самое трагическое произведение, его двойник, вобравший в свой образ то, что сам поэт считает отвратительным и мерзким. Таково было отношение поэты к самому себе.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории советской литературы. Оно занимает видное место в художественной летописи жизни нашей страны в первые годы революции. И нам всем известна истина, что только подлинно национальное искусство становится искусством общечеловеческим.

Чем больше проходит времени, тем очевиднее общечеловеческое значение поэзии Есенина, с ее идеями гуманизма, любовью ко всему живому, это поэзия добра и тепла, понятная и близкая русскому сердцу, это та атмосфера искренности, без которой невозможно человеческое общение.

Грузинский поэт Г. Леонидзе писал о Есенине: «Мы любили его как раз за то, что он пел «своим мотивом и наречьем», выражая волновавшие всех нас «человечьи чувства», за то, что он был истинно национальным поэтом» (газета «Правда» 1965 г.).

27 февраля 1925г. - Есенин переезжает из Москвы в Ленинград и пишет свое последнее стихотворение "До свиданья друг мой, до свиданья… ".

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Вот так страна!

Какого ж я рожна,

Орал, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

И сам я здесь ни капельки не нужен.

Но его чувство сопричастности судьбе России, его чувство любви и ответственности за нее заставляют Есенина бороться до конца. Есенин ушел из жизни в 1925 году в гостинице "Англетер", не успев увидеть, как его любимую родину добровольно коллективизировали. Недаром Горький писал: "Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности, он выражал стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ России".