Кто был первым бурятским ученым. Ученый Доржи Банзаров: биография, достижения и интересные факты. Жизнь коротка - история вечна

Всероссийский музей А.С. Пушкина запустил масштабную акцию, приуроченную к юбилею знаменитого русского писателя. УСЛОВИЯ: До 1 июня опубликуйте видеоролики или фотопоздравления в социальных сетях под хэштегами #СДнемРожденияПушкин220#HappyBirthdayPushkin220 Акция завершится 1 июня. Лучшие фото- и видеоматериалы покажут во дворе знаменитого дома на набережной реки Мойки, 12, в день рождения Александра Пушкина. Также материалы будут размещены на официальном […]

94 1

» , » В Оке прошел час науки, посвященный Доржи Банзарову

В Оке прошел час науки, посвященный Доржи Банзарову

20 ноября в Центральной межпоселенческой библиотеке прошел час науки, посвященный 195-летию со дня рождения первого бурятского ученого Доржи Банзарова. На мероприятии побывали дети со всех школ района — участники районной олимпиады по русскому языку и литературе, посвященной памяти отличника народного просвещения Зои Будаевны Галсановой.

Час науки открылся презентацией видеоряда «Бурятский Ломоносов», которая познакомила участников мероприятия с биографией ученого. Ребята узнали много интересных моментов из жизни ученого. Первому бурятскому ученому судьбы отмерила 33 года жизни, поэтому и его научное наследие в количественном отношении не очень велико. Однако его вклад в науку весом по своему значению и широте охвата различных проблем. Им написан целый ряд интересных и оригинальных исследований, касающихся различных отраслей востоковедения. Самой значительной публикацией ученого является труд «Черная вера или шаманство у монголов». Школьникам рассказали о его тяге к знаниям, о годах учебы в Казанском университете, о памятниках, установленных в память об ученых. В конце мероприятия школьники ответили на вопросы викторины.

В библиотеке оформлена книжная выставка «Первый бурятский ученый Доржи Банзаров». На выставке представлены издания, посвященные жизни и научному наследию ученого: А.С. Шофман «Казанский период жизни и деятельности Доржи Банзарова», Н.В. Ким «Доржи Банзаров», Б. Санжиев «Доржи Банзаров. Изучение научного наследия», материалы научных сессий и статьи, книги Чимита Цыдендамбаева «Доржи, сын Банзара» и «Вдали от родных степей».


Бадмажапов Валерий

Представленная работа представляет собой доклад, имеющий все необходимые структурные компоненты.В введении четко представлены основные положения: названа тема, определены цели, задачи, сформулирована актуальность, выдвинута гипотеза. Во 2-м разделе автор детально представляет свою родословную, рассказывает о жизни и деятельности Д.Банзарова, перечисляет все научные труды ученого. Таким образом, ученик самостоятельно добывает информацию, доказывает правильность точки зрения, проводит исследование. Данная работа вполне соответствует современным требованиям и может быть рекомендована для участия на научно-практических конференциях учащихся младшего школьного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Введение
  2. Основная часть доклада
  3. Заключение
  4. Приложение

Введение

В наше время много внимания уделяют изучению своей родословной. Мой дедушка, Бадмажапов Гонгор Болотович, как-то промолвился о том, что является потомком первого бурятского ученого Доржи Банзарова. А в этом году исполняется 190 лет со дня рождения Доржи Банзарова. Поэтому

Тема моей работы называется: Знаменитый бурятский ученый Доржи Банзаров – мой предок.

Цель: изучить свою родословную

Задачи : узнать биографию первого бурятского ученого Доржи Банзарова

Посетить места, посвященные Доржи Банзарову

Оформить родословное древо

Объект: мой предок

Предмет: жизнь и творчество Доржи Банзарова

Гипотеза: если я буду помнить и чтить своего предка, на примере которого меня воспитывают, сохраню память о нем, то и мои дети и внуки будут знать и помнить его.

Актуальность: Моя работа очень актуальна, ведь 2012 году исполняется 190 лет со дня рождения выдающему сыну Джидинской долины, уникальному ученому с мировым именем, Доржи Банзарову, по праву считающимся бурятским Ломоносовым.

Основная часть доклада

Прошлое – самое поучительное,

Будущее – самое манящее,

Настоящее – самое ответственное

Родословная по линии моего дедушки начинается от табангутов, одной из сартульских родов.

Основателями рода были Отогол и Батан. У Отогола не было сынавей, а у Батана было 4 сына: Галсан, Дардай, Далай и Араднай. У Арадная – Доржи, у Доржи - Базар, у Базара – Пята, у Пяты – Банзар. У Банзара было 4 брата: Харагшан, Даа, Бадма и Доржи Банзаров – будущий ученый. Так, как Доржи Банзаров умер в молодом возрасте, у него не было детей. А у его братьев Харагшана и Бадмы были дети, продолжатели рода Банзаровых. У Харагшана - Дашнаа, у Дашны трое сыновей: Доржи, Сойжит, Ринчин. Из них только Сойжит имел сына Жигмит. У Жигмита было три сына – Будажап, Санжи, Ойдоп. Из них Будажап – мой прадед. У него не было сыновей, только две дочери: Ханда и Пагма. Они обе являются моими прабабушками, Пагма родила моего деда Гонгора и отдала его на усыновление своей сестре Ханде. И Ханда, моя прабабушка, вырастила его как собственного сына.

У моего деда трое дочерей – Арюна – моя мама, Лена, Катя.

Вот это родословное древо составил мой дед, а ему рассказала моя прабабушка Ханда. Я сдедом и бабушкой вместе читаем книгу Цыдендамбаева «Доржи – сын Банзара». Теперь я знаю как прошло детство Доржи Банзарова. Его отец заставлял и убеждал Доржи, чтобы он хорошо учился. Родители обучили сына русской грамоте, чтобы он общался с русскими. Когда ему было 9 лет, поступил в Харацайское училище. Затем он учился в Троицкосавской школе. Доржи учился легко и успешно. За три года учебы он достиг больших успехов в учебе. Казанскую гимназию закончил с золотой медалью. За годы учебы он научился разговаривать на монгольском, маньчжурском, калмыцком, тибетском и немецком языках, на латыни, на тюркском, французском и английском языках.

Доржи Банзаров написал более двадцати пяти (25) работ. Особенно ценным является его сочинение «Черная вера или шаманство у монголов».

12 апреля 1850 года, после 15 лет пребывания в европейской России, Доржи Банзаров выехал в родные края, в Забайкалье. Приезд земляка - большого чиновника, да еще ученого, был встречен сородичами как большой праздник. Его чествовали в каждом улусе, каждой юрте. К сожалению, отец Банзарова уже умер и не мог порадоваться успехам своего сына. Недолгой оказалась жизнь и самого Доржи Банзарова – оторванный от круга ученых друзей он умер в возрасте 33 лет в полном расцвете сил. Похоронили его 2 марта в г. Иркутске.

19-20 сентября этого года в составе экспедиции Джидинского района я прошел по местам, где бывал Доржи Банзаров – в поселке Селендума, в поселке Новоселенгинск Селенгинского района. Посетил музей декабристов. Оказывается Доржи Банзаров был знаком с декабристами… В Улан-Удэ я участвовал на митинге возле памятника Доржи Банзарову.

Гордостью, визитной карточкой нашей школы является историко-краеведческий музей имени Доржи Банзарова, один из первых школьных музеев на территории Джиды.

Зал краеведения. Большая часть этого зала посвящена жизни и деятельности Доржи Банзарова. Здесь представлена его родословная, краткая биография, портрет Доржи Банзарова (работа художника К.Дульбеева с дарственной надписью), научные труды ученого, книги Чимита Цыдендамбаева «Доржи-сын Банзара», «Вдали от родных степей», фотоснимки и прочие материалы о Доржи Банзарове.

Перед школой стоит памятник Доржи Банзарову, проходя мимо которого я всегда помню, что я его потомок и должен быть достойным человеком.

Имя Доржи Банзарова носил колхоз имени Доржи Банзарова – наше базовое хозяйство. С 1990 года премию имени Доржи Банзарова в размере 1000 рублей получают лучшие выпускники нашей школы. Сумма постепенно увеличивается. 25 выпускников удостоены этой премии.

В нашем Ичетуе стало доброй традицией проводить турнир по волейболу - этой красивой зрелищной игре, которую любят и стар и млад в селе - на призы имени Доржи Банзарова. Турнир вначале проводился как районный, затем перерос в республиканский, в последние годы он стал международным. 13-14 апреля 2012 года он проведен в сороковой (40) раз. .

Имя Д.Банзарова носят:

  • Улица в городе Улан-Удэ.
  • Улица в городе Кяхта.
  • Улица в городе Казань.
  • Улица в городе Иркутск.
  • Улица в селе Петропавловка нашего района;
  • Улица в селе Кырен Тункинского района;
  • Улица в селе Кудара Сомон;
  • Музей в нашей школе;
  • Музей в селе Нижний-Ичетуй;
  • Музей в Бурятском Научном центре в городе Улан-Удэ.

Памятники Д.Банзарову поставлены

  • У здания Бурятского университета
  • Памятник в нашем селе
  • Памятник в селе Нижний Ичетуй

Научные труды Доржи Банзарова

  • Белый месяц. Празднование нового года у монголов.
  • Черная вера или шаманство у монголов.
  • Грамматика калмыцкого языка.
  • О двух среднеазиатских алфавитах.
  • Разъяснение одной монгольской надписи на серебряной дощечке, найденной в Екатеринославской губернии, имени А.Фон Штиглиц.
  • Пайзе, или металлические с повелениями монгольских ханов.
  • О восточных названиях некоторых старинных русских вооружений
  • О происхождении имени «монгол».
  • О происхождении имени «Чингис».
  • О названии Эргэнэ-хон.Об ойратах и уйгурах.
  • Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунгэ, племянника Чингис-хана.
  • Замечания о монголизмах в ярлыке Токтамышхана.

Заключение

Я, потомок Доржи Банзарова, горжусь своим дальним предком. И я надеюсь, что появятся новые интересные рассказы, стихи, песни о выдающемся моем предке.

Приложение

  1. Презентация
  2. Фотографии
  3. Родословное древо

Родословное дерево

Список использованной литературы

  1. Материалы музея школы
  2. Менжегиин Д.Д. «Буряад ороной сартуул уг изагууртан»
  3. Санжиев Г.Б. «Доржи Банзаров»
  4. Чимитдоржиев Ш.Б. «Выдающиеся бурятские деятели»
  5. Цыдендамбаев Ч. «Доржи – сын Банзара»
  6. Цаганов М.Д. «Кохоз им. Доржи Банзарова»

Министерство образования и науки республики Бурятия

Джидинский район

МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ»

VIII Республиканская научно-практическая конференция

Учащихся начальных классов

«Первые шаги»

Номинация: :история семьи

Тема: « Знаменитый бурятский ученый Доржи Банзаров – мой предок»

Ученик 4 класса Верхнеичетуйской СОШ

Домашний адрес:

с. Верхний-Ичетуй,

ул. Жаргалова, 40

Руководитель: Содбоева Дарима Дамдинсуруновна

Телефон: 89243580711

c.Верхний-Ичетуй

Ученый Доржи Банзаров родился в 1822 году в Ичетуйской долине, в семье казачьего пятидесятника Банзарова Б. Родители решив обучить Доржи русской грамоте, в сентябре 1833 года отдали в Троицкосавскую войсковую школу. Мальчик учился легко и успешно, ко всему проявлял любознательность, обнаружил блестящие способности и отлично окончил курс школы.

В 1835 году в числе четырех бурятских мальчиков был отправлен в Казань в гимназию и в июне1842 года с золотой медалью окончил первую Казанскую гимназию. В этом же году поступил на филологическое отделение философского факультета Казанского университета. Университет открыл Банзарову новый мир – мир науки. Он кроме монгольского и русского овладел маньчжурским, французским, немецким, английским и латинским языками, также знал тюркский язык.

В 1846 году Доржи окончил университет и защитил диссертацию на тему «Черная вера или шаманство у монголов» Она показала глубокий аналитический ум, самостоятельность его научного мышления. 22 июля 1846 г. на страницах газеты «Казанские губернские ведомости» появилась научная публикация Банзарова – статья «Белый месяц. Празднование Нового года у монголов».

11 октября 1848 года опубликовал статью «Пайцзе или металлические дощечки с повелениями монгольских ханов». 12 апреля 1850 года, после пятнадцатилетнего пребывания в европейской России, Доржи Банзаров выехал в родные края. Приезд земляка – большого чиновника, да еще ученого, был встречен сородичами как большой праздник. Его чествовали в каждом улусе, каждой юрте. К сожалению, отец Банзарова уже умер и не мог порадоваться успехами сына. Недолгой оказалась и жизнь самого Доржи Банзарова – оторванный от круга друзей, ученых, он умер в возрасте 33- х лет.

К научным трудам Доржи Банзарова и сегодня обращаются многие ученые, не только наши, но и зарубежные. Бурятский народ высоко чтит память своего первого ученого. Его именем названа улица в родном улусе. В 1992 году, к 170-летию со дня рождения Доржи Банзарова, недалеко от тоонто – где родился ученый, был открыт памятник. В сельской библиотеке оформлен уголок, посвященный Доржи Банзарову.

О детстве Доржи Банзарова

Рассказал Дарисурэн Цыдыпов (71 год), житель Нижнего Ичетуя

«Доржи Банзаров родился в местности Сарбадайн Хутэл, где раньше жили люди урянхайского рода. Эта местность находится в двух километрах юго-западнее села Нижний Ичетуй и называлась «Банзарай бууса», т.е. стойбище Банзара. Доржи был сыном Банзара Боргонова, который имел 5 сыновей Лочона, Дзондуя, Доржо (будущий ученый), Бадму и

Харагшана. Первые два сына были отданы в хувараки, потому не имели детей. Доржи не был женат. Бадма и Харагшан имели по одному сыну. Сын Бадмы Дзанту являлся атаманом Гэгэтуйской станицы, а сын Дзанту Бубэй жил до 1929 года на стойбище Банзара, кочуя зимой на южную сторону горы Шулэг. Харагшан, самый младший брат Доржи, имел одного сына Данджа, у которого был тоже один сын Ринчин».

О родовой принадлежности

Местность Сарбадайн Хутэл, где раньше обитали урянхайцы, как уже было сказано, находится в двух километрах от села Нижний Ичетуй. В нем до сих пор живут в основном буряты 1 табангутского рода. Отсюда можно предположить, что предки Доржи Банзарова жили среди бурят 1 табангутского рода и административно относились к табангутам. В связи с этим уместно вспомнить письмо Доржи Банзарова, написанное Алексею Бобровникову 15 марта 1847 года, в котором он пишет: «Привет от Дорджи, сына Банзарова, из поколения Урянхайцев, прибывшего из страны монгольской…».

Несомненно, предки Доржи Банзарова принадлежали к роду Урянхай, а не к Табангутскому роду.

О смерти Доржи Банзарова

На родине ученого в 1971 году от Доржи Цыдыпова (61 год) была записана легенда о смерти Доржи Банзарова. В ней говорится о том, что Банзаров был отравлен в Иркутске человеком, подосланным священником: - «Когда Доржи Банзарову должны были присвоить генеральский чин, иркутский поп нанял в столовой человека и отравил его ядом. Доржи сразу понял, что он выпил яд и наказал своему кучеру, чтобы он, как бывало раньше, повез его прежде молиться в церковь, а потом похоронил. Когда кучер исполнил наказ Доржи Банзарова, то есть привез тело его к церкви, люди, отравившие Банзарова и увидевшие его около церкви, испугались, что он остался живым, сами приняли яд и отравились. В тот день, когда должны были отравить Доржи Банзарова, на рынке запретили торговать молоком и молочными продуктами. Сказывают, на похоронах Доржи Банзарову было присвоено звание генерала».

Предания и легенды о Доржи Банзарове

Первый бурятский ученый Доржи Банзаров оставил нам не только свои «оригинальные по содержанию, обширные по тематике» научные труды по востоковедению. Он оставил прежде всего глубокий след в памяти народа, который бережно хранит память о своем славном сыне, создавая о нем легенды, сказания, песни. Фольклорный материал о Доржи Банзарове является историческим свидетельством самого бурятского народа, выдвинувшего из своей среды даровитого ученого.

На родине Банзарова, в улусе Нижний Ичетуй сохранились некоторые устные сведения о нем, перешедшие почти в легенды. Эти сведения, собранные в апреле 1971 года, дают возможность говорить о некоторых подробностях жизни и деятельности Доржи Банзарова в Сибири и Забайкалье. Они заслуживают внимания еще и потому, что в них дается народная оценка общественной деятельности Банзарова.

О делах Доржи Банзарова

Долгор Саржытовна Доржеева (75 лет), землячка Доржи Банзарова, «В детстве от стариков слышала следующее: Доржи Банзаров жил в деревянном доме, был большим человеком, по делам службы ездил по улусам и дацанам, записывал предания и песни. Одевался он в бурятский халат». Так в памяти народной Банзаров рисуется не только занятым лишь делами службы, но и интересующимся устным народным творчеством бурят.

Известный краевед И. С. Сельский о периоде его жизни в родном улусе писал:

«… после нескольких лет, проведенных им в Казани и Петербурге в сухих ученых занятиях, вдруг он возвращается к своим вожделенным табунщикам, и там родной кров, чудесная весна Боргойской степи, краснощекие землячки вдруг сближают его с непременными условиями жизни степного монгола, и с той минуты Банзаров принадлежит своим…»

По утверждению местных стариков, Доржи Банзаров пользовался большим уважением и любовью среди своих земляков. К нему часто обращались с различными вопросами, видели в нем не только представителя при генерал-губернаторе Восточной Сибири, но и помощника, защитника их интересов.

Образ Доржи Банзарова, первого бурятского ученого, прославившего свой народ умом и талантом еще в середине ХIХ века, живет в фольклоре бурятского народа и не только в родном улусе ученого, но и в других районах Бурятии и Иркутской области.

Основные труды

Банзаров Д. Черная вера, или шаманство у монголов // Ученые записки импер. Казанского университета. – Кн. III. – 1846.

Банзаров Д. Белый месяц. Празднование нового года у монголов // Казанские губернские ведомости. – 1846. - № 30.

Банзаров Д. Пайзе, или металлические дощечки с повелениями монгольских ханов // Зап. Археол. Об-ва. – 1, II/ - 1848.

Банзаров Д. О восточных названиях некоторых старинных русских вооружений // Зап. Археол. Об-ва. – 1.II. – 1849.

Банзаров Д. Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Банзаров Д. Чингис-хана // Зап. Археол. Об-ва. – 1. III. – 1850.

Банзаров Д. Собрание сочинений. М., 1955; Собрание сочинений. 2-е дополненное. Улан-Удэ, 1997.

Банзаров Д. Воспоминания, отзывы, рассказы современников, ученых и общественных деятелей XIX – начала XX вв. / РАН Сиб. отд-ние Бурят. науч. Центр. Бурят. ин-т обществ. наук; [Сост. и авт. примеч. В. Э. Раднаев; Редкол.: Д.Д.Нимаев (отв. ред.) и др.]. – Улан –Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. – 104 с.

Происходил из бурят-казаков. Отец - отставной пятидесятник Ашебагатского казачьего полка Банзар Борхонов.

В 1833 году окончил Николаево-атаманское училище. С 1833 года до сентября 1835 года учился в Троицкосавске, в Русско-монгольской школе. Отправлен на учёбу в Казанскую гимназию. 25 января 1836 года зачислен в первый класс гимназии. В июне 1842 года окончил гимназию с золотой медалью и правом поступить в университет.

В сентябре 1842 года поступил в Казанский университет на философский факультет, имевший восточный разряд.

5 июня 1846 года окончил Казанский университет. В университете изучал восточные языки: монгольский, калмыцкий, маньчжурский, санскрит, турецкий. Свободно читал на немецком, английском, французском и латинском языках. Был учеником Осипа Михайловича Ковалевского, одного из основателей научного монголоведения. Защитил диссертацию на степень кандидата татаро-монгольской словесности.

В 1846 году в «Ученых записках Казанского университета» опубликовал труд «Чёрная вера, или Шаманство у монголов».

В 1847-1849 годах Банзаров вёл научные исследования в Азиатском музее Санкт-Петербурга. Избран членом-корреспондентом Русского археологического общества. В 1848 году опубликовал работу «Пайцзе, или металлические дощечки с повелениями монгольских ханов».

В 1848 - 1850 годах работал в Казани. Учился документооборту в канцелярии Казанской губернии.

В 1850-1855 годах служил в Иркутске чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири Николае Николаевиче Муравьеве-Амурском. Жил в Кяхте и Чите. В Верхнеудинске работал по следственным делам. В этот период Банзаров опубликовал труд «Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингис-Хана» (1851), посвящённый интерпретации надписи на «Чингисовом камне».

В 1851 году избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества. Выполнял поручения ВСОРГО.

Дань памяти

1947 году именем Доржи Банзарова назван Бурятский педагогический институт, ныне - Бурятский государственный университет.

В 1957 году перед зданием института был установлен памятник работы скульпторов А. Р. Вампилова и А. И. Тимина.

Именем Доржи Банзарова названы улицы в городах: Улан-Удэ, Иркутск, Кяхта и Казань, селе Кырен (районном центре Тункинского района Республики Бурятия).

В год 170-летия, в 1992 году, по инициативе председателя колхоза имени XX партсъезда В. Д. Будаева был установлен памятный камень недалеко от родового гнезда Доржи Банзарова.

В декабре 2007 года администрация Джидинского района учредила премию имени Доржи Банзарова для особо одарённых, талантливых учащихся района, добившихся высоких результатов в различных областях деятельности.

24 января 2008 года постановлением правительства Республики Бурятия имя Доржи Банзарова присвоено Нижне-Ичётуйской средней общеобразовательной школе Джидинского района.

11 июня 2010 года в рамках празднования 75-летия Джидинского района на месте родовой усадьбы первого бурятского ученого установлен памятник работы скульптора Геннадия Васильева.

Библиография

  • Банзаров Д. Собрание сочинений / Отв. ред. Д.Б. Улымжиев; Предисл. В. Ц. Найдакова; РАН. Сиб. отд-ние. Бурят. ин-т обществ. наук. – 2-е изд., доп. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. – 240 с.; 30 см. – Библиогр.: с. 227-238. – 600 экз.

Доржи Банзаров

Банзаров Доржи (ок. 1822-1855) - востоковед, первый бурятский ученый. Родился в семье бурятского казака в Кутетуевском улусе Забайкальской области (ныне Джидинский аймак Бурятятской АССР). В 1846 году окончил Казанский университет, где был учеником О. М. Ковалевского. В 1847-1848 годы провел свыше полугода в Петербурге, где занимался научными исследованиями в Азиатском музее, дружески общаясь с передовыми учеными-востоковедами. В 1850-1855 годы служил чиновником особых поручений в Иркутске. Во время разъездов по Сибири завязал знакомство с декабристами. Н. А. Бестужев написал его портрет. Научное наследие Банзарова составляют 15 печатных работ и 3 рукописи. Основной труд Банзарова - "Черная вера, или шаманство у монголов" (1846), явился первой научной работой о шаманизме, в которой Банзаров показал, что монгольское шаманство является древним религиозном культом монголов, возникшим независимо от какой бы то ни было другой религии; эта работа Банзарова и его специальные статьи по историко-филологическим и эпиграфическим вопросам отличаются тщательностью изучения монгольских письменных памятников и являются образцами филологического исследования. Именем Банзарова назван (1947) Бурятский педагогический институт в Улан-Удэ.

Н. П. Шастина. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Банзаров, Доржи (ок. 1822, Кутетуевский улус Забайкальской губ. - 23 или 25.02.1855, Иркутск) - первый бурятский ученый-востоковед. Из семьи казака-бурята . В 1842 году окончил с золотой медалью Казанскую гимназию, в 1846 году - философский факультет Казанского университета, где изучал восточные языки. Ученик О. М. Ковалевского. Выпускная работа Банзарова «Черная вера, или Шаманство у монголов» (См. см. Шаманизм . - Ред.) стала первым научным трудом о шаманизме. В 1847-1848 годы Банзаров жил в Петербурге, занимаясь в Азиатском музее АН исследованиями истории народов Центральной Азии, их быта, письменности и верований. В 1848 году стал членом-корреспондентом Археологического общества. В 1848-1850 годы Банзаров работал в канцелярии Казанской губернии, в 1850-1855 годы служил чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири. Изучал быт и культуру народов Южной Сибири, опубликовал труд «Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингисхана» (1851). В 1851 году избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества. Автор «Всеобщей географии» и «Монгольской грамматики» на монгольском языке. Именем Банзарова в 1947 году был назван Бурятский педагогический институт в Улан-Удэ.

В. Л. Телицын.

Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 303-304.

Банзаров Дордже (1822-1855) - бурятский ученый-этнограф и востоковед. Основные научные труды: «Черная вера, или Шаманство у монголов» (Казань, 1946), «Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингис-Хана» (1851), «Банзаров Д. Собрание сочинений» (Улан-Удэ, 1997). По поводу фундаментального труда Банзарова историк Гумилёв в главе «Черная вера» в книге «Поиски вымышленного царства» пишет следующее: «Наиболее подробное описание древней религии монголов сделано ученым-бурятом Д. Банзаровым, изложившим взгляды бурятских язычников в XIX в. Он снабдил свое сочинение большим количеством блестящих исторических экскурсов и в заключение сделал вывод: «так называемая шаманская религия, по крайней мере у монголов, не могла произойти от буддизма или какой- либо веры». По его мнению, «черная вера монголов произошла из того же источника, из которого образовались многие древние религиозные системы; внешний мир - природа, внутренний мир - дух человека и явления того и другого - вот что было источником черной веры». Согласно описанию Банзарова, черная вера заключается в почитании неба, земли, огня, второстепенных богов - тенгри и онгонов, душ умерших людей. Роль шамана, по Банзарову, заключается в том, что он «является жрецом, врачом и волхвом или гадателем» («Поиски вымышленного царства», 272). Далее Гумилёв упоминает исследование Н. Веселовского о монгольской религии XIII века, проведенное на основании письменных источников. При сопоставлении двух работ Гумилёв приходит к выводу, что и Банзаров, и Веселовский делают одну и ту же ошибку, смешивая в одно целое культ природы, магию, приметы и экстатические манипуляции шаманских медиумов, то есть принимают исторически сложившийся синкретизм за догматику положительной религии. Банзаров, по мнению Гумилёва, «верный предвзятому мнению об автохтонности «черной веры», смешивает в одно религиозные понятия хуннов III века до н. э., тюрок VI века н. э., монголов XIII века и бурят XIX века... эти различные культы увязать в единую систему невозможно» (там же, 273). Таким образом, Гумилёв констатирует, что обе работы не удовлетворительны, главным образом со стороны метода. «При рассмотрении религии в историческом аспекте, - пишет Гумилёв, - важны не психологические основы религиозности, а символ веры или ответ на вопрос: «Какому Богу веруешь?», т. е. принцип историко-культурной классификации» (там же, 273).

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, - М., 2013, с. 82-83.

Далее читайте:

Историки (биографический указатель).

Сочинения:

Собр. соч. 2-е изд. М., 1997.

Собр. соч., М., 1955 (имеется биографич. очерк и библиография лит-ры о Банзарове);

Черная вера, или шаманство у монголов и др. статьи, изд. Г. Потанина, СПБ, 1891.

Литература:

Банзаровские чтения, посвященные 170-летию со дня рождения Д. Банзарова. Улан-Удэ, 1992;

Ким Н. В. Доржи Банзаров. Биографический очерк. Улан-Удэ, 1992;

Савельев Л. О жизни и трудах Доржи Банзарова. СПб., 1855;

Тезисы докладов Международной научной конференции «Банзаровские чтения-2», посвященной 175-летию со дня рождения Д. Банзарова. Улан-Удэ, 1997; Цыдендамбаев Ч. Доржи, сын Банзара. М., 1981.

Савельев П. С., О жизни и трудах Д. Банзарова, СПБ, 1855;

Петров Л. A., Д. Банзаров. Первый бурят-монг. ученый, Улан-Удэ, 1943;

К столетию со дня смерти Д. Банзарова. (Мат-лы науч. сессий и статьи), Улан-Удэ, 1955.