Кто был первым бурятским ученым. Ученый Доржи Банзаров: биография, достижения и интересные факты. Жизнь коротка - история вечна
Всероссийский музей А.С. Пушкина запустил масштабную акцию, приуроченную к юбилею знаменитого русского писателя. УСЛОВИЯ: До 1 июня опубликуйте видеоролики или фотопоздравления в социальных сетях под хэштегами #СДнемРожденияПушкин220#HappyBirthdayPushkin220 Акция завершится 1 июня. Лучшие фото- и видеоматериалы покажут во дворе знаменитого дома на набережной реки Мойки, 12, в день рождения Александра Пушкина. Также материалы будут размещены на официальном […]
94 1» , » В Оке прошел час науки, посвященный Доржи Банзарову
В Оке прошел час науки, посвященный Доржи Банзарову
20 ноября в Центральной межпоселенческой библиотеке прошел час науки, посвященный 195-летию со дня рождения первого бурятского ученого Доржи Банзарова. На мероприятии побывали дети со всех школ района — участники районной олимпиады по русскому языку и литературе, посвященной памяти отличника народного просвещения Зои Будаевны Галсановой.
Час науки открылся презентацией видеоряда «Бурятский Ломоносов», которая познакомила участников мероприятия с биографией ученого. Ребята узнали много интересных моментов из жизни ученого. Первому бурятскому ученому судьбы отмерила 33 года жизни, поэтому и его научное наследие в количественном отношении не очень велико. Однако его вклад в науку весом по своему значению и широте охвата различных проблем. Им написан целый ряд интересных и оригинальных исследований, касающихся различных отраслей востоковедения. Самой значительной публикацией ученого является труд «Черная вера или шаманство у монголов». Школьникам рассказали о его тяге к знаниям, о годах учебы в Казанском университете, о памятниках, установленных в память об ученых. В конце мероприятия школьники ответили на вопросы викторины.
В библиотеке оформлена книжная выставка «Первый бурятский ученый Доржи Банзаров». На выставке представлены издания, посвященные жизни и научному наследию ученого: А.С. Шофман «Казанский период жизни и деятельности Доржи Банзарова», Н.В. Ким «Доржи Банзаров», Б. Санжиев «Доржи Банзаров. Изучение научного наследия», материалы научных сессий и статьи, книги Чимита Цыдендамбаева «Доржи, сын Банзара» и «Вдали от родных степей».
Бадмажапов Валерий
Представленная работа представляет собой доклад, имеющий все необходимые структурные компоненты.В введении четко представлены основные положения: названа тема, определены цели, задачи, сформулирована актуальность, выдвинута гипотеза. Во 2-м разделе автор детально представляет свою родословную, рассказывает о жизни и деятельности Д.Банзарова, перечисляет все научные труды ученого. Таким образом, ученик самостоятельно добывает информацию, доказывает правильность точки зрения, проводит исследование. Данная работа вполне соответствует современным требованиям и может быть рекомендована для участия на научно-практических конференциях учащихся младшего школьного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Введение
- Основная часть доклада
- Заключение
- Приложение
Введение
В наше время много внимания уделяют изучению своей родословной. Мой дедушка, Бадмажапов Гонгор Болотович, как-то промолвился о том, что является потомком первого бурятского ученого Доржи Банзарова. А в этом году исполняется 190 лет со дня рождения Доржи Банзарова. Поэтому
Тема моей работы называется: Знаменитый бурятский ученый Доржи Банзаров – мой предок.
Цель: изучить свою родословную
Задачи : узнать биографию первого бурятского ученого Доржи Банзарова
Посетить места, посвященные Доржи Банзарову
Оформить родословное древо
Объект: мой предок
Предмет: жизнь и творчество Доржи Банзарова
Гипотеза: если я буду помнить и чтить своего предка, на примере которого меня воспитывают, сохраню память о нем, то и мои дети и внуки будут знать и помнить его.
Актуальность: Моя работа очень актуальна, ведь 2012 году исполняется 190 лет со дня рождения выдающему сыну Джидинской долины, уникальному ученому с мировым именем, Доржи Банзарову, по праву считающимся бурятским Ломоносовым.
Основная часть доклада
Прошлое – самое поучительное,
Будущее – самое манящее,
Настоящее – самое ответственное
Родословная по линии моего дедушки начинается от табангутов, одной из сартульских родов.
Основателями рода были Отогол и Батан. У Отогола не было сынавей, а у Батана было 4 сына: Галсан, Дардай, Далай и Араднай. У Арадная – Доржи, у Доржи - Базар, у Базара – Пята, у Пяты – Банзар. У Банзара было 4 брата: Харагшан, Даа, Бадма и Доржи Банзаров – будущий ученый. Так, как Доржи Банзаров умер в молодом возрасте, у него не было детей. А у его братьев Харагшана и Бадмы были дети, продолжатели рода Банзаровых. У Харагшана - Дашнаа, у Дашны трое сыновей: Доржи, Сойжит, Ринчин. Из них только Сойжит имел сына Жигмит. У Жигмита было три сына – Будажап, Санжи, Ойдоп. Из них Будажап – мой прадед. У него не было сыновей, только две дочери: Ханда и Пагма. Они обе являются моими прабабушками, Пагма родила моего деда Гонгора и отдала его на усыновление своей сестре Ханде. И Ханда, моя прабабушка, вырастила его как собственного сына.
У моего деда трое дочерей – Арюна – моя мама, Лена, Катя.
Вот это родословное древо составил мой дед, а ему рассказала моя прабабушка Ханда. Я сдедом и бабушкой вместе читаем книгу Цыдендамбаева «Доржи – сын Банзара». Теперь я знаю как прошло детство Доржи Банзарова. Его отец заставлял и убеждал Доржи, чтобы он хорошо учился. Родители обучили сына русской грамоте, чтобы он общался с русскими. Когда ему было 9 лет, поступил в Харацайское училище. Затем он учился в Троицкосавской школе. Доржи учился легко и успешно. За три года учебы он достиг больших успехов в учебе. Казанскую гимназию закончил с золотой медалью. За годы учебы он научился разговаривать на монгольском, маньчжурском, калмыцком, тибетском и немецком языках, на латыни, на тюркском, французском и английском языках.
Доржи Банзаров написал более двадцати пяти (25) работ. Особенно ценным является его сочинение «Черная вера или шаманство у монголов».
12 апреля 1850 года, после 15 лет пребывания в европейской России, Доржи Банзаров выехал в родные края, в Забайкалье. Приезд земляка - большого чиновника, да еще ученого, был встречен сородичами как большой праздник. Его чествовали в каждом улусе, каждой юрте. К сожалению, отец Банзарова уже умер и не мог порадоваться успехам своего сына. Недолгой оказалась жизнь и самого Доржи Банзарова – оторванный от круга ученых друзей он умер в возрасте 33 лет в полном расцвете сил. Похоронили его 2 марта в г. Иркутске.
19-20 сентября этого года в составе экспедиции Джидинского района я прошел по местам, где бывал Доржи Банзаров – в поселке Селендума, в поселке Новоселенгинск Селенгинского района. Посетил музей декабристов. Оказывается Доржи Банзаров был знаком с декабристами… В Улан-Удэ я участвовал на митинге возле памятника Доржи Банзарову.
Гордостью, визитной карточкой нашей школы является историко-краеведческий музей имени Доржи Банзарова, один из первых школьных музеев на территории Джиды.
Зал краеведения. Большая часть этого зала посвящена жизни и деятельности Доржи Банзарова. Здесь представлена его родословная, краткая биография, портрет Доржи Банзарова (работа художника К.Дульбеева с дарственной надписью), научные труды ученого, книги Чимита Цыдендамбаева «Доржи-сын Банзара», «Вдали от родных степей», фотоснимки и прочие материалы о Доржи Банзарове.
Перед школой стоит памятник Доржи Банзарову, проходя мимо которого я всегда помню, что я его потомок и должен быть достойным человеком.
Имя Доржи Банзарова носил колхоз имени Доржи Банзарова – наше базовое хозяйство. С 1990 года премию имени Доржи Банзарова в размере 1000 рублей получают лучшие выпускники нашей школы. Сумма постепенно увеличивается. 25 выпускников удостоены этой премии.
В нашем Ичетуе стало доброй традицией проводить турнир по волейболу - этой красивой зрелищной игре, которую любят и стар и млад в селе - на призы имени Доржи Банзарова. Турнир вначале проводился как районный, затем перерос в республиканский, в последние годы он стал международным. 13-14 апреля 2012 года он проведен в сороковой (40) раз. .
Имя Д.Банзарова носят:
- Улица в городе Улан-Удэ.
- Улица в городе Кяхта.
- Улица в городе Казань.
- Улица в городе Иркутск.
- Улица в селе Петропавловка нашего района;
- Улица в селе Кырен Тункинского района;
- Улица в селе Кудара Сомон;
- Музей в нашей школе;
- Музей в селе Нижний-Ичетуй;
- Музей в Бурятском Научном центре в городе Улан-Удэ.
Памятники Д.Банзарову поставлены
- У здания Бурятского университета
- Памятник в нашем селе
- Памятник в селе Нижний Ичетуй
Научные труды Доржи Банзарова
- Белый месяц. Празднование нового года у монголов.
- Черная вера или шаманство у монголов.
- Грамматика калмыцкого языка.
- О двух среднеазиатских алфавитах.
- Разъяснение одной монгольской надписи на серебряной дощечке, найденной в Екатеринославской губернии, имени А.Фон Штиглиц.
- Пайзе, или металлические с повелениями монгольских ханов.
- О восточных названиях некоторых старинных русских вооружений
- О происхождении имени «монгол».
- О происхождении имени «Чингис».
- О названии Эргэнэ-хон.Об ойратах и уйгурах.
- Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунгэ, племянника Чингис-хана.
- Замечания о монголизмах в ярлыке Токтамышхана.
Заключение
Я, потомок Доржи Банзарова, горжусь своим дальним предком. И я надеюсь, что появятся новые интересные рассказы, стихи, песни о выдающемся моем предке.
Приложение
- Презентация
- Фотографии
- Родословное древо
Родословное дерево
Список использованной литературы
- Материалы музея школы
- Менжегиин Д.Д. «Буряад ороной сартуул уг изагууртан»
- Санжиев Г.Б. «Доржи Банзаров»
- Чимитдоржиев Ш.Б. «Выдающиеся бурятские деятели»
- Цыдендамбаев Ч. «Доржи – сын Банзара»
- Цаганов М.Д. «Кохоз им. Доржи Банзарова»
Министерство образования и науки республики Бурятия
Джидинский район
МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ»
VIII Республиканская научно-практическая конференция
Учащихся начальных классов
«Первые шаги»
Номинация: :история семьи
Тема: « Знаменитый бурятский ученый Доржи Банзаров – мой предок»
Ученик 4 класса Верхнеичетуйской СОШ
Домашний адрес:
с. Верхний-Ичетуй,
ул. Жаргалова, 40
Руководитель: Содбоева Дарима Дамдинсуруновна
Телефон: 89243580711
c.Верхний-Ичетуй
Ученый Доржи Банзаров родился в 1822 году в Ичетуйской долине, в семье казачьего пятидесятника Банзарова Б. Родители решив обучить Доржи русской грамоте, в сентябре 1833 года отдали в Троицкосавскую войсковую школу. Мальчик учился легко и успешно, ко всему проявлял любознательность, обнаружил блестящие способности и отлично окончил курс школы.В 1835 году в числе четырех бурятских мальчиков был отправлен в Казань в гимназию и в июне1842 года с золотой медалью окончил первую Казанскую гимназию. В этом же году поступил на филологическое отделение философского факультета Казанского университета. Университет открыл Банзарову новый мир – мир науки. Он кроме монгольского и русского овладел маньчжурским, французским, немецким, английским и латинским языками, также знал тюркский язык.
В 1846 году Доржи окончил университет и защитил диссертацию на тему «Черная вера или шаманство у монголов» Она показала глубокий аналитический ум, самостоятельность его научного мышления. 22 июля 1846 г. на страницах газеты «Казанские губернские ведомости» появилась научная публикация Банзарова – статья «Белый месяц. Празднование Нового года у монголов».
11 октября 1848 года опубликовал статью «Пайцзе или металлические дощечки с повелениями монгольских ханов». 12 апреля 1850 года, после пятнадцатилетнего пребывания в европейской России, Доржи Банзаров выехал в родные края. Приезд земляка – большого чиновника, да еще ученого, был встречен сородичами как большой праздник. Его чествовали в каждом улусе, каждой юрте. К сожалению, отец Банзарова уже умер и не мог порадоваться успехами сына. Недолгой оказалась и жизнь самого Доржи Банзарова – оторванный от круга друзей, ученых, он умер в возрасте 33- х лет.
К научным трудам Доржи Банзарова и сегодня обращаются многие ученые, не только наши, но и зарубежные. Бурятский народ высоко чтит память своего первого ученого. Его именем названа улица в родном улусе. В 1992 году, к 170-летию со дня рождения Доржи Банзарова, недалеко от тоонто – где родился ученый, был открыт памятник. В сельской библиотеке оформлен уголок, посвященный Доржи Банзарову.
О детстве Доржи Банзарова
Рассказал Дарисурэн Цыдыпов (71 год), житель Нижнего Ичетуя
«Доржи Банзаров родился в местности Сарбадайн Хутэл, где раньше жили люди урянхайского рода. Эта местность находится в двух километрах юго-западнее села Нижний Ичетуй и называлась «Банзарай бууса», т.е. стойбище Банзара. Доржи был сыном Банзара Боргонова, который имел 5 сыновей Лочона, Дзондуя, Доржо (будущий ученый), Бадму и
Харагшана. Первые два сына были отданы в хувараки, потому не имели детей. Доржи не был женат. Бадма и Харагшан имели по одному сыну. Сын Бадмы Дзанту являлся атаманом Гэгэтуйской станицы, а сын Дзанту Бубэй жил до 1929 года на стойбище Банзара, кочуя зимой на южную сторону горы Шулэг. Харагшан, самый младший брат Доржи, имел одного сына Данджа, у которого был тоже один сын Ринчин».
О родовой принадлежности
Местность Сарбадайн Хутэл, где раньше обитали урянхайцы, как уже было сказано, находится в двух километрах от села Нижний Ичетуй. В нем до сих пор живут в основном буряты 1 табангутского рода. Отсюда можно предположить, что предки Доржи Банзарова жили среди бурят 1 табангутского рода и административно относились к табангутам. В связи с этим уместно вспомнить письмо Доржи Банзарова, написанное Алексею Бобровникову 15 марта 1847 года, в котором он пишет: «Привет от Дорджи, сына Банзарова, из поколения Урянхайцев, прибывшего из страны монгольской…».
Несомненно, предки Доржи Банзарова принадлежали к роду Урянхай, а не к Табангутскому роду.
О смерти Доржи Банзарова
На родине ученого в 1971 году от Доржи Цыдыпова (61 год) была записана легенда о смерти Доржи Банзарова. В ней говорится о том, что Банзаров был отравлен в Иркутске человеком, подосланным священником: - «Когда Доржи Банзарову должны были присвоить генеральский чин, иркутский поп нанял в столовой человека и отравил его ядом. Доржи сразу понял, что он выпил яд и наказал своему кучеру, чтобы он, как бывало раньше, повез его прежде молиться в церковь, а потом похоронил. Когда кучер исполнил наказ Доржи Банзарова, то есть привез тело его к церкви, люди, отравившие Банзарова и увидевшие его около церкви, испугались, что он остался живым, сами приняли яд и отравились. В тот день, когда должны были отравить Доржи Банзарова, на рынке запретили торговать молоком и молочными продуктами. Сказывают, на похоронах Доржи Банзарову было присвоено звание генерала».
Предания и легенды о Доржи Банзарове
Первый бурятский ученый Доржи Банзаров оставил нам не только свои «оригинальные по содержанию, обширные по тематике» научные труды по востоковедению. Он оставил прежде всего глубокий след в памяти народа, который бережно хранит память о своем славном сыне, создавая о нем легенды, сказания, песни. Фольклорный материал о Доржи Банзарове является историческим свидетельством самого бурятского народа, выдвинувшего из своей среды даровитого ученого.
На родине Банзарова, в улусе Нижний Ичетуй сохранились некоторые устные сведения о нем, перешедшие почти в легенды. Эти сведения, собранные в апреле 1971 года, дают возможность говорить о некоторых подробностях жизни и деятельности Доржи Банзарова в Сибири и Забайкалье. Они заслуживают внимания еще и потому, что в них дается народная оценка общественной деятельности Банзарова.
О делах Доржи Банзарова
Долгор Саржытовна Доржеева (75 лет), землячка Доржи Банзарова, «В детстве от стариков слышала следующее: Доржи Банзаров жил в деревянном доме, был большим человеком, по делам службы ездил по улусам и дацанам, записывал предания и песни. Одевался он в бурятский халат». Так в памяти народной Банзаров рисуется не только занятым лишь делами службы, но и интересующимся устным народным творчеством бурят.
Известный краевед И. С. Сельский о периоде его жизни в родном улусе писал:
«… после нескольких лет, проведенных им в Казани и Петербурге в сухих ученых занятиях, вдруг он возвращается к своим вожделенным табунщикам, и там родной кров, чудесная весна Боргойской степи, краснощекие землячки вдруг сближают его с непременными условиями жизни степного монгола, и с той минуты Банзаров принадлежит своим…»
По утверждению местных стариков, Доржи Банзаров пользовался большим уважением и любовью среди своих земляков. К нему часто обращались с различными вопросами, видели в нем не только представителя при генерал-губернаторе Восточной Сибири, но и помощника, защитника их интересов.
Образ Доржи Банзарова, первого бурятского ученого, прославившего свой народ умом и талантом еще в середине ХIХ века, живет в фольклоре бурятского народа и не только в родном улусе ученого, но и в других районах Бурятии и Иркутской области.
Основные труды
Банзаров Д. Черная вера, или шаманство у монголов // Ученые записки импер. Казанского университета. – Кн. III. – 1846.
Банзаров Д. Белый месяц. Празднование нового года у монголов // Казанские губернские ведомости. – 1846. - № 30.
Банзаров Д. Пайзе, или металлические дощечки с повелениями монгольских ханов // Зап. Археол. Об-ва. – 1, II/ - 1848.
Банзаров Д. О восточных названиях некоторых старинных русских вооружений // Зап. Археол. Об-ва. – 1.II. – 1849.
Банзаров Д. Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Банзаров Д. Чингис-хана // Зап. Археол. Об-ва. – 1. III. – 1850.
Банзаров Д. Собрание сочинений. М., 1955; Собрание сочинений. 2-е дополненное. Улан-Удэ, 1997.
Банзаров Д. Воспоминания, отзывы, рассказы современников, ученых и общественных деятелей XIX – начала XX вв. / РАН Сиб. отд-ние Бурят. науч. Центр. Бурят. ин-т обществ. наук; [Сост. и авт. примеч. В. Э. Раднаев; Редкол.: Д.Д.Нимаев (отв. ред.) и др.]. – Улан –Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. – 104 с.
Происходил из бурят-казаков. Отец - отставной пятидесятник Ашебагатского казачьего полка Банзар Борхонов.
В 1833 году окончил Николаево-атаманское училище. С 1833 года до сентября 1835 года учился в Троицкосавске, в Русско-монгольской школе. Отправлен на учёбу в Казанскую гимназию. 25 января 1836 года зачислен в первый класс гимназии. В июне 1842 года окончил гимназию с золотой медалью и правом поступить в университет.
В сентябре 1842 года поступил в Казанский университет на философский факультет, имевший восточный разряд.
5 июня 1846 года окончил Казанский университет. В университете изучал восточные языки: монгольский, калмыцкий, маньчжурский, санскрит, турецкий. Свободно читал на немецком, английском, французском и латинском языках. Был учеником Осипа Михайловича Ковалевского, одного из основателей научного монголоведения. Защитил диссертацию на степень кандидата татаро-монгольской словесности.
В 1846 году в «Ученых записках Казанского университета» опубликовал труд «Чёрная вера, или Шаманство у монголов».
В 1847-1849 годах Банзаров вёл научные исследования в Азиатском музее Санкт-Петербурга. Избран членом-корреспондентом Русского археологического общества. В 1848 году опубликовал работу «Пайцзе, или металлические дощечки с повелениями монгольских ханов».
В 1848 - 1850 годах работал в Казани. Учился документооборту в канцелярии Казанской губернии.
В 1850-1855 годах служил в Иркутске чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири Николае Николаевиче Муравьеве-Амурском. Жил в Кяхте и Чите. В Верхнеудинске работал по следственным делам. В этот период Банзаров опубликовал труд «Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингис-Хана» (1851), посвящённый интерпретации надписи на «Чингисовом камне».
В 1851 году избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества. Выполнял поручения ВСОРГО.
Дань памяти
1947 году именем Доржи Банзарова назван Бурятский педагогический институт, ныне - Бурятский государственный университет.
В 1957 году перед зданием института был установлен памятник работы скульпторов А. Р. Вампилова и А. И. Тимина.
Именем Доржи Банзарова названы улицы в городах: Улан-Удэ, Иркутск, Кяхта и Казань, селе Кырен (районном центре Тункинского района Республики Бурятия).
В год 170-летия, в 1992 году, по инициативе председателя колхоза имени XX партсъезда В. Д. Будаева был установлен памятный камень недалеко от родового гнезда Доржи Банзарова.
В декабре 2007 года администрация Джидинского района учредила премию имени Доржи Банзарова для особо одарённых, талантливых учащихся района, добившихся высоких результатов в различных областях деятельности.
24 января 2008 года постановлением правительства Республики Бурятия имя Доржи Банзарова присвоено Нижне-Ичётуйской средней общеобразовательной школе Джидинского района.
11 июня 2010 года в рамках празднования 75-летия Джидинского района на месте родовой усадьбы первого бурятского ученого установлен памятник работы скульптора Геннадия Васильева.
Библиография
- Банзаров Д. Собрание сочинений / Отв. ред. Д.Б. Улымжиев; Предисл. В. Ц. Найдакова; РАН. Сиб. отд-ние. Бурят. ин-т обществ. наук. – 2-е изд., доп. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. – 240 с.; 30 см. – Библиогр.: с. 227-238. – 600 экз.
Доржи Банзаров
Банзаров Доржи (ок. 1822-1855) - востоковед, первый бурятский ученый. Родился в семье бурятского казака в Кутетуевском улусе Забайкальской области (ныне Джидинский аймак Бурятятской АССР). В 1846 году окончил Казанский университет, где был учеником О. М. Ковалевского. В 1847-1848 годы провел свыше полугода в Петербурге, где занимался научными исследованиями в Азиатском музее, дружески общаясь с передовыми учеными-востоковедами. В 1850-1855 годы служил чиновником особых поручений в Иркутске. Во время разъездов по Сибири завязал знакомство с декабристами. Н. А. Бестужев написал его портрет. Научное наследие Банзарова составляют 15 печатных работ и 3 рукописи. Основной труд Банзарова - "Черная вера, или шаманство у монголов" (1846), явился первой научной работой о шаманизме, в которой Банзаров показал, что монгольское шаманство является древним религиозном культом монголов, возникшим независимо от какой бы то ни было другой религии; эта работа Банзарова и его специальные статьи по историко-филологическим и эпиграфическим вопросам отличаются тщательностью изучения монгольских письменных памятников и являются образцами филологического исследования. Именем Банзарова назван (1947) Бурятский педагогический институт в Улан-Удэ.
Н. П. Шастина. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.
Банзаров, Доржи (ок. 1822, Кутетуевский улус Забайкальской губ. - 23 или 25.02.1855, Иркутск) - первый бурятский ученый-востоковед. Из семьи казака-бурята . В 1842 году окончил с золотой медалью Казанскую гимназию, в 1846 году - философский факультет Казанского университета, где изучал восточные языки. Ученик О. М. Ковалевского. Выпускная работа Банзарова «Черная вера, или Шаманство у монголов» (См. см. Шаманизм . - Ред.) стала первым научным трудом о шаманизме. В 1847-1848 годы Банзаров жил в Петербурге, занимаясь в Азиатском музее АН исследованиями истории народов Центральной Азии, их быта, письменности и верований. В 1848 году стал членом-корреспондентом Археологического общества. В 1848-1850 годы Банзаров работал в канцелярии Казанской губернии, в 1850-1855 годы служил чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири. Изучал быт и культуру народов Южной Сибири, опубликовал труд «Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингисхана» (1851). В 1851 году избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества. Автор «Всеобщей географии» и «Монгольской грамматики» на монгольском языке. Именем Банзарова в 1947 году был назван Бурятский педагогический институт в Улан-Удэ.
В. Л. Телицын.
Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 303-304.
Банзаров Дордже (1822-1855) - бурятский ученый-этнограф и востоковед. Основные научные труды: «Черная вера, или Шаманство у монголов» (Казань, 1946), «Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингис-Хана» (1851), «Банзаров Д. Собрание сочинений» (Улан-Удэ, 1997). По поводу фундаментального труда Банзарова историк Гумилёв в главе «Черная вера» в книге «Поиски вымышленного царства» пишет следующее: «Наиболее подробное описание древней религии монголов сделано ученым-бурятом Д. Банзаровым, изложившим взгляды бурятских язычников в XIX в. Он снабдил свое сочинение большим количеством блестящих исторических экскурсов и в заключение сделал вывод: «так называемая шаманская религия, по крайней мере у монголов, не могла произойти от буддизма или какой- либо веры». По его мнению, «черная вера монголов произошла из того же источника, из которого образовались многие древние религиозные системы; внешний мир - природа, внутренний мир - дух человека и явления того и другого - вот что было источником черной веры». Согласно описанию Банзарова, черная вера заключается в почитании неба, земли, огня, второстепенных богов - тенгри и онгонов, душ умерших людей. Роль шамана, по Банзарову, заключается в том, что он «является жрецом, врачом и волхвом или гадателем» («Поиски вымышленного царства», 272). Далее Гумилёв упоминает исследование Н. Веселовского о монгольской религии XIII века, проведенное на основании письменных источников. При сопоставлении двух работ Гумилёв приходит к выводу, что и Банзаров, и Веселовский делают одну и ту же ошибку, смешивая в одно целое культ природы, магию, приметы и экстатические манипуляции шаманских медиумов, то есть принимают исторически сложившийся синкретизм за догматику положительной религии. Банзаров, по мнению Гумилёва, «верный предвзятому мнению об автохтонности «черной веры», смешивает в одно религиозные понятия хуннов III века до н. э., тюрок VI века н. э., монголов XIII века и бурят XIX века... эти различные культы увязать в единую систему невозможно» (там же, 273). Таким образом, Гумилёв констатирует, что обе работы не удовлетворительны, главным образом со стороны метода. «При рассмотрении религии в историческом аспекте, - пишет Гумилёв, - важны не психологические основы религиозности, а символ веры или ответ на вопрос: «Какому Богу веруешь?», т. е. принцип историко-культурной классификации» (там же, 273).
Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, - М., 2013, с. 82-83.
Далее читайте:
Историки (биографический указатель).
Сочинения:
Собр. соч. 2-е изд. М., 1997.
Собр. соч., М., 1955 (имеется биографич. очерк и библиография лит-ры о Банзарове);
Черная вера, или шаманство у монголов и др. статьи, изд. Г. Потанина, СПБ, 1891.
Литература:
Банзаровские чтения, посвященные 170-летию со дня рождения Д. Банзарова. Улан-Удэ, 1992;
Ким Н. В. Доржи Банзаров. Биографический очерк. Улан-Удэ, 1992;
Савельев Л. О жизни и трудах Доржи Банзарова. СПб., 1855;
Тезисы докладов Международной научной конференции «Банзаровские чтения-2», посвященной 175-летию со дня рождения Д. Банзарова. Улан-Удэ, 1997; Цыдендамбаев Ч. Доржи, сын Банзара. М., 1981.
Савельев П. С., О жизни и трудах Д. Банзарова, СПБ, 1855;
Петров Л. A., Д. Банзаров. Первый бурят-монг. ученый, Улан-Удэ, 1943;
К столетию со дня смерти Д. Банзарова. (Мат-лы науч. сессий и статьи), Улан-Удэ, 1955.