Человеческая деятельность, ее многообразие. Деятельность человека и её основные формы Деятельность человека многообразие человеческой деятельности

В общественных науках под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира,

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом - тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность.

Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.

Практическая деятельность подразделяется на:

А) материально-производственную;

Б) социально-преобразовательную.

В духовную деятельность включают:

А) познавательную деятельность;

Б) ценностно-прогностическую деятельность;

В) прогностическую деятельность.

В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.

Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.



Россия на пути к рыночной экономике. Переход к рыночной модели экономического развития в России был начат правительством России в октябре 1991 г. Тогда же была подготовлена и первая программа радикальных экономических реформ. Основными ее направлениями были: переход к свободному ценообразованию, разгосударствление и приватизация государственных предприятий в промышленности, торговле и сфере услуг. С помощью этих мер авторы программы рассчитывали, с одной стороны, ослабить существующий экономический кризис, ликвидировать дефицит, а с другой стороны, создать в России новый класс - класс собственников. Результаты экономических реформ противоречивы. Самой серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться правительству в начале реформ, стала проблема освоения населением новой системы ценностей и формирование у граждан качеств, необходимых для успешного ведения своего дела в условиях рынка: инициативности и ответственности. Кроме того, переход к свободному ценообразованию, так называемая либерализация цен, привел фактически к конфискации денежных средств у населения, резкому снижению уровня жизни. Государство отказалось от проведения патерналистской социальной политики, оказывая поддержку лишь тем слоям населения, которые были не в состоянии позаботиться о себе сами: сиротам, инвалидам, пенсионерам. Однако несмотря на многочисленные заявления и предпринимаемые усилия, до сих пор не удается обеспечить этим категориям граждан минимальный жизненный уровень. Лишение населения накопленных денежных средств не позволило достичь эффективности при реализации программы разгосударствления и приватизации. Под разгосударствлением понимается процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм собственности, а в конечном итоге - многоукладной экономики. Под приватизацией понимается процесс передачи государственной собственности в частные руки. Приватизация может быть осуществлена в различных формах: а) бесплатной раздачи гражданам части государственной собственности; б) аренды с последующим выкупом; в) преобразования государственных предприятий в акционерные общества; г) выкупа предприятий на конкурентной основе. Если на первом этапе приватизации преобладали первые три формы, то в последнее время началась активная продажа предприятий на аукционах. Однако цель приватизации - создание широкого слоя частных собственников в стране - пока не достигнута. Положительным итогом проводимых реформ можно считать формирование в стране рыночной инфраструктуры, т. е. сети коммерческих банков, фондовых и товарных бирж, аукционов, без которой нормальное функционирование рыночной экономики невозможно. Идет разработка правовой базы, регулирующей экономические процессы в стране. Решен и ряд стратегических задач: остановлена инфляция, достигнута относительная финансовая стабилизация, которая дала возможность провести деноминацию рубля.

Деятельность и общение.

Деятельность - это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Обязательным элементом в структуре любой деятельности является ее субъект, т. е. осуществляющий ее индивид. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними.

Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:

1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

2) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.

Государство и экономика.

Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка дают не только положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработицу и др. Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX - начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929-1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица.

Кризис 1929-1933 гг. заставил ученых-экономистов пересмотреть многие положения экономической теории. В частности, до середины 30-х гг. XX в. среди них господствовало мнение о том, что безработица является по своей сути всего лишь отражением «превышения предложения» на рынке труда, вызванного слишком высокой заработной платой. А поскольку немногие работодатели могут нанимать людей, обеспечивая им высокие заработки, то результатом является безработица. Но, считали ученые, свободный рынок со временем решит эту проблему. Однако в период мирового экономического кризиса 1929- 1933 гг. этого не произошло.

В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством. Вмешательство последнего поможет свести к минимуму отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов.

Взгляды Дж. Кейнса оказали огромное влияние как на мировую экономическую мысль, так и на практику организации хозяйственной жизни в различных странах.

Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они используют различные методы, регулирова ния экономической жизни.

1. Правовые методы

Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Правительства различных стран принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

2. Финансово экономические методы

К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.

Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина - это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой - защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей). 3. Экономическое программирование

Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.

Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным - экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему основные принципы государственного регулирования экономики могут быть сформулированы следующим образом: государство должно экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.

В общественных науках под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира,

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом - тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность.

Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.

Практическая деятельность подразделяется на:

А) материально-производственную;

Б) социально-преобразовательную.

В духовную деятельность включают:

А) познавательную деятельность;

Б) ценностно-прогностическую деятельность;

В) прогностическую деятельность.

В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.

Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.


Сущность деятельности

Под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира. Известно, что все живые существа взаимодействуют как с природой, так и с другими живыми существами. Но приспособленное поведение животных определяется строением их тела и природными условиями, в которых они живут. Человек же не только приспосабливается к природным и социальным условиям, но и активно преобразует окружающую среду. Развитие общества является результатом деятельности людей. В процессе деятельности происходит также формирование и реализация личности. Деятельность выступает в самых различных формах. В ходе исторического развития формы и виды деятельности становятся все более разнообразными.

Структура деятельности

В структуре человеческой деятельности различают следующие элементы:
Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа людей, организация, государство).
Объект - то, на что непосредственно деятельность направлена (природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей).
Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Средства достижения - приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления, используемые для осуществления деятельности,
Действия - составляющие компоненты (звенья) деятельности (например, учебная деятельность: запись лекций, чтение книг, решение задач). При возникновении вопроса о соотношении понятий «деятельность» и поведение человека, следует учитывать, что если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.
Результат - соответствие мысленной модели (цели) и итогов деятельности (результат может отклоняться от цели или не полностью ей соответствовать, что определяется оптимальностью элемента в структуре деятельности).

Мотивы деятельности

Мотивы деятельности - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. Мотивирующей силой обладают только неудовлетворенные потребности. Следует отметить, что низшие потребности присущи всем людям в равной мере, а высшие - в неодинаковой. Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его личности. Потребности человека можно условно разделить на три группы:
биологические (потребности в дыхании, питании, воде, движении, самосохранении, сне, полового акте);
социальные (потребности во взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении);
идеальные (потребности в познании окружающего мира, осознании своего места в нем, смысле и предназначении своего существования).

Мнозооброзие деятельности
Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего, отметим разделение деятельности на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и включает себя:

Материально-производственную деятельность (преобразование объектов природы);
социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей и включает в себя:
познавательную деятельность (отражение действительности в художественной и научной формах);
ценностно-ориентировочную деятельность (определение отношений людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения);
прогностическую деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

Можно также выделить созидательную и разрушительную деятельность.
Результаты первой - изделия ремесленников, машины, книги, кинофильмы, построенные города. Раарушительаая деятельность - войны, убийства людей, разрушенные города, соженные книги. Разрушительнной может быть и административная деятельность людей, имеющих власть. Но чаще всего разрушительная дейтельность порождается не злой волей, а ограниченностью возможностей достичь желаемого, даже положительного, результата. Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязанны. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными.

В то же время потребность в знании выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе и жить, не зная нужды. Наряду с потребностями, важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки - общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая обусловленность действовать определенным образом относительно этого объекта.
Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы - причины действий людей, определяющие их социальное поведение. Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но это не одно и то же. Интересы людей состоят, прежде всего, в сохранении или преобразовании тех условий, от которых зависит доступность материальных и духовных благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.
Таким образом, сущность человеческой деятельности определяется осознанием мотивов, поставленных целью, средствами и конкретными действиями.

В структуре трудовой деятельности выделяют:
Сознательно поставленные цели (производство определенной продукции, переработка природных материалов и др.).
Предметы труда (конкретные материалы в виде металла, глины, камня и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей.
Средства труда (механизмы, приспособления, энергосистемы, и пр., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда).
Технологии (приемы и сособы, применяемые в процессе производства).

При характеристики трудовой деятельности обращается внимание на:
производительность труда (количество продукции, произведенной в единицу времени);
эффективность труда (соотношение материальных и трудовых затрат с полученным результатом);
уровень разделения труда (распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса).

Игровая деятельность превращает в цель сам процесс, но не результат.
Между игрой и трудом очень много общего. Парадокс заключается в том, что люди, играя с самого рождения (и часто всю жизнь), редко обращаются к анализу игровой деятельности. Игра - это тоже деятельность, но осуществляемая в условных ситуациях. Направлена она на усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий. Большинство исследователей игровой деятельности сходятся в том, что игра представляет собой одну из древнейших форм самообучения и развития человека.

Среди многих характеристик деятельности особое место занимает творческая деятельность - деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.

Составляющими творческого процесса являются:
воображение (позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения, конструировать в уме желаемый результат);
фантазия (позволяет создать образ, наглядную модель в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно);
интуиция (предполагает знание, условия которого не осознаются).

Современная наука признает, что любой человек, а той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности.

Труд - это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Он осуществляется под влиянием необходимости и имеет целью преобразование предметов окружающего мира в продукты, удовлетворяющие разнообразные потребности людей. Отличительной особенностью трудовой деятельности является мотивация. Для успеха в трудовой деятельности необходимы мастерство, умение, знания. Мастерство в любом деле предполагает творческий подход и инициативу.



В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов ее осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую. Словом «творчество» принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, ранее неизвестное. Творческая деятельность отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью. Важно подчеркнуть, что элементы творчества могут найти место в любой деятельности. И чем менее она регламентирована правилами, инструкциями, тем больше в ней возможностей для творчества.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определенные виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.

Рассматривая процесс становления человеческой личности, отечественная психология выделяет следующие основные виды деятельности людей. Во-первых, это игра: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры - ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Во-вторых, это учение - деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.

В-третьих, это труд - вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Часто наряду с игрой, учением и трудом в качестве основного вида деятельности людей выделяют общение - установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Изучая особенности проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внут ренняя происходит посредством умственных действий. В ходе этой деятельности активность человека проявляется не в реальных движениях, а в идеальных моделях, создаваемых в процессе мышления. Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность, образно выражаясь, планирует внешнюю. Она возникает на основе внешней и через нее реализуется. Это важно учитывать при рассмотрении связи деятельности и сознания.

В отличие от других живых существ, приспосабливающихся к окружающей среде, человек обладает способностью качественно изменять её. В результате создаётся вторая природа человека - куль­турная среда. Она предполагает создание комфортных условий жиз­недеятельности человека, что позволяет ему более полно удовлетво­рять возникающие потребности.

Деятельность человека - способ отношения к внешнему миру, со­стоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (созна­тельный, продуктивный, преобразующий и общественный характер).

Деятельность человека имеет определённое сходство с актив­ностью животных. Например, человек плетёт сеть для ловли рыбы и паук плетёт паутину для добычи пищи, человек строит плотины на реке и бобры сооружают запруду на ручье, птица вьёт гнездо и че­ловек плетёт корзину. Но это только поверхностное сходство. Про­анализировав деятельность человека и поведение животных, можно выделить следующие различия:

Таблица 7

Окончание табл.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потреб­ности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые людьми, они становятся главным источником их ак­тивности.

В структуре любой деятельности принято выделять субъект, объ­ект, цель, средства её достижения, действия и результат.

  • Субъект деятельности всегда одушевлён: это или один человек, или группа людей, или всё общество в целом. Он обладает ак­тивностью, действует в соответствии со своими потребностями.
  • Объектом называется то, на что данная деятельность направле­на. Объект претерпевает на себе воздействия субъекта, он мо­жет быть изменён, преобразован, даже уничтожен в результате деятельности. Объект может быть неодушевлённым, например, дерево, камень, и одушевлённым - например, животное, че­ловек.
  • Прежде чем начать действовать, человек определяет цель дея­тельности, т.е. формирует в сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь.
  • Обозначив цель, индивид определяет средства, необходимые для её достижения. На этом этапе важно правильно выбрать средства. Они должны соответствовать масштабам и характеру цели. По этому поводу есть хорошая русская народная пого­ворка - «Стрелять из пушек по воробьям». В ней говорится о том, что для мизерной цели были выбраны слишком мощные средства. Человек - существо ответственное, поэтому должен осознавать последствия своих действий. Никакая, даже самая гуманная цель не должна достигаться безнравственными сред­ствами. Цель не оправдывает средства. Иногда в выборе средств люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипа­ми, т. е. некоторыми общими, упрощёнными представлениями о каком-либо социальном процессе (например, крестьянин обрабатывает землю так, как это делали его отец, дед, прадед).
  • Действия - для реализации поставленной цели субъект прояв­ляет свою активность. Действия можно классифицировать так:
  • целерациональные (поведение ориентировано на цель, осо­знаются средства и побочные результаты его действий.);
  • ценностно-рациональные (индивид следует своим убеждени­ям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т.д.);
  • аффективные (обусловлены эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стре­мится немедленно удовлетворить свою потребность в ме­сти, наслаждении, преданности и т. д.);
  • традиционные (основаны на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки).
  • Результат - итог деятельности, реализованная на практике цель. Может существовать в виде предметов, зданий, сооруже­ний, произведений искусства. Результат не всегда будет точно соответствовать цели, он может превзойти её или быть значи­тельно хуже. Как не вспомнить знаменитую фразу В. С. Черно­мырдина: «Хотели как лучше, получилось как всегда…».

Человек живёт в деятельности. На протяжении всей жизни в раз­ные возрастные периоды преобладающим является определённый тип деятельности (рис. 7):

  • игра - её важными характеристиками является условный ха­рактер, возможность изменять условия, прервать, начать снача­ла, в ней важен процесс, а не результат. Игра занимает большую часть времени детей, способствует освоению ими социальных ролей, вырабатывает умение сотрудничать, соревноваться, приучает соблюдать правила, развивает фантазию. Игра зани­мает определённое место в жизни взрослого человека, но усту­пает учебной или трудовой деятельности.
  • учение - целесообразная деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, накопленных предыдущими поколениями. Занимает наибольший объём в общей деятельности человека в возрасте от 7 до 25 лет. Приобретение новых знаний, умений, навыков способствует становлению личности, формированию профессионала, готового к трудовой деятельности;
  • труд - направлен на достижение общественно-полезной цели, для него характерна практическая полезность, способность удовлетворять различные потребности людей. Трудовая дея­тельность направлена на преобразование природного мира и создание материальных благ.

В структуре трудовой деятельности (в узком смысле этого слова) выделяют:

  • сознательно поставленные цели - производство определённой продукции, переработка природных материалов, создание ма­шин и механизмов и др.;
  • предметы труда - те материалы (металл, глина, камень, пласт­масса и пр.), на преобразование которых направлена деятель­ность людей;
  • средства и орудия труда - все устройства, приборы, механиз­мы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
  • используемые технологии - приёмы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности обычно используют следующие параметры:

  • производительность труда - количество продукции, произве­дённой в единицу времени;
  • эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат с одной стороны и полученных результатов - с другой;
  • уровень разделения труда - распределение конкретных произ­водственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой дея­тельности, зависит в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие требования таковы:

  • работник должен владеть всеми приёмами и способами про­изводства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);
  • квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудо­вого процесса (требование квалификации);
  • от работника требуется безусловное соблюдение законов о тру­де и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение за­данных параметров производственного процесса, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (требований трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).

Деятельность человека - многогранное явление, поэтому суще­ствует большое количество критериев для её классификации (рис. 8).

Деятельность бывает:

^ В зависимости от субъекта: индивидуальной и коллективной.

^ По характеру: репродуктивной - творческой (вид деятельно­сти, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).

^ По соответствию социальным нормам: законной - незаконной, моральной - аморальной.

^ По соотношению с общественным прогрессом: прогрессив­ной - реакционной, созидательной - разрушительной.

^ По сфере общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной.

^ По особенностям проявления человеческой активности: внеш­ней - внутренней.

Деятельность является главным условием формирования лично­сти. Процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Преобразуя окружающий мир, человек не только обеспечивает себя всем необходимым, но и самосовершенствуется, развивается. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.