В каком соборе происходило венчание на царствование. Венчание Ивана Грозного на царство (кратко). Портретная галерея Архангельского собора

Впервые обряд венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершен в 1584 году при венчании на царство Федора Ивановича. Главной составной частью церемонии был "великий" выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля. Внутри Успенского собора со стороны западных дверей было устроено специальное царское место для возложения митрополитом царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава ("яблоко державное") с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. Название произошло от древнерусского "държа" власть.
Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор.

В сентябре 1598 года состоялось венчание на царство Бориса Годунова . Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования.

Венчание на царство Лжедмитрия I проходило в июле 1605 года. Сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха.

В мае 1606 года патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения по православному обряду.

В июне 1606 года митрополит Новгородский Исидор венчал на царство Василия Шуйского.

Из за отсутствия патриарха обряд венчания на царство Михаила Романова в июле 1613 года совершил митрополит Казанский Ефрем.

В 1645 году патриарх Иосиф венчал на царство Алексея Михайловича.

При венчании на царство в июне 1676 года Федора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров.

Летом 1682 года состоялось венчание на царство двух братьев соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича (впоследствии Петра I). Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебряный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха второго наряда. При венчании на царство Ивана и Петра Алексеевичей скипетр и державу получил из рук высшего церковного иерарха Иван Алексеевич как старший брат.

С принятием Петром I титула Императора Всероссийского обряд венчания на царство был заменен коронацией, что повлекло существенные изменения. Императорская мантия или порфира с цепью ордена Святого Андрея Первозванного заменила древнюю царскую одежду с бармами и золотой цепью, императорская корона — шапку Мономаха. Образцом для первой русской короны из позолоченного серебра и драгоценных камней стала корона византийской империи, составленная из двух полушарий, символизирующих единство восточной и западной частей Римской империи.

После замены представительства церкви в лице патриарха соборным представительством синода значительно изменился и обряд венчания на царство. Если раньше главенствующая роль при совершении обряда принадлежала патриарху или митрополиту, то теперь она перешла к самому коронующемуся. До Петра I царские регалии возлагались на царя высшим духовным лицом. Это лицо восседало рядом с царем на чертожном месте и обращалось к царю с поучением. Согласно новому чину, государь восседал на троне не с первенствующим епископом, а с государыней. Он сам возлагал на себя корону и сам же возносил ее на голову государыни.

Первое коронование было совершено в 1724 году над Екатериной I, супругой Петра I. В Успенском соборе Московского Кремля были поставлены два престола. После торжественного шествия под звон колоколов и звуки полковых оркестров император возвел супругу на трон. Когда императрица произнесла Символ Веры, а архиерей прочитал молитву, император возложил мантию на императрицу. Увенчав ее короной и вручив державу, Петр I подвел Екатерину к Царским Вратам для совершения миропомазания и причащения Святых Таин.

При венчании на царство Елизаветы Петровны в 1741 году в чиноположение впервые были введены ектения (молитвенное прошение), тропарь (церковное песнопение в честь праздника), паремии (чтения из Библии) и чтение Евангелия. В ектению было включено моление о венчаемом монархе.

При коронации Екатерины II в сентябре 1762 года она, первая из царствующих особ, собственноручно надела на себя корону, а после миропомазания через Царские Врата иконостаса храма прошла в алтарь к престолу и приобщилась Святых Тайн по царскому чину.

Павел Петрович первый из русских царей в 1797 году короновался вместе со своей супругой. По совершении обряда монарх, заняв место на троне и возложив регалии на подушки, снял с себя корону и, прикоснувшись ею к челу коленопреклоненной императрицы, надел на себя. Затем он возложил на супругу корону меньшего размера, цепь ордена Андрея Первозванного и императорскую порфиру.

Во время коронации Николая I в 1826 году ему был преподнесен для целования крест, бывший на Петре I во время Полтавской битвы и спасший его от смерти. Таким образом церковь подчеркивала героический дух императора, проявленный во время восстания декабристов в 1825 году.

Коронация Александра III в мае 1883 года привлекла более полумиллиона человек.

Торжества по случаю коронации последнего русского императора Николая II в мае 1896 года были омрачены трагедией на Ходынском поле Москвы: в давке за бесплатными подарками погибли две тысячи человек.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Церемония венчания на царство – обычай древний и очень сложный. В настоящей статье речь идёт лишь о некоторых существенных различиях венчания на царство в XV-XVII веках.

Среди непременных атрибутов венчания на царство в разные времена использовались различные регалии, многие из которых находятся в экспозиции Оружейной палаты. Среди них – держава, символизирующая Землю. Во время появления державы среди символов государственной власти уже было хорошо известно, что Земля круглая. Не стоит считать, что люди выяснили это гораздо позже. Другая, не менее значимая регалия – это скипетр. Этот знак происходит от булавы, символа власти полководца.
В древние времена венчания на великое княжение проходили в Софийском соборе Киева. Александр Невский венчался на новгородское княжение в Софии новгородской. В Москве на Великое Княжение впервые венчался сын Василия Дмитриевича, внук Дмитрия Ивановича Донского князь Василий Васильевич (Тёмный) в 1432 году. Ярлык на великое княжение Василий II получил от татарского хана. Церемония проходила в старом Успенском соборе, построенном в 1326 году с благословения митрополита Петра во время княжения Ивана (I) Калиты.

В 1492 году в сохранившемся по сей день Успенском соборе проходила церемония венчания внука здравствующего Великого Князя Государя Ивана III Васильевича, Дмитрия Ивановича. Таким образом Иван Васильевич назначил своим преемником внука, сына умершего наследника, Ивана Ивановича. Доподлинно известно, что в этой церемонии на Дмитрия Ивановича возложили бармы – княжеское оплечье. Символика барм очень сложна, в Византии, откуда мы заимствовали всю атрибутику, этой регалии не было и ближайший по времени атрибут, от которых бармы могут происходить, уходит корнями в Древний Египет. В экспозиции музея находятся бармы, выполненные гораздо позже. Это бармы турецкой работы, принадлежащие Алексею Михайловичу.
В 1534 году в Москве венчают на царство трёхлетнего Ивана IV Васильевича, впоследствии прозванного Грозным. В 1547 году он повторно венчался на царство, но уже с титулом царя. В 1547 году в первую очередь на Ивана Васильевича возложили цепь с крестом, а уже затем золотой венец – Шапку Мономаха.
О происхождении Шапки Мономаха существует несколько версий. Скорее всего, это венец работы восточных мастеров. В пользу этой версии говорит наличие среди элементов ажурного орнамента цветков лотоса, явно указывающих на её азиатское происхождение.

При раскопках близ древнего города Сарай археологи нашли пряжки с точно таким же украшением в виде цветка лотоса. Но Шапка Мономаха, по всей видимости, была сделана в более крупном городе – Бухаре или Самарканде и, в качестве подарка, привезена на Русь.
Восемь пластин, из них состоит основной объём Шапки, символизируют 8 частей света, и царь, носящий этот головной убор суть правитель восьми частей света. Её вес составляет около 700 грамм. Крест на Шапке появился позже.

Впервые Шапку Мономаха использовали во время коронации Дмитрия Ивановича в 1498 году. В последний раз венец возложили на голову Ивана Алексеевича в 1682 году. В последующие времена древняя регалия присутствовала в торжественных церемониях.
В церемонии венчания на царство Ивана IV Васильевича миропомазания не было. Его называли помазанником Божьим постфактум, без фактического обряда. Впервые миропомазание включили в церемонию в 1584 году, когда венчали на царство последнего царя из династии Рюриковичей, сына Ивана IV, Фёдора Иоанновича.

Во время венчания на царство Бориса Годунова в 1598 году ему впервые была вручена держава.

В 1606 году в Успенском соборе проходила церемония коронации Марии Мнишек. Причём, её короновали до свадьбы. В европейских государствах жену императора или короля короновали вместе с ним или после коронации супруга. Например, Мария Медичи была коронована супругом Генрихом IV за несколько дней до его смерти в 1610 году, император как будто чувствовал приближающийся конец. В Москве же Лжедмитрий решил, что ему нужно жениться на царской особе и за день до свадьбы Марина Юрьевна была коронована ещё не будучи замужем.
В 1613 году при коронации 16-ти летнего Михаила Фёдоровича Романова впервые использовали цепь. На цепи выгравирована надпись – это полный титул царя. Цепь – очень сложна, кольца цепи причудливо переплетены. Она символизирует единое государства, цепь государства неразрывна, это видно в её структуре. Каждое кольцо соединено не с одним, а с тремя последующими звеньями.

Регалии Михаила Фёдоровича также представлены в Оружейной Палате. Шапка первого царя из династии Романовых – самая тяжёлая в коллекции, она весит около 2 кг.


Церемония венчания на царство Алексея Михайловича в 1645 году отличалась особой пышностью, На ней было использовано несколько венцов, царь менял их.
В 1682 году венчались на царство два царя. 10-летний Пётр и 16-летний Иван. Для Петра сделали венец второго наряда. Он не столь изысканный, как Шапка Мономаха, но повторяет структуру главного венца. Он тоже сделан из восьми золотых пластин и увенчан крестом.
Алмазные венцы двух царей немного отличаются друг от друга. Венец Ивана украшен только алмазами, а в венец Петра включены хризолиты. Украшения выложены таким образом, что из них составлены двуглавые орлы.


Интересна история двойного трона. Его переделали из старого трона Алексея Михайловича немецкой (Аугсбург) работы. Результат переделки слишком хорошо заметен. Ступени, ведущие на трон заметно уже, чем ширина сидений.
Платно Петра 1691 года использовалось во всех придворных церемониалах, включая приёмы послов до 1718 года. Пётр вынужден был надевать его, чтобы соблюсти придворный этикет того времени.

Материал подготовлен на основе лектория Кремля, лекция “Парадный придворный церемониал”. Использованы фотографии, выложенные в свободный доступ.

Венчание на царство

В июне 1547 года страшный московский пожар вызвал народный бунт против родственников матери Ивана - Глинских, чарам которых толпа приписала бедствие. Бунт усмирили, но впечатления от него, по словам Грозного, впустили «страх» в его «душу и трепет в кости».

Пожар почти совпал по времени с венчанием Ивана на царство, которое впервые тогда было соединено с таинством Миропомазания.

Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г.

Венчание на царство - торжественный обряд, заимствованный Россией из Византии, во время которого будущих императоров облачали в царскую одежду и возлагали на них венец (диадему). В России «первовенчанник» - внук Ивана III Дмитрий, он венчался на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» 4 февраля 1498 года.

16 января 1547 года великий князь Московский Иван IV Грозный венчался в Успенском соборе Московского Кремля на царство шапкой Мономаха, с возложением на него барм, креста, цепи и вручением скипетра. (При венчании на царство царя Бориса Годунова прибавилось вручение и державы как символа власти.)

Бармы - драгоценное оплечье, украшенное изображениями религиозного содержания, надевалось при венчании на царство русских царей.

Держава - один из символов царской власти в Московской Руси, золотой шар с крестом наверху.

Скипетр - жезл, один из атрибутов царской власти.

Скипетр (1) и держава (2) царя Алексея Михайловича и княжеские бармы (3)

Церковное таинство Миропомазания потрясло юного царя. Иван IV вдруг осознал себя «игуменом всея Руси». И это осознание с того момента во многом руководило его личными поступками и государственными решениями. С венчания Ивана IV на царство в России впервые появился не только великий князь, но и венчанный на царство царь - помазанник Божий, единовластный правитель страны.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тайны дома Романовых автора

автора

ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО Над Москвой плыл колокольный звон. Звонили во всех кремлевских соборах - у Спаса на Смоленской площади, у Николы Чудотворца у Каменного моста через Москву-реку. Им вторили окраинные церкви и монастыри - Новинский, Симонов, Андроньев и другие. В

Из книги Россия времени Ивана Грозного автора Зимин Александр Александрович

Венчание на царство 1 Полное собрание русских летописей (далее: ПСРЛ). СПб., 1904, т. XIII, с.

Из книги Царь грозной Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

17. ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО Боярское правление избаловало знать. Она своевольничала, приказы выполняла кое-как. Вокруг великого князя шли склоки и интриги за влияние на него. А на местах по-прежнему творились злоупотребления, кормления рассматривались именно как сытная

Из книги Последний император автора Балязин Вольдемар Николаевич

Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. Здоровая финансовая система; самая большая в мире армия, правда, давно уже не воевавшая и почивающая на лаврах своих

Из книги Алексей Михайлович автора Андреев Игорь Львович

Венчание на царство Царь Михаил Федорович не отличался отменным здоровьем. Он часто жаловался на «телесную скорбь» и особенно на боль в ногах, отчего во время поездок царя «в возок и из возка в кресле» носили. Позднее «скорбели ножками» и телесной слабостью сыновья царя

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. Здоровая финансовая система; самая большая в мире армия, правда, давно уже не воевавшая и почивающая на лаврах своих

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Время Ивана Грозного. XVI в. автора Коллектив авторов

Венчание на царство 16 января 1547 года состоялась церемония венчания на царство Ивана IV. Принятие царского титула, безусловно, было очень важным шагом и для самого Ивана, и для страны. На Руси царями именовали императоров Византии да ханов Золотой Орды. А теперь появлялся и

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

автора

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Венчание Годунова на царство Возведение нового государя на царский престол было назначено на 1 сентября. Именно в этот день в то время начинался новый год. В поздних источниках, правда, встречались другие даты: 2 или 3 сентября.По устоявшемуся обычаю церемонию проводили в

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Венчание на царство Лжедмитрий находился в Туле до конца мая и оттуда рассылал по всей стране грамоты о своих победах. В них он уверял русских людей в том, что является истинным сыном Ивана Грозного. Однако не во всех городах его гонцов встречали с радостью. Бывали случаи,

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Венчание на царство В июне 1547 года страшный московский пожар вызвал народный бунт против родственников матери Ивана - Глинских, чарам которых толпа приписала бедствие. Бунт усмирили, но впечатления от него, по словам Грозного, впустили «страх» в его «душу и трепет в

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Воцарение и венчание на царство Великим и радостным днем для русского народа было 21 февраля 1613 г.: в этот день кончилось на Руси «безгосударное» время! Три года длилось оно; три года лучшие русские люди изо всех сил выбивались, чтобы избавиться от врагов, спасти церковь,

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Одной из немногочисленных форм отражения всей величественности и пышности царской жизни и царского двора является венчание государя на царство. Однозначно, домашний быт, осуществление дипломатических приемов являются непосредственным видением этой жизни, но венчание по своим размерам, значимости и содержанию превосходит другие события из жизни русского царского двора, причем и происходит оно не так часто - один раз в жизни монарха. Поэтому первоначально мы уделяем внимание именно этому явлению. Венчание на царство - это такое событие, с которого начинается правление, берет свое начало определенная эпоха каждого монарха, тем более, если мы говорим о периоде второй половины XVI века и далее. Мы начинаем нашу реконструкцию русского мира царского двора именно с этого момента, чтобы отразить логическую последовательность событий в жизни государя. Прежде чем говорить об особенностях венчания русских царей на царство, мы считаем необходимым, прежде всего, дать определение такому понятию как "венчание на царство" и рассказать об истории данного явления.

Венчание на царство - торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые более точные сведения о Венчании на царство государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, Венчание первых византийских императоров соединяло в себе все особенности вступления на престол прежних римских императоров.

В России "первовенчанником" был Дмитрий, внук Иоанна III (4 февраля 1498 года). До конца XV века и летописи, и другие памятники говорят только о чине "вокняжения", и притом весьма кратко. Можно только предполагать, что обряд вокняжения, или восседания на "золотом отнем столе" ("Слово о полку Игореве"), совершался в храме главного города, при посредстве митрополита и участии светских сановников. Совершенное в первый раз священное Венчание над Дмитрием Ивановичем вполне соответствовало древнейшему греческому чиноположению, с небольшими изменениями. Во второй раз увидела Москва обряд венчания в 1547 году, когда венчался на царство Иоанн Васильевич IV. Кроме барм и шапки мономаховой, на царя возлагались и другие знаки царского достоинства; так митрополит возложил на него "крест от Животворящего Древа", золотую цепь и подал в руки скипетр. Однако само венчание Ивана IV не было запечатлено глазами иностранцев, им об этом было лишь сообщено через два года. Таким образом, прибывавшие в Россию иностранцы во второй половине XVI века могли наблюдать процесс венчания на царство уже только во время коронации Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного.

И вот начинается торжественный выход царя с соблюдением определенной иерархичности, которая отражается не только в четкой последовательности выхода священнослужителей, но и в последовательности выноса икон, начиная с икон богоматерей, а затем уже других вместе с церковной утварью. "Царь со всей знатью, в определенном порядке, вошли в церковь…". Сохранение такого порядка выхода - это соблюдение уважения к старшим или наиболее знатным людям того времени.

Далее царская свита направляется в церкви. Хождение начинается с молитв в Благовещенском соборе, затем свита направляется к гробам предков в церкви по имени Архангела Михаила и затем в церковь (Успения) Пречистой Богоматери, где проходит венчание на царство. Как мы можем предположить, вся эта процессия несет в себе глубокий смысл. В Благовещенском соборе царь молит у Бога благословения на совершаемое дело, некой помощи перед началом венчания на царство, как было принято на Руси у всякого человека, который начинал любое дело, ибо это дело получало поддержку Божью. Далее царская свита совершает хождение к гробам предков, совершая молитву в память об усопших, в память своих предков, и уже только после этого начинается главное действие, которое происходит в церкви Пречистой богоматери. Венчание на царство у русских царей непосредственно и тесно связано с церковью, с почитанием Бога и своих предков, к тому же вся процессия сопровождается церковным пением.

В церкви Пречистой богоматери совершается главное действие. При входе государя в церковь диаконы с хором певчих начинают громко петь многолетие царю, потом патриарх и митрополит в ответ начинают петь гимн вроде молитвы. Царь усаживается в "специально приготовленное для него место", "особый стул", возле которого стоит знать, и тоже в определенном порядке. Читается молитва, после осуществляется переодевание царя, "что делается весьма чинно и торжественно" в "богатейший и бесценный наряд", надевается корона на голову государя, в правую руку ему дают скипетр и державу, а в левую - меч правосудия, богато убранный, также перед царем помещаются все шесть венцов - символы его власти над землями страны. После чего начинается чтение митрополитом молитвы. Горсей очень четко подмечает всю пышность, красоту и богатство царского одеяния: "на нем была верхняя одежда, украшенная разными драгоценными камнями и множеством восточного ценнейшего жемчуга…", а также и вес одежды - "она весила 200 фунтов, ее шлейф и полы несли шесть князей (dukes)". Какой невероятной силой обладает русский государь, чтобы вынести такую тяжкую ношу?! Мощь царского плеча, его непоколебимость и стойкость, которая должна показать, что царское плечо готово возложить на себя и ту ношу, которая называется властью, данною ему над государством.

Во время движения царь держит в руках жезл из кости единорога, о стоимости которого Горсей с невероятной точностью повествует нам: "жезл из кости единорога в три с половиной фута длиной, украшенный богатыми камнями, купленный прежним царем …, что стоило ему 7000 марок стерлингов". Отсутствие скупости - вот еще одна особенность венчания на царство русских царей. Скипетр и державу несет перед царем Борис Федорович Годунов; богатую шапку, украшенную камнями и жемчугом, несет другой князь, а шесть венцов царя несут другие. Царь подходит к великим церковным вратам и народ кричит: "Боже, храни царя Федора Ивановича всея Руси". Таким образом, наследник трона становится царем - Федор Иоаннович слышит речь родного народа, которому верностью и правдою будет служить, в речи этой он подмечает согласие народа и его благословение на его (царское) правление. Далее государь направляется к подведенному к нему коню, "покрытому вышитой жемчугом и драгоценными камнями попоной, седло и вся упряжь были убраны соответствующим образом, как говорят, все стоило 300 тысяч марок стерлингов". Здесь, как и в случае с жезлом из кости единорога, виднеется роскошь царского двора; при этом элемент коронации, связанный с подачей коня, говорит о готовности монарха быть воином и защитником своего государства.

Необходимым элементом для движения царя Горсей выделяет подмостки "в 150 морских саженей длиной, в две шириной и на три фута поднятые над землей…", чтобы царь мог свободно пройти от одной церкви к другой и чтобы огромная толпа людей, пришедшая увидеть данное событие, не мешала ходу государя и не задавила его. Масштабы происходящего говорят о невероятной важности данного события, ибо были люди, которые были задавлены толпой, жаждущей увидеть идущего царя, оторвать кусочек золотой парчи, красного бархата или алого стамета, покрывавшие подмостки, по которым только что-то прошел новоизбранный царь. "Каждый желал иметь кусочек, чтобы хранить его как память". Здесь мы видим, что данное событие имеет невероятную значимость в умах народа, жаждущего прикоснуться к своему царю.

Затем царь следует в Думу, там он также занимает свое царское место, "украшенное как и прежде", а на столе стоят шесть его венцов. Один из его приближенных держит царские чашу и кувшин из золота, по обе стороны от него стояли два человека, называемые рындами (kindry). Горсей дает подробное описание одежды прислуги, что в очередной раз говорит о его восхищении роскошью царского двора: "в белой, затканной серебром одежде, с жезлами и золотыми топориками в руках". Князья и знать в богатых одеждах располагаются рядом с царем вокруг по старшинству. Царь допускает каждого поцеловать его руку, затем переходит на свое царское место за столом, где ему с почестями прислуживают его знатные люди. Множество серебряных и золотых блюд от пола до потолка, которые обрисовывает Горсей, также говорит о пышности и роскоши празднований. После этого царь начинает раздавать должности и земли своим подданным, причем размер земель весьма велик.

Празднества царской коронации завершаются пальбой из пушек, "называемой царской пальбой". Четкость и мощь выстрелов, причем в нужное место на точном расстоянии (2 мили) поражают ум иностранца и вызывают у него удивление. Он пишет: "…170 больших орудий всякого калибра, прекрасно сделанных. Эти орудия стреляли разом в специально приготовленные валы. 20 тысяч стрельцов, разодетых в бархат, отделанный шелком и стаметом, были расставлены в 8 рядов на протяжении 2 миль, они выстрелили дважды очень стройно".

В своем повествовании описание церемонии венчания на царство русского царя Джером Горсей заканчивает фразой, которая подытоживает все его восхищения царским двором: "Эта царская коронация требует много времени и бумаги для настоящего ее описания. Стоит сказать, что подобного зрелища никогда не видели в России", что говорит о масштабности и великолепии данного явления.

Таким образом, характерными чертами венчания царя на царство являются пышность и роскошь, традиционность, продуманность и символичность процессии, а также сочетание духовного и светского обрядов.

торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами.

Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое литературное упоминание о нем дошло до нас из IV в., со времени императора Феодосия Великого. Божественно происхождение царской власти не вызывало тогда сомнений. Это воззрение на власть подкреплялось у византийских императоров и мнением о Божественном происхождении самих знаков царственного достоинства. Константин VII Порфирогенит (931-959) пишет в наставлениях своему сыну: "Если когда-нибудь хазары или турки, или россы, или какой-нибудь другой из северных и скифских народов потребует в знак рабства и подчиненности присылки ему царских инсигний: венцов или одежд, - то должно знать, что эти одежды и венцы не людьми изготовлены и не человеческим искусством измышлены и сделаны, но в тайных книгах древней истории писано, что Бог, поставив Константина Великого первым христианским царем, через ангела Своего послал ему эти одежды и венцы".

Исповедание веры составляло непременное требование чина коронации. Император сначала торжественно возглашал его в церкви и затем, написанное, за собственноручной подписью, передавал патриарху. Оно содержало Православный Никео-Царьградский Символ Веры и обещание хранить апостольское предание и установления церковных соборов.

Богу было угодно устроить так, что преемниками византийских императоров стали русские великие князья, а затем цари. Первые царские инсигнии получил Владимир Святой "мужества ради своего и благочестия", по словам святого митрополита Макария. Произошло это не просто так - "таковы дарованием не от человек, но по Божьим судьбам неизреченным претворяюще и преводяще славу греческого царства на российского царя". Сам Иван Грозный полностью разделял этот взгляд на преемственность Русского царства. Он писал о себе: "Государь наш зоветца царем потому: прародитель его великий князь Владимир Святославович, как крестился сам и землю Русскую крестил, и царь греческий и патриарх венчали его на царство, и он писался царем".

Чин венчания Иоанна IV на царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. И все же воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа - как народа-богоносца, русской государственности - как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания - как осознания богослужебного долга, русского "воцерковленного" мироощущения - как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Грозный стал первым Помазанником Божиим на русском престоле. Несколько редакций дошедшего до нас подробного описания чина его венчания не оставляют сомнений: Иоанн IV Васильевич стал первым русским государем, при венчании которого на царство над ним было совершено церковное Таинство Миропомазания.

Помазание царей святым миром (благовонным маслом особого состава) имеет свое основание в прямом повелении Божием. Об этом часто говорит Священное Писание, сообщая о помазании пророками и первосвященниками ветхозаветных царей в знак дарования им особой благодати Божией для богоугодного управления народом и царством. Православный катехизис свидетельствует, что "миропомазание есть таинство, в котором верующему при помазании священным миром частей тела во имя Святаго Духа подаются дары Святаго Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной".