Правописание не с причастиями. Презентация по русскому языку на тему "Правописание НЕ с причастиями" (7 класс) Почему велосипед устойчив

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

* Пустыня безграм. Ваш гид Мы находимся в пустыне Безграмотности и отправляемся к океану Знаний, чтобы узнать о правописании не с причастиями, составить опорный конспект. Этапы пути

3 слайд

Описание слайда:

* Этапы пути Повторение «Правописание не с разными частями речи. Наблюдения «Не с причастиями» Составление О.К. Образец рассуждения. Тренировочные упражнения. Вспомним правило по О.К. Контрольные упражнения.

4 слайд

Описание слайда:

* Полетное повторение НЕ С.,П.,Н. Собираясь в дальний путь, не забудьте взять с собой правило о правописании не с существительными, прилагательными, наречиями. Слитно не употр. синоним. Раздельн. >,а< Отнюдь, ничуть, далеко, вовсе … Наблюдения Этапы пути

5 слайд

Описание слайда:

* Наблюдения Непрочитанная книга Не прочитанная /кем?/ мною. Не прочитанная, а просмотренная книга Книга не прочитана. Недоумевающий Составление опорного конспекта Образец рассуждения НЕ с причастиями слитно: Не употребляется без НЕ, нет противопоставления с союзом А, нет зависимого слова. Не с причастиями раздельно: Полные причастия с зависимыми словами, есть противопоставление с союзом А, краткие причастия. НЕ с Пч. Слитно Разд. не употр. кр. Пч. нет З.С. полн. Пч. + З.С. нет против. против. с а

6 слайд

Описание слайда:

О том, как Не искала друзей среди Причастий. Шла по дорожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще: - Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда! Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая Не побрела дальше на поиски друга. Видит - навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним - другое, с противопоставлением и с союзом а. Увидев Не, они только отмахнулись, сказав грубо: - Ну тебя! - и пошли дальше. Не совсем потеряло надежду и хотела было заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит: - Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую! Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую песенку. И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие. Оно сказало невесело: Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а. Я совершенно одинокое Причастие. Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться. И друзья побежали к новым приключениям. *

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Образец рассуждения 1. Нетронутый; 2. Не тронутый (к е м?) лыжниками снег. В первом случае не пишется с причастием слитно, так как оно одиночное, во втором - раздельно, так как у причастия есть зависимое слово.

9 слайд

Описание слайда:

* Ура! Учимся плавать! 1. Графические 2. Конструирование 3.Предупредительные 4.Распределительные 5.Редактирование 6.Работа с текстом 7. Контрольные Повторим правило Подведем итоги Упражнения

10 слайд

Описание слайда:

* Объясни графически Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки. Объясните графически правописание «не» с причастиями, расстановку знаков препинания при причастных оборотах. 1.В (не)обыкнове(нн,н)ой, (ни)когда (не) слыха(нн,н)ой тиш…не зар…ждается ра(сс,с)вет. 2. Разнообразие трав в лугах (не) слыха(нн,н)ое. (Не) скоше(нн,н)ые луга так душисты, что с (не)пр...вычки туманит(?)ся и т…желеет голова. 3. (Не)дочита(нн,н)ая книга это (не)оконче(нн,н)ый путь. 4. Володя сидел сл…жа руки и в позе (не) имеющей ничего общего с позой рыб…лова, 5. Стоял он м…нут десять (не)вид…мый на тёмном фоне леса. Виды упражнений Конструирование Проверка

11 слайд

Описание слайда:

* 1.В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. 2. Разнообразие трав в лугах неслыханное. Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова. 3. Недочитанная книга - это неоконченный путь. 4. Володя сидел сложа руки и в позе, не имеющей ничего общего с позой рыболова. 5. Стоял он минут десять, не видимый на тёмном фоне леса. Виды упражнений

12 слайд

Описание слайда:

* ***Прибавьте к причастиям пояснительные слова и перепишите. Устно составьте предложения с причастными оборотами. Образец. Ненаписанное сочинение - не написанное к сроку сочинение. Не написанное к сроку сочинение очень беспокоит меня. 1) Непрочитанная книга; 2) нескошенная трава; 4) неуспевающие ученики; 6) нераспечатанная телеграмма. Виды упражнений Продолжить?

13 слайд

Описание слайда:

* Прибавьте к причастиям пояснительные слова, полученные причастные обороты поставьте позади определяемого слова. Перепишите, ставя запятые. Образец. Несделанные чертежи задерживают строительство дома. - Чертежи, не сделанные в проектной мастерской, задерживают строительство дома. 1) Неотправленные письма передайте почтальону. 2) Нерасклеенные афиши лежат в шкафу. 3) Непроверяемые гласные вызывают много ошибок. 4) Незамёрзшая река глухо шумит. 5) Нерозданные тетради преподаватель положил в стол. Предупредительные упражнения Виды упражнений.

14 слайд

Описание слайда:

* Запишите, предварительно анализируя, краткая или полная форма у причастий. Есть зависимые слова или их нет? Мы давно (не) были в своём деревенском доме. Во-первых, (не)отремонтированный дом пот…рял свой нарядный вид: стекла потускнели, (не) выкрашенные стены выгл…дели уныло, печь осталась (не) выбеленной и (не) радовала глаз. Мы дружно вз…лись за работу и через н…делю в…рнули ж…лью его прежний праздничный обл…к. Всё, что было (не) выкрашено, (не) вымыто, (не) прибрано, засв…ркало чистотой. Отдых начался!

15 слайд

Описание слайда:

* Мы давно не были в своём деревенском доме. Во-первых, неотремонтированный дом потерял свой нарядный вид: стекла потускнели, невыкрашенные стены выглядели уныло, печь осталась невыбеленной и не радовала глаз. Мы дружно взялись за работу и через неделю вернули жилью его прежний праздничный облик. Всё, что было не выкрашено, не вымыто, не прибрано, засверкало чистотой. Отдых начался! Виды упражнений Распределительный

16 слайд

Описание слайда:

* Задание: Запишите словосочетания в две колонки: 1) не слитно, 2) не раздельно. Объясните. (Не) дописанное письмо; письмо (не) дописано; (не) вспаханное поле; (не) забываемая встреча; (не) ослабевающая ни на минуту тревога; (не) прекращающийся дождь; (не) сжатая, а скошенная рожь; (не) успокоившееся после бури озеро; телефон (не) отремонтирован.; по (не) исследованной местности; лиса, (не) замеченная охотником; отряд, никем (не) защищённый; (не) отправленная бандероль; (не) законченный рассказ; (не) освещённая солнцем комната; (не) прикрытая дверь; птицы, (не) улетевшие на юг; соболь, (не) успевший взобраться на дерево.

Отглагольные прилагательные

Вареный

Соленый

Сушеный

Печеный

Жареный

Кипяченый

Вязаный

Крученый

Груженый

Жженый

Плетеный

Моченый

Точеный

Рваный

Топленый

Мороженый

Путаный

Крашеный

Ломаный

Раненый

Кованый

Паленый

Стриженый

Золоченый

1.Батальон (не)замече..ый противником зашел в тыл. 2.Пастух посмотрел на всадника (не)доумевающим взглядом. 3.Стоял он минут десять (не)вид..мый на темном фоне леса. 4.(Не)дочита..ая книга – это (не)оконче..ый путь. 5.Дорога вилась между полей пшеницы еще (не)созревшей но уже принявшей восковую окраску. 6.Это были строки еще (не)написа…ого стихотворения.7. Линия обороны до этого казавшаяся мне почти условной,вроде (не)существовавшей на деле теперь представлялась вполне реальной, протянутой на многие километры 8.Гром (не)умолкавший ни на минуту оглушал нас 9 Было страшно что наш дом ничем (не)защище…ый может развалиться. Мы знали что деревя…ые строения (не)имеющие громоотводов подвергаются во время грозы опасности. .

Готовимся к словарному диктанту .

Багряный, бордовый, изжелта-красный, искусный, искусство, иссиня-черный, коллекция, разыскать, общественно полезный, общественно-политический, а рена, п а ром, перила, терраса, подражать, поражение, поскользнуться, превратить, презирать, прекратить, преодолеть, профессия, ровесник, румяный, сверстник, состязание, юный, январский, притворить дверь + слова из словаря трудных слов до стр. 76.

Тема №1 : Причастие как особая форма глагола.

1.Определи часть речи. Ответы запиши в таблицу схематично (х- причастие; о-прилагательное)

1.бодрящий воздух

2.заколдованный лес.

3.великолепный день.

4.пушистый ковер.

5.спящий лес.

6.запорошенные снегом.

7.сверкающий наряд.

8.веселые крики

9.мертвая тишина

10.мерцающий снег.

11.уснувший лес.

12.грустный взгляд

Проверка: соедини знаки « х» , начиная с номера 1

Ответ для учителя:

Карточка№2.

Докажите, что причастие образовалось от глагола. Выделите суффиксы причастий. Если возникли затруднения, посмотри ОК №1.

Причастие

Глагол, от которого образовалось причастие.

Видящий

Слышавший

Зависимый

Написанный

Взятый

Росший

Определяющий

Законченный

Связанный

ОК №1.

Суффиксы причастий : -ущ- (-ющ-); -ащ- (-ящ)

Ом- (-ем-) ; -им-

Вш-, -ш-

Енн- -нн- -т-

Карточка №3.

В чем отличие значений прилагательных и причастий- таких похожих слов?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, прочитайте образец рассуждения в ОК и напишите об отличии и сходстве однокоренных слов в словосочетаниях летучая мышь и летящая птица.

ОК: в словосочетании висячая лампа прилагательное висячая обозначает признак предмета, а в словосочетании висящая лампа причастие висящая - изменяющийся во времени признак предмета. Висящая лампа- это лампа, которая висит сейчас (в прошлом- висевшая лампа). В этом различие значений прилагательного и причастия. Сходство же их в том, что они имеют один корень – вис -.

Карточка №4.

Замени сочетание с причастием синонимичным сочетанием глагола со словом который. Запиши получившиеся сочетания, следя за постановкой знаков препинания.(см. ОК)

ОК. Образец: читающий мальчик- мальчик , который читает.

Зеленевшая рожь, созревшие колосья, прополотое поле, скошенная трава, поющие птицы, оберегаемое от дождя зерно, опавшие листья.

Тема№2: Действительные и страдательные причастия.

_____________________________________________________________________________

Карточка №1.

Замени сочетание с действительным причастием сочетанием со страдательным причастием. Следите за употреблением форм времени у причастий. (см. ОК) .

ОК Образец: Солнце, освещающее поляну- поляна, освещаемая солнцем.

Читающая книгу девочка; вырывший яму садовник; ветер, охлаждающий лицо; дом, воздвигающий строителями; ученик, выполнявший работу; редактор, выпускавший газету; конструктор, создавший машину; агроном, исследующий почву.

Карточка №2.

Выпишите в одну колонку действительные причастия, в другую- страдательные. Выделите суффиксы причастий.

1 .Почтальон, принесший письмо- письмо, принесенное почтальоном; ученый, открывший новое месторождение- месторождение, открытое ученым; диктор, сообщающий последние новости- последние новости, сообщаемые диктором.

2. Занятый делом человек; невидимые из-за тумана указатели; оберегаемое от холода растение; решающий задачу ученик; выращенный школьниками урожай; сверкающая на солнце гладь озера; записанная на магнитофон песня; рано опавшие листья.

Карточка№3.

Запишите, выбирая из скобок нужные причастия. Для объяснения своих действий пользуйтесь образцом рассуждения, данным в учебнике на стр.31.

1.(Высыхающая, высыхаемая) на жарком солнце трава быстро теряет витамины.

2.На (подготовившее, подготовленное) к севу поле выехали тракторы.

3.(Напоившая, напоенная) влагой земля дала быстрые всходы.

Тема№3. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

Карточка №1.

Подберите к одиночным причастиям в предложениях зависимые слова. Запишите получившиеся предложения, выделяя графически причастные обороты.

1.Размытая земля налипала комьями.

2.Мы жили в тихой, затерявшейся деревушке.

3. Из открытого окна слышалась музыка.

4.Толстые, свисавшие сосульки оттаивали на солнце.

5.Замершие цветы постепенно ожили.

6.Показавшееся солнце ослепило нас.

Карточка №2.

Карточка №3.

Карточка №3.

Объясните допущенные учениками ошибки в употреблении причастных оборотов. Исправьте их и запишите предложения.(подсказка: см. ПК)

1По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. 2.Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками. 3.Люди пользуются водой из колодца вытекающего из земных недр.

1.Затянувшееся небо тучами повисло над просекой. 2.Подгоняемая лодка неслась по воде ветром. 3.Свисавшие тонкие сосульки с крыш потемнели на солнце.

1.Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах. 2.В зале стояли низкие столы с потемневшими от дыма стенами. 3.На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.

ПК . 1 .В предложениях первой группы нарушены нормы согласования причастий с определяемыми словами.

2 .В предложениях второй группы нарушены нормы порядка слов в причастных оборотах.

3 .В предложениях третьей группы нарушены нормы порядка слов (неверно место самого причастного оборота).

Карточка №5.

Ответьте на вопросы, данные ниже, используя причастия и причастные обороты. Запишите ответы, следя за окончаниями причастий и пунктуацией при причастном обороте. Выделите суффиксы причастий.

Образец : Что называется именем существительным7- Имя существительное- это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы кто? что?.

1.Что такое фонетика?

2.Что такое морфология?

3.Что такое причастие?

4.Что называется причастным оборотом?

Карточка №6.

Запиши предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка. Исправь ее. Графически объясни.

Тема№4. Правописание действительных причастий настоящего времени.

________________________________________________________________

Карточка№1.

Выпишите сначала причастия, образованные от глаголов 1 спряжения, а затем- причастия, образованные от глаголов 2 спряжения. Выделите суффиксы причастий.

Сверкающий, видящий, кажущийся, строящий, стелющийся, негодующий, прощающий, испепеляющий, отсутствующий, ненавидящий, понимающий, зависящий, любящий, держащий, находящийся, решающий, стремящийся.

Карточка №2.

_____________________________________________________________________________

Карточка№3.

Пользуясь таблицей, представленной на стр.34 учебника, образуйте от глаголов, данных в скобках, действительные причастия настоящего времени. Графически объясни орфограмму.

1.Ему начало казаться, что мельница (махать ) крыльями приближается.

2.Тема шел по дорожкам сада, вдыхая в себя свежесть (начинаться ) летнего сада.

3.(Колебаться) полет бабочек над свежей (зеленеть ) полянкой- одно из прелестнейших зрелищ.

4.Тишина (царить ) вокруг усыпляла и погружала в мечтательно-дремотное состояние.

_____________________________________________________________________________

Карточка№4.

Устраните повторение слова который , заменив одно из сочетаний причастным оборотом. Объясните правописание гласной в суффиксах причастий.

1.У нас комната, в которой большие окна, которые пропускают много света.

2.Мы подходим к перевалу, за которым высятся горы, которые привлекают нас своей красотой.

3.Ребята часто ходят в лес, который находится недалеко от озера, в котором они ловят рыбу.

Карточка№5.

Тема№5. Действительные причастия прошедшего времени .

Карточка №1.

Запишите, подчеркивая гласную перед – ть и перед- л в глаголах.Образуйте действительные причастия прошедшего времени.

Образец :вид е ть- вид е л- вид е вший.

Завис..ть- завис..л; засе..ть- засе..л; крас..ть- крас..л; раста..ть- раста..л; обид..ть- обид..л; стро..ть- стро..л; брос..ть- брос..л; ненавид..ть- ненавид..л.

____________________________________________________________________________

Карточка№2.

Образуйте от глаголов в скобках действительные причастия прошедшего времени. Спишите, согласуя причастия с определяемыми словами, ставя недостающие запятые и вставляя пропущенные буквы.

1.Цветы (замерзнуть) за ночь постепенно оттаивали и оживали.

2.Мы завид..вали всем, кто жил в этих местах, каждой девочк.. (бежать) с кошелкой по обочин.. дорог.. , каждой птице (пролетать) сквозь зар..сли.

3.Мы спустились к узенькой речк.., ровной, спокойной полосой (протекать) между невысокими, но крутыми берегами (порасти) густым лозняком.

Карточка №3.

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните.

Обид..вший, застав..вший, посе..вший, беспоко..вший, ужал..вший, выраз..вший, затее..вший, раста..вший, вид..вший, нянч..вший, раскле..вший, раск..вшийся, измер..вший, приумнож..вший, постро..вший, расе..вший, замет..вший, услыш..вший, забот..вшийся, ре..вший.

_____________________________________________________________________________

Карточка №4.

Замените сочетания глагола со слов который соответствующим действительным причастием прошедшего времени. Обозначьте в причастиях суффикс глагола.

Школьники, которые работали в колхозе; тракторы, которые вспахали поле под озимые; птица, которая вылетела из-под колес комбайна; снег, который быстро растаял.

_____________________________________________________________________________

Тема №6. Страдательные причастия настоящего времени.

Карточка №1.

_____________________________________________________________________________

Карточка №2.

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор орфограммы.

Избира..мый актив, определяя..мое слово, спряга..мый глагол, неслыш..мые звуки, изуча..мое правило, завис..мое слово, невид..мое препятствие, изобража..мый пейзаж, необита..мый остров, уважа..мый товарищ, неприемл..мое условие, управляя..мый спутник.

Карточка№3.

Образуйте от глаголов страдательные причастия настоящего времени, согласуйте их с определяемым словом. Запишите, выделяя причастные обороты.

1.Трава (сгибать) ударами ветра и дождя ложилась на землю.

2.При желании звуки (издавать) струнами и клапанами могут принять любой образ.

3.Он считал круги (совершать) самолетом.

4.Слова команды (усиливать) микрофоном) были слышны всем спортсменам.

_____________________________________________________________________________

Карточка№4.

Вставьте пропущенные буквы, объясните графически орфограмму.

Передава..мый, испытыва..мый, расходу..мый, завис..мый, обрека..мый, колебл..мый, обижа..мый, вид..мый, слыш..мый, наруша..мый, увлека..мый, поднима..мый, ненавид..мый, рекоменду..мый, освеща..мый, Леле..мый, разреша..мый, уважа..мый, примеря..мое платье, клее..мый.

Карточка №5.

Замените сочетание глагола со словом который причастие настоящего времени с зависимыми словами. Графически объясните орфограмму.

1.Машина, которая мчится по шоссе; машина, которую буксирует грузовик; спортсмен, который обыгрывает соперника; спортсмен, которого обыгрывает соперник; камыш, который колеблется от ветра; камыш, который колеблет ветер.

2.Кузнечик, который стрекочет в траве; снег, который, подтаивает на солнце; маяк, который видят издалека; звук, который не улавливается приборами.

Тема№7. Страдательные причастия прошедшего времени.

Карточка №1 .

Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени.. Выделите суффиксы причастий.

1.занять, покрыть, вымыть, разбить, накрыть;

2.сказать, создать, создать, сдержать, дать, послать, узнать, показать, связать, услышать, отдать, сломать, сыграть;

3.подхватить, установить, положить, зарядить, разговорить, получить, сломить, уничтожить, найти, обнаружить;

4.раскалить, заключить, убедить, запретить, возмутить, сжечь, отвлечь, увлечь, осветить, пригласить, принести, осуществить.

По какому принципу сгруппированы слова?

Карточка №2.

Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени, выделяя суффиксы. Расставьте знаки препинания.

1.Дорожка (очистить) от снега и (посыпать) песком вела с террасы на террасу.

2.Снег на лужайке, деревьях, на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и (запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел на солнуе.

3.С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой.

Подчеркни словарные слова.

Карточка№3.

Спишите, выделяя орфограммы .

1.Вынес..ый, полож..ая, поставл…ая, получ..ая, запут..ый, законч…ый, вымышл..ый, располож..ый, сказ..ый, счит…ый, сдерж…ый, установл…ый, призв..ый, неисправл…ый, выполн..ый, заморож..ый, прострел…ый.

2.Сожж…ое, реш…ый, приглаш…ый, незапрещ…ый, окруж..ая, отвлеч…ый, измельч…ое, изображ…ая, лиш…ый, обожж…ое, приглуш…ое, искаж…ое.

_________________________________________________________________________

Карточка №3.

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните.

Выкач..ая из бака нефть, выкач…ая из подвала бочка, выслуш…ые замечания, высуш…ые грибы, зам…ый в преступлении человек, замеш…ое тесто, занавеш…ое окно, застро…ой участок, крепко насто…ый чай, намасл…ый блины, навеш…ое белье, навеш….ая дверь, перевеш…ый товар, подвеш…ые флажки, подстрел…ые утка, пристрел…ое ружье, удосто….ый награды, увеш..ая ординами грудь.

Тема№8. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Карточка №1.

1.Продолжите предложения правого столбика по предложенному началу. 2.Запишите вывод: не с краткими причастиями пишется……. .

У аккуратного ученика:

У неряхи и лентяя:

1.Книги сложены, карандаш отточен, линейка принесена, уроки выполнены.

1.Книги не сложены, карандаш не отточен, линейка …. , уроки … .

2.Волосы причесаны, зубы вычищены, ногти подстрижены.

2.Волосы не причесаны, зубы … , ногти.. .

3.Форма вычищена, пуговицы застегнуты, ботинки начищены, шнурки завязаны.

3.Фоориа не вычищена, пуговицы … , ботинки … , шнурки.. .

Карточка №2.

Расставь знаки препинания, объясни орфограммы .

1.Батальон (не) замече..ый противником зашел в тыл. 2.Пастух посмотрел на всадника (не)доумевающим взглядом. 3.Стоял он минут десять (не) вид..мый на темном фоне леса. 4.(Не)дочита..ая книга – это (не) оконче..ый путь. 5.Дорога вилась между полдей пшеницы еще (не)созревшей но уже принявшей восковую окраску. 6.Это были строки еще (не)написа…ого стихотворения.7. Линия обороны до этого казавшаяся мне почти условной, вроде (не)существовавшей на деле теперь представлялась вполне реальной, протянутой на многие километры 8.Гром (не)умолкавший ни на минуту оглушал нас 9 Было страшно что наш дом ничем (не)защище…ый может развалиться. Мы знали что деревя…ые строения (не) имеющие громоотводов подвергаются во время грозы опасности

Карточка №3.

Раскройте скобки, графически объясняя выбор правописания.

Обратите внимание на ОК.

Почти (не) достигнутые взору звезды; давно (не) бывавший у нас гость; абсолютно (не) проходимые заросли; очень (не) защищенный человек; (не) оставившие тени; совсем (не) думающий о последствиях; (не) завершено; (не) завершенное строительство; (не) успевшие отцвести цветы; (не) распустившиеся, а зацветшие розы; (не) имеющая названия река; (не) записана температура; (не) утихающий весь день ливень; еще (не) скошенные луга; (не) прочитаны книги; (не) растаявший снег; (не) защищенный вид; рисунок (не) раскрашен; никем (не) замеченный; (не) выученный урок; вовсе (не) замершие окна. Ничем (не) возместимая потеря, (не)спетая песня, причины (не)раскрыты, (не) исследованная геологами местность, почти (не) расслышанные слова, (не) избалованный ребенок, совершенно (не)избалованный ребенок, девочка (не)избалована мамой, (не) избалованные родителями дети, (не) годующий человек, (не) прекращающийся дождь, (не)забываемые нами дни.

ОК Почти,совсем, чрезвычайно,

Очень, совершенно, крайне,

Абсолютно и весьма

Слитно НЕ пиши всегда

Тема№9. Правописание Н, НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Карточка №1.

Образуй те от глагольных прилагательных причастия, выделите суффиксы.

Отглагольные прилагательные

Образуй причастия при помощи приставки

Образуй причастия при помощи зависимого слова

Вареный

Соленый

Сушеный

Печеный

Жареный

Кипяченый

Вязаный

Крученый

Груженый

Жженый

Плетеный

Моченый

Точеный

Рваный

Топленый

Мороженый

Путаный

Крашеный

Ломаный

Раненый

Кованый

Паленый

Стриженый

Золоченый

Карточка № 2.

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните

Поле убра..о; овощи сваре..ы в кастрюле; прочита…ая книга; полукопче..ый окорок; пече..ый мамой пирог; неслыха…ые дела; моще..ая улица; картошка испече..ая в золе; зрители спокойны и сдержа..ы; полуразруше…ая усадьба; долгожда..ая встреча; военизирова…ый отряд; сорочка выглаже..а; асфальтирова..ая улица; смышле…ый ученик; подруга воспита..а, ране…ый боец, искуса..ый комарами, организова…ый митинг; неожида…ое известие; лома…ые прутья; свежескоше…ый луг, масле..ый блин; кова..ый меч; избалова..ое дитя; златокова…ый сундук; суше..ые грибы, афиши расклее…ы.

Тест

)Какие из данных слов являются причастием?

1.длинный 5.стеклянный

2.пустынный 6.старинный

3.отправленный 7.составленный

4.деревянный 8.мгновенный

2)Какие из данных слов- действительные причастия?

1.открытая дверь 5.шуршащие листья

2.шумящий поток 6.распахнутое окно

3.сделанная работа 7.расставленные чашки

4.вырванный лист 8.отправленная телеграмма

3)В каких из данных причастий суффиксы –ущ-, -ющ-

1.стро..щий 5.стел..щий

2.пиш..щий 6.завис..щий

3.став..щий 7.вид..щий

4.люб..щий 8.крас..щий

4)В каких из данных слов пишется –НН-?

1.песча..ый 5.стекля..ый

2.отда…ый 6.испуга..ый

3.полотня..ый 7.тума..ый

4.засея..ый 8.серебря..ый

5)Какие из данных слов являются краткими причастиями ?

1.цен..а 5.революцио..а

2.назва..а 6.засея…а

3.румя..а 7.пусты..а

4.отобра..а 8.устрое..а.

6 )В каком предложении есть причастный оборот

1.Поле засея..ое озимой рожью зазеленело.

2.Расст..лавшийся над рекой туман еще не рассеялся.

3.Выступившие на семинаре ученики получили отличные отметки.

Настоящая работа представляет дидактический материал к урокам по теме «Причастие».

Тема №1.Упражнения направлены на формирования навыка опознания причастий по их формальному признаку- суффиксам. Также даны упражнения, которые способствуют осознанию значения причастия как особой формы глагола, усвоению его семантики и морфологических признаков.

Тема №2.Упражнения помогают отработке практического умения отличать действительные причастия от страдательных.

Тема №3. Упражнения направлены на формирование умения конструировать причастный оборот, что способствует выработке навыка определения границ причастного оборота в предложении и в конечном счете - пунктуационного навыка. Карточка№4 содержит деформированные предложения. Его цель состоит в том, чтобы, анализируя ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов, формировать навыки нормированного их употребления школьниками.

Темы №4, №5, №6, №7. Цель упражнений: сформировать умение образовывать страдательные и действительные причастия; отработать навык правописание гласных в суффикса действительных причастий настоящего времени и страдательных причастий настоящего времени; гласных перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени и страдательных причастий прошедшего времени.

Темы №8,№9. Упражнения способствуют выработке орфографического правила.

Условные обозначения:

ОК (опорная карточка)

ПК (проверочные карточки; подсказка)

Карточка №1.

Образуйте действительные причастия настоящего времени, запишите их, выделяя суффиксы.

Изучать, воображать, зависеть, проводить, произносить, рассматривать, привлекать, требовать, обсуждать, исследовать, презирать, махать, любить, брить, слышать.

Карточка №2.

Образуйте страдательные причастия настоящего времени. Графически объясните гласную в суффиксах.

Терпеть, различать, осуждать, зависеть, воображать, слышать, гнать, принимать, командировать, рассматривать, разрешить.

Карточка№3

Спишите, заменяя первый глагол-сказуемое действительным причастием настоящего времени. Объясни выбор гласной в суффиксах причастий.

1.Листь кружатся в воздухе и медленно падают на землю.

2.Осеннее солнце согревает своими лучами землю и испаряет влагу.

3.Животные готовятся к зиме и кажутся очень озабоченными.

4.Белочка мелькает среди деревьев, отыскивает последние орехи.

Карточка №1.

Образуйте действительные причастия настоящего времени, запишите их, выделяя суффиксы.

Изучать, воображать, зависеть, проводить, произносить, рассматривать, привлекать, требовать, обсуждать, исследовать, презирать, махать, любить, брить, слышать.

Карточка №2.

Образуйте страдательные причастия настоящего времени. Графически объясните гласную в суффиксах.

Терпеть, различать, осуждать, зависеть, воображать, слышать, гнать, принимать, командировать, рассматривать, разрешить.

Карточка№3

Спишите, заменяя первый глагол-сказуемое действительным причастием настоящего времени. Объясни выбор гласной в суффиксах причастий.

1.Листь кружатся в воздухе и медленно падают на землю.

2.Осеннее солнце согревает своими лучами землю и испаряет влагу.

3.Животные готовятся к зиме и кажутся очень озабоченными.

4.Белочка мелькает среди деревьев, отыскивает последние орехи.

Найди предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка. Исправь ее. Графически объясни.

1. Мы любовались, плывущими по небу, облаками.

2.Куст сирени, растущий в саду, расцвел.

3.Солнце показавшееся из-за гор, ослепило нас.

4.Он не замечал ни лесов ни озер, заросших лилиями.

5.На дорожках парка, устланных желтыми листьями, играли тени.

6.Ярко блеснувшая молния, режет синюю гущу облаков.

7.На солнце ярко сверкнули, занесенные снегом избушки.

8.Это была старая, давно заброшенная усадьба.

9.Дети, утомленные утренней прогулкой, медленно брели по тропинке.

10.Листья кленов, похожие на лапы выделялись на желтом песке.

Прочитайте шепотом текст, согласуя прилагательные и причастия с определяемыми словами. Запишите, ставя, где нужно, запятые.

Сотни подвод и тысячи лошадей суетились здесь, точно муравьи на (разоренный) муравейнике.

Около (длинный, товарный) поезда толпились рабочие (разгружавший) его.

По (наклонный) доскам (спущенный) из вагонов (непрерывный) потоком катились на землю кирпичи.

Тысячи звуков смешивались здесь в длинный скачущий гул: звонкие удары клепальщиков (чеканящих) заклепы на котлах и изредка глухие подземные взрывы (заставляющий) дрожать землю.

Расставьте пропущенные знаки, графически объясните

1.Между колесами телег полузавешенных коврами горит огонь.

2.Сплошным воющим потоком пошли снаряды высоко над полем.

3.Ребята клеящие коробочки для игрушек отказывались вырезать звезды.

4.На стене висела стенная газета раскрашенная цветными карандашами.

5.Владимир ехал полем пересеченным глубокими оврагами.

6.Слуга ехавший верхом пристегнул к поясу мой ящик.

7.Этот джентльмен обладавший здравым умом и не лишенный образования довольно скоро убедился в моей искренности.

8.Мне пришлось скоро раскаяться в этих необдуманных словах.

9.Мысли тревожившие меня не давали мне уснуть.

10.Мы увидели черную тучу шедшую на нас.

Расставь знаки, графически объясни .

1.Не доехав до города версты три он слез с телеги и пошел пешком.

2.Никита взял шапку и сейчас же не ожидая рассвета отправился в уезд.

3.Не сказав ни одного слова Павел собрал деньги на дорогу и отправился в родной город.

4.Он долго молчал явно недосказывая чего-то и хмурился.

5.Мой приятель посмеиваясь прошел мимо.

6.Не замечая насквозь пронизывающего ветра путешественники любовались чудесным зрелищем.

7.Он шел по тропинке низко опустив голову и не видя не слыша ничего вокруг.

8.Явился Филипп и ни с кем не говоря ни слова и не извинившись направился в комнату отца.

9.Он бросил работать и отойдя к окну открыл его.

Ф.И.______________________


Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении с двумя рядом стоящими союзам:

Например: «Самолёты гудели уже где-то над самой головой, и, хотя их не было видно, точно чёрная тень прошла по лицам девушек» (А. Фадеев). Ср. : «Самолёты гудели уже где-то над самой головой, и хотя их не было видно, но точно чёрная тень от их крыльев прошла по лицам девушек». Ещё пример: «Он знал, что если поезд опоздает, то он не встретит её», где запятая не ставится, так как союзу «если» соответствует слово «то».

Левинсон

Тревожные вести не позволяли Левинсону сдвинуть с места всю эту громоздкую махину: он боялся сделать опрометчивый шаг. Новые факты то подтверждали, то рассеивали его опасения. Не раз обвинял он себя в излишней осторожности, особенно когда стало известно, что японцы покинули Крыловку, а разведка не обнаружила неприятеля на многие десятки вёрст. Однако никто, кроме Сташинского, не знал, что Левинсон вообще может колебаться: он ни с кем не делился своими мыслями и чувствами, преподносил готовые «да» или «нет». Поэтому он казался всем, за исключением таких людей, как Дубов, Сташинский, Гончаренко, человеком особой, правильной породы. Каждый партизан, особенно юный Бакланов, старающийся во всем походить на командира, перенимал у него всё, даже внешние манеры. Левинсон решил заночевать в тайге потому, что он не был уверен, что низовья Хаунихедзы свободны от неприятеля. Несмотря на страшную усталость, ночью, проснувшись, Левинсон пошёл проверять караулы.

А. Фадеев «Разгром».

В лесу

Уходим всё дальше в лес, в синеватую мглу, изрезанную золотыми лучами солнца. В тепле и уюте, леса тихонько дышит какой-то особенный шум, мечтательный и возбуждающий мечты. Скрипят клесты, звенят синицы, смеётся кукушка, свистит иволга, неумолчно звучит ревнивая песня зяблика, задумчиво поёт странная птица – щур. (…) Щёлкает белка, в лапках сосен мелькает её пушистый хвост; видишь невероятно много, хочется видеть всё больше, идти всё дальше.

Между стволов сосен являются прозрачные воздушные фигуры огромных людей и исчезают в зелёной густоте; сквозь неё просвечивает голубое (…) небо. Под ногами пышным ковром лежит мох (…), костяника сверкает в траве каплями крови, грибы дразнят крепким запахом.

Бабушка в лесу точно хозяйка и родная всему вокруг – она ходит медведицей, всё видит, всё хвалит и благодарит. (…) Так мы прожили всё лето, до поздней осени, собирая травы, ягоды, грибы и орехи. Собранное бабушка продавала, и этим кормились.

М. Горький «Детство».

Максим Максимыч

Расставшись с Максим Максимычем, я живо проскакал Терское и Дарьяльское ущелья, завтракал в Казбеке, чай пил в Ларсе, а к ужину поспел в Владикавказ. Избавлю вас от описания гор, от возгласов, которые ничего не выражают, от картин, которые ничего не изображают, особенно для тех, которые там не были, и от статистических замечаний, которые решительно никто читать не станет.

Я остановился в гостинице, где останавливаются все проезжие и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей, ибо три инвалида, которым она поручена, так глупы, что от них никакого толку нельзя добиться.

Мне объявили, что я должен прожить тут еще три дня, ибо «оказия» из Екатеринограда еще не пришла и, следовательно, отправиться обратно не может.

Первый день я провел очень скучно; на другой, рано утром, въезжает во двор повозка… А! Максим Максимыч!

Максим Максимыч удивительно хорошо зажарил фазана, удачно полил его огуречным рассолом, и я должен признаться, что без него пришлось бы остаться на сухоядении.

Разведка Метелицы

Отправляя Метелицу в разведку, Левинсон наказал ему во что бы то ни стало вернуться этой же ночью… Уже совсем стемнело, когда он вырвался наконец из тайги и остановился возле старого и гнилого, с провалившейся крышей омшаника, как видно, давным-давно заброшенного людьми.

Он привязал лошадь и, хватаясь за рыхлые, осыпающиеся под руками края сруба, взобрался на угол, рискуя провалиться в тёмную дыру. Приподнявшись на цепких полусогнутых ногах, стоял он минут десять не шелохнувшись, зорко вглядываясь и вслушиваясь в ночь, невидный на тёмном фоне леса и ещё более похожий на хищную птицу. Перед ним лежала хмурая долина в тёмных стогах и рощах, зажатая двумя рядами сопок, густо черневших на фоне неласкового звёздного неба.

Метелица впрыгнул в седло и выехал на дорогу. Её чёрные, давно неезженные колеи проступали в траве. Тонкие стволы берёз тихо белели во тьме, как потушенные свечи.

Он поднялся на бугор: слева по-прежнему шла чёрная гряда сопок, изогнувшаяся как хребет гигантского зверя; шумела река. Верстах в двух, должно быть возле самой реки, горел костёр, – он напомнил Метелице о сиром одиночестве пастушьей жизни; дальше, пересекая дорогу, тянулись жёлтые, немигающие огни деревни. Линия сопок справа отворачивала в сторону, теряясь в синей мгле; в этом направлении местность сильно понижалась. Как видно, там пролегало старое речное русло; вдоль него чернел угрюмый лес.

«Болота там, не иначе», – подумал Метелица. Ему стало холодно: он был в расстёгнутой солдатской фуфайке поверх гимнастёрки с оторванными пуговицами, с распахнутым воротом. Он решил ехать сначала к костру.

А. Фадеев «Разгром».

Герой нашего времени

Разговор этим кончился, и мы продолжали молча идти друг подле друга. Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка (…). Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся вниз на долину. Густой туман, нахлынувший волнами из ущелья, покрывал её совершенно, и ни единый

звук не долетал до нашего слуха. (…) До станции оставалось еще с версту. Кругом было так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранявшем последний отблеск зари. На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые чёрные камни; кой- где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика.

М. Лермонтов «Герой нашего времени».

Почему велосипед устойчив?

Велосипед должен быть устойчив за счет действий своего «всадника», который, чувствуя, что его экипаж наклоняется, поворачивает руль в сторону падения. Велосипед начинает двигаться по кривой, появляется центробежная сила, направленная в сторону, противоположную наклону. Она-то и выправляет машину. Эта точка зрения объясняет, почему неподвижный велосипед падает, почему держать равновесие тем легче, чем выше скорость, и почему на велосипеде, у которого руль не поворачивается, ездить нельзя.

Тем не менее эта теория не может быть верной, или по крайней мере она верна не до конца. Каждый, кто ездил на велосипеде, наверняка заметил, что на большой скорости велосипед очень устойчив и упасть не может, даже если этого захотеть. На ходу велосипед в значительной степени устойчив сам, и задача седока в том, чтобы не мешать машине проявлять эту устойчивость.

Можно сказать, обучение езде на велосипеде в том и состоит, чтобы привить обучающемуся доверие к устойчивости машины и научить поддерживать ее своевременными легкими поворотами руля.

С. Гранковский «Почему велосипед устойчив?».

Весной

С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжёлой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа.

Земля холодная, грязь со, снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет, она уже проснулась и не сегодня-завтра заревёт. Деревья голы, но уже живут, дышат.

В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лёд.

Да, всё хорошо в это счастливое время года.

А. Чехов (140 слов)

Бежин луг

Я узнал наконец, куда я зашел. Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина луга… Но вернуться домой не было никакой возможности, особенно в ночную пору; ноги подкашивались подо мной от усталости. Я решился подойти к огонькам и, в обществе тех людей, которых принял за гуртовщиков, дождаться зари. Я благополучно спустился вниз, но не успел выпустить из рук последнюю, ухваченную мной ветку, как вдруг две большие, белые лохматые собаки с злобным лаем бросились на меня. Детские звонкие голоса раздались вокруг огней, два-три мальчика быстро поднялись с земли. Я откликнулся на их вопросительные крики. Они подбежали ко мне, отозвали тотчас собак, которых особенно поразило появление моей Дианки, и я подошел к ним.

Это были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун.

И. Тургенев «Бежин луг».

(123 слова)

По Уссурийскому краю

Небесный свод казался голубой хрустальной чашей, которой как будто нарочно прикрыли землю, точно так, как прикрывают молодые всходы, чтобы они скорее росли. Ни дуновения ветерка внизу, ни одного облачка на небе. Знойный воздух реял над дорогой. Деревья и кусты оцепенели от жары и поникли листвой. Река текла тихо, бесшумно. Солнце отражалось в воде, и казалось, будто светят два солнца: одно сверху, а другое откуда-то снизу. Все мелкие животные попрятались в своих норах. Одни только птицы проявляли признаки жизни. У маньчжурского жаворонка хватило ещё сил описывать круги по воздуху и звонким пением приветствовать жаркое лето. В редколесье около дороги я заметил двух голубых сорок. Осторожные, хитрые птицы эти прыгали по веткам, ловко проскальзывали в листве и пугливо озирались по сторонам. В другом месте, в старом болотистом протоке, я вспугнул северную плиску – маленькую серо-зелёную птичку с жёлтым брюшком и жёлтой шеей. Она поднялась на воздух, чтобы улететь, но увидела стрекозу и, ни мало не смущаясь моим присутствием, принялась за охоту.

(112 слова)

Лобовая атака

Представьте себе два скоростных истребителя, несущихся прямо друг на друга на полной боевой скорости. Самолёт врага растёт на глазах. Вот он мелькнул во всех деталях, видны его плоскости, сверкающий круг винта, чёрные точки пушек. Ещё мгновение – и самолёты столкнутся и разлетятся в такие клочья, по каким нельзя будет угадать ни машину, ни человека. В это мгновение испытываются не только воля пилота, но и все его духовные силы. Тот, кто малодушен, кто не выдерживает чудовищного нервного напряжения, кто не чувствует себя в силах погибнуть для победы, тот инстинктивно рванёт ручку на себя, чтобы перескочить несущийся на него смертельный ураган, и в следующее мгновение его самолёт полетит вниз с распоротым брюхом или отсечённой плоскостью. Спасения ему нет. Опытные лётчики отлично это знают, и лишь самые храбрые из них решаются на лобовую атаку.

Враги бешено мчались друг на друга. Алексей приготовился к мгновенной смерти. И вдруг где- то, как ему показалось, на расстоянии вытянутой руки от его самолёта, немец не выдержал, скользнул вверх, и, когда впереди, как вспышка молнии, мелькнуло освещённое солнцем голубое брюхо, Алексей, нажав сразу все гашетки, распорол его тремя огненными струями.

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке».

Сыну погибшего воина

Солдатский сын, что вырос без отца

И раньше срока возмужал заметно,

Ты памятью героя и отца

Не отлучен от радостей заветных.

Запрета он тебе не положил

Своим посмертным образом суровым

На то, чем сам живой с отрадой жил,

Что всех живых зовет влекущим зовом…

Но если ты, случится как-нибудь,

По глупости, по молодости ранней

Решишь податься на постыдный путь,

Забыв о чести, долге и призванье:

Товарища в беде не поддержать,

Во, чье-то горе обратить забаву,

В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.

С недобрым другом поравняться славой, -

То прежде ты – завет тебе один, –

Ты только вспомни, мальчик, чей ты сын.

Александр Твардовский (99 слов)

Человеку, влюбленному в мир

Человеку, влюбленному в мир,

Где придумали издавна порох,

Каждый листик и близок, и мил,

Каждый луч и бесценен, и дорог.

Он шагает легко по земле,

Он светло улыбается людям,

Он всесилен в своем ремесле,

Шар земной у него, как на блюде.

Он любуется каждой рекой,

Поклоняется каждому полю.

У него океан под рукой,

У него под ладонями полюс.

Вот каков человек, вот каков!

Ничего ему больше не надо,

Только были б навеки веков

Мир вокруг и товарищи рядом.

Марк Лисянский (82 слова)

Крыжовник

Ещё с раннего утра всё небо обложили дождевые тучи; было тихо, не жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни, когда над полем давно уже нависли тучи, ждёшь дождя, а его нет. Ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин уже утомились идти, и поле представлялось им бесконечным. Далеко впереди еле были видны ветряные мельницы села Мироносицкого, справа тянулся и потом исчезал далеко за селом ряд холмов, и оба они знали, что это берег реки, там луга, зелёные ивы, усадьбы, и если стать на один из холмов, то оттуда видно такое громадное поле, телеграф и поезд, который издали похож на ползущую гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город. Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна.

А. Чехов «Крыжовник».

Система «Гея»

… Чтобы достигнуть желаемого, люди должны располагать определёнными возможностями – средствами достижения цели. Так вот, такие средства, ресурсы, необходимые для обеспечения коэволюции человека и биосферы, мы можем получить лишь через то могущество, которое человечестро обрело в последние десятилетия. Это новые технологии, которые позволят включить в сферу деятельности человека силы природы, до сих пор от него скрытые, это новая техника, которая непрерывно создаётся, и, конечно, энергия, производимая человеком. Таким образом, средством, обеспечивающим гармоническое развитие природы и человека, как раз должно стать то могущество цивилизации, которое таит в себе основные опасности для её судьбы. Вот она – диалектика и вечная противоречивость нашей жизни.

Наконец, третья позиция. Капитану, ведущему свой корабль, мало знать цель и иметь средства её достижения – паруса, вёсла, двигатель, руль… Ему ещё нужны знания, нужен инструмент, позволяющий точно предсказать положение судна, скорость его движения в зависимости от того, как будут использованы те или иные возможности на пути к цели. Капитан должен уметь предвидеть своё будущее в зависимости от тех действий, которые он предпримет.

Сейчас мы видим, что и третье условие, необходимое для того, чтобы человечество вошло в эпоху ноосферы и могло решать задачи управляемого развития, уже сегодня может быть выполнено.

Н. Моисеев «Система «Гея».

По Уссурийскому краю

По мере того как мы углублялись в горы, растительность становилась лучше. (…) Встречались нам и зверовые тропы; мы пользовались ими, пока они тянулись в желательном для нас направлении, но больше шли целиной. (…) Оставив людей внизу, я с Поликарпом Олентьевым поднялся на одну из соседних вершин, чтобы оттуда посмотреть, далеко ли ещё осталось до перевала. Сверху хорошо были видны все горы. Оказалось, что водораздел от нас был в двух или трёх километрах. Стало ясно; что к вечеру нам не дойти до него, а если бы мы и дошли, то рисковали заночевать без воды, потому что в это время года чёрные ключи в истоках почти совсем иссякают. Я решил встать на бивак там, где остались лошади, а завтра со свежими силами идти к перевалу. (…)

Солнце только что успело скрыться за горизонтом, и в то время, когда лучи его ещё золотили

верхушки гор, в долинах появились сумеречные тени.

В. Арсеньев «По Уссурийскому краю».

Днепр

Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнёт, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вершины и погрузить лучи в холод стеклянных вод, и прибрежным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! Они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки в мире.

Н. Гоголь «Страшная месть».

(144 слова)

Сережа

В назначенный час Шурик и Серёжа пришли к Валерию. На крыльце сидела Лариска, Валериева сестра, и вышивала крестиками по канве. Она была тут посажена с той целью, что если кто зайдет посторонний, то говорить, что никого дома нет.

Ребята собрались во дворе возле бани: все мальчики, из пятого и даже шестого класса, и одна девочка, толстая и бледная, с очень серьёзным лицом и отвисшей, толстой и бледной, нижней губой; казалось, именно эта отвисшая губа придаёт лицу такое серьёзное, внушительное выражение, а если бы девочка её подобрала, то стала бы совсем несерьезной и невнушительной… Девочка – её звали Капой – резала ножницами бинты и складывала на табуретке. Капа у себя в школе была членом санитарной комиссии. Табуретку она застлала чистой тряпочкой.

В. Панова «Сережа».

Когда я думаю о маме

Когда я думаю о маме,

Я вижу тихое село

И сад, укутанный дымами,

Чтоб было яблоням тепло.

И тот курень, где в зной не жарко

И в зимний вечер благодать,

Где ничего для нас не жалко,

В войну привыкших голодать.

Когда я думаю о маме,

Припоминаю и отца.

Что тридцать с лишним лет не с нами,

Хоть был нам верен до конца.

Он в бой ушел от милых пашен

И речек отчей стороны.

И никогда не станет старше

Солдат, вернувшихся с войны.

Когда я думаю о маме

Моей, единственной, родной,

Снега, лежащие холмами,

Как будто тают предо мной.

И мне, озябшему в дороге,

Где лишь мечтают о тепле,

Ложатся мягко травы в ноги,

И хлебом пахнет на земле.

Смеется солнце в каждой раме,

И люди дальние – родней…

Когда я думаю о маме,

Встает вся Родина за ней.

Владимир Демидов (140 слов)

Встречи с весенней капелью

День выдался жаркий. Роса обсохла, и сильно парило от земли. По опушкам лиловыми полянками цвели хохлатки и мохнатые жёлтые колокольцы. В полдень почки так напряглись, что больше никакая сила не могла их удержать. И тогда они стали выстреливать зелеными язычками сморщенных листьев. Первой к вечеру озеленела черемуха. Пришёл Пахом (28 мая) – запахло теплом. Хорошо в эту пору у нас на земле!

Километрах в двух от вырубки, куда я езжу весной на тетеревиный ток, стоит на лесной поляне высоченная треугольная вышка, выстроенная геодезистами. Она выделяется необыкновенным ростом даже среди сестер-великанш, обитающих в округе. Мне давно хотелось забраться на неё и с высоты окинуть взглядом окрестные леса.

Вверх от пролета к пролету ведет ветхая лестница, а под самым острием есть площадка, и посреди площадки столик на одной ноге. (Знакомый землемер объяснил: столик для того, чтобы было куда поставить дальномерный прибор.)

Чем выше я поднимался по шатким, ненадежным переходам, тем сильнее гудел в стропилах ветер и тем заметнее раскачивалось с деревянным скрипом все сооружение. Но вот и последний пролет, вылезаю через люк на площадку и…

Я увидел знакомую землю далеко и свободно. Я увидел волнистую страну акварельных березовых лесов, белоствольную, нежно-шоколадную, но уже начавшую окутываться полупрозрачной дымкой распускающейся листвы. Колки и перелески, чем дальше от меня, редели, поляны между ними становились шире, и где-то вдали из них выходили настоящие поля, по которым день и ночь жуками ползали маленькие машины – там люди торопились положить в согревшуюся землю хлебные зерна. Но это уже только угадывалось воображением.

Я посмотрел в другую сторону. Вниз с пригорка убегали заросшие соснами и старыми берёзами глухие овраги, а под горой сквозь плюшевые сосновые кроны голубым осколком стекла просвечивал разлив широко размахнувшейся таёжной речки. За нею уходила к горизонту сплошная тёмная тайга. Она была прочерчена несколькими тонкими линиями просек, которые наискось пересекала жирная черта высоковольтной передачи. И снова воображение угадывало вдали лесовозные дороги и прямоугольники лесосек, на которых с

утра до вечера звенят бензопилы и урчат трелевочные тракторы.

В. Петров «Встречи с весенней капелью».

(243 слова)

Штрихи к портрету

У Валентина Ивановича Дикуля руки мастерового, а голова изобретателя, творца. Он относится к той счастливой категории людей, которые за что ни берутся – все приводят в движение, и всё-то у них получается. В любом деле он достигает профессионализма, выходит на главные проблемы. И даже если не знает решения, врождённая интуиция безошибочно подсказывает ему путь к цели. Он умеет делать окружающих единомышленниками, заряжает своей энергией, с ним хочется идти в ногу.

Как он только успевает, где для всего находит время? С утра до вечера без выходных в цирке. В гримировочной постоянно люди, и он помогает всем желающим. Если уезжает на час-другой, то предупреждает вахтера, и всегда известно, когда он снова будет. Часто ни поесть толком, ни отдохнуть не успевает. Ежедневно репетиции и каждый вечер выступления на манеже, те самые, где он держит «Волгу», фиксирует в «пирамиде» тонну и жонглирует гирями по 80 килограммов.

В гостинице с десяти-одиннадцати вечера непрерывно звонит телефон. И он с каждым терпеливо беседует, расспрашивает, даёт советы, просит приехать или обещает навестить сам. Откуда у него силы берутся, трудно представить.

И от него ждут помощи. Он диктует, его жена Людмила печатает на машинке. К сожалению, не всегда удаётся ответить немедленно.

Увидеть Дикуля без дела невозможно. Поэтому говорить с ним приходится урывками: во время репетиций, по дороге в гостиницу или в цирк, между телефонными разговорами или диктовкой писем, в лучшем случае – за едой. Беседуя с ним о больных, забываешь, что он не врач – так широка и разностороння его медицинская эрудиция.

М. Залесский (185 слов)

Река утром

Река особенно хороша по утрам. В эти ранние часы ветер ещё не беспокоит её лона, и оно, отражая чистое розово-голубое небо, сияет ровным светом, прозрачное и прохладное, как хрусталь. Ни один баркас не бороздит ещё речную гладь, и если вскинется где-нибудь гулливый сазан или быстрая скопа на лету черканёт воду острым, с белой подкладкой, крылом, то разойдутся по тихой воде круги, на миг всколыхнут розовеющий разлив и исчезнут незаметно, беззвучно, как будто их и не было.

Только рыбак по-настоящему знает, что такое утренняя река: эти бесплотные, тающие на заре, белые с голубизной туманы; эти зелёные берега, на которых далеко-далеко протянулись золотые пески, а над ними – тёмная полоса тополевого леса; эти радужные блики восходящего солнца на ясной воде, свежий запах влажного песка и рыбы, смолы и трав; это нерушимая тишина, в которой каждый, даже самый невнятный и слабый звук вызывает тёплый, живой отклик в человеческом сердце.

В. Закруткин «Плавучая-станица».

А.К.Тимирязев – лектор

Совершенная противоположность другим лекциям – лекции Климента Аркадьевича Тимирязева, представителя той дисциплины, которая стала мне самой далекой в то время, когда он нам начал читать. И, кроме того, нагруженный весьма интересами литературы, искусств, методологией, ходил Тимирязева слушать я изредка, чтоб увидать прекрасного, одушевленного человека, с ритмическими вверх зигзагами мчащегося вдохновенного голоса.

Я им любовался: взволнованный, нервней, с тончайшим лицом, на котором смена сквозных выражений, особенно ярких при паузах, когда он, вытянув корпус вперед, а ногой отступая, как в па менуэтом, готовился голосом, мыслью, рукою и прядью нестись на привзвизге. Таким прилетел он в большую физическую аудиторию, где он читал и куда притекали со всех факультетов и курсов, чтоб встретить его громом аплодисментов и криков. Стоял он, полуизогнутый, но как протянутый или притянутый к нам, взвесив в воздухе очень худую изящную руку.

Приветственный жест этот нам, как ответ на приветствие, так к нему шел, так слетая безотчетно, что всякая мысль, будто бьет на эффекты (о нем говорили так клеветники) отпадала.

На первую лекцию к третьему курсу под топанье, аплодисменты взлетал он с арбузом под мышкою; знали, что этот арбуз он оставит, арбуз будет съеден студентами.

Он (арбуз) – демонстрация клеточки: редкий пример, что ее можно видеть глазами; Тимирязев резал кусочки арбуза и их меж рядами пускал.

В эту пору такими же взлетами протекала борьба его с министерством; я помню, как бросил перчатку он выходом из университета и как он, гонимый, добился-таки своего; помню, как повалила толпа встречать его, и он перед нею расцвел…

А. Белый «На рубеже двух столетий».

Правописание НЕ с причастиями

Шалимова О.А.


Цели урока

  • Усвоить орфограмму НЕ с причастиями

2. Закрепит навыки написания НЕ с причастиями

3. Закрепить пунктуационные навыки оформления причастных оборотов


Орфограмма

  • Непрочитанная книга (одиночное)
  • Не прочитанная (кем?) мною книга (п/о)

3. Не прочитанная , а просмотренная книга

4. Книга не прочитана (кр. Прич.)

5. Недоумевающий взгляд.


Спишите, комментируя орфограмму

Письмо, (не)прочитанное корреспондентом; (не)построенный дом; (не)подготовленное в срок задание; (не)греющее солнце; (не)замерзающий зимой ручей; (не)выполненная вовремя работа; (не)опубликованный в газете очерк; (не)выспавшийся ребенок; выступление, (не) состоявшееся на собрании.


Объясните правописание НЕ

1. Кругом шла (не)устанная работа. 2. Я встретился с (не)доумевающим взглядом соседа. 3. Мне вся эта сцена представилась главой из еще (не)написанной сказки. 4. Свечи горели ровным, (не)мигающим взглядом. 5. (Не)летающую, а лишь сидящую в скалах птицу разглядеть никак невозможно. 6. В (не)обыкновенной, (ни)когда (не)слыханной тишине. 7. Стоял он минут десять, (не)видимый на темном фоне леса. 8. Володя сидел сложа руки и в позе, (не)имеющей ничего общего с позой рыболова.


Объясните правописание НЕ

Было время, когда специально о хлебе в школе (не)говорили-повода (не)было для беспокойства. Но вот на смену ученикам послевоенных лет пришли дети другого поколения, (ни)в чем (не)знающие нужды. Кусок хлеба, брошенный на полу школьного буфета. (Не)доеденный или, хуже того, просто надкусанный ломоть на столе..надобить тревогу!


Спишите, выделите п/о

1. (Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки туманит(?)ся и тяжелеет голова. 2. И мать, и окно, и т..плота нагрет.. Солнцем, еще (не)выкрашенного подоконника сл..ваются в один синий, звучащий, осл..пительный мир. 3. Все та же обильная, (не)тронутая..кружает меня пр..рода. 4. Надолго осталась (во)мне горечь первой и, казалось мне, (не)выносимой обиды, которую нанес мне отец (ни)когда (не)наказывающий меня и (ни)в чем (ни)когда (не)упрекавший.


Спишите, выделите п/о

По двору бегал пятнистый крупный пес, еще (не)сложившийся, с каким-то смешными движениями, со щенячьим выражением добродушной морды. Сначала пес привязался к гусям. Гуси шли строем, а пес, (не)предвидевший опасности, лаял на них. Гусак, (не)спускавший с него своих (не)мигающих глазок, вдруг вытянул длинную шею и нацелился прямо в глаз своей маленькой змеиной головкой с шипящим клювом. Пес отскочил в недоумении.


  • Расскажите об условиях написания НЕ с причастиями?

2. Дайте определение причастного оборота.

2. Когда обособляется, то есть выделяется на письме запятыми, причастный оборот?