Научный стиль речи. Синтаксические особенности научного стиля речи Русский язык и культура речи

Цель: пополнить знания студентов о синтаксических особенностях научного стиля; развить умения и навыки анализировать особенности текста научного стиля речи.

В результате изучения данной темы студент должен знать:

Ключевые слова темы;словосочетания терминологическогохарактера.

Синтаксические особенности научного стиля

Составлять простыераспространённые предложения с прямымпорядкомслов;

Использовать причастные,деепричастные оборотыиобособленные определения.

УпотреблятьСПП с разными придаточными

По окончании изучения темы студент должен уметь:

Понимать тексты научного стиля, беседовать по содержанию текста;

Выделять синтаксические особенности, формирующие научный стиль;

Составлять микротексты с учетом синтаксических особенностей, свойственных изучаемому стилю речи;

Участвовать в беседе – полилоге по теме занятия;

Ключевые слова и словосочетания: синтаксис, синтаксические средства, специфические черты, способы выражения, рубрикация, языковые средства, логическая связь

План:

Синтаксические особенности научного стиля речи.

Обсуждение сообщений на тему “Известныеученые в области изучаемой науки”.

Литература:

1. Абжанова Т.А. и др. Русский язык. Основной курс. Учебное пособие. Экономика. Алматы, 2011

2. Абаева Ж. Русский язык. Учебное пособие. Алматы. «Қазақ университеті» 2011

3. Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка. Алматы, 2005 г. 4. Имангалиева Г.С. Русский язык. – Астана,2005г., стр.124-126.

5. Стилистика русского языка. – Москва,1983 г., стр.164-175.

Теоретические сведения

Синтаксис. В научной речи преобладают простые повествовательные предложения, осложненные однородным членами предложения, причастиями и деепричастными оборотами, а также сложные предложения. Широко используются страдательные конструкции: анализу подвергается, создается положение и т.д.

Широко используются словосочетания терминологическогохарактера. Атрибутивные (прилаг.+сущ.), объектные (находиться в колбе, возникнуть после облучения).

Т.к. логичность – основная стилевая черта, то используются синтаксические конструкции, позволяющие передать понятийное содержание.

- Простые распространённые предложения с прямым порядком слов (т.к. с инверсией связаны эмоционально-экспрессивные оттенки, не свойственные научной речи) с союзной связью между частями.

- Вопросительные предложения не типичны, но возможны. Они выполняют особую функцию: привлечь внимание к излагаемому.

Типично использование двусоставных предложений со связкой «есть ». Реализуется модель: что есть что. Выполняют роль дефиниции.

Чаще всего предложения осложнены причастными , деепричастными оборотами и обособленными определениями.

Характерно широкое использование вводныхслов и предложений . Они выражают:

Логическое оформление мысли (следовательно, во-первых, итак);

Уверенность/неуверенность говорящего в высказываемом (может быть, конечно);

Указывают на источник информации, мысли (с точки зрения…, по словам…, по мнению…)

Распространенывставные конструкции . Отдельные слова, словосочетания, предложения. Даётся дополнительная информация, уточняется мысль автора, вводится новое сообщение.

Широко используются однородные члены предложения.

Характерна выразительность и экспрессивность, но она интеллектуальная. Связана с доказательностью, убедительностью. Направлена на информативность речи.

Односоставные предложения частотны.

Неопределённо-личные : линзу помещают.

Определённо-личные не столь типичны (рассмотрим, обратимся). Используются для побуждения к активизации внимания в местах ввода новой информации.

Безличные : следует оговорить случайность.

Также частотны двусоставные предложения, представляющие собой пассивныйоборот : линза помещается.

Широко используются СПП с разными придаточными.

Определительное придаточное . С его помощью получает выражение категория признаковости.

Обстоятельственные придаточные (цели, условия, причины, следствия) служат средством выражения причинно-следственных связей между указанными явлениями и понятиями. Такие предложения обеспечивают научность и доказательность речи. Позволяют отметить противоречие сущности явлений.

Используется сложное синтаксическое целое или сверхфразовое единство . Чаще всего как абзац. В сверхфразовом единстве используется повтор, местоимения, вводные слова.

Таким образом, синтаксис направлен на выражение абстрагированной информации.

Синтаксис научного стиля речи

В научном стиле господствует логический,книжный синтаксис.Фраза отличается грамматической и смысловый полнотой и высокой логико-информативной насыщенностью. Типичны осложненные и сложные конструкции как наиболее приспособленные для концентрированного выражения движения мысли,авторской аргументации,связи между явлениями.Логическая определенность достигается посредством подчинительных союзов (часто причинноследственных), градиционных и резюмирующих слов типа во-первых,следовательно и т.п.

По цели высказывания предложения,как правило,повествовательные.Вопросительные предложения употребляются редко,лишь при постановке проблемы,при полемикек и т.п.

В челом синтаксис строг,стилически однороден; в нем почти не остается места для эмоциональных разговорных эллиптических конструкций.

Среди простых предложений широко распространена конструкция с большим количеством зависимых, последовательно нанизывание существительных в форме родительного падежа (нанизывание падежей считается неуместным в других стилях).

В научных текстах широко употребительны конструкции с причастными и деепричастными оборотами, являющимися средством выделения мысли в информативно насыщенном предложении.

Предтекстовые задания

Задание 1. Обьясните значения слов. Выделите среди них лингвистические термины.

Славяне, ответвление, ветвиться, говор, наречие, кириллица, оригинальный, глаголица.

Задание 2 . Объясните значения слов на основе морфемного анализа.

Восточнославянский, западнославянский, южнославянский, старославянский, древнеславянский, церковнославянский, индоевропейский.

Задание 3. Составьте предложения из данных слов, не меняя порядка их месторасположения, и расставьте знаки препинания

Славянский, язык, образоваться, праславянский язык, который, восходить, индоевропейский язык. Коренной, население, Россия, являться, носитель, русский, язык, который, относиться, восточнославянский, группа.

Задание 5. Произведите полный синтаксический разбор составленных вами предложений.

Задание 6. Прочитайте текст.

Славянские язык

Подобно тому, как дерево вырастает из корня, ствол его постепенно крепнет, поднимается к небу и ветвится, славянские языки «выросли» из праславянского языка, корни которого уходят глубоко к индоевропейскому языку.

Славянское языковое «древо» имеет три основные ветви: 1) восточнославянские языки, 2) западнославянские языки, 3) южнославянские языки.Эти основные ветви-группы разветвляются в свою очередь на более мелкие: так,восточнославянская ветвь имеет три основных ответвления – русский, украинский и белорусский языки, а ветка русского языка имеет в свою очередь две основные ветви – северорусское и южнорусское наречия. Если же обратить внимание на дальнейшие ответвления, то будет видно, как в нем выделяются областные говоры.

В современном славянском мире существует 12 национальных литературных языков: три восточнославянских, пять западнославянских (польский, чешский, словацкий, верхнелужицкосербский и нижнелужицкосербский) и четыре южнославянских (болгарский, сербскохорватский и словенский).

Задание 7. Закончите предложения.

Прославянский язык является (чем)…

К восточнославянской группе относятся языки (какие)…

Носителями восточнославянских являются (что)…

К западнославянской группе относятся…

Носителями западнославянских являются (что)…

К южнославянской группе относятся…

Носителями южнославянских являются (что)…

Задание 8. Найдите в тексте синтаксические конструкции для выражения: а) соотношений частного и общего, части и целого; б) наличия, отсутствия…; в) сравнения, сопостпвления.

Задание 9. Сформулируйте основную мысль каждого абзаца и запишите.

Внимательно прочитав теоретический материал к этой теме, на материале текста охарактеризуйте синтаксические особенности научного стиля.

Культура речи

Культура речи – это умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.

Правильной признается речь, которая согласуется с нормами литературного языка – произносительгными, грамматическими, лексическими. Речь, в которой встречаются факты, противоречащие литературной норме, нельзя назвать культурной.

Однако правильность лишь первая ступень подлинной речевой культуры. Можно говорить (или писать) правильно, но однообразно, бесцветно, вяло. Такой речи недостает выразительности. А она достигается умелым и уместным употреблением лексики разных стилей, разнообразием синтаксических конструкций; в устной речи особенно ценно богатство интонаций.

Владение выразительными средствами языка и использоватьих в зависимости от ситуации общения – второе, помимо правильности, условие культурной речи.

Чтобы это условие соблюдалось, надо иметь ясное представление о стилистической градации языковых элементов, об их различном предназначении.

Стилистическая целесообразность употребления языковых средств, их соответствие потребность общения – важные принципы культуры речи. Эти прнципы лежат в основе и нормализаторской деятельности лингвистов – приразработке ими справочников и пособий по стилистике и культуре речи, в пропаганде лигвистических знаний в печати и по радио.

Культура речи – часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре.

(По «Энциклопедическому словарю юного филолога)

Задание 1. Найдите в тексте абзацы, соответствующие заголовкам

1. Выразительность речи

2. Культура речи

3. Принципы культуры речи

4. Условие культурной речи

5. Правильность речи

Задание 2. Выпишите из текста лигвистические термины и терминосочетания. Пользуясь словарями, объясните их значение.

Задание 3 . Охарактеризуйте синтаксические конструкции двух последних абзацев текста.

Задание 4. Выпишите из третьего абзаца текста абстрактые существительные.

Задание 5. Объясните значение следующих словосочетаний.

Внутренняя культура человека, уровень духовного развития, культура речи.

Задание 6. Постройте монолог-рассуждение на тему: «Культура речи является показателем внутреннней культуры и уровня духовного развития человека»

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1. Подберите текст по специальности и произведите анализ его языковых особенностей.

Задание 2. Подберите 5 терминов вашей специальности, имеющих в своем составе греческие или латинские словообразовательные элементы.

Задание 5. Перепишите. Укажите, от каких глаголов и при помощи каких суффиксов образованны причастия, входящие в состав данных предложений.

По мере приближения к рубежу третьего тысячелетия люди все больше задумываются над многими сложными проблемами, в том числе над так называемыми глобальными. Одной из черт, определяющих современность, является стремительное развитие науки и техники. Человек непродуманной хозяйственной деятельностью может нарушить гармонию, созданную природой за миллионы лет. Биологические характеристики организма человека, сложившиеся в результате длительной революции, не всегда вписываются в современное производство с его узкой специализацией и интенсификацией.

Задание 6. Выпишите из текста предложения, имеющие в своем составе причастные обороты. Перестройте их в сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Для научного текста, требующего аргументации авторской мысли и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные и осложненные предложения различных видов. При этом сложное предложение в научном стиле отличается ясным логическим строением, чёткостью синтаксических связей. Простые синтаксические конструкции чаще встречаются в вводных и констатирующих разделах научных произведений. Там же, где дается анализ научных явлений, их аргументация, преобладают сложноподчиненные предложения с придаточными определительными или изъяснительными. Например: Анализ литературных данных по фосфорно-кремниевому взаимодействию в почве, которому посвящается большинство исследований, показывает, что обозначилось три основных направления в поисках путей улучшения питания растений фосфором за счет использования кремнийсодержащих соединений; Исследование показало, что компоненты обладают такой же способностью…

Среди простых предложений (средний размер простого предложения 20 слов) наиболее частотны в научном стиле неопределенно-личные предложения со сказуемым, выраженным формой 3 л. мн.ч. наст. времени во вневременном значении, т.е. для обозначения общепринятых фактов, явлений, закономерностей. Например: Состав помещают в колбу; Отсепарированные семена транспортируют в хозяйства; Тейлериоз крупного рогатого скота встречается постоянно в 84 странах мира.

В научной речи преобладают сложные союзные синтаксические конструкции с четкой выраженной связью между отдельными частями высказывания. Используются сочинительные и подчинительные структуры. Отсюда богатство сложных сочинительных и подчинительных союзов и союзных слов: вместо того чтобы, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, вследствие чего, после того как, несмотря на то что, так как и др. (разумеется, почти не используются союзы типа да и, не то, а не то, раз и т.д., которые более характерны для разговорной речи). Например: Совмещение операций по внесению карбамидно-аммиачной селитры с регулятором роста эпином усиливало действие регулятора роста по сравнению с раздельным применением этих средств химизации, вследствие чего урожайность зерна яровой пшеницы повышалась.

Для научной речи характерно преобладание сложноподчиненных, а не сложносочиненных предложений. Это объясняется тем, что подчинительные конструкции выражают сложные причинные, временные, условные, следственные и т.п. отношения и отдельные части в сложноподчиненном предложении более тесно связаны между собой. Например: Было установлено, что по крупным массивам данных определяемых свойств их распределение нельзя было считать приближенно нормальным настолько, чтобы использовать оценки, опирающиеся на распределение Стьюдента. В связи с этим, использовали подходы непараметрической статистики, из которой следует, что при объеме выборки меньше 4 для ее исследования можно брать лишь медиану, поэтому для дальнейшего анализа и проведения расчетов по результатам валовых определений использовали только их медианные значения. Части же сложносочиненного предложения как бы нанизываются друг на друга. Например: Сегменты изолированы друг от друга и от кольца, и каждый их них соединен с одной из кнопок пульта кабелем.

Стремление вместить в одну фразу максимум информации приводит в научном тексте к широкому использованию конструкций, насыщенных сущ. в Р.п., обычно выстроенных в виде цепочки. Например: коробка передач, обмен веществ, прибор для монтажа. Особенно часто цепочка последовательно прикрепляющихся родительных падежей существительного используется в заглавиях. Например: Оценка доверительных показателей надежности систем однофазного использования.

В научном стиле широко используются страдательные (пассивные) конструкции: глагольные (например: Монтаж производится в первый период; Линия определяется алгебраическим уравнением ); причастные пассивные конструкции (например: Сила приложена к телу под некоторым углом к горизонту; Нами установлены точные данные ); пассивные конструкции собственно возвратным глаголом (например: Этот процесс сопровождается выделением тепла) . Это объясняется стремлением научной речи к объективной обобщенности и отвлеченности без указания на субъект действия.

Личная манера изложения в современной научной литературе (употребление местоимений я, мы ) уступила место безличной, типа не следует думать, можно считать и др. Если же используется личная форма глагола, то местоимение отсутствует. Например: получим данные, воспользуемся формулой.

В научных текстах широко используются конструкции с деепричастными оборотами. Деепричастные обороты всегда содержат элемент добавочного сообщения, подчеркивают ту или иную мысль, событие или явление. Например: Учитывая поливариантность форм взаимодействия фосфора и кремния в гетерогенной почвенной системе, некоторую противоречивость сведений, следует признать, что этот вопрос до сих пор остается малоизученным, требует…; Проделав такой анализ, мы получили следующие данные.

В научной речи часто употребляются конструкции с отглагольным существительным, что придает изложению лаконичность, компактность, сжатость. Например: При проведении опыта…; Для объяснения физиологических механизмов.

Научной речи свойственно широкое использование предложений с однородными членами, которые перечисляют логически однородные понятия. Например: В числе мер по реабилитации загрязненных сельскохозяйственных территорий оказались эффективными такие, как известкование почв, внесение повышенных доз минеральных удобрений, коренное улучшение естественных кормовых угодий и использование сорбентов цезия – 137; За счет специального питания можно значительно повысить эффективность медикаментозного, физио- и химиотерапевтического лечения и профилактики последствий слабых и умеренных доз облучения организма человека.

В научном письме активно используются вводные слова и словосочетания, а также вставные конструкции. Вводные слова подчеркивают последовательность изложения. Часто они начинают новое предложение или абзац. Например: Таким образом, эволюция внутрихозяйственных экономических отношений еще в «дорыночный» период имела тенденцию к расширению производственно-экономической самостоятельности структурных подразделений сельскохозяйственных предприятий.

Вводные слова и словосочетания могут содержать указание на то, кем высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное высказывание, каков источник сообщения. Например: по мнению автора…; по данным исследователя...; по нашему мнению. Также вводные слова могут указывать на последовательность изложения (Во-первых, во-вторых ), выражать предположение (очевидно, вероятно, и др.) - конструкции, использующиеся при изложении гипотезы и указывающие на степень достоверности сообщения. Благодаря таким вводным словосочетаниям тот или иной факт может быть представлен как вполне достоверный (действительно, конечно, разумеется ), как предполагаемый (положим, видно, надо полагать ) или как возможный (вероятно, должно быть, возможно ). Например: Разумеется, такие «реорганизации» не были направлены на реализацию прав собственности; По всей видимости, это было связано с более эффективным взаимодействием при поглощении минеральных веществ между соей и сорняками в сравнении с аналогичным взаимовлиянием между соей и кукурузой; Предполагается, что это обусловлено деятельностью силикатных бактерий; Не исключено, что гель кремниевой кислоты может адсорбировать фосфат-ионы с образованием силикофосфатных комплесов.

Распространены в научной речи и вставные конструкции (отдельные слова, словосочетания, разные виды предложений, которые вносят дополнительные сведения или замечания, новое сообщение, уточнение, пояснение). Например: Вместе с тем, применение высоких доз органических и минеральных удобрений (исключением является хлористый калий) снижало устойчивость клубней картофеля к возбудителям мокрой бактериальной гнили.

Для научного произведения характерна композиционная связанность изложения. Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов или групп слов, отражающих этапы логического изложения и являющихся средством связи мыслей в ходе логического рассуждения. Это целый ряд наречий и наречных выражений, а также сочетаний слов: так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, следовательно, в результате, далее, затем, другими словами, в связи с этим, в общем, по существу, вкратце, как мы видим и др., которые обычно стоят в начале предложения. Они служат, как правило, не для связи слов в предложении, а для связи частей целого текста. Близки к ним словосочетания типа: следует указать, интересно отметить, наблюдения показывают, в данной работе, в последующем, и др. При помощи этих внутренних введений осуществляется переход от одной мысли к другой, выделение главного. Например: Но надо иметь в виду, что право на конечные результаты труда эффективно и справедливо реализуется лишь при наличии права собственности на средства производства; Необходимо отметить, что плоды и ягоды по сравнению со всей массой растения – наиболее чистые в отношении загрязнения радионуклидами; Более того, взаимодействие сои с культурными злаками в процессе минерального питания может оказаться менее эффективным, чем с сорняками из семейств злаковых, сложноцветных и маревых.

Последовательная композиционная связанность текста достигается также частым употреблением указательных местоимений это, эти, этот, тот, то, в которых обобщается определенная часть содержания предыдущих предложений. Например: Корреляционный анализ показал, что существует тесная взаимосвязь между лизоцимной активностью сыворотки крови и титрами антител после вакцинации против НБ. На внешних частотах названных двух периодических процессов наблюдается обратная зависимость, на внутренних – прямая. По нашему мнению, эта взаимосвязь между двумя факторами реактивности организма подтверждает гипотезы и выводы ряда ученых о конкуренции в процессе поствакцинального иммуногенеза специфической и неспецифической реакций в борьбе за пластическое обеспечение соответствующих функций.

Синтаксическим средством выражения логического членения и связанности текста в научной речи является также порядок расположения членов предложения.

Большинство предложений в научной речи начинается не с подлежащего, а с обстоятельства, дополнения или предикатного члена. Например: В научной литературе существуют различные данные относительно действия минеральных удобрений на структурное состояние почвы; С речными водами в мировой океан ежегодно выносится до 300 тыс. т. кремнезема, особенно в субтропиках и тропиках.

Активизация логического принципа в словорасположении приводит в научной речи к особому расположению сильноуправляемого члена. В современных научных текстах управляемое слово располагается в непосредственной близости от глагола, чаще всего после него. Например: Для определения надежности устройства пока еще не имеется освоенных приборов. Обстоятельственные слова обычно ставятся перед сказуемым. Например: При применении кремниевых удобрений значительно усиливается роль бора в почве; В связи с переходом сельскохозяйственных предприятий на самоокупаемость и самофинансирование получила распространение система внутрихозяйственных экономических отношений, основанная на оплате труда от хозрасчетного дохода. Характерна для научной речи препозиция определения. Например: Существенным фактором в антропогенной эволюции почв являются удобрения; Широкое географическое испытание позволило выявить целый ряд новых сортов алычи, обладающих высокой адаптивностью. Вводные слова обычно ставятся после одного из главных членов предложения или начале предложения, пояснения, заключенные в скобки, даются в конце фразы.

Практикум

Задание 1. В приведенном ниже тексте отметьте случаи немотивированного инверсирования и грамматико-стилистические ошибки, связанные с неправильным порядком слов. Исправьте текст там, где это необходимо.

1. Посты оказывают первую доврачебную помощь пострадавшему на рабочем месте. 2. После сборки и выверки механизмов подшипники, редукторы и электродвигатели надлежит закрепить от смещения штифтами или приваркой к раме упоров. 3. Характер изменения свободной энергии с температурой для рассмотренных выше трех реакций иллюстрирует рисунок 39. 4. Ввиду недостаточной механической прочности винипласт не мог найти применение для изготовления аппаратов под давлением, как самостоятельный конструкционный материал. 5. От очистки хлопка и выделки пряжи все производство до отбелки тканей, окраски и разрисовки полностью механизировано. 6. Начиная с 1953 года по теории движения газированной жидкости автором проведены различные исследования. 7. Восстановленный цинком раствор не сливают до конца, а до уровня, лежащего на 20-30 мм выше слоя стеклянной ваты. 8. Необходимый запас энергии аккумулируется во время свободного хода в массивном маховике для резания. 9. Сейчас монтируется стокубовый компрессор, что обеспечит перевод с пара на сжатый воздух оборудования кузнечного цеха. 10. Изготовлен новый большегрузный скрепер с дизель-электрическим приводом грузоподъемностью 37 т. 11. Санкт-Петербургским филиалом института разработан новый дозатор воды с ручным управлением на базе водомера. 12. На гусеничном тракторе установлен шестицилиндровый двигатель водяного охлаждения мощностью 220 л.с.

Задание 2. Исправьте предложения, в которых в качестве однородных соединены разные синтаксические конструкции: причастный оборот и придаточное определительное предложение, деепричастный и причастный обороты, член предложения и придаточное предложение и проч.

1. В настоящей брошюре изложен опыт возделывания льна-сырца и как увеличить его производство. 2. Орошение проводилось и в период начала появления метелок и кончая наливом зерна в три приема. 3. В книге хорошо показано, как развивалось овцеводство, пути дальнейшего увеличения поголовья овец и экономика этой отрасли. 4. Скашивая хлеба в сплошные и равномерные валки и работающие на жатках с новыми приспособлениями, колхозники-рационализаторы стали давать по нескольку норм в день. 5. В статье рассказано, как при помощи радиоактивных изотопов можно изучить движение газа и воды под землей и об использовании радиоактивных атомов в горнообогатительной технике. 6. Целесообразны подвесные покрытия, прикрепленные к винтам и которые позволяют перекрывать большие пролеты.

Задание 3. В приведенном ниже тексте установите, какие ошибки и недочеты допущены в употреблении сложных предложений: неправильное использование союзных связей, загромождение сложного предложения придаточными, смещение конструкции, разнотипность частей сложного предложения, неправильный порядок слов, громоздкость, приводящая к затемнению смысла предложения и проч. Исправьте предложения.

1. Освоена и внедрена наплавка ножей для резки холодного металла, что повысило срок их службы не менее чем в 5 раз и в несколько раз сократился расход инструментальной стали. 2. В отношении использования атомной энергии в медицине следует подчеркнуть, что оно значительно возросло за последнее десятилетие, например, радиокобальтовая терапия, меченые атомы и т.д. 3. Надо, чтобы трубы для механического цеха продавались только коллекторные, не допускать замены их на паропроводные. 4. Поскольку полная энергия плазмы равна 130 дж, можно заключить поэтому, что средняя энергия ларморовского вращения будет около 60 дж. 5. Наш доклад не предназначен для того, чтобы подчеркнуть преимущества способа модельного проектирования, так как это было сделано уже на совещаниях, в докладах и т. п., но дело в том, чтобы представить доклад о теперешнем уровне модельного проектирования. 6. Но, однако, несмотря на то, что замечания носят конкретный характер, не наблюдается стремление использовать их для уточнения применяемых формул. 7. Частота не должна быть слишком малой, так чтобы параметры плазмы не менялись за период. 8. Результаты лабораторных исследований, приведенные в таблице 13, показывают, что наиболее сильное разрушающее действие оказывает на соединение концентрированная серная кислота, что говорит за то, что в такой среде это соединение применять нельзя. 9. По каждой культуре составляются технологические карты, куда включается весь комплекс работ. 10. Однако тем не менее промышленное применение эти установки не получили, так как не обеспечивали достаточной переработки пускового материала.11. Сегмент, ведущий первые кольцевые планки, устанавливается на той же высоте, как он стоял при старом механизме. 12. Когда камеру, припудренную тальком, ставят на место, вначале необходимо вставить вентиль в отверстие диска. 13. Этот раздел расширен оттого, что в него включены дополнительные материалы. 14. Корпус насоса и его крышка изготовляются из модифицированного чугуна, рабочее колесо – стальное клепанное, вал из нержавеющей хромистой стали. 15. При таком наименовании и расположении материалов в рукописи читатель не будет требовать от автора всех необходимых сведений о машинах и приспособлениях, которые применяются для транспортирования жидкостей, и будет понимать, что за этими сведениями необходимо обращаться с специальной литературе и каталогам.

Задание 4. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением союзного слова который и с нарушением порядка слов в сложном предложении. Укажите предложения, в которых возникает двусмысленность высказывания.

1. На заводе будет оборудован специальный цех с постоянной температурой и влажностью воздуха, в котором намечается вести сборку станков высокой прочности. 2. При всех сварочных работах с фторопластами необходимым условием является сильная вентиляция, ввиду ядовитости газов, развивающихся при частичном разложении фторопласта, которого трудно избежать полностью при сварке. 3. Были рассмотрены проекты Гипрокаучука и других институтов, которые нуждаются в значительной переделке. 4. Исключением остается производство синтетического волокна, которое продолжает развиваться быстрыми темпами. 5. Электронная вычислительная техника приобретает все большее значение в связи с огромным масштабом работ по автоматизации производственных процессов, которые проводятся в стране. 6. Образец при испытании помещается в специальную герметическую камеру, охлаждаемую водой, из которой производится откачка газа до высокого вакуума. 7. Такие насосы имеют одностороннее уплотнение (со стороны входа жидкости в колесо), в которых осевая сила воспринимается шарико-подшипниками.

Задание 5. В приведенных ниже предложениях исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении причастных оборотов и причастий.

1. В статье правильно подчеркивается роль паровой машины, преобладающей в английской промышленности в эпоху промышленной революции. 2. Завершающий этап монтажа технологического оборудования, осуществляющийся после возведения зданий, здесь не учитывается. 3. Работы, выполняющиеся планировщиком, являются отделочными. 4. Расчет конструкции арок производится с учетом воздействия, могущих возникнуть при их монтаже. 5. Между первой и второй секциями по сравнению с моделями, ранее выпускающимися, изменена форма роликов. 6. Модификатор, устанавливающийся в литниковую воронку, вызывал уменьшение растворимости углерода в железе. Вода, фильтрующая сквозь бетон, растворяет цементный камень. 7. В брошюре приведены технические данные компенсатора данного завода, получившего широкое применение. 8. Применение прочного металлокорда в протекторных кольцах разгружает каркас; это дало возможность изъять резинотканевую прослойку (брекер), применяемый в стандартных шинах. 9. Необходимо осуществлять контроль за расходом жидкости, имеющей высокую температуру и находящуюся под большим давлением. 10. Nt – количество символов, переданное за время Т. 11. Объем информации, определяющий операции умножения и деления, может быть взят пропорциональным времени, затрачиваемым на эти действия. 12. Это утверждение легко реализовать с помощью элементов, применяющихся для реализации двоичной системы счисления, т.е. имеющими два устойчивых состояния. 13. Электронно-лучевое запоминающееся устройство состоит из следующих блоков.

Задание 6. В приведенном ниже тексте исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1. Учитывая нелинейную зависимость периода колебаний датчика от измеряемой величины, в приборе впервые применен метод линеаризации характеристики датчика. 2. Применяя оба рассмотренные здесь способа соединений, любые из указанных в таблице элементов могут быть использованы для питания батарейных приемников. 3. Увеличивая нагрузку на долото и число оборотов ротора, скорость бурения в этих породах увеличилась. 4. Учитывая высокую химическую стойкость некоторых пластических масс, а также их хорошие антифрикционные свойства, пластмассы получили большое распространение. 5. Учитывая значение, объем и качество выполненной работы, ее исполнители, по мнению комитета, заслуживают поощрения. 6. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 7. Часто, изучая алкалоидные растения, обнаруживается определенная закономерность в их развитии. 8. Приведя в колебательное движение один из маятников, начнет колебаться и второй маятник. 9. Придавая большое значение влиянию формы на формирование слитков, был выполнен ряд экспериментов. 10. Муфель отделен от откачной системы вакуумным затвором для того, чтобы, вынимая нагретый муфель из печи, в него не попал воздух. 11. Работы на станке выполняются, используя одновременно оба вала. 12. Исходя из принятого конструктивного решения, в состав агрегата входит вертикальный повышающий редуктор. 13. Пользуясь этими формулами, были построены графики зависимости. 14. На опыте λ измеряется в х -единицах, использовав для этого кристалл кальцита. 15. Обозначая через х и у сравниваемые величины, указанные выше условия и критерии могут вводиться в машину в виде следующих отношений. 16. Пользуясь при округлениях правилом дополнения, абсолютная погрешность в представлении любого числа не превосходит половины единицы низшего разряда. 17. Возвратно-поступательное и одновременно циркулирующее движение промывочной жидкости обеспечивает высококачественную промывку внутренних полостей аппаратов, не прибегая к помощи применяемых обычно щеток.

Задание 7. Сопоставьте неотредактированные и отредактированные варианты предложений и объясните, к чему свелись исправления и какие грамматико-стилистические ошибки устранены при правке. Отметьте, везде ли хорошо отредактирован текст. Предложите свои варианты правки.



В брошюре отмечена важность кормления, ухода и содержания в стойловый период в деле получения впоследствии высокопродуктивных животных. В брошюре отмечается, что для выращивания высокопродуктивных животных особенно важно в стойловый период правильное кормление и содержание скота, а также хороший уход за ним.
В монографии на основе многолетних опытов дается анализ как ранее применявшейся агротехники, так и новым прогрессивным приемам возделывания овощных культур. В монографии на основе многолетних опытов дается характеристика как ранее применявшейся агротехники, так и новых приемов возделывания овощных культур.
Необходимо изыскивать возможность для экономии в расходовании воды на выработку продукции и недопущения сброса со сточными водами ценных веществ. Необходимо экономно расходовать воду при выработке продукции и не сбрасывать со сточными водами ценные вещества.
При проектировании предусматривается не только свободный доступ к остеклению, а также и специальное приспособление для очистки стекол от загрязнения. При проектировании предусматривается не только свободный доступ к остеклению, но и специальное приспособление для очистки стекол от грязи.
Растения очень полезно держать в жилом помещении, вследствие выделения ими кислорода, необходимого для дыхания человека. Растения очень полезно держать в жилом помещении, так как они выделяют кислород, необходимый для дыхания человека.
Существует много путей, которые еще не исследованы, для понимания очень сложной химической системы, которая представляет внешний слой нашей планеты. Существует много еще неисследованных путей изучения очень сложной химической системы, представляющей внешний слой нашей планеты.
В целях ликвидации целого ряда недостатков в деле обеспечения техники безопасности труда на производстве и недопущения случаев ее нарушения начальники цехов в части выполнения требований администрации предложили по этой линии следующее… Начальники цехов, чтобы обеспечить выполнение правил техники безопасности труда на производстве и не допускать их нарушения, предложили, руководствуясь требованиями администрации, следующее…
В целях защиты растений от весенних заморозков производят подогрев почвы с помощью пропуска горячей воды по трубам. Чтобы защитить растения от весенних заморозков, прогревают почву, пропуская по трубам горячую воду.
Было сочтено необходимым, как правило, использовать монтажные провода примерно такими длинами. Необходимо использовать монтажные провода примерно такой длины.
При осмотре рельс даже незначительные внешние дефекты не допускаются. Рельсы, у которых обнаружены при осмотре даже незначительные поверхностные дефекты, бракуют.
Приготовление смеси рекомендуется порциями по 563 г. Приготовлять смесь рекомендуется порциями по 563 г.
Под действием разности давлений труба деформируется, образуя на своей поверхности непрерывный спиральный гофр. Вследствие разности давлений труба деформируется и на ее поверхности образуется непрерывный спиральный гофр.
По мере поднятия облака наиболее крупные частицы пыли и шлака выпадают из него в районе взрыва. По мере того как облако поднимается, наиболее крупные частицы пыли и шлака выпадают из него в районе взрыва.

Задание 8. Исправьте предложения, взятые из научных работ студентов. Выявите грамматические и лексические недочёты, затрудняющие восприятие текста или не соответствующие требованиям научного стиля.

Например: Большой урон производству может принести пожар посевов во время уборки урожая. В этом предложении лексический недочет, связанный с неверной (неправильной согласно лексическим нормам) сочетаемостью слов – урон наносится; ущерб приносится. Кроме того, слово «посевов» можно опустить в целях речевой экономии. – Большой урон производству может нанести пожар во время уборки урожая (отредактированн. вариант)

1. Распределение посевных площадей производится согласно агрономического районирования Алтайского края. 2. Климат данной территории характерен жарким, но коротким летом. 3. Особенностью является также появление ранних заморозков в тёплое время, иногда даже в вегетационный период. 4. Продукция же животноводства занимала в структуре товарной продукции в пределах до 26%. Отсюда можно сделать вывод, что в хозяйстве более развито растениеводство, чем животноводство. 5. Имея в виду, что животноводство почти целиком базируется на земледелии, следует рассмотреть структуру земельных площадей в хозяйстве. 6. Преобладающую часть всей площади сельскохозяйственных угодий занимает пашня, и значительный удельный вес занимают сенокосы и пастбища. 7. Анализируя таблицу 3, видно, что среди всех посевов наибольший удельный вес занимают зерновые культуры, на втором месте кормовые культуры. 8. Из таблицы видно, что с годами наблюдаются колебания таких показателей, как плановая потребность и фактическое наличие работников. 9. Для ремонта собственного стада в хозяйстве выращивают тёлок сами. 10. Сено в тамбур подвозят механизаторы-кормачи. 11. Из таблиц 9,10,11 можно проследить распорядок дня операторов. 12. Доярка родильного отделения оказывает помощь в лечении животных по указанию врача. 13. Летом, кроме пастбища, животным дают зелёнку утром и вечером. 14. При этом одновременно уменьшают дачу концентратов и сочных кормов. 15. В сутки корова может потребить 70 кг корма и более.

Задание № 9. Исправьте речевые недочеты в следующих предложениях, взятых из дипломных проектов выпускников ИТАИ и дневников-наблюдений студентов зооинженерного факультета.

А) 1.Большой урон производству может принести пожар посевов во время уборки урожая.

2.Имеются в хозяйстве участки, работы на которых связаны с опасными для здоровья организма человека условиями.

3.На производстве состояние техники безопасности не на должном уровне.

4. Рабочих принимают на работу только после проведения главным инженером вводного инструктажа. 5. Периодические инструктажи на рабочем месте проводятся своевременно заведующими участков. 6. В автопарке оформлен уголок по технике безопасности.

7. Вводный инструктаж со вновь поступившими на работу производит главный агроном и оформляет личные карточки рабочих. 8. Инструктаж на рабочем месте производят бригадиры. 9. Ежегодно проводится медицинский контроль за состоянием здоровья рабочих животноводства. 10. Большое влияние на безопасность труда оказывает состояние помещений. 11. В зимнее время температура воздуха понижается до +10 С. В помещениях очень влажный воздух.

Б) 1.Несчастные случаи происходят из-за халатного руководства и попустительстве самих рабочих. Это объясняется тем, что недостаточно опыта и навыка в работе. 2.Коэффициент травматизма очень высок. Наибольшего значения он достиг в 2000 году. Это связано с тем, что был ослаблен контроль за проведением инструктажа по технике безопасности. 3. Несмотря на принимаемые меры по охране труда, травматизм в хозяйстве достаточно высок. Наибольшее количество травм получено в 2000 году, основное количество их получено в период посевной и уборки. 4. Документация по технике безопасности в хозяйстве ведется полностью. 5. Администрация хозяйства прилагает все усилия, чтобы устранить имеющиеся недостатки. 6. Работники хозяйства обеспечиваются спецодеждой согласно действующих норм и правил. 7. Контроль за реализацией средств на мероприятия по охране труда ведет инженер по охране труда. 8. Для проведения технического обслуживания и ремонтов в автогараже имеются четыре слесаря, имеется свой сварщик. 9. Климат характерен сухостью и континентальностью. Наиболее холодный воздух в январе месяце со среднемесячной температурой воздуха –20.

10. Все остальные монтажи и демонтажи осуществляются, не разбирая опрокидыватель.

Обязательным условием при хранении опрокидывателя является наличие ровной и твердой поверхности, на которую он становится. После опускания рамы на землю переводим секцию в нейтральное положение.

В) 1. Наибольшее количество несчастных случаев приходится на растениеводство и механизацию. 2. Себестоимость грузоперевозок составляют следующие статьи затрат:

1) Заработная плата шоферов; 2) Затраты на замену резины; и т.д. 3. Разгрузка осуществляется только с одного места и только через задний борт. 4. Совхоз «Тальменский» был образован в 1952 году, а в 1991 году был переименован в акционерное общество закрытого типа. 5. Центральная усадьба находится в р.п. Тальменка. Усадьба находится в 70 км от г.Барнаула. 6. Дорожная сеть развита хорошо. Покрытие в основном асфальтированное, есть дороги с грунтовым покрытием и полевые. 7. Рядом с автогаражом находится центральная ремонтная мастерская. В здании автогаража находится диспетчерская и кабинет зав.гара. Непосредственно вблизи гаража находится домик для сторожей. 8. Для более подробного изучения работы автопарка рассмотрим таблицу. 9. Площадь под зернобобовые уменьшилась на 226 га, по-видимому, из-за того что нет стабильности рынка сбыта данной продукции. 10. Площадь под травы увеличилась на 627 га из-за того, что появилась повышенная потребность в кормах у хозяйства. 11. Для стоянки автомобилей в зимнее время года имеется два гаража. 12. Основное количество автомобилей находится в промежутке от 8 до 13 лет. 13. Для сравнения сводим данные хозяйства и получившиеся по проекту в таблицу. 14. В сельском хозяйстве одним из основных средств производства является земля.

Задание № 10. Укажите в данном тексте черты публицистического стиля. Запишите данный текст в научном стиле максимально коротко, оставив только главную информацию.

Отцом крионики стал профессор физики Роберт Эттинджер, автор бестселлера «Перспектива бессмертия» и директор самого известного в мире института крионики в Детройте, где до сегодняшнего дня хранятся десятки замороженных, в том числе две его жены и мать. Вообще же до конца 1990-х годов в мире существовало около 20 крионических обществ в Америке, Западной Европе и Австралии. Однако несколько лет назад все пациенты были разморожены и похоронены обычным образом. По одной версии, это случилось потому, что родственники клиентов нерегулярно платили за хранение. А по другой - что неправильно заморозили. Например, родители, пришедшие навестить свою погибшую в автокатастрофе 8-летнюю дочь, увидели, как из криостата выползали муравьи! На сегодня остались всего две «цитадели» продления жизни - упоминавшийся нами институт в Детройте и фонд «Алькор» в Аризоне. А третий «храм замороженных» может скоро появиться в России.

Задание № 11. Сверните текст, оставив только главную информацию. Полученный текст запишите в научном стиле.

Естественно, что самым эффективным способом лечения ожирения и избыточного веса является диетотерапия. Наверное, каждый человек в какой-то период своей жизни пробовал «посидеть» на диете, и в большинстве случаев это ни к чему ни привело. Нарастающее чувство голода (одно из проявлений деятельности пищевого центра головного мозга) превращало в адские муки ваше «лечение», после чего вы все бросали и возвращались к привычному ритму жизни. Вот если бы можно было изменить извращенный пищевой стереотип человека (именно извращенный, потому что лишний вес - «привилегия» человека; у диких животных пищевые инстинкты отрегулированы, и ожирение не встречается), «перепрограммировать» работу пищевых нервных центров… Если бы человеческий мозг, как в компьютер, можно было ввести программу, включающую внутренние механизмы саморегуляции.

К счастью, современная медицина располагает таким методом в лечении зависимых состояний, который направлен не на следствия, а на причину. Речь идет о психотерапии. «Что?! - обиженно воскликнет читатель, страдающий избыточным весом. - Мало того что я толстый, так меня еще и в психи зачисляют?» Напрасно обижаетесь. Давайте мыслить логически: причина избыточного веса - это переедание, переедание - это нарушение пищевого поведения, поведение - это категория, относящаяся к душе. И вообще, пора преодолеть предрассудок насчет того, что быть пациентом психотерапевта - удел «дефективных». В западных странах психотерапия давно стала частью культуры, и обращаться к ее услугам в случае жизненных неурядиц так же естественно, как для нас вызывать мастера при поломке бытовой техники. Так не пора ли преодолеть психологическую дремучесть?

Задание № 12. Укажите черты публицистического стиля. Запишите данный текст в научном стиле.

Международный казахско-турецкий университет им. Х.А.Ясави

Факультет филологический

Кафедра русской филологии и журналистики

по проведению занятий №(2 семестра) по русскому языку

Туркестан - 2014

Тема занятия: 1.Особенности научного стиля речи

Сфера употребления научного стиля речи.

Синтаксис научного стиля Разновидности научного стиля речи. Лексика научного стиля. Морфология научного стиля. Синтаксис научного стиля.

Цель занятия: Ознакомить студентов с особенностями научного стиля речи. Привитие навыков и умений пользоваться научной литературой.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.
Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:

· предварительное обдумывание высказывания,

· монологический характер речи,

· строгий отбор языковых средств,

· стремление к нормированной речи.

Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия XVIII века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. XVIII века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу XIX века.

Краткие теоретические сведения

Синтаксис научного стиля

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям , что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны , указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.
Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных , обобщенно-личных и безличных предложений . Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах (Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения) .

Тема 21. Научный функциональный стиль

Лексика научного стиля

Морфология научного стиля

Характеристика стилеопределяющих факторов

А. Н. Васильева в статье «О целостном комплексе стилеопределяющих факторов на уровне макростилей» пишет, что «понятие стиля есть результат абстрагированного обобщения на базе массы речевых данностей, отбираемых по принципиальному сходству на основе опыта и интуиции».

Обычно выделяют пять основных функциональных стилей (макростилей): научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорно-бытовой, которые в свою очередь распадаются на частные разновидности (подстили).

Подстили научного стиля:

Разновидности публицистического стиля: 1) газетно-публицистический; 2) радио- и тележурналистский; 3) ораторский.

Подстили официально-делового стиля: 1) собственно законодательный (язык законов); 2) дипломатический (язык международных документов); 3) канцелярский (деловые бумаги).

Подстили разговорного стиля: 1) разговорно-официальныйподстиль; 2) разговорно-бытовой подстиль (неофициальный).

Любой стиль, а, следовательно, и подстиль, реально существует как совокупность определенных типов текстов. Так, собственно научный − это доклад, монография, диссертация и т. д., а научно-учебный − это учебник, учебное пособие, курсовая работа и т.п. Каждый из этих типов текстов можно назвать жанром в лингвистическом смысле этого слова, т.е. «жанр − это разновидность речи, определяемая данными условиями ситуации с целью употребления» (Словарь лингвистических терминов / под ред. О. С. Ахмановой. − М., 2007).

Каждый функциональный стиль имеет свои стилеопределяющие факторы (СОФ) и языковые черты. Из них складывается функционально-стилистическая система современного русского литературного языка.

Стилеопределяющие факторы складываются из следующих компонентов: 1) сфера общения; 2) задачи коммуникации; 3) участники коммуникации; 4) реализация языковых функций; 5) контактность; 6) организация речи.

Стили разграничены не только наличием определенных особенностей (СОФ), но и невозможностью включения в каждый стиль таких элементов, которые ему чужды. Так, официально-деловому стилю противопоказано использование слов с субъективной оценкой (головушка, реченька и т.п.). Такие слова и выражения, как «широкие круги общественности», «разрядка», используются в публицистическом стиле.

Однако стили не являются замкнутыми системами, поэтому каждый стиль в определенных пределах допускает взаимопроникновение языковых элементов (наиболее проницаемый публицистический, наименее − официально-деловой).

Стилевые черты нескольких стилей могут сосуществовать в одном тексте. Имеются смешанные стилевые жанры. Например, в критической статье совмещаются научные и публицистические стили, в рецензии – научный и деловой. Функциональные стили сложились из потребности общества в дифференциации языковых средств в зависимости от той социальной сферы, которую обслуживает язык.

Общая характеристика научного стиля

Подстили научного стиля 1) собственно научный; 2) научно-учебный; 3) научно-популярный.

Научный стиль обслуживает сферу науки. Его стилеопределяющими факторами являются:

1) сфера общения – оформление, передача, восприятие, утверждение и хранение научного знания (научные контакты);

2) задачи коммуникации – экономное представление нового знания в контексте накопленного; свернутая экспликация (использование, объяснение) освоенного знания; рационально-организованная документация;

3) участники коммуникации – абстрагированные и типизированные применительно к данной области и уровню знания личности выразителя нового знания и обучаемого или специалиста;

4) реализация языковых функций – функция сообщения; когнитивная (познавательная, гносеологическая, иногда называемая экспрессивной, т.е. выражения деятельности сознания);

5) контактность – дистантная во времени и пространстве, опосредованная письменным текстом; полупрямая в устном общении;

6) организация речи – очень высокая степень формальной и содержательной подготовленности.

Стилевые языковые черты: отвлеченно-обобщающий характер изложения, точность, логичность, последовательность, объективность в представлении информации; однообразие, однородность языковых средств; безэмоциональность, необразный характер речи; своеобразная экспрессия.

Такие качества, как логичность, ясность, точность, не являются спецификой научной речи. Они необходимы и деловому языку, и публицистическому, желательны и в разговорно-обиходной речи.

Однако в научном стиле эти качества являются требованием самой науки, без этих качеств научных произведений не может существовать.

Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают собой каждый научный текст. Это сказывается прежде всего в том, что почти каждое слово выступает здесь как обозначение общего понятия или абстрактного предмета.

Логичность – это последовательность расположения всех единиц текста и наличие смысловых связей между ними.

Ясность – это понятность, доступность.

Точность – это однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и означающим. (См. тему 4)

Отсутствие открыто выраженной эмоциональности в научном тексте связано с ограниченностью авторского, личностного начала.

Для научной речи характерна тенденция к стандартизации, которая проявляется и в структуре текста, и в использовании языковых средств.

Научный стиль бытует и в письменной, и в устной речи. Первичной формой является письменная форма. Звучащая научная речь в значительной степени испытывает влияние книжно-письменного ее варианта, т.к. большинство устных научных выступлений читается по заготовленному заранее письменному тексту.

Стиль произношения в научной речи книжный, полный, с логическим выделением смысловых центров.

Лексика научного стиля

1) Много специальной терминологии, которая может быть узкоспециальной и общенародной: интерфикс, симптом, атмосфера, сигнификация. В современной научной литературе получил широкое распространение способ создания терминов, которые не соответствуют общепринятому употреблению, носят индивидуальный характер, обусловленный специфическим контекстом (окказионализмы – от лат случайный).

В научной речи частотны слова иноязычного происхождения, особенно в составе терминов. Употребление заимствованной лексики можно считать позитивным явлением, т.к. заимствованная лексика носит интернациональный характер (тема, рема, структурная схема предложения – общие термины для языковедов, которые пишут на русском, чешском, английском языках).

2) Характерно употребление слов в одном значении (моносемия).

Например : слово «встречаться » имеет 3 значения;

1) сходиться с кем-либо, двигаясь с разных сторон;

2) сойтись с кем-либо для совместного проведения времени;

3) обнаружиться, попадаться.

В научном стиле данное слово реализует только 3-е значение и становится моносемичным.

3) Абстрактная лексика преобладает над конкретной. Конкретная лексика выступает для обозначения общих понятий (Дуб развивает очень мощную крону).

4) Отсутствие эмоциально-экспрессивиых слов.

Однако обобщенность и отвлеченность научной речи отнюдь не означает, что ей в принципе противопоказана образность. Употребление образных средств зависит от авторской индивидуальности и от области знания. Так, в литературоведении, истории, философии, географии и некоторых других науках обычно в большей степени используются образные средства, чем в точных науках (например, сравнение). Но образные средства, используемые в научной речи, отличаются от образных средств языка художественной литературы, различны их функции. Образ в научной речи очень схематизирован и обобщен.

Морфология научного стиля

1) Частотно употребление глаголов в форме настоящего времени несовершенного вида со значением постоянного, вневременного действия: «имена существительные обладают разными признаками...».

2) Частотно употребление формы 3 лица глаголов. Наблюдается их абсолютное преобладание над другими формами. («Среди заимствований выделяют собственно заимствования и кальки»).

3) Прилагательные по употребительности в научном стиле превосходят все остальные стили: 13% (ср.: в деловом – 10% , в художест. − 7%, в разг. – 3,5%). Это связано с использованием их в составных терминах (сложное предложение, угольная кислота, актуальное членение и т.д.).

4) Наблюдается тенденция к десемантизации (утрата словом лексического значения. Например: знаменательный характер «быть» в сочетании «быть дома» и служебный характер – в сочетании «быть готовым») глаголов и прилагательных.Много глаголов употребляются в роли связок: быть, являться, называться, считаться, определяться, становиться и т.д. Выступая в роли связок, глаголы десемантизируются и вступают в синонимические отношения: происходит, имеет место, отличается (один синонимический ряд в научном стиле).

Значительная часть глагола выступает в роли компонентов глагольно-именных сочетаний, в которых основная нагрузка падает на существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматические функции: подвергнуть анализу; подвергнуть воздействию: подвергнуть оценке.

Десемантизация прилагательных и причастий происходит в результате их употребления в значении, близком к значению местоимения: принимая во внимание перечисленные условия; внимание перечисленные следующие опыты; внимание перечисленные описанные приемы.

5) Частотно употребление форм причастий и деепричастий.

6) Частотно употребление существительного среднего рода (в научной речи – 30%, в общелитературном языке − 15%).

1-е место по частоте употребления – имена существительные;

2-е место по частоте употребления – имена прилагательные;

3-е место – глагол.

Преобладание существительных связано с десемантизацией глагола, в результате чего происходит перенос информации с глагола на существительные.

Для существительного характерно употребление ед.ч. в собирательном значении (Береза распускается раньше дуба).

7) Частотно использование существительных как цепочки родительного падежа (генетив ): к изучению состояния и развития национальных языков.

8) Употребление 1-го лица мн.ч. местоимений, т.е. «мы» – авторское (Мы считаем необходимым включить); и «мы» – совокупность, включающая и говорящего, и аудиторию (Сравним два предложения). Однако в научной прозе последнего времени наблюдается тенденция исключения этой формы.

Синтаксические особенности научного стиля

Синтаксис научного стиля определяется спецификой научного мышления, для которого характерны предложения без конкретного лица говорящего: безличные, неопределенно-личные, номинативные, предложения с именным составным сказуемым и нулевой связкой.

1) Употребление пассивных конструкций.

2) Частотны обобщенно-личные предложения с глаголами в форме 1 л, мн.ч. настоящего и будущего времени (Рассмотрим результаты анкетирования).

3) Безличные предложения характерны в 2-х типах:

с предикатами на -о (Ясно, что в понимании этого вопроса нет единства);

с модальными словами + инфинитив (Не нужно думать, что…).

4) Среди двусоставного предложения преобладают предложения с сост. именным сказуемым.

5) Среди сложного предложения преобладают сложноподчиненные, т.к. их смысловые связи четче и являются оформленными. Для сложноподчиненного предложения с придаточными изъяснительными характерна информативная несамостоятельность главной части (т.е. информацию несет на себе придаточная часть).

6) Частотно употребление однородных членов, вводных конструкций.

7) Преобладают повествовательные предложения, отсутствие вопросительных., побудительных.

8) Употребление двойных союзов в простом предложении.

9) Частотно употребление производных предлогов (по мере, в течение, посредством).

10) Частотно употребление сложных производных союзов (вследствие того что и т.п.).

Т.е. в синтаксисе научной речи наиболее отчетливо проявляются такие качества, как подчеркнутая логичность и связность в изложении мыслей.

Существует тенденция к замкнутости научного стиля. Ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, рассуждений и даже поэтических произведений (оды и поэмы), т.е. были близки к художественной литературе.

Изменение научного стиля имеет экстралингвистические причины: развитие науки потребовало устранения избыточного языкового материала. Дифференциация науки привела к значительному росту абстрактной лексики, которая стала характерна для научного стиля.

Итак, научный стиль во всех лингвистических проявлениях отражает специфику той сферы, которую он обслуживает, т.е. сферу науки.

Своеобразие научного стиля, его речевой структуры выявляется главным образом в синтаксисе,и на сверхфразовом уровне (т.е. в связях, соотношениях предложений в рамках текста и его компонентов – абзаца и сверхфразового единства, или сложного синтаксического целого). Именно в функционировании синтаксических единиц и в организации межфразовых связей и соотношений в тексте наиболее полно обнаруживают себя такие основные черты научного стиля, как обобщенно-отвлеченный характер изложения и его подчеркнутая логичность.

Простое предложение. Среди простых предложений преобладают распространенные (90%)*, как правило, с очень разветвленной системой второстепенных членов предложения, с однородными членами предложения (нередко – с целыми сериями однородных членов); в структуре простых предложений активны полупредикативные образования (причастные и деепричастные обороты, значит, и обособления), а также вводные слова, вводные и вставные конструкции. Например: Греко-римская традиция, благодаря развитию книжной печати и делению литературы на научную и художественную (что связано с развитием книгопечатания), последовательно создала рациональную риторику и поэтику как учения о стиле и воплощении мысли в слове (из книги Ю. Рождественского «Теория риторики»).

* См.: Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Пермь, 1972. С. 323.

Специальные подсчеты показали, что среднее количество слов в одном предложении общенаучного текста составляет 24,88, но большинство предложений содержит 17 слов* (если быть точным – словоформ, т.е. и предложно-именных сочетаний).

* См.: Функциональный стиль общенаучного языка и методы его исследования / Под ред. О.С. Ахмановой и М.М. Глушко. М., 1974. С. 22.

В сфере простого предложения активны неопределенно-личные, безличные, а также обобщенно-личные предложения.

Определенно-личные предложения, естественно, здесь не актуальны, так как научный стиль стремится к неличной манере изложения, к фактическому устранению субъекта речи как активного деятеля (формы 1-го и 2-го лица возможны в полемических текстах. Однако в письменных текстах полемической направленности эти формы крайне редки, они более естественны в устной – академической – речи). Что же касается «авторского мы», то оно имеет обобщенный характер. Это подтверждает его синонимичность с безличным предложением: Итак, мы пришли к выводу... и Итак, можно сделать вывод...

Наиболее часто в научном стиле используются неопределенно-личные предложения с глаголом-сказуемым, выраженным формой 3-го лица множественного числа. Такое сказуемое обозначает («вневременно») общепринятые явления, факты, закономерности: Различают три вида пряжи; Состав помещают в колбу.

Активны и обобщенно-личные предложения с глагольным сказуемым в 1-м лице настоящего и будущего времени множественного числа: Дадим определение функции; Произведем суммирование всех членов; Отнесем эту функцию к классу дифференцируемых функций.

Среди безличных предложений чаще встречаются три типа:

а) с модальными словами, выражающими возможность, невозможность, необходимость, + инфинитив (Нужно найти кривую; Нельзя вывести формулу);

б) в сказуемом – безличный глагол или безличная форма личного глагола (Требуется определить силу тока при последовательном cоединении источников);

в) спредикативными наречиями (Любую правильную рациональную дробь легко выразить через простейшие дроби). Не представлены безличные предложения, в которых выражено состояние природы и человека (Морозит; Моросит; Мне дурно).

В научном стиле пассивные конструкции явно преобладают над активными. Это можно объяснить стремлением к объективности и обобщенности изложения без указания на субъект действия. Представлены глагольные конструкции (Монтаж производится в первой раз; Продолжается дополнительный прием работников); причастные конструкции (Точка удалена от плоскости; Сила приложена к телу под некоторым углом к горизонту);

Что касается конструкций с отглагольными существительными (Исследование явлений изменения масштабов времени в гравитационном поле), то их активность в научном стиле объясняется прежде всего его именным характером (как и официально-делового стиля), который проявляется в функционировании в научных текстах именно отглагольных образований, наряду с преобладанием существительных над глаголами, а также вспомогательной функцией глаголов в предложении.

Сложное предложение. В научном стиле отмечается явное преобладание сложноподчиненных предложений над сложносочиненными. Это объясняется тем, что первые выражают причинные, условные, следственные, временные отношения (что, безусловно, очень важно для научного изложения).

В то же время в научном стиле культивируются многокомпонентные синтаксические структуры, в которых наряду с подчинительной представлена и сочинительная связь, например:

Таким образом, было установлено, что явление десинхронизации наблюдается при раздражении тех эстеро- и интероцептивных полей, в которых имеются окончания соматических или цереброспинальных волокон, идущих к центральной нервной системе без перерыва, тогда как явления синхронизации вызываются преимущественно с тех интероцептивных полей (слизистая оболочка желудка), в которых, по нашим данным, имеются окончания только или преимущественно симпатических афферентных волокон, идущих в центральную нервную систему чаще всего с синоптическим перерывом (одним или более) в вегетативных ганглиях.

Такие сложные образования обычно отличаются четкостью грамматических и смысловых связей, упорядоченностью внутренней организации. Приведенная иллюстрация довольно типична по своей синтаксической устроенности: к главному предложению было установлено относятся две «цепочки» придаточных частей, построение которых отличается параллелизмом.

Многокомпонентные конструкции часто осложняются причастными и деепричастными оборотами (судя по специальным исследованиям, обычно их число не превышает двух-трех, однако встречаются предложения и с гораздо большим количеством обособлений – от 8 до 12), вставными конструкциями.

Словосочетания. В синтаксисе словосочетания на первый план выдвинуты субстантивные именные сочетания. Широко распространен родительный приименной (производительность труда, эрозия почвы, угол атаки), а также (главным образом в терминологии) сочетания типа существительное + прилагательное (сельское хозяйство, экономическая география, ударный согласный, культурный шок...). Такая избирательность обусловлена тенденцией научного стиля к номинации как средству логизирования действительности, точной информации о действительности (а наука и занимается получением объективной информации о закономерностях и точных фактах естественной, социальной и духовной жизни), к дифференциации номинаций (в соответствии с тенденцией научного анализа к детализации, дифференциации понятий).

В научном стиле самый высокий процент употреблений родительного падежа – до 46% (в языке художественной литературы. – до 22%). Соответственно очень активны и словосочетания с родительным приименным.

Словосочетания, функционирующие в научном стиле, очень разнообразны по своему структурному построению. Обращают на себя внимание многокомпонентные словосочетания, поскольку они возникли и возникают вследствие присущей научному анализу дифференциации понятий: первичная обмотка трансформатора; передающая система поочередного действия; запуск космического корабля многоразового использования; частотно-модулированная несущая звукового сопровождения.

Сверхфразовый уровень. Специфичность научного текста состоит в том, что его содержание находит свое выражение, становится доступным читателю благодаря строгой логичности, связности и последовательности изложения.

Как уже отмечалось, логичность изложения в научном стиле проявляется в огромной степени в том, что здесь господствуют сложноподчиненные предложения, связи между частями выражены несравненно четче, разнообразнее, дифференцированнее, чем в сложносочиненных предложениях. Для характеристики связности научной речи показателен общий высокий процент сложных предложений (50,3%)*, а также то, что простое предложение осложнено оборотами, содержащими подчинительные связи**.

* См.: Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Пермь, 1972. С. 325.

** См.: Лариохина Н.М. Вопросы синтаксиса научного стиля речи (анализ некоторых структур простого предложения). М., 1979. С. 27.

Для синтаксиса научного стиля типична насыщенность речи, текста разнообразными средствами выражения подчеркнутой логичности. Предмет особой заботы автора научного текста – выделение и отграничение главного в содержании текста от второстепенного, основных, базовых понятий от производных, четкость в разграничении тезисов. В связи с этим в изложении важная роль отводится таким формулировкам, приемам изложения, речевым оборотам, как прямое указание на то, что обсуждение данного вопроса, тезиса закончено и мы переходим к следующему вопросу, тезису, что данное понятие является фундаментальным, базовым и т.д. Вводные слова типа во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, таким образом, следовательно, вводные конструкции: как уже отмечалось, как установлено в предыдущем параграфе и т.п., различного рода речевые обороты, фразы активизируют внимание читателя, помогают ему систематизировать излагаемый материал, следить за изложением автора. Для этих целей довольно часто используется вопросно-ответная форма, риторический вопрос, «лекторское мы».

В качестве примера приведем отрывок из книги К.А. Тимирязева «Жизнь растений»:

До сих пор мы рассматривали деятельность листа... Исходя из основного закона химии, что вещество не созидается, не исчезает, мы старались разыскать источники этого вещества и те превращения, которые оно... испытывает.

Но растительное тело представляет нам не только вещество... следовательно, в березе накопился запас тепла... Рождается вопрос: откуда же взялось это тепло, эта сила? Для того чтобы выяснить это, мы должны взглянуть на знакомые нам химические явления...

Смысловые связи между предложениями в тексте «обеспечиваются» множеством синтаксических способов организации изложения. Один из таких способов – повтор.

Повтор представлен в текстах разных функциональных разновидностей литературного языка. Так, в рамках языка художественной литературы повтор – важнейший фактор организации стихотворного текста лирического содержания. См., например, начало и заключительную строфу стихотворения В. Брюсова «Кучи свезенного снега...»:

Организующая роль повтора в композиции лирических стихотворений обусловлена спецификой этого жанра. В научном стиле, как и в официально-деловом, повтор выступает в качестве важного средства связи между предложениями, которое обеспечивает точность и логическую обоснованность информации.

Повтор как способ организации изложения состоит в следующем:

Повторение того же слова (обычно существительного) – так называемый лексический повтор (Взаимодействие двух атомов может произойти только при столкновении этих атомов. Столкновение должно произойти с достаточной кинетической энергией);

Использование синонима слова, вообще синонимической замены слов, в последующем предложении – синонимический повтор (Раствор цианида калия имеет щелочную реакцию и сильно пахнет синильной кислотой. Аналогичными свойствами обладает цианид натрия);

Замена части предыдущего предложения местоимениями это, все они, все это – местоименный повтор (Когда элемент находится в свободном состоянии – образует простое вещество, тогда движение электронов около всех атомов этого вещества происходит одинаково. Это справедливо для всех простых веществ независимо от их структур).

Наряду с обеспечением связности текста, связи между предложениями повтор участвует в логическом развертывании изложения. Например: Каждый организм представляет собой совокупность упорядочение взаимодействующих структур, образующих единое целое, т.е. является системой. Живые организмы обладают признаками, которые отсутствуют у большинства неживых систем. Однако среди этих признаков нет ни одного, который был бы присущ только живому. Возможный способ описать жизнь – это перечислить основные свойства живых организмов. (Здесь в роли своеобразного повтора выступают и однокоренные слова.)